История Турковского уезда | Турковский сайт
Посёлок располагается на реке Хопёр в 193 километрах от Саратова. Координаты: +51°58’34», +43°16’33». Местность в районе Турков холмистая, на востоке раскинулась пойма Хопра с многочисленными старицами и рощами. За живописную природу посёлок получил прозвище Маленькая Швейцария. В Турках находится тупиковая железнодорожная станция (ответвление от линии Балашов – Ртищево), рейсовым автобусом посёлок связан с Саратовом, Балашовом, Аркадаком, Ртищево, Аткарском, а также рядом сельских населённых пунктов области.
Деревня Рысья была основана в 1723 году на землях, дарованных Петром I военным-победителям русско-шведской войны (всего 29 человек). 14 января 1736 года новоиспечённые помещики подали прошение царю о построении церкви, утверждённое Священным Синодом 6 июля 1737 года. Первую деревянную церковь села освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, предел был во имя Николая Чудотворца. По престолу храма за селом закрепилось второе название Богородское. В августе 1774 года через него прошёл отряд пугачёвцев. Расположенное в живописной местности на крупнейшей реке региона и торговом тракте из Балашова в Кирсанов, село быстро разрасталось и к 1859 году насчитывало 586 дворов, 2347 мужчин и 2405 женщин. Имелись две православные церкви, пристань на Хопре, становая квартира, по субботам организовывались базары, ярмарки проводились ежегодно 29 июня, 14 сентября и 6 декабря. Примерно в этот период за селом закрепляется название Турки. Существует целый ряд версий, объясняющих его происхождение. Согласно самой популярной, в петровские времена в период русско-турецкой войны на горе жили пленные турки, из-за чего гора стала именоваться Турковой, а село Турками. Похожий вариант связывает название горы и села со старым турком, жившим в этих местах и державшим постоялый двор. По ещё одной версии в окрестностях горы водились горные козлы туры, давшие ей и затем поселению имя. Другая «природная» теория появления названия предполагает, что связано название с водоворотами на Хопре, которые в простонародье назывались турками. Возможно также, что в названии села увековечено производство глиняных кофейников-турок, процветавшее здесь в прошлом. По этнической версии, в числе первых поселенцев было много черкесов, адыгейцев и кабардинцев, плохо понимавших русский и за это величавшихся турками. Наиболее же простой вариант связывает топоним Турки с прозвищем Тур или фамилией Туров. После отмены крепостного права в Турках сформировались 36 крестьянских обществ, в чём отражена история заселения села. Частично земли и крестьяне были государственными, около сорока семей оказались безземельными, остальные мелкие общины образовали бывшие крестьяне помещиков Абловой, Венгерова, Ртищева, Муратовой, Леопольдова, Васильева, Крымской, Лупандина, Ченыкаева, Поповой, Волосатова, Гаврилова, Дуракова, Елагина, Комарова, Крипачёва, Лачина, Полуевой, Лазаревой, Силявина, Старковой, Цитович, Шубина, Эссенгаузен, Вышеславцева и Евсюковых. Село являлось центром Турковской волости Балашовского уезда Саратовской губернии. 19 февраля 1880 года открылась Александровская богадельня. В 1892 году проводилось масштабное благоустройство, в рамках которого были замощены первые улицы и Базарная площадь, появились два моста. Перепись населения 1910 года зафиксировала в Турках 7046 жителей. Церквей в Турках было три. Казанская, также Верхняя (находилась на горе), была построена в 1843 году тщанием прихожан. Здание было каменным, имело колокольню и три престола: главный во имя иконы Казанской Божией Матери и в приделах во имя Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла. Штат причта состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков, дома для которых были церковные. Нижняя церковь Николая Чудотворца была возведена тщанием прихожан в 1870 году. Каменный храм имел колокольню и отапливался. Священник жил в церковном доме, у псаломщика была своя квартира. К Никольской церкви была приписана кладбищенская церковь Турков во имя святой мученицы Надежды (также каменная и тёплая). При церквях действовали две приходские школы, также в Турках имелись три земские школы, женская прогимназия и ремесленная школа (открыта в 1896 году), почтово-телеграфная контора, железнодорожная станция, больница (построена в 1892 году), врачебный и ветеринарный пункты, Народный дом. Промышленность была представлена чугунолитейным и маслобойными заводами, мельницами, салотопнями и воскобойнями, пекарней и колбасной мастерской. При такой численности населения, развитых торговле и промышленности крестьянство в селе было достаточно бедным: многие избы были крыты соломой, на 1441 домохозяйство приходилось лишь 926 лошадей и 758 коров. Прочего (мелкого) скота насчитывалось 3068 голов, площадь крестьянских посевов составляла 3212 десятин (преимущественно рожь, в меньших количествах подсолнечник, овёс и просо), на возделывание которых имелось лишь 155 железных плугов.
Власть советов, как и во всём Балашовском уезде, установилась в Турках к концу 1917 года (Совет трудящихся действовал с 5 мая 1917 года).Сами Турки стали центром сельсовета, 15 сентября 1918 года организовался Комитет бедноты. Это было началом, возможно, самых тяжёлых лет в истории посёлка. В 1918 году среди населения свирепствовала эпидемия тифа, в 1921 году Турки сильно пострадали от пожара. Гражданская война, а точнее противостояние красной армии и зелёных партизан, напрямую коснулись Турков в 1919–1921 годах в ходе Антоновского восстания в соседней Тамбовской губернии. В 1919 году с агитпоездом посёлок посетил М. И. Калинин, в марте 1921 года был создан революционный комитет, отдельные отряды антоновцев продолжали орудовать в окрестностях Турков до 1922 года. Приход мирного времени означал начало новой жизни: начали появляться новые дома на месте сгоревших, сформировались первые советские организации (пионерская 15 июня 1923 года, сельхозкооператив «Заветы Ильича» в июле 1924 года). 25 сентября 1926 года при ремесленном училище был создан кружок радиолюбителей, ставший началом радио в Турках. 23 июля 1928 года село стало районным центром в составе Балашовского округа Нижне-Волжского края, в ноябре 1929 года начала печататься местная газета «Коллективист». В годы коллективизации были созданы колхозы «Победа», имени Ленина и имени Фурманова. 15 января 1932 года начала работу Турковская МТС, обслуживавшая 12 колхозов района. В 1935 году в Турках в Промкобинат объединились плодово–ягодный завод и местные мельницы. Первая электростанция была запущена в селе в 1936 году, ещё через год был сдан в эксплуатацию элеватор. В Великую Отечественную войну из Турков и Турковского района были призваны на фронт 10420 человек, промышленность и сельское хозяйство, оставшиеся на женщин, детей и стариков, играли важную роль в работе тыла. 23 декабря 1950 года местные колхозы объединились в колхоз-гигант имени Ленина. С 1954 по 1957 год Турки входили в Балашовскую область.В 1958 году начал работу кирпичный завод, в 1960 году была создана птицефабрика, завершилось строительство районной библиотеки. С января 1966 года Турки носят статус рабочего посёлка. В 1974 году был введён в строй новый Дом пионеров, а ещё два года спустя – современный комплекс СПТУ. На тот момент в Турках проживали 8100 человек. В 1977 году вступил в строй новый элеватор, здание райпо сдали в эксплуатацию в 1982 году.
Сегодня в Турках проживают 6122 человека. В посёлке издаётся районная газета «Пульс», работают почтовое отделение, крупный базар, районная милиция, птицеводческий совхоз и сельскохозяйственное ТОО, санэпидемстанция, фонд по сохранению культурно-архитектурных памятников района. Сфера образования в посёлке представлена средней и основной общеобразовательными школами. В структуру Турковского СПТУ входят учебный корпус, мастерские, швейный цех и общежитие. Также действуют детско-юношеская спортивная школа, детская музыкальная школа, Дом детского творчества, детские сады «Берёзка», «Малышка», «Колокольчик», «Звёздочка». Краеведческий музей ведёт свою историю с 14 апреля 1994 года, осенью 1997 года открылся новый Дворец культуры. В 1998 году построено здание поликлиники Турковской центральной районной больницы. В 2000 году был принят герб Турковского района, на котором изображена золотая рысь, стоящая на зелёной земле над обрывом.
Достопримечательности
Одно из наиболее масштабных дореволюционных зданий современных Турков – построенный и открытый в 1900 году на средства местных жителей Народный дом (до революции с библиотекой, хором и драматической группой). В советские годы здание продолжало выполнять функции культурного учреждения, 10 октября 1991 года его передали епархии под храм, который располагается там и в настоящее время.
Бюст В. И. Ленина
Рядом с бывшим Народным домом 12 октября 2002 года было освящено место под закладку фундамента нового храма (все три дореволюционных были разрушены в богоборческие годы). Строительство было завершено менее чем за три года, и 9 ноября 2005 года церковь освятили архиерейским чином в честь Казанской иконы Божией Матери. К храму приписана кладбищенская часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», построенная в 2003 году в память о погибшем главе администрации Турковского района В. Л. Антонове тщанием его сына С. В. Антонова.
Всё там же на горе, называвшейся в прошлом Поповой, в густой зелени спрятан воинский мемориал Турков. Его центральная часть посвящена погибшим в Великой Отечественной войне землякам, чьи имена выбиты на плитах по обе стороны от памятника. Также на мемориале установлены плиты в память о погибших в годы гражданской войны и конфликта в Афганистане.
Другими достопримечательностями Турков являются два памятника В. И. Ленину (у администрации и на въезде в село), ряд сохранившихся старых зданий (редакция в бывшей богадельне, детсад в реальном училище, милиция в волостном правлении), открытая в парке в мае 2003 года Аллея Памяти в честь почётных земляков Турковского района. Памятник Александру II до наших дней не сохранился.
Источник:
Балашов Краеведческий поиск
БОЛЬШАЯ САРАТОВСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ : Турковский район : Турки
Турки – посёлок городского типа, административный центр Турковского района.
География
Посёлок располагается на реке Хопёр в километрах от Саратова. Координаты: . Местность в районе Турков холмистая, на востоке раскинулась пойма Хопра с многочисленными старицами и рощами. За живописную природу посёлок получил прозвище Маленькая Швейцария. В Турках находится тупиковая железнодорожная станция (ответвление от линии Балашов – Ртищево), рейсовым автобусом посёлок связан с Саратовом, Балашовом, Аркадаком, Ртищево, Аткарском, а также рядом сельских населённых пунктов области.
Новый Казанский храм
Автор: И. Козловский
Дата: 15.04.2012
Дорога на станцию в дореволюционных Турках
Источник: www.oldsaratov.ru
Дата: начало XX века
История
Деревня Рысья была основана в 1723 году на землях, дарованных Петром I военным-победителям русско-шведской войны (всего 29 человек). 14 января 1736 года новоиспечённые помещики подали прошение царю о построении церкви, утверждённое Священным Синодом 6 июля 1737 года. Первую деревянную церковь села освятили в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, предел был во имя Николая Чудотворца. По престолу храма за селом закрепилось второе название Богородское. В августе 1774 года через него прошёл отряд пугачёвцев. Расположенное в живописной местности на крупнейшей реке региона и торговом тракте из Балашова в Кирсанов, село быстро разрасталось и к 1859 году насчитывало 586 дворов, 2347 мужчин и 2405 женщин. Имелись две православные церкви, пристань на Хопре, становая квартира, по субботам организовывались базары, ярмарки проводились ежегодно 29 июня, 14 сентября и 6 декабря. Примерно в этот период за селом закрепляется название Турки. Существует целый ряд версий, объясняющих его происхождение. Согласно самой популярной, в петровские времена в период русско-турецкой войны на горе жили пленные турки, из-за чего гора стала именоваться Турковой, а село Турками. Похожий вариант связывает название горы и села со старым турком, жившим в этих местах и державшим постоялый двор. По ещё одной версии в окрестностях горы водились горные козлы туры, давшие ей и затем поселению имя. Другая «природная» теория появления названия предполагает, что связано название с водоворотами на Хопре, которые в простонародье назывались турками. Возможно также, что в названии села увековечено производство глиняных кофейников-турок, процветавшее здесь в прошлом. По этнической версии, в числе первых поселенцев было много черкесов, адыгейцев и кабардинцев, плохо понимавших русский и за это величавшихся турками. Наиболее же простой вариант связывает топоним Турки с прозвищем Тур или фамилией Туров. После отмены крепостного права в Турках сформировались 36 крестьянских обществ, в чём отражена история заселения села. Частично земли и крестьяне были государственными, около сорока семей оказались безземельными, остальные мелкие общины образовали бывшие крестьяне помещиков Абловой, Венгерова, Ртищева, Муратовой, Леопольдова, Васильева, Крымской, Лупандина, Ченыкаева, Поповой, Волосатова, Гаврилова, Дуракова, Елагина, Комарова, Крипачёва, Лачина, Полуевой, Лазаревой, Силявина, Старковой, Цитович, Шубина, Эссенгаузен, Вышеславцева и Евсюковых. Село являлось центром Турковской волости Балашовского уезда Саратовской губернии. 19 февраля 1880 года открылась Александровская богадельня. В 1892 году проводилось масштабное благоустройство, в рамках которого были замощены первые улицы и Базарная площадь, появились два моста. Перепись населения 1910 года зафиксировала в Турках 7046 жителей. Церквей в Турках было три. Казанская, также Верхняя (находилась на горе), была построена в 1843 году тщанием прихожан. Здание было каменным, имело колокольню и три престола: главный во имя иконы Казанской Божией Матери и в приделах во имя Николая Чудотворца и апостолов Петра и Павла. Штат причта состоял из двух священников, диакона и двух псаломщиков, дома для которых были церковные. Нижняя церковь Николая Чудотворца была возведена тщанием прихожан в 1870 году. Каменный храм имел колокольню и отапливался. Священник жил в церковном доме, у псаломщика была своя квартира. К Никольской церкви была приписана кладбищенская церковь Турков во имя святой мученицы Надежды (также каменная и тёплая). При церквях действовали две приходские школы, также в Турках имелись три земские школы, женская прогимназия и ремесленная школа (открыта в 1896 году), почтово-телеграфная контора, железнодорожная станция, больница (построена в 1892 году), врачебный и ветеринарный пункты, Народный дом. Промышленность была представлена чугунолитейным и маслобойными заводами, мельницами, салотопнями и воскобойнями, пекарней и колбасной мастерской. При такой численности населения, развитых торговле и промышленности крестьянство в селе было достаточно бедным: многие избы были крыты соломой, на 1441 домохозяйство приходилось лишь 926 лошадей и 758 коров. Прочего (мелкого) скота насчитывалось 3068 голов, площадь крестьянских посевов составляла 3212 десятин (преимущественно рожь, в меньших количествах подсолнечник, овёс и просо), на возделывание которых имелось лишь 155 железных плугов.
Военный мемориал
Автор: И. Козловский
Дата: 15.04.2012
Сегодня в Турках проживают 6122 человека. В посёлке издаётся районная газета «Пульс», работают почтовое отделение, крупный базар, районная милиция, птицеводческий совхоз и сельскохозяйственное ТОО, санэпидемстанция, фонд по сохранению культурно-архитектурных памятников района. Сфера образования в посёлке представлена средней и основной общеобразовательными школами. В структуру Турковского СПТУ входят учебный корпус, мастерские, швейный цех и общежитие. Также действуют детско-юношеская спортивная школа, детская музыкальная школа, Дом детского творчества, детские сады «Берёзка», «Малышка», «Колокольчик», «Звёздочка». Краеведческий музей ведёт свою историю с 14 апреля 1994 года, осенью 1997 года открылся новый Дворец культуры. В 1998 году построено здание поликлиники Турковской центральной районной больницы. В 2000 году был принят герб Турковского района, на котором изображена золотая рысь, стоящая на зелёной земле над обрывом.
Нижняя церковь
Источник: moi-turki.info
Дата: начало XX века
Верхняя церковь
Источник: turkyzakaz.narod.ru
Дата: начало XX века
Достопримечательности
Одно из наиболее масштабных дореволюционных зданий современных Турков – построенный и открытый в 1900 году на средства местных жителей Народный дом (до революции с библиотекой, хором и драматической группой). В советские годы здание продолжало выполнять функции культурного учреждения, 10 октября 1991 года его передали епархии под храм, который располагается там и в настоящее время.
Бюст В. И. Ленина
Источник: valuh.livejournal.com
Дата: 2011 год
Всё там же на горе, называвшейся в прошлом Поповой, в густой зелени спрятан воинский мемориал Турков. Его центральная часть посвящена погибшим в Великой Отечественной войне землякам, чьи имена выбиты на плитах по обе стороны от памятника. Также на мемориале установлены плиты в память о погибших в годы гражданской войны и конфликта в Афганистане.
Другими достопримечательностями Турков являются два памятника В. И. Ленину (у администрации и на въезде в село), ряд сохранившихся старых зданий (редакция в бывшей богадельне, детсад в реальном училище, милиция в волостном правлении), открытая в парке в мае 2003 года Аллея Памяти в честь почётных земляков Турковского района. Памятник Александру II до наших дней не сохранился.
Кладбищенский храм
Источник: turkyzakaz.narod.ru
Дата: начало XX века
Памятник Александру II
Источник: turkyzakaz.narod.ru
Дата: начало XX века
Памятник В. И. Ленину
Автор: И. Козловский
Дата: 15.04.2012
Известные личности
В Турках родились советский шахматист Владимир Алексеевич Алаторцев и Герой Советского Союза, участник советско-финской и Великой Отечественной войн Семён Максимович Иванов.
Основателем Турковской районной больницы является известный врач Владимир Дмитриевич Ченыкаев. В память о нём на стене административного корпуса больницы установлена мемориальная доска.
Здание музея
Источник: valuh.livejournal.com
Дата: 2011 год
Бывший народный дом
Автор: И. Козловский
Дата: 15.04.2012
Читать также
Иванов С. М.
Ченыкаев В. Д.
И. Козловский, 2012 (последнее изменение: 15.10.2013)
Турковский район (Саратовская область) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 июня 2019; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 22 июня 2019; проверки требуют 2 правки.Турко́вский район — административно-территориальная единица (район) и муниципальное образование (муниципальный район) в Саратовской области России.
Расположен в западной части области на границе лесостепной и степной зон, на Окско-Донской равнине, по правобережью Хопра.
Территория района — 1,4 тыс. км².
Протяжённость автодорог общего пользования с твёрдым покрытием — 166,8 км.
Район образован 23 июля 1928 года в составе Балашовского округа Нижне-Волжского края. В его состав вошла территория бывшей Турковской волости Балашовского уезда Саратовской губернии.
С 1934 года район в составе Саратовского края, с 1936 года — в Саратовской области.
С 6 января 1954 года по 19 ноября 1957 года район входил в состав Балашовской области.
В 1963-1965 годах район был упразднён[3].
1 января 2005 года образован Турковский муниципальный район как муниципальное образование[4].
Численность населения | |||||
---|---|---|---|---|---|
1989[5] | 2002[6] | 2009[7] | 2010[5] | 2011[8] | 2012[9] |
18 622 | ↘15 852 | ↘14 242 | ↘12 834 | ↘12 784 | ↘12 506 |
2013[10] | 2014[11] | 2015[12] | 2016[13] | 2017[14] | 2018[2] |
↘12 162 | ↘11 906 | ↘11 639 | ↘11 351 | ↘11 093 | ↘10 840 |
- Урбанизация
В городских условиях (пгт Турки) проживают 52.11 % населения района.
Муниципально-территориальное устройство[править | править код]
В Турковский муниципальный район входят 7 муниципальных образований, в том числе 1 городское поселение и 6 сельских поселений[15]:
Населённые пункты[править | править код]
В Турковском районе 46 населённых пунктов.
- Упразднённые населённые пункты
В 2016 году упразднены деревня Красавские Дворики, входившая в Перевесинское муниципальное образование , посёлок Карай Журавка, входивший в Рязанское муниципальное образование , деревня Дмитриевка, входившая в Студеновское муниципальное образование , деревня Егорьевка, входившая в Чернавское муниципальное образование [16].
Район сельскохозяйственный, край плодородных чернозёмов, производится зерно, подсолнечник, сахарная свёкла, мясо, молоко.
За изумительные пейзажи окрестности Турков получили название «Саратовская Швейцария». У села Студёновка бьют ключи с холодной, чистой водой.
- Алаторцев Владимир Алексеевич (15 мая 1909 — 13 января 1987), советский шахматист, международный гроссмейстер (1983), тренер, журналист
- Иванов Семён Максимович (6 сентября 1915 — 8 июня 2002) — Герой Советского Союза
- Лунин Борис Николаевич — Герой Советского Союза
- Станцев Венедикт Тимофеевич (1922—2009) — русский поэт, участник Великой Отечественной войны.
- Филиппов Александр Александрович (14 июня 1986 — 12 февраля 2007) — поэт, родновер (родноверческое имя — Яросвет)
- Ченыкаев Владимир Дмитриевич (1852—1927) — дворянин по происхождению, врач, меценат, председатель Пироговского съезда в 1905 году, глава санитарно-эпидемиологической службы Саратовской области (в 1920-е годы).
- Пылин Николай Петрович — Герой Социалистического Труда, тракторист совхоза «Студёновский»
- Шубин Анатолий Павлович — Герой Социалистического Труда, бригадир совхоза «Студёновский»
- Родионов Владимир Александрович — Герой Социалистического Труда, бригадир совхоза «Перевесинский»
- Атлас автомобильных дорог Саратовской области. Саратов, 2000.
- Брошюра «Турки и Турковский район», МК РИК «Пульс», Турки, 2000 г.
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 Саратовская область. Общая площадь земель муниципального образования
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2018 года (рус.). Дата обращения 25 июля 2018. Архивировано 26 июля 2018 года.
- ↑ Саратовская область на сайте «Всемирный исторический проект» (неопр.). Архивировано 3 декабря 2010 года.
- ↑ Закон Саратовской области от 23 декабря 2004 года № 78-ЗСО «О муниципальных районах»
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 Всероссийская перепись населения 2010 года. Численность и размещение населения Саратовской области (неопр.). Дата обращения 6 июля 2014. Архивировано 6 июля 2014 года.
- ↑ Всероссийская перепись населения 2002 года. Том. 1, таблица 4. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских поселений, сельских населённых пунктов — райцентров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи и более (неопр.). Архивировано 3 февраля 2012 года.
- ↑ Численность постоянного населения Российской Федерации по городам, посёлкам городского типа и районам на 1 января 2009 года (неопр.). Дата обращения 2 января 2014. Архивировано 2 января 2014 года.
- ↑ Саратовская область. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2009-2015 гг.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑ 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ Устав Турковского муниципального района
- ↑ Закон Саратовской области от 4 июля 2016 года № 76-ЗСО «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Саратовской области»
Общая информация
Общая информация
Турковский муниципальный район расположен в западной правобережной зоне Саратовской области, граничит с Ртищевским, Романовским, Балашовским, Аркадакским районами и Тамбовской областью. Районный центр – р.п.Турки.
Прародительница поселка Турки – деревня Рысья. Она возникла в 1723 году. К концу 30-х годов XVIII века деревня стала называться с.Богородское. Во второй половине XIX века появилось названье Турки. Поселок возник в урочище Турковой горы и реки Хопер. Долина Хопра – 1008 км. В районе протекают реки Щербедино, Карай. В районе преобладает тучный чернозем. Имеющий самый высокий бонитет – 0,8-1,0. Район аграрный.
В Турковском районе насчитывается 71 хозяйств, из них 58 – крестьянско-фермерских, 13 – коллективных, в т.ч. 2 – сельскохозяйственные артели, 4 общества с ограниченной ответственностью, одно закрытое акционерное общество. Основные возделываемые культуры: пшеница, рожь, ячмень, свекла, подсолнечник.
Площадь района – 134690 га.
Население 10.6 тыс. человек, в рп Турки 5,6 тыс человек.
В районе 46 сел и деревень.
Насчитывается 4 муниципальных образования: 1 городское и 3 сельских.
Расстояние от р.п.Турки до областного центра – 270 км, сообщение – автобусное.
Промышленность района представлена МУП «Редакция газеты Пульс», МУП ЖКХ Турковского района, элеватором.
В районе имеются 5 средних общеобразовательных школ, 8 основных общеобразовательных школ, 2 филиала общеобразовательного учреждения, 2 учреждения дополнительного образования, 4 дошкольных учреждений, ГУЗ СО «Турковская РБ», в состав которой входят 2 врачебных амбулаторий, 14 ФАПов, поликлиника, детская консультация, отделение скорой медицинской помощи, стационар. Районный Дом культуры с 14 филиалами, районная библиотека с 11 филиалами, детская библиотека.
Среди достопримечательностей – историко-краеведческий музей, монастырское подворье в селе Чириково.
Живописные окрестности Турков получили название «Саратовская Швейцария».В районе 11 человек удостоены звания «Почетный гражданин Турковского района».
С районом связано имя Героя Советского Союза С.М. Иванова.
Турковская земля – родина писателя Л.И. Гумилевского.
Турки — Википедия
Турки | |
---|---|
Современное самоназвание | тур. Türkler |
Численность | 65 000 000—81 000 000[53] |
Расселение | |
Язык | турецкий |
Религия | преимущественно ислам (суннизм, а также суфийские тарикаты) |
Входит в | тюркские народы |
Родственные народы | лингвистически: азербайджанцы, гагаузы, туркмены, крымские татары (южнобережцы) |
Этнические группы | турки-киприоты, турки-месхетинцы |
Происхождение | албанцы, арабы, армяне, ассирийцы, болгары, венгры, греки, грузины, курды, огузы, персы, румыны, сербы, туркмены[54], хорваты, черкесы[⇨], эфиопы[⇨] |
Медиафайлы на Викискладе |
Ту́рки (тур. Türkler, ед. число Türk) — тюркоязычный народ, разговаривающий на турецком языке, относящемся к тюркской ветви алтайской языковой семьи, основное население Турции, являются второй по численности этнической группой на Кипре. Общая численность, по разным данным, от 65 млн до 81 млн человек[53]. Большинство верующих — мусульмане-сунниты (около 90 %), распространены суфийские тарикаты.
Малая Азия до появления тюркских племён[править | править код]
Малая Азия имела необыкновенно пёстрый этнический состав, и её население порой в пределах сравнительно небольшой территории говорило на нескольких языках[55].
Греческий субстрат[править | править код]
В I тысячелетии до н. э. население Западной Анатолии составляли отчасти аборигены, отчасти греки, которые колонизировали регион с IX в. до н. э. К эпохе эллинизма почти всё население Анатолии (за исключением восточных и некоторых центральных районов), являвшееся в это время уже греческим по языку и культуре, состояло из ассимилировавшихся переселенцев-греков и эллинизированных аборигенов, состоявших из родственных грекам и армянам народов. Таким оно осталось и в римскую эпоху[56].
К X веку, этнические греки занимали примерно половину территории современной Турции. Прежде всего это побережье Эгейского моря (с городом Смирна, современный Измир), пролива Босфор (с городом Константинополь, современный Стамбул), Чёрного моря, и побережье Средиземного моря, вплоть до Армянской Киликии. Так же греки преобладали в центральных провинциях Малой Азии, в округе Икония (современная Конья) и Ангора (современная Анкара).
Армянский субстрат[править | править код]
На востоке и на юге Современной Турции располагались земли Западной Армении[57], Малой Армении[58] и Армянской Киликии[59], население которых состояло главным образом из этнических армян[60].
К X веку, армяне населяли около половины территории современной Турции. Этническая граница Армении проходила от берегов Средиземного моря (современный город Мерсин), до юго-западного Кавказа включительно, от Каппадокии, до границы с Ираном и от Чёрного моря, до Месопотамии.
Другие народы[править | править код]
Помимо армян и греков, которые преобладали на территории Малой Азии до прихода тюрок, регион был широко представлен такими народами, как: евреи (в крупных городах), грузины (на северо-востоке), ассирийцы (на юго-востоке, вдоль границы с современной Сирией), курды, славяне и другие.
Сельджукская эпоха. Бейлики[править | править код]
Накануне и одновременно с сельджукским завоеванием тюрки проникали в Малую Азию с северо-запада, с Балкан: печенеги (во второй половине IX—XI вв.), узы или огузы (в XI в.), куманы (в XI-второй половине XII вв.). Византия селила их в пограничных провинциях[61].
Массовое проникновение тюркских племён в Малую Азию началось в XI веке, когда сюда под эгидой сельджуков вторглись огузы и туркмены. В завоевании Малой Азии участвовали такие огузо-туркменские племена как кынык, салыр, авшар, кайы, караман, байандыр и.т.д. Наибольшую роль из них сыграло племя кынык, в особенности та часть, которая возглавлялась предводителями из рода Сельджуков[62]. В 1071 году сельджукский султан Алп-Арслан нанёс сокрушительное поражение византийскому императору Роману IV Диогену в битве под Манцикертом и захватил самого императора в плен. Успеху сражения сопутствовало и то, что тюрки, находящиеся в рядах византийской армии (на правом фланге — узы из Фракии, на левом — печенеги), перешли вместе со своими вождями на сторону сельджуков[63]. Победа под Манцикертом открыла огузо-туркменским племенам дорогу вглубь Малой Азии[64].
Первоначально расселение огузо-туркменских племён, видимо, происходило путём их традиционного деления на правое (бузук/бозок) и левое (учук/учок) крыло (фланг). Продвигаясь на запад племена бузук, как правило, селились севернее племён учук. Как показывает анализ анатолийской топонимии, по дороге огузские племенные объединения распадались, из чего может следовать, что в дальнейшем какого-либо порядка расселения огузо-туркменских племён уже не соблюдалось. Этому способствовало проводимая Сельджукидской династией политика, намеренно расчленявшие сильные племенные образования и распределявшие их частями по разным районам страны[65]. Вместе с кочевниками-скотоводами в Малую Азию хлынули и полукочевники, занимавшиеся помимо скотоводства также и земледелием. С ними пришли присоединившиеся в пути крестьяне-земледельцы из Ирана, Арабского Ирака. Будучи степными жителями эти тюркские племена, продолжая сохранять привычный для них уклад жизни, поселились на равнинных местах, преимущественно на плоскогорье центральной Анатолии, охватывающий пространство от истоков реки Кызыл-Ырмак до Кютахьи[66]. По мнению М. Х. Йынанча для кочевий и поселений они выбирали не горы, а равнины, и потому на первых порах ими были освоены степи Центральноанатолийского плоскогорья[67]. Здесь тюрки (в значительной степени они принадлежали к племени кынык) оказались в большинстве по отношению к местному населению[66]. Заселив Центральную Анатолию, огузы и туркмены двинулись на запад — через горные перевалы Западной Анатолии — и вышли к Эгейскому морю, затем, преодолев горы Ильгаз (англ.)русск. и Джаник (тур.)русск., достигли Черноморского побережья[67]. С XIII века они проникли в горы Ликии и Киликии, спустившись отсюда к побережью Средиземного моря[66]. Одна из ветвей сельджукидов вскоре образовала в Анатолии Румский султанат; ещё одна тюркоязычная династия — данишмендиды, стала правящей в регионе Сивас.
Переселение тюркских племён происходило и позднее. Так, после уничтожения в конце XII века хорезмшахом Текешом сельджукского султаната в Иране, часть просельджукских племён ушла в Анатолию[68]. В XIII веке, сюда, спасаясь от монгольских завоевателей, ушли как тюрки, так и нетюрки. Вместе с остатками войск хорезмшаха Джелал ад-Дина здесь появилась часть племён уничтоженного монголами Государства Хорезмшахов, которые, по сообщениям хронистов Несеви и Ибн Биби, поступили на службу к сельджукскому султану Рума. По сей день на юге Турции кочует юрюкское племя хорзум[68].
В XI—XII вв. много тюрок перешло на оседлость. Началось этническое смешение оседлых тюрок с местным, преимущественно с исламизированным, оседлым населением, что положило начало тюркизации части коренного населения Малой Азии[69]. В процессе этногенеза участвовали греки, армяне, грузины, а также арабские, курдские, южнославянские, румынские, албанские и другие элементы[70][71].
К началу XIV века на территории Анатолии образовались десятки самостоятельных государственных образований — бейликов, существовавшие вплоть до XVI века. Все они образовались на племенной основе как объединения кочевых и полукочевых тюркских племён вокруг правящего рода[72]. В отличие от сельджуков, язык администрации которых был персидский, анатолийские бейлики использовали турецкий язык в качестве формального литературного языка[73]. Правители одного из таких бейликов — караманиды овладели столицей сельджукидов — Коньей, где в 1327 году тюркский язык стал употребляться в качестве официального — в канцелярской переписке, в документах и т. п.[74]. И хотя караманидам удалось создать одно из сильнейших государств в Анатолии, основную роль в объединении всех тюркских бейликов под своей властью сыграло небольшое османское государство, правители которого происходили из племени кайы.
Вопрос о складывании турецкой народности[править | править код]
Н. А. Баскаков полагает, что турки как народность стали существовать только с конца XIII века[75]. По мнению А. Д. Новичева, турки сложились в народность к концу XV века[76]. Д. Е. Еремеев относит завершение формирования турецкой народности к концу XV — первой половине XVI в[77].
Современные турки сложились из двух основных компонентов: тюркских кочевых скотоводческих племён (в основном огузы и туркмены), переселившиеся в XI—XIII веках из Средней Азии и Персии, и местного малоазийского населения[70]. Издававшаяся в конце XIX — первой половине XX вв. в Российской империи энциклопедия Брокгауза и Ефрона писала, что „османы (имя турок считается насмешливым или бранным) были первоначально народом урало-алтайского племени, но вследствие массового прилива из других племён совершенно утратили свой этнографический характер. В особенности в Европе нынешние турки являются по большей части потомками греческих, болгарских, сербских и албанских ренегатов или произошли от браков турок с женщинами из этих племён или с уроженками Кавказа“[78].
На VII международном конгрессе антропологических и этнографических наук, состоявшемся в Москве в 1964 году, Лев Николаевич Гумилёв, затронув всю проблему этногенеза турок, в общих чертах обрисовал его как „явление мировой истории, реакция на экспансию французов и итальянцев, способ для греков избегнуть колониального порабощения“:
Хан Эртогрул, основатель нового государства (1231-1288), привёл из Хорасана орду приблизительно в 50 тысяч человек и получил от султана Конии, Алаэддина, земли на границе с Византией. Силы Эртогрула сами по себе были невелики, но он объявил газават и к нему начали стекаться удальцы со всего мусульманского мира: курды, арабы, персы и обращённые в ислам черкесы. Общим языком для них был турецкий как язык команды. Так начал слагаться новый коллектив людей, разноплеменных, но объединённых одной целью и одним родом деятельности. Однако, Византия сдерживала напор и этого врага до тех пор, пока в дело не вмешался Запад. Жестокий разгром Константинополя в 1204 году и последующая борьба с Латинской империей, Каталонской компанией, Венецией и другими католическими государствами так ожесточила греков, что они, не без оснований, перестали считать католиков своими единоверцами. Когда же пал последний защитник православия — Иоанн Кантакузин — Палеологи взяли твёрдый курс на унию, среди византийцев возникло определённое тяготение к исламу. Этому весьма способствовало распространение идей Джеллальэддина Руми, утверждавшего, что между исламом и христианством непроходимой пропасти нет. Меняя веру (но не идеологию, которая оставалась мистической и экстатической) и становясь на службу султану, жители Малой Азии становились «турками», ибо понятие нации в этом месте в то время не существовало. Переход войск Урхана через Дарданеллы расширил область охвата новых подданных. Сербские и болгарские мальчики становились янычарами, ренегаты из греков или итальянцев пополняли флот, французские и немецкие авантюристы делали карьеру офицеров султанской армии, а венгерки, польки, черкешенки входили в гаремы победоносных воинов ислама. И всё это называлось «турки»[79]. |
Д. Е. Еремеев подверг критике позицию Гумилёва, отметив, что сложение турецкой народности представляет собой сложный и длительной процесс, а не как „произвольное объединение разных людей в один коллектив“[71]. По мнению турецкого историка-османиста крымскотатарского происхождения Халила Иналджика, сформировавшийся турецкий этнос на 30 % состоял из исламизированного автохтонного населения, а 70 % составляли тюрки; Д. Е. Еремеев полагает, что процент тюрок был намного ниже[80].
Османская эпоха[править | править код]
В период монгольских завоеваний огузское племя кайы откочевало на запад вместе с хорезмшахом Джелал-ад-Дином и поступило на службу к сельджукскому султану Рума. В 1230-х гг. вождь племени кайы Эртогрул получил от султана на границе с Византией владение на р. Сакарья с резиденцией в городе Сёгют[81]. Его сыну Осману I султан в 1289 году присвоил титул бея, а в 1299 году Осман I провозгласил своё княжество самостоятельным государством[82], став основателем новой династии и государства, вошедшее в историю под названием Османская империя. В результате завоевательных походов османским султанам удалось овладеть византийскими владениями в Малой Азии, во второй половине XIV—XV в. они завоевали Балканский полуостров, а в 1453 году султан Мехмед II Фатих взял Константинополь, положив конец существованию Византийской империи. Об исторической роли первых османских султанов Лорд Кинросс пишет:
Историческая роль Османа заключалась в деятельности племенного вождя, сплотившего вокруг себя народ. Его сын Орхан преобразовал народ в государство; его внук Мурад I превратил государство в империю. Их достижения как политиков были по достоинству оценены одним османским поэтом XIX века, сказавшим: «Мы из племени вырастили подчинявшую себе мир державу»[83].Османская империя к 1683 году.
В 1516 году османский султан Селим I Грозный совершил египетский поход против мамлюков, положив конец существованию Мамлюкского султаната. С завоеванием Египта Османы заняли исключительное положение в исламском мире, взяв на себя защиту святых мест, в частности священных городов Мекки и Медины Хадимю’л-Харемейн. Согласно распространённой версии Селим I принял халифат от халифа аль-Мутаваккиля (англ.)русск. в мечети Айя-София[84]. Крупнейший политический мыслитель Туниса XIX века Хайраддин ат-Туниси следующим образом охарактеризовал роль османской династии в исламской умме: „они объединили большинство мусульманских стран под дланью своего справедливого правления, которое было установлено в 699 г. (1299 г.). Посредством хорошего управления, уважения нерушимого шариата, соблюдения прав подданных, славных завоеваний, напоминающих завоевания праведных халифов, и восхождения вверх по ступеням цивилизации (тамаддун) Османы вернули умме её могущество…[85].“
В XVIII веке назрел кризис в Османской империи. В 1821 году в Греции развернулась национально-освободительная война, закончившаяся в 1830 году обретением ею независимости. Греческая революция сопровождалась этническими чистками (англ.)русск., как турок и евреев[86] с одной стороны, так и греков с другой. События на Пелопоннесе привели к исчезновению значительной турецкой общины на полуострове. Как отмечает Уильям Клейр:
Турки Греции оставили мало следов. Они исчезли внезапно и окончательно весной 1821, не оплакиваемые и незамеченные со стороны остального мира. Спустя годы, когда путешественники спрашивали о происхождении каменных руин, старики рассказывали: „Здесь стояла башня Али Ага. В ней был убит сам хозяин, его гарем и его рабы“. Тогда трудно было поверить в то, что когда-то большую часть населения Греции составляли люди турецкого происхождения, проживавшие в небольших общинах, разбросанных по всей стране, процветающие фермеры, торговцы и чиновники, чьи семьи не знали другого дома в течение многих лет. Как говорили греки, луна пожрала их.»[87].
По переписи 1844 года в Османской империи насчитывалось 11,800,000 османов (турок), из которых подавляющее большинство (10,700,000 чел.) в Азии и 1,100,000 человек в Европе[88].
В результате Русско-турецкой войны 1877—1878 гг. часть турок-османов оказалась в составе Российской империи на территории Карсской области, образованной из земель Карсского и Чалдырского санджаков Османской империи. После присоединения этих территорий к России из Карсской области в пределы Османской империи выселилось много мусульман. Так в период с 1878 по 1881 г. в Османскую империю выселилось более 82 тыс. мусульман, причём из одного Карса ушло до 11 тыс. человек[89]. По сведениям 1892 года, опубликованным в «Алфавитноми списке народов, обитающих в Российской Империи», турки проживали на территории Карсской области и Артвинского уезда Кутаисской губернии общей численностью 70 216 человек[90], составляя 24 % Карсской области[89]. Российская перепись 1897 года учитывала население по родному языку, зафиксировав тем самым в Карсской области 63 547 носитилей турецкого языка в качестве родного[91].
Война за независимость[править | править код]
Турецкие пехотинцы во время Войны за независимость, 1922 г.После поражения Османской империи в Первой мировой войне и подписания Мудросского перемирия державы-победительницы приступили к разделу её территории, в том числе собственно турецких земель. В соответствии с условиями перемирия, Антантой был оккупирован Константинополь; юго-восточную часть страны заняли французы, в Западной Анатолии высадились греческие войска, а в Антальи итальянцы; державами-победительницами предусматривалось также создание на востоке Анатолии независимых государств — Армении и Курдистана. За турками сохранялась небольшая территория от Чёрного моря до Анкары, а Стамбул оставался столицей лишь формально[92].
Среди населения возникло стихийное народное движение против оккупации страны, переросшее в национально-освободительную борьбу. Основной силой этой борьбы стало крестьянство, а возглавили её военно-интеллигентские круги, из среды которых вышел руководитель национально-освободительного движения Мустафа Кемаль-паша[92]. М. В. Фрунзе, посетивший революционную Турцию, писал: «Революционное настроение, охватившее, начиная с 1919 г., широкие слои трудящихся масс Анатолии, быстро создало почву для организации революционных вооружённых сил. Почти во всех районах Анатолии возникали, преимущественно по местной инициативе, вооружённые отряды, носившие партизанский характер и ведшие с оккупантами партизанскую войну… По своему классовому характеру „национальные силы“ представляли, главным образом, трудовой элемент, анатолийское крестьянство»[93].
Программой борьбы стал проект «Национального обета», принятый депутатами от сформированного в Анкаре Представительного комитета — исполнительного органа всех патриотических обществ и организаций, всех патриотических сил. В ней определялись территориальные границы и особенности будущего устройства турецкого государства, населённого «османским мусульманским большинством, объединённым религией, расой и идеей»[94]. Война за независимость завершилась победой кемалистов над интервентами и освобождением всей территории Анатолии. После поражения Греции в войне, между ней и Турцией был заключён договор об обмене населения, затронувший около 2 миллионов человек.
Национально-освободительное движение 1918—1923 годов способствовало окончательной консолидации турок в нацию[95]. Турецкое национальное движение привело к ликвидации султаната, а затем и халифата, и образованию в 1923 году Турецкой Республики.
На Кипре[править | править код]
За пределами Турции крупная турецкая община представлена на Кипре. После Второй мировой войны среди греческого населения нарастает движение за объединение исторических греческих территорий (энозис), в том числе Кипра с Грецией. В ответ на доктрину энозиса турецкое население острова выдвинуло доктрину «таксим», то есть отделение.
Нарастание межобщинной напряжённости на Кипре вскоре привело к образованию вооружённых формирований — греческой ЭОКА и турецкой ТМТ. В результате переворота в 1974 году, осуществлённой военной хунтой в Греции, к власти на острове пришли греческие националисты из ЭОКА, что спровоцировало вторжение турецких войск на Кипр и оккупацию севера и северо-востока острова. На территории, занятой турецкими войсками в 1983 года была провозглашена Турецкая Республика Северного Кипра.
Этноним[править | править код]
Само слово «тюрк» (Türk) означает «сильный, крепкий»[96]. По-турецки «тюрк» имеет значение «турок», как представитель турецкого этноса и «тюрк», как представитель этно-языковой общности тюркских народов. Впервые термины «Турция», затем «турецкое господство» возникли в 1190 году в западноевропейской политической литературе для обозначения Анатолии, находившейся под властью Сельджукидов[85].
Самоназвания турок в Османскую эпоху[править | править код]
Османский автор Факири о турках
Знаешь ли ты, кто такой турок?
На нем тулуп, на голове папаха
Не знает он ни мазхаба, ни религии
Не моет он лицо даже при омовении
Есть пословица, говорят правоверные
Упаси, о Всевышний, от зла невежественного чобана.
Оригинальный текст (тур.)
Nedür bildün mi sen alemde Türki
Ola egninde kürki başda börki
Ne mezheb biler ne din ü diyanet
Yumaz yüzin niçe abdest-i taharet
Meseldür bunu derler ehl-i mezheb
Avan çoban şerden saqla Ya-Reb[97]
До начала XX века этноним «турок» употреблялся чаще всего в уничижительном смысле. «Турками» именовали тюркоязычных крестьян Анатолии, с оттенком невежественности (напр. kaba türkler «грубые турки»)[98]. Для османского правящего класса оно служило синонимом «мужика», «плебея». В стихах турецкого поэта XVI века Тахлыджалы Яхьи прослеживаются ядовитые насмешки над турками — «мужланами», ирония, полная презрения ко всему турецкому[77]. Османский класс рассматривал себя в качестве «правящего народа» (millet-i hakime) и воспринимал своих подданных тюрков как «низший народ» (millet-i mahkure). Османы всегда называли турков «турки-ослы»; когда в город приезжал чиновник, все стремились убежать, потому что шли Османы[99]. Османский автор XVI века Гувахи в своем наставлении «Насихатнаме» писал:
Крестьяне из деревни не могут оставаться в городе
Правда в том, что турок не может стать человеком
Он не понимает то, что ты ему говоришь
Начало и конец слова для турка значит одно и то же
Странный народ эти турки
Они не понимают, что такое вкусный десерт
Откуда им знать про вку
Турки-месхетинцы — Википедия
Ту́рки-месхети́нцы (самоназвание: тюрк, тур. Ahıska Türkleri, груз. მესხეთელი თურქები; распространены также названия турки, ахыска, турки-ахыска, турки-джавахцы, ахалцихские турки, ахалцихские тюрки, кавказские турки) — субэтническая группа турок, происходящая из области Месхетия на юго-Западе Грузии. Говорят на одном из северо-восточно-анатолийских диалектов турецкого языка.
Исповедуют религию ислам, являются мусульманами-суннитами (без следования какому-либо мазхабу следуют сунне).
Турки-месхетинцы проживают:[источник не указан 697 дней]
Общая численность около 550 000 человек.
В Ростовановском сельсовете Курского района Ставропольского края составляют большинство населения (50,7 % по переписи 2010 года). Месхетинцы также составляют большинство (62,2 %) в селе Куян (Кабардино-Балкария). Имеют заметное представительство в Яшалтинском районе Республики Калмыкия (14,9 % по переписи 2010 года).
В Азербайджане фактическая численность турков-месхетинцев намного превышает официальные данные. Причиной послужило то, что в Азербайджане часто турков-месхетинцев записывали, как азербайджанцев. По данным общества турок «Ватан», в настоящее время в Азербайджане проживает больше 100 тысяч турок, которые подразделяются на две группы: граждан, зафиксированных как «турки» и «азербайджанцы»[6].
Историческая родина[править | править код]
Территория исторической Месхетии соответствует трем нынешним административным районам Грузии — Адигенскому, Ахалцихскому и Аспиндзскому, входящим в край Самцхе-Джавахети, а также сопредельным районам Турции. Небольшая группа месхетинцев жила на востоке Аджарии и северо-востоке современной Турции.
Турки-месхетинцы говорят на одном из восточно-анатолийских диалектов турецкого языка. Некоторые учёные выдвигают предположение о существовании особого языка месхетинских турков, что, впрочем, поддерживается только частью специалистов языковедов-тюркологов. Согласно такой теории считается, что язык месхетинских турок является непосредственным продолжением старотурецкого языка, на котором говорило тюркоязычное население Анатолии в средние века. До 85 % турок-месхетинцев свободно владеют русским языком.
Для практической записи языка турок-месхетинцев часто употребляется кириллический алфавит. Так, в вышедшем в 2011 году словаре употребляется русский алфавит с добавлением знаков Ғ ғ, Җ җ, Ө ө, Ү ү, Ә ә[7].
После окончания русско-турецкой войны в 1829 году, земли Месхетии-Джавахетии разделились на две части (согласно Адриапольскому договору). Из них двадцать пять районов остались в России, а остальные перешли к Турции. После образования Грузинской ССР земли турок-месхетинцев вошли в её состав[8].
С началом Великой Отечественной войны было мобилизовано практически всё взрослое мужское население (более 40 тыс. человек, 26 тыс. из них погибли), восемь человек из них стали Героями Советского Союза, трое — полными кавалерами Орденов Славы[9].
Депортация[править | править код]
В 1944 году турки-месхетинцы были депортированы (вместе с курдами, хемшилами, грузинами-мусульманами месхской субэтнической группы) в Казахстан, Киргизию и Узбекистан. Депортация была произведена «в связи с тем, что значительная часть населения была связана с жителями приграничных районов Турции родственными отношениями и проявляла эмиграционные настроения, по обвинению в пособничестве врагам, занятиях контрабандой и служению для турецких разведывательных органов источником вербовки шпионских элементов и насаждения бандитских групп» и по постановлению ГКО СССР № 6279 от 31 июля 1944 года. Всего было депортировано 115,5 тысяч человек[10]. Путь до мест депортации составил около двух месяцев, только за время пути в товарном поезде по разным оценкам специалистов погибло от 20 % до 30 % репрессированных жителей (в основном это дети, женщины и старики).[источник не указан 697 дней] Подобно другим репрессированным народам особенно высокий уровень смертности от болезней, холода и голода был зафиксирован в первые годы депортации.[источник не указан 697 дней]
Депортированные месхетинские турки были рассредоточены по отдельным посёлкам в различных областях Узбекистана, Казахстана и Киргизии как «спецпоселенцы» (то есть без права изменения места жительства).[источник не указан 697 дней]
В 1956 году с месхетинских турок были сняты ограничения по специальному поселению, но возможности вернуться в Грузию им не было предоставлено[11][12]. Часть из них стала возвращаться в различные районы Кавказа, в особенности в Кабардино-Балкарскую АССР. Стараниями республиканского аппарата ЦК КПСС было организовано размещение нескольких тысяч турок-месхетинцев в Саатлинском и Сабирабадском районах Азербайджанской ССР[13]. Но большинство турок-месхетинцев остались в уже обжитых районах Средней Азии и Казахстана.
Перестройка и постсоветский период[править | править код]
В результате роста этнического напряжения в июне 1989 года произошёл погром месхетинских турок в Ферганской долине Узбекистана. Это вызвало массовую эвакуацию турок-месхетинцев из Узбекистана в Россию, Казахстан и Азербайджан.
Значительная группа турок-месхетинцев осела также в окрестностях Славянска на Украине, на территории Крестищенского сельского и Райгородского поселкового советов[14]. 1,6 тысяч из них массово покинуло страну в 2015 году в ходе вооружённого конфликта на Донбассе и переехало в Турцию.
Азербайджан принял несколько тысяч турок-месхетинцев, однако, ввиду проблемы с беженцами из Нагорного Карабаха, дальнейшее переселение было приостановлено. По данным общества месхетинских турок Азербайджана «Ватан», на 1989 год в стране находилось более 39 тысяч месхетинских беженцев из Средней Азии, большая часть из которых осела в Саатлинском (5,2 тыс.), Сабирабадском (3,7 тыс.), Шемахинском (3 тыс.), Кубинском (2,2 тыс.), Дивичинском, Варташенском, Самухском, Шамхорском, Ханларском районах и городе Гянджа[15]. В феврале 1992 года во время учинённой армянскими военными формированиями резни вместе с азербайджанцами погибло несколько десятков турок-месхетинцев из числа беженцев, нашедших приют в Ходжалы[16].
В начале 1990-х годов Турция начала программу по приему месхетинских иммигрантов, с заселением их в бедные восточные районы страны, главным образом в Игдыр, где было размещено 150 семей. Это привело к напряжённой ситуации, вызванной недовольством компактно проживающего в этой зоне курдского населения, и программа была приостановлена. С середины 2000-х, не дожидаясь государственной помощи, тысячи турок-месхетинцев устремились в крупные города западной Турции: Бурсу, Анталью, Измир, Айдын, Балыкесир, Стамбул и Чанаккале, где многие из них обратились за десятилетней процедурой оформления гражданства[17]. В 2015 году в Турцию прибыло 1,6 тысяч месхетинских беженцев из Донбасса, которые были расселены в районе Узюмлю провинции Эрзинджан[18] и районе Ахлат курдонаселённой провинции Битлис[19]. Последнее вызвало недовольство местного курдского населения, усматривающего в этом попытку властей повлиять на демографическую ситуацию в регионе[20]. На 2017 год в стране официально проживало около 80 тысяч турок-месхетинцев из СНГ[21]. В реальности это число значительно больше, так как многие находятся в стране по туристическим визам, а то и вовсе нелегально. По мнению турецкого аналитика Фехима Таштекина, в 2018 году в стране проживало от 100 тысяч до 200 тысяч месхетинских мигрантов[17], из которых до 2017 года получили турецкое гражданство 585 человек,[21] к 2018 году — уже 24 тысячи человек, а к 2019 году — 30 тысяч[22]. В преддверие выборов 2018 года министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу заявил в ходе президентской кампании, что на очереди за гражданством стояло ещё 30 тысяч месхетинцев[23].
Значительная группа месхетинских турок компактно осела в юго-западных районах Краснодарского края России. Месхетинские турки в Краснодарском крае обращались к местным властям (на уровне сельского или поселкового советов и района) за пропиской в основном в 1989—1992 гг. Следует отметить, что большая часть месхетинских турок обладали на тот момент паспортами СССР, что согласно законодательству РФ автоматически означало получение российских паспортов.[источник не указан 697 дней] В целом из-за отсутствия прописки (регистрации) месхетинские турки не могли получить российский паспорт.[источник не указан 697 дней]
С февраля 2004 года, при содействии неправительственных российских правозащитных организаций и США, Международная организация по миграции начала программу по переселению турок-месхетинцев из Краснодарского края в США. На сентябрь 2005 года около 21 тысячи лиц подали заявления об участии в программе и 5 тысяч переехали в города Портленд, Филадельфия, Атланта, Ноксвилл, Уокешо, Кент: всего более чем в 60 городов Америки. На 2014 год только в городе Дейтон проживало 2,5 тысяч турок-месхетинцев[24]. Большую работу взял на себя Комитет по правам человека из города Новороссийска. На данный момент программа приостановлена.
22 июня 2007 года Парламент Грузии принял законопроект о репатриации месхетинских турок, проживавших на юге Грузии и переселенных в республики Средней Азии: «О репатриации лиц, насильно переселенных властями СССР из Грузии в 40-х годах XX века». В соответствии с законопроектом желающие репатриироваться в Грузию должны были до 1 января 2009 года предоставить документы в посольства Грузии в странах своего пребывания, но количество одобренных властями Грузии заявлений на данный момент невелико[25]. Данный законопроект по оценкам экспертов[каких?] носит чисто декларативных характер и имеет излишнее количество и причин отказа. Так, с территории Азербайджана было подано 15 000 заявок, большая часть которых была отвергнута.[источник не указан 697 дней]
В ноябре 2013 года в Москве прошёл вечер памяти о трагической депортации месхетинских турок в 1944 году из Грузии в Среднюю Азию[26].
В феврале 2014 года в Конгрессе США (Вашингтон, округ Колумбия) показана англоязычная версия первой серии документального фильма «История одной выставки. Неоконченная депортация»[27][неавторитетный источник?][28][неавторитетный источник?] о притеснениях турок-месхетинцев на Северном Кавказе и на юге России. После Конгресса авторы фильма Дмитрий Флорин и Елена Власенко демонстрировали 3 серии фильма в Сиэттле, Луисвиле, Сент-Луисе и Дейтоне.
В декабре 2015 Интеркавказ опубликовал 4 серию фильма «История одной выставки. Неоконченная депортация»[29][значимость факта?].
В декабре 2015 года Турция инициировала проект переселения 3 000 турок-месхетинцев из окрестностей г. Славянска, Украина в г. Эрзинджан[30].
- ↑ Turk, Meskhetian in Azerbaijan (англ.). Joshua Project[en]. Дата обращения 23 ноября 2018.
- ↑ Censuses of Republic of Azerbaijan 1979, 1989, 1999, 2009 The State Statistical Committee of the Republic of Azerbaijan (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 9 января 2012. Архивировано 30 ноября 2012 года.
- ↑ Малик Мухлис Угли. Мы — турки из Ахальцхе. Культура, традиции, воспоминания очевидцев. — Изд. «Альтаир», 2014. — С. 88 с., 8 с. илл.. — ISBN 978-5-91951-186-1.
- ↑ The European Centre for Minority Issues Annual Report 2011 Архивная копия от 3 июня 2012 на Wayback Machine (Release Date: 10-05-2012)
- ↑ Официальная оценка Государственного статистического комитета Азербайджанской Республики
- ↑ Этнический состав Азербайджана (по переписи 1999 года) (неопр.). www.demoscope.ru. Дата обращения 16 ноября 2019.
- ↑ В. И. Рассадин. Краткий турецко-месхтинско-русский словарь. — Элиста: Калмыцкий гос. университет, 2011.
- ↑ Малик Мухлис Угли. Мы — турки из Ахальцхе. Культура, традиции, воспоминания очевидцев. — Альтаир, 2014. — С. 88 с., 8 с. илл.. — ISBN 978-5-91951-186-1.
- ↑ Елена Малиновская. Судьба «наказанного» народа (неопр.). День kiev.ua (5 ноября 2004). Дата обращения 14 мая 2015.
- ↑ Постановления ГКО в 1944 г. (неопр.). www.soldat.ru. Дата обращения 16 ноября 2019.
- ↑ Месхетинские турки: общие сведения. «Мемориал».
- ↑ Нарушение прав вынужденных мигрантов и этническая дискриминация в Краснодарском крае. «Мемориал».
- ↑ Эльмира Ахундова. Смертельная схватка Анастаса Микояна и Назима Гаджиева. 6 июня 2019 г.
- ↑ Турки-месхетинцы в Славянском районе хотят построить мечеть (укр.). Сайт города Славянска (23 мая 2019). Дата обращения 16 ноября 2019.
- ↑ (азерб.) Севиль Пириева. «Месхетинские турки в Азербайджане». Баку: Эльм, сс. 39—40.
- ↑ Letter dated 23 April 2002 from the Chargé d’affaires a.i. of the Permanent Mission of Azerbaijan to the United Nations Office at Geneva addressed to the Chairperson of the Commission on Human Rights
- ↑ 1 2 Fehim Tastekin. Is Ankara trying to change demographics in Turkey’s Kurdish regions?. Al-Monitor. 13 июня 2018 г.
- ↑ 4. Grup Ahıska Türkleri Erzincan’a Geldi. Исполнительная власть провинции Эрзинджан.
- ↑ Ahlat’a Ahıska Türkleri yerleştiriliyor. «Миллийет». 1 июня 2016.
- ↑ Ahıska Türkleri Ahlat’ta, halk tepkili. Rûdaw. 5 июня 2016 г.
- ↑ 1 2 Ugur Aslanhan. Turkey set to ‘give citizenship to 23,000 Ahiska Turks’. «Анадолу». 5 ноября 2017 г.
- ↑ Over 30,000 Ahiska Turks granted Turkish citizenship. «Хюррийет». 23 января 2019 г.
- ↑ Çavuşoğlu: 30 bin Ahıska Türküne daha vatandaşlık vereceğiz. Haberturk. 3 июня 2018 г.
- ↑ The rise of Dayton’s Ahiska Turkish community. Dayton Business Journal. 25 апреля 2014 г.
- ↑ Кавказ Мемо. Ру :: kavkaz-uzel.ru :: Грузия | Парламент Грузии принял законопроект о репатриации турок-месхетинцев
- ↑ В Москве вспомнят притеснения турок-месхетинцев (рус.). ИНТЕРКАВКАЗ. www.interkavkaz.eu. Дата обращения 16 ноября 2019.
- ↑ Фильм о турках-месхетинцах показан в Конгрессе США (неопр.). Интеркавказ (18 марта 2014). Дата обращения 18 февраля 2016.
- ↑ Дмитрий Флорин. Интеркавказ опубликовал 4 серию документального фильма о турках-месхетинцах в России (неопр.). «Неоконченная депортация». Интеркавказ (23-12-2015).
- ↑ Интеркавказ опубликовал 4 серию документального фильма о турках-месхетинцах в России (неопр.). Интеркавказ (23 декабря 2015). Дата обращения 18 февраля 2016.
- ↑ Турция начала эвакуацию турок-месхетинцев из Донбасса (рус.) (неопр.) ?. Дата обращения 16 ноября 2019.
- Турки-месхетинцы // Народы России. Атлас культур и религий. — М.: Дизайн. Информация. Картография, 2010. — 320 с. — ISBN 978-5-287-00718-8.
- Гаджиев А. Ахалцихские турки: Знание о Родине. Стамбул, 2009 (недоступная ссылка)
- Гаджиев А. Ахалцихские турки. История. Этнография. Фольклор // IRS Наследие. — 2007. — № 26. — С. 8-17.
- Steve Swerdlow. Reflections on Transnational Minorities and Human Rights: Meskhetians and Hemshins in Georgia and Krasnodar // Bulletin: Anthropology, Minorities, Multiculturalism. — Krasnodar, 2004. — № 5. — С. 5-26.
- Симоненко В. А. Месхетинские турки: историческая судьба и проблемы культурной адаптации / Диссертация. Краснодар: КубГУ, 2002.
- Симоненко В. А. . Месхетинские турки: исторические условия двуязычия // Грани 2002: Ежегодник факультета истории, социологии и международных отношений. — Краснодар, 2002. — С. 163-169.
- Юнусов А. Месхетинские турки: дважды депортированный народ. — Баку : Заман, 2000. — 164 с.
- Asif Hacılı. Axısqa türk folkloru. B., 1998 (недоступная ссылка)
- Гаджиев А. На чужбине. Этническая культура ахалцихских (месхетинских) турок. Б., 1992
- Nekrich A. The Punished Peoples: The Deportation and Fate of Soviet Minorities at the End of the Second World War. New York: W. W. Norton, 1978 (ISBN 0-393-00068-0).
- S. Enders Wimbush, Wixman R. The Meskhetian Turks: A New Voice in Central Asia // Canadian Slavonic Papers 27, № 2-3 (Summer and Fall, 1975): 320—340.
Турецкое (сельское поселение) — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Турецкое — муниципальное образование со статусом сельского поселения в составе Балезинского района Удмуртии.[2][3]
Административный центр — село Турецкое.
Численность населения | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
2010[4] | 2012[5] | 2013[6] | 2014[7] | 2015[8] | 2016[9] | 2017[1] |
530 | ↘511 | ↘506 | ↘501 | ↘489 | ↘473 | ↘453 |
В состав поселения входят следующие населённые пункты:
В поселении действуют школа и садик (Турецкое), библиотека, 2 клуба, 2 фельдшерско-акушерских пункта. Среди предприятий работают ООО «Никольское», КФХ «Чумберьяг», разрабатываются Турецкое и Горлинское месторождения нефти.
- ↑ 1 2 Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2017 года (рус.) (31 июля 2017). Дата обращения 31 июля 2017. Архивировано 31 июля 2017 года.
- ↑ Устав муниципального образования «Турецкое»: Наименование муниципального образования – «Турецкое».
- ↑ Закон Удмуртской Республики от 29.11.2004 № 73-РЗ «Об установлении границ муниципальных образований и наделении соответствующим статусом муниципальных образований на территории Балезинского района Удмуртской Республики»
- ↑ Итоги Всероссийская перепись населения 2010 года. 5. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, районов, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов – районных центров и сельских населённых пунктов с населением 3 тысячи человек и более (неопр.). Дата обращения 14 ноября 2013. Архивировано 14 ноября 2013 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям. Таблица 35. Оценка численности постоянного населения на 1 января 2012 года (неопр.). Дата обращения 31 мая 2014. Архивировано 31 мая 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2013 года. — М.: Федеральная служба государственной статистики Росстат, 2013. — 528 с. (Табл. 33. Численность населения городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений, городских населённых пунктов, сельских населённых пунктов) (неопр.). Дата обращения 16 ноября 2013. Архивировано 16 ноября 2013 года.
- ↑ Таблица 33. Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2014 года (неопр.). Дата обращения 2 августа 2014. Архивировано 2 августа 2014 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2015 года (неопр.). Дата обращения 6 августа 2015. Архивировано 6 августа 2015 года.
- ↑ Численность населения Российской Федерации по муниципальным образованиям на 1 января 2016 года
- ↑ 1 2 Муниципальное образование «Турецкое» на 01.01.2014 года (неопр.). Дата обращения 26 марта 2014. Архивировано 26 марта 2014 года.