Прадо мадрид картины: Museo Nacional del Prado

Содержание

Музей Прадо. 7 картин, которые стоит увидеть

Свое знакомство с музеем Прадо я начала с книжного подарочного издания. В те стародавние времена проводной интернет был лишь мечтой и увидеть работы художников реальнее было именно в напечатанном виде.

Тогда я и узнала, что музей Прадо считается одним из самых выдающихся музеев мира и входит в двадцатку самых посещаемых.

Появилось жгучее желание его посетить, хотя на тот момент поездка в Испанию казалась чем-то недостижимым (перемещалась я исключительно на поездах, даже если на поездку из одного города в другой требовалось двое суток! Самолет был слишком роскошным средством передвижения).

Однако спустя 4 года после приобретения книги о музее, я увидела его воочию.

Да, я не была разочарована. Особенно меня поразили коллекции Веласкеса, Рубенса, Босха и Гойи. В общем, в этом музее есть, от чего впечатлиться любителю живописи.

Хочу поделиться своей мини-коллекцией самых любимых работ.

1.Франсиско Гойя.

Молочница из Бордо. 1825-1827 гг.Франсиско Гойя. Молочница из Бордо. 1825-1827 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Гойя написал картину “Молочница из Бордо” в последние годы своей жизни, когда уже жил во Франции. Картина грустная, минорная и в то же время гармоничная, лаконичная. Для меня эта картина – то же, что прослушать приятную и легкую, но грустную мелодию.

Картина написана в стиле импрессионизма, хотя до его расцвета еще пройдет полвека. Творчество Гойи серьезно повлияло на формирование художественного стиля у Мане и Ренуара.

2. Диего Веласкес. Менины. 1656 г.

Диего Веласкес. Менины. 1656 г. Музей Прадо, Мадрид

“Менины” Веласкеса – один из немногих заказных семейных портретов, при создании которого художника никто не ограничивал. Поэтому она так необычна и интересна. Так мог себя вести разве что Франсиско Гойя: спустя 150 лет он нарисовал портрет другой королевской семьи, также позволяя себе вольности, пусть и другого толка.

А что собственно интересного в сюжете картины? Предполагаемые главные герои находятся за кадром (королевская чета) и отображаются в зеркале. Мы же видим то, что видят они: рисующего их Веласкеса, его мастерскую и свою дочь с девушками служанками, которых и называли менинами.

Интересная деталь: в комнате нет люстр (только крюки для их подвески). Получается, что художник работал только при дневном свете. А вечером был занят придворными делами, которые сильно отвлекали его от живописи.

О шедевре читайте также в статье «Менины» Веласкеса. О картине с двойным дном».

3. Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. Зал 2.

Клод Лоррен. Отплытие святой Паулы из Остии. 1639-1640 гг. музей Прадо, Мадрид.

Впервые познакомилась с Лорреном в … съемной квартире. Там висела репродукция этого пейзажиста. Даже она передавала, насколько художник умел изображать свет. Лоррен, кстати, первый художник, который досконально изучал свет и его преломление.

Поэтому не удивительно, что, несмотря на чрезвычайную непопулярность пейзажной живописи в эпоху Барокко, Лоррен тем не менее был известным и признанным мастером еще при жизни.

4. Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Зал 29.

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса. 1638 г. Музей Прадо, Мадрид.

В музее Прадо хранится одна из самых значительных коллекций работ Рубенса (78 работ!). Его пасторальные работы очень приятны глазу и созданы в первую очередь для удовольствия от созерцания.

С эстетической точки зрения среди работ Рубенса сложно выделить какую-то одну. Однако особенно мне нравится картина “Суд Париса” скорее из-за самого мифа, сюжет которого изобразил художник – выбор “самой прекрасной женщины” привел к длительной Троянской войне.

О другом шедевре мастера читайте в статье «Охота на львов» Рубенса. Эмоции, динамика и роскошь в одной картине».

5. Эль Греко. Басня. 1580 г. Зал 8b.

Эль Греко. Басня. 1580 г. Музей Прадо, Мадрид.

Несмотря на то, что у Эль Греко есть гораздо более известные полотна, мне больше всего импонирует именно эта картина. Она не совсем типична для художника, который чаще писал на библейские темы с характерными вытянутыми телами и лицами изображенных персонажей (живописец, кстати, похож на героев своих картин – такой же худощавый с длинным лицом).

Судя по названию, это картина-аллегория. На сайте музея Прадо выдвигается гипотеза, что разгорающийся от небольшого дуновения уголек означает легко вспыхивающее сексуальное влечение.

6. Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1500-1505 гг. Зал 56а.

Иероним Босх. Сад земных наслаждений. 1505-1510 гг. Музей Прадо, Мадрид.

Если вам нравится Босх, в музее Прадо вы найдете самую большую коллекцию его работ (12 работ).

Конечно, самая знаменитая из них – Сад земных наслаждений. Перед этой картиной можно простоять очень долго, рассматривая большое количество деталей на трех частях триптиха.

Босх, как и многие его современники в средневековье, был очень набожным человеком. Это еще более удивительно, что от религиозного живописца никак не ожидаешь такой игры воображения!

Более подробно о картине читайте в статьях: “Сад земных наслаждений” Босха: в чем смысла самой фантастической картины Средневековья”.

7. Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г.

Зал 58.Роберт Кампен. Святая Варвара. 1438 г. Музей Прадо, Мадрид.

Я, конечно, была потрясена этой картиной (это правая створка триптиха; левая створка также хранится в Прадо; центральная же часть утеряна). Мне было сложно поверить, что в 15 веке создавали буквально фотографическое изображение. Это же сколько нужно мастерства, времени и терпения!

Сейчас я, конечно, полностью согласна с версией английского художника Дэвида Хокни о том, что подобные картины рисовали с помощью вогнутых зеркал. Они проецировали на холст отображаемые предметы и просто обводились мастером – отсюда такая реалистичность и детализированность.

Ведь недаром работы Кампена так похожи на работы другого более знаменитого фламандского художника Яна ван Эйка, который также владел этой техникой.

Однако от этого картина не теряет своей ценности. Ведь перед нами по сути фотографическое изображение быта людей 15 века!

Только поставив в ряд свои любимые работы музея Прадо, поняла, что временной охват получился серьезным – 15-19 века. Это сделано не предумышленно, цели показать разные эпохи у меня не было. Просто шедевры, которые сложно не оценить, создавались во все времена.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Pinterest

Похожее

17 шедевров музея Прадо в Мадриде

В этой статье представлены выдающиеся шедевры мировой живописи, входящие в коллекцию музея Прадо в Мадриде — одного из самых знаменитых музеев мира. 

 

Быть в Мадриде и не посетить музей Прадо — всё равно что приехать в Барселону и не увидеть Саграда Фамилия. Национальный музей Прадо — один из крупнейших музеев европейского искусства в мире, а заодно и один из самых посещаемых! По статистике 2019 года, посетителями Прадо стали свыше 3,5 млн человек! Причина такой популярности? Конечно же, бесценные коллекции музея.

Самое полное в мире собрание работ Веласкеса, Эль Греко, Гойи, Босха, Сурбарана, Мурильо; шедевры Рафаэля, Ботичелли, Тициана, Караваджо, Веронезе, Брейгеля, Ван Дейка — и список этот можно продолжать бесконечно. Что ни имя — то титан, что ни картина — то шедевр! Самые «шедевральные» из шедевров и представлены в этой статье. Итак, знаменитые шедевры музея Прадо в Мадриде!

Конный портрет Карла V (1548) кисти великолепного Тициана призван увековечить победу Карла V в битве при Мюльберге, которая закончилась победой Карла — императора Священной Римской Империи и короля Испании. 

 

Используя свою излюбленную теплую цветовую гамму, Тициан изобразил императора-победителя вооруженным полупикой (оружие бойца легкой кавалерии) и массивным пистолетом с колесным замком.  

Украшенные золотой насечкой доспехи Карла были изготовлены Дезидериусом Хельмшмидом приблизительно в 1545 году и имеют изображение Богородицы с младенцем на нагруднике — как и на предыдущих доспехах Карла, изготовленным в 1531-ом…читать полностью

«Воз сена» (известен также под названием «Воз с сеном» (1500 — 1502) — один из триптихов Иеронима Босха, составляющий гордость коллекции музея Прадо в Мадриде. Собственно говоря, речь идет о двух триптихах, один из которых хранится в Прадо, а другой — в королевском дворце Эскориал под Мадридом. Обе версии отлично сохранились, обе прекрасно отреставрированы, так что сказать, какая из них является оригиналом, а какая — копией, остается открытым.

В основу центральной части триптиха наверняка легла ниерландская пословица, гласящая: «Мир — это стог сена, каждый хватает сколько может». На фоне обширного пейзажа, обрамленного у края горизонта горами, следом за гигантским возом сена движется многолюдная процессия, возглавляют которую римский папа и император, представляющие, соотвественно, две конкурирующих ветви власти: светскую и церковную

Представители иных сословий (а их множество) ведут себя самым недостойным образом: суетятся, хватают с воза охапки сена и даже устраивают побоища за него.

При этом никто не удосуживается обратить внимание на то, что повозку влекут демоны, а сено, таким образом, символизирует тщету всего мирского…читать полностью

Автор картины «Донья Хуана Безумная» — Франсиско Прадилья-и-Ортис (1848 — 1921), один из сильнейших испанских исторических живописцев 19-го века, два года, кстати, занимавший должность директора Музея Прадо в Мадриде, где ныне и находится этот шедевр. И не просто шедевр — а шедевр поистине выдающийся, хотя обычно эту вещь не включают в «топы» лучших картин Прадо. 

И на наш взгляд — совершенно зря. Бывая в Прадо, мы каждый раз обязательно присаживаемся напротив этой крупномасштабной вещи (340 х 500 см; холст, масло), чтобы помедитировать и насладиться одной из сильнейших картин богатой коллекции Прадо. 

Да и вы, не сомневаемся, ни в коем случаене пройдете мимо этого великолепного полотна — вас обязательно остановят убедительный, почти пугающий реализм изображенной сцены и странный, на первый взгляд сюжет. ..читать полностью

Всего Эль Греко выполнил как минимум семь копий картины «Христос, несущий крест», что свидетельствует как о важности этой работы для самого художника, так и о ее невероятной популярности еще при жизни Эль Греко. На наш взгляд, эта одна из лучших работ Эль Греко — если не самая лучшая.

Нам приходилось видеть две версии этого полотна, различающиеся незначительными деталями: одну в музее Прадо в Мадриде, и другую — в Национальном музее искусства Каталонии в Барселоне.

Скажу с полной уверенностью на основании личных ощущений — каждая из них обладает совершенно одинаковым эмоциональнысм воздействием на зрителя, и ради каждой стоило бы идти в вышеупомянутые музеи, даже если бы их коллекции состояла из одной лишь этой картины…

читать полностью

Картина нидерландского художника Питера Брейгеля Старшего «Триумф Смерти» (1561 — 1563) — один из тех шедевров обширнейшей коллекции музея Прадо, который обязательно нужно увидеть — как бы ни были вы переполнены впечатлениями от уже увиденных сокровищ.  

«Трумф смерти» — работа с абсолютно «босховским» настроением и колоритом. Такая мысль при виде работы Брейгеля посещает тебя мгновенно, что не случайно: именно в Прадо находится, среди прочего, самое полное собрание работ Иеронима Босха, так что есть возможность сравнить, что называется, «не отходя от кассы». 

«Триумф смерти» (117 х 162 см) как и творения Босха поражает прежде всего обилием тщательно выписанных деталей, множеством изображенных персонажей и, разумеется, мрачной атмосферой хаоса, ужаса и грядущего вот-вот глобального Ада (апокалипсиса) — что, опять же, весьма традиционно для работ Босха…

читать полностью

Посещая музей Прадо в Мадриде, ни в коем случае не упустите этот шедевр: диптих прекрасного немецкого художника и гравера Альбрехта Дюрера «Адам и Ева» (1507).

Работа написана на двух раздельных досках высотой по 209 см каждая и шириной 81 см (Адам) и 80 см (Ева). Поговаривают, что Дюрер был довольно высокомерным и даже несколько надменным человеком, который знал себе цену, и знал, что цена эта — не три пфеннига.  

Но какая, по большому счёту, разница? Нам, как говорится, детей с Дюрером не крестить. Нас в первую очередь интересует творческое наследие Дюрера, и наследие это — прекрасно…читать полностью

«Маха одетая», как несложно догадаться, была написана в пару к «Махе обнажённой» — о чем свидетельтствует как идентичность модели, так и абсолютно одинаковые размеры картин: 97 х 1805 см. Более того, обе «Махи» были заказаны премьер-министром Испании Годоем для совместной демонстрации картин. 

Всемогущий Годой подводил ничего не подозревающего гостя к «Махе одетой», давал ему полюбоваться шедевром Гойи, после «легким нажатием руки» приводил хитроумный механизм в действие — и перед изумленным посетителем представала «Маха обнаженная»! 

Чтобы понять, почему семейство Альба так рьяно отрицает тот факт, что позировала для картины Каэтана де Сильва, 13-ая герцогиня Альба, следует уточнить, кто такая «маха». «Маха» — это представительница низших классов городского общества, известная своим дешевым щегольством, бурным нравом и особой приверженностью к мелкому испанскому криминалитету.

..читать полностью 

Картина «Даная», находящаяся ныне в коллекции музея Прадо в Мадриде, была написана Тицианом по заказу испанского короля Филиппа II в 1553 году. Вообще, творчество Тициана Вечеллио — крупнейшего представителя венецианской школы эпохи Высокого и Позднего возрождения — было высоко ценимо испанскими монархами.

В период с 1554 по 1562 Тициан выполнил по заказу короля Филиппа целых семь полотен на сюжеты из древнегреческой мифологии: «Даная», «Венера и Адонис», «Персей и Андромеда», «Похищение  Европы», «Диана и Каллисто», «Смерть Актеона». Сейчас эти работы принадлежат музеям разных государств, однако «Даная» — лучшая из всех — составляет безусловную гордость коллекции Прадо. 

Согласно мифологии древних греков, Даная — дочь царя Аргоса Акрисия и его законной жены Эвридики, а кроме того — мать небезызвестного Персея. Однажды Акрисию, отцу Данаи, было предсказано, что он погибнет от руки сына собственной дочери.

..читать полностью 

Картина «Портрет кардинала», известная также под названием «Кардинал», была написана Рафаэлем Санти в 1510-11 г.г. и в настоящий момент является одним из безусловных украшений огромной живописной коллекции Музея Прадо в Мадриде. 

Как известно, Рафаэль — этот томный молодой человек весьма приятной наружности —  прибыл в Рим в 1508 году и быстро добился большого успеха у папы Юлия II — известного покровителя искусств, тратившего народные деньги не только на бесполезные увеселения.

Огромным плюсом папы Юлия являлось его несомненное чутье на настоящий талант, который он мгновенно разглядел в Рафаэле, сделавшись его покровителем и заказчиком…читать полностью

Конный портрет принца Бальтазара Карлоса был написан Веласкесом приблизительно в 1634 — 1635 г.г. и предназначался для размещения между конными портретами его родителей, над дверью на одной из меньших сторон Зала Королевств.

Это крупномасштабная вещь (211,5 х 177 см, холст, масло), и, должен сказать — одна из самых красивых картин, виденных мною за жизнь. Гармония и насыщенность цвета в «Конном портрете Бальтазара Карлоса», когда видишь эту картину вживую, заставляют открыть рот от восхищения, да так в этом состоянии и застыть, минут эдак не десять, если не все пятнадцать.

Поэтому, будете в музее Прадо в Мадриде, где находится «Конный портрет Бальтазара Карлоса» — ни в коем случае не пройдите мимо!..читать полностью

«Поклонение пастухов» принято считать последней работой Эль Греко, умершего 7 апреля 1614 года.  После смерти великого мастера картина, как и планировалось, была размещена над могилой художника, похороненного в в толедском монастыре Санто-Доминго Эль Антигуо. 

В затемненных  интерьерах, безусловно, являющих собой грот, Богородица держит на коленях младенца Иисуса, а Иосиф с тремя пастухами окружают их, глядя на новорожденного, как на величайшее чудо. Вся группу вместе с ангелами наверху мягко обтекает умиротворяющий и в то же время яркий свет, вызывая у зрителя ощущение непостижимого и радостного таинства.

До 1954 года картина висела в монастыре Санто-Доминго Эль-Антигуо в Толедо -обители, обеспечившей Эль Греко первым заказом на испанской земле — а затем была куплена государством Испании. Сегодня этот шедевр Эль Греко можно увидеть в Музее Прадо в Мадриде.

В музее Прадо картина величайшего мастера светотени Микеланджело Меризи ди Караваджо выставляется под названием: «Давид — победитель Голиафа» (масло, холст, 110,4 х 91,3 см). Картина написана приблизительно в 1600 г., и впоследствии Караваджо не раз еще возвращался к этому популярному во все времена сюжету.

Итальянский художник Микеланджело Меризи, более известный под именем Караваджо (так называется небольшой городок недалеко от Милана, откуда родом его семья), родился в 1571 году и умер в возрасте 39 лет в 1610 году. Караваджо оказал огромное влияние на все изобразительное искусство 17 века, ( в особенности, на испанскую живопись), и помог окончательно сформировать стиль барокко. Караваджо прославился широким и мастерским использованием светотени. Образы в его картинах характеризуются драматическим освещением, где свет намеренно сделан более ярким, а тени — более темными, чем в действительности. 

Итальянский художник оказал большое влияние  на Рубенса, Рембрандта, и, конечно же, на испанкое наше «всё» — Диего Велкаскеса. Веласкес, получивший образование в Севилье, где Караваджо пользовался огромным авторитетом, в первые годы своей жизни находился под особенно сильным влиянием миланского художника, а позже имел возможность учиться по оригиналам работ Караваджо во время своей первой поездки в Италию.

В картине Караваджо  «Давид и Голиаф», написанной на раннем этапе творчества художника, где-то между 1596 и 1600 годами, увлечение светотенью доведено до крайности: все, кроме тела Давида, огромной головы и правой руки Голиафа, скрыто в темноте. Кровь капает из раны на лбу Голиафа, и вы все еще можете видеть, как ладонь поверженного и обезглавленного только что великана сжимается судорогой в кулак.

Картина «Три грации» (221 х 181 см; холст, масло) была написана Питером Паулем Рубенсом в 1630-35 г.г. и в наши дни принадлежит обширной коллекции музея Прадо в Мадриде. 

Грации считались второстепенными божествами, но в этой великолепной работе Питер Пауль Рубенс делает их главными и вкладывает в работу все свое незаурядное мастерство. Три богини обнимают друг друга, образуя круг. Положение их ступней предполагает движение; они словно кружат в неспешном изящном танце — насколько вообще слово «изящество» применими к таким… скажем так, крепким девицам.

Три грации — очень личная картина. Рубенс писал ее для себя — что подтверждает тот факт, что на момент смерти художника она находилась в его персональной коллекции. Специалисты давно подметили, что грация слева обликом своим напоминает потреты второй жены художника, Елены Фурман.  Две других грации смотрят на нее, как старшие на младшую, и, похоже, приветствуют ее, принимая в свой избранный круг. ..читать полностью

«Мадонна с розой» — одна из пяти «мадонн Рафаэля», находящихся в коллекции Музея Прадо в Мадриде. Поистине, сокровища Прадо неисчерпаемы! Это одна из поздних мадонн Рафаэля, созданная приблизительно в 1518 году, «при участии (это почеркивается обязательно) его учеников».

Однако нужно признать: если это «участие» и имело место, то было незначительным: Рафаэль, так уж получилось, не воспитал больших мастеров. Самый известный из них, Джулио Романо, прославился в свое время циклом порнографических рисунков, скандал из-за которых вынудил его оставить Рим и переехать в Мантую. 

Всё это я к тому, что «Мадонна с розой» написана по большей части самим Рафаэлем — иначе невозможно было бы объяснить то магическое чувство, которое испытываешь при виде этой картины в оргинале…читать полностью

Франсиско Гойя получил заказ на «Маху обнажённую» от премьер-министра Испании Мануэля Годоя — и впоследствии пожалел о том, что взялся за его выполнение. Не стоит забывать: речь идет об Испании, где Инквизиция, доживавшая последние годы, не желала, тем не менее, сдавать свои варварские позиции. 

Картина была конфискована, а премьер-министр предстал перед судом, где вынужден был раскрыть имя художника. Гойе, таким образом, были предъявлены обвинения в безнравственности и создании «крайне неприличных и представляющих серьезную угрозу общественным интересам произведений искусства». 

Впрочем, совсем уж трагических последствий для Франсиско Гойи этот инцидент не имел: времена все-таки изменились, и художник, можно сказать, «отделался легким испугом». До сих пор не утихают споры о том, кто именно позировал художнику для «Махи обнажённой». В 19-ом столетии наибольшей популярность пользовалсь версия о том, что на картине изображена Мария Каэтана де Сильва, 13-ая герцогиня Альба, у которой, поговаривали, была любовная связь с харизматичным художником из Сарагоссы. 

«Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Интересно, что подлинное название этого грандиозного произведения (389 х 220 см) кануло в лету.

 «Садом земных наслаждений» триптих гораздо позже окрестили исследователи. Незвирая на многолетнее изучение работы Босха специалистами, ни одно из имеющихся на сегодняшний день толкований картины не признано единственно верным, поскольку использованная Босхом символика допускает множество прочтений. 

Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, давно уже «разобрали на цитаты» и повсеместно приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое воображение художника проявляет себя в полной мере. 

Благодаря, главным образом, «Саду земных наслаждений» Босха считали «своим» сюрреалисты: замысловатость мрачных образов однозначно указывает на то, что Босх при работе над картиной пристально вглядывался в глубины собственного подсознания, ибо придумать изображенное им, находясь в состоянии здравого ума и трезвой памяти — решительно незвоможно. ..читать полностью

Мало найдется в истории мировой живописи произведений, которых были бы столь же единодушно расхвалены как критиками, так и коллегами Веласкеса по цеху. Так, Лука Джордано называл «Менины» «теологией живописи», Томас Лоуренс, президент Королевской академии художеств — «подлинной филисофией искусства». Сегодня общепринято мнение, что «Менины» — не только наивысшее достижение Веласкеса как художника, но и выверенная до мелочей демонстрация пределов живописи вообще. 

В 1957 Пикассо написал, ни много ни мало, 58 различных собственных интерпретаций этой картины, которые можно увидеть в Музее Пикассо в Барселоне. Сальвадор Дали, бывший, как известно, самым преданным поклонником Веласкеса, на протяжении всей карьеры возвращался к «Менинам» множество раз, дав немалое число своих версий «Менин». 

Веласкес написал эту картину в 1656 году, в период правления Филиппа IV, предпоследнего монарха династии Габсбургов. Прошло более десяти лет (1643 г.) с момента отставки графа-герцога Оливареса (главного доверенного лица короля, по сути, управлявшего государством) и восемь лет (1648 г.) окончания Тридцатилетней войны, закончившейся подписание разрушительного для Испании Вестфальского мира, усугубившего кризис, в котором пребывало Королевство Испания…читать полностью

В  драгоценных россыпях коллекции Прадо легко потеряться — вот почему мы рекомендуем воспользоваться услугами грамотных профессиональных гидов и заказать экскурсию по музею, в ходе которой Прадо раскроется перед вами во всей своей чарующей полноте:

Музей Прадо: 16 самых известных картин музея

Приехать в Мадрид и не сходить в музей Прадо, это как побывать Петербурге и не посетить Эрмитаж. Как гулять по Парижу и обходить Лувр десятой дорогой.

Именно в Прадо находится самая большая в мире коллекция картин Гойи, Босха, Рубенса, Эль Греко, Веласкеса, Тициана. Сам Пикассо был директором этого музея. К тому же, он входит в двадцатку наиболее посещаемых музеев мира.

Архитектор Хуан де Вильянуэва спроектировал в 1785 году здание, которое мы знаем сегодня как музей Прадо. Изначально целью его строительства была будущая штаб-квартира Королевского кабинета естественной истории.

Судьбе музея способствовала Изабель де Браганса, вторая жена Фердинанда VII, любившая культуру и искусство. Однако, ей не суждено было увидеть инаугурацию в 1819 году, так как незадолго до этого события она умерла.

Коллекция музея Прадо состоялась, благодаря энтузиазму испанских королей, которые с 16 века приобретали произведения искусства со всей Европы. В музее собраны в основном картины великих испанских художников, но также представлены полотна фламандских мастеров и произведения итальянского Возрождения.

Эти шедевры восхитят любого, даже далёкого от живописи человека.

 16 грандиозных картин музея Прадо, которые изумляют

1. «Менины» (1656 г.), Диего Веласкес.

Это была любимая картина Сальвадора Дали. Художник изображает повседневную сцену создания портрета испанских монархов. Вместе с самим Веласкесом мы наблюдаем инфанту Маргариту и менин, в сопровождении лежащей собаки. Король и королева отражаются только в зеркале, видимом в задней части комнаты.

2. Триптих «Сад земных наслаждений» (1490-1500), Босх.

 Собственно, только ради этой загадочной картины, можно приходить в Прадо. Именно около неё собирается огромное количество людей. Триптих был выполнен в 1490-1500 гг. Если триптих закрыт, можно увидеть черно-белое изображение Земли. Это библейская сцена изображает третий день сотворения мира. При открытии створок предстают три панели: Рай, Грех Прелюбодеяния и Ад. Ученые всех времен пытались выяснить значение триптиха, но удовлетворительного объяснения так и не нашли.

3. «Расстрелы 3 мая» (1814 г.) Франсиско Гойя.

2 мая 1808 года в Мадриде произошли восстания против наполеоновских войск. Спустя шесть лет Гойя запечатлел эти события в двух полотнах: “2 мая 1808 г в Мадриде” и “Расстрелы 3 мая”.

По накалу, экспрессии и композиции именно “Расстрелы 3 мая” считают величайшим творением Гойи. На картине задокументирована казнь повстанцев в Мадриде в 1808 году. На переднем плане фигура в белом поднимает руки, как распятый Христос. Она станет символом патриотизма испанцев. Рядом другой мужчина яростно смотрит на войска. Кто-то сжимает кулаки в гневе, а кто-то в ужасе закрывает лицо.

4. Сатурн, пожирающий своего сына (1820-1823), Франсиско Гойя

 В этом легендарном произведении экспрессионисты и сюрреалисты увидели начало современного искусства.  На картине обезумевший Сатурн пожирает своего сына из страха быть свергнутым. Она является частью «Черных картин», цикла из 13 настенных работ, украшавших дом Гойи. На картине Гойя запечатлел свои кошмары, не беспокоясь о реакции публики.

5. «Рыцарь с рукой на груди» (1580 г.), Эль Греко

 Личность главного героя этого портрета была предметом долгих споров: некоторые ученые видели в нем Мигеля де Сервантеса, хотя скорее всего это — Хуан де Сильва.  Как бы то ни было, главный герой — квинтэссенция испанского аристократа, одетого в соответствии с требованиями моды 17 века.  Свет выделяет его меланхоличное лицо и жест руки на темном фоне.

6. «Автопортрет» (1498 г.) Альбрехт Дюрер.

Дюрер — выдающийся немецкий художник эпохи Возрождения. Он написал автопортрет в 1498г. сразу после возвращения из поездки в Венецию.  Именно в Италии он изучил приёмы портрета с окном. Художник изображает себя кавалером с гордой осанкой и в элегантном платье на фоне идеального пейзажа, который можно увидеть через открытое окно.

7. «Кардинал» (1510-1511), Рафаэль

Это один из самых удачных портретов Рафаэля.  Работа отличается естественностью, элегантностью и аристократической дистанцированностью изображаемого кардинала на службе Юлия II.  Выделяются изысканные хроматические контрасты и свет, формирующий формы и поверхности.

8. «Конный портрет Карла V» (1548 г), Тициан

Конный портрет императора Карла V был сделан Тицианом в ознаменование победы имперских войск над протестантами при Мюльберге. Хотя композиция кажется простой, она скрывает сильный символизм, поскольку показывает монарха в его двойном качестве христианского рыцаря и наследника римской имперской традиции.

9. «Снятие с креста» (1433-1438 гг), Роджер ван дер Вейден

Эта работа влиятельного художника из Фландрии 15 века Роджера ван дер Вейдена, написана для церкви города Лувена в Бельгии. В 1555 году её купила Мария Австрийская, сестра императора Карла V. Так этот шедевр оказался в Мадриде.

Картина посвящена боли Девы Марии после смерти ее сына Иисуса. Синий цвет мантии Марии — один из чистейших лазуритов, использовавшихся во фламандской живописи того времени. Картина настолько большая, что персонажи нарисованы практически в натуральную величину.

10. «Три грации» (1630 -1635 гг), Питер Пауль Рубенс

Эта работа показывает технику позднего Рубенса.

Говорят, что здесь Рубенс написал портрет своей второй жены Хелены Фурмент или фрагменты лица своей жены Изабеллы Брант.  Другие специалисты считают, что присутствуют лица обоих, Хелена – блондинка слева от картины, а Изабелла — справа.  Это зрелая работа, в которой автор отдает дань уважения женщинам, которых он любил.

11. «Суд Париса» (1639 г.) Питер Пауль Рубенс

Произведение оказало важное влияние на испанское барокко, в котором Рубенс — основной ориентиром.

Художник описывает момент, когда Парис, сын царя Трои, берёт яблоко, которое даёт ему Меркурий, как приз самой красивой богине. Гера, Афина и Афродита пытаются подкупить его, предлагая разные дары.

12. «Обнаженная маха» (1797–1800 гг. ), Франсиско Гойя

Гойя пишет картину во времена Инквизиции. Это было своего рода революцией. Эта картина,  вместе с сопровождающей её «Одетая маха» представляют собой два самых противоречивых произведения автора. До сих пор неизвестно, кто был моделью художника. Герцогиня Альба или другая женщина?

13. «Конный портрет Филиппа VI» (1630 г.), Диего Веласкес

Портрет находится в самом посещаемом овальном зале музея. В этом зале представлены все эпохальные работы Веласкеса, в том числе и «Менины». Эта картина была создана для Большого Зала Правителей дворца Ретиро.

14. “Новелла о Настаджо дельи Онести” (1483 г.), Сандро Боттичелли.

Для многих Сандро Боттичелли — один из самых выдающихся художников эпохи Возрождения.  Среди его работ есть серия из четырёх картин, посвящённых Настаджо дельи Онести, легенде описанной в ” Декамероне” Бокаччо. Тема рассказа, представленная на этих панелях, была взята из восьмой новеллы Пятого дня Декамерона «Ад жестоких любовников». Речь идет о легенде о юном Настаджио, молодом человеке из Равенны, которого отвергла возлюбленная. Тема неблагодарной женщины здесь трактуется по схемам того времени.

15. “Триумф смерти” (1562–1563 гг.), Брейгель старший

Картина была написана этим известным фламандским художником в 16 веке.

Сложно найти картину более пугающую, чем эта. Объект, его обработка, цвета, светотень и множество ужасных сцен производят шокирующее впечатление. Картина имеет морализаторскую цель, она направлена ​​на то, чтобы заставить нас осознать быстроту жизни, бесполезную суету человеческих дел и приход смерти рано или поздно.

16. «Портрет семьи Карла IV» (1800–1801 гг.),  Гойя

Гойя по праву считается выдающимся портретистом во всей истории мировой живописи.

В центре картины стоит королева Мария Луиса Пармскся с детьми. Король изображён справа. В голубом костюме слева находится их наследник Фердинанд. Создаётся впечатление, что картина светится и сияет от блеска украшений, которые так правдоподобно выписал Гойя. Когда смотришь на картину издалека, то члены королевской семьи кажутся живыми.

Эта лишь часть картин музея Прадо, рассматривая которые можно забыть о времени. Приходите и убедитесь сами.

как найти в Мадриде, карта, картины музея Прадо

   Всемирно известные музеи Испании представляют большой интерес для любителей художественных и скульптурных коллекций со всего мира уже много лет. В Мадриде находится один из самых старых и значимых музеев Европы — музей Прадо. Изначально это был королевский музей, который вскоре был переименован в Национальный музей живописи и скульптуры, а затем получил и свое сегодняшнее название Прадо. Впервые музей открыл двери для публики в ноябре 1819 года.

   Здание музея – выдающийся образец архитектурного искусства построено по проекту Хуана де Вильянуэва, выдающегося архитектора тех времен, в 1785 году как дом естественных наук для Карла III. При правлении его внука Фердинанда VII, который по многочисленным просьбам его жены королевы Марии Исабель де Браганса, решил создать в нем Королевский музей живописи и скульптуры.

   Коллекция состоит из примерно 7600 картин, 1000 скульптур, 4800 и 8200 отпечатков рисунков, а также широкий ассортимент декоративных предметов искусства и исторические документы. В залах выставлено около 1300 работ, остальные хранятся на складах и государственных хранилищах. Недавно музей открыл новые залы, и теперь общая площадь составляет 58 тыс. кв. м. Расширение проводится и будет проводиться в дальнейшем для того, чтобы выставлять на обозрение посетителей максимально возможное количество работ.

   В коллекции музея одно из самых полных собраний работ европейских школ искусства: испанская (главным образом), фламандская, итальянская, голландская, германская и британская. В выставочных залах можно увидеть работы таких мастеров как Гойи, Босха, Берругете, Мурильо, Эль Греко, Боттичелли, Рафаэля, Тициана, Веласкеса, Сурбарана и огромное множество других. Стоит отметить, что в именно Мадридский музей Прадо обладает наиболее полными собраниями работ этих авторов.

   В разное время, в качестве пожертвований, музею было даровано большое количество шедевров. Среди них картина «Черные картины» Гойи, подаренная бароном Эмилем Дерлангер в 1881 году.

   В последние годы коллекция пополнилась покупкой таких работ как «Fable» и «Бегство в Египет» Эль Греко, в 1993 и 2001 годах, «графиня де Chinchón» Гойя в 2000 году и «Парикмахер папы» Диего Веласкеса в 2003 году.

   Закрыт Прадо всего три дня в году и его ежегодно посещают более 2 млн. человек.

Картинные галереи и художники — Национальный музей Пра́до

Национальный музей Прадо, расположенный в столице Испании Мадриде, является одной из крупнейших художественных галерей мира.
Здание, в котором сегодня находится музей, было построено в 1785 г. по проекту архитектора Хуана де Вильянуэва (Juan de Villanueva).
В 1809 г. король Испании Иосиф Наполеон (José I Bonaparte) издал указ об учреждении Музея живописи. Официальная церемония открытия Королевского музея состоялась в 1819 г.  и к 1843 г. его коллекция насчитывала около 1949 произведений искусства.
В настоящее время художественный фонд музея составляет более 7600 картин и около 13000 рисунков и эстампов. Помимо картин музей располагает большой коллекцией предметов декоративно-прикладного искусства и исторических документов.
Музей Прадо обладает самым значительным собранием испанской живописи в мире, насчитывающим более 4 800 картин от романского периода до XIX в. и включающей самые полные коллекции произведений Эль Греко, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи.
В картинной галерее музея экспонируются произведения выдающихся европейских мастеров и, в том числе, работы Иеронима Босха, Питера Брейгеля Старшего, Рафаэля Санти, Тинторетто, Паоло Веронезе, Питера Пауля Рубенса, Рембрандта, Антониса Ван Дейка, Никола Пуссена, Клода Лоррена, Антуана Ватто.
Основан: 1809
Адрес: Paseo del Prado, s/n, 28014 Madrid, Испания
Работает: понедельник-суббота: 10:00-20:00; воскресенье: 10:00-19:00
Вход: платный
Официальный сайт Национального музея Прадо
В трех разделах данной коллекции представлено 203 картины из собрания Национального музея Прадо
Раздел 1. Испанская живопись (63 картины). Показаны работы Хуaна де Флaндеса, Луиса де Моралеса, Алонсо Санчеса Коэльо, Франсиско Рибальта, Хосе де Рибера, Франсиско Сурбарана, Диего Веласкеса, Алонсо Кано, Бартоломе Эстебана Мурильо, Франсиско Гойя, Хоакина Соролья.
Раздел 2. Живопись XV-XVII в. в. (63 картины). Показаны работы Рогира ван дер Вейдена, Робера Кампена, Ганса Мемлинга, Иеронима Босха, Альбрехта Дюрера, Лоренцо Лотто, Рафаэля Санти, Тициана, Бернарта Орлея, Питера Брейгеля Старшего, Аннибале Карраччи, Яна Брейгеля, Корнелиса де Воса.
Раздел 3. Живопись XVII-XVIII в. в. (77 картин). Показаны работы Бернардо Строцци, Питера Пауля Рубенса, Франческо Альбани, Никола Пуссена, Антониса ван Дейка, Давида Тенирса Младшего, Каспара Нетшера, Джованни Баттиста Тьеполо.

Работы испанских художников из собрания музея Прадо

Музей Прадо в Мадриде. Испания по-русски

Музей изобразительного искусства Прадо считается одним из самых крупнейших и значимых не только в Испании, но и во всей Европе. Ежегодно Прадо посещают около 2 миллионов туристов. В его коллекции хранится самое большое в мире количество произведений испанской живописи и скульптуры, собранных на протяжении нескольких столетий.

Музей был официально открыт 19 ноября 1819 года, и хотя основательницей является Изабелла Браганская, жена короля Фердинанда VII, история коллекции началась гораздо раньше. Первым монархом, который пожелал сохранить художественные ценности и передать в наследство, был Карл V (1500–1558). В те времена коллекция была доступна только для знати, и лишь небольшая часть на религиозную тематику – для широкой публики. Уже позднее, в 1785 году, было отведено место для публичного музея в большом парке Прадо, по имени которого и был назван музей.

Сегодня коллекция насчитывает более 8000 картин, но из-за нехватки места выставлено лишь около 2000 работ. Помимо картин собрание включает более 400 скульптур и многочисленные драгоценности.

Первоначально музей задумывался как выставка работ испанских художников, но постепенно экспозиция расширялась. Сейчас Прадо располагает собранием итальянских, фламандских, немецких, нидерландских, и французских мастеров. Испанская школа в Прадо представлена наиболее полными собраниями Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко. Например, только коллекция Гойи насчитывает около 30 полотен, расположенных в хронологическом порядке и охватывающих все периоды его творчества. Также можно увидеть развитие испанской живописи, начиная с XII века: средневековые фрески, готика, искусство Ренессанса и реалистические картины XIX века.

  

Среди немецких художников следует отметить работы Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. Итальянская школа представлена такими знаменитыми мастерами, как Сандро Боттичелли, Рафаэль, Тициан и многие другие. А одним из главных шедевров фламандской школы является картина Босха «Воз сена».

Кроме того, в Музее периодически проводятся выставки из различных коллекций со всего мира. Картины из Прадо также экспонируются на выставках в других странах.

    

Музей Прадо открыт для посещения  со вторника по воскресенье с 9 до 20 часов, включая праздничные дни. Цена билета составляет 8 евро, однако существует система скидок, а также часы и дни бесплатного входа. Есть возможность приобрести групповой абонемент или заказать экскурсию. Также к услугам посетителей работают кафе «Прадо» и магазин сувениров и книг.  Билеты можно приобрести непосредственно в кассах музея или же предварительно заказать через интернет на официальном сайте.

  • Официальный сайт музея: www.museodelprado.es
  • В том числе информация на русском языке: www.museodelprado.es/ru
  • Адрес музея Прадо: улица Руис де Аларкон, 23, Мадрид.
  • Проезд: метро Banco de España, Atocha, автобусы №9, 10, 14, 19, 27, 34, 37, 45.

Если вы собираетесь в Испанию, непременно уделите несколько дней ее столице – не пожалеете. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски», и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии с лучшими гидами страны.  

Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!

 

Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.

+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]

Статья оказалась полезной?