Спас на Крови Санкт-Петербург
Санкт-Петербург — настоящий город-музей, в котором расположено множество памятников истории, архитектуры и культуры, одним из которых является Спас на Крови.
Сегодня данный объект — православный храм, а также музей-памятник, представляющий собой филиал музейного комплекса «Исаакиевский собор».
Спас на КровиЭтот храм, полное официальное название которого звучит как Собор Воскресения Христова на Крови, привлекает не только запоминающимся внешним видом, но и историей своего появления. Дело в том, что Спас на Крови был возведён именно на том месте, где в марте 1881 года был смертельно ранен Александр II.
Уже на следующий день после смерти императора Городская дума приняла решение о необходимости установления на данном месте памятника либо часовни. Именно вторая идея и и была воплощена. Так, 17 (по новому стилю — 29) апреля 1881 в Санкт-Петербурге на месте покушения на царя появилась часовня на набережной Екатерининского канала. Её архитектором стал Леонтий Бенуа.
Спустя два года началось строительтво собора, а часовня была перенесена на располагавшуюся рядом Конюшенную площадь, а через ещё девять лет и вовсе разобрана.
Строительство нового храма было начато в октябре 1883 года по проекту архитектора Альфреда Парланда (первоначально проект был совместным: в нём также принимал участие настоятель Троице-Сергиевой пустыни архимандрит Игнатий (Малышев), который позже отошёл от строительных работ).
Строительство Спаса на Крови осуществлялось на протяжении 24 лет, после чего 6 (19) августа 1907 года митрополит Антоний (Вадковский) в присутствии членов императорской семьи и самого императора Николая II совершил освящение собора. Спустя год произошло освящение и стоявшей рядом Иверской часовни-ризницы.
Иверская часовня-ризницаСразу после своего появления Спас на Крови был передан в ведение Министерства внутренних дел и не являлся приходским храмом. Таким же был и другой не менее известный храм города — Исаакиевский собор. Вход в здание осуществлялся только по пропускам. Так было до смены власти, когда в начале 1920 года храм был передан «двадцатке», то есть приходу.
Позднее храм находился в ведение обновленцев, после чего являлся центром иосифлянства в городе Санкт-Петербург (тогдашнем Ленинграде). 30 октября 1930 года Президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета принял решение о закрытии храма.
И хотя история собора насчитывает немногим более ста лет, она достаточно насыщенна. Так, в 1930-е годы было принято решение о сносе здания, которое, однако не было приведено в исполнение. В годы войны здесь располагался морг, а уже в послевоенное время — склад декораций Малого оперного театра.
Следы от снарядовС этим храмом связана и ещё одна интересная история. Так, в 1961 году во время проведения научно-производственных реставрационных работ в центральном куполе храма был найден немецкий фугасный снаряд времён войны, пролежавший здесь 18 лет. Данный снаряд, массой около 150 килограмм, пробил свод купола, но застрял в перекрытии свода.
Извлекала снаряд группа из шести человек: опытных верхолазов и бывшего сапёра В.Николаева. Руководил работами бывший пиротехник В.Демидов. Снаряд удалось извлечь при помощи лебёдки, после чего он был вывезен и уничтожен в районе Пулковских высот.
20 июля 1970 года Спас на Крови было принято передать музею «Исаакиевский собор», организавав здесь филиал последнего. 12 апреля следующего года собор был поставлен на баланс музейного комплекса. Данное событие сыграла важную роль в истории собора, так как к тому времени он уже находился в аварийном состоянии, из-за чего требовались срочные реставрационные работы.
Инженерные, общестроительные и реставрационные работы на объекте проводилимь на протяжении 1970-90-х годов, после чего Спас на Крови Санкт-Петербург 19 августа 1997 года открылся для своих посетителей, а ещё спустя семь лет здесь была отслужена литургия. В 2014 года здесь зарегистрирован приход.
Внешним обликом Спас на Крови напоминает московский собор Василия Блаженного. Храм возведён в «русском стиле» с чертами, присущими церквям XVI-XVII веков, особенно в Ярославле и Москве.
Храм выделяется своим внешним ассимитричным видом, а также девятью куполами различного размера, высоты и оформления. В центре расположен шатёр высотой 81 метр. Снаружи храма размещены надписи, сообщающие о достижениях Российской империи в годы правления Александра II.
Купола собораВпечатляет и внутреннее убранство храма, где особое место отведено мозаике, общая площадь которой 7065 квадратных метров. Мозаичная экспозиция Собора Воскресения Христова на Крови является одной из самых крупных коллекций подобного рода во всей Европе.
