Даргавс. «Городок мертвых» — Потерянная Осетия
Происхождение названия селения имеет несколько объяснений — осет. дуаргæс («привратник или защитник ущелья»), либо от осет. даргъ («длинный») + фæз («поляна»). Местность где располагается селение была заселена в давние времена, с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. Даргавс был одним из главных центров формирования Тагаурского горного общества, согласно историческим и генеалогическим преданиям здесь жил «царевич Тага» (Тагаур), родоначальник родов и фамилий, относившихся к высшему сословию Восточной Осетии. Из Даргавса происходят многие знатные (алдарские) фамилии: Кудаковы, Тхостовы, Мамсуровы, Тулатовы, Аликовы, Кануковы. Особенно влиятельными были Кануковы и Мамсуровы, которые владели лучшими земельными участками вблизи селения и имели право на охрану Даргавского ущелья. Самые знатные фамилии Даргавса основывали в ближайших ущельях новые аулы, так например Кануковы основали селение Верхний Кобан, которое известно на весь мир своими археологическими памятниками эпохи бронзы, давшими название древнейкобанской культуре. Позднее Тулатовыми основано селение Нижний Кобан. Пересление части жителей селения на равнину началось после основания в 1763 году Моздока. В 1830 году во время восстания в Осетии в Даргавс ворвались царские войска под командованием генерала Абхазова. Множество жителей было убито, разрушено несколько башен. Руководители восстания были сосланы в Сибирь. В настоящее время постоянное население практически отсутствует, что связано со сходом ледника Колка в сентябре 2002 года (в результате схода ведущая в село дорога была разрушена, и Даргавс остался без связи с внешним миром).На июнь 2011 единственная дорога в Даргавс, через 14-ти километровый горный серпантин, который начинается в Фиагдонском ущелье.
Совсем рядом от осетинского селения Даргавс, в долине реки Мидаграбиндон, на юго-западе горы Чиджитыхох расположен исторический памятник «Город мертвых» — комплекс, состоящий из 99 надземных двух- и четырехэтажных каменных склепов. Местное название этого хребта — Рабиныраг. Эти памятники материальной культуры, относящиеся к XIV-XVIII векам, имеют важное начение для изучения далекого прошлого осетинского народа, его истории, быта и исскуства.В горных селениях Осетии сооружались склепы в виде надземных фамильных усыпальниц для коллективных захоронений.
у местных жителей сохранилась память об эпидемии чумы, бушевавшей в горных ущельях на рубеже XVIII и XIX веков и унесшей жизни десятков тысяч людей. Вымирали целые семьи. В результате население Осетии сократилось с 200 тысяч в конце XVIII века до 16 тысяч к середине XIX века. Осетины как народность оказались на грани вымирания.
Дурная слава «города мертвых» заставляла даже современных исследователей относиться к работам в Даргавском ущелье с осторожностью. «В 1967 году мы впервые отправились туда на раскопки, — рассказывает Владимир Кузнецов. — На тот момент медицина не могла нам дать точный ответ на вопрос, живут ли в «городе мертвых» возбудители чумы. Поэтому пришлось делать специальные пробы, которые, к счастью, показали их отсутствие. Но даже это не давало полной гарантии безопасности. Практически все участники экспедиции предпочитали работать в резиновых перчатках. А те, кто бравировал, работая голыми руками, считались смельчаками».
«Предки современных жителей Даргавса знали единственный способ, как можно приостановить эпидемию», — рассказывает Петр Козаев, заведующий отделом археологии и этнографии Северо-Осетинского государственного объединенного музея истории, архитектуры и литературы.
Чтобы не заразить своих соседей, больные целыми семьями, с детьми на руках уходили в заранее построенные склепы, где и умирали. Те, кто оставался здоровым, покидали ущелье.
У осетин традиции, обычаи и поверья живут очень долго. Может быть, поэтому дурная слава Даргавса как опасного, зачумленного места сохранилась и по сей день.
При изучении захоронений было найдено немало различных предметов, относящихся к разным историческим эпохам. Самые удивительные из них — это «лодки». Во многих захоронениях останки лежали в выдолбленных из дерева колодах, которые по своему виду напоминали лодку, ладью. Погребение в ладье — факт, не отмеченный у соседних народов. Ладьи находили в Даргавсе неоднократно, а около одной из них было даже положено… весло! Зачем оно в заоблачной выси, где самые крупные речные потоки абсолютно несудоходны?
