Старый город родос история – Причудливое переплетение нитей истории Старого города Родоса (Родос, остров Родос, Греция)

История Родоса — Википедия

Родос — один из центров эгейской культуры. В VII—VIII веках до н. э. выходцы с острова Родос участвовали в колонизации Сицилии, Северной Африки и других территорий. Во время греко-персидских войн Родос захватила Персия. В 44 году н. э. Родос был завоеван Римом. В IV—XIII веках принадлежал Византии, в XIV века островом овладели рыцари-госпитальеры, выстроившие здесь свою главную цитадель — Родосскую крепость.

В 1523 году Родос вошёл в состав Османской империи. Родосцы принимали участие в освободительной войне Греции (1821—1829), но военных действий на острове не велось из-за многочисленности турецкого населения и базирования объединённого турецко-египетско-алжирского флота.

В 1912 году после поражения турок в ходе итало-турецкой войны остров отошёл к Италии, которая контролировала остров до 1943 года. После выхода Италии из войны в 1943 году остров оккупировали германские войска. В 1948 году Родос был воссоединён с Грецией.

Историческая карта Родоса из Книги морей Пири-реиса

Согласно археологическим данным, население на Родосе, как и на большинстве островов Эгейского моря, появилось ещё до 3000 года до н. э., то есть во времена неолита. Такой вывод делается на основании отдельных находок (черепки и каменные сосуды), сделанных в пещере на горе Кумело и в Калифиес. Кроме того такие топонимы, как Атабирий или Атабирис, Камир, Линд, Ялис, свидетельствуют о проживании на Родосе догреческих племен.

Около 1550 года до н. э., то есть во времена микенского преобладания в Эгейском море, на острове утвердились переселенцы с Крита, которые основали торговое поселение на северо-западном побережье у селения Трианда. Когда минойская цивилизация стала клониться к упадку, место господствовавших в бассейне Средиземного моря минойцев заняли микенцы, которые, заимствовав многие элементы минойской культуры, основали свои торговые поселения на Сицилии, Крите, Кипре, в Малой Азии и на островах Эгейского моря. К числу последних принадлежит и Родос (1450 года до н. э.), где перво-наперво был основан Ялис, поглотивший затем минойское поселение в Трианде. Впоследствии были созданы и другие небольшие поселения, и в течение непродолжительного времени ахейцы, как иначе называли микенцев, заняли весь остров. В этот период Родос достиг значительного расцвета. Свидетельством тому служат стихи Пиндара о том, что Зевс весьма полюбил родосцев и поэтому пролил на них золотой дождь.

Сведения о микенской эпохе на Родосе дают археологические исследования в доисторических некрополях Ялиса (в местностях Моску-Вунара и Макрия-Вунара в предгорьях Филерима) и Камира (у селения Калаварда).

Ахейцев сменили около 1100 года до н. э. дорийцы, которые, отправившись из Арголиды, утвердились на Родосе, причем в тех районах, которые достигли процветания ещё в микенскую эпоху. Дорийские города на Косе и побережье Малой Азии были колониями Родоса[1]. После завоевания дорийцами в начале XI века до н. э. Родоса, он был разделён на шесть самостоятельных городов-государств, которые образовали в VIII веке до н. э. дорийский гексаполис[2] в качестве противовеса Ионийскому союзу[3]. Согласно Геродоту в гексаполис входили расположенные на малоазийском берегу города Галикарнас и Книд, Линд, Ялис и Камир на острове Родос, а также Кос. Общие празднества и собрания союза происходили в святилище Аполлона Триопийского близ Книда на Триопийском мысе (др.-греч. Τριόπιον, ныне — мыс Девебойну (англ.)русск.) Книдского полуострова (ныне — полуостров Решадие (англ.)русск.)

[4]. По Геродоту шесть дорийских городов (родосские города, Галикарнас и Фалесида, колония Линда в Ликии) участвовали в основании в Навкратисе самого крупного из греческих храмов в Египте, называемого Эллений (др.-греч. Ἑλλήνιον)[5]. После образования союза три города-государства Родоса мирно сосуществовали друг с другом в качестве федерации, понимая, что, будучи отдаленными от остального греческого мира, они смогут существовать и достичь могущества только благодаря единству.

В VIII веке до н. э. родосцам удалось выйти в экономическом отношении за пределы острова, развивая торговые отношения с некоторыми районами Малой Азии (Милет) и Крита и основав колонии в городах Тарсе (800 до н. э.) и Аль-Мина (725 до н. э.) на побережье Малой Азии, а во второй половине VIII века до н. э. они заимствовали финикийский алфавит. Однако, несмотря на совместные действия в рамках федерации, три города Родоса продолжали развиваться каждый собственным путём. Так, основу экономики расположенных на плодородном западном побережье острова Камира и Ялиса составляло земледелие, тогда как экономика Линда, лежащего на восточном побережье в почти бесплодной, но стратегически важной местности, которая позволяла осуществлять контроль за судами, плывущими на восток, была связана с мореходным делом. Линд обладал мощным флотом и в VIII—VI веках до н. э. превратился в морскую державу и крупный торговый центр. С появлением в бассейне Эгейского моря в начале V века до н. э. Линд начал клониться к упадку.

В VII веке до н. э. родосцы установили интенсивные торговые контакты с Кипром, портами Восточного Средиземноморья, Коринфом, Самосом и Кикладами. В 688 году до н. э. они основали колонию Фаселу на побережье Памфилии для обслуживания родосских кораблей, плававших вдоль берегов Малой Азии. Одновременно с Фаселой они основали совместно с критянами Гелу на Сицилии, а в конце VII века до н. э. — колонии на Балеардских островах и в Испании.

В VI веке до н. э. в Камире и Ялисе преобладало аристократическое государственное устройство, а в Линде была установлена тирания Клеобула, который являлся одним из семи мудрецов Древней Греции. В том же веке Камир и Линд выпускали собственную монету. На монетах Камира был изображен лист смоквы, а на монетах Линда — голова льва. Ялис стал чеканить монету в V веке до н. э. с изображением головы орла.

Кроме подъема торговли, в эту эпоху наблюдается значительное развитие искусства. Родосская керамика была единственной керамикой, способной конкурировать с коринфской. В VII веке до н. э. на острове получило значительное развитие ювелирное искусство, которому, несмотря на различного рода критские и восточные влияния, удалось приобрести самобытный характер.

В 491/90 году до н. э. персидский полководец Датис осадил Линд Жители города оказали мужественное сопротивление, несмотря на отсутствие воды. В конце концов Датис отступил, так и не добившись успеха. После второго похода персов Родос подчинился захватчикам и в 480 году до н. э. выступил на стороне последних в морской битве при Саламине, послав туда 40 кораблей. После событий греко-персидских войн Линд утратил своё значение и на первый план выдвинулся Ялис, который, будучи полисом с хозяйством аграрного характера в значительно меньшей степени пострадал от агрессивной политики персов. В эпоху после греко-персидских войн в Ялисе была установлена власть знатного рода Эратидов. Один из его представителей Диагор отличился, одержав победу и Олимпийских играх 464 года до н. э., принеся Родосу всегреческую славу. С образованием Первого Афинского морского союза (478/77 до н.э) три города Родоса стали членами последнего, платя установленный для них налог. В годы Пелопоннесской войны родосцы, будучи членами Афинского морского союза, воевали на стороне афинян

[6].

В 412 году до н. э. после поражения афинян в Сицилии сын Диагора Дорией, который, будучи приговорен к смерти афинянами, бежал в южно-италийский город Фурии, возвратился на родной остров и склонил сограждан к выходу из Афинского морского союза и переходу на сторону Спарты. Год спустя, родосцы по соглашению между тремя городами решили объединиться. Они составили учредительный договор, в соответствии с которым Камир, Ялис и Линд основали новый город с единым управлением, единым Народным Собранием, единым Советом и пятью пританами. Демы (административные городские общины) трех городов сохранялись, однако с того времени они обладали компетенцией решения вопросов только местного значения. Новый город затмил своим блеском старые. Он был основан на северо-восточной окраине острова по Гипподамовой градостроительной системе. Город получил официальное название «город родосцев» и находился под покровительством бога Гелиоса, жрец которого становился на один год архонтом.

В 396 году до н. э. родосцы, ободренные противоборством между Спартой и персами, решили отложиться от Спарты. Поэтому во время похода в Малую Азию они выступили на стороне персов. Город Родос стал местом встречи представителей греческих городов, в которых преобладали антилаконские настроения, и представителей персидских сатрапов, которые были уполномочены вести войну против спартанцев. В том же году Дорией прибыл на Пелопоннес с целью поднять восстание против спартанцев, однако вскоре был схвачен и казнен. В 395 году до н. э. на Родосе началось социальное движение, которое привело к падению аристократического правительства. Ко власти пришли демократы, поддержанные Кононом и другими афинянами из командования персидским флотом на Родосе. Попытка Спарты установить в 391 году до н. э. олигархическое правление потерпела провал. В 377 году до н. э. родосцы вступили в новооснованный Второй Афинский морской союз.