Храм Спас на Крови в Санкт-Петербурге: история
Храм Спаса на Крови, история строительства которого началась с трагедии 1 марта 1881 года, ныне считается одним из самых необычных соборов России. И дело здесь не только в красочной архитектуре, не свойственной для Петербурга, но и во множестве символичных совпадений, мистицизме, пронизывающем всю историю существования храма.
Спас на Крови: история создания
Яркий и необычный для стольного Петербурга храм располагается непосредственно над каналом Грибоедова, близ Михайловского сада. 1 марта 1881 года здесь произошла трагедия – в результате теракта погиб император Александр II. А на месте его трагической гибели было решено возвести храм, вот почему Спас на Крови получил свое название раньше, чем началось строительство.
Как проводились конкурсы на проект Спаса на Крови, история кратко рассказывает: предлагали свои варианты лучшие архитекторы тех времен – Бенуа, Шретер, Богомолов и другие. А победу одержал молодой и перспективный Альфред Парланд, заручившийся поддержкой архимандрита Игнатия. Но и ему пришлось еще 5 лет потратить на доработку проекта.
Все черты русской архитектуры в одном соборе
Спас на Крови архитектор Парланд задумал грандиозным: он должен был объединить все черты традиционного русского зодчества – изразцы и керамическую черепицу, купола и шатры, мозаику и живопись Васнецова и других художников.
Благодаря оригинальному декору фасадов храма, строительство продлилось еще на 10 лет. Использован в нем был целый ряд художественных техник:
- Керамические изразцы в квадратных углублениях стен;
- Примыкающие к фасаду сени в виде резных теремов;
- Окна фасадов и шатров получили удлиненную форму с кокошником сверху и были украшены резными наличниками;
- Главенствующее место заняла в декоре фасадов Спаса на Крови мозаика, созданная в частной мастерской Фролова по эскизам художников 19 века.
Высоко, под самым куполом колокольни ею выложены слова молитвы Василия Великого, а перед входом в храм разместились мозаичные иконы из мрамора, посвященные святым, хранившим императора Александра II – Зосиму Соловецкому и Евдокии. Над ними и сводом полукруглого окна расположилась грандиозная мозаичная композиция «Спас Нерукотворный с предстоящими Богоматерью и Иоанном».
Мозаикой выложены и гербы всех областей Российской Империи, и изображения святых у каждого из входов в храм. Всего на фасад Спаса на Крови в Питере было израсходовано более 650 квадратных метров мозаики. Она и стала причиной долгого пребывания собора в окружении лесов, с которыми связана и еще одна городская легенда: достраивался храм во времена гибели императорской власти в России, а когда леса сняли во второй раз – развалился СССР.
Спас на Крови стиль русского зодчества не просто выдержал, а соединил в себе культуру и особенности архитектуры сразу четырех столетий. Яркий и необычный, словно резной терем с изразцами, он и сегодня издалека привлекает внимание среди однообразного строгого классицизма петербургской архитектуры.
Иконы Спаса на Крови
Внутреннее убранство собора не уступает его великолепной «внешности». Это настоящий музей камня и мозаики, поражающий великолепным убранством и искусностью работы мастеров:
- Над местом гибели императора в соборе стоит сень, выполненная из алтайской яшмы;
- Спас на Крови внутри еще больше поражает искусством мозаики – своды храма и проемы окон, самые масштабные библейские сюжеты здесь выполнены из миниатюрных мраморных и золотых пластинок;
- Иконы приделов выложены мозаикой, а рамы покрыты позолотой.
По одной из легенд, в Спасе на крови хранится чудесная икона, на которой отображены самые значимые для России даты – падение царской власти, начало Великой Отечественной Войны, распад СССР. Самым мистическим образом на ней недавно стали проявляться и новые цифры, которые священнослужители связывают с будущим и хранят в секрете.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Храм Спаса-на-Крови, внутреннее убранство, Санкт-Петербург
Собор Воскресения Христова на Крови в Санкт-Петербурге построен в память императора Александра II на месте его убийства (смертельного ранения). Строился в 1883—1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева). Изнутри Спас-на-Крови почти полность покрыт мозаикой, площадь которой составляет 7065 квадратных метров, что не имеет аналогов. Оформление с использованием ценных пород камня сходно с Исаакиевским собором. Внутри собора сохранен фрагмент мостовой, где Александр II получил смертельное ранение. Собор, как и Исаакий, пользуется успехом у альтернативщиковФото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 02.2014г.
