Дацан баргузинский: Баргузинский дацан – Баргузинский дацан в Республике Бурятии

Баргузинский дацан

О дацане

2 мая 2005 года возле села Ярикто Баргузинского района было открыто самопроявившееся изображение Сарасвати, на бурятском языке Янжимы. 

В конце апреля 2005 года в Баргузинский район приехала делегация Буддийской Традиционной Сангхи во главе с Хамбо Ламой Д.Аюшеевым для освящения мест возведения храмов-дуганов в селах Ярикто и Баянгол и для поиска места возведения Баргузинского дацана.  

29 апреля Пандито Хамбо Лама провел буддийский обряд освящения места возведени дугана и уехал в Курумканский район. До границы района его сопровождали представители администрации, проезжая местность Униган, он заметил: "Здесь что-то есть. Возможно, здесь что-то найдется". 

По возвращении из Курумканского дацана 2 мая 2005 года Хамбо Ламу Аюшеева встретили на дороге жители Ярикто. Вместе с настоятелем Ширээтэ ламой Баргузинского дацана Цыденом Намжиловым и несколькими местными жителями, в том чиле четырьмя женщинами, все поднялись наверх к подножию горы Улзаха. Оказалось, что жители Ярикто с 1996 год сокровенно сохраняли "шкатулку", в том месте, где она и была найдена. После ее осмотра Хамбо Лама определил, что это ца-ца - буддийская ритуальная маленькая "ступа тысячи Будд", и она указывает на место пребывания бурханов. 

Хамбо Лама Дамба Аюшеев: "С 11 часов мы стали двигать камни. Когда перевернули один камень, под которым нашли ца-ца, то под ним оказалась огромная неподъемная каменная глыба. А прошло уже три часа, все устали, начали уже терять надежду, что -то найти. Я взял лом и начал простукивать этот камень и когда поднял голову, откуда-то мне в лицо ударил яркий свет, так что я даже зажмурился, а когда присмотрелся, то на огромном сером валуне метрах в 10 от себя увидел четкое изображение танцующей богини..." И действительно, прекрасная Янжима, подняв в грациозном жесте левую руку и левую ногу, готова начать прекрасный танец сотворения жизни и красоты. А рядом можно разглядеть ее защитников, многие видят слона с правой стороны, а некоторые видят с левой стороны очертания медведя. 

Возрождение буддизма в Баргузинской долине связано в первую очередь с феноменом проявления лика Янжимы в местности Униган возле улуса Ярикто. Это самопроявленное изображение официальным решением Высшего совета Сангхи - Сугунды, который собирается раз в пять лет, признано одной из пяти буддийских святынь Бурятии. Ежегодно в Баргузинской долине широко празднуют проявление Янжимы. Над камнем строится Дворец Янжимы.

У баргузинских бурят есть стойкое верование, что именно в этих местах надежно спрятаны священные реликвии Баргузинского дацана, разрушенного в 30-е годы.

После нахождения этого изображения Янжимы, стало понятно, что ритуальную ца-ца в этом месте оставил великий сын Баргузинской долины настоятель Баргузинского дацана ширээтэ лама Цэдэн Соодоев, Соодой лама в конце XIX века. По рассказам старожилов, он именно в этих местах медитировал, и недалеко отсюда родился. Хамбо лама Аюшеев часто повторяет: "В буддизме случайностей не бывает" и неслучайно Янжима, воплощение Мудрости и Искусства, которая являлась главным Йидамом медитации Соодой-ламы, проявилась в наше время, перед Хамбо ламой, приехавшим возрождать дацан. Буряты верят, что незримый сильный дух Ундер Багши - Высокого Учителя вот уже 160 лет незримо присутствует в этих местах, благославляя и охраняя. 

Ежегодно 24 числа месяца дракона по лунному календарю в Баргузинском дацане в Бурятии проводится праздник проявления богини Янжимы. Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового. Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на её берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Считается, что позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати, и на небесах стала дарительницей знаний.

Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.

В конце 2009 в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или "Дворца богини Янжимы" – "Янжима бурханай ордон".

Место паломничества взято под опеку Буддийской традиционной Сангхой России.

Баргузинский дацан в Республике Бурятии

Баргузинский дацан находится в Баргузинской долине Республики Бурятии в 3 км на северо-запад от села Курумкан. В 1818 г. в местности Улан Борогол – в восточной части течения реки Борогол, южнее села Хилгана – был сооружен небольшой дуган «Хурдын Сумэ». В 1827 г. был построен большой деревянный Цогчен-дуган рядом с «Хурдын Сумэ». В 1829 г. ему дали название Борогольский дацан «Гандан Ше Дувлин». В 1837 г. Борогольский дацан был переименован в Баргузинский. В 1857-1858 гг. ввиду ветхости зданий было решено построить дацан в 3 км от села Курумкан, где был заново отстроен весь комплекс.

Учение Будды в Баргузинской долине стало важнейшей частью жизни бурят, помогало сплочению и развитию этнической общности, влияло на мировоззрение, нравственность, культуру общества. Дацан стал центром духовной и культурной жизни в Баргузинской долине, способствовал просвещению народа. Здесь развивалась медицина, художественные промыслы, зодчество, книгопечатание, жили выдающиеся ламы-философы.

Линия преемственности Настоятелей (Ширээтэ лам) Баргузинского дацана в 1828-2012 гг. на протяжении 182 лет насчитывает 12 учителей. Наиболее яркий след в истории дацана оставили Пятый и Девятый Ширээтэ ламы – Санжи Шинтадов (1854-1889) и Цыден Соодоев (1894-1901). На рубеже XIX-XX вв.

Агван Доржиев инициировал обновленческое движение буддистов-мирян и духовенства, чтобы приспособить организацию и обрядность к новой политической ситуации в стране. Предчувствуя гонения на религию, он пытался спасти буддизм от уничтожения. В 1922 г. Агван Доржиев приехал в Баргузинский дацан и выступил перед ламами и прихожанами со своими обновленческими идеями. Ламы согласились последовать его советам. Было решено обосноваться на новом месте. Уже в 1923 г. один из двух дуганов при дацане перевезли к подножию священной горы Барагхан, в том же году новый дацан освятили при участии Агвана Доржиева.

Старый дацан возле озера Сагаан Нуур со всеми пристройками и ламский поселок в 100 домов были оставлены. Позднее их использовали под хозяйственные нужды, образовавшиеся поблизости колхозы. В советский период дацан был закрыт. В 1930-е гг. развернулись массовые репрессии, большинство лам дацана погибли в лагерях, или были расстреляны. В «Книге памяти жертв политических репрессий в Республике Бурятия», изданной в Улан-Удэ в 2008 г. указаны имена лам Баргузинского дацана, репрессированных в 1932-1938 гг. Некоторые безвинно приговорены к расстрелу, некоторые умерли в Баргузинской тюрьме.

15 февраля 1991 г. состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана. Монастырский комплекс состоит из Цогчен-дугана (главного храма), двух субурганов (буддийское сооружение, хранящее священные реликвии) перед главным входом, дугана (маленький буддийский храм у бурят) Зеленой Тары, хозяйственных построек и домика для ритритов (духовной практики).

В 200 м от дацана находится Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре. В 2000 г. он был переименован в Курумканский дацан Гандан Ше Дувлин. В настоящее время строится новый Баргузинский дацан.

Баргузинский дацан (Гандан Ше Дувлин) | ИРКИПЕДИЯ

Баргузинский дацан — буддийский храм. Расположен у подножия гор, на границе Куйтунских степей Баргузинской долины. Открыт 15 февраля 1991. В 2000 был переименован в Курумканский дацан Гандан Ше Дувлин.

Историческая справка

В 1818 в местности Улан Борогол – в восточной части течения реки Боргол, южнее села Хилгана, ныне Баргузинского района – был сооружен “Хурдын Сумэ” – небольшой дуган. В 1827 был построен большой деревянный Цогчен-дуган рядом с “Хурдын Сумэ”. В 1829 ему дали название Борогольский дацан “Гандан Ше Дувлин”. В 1837 Борогольский дацан был переименован в Баргузинский. В 1857-1858 гг. ввиду ветхости зданий было решено перекочевать в местность Сагаан-Нур, где был заново отстроен весь комплекс дацана. В начале XX в. Баргузинский дацан на Сагаан-Нуре был вновь перевезен на Барагханский целебный источник, и, вследствие политики советской власти по отношению к религиям, разрушен.

Современное состояние

В 1990 был проведен радиомарафон для сбора средств на строительство Баргузинского дацана. Было решено построить дацан близ села Курумкан. 15 февраля 1991, в день Сагаалгана, состоялось торжественное открытие Баргузинского дацана. В 2000 по требованию Министерства юстиции РФ по РБ этот дацан переименовали в Курумканский дацан “Гандан Ше Дувлин”. В 2005 в селе Ярикто началось возведение небольшого, 8 на 8 метров, первого Сахюусан дугана нового Баргузинского дацана, которое было закончено в течение года.

В настоящее время дацан находится в Баргузинской долине в 3 км на северо-запад от села Курумкан. Монастырский комплекс состоит из главного храма, двух субурганов перед главным входом, дугана Зеленой Тары, хозяйственных построек и домика для ритритов. В 200 метрах на север от территории Курумканского дацана находится Российский международный буддийский медитационный центр по сутре и тантре. На ритриты (коллективную религиозную практику) в центр съезжаются десятки буддистов из разных регионов России. Они слушают учения мастеров буддийской философии и проводят затворничество в специальных ритритных домиках.

В планах возведение Дворца богини Янжимы — "Янжима бурханай ордон" (трехэтажный, 18×18 метров в основании), который будет возведен по образу и подобию разрушенного.

Полное название: МРО буддистов Баргузинский дацан с. Хилгана Баргузинского района Республики Бурятия Буддийской традиционной Сангхи России.

Праздник проявления богини Янжимы в Баргузинском дацане

Ежегодно 24 числа месяца дракона по лунному календарю в Баргузинском дацане в Бурятии проводится праздник проявления богини Янжимы. Янжима – богиня искусств, наук, ремесел, мудрости и благоденствия. Она ассоциируется с чистотой, невинностью и творением нового. Индийское имя богини Янжимы – Сарасвати. В глубокой древности в Индии была почитаема река Сарасвати. Светлая река Сарасвати, изливавшаяся с горных вершин, долго дарила ясность чувствам и мыслям людей. И на её берегах многие находили прибежище для спокойных раздумий и вознесения молитв. Считается, что позже она вознеслась на небо, приняв облик вечно юной богини Сарасвати, и на небесах стала дарительницей знаний.

Для бурят Янжима – одна из самых почитаемых богинь, которая также считается богиней мудрости и покровительницей материнства, детей и студентов. Она дарует человеку всевозможные эстетические знания, красноречие, тонкий ум. Богине Янжиме поклоняются артисты и музыканты, поэты и художники. К ней обращаются бездетные женщины.

Считается, что божественная Янжима спустилась с небес в Баргузинскую долину, лежащую у подножия Баргузинских гор. В монгольских летописях XIII в. земля к востоку от Байкала между Баргузинским и Икатским хребтами называлась "Баргуджин Тукум" – Край света. По легенде, мать Чингисхана Оэлун была уроженкой Баргузинской долины, а сам монгольский правитель дал наставление тайно похоронить его здесь – на земле предков. Ламы считают, что богиня проявилась в местности Ярикто Баргузинского района не случайно. Недалеко находится священная гора Бархан Уула. По легенде, в районе Баргузинской долины, лежащей у подножия Баргузинских гор, жили две сестры. Одна из них, Янжима, обладала прекрасным голосом, пела и радовала людей. В семье, которую она навещала, рождалось много детей. Однажды сестры вознеслись в нирвану, где стали дакинями – небесными принцессами. И вот в начале третьего тысячелетия богиня Янжима спустилась на землю, чтобы помогать людям. В одном километре от села Ярикта Баргузинского района находится каменная скала, на которой в мае 2005 проявилось чудесным образом изображение танцующей богини высотой около метра.

По словам старожилов баргузинской долины, у скалы в начале XX в. медитировал настоятель первого Баргузинского дацана Содой лама, который обладал даром предвидения. А в 1930‑е гг. здесь было захоронено имущество бывшего Баргузинского дацана.

Нерукотворный лик был обнаружен ламами традиционной буддийской Сангхи во главе с Пандито хамбо‑ламой Дамбой Аюшеевым, когда они пребывали в этой местности с целью обнаружения спрятанных в годы репрессий буддийских реликвий, а также определения места для строительства будущего дацана. Причиной поисков послужила найденная дровосеками четырьмя годами ранее в расщелине скалы ритуальная пирамидка с изображением 1000 Будд, которая указывала на особое значение этого места. Сама местность называется "Уулзатараа", что в переводе означает "До встречи" или "Встреча": здесь находятся две скалы, которые действительно как бы "встречаются" друг с другом. Говорят, именно в этом месте высший мир встречается с миром людей.

Когда ламы приступили к осмотру окрестностей и поискам реликвий, хамбо‑лама Аюшеев вошел в состояние глубокой медитации, чтобы "увидеть", где спрятаны реликвии. В этом состоянии он пребывал довольно долго и после прочтения мантры ясно увидел на скале в 20 метрах от себя посреди стволов деревьев лик божества. Он был очень четким и различался невооруженным взглядом.

На скальной глыбе тёмно‑серого цвета (примерно 3×6×2 метра) с восточной стороны видны яркие размывы природной охры и белил. Размывы в самом деле отдалённо напоминают образ танцующего человека. До этого момента никто на этой скале никакого изображения не замечал. С того времени лик богини Янжимы, обнаруженный на каменных глыбах близ села Ярикта Баргузинского района, стал предметом паломничества жителей Республики Бурятия. На священном месте побывала и группа лам Иволгинского дацана.

Прекрасный образ танцующей богини Янжимы привлекает всех, ему поклоняются, его почитают, как святыню, к нему обращаются с молитвами о покровительстве и защите, едут издалека, чтобы увидеть и поклониться божественной силе и красоте. Многие считают, что проявление образа богини – это знак особого благоволения неба к забайкальской земле.

В конце 2009 в Баргузинском районе рядом с местом проявления лика богини Янжимы началось возведение Цогчен дугана Баргузинского дацана или "Дворца богини Янжимы" – "Янжима бурханай ордон".

Место паломничества взято под опеку Буддийской традиционной Сангхой России.

Контакты

Ширээтэ лама — Цыден Намжилов.

Адрес: республика Бурятия, Баргузинский р-н, с.Хилгана, ул.Очирова, 20.

Читайте в Иркипедии:

  1. Агинский дацан (Даши Лхундублинг)
  2. Анинский дацан (Гандан Шаддувлинг)
  3. Иволгинский дацан — резиденция Пандито Хамбо ламы
  4. Иволгинский дацан. Фоторепортаж
  5. Гэгэтуйский дацан (Дамба-Брейбулинг)
  6. Иркутский дацан (Рибо гэжэй намжал чойдублин)

Ссылки

  1. Баргузинский дацан // сайт Буддийской традиционной Сангхи России
  2. Баргузинский дацан // Буддийские храмы Бурятии
  3. В Баргузинском районе Бурятии строят дацан, разрушенный в 30-е годы прошлого века // Бабр.Ru — 05.04.2011.

Баргузинский заповедник | Методы Ускоренного Духовного РАзвития

Баргузинский заповедник

Район располагается в бассейне нижнего течения реки Баргузин. Восточная часть района находится в пределах Баргузинской долины, которая простирается между Икатским и Баргузинским хребтами с северо-востока на юго-запад и является одной из наиболее крупных межгорных котловин северо-востока Бурятии. Абсолютная высота днища котловины колеблется от 500 до 700 м, тогда как высота окружающих горных хребтов достигает 2000—2700 м над уровнем моря. Баргузинская долина лежит в горно-таёжной зоне, а её средняя часть представляет собой остров степных и лесостепных ландшафтов, расположенных в замкнутой межгорной котловине среди горнотаёжных пространств.

В пойменных участках и на террасах реки Баргузин и её притоков характерно мозаичное чередование луговых степей, лесостепей и заболоченных пространств. Лесная растительность преобладает в предгорных участках и на склонах рек (до 1100—1300 м высоты). Леса богаты ягодами, грибами, орехами.

Западная часть района примыкает к озеру Байкал. Северо-запад, включая полуостров Святой Нос и Ушканьи острова находятся в пределах Забайкальского национального парка.

Баргузинский район образован 23 декабря 1923 года

23 ноября 1959 года упразднён Курумканский район с передачей его территории в состав Баргузинского района.

11 декабря 1970 года из состава Баргузинского района выделен Курумканский район.

Климат резко-континентальный, суровый. Средняя температура летом + 15°С, зимой –  -30°С. Зима длится до мая и наступает уже в октябре.  Лучшее время для посещения: июнь – сентябрь.

Достопримечательности

Ининский сад камней. Эти каменные глыбы вырастают из земли по берегам реки Ину, в 15 км от села Суво (100 километров от Баргузина). Некоторые булыжники весьма значительны  — около 4 м в диаметре – создают необычный ландшафт.

Минеральные источники. В долине насчитывается около 10 районов термальных источников. На левой стороне Баргузина известны Уринский и Баянгольский источники, на правой — Улюнский, Барагханский, Буксыкенский, Кучигерский, Умэхэйский и Аллинский. Большинство из них труднодоступны из-за отсутствия асфальтовых дорог. Самый удаленный и интересный — Умхэй. Он расположен на острове реки Баргузин, почти в 100 километрах от Курумкана (550 км от Улан-Удэ). Здесь бьет 146 минеральных ключей, которые лечат 20 различных заболеваний! Вода содержит фтор, кремнекислоту и сероводород.Река Баргузин. Этот порожистый и полноводный приток Байкала протекает через всю долину. Он интересен для водных сплавов. В реке обитают речной гольян, голец сибирский, налим, хариус, ленок и даже, таймень. Вода в верховьях настолько прозрачна, что в них можно наблюдать косяки этих рыб.

Могила Чингисхана. Могилу великого хана монголов ищут и здесь, на самом севере монгольской империи, можно сказать на краю степной Ойкумены. Здесь жили воинственные тюрки — баргуты. Они поддержали племенной союз Чингисхана. По легенде, баргутские воины составляли личную гвардию хана, а приближенные хана брали из этого племени жен. А что им было делать, если мать великого хана была из «Баргуджин-Токум»? Баргуты скоро растворились в степном котле. А легенды остались и из них следует, что монгольский правитель ездил с мамой к могилам предков и перед смертью завещал похоронить себя в материнской земле. И не только он. Говорят, что здесь похоронены многие монгольские военачальники и вожди.

Сувинский саксонский замок. Изящные скальники у подножия Икатского хребта, напоминающие развалины замка. Две двухсотметровые каменные башни, в которых поселились стрижи и ласточки, обваленные крепостные стены. По легенде, скальные башни построили баргуты. Эвенкийские шаманы поселили в замке самого Баргузина – хозяина разрушительного восточного ветра. Буряты – владык Суво Тумурши-нойона и его жену Тудугиш-хатан. С вершины скального замка открывается вид на всю Баргузинскую долину. Сувинский замок находится окрестностях села Суво (85 км по дороге от села Баргузин).

Бухэ-Шулун  (Бык-камень). Этот небольших размеров валун считается одной из святынь Баргузинской долины. Местные жители приходят сюда вызывать погоду. Причем, для просьбы требуется сначала представиться, рассказать о себе, семье, детях скоте, а потом уже переходить к мольбе. Такой вот бык воспитанный и требующий к себе особого отношения! Камень находится неподалеку от села Суво.

Дуган Янжимы. Этот культовый феномен XXI века стал нешуточным местом паломничества. В 2005 году на горе близ деревни Яригта проявился лик богини Янжимы – покровительницы искусств, наук, ремесел, мудрости, благоденствия и рождения детей. По легенде, Янжима – местная жительница, веселая девушка, которая своим пением и танцам радовала людей. А потом вознеслась на небо и стала небесной принцессой. Янжима – местное имя индийской богини Сарасвати, которая жила на земле в облике светлой реки и вознеслась на небо до тех пор, пока люди не обретут мудрость.

Деревья по дороге к лику богини увешаны платками с начертанными мантрами. Дацан и камень Янжимы находится в окрестностях села Яригто, в 90 километрах от села Баргузина (531 км от Улан-Удэ).

Ульзыха. Верховья реки Ульзыха, стекающей с Баргузинского хребта,  популярны у альпинистов, горных туристов и любителей внетрассового катания на горных лыжах и сноуборде.  Летом здесь красивые альпийские луга, горные озера и несложные подъемы на двухкилометровые вершины. С октября по июнь на Ульзыхе катаются фрирайдеры. Зимой здесь выпадает много снега, надувает большие снежные карнизы. Лучшим местом для катания на Ульзыхе считается кулуары Звездного цирка. Заход к базовому лагерю от села Ярикта (90 километров от села Баргузин, 531 – от Улан-Удэ). К базовому лагерю 2 часа ходьбы по пешеходной тропе.

Барагхан-Уула. Священная гора буддистов и шаманистов. Буддисты полагают, что эта заснеженная вершина (2514 м.) охраняет буддийский мир с севера. Считается, что человек, поднявшийся на эту гору, на год устанавливает связь с небом, а праведник – увидит на скалах огромное изображение Будды. Шаманисты поселили здесь одного из небесных покровителей — Хажар Сагаан нойонов. На высокогорном плато (около 2 000 метров) сложено большое каменное обо, в котором раньше видели сабли, щиты и наконечники копий. В камнях и сейчас можно найти наконечники стрел. Говорят, что это след великого замирения местных народов: 400 лет назад они пришли на святое место и «закопали топор войны». Правда, на плато находили и стволы винтовок – может быть, мирились здесь еще век назад. Шаманские и буддийские обряды проводятся здесь постоянно. Так что для восхождения на Бархан-Уулу рекомендуется не только зарегистрироваться у спасателей, но и получить «разрешение» ламы Курумканского дацана. Восхождение на плато занимает 4-6 часов от села Барагхан.

Курумканский дацан. Небольшой буддийский храмовый комплекс в 3 километрах от села Курумкан, на территории которого расположен медитативный центр по сутре и тантре.

Священные озера Амут и Балан-Тамур. Холодные горные озера в сердце северной тайги Джергинского заповедника. Баргузинские эвенки считают их священными. С древнейших времен приходят сюда весной старейшины родов и молятся духам об урожае и здоровье и благоденствии. По преданию здесь жил шаман Балан-Тамур. Имел он вид внушительный и устрашающий. Рассказывают, например, что волосы старика были настолько длинны, что касались земли. В засушливые годы приходили к нему эвенки с дарами и молили о дожде. Никому не отказывал старик, спускался к воде и окунал свои волосы в озеро – и тут же начинался дождь. На месте его дома стоит обо – чум из стволов молодой лиственницы, на центральном столбе чума по спирали написана молитва к духу хранителя озерной долины — черного водяного ворона с просьбой о  плодородии и здоровье всего живого Баргузинской долины. Посещение озер займет минимум 3 дня конно-пешего похода от Курумкана.

Наледи на озере Чурикто. Озеро в Джергинском завопеднике интересно тем, что даже летом лед на нем не тает. За зиму на теплой протоке между озерами образуются пятиметровые наледи. Эти нагромождения льда тают только в августе. В болотистых лесах можно увидеть стадо северного оленя. Посещение озера займет минимум 3 дня конно-пешего похода от Курумкана.

Древняя тропа Дружбы. Тропа тянется по долине реки Джирги вверх и через перевал на восток. По этой тропе конные баргузинские эвенки ходили торговать к эвенкам оленьим баунтовским братьям, а также искать невест. Поход по тропе дружбы займет не менее 2 дней.

 

В Бурятии пройдет празднование юбилея Баргузинского дацана   

Храму исполняется 200 лет

28 и 29 июля 2018 года  пройдут праздничные мероприятия, посвященные 200-летию с момента образования Баргузинского дацана. На юбилейные торжества приедут XXIV ПандитоХамбоЛама Дамба Аюшеев и Ширээтэ Ламы дацанов  Бурятии, Иркутской области и Забайкальского края.

28 июля в 9 ч. Начнется  рамнай (освящение) ступы Шинтадай ламы на месте расположения первого Баргузинского дацана в местности Шунэтхэн возле улуса Борогол. Затем на территории дацана возле Ярикто состоятся торжественные мероприятия праздника, концерт и  соревнования «Наадан». Также состоится розыгрыш призов благотворительных билетов.

29 июля утром на священном месте проявления Лика богини Янжимы состоится торжественный молебен, Ширээтэ Ламы во главе с Хамбо  Ламой проведут буддийский обряд подношения мандалы Богине Янжиме.

История

В этом году  отмечается  знаменательное событие – 200-летие со дня основания Баргузинского дацана.  История нашего края  неотделима  от деятельности Баргузинского дацана. Дацан  был духовным  центром  долины, здесь происходили многие знаковые события. Отмечая эту большую дату, мы отдаем дань уважения нашим высоким учителям и нашим великим предкам.

В историю распространения буддизма в Баргузинской долине большой вклад внес лама Хилгантуйского (Цонгольского) дацана СодбоНимайлангэгээн.Нималайн лама  10 лет провел в затворничестве, он считался воплощением Ямантаки.

Первый дуган «Хурдынсумэ» был построен в 1818 году возле Борогола, в 1824 году построен второй дуган «Догчидынсумэ» за Аргалеем возле озера Хасхал, а в 1828 году возведен большой Цогчендуган возле «Хурдынсумэ». Официальное разрешение на постройку дацан получил только в 1832 году. Дацан получил название «ГанданШедувлин», освящение Цогчендугана провел V ПандитоХамбо Лама ДанзанГаванЕшижамсуев.

Долгое время дацан назывался Борогольским, это колыбель буддизма в Баргузинской долине, отсюда вышли многие известные ламы, Ширээтэ Ламы. Буддизм был представлен здесь всеми составляющими частями: философией, тантрой и медициной. Также было несколько лам, следующих традиции Жод.

 В 1837 году дацан был официально переименован в Баргузинский. В конце 1850-х годов местоположение дацана поменяли, его перенесли из Бороголького  улуса  в местность Харгана возле озера Саган Нуур. Таким образом, дацан приблизился к основным кочевьям баргузинских бурят. Это было время «Золотого» настоятеля СанжиШинтадова. При нем был построен большой трехэтажный Цогчендуган, который был освящен в 1886 году. Ученик СанжиШинтадоваЦыденСоодоев семь лет обучался в Тибете, достиг вершин буддийской медитации.

 В 1922 году ЦаннитХамбоЛама Агван Доржиев приехал в Баргузин. В Баргузинском дацане он выступил перед ламами и предложил перенести дацан на новое место, поближе к воде и лесу. Уже в 1923 году один из двух дуганов при большом дацане перевезли– к подножию священной горы Бархаан. Построили из него двухэтажный дуган. По своему архитектурному облику он не был похож на типичные бурятские молельни с взлетающими крышами, а напоминал Санкт-Петербургский дацан и горные тибетские храмы. В 1923 году дацан возле горыБархаан был освящён при участии Агвана Доржиева.

Репрессии 30-х годов коснулись всего буддийского духовенства, ламы подвергались гонениям и арестам, прекрасные храмы были использованы на нужды колхозов, безвозвратно утеряно большинство культовых предметов, книг, статуй. Но наперекор всему, люди сумели сохранить веру в Учение Будды, донести его до своих потомков, чтобы в последующем возродить с новой силой.

Возрождение буддизма в Баргузинской долине началось в 1990-е годы. В 1992 году XXI ПандитоХамбо Лама МунхоЦыбиков утвердил Ширээтэ Ламой ТугутаНамжилова из Баянгола. В 1993 году дацан был переименован в Дацан Баргузинской долины «ГанданШеДувлин», Ширээтэ Ламой назначен Артур Намжилов из Борогола. В 2000 году он был переименован в Курумканский дацан, Ширээтэ Ламой избран Олег Намжилов.

В феврале 2005 года решением XXIV ПандитоХамбо Ламы Дамбы Аюшеева был образован Баргузинский дацан, Ширээтэ Ламой назначен ЦыденНамжилов. Это решение оказалось судьбоносным в новейшей истории Баргузинского дацана.  2-го мая 2005 года Хамбо Лама Дамба Аюшеев открыл нам Лик богини Янжимы у подножия Улзы-Хаана на месте медитации VШирээтэ Ламы Баргузинского дацана ЦыденаСоодоева.

С 2005 года возле улуса Ярикто постепенно обустраивается комплекс Баргузинского дацана.  На благотворительные средства тысяч верующих построены Сахюусандуган, рамнайдугана  состоялся  21 мая 2006 года, Цогчендуган – «Дворец богини Янжимы» был построен в 2010-2014 годах. В 2010 году открыт информационно-визитный центр «Сарасвати», круговая экологическая тропа «Большое гороо богини Янжимы» построена в 2013 году,  для приема паломников работают  благоустроенный гостевой дом, закусочная.

Сегодня дацан живет динамичной жизнью, к священному Лику богини Янжимы не зарастает народная тропа. Все эти годы сюда устремляются тысячи  паломников и верующих.

На протяжении уже двух веков многие поколения служителей дацана исполняют возложенную на них ответственную миссию, изо дня в день,  проповедуя истинные ценности буддизма. Каждое утро начинается с чтения молитв за мир и благоденствие родной земли, за долголетие каждого живого существа, за каждого из нас.

Здесь все  находят понимание, веру, душевное успокоение и поддержку.

Всех верующих приглашаем на юбилейные торжества Баргузинского дацана, рамнай Ступы Гоман на историческом месте расположения первого дацана баргузинских буряти получить благословение Шинтадай и Соодой ламы и богини Янжимы!

Соодой лама — защитник и покровитель Баргузинской долины: alexsvatov — LiveJournal

После семи дней от Соодой ламы остались только одежда, волосы и ногти. И это было в день и час Дракона. Люди запомнили яркую вспышку света, которая вышла из его домика и беспрепятственно прошла буквально через всё.

Соодой лама ушел также как Нагарджуна, затворившись в уединенное место и превратив свое тело в радугу.

В 1916 году в год и месяц Дракона Соодой лама закрывается в затвор. Просит, чтобы его в течение 7 дней не беспокоили. Наказывает собрать по улусу костей, сварить поминальный обед, накормить бедняков и читать заупокойные молитвы в течение семи суток. К тому, что от него останется, может прикасаться только один человек, Халгын гэгэн, сын Агатын Кондрата.

Однако на третий или четвертый день старший лама сказал: «Как так человек умер, почему к нему нельзя зайти?», и заглянул в дверь. Соодой лама по воспоминаниям современников обладал очень сильным и проницательным взглядом, мало кто мог выдержать его взгляд. Заглянувший лама был в шоке. Его взору предстал мальчик лет 9-10, сидящий в позе лотоса и только лишь взгляд оставался таким же сильным и пронзительным.

После семи дней от Соодой ламы остались только одежда, волосы и ногти. И это было в день и час Дракона. Люди запомнили яркую вспышку света, которая вышла из его домика и беспрепятственно прошла буквально через всё. Соодой лама ушел также как Нагарджуна, затворившись в уединенное место и превратив свое тело в радугу.

По буддийским представлениям о человеке, кроме «грубого» физического тела (кости, сухожилия, кровь, мышцы), человек обладает еще и «тонким» энергетическим телом,которое не может зафиксировать ни один прибор. Именно на «тонком» теле и базируется «грубое». Буддийский йогин, практикуя созерцание, на высшей, шестой по счету, его стадии переходит в особое состояние «самадхи», которое мало изучено и не объяснимо с точки зрения современной науки.

В 2016 году в местности Шэнэгальжин был построен религиозный памятник — медитационная келья Соодой ламы. Установлена келья именно на том месте, где великий йогин провёл свой последний обряд. Постройка представляет собой небольшой домик, внутри которого установлена статуя Соодой ламы и собрано несколько камней от основания оригинальной кельи. На крыше установлен шпиль по образу и подобию оригинального.

Цэдэн Соодоев родился в 1846 г. в Элэсуне. В 7 лет родители отдали его хувараком в Баргузинский дацан. В 1861 г. его, как одного из наиболее успевающих учеников, отправили учиться в Тамчинский дацан в резиденцию Хамбо-ламы. Защитив ученую степень «гэбши», он вернулся в Баргузинский дацан и служил в должности III заместителя настоятеля. В 1881 г. был направлен в Лхасу, учился в духовной академии знаменитого монастыря Балдан-Брейбуч хинд. Там он изучал многие восточные языки.

В 1894 г. Цэдэн Соодоев был избран настоятелем Баргузинского дацана. В 1896 г. в составе делегации баргузинских бурят участвовал в торжествах по случаю коронации Николая II и был награжден «Большой золотой медалью». В 1908-1914 гг., вместе со своим другом, сподвижником Аранжабой ламой, посетил страны – Индию, Цейлон, Непал, Бутан, Бирму, Японию.

Соодой лама имел необыкновенные способности: мог переходить реки по поверхности воды, взбираться на крутые склоны Бархан-Уулы, легонько взлетая при этом, под дождем он оставался сухим и др. Он был признан перерожденцем индийского философа Нагарджуны (II в. н.э.) – основоположника буддийского учения Махаяны.

В апреле 1916 г. Соодой ламы не стало, он умер на 71 году жизни. Он ушел в этом месте, проведя редчайший обряд в буддийской практике – обряд «джа-лю» – «превращение тела в радугу».

В наши дни в Иволгинском дацане одиннадцатый день Сагаалгана, одиннадцатый день проявления чудес Будды, посвящается Соодой ламе. В этот день, находясь в гостях у одного из жителей Шравасти, Будда погрузился в медитацию и сделал свое тело невидимым. Вместо него проявился яркий луч света, который еще раз раскрыл Учение. Люди, увидев это чудесное проявление, породили в себе стремление к просветлению, к достижению Ясного Света.

Перед своим уходом из этого мира Соодой лама завещал своим родственникам сохранить до следующего его перерождения в этих местах свои вещи.
Он сказал: «В одном из своих следующих перерождений я вернусь и надену свои одежды». Соодой лама помнил, по крайней мере, 9 своих перерождений.
Вещи Соодой ламы бережно передаются от поколения к поколению и сохраняются вот уже почти сто лет после его ухода.

Рассказывают удивительные истории, происходившие во время его путешествия в Индию и Тибет.
Однажды, когда Соодой Лама со своими спутниками достиг реки, через которую не было переправы, он велел остальным бросать по очереди камни на противоположный берег, держась за конец его пояса. И как только путник следовал совету Ламы, то он тут же оказывался на другой стороне реки.

В другой раз случилось Соодой Ламе войти в жилище каннибалов, которые завидев его стали точить ножи. Соодой Лама начал читать про себя мантры и каннибалы задремали, а потом погрузились в крепкий сон. Соодой Лама и его товарищи покинули страшное жилище целыми и невредимыми.

Также рассказывали, что путешествуя по Индии Соодой лама выступал в состязании с бродячими магами, когда те бросали ему вызов. Однажды, когда Соодой Лама ночевал со спутниками под открытым небом, то один местный маг с помощью заклинаний стал метать в них молнии. В ответ Соодой Лама вызвал ливень и град, и над жилищем мага засверкали молнии. Когда маг признал своё поражение, то Соодой Лама взял с него клятву не наносить вред людям, после чего отпустил.

Однажды в Баргузин прибыл высокопоставленный Лама-перерожденец. со всех окрестных мест собрались люди, чтобы узнать о своём будущем. Человек по имени Аранзайн Цыден тоже обратился к Гэгэну. Когда он вернулся, Соодой Лама спросил у него: «Что тебе предсказал досточтимый Гэгэн?». Аранзайн Цыден ответил: «Буду жить счастливо». Тогда Соодой Лама снова спросил: «А не сказал он тебе, что у тебя отберут всё имущество и весь скот, а сам ты повесишься на скотном дворе?». Богач был изумлён и, не проронив ни звука, вышел вон. Так оно и случилось. В 1929 году Аранзайн Цыден был раскулачен и покончил с собой. Его правнучка говорила, что Соодой Лама точно предсказал несчастную судьбу её прадеда.

Сейчас мы можем назвать Соодой ламу «Бурятским Нострадамусом». Это был человек, обладающий мощным даром предвидения — ясновидением. И никогда он специально не демонстрировал свои удивительные способности, только когда видел необходимость, он помогал советом, предсказывая последствия или предостерегая от неправильных поступков.

Так он предсказал Октябрьскую революцию, коллективизацию, говорил что придут «красные» и давал наказ: ”Слишком не краснейте, потому что идеи красных через 100 лет забудутся”.
Он предсказал войну с Германией и благоприятный исход этой войны.

Про 1961 год он предсказал: «В год «белой мыши» в небо взлетит белый дракон». Много лет старики гадали, что это означает, и когда 12 апреля 1961 года в космос полетел Юрий Гагарин, все поняли о каком белом драконе, говорил лама.

В Баргузинской долине много мест почитания Соодой Ламы, это и келья в местности Шэнэгальжин, которую вы видите на фотографиях выше и Сурбуган в местности Нижний Куйтун и Барагханское обоо находящееся в 10 км на юго-запад от с. Барагхан, у подножия горы Бархан-Уула (Бурханай гунгарбаа). Недалеко от дороги возведён субурган высотой около трёх метров, построенный в честь великого йогина Соодой ламы.
Четыре сахюусена льва расположены на углах постамента. Четыре металлических столба с металлическими цилиндрами для пожертвований, увенчанные хурдэ, расположены в метре от углов ступы и соединены цепями. Перед центральной частью субургана находится чаша для совершения обряда кормления голодных духов; перед ней доска для простирания (глубоких поклонов).
Субурган является местом поклонения хозяину Бархан-горы, так же здесь почитают Соодой ламу.

В долине его особо почитают, во время поездки по району видел как люди устанавливали сэргэ в честь великого йогина.
По пути от места где он жил и до места где превратился в радугу установили 71 сэргэ (коновязей), по количеству прожитых земных лет.

Приезжайте в Курумкан! Только минимум на неделю, а пока готовитесь и решаетесь посмотрите другие публикации по Курумканскому району и Баргузинской долине:

Больдёр. Часть I
Больдёр. Часть II. Эвенкийские национальные игры Гукчанкит
Соодой лама — защитник и покровитель Баргузинской долины
Место где оставляют костыли
В Курумкане обнаружены древние петроглифы
Каменные ворота Уудэн-Шулуун
Алла - одно из самых красивых мест на земле
Умхей
Галопом по долине

Здесь подробно описаны все автобусы и маршруты по Курумканскому району https://visit.kurumkan.info/transport/

Организатор поездки Администрация МО "Курумканский район", Леонид Будаев, Алексей Будаев.
В посте испрользованы материалы ARD и Курумкан инфо.

Добра тебе, читатель.
Береги себя! Береги природу! Приезжай в Бурятию!

У вас есть интересное производство, завод, ферма или кто едет в места красивые? Берите с собой, вам карточки, а мне материал [email protected]
Следить за обновлениями блога можно в  в других социальных сетях: [Вконтакте] [Facebook] [Google+] [Twitter] [Instagram]
При перепечатке активная ссылка на блог обязательна. Коммерческое использование фотографий только с согласованием!

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о