В 364 году до н. э. во время пребывали в Эгейском море беотийского флота во главе с Эпаминондом Родос в течение непродолжительного времени являлся союзником последнего. В 357 году до н. э. поддерживаемый сатрапом Карин Мавсолом Родос вступил в союз с Византием, проводившим враждебную политику по отношению к афинянам. Вместе с Родосом восстали также жители Хиоса, Коса и других городов. Война между афинянами и восставшими союзниками окончилась поражением Афин при Эмбатах в 355 году до н. э. В то же время Мавсолу удалось расширить свои владения и за пределы Карии, установив косвенным образом контроль также и над Родосом. В 351 году до н. э. преемница Мавсола Артемисия подвергла город осаде и разгромила флот родосцев. Тщетно надеясь родосцы на помощь афинян. Только после смерти Артемисии в 340 году до н. э. удалось окончательно изгнать карийцев.

В 332 году до н. э., когда на политическую и военную авансцену истории вышла Македония родосцы выступили на стороне Александра Великого. Они согласились размещение у себя македонского гарнизона и оказали македонянам помощь при осаде Тира. После смерти Александра родосцы изгнали македонский гарнизон и установили союз с египетскими Птолемеями. Один из диадохов (преемников) Александра Антигон обратился к ним за помощью в войне против Птолемеев. Отказ родосцев принимать участие в соперничестве между двумя противниками привел к тому, что сын Антигона Деметрий выступил в 305 году до н. э. против Родоса. Осада города длилась целый год. Силы Деметрия были невиданными для своего времени: 40.000 воинов и 30.000 мужей, специально обученных вести осаду с помощью созданных по последнему слову тогдашней техники осадных машин. Впоследствии родосцы продали эти машины и на приобретенные средства соорудили статую, посвященную своему богу — покровителю Гелиосу — знаменитый «Колосс Родосский». При посредничестве Антигона и Птолемея был подписан договор, условия которого гарантировали родосцам независимость.

Следующие 150 лет стали для Родоса периодом значительного экономического подъема. Остров стал центром транзитной торговли, предоставляя свой порт всем судам, плававшим по Средиземному морю, главным образом из материковой Греции, Понта Эвксинского (Чёрного моря), Малой Азии, Финикии и Палестины. На кораблях своего мощного флота родосцы экспортировали собственную продукцию во все страны Средиземноморья, вплоть до Карфагена на западе и Сирии на Востоке. В III веке до н. э. торговля уже находилась под их контролем. В этот период благоденствия столицу острова украшало 3000 статуй, а численность её населения достигла 300 000 человек. В 220 году до н. э. после военных действий родосцам удалось воспрепятствовать городу Византию облагать пошлиной торговлю зерном через Геллеспонт.

В 227 году до н. э. на Родос обрушилось страшное землетрясение, разрушившее часть города и его укрепления и повергшее наземь Колосс. Почти все греческие города прислали тогда материальную помощь. Воспользовавшись этой помощью, родосцы восстановили свой город. Однако они не стали восстанавливать Колосс, предупрежденные неким прорицанием, согласно которому восстановление статуи явилось бы причиной несчастья для острова.

В конце III века до н. э. на авансцене истории появляется ещё один македонский царь — Филипп V. Его агрессивная политика в бассейне Эгейского моря угрожала родосцам, которые вступили в союз с Византием, Пергамом, Косом и Римом. В 197 году до н. э. союзники одержали победу над Филиппом при Киноскефалах. В 190 году до н. э. родосцы под предводительством Эвдама приняли участие в битве при Сиде против Ганнибала, который возглавлял тогда морские силы царя Сирии и врага римлян Антиоха Великого. За участие в этой войне римляне отдали родосцам в 188 году до н. э. часть Карии и Ликии. Могущество Родоса продолжалось. Родос вступил в союз с городами Малой Азии и взял под своё покровительство «союз островитян», центром которого был священный остров Делос.

Между тем Филиппа V сменил на македонском престоле Персей — последний царь Македонии до её завоевания римлянами. По отношению к Персею родосцы заняли дружественную позицию, отказав римлянам в помощи во время войны с ним. После поражения Персея при Пидне в 167 году до н. э. римляне, желая наказать родосцев, признали независимость Ликии и части Карии. В 166 году до н. э. с целью подрыва родосской торговли они объявили Делос портом, свободным от пошлин. Удар, нанесенный экономике Родоса, был весьма ощутимым. Пошлина, которой облагались ранее транзитные корабли, достигала 1 000 000 драхм, а после этой меры уменьшилась до 150 000 драхм.

В 164 году до н. э. родосцы вступили в союз с римлянами, приняв на себя обязательство участвовать в военных предприятиях последних. Таким образом они приняли участие в III Пунической войне и в войне с понтийским царём Митридатом, несмотря на то, что поддерживали с последним дружеские отношения. Во время гражданских войн в Риме Родос был вынужден примкнуть к той или иной из противоборствующих сторон. В 44 году до н. э. Кассий и Брут обратились к Родосу за помощью против своих врагов Малой Азии. Родосцы ответили, что прежде, чем дать ответ, должны получить соответствующее решение Сената. Такая позиция вызвала гнев Кассия, который взял после осады город, захватил часть его флота, уничтожив прочие корабли, предал смерти многих граждан, главным образом философов и деятелей искусства и, наконец, захватил здесь и отправил в Рим сокровища Родоса и украшавшие Родос произведения искусства. В следующие годы Родос пребывал уже в безвестности, а в 155 году н. э. опять пострадал от разрушительного землетрясения.

Между тем на острове уже получило распространение христианство, чему способствовал приезд сюда апостола Павла в 57 году н. э. Во времена Диоклетиана Родос принял участие в Первом Вселенском Соборе (325), послав туда своего представителя Евфрония. После распада Римской империи Родос оказался в составе Восточной Римской империи и со времени Диолектиана (297) до конца VI века являлся столицей епархии островов. Тогда же были сооружены крепостные стены города, и в течение относительно непродолжительного времени Родос жил мирной жизнью. В 515 году город Родос был разрушен новым сильным землетрясением. Затем для острова наступили трудные годы. В 620 году Родос был захвачен персидским царем Хосроем после поражения последнего, нанесенного византийским императором Ираклием. В 653 году Родос захватили арабы Моавия, которые увезли остатки Колосса и продали его какому-то еврейскому купцу. В 717/18 году Родос оказался во власти сарацин, а в 807 году был разграблен турками-сельджуками багдадского халифа Харуна ар-Рашида[7].

В 1082 году венецианцы с позволения византийского императора основали здесь торговую факторию. В 1191 году французский король Филипп II и английский король Ричард Львиное Сердце сделали на Родосе остановку по пути к Святым Местам с целью приобрести здесь продовольствие и набрать наёмников. Родосский флот принимал участие в крестовых походах. В 1204 году после захвата Константинополя франками (западноевропейскими рыцарями) во время IV крестового похода правитель острова Лев Гавала с согласия франков провозгласил себя деспотом (кесарем) Родоса и стал чеканить собственную монету. В 1224 году никейский император Иоанн Дука захватил остров и заставил деспота заявить о своем подчинении. В 1240 году преемником Гавалы стал его брат Иоанн, который помогал никейскому императору в борьбе с латинянами. В 1248 году Родос захватили генуэзцы. В 1261 году после отвоевания Константинополя византийцами император Михаил Палеолог, желая сохранить дружественные отношения с генуэзцами, уступил им владения на некоторых территориях Византийской империи. В числе последних оказался и Родос (1278). В 1275 году византийцы укрепили стены города.

В 1306 году генуэзский адмирал и правитель Родоса Виньоли продал Родос вместе с Косом и Леросом Ордену рыцарей святого Иоанна. Жители города и византийский гарнизон оказывали упорное сопротивление в течение трех лет. Однако в конце концов они были вынуждены покориться, и таким образом 15 мая 1309 года Родос перешёл во власть рыцарей-иоаннитов.

С этого дня и до 1522 года, то есть за всё время владычества рыцарей-иоаннитов на Родосе и других островах Додеканеса (кроме Карпафоса, Касоса и Астипалеи), обязанности Великого Магистра исполняли девятнадцать рыцарей, первым из которых был Ф. де Вилларе (F. de Villaret), а последним — Ф. Виллье де л’Иль Адам. Четырнадцать из них были французами. Официальным языком документов Ордена был латинский, а для общения между собой члены различных «языков» пользовались французским. Духовным главой Ордена был Папа Римский. Орден назначал латинского (католического) архиепископа, в зависимости от которого находился «греческий», как его называли, митрополит.