Начало: Храм Спаса-на-Крови, внешний вид
Идея украсить храм изнутри мозаикой возникла не сразу, первоначально предполагалось интерьер расписать, а мозаику включить лишь в композиции фасадов и выполнить из нее иконы для иконостаса.
В марте 1895 года (когда о внутреннем мозаичном убранстве еще и речь не шла) был объявлен конкурс на изготовление наружных мозаик для храма Воскресения Христова. В конкурсе приняли участие «Венецианская мастерская» Антонио Сальвиати (Antonio Salviati) и Венецианское мозаичное общество (Società Musiva Veneziana), пользовавшиеся мировой известностью, немецкая фирма «Пуль и Вагнер», а также Мозаичное отделение Академии художеств, имевшее большой опыт работы в Исаакиевском соборе, и, наконец, первая в России частная мозаичная мастерская, основанная в 1890 году А. А. Фроловым. Предпочтение было отдано образцам этой мастерской, благодаря высоким художественным качествам, прочности и быстрой удешевленной технике набора.
Через год после конкурса было предложено использовать мозаику и для интерьера. Создание оригиналов поручили сначала мастерской А. А. Парланда, но вскоре решили заказать эту работу известным художникам, тем более что уже в 1894-1895 годах М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, А. Ф. Афанасьев, В. В. Беляев, Н. А. Бруни, Ф. С. Журавлев, Н. А. Кошелев, А. Н. Новосельцев и другие исполнили эскизы и картоны наружных композиций.
Создание мозаичного убранства Спаса на Крови начиналось в частной студии декоративной мозаики А.А.Фролова, а после смерти мастера в июне 1897 года его заменил младший брат Владимир Александрович Фролов. В.А.Фролов стал крупным мастером русской и советской мозаики и считается главным создателем мозаичного убранства храма Воскресения Христова.
Мозаичные картины покрываеют всё внутреннее пространство храма. Этот уникальный ансамбль создавался под руководством архитектора А. А. Парланда коллективом мастеров-мозаичистов по эскизам 32 художников, среди которых были В. М. Васнецов, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин, Н. Н. Харламов, В. В. Беляев и В. И. Отмар.
Интерьер Спаса на Крови уникален по разнообразию и великолепию каменного убранства, по богатству отделки и обилию пород, фактур и оттенков русских самоцветов и итальянских мраморов. Это целый музей камня и камнерезного искусства, в создании которого принимали участие лучшие российские и итальянские мастера. В оформлении интерьера были использованы итальянские мрамора, уральская и алтайская яшма неповторимого рисунка, порфир, орлец.
1. Мозаика Преображение, художник Н.А. Кошелев
2. Центральный мозаичный образ Христа Вседержителя, «Христос Пантократор», в плафоне центрального купола, Николай Николаевич Харламов
3. Христос во Славе, художник Н.Н. Харламов
4. Мозаика южного свода «Нагорная проповедь», художник В.В. Беляев
5.
6. Пол из итальянского мрамора, представляющий из себя 45 соединённых друг с другом мозаичных ковров с неповторяющимся узором
7.
8. Мозаика вблизи
9. Нижняя часть стен внутри храма облицована на высоту 2,5 м зелёным калабрийским мрамором Verde di Calabria, из него же выполнены солея иконостаса и резные скамьи вдоль стен. По другим данным, это не мрамор, а итальянский серпентинит, который был заготовлен в Неаполе в 1905 году
10.
11. Мозаика северо-восточного купола «Спас Благое Молчание», здесь изображение Христа в ангельском чине, до воплощения (то есть до прихода к людям), в виде безбородого юноши с крыльями за спиной
12. Сошествие Святого Духа на апостолов, художник В.В. Беляев
13. Северный киот с мозаичной иконой Александра Невского, по рисунку М. Нестерова
14. Резьба по камню сильно напоминает аналогичную в Исакиевском соборе
15.
16. Любителям альтернативки: такую качественную резьбу могли сделать только рептилоиды с Нибиру с помощью лазерных технологий допотопных сверхцивилизаций, человек на такое не способен!
17.
18. Святые князь Владимир и княгиня Ольга, мозаика по рисунку Н. Шаховского
19. Вход Христа в Иерусалим, художник В.В. Беляев
20.
21. Иконостас, выполнен из мрамора в Генуе
22. Справа и слева от Царских врат иконы по рисункам Васнецова (Богоматерь и Спаситель)
23. Царские врата из серебра, украшенные эмалям
24.
25. Сень над местом смертельного ранения царя Александра II, по рисунку А. Парланда
26. Основанием сени являются четыре колонны из алтайской яшмы
27.
28.
29. Под сенью хранится часть решетки Екатерининского канала и камни булыжной мостовой, на которые пал смертельно раненый Александр II
30.
31. Жертвоприношение Авраама, художник В.В. Беляев
32.
33.
34. Южный киот
35. Облицовка цоколя четырех центральных пилонов сделана из житомирского лабрадорита, обладающего свойством иризации, которое проявляется в виде радужного свечения: из глубины темной поверхности породы проступают ярко-синие, серебряные и золотистые искры
36. Мозаика юго-восточного купола «Спас Эммануил» представляет Христа в отроческом возрасте
37. Мозаика Насыщение пятью хлебами пяти тысяч человек, А. П. Рябушкин
38.
39.
40. Мозаика юго-западного купола «Иоанн Креститель»
41. Далее фото со стендов с историей реставрации: как было, что сделали и как стало. Работа проделана колоссальная, очень советую посмотреть в живую
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
Еще Питер:
Храм Спаса-на-Крови, внешний вид
Казанский собор — внешнее и внутреннее убранство
Исаакиевский собор, внешнее убранство (1 часть)
Исаакиевский собор, внутреннее убранство (2 часть)
Центральный военно-морской музей, 1 часть
Центральный военно-морской музей, 2 часть
Крейсер-музей «Аврора»
Вагон Санкт-Петербургской «Конки»
Ночной зимний Питер
2 января четверг |
Божественная литургия. Прав. Иоанна Кронштадтского, чудотворца Акафист св. прав. Иоанну Кронштадтскому |
10:00 17:00 |
||
3 января пятница |
Божественная литургия. Свт. Петра, митр. Московского и всея России чудотворца Утреня |
10:00 17:00 |
||
4 января суббота |
Божественная литургия. Суббота пред Рождеством Христовым. Вмц. Анастасии Узорешительницы Всенощное бдение |
10:00 17:00 |
||
5 января воскресенье |
Божественная литургия. Неделя пред Рождеством Христовым, святых отец Акафист Иисусу Сладчайшему |
10:00 17:00 |
||
6 января понедельник |
Божественная литургия с вечерней, св. Василия Великого. Навечерие Рождества Христова (Рождественский сочельник) Всенощное бдение с литией (вел. повечерие, лития, утреня) Божественная литургия. Рождество Христово Литургия св. Иоанна Златоуста |
10:00 17:00 23:30 |
||
7 января вторник |
Божественная литургия. Рождество Христово Литургия св. Иоанна Златоуста. Великая вечерня |
10:00 17:00 |
||
8 января среда |
Божественная литургия. Попразднство Рождества Христова. Собор Пресвятой Богородицы Акафист Пресвятой Богородице |
10:00 17:00 |
||
9 января четверг |
Божественная литургия. Попразднство Рождества Христова. An. первомч. и архидиакона Стефана Акафист Иисусу Сладчайшему |
10:00 17:00 |
||
10 января пятница |
Божественная литургия. Попразднство Рождества Христова. Мучеников 20 ООО, в Никомидии в церкви сожженных Утреня |
10:00 17:00 |
||
11 января суббота |
Божественная литургия. Суббота по Рождестве Христовом. Попразднство Рождества Христова. Мучеников 14 000 младенцев, от Ирода в Вифлееме избиенных Всенощное бдение |
10:00 17:00 |
||
12 января воскресенье |
Божественная литургия. Неделя 30-я по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом. Прав.Иосифа Обручника, Давида царя и Иакова, брата Господня Акафист Иисусу Сладчайшему |
10:00 17:00 |
||
13 января понедельник |
Божественная литургия. Отдание Рождества Христова. Прп. Мелании Римляныни Полиелейная утреня |
10:00 17:00 |
||
14 января вторник |
Божественная литургия. Обрезание Господне. Свт. Василия Великого. Литургия св. Василия Великого Акафист св. прп. Серафиму Саровскому |
10:00 17:00 |
||
16 января четверг |
Божественная Литургия. Предпразднство Богоявления. Прор. Малахии Акафист Пресвятой Богородице |
10:00 17:00 |
||
17 января пятница |
Царские часы, вечерня. Литургии не положено. Предпразднство Богоявления. Собор 70-ти апостолов Утреня |
10:00 17:00 |
||
18 января суббота |
Божественная литургия св. Иоанна Златоуста. Вечерня. Великое освящение воды. Предпразднство Богоявления. Навечерие Богоявления (Крещенский сочельник) Всенощное бдение с литией (вел. повечерие, лития, утреня) |
10:00 17:00 |
||
19 января воскресенье |
Божественная литургия св. Василия Великого. Крещение Господне. Великое освящение воды Великая вечерня |
10:00 17:00 |
||
20 января понедельник |
Божественная литургия. Попразднство Богоявления. Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна Утреня |
10:00 17:00 |
||
21 января вторник |
Божественная литургия. Попразднство Богоявления. Прп. Георгия Хозевита Акафист св. вел. муч. Екатерине |
10:00 17:00 |
||
23 января четверг |
Божественная литургия. Попразднство Богоявления. Свт. Григория еп. Нисского Акафист Пресвятой Богородице |
10:00 17:00 |
||
24 января пятница |
Божественная литургия. Попразднство Богоявления. Прп. Феодосия Великого Утреня |
10:00 17:00 |
||
25 января суббота |
Божественная литургия. Суббота по Богоявлении. Св. мц. Татианы и с нею в Риме пострадавших Всенощное бдение |
10:00 17:00 |
||
26 января воскресенье |
Божественная литургия. Неделя 35-я по Пятидесятнице, по Богоявлении. Мчч. Ермила и Стратоника Акафист Иисусу Сладчайшему |
10:00 17:00 |
||
27 января понедельник |
Божественная литургия. Отдание Богоявления. Равноап. Нины, просветительницы Грузии Утреня |
10:00 17:00 |
||
28 января вторник |
Божественная литургия. Прп. Павла Фивейского Акафист св. благ. вел. кн. Александру Невскому |
10:00 17:00 |
||
30 января четверг |
Божественная литургия. Прп. Антония Великого Акафист Пресвятой Богородице |
10:00 17:00 |
||
31 января пятница |
Божественная литургия. Прпп. Схим. Кирилла и Марии Утреня |
10:00 17:00 |
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Часовня-ризница Иверской иконы Божией Матери — часть комплекса храма Воскресения Христова (Спас на Крови) в Санкт-Петербурге. Памятник русской церковной архитектуры начала XX века. Расположена по адресу набережная канала Грибоедова, дом 2А.
Проект архимандрита ИгнатияПохожие по исполнению на будущую часовню объекты можно видеть в проекте Спаса на Крови архимандрита Игнатия, созданном в 1883 году. По этому замыслу часовен должно было быть две и они являют собой угловые башенки на ограде храма. Данный проект был значительно изменён архитектором Альфредом Парландом, после чего утверждён в 1887 году. В конечном проекте часовня одна и является отдельно стоящей постройкой.
Часовня храма Воскресения Христова была завершена в 1907 году, и 10 мая[1] (27 апреля) 1908 года освящена митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием во имя Иверской иконы Божией матери. Часовня-ризница использовалась для хранения икон (среди прочих «Распятие», авторство которого приписывалось Боровиковскому[1]) и прочих даров, поднесённых в память о кончине Александра II. Кроме того, там также были собраны некоторые архивные материалы, посвящённые строительству собора[2].
В годы Советской власти часовня не функционировала по прямому назначению и использовалась под различные хозяйственные нужды. Были утрачены некоторые элементы убранства: в частности, мозаичная Иверская икона, находившаяся на восточной стене; а также хризма, венчавшая здание вместо креста.
В 1996 году часовня была впервые отреставрирована. Была восстановлена мозаичная икона Спаса Нерукотворного, располагавшаяся над входом в часовню.
В 2005 году по архивным фотографиям была воссоздана хризма, венчающая часовню.
Ныне часовня-ризница используется в выставочных целях. Как часть комплекса Спаса на Крови, признана памятником истории и культуры федерального значения[3].
Часовня представляет собой прямоугольное одноэтажное здание, увенчанное большим куполом. Купол в плане являет собой восьмерик. Его завершение напоминает шатёр, однако выполнено в иных пропорциях и по высоте меньше барабана. Венчает данную конструкцию хризма, представляющая собой греческие буквы «хи», «ро», «альфу» и «омегу», вписанные в круг.
Во внешней отделке использован кирпич. Украшениями служат изразцы и мозаичные иконы.
Часовню окружает ограда, выполненная аналогично той, что отделяет Спас на Крови от Михайловского сада.
- В. В. Антонов, А. В. Кобак «Святыни Санкт-Петербурга». Т. 1. Санкт-Петербург, 1994.