Шедевры прадо – Музей Прадо в Мадриде: история, картины, интересные факты

Содержание

Музей Прадо в Мадриде: история, картины, интересные факты

Музей Прадо в Мадриде является одним из самых знаменитых собраний предметов искусства в мире, не уступая по богатству собраниям Лувра и Эрмитажа. Фундамент коллекции составляет испанская живопись, впоследствии дополненная полотнами и скульптурами работы авторов из других стран. Творения Рубенса, Рафаэля, Брейгеля, Гойи, Босха, Веласкеса и других титанов живописи ежегодно привлекают в столицу Испании более двух миллионов человек в год.

История создания

Во второй половине XVIII века по всей Европе активно открывались музеи различной направленности. Карлу III захотелось открыть в своей стране Музей естественной истории. Работы по проектированию начал архитектор Хуан де Вильянуэва (1775 г.). В 1808 году испанская королевская семья потеряла власть, на престол взошёл Ж. Бонапарт. Недостроенное монументальное здание привлекло его внимание, и он решил открыть в нём Музей живописи. От идеи Бонапарта до наших дней дошло лишь название, сам музей не был открыт по причине смерти архитектора. Прадо – название площади, где возводилось сооружение.

История создания музея Прадо в МадридеВ 1813 году испанцам удалось вытеснить французских завоевателей, и королём стал Фердинанд VII. Его жена Мария Изабелла Португальская предложила открыть картинную галерею в здании, а в дальнейшем создать общедоступный музей.

Главные произведения музея Прадо1819 год стал годом рождения знаменитого собрания. На протяжении 10 лет его коллекция формируется за счёт приобретений королевской семьи. С 1829 года дарить экспонаты стали и частные лица. В 1869 г. музей Прадо был национализирован. Трагические события XX века не нанесли ущерба испанской сокровищнице: экспонаты были временно перемещены в нейтральную Швейцарию.

Знаменитые шедевры, которые надо непременно увидеть

Собрание Прадо содержит более 8 тыс. картин и более 1000 скульптурных композиций. Но, несмотря на открытие в 2007 году нового корпуса, выставочное пространство вмещает лишь чуть больше четверти коллекции. Остальные артефакты находятся в запасниках и предлагаются к осмотру лишь на временных выставках. Тем не менее и доступные экспонаты не получится осмотреть за один визит. Как не пропустить самое знаменитое и интересное?

Каждого посетителя на входе ожидает приятный подарок – карта с указанием самых знаменитых шедевров искусства, рекомендуемых к просмотру. Всего там перечислено 15 картин. Но есть несколько произведений живописи, привлекающих к себе целые толпы ценителей прекрасного.

Диего Веласкес «Менины»

В переводе с испанского это слово означает «фрейлины». Другое название картины – «Семья Филиппа IV». Полотно привлекает внимание сложностью композиции и скрытым смыслом. Зрителю предстаёт момент написания портрета короля Испании и его супруги. За процессом наблюдает их дочь Маргарита Тереза, окружённая фрейлинами. Правящая чета почти остаётся «за кадром», они изображены схематично, как отражение зеркала, висящего на стене. Маленькая инфанта со свитой, наоборот, находится в центре и излучает серебристое сияние и свет.

Диего Веласкес «Менины» - Музей ПрадоНа картине присутствует и сам маэстро. В те годы рисование не признавалось искусством, оно было ремеслом. Но Веласкесу удалось стать придворным живописцем, поэтому его фигура на полотне свидетельствует о его высоком статусе. Тем более, что крест ордена Сантьяго на груди Диего был написан самим королём.

Эль Греко «Поклонение пастухов»

Эль Греко «Поклонение пастухов» - Музей ПрадоЭль Греко был очень религиозным человеком, поэтому библейские сюжеты занимают центральное место в его работах. «Поклонение пастухов» писалось под заказ для самого древнего монастыря в Толедо. Картина выполнена в мрачных тонах, характерных для последнего творческого этапа автора. Но магический свет, окружающий младенца с Девой Марией, не только освещает пещеру с пастухами, также он передаётся зрителю. Ангелы, парящие над новорожденным, грустны. Их присутствие подчёркивает божественное предназначение ребёнка, но они уже знают его судьбу. Это полотно было последним в карьере Эль Греко. Есть версия, что в образе пастуха на коленях он увековечил себя самого.

Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV»

Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV» - Музей ПрадоПосетителей мадридского Прадо это полотно привлекает по двум причинам. Королевская семья одета в поражающие своей роскошью костюмы, которые можно рассматривать бесконечно. Регалии и драгоценности написаны блистательно.

В то же время в картине явственно проступает психологический портрет каждого члена семьи и их отношения между собой. Находящийся слева господин в голубом одеянии с надменным лицом станет тираном Фердинандом VII. Его будущая невеста от него демонстративно отвернулась. Королева Мария-Луиза изображена в центре, а сам король стоит в сторонке. Всё как в жизни. Он не был амбициозным человеком, постоянно самоустраняясь от управления страной, а в последние годы и вовсе передавший бразды власти фавориту своей жены. Королевская семья, получив работу, никаких эмоций не выразила и заказов Гойе больше не делала.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Иероним Босх «Сад земных наслаждений» - Музей ПрадоЗнаменитый триптих из музея Prado в Мадриде притягивает внимание множеством фигур, необычных сооружений, мельчайшими деталями. Левая створка показывает начало библейской истории появления человечества – Адам и Ева находятся в чудесном райском саду. Центральная часть олицетворяет людскую жизнь во всех ипостасях. Правая створка написана в тёмных цветах и символизирует конец жизни. Безобразные музыкальные инструменты навевают мысли об аде. Весь XX век специалисты спорят о смысле, заложенном в работу, но так и не пришли к единому мнению.

Питер Пауль Рубенс «Три грации»

Питер Пауль Рубенс «Три грации» - Музей ПрадоКаждый человек при слове «грациозность» представляет себе что-то лёгкое и воздушное. Увидев творение Рубенса в музее Прадо, многие зрители не могут скрыть удивления. Полноватые женщины далеки от признанных стандартов красоты. Но признанных кем? Во времена Рубенса женщины не были худыми. Художник писал людей в их естественном виде, без прикрас, не скатываясь в пошлость. Глядя на танцующих античных богинь, посетители чувствуют красоту и любовь. Секрет в том, что одна из изображённых граций – супруга живописца. Он только-только вступил в брак и наслаждался своим счастьем.

Интересные факты

Интересные факты о музее Прадо в Мадриде

  • В первые годы своей деятельности музей Прадо был не доступен для посетителей в дни, когда шёл дождь.
  • В 1936-1939 музей возглавлял Пабло Пикассо.
  • В экспозиции есть точная копия «Моны Лизы», авторство приписывается ученику великого Леонардо.
  • В музее нет зала с номером тринадцать.

Как добраться?

Найти музей Прадо несложно, он располагается в центральной части столицы. Доехать можно:

  • на метро (станция «Atocha»). От выхода, следуя указателям, дорога составит примерно 350 метров.
  • на автобусе (№ 9,10, 10, 14, 27, 34, 45).

Время работы и цены

  • Где находится: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid, Испания
  • Телефон: +34 913 30 28 00

Национальный музей Прадо работает по очень удобному графику – без выходных дней с 10-00 до 20-00. В воскресение и по праздникам он закрывается на час раньше. Стоимость билета – 15 евро, для льготных категорий посетителей — 7,5 евро (люди свыше 65 лет, дети из многодетных семей, владельцы молодёжных карт). Ежедневно за 2 часа до закрытия предусмотрена возможность бесплатного посещения. Фото- и видеосъёмка запрещены.