Родосцы были известны как «колоссяне» (от слова «Колосс»). Во время господства Рыцарей Родос, хотя и находился под властью чужеземцев, всё же сумел избежать упадка и даже переживал расцвет. Торговля и контакты по морю со странами Востока и Запада значительно возросли, на острове обосновались крупные торговые и банковские компании из Италии, Франции и Испании.

При создавшихся условиях имела место значительная строительная деятельность, отмеченная явными влияниями Запада[8].

Памятники архитектуры того времени сохранились до сих пор.

Дворец великих магистров Дворец великих магистров Янычары, с которыми сталкиваются Рыцари святого Иоанна во время Осады Родоса 1522

В 1480 году Родос безуспешно осаждали войска султана Мехмеда II. 28 июля 1522 года Сулейман I Великолепный приступил к осаде с армией в 100 000 человек. Рыцари и жители острова оказали стойкое сопротивление. При этом осаждённые чинили разрушаемые стены. Возможно, что город всё же выстоял бы, но некий недовольный рыцарь д’Амарал указал туркам наиболее уязвимую часть крепости. Сам предатель и два его соучастника были преданы смерти, однако туркам всё же удалось захватить город.

После заключения соглашения с Сулейманом рыцари покинули Родос, взяв с собой всё своё имущество, тогда как родосцы остались, чтобы терпеть ужасные бедствия. За вступлением турок в город последовала страшная резня жителей, которую, как гласит традиция, остановил только сам султан, увидав текущую рекой кровь греков. Турецкая неволя продолжалась 390 лет.

Восстававших греков поработители подвергали пыткам, лишали имущества и вообще изгнали за пределы городских стен, внутри которых проживали только турки и евреи.

Несмотря на преследования, родосцы принимали участие в освободительной борьбе, многие из них стали членами «Филики Этерии». Однако, в отличие от других Додеканесских островов, Родос так и не смог поднять восстание из-за постоянного присутствия здесь турецких войск.

В 1912 году во время войны с турками итальянская армия высадилась на Родосе и оккупировала остров. Итальянцы оставались до 1943 года, когда их сменили немцы. После поражения Германии борьба родосцев за независимость увенчалась успехом, и 7 марта 1948 года Додеканесские острова воссоединились с Грецией[9].

  1. ↑ Rhodus // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 1156—1157.
  2. ↑ Родос // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 587. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
  3. Колобова, Ксения Михайловна. Из истории раннегреческого общества : (о. Родос IX-VII вв. до н.э.) / Ленингр. гос. ордена Ленина ун-т им. А. А. Жданова. — Л.: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1951. — С. 217. — 340 с.
  4. Геродот. История. I 144
  5. Геродот. История. II, 178
  6. ↑ Греция. Додеканес. История о. Родос
  7. ↑ Рыцари
  8. ↑ Завоевания и разрушения
  9. ↑ История острова Родос

Старый город Родос острове Родос, достопримечательности, фотографии

 Опубликовано 16.11.2013  EuToDay tags город Родос, города ЮНЕСКО, крепость, Новости Греции, остров Родос, фотографии

Пока без комментариев

Архитектурные шедевры греческого Родоса эпохи Средневековья очаровывают даже искушенных туристов со всего света с первого взгляда. Не случайно столица острова является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. В город можно попасть, пройдя через одни из семи ворот в стене древней крепости. Каждые ворота имеют своё название и удивительную историю.

В древности город делили на три части. На севере проживали великие магистры и рыцари, на юге ютились простолюдины, в третьей части города находился Еврейский жилой квартал. По историческим строениям Родоса можно прочесть всю историю острова. В историческом центре можно увидеть руины храма богини любви Афродиты, который процветал еще в 3 веке до нашей эры. Для посещения интересна бывшая Рыцарская ложа XVI века (ныне — резиденция губернатора). Рядом расположились Ложа батальона Англии и госпиталь рыцарей, возведенный в середине XV века, в стенах которого в наши дни находится Библиотека археологического общества. Посетители Археологического музея смогут ознакомиться с венцом коллекции — мраморной статуей Афродиты работы I века до н.э.

Ворота в старый город Родос - Морские. Родос достопримечательности

Ворота Св. Екатерины (Морские ворота), построены в 1478 г. считаются главными воротами в старый город

Тысячи путешественников ежегодно стремятся увидеть своими глазами главную улицу Родоса в средние века — улицу Рыцарей. Здесь, в свое время располагались рыцари Ордена Святого Иоанна. Так же заслуживает внимания церковь Святого Димитроса. Ее возвели на месте храма богу вина Дионису. в конце улицы Рыцарей величественно возвышается Дворец великих магистров. Он привлекает внимание не только внешней монументальностью — в его сокровищницах нашли приют бесценные творения древних мастеров скульптуры и мозаики. В многочисленных залах хранятся вазы с Востока, дорогие ковры и старинная мебель.

Памятью о захвате Родоса турками осталась мечеть Сулеймана, рядом с которой располагался восточный базар. Османская империя оказался значительное влияние на архитектуру Родоса.

По всему старому городу, в узких его улочках, расположились небольшие лавки и магазинчики, в которых можно найти все что угодно. Помните — «В Греции есть всё!» — К Родосу это относится как нельзя лучше. Сувениры, непонятные украшения, безделушки и всякое барахло бурно продается на улице Сократус. Мощенные брусчаткой улочки приведут любителей истории к площади Иппократус, где гости и жители Родоса весело проводят время в ресторанах и барах, что окружили площадь со всех сторон. Здесь вы увидите фонтан Кастеллания, древнюю мечеть и Дворец Кастеллан. Устав от впечатлений и прогулок, зайдите в какую нибудь кафешку — оно того стоит. С площади Иппократус, по пути на юг, находится улица Аристотеля. С нее легко попасть на Еврейскую площадь, в центре которой бьет фонтан с тремя морскими коньками из бронзы.

На площади Иппократос города Родос. Родос достопримечательности

На площади Иппократос города Родос

Сувенирные лавки старого города Родос

Сувенирные лавки старого города Родос

Сувенирные тарелки -Родос

Сувенирные тарелки -Родос

традиционная местная кожаная обувь острова Родос. Родос достопримечательности

традиционная местная кожаная обувь острова Родос

жизнь в улочках старого города Родос. Родос достопримечательности

жизнь в улочках старого города Родос

Дворец Великого магистра старого города Родос. Родос достопримечательности

Дворец Великого магистра старого города Родос

На улице рыцарей старого города Родос. Родос достопримечательности

На улице рыцарей старого города Родос

Улица рыцарей старого города Родос. Родос достопримечательности

Улица рыцарей старого города Родос

жизнь в улочках старого города Родос. Родос достопримечательности

жизнь в улочках старого города Родос

жизнь в улочках старого города Родос. Родос достопримечательности

жизнь в улочках старого города Родос

жизнь в улочках старого города Родос. Родос достопримечательности

жизнь в улочках старого города Родос

античная история, сторожевые замки, шикарные пляжи

Родос – небольшой греческий остров вблизи побережья Турции, Малую Азию с его западного побережья можно разглядеть невооруженным глазом. Площадь острова не больше площади Перми, зато древних руин, рыцарских замков, пляжей и просто красивых мест на нем хватит на несколько государств.

В первую очередь Родос интересен тем, кто хочет погрузиться в историю, пожить в другой эпохе. Если античные города и храмы представлены здесь лишь живописными руинами, а от знаменитого Колосса не осталось и следа, так что ученые до сих спорят, где же он стоял, то Средние века, ознаменовавшиеся появлением на острове рыцарей-госпитальеров, кое-где продолжаются до сих пор.

На Родосе множество прекрасных и древних православных церквей.

На Родосе множество прекрасных и древних православных церквей.

Гордо высятся укрепления города Родос, стоят сторожевые замки, ждут посетителей дворец Великих Магистров и прохладные залы госпиталей. Выстроенные рыцарями здания превращены в музеи, где можно полюбоваться на артефакты долгой истории острова, а со стен крепостей можно сделать отличные снимки, но лучше всего дух Родоса можно почувствовать в Старом городе.

Если вырваться из паутины ярких туристических улочек с их многочисленными магазинчиками, кафешками и толпами праздношатающегося народа, свернуть в темную арку, то вы перенесетесь на пятьсот лет назад – смотрящие друг в друга окна, сидящие у порогов своих домов старики с трубками, запрятанные за каменными стенами садики.

Улицы Старого города отличаются необычайной живописностью.

Улицы Старого города отличаются необычайной живописностью.

Да, по узким улочкам вместо коней гоняют мотоциклы, да, за старинными фасадами слышен шум телевизора, но дух средневекового города еще витает в воздухе.

О пляжном отдыхе

Впрочем, даже если вы не фанат истории, Родос все равно вам почти наверняка понравится, ведь это отличный курорт.

Климат на острове мягкий – с апреля по октябрь температура воздуха балансирует в районе +25…+29, дождей летом не бывает, а снег здесь можно увидеть только в январе на вершине самых высоких гор.

Прасониси – райское местечко, где «целуются» два моря.

Прасониси – райское местечко, где «целуются» два моря.

На Родосе можно искупаться сразу в двух морях – Средиземном и Эгейском, аккурат по северной и южной оконечностями острова проходит граница между ними. Отличить моря можно невооруженным взглядом – Средиземное более теплое и спокойное, Эгейское порадует любителей высоких волн и сильного ветра.

Пляжи есть на обоих побережьях. Все пляжи на острове – муниципальные, так что устроиться позагорать вы можете хоть около шикарного казино, хоть напротив фешенебельного отеля.

Везде вас ждут кабинки для переодевания, душ и шезлонги, за аренду которых придется выложить по 5 евро за сутки. Действует эта система так – вы ложитесь на приглянувшийся вам шезлонг, к вам подходит смотритель пляжа, у которого вы и покупаете билет. Все, в течение дня вы можете приходить и уходить, когда вам вздумается. Если же вы не хотите тратиться, можно устроиться на полотенцах, матрасе или даже собственном шезлонге, никто вам и слова не скажет.

А теперь о грустном. Пляжи в городе Родос и его окрестностях своеобразные - песчано-галечные. Полоса крупного песка, полоса мелкой гальки. При входе в воду поневоле займешься стопотерапией. Спасти могут разве что резиновые тапочки.

О транспорте: такси, автобусы или автомобиль?

Остров Родос хоть не слишком велик, но исходить его пешком не получится.

Можно купить путевку на экскурсию, но есть несколько более дешевых и интересных вариантов.

Единственным общественным транспортом на острове являются автобусы. Ходят они по расписанию, которое можно узнать на ближайшем автовокзале.

Билеты можно купить тут же или непосредственно у водителя. Цены умеренные.

Также вы можете воспользоваться услугами такси. Синие «мерседесы» с белыми крышами сильно выделяются на фоне местных, довольно скромных автомобилей.

Такса тоже нескромная – евро за километр, до основных достопримечательностей цена фиксированная.

Родос – остров, а все его города находятся на берегу моря, так что до цели можно добраться и по воде. В каждом порту стоят киоски, зазывающие сплавать на корабле в соседний городок или на соседний остров.

Весь Родос можно увидеть, путешествуя по морю.

Весь Родос можно увидеть, путешествуя по морю.

И есть еще один вариант, самый интересный, но и самый рискованный. Можно взять напрокат автомобиль, благо соответствующих контор на Родосе множество, и свободно кататься по всему острову. В чем же риск? В местной дорожной обстановке. Во-первых, водители здесь ездят не по правилам, а по понятиям. Это, кстати, могут ощутить и пешеходы, редкая машина притормозит перед «зеброй».

Во-вторых, сами дороги - проблемные, в центральной части острова они превращаются в серпантины, в городах – в узкие извилистые улицы, не очень-то предназначенные для автомобильного движения.

Какие достопримечательности стоит посмотреть

В одноименной столице острова определенно стоит посетить Старый город, признанный ЮНЕСКО достоянием человечества.

В первую очередь это дворец Великих Магистров Ордена Святого Иоанна, больше известного как орден госпитальеров. Классический замок с устремленными в небеса башнями вряд ли оставит вас равнодушными. Спустившись вниз по улице Рыцарей, на которой некогда землячествами жили госпитальеры из разных стран, а теперь расположены консульства, вы выйдете к Археологическому музею.

Дворец великих магистров более двухсот лет был главной резиденцией Ордена госпитальеров.

Дворец великих магистров более двухсот лет был главной резиденцией Ордена госпитальеров.

Музей расположился в здании госпиталя построенного теми же рыцарями. Именно продвижение медицины в массы и стало поводом для второго прозвища рыцарей-иоаннитов. Отсюда уже можно гулять куда вам вздумается, древние руины, бесплатные музеи и прочие приятные сюрпризы будут подстерегать вас на каждом шагу.

Вторая главная достопримечательность города – Родосский акрополь. Что бы увидеть его без помощи экскурсионного автобуса или арендованного автомобиля, вам придется подняться на гору пешком. Восхождение непростое, но оно того стоит. Вас ждет древний ипподром, маленький амфитеатр, в котором выступал сам Цицерон, и, конечно, храм Аполлона. Реставрировавшие город итальянцы восстановили один угол этого величественного сооружения, так что можно представить, как храм выглядел три тысячелетия назад.

На острове есть еще множество интересных мест. Руины древнегреческого города Камирос, называемые «греческие Помпеи» с сохранившимися домами, алтарями, водопроводами и даже местной газетой, издаваемой на каменных плитах.

Камирос называют греческими Помпеями. Местные почвы сохранили дома не хуже вулканического  пепла.

Камирос называют греческими Помпеями. Местные почвы сохранили дома не хуже вулканического пепла.

Чудесный городок Линдос, столь же древний, как и Камирос, но до сих пор живой. Сквозь руины древнегреческого акрополя там прорастают стены рыцарского замка, вокруг раскинулся белокаменный город, а внизу расположилось несколько прекрасных бухт – с песчаными пляжами, прозрачной водой и по большей части мелких, как бассейны для детей. Идеальное место, чтобы научиться плавать.

Одна из сторожевых крепостей крестоносцев все еще возвышается над волнами.

Одна из сторожевых крепостей крестоносцев все еще возвышается над волнами.

Песчаная коса Прасониси на самом юге острова, поэтично называемая Поцелуй Двух Морей, разделяет Эгейское и Средиземное моря. И, благодаря ветрам, является прекрасным местом для виндсерфинга, да и искупаться тут здорово. Только учтите, большие автобусы туда не ходят, добираться придется либо на арендованном автомобиле, либо с ВИП-экскурсией на микроавтобусах.

Заповедники бабочек, древние храмы и монастыри, тысячелетние оливы, ложные рыцарские замки – достопримечательности Родоса можно перечислять долго…

Какие сувениры стоит привезти на родину?

Что вести с острова Родос на долгую память? Увы, на долгую – ничего. Все основные сувениры на острове – съедобные: оливковое масло и мед, а еще вино. Покупать и то, и другое, и третье желательно поближе к производящим их деревушкам и подальше от туристических магазинчиков. Если вам на пути попадется бабушка с лоточком с бутылочками – вам повезло.

Морские губки тоже популярный сувенир.

Морские губки тоже популярный сувенир.

Причудливое переплетение нитей истории Старого города Родоса (Родос, остров Родос, Греция)

Людям проще и одновременно сложнее, чем городам и сёлам. За людьми во все времена присматривали боги, а за поселениями людей — сами люди.

Когда я в первый раз без карты бродил по Старому городу Родоса, то увидел не очень выразительную церковь Храм в честь святой целительницы душевных и телесных недугов.

Гораздо важнее, что она была посвящена Святой Параскеве. Христиане почитают Святую Параскеву покровительницей женской зимней работы – шитья, прядения, вышивания, ткачества, покровительницей всех мастериц рукодельниц.

Пряхи (Из Интернета)

Ткачество — это один из наиболее прославленных и старейших женских промыслов на Руси, где даже существовало поверье, что ткачеством приказал женщинам заниматься сам Господь в качестве покаяния за первородный грех. С другой стороны, определённый почёт и уважение у ткачих были. Вспомним "Сказку о царе Салтане":

"А ткачиха с Бабарихой
Да с кривою поварихой
Около царя сидят".

На одной из икон пряха изображена рядом с Девой Марией.

Пряха, прядущая белую нить у колыбели Богородицы. Фрагмент с иконы «Рождество Богородицы», Украина XVI век.(Из Интернета)

В дохристианский период у славян была своеобразная предшественница — богиня Макошь.

Макошь (Из Интернета)

Она являлась покровительницей традиционных женских занятий, особенно прядения. Это вполне естественно, ведь Макошь была старшей из богинь-прях судьбы, еще две богини судьбы назывались Доля и Недоля и были её дочерьми. К хорошим людям Макошь посылала Долю, к плохим Недолю.

Богиня Макошь – старшая из трех почитаемых когда-то на Руси Богинь-прях судьбы. Часто ее изображают с клубком в руках. Остальные две Богини-пряхи – ее дочери Доля и Недоля. Согласно представлениям древних славян, в зависимости от праведности человека, Макошь посылает к нему одну из них. К хорошим людям приходит Доля, к плохим – Недоля. Макошь была Великой Ткачихой, в руках которой сосредоточены нити жизней всех живущих людей, на полотне мира из этих нитей она сплетает замысловатые узоры, в которых неспособны порой найти суть даже боги.

У древних греков были свои богини судьбы -мойры.

Мойры (Из Интернета)

Сначала считалось, что у каждого человека есть свой мойра, затем количество мойр сократилось до трёх на всё человечество. Клото прядёт нить жизни, Лахесис определяет судьбу, а Атропос перерезает нить жизни.