Конечно, дело не в судоходстве. «Плавать на ладье в Даргавсе негде, — говорит доктор исторических наук Владимир Кузнецов. — Объяснение этой загадке нужно искать в каком-то неизвестном нам, еще не изученном и не раскрытом древнем культе, сохранившемся у осетин чуть ли не до нашего времени. Поневоле вспоминается мифическая река подземного царства Стикс, через которую души умерших переправляет на ладье перевозчик Харон. Возможно, есть какая-то внутренняя связь между этими античными мифами и погребениями в ладьях «города мертвых».
Раскопки помогли составить богатую коллекцию предметов быта, которая позволила узнать много нового о культуре осетин. Полторы тысячи предметов — среди них ювелирные украшения, оружие, одежда — были найдены в Даргавском ущелье. В последний путь осетины брали и вещи, привезенные из других мест: восточные ткани, табакерки, грузинскую и дагестанскую керамику и даже русскую стеклянную посуду. Благодаря обнаруженным вещам археологи смогли установить период, когда в «городе мертвых» появились первые склепы. Скорее всего это начало XVII века. Это время, когда в Осетию вторгся персидский шах Аббас I, пересекший ее с востока на запад до Алагирского ущелья. А последние захоронения относятся к 30-м годам XIX века, когда начался процесс переселения горцев на равнину.
Даргавс, Северная Осетия. Тайна Города Мёртвых.
Сегодня я хочу рассказать об одном из самых необычных мест планеты, созданных когда-либо человеческой культурой. В самом сердце северного Кавказа покоится удивительный некрополь, не имеющий аналогов в мире. Странная архитектура, безлюдность, древность, охраняемые древними сторожевыми башнями, в обрамлении высоченных гор… Как здесь, где самые глубокие реки едва по колено, могли осуществляться захоронения в лодках? Почему? До ближайшей лодки здесь сотни километров! Что за культура оставила нам этот памятник?Это тайна, а называется она — Даргавс.
Предположительно, памятник этот относится к периоду 14-18 вв. Но некоторые некрополи комплекса эксплуатируются до сих пор! Т.е. эти некрополи являются фамильными для некоторых осетинских семей. Безусловно, тагаурское общество, сформировавшееся в средние века в этом месте, является предками большой части нынешних осетин. Но исторически осетинский народ, сегодня представляющий единое целое, является союзом нескольких общин со своим диалектом, самоназванием, и, возможно, происхождением. Поэтому с погребальным обычаем, который мы видим в Даргавсе, и с историей его заселения – одна сплошная загадка.
Сегодня в посёлке Даргавс всего несколько домов, и жилыми они являются лишь в тёплый сезон. Местные говорят, что это логично и стараются не тревожить лишний раз покой усопших. Также они полагают, что это место всегда было безлюдным в силу своей сакральной значимости. Существует даже легенда о том, что якобы местные джигиты встретили в этой долине ослепительно красивую девушку, и не в силах разрешить спор — кому в жёны она должна достаться, обратились за советом к старейшинам. Но и каждый из старейшин возжелал такую красоту себе. После возникшей свары единственным разумным решением было найдено убить красавицу. Вот после этого, якобы место стало проклято, а гнев Богов настигает каждого, кто осмеливается здесь жить.
Однако учёные нашли множество свидетельств достаточно плотного заселения Даргавского ущелья аж с бронзового века. Также, как было сказано выше, бесспорным является и происхождение из этих мест тагаурского родо-племенного сообщества. Наука склоняется к тому, что места эти стали «домом смерти» после чумы 14-15 вв, и с тех пор уже и используются как некрополь.
Абсолютно аналогичный вид захоронения (однако без лодок) я вижу у ингушей в Джейрахском районе и в Верхней Балкарии Кавказа. Значит ли это, что эти народы ещё недавно были единым этносом? Ведь погребальный обряд — один из самых консервативных ритуалов любой человеческой общности, обычно неизменный тысячелетиями…
Место это, кроме молчаливых сторожевых башен, защищено и непроходимой высотой гор. В древности оно было малодоступно. Но и сегодня добраться до Даргавса нелегко. После схода ледника в Кармадонском ущелье в 2002-м, забравшего, как известно, Сергея Бодрова-младшего, добраться в Даргавс можно по грунтовому 15-ти километровому серпантину из Фиагдона, проходящему на неимоверной высоте, что красиво, конечно, но тоже не близко.
Но, что будоражит моё воображение, так это тот факт, что наверняка мы наблюдаем здесь один из самых древних рудиментов обычая этноса, ставшего прародителем для осетин и, может быть, ещё некоторых народов.
Только вдумайтесь – погребения в лодках среди гор, где о существовании лодок люди вообще и знать не могли! Т.е. – этот обычай принесён… Но кем?
Странная пирамидальная архитектура удивительным образом напоминает о зиккуратах Ближнего Востока, храмах камбоджийского Ангкора и древних мегалитических пирамидах Сардинии…
Мумификация невольно наталкивает на мысли о Древнем Египте…
Захоронения без касания с землёй — на зороастрийскую традицию (поверхностно, здесь)…
Так чей же обычай?
Осетины – народ иранской подгруппы индоевропейской семьи, являются сообществом нескольких родственных родоплеменных групп. Две самые крупные из них – дигорцы и иронцы.
Самоназвание «дигор» неразгаданно для историков, но, как считается некоторыми филологами, произошло от общего термина с народом тохар.
Самоназвание «ирон» легко объяснимо – это то же самое, что и «иран» и арья
Название «Осети» — не собственно осетинское, а происходит от грузинского (и армянского) «осы» — так называли в древности предков осетин их южные соседи.
В русских летописях предки осетин фигурируют как «ясы» или «языги» и наводят шорох далеко за пределами Кавказа – по всему Причерноморью вплоть до Венгрии. Поэтому до самой Германии и Балкан мы встречаем топонимы Яссы, Язг, Яши, Ясбазар, Яс и др.
Они и есть легендарный народ «асы», от имени которых происходит греческий термин «Азия» и море «Азов». Но не на ледяной ли север отправлялись у греков души мертвецов, чтобы быть переправленными в загробное царство на лодке Харона?
И разве не из легендарного Асгарда (города асов) ведут своё происхождение германцы и скандинавы? А Тур Хейердал и множество других учёных однозначно локализуют Асгард на Дону. Нам остаётся добавить, что все реки у осетин называются «дон», а викинги долгое время сжигали на погребальном костре ладью с усопшим.
И, думаю, не удивлю многих тем фактом, что и осетины, и ингуши, и балкарцы, и сваны утверждают, что «наши настоящие вставьте название национальности» — русоволосые и синеглазые, а Гитлер считал Кавказ родиной германской нации.
Да и вообще в иностранной науке нет термина «европеоид» (это только у нас), а его смысл несёт термин «Caucasian_race» (т.е. «кавказская раса»).
Единственное, в чем я хочу оппонировать Атаульфу Алоисовичу, так это в том, что в осетинском (а также в нахских, особенно в ингушском) языках громадное количество лексики имеет родство не только с германскими, но как с индоевропейскими, так и с тюркскими языками, не являясь заимствованными.
Так, может быть это – прямое наследие ностратической группы – эхо времён, когда все русоволосые были одним народом?
А дальше думайте сами.
путешествия и скитания
Даргавс — это… Что такое Даргавс?
Даргавс (осет. Дæргъæвс) — историко-архитектурный комплекс в одноимённом селе Пригородного района Северной Осетии-Алании. Село Даргавс является административным центром Даргавского сельского поселения.
Расположен в центре горной долины, длиной 17 км.
История
Некрополь у селения ДаргавсПроисхождение названия селения имеет несколько объяснений — осет. дуаргæс («привратник или защитник ущелья»), либо от осет. даргъ («длинный») + фæз («поляна»). Местность где располагается селение была заселена в давние времена, с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. Даргавс был одним из главных центров формирования Тагаурского горного общества, согласно историческим и генеалогическим преданиям здесь жил «царевич Тага» (Тагаур), родоначальник родов и фамилий, относившихся к высшему сословию Восточной Осетии. Из Даргавса происходят многие знатные (алдарские) фамилии: Кудаковы, Тхостовы, Мамсуровы, Тулатовы, Аликовы, Кануковы. Особенно влиятельными были Кануковы и Мамсуровы, которые владели лучшими земельными участками вблизи селения и имели право на охрану Даргавского ущелья. Самые знатные фамилии Даргавса основывали в ближайших ущельях новые аулы, так например Кануковы основали селение Верхний Кобан, которое известно на весь мир своими археологическими памятниками эпохи бронзы, давшими название древней кобанской культуре. Позднее Тулатовыми основано селение Нижний Кобан. Пересление части жителей селения на равнину началось после основания в 1763 году Моздока. В 1830 году во время восстания в Осетии в Даргавс ворвались царские войска под командованием генерала Абхазова. Множество жителей было убито, разрушено несколько башен. Руководители восстания были сосланы в Сибирь. В настоящее время постоянное население практически отсутствует, что связано со сходом ледника Колка в сентябре 2002 года (в результате схода ведущая в село дорога была разрушена, и Даргавс остался без связи с внешним миром).На июнь 2011 единственная дорога в Даргавс, через 14-ти километровый горный серпантин, который начинается в Фиагдонском ущелье.
Архитектурные памятники
Средневековые башни в селении ДаргавсСеление очень богато различными архитектурными памятниками, особенно известно боевыми башнями и «городом мёртвых» (осет. Дæргъæвсы зæппæдзтæ), состоящим из 97 склепов различного типа. На берегу реки Уаллагдон находится башня (осет. мæсыг) Мамсуровых, высотой 16 м, несмотря на то что верхняя часть башни разрушена, она впечатляет своими размерами и безукоризненным качеством кладки. Арочный вход располагается на высоте 2 м; в случае опасности люди поднимались по приставной деревянной лестнице, втаскивали её за собой, запирая вход окованной железом дверью. Башня Мамсуровых является ярким примером осетинского каменного зодчества, строительство подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.
Башня Аликовых возвышается над «городом мёртвых», в километре от селения, на склоне горы Раминыраг. Масыг имеет четыре балкончика (машикуля). Эта башня контролировала подступы к Даргавсу со стороны Геналдонского ущелья. Известна также под названием башня Бадтиевых, захвативших башню позднее. Башня сильно пострадала в результате землетрясения в 1923 году.
На восточной окраине аула расположена жилая башня Дегоевых, рядом с которой обнаружены руины боевой башни Дегоевых. Жилая башня Дегоевых представляла собой хорошо защищённый дом-крепость, внутри которой находились: очаг, над которым висела цепь, резное деревянное кресло для старшего мужчины (хистæр), низкие трехногие столики для еды (фынг), выдолбленная из ствола дерева кадушка для воды, деревянные самодельные кровати, лавка, на полках расставлялась деревянная и глиняная посуда, на стене почётное место занимало холодное и огнестрельное оружие.
В Даргавсе также существуют в различной степени сохранности следующие памятники архитектуры: комплекс Тароевых, замок (галуан) Сахмановых, башня Джибиловых, жилая башня Сасиевых, а также множество других памятников неустановленной принадлежности.Примечания
Галерея
Ссылки
Даргавс — Википедия (с комментариями)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Дарга́вс (осет. Дæргъæвс) — село в Пригородном районе Северной Осетии-Алании. Село Даргавс является административным центром Даргавского сельского поселения (село Даргавс, село Фазикау, село Ламардон, село Джимара, село Какадур).
Этимология
Происхождение названия селения имеет несколько объяснений — осет. дуаргæс («привратник или защитник ущелья»), либо от осет. даргъ («длинный») + фæз («поляна»).[2]
География
Расположен в центре горной долины, длиной 17 км.
История
Местность, где располагается селение была заселена в давние времена, с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э.К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)
Из Даргавса происходят многие знатные (алдарские) фамилииК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1315 дней]: КудаковыК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2236 дней], Тхостовы, Мамсуровы, Тулатовы, Аликовы, Кануковы. Особенно влиятельными были Кануковы и Мамсуровы, которые владели лучшими земельными участками вблизи селения и имели право на охрану Даргавского ущелья. Самые знатные фамилии Даргавса основывали в ближайших ущельях новые аулы, так например Кануковы основали селение Верхний КобанК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 1910 дней]. Позднее Тулатовыми основано селение Нижний Кобан.
Переселение части жителей селения на равнину началось после основания в 1763 году Моздока. В 1830 году во время восстания в Осетии в Даргавс ворвались царские войска под командованием генерала Абхазова. Множество жителей было убито, разрушено несколько башен. Руководители восстания были сосланы в Сибирь.
В настоящее время население сокращается, что связано со сходом ледника Колка в сентябре 2002 года. На июнь 2011 единственная дорогаК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)[источник не указан 2503 дня] в Даргавс, через 14-ти километровый горный серпантин, который начинается в Куртатинском ущелье.
Население
Численность населения |
---|
2010[3] |
155 |
Архитектурные памятники
К:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)Селение очень богато различными архитектурными памятниками, особенно известно боевыми башнями и «городом мёртвых» (осет. Дæргъæвсы зæппæдзтæ), состоящим из 97 склепов различного типа. На берегу реки Уаллагдон находится башня (осет. мæсыг) Мамсуровых, высотой 16 м, несмотря на то что верхняя часть башни разрушена, она впечатляет своими размерами и безукоризненным качеством кладки. Арочный вход располагается на высоте 2 м; в случае опасности люди поднимались по приставной деревянной лестнице, втаскивали её за собой, запирая вход окованной железом дверью. Башня Мамсуровых является ярким примером осетинского каменного зодчества, строительство подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.
Башня Аликовых возвышается над «городом мёртвых», в километре от селения, на склоне горы Раминыраг. Масыг имеет четыре балкончика (машикуля). Эта башня контролировала подступы к Даргавсу со стороны Геналдонского ущелья. Известна также под названием башня Бадтиевых, захвативших башню позднее. Башня сильно пострадала в результате землетрясения в 1923 году.
На восточной окраине аула расположена жилая башня Дегоевых, рядом с которой обнаружены руины боевой башни Дегоевых. Жилая башня Дегоевых представляла собой хорошо защищённый дом-крепость, внутри которой находились: очаг, над которым висела цепь, резное деревянное кресло для старшего мужчины (хистæр), низкие трехногие столики для еды (фынг), выдолбленная из ствола дерева кадушка для воды, деревянные самодельные кровати, лавка, на полках расставлялась деревянная и глиняная посуда, на стене почётное место занимало холодное и огнестрельное оружие.
В Даргавсе также существуют в различной степени сохранности следующие памятники архитектуры: комплекс Тароевых, замок (галуан) Сахмановых, башня Джибиловых, жилая башня Сасиевых, башня и ганах Байматовых а также множество других памятников неустановленной принадлежности.
Напишите отзыв о статье «Даргавс»
Примечания
- ↑ [oktyabrskoe.osetia.ru/ams_s.html Глава АМС]
- ↑ Цагаева А. Д. Топонимия Северной Осетии Ч.2. — Орджоникидзе, 1975.
- ↑ osetstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/osetstat/resources/9c255c004f0a3da4b34bb322524f7e0f/Численность+населения+гор.+округов%2C+мун.+районов%2C+гор.+и+сел.+поселений+и+населенных+пунктов.xls Итоги Всероссийская перепись населения 2010 года по РСО-Алания. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и селельских поселений и населённых пунктов
Галерея
Ссылки
- [ottenki-serogo.livejournal.com/334690.html Город 10 000 мертвецов]
- [www.ossetia.ru/news/dargavs Даргавс сегодня]
Отрывок, характеризующий Даргавс
Шестые, бенигсенисты, говорили, напротив, что все таки не было никого дельнее и опытнее Бенигсена, и, как ни вертись, все таки придешь к нему. И люди этой партии доказывали, что все наше отступление до Дриссы было постыднейшее поражение и беспрерывный ряд ошибок. «Чем больше наделают ошибок, – говорили они, – тем лучше: по крайней мере, скорее поймут, что так не может идти. А нужен не какой нибудь Барклай, а человек, как Бенигсен, который показал уже себя в 1807 м году, которому отдал справедливость сам Наполеон, и такой человек, за которым бы охотно признавали власть, – и таковой есть только один Бенигсен».Седьмые – были лица, которые всегда есть, в особенности при молодых государях, и которых особенно много было при императоре Александре, – лица генералов и флигель адъютантов, страстно преданные государю не как императору, но как человека обожающие его искренно и бескорыстно, как его обожал Ростов в 1805 м году, и видящие в нем не только все добродетели, но и все качества человеческие. Эти лица хотя и восхищались скромностью государя, отказывавшегося от командования войсками, но осуждали эту излишнюю скромность и желали только одного и настаивали на том, чтобы обожаемый государь, оставив излишнее недоверие к себе, объявил открыто, что он становится во главе войска, составил бы при себе штаб квартиру главнокомандующего и, советуясь, где нужно, с опытными теоретиками и практиками, сам бы вел свои войска, которых одно это довело бы до высшего состояния воодушевления.
Восьмая, самая большая группа людей, которая по своему огромному количеству относилась к другим, как 99 к 1 му, состояла из людей, не желавших ни мира, ни войны, ни наступательных движений, ни оборонительного лагеря ни при Дриссе, ни где бы то ни было, ни Барклая, ни государя, ни Пфуля, ни Бенигсена, но желающих только одного, и самого существенного: наибольших для себя выгод и удовольствий. В той мутной воде перекрещивающихся и перепутывающихся интриг, которые кишели при главной квартире государя, в весьма многом можно было успеть в таком, что немыслимо бы было в другое время. Один, не желая только потерять своего выгодного положения, нынче соглашался с Пфулем, завтра с противником его, послезавтра утверждал, что не имеет никакого мнения об известном предмете, только для того, чтобы избежать ответственности и угодить государю. Другой, желающий приобрести выгоды, обращал на себя внимание государя, громко крича то самое, на что намекнул государь накануне, спорил и кричал в совете, ударяя себя в грудь и вызывая несоглашающихся на дуэль и тем показывая, что он готов быть жертвою общей пользы. Третий просто выпрашивал себе, между двух советов и в отсутствие врагов, единовременное пособие за свою верную службу, зная, что теперь некогда будет отказать ему. Четвертый нечаянно все попадался на глаза государю, отягченный работой. Пятый, для того чтобы достигнуть давно желанной цели – обеда у государя, ожесточенно доказывал правоту или неправоту вновь выступившего мнения и для этого приводил более или менее сильные и справедливые доказательства.
Все люди этой партии ловили рубли, кресты, чины и в этом ловлении следили только за направлением флюгера царской милости, и только что замечали, что флюгер обратился в одну сторону, как все это трутневое население армии начинало дуть в ту же сторону, так что государю тем труднее было повернуть его в другую. Среди неопределенности положения, при угрожающей, серьезной опасности, придававшей всему особенно тревожный характер, среди этого вихря интриг, самолюбий, столкновений различных воззрений и чувств, при разноплеменности всех этих лиц, эта восьмая, самая большая партия людей, нанятых личными интересами, придавала большую запутанность и смутность общему делу. Какой бы ни поднимался вопрос, а уж рой этих трутней, не оттрубив еще над прежней темой, перелетал на новую и своим жужжанием заглушал и затемнял искренние, спорящие голоса.
Из всех этих партий, в то самое время, как князь Андрей приехал к армии, собралась еще одна, девятая партия, начинавшая поднимать свой голос. Это была партия людей старых, разумных, государственно опытных и умевших, не разделяя ни одного из противоречащих мнений, отвлеченно посмотреть на все, что делалось при штабе главной квартиры, и обдумать средства к выходу из этой неопределенности, нерешительности, запутанности и слабости.
Люди этой партии говорили и думали, что все дурное происходит преимущественно от присутствия государя с военным двором при армии; что в армию перенесена та неопределенная, условная и колеблющаяся шаткость отношений, которая удобна при дворе, но вредна в армии; что государю нужно царствовать, а не управлять войском; что единственный выход из этого положения есть отъезд государя с его двором из армии; что одно присутствие государя парализует пятьдесят тысяч войска, нужных для обеспечения его личной безопасности; что самый плохой, но независимый главнокомандующий будет лучше самого лучшего, но связанного присутствием и властью государя.
В то самое время как князь Андрей жил без дела при Дриссе, Шишков, государственный секретарь, бывший одним из главных представителей этой партии, написал государю письмо, которое согласились подписать Балашев и Аракчеев. В письме этом, пользуясь данным ему от государя позволением рассуждать об общем ходе дел, он почтительно и под предлогом необходимости для государя воодушевить к войне народ в столице, предлагал государю оставить войско.
Одушевление государем народа и воззвание к нему для защиты отечества – то самое (насколько оно произведено было личным присутствием государя в Москве) одушевление народа, которое было главной причиной торжества России, было представлено государю и принято им как предлог для оставления армии.
Х
Письмо это еще не было подано государю, когда Барклай за обедом передал Болконскому, что государю лично угодно видеть князя Андрея, для того чтобы расспросить его о Турции, и что князь Андрей имеет явиться в квартиру Бенигсена в шесть часов вечера.