Официальный сайт:  https://www.museodelprado.es

Отзывы о музее

Отзывы о музее Прадо

Игорь, Екатеринбург:

«Я не являюсь фанатом музеев, максимум, выдерживаю 2 часа. Но не ожидал, что не захочется уходить. Обычно в картинных галереях через какое-то время у меня всё начинает сливаться и мельтешить. В Прадо залы достаточно скромные, между картинами большие расстояния, что позволяет их лучше воспринимать. Из увиденного больше всего понравилось «Непорочное зачатие» Тьеполо и «Сад» Босха. Хотя и запрещено фотографировать, я тихонько сделал несколько селфи. Никто не сделал замечания. В общем, всё понравилось».

Галина, Нижний Новгород:

«У меня появилась идея-фикс посетить этот музей после прочтения раскрученного романа «Хозяин музея Прадо». Хоть историки искусства его и критикуют, меня он восхитил! В музее я с удовольствием рассматривала описываемые картины, вспоминала загадки из книжки. За один поход не уложилась, сходила туда два раза. Один раз воспользовалась бесплатной возможностью за два часа до закрытия. Думала, что будет большая очередь, но по сравнению с Лувром и ватиканскими музеями, почти никого и не было – отстояла ровно 10 минут»

Лариса, Санкт-Петербург:

«Я не была в Лувре, поэтому мне было интересно посмотреть «Джоконду», точнее, её копию того же времени. Честно скажу, не впечатлила. А вот Эль Греко мне очень понравился, просто по-новому открыла для себя этого художника. С языками у меня плохо. Перед поездкой в Мадрид читала в Интернете, что все надписи на испанском и английском. Поэтому изначально брала аудиогид на русском (6 евро). Фоткать запрещено, палку для селфи на входе сказали сдать в камеру хранения, она в этом же здании».

vsya-planeta.ru

Пять самых известных шедевров Музея Прадо в Мадриде

Идея создания музея принадлежит королю Карлу III, поручившему архитектору Хуану де Виллиануэва разработать проект по созданию Музея Естественных Наук. Коллекция Музея Прадо является одной из самых обширных и больших коллекций европейского искусства, однако, здание музея также представляет собой яркий пример испанской архитектуры в стиле Неоклассицизма и является важной достопримечательностью Мадрида. В настоящее время Прадо располагает самой богатой экспозицией испанских живописцев. Ее основу составляют работы трех великих мастеров: Эль Греко, Веласкеса и Гойи. Но нельзя не упомянуть и других известных художников XV – XIX вв: Берругете, Рибера, Сурбарана, Мурильо.

1.Франсиско Гойя «Портрет cемьи Карла IV» (1800г. холст, масло)

Король Карл IV заказал Гойе написать групповой портрет королевской семьи. В течение года картина была закончена.Мы видим роскошные костюмы, блистающие драгоценностями и королевскими регалиями, однако, лица царственной четы свидетельствуют об удручающем отсутствии характера. Надменный, заносчивый человек в голубом камзоле слева — старший сын короля, впоследствии тиран, Фердинанд VII. Рядом, отвернувшись от него, стоит его предполагаемая невеста, не получившая еще официального предложения. Королева Мария-Луиза, окруженная младшими детьми, — в центре картины, а король стоит в стороне, повторяя ту ситуацию, которая сложилась в их жизни; весь его облик выражает почтение царственной супруге. Художник дает точную психологическую характеристику каждому из портретируемых. Трактовка образов представителей этой царственной семьи предельно правдива. Королевская чета не выразила ни неудовольствия, ни энтузиазма, увидев представленную им работу. Сам же Гойя никогда больше не получал королевских заказов.

2. Диего Веласкес «Менины» (1656-57 г., холст, масло,318 x 276 cм)

Картина «Менины» всеми признанный шедевр художника. При описании работ Веласкеса в 1666 году она называлась «Королевская семья», «Семья Фелиппа IV». Мы видим, судя по отражению в зеркале, как король и королева, в напряженных позах позируют художнику, который внимательно всматривается в них, стоя перед мольбертом. Это единственная картина Веласкеса, на которой король и королева изображены вместе, но очень неотчетливо, схематично. Филипп на 30 лет старше своей второй жены и является её дядей. Инфанта Маргарита на момент написания картины была их единственной дочерью. В картине живут еще и карлица-уродка, и с ожесточением наступающий на собаку карлик. Но это все второстепенное, главное это серебряное сияние, которое исходит от центральной группы, и удивительное ощущение воздушного пространства, заполняющего помещение. Когда работа над «Менинами» близилась к завершению, король взял у маэстро кисть и нарисовал на его камзоле знак кавалера ордена Сант-Яго: мол, настоящее искусство выше грамот о древности рода.

3. Эль Греко «Поклонение пастухов» (1612-13г, холст, масло, 319 x 180 см)

Эта картина украшала алтарь надгробной часовни художника Эль Греко в монастыре С-Доминика в Толедо. На большом вертикальном полотне изображена сцена поклонения пастухов Младенцу-Христу. Из темного пространства картины художник светом вырывает две группы. Дева Мария с Младенцем, лежащим на ослепительно белом куске холста, окруженная погруженными в полумрак фигурами пастухов; вторая группа — ангелы и херувимы, парящие над Мадонной с Младенцем и пастухами. По свидетельству одного из учеников Эль Греко, пастух в красном одеянии на первом плане — автопортрет художника. Работа отличается удивительной сложностью композиции и цветового решения. Мы находим на картине много белых красок, но по настоящему ослепительным и излучающим сияние нам видится лежащий на пеленке Младенец. Даже летающие над ним ангелы, предвещающие его судьбу Спасителя, ничем не тревожат таинства простого бытия ребенка.

4. Скульптура «Группа из Сан-Ильдефонсо» (найдена в 1623 г. в Риме)

Скульптура представляет собой Ореста и Пилада, дружба которых стала легендой, в тот момент, когда они приносят жертву в честь своего возвращения из Тавриды с изображением Артемиды (представленная статуэтка). Благодаря этому жертвоприношению Орест очистился и был освобожден от наказания богов. Некоторые авторы идентифицируют эти статуи как изображения братьев Кастора и Поллукса. В современную эпоху к левому торсу было присоединено римское изваяние головы Антиноя. Принадлежащая к римскому классицизму эпохи Августа, эта скульптурная группа является превосходным отражением свойственного ей эклектизма. Первое упоминание об этой группе относится к 1623 году, когда она находилась во владении кардинала Массими, на вилле Людовизи в Риме. После смерти священнослужителя вещь поступает в коллекцию Кристины Шведской, а затем в коллекцию первого испанского короля из династии Бурбонов, Филиппа V (1683-1746).

5. Фландес, Иоанн де (Эспаньола) «Распятие» (1509 – 1518 гг., холст, масло, 123 cм x 169 cм)

Документированное произведение Иоанна де Фландеса, известного только по картинам, написанным им в Кастилье начиная с 1496 года, когда он поступает на службу к Изабелле Католической. Хуан де Фландес задумывает пространство этого «Распятия» как созерцаемое с низко расположенной точки зрения и придает ему итальянские отзвуки, также благодаря тому как расположены персонажи: с преобладанием прямых линий, придающих монументальность всему ансамблю. Чтобы привлечь внимание к распятому Христу, расположенному в центре, на фоне пейзажа, вокруг него создается полукруг из фигур. К оригинальности фламандского художника, проявленной при представлении этой иконографической темы, добавляется его владение техникой, с очевидностью проявляющееся в той форме, в которой он воспроизводит характеристики предметов, таких как драгоценные камни и кораллы, рассыпанные по земле.

www.volgograd.kp.ru

Музей Прадо — одна из лучших художественных галерей мира

Национальный музей Прадо, входящий в двадцатку популярнейших галерей мира, будет интересен не только настоящим ценителям изобразительного искусства, но и простым туристам, желающим познакомиться с работами всемирно известных художников.

Музей ПрадоМузей Прадо

Общие сведения

Национальный музей, являющийся одной из самых известных достопримечательностей не только Мадрида, но и всей Испании, не уступает ни Лувру, ни Д’Орсэ, ни Эрмитажу. Ныне в залах комплекса, занимающего около 60 тыс. кв. м., выставлено огромное количество уникальных полотен, принадлежащих выдающимся мастерам Франции, Англии, Нидерландов и других европейских стран.
Главной характерной особенностью Prado является отсутствие какой-либо помпезности и претенциозности. Однако это не мешает ему входить в список самых популярных художественных галерей мира – ежегодно ее картинами приходят полюбоваться миллионы человек.

Краткая история

История Национального музея Прадо в Мадриде началась задолго до того, как его двери впустили в себя первых ценителей искусства. Еще в 1775 году, примерно за 45 лет до этого момента, испанский король Карл III приказал зодчему Хуану де Вильянуэва сконструировать здание, в котором мог бы разместиться Музей естественных наук. Воля монарха была исполнена, и уже спустя несколько лет на одной из мадридских улиц возвышался новый двухэтажный паноптикум.

Правда уже совсем скоро, в 1811 году, строение было захвачено наполеоновской армией и превращено в конюшни. Его прежний внешний облик сумели восстановить только 8 лет спустя. Тогда же галерею открыли для широкой аудитории.

Зал в музее ПрадоЗал в музее Прадо

Изначально ее коллекция была совсем небольшой – в ней насчитывалось около трех сотен картин, в основном принадлежавшим итальянским живописцам. Однако к 1843 году эта цифра увеличилась в целых 6 раз, что сделало Prado одним из крупнейших паноптикумов своего времени.

После свержения с трона правящей королевы галерея была национализирована и дополнена несколькими абсолютно новыми залами. Поговаривают, что тогдашней ее реставрацией руководил сам П. Пикассо. В 1979 году здание музея пережило очередную реконструкцию, в процессе которой к нему пристроили Куб Монео, дополнительное крыло, названное именем своего разработчика. В настоящее время между новым и старым корпусом существует подземный переход, декорированный буйными зелеными насаждениями.

Сам Prado National Museum представляет собой величественное сооружение, выполненное в стиле неоклассицизма. Центральный вход в здание, выходящий на одноименную аллею, украшен 6 белоснежными колонами, а перед самим паноптикумом стоит памятник Диего Веласкесу, одному из основоположников изобразительного искусства Испании.

Коллекции

Все экспонаты Национального музея Прадо в Мадриде разделены на несколько отдельных экспозиций, посвященных живописи той или иной страны. Рассмотрим каждую из них.

Итальянская

Итальянский залИтальянский зал

Создание знаменитого королевского собрания началось с картин признанных мастеров Италии, первым из которых стал Тициан. Этот выбор сыграл огромную роль не только в формировании самой коллекции, но и в развитии всего испанского зодчества. Искусствоведы утверждают, что именно у Тициана испанские художники обучались чувственности и страсти. Вслед за ним тут появились и другие талантливые венецианцы – Рафаэль, Корреджо, Ботичелли, Пармиджано, Тинторетто, Веронезе, Мантеньи и другие мастера, принадлежащие эпохе Возрождения.

Фламандская

Вслед за первыми полотнами итальянских художников экспозицию будущего паноптикума пополнили работы Рубенса, Босха, Брейгеля, Ван Дейка, Ван дер Вейдена. Причиной такой популярности стал тот факт, что в середине 16 ст. Нидерланды принадлежали Испанской империи, а потому культурное наследие этого народа представляло для короля точно такой же интерес, что и собственного. Правда, по поводу авторства некоторых из этих полотен до сих пор ведутся ожесточенные споры, но они не умаляют важность и масштаб работ.

Испанская

Испанский залИспанский зал

Следующим разделом мадридского музея Прадо является испанская живопись, сформированная под влиянием двух предыдущих течений и возглавленная легендарным живописцем Диего Веласкесом. Являясь одной из самых значимых фигур своего времени, он оставил после себя множество интересных полотен, в том числе и небезызвестные «Менины», написанные с королевской инфанты.

Не меньшего внимания заслуживают и остальные испанские авторы, картины которых занимают целых 3 этажа и охватывают огромный временной период – от живописи 12 столетия до работ Франциско Гойи, датируемых первой половиной 19 века. К сожалению, здесь нет ни намека на Миро, Дали или же Пикассо. Причина этого в том, что в то время Испания утрачивает свое мировое влияние, поэтому многие творческие личности просто вынуждены были уехать в другие страны. Зато их место занимают произведения других, не менее знаменитых испанцев – Хосе де Риберы, Мурильо, Сурбарана и др.

Французская

В конце 17 – первой половине 18 ст. между Испанией и Францией зародились теплые дружеские отношения. Спокойная политическая обстановка между двумя странами нашла свое отражение в сфере искусства, пополнив коллекцию короля Фердинанда несколькими десятками полотен, написанных Клодом Лорреном и Никола Пуссеном. Оба обучались в Италии и были подвержены влиянию Вечеллио Тициана.

Немецкая

Немецкий залНемецкий зал

Несмотря на то, что немецкие произведения в музее Прадо показаны не так широко, как искусство предыдущих 4-х стран, здесь также будет на что посмотреть. Работы А. Менгса, Л. Кранаха и А. Дюрера можно без преувеличения назвать настоящими шедеврами изобразительного искусства Германии. К тому же на некоторые из этих картин (например, автопортрет Дюрера) можно посмотреть только в Мадриде.

Английская

Описание разделов Национального музея Прадо в Мадриде заканчивает английская живопись, представленная полотнами трех живописцев – Альма-Тадема Лоуренса, Джошуа Рейнольдса и Томаса Гейнсборо. Столь скромный выбор объясняется двумя причинами. Во-первых, дипломатические связи между Испанией и Великобританией только начали зарождаться, а во-вторых, английская живопись тех времен была намного скромнее, чем французская или фламандская.

Прочие составляющие коллекции

Картины фламандских художниковКартины фламандских художников

Помимо пейзажей, натюрмортов, портретов и акварелей в собрании Прадо присутствует великое множество карандашных эскизов и гравюрных эстампов, большая часть которых принадлежит «перу» Франциско Гойи. Кроме того в подвалах комплекса можно увидеть выставку скульптур и предметов декоративного искусства, созданных руками лучших мировых мастеров.

Самые знаменитые картины музея

Из 20 тыс. экспонатов, собранных в стенах Национального музея Прадо в Мадриде, на всеобщее обозрение выставлено чуть больше одной четверти. Остальные образцы лежат в специальных хранилищах и предлагаются к осмотру только на временных экспозициях. Но даже несмотря на это осмотреть все картины за 1-2 визита у вас все равно не выйдет. Чтобы не упустить самое интересное, ознакомьтесь с топовой 8 самых знаменитых произведений, написанных легендарными мировыми художниками.

Менины, Диего Веласкес

Менины, Диего ВеласкесМенины, Диего Веласкес

Картина, второе название которой звучит как «Семья Филиппа IV», поражает тайным смыслом и сложностью построений. Вниманию зрителя предстает момент написания портретов королевской четы, правящей Испанией в первой половине 17 ст. При этом и правитель, и его супруга остаются за кадром, уступая «пальму первенства» маленькой Маргарите и окружающим ее фрейлинам (от испанского meninas). Присутствует на полотне и сам Диего Веласкес, который на тот момент работал главным придворным живописцем.

Поклонение пастухов, Эль Греко

Поклонение пастухов, Эль ГрекоПоклонение пастухов, Эль Греко

К числу того, что обязательно посмотреть в музее Прадо относится и работа известного греческого художника, написанная специально для обители в Толедо. Картина, посвященная излюбленному библейскому сюжету, выглядит просто волшебно. Ее непропорционально удлиненные фигуры, сложная компоновка композиции и мастерская игра света лишний раз подчеркивают божественное предназначение ребенка, появившегося на свет путем непорочного зачатия. «Поклонение пастухов» стало одним из последних произведений Эль Греко. Существует мнение, что образ мужчины, стоящего на коленях перед маленьким Иисусом, мастер списал с самого себя.
 
 

Три грации, Питер Пауль Рубенс

Три грации, Питер Пауль РубенсТри грации, Питер Пауль Рубенс

При взгляде на это произведение современный человек не может скрыть своего изумления, ведь вместо тонких и стройных созданий его взгляду предстают три полноватые античные богини, движущиеся в плавном танце. Их обнаженные тела раскованные, но не пошлые, эротичные, но не вульгарные. А главное – каждый сантиметр этого полотна пронизан огромной любовью, ведь одной из этих граций является молодая супруга живописца.

Триумф смерти, Питер Брейгель старший

В список лучших картин музея Прадо в Мадриде относится и «Триумф смерти», написанный известным нидерландским графиком. Полотно, имеющее явный аллегорический подтекст, как нельзя лучше передает тогдашние представления верующих об аде и тех муках, которые уготованы каждому грешнику. Центральной фигурой данного повествования является умирающий король, на глазах которого расхищаются все накопленные ним богатства, и скелеты, везущие наполненную черепами повозку. Всюду царит смерть и хаос, насилие и убийства, сцены мучений и пыток.

Триумф смерти, Питер Брейгель старшийТриумф смерти, Питер Брейгель старший

Сад земных наслаждений, Иероним Босх

Знаменитый триптих, созданный потомственным нидерландским живописцем, является одной из самых спорных работ, созданных в середине 16 столетия. Левая створка картины демонстрирует Адама и Еву, которые проживают в райском библейском саду. Центральная часть композиции олицетворяет обычную мирскую жизнь со всеми присущими ей элементами. Ну а последняя, правая, створка навевает мысль об аде.

Сад земных наслаждений, Иероним БосхСад земных наслаждений, Иероним Босх

Портрет семьи Карла IV, Франсиско Гойя

Посетителей Национального музея Прадо в Мадриде эта работа привлекает по 2 причинам. Первая заключается в необычайной роскоши королевских костюмов, регалий и драгоценностей, прорисованных с поразительной точностью и скрупулезностью. Вторая же состоит в возможности рассмотреть психологический профиль каждого члена семьи и их нелюбовь друг к другу. Что интересно, это была первая и единственная картина, нарисованная Гойей для королевской семьи – больше от нее заказов художник не получал.

Портрет семьи Карла IV, Франсиско ГойяПортрет семьи Карла IV, Франсиско Гойя

Распятие, Иоанн де Фландерс

Величие и монументальность данного полотна прослеживаются не только в преобладании прямых линий, но и в наличии огромного количества драгоценных камней, рассыпанных у ног распятого на кресте Иисуса. Дабы привлечь внимание зрителей к последнему автор произведения окружил его фигурами учеников, а небосвод над Мессией спрятал за огромной тучей.

На заметку! Карта с указанием 15 самых известных шедевров искусства установлена при входе в галерею.

Практическая информация

Часы работы музея Прадо, расположенного по адресу Calle Ruiz de Alarcon 23, 28014 Мадрид, Испания, зависят от дня недели:

  • Пн. – сб.: с 10 утра до 8 вечера;
  • Вс. и праздники: с 10 утра до 7 вечера;
  • 06.01, 24.12, 31.12 – с 10 утра до 2 дня.

Важно! 25.12, 01.01 и 01.05 комплекс не работает!

Зал живописи в музее ПрадоЗал живописи в музее Прадо

Стоимость билетов:

  • Общий – 15€;
  • По скидке – 7,50€;
  • Бесплатный вход – люди с инвалидностью, студенты до 25 лет при наличии студенческого удостоверения, посетители до 18 лет.

Кроме того бесплатное посещение музея Прадо осуществляется в следующие часы:

  • Пн. – сб.: с 6 до 8 вечера;
  • Вс. и праздники: с 5 до 7 вечера;

Важно! Более подробную информацию ищите на официальном сайте комплекса.

Полезные советы

Собираясь посетить Национальный музей Прадо в Мадриде, прислушайтесь к этим полезным советам:

  1. Для осмотра экспозиций стоит взять аудиогид (среди языков есть русский), а еще лучше – воспользоваться услугами профессионального экскурсовода. Для этого следует присоединиться к организованной туристической группе.
  2. Учитывая большое количество экспонатов, прогулка по музейным залам займет не меньше 4-5 часов. Если же вы твердо намерены осмотреть большую часть произведений, приготовьтесь посвятить им не 1, а 2-3 дня.
  3. Скульптура в музее ПрадоСкульптура в музее Прадо
  4. Гардеробная, предназначенная для хранения зонтиков, сумок, верхней одежды и других личных вещей, закрывается за полчаса до окончания работы галереи.
  5. Помимо сувенирных лавок, расположенных на первом этаже, на территории комплекса есть уютное кафе, в котором прекрасно кормят.
  6. Фото- и видеосъемка в Прадо запрещена, поэтому даже не пытайтесь пронести с собой камеру.
  7. Решив посмотреть коллекцию в часы бесплатного посещения, приходите на час раньше – народу будет поменьше. К тому же вам все равно придется заглянуть в кассу и взять специальный талон.
  8. Чтобы избежать длинных очередей, покупайте электронные билеты через интернет.
  9. Выходить на перекур или просто подышать свежим воздухом не рекомендуется – обратно могут уже не впустить.
  10. Сориентироваться на огромной музейной территории будет довольно непросто, поэтому не отказывайтесь от подробной схемы, выдаваемой при входе.
  11. Не берите с собой воду, бутерброды и конфеты – это здесь запрещено.

Интересные факты о полотнах Веласкеса:

Автор: Ольга Шейко

kuku.travel

Музей Прадо: сокровища и шедевры — краткое пособие для неопытного туриста

Быть в Мадриде и не зайти в Прадо — непростительная ошибка начинающего туриста. По концентрации шедевров этот музей обгоняет такие известные хранилища, как Лувр, Эрмитаж или Национальную галерею в Лондоне. Особенно богата коллекция испанской живописи XV-XVIII веков: Эль Греко, Веласкес, Гойя, Мурильо, Сурбаран. Каждая картина — рассказ об истории Испании, её правителях, ее традициях и культуре.

В Прадо не меньше шедевров, чем в Лувре или Эрмитаже.

flickr.com/82436511@N00

В Прадо вы не найдете шикарных интерьеров с золочёной лепниной на потолке. В музее интерьер простой и ненавязчивый. Поэтому впечатление от живописных и скульптурных работ особенно яркое.