Родос появился на свет в 408 году до нашей эры. Множество узоров судьбы было сплетено для людей его населяющих, а также для самого города. Он словно пережил множество возрастов: античный, византийский, рыцарский, турецкий, итальянский, новогреческий. Полотна накладывались друг на друга, порою полностью скрывая предыдущее, но иногда новые нити рвались и проглядывали старые, их латали, но не всегда заплатки были удачными и полотно вновь расползалось. Некоторые нити так перемешались, сплелись в узелки, что непонятно подчас, что было раньше, а что позже. Но некоторые заплатки поставлены так, что человек уверен, что это не заплатка, а видимая сквозь полотно старая пряжа.
Взглянем на карту Старого города, где отображены разными цветами следы различных периодов — возрастов: античного — синим, византийского — красным, рыцарского — коричневым и турецкого — оранжевым.

Заодно поищем следы итальянцев и современных греков, на карте не отображенных. Пробежимся по семи возрастам Старого города Родоса.

1. Античный

Согласно описаний античных авторов в городе было много храмов и статуй на улицах. Ныне статуи можно увидеть на Родосе только в музее.

В пределах Старого города сохранились развалины лишь одного храма Афродиты Здесь был храм скромной греческой богини любви.

Понравилось!

12

Автор: grau59

Недалеко от храма за муниципальной художественной галереей Современное искусство Старого города находятся развалины античной верфи, но мы туда не дошли, посчитав, что за зданием ничего нет. Зато в другом конце Старого города нашли развалины эллинических оборонительных укреплений. Больше ничего не сохранилось, что не удивительно — прошло около двух тысяч лет и за это время много воды утекло.

2. Византийский

От Византии также остался небольшой кусочек оборонительной стены,

остальное рыцари-госпитальеры спрятали под более поздними укреплениями.

За мечетью Сулеймана находится несколько бывших византийских башен, но туристы видят обычно только самую высокую из них — Часовую башню Самое высокое место Старого города. Просто она возвышается над остальными, которые сфотографировать трудно.

Понравилось!

10

Автор: grau59

Желтая стена — это и есть продолжение Часовой башни.

Зато православных храмов, построенных при Византии, сохранилось довольно-таки много. Помимо церкви святой Параскевы — это церкви святых Марины Храм святой избавительницы от напастей и бед, Екатерины Церковь, ставшая первой мечетью Родоса, Троицы Мечеть сделать из храма нетрудно - просто пристрой минарет, Артемиуса Святой военачальник, Константина и Елены Храм в честь христианского императора Византии и его матери, Фанориса Легендарное место в Старом городе, Георгия Церковь, превращенная в медресе, Марка Спрятавшийся в глубине Старого города храм, Спиридона Шок от вида православного храма, Афанасия Храм, который первым в Родосе увидел Сулейман Великолепный.

Особой красотой они не блистают, но древние византийские церкви были именно такими аскетичными.

Некоторые из них выглядят необычно, своеобразный гибрид православного храма и мечети,

но так было всегда на землях, захваченных Оттоманской империи. Турки часто переделывали храмы под свои нужды, устраивая в них мечети, а порой и бани Хаммам на месте католической часовни.

3. Рыцарский

Главным достижением рыцарей ордена Святого Иоанна, правивших островом с 1309 по 1523 год, было возведение крепостных укреплений вокруг города.

Титанический труд, потребовавший многочисленных финансовых и людских ресурсов.

Город они поделили на две части внутренней стеной: Коллакио, где жили рыцари, и Бурго (Хора), где жили остальные.В своём квартале они построили три основных сооружения: свою штаб-квартиру — Замок Великих Магистров,

Понравилось!

25

Автор: grau59

храм Иоанна Крестителя в честь своего покровителя и госпиталь, точнее даже два — старый Дар магистра Роже де Пэна больным и путешествующим и новый Археологический музей. Госпитали они строили везде, где обосновывались на длительное время, так было положено по уставу ордена, не зря их называли госпитальерами. Между собой все важные объекты соединялись главной улицей Рыцарей или Иппотон Улица Рыцарей (Иппотон).

Сохранились только Новый госпиталь и улица Иппотон. Замок Великих Магистров и храм Иоанна Крестителя были разрушены в результате случайного взрыва во времена турецкого владычества. Если Замок был восстановлен итальянцами, то часть развалин храма

заняла мусульманская школа и итальянцы построили новый храм за пределами Старого города Храм с двойной судьбой.

Во времена правления рыцарей продолжали строиться храмы, причем как католические — церковь Богородицы Бурго Храм, где дети играют в футбол,

Понравилось!

10

Автор: grau59

так и православные — церковь святого Пантелеймона Храм, таможня, полицейский участок и снова храм.

4. Турецкий

Турки не только превращали захваченные церкви в мечети, но порой просто сносили православные храмы и строили на их месте мечети. Первой мечетью Родоса, построенной на месте снесённого православного храма в 1523 году, стала мечеть Сулеймана Память о султане, завоевавшего остров у госпитальеров.

Правда она сейчас выглядит не так, как была построена изначально. В 1808 году она реставрировалась, а в 1989 году старинный минарет был заменён на новый тридцатипятиметровый, с шаром конической формы и двумя балконами в его верхней части. Второй была построена в 1533 году мечеть Ибрагим-паши Мечеть для христианина, ставшего великим визирем султана, затем — мечети Реджеп-паши Горе-реставраторы есть везде, Фонтана Мечеть Фонтана возле фонтана, султана Мустафы Основателю турецкой Академии математики, мореплавания и наук.

Рядом с мечетью Сулеймана находится мусульманская библиотека Библиотека-музей в саду с одной стороны и турецкая школа Мусульманская школа вместо христианской церкви с другой стороны.

Интересно, что помимо мечетей в этот период времени была построена синагога Самая старая синагога Греции.

Турки выгнали из Старого города всех остальных жителей и припеваючи жили за крепостными стенами.

5. Итальянский

Период итальянского владения островом отмечен многочисленным строительством. При них были отреставрированы площадь большого фонтана с прилегающими зданиями в 1929 -1930 годах,

улица Иппотон и фактически заново построен Замок Великих Магистров в 1937-1940 годах. Для его восстановления были выписаны из Италии 500-600 семей итальянских каменотесов.

Были изданы несколько указов,способствовавших сохранению Старого города. 28 апреля 1920 года площадь вокруг стен Старого города была объявлена "Мемориальной зоной" и запрещено любое строительство. 11 апреля 1924 года губернатор Марио Лаго издал указ об экспроприации всех земельных участков и зданий, принадлежавших туркам. А в 1926 году был создан генеральный план развития Родоса вне стен Старого города. После этого можно было спокойно заниматься строительством новых зданий в Новом городе и реставрацией старых в Старом городе.

6. Греческий

Сначала политика греческий властей была двойственной. С одной стороны, в 1960 году город был объявлен охраняемой зоной, затем в 1961-1963 годах возникли планы перепланировки Старого города, расширение улиц и пробивка новых. Хорошо, что эти планы остались лиш на бумаге, иначе пропало бы очарование средневекового города.

Греческие власти ныне развивают Старый город как туристическую зону, создают музеи, из новых памятников на память приходит лишь Площадь еврейских мучеников. Даже входы на стену закрывают, чтобы потом за выход наверх деньги брать.

В настоящее время около 10 000 человек связано со Старым городом. В самом Старом городе живёт около 6 000 человек, довольно-таки большая цифра. Но, когда ездили по острову, гид рассказал, что центрального отопления в зданиях нет — ведь они памятники архитектуры.

Но евро-балконы местные жители умудряются пристраивать.

Много магазинов

с различными сувенирами, кафе, ресторанов, есть здесь даже гостиницы.

А для того, чтобы туристы улыбались, повсюду встречаются небольшие сюрпризы в виде следа из монеток

или глазастого дерева. И как обойтись без заманухи в виде рыцаря в доспехах, античной статуи или мифического быка.

Главное — не заплутайтесь в узких переулках древнего города и во времени.

Родос — Википедия

Ро́дос[1][2] (греч. Ρόδος, лат. Rhodus) — четвёртый по величине остров в Греции. Входит в архипелаг Додеканес в Эгейском море. Расположен на юго-востоке страны в 246 морских милях от Пирея. Остров Родос с запада омывает Критское море, а с востока — Ливийское. Население 115 490 жителей по переписи 2011 года[3]. Площадь острова составляет 1401,459 квадратного километра[4], протяжённость береговой линии — 251 километр[5]. Административным центром общины Родос является город Родос, расположенный на северо-востоке острова. Международный аэропорт Родоса «Диагорас» находится в 14 километрах от административного центра острова в деревне Парадисионе (Παραδείσιον[3]).

Родос часто называют «жемчужиной Средиземноморья». Он богат природными красотами, историческими и археологическими памятниками и, конечно, интереснейшей историей. В соответствии с решением ЮНЕСКО историческая часть города Родос, крупнейшего населённого пункта острова, включена в список всемирного культурного наследия[6].

Карта острова

Родос — остров эллипсообразной формы, максимальная длина его — 77 км, максимальная ширина — 37 км. Пролив Карпатос шириной 47 км на юго-западе отделяет Родос от Карпатоса, пролив Родос шириной 37 км на северо-западе — от полуострова Бозбурун Малой Азии.

Как и прочие острова Эгейского моря Родос образовался после распада на части Эгеиды — материка, простиравшегося от Ионического моря до побережья Малой Азии и южных берегов Крита[источник не указан 569 дней]. Рельеф острова гористый. Геологические породы — известняки и сланцы образуют в центре острова горную систему Атабирий с тремя вершинами — Акрамит на юго-западе с максимальной высотой 823 м, Атабирий в центре (1215 м) и Профитис-Илиас (Пророк Илья) на севере (798 м). Этот горный массив переходит в незначительные по площади, но отличающиеся плодородием равнины. Побережье острова располагает бесчисленными, в большинстве своём песчаными пляжами, открытыми бухтами и мысами — такими, как Зонари на северо-востоке, где находится город Родос, Лардос или Фокас на востоке, Арменистис на западе и Прасониси на юге, соединяющийся с основной территорией острова узкой полоской земли и во время повышения уровня моря превращающийся в островок.

Характерными представителями флоры являются хвойные, платан, дуб, тимьян, каперсы, цикламены и множество видов полевых трав. Характерным видом фауны ещё с доисторических времён была особая разновидность оленя — платони, обитающая в лесах острова.

Климат Родоса — средиземноморский, со средней температурой 18-20 °С, с мягкой зимой и свежим летом, что обусловлено дующими летом северо-восточными ветрами, с большим числом солнечных дней (около 300 в году) и высокой влажностью.

Климат Родоса
Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 20 21 27 27 32 35 38 37 35 32 28 21 38
Средний максимум, °C 14 14 16 19 23 27 29 29 27 23 19 16 21
Средняя температура, °C 12 12 13 16 20 22 23 26 26 24 21 16 19
Средний минимум, °C 9 9 11 13 16 20 22 23 21 18 13 11 16
Абсолютный минимум, °C −3 0 −2 1 7 10 12 17 16 13 11 2 −3
Норма осадков, мм 147,8 117,7 75,3 24,0 14,0 2,9 0,1 0,1 7,1 64,3 88,4 145,3 687
Источник: Weatherbase и Weather.gov.hk
Город Родос на гравюре 1493 года.

Остров был населён ещё с неолита. В XVI веке до н. э. был под контролем минойского Крита, в XV веке до н. э. — микенцев с Пелопоннеса. Дорийские города на Косе и побережье Малой Азии были колониями Родоса[7]. После завоевания дорийцами в начале XI века до н. э. Родоса, он был разделён на шесть самостоятельных городов-государств, которые образовали в VIII веке до н. э. дорийский гексаполис[8] в качестве противовеса Ионийскому союзу[9]. Согласно Геродоту в гексаполис входили расположенные на малоазийском берегу города Галикарнас и Книд, Линд, Иалис и Камир на острове Родос, а также Кос[10]. По Геродоту шесть дорийских городов (родосские города, Галикарнас и Фалесида, колония Линда в Ликии) участвовали в основании в Навкратисе самого крупного из греческих храмов в Египте, называемого Эллений (др.-греч. Ἑλλήνιον)[11].

Был оккупирован персами, но освобождён после победы афинян в 478 году до н. э. В 408 году до н. э. город Родос был построен по гипподамовой системе с регулярной планировкой. Персы оккупировали остров ещё раз в 340 году до н. э., после чего остров был освобождён в результате всегреческого похода на Восток во главе с Александром Македонским.

Последующий период можно охарактеризовать как период наибольшего расцвета. В этот период здесь жили и работали ораторы Эсхин и Аполлоний Родосский, астрономы Гиппарх и Геминос. В 292 году до н. э. при входе в городской порт был сооружён Колосс Родосский — гигантская статуя бога Гелиоса, одно из семи чудес древнего мира, не выдержавшая разрушительного землетрясения 226 года до н. э.

В 164 году до н. э. Родос заключает союз с Римом. Апостол Павел приносит на остров христианство. C 395 года Родос вошёл в состав Византийской империи. Впервые захвачен мусульманами (арабами) в 672 году. Возвращён Византии императором Алексеем Комнином.

В 1309 году островом овладели рыцари-госпитальеры, выстроившие здесь свою главную цитадель — Родосскую крепость. Она выдержала нападения египтян в 1444 году и турок Мехмеда II в 1480 году. После многомесячной осады силами Сулеймана Великолепного в декабре 1522 года госпитальеры были вынуждены покинуть остров и направиться сначала в Сицилию, а затем на Мальту. Вместе с госпитальерами остров покинула и часть греческого населения. С 1523 года Родос вошёл в состав Османской империи. Родосцы принимали участие в освободительной войне Греции (1821—1829), но военных действий на острове не велось из-за многочисленности турецкого населения и базирования объединённого турецко-египетско-алжирского флота.

В 1912 году после поражения турок в ходе итало-турецкой войны Италия получает Родос. Итальянцы контролируют остров до 1943 года. После выхода Италии из войны в 1943 году остров оккупировали германские войска.

С 1945 года Родос, как и весь Додеканес, попадает под британский протекторат. По Парижским соглашениям 1947 года, учитывая стремление островитян к энозису — воссоединению с Грецией, а также вклад Греции в союзную победу и жертвы, понесённые греческим народом, англичане идут на передачу Додеканесских островов Греции. В 1948 году воссоединён с Грецией.

Нимфа Родос, как сообщает в одном из своих од Пиндар, была дочерью Посейдона и Амфитриты (или, согласно другой версии, Афродиты) и возлюбленной бога Гелиоса. Когда боги делили между собой землю, верный своему долгу Гелиос совершал вокруг неё свою ежедневную поездку. Поэтому во время дележа бог Солнца отсутствовал. Когда Гелиос вернулся, Зевс, не желая оставить его обделённым, решил произвести делёж заново. Однако между тем Гелиос увидел, как из глубин моря поднимается большой прекрасный остров. Этот остров Гелиос и попросил для себя, решив, что земля его достойна, чтобы вступить там в брак с нимфой Родос. От этого союза родилось семь сыновей, которых назвали Гелиадами, и дочь Электриона. У первородного сына Гелиоса Керкафа было три сына — Линд, Камир и Иалис. Братья разделили между собой отцовские владения, и каждый из них основал город, которому дал своё имя[12].

Другой миф, связанный с названием Родоса, а также с первыми его обитателями, повествует, что этот остров первоначально населяли тельхины, сыновья Талассы (Моря). Тельхины были необычайно искусны в ремёслах, связанных с огнём и металлами, а также в волшебстве. Посейдон влюбился в сестру тельхинов Галлию, и та родила ему шесть сыновей и дочь Родос, которая и дала своё имя острову. Однажды Афродита обратилась к тельхинам с просьбой, чтобы те разрешили ей прибыть на остров, но получила отказ. Разгневанная Афродита предала их проклятию, пожелав, чтобы те вступили в кровосмесительную связь с собственной матерью, и чтобы всю землю их затопила вода. Заранее предупреждённые Зевсом тельхины вовремя покинули остров, оставив на нём свою сестру. На длительное время равнинные области Родоса оказались залиты водой. Когда же Гелиос полюбил нимфу Родос, он согрел её своими лучами, и покрывавшая остров вода таким образом испарилась.

Копия скульптурной группы Лаокоонта во Дворце Великих Магистров. Оригинал находится в Ватиканском музее Рима

Ещё один миф, связанный с поселением на Родосе минойцев, повествует об Алфемене, внуке царя Миноса. Желая избежать исполнения прорицания, гласившего, что ему суждено убить своего отца Катрея, Алфемен покинул Крит и поселился на Родосе, где основал поселение под названием Критиния в память о родине. На вершине Атабирия Алфемен воздвиг храм в честь Зевса. Много лет спустя, в поисках своего единственного сына на остров прибыл Катрей. Издали Алфемен не узнал отца и, решив, что это — морской разбойник, убил его. Так пророчество исполнилось. Узнав ужасную правду, Алфемен взмолился, чтобы земля разверзлась и поглотила его, и мольба эта была исполнена. Алфемен, трагический образ которого чем-то напоминает Эдипа, почитался родосцами как герой.

С утверждением на острове дорийцев связан ещё один мифический герой — Тлеполем. Тлеполем родился в Тиринфе и был сыном Геракла и Астиохи. Он покинул родину и обосновался на Родосе после убийства дяди своего отца. Сам Тлеполем погиб под Троей от руки союзника троянцев, предводителя Сарпедона. В честь Тлеполема родосцы справляли праздник «Тлеполемии».

В одном из святилищ Родоса почиталась также Елена Прекрасная, имевшая эпитет Дендритида (Древесная). С этим культом связан следующий миф. После Троянской войны Елена прибыла на Родос, где царствовала вдова Тлеполема Поликсо. Узнав о прибытии Елены, Поликсо решила отомстить за гибель супруга. Царица велела воинам схватить Елену и повесить её на дереве. Поэтому Елена и получила прозвище Дендритида.

Кроме Алфемена и Тлеполема героем родосцев был также Форбант. Предание гласит, что некогда Родос изобиловал змеями и назывался Офиуса (Змеиный остров). В отчаянии жители острова обратились за помощью в Дельфийскому оракулу. Пифия дала прорицание, согласно которому избавить от беды их мог Форбант из фессалийского племени лапифов. Найдя Форбанта, родосцы пригласили его поселиться у них, а позднее стали почитать его как спасителя.

Согласно мифу, вместе со своими дочерьми Данаидами Родос посетил Данай, который воздвиг в Линде храм Афины. Посетил Родос во время поисков своей сестры Европы и финикийский царевич Кадм. Согласно преданию, Кадм воздвиг храм в честь Посейдона и посвятил Афине медный котёл с надписью финикийскими знаками. Так мифология объясняет появление на Родосе финикийской письменности.

Вид на гору Аттавирос и западную часть Родоса

На протяжении многих веков Родос являлся важным торговым портом Восточного Средиземноморья. Остров сыграл значительную роль в истории региона, и в период его расцвета особого развития достигли литература и искусство. Живопись, скульптура, поэзия, философия, астрономия, физика и география достигли здесь апогея. Вскоре после своего основания город Родос сосредоточил всю культурную жизнь острова, создав в то же время благоприятные условия для пребывания здесь деятелей культуры из других областей.

Из родосской живописи не сохранилось никаких образцов. Однако письменные источники сообщают много сведений о творчестве художников на Родосе. Знаменитый эфесский живописец Парассий (V век до н. э.), а также Протоген из карийского города Кавна (IV век до н. э.) работали на острове, черпая вдохновение в сюжетах греческой мифологии.

Значительно богаче знания о керамике. Этот вид искусства развивался на Родосе, начиная с микенской эпохи вплоть до наших дней, а образцы его можно видеть в Археологическом музее Родоса. В VII—VI вв. до н. э. родосская керамика переживает расцвет, являясь единственной способной конкурировать с коринфской. Характерными образцами этого времени являются сосуды с изображениями диких козлов, оленей и грифонов, чередующимися с гирляндами из анфемиев и цветов, а также фикелурского стиля с декором, составленным из изображений куропаток на центральном поясе между полосами цветочного орнамента.

Статуя Ники Самофракийской, воздвигнутая родосцами в святилище Великих Кабиров на Самофракии в честь победы над Антиохом III в 190 году до н. э.

Особого развития достигла на Родосе скульптура. Родосские мастера использовали не мрамор, а перлит, который покрывали штукатуркой. С V века до н. э. на Родосе существовала самостоятельная школа скульптуры. В эллинистическую эпоху школа родосской скульптуры была одной из наиболее значительных в Греции и самой известной на востоке. В этот период на острове работало более 130 мастеров из 50 греческих городов. К числу наиболее известных скульпторов, работавших на Родосе, относятся афинянин Бриаскид (середина IV века до н. э.) и Лисипп из Сикиона, изваявший бронзовую квадригу со статуей бога Гелиоса. Ученик Лисиппа Харес из Линда создал знаменитый Колосс, а скульптор Боэф (II век до н. э.) украсил своими работами святилище Афины Линди. Всемирно известными образцами скульптуры родосских художественных мастерских являются бронзовый «Спящий Эрот», находящийся в Музее Метрополитен Нью-Йорка и знаменитая Ника Самофракийская (Музей Лувра), которая была воздвигнута родосцами в святилище Великих Богов на Самофракии после их победы над Антиохом III в 190 году до н. э. Другим замечательным образцом родосской школы скульптуры является группа Лаокоонта (Ватиканский Музей), приписываемая Агесандру, Полидору и Афинодору. Родос был знаменит не только как место процветания изобразительного искусства, но и как родина многих творцов литературных произведений — таких, как Писандр из Камира (VI век до н. э.), который создал поэму «Гераклия», посвящённую Гераклу, поэты Клеобул из Линда (VI век до н. э.), который был одним из семи мудрецов древности и тираном в родном городе, а также его дочь поэтесса Клеобулина, процитированная через 200 лет Аристотелем, знаменитый Тимокреонт (греч.)русск. из Иалиса (V век до н. э.), автор мелических стихов, и Анаксандрид из Камира (IV век до н. э.), автор комедий и дифирамбов.

На Родос переселились временно или даже на всю оставшуюся жизнь поэт Аполлоний из Александрии (III век до н. э.), прозванный Родосским, философ Аристипп Киренский, ученик Сократа, и, наконец, афинский оратор Эсхин (IV век до н. э.), основавший на Родосе школу ораторского искусства. Многие родосцы занимались философией. Среди них — Евдем Родосский, утвердивший на Родосе философию перипатетиков, и представитель стоической философии Панетий (II век до н. э.) из Камира, основатель Средней Стой, заслуживший признание своими астрономическими и философскими трудами. В I веке до н. э. здесь жил ученик Панетия Посидоний из Апамеи, который писал труды по истории и занимался также физикой, географией и математикой.

На Родосе процветало также ораторское искусство, филологические науки, высокого уровня достигли география, физика, математика, астрономия и медицина. Дионисий Фракийский написал учебник грамматики, астроном Гиппарх (II век до н. э.) провёл на Родосе свои первые астрономические наблюдения, а медицина развивалась в лечебных центрах — т. н. Асклепийонах и изучалась как наука.

Архитектурный облик той или иной местности неразрывно связан с морфологией её территории, географическим положением и историческим прошлым. Наиболее значительный архитектурный комплекс острова — его столица — возник на северной окраине, в ключевом пункте морских путей данного региона. Прочие значительные современные населённые пункты находятся очень близко от столицы, на дорожных магистралях, которые соединяют античные Линд, Ялис и Камир. В северной части острова находятся основные туристические достопримечательности, тогда как в южной части расположены населённые пункты, интересные с точки зрения градостроительной структуры и архитектуры.

Населённые пункты Родоса можно разделить на приморские и расположенные внутри острова. Приморские, к числу которых относятся города Родос и Линд, построены в виде амфитеатра у естественной гавани и обычно, — как, например, Линд, — имеют вид на море. История приморских населённых городов начинается с древности. В особенности Родос и Линд являлись крупными торговыми центрами, влияние которых распространялось на обширную территорию. История двух этих городов продолжается и позднее в средние века. Когда все прочие населённые пункты переносятся во внутреннюю часть острова, Родос и Линд превращаются в мощные крепости.

Появление населённых пунктов во внутренней части острова явилось результатом необходимости защиты жителей от нападений пиратов в византийскую эпоху и после захвата Константинополя турками. Таким образом жители приморских поселений избирают для жительства места, не видимые с моря, и такие дорожные артерии, как склоны гор и холмов, небольшие долины, равнины или местности близ рек и создают там новые поселения. Большинство из этих новых поселений получает фортификационные укрепления. Для защиты от пиратов строят также крепости, в которых жители укрываются во время нападений, а также башни, находящиеся главным образом на побережье острова. Материал, используемый при строительстве такого рода населённых пунктов — камень, земля и древесина — встречается на острове в изобилии.

Появление различных типов домов, встречающихся на Родосе, было продиктовано требованиями повседневной жизни населения, их эстетическими потребностями, климатическими условиями и самим характером местности. Таких типов шесть:

  • Сельский или однокомнатный крестьянский дом, служивший малоимущим слоям населения. Такой дом состоит из одной, обычно прямоугольной планировки, комнаты, удовлетворявшей все запросы семьи. В этой комнате трудились, питались, спали и принимали гостей. Кровля дома была деревянной, а полом служила либо утрамбованная земля, либо гальковое покрытие. Однокомнатный дом постепенно претерпел эволюцию, приобретя более сложные формы. Комната продолжала оставаться жилищем, а рядом с ней появляются вспомогательные помещения — кухня, хлев и печь.
  • Полугородской дом. Этот тип дома встречается в районах, жители которых занимались торговлей и мореплаванием и, следовательно, были состоятельными. Рассматриваемый тип представляет собой эволюционный вариант крестьянского. Зачастую дома этого типа двухэтажные, с богато декорированным экстерьером и интерьером. Двор отделён от улицы мощной стеной с воротами.
  • Дома знати в Линде. Завоеватели, владевшие этим городом — одним из древнейших на острове, оказали влияние на архитектуру его домов. Большинство из домов знати Линда построено в начале XVII века и имеют элементы островной, византийской, средневековой и арабской архитектуры. Характерной чертой их является богатый декор как интерьера комнат (расписные потолки), так и фасадов и двора (полы, выложенные галькой).
  • Башни. Это здания, построенные в эпоху господства рыцарей-иоаннитов. Башни встречаются в средневековом городе Родоса и в районе Трианды. Это двухэтажные сооружения, искусно построенные из тёсаного камня, с бойницами на верхнем этаже.
  • Турецкий дом. Пребывание на острове турок, естественно, оказало влияние и на архитектуру этого региона. Новый тип дома несомненно носит следы восточных влияний, отличаясь скромной мебелью, но богатым декором интерьера. Характерным элементом турецкого дома является «сахниси» — деревянная веранда, закрывающая балконы или окна фасада.
  • Марасийские дома. Этот тип дома встречается в посёлке Марасия. Дома отличаются продолговатой планировкой, обычно одноэтажные и по этой причине называются также «макринарии» (makrys — длинный).
  • Родосская крепость была резиденцией 19 великих магистров ордена госпитальеров, центром Коллакиума — квартала родосских рыцарей, а также последним прибежищем жителей в момент опасности. Построенная в XIV веке, она уцелела при землетрясениях и осадах, но была разрушена в 1856 году случайным взрывом. Дворец восстановили итальянцы в 1930-е годы для Муссолини и короля Виктора Эммануила III. Здесь хранятся мозаики с острова Кос, сюжеты которых дали названия залам, а также проходят выставки, посвящённые истории средневекового и античного Родоса.
  • Долина Петалудес («Долина бабочек»), куда в летние месяцы слетаются бабочки одного вида — медведица четырёхточечная, или Гера.
  • Величественный Акрополь, античные руины которого гармонично переплетены со средневековыми стенами и зданиями крепости госпитальеров, доминирует над уютной деревенькой, слагаемой бело-коричневой архитектурой как вековых, так и более современных построек. Три колонны и фундамент храма Аполлона, построенный вокруг циклопических размеров прямоугольного камня. Отреставрированные остатки театра и единственный в мире сохранившийся до наших дней Олимпийский стадион — аналог стадиона древней Олимпии.
  • Город Линдос: акрополь и средневековый город
  • Семь Источников (Επτά Πηγές) — природный парк с остатками гидротехнических сооружений, расположенный вблизи Колимбии.
  • Руины древнего города Камира с его городской площадью, жилыми кварталами и системой водоснабжения V века до н. э., переносят в далёкое прошлое эллинистического Родоса.
  • Церковь Успения Богородицы в Асклипио и средневековый замок.
  • Монастырь Богородицы Цамбики, где находится святая реликвия — чудотворная икона Девы Марии. Богородица считается покровительницей супружеских пар, в том числе и бездетных, которые приезжают посетить храм и попросить помощи у Цамбики.

Аэропорт Родоса носит имя Диагора Родосского. Живший в V веке до н. э. атлет Диагор был дважды победителем Олимпиад в кулачном бою. Ему посчастливилось увидеть победителями Олимпиад трёх своих сыновей и даже внуков. Воспет Пиндаром. Его имя сегодня также носит местный футбольный клуб.

Основу экономики Родоса до появления туризма составляли земледелие и животноводство (главным образом, крупный рогатый скот, а также овцы и козы). В настоящее время значительная часть населения занимается различными профессиями, связанными с туризмом, тогда как остальное население продолжает заниматься упомянутыми выше сферами. Основными производимыми здесь продуктами являются растительное масло, вино, фрукты, в том числе цитрусовые.

Из местного сорта белого винограда атири на Родосе производят смолистое вино Рецина.

  1. ↑ Родос // Словарь географических названий зарубежных стран / отв. ред. А. М. Комков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Недра, 1986. — С. Ро́дос.
  2. ↑ Греция : Справочная карта : Масштаб 1:1 000 000 / гл. ред. Я. А. Топчиян; ред.: Г. А. Скачкова, Н. Н. Рюмина. — М.: Роскартография, Омская картографическая фабрика, 2001. — (Страны мира «Европа»). — 2000 экз.
  3. 1 2 Πίνακας αποτελεσμάτων Μόνιμου Πληθυσμού-Απογραφής 2011 (греч.). Ελληνική Στατιστική Αρχή (20 Μαρτίου 2014). Дата обращения 22 октября 2017.
  4. ↑ Eπιφάνεια, πραγματικός και μόνιμος πληθυσμός των κατοικημένων νήσων της Eλλάδος (греч.) // Σtatiσtikh eπethpiδa τησ Eλλαδοσ 2009 & 2010. — Πειραιάς: Ελληνική Στατιστική Αρχή, 2011. — Σ. 47. — ISSN 0081–5071.
  5. ↑ Eπιφάνεια ελληνικών εδαφών και μήκος ακτών (греч.) // Σtatiσtikh eπethpiδa τησ Eλλαδοσ 2009 & 2010. — Πειραιάς: Ελληνική Στατιστική Αρχή, 2011. — Σ. 28. — ISSN 0081–5071.
  6. ↑ Средневековый город в Родосе (неопр.). Центр всемирного наследия. Дата обращения 12 марта 2018.
  7. ↑ Rhodus // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885. — С. 1156—1157.
  8. ↑ Родос // Пустырник — Румчерод. — М. : Большая российская энциклопедия, 2015. — С. 587. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 28). — ISBN 978-5-85270-365-1.
  9. Колобова К. М. Из истории раннегреческого общества : (о. Родос IX—VII вв. до н.э.). — Л.: Изд-во ЛГУ, 1951. — С. 217. — 340 с.
  10. Геродот. История. I 144.
  11. Геродот. История. II, 178
  12. Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. V.57.8

**СТАРЫЙ ГОРОД. Родос. Путеводитель

**СТАРЫЙ ГОРОД

Прогулке по Старому городу надо посвятить целый день. Там так и манят отдохнуть бесчисленные кафе и таверны; всевозможные лавочки стараются отвлечь посетителей от истории и культуры. У кого к концу экскурсионного дня еще хватает сил, тот может провести в средневековых стенах и вечер: ведь в это время улочки становятся особенно романтичными, а таверны – особенно колоритными. Для прогулок по Старому городу необходима удобная обувь на нескользкой подошве, так как ходьба по многовековой булыжной мостовой, местами гладкой, как зеркало, очень напрягает ноги.

Экскурсия начинается у Ворот Свободы – Элефтериас (Eleftherias) (1), приблизительно в 250 метрах от конечной остановки островного автобуса. Эти ворота были встроены в городскую стену в 1924 году, во времена итальянской оккупации, по чисто транспортно-техническим причинам.

Перейдя мост крепостного вала, вы оказываетесь на площади Платиа Симис (Platia Simis) (2). На ее южной стороне находятся развалины храма Афродиты III века до н.э. На западной стороне площади на верхнем этаже здания банка расположены залы *Городской Пинакотеки, одного из лучших во всей стране собраний современного греческого искусства. Она насчитывает около 700 произведений греческих живописцев, графиков и скульпторов XIX-XX вв. Но ввиду дефицита места из этого числа одновременно бывают выставлены лишь 70 предметов коллекции. К постоянной экспозиции относятся работы Теофила (Theophilos) (1868-1934) и Фотиса Контоглу (Fotis Kontoglou) (1896-1965), пытавшихся найти самобытный греческий стиль иначе, чем большинство греческих художников, – путем обращения к византийской живописи. На первом этаже здания в государственном музейном магазине продаются авторизованные копии античных и византийских произведений искусства, от колец до статуй в натуральную величину, а также специальная литература по археологии.

Если пройти немного дальше в Старый город, вы сразу окажетесь на Платиа Аргирокастру (Platia Argirokastrou) (3). Здесь лежат каменные пушечные ядра, сложенные пирамидами. Небольшой фонтан в центре площади состоит из купели и монолитной колонны раннехристианской базилики. С восточной стороны площадь окаймляет Подворье Рыцарей Оверни (1507 г.), западную и южную сторону занимает первый госпиталь Ордена, позднее многократно перестроенный. На первом этаже его южного флигеля размещается Музей декоративно-прикладного искусства. Здесь экспонируются многочисленные изделия из керамики (в частности, множество керамических блюд из Линдоса), ткацкие работы, вышивка и мебель.

В нескольких шагах от музея по левую сторону стоит церковь Панагиа ту Кастру (Panagia tou Kastrou) (4), в которой в настоящее время открыт Византийский Музей. Построенная в XI в. церковь с тремя нефами в византийскую эпоху была православным кафедральным собором, а во времена господства рыцарей-иоаннитов – римско-католическим епископальным собором. Здесь можно полюбоваться хорошо сохранившейся настенной живописью из монастырской церкви Тари и из одной небольшой церкви на соседнем острове Халки (Halki).

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *