Мурси (народ) — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. Мурси.Мурси (или мун, как они сами себя называют) — нилотская этническая группа, проживающая на юго-западе Эфиопии. В основном населяют территорию Южного Омо в регионе Южных национальностей, народностей и народов недалеко от границы с Южным Суданом. Согласно национальной переписи 2007 года популяция мурси — 7500 человек.
Мурси говорят на языке мурси, который относят к языкам нило-сахарской группы. В языке есть два написания — основанные на эфиопском и латинском письме соответственно.
Жители Мурси общаются. Житель Мурси с тарелочкой в губе.Как и многие восточно-африканские скотоводы-земледельцы, мурси верят в высшие силы, которые называют «Тумви». «Тумви» обычно обитает на небе, но иногда проявляет себя, как «часть неба» (
Своим жутким традициям и ужасным религиозным обрядам представители племени мурси дают хладнокровное и простое объяснение. Они считают себя духами тьмы, которых послал на землю Ямда для проведения мистических обрядов.[1]
Северными соседями мурси являются боди. В 1974 году, во время сильной засухи, мурси и боди воевали за право населять район Мара, который первоначально принадлежал боди, но впоследствии был заселён мурси [2].
Мурси держали свой скот подальше от северных пастбищ, вместо этого выводили его на восточные окраины, тем самым защищая от соседей, но, одновременно, подвергая возможности заражения от мух цеце, которые кишели в этом районе[3]. Самим же представителям племени они не страшны. Дело в том, что аборигены, жизнь которых проходит в очень тяжелых условиях, уже много веков делают прививки. Правда, весьма своеобразные. Новорожденному ребенку под кожу запускают живых личинок насекомых. Организм, почувствовав инородное тело, вступает с ним в схватку. На теле у мурси остаются уродливые отметины, зато он приобретает иммунитет ко всевозможным болезням. К 12 годам (по местным понятиям, это возраст полового созревания) живот воина смерти усеян сотнями следов от «прививок», которые складываются в причудливые узоры.Кланы мурси беспрерывно враждуют и между собой — из-за пастбищ, колодцев и земельных наделов. Поэтому каждый воин смерти, покидающий пределы деревни, имеет при себе автомат Калашникова (их приобретают в соседнем Судане). По поселку же мурси ходят вооруженными длинными палками, украшенными фаллическими символами. Все мурси с детства учатся драться на палках, принимая участие в ежегодном турнире, который проходит с сентября по ноябрь. На это время между кланами устанавливается перемирие. В баталиях порой участвуют до тысячи мужчин. Бойцы разбиваются попарно и лупят друг друга до тех пор, пока соперник не упадет. Причем категорически запрещено убивать оппонента: тому, кто переусердствует, попросту отрубают руку. Победитель этого турнира, проходящего по олимпийской системе, имеет право выбрать себе жену из любого клана — и без какого-либо выкупа.
Все остальное время мурси беспрерывно воюют. Убийство оппонента из чужого клана — настоящий подвиг, дающий право на нанесение специальной татуировки (несколько похожей по форме на наш армейский шеврон). Тату наносится на правую руку — если мурси убил мужчину, на левую — если жертвой стала женщина. Когда свободного места на руках не остается, татуировки наносятся на спину, ягодицы и живот.
Желающих побывать в деревне мурси обязательно сопровождает вооруженная охрана, но гостям деревни все равно приходится держаться настороже, так как абориген может запросто сорвать цепочку с шеи гостя деревни, вырвать из рук дорогой фотоаппарат или сумку и скрыться среди хижин.
Еще один способ получить с туриста деньги — позирование на камеру. Существует четкий прайс: фотография с мурси — 2 быра (1 быр равен примерно 3 рублям), с голым мурси — 15 быров (аборигены с удовольствием позируют без набедренных повязок, которые надевают исключительно ради гостей), с воином с автоматом — 6 быров, с голым воином с автоматом — 20 быров.[4]
Мир народа мурси, тем не менее, исчезает; вдобавок к засухам и другим лишениям, они потеряли десятую часть своего населения из-за гражданских войн
- James W. Films on the Mursi: The Land is Bad; Nitha / Wendy James // Antropology Today. — 1922. — Vol. 8, № 2. — P. 21-22.
- James W. The Mursi / Wendy James and Tsehai Berhane Selassie // RAIN. — 1976. — p. 6-7.
- Turton D. Mursi Response to Drought: Some Lessons for Relief and Rehabilitation / David Turton // African Affairs. — 1985. — Vol. 84, № 366. — P. 331-346.
Самое жестокое и агрессивное африканское племя – Мурси
Племя Мурси – 7 000 африканских демонов
Средняя численность племени Мурси – 7 тыс. человек. Однако остается только догадываться, как эти люди до сих пор еще остаются в живых, ведь вся жизнь этого племени направлена на уничтожение собственного тела.
Согласно их религиозному учению, человеческое тело – это оковы, в которых томятся души Демонов Смерти.
Мужчины и женщины племени Мурси низкого роста. У них широкая кость, короткие кривые ноги и приплюснутые носы. У них дряблые тела и короткие шеи. В общем, вид у них болезненный и отталкивающий.
Члены племени Мурси украшают свои тела татуировками, правда, делают это весьма варварским способом. Они производят на теле надрезы и помещают туда личинки насекомых, затем ждут, пока насекомое погибнет, после чего на месте надреза образовывается рубец.
Все племя Мурси источает специфический «аромат». Они натирают свое тело специальным составом, который способен отпугивать насекомых.
Женщины племени Мурси
На их головах практически нет волос. Женщины племени украшают свои прически ветками деревьев, болотными моллюсками и мертвыми насекомыми. В общем, запах от такого замысловатого головного убора чувствуется издалека.
Еще в юном возрасте девочкам племени прорезают нижнюю губу, а затем начинают вставлять в отверстие круглые деревяшки, с каждым годом увеличивая их диаметр. За годы дырка в губе становится просто огромной, и в день свадьбы в нее вставляют глиняную тарелку, которую называют «дэби».
У девушек племени все же есть выбор, разрезать губу или же нет, но за невесту без «дэби» дадут очень маленький выкуп.
Считается, что этот обычай появился в те времена, когда эфиопов массово забирали в рабство, поэтому некоторые жители африканского континента часто сознательно калечили себя. Однако сами члены племени неоднократно отрвергали эту версию.
На шее у женщин племени Мурси висят необычные украшения. Они сделаны из костей фаланг человеческих пальцев. Каждый день дамы натирают свои украшения теплым человеческим жиром, чтобы они блестели и радовали глаз.
Мужчины племени Мурси
Мужчины племени часто находятся в состоянии наркотического или алкогольного опьянения. В племени есть много огнестрельного оружия. Автоматы Калашникова в племя доставляют из Сомали.
Те мужчины, кто не сумел получить автомат, носят с собой боевые дубины, с которыми они очень профессионально умеют обращаться. Часто мужчины племени вступают в бои между собой. Они сражаются за лидерство. Иногда такие поединки могут закончиться гибелью одного из соплеменников. В этом случае победитель должен отдать свою жену в семью побежденного противника в качестве компенсации.
Мужчины Мурси украшают себя серьгами из клыков, а также специальными шрамами, которые наносятся на тело по случаю убийства кого-то из врагов. Если убили мужчину, то на правой руке они вырезают специальный символ в виде подковы, если женщину — на левой. Порой на руках просто не остается места, тогда находчивые Мурси переходят на другие части тела.
Мужчины племени не носят одежды. Их тела полностью покрыты белым узором, который символизирует собой оковы плоти, заточившие Демонов Смерти.
Жрицы смерти
Все женщины племени Мурси являются Жрицами Смерти. Вечерами они готовят специальные галлюциногенные порошки на основе болотного ореха. Женщина кладет полученный порошок на дэби и приближает ее к губам своего супруга, затем они одновременно слизывают его. Этот ритуал называется «поцелуй смерти».
Затем наступает «сон смерти». Женщина бросает в очаг галлюциногенную траву, а мужчина располагается на специальных антресолях, находящихся под потолком хижины. Дурманящий дым окутывает туземца, и он погружается в царство причудливых сновидений.
Следующий этап – «укус смерти». Женщина поднимается к мужу и вдувает ему в рот специальный порошок, приготовленный из смеси десяти ядовитых трав.
Теперь наступает заключительная часть обряда «дар смерти». Верховная Жрица обходит все хижины и разносит противоядия, впрочем, спасает она не всех, кто-то из Мурси обязательно умрет этой ночью. Верховная Жрица рисует на дэби вдовы специальный символ – белый крест. Вдова пользуется особым уважением в племени, получается, что она полностью выполнила свой долг. Ее хоронят с особыми почестями: тело помещают в обрубок ствола и вешают на дереве.
Если в племени Мурси умирает обычный представитель, то его мясо варят и съедают, а костями выкладывают дорожки в своем поселении.
Интимная жизнь в самобытной культуре племени мурси
О своеобразном кайфе и о людях, которые раскатали губу Голова женщины из племени мурси напоминает средневековую крепость. Рот – словно крепостные ворота с частоколом зубов, откидным мостиком нижней губы, насторожённым на входе языком и многочисленными надвратными службами. Глаза-бойницы, кажется, смотрят весьма недобро.Мужчина мурси и без дополнительной фортификации воин до мозга костей, без автомата он не cделает со двора и шагу, даром, что круглосуточно находится под воздействием психотропных препаратов.
Мурси поклоняются демону смерти, который, по их представлениям, заключён в каждом из них. Соседи считают их самыми кровожадными и жестокими убийцами во всей Африке. Однако известны они не этим – кого в нашем мире удивишь жестокостью? – а нижними губами их женщин. Целомудренные европейцы когда-то договорились считать, что такую удивительную операцию над собой мурсианки делают для красоты. “Дикари-с”. Растягивают же они, дескать, уши, так почему бы им не растягивать губы? На самом деле уши не в счёт. Ушные раковины размещены по бокам головы просто так, чтобы оживить скучную округлость затылка. Кроме красоты, в мочках ушей нет никакой пользы. Другое дело – функциональная часть организма. Например, пальцы. Может быть, их было бы и нетрудно несколькими точными ударами загнуть более замысловато и изящно, сделать не такими однообразно-прямолинейными, но тогда ими будет неудобно пользоваться в быту и на охоте. Та же ситуация с губами, которые нужны для такой важнейшей в жизни процедуры, как приём пищи. Когда преобразованиям подвергается функциональная часть организма, для компенсации нужен весомый стимул, какие-то дивиденды, ощутимая практическая польза. Менять мышечную конструкцию лица – пожизненно причинять себе большие неудобства. Так зачем же это делать? Ответ в том, что изготовление этой конструкции – часть брачного ритуала мурсийцев.
Когда девушка достигает зрелости, ей прокалывают нижнюю губу и вставляют в отверстие маленький прутик. Затем прутик меняют на пробку и так далее – технология изготовления “тоннелей” нам известна. Когда приходит черёд настоящего губного диска, красавице удаляют четыре нижних передних зуба.
Особо стерильной обстановки и антисептических препаратов у мурси нет, но им этого и не нужно. У них с детства сильнейший иммунитет против любой заразы. Шишечки на коже – это зарубцевавшиеся личинки различных насекомых. Их постепенно, по одному, внедряют под кожу, они там некоторое время живут и развиваются, пока организм мурсийца в ожесточённой борьбе не запечатывает их навсегда. Такое мурсийское манту. Каждый рубчик – побеждённая тропическая болезнь. Узор из таких рубчиков – сертификат о пройденном курсе прививок и диплом начальной школы выживания, дающий путёвку во взрослую жизнь – иными словами, направление на пирсинг.
Когда губа трескается, рвётся и кровоточит, её обмазывают специальными заживляющими зельями. На месте разрыва вырастают новые, более прочные мышечные волокна и соединительная ткань. Пирсингование у мурси – дело добровольное. Никто девушку не неволит. Как почувствовала себя взрослой – добро пожаловать на процедуру пирсинга. Если губа не проколота – значит, замуж рано. Такая вот нехитрая логика, в соответствии с которой можно прожить и до самой старости без дырки в губе, без семьи, достатка и уважения окружающих. Вот эта симпатичная барышня пока не решилась на замужество. И выражение её лица сообщает нам, что жизнь у неё не сахар.
Женщина сама решает, когда она достаточно подготовлена для семейной жизни. Фактом прокалывания губы она заявляет о своём желании участвовать в котировках на бирже невест. Самые стойкие тренируются до чемпионских объёмов мышечного кольца, взвинчивая свою стоимость до небес.
Здесь важно не переусердствовать, потому что можно попасть в тот сегмент рынка, где оперируют только самые состоятельные мурсийские воины и, таким образом, чересчур сузить круг покупателей. У воина мурси губа не дура, кого попало он в жёны не возьмёт – засмеют единоплеменники. Воину положено выбирать такую важную покупку, как жена, придирчиво.
Зачем ему неполноценная жена, не тюнингованная? Что с ней делать-то? А что, собственно, делать с тюнингованной? Базовые варианты понятны и без подсказок, а хитроумные способы приведения губы мурсианки в рабочее состояние путём её надевания на различные предметы, варианты обмотки и прочее традиционное кунг-фу мы рассматривать не будем. Когда-нибудь овладевшие грамотой потомки нынешних мурси сами обогатят человечество преданиями об искусстве их предков. Правда, к тому времени носительниц истинного мастерства уже не останется. И, к сожалению, представление обо всей широте спектра возможных манипуляций с этим упругим девайсом так и пропадёт для нелюбопытного человечества.
Но, надо думать, найдутся неравнодушные люди, которые не побрезгуют и ломаным грошом из сокровищницы мировой традиционной культуры. Мужественный взгляд этого человека не даёт усомниться в том, что знамя гордого племени мурси в случае надобности будет подхвачено из слабеющих рук.
Правда, майонезная крышечка в губе этого дженльмена смотрится комично в сравнении с солидными жбанными крышками женщин мурси. Генетика явно подкачала. На рынке невест его купил бы только самый бедный мурсийский инвалид. Размер для мурси имеет значение, и стоимость невесты определяется, исходя из длины нижней губы, её толщины, плотности и подвижности.
Но даже самая выдающаяся губа сама по себе не делает её обладательницу женщиной исключительных достоинств. Потому что жена класса “люкс” – это у которой растянуты обе губы. На такой трюк редко отважится даже самая завзятая мурсийская модница – потому что как же тогда принимать пищу?
По мере того, как женщины мурси приближаются к совершенству, они теряют всякую способность речи, мимики и какого-либо соображения. Чего, в прочем, от них и не требуется – ценят их не за это. С хозяйством они вполне справляются.
Мурсианки редко улыбаются. Улыбка – мимическое действие, которое притягивает нижнюю губу к лицу и визуально её уменьшает, от чего пропадает весь гламур.
Мурсийские женщины – предмет гордости их мужей. Хорошая жена представляет собой большую ценность для воина. По размеру губной тарелки жены сразу можно определить, насколько солиден мужчина. И очевидно, что среди мурсианцев встречаются мужчины невероятной крутизны.
Хорошая жена может стоить 10 коров, а жён у состоятельных людей может быть и десяток. Каждой из них мурсиец строит отдельную хижину и живёт с ними по очереди. Весь женсовет племени знает о последних внутриполитических изменениях – кто к кому переехал, какая барышня вставила себе в губу прутик и готовится участвовать в конкурентной борьбе, а какая замужняя матрона вынула диск, будучи недовольной условиями содержания или не сойдясь с мужем характерами.
Замужняя мурсийка никогда не выходит из дому без губного диска. Диск свидетельствует о том, что женщина занята, да и просто нужен для поддержания формы. Свободная женщина мурси может ходить и без него. В связи с этим существует масса способов подать окружающим знак “свободная касса”. Часто вынимаемый на людях диск говорит о том, что в данный момент движимое имущество – мурсийская жена – выставлено на торги и его можно перекупить.
Любители экстремальных приключений могут задаться вопросом – а можно ли поехать к мурсианам в гости? Нельзя ли войти в плотный контакт с этой древней культурой? Тут не всё так просто, ведь это воины смерти, с ними шутки плохи. У них убийство считается частью национального ритуала, а за каждого убитого они получают право вырезать на руке маленький шеврончик. По регламенту военной моды мурсиан, когда на руках уже нет места, шеврончики вырезаются на груди, потом на животе, а потом на бёдрах. До остальной поверхности тела при такой интенсивности боевых действий обычно не доходит, потому что рано или поздно воинственный мурсианец кладёт в бою свою буйную голову.
Но и у нас есть люди, которые такие шевроны могут колоть вплоть до пяток. Может быть, они умеют как-то между собой договориться. Ну и да, есть люди, умеющие дружить. Говорят, что горячие мурсийки просто тают от дружелюбия, когда к ним прикасается отважный русский турист.
c
Жестокие обычаи племени Мурси (16 фото + текст)
10291
В Эфиопии живет одно из самых необычных племен мира — Мурси.
Они считаются самой агрессивной этнической группой.
Все мужчины ходят с автоматами калашникова, которые им нелегально передают через границу.
К тому же они начинают выпивать с самого утра, и, ближе к обеду, становятся неконтролируемыми.
Те воины племени, которым не досталось автоматов, или кто их просто оставил в своем жилище, носят с собой палки. При помощи этих палок они доказывают свое лидерство. Тот, кто на него претендует, должен забить до полусмерти своих конкурентов.
Племя это, наверное, принадлежит к мутантам негроидной расы, потому что значительно отличается своим видом от привычных стандартов красоты. Как мужчины, так и женщины — низкорослы, ширококостные и кривоноги. Низкие лбы, сплюснутые носы, короткие шеи. Тела дряблы и болезненны на вид, с отвисшими животами и сгорбленными спинами. Волос на головах почти нет, а потому все женщины-мурси постоянно носят замысловатые головные уборы сложной конструкции, изготовленные из веток, грубых кож, болотных моллюсков, высохших плодов, мёртвых насекомых, чьих-то хвостов и какой-то вонючей падали. Их сморщенные, жеваные лица, с маленькими, узкопосаженными глазками имеют чрезвычайно злобный и настороженный вид.
Ещё одним интересным фактом является их очень специфический запах. Можно подумать, что они просто редко моются, но потом выясняется, что они специально натирают себя, как защита от всяких паразитов.
Уникальное «украшение» лица, которое они используют, является совершенно необычным, даже для диких людей. Дело в том, что ещё в юном возрасте их девочкам прорезают нижнюю губу, и начинают вставлять туда деревянные чурбачки, всё более и более крупного диаметра.
За несколько лет дыра в губе постепенно увеличивается всё значительней. В день свадьбы в неё вставляют «тарелку» из обожженной глины, называемую дэби, о назначении которой речь пойдёт позже. Диаметр такой посудины в губе может достигать 30-ти сантиметров, превышая диаметр самой головы! Правда, традиция носить тарелки появилась вовсе не из красоты, скорее наоборот.
Когда эфиопов пленили, забирали в рабство, они насильно себя калечили, чтобы их не брали. Сейчас же размер тарелки является мерилом красоты. Чем больше тарелка, тем больше скотины дадут за невесту. У девушек мурси всегда есть выбор, делать отверстие в губе или нет. Но за девушку без растянутой губы дают очень маленький выкуп.
Если такую тарелку вытащить, то наружный край губы под дыркой отвисает вниз на 10–15 см. в виде своеобразного круглого жгута. У многих мурси нет передних зубов, чтобы тарелка о передние зубы не стучалась и в этой щели постоянно, словно гнилое жало, торчит кончик потрескавшегося, кровоточащего языка.
Есть у женщин мурси и иные, не менее странные и жуткие украшения, висящие на сплюснутых шеях. Это монисты, набранные из костей ногтевых фаланг человеческих пальцев, называемые нэк. В норме, у обычного человека имеется по 28 таких косточек. На каждую из них пошло не менее четырёх-шести кистей рук. К тому же, у некоторых «дам» висит по нескольку штук подобных, ужасающих взгляд ожерелий. Они жирно блестят и издают приторный прогорклый запах — они ежедневно натирают каждую косточку монист топлёным человеческим жиром.
Экзотично выглядят их вздутые животы, на кожу которых нанесена своеобразная ритуальная татуировка, в виде симметричных линий, состоящих из отдельных рубцов — желваков. Эти «бугорки» имеют как различные размеры, так и разнообразные формы: круглые, овальные, линейные. «Наносят» их на себя довольно своеобразным и жутким способом. Через насечки в коже, под неё заталкиваются личинки разнообразных наземных и водных африканских насекомых-паразитов.
Они начинают там развиваться, но организм, вступая в борьбу с пришельцами, осумковывает «чужих» своей соединительной тканью и те, в конце-концов, погибают, оставляя под кожей свои, различные по размерам и формам, могилы-желваки. Зная это, мурси специально чередуют места их внедрения между собой, в зависимости от того окончательного «узора» на коже, который хотят получить. Практически за любой проступок жрица племени отрезает кисти рук у нарушившего законы мужчины (тут сразу вспоминаются нэки).
Согласно традициям этого мистического племени, все его женщины являются Жрицами Смерти. По вечерам, в своей хижине они готовят, сначала, какое-то, относительно лёгкое наркотическое зелье, растирая в порошок сушёные плоды особого болотного ореха. Насыпав его на вдетую в губу тарелочку-дэби, каждая женщина приближает наркотическое яство к губам собственного мужа и они оба начинают одновременно слизывать его (при этом жена высовывает язык через дыру между зубами). Эта часть ритуального обряда называется «поцелуй смерти». Кстати, привычный для нас способ целоваться они вообще не используют.
Затем, в тлеющий очаг бросается пучок какой-то дурманящей травы, которая начинает испускать вверх струйки желтоватого дыма. Мужчина поднимается на жерди «антресолей» и ложится над очагом таким образом, чтобы струйки сладкой курильни поднимались прямо к его лицу. Ложится он не просто так, а поместив голову на углубление особой подставочки-подушечки. Эта небольшая штуковина, напоминающая формой катушку, называется бркута и делается из древесины тайного растения, которое нам так и не показали. Около двух десятков таких удивительных приспособлений для сна хранится в хижине Верховной Жрицы племени, зовущейся — Срэк.
Срэк натирает каждую из них одним из своих многочисленных зелий и наговаривает особым индивидуальным заклинанием. В итоге, каждая бркута становится носителем какого-то, совершенно конкретного сновидения! Это может быть «фильм» об удачной охоте, или ночи любви, о вкусном обжорстве, или победной битве с врагами и т.п. По просьбе мужа, жена каждый вечер приносит ему деревянный подголовник с тем видением, которое он хочет увидеть перед возможной смертью. Эта часть обряда называется «сон смерти» и название это вовсе не случайно. Пока мужчина сладко грезит в дыму дурмана, жена готовится дать ему яд.
Этот смертельный порошок Верховная Жрица племени готовит из тех самых нижних зубов, выдернутых у женщин, настаивая их на сложном зелье из девяти трав, растущих на кочках мёртвых топей Лотагипи. Спустя некоторое время, женщина-мурси поднимается к спящему мужу и вдувает ему в рот смертельный порошок со своей губной тарелочки. Эта часть мистического обряда называется «укус смерти». Но на этом страсти не заканчиваются. Отравив мужей, все Жрицы смерти собираются в хижине Срэк и проводят там какой-то таинственный обряд.
Зловещий ритуал завершается действом, которое мы прозвали «рулеткой смерти, а сами мурси называют его — «дар смерти». Верховная Жрица обходила все хижины деревни, поднимаясь к отравленным мужчинам и кладет им в рот спасительное противоядие, порции которого и находятся в её ожерелье, украшающее её сложную «причёску». И никто кроме неё и Бога Смерти Ямда, чью волю и выполняла Верховная жрица, не знает: всем мужчинам племени велено жить дальше, или не всем. Бывали случаи, когда Срэк не давала кому-то из них антидот. Тогда она, выйдя из хижины, рисует на загубной тарелке его жены белый крест. Такая женщина оставалась вдовой на всю оставшуюся жизнь и имела большое уважение в племени, как жрица, исполнившая свой долг перед всемогущим Ямда.
После естественной смерти, тела таких вдов помещаются в обрубок полого ствола и подвешиваются на ветки особых деревьев. Тела же всех иных соплеменников, как мужчин, так и женщин, вывариваются. Мягкие ткани и бульон идут на еду, всяческие зелья и амулеты. Скелетами же соплеменников, мурси выкладываю свои тайные тропы в опасных болотах, что бы не проваливаться.
Однако, то, что нам может показаться дикостью, для аборигенов благо. Племя мурси — служители Бога Смерти. Их вера говорит, что тела мужчин-мурси (земная плоть) являются своего рода ритуальной «тюрьмой» Бога Ямда, в которую он заключает Души своих помощников — Демонов Смерти, в случае их какого-либо неповиновения. И белые полосы, которыми разрисовывается тело, символизируют оковы плоти, временно сдерживающие мятежный Дух.
Методично убивая плоть мужчин систематической дачей им наркотического яда, женщины-жрицы словно разрушают эти физические земные оковы, приближая час освобождения, для томящихся в них, высших духовных Сущностей. Сами же они — простые Духи Тьмы, посланные сюда для выполнения мистических ритуальных обрядов и имеющие право вернутся к своему Властелину — только после естественной гибели полученного тела. Добро не существует без зла, свет — без тьмы, а жизнь — без смерти. И каждый человек в своей земной жизни служит одной из противоположных сил, исполняя предназначение, данное ему Создателем. И не нам судить о том, чей путь и вера правильнее. Древнее племя мурси просто исполняет свой долг.
С автоматом по жизни. Племя мурси в Эфиопии.
Скорее всего вы назовете их обычаи дикостью.Оно и понятно, какие-то вещи происходят на уровне Средневековья, какие-то с трудом укладываются в голову, а какие-то и вовсе заставляют шевелиться волосы.
И тарелки в губе — это вполне безобидное… Еще они делают женщинам обрезание при рождении, украшают тело шрамами, создавая целые картины, безжалостно рубятся палками в споре за невесту, без зазрения совести готовы убить любого из враждебного племени, а невесту выкупают за 20 коров и автомат…
Добро пожаловать в племя мурси, одно из наиболее ярких и знаменитых африканских языческих племен, которого однажды может не стать…
2. … и причиной этого является наступление цивилизации и … муха це-це.
Еще каких-то 10-15 лет назад лишь единицы путешественников могли похвастать тем, что своими глазами видели женщин с тарелкой в губе из племени мурси. Все дело в том, что мурси вместе с десятком других племен обитают в труднодоступной местности в долине реки Омо и рьяно охраняют границы своих территорий от соседей и пришлых чужаков.
Даже в наше время на туристических форумах нередко можно увидеть информацию с предупреждением об опасности посещения племен в долине Омо и категоричные рекомендации не пытаться попасть к мурси самостоятельно. Кроме шуток, если сунуться к ним без сопровождения и охраны, можно никогда не вернуться домой…
В наши дни область между реками Маго и Омо, населенная племенами, является территорией национального парка Маго, посещение которого строго регламентировано. Попасть сюда легально можно только в сопровождении организованных групп либо с помощью аккредитованной туристической фирмы, предоставляющей джип с водителем и обязательного гида, хорошо знакомого с вождями племен. Кроме того, на въезде в парк к вам в машину подсадят вооруженного рейнджера, в задачи которого входит обеспечить и безопасность визитеров, и контроль за ними во избежание всяческих конфликтов.
3. Территория национального парка представляет собой зеленую саванну практически без каких-либо следов цивилизации.
Только эта грунтовая дорога напоминает о том, что осталось за спиной… Здесь нет ни мобильной связи, ни электричества, ни чего-то другого, к чему мы привыкли в обычной жизни.
Раньше и дороги не было. За последние годы ее накатали джипы любителей нестандартного туризма и … грузовики строителей, которые везут все необходимое для постройки завода по переработке сахарного тростника. Завод строят за территорией парка, но единственная дорога проходит через него.
4. Племя мурси проживает на территории общей площадью около 2 тысяч квадратных километров, довольно жестко охраняя ее границы и не допуская чужаков, кроме оговоренной с правительством Эфиопии квоты туристов и грузовиков строителей.
На, казалось бы, безлюдной дороге то там, то здесь можно увидеть мужчин с копьями или автоматами Калашникова. Иногда попадаются и невооруженные люди, идущие по своим делам.
5. Мурси проживают в небольших деревнях с населением от нескольких десятков до нескольких сотен жителей. Всего в племени насчитывается около 7,5 тысяч человек.
Деревня — это хаотично расположенные хижины, построенные из соломы или веток, главную «площадь», где проводят время старейшины племени и загоны для скота.
Мурси — скотоводы, причем довольно успешные. Это племя считается одним из наиболее богатых племен региона, как раз благодаря количеству скота. По большому счету, каждый важный социальный акт заключается здесь при помощи скота, например, для того, чтобы взять девушку в жены, семья жениха платит отцу невесты «даури» – как правило, это 20-40 коров и автомат Калашникова. Эта традиция характерна для всех племен Омо, и именно поэтому рождающиеся девочки считаются здесь неплохой гарантией благосостояния семьи.
6. И именно девочки, а впоследствии женщины, стали визитной карточкой племени благодаря своим знаменитым огромным тарелкам в нижней губе. Подробнее о традиции вставлять в губу тарелку я рассказывал во вчерашнем посте. Об остальных традициях чуть ниже.
Одна из них — оружие. С оружием здесь почти все, по крайней мере, мужчины.
Так сложилось исторически. Чтобы выживать, охранять свои территории от притязания соседей, защищать скот от воровства и диких животных, мурси издавна вооружены до зубов и, не раздумывая, применяют оружие по назначению. Копья, ружья, автоматы — кто на что богат.
7. В племени мурси на женщинах лежит основная часть тяжелых работ: они ответственны за строительство домов, уход за детьми, приготовление пищи и доставку воды в деревню из ближайшего источника или русла реки. Мужчины племени мурси – скотоводы. Их основные занятия — выпас коров с козами и охрана деревни. На мужчинах лежит также защита деревни в случае межплеменных конфликтов. При этом девочки с раннего возраста помогают матерям в обустройстве быта, а мальчики учатся обращаться с оружием.
8. Женщины мурси, помимо знаменитых тарелок, носят много украшений. Нужно сказать, с тарелками, икебанами на голове и даже рогами, выглядят они очень эффектно.
Волос на голове ни мужчины, ни женщины не носят, сбривая их полностью или делая прически, как у ребенка на фото.
9. Хижины у мурси двух типов: капитальные из соломы, как на фото и «летние» из палок, как на фото №5.
10. В хижинах из палок крыша очень плотная, чтобы не пропускать воду во время дождя, а вот стенки «прозрачные». Это позволяет пропускать дневной свет, в отличие от «капитальных» хижин, а холодов здесь не бывает…
11. Основная еда мурси – сухая каша, приготавливаемая из перетертого маиса или сорго. Иногда к ней добавляется молоко и кровь животного, забираемая свежей непосредственно из раны на шее коровы (животное при этом не убивается), либо уже набранная ранее и хранящаяся в калабасах. Мясо мурси практически не едят, употребляя его только на крупные праздники.
12. Любимый напиток мурси — кофе со специями очень своеобразного вкуса, от которого Антошу antonapostol чуть не вывернуло и воротило до самого вечера.
Но местные жители пьют его, уверуя, что он очень хорош в качестве профилактики, если вдруг укусит муха це-це
13. Мужчины «тусят», как правило, отдельно от женщин. И тоже за ковшиком кофе.
14. Многие спят прямо под открытым небом, предоставляя возможность ночевать в хижине жене и детям.
Подушек у племен нет, вместо них они используют необычные стульчаки, называемые боркото. Мужчины их повсюду носят с собой, как мы носим мобильный телефон. Днем на них сидят, ночью их ставят под голову…
15. Традиционной одеждой мурси всегда были козьи шкуры, однако последнее время все больше и больше мурси переодевается в более легкие хлопковые накидки, которые покупают на рынках. Сегодня уже все мужчины повязывают разноцветные ткани вокруг бедер, женщин мурси все еще можно встретить в одежде из шкуры, однако и они все больше и больше предпочитают пользоваться тканями.
16.
17. Интересны свадебные обычаи у мурси.
Когда мужчины достигают совершеннолетия, они могут попытаться получить право жениться. Как это происходит?
В честном поединке на палках. Эти поединки называются бои донга, к которым юноши довольно долго готовятся, овладевая искусством боя на длинных палках.
В поединке они нещадно молотят палками друг друга, ведь только победитель получит право жениться в этом году.
Если ты проиграешь, весь следующий год будешь пасти скот, не помышляя о теплой женской груди у себя под боком…
18. Женщины, чтобы быть максимально привлекательными для мужчин, как я уже писал вчера, носят огромные керамические тарелки в нижней губе.
Пирсинг нижней губы мурси делают юным девушкам, достигшим 12-13-летнего возраста. Вначале в губу вставляется небольшая деревянная шайба, размеры которой постепенно увеличивают, растягивая губу женщины, а затем меняют на керамические блюдца. Для того чтобы вставить его в губу девушки, ей выбивают нижние зубы.
19. Но разрыв губы, выбивание зубов и тарелка — еще не самое варварское, что делают здесь женщинам.
При рождении (а часто и в более позднем возрасте) девочкам делают, так называемое, женское обрезание. Иными словами, им удаляют клитор. Для чего?
Чтобы сделать женщину покорной и не склонной к измене.
Кстати, эти племенные традиции очень сильно противоречат тому, что происходит в сексуальной жизни остальной массы эфиопских женщин (но об этом в другой раз)
20. Так что, к девушкам мурси очень хорошо подходит фраза «не родись красивой, а родись счастливой»…
21. Кстати, в последние годы уже далеко не всем девочкам мурси разрезают губу для тарелки. Некоторые отказываются от этой традиции, ограничиваясь только дисками в ушах…
22. Помимо тарелок в губе и клитоpодектомии, у мурси есть еще одна отличительная черта.
Они практикуют шрамирование тела. У мужчин это метки за убитых врагов или крупных хищных животных, у женщин просто украшение.
Да-да, шрамами они рисуют на своем теле примерно, как в нашем мире татуировками.
23. Некоторые девушки просто потрясают своими «украшениями»
24. Губы у нее целые, а вот уши….
25. … и кожа на теле…
26. Представляете, сколько нужно было сделать разрезов и нанести рубцов?
И это в условиях полнейшей антисанитарии и отсутствия какой-либо, даже потенциальной, медицинской помощи.
27. «Рисуют» везде — на плечах, руках, спине, животе, груди…
28. Мурси, культурно и лингвистически, родственны племени сури и считают себя одним народом. С этим племенем у мурси хорошие отношения и даже разрешены межплеменные браки. Остальные же племена видят в мурси агрессивный народ, и отношения с ними довольно прохладные. Иногда даже вспыхивают серьезные конфликты, в том числе вооруженные. Но мы об этом мало знаем, ведь там нет ни репортеров, ни телекамер, ни даже полиции…
29. Несмотря на многочисленные предупреждения об опасности посещения племени и некоторые опасения в их реакции на фотокамеры, жители мурси оказались вполне доброжелательны и приятны в общении. И это тоже «достижение» цивилизации. Ведь туристы — это деньги. Каждое фото — это деньги. Немного, 5 бырр за снимок. Но нас было трое, фотографировали мы многих, так что все эти люди понемногу заработали и прощались с нами с улыбками на лице, долго махая руками вслед пылящему по грунтовке внедорожнику…
Партнер путешествия — сервис поиска авиабилетов Aviasales. Билеты покупать нужно только через них!
Предыдущие мои фоторепортажи и фотосюжеты:
Мурси: почему это африканское племя называют самым страшным на земле
Есть, например, на юго-западе Эфиопии загадочное племя мурси, представителей которого легко узнать по оттопыренной нижней губе и вставленным туда керамическим тарелкам внушительных размеров. По одной из версий, подобное «украшение», которое нередко встречается у девушек и женщин, помогало им не стать жертвами работорговцев и любителей местной экзотики. Но этнологи не разделяют подобную точку зрения. Те исследователи, которые изучали мурси и даже жили среди них (например, Шона ЛаТоски) не встречали подобных суждений у самих представителей племени. Более того — девушка, которая сможет вставить в нижнюю губу диск большего размера (их диаметр может порой доходить до 30 см) считается завидной невестой и, соответственно, и выкуп за нее будет больше, чем за ту, которая довольствуется диаметром «всего лишь» в 10-15 см.
Внешний вид имеет огромное значение, поэтому чтобы выйти замуж, девочки с раннего возраста не только прокалывают себе нижнюю губу и вынимают передние зубы для того, чтобы вставить туда деревянную тарелку (которая с возрастом заменяется на глиняную), но и украшают тело необычными татуировками. У одного мужчины может быть не одна жена (а порой целый десяток!), поэтому конкуренция за мужское внимание довольно высока. В борьбе за внимание противоположного пола девушки делают на коже надрезы и запускают туда насекомых-паразитов, которые в процессе своей жизнедеятельности оставляют под кожей рубцы самых причудливых форм. На шее модницы из племени мурси носят ожерелья, которые состоят из фаланг человеческих пальцев, причем нередко можно встретить не одно ожерелье, а сразу несколько.
Если копнуть поглубже, то внешний вид не идёт ни в какое сравнение с «философией» этого необычного племени. Мурси поклоняются духам смерти, а все его женщины считаются жрицами смерти. И тут, как раз весьма кстати, приходится та самая пластина, которую используют для так называемого «поцелуя смерти». Во время любовных утех женщины племени мурси предлагают своим благоверным лёгкие наркотики на тарелочке, которые мужчина слизывает с тарелки — такое времяпрепровождение заменяет паре традиционные поцелуи, после чего мужчина погружается в пьянящий дурман.
На следующем этапе, который называется «укус смерти», наступает черёд более тяжёлого наркотика, который вдувается в рот спящему мужчине, что нередко вызывает отравление. В то же время верховная жрица деревни, которая выбирается среди замужних женщин, варит противоядие и, заходя в каждый дом, раздаёт его, но везёт далеко не всем. Считается, что только она и демон смерти знают, кому жить, а кому нет, и поэтому никого не удивляет самый разный исход дела. Когда представитель племени умирает, его мясо варят и употребляют в пищу, а также используют для украшений, а из человеческих костей сооружают дорожки в особо непроходимых местах.
Что до мужчин, то настоящим мужчиной в племени считается воин, демон смерти которого заключён в теле-темнице — и его выпускают на волю благодаря такому странному обряду. Мальчиков с самого раннего возраста готовят к постоянной опасности и войне, которая для этого племени является обычным делом, и если у мужчины нет огнестрельного оружия, автомата, которые они разными способами добывают у соседних воюющих стран (главным образом, в Сомали), то всегда есть под рукой, по меньшей мере, боевые дубины, с которыми они умеют обращаться виртуозно и нередко пускают их в дело.
Численность племени, как отмечает исследователь Дэвид Тёртон в своём труде «Дела Африки» составляет около пяти тысяч человек, и она постепенно сокращается — дают о себе знать постоянные войны и, кто знает, может быть и странный образ жизни, который сами мурси таковым вовсе не считают.
Племя Мурси (Mursi).: linozka — LiveJournal
ОГЛАВЛЕНИЕ30 января Jinka — Mago NP — Jinka. (200 km).
(гравийная извилистая дорога с крутыми подъемами и спусками). Время в пути, включая остановки, — 5 часов.
Завтракаем и выезжаем в Национальный Парк “Маго” к народу Мурси (Mursi).
Но вначале заехали в офис национального парка и взяли гида, теперь это обязательно.
Дорога красивая через покрытые лесом горы, затем деревья резко пропадают, становится жарко, значит мы спустились в долину.
Небо покрыто дождевыми облаками. Периодически въезжаем в зону дождя…. Молим Бога, что б дождь прошел …
Наша машина подъехала к пропускному пункту. Вход в парк стоит 100 быр с человека и 80 за машину. Выписывают чек, все это платит наш водитель, нам все фиолетово, у нас все включено. Дорога была перегорожена верёвкой, два охранника с автоматами поговорили с гидом и пропустили нас, посадив в машину охранника.
Дальше без сопровождения не пускали, нужно брать рейнджера с собой к Мурси. Что может сделать один рейнджер с карабином, хотя бы против двух автоматчиков, нам было не понятно.
В инете много рассказов о том что после обеда, попив местного пива, Мурси стреляли в туристов. Пьют они часто и всегда в обед.
Я не заметила ни какой агрессивности со стороны мурси.
Приехали в деревню. Она была маленькой.
Человек 10-15 взрослых женщин, 5-6 взрослых мужиков и десятка три детей и подростков. Всего в этом районе 12 деревень.
Сразу же подошел молодой мужик и попросил купить входной билет, стоимостью 300 быр.
Джипы остановились возле соломенных домиков.
Только мы вышли из машин к нам подлетела толпа женщин, мужчин и детей …. и полил ливень. Пришлось бежать обратно в джип.
Разглядываем племя из окон джипа.
Ливень все усиливался, мурсята завернулись в какие-то покрывала, попрятались кучками под деревья.
Глаза у Мурси маленькие и настороженные.
Почти все они ходят босиком, или в сандалиях из покрышек.
Ниже пояса носят какие-то тряпки в виде юбок.
Мужчины с оголенным торсом, вооружены автоматами, в крайнем случае карабин.
Больше всего удивляет головной убор. Это какой-то ремень-ошейник с висюльками и коровьими рогами возле ушей.
Как и большинство мужчин, дамы бреют голову наголо. Лицо они мажут в белый цвет.
За право считаться вождем бьются до полусмерти на палках (донга), кто победит, тот главный.
Многие женщины делают татуировки на теле из небольших шрамов, рисунок выполняет старший брат, когда девушка достигает половой зрелости. Украшение тела художественным шрамированием называется — скарификацией.
Искусство шрамирования уходит своими корнями в глубокое прошлое. Еще в незапамятные времена представители древних африканских племен наносили на теле шрамы с целью обозначения своего социального статуса или в процессе ритуальных обрядов. Ритуал нанесения шрамов был у них развит для отличия принадлежности человека к какому-либо племени.
У некоторых племен он был ритуалом принятия мужчины в воины Сначала делается насечка на теле, затем в рану запихивают личинки каких-то жучков-паразитов.
Под кожей они начинают развиваться, но организм борется с этой инфекцией, и, когда личинки умирают – на коже остаются следы этих «могилок».
Купите мыла и лезвий. Мурси режут себе кожу, и им нужно мыло. И меняйте мыло и лезвие на фото.
Но, самой отличительной чертой мурси являются тарелки в губах, их называют «тыби».
Еще в юном возрасте девочкам прорезают нижнюю губу и вставляют в нее маленькую деревянную плашку.
Девочка растет, и размер плашки все время увеличивается, приобретая со временем поразительные размеры.
А уже в день свадьбы барышне вставляют керамическую тарелку.
Чем больше тарелка у девушки в губе – тем красивее она как невеста и, что немаловажно – тем больший выкуп за нее дают.
Вставлять диски в губу мурсианских женщин никто не принуждает, и многие из уже зрелых девушек их не носят. Скажем, тарелка сантиметров этак 30 в диаметре – это 50 коров.
У большинства женщин нет передних нижних зубов, мешают носить тарелку, я думаю их удаляют специально.
Даже не знаю кто из барышень “красивее”,с вставленным диском или с висящей нижней губой.
Я купила три таких тарелки по 5 бырр каждая, они оказались хрупкими и раскололись, но это было потом.
Диски в ушах я заметили у многих, и характерно провисающие говорят о том , что почти все , даже совсем юные барышни, носят что-то типа тарелок и в ушах..
. Цена за фото — а как договоритесь.
Сначала мы платили 3 быр, за серию снимков одному человеку, затем – 2, а в конце уже 1 быр (1 доллар = 19 быр). Но это я повторяю как договоритесь.
У нас произошел скандал с обязательным гидом взятым в Джинке. На фото в черной футболке с наушниками.
В начале он пытался сам нам назначить цену на фото. Ну как у всех туристов 5 быр за снимок.
Пока он мне и Владу это объяснял, Сережа отошол в сторону и договорился с мурси за 3 быра за серию.
Гида мы мягко попросили не мешать нам общаться с мурси и водитель наш Хенок, объяснил ему, что если он хочет чаевых, то должен всегда принимать сторону туриста и делать так что б они были довольны.. Не понял…
Я договорилась с двумя воинами (они всегда дороже) по 2 быра каждому за серию снимков. Но мелкие деньги у меня закончились к этому времени, я попросила гида разменять мне 10 быр.
Он выхватил у меня 10 отдал воинам и сказал мне, что все ок и это нормальная цена. Естественно я возмутилась… Это было последней каплей. Я ему по русски объяснила куда бы он пошел…. Как ни странно понял…
И все дальнейшее время стоял в сторонке больше я не слышала ни слова от него.. Правда возле него стоял Хенок и учил как нужно вести себя с туристами и не давал больше приблизиться к нам. Так что 5 быр за фото это надуманно местными гидами — торгуйтесь…
Под ногами постоянно крутились мелкие мурсята, их шанс получить два бырра был равен нулю, они ни чем не отличались от других детей Африки.
Короче, пофоткали, отдали пластиковые бутылки, купили губные диски по 10 -25 быр (в зависимости от размера и рисунка) и собрались ехать в другую деревню. Но мы забуксовали… вернее джип не захотел заводиться, нужно было толкнуть…
Мурси все стояли и смотрели смеясь, и даже некоторые помогли толкать машину…
После посещения деревни мы вернулись в Джинку (Бако) — торговый и административный центр в Южной Эфиопии, расположен в холмистой местности.
Бако — традиционное горное поселение, в то время как Джинка была основана в долине, где обустроена взлетно-посадочная полоса местного аэродрома.
В Джинке работает Исследовательский центр по изучению народов нижней Омо. Рекомендую его посетить, много интересного о племенах.
Сегодня впервые ночью был дождь….
ПОРТРЕТЫ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12