Исторические факты

Первым из испанских монархов, которому пришла в голову идея собирать живописные полотна, был Карл V. В XVI веке высокое искусство было призвано услаждать взоры знати и членов королевской семьи. Но начало было положено. Следующие монархи не хотели прослыть грубыми и неизысканными, коллекцию пополняли.

К XVIII веку потребовалось специальное помещение, где картины и скульптуры можно было бы демонстрировать всем желающим. Король Карл III Испанский приказал создать эскиз Музея естественной истории, которому суждено было стать самым известным художественным музеем Испании. Десять лет спустя было найдено место у парка Прадо. Название парка скоро «прилипло» к новому заведению, которое официально называется Национальный музей Прадо.

Открылся музей только в 1819 году. Сначала мешала испанская медлительность, потом наполеоновские войны (бравые французы устроили конюшню в недостроенном здании галереи).

Первоначально в экспозиции были представлены произведения испанских мастеров XII-XVIII веков.

1824 год.

На момент открытия музей представлял испанское искусство XII-XVIII веков. На протяжении всего XIX века музею завещали свои коллекции гранды, художники, известные коллекционеры. Собрание увеличивалось от года в год. Скоро, кроме работ испанских мастеров в коллекции музея появились работы других европейских мастеров.

ХХ век доставил хранителям музея Прадо в Мадриде много хлопот. Во время гражданской войны многие работы были вывезены из страны и размещены на хранение в музеях Швейцарии. В Испанию картины вернулись в 1940 году.
Теперь в музее ежегодно бывает более двух миллионов туристов. Произведения таких мастеров, как Сурбаран, Мурильо, Веласкес, Гойя, Рибера, Эль Греко представлены здесь наиболее полно. А наличие в экспозиции работ Тициана, Ботичелли, Рафаэля, Босха, Брейгеля, Дюрера, Рубенса и Ван Дейка делают заведение самой значительной культурной достопримечательностью Испании.

Среди экспонатов музея Прадо не только живопись, но и скульптура.

Хавьер Сьерра и его книга «Хозяин музея Прадо»

Как бы ни было прискорбно почитателям таланта писателя Хавьера Сьерра, его популярная книга — не более, чем фантазия. Искусный журналист мастерски манипулирует читателем, смешивая исторические исследования с плодами своей бурной фантазии.

Книга Хавьера Сьерра наполнена фантазиями на тему искусства.

Писатель Хавьер Сьерра.

Книга о тайнах картин Прадо стала катастрофой для историков и радостью для работников музея. Желающих своими глазами увидеть магические картины Босха, Эль Греко и Да Винчи, становится все больше. Чтение занимательное, даже захватывающее, но правды и реалий в сочинениях Хавьера Сьерра немного.

Что посмотреть в первую очередь?

В собрании музея Прадо более 8 тысяч полотен и более 400 скульптур. Выставочные площади музея позволяют показать не более 2 тысяч полотен и около сотни скульптур. Все остальное храниться в запасниках и выставляется редко, в специальных залах. Чтобы осмотреть всё — недостаточно одной экскурсии по музею. Поэтому хранители придумали «подсказку» для всех посетителей заведения. В бесплатной карте музея, которую получает всякий посетитель (в ней есть информация и на русском языке), есть описание 15 шедевров для обязательного осмотра. На карте указан путь ко всем 15 картинам.

Можно довериться профессиональному вкусу работников музея, а можно изучить схему самостоятельно и выбрать себе залы с наиболее интересными экспонатами.

Есть в музее несколько работ, к которым трудно пробраться из-за постоянной толпы желающих их лицезреть:

  • Веласкес «Менины»;
  • Эль Греко «Портрет кабальеро»;
  • Босх «Сад наслаждений»;
  • Рубенс «Три Грации».
Шедевр Босха туристы спешат увидеть в первую очередь.

Босх — Сад наслаждений.

Эти четыре работы могут стать основными ориентирами для тех, кто в музее впервые. Если руководствоваться картой музея, то найти все картины не представляет никакого труда. В бесплатной схеме можно увидеть тематику каждого зала музея и выбрать то, что больше всего интересует. За один день увидеть всю коллекцию музея невозможно.

Найдите и посмотрите копию знаменитой «Моны Лизы», сделанную учеником Леонардо да Винчи. При внешнем сходстве, в работе совершенно нет той загадочности и глубины, которая сделала оригинал величайшим шедевром живописи, но интерес к этой работе огромен.

Копии знаменитой Моны-Лизы не хватает загадочности оригинала.

Неизвестный автор — Мона Лиза. Копия.

Практическая информация и правила посещения

Найти музей Прадо достаточно просто, он находится в самом центре Мадрида:

  • Остановка метро «Atocha» — добраться можно прямо из аэропорта. Отсюда до музея несколько сотен метров, помогут указатели с надписью «Museo del Prado».
  • Автобусы — 9, 10, 14, 19.
  • Возле музея расположена стоянка туристических автобусов, недалеко находится площадь Кибелы, знаменитый парк «Ретиро».

Здание музея видно издалека, оно величественно и монументально, как и всё в Мадриде.

Архитектура здания монументальна и величественна.

flickr.com/martius

Часы работы музея: с 10:00 часов утра до 8:00 часов вечера (в воскресенье и праздники музей закрывается на час раньше).

Три дня в году (1 января, 1 мая и 31 декабря) Прадо не принимает посетителей. А 6 января, 24 и 31 декабря работает только до двух часов.

Цена обычного билета, обеспечивающего вход и осмотр главной экспозиции, 14 евро. Дети до 18 лет от платы освобождены. Студенты с международным билетом имеют скидку 50%.

Купить билет можно в кассе Прадо и на домашней странице музея. Но не стоит торопиться тратить деньги. Каждый день у туристов есть возможность посетить Прадо совершенно бесплатно. За два часа до закрытия заведения касса музея выдает бесплатные билеты всем желающим. К этому времени у музея собирается внушительная очередь. Не стоит этого бояться, очередь тает очень быстро (15-20 минут).

За использование аудиогида нужно заплатить 3,50 евро. В бесплатной карте есть описание главных шедевров, аудиогид пригодится тем, кто по-настоящему интересуется живописью.

Каждый посетитель проходит строгий контроль на входе.

flickr.com/corremadrid

Каждый посетитель Прадо проходит строгий контроль. Сумки, зонты, рюкзаки нужно оставить в гардеробе.
В музее запрещено фотографировать, но персонал на этот запрет смотрит сквозь пальцы. Только обладателям больших камер придется их сдать. Посетители активно фотографируют телефонами и планшетами.

В музее есть хорошее кафе, которое пригодится тем, кто захочет провести в Прадо весь день.

Каждый посетитель может оставить письменный или устный отзыв о посещении музея, для этого у выхода есть несколько электронных устройств.

В Мадриде достаточно чудес, чтобы удивить даже бывалых путешественников.После культурного отдыха можно переключить свое внимание на другие достопримечательности Мадрида. В главном городе Испании есть развлечения и для активных туристов, и для любителей спокойного досуга.

Отзывы туристов

Николай, 34 года, Калининград:

«Никогда не думал, что в музее Прадо будет так интересно. Мы с женой рассчитывали провести здесь не больше часа, а задержались на четыре. Самое яркое впечатление — картины Веласкеса. Персонал вежливый, но по-русски не говорят. На выходе купили яркий и объёмный путеводитель по музею на русском языке. Сразу убедились, что многое не успели посмотреть. В музее ничего не отвлекает от картин — интерьер очень простой. А сангрия в кафе очень вкусная. Сплошной позитив от посещения».

Интерьеры хранилища произведений искусств просты и не отвлекают от созерцания экспонатов.

flickr.com/losmininos

Александра, 27 лет, Москва:

«В Прадо я попала с большой группой, сопровождал нас гид, предоставленный музеем. Рассказывал интересно, но очень спешил. На посещение музея был отведен один час и этого совсем недостаточно. На следующий день я вернулась сюда одна. Прошла бесплатно, каждый вечер за два часа до закрытия платы не берут. Отстояла длинную очередь, которая прошла за 15 минут, получила бесплатный билет и карту музея на русском языке. Подумала и решила взять аудиогид. Провела в музее полтора часа и, если бы было можно, осталась бы ещё на пару часов. Шедевров здесь огромное количество и у каждого своя тайна».

Борис, 44 года, Екатеринбург:

«В Мадриде был два дня. Времени было немного, но в Прадо решил заглянуть. Бесплатно посетить не удалось, свободное время было утром. Заплатил 14 евро и за путеводитель ещё 9. О потраченных деньгах не пожалел ни на минуту. Самые интересные залы — Итальянское Возрождение и Веласкес, а также Эль Греко. Последнего художника просто открыл для себя. Все его работы выглядят очень современно. Уходя из музея, оставил отзыв в электронной книге музея».

Обратите внимание на эти экскурсии



pro-spain.net

3 шедевра из музея Прадо

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Национальный музей Прадо отметил 200-летие. Из книги «Главное в истории искусств» рассказываем про три картины, которые хранятся в мадридском музее.

Крестный путь, Рафаэль

Рафаэль известен непревзойденным мастерством в изображении людей и разнообразием художественных интересов. Джорджо Вазари в 1550 г. назвал его «королем художников». Термин выдержал проверку временем и не утратил актуальности.

Лиана Хазиахметова

Эта картина, также известная как Lo Spasimo («мучение»), изображает Христа несущим крест на Голгофу. Когда Христос спотыкается под тяжестью креста, Мария падает на колени и протягивает ему руку. Так Рафаэль показывает, что она сопереживает боли Христа. Обмен героев взглядами передает множество эмоций. Благодаря ярким цветам и плавным контурам этот убедительный образ одновременно и реалистичен, и идеален. Толпа на переднем плане уравновешена действием, изображенным на дальнем плане. Левая и правая стороны также композиционно уравновешены: слева могучий Симон Киринеянин, решительно поднимающий крест, а справа плачущие женщины позади Девы Марии.

Картина была заказана монастырем Санта-Мария-дель-Спасимо в сицилийском Палермо. Корабль, везший ее из Рима, утонул, но картина чудесным образом достигла порта Генуи: она была в футляре и не пострадала от воды. Среди картин Рафаэля наиболее известны великолепные Мадонны и большие фрески Станца делла Сеньятура Ватикана. Он был одним из самых знаменитых художников Высокого Возрождения.

Менины, Диего Веласкес

Диего Веласкес (1599–1660), которого часто называют «художником из художников», был одним из самых востребованных живописцев своего времени. Он вдохновлялся творчеством Караваджо, был и знатоком искусства прошлого. Его живые и непосредственные картины роскошны и лаконичны; их правдивость необычна для испанских королевских кругов.

Лиана Хазиахметова

«Менины» — таинственный королевский портрет, изображающий мастерскую Веласкеса в королевском дворце. Девочке с золотыми волосами, инфанте Маргарите, дочери Филиппа IV, короля Испании, и Марианны Австрийской, тогда было 5 лет. Она одета в пышное громоздкое платье и окружена фрейлинами (менинами). Одна из них, стоя на коленях, предлагает ей напиток, другая присела в реверансе. Рядом двое карликов: Мария Барбола и Николао де Пертусато, игриво толкающий ногой сонного мастифа. Королевский камергер дон Хосе Нието остановился на ступеньках в задней части комнаты, придерживая занавес, чтобы в помещение попадал свет. Король и королева, отраженные в зеркале, находятся как будто рядом со зрителем. На единственном автопортрете Веласкес поместил себя рядом с королевской семьей, в придворном костюме, перед своим холстом. На его груди красный крест ордена Св. Якова, который он получил по окончании картины. Говорят, король приказал добавить на нее крест после смерти Веласкеса.

Третье мая 1808 года в Мадриде, Франсиско Гойя

Франсиско Гойя (1746–1828) создал таинственные и яркие картины, запечатлев трудности и опасности жизни в Испании XVIII и XIX вв., что оказало большое влияние на его последователей.

Лиана Хазиахметова

2 мая 1808 г. армия Наполеона вошла в Мадрид, жители города восстали против вторжения. В наказание на следующий день французские солдаты арестовали и расстреляли сотни испанцев. В центре картины Гойя изобразил испанского рабочего на коленях перед рядом солдат, с руками, раскинутыми, как у распятого Христа. Правая рука отмечена стигмой, напоминающей раны на теле Христа. Фонарь на земле — единственный источник света, который усиливает драматизм происходящего, создавая длинные темные тени и яркие пятна света.

На переднем плане художник изобразил окровавленные трупы — тела мужчин, которые отдали жизни за свой город. Рядом с крестьянами изображен францисканский монах, стоящий на коленях и облаченный в серое. Он не был участником восстания, но его все равно арестовали французские солдаты — так Гойя показывает их мстительность и жестокость. Одетые в серые шинели и киверы, с саблями, они в упор целятся в испанцев. Солдаты обращены спиной к зрителям, поэтому остаются обезличенными — этим Гойя показывает то, что их личность исчезает при необходимости повиноваться приказам. Мрачный колорит в сочетании с яркими пятнами света усиливает ужас происходящего.

Из книги «Главное в истории искусств»

blog.mann-ivanov-ferber.ru

Национальный музей Прадо в столице Испании: произведения искусства, где находится

Если приехали в Мадрид, выделите время и обязательно посетите музей Прадо. По количеству шедевров эта галерея изобразительного искусства не уступает Лувру и Эрмитажу.

Особое место в ней занимает коллекция работ испанских художников. Здесь представлены произведения Веласкеса, Гойи, Эль Греко и других мастеров искусства.

Также здесь найдете творения и других европейских знаменитостей, выполненные в разные периоды творчества.

Прадо МадридВход в музей Прадо.

Где находится

Знаменитая галерея — в самом сердце Мадрида. Точный адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014.

Чтобы сюда доехать, воспользуйтесь метро и выйдите на станции Аточа. Еще один вариант — автобусы 10, 19, 14, 9. От остановки останется пройти несколько сотен метров. Благодаря указателям «Museo del Prado» заблудиться невозможно, к тому же здание видно издалека.

Подробная информация о галерее — на официальном сайте музея Прадо: https://museodelprado.es. Здесь общее описание, режим работы, схема музея. Информация доступна на испанском и английском языках.

История создания

Официально выставка начала работу в 1819 году.

Но история формирования фондов музея началась намного раньше: сначала галерея была доступна только для знати, и европейские монархи передали ей в дар немало сокровищ.

В 1785 году было решено отвести место под общественный музей в парке Прадо. Это ответ на вопрос, почему выставка так называется.

Основательницей считается жена короля Фердинанда VII — Изабелла Браганская.

Интересно, что сам король Фердинанд VII особого следа в истории не оставил, зато Изабелла, благодаря созданию музея, навсегда осталась в памяти народа.

После ее смерти дело продолжила Мария, вторая супруга короля. Будучи поклонницей живописи, саксонская принцесса решила создать выставку, не уступающую галерее Дрездена, открытую ее отцом.

Сейчас в коллекции больше 8 000 картин. Но места для них не хватает, поэтому в залах музея выставлена только четвертая часть. Остальные шедевры Прадо хранятся в музейных запасниках. Здесь же представлены многочисленные скульптуры и драгоценности.

Пополнить сокровищницу помогли не только правители, но и частные коллекционеры.

Важную роль сыграла и национализация в Испании, в результате которой некоторые собрания перешли в собственность государства.

Ряд произведений искусства был конфискован у церквей.

Среди произведений живописи найдете картины Рубенса, Ботичелли, Тициана и, конечно, работы испанских мастеров.

Благодаря такому собранию музей Прадо в столице Испании стал главной культурной достопримечательностью страны.



Архитектурные особенности здания

Особенность художественной галереи — наличие трех входов, которые названы в честь испанских живописцев Мурильо, Гойи и Веласкеса.

Основным считается Puerta Alta de Goya, попасть в который можно со стороны улицы Прадо. Если войдете через него, окажетесь на первом и главном этаже, откуда начинается экскурсия в мадридский музей Прадо.

Само здание музея, которое спроектировал испанский архитектор Хуан де Вильянуэва в 1787 году в неоклассическом стиле, представляет собой памятник архитектуры. Сочетание розовых кирпичных стен и белокаменных колонн выглядит очень элегантно.

Несмотря на разгром, который устроили в 1808 году войска Наполеона, внешний облик здания сохранился в почти первозданном виде.

Здесь не найдете золоченой лепнины и роскошных интерьеров, все просто и гармонично. Зато обстановка музея располагает к тому, чтобы не отвлекаться, а осматривать шедевры живописи. Картины размещены грамотно, поэтому у посетителя не будет кружиться голова от обилия раритетов.

pvmgid.ru

Музей Прадо в Мадриде: интересные факты, экспозиции

Выставочный залВыставочный залМузей Прадо способен привлечь внимание туристов, составить достойную конкуренцию российскому Эрмитажу или французскому Лувру. Как и другие подобные заведения, изначально он задумывался, как собрание национальных сокровищ. Постепенно коллекция музея дополнялась другими шедеврами, переросла в нечто большее, чем выставка полотен испанских художников. Сегодня Прадо каждый год посещает не менее 2 миллионов туристов.

Точное расположение

Находится в центре Мадрида, столицы Республики. Найти его несложно: все путеводители, интерактивные карты отмечают его, облегчая туристам поиск достопримечательности. Система транспортного сообщения доставит непосредственно к сокровищнице искусства, а каждый испанец на вопрос, где находится музей, ответит развернуто, объяснит приезжим кратчайшую дорогу.

Почему так называется

Именем будущему собранию национального искусства послужило название площади, на которой он расположен. Со времени закладки первого камня в фундамент изменилось многое. Приходили и уходили тираны, сменялись правительства, происходили трагические события, связанные с войнами. А название главного художественного комплекса страны так и осталось неизменным.

История

История собрания восходит ко времени правления испанского монарха Карла III. Его величество возжелал открыть музей естественной истории – такой же, как и у других царственных особ в Европе. Строительство здания началось под руководством Хуана де Вильянуэвы, работавшего в стиле классицизма. Архитектор был приближенной ко двору особой, ему поручалось проектирование построек по заказу короля и его близких.

К сожалению, амбициозным мечтам не суждено было сбыться, поскольку в 1808 году Наполеон Бонапарт распространил свое влияние на всю Европу, сместив многих монархов. Править в Испании он посадил своего брата, Жерома. В недостроенном здании испанский наместник императора планировал основать экспозицию художественного искусства на свой вкус.

Мария Изабелла ПортугальскаяМария Изабелла ПортугальскаяСледующий этап – начало 19 столетия, 1813 год. Испанская монархия реставрирована на троне, король Фердинанд VII (точнее, его супруга – Мария Изабелла Португальская) инициировал создание картинной галереи, доступной для всех. Через 6 лет началось формирование ядра коллекции, во многом стараниями королевской четы.

Примерно в 1829 году частные коллекционеры начали передавать свои раритеты и шедевры, а еще через 40 лет постройку со всем содержимым национализировали. Гражданская война в стране, воцарение режима Франко на судьбу собрания художественных ценностей влияния не оказали: фонды благополучно перенесли смутные времена в нейтральной Швейцарии.

Здание

Архитектурный комплекс стал не только вместилищем лучших творений кисти испанских, фламандских мастеров, других произведений искусства, но настоящим шедевром зодчества, памятником неоклассицизма. Основное отличие от роскошных, отчасти помпезных, подобных сооружений состоит в простоте, изяществе линий, изысканно подобранном сочетании белоснежных колонн с розовыми стенами. Неоклассицизм считался главенствующим стилем в архитектуре Европы 18 века.

Здание возводилось в течение 2 десятков лет, в результате получился двойной шедевр: собрание произведений искусства внутри и блестяще реализованный архитектурный ансамбль снаружи. Здание прямоугольное в плане, с 2 фасадами. Один из них обращен на главный бульвар испанской столицы – Прадо, второй выходит в парк.

Волею судеб внешне здание не претерпело изменений, сохранило первозданный вид. Все последующие после постройки годы залы наполнялись сокровищами искусства, вследствие чего пришлось перестраивать и расширять их. В 30 годах 20 столетия Педро Мугуруса

Отаньо внес изменения в конструкцию центральной галереи, северной лестницы.

Спустя годы, уже в 21 веке, в Прадо в очередной раз провели масштабную перепланировку главного корпуса, а также возвели отдельное сооружение, названное «куб Монео». При возведении последнего использованы кирпич, мрамор, гранит, древесина, которые гармонично сочетаются с основным зданием. Суммарная площадь расширенного в 2007 году ансамбля составила почти 60 тысяч квадратных метров.

Интересные факты

Пабло ПикассоПабло ПикассоСуществует ряд интересных фактов, доступных самым любознательным. Вот они:

  1. Поначалу, в течение нескольких лет, в дождь доступ посетителей к экспозиции был закрыт.
  2. 3 года, с 1936 по 1939, руководителем являлся знаменитый Пикассо.
  3. Одна из картин в зале искусства – точная копия «Моны Лизы», по легенде, создана учеником да Винчи.
  4. Цифра «13» под запретом, такого зала здесь не найти.

Коллекция

Основу художественных коллекции образуют холсты испанских живописцев. Труды национальной школы изящных искусств формируют культурный пласт за 800-летний период, от стенных росписей в романском стиле 12 столетия до творений начала 20 века.

Кроме того, собраны полотна Гойи, Веласкеса, Эль Греко, Мурильо и других известных мастеров живописи.

Выставлены полотна разных школ.Выставлены полотна разных школ.Всего в залах комплекса собраны полотна по следующим школам:

  1. Испанская.
  2. Итальянская.
  3. Фламандская.
  4. Голландская.
  5. Французская.
  6. Английская.
  7. Немецкая.

Таким образом, живопись представлена наиболее полно. Благодаря кропотливо собранным экспозициям мир узнал о существовании Гои, Веласкеса, Эль Греко. Даже сам тот факт, что одно время галереей руководил Пабло Пикассо, говорит о многом для искушенного посетителя, ценителя живописи.

Исторически ядро коллекции образуют экспонаты, переданные королевским домом Испании. Позднее ее дополнили за счет поступлений из Музея Тринидада, где до конца 19 века собирались реликвии из монастырей, церквей, приютов.

Так здесь оказались рисунки религиозного содержания, составляющие духовное наследие христианства.

Первое полотно, ставшее основой будущей экспозиции, это «Святая Троица» Хусепе де Риберы, приобретенная королем Фердинандом VII в начале 19 столетия. Еще шедевр – «Распятие Христа», кисти Веласкеса, которое передали  правопреемники графини де Чинчон (первое частное поступление).

Что выставляется

Помимо живописи выставлены скульптуры. Это более 2 сотен экземпляров, перевезенных из Италии в период с 16 до 19 столетия, охватывающий все высеченные в камне изображения от древнего мира до конца Средневековья. Некоторые изваяния создавались специально по пожеланию членов королевского дома Испании.

Дополняют скульптуры керамические изделия, столы, изящные статуэтки, консоли, специальные дорожные сундуки (кассоне). Отдельного упоминания заслуживает коллекция «Сокровище дофина» – дар, полученный Филиппом V от своего отца – Людовика Великого Дофина, и переданный в национальное хранилище.

Знаменитые шедевры

Музей Прадо в Мадриде хранит полотна кисти великих испанских мастеров, по праву считающиеся наследием не только национальной, но и мировой культуры. Их лучше раз увидеть, чем 100 раз о них услышать. Холсты уникальные и неповторимые, относящиеся к разным историческим периодам и темам, сюжетам. Встречаются как семейные портреты, так и рисунки на религиозную тематику.

«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха

Босх известен своим нестандартным, мистическим восприятием религиозных сюжетов, с интерпретацией своей точки зрения в картинах. Триптих «Сад земных наслаждений» состоит из 3 частей: левой, правой и центральной.

Левый фрагмент изображает библейских первых людей, Адама и Еву, пребывающих в Эдеме. Это начало жизни, расцвет существования человечества. В центре триптиха детально выписаны причудливые наездники, белокожие и чернокожие люди, сцены купаний, труднопонимаемые аллегории. Завершает ее темная створка, изображающая упадок, пожирающих людей монстров, символизирующая смерть и гибель.

«Сад» относится к одним из немногих полотен, о смысле которого спорят до сих пор. Из всех существующих точек зрения ни одна не стала окончательной.

«Менины» Диего Веласкеса

Выдержано в спокойном духе изображения королевских фрейлин, менин, окружающих маленькую дофину (принцессу). Сюжетный центр – наследница престола, Маргарита Тереза. При этом с происходящим гармонирует лежащая на полу собака, а чуть дальше видна королевская чета.

Структура изображения сформирована таким образом, что дофина, наряжаемая фрейлинами, наблюдает за тем, как придворный художник рисует короля и его супругу. Веласкес ухитрился нарисовать и себя самого, ведь он долгое время служил королевской семье.

«Портрет Кардинала» Рафаэля Санти

Рафаэль, яркий представитель итальянской (умбрской) школы живописи, как никто другой умел рисовать портреты, передавать характер и настроение изображаемого. На данной картине  зритель видит зрелого, еще не старого, мужчину в красной кардинальской мантии. Священник спокойно и слегка отрешенно смотрит прямо перед собой, он излучает уверенность в себе и своей власти.

«Три грации» Питера Пауля Рубенса

Холст из Прадо, которое в современных условиях, с популяризацией спорта, здорового образа жизни, осмеивают, как несоответствующее действительности. Тучные, пышные грации отражают то ли представления самого Рубенса о женской красоте, то ли предпочтения той эпохи. Мастер детально выписал округлости и выпуклости женских форм, сохранив и передав при этом целомудренное восприятие обнаженной натуры. По легенде, одной из моделей была возлюбленная художника, ставшая впоследствии его женой.

«Триумф смерти» Брейгеля-Старшего

Брейгель изобразил на своем рисунке торжество смерти, сцены сражений, пыток и мучений человека. На нем  виден умирающий рыцарь в пышной мантии (король), на глазах которого расхищаются накопленные им богатства. Скелеты везут повозку, наполненную горой черепов. В верхнем левом углу мертвецы раскачивают колокола, подвешенные на дереве. Всюду сцены насилия, убийства, мучений, мертвые тела и пытки. Аллегорически это может означать тогдашние представления верующих о муках, которые предстоят грешникам.

«Рыцарь с рукой на груди» Эль Греко

Картина выполнена в темных, неброских тонах. Замысел художника до конца не раскрыт, и сегодня посетители продолжают мучиться в поисках разгадки. Даже называют полотно по-разному: портрет дворянина, рыцарь, мужчина с рукой на груди.

Судя по всему, на картине изображен представитель дворянского сословия: на это указывают усы и бородка по моде того времени, пышные кружевные манжеты, воротник, а также шпага – неизменный атрибут идальго. Мужчина смотрит немного грустно, но уверенно и спокойно. По одной из версий, художник изобразил маркиза Толедо, Хуана де Сильва-и-Рибера.

«Снятие с креста» Рогираван дер Вейдена

«Снятие с креста» Рогираван дер Вейдена«Снятие с креста» Рогираван дер ВейденаПолотно, пропитанное идеей мук Христовых, первоначально было частью триптиха. Картина написана по классическому библейскому сюжету: распятого Иисуса снимают с креста и укладывают в гроб его ученики и ближние. Кроме апостолов и мироносиц, художник запечатлел Богоматерь, что соответствовало тогдашним представлениям об изложенном в Библии житии Христа.

Все образы детально выписаны мастером. Видны даже слезы, выступившие в уголке глаза Марии Клеоповы, одной из мироносиц. Картина по праву считается шедевром мировой живописи, жемчужиной коллекции Прадо.

Как добраться

Благодаря удачному расположению в центре Мадрида, а также развитой транспортной инфраструктуре, туристы имеют возможность попасть в национальный музей Прадо несколькими способами. Это:

  1. Поездка на метро (ориентир – станция Atocha). Потом – пройти примерно 300-350 метров.
  2. Перемещение на автобусах маршрутов 9, 10, 14, 27, 34, 35.

Время работы

Посетители могут попасть в здание ежедневно, включая субботу и воскресенье, с 10 утра до 8 вечера.

Цена входного билета

Каждый турист должен заплатить за вход  15 евро. Дети, представители льготных категорий, пенсионеры старше 65 лет платят в 2 раза меньше – 7,5 евро. Предусмотрены дисконтные программы, а также бесплатное посещение в период за 2 часа до закрытия.

Инфраструктура

Кафе в музееКафе в музееВ мадридском музее есть кафе, гардероб, а также магазины. График работы кафе несколько отличается от основного. Поэтому закрывается оно на полчаса раньше. В гардеробе оставляют верхнюю одежду, сумки и портфели, зонтики. Магазины предлагают посетителям сувениры – ручки, открытки, альбомы с изображениями картин.

Советы для посетителей

Посетители должны помнить о соблюдении норм поведения в подобных заведениях.

Обслуживающий персонал строго следит за выполнением правил помещения: нельзя появляться в залах с напитками и едой, в верхней одежде и с большими сумками. Запрет также распространяется на аудиозапись, фото- и видеофиксацию, вызывающее, громкое поведение, пронзительно звучащие трели мобильников.

В остальном туристы наделяются свободой перемещения по залам, полным погружением в прекрасный мир изобразительного искусства музея Прадо.

gozakordon.com

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *