Памятники великого новгорода: Топ 30 — памятники Великого Новгорода

Содержание

Топ 30 — памятники Великого Новгорода

Великий Новгород – город древний, в котором чтят историю и русские традиции. Сохранившиеся архитектурные объекты прошлого особенно живописно смотрятся на фоне реки. Памятники округи способны рассказать о важных этапах развития и людях, которые стояли за великими свершениями. Великий Новгород подарил стране полководцев, деятелей искусства и дипломатов.

Никто из прославленных земляков не забыт и отмечен бюстами, стелами, монументами. Но есть и исключения: инженер Ползунов с городом не связан, но удостоился памятника, чтобы стать стимулом для молодёжи осваивать технические специальности. Помимо исторических и именных памятников на улицах встречаются арт-объекты. Один из любопытных – «Кошки, охотящиеся на голубей», установлен прямо на карнизе жилого дома.

Список самых известных памятников и скульптур города.

«Тысячелетие России»

Открытие приурочили к соответствующей памятной дате. Мероприятие состоялось в 1862 году, и на нём присутствовал Александр II. Высота памятника – 15 метров. В композиции работы Михаила Микешина нашли отражение важные для государства символы – вечевой колокол и шапка Мономаха. Памятник разделён на уровни, каждый из которых олицетворяет три ключевых для России понятия – православие, самодержавие и народность.

Читайте также: 45 главных достопримечательностей Великого Новгорода.

Монумент Победы

Установлен на берегу Волхова у южных стен кремля в 1974 году. Памятник посвящён 30-ой годовщине освобождения города от фашистов. На первом плане монумента – конный воин. Под брюхом лошади – искорёженная свастика. Позади – башня с барельефами, ладьёй на вершине и военными атрибутами. Внутри башни есть винтовая лестница, но сейчас вход закрыт. Монумент находится на трёхметровой широкой платформе.

Стела «Город воинской славы»

Открытие состоялось в 2010 году. В центре площади стоит гранитная колонна, увенчанная гербом страны. На её постаменте начертан текст указа президента о присвоении Великому Новгороду статуса города воинской славы. По углам площади красуются маленькие стелы с барельефами. На них изображены четыре исторических периода: Древняя Русь, Московское царство, Российская империя и Новейшая история.

Памятник авиаторам Волховского фронта

За время Великой Отечественной войны на Волховском фронте погибло более 600 лётчиков. В память о них и о тех, кто выжил, в 1985 году открыли памятник. На церемонии присутствовал генерал Журавлёв – Герой СССР, который с 1941 года командовал здесь военно-воздушными силами, в 1944 возглавлял армию, освободившую Великий Новгород. Памятник сделан в виде взмывающего в небо самолёта.

Памятник Александру Невскому

Открыт в 1985 году на правом берегу Волхова. Автор проекта – Ю. Чернов. С именем Невского связано немало славных страниц в истории города. Даже рядом с памятником есть несколько объектов, носящих имя Невского, например, мост и набережная. Изображён полководец и государственный деятель в полный рост. На его плечи наброшена накидка, издали напоминающая крылья. Это придаёт памятнику ещё большую символичность.

Памятник С. В. Рахманинову

Расположен в черте кремлёвского парка с 2009 года. Создан именитым скульптором А. И. Рукавишниковым. Высота памятника – 3,6 метра, а вес – около 3 тонн. Композиция представляет собой широкий гранитный постамент, фигуру Рахманинова и скамейку, на которою он опирается. До берега Волхова – рукой подать, а территория вокруг преобразилась после установки памятника. Рядом посадили кусты сирени, которые любил композитор.

Памятник В. И. Ленину

В настоящее время площадь, где в 1928 году установили монумент, называется Победы-Софийская. Проект скульптора Н. Шильникова и архитектора Д. Осипова – один из первых памятников Ленину в стране. Его лично утверждал Луначарский, а живописное место выбрали из-за любви вождя мирового пролетариата к природе. Однако во время войны скульптура исчезла. Её заменили в 1956 году новым памятником работы Д. Щварца.

Памятник Лёне Голикову

Бюст молодого партизана будто вырастает из пьедестала. В руках у него винтовка, а на голове ушанка с небрежно оттопыренным одним «ухом». Голиков проявил себя во время войны. Он действовала не только в Новгородской, но и в Псковской области, за свою доблесть не раз получал различные медали и ордена. В 1944 году был посмертно возведён в число Героев СССР. Сам памятник можно найти около здания администрации города.

Памятник Петру I

Заменил мемориал жертвам политических репрессий в 2009 году. Памятник стал подарком городу от архитектора Ю. Романенко по случаю 1150-летия города. Высота – 2,25 метра, а лицо императора создавали по отпечатку его посмертной маски. Пётр I оказал влияние на развитие Великого Новгорода. По его приказу возвели бастионы вокруг местного кремля, а также здесь основали парусную мануфактуру.

Бюст Александру Невскому

Появился на Торговой стороне после Великой Отечественной. Белоснежный бюст полководца создал З. Азгур – народный художник СССР, белорусского происхождения. В 1995 году изящный памятник перенесли на площадь перед железнодорожным вокзалом. Александр Невский внёс существенный вклад в развитие Великого Новгорода. В честь него названо несколько городских объектов, а также установлен ещё один памятник на набережной.

Памятник Новгородскому ополчению 1812 года

Установили перед зданием Манежа в 2012 году. Хотя современный памятник создал А. Руковишников, его работа – попытка воссоздать оригинальный монумент на туже тему, разрушенный во время войны. Архитектором первого памятника был П. Брюллов. Четырёхгранный тёмный обелиск сделан из гранита. На вершину водрузили золотого двуглавого орла. Достопримечательность выглядит скромно, но в деталях оформления много смысла.

«Уставшая девушка-туристка»

Открыт в 2009 году. Церемонию приурочили к 1150-летию города. Памятник весит порядка 150 кг и изготовлен из бронзы. Авторство принадлежит художнику Вадиму Боровых. Уставшей эту туристку называют из-за позы памятника: девушка не только присела отдохнуть, но и сняла обувь. У местных жителей есть поверье: если кинуть монетку в туфельку с некоторого расстояния и попасть, то обязательно в скором времени повезёт.

«Огонь Вечной славы»

Мемориал расположен в периметре новгородского Детинца с 1965 года. Над его созданием работала группа художников из Санкт-Петербурга. Ранее на этой территории существовало два отдельных захоронения. Одно датировалось 20-30-ми годами прошлого века, а второе появилось в годы Великой отечественной. Их решили объединить общим надгробием. Вечный огонь зажгли от факела с Марсового поля.

Обелиск в честь подвига И. С. Герасименко, А. С. Красилова и Л. А. Черемнова

Находится на Ярославовом дворище с 1957 года. Три героя – сержант и два рядовых – отдали свои жизни, чтобы приблизить победу над оккупантами. Они стали героями СССР посмертно. Памятник выглядит, как усечённая пирамида. На гранях – ребристые звёзды, а лицевой стороне – табличка с выходными данными и с напоминанием потомкам о подвиге солдат Красной армии. Автор проекта – Людмила Ашихмина.

Памятник Петру и Февронии

Инициатором установки памятника стал настоятель Покровского собора. Около этого храма есть сквер, там памятник и находится с 2012 года. Причисленные к лику святых супруги Пётр и Феврония изображены в полный рост, на заднем плане у них православный крест. Высота фигур – 3,3 метра. Композиция отлита из бронзы и стоит на гранитном постаменте. Памятник – символ супружеской любви и верности.

«Медведь на скамейке»

Стоит на набережной Александра Невского с 2007 года. Создатель – В. Боровых. Рядом с медведем на лавочке есть свободное место, что мотивирует людей сесть рядом и сделать фото. Летом тут можно увидеть очередь. Зимой медведя переносят в близлежащий торговый центр. У памятника нет предыстории, но в шутку ходит присказка, будто косолапый пришёл из леса, ему понравились виды кремля и реки, и он решил остаться.

Памятник патриарху Алексию II

Торжественно открыт в 2013 году и располагается на территории Зверина-Покровского монастыря. Автор памятника – А. Крайнов. Работа над бюстом заняла порядка шести месяцев. Общественность и представители РПЦ хотели отметить вклад патриарха в восстановлении позиций православия в России и в мире. Также по инициативе Алексия II Новгородская епархия стала вновь самостоятельной и получила в своё распоряжение ряд объектов.

Памятник И. Т. Коровникову

Дата установки – 2015 год. Местоположение – пересечение одноименной улицы и проспекта А. Корсунова. Автор бюста – В. Боровых. Коровников – почётный житель Великого Новгорода. Он снискал славу на полях Великой Отечественной. В частности, Иван Терентьевич командовал Новгородской армейской группой войск. Удостоен множества наград, включая орден Ленина и 2 ордена Красной звезды.

Монумент воинам-интернационалистам

Торжественное открытие состоялось в 1997 году. Изначально был посвящён новгородцам, погибшим в Афганистане. Со временем стал считаться мемориалов в честь всех солдат, не вернувшихся из заграничных военных кампаний. Но на постаменте сохранилась надпись: «Афганистан болит в моей душе». В 2011 году памятник отреставрировали за счёт неизвестного мецената, а территорию вокруг привели в надлежащий вид.

«Садко»

Композиция за авторством Б. Гурина стоит около одноименной гостиницы. Изначально в 2009 года Садко поместили в Ярославовом Дворище, но в исторический вид памятник не вписался и вскоре переехал. Хотя Садко – персонаж былинный, у него мог быть реальный прототип – Сотко Сытинец. Он построил на территории кремля в 1167 году церковь. В Великом Новгороде помимо памятника есть ещё и фонтан «Садко и царевна Волхова».

Памятник Д. М. Балашову

Фонд, связанный с именем писателя, долгое время искал возможность установить ему памятник. Это произошло только в 2017 году. Дмитрий Балашов – почётный гражданин города, соратник Гумилёва и самостоятельный литератор. Бюст на высоком постаменте находится на въезде в Великий Новгород со стороны Москвы. В народе небольшой сквер с памятником уже называют Балашовским. Ведутся переговоры о его официальном переименовании.

Памятник И. И. Ползунову

Иван Ползунов не имеет непосредственного отношения к Великому Новгороду. Однако инженер внёс большой вклад в развитие страны. Одно из его изобретений – универсальный паровой двигатель. Предприятие «Теплоэнерго» в 2011 году решило проспонсировать создание памятника Ползунову, чтобы у молодого поколения был перед глазами достойный пример, а интерес к технической сфере повышался.

Древние колокола Великого Новгорода

Необычные памятники, больше напоминающие выставку. Установлены около звонницы Софийского собора или непосредственно в ней. Место знаковое: здесь встречали героев Полтавской битвы. Главными в экспозиции является уже отслужившие своё колокола. Так один из них весит 100 пудов, был отлит в 1589 году и подарен Борисом Годуновым Духову монастырю. Есть и настоящие тяжеловесы, например 1614 пудовый колокол.

Памятник адмиралу Путятину

В рамках празднования 1155-летия российской государственности в 2017 году открыт памятник Путятину. Евфимий Васильевич был не только адмиралом, но и занимался делами страны в качестве дипломата. Путятин – уроженец Великого Новгорода. Поэтому так важен для местного исторического общества. Деньги на бюст собирали с помощью благотворительных организаций и частных пожертвований. Автор проекта – С. Серёжин.

Памятник В. А. Кочетову

Писатель удостоился памятника в 1984 году. Изначально он находился на улице, названной в честь Кочетова, а потом был перенесён на бульвар Юность. В 2012 году бюст, «вырастающий» из массивного постамента, вернули на историческое место. Всеволод Анисимович – уроженец Великого Новгорода, прославлявший малую родину на всех этапах творчества. Автором монумента в его честь выступил скульптор Б. Едунов.

«Кошки, охотящиеся на голубей»

Скульптурная группа установлена в 2009 году на карнизе обычного жилого дома по улице Федоровский ручей. Три тёмные кошки и пара голубей изготовлены в натуральную величину и выглядят максимально реалистично издали. Кажется, будто одна из кошек сейчас прыгнет за своей добычей. По неизвестной причине, местные жители наделили фото композиции способностью приносить удачу в карьере.

«Монтер и кошка»

В 2010 году в сквере у политехнического колледжа появился необычный столб. На него взбирается электрик, сделанный из стеклопластика и меди, чтобы снять кота. Местные жители называют памятник «Глаза в глаза», так как человек и животное доверительно смотрят друг на друга. Автор композиции – известный новгородский скульптор В. Боровых. Проект призван призвать людей к доброте и сочувствию.

«Рисующий мальчик»

Скульптуру поместили около пешеходного моста на набережной Александра Невского в 2010 году. Бронзовый юный художник сидит на маленьком стуле и зарисовывает на мольберте местные пейзажи. Его положение позволяет устраивать туристам забавные фотосессии около памятника. Место для установки выбрали из-за распространённой практики художественных школ города отправлять сюда учеников для зарисовки кремля.

«Ганзейский знак»

Появился на территории Ярославова дворища в 2009 году. Памятник посвящён Ганзейскому торговому союзу. В него входят города из 16 стран. А своим названием союз обязан предшественнику, который прекратил своё существование ещё в середине XVII века. Вид памятника можно отнести к абстракции, хотя особо внимательные туристы смогут разглядеть в его образе силуэты двух парусных судов, скреплённых намертво.

«Птица Сирин»

Местом установки в 2012 году необычной скульптуры выбрана набережная Александра Невского. Автор памятника – новгородский скульптор В. Смирнов. Сирин – мифическое существо, наделяемое разными рассказчиками противоположными качествами. То эта птица была схожа с Сиренами и несла беду, то, напротив, выступала защитницей. Не все жители знают, о смысле памятника и называют его просто – «Чудо в клетке».

Изготовление памятников в Великом Новгороде

На сегодняшний день существует огромный выбор дешевых надгробий из искусственных материалов, дерева, железа. Однако все большее число покупателей выбирают памятники из натурального сырья, а именно из гранита. Это решение обусловлено высокими качественными характеристиками, сроком службы и презентабельным внешним видом природных камней.

Что такое компания “Данила-Мастер”

Наша гранитная мастерская занимается оказанием ритуальных услуг с 1997 года. Сейчас мы без преувеличения можем себя назвать одной из крупнейших камнеобрабатывающих фабрик в России. “Данила-Мастер” – это самостоятельное производство надгробий, включающее в себя все этапы этого сложного и ресурсоемкого процесса. Наша компания имеет такие отличительные особенности, как:

памятники из натурального карельского гранита – добыча камня ведется в Карелии высокотехнологичным способом, позволяющим сохранять природную целостность и твердость материала

гарантия на изделия 25 лет – мы обладаем собственной каменоломней и отбраковываем на месте добычи непригодный гранит. В производственный цех доставляется только лучшее сырье. Мемориалы изготавливаются строительным оборудованием по современным технологиям и под тщательным контролем опытных специалистов. Поэтому мы уверены в высоком качестве своих изделий и можем давать такие высокие гарантии

демократичные цены на все товары и услуги – большие объемы продаж и отсутствие подрядчиков в производственной цепочке – залог доступной стоимости надгробий. Мы постоянно проводим акции, распродажи и скидки для своих клиентов

большой ассортимент товаров на любой вкус – за более, чем 20 лет своего существования и развития мы выпустили в производство более 300 моделей надгробий. Все они имеют разные цены, размеры, формы и смысловые предназначения. Но их объединяют высокие эксплуатационные характеристики и фантастический срок службы. Они способны сохраняться в неизменном виде около 500 лет

многочисленные офисы по всей стране – мы хотим быть более доступными для клиентов в разных, даже самых удаленных от цивилизации деревеньках. Для этого мы открыли свои представительства почти в каждом районном центре и множестве крупных городов. В Великом Новгороде тоже есть офис нашей компании с коллекцией выставочных образцов, модели которой доступны для покупки

возможность покупки надгробия, не выходя из дома – для категории граждан, которые не имеют возможности или просто не хотят тратить время на поездку в офис, мы наладили систему онлайн-заказа памятника. Не надо бояться оформления мемориала через Интернет. С нами это безопасно, удобно и просто. Достаточно лишь выбрать в каталоге оптимальный вариант комплекта и отправить форму связи (что и называется оформить предзаказ). После этого с Вами свяжется персональный менеджер по онлайн-заказам и будет вести выполнение работ до момента передачи готового надгробия в руки заказчика

ответственность перед клиентом по Договору – мы не бросаем слов на ветер и не даем пустых обещаний. Чтобы клиент не сомневался в нашей серьезности, работаем только по Договору, в котором проставлены этапы и сроки выполнения заказа, а также условия сотрудничества

неизменная цена работ заказа – Вы знаете, что есть фирмы, которые практикуют повышение стоимости конечного изделия по мере выполнения работ? Сначала заявляют одну цену, а по окончании работ – существенно повышают ее. Они объясняют это тем, что ценник рынка не стоит на месте. Мы так непорядочно не поступаем! Цена заказа оговаривается в договоре и остается неизменной

бесплатная и безопасная доставка до офисов и районных центров — гранитные надгробия имеют очень большой вес, что усложняет их перевозку. Транспортировка осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки крупногабаритных грузов. Чтобы передать заказчику готовое изделие в целостности и первозданном виде, товар упаковывают в несколько слоев и устанавливают на специальные поддоны. Они обеспечивают непоколебимость и герметичность гранитной конструкции во время всего пути

Установка памятного надгробия

К данному вопросу многие почему-то относятся поверхностно и несерьезно. Что-то вроде: «Да ладно, сами установим, никуда он не денется». Но случиться может всё что угодно. Например, монумент упадет и расколется. Да так, что станет вовсе непригодным. И все былое великолепие за немалую сумму денег Вам придется оплачивать и изготавливать заново. Нерадостная перспектива, не правда ли?

Многое зависит от качества монтажа ритуального мемориала, особенно гранитного, у которого даже самая простая модель стандартных размеров весит уже 100 кг. В частности, от этого зависит вид захоронения в целом и конечный срок службы изделия. Поэтому, если Вы сами никогда не занимались даже чем-то приближенным к установке надгробий – обратитесь к профессионалам.

В нашей компании монтаж осуществляется опытной бригадой сотрудников, знающих о данной услуге все. Установка в основном происходит двумя способами: на бетонное основание и бетонную подушку. Какой метод будет применен в конкретном случае, зависит от веса и размера комплекта, а также состояния почвы места захоронения. На конечный результат работ мы даем гарантию сроком на 1 год. Но сразу спешим заверить Вас в том, что все наши изделия служат памятным символом долгие десятки лет.

У нас Вы можете заказать модели самых разных форм – от классических прямоугольных до авторских резных и элитных. Все памятники на могилу представлены в каталоге. Также у Вас есть возможность до момента оформления заказа оценить качество наших работ. Сделать это можно, посетив офис компании в своем городе. Если образцы в каталоге и офисе не придутся Вам по вкусу, мы возьмемся за индивидуальный проект по новым эскизам. Связаться с нами для бесплатной консультации можно по указанным номерам телефонов или отправив форму обратной связи, указав контакты и удобное время для звонка.

Виды памятников

Мрамор против гранита

Ценообразование

Посмотреть все видео

Памятники Византии Великого Новгорода — Святыни неразделённого христианства

Мини-маршрут «Святые Кирилл и Мефодий на новгородской земле» разработан сотрудниками Новгородского государственного объединенного музея-заповедника .

Содержание

Детинец, Софийский собор
тер. Кремль, 11, Великий Новгород, Новгородская обл., 173000

На Ярославом дворище: Николо-Дворищенский собор
ул. Большая Московская, 5, Великий Новгород, Новгородская обл., 173000

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Ильина ул. , 26, Великий Новгород, Новгородская обл., 173000

Церковь Федора Стратилата на Ручью
ул. Фёдоровский руч., 19, Великий Новгород, Новгородская обл., 173004

Церковь Спаса на Нередице
ул. Посольская, 22, Великий Новгород, Новгородская обл., 173000

Антониев монастырь. Собор Рождества Богородицы
Великий Новгород, Новгородская обл., 173014

Юрьев монастырь. Георгиевский собор
Юрьевское ш., 10, Великий Новгород, Новгородская обл., 173010

Церковь Успения на Волотовом поле
173000, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Волотово

Знакомясь с памятниками зодчества XI-XIV веков, расположенных на Византийском маршруте Великого Новгорода, Вы увидите, какие богатые архитектурные и живописные традиции сложились в Византии, и как много привнесли мастера империи, приехавшие творить в Великий Новгород – в архитектуру, в убранство храмов. Новгородцы, в свою очередь, будучи прилежными учениками, впоследствии интегрировали византийскую стилистику в свои работы. Глядя на церкви Великого Новгорода, всматриваясь во фрески и иконы, мы увидим неповторимый, яркий, уникальный стиль византийских мастеров, древний, но никогда не стареющий.

Святыни

Источник: Sputnik8

Детинец, Софийский собор

В 1045 году было начато строительство главного храма Новгорода, называемого Святой Софией в воспоминание о главном соборе Константинополя. У Софии Новгородской, как и у многих дошедших до наших дней соборов, был храм-предшественник, о котором сохранили записи новгородские летописи. В одной из них можно прочесть о построенной в 989 году деревянной Софии «о тридцати верхах». Первый храм сгорел во время пожара в 1045 году, и в этом же году заложили новый, каменный собор.

В архитектурном отношении Софийский собор Великого Новгорода – выдающийся памятник зодчества, являющийся древнейшим каменным сооружением Северной Руси (храм всего на несколько лет моложе киевского Софийского собора и на целое столетие старше собора Парижской Богоматери).

Русь до крещения не имела опыта каменного строительства, поэтому многие храмы построены по византийским канонам константинопольскими мастерами, и новгородский храм не исключение. К сожалению, летописи не донесли до наших дней имена людей, строивших храм, но предполагается, что это была та же артель, которая строила киевский храм Святой Софии. Первоначально Софийский собор выглядел совсем не так, каким мы привыкли его видеть. Он был сложен из кирпича и не был отштукатурен. Именно так выглядит большинство старых соборов в Византии, а изначально так строили римляне.

Собор долгое время стоял нерасписанным, и потому особую роль в нем играли иконы. Из тех, что украшали храм изначально, уцелела, во-первых,  икона «Петр и Павел» в местном ряду  собора – выдающийся памятник византийской живописи XI века. Во-вторых, очень крупная (174 на 122 см) двусторонняя икона XII века, на лицевой стороне которой изображена Богоматерь-Одигитрия . Кроме того, частью убранства была икона Спаса Пантократора на троне с греческой надписью на Евангелии, почти идентичной константинопольской мозаике (ныне икона с живописью XVII века находится в Московском Кремле).

Если вышеназванные шедевры были явно привезены из Византии уже готовыми, то много других памятников создавалось на месте мастерами из Константинополя. Возможно, какие-то произведения создавались совместными бригадами греков и новгородцев: может быть, именно так были отлиты Корсунские врата Софийского собора, о происхождении которых до сих пор идут яростные споры. Фрески собора были закончены в 1108 году.

Адрес тер. Кремль, 11, Великий Новгород, Новгородская обл., 173000
novgorodmuseum.ru/

Расписание работы ежедневно: 6:00-0:00

Источник: Новгородский музей-заповедник

На Ярославом дворище: Николо-Дворищенский собор

Ярославово дворище – историко-архитектурный комплекс на Торговой стороне Великого Новгорода. По преданию, Ярослав Мудрый в начале XI века выстроил на этом месте дворец, превосходящий пышностью и великолепием все подобные сооружения в Европе. Но следы этого дворца по сей день так и не обнаружены, а место это на несколько веков стало Торгом. В древние века здесь располагались амбары и лавки, кипела торговля, у пристани стояли суда с товарами, тут шумело новгородское вече. С XV века на Торгу начались преобразования, а в XVII–XVIII веках на месте Торга был выстроен Гостиный двор.

До наших дней на Ярославовом Дворище сохранились многие церкви, датированные XII–XV веками, все они являются выдающимися памятниками архитектуры и живописи. Главное место в архитектурном ансамбле Дворища занимает Николо-Дворищенский собор, построенный в 1113 году. Многие детали собора указывают на то, что строился он греческими мастерами. В древности собор был пятиглавым, остатки его четырех куполов хорошо сохранились под современной поздней четырехскатной кровлей. Пятиглавие собора, не повторяющееся в новгородском зодчестве ХII-ХV веков, было вызвано явным подражанием пятиглавию Софийского собора.

Также влияние Софии просматривается через очертания трехапсидной постройки с нартексом.

В первые годы своего основания собор был расписан фресками. Однако из всего их богатства сохранились лишь небольшие фрагменты: сцены «Страшного суда» на западной стене, три святителя в центральной апсиде, святой Лазарь и «Иов на гноище» на юго-западной стене – фреска с изображением страданий Иова Многострадального, на которого дьявол нагнал болезнь. Ныне этот бесценный памятник древнерусской живописи оказался в позже образованном за счет поднятия пола храма подцерковье. К тому же как бы в подвале – почти за 900 лет культурный слой поднялся на 1,5 метра. Однако уцелевшие элементы фресковой росписи во всех трех сохранившихся зданиях соответствуют все тем же византийским вкусам начала – середины XI века.

Адрес ул. Большая Московская, 5, Великий Новгород, Новгородская обл., 173000

Расписание работы нужно уточнять

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице

Еще один памятник константинопольской монументальной живописи – церковь Спаса Преображения. Храм построен в 1374 году и знаменит тем, что в нем одном сохранились фрески кисти Феофана Грека. О росписи храма упоминается в Третьей Новгородской летописи: «В лето 6886 (1378 год от Рождества Христова) подписана бысть церковь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа во имя боголепного Преображения повелением благородного и боголюбивого боярина Василиа Даниловича и со уличаны Ильины улицы. А подписал мастер греченин».

Самым грандиозным изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли также росписи апсиды – фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальные фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и в верхней части стены – Столпники, ветхозаветная «Троица», медальоны со святыми Иоанном Лествичником, Арсением, Акакием и фигура в рост Макария Египетского.

Роспись храма сохранилась не полностью. Большая ее часть погибла, однако то, что сохранилось, – единственные уцелевшие в мире монументальные работы Феофана Грека. Но и небольшие части росписи позволяют оценить как общий замысел ансамбля, так и неповторимую манеру Феофана, которую Епифаний назвал «неведомою и необычайною росписью».

По фрескам Спаса Преображения можно получить представление о манере письма Феофана Грека. Все фрески в церкви написаны необычайно легко и уверенно. Жидкие краски нанесены тонким слоем, мазок отличается поразительной свободой и непринужденностью. Колорит скупой, сдержанный. Доминирующий тон красновато-коричневый. Перед ним отступают на второй план зеленовато-желтые, бледно-фиолетовые, желто-коричневые, серовато-розовые, серовато-зеленые и белые тона. Некоторые из фигур целиком выполнены в одном красно-коричневом тоне, данном в различных градациях. Поверх этого основного красочного слоя широкими мазками наложены белые и голубоватые блики и черные и серые движки. Именно все эти нюансы и штрихи и представляют мастерский стиль Грека. Главный акцент поставлен на лицах, которые с предельной силой выражают созерцательный дух восточного христианства. И стоит только сопоставить эти замечательные головы с отдельными фресками и мозаиками Кахрие джами, чтобы сразу стало ясным константинопольское происхождение Феофана.

Адрес Ильина ул., 26, Великий Новгород, Новгородская обл., 173000

Расписание работы ежедневно: 10:00-17:00

Церковь Федора Стратилата на Ручью

Одним из выдающихся памятников новгородского зодчества является церковь Федора Стратилата на Ручью, выстроенная в 1360–1361 годах посадником Семеном Андреевичем.

Фресковая роспись церкви Федора Стратилата, исполненная, по-видимому, в конце 60-х или даже в 70-х годах ХIV века, была расчищена из-под побелки в 1910 году. Роспись, хоть фрагментарно и с большими утратами, сохранилась почти на всех стенах, на столбах, арках и сводах храма. Несмотря на это, художественное значение росписи исключительно. Во фресках храма применен прием монохромного решения всей стенописи в красно-коричневых тонах с полным отказом от яркой, звучной полихромии других новгородских росписей ХIV века. Вместе с тем эта черта очень сближает роспись Федора Стратилата с росписью церкви Спаса на Ильине, исполненной Феофаном Греком. Роспись Федора Стратилата рассматривалась одними исследователями как более раннее произведение этого прославленного художника, другими, наоборот, как более позднее произведение какого-то новгородского мастера, испытавшего на себе сильное влияние манеры Феофана Грека. В росписи Федора Стратилата ярко выступает характерная для  ХIV века любовь к повествовательной тематике, с одной стороны, и глубоко эмоциональная трактовка человеческих страданий, переходящих в  патетику, – с другой. Композиции и отдельные фигуры росписи Федора Стратилата несут на себе несомненный отпечаток византийского искусства ХIII–ХIV веков. Живописная фактура стратилатовской росписи, как уже сказано, обнаруживает ближайшее родство с фактурой фресок церкви Спаса. Тот же красно-коричневый цвет лежит в основе, по нему проложены высветленные и острые пастозные белильные мазки «движек». Темно-коричневый рисунок оконтуривает форму. Однако в стенописи Федора Стратилата приемы не отмечены той виртуозностью, которой отличаются фрески Спаса. Многие персонажи стратилатовской росписи обнаруживают ближайшее родство в своих характеристиках с персонажами росписи церкви Спаса. Особенно симптоматично, когда отдельные второстепенные детали пейзажа, костюма, орнамента или реквизита тех или иных композиций буквально повторяются в росписях этих церквей.

Адрес ул. Фёдоровский руч., 19, Великий Новгород, Новгородская обл., 173004

Расписание работы среда, суббота-вторник: 10:00-17:00

Церковь Спаса на Нередице

Расположена примерно в километре от Рюрикова Городища, княжеской резиденции. Каменный храм  заложен летом 1198 года князем Ярославом Владимировичем. Уже в 1199 году храм был расписан. По мнению исследователей, над росписью работал иконописец  Олисей Гречин. В годы войны храм разрушили практически до основания. После войны его восстановили, фрески спасти не удалось, за исключением уникальной находки, сделанной археологами летом 2003 года: они обнаружили в нише три корзины, набитые остатками фресок. Из осколков сложили около 6 квадратных метров новых фрагментов росписи.

Роспись храма является самым поздним памятником новгородской монументальной живописи XII века. В сравнении с остальными русскими росписями этого времени фрески Нередицы отличаются более свободной и живописной манерой исполнения. Тонкие графические линии растворяются в широких обобщенных мазках, тяжелые формы создают мощное, монументальное впечатление. В  целом фрески Нередицы представляют один из крупнейших и  ансамблей средневековья, поражая необычным размахом декоративного замысла. По акварельным копиям, сделанным в середине XIX века, а также по описаниям, сделанным во время реставраций, можно оценить величайший замысел художников, и делать предположения, относительно влияния византийской школы. В куполе было изображено Вознесение, на парусах евангелисты, в апсиде Богоматерь Оранта, на груди которой помещался медальон с полуфигурой Христа (так называемое Знамение), два фриза с фронтально стоящими святителями и несколько необычный Деисус с Христом-священником, Предтечей и Марией (ошибочно обозначенной в надписи Марфой), в жертвеннике сцены из жизни Иоакима и Анны, в диаконнике житие Иоанна Предтечи. Остальная часть храма была украшена сюжетами из Священного Писания. Новозаветные сцены находились по преимуществу в трансепте, ветхозаветные же отнесены в западный неф. Вместе с композициями помещены ряды святых: ближе к алтарю — преподобные, мученики и святые воины, дальше от алтаря — святые жены. На западной стене представлена большая композиция Страшного суда.
В росписях церкви Спаса на Нередице многое говорит и за индивидуальный типично новгородский стиль. Являясь духовными наследниками византийских живописных традиций, местные мастера создали один из самых своеобразных новгородских ансамблей. Особенно поражала в Нередице мужественная и энергичная манера письма, выразительность лиц, мощный рисунок фигур и смелость цветовых сочетаний. В нередицкой церкви, которую торопились расписать за одно лето, работало около десяти мастеров.

Адрес ул. Посольская, 22, Великий Новгород, Новгородская обл., 173000

Расписание работы временно закрыто

Антониев монастырь. Собор Рождества Богородицы

Основателем и первым настоятелем монастыря – центра духовной жизни Новгородской республики – был преподобный Антоний Римлянин. Согласно житию, это произошло в 1106 году на праздник Рождества Богоматери.

Собор Рождества Богородицы – главный храм Антониева монастыря, освящен епископом Иоанном в 1119 году. Это одно из трех древнейших храмов, сохранившихся до наших дней со времен Древней Руси. В 1125 году стены внутри собора были расписаны фресками. В XVII веке роспись первый раз полностью поновили.

В настоящее время практически все уцелевшие фрагменты росписи 1125 года расчищены и отреставрированы, что позволяет судить как о их стилистических особенностях, так и о своеобразии выбранных иконографических сюжетов.

Сохранились фрагменты росписи всех трех апсид, а также узкие полосы фрагментов на боковых стенах со стороны алтаря. Прекрасно дошли до наших дней фрески на восточных столбах, заслоненные со временем новым высоким иконостасом.

Программа росписи, следуя некоторым общепринятым закономерностям византийского искусства, имеет ряд оригинальных черт. Не вызывает сомнений, что их содержание было продумано основателем монастыря.

В двух нижних регистрах центральной апсиды были изображены многочисленные святители. Развернутый святительский чин станет в XII веке местной новгородской традицией. Рядом со святителями на гранях ведущей в алтарь центральной арки в самом низу изображены ветхозаветные пророк Моисей и первосвященник Аарон. Их фигуры обрамляют вход в алтарь, показывая таким образом, что ветхозаветная скиния была прообразом новозаветного храма. Они как бы участвуют в богослужении наравне с новозаветными епископами. Эта специфическая особенность росписи была крайне редка в Византии, но стала очень распространенной в Древней Руси. Еще одной неповторимой чертой программы являются многочисленные преподобные, изображенные в рост и по пояс в медальонах на гранях всех трех алтарных арок. Поражает не только их количество, но и размещение изображений святых монахов в восточной части храма, тогда как обычно они размещались ближе ко входу с западной стороны.

Набольшие фрагменты на южной и северной стенах дают некоторое представление о росписи наоса. Как обычно, своды и верхние части стен были покрыты евангельскими сюжетами. Характерной особенностью, встречающейся и в других древнерусских храмах, являлось особое сопоставление двух выделенных крупным размером сцен – Рождества Христова на южной стене и Успения Богоматери на северной. Телесному рождению и воплощению Сына Божия здесь противопоставляется рождение после смерти в новую вечную жизнь. Даже небольшой сохранившийся фрагмент позволяет понять, что здесь Успение было представлено в особом развернутом варианте с изображением перенесения на облаках апостолов в Иерусалим к одру Богоматери.

Художественные особенности фресок долгое время не были должным образом оценены исследователями. Но в настоящее время почти не осталось сомнений, что роспись Антониева монастыря все же входит в контекст других новгородских памятников, ощутивших на себе влияние византийских мастеров, хотя и имеет свои яркие отличия. Во фресках сохраняются многие особенности росписей раннего XII века, таких, как фрески Софии Новгородской и Николо-Дворищенского собора. Фигуры крупные и тяжеловесные, в них преобладает статика. Похожа и пластическая моделировка ликов, выделяющаяся по сравнению с практически плоскими одеждами. Однако в личном письме появляется более интенсивная графическая прорисовка черт, придающая образам гораздо большую активность. Для образов Антониевских фресок характерна большая эмоциональная открытость, граничащая с экзальтацией. Эти новые тенденции, распространявшиеся в разных частях византийского мира, найдут в Новгороде большой отклик. Контраст, столь резкий в соотношении статичности фигур с внутренней подвижностью образов, проявляется и в звучном колорите росписей: здесь темно-синие фоны сочетаются с ярко-желтыми нимбами, а темные монашеские одежды – с одеяниями розовых, голубых и салатовых тонов.

Адрес Великий Новгород, Новгородская обл., 173014

Расписание работы нужно уточнять

Юрьев монастырь. Георгиевский собор

Собор Святого великомученика Георгия, главный храм древнего Юрьева монастыря, был построен в 1119 году повелением князя Мстислава Великого.

Георгиевский собор, по размерам уступающий только Софии Новгородской, по праву относится к сокровищам русской средневековой архитектуры, отразив самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии. Современный облик Георгиевского собора достаточно близок к первоначальному (все многочисленные разновременные пристройки, возникшие у его стен за восемь веков, были разобраны при реставрационных работах 1931–1935 гг.). В 1130 году храм был выше более чем на метр, вместо нынешней четырехскатной кровли имел покрытие, повторяющее форму сводов, в нишах написаны были большие настенные иконы.

Строительство собора продолжалось 11 лет, перед окончанием его стены были покрыты фресками, уничтоженными в XIX веке, сохранились только фрески маленького храма, находящегося в северо-западном барабане, остатки росписей в лестничной башне и небольшие фрагменты орнаментального украшения оконных откосов в основном объеме собора. Несмотря на скудость сохранившихся фресок, можно говорить об их византийском происхождении.

Многие древние сокровища открываются в процессе раскопок, которые сейчас проводятся на территории Юрьева монастыря. В Георгиевском соборе были сделаны уникальные находки – обломки византийских фресок. Одна из них – лик Богородицы. И еще десятки фрагментов, которые предстоит собрать воедино. Найденной росписи почти тысяча лет. А сто лет назад она показалась скучноватой. Византийские фрески сбили со стен, собор расписали заново, а из старинных фрагментов сделали насыпной пол, который потом покрыли плитами. После снятия основания, ученым открылись особенности богослужений, принятых во времена Крещения Руси. Обнаруженный престол, ровесник собора, сделан из так называемой плинфы византийского кирпича. Раскопки продолжаются и наверняка откроют другие сокровища, оставленные нам византийскими мастерами.

Адрес Юрьевское ш., 10, Великий Новгород, Новгородская обл., 173010
www.georg.orthodoxy.ru/

Расписание работы ежедневно: 8:00-20:00

Церковь Успения на Волотовом поле

Церковь в селе Волотово  – один из ранних образцов каменного новгородского зодчества. Известна своими уникальными фресками, которыми византийская артель  расписала церковь в 1363 году. Во время Великой Отечественной войны более 200 композиций, украшавших стены церкви, были почти полностью уничтожены, рассыпавшись на множество фрагментов. Площадь утраченной фресковой живописи составила 350 кв. м. После войны были собраны 1,7 млн фрагментов фресок, реставрация которых началась в 1993 году. Результат восстановления фресковой росписи церкви, длившейся 10 лет, в настоящее время можно увидеть.

После восстановления многие исследователи сошлись в том, что по манере и характеру росписей они могли принадлежать Феофану Греку, либо его ученику. Именно пример византийскиого мастера содействовал стремлению новгородских художников к свободному, темпераментному письму. Но волотовский мастер пошел значительно дальше. У Феофана световые блики заставляют формы выступать из более темного фона. В волотовских фресках световые блики, переданные в виде пятен, ограничены еще контурами, чем повышается осязательность предметов. В остальном волотовские фрески производят впечатление эскизов, в которых зафиксирован первый замысел художника.

Адрес 173000, Новгородская обл., Новгородский р-н, д. Волотово
sobory.ru/article/?object=01171

Расписание работы нужно уточнять

Смотрите также

Россия

Свято-Троицкая Сергиева Лавра → Саввино-Сторожевский монастырь → Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

8 святынь • 7 дней

Памятники Новгорода и историческая память

Памятники Новгорода и историческая память
Памятники Новгорода
и историческая память


 Нажмите на любую миниатюру
, чтобы
 увидеть увеличенное
 изображение

Большинство людей вспоминают свое прошлое, чтобы заявить о себе. идеалы, оправдывая настоящее или, может быть, отвлекая внимание от неприятных реалии. Слишком часто исторические реалии не имеют значения — прошлое выдумывается способами, которых он никогда не знал. Такие воображаемые истории могут принимать различные формы, в том числе музейные экспонаты, публичные церемонии и общественные памятники. Примеры последних лет в Соединенных Штатах показывают, насколько спорными могут быть такие обращения к прошлому, свидетель споры по поводу 1492 выставка в Национальной галерее, выставка Enola Gay в Смитсоновский институт и архитектура различных военных мемориалов в Вашингтоне, округ Колумбия. в целом, вероятно, безопасно рисковать этой публичной скульптурой в Соединенных Штатах. занимает менее заметное место в народной памяти, чем в России. Представьте св. Петербурге, и сразу вспоминается знаменитый «Медный всадник» — Статуя, воздвигнутая в память о Петре Великом Екатериной Великой в ​​ее стремлении отождествляет себя с петровским наследием. Петр изображен героем фигура, указывающая на будущее и чей конь попирает змея невежество. Символ города, статуя упоминается как в знаменитом пушкинском поэме «Медный всадник» и в модернистской трактовке Белым Петербурга в его романе. того же имени.


В глазах многих сам Новгород приводится как пример политическая или экономическая альтернатива моделям, по которым Россия развивалась под Цари и Советы. Политические свободы, воплощенные в народном собрании, вече , предположительно сохранились вплоть до окончательного завоевания Новгород московским великим князем Иваном III в 1478 году, хотя на самом деле задолго до реального контроль над городским самоуправлением перешел в руки богатой олигархии. А миниатюрист XVI века показывает, как вечевой колокол увозят в Москву. В время московского штурма, в самом Новгороде взывали к прошлому. Значок живописцы изображали штурм города еще в 1169 г. войсками суздальского князя Андрей Боголюбский. Штурм не удался, благодаря заступничеству Богородицы Марии, чья икона Знамения была помещена на стены для защиты города. Значок стал самым почитаемым в Новгороде и важным представителем идеи что город пользовался Божественной защитой. Коммерческая хватка Новгорода и его внешнеторговые связи — и то, и другое вполне реальное — ненамного пережили московское завоевание, а тот же Иван III закрыл конторы Ганзейского союза в Новгороде в 1494. Итак, согласно мифологии, возможность развития России по демократическому пути на пути к современному капитализму было потеряно. Вместо этого страна пережила авторитарное правление и государственное неэффективное управление экономикой. Среди больше всего идеализировали Новгород военные офицеры, участвовавшие в декабристской восстание 1825 года, так как их целью было установление в России конституционного строя, обеспечит политические свободы. Современный аргумент, противопоставляющий хороший Новгород против плохой Москвы можно найти в статье американского историка Томаса Оуэна.

Общественные памятники Новгорода, пожалуй, менее известны, чем петербургские. Следующие четыре примера — Памятник тысячелетия, памятник Александру Невскому, мемориал Второй мировой войны и памятник малоизвестной святой Марии Михайловне — дают некоторый материал для исследования их многочисленных значений.

Памятник тысячелетия . Открытый 8 сентября 1862 года памятник первому тысячелетию Историей России был труд коллектива скульпторов во главе с Михаилом Осиповичем. Микешин. Эта грандиозная и сложная скульптура отображает 129фигуры, выбор которых был лично утвержден императором Александром II. Самое важное сообщение монумент запечатлен на его вершине, где ангел благословляет коленопреклоненную женщину, символизирующую Россия. Вокруг царской державы изображены шесть сцен, центральных для русской история: основание государства с приходом первого князя Рюрика в 862 г. (дата на щите), принятие христианства князем/святым Владимиром в 988 г., победа московского князя Дмитрия Донского над татарами в 1380 г., объединение Русские земли при великом князе Иване III в конце XV в. установление династии Романовых с Михаилом Романовым, которого защищал Минин и Пожарским в 1613 г., и прозападное преобразование России Петром Великим в начало восемнадцатого века. Победители топчут тех, кого поражение — Владимир стоит на языческих идолах, Дмитрий Донской на побежденном татарине, а Петр господствует над побежденным шведом. Подробности некоторых из этих сцен приведены ниже.

ул. Владимирская, Рюрикович,
Дмитрий Донской

ул. Владимирская

Дмитрий Донской

Михаил Романов

В основании памятника установлен фриз с изображением известных личностей, так или иначе связанных с русской историей и культурой и тематически сгруппированные: просветители, писатели и художники, военные герои и т. д. Самые ранние — апостолы славян, СС. Кирилл и Мефодий, летописец Нестор (11 век) в сопровождении преподобного Сергия Радонежский (14 век), Максим Грек (16 век) присоединяется к патриарху Никону (17 век) и Феофан Прокопович (начало 18-го) (все, кроме последнего, на нижнем левом изображении ниже). В то время как включение Екатерины Великой в ​​окружении ее фаворитов неудивительно, единственная другая изображенная женщина — Марфа Борецкая (выглядящая довольно безутешный и покорный), возглавивший завершающие этапы новгородского противостояния Москва. Выдающиеся имена в русской культуре XVIII и первой половины XV в. девятнадцатого века: Ломоносов, Карамзин, Крылов и, наконец, Пушкин, Гоголь и Глинка (эта группа начинается слева на нижнем правом изображении ниже). По-видимому, некоторые из проступков, которые привели писателей Золотого века к конфликту с Цензоры Николая I были благополучно забыты.



Александр Невский . Один из героев русской истории, как и все, кто смотрел фильм Сергея Эйзенштейна. будет знать, был князь Александр Невский. Сын и возможный преемник Гранд Князь Ярослав Владимирский , он следовал типичной карьерной схеме, получив первое назначение. княжество Новгородское — при всей своей хваленой независимости новгородцы были очень сильно зависел от могущественных князей на юге, которые могли запретить торговлю пути и продукты питания. Так сложилась тенденция, что старший сын князя в Киев, а позже, после упадка Киева, князь во Владимире-Суздале будет отправлен в занимать новгородское княжеское место. Несмотря на то, что памятники сегодня (см. ниже) прославляют Новгородская доблесть в бою, по сути нужны были сторонние военные специалисты возглавить часто неэффективные новгородские армии. Александр получил свое прозвище за разгром шведских рыцарей на реке Неве в 1240 г. (отсюда Александр «невский» — см. рисунок слева), а через два года разгромил тевтонских рыцарей на льдине Чудского озера под Псковом, битва, столь памятно изображенная в работе Эйзенштейна. к антинемецкой полемике в конце 1930 с. У русских есть склонность к канонизации своих князей или, по крайней мере, почитают их как святых. Как отец Даниила, первого князя Москвы Невский был одним из немногих, кто был официально канонизирован. Плащаница слева изображает его как монашеского святого. В 1660-х годах на иконе Симеона Ушакова (слева, с деталью справа), изображающей святые связи Московского государства, изображен Александр Невский. как первая по правую ветвь дерева, растущего из Успенского собора в Кремле.



В 1985 году скульптором И. Черновым и архитектором Г. Исаковичем была создана и установлена ​​перед церковью свв. Борис и Глеб у набережной реки Волхов. Хотя, возможно, таких мыслей и не было в головах авторов, интересно противопоставление одного святого князя храму, посвященному первым двум русским святым, тоже князьям. Далее, можно поразмыслить над образом человека, связанного в народном сознании с защитой Новгорода от вторжения извне, который, вероятно, также помогал монголам подавлять восстания русских (факт, кстати, забытый), выставленный на фоне церкви, которая в некотором роде символична. завоевания города москвичами. Ибо, как только это завоевание произошло, характерный новгородский архитектурный стиль начал заменяться зданиями, возведенными по московским нормам; данная церковь является хорошей иллюстрацией этого с ее пятью куполами и остроконечными (огие) арками одинаковой высоты вдоль линии крыши. Однако в нем сохранилась единственная большая апсида, типичная для новгородских церквей. Сравнение ниже с небольшой церковью не из церкви свв. Бориса и Глеба, церковь Иоанна Крестителя на Витке, построенная в 1383-1384 годах, когда Новгород был еще в своем золотом веке.

Возможно, конечно, если мы хотим прочесть в статуе Невского послание времени, когда он был воздвигнут накануне распада Советского Союза, то это послание подчеркивает подчинение Москве наследников Александра Невского.

Памятник Великой Отечественной войне . К югу от Новгородского кремля сегодня на холме с видом на Волхов находится внушительный памятник храбрым солдатам, сражавшимся на Новгородском фронте против нацистов. Созданный по проекту архитектора А. Душкина и скульпторов Г. Нероды и А. Филипповой, он представляет собой хороший пример упадочного соцреализма, в котором предпринимается интригующая попытка сопоставить соответствующие образы из ранней русской военной истории с образами из современности. Отсюда на площади стоят танк и зенитные орудия, а вскакивающий воин на коне топчет ногами свастику (которая также удобно служит для удержания коня) — отголоски того, как святой Владимир топчет языческих идолов или Дмитрий Донской с ногу на татарина. На вершине монумента изображен корабль викингов (или, не следует ли предположить, что корабль был набит средневековыми русскими, а не скандинавскими воинами? Было бы неуместно иметь здесь целую лодку германских типов). И, что самое интересное, таблички сбоку от памятника, выполненные в некоем старорусском стиле со славянскими буквами, представляют собой параллельные заклинания средневековых бронетанковых воинов и танковых батальонов советских бронетанковых дивизий.

Храм Марии Михайловны . Памятники, которые большинство людей замечают, — это общественные памятники, связанные с политическими или военными героями или иным образом вызывающие национальную славу. Православная церковь, конечно, имела своих героев в лице святых и личностей, которые, возможно, не были канонизированы, но в народных глазах пользовались статусом святых. Учитывая ортодоксальные запреты на трехмерную скульптуру, отдельно стоящие статуи святых мужчин и женщин церкви были редкостью, за исключением некоторых мест на русском севере. Иконы, конечно, совсем другое дело; некоторые изображения библейских персонажей и святых слыли чудотворными и являлись предметами особого почитания. Начиная с XVII века, а затем с некоторой интенсивностью сразу после Петра I Великой церковной реформы Церковь предприняла попытку, оказавшуюся в конечном итоге безуспешной, ограничить почитание многих местных святых лиц и икон. Однако русское народное верование было силой, которую нельзя было так обуздать, и есть явные свидетельства того, что «народное» верование не ограничивалось простыми массами, но разделялось и элитой. Особая категория всенародно почитаемых святых люди были иуродивые или «юродивые во Христе», чье развратное поведение и умерщвление плоти создали им репутацию особо благочестивых. Пожалуй, самым известным из них был Василий Блаженный, по имени которого в просторечии стала называться знаменитая церковь на Красной площади в Москве. В правом верхнем углу изображенной выше Ушаковской иконы юродивый е как два наиболее чтимых московских святых, один из них – святой Василий. Те, кто знаком с оперой Мусоргского «Борис Годунов» будет помнить юродивого, который имел дерзость противостоять Борису в его злых делах, а затем оплакивал судьбу России, когда Лжедмитрий приближался к Москве.

Юродивые продолжали появляться в России в имперский период; одной из тех, кто приобрел сторонников даже в кругах элиты, была Мария Михайловна. Среди тех, кто верил в ее особые способности и посещал ее, была последняя императрица России Александра. Часть своей жизни Мария Михайловна прожила в Десятинном монастыре в Новгороде, где и скончалась 29 января 1918 года. колокольня и одна из дальних построек. В том, что когда-то было его двором, видны руины его церкви, перед которой стоит простой крест в память о Марии Михайловне.


Обновлено

Исторические места и памятники

» Добро пожаловать в Великий Новгород » Исторические места и памятники

Описание исторических мест и памятников

Экскурсия по Великому Новгороду . — Экскурсия по Великому Новгороду, одному из древнейших городов России. Нет другого города в России, сохранившего столько памятников архитектуры и монументальной живописи XII-XVII веков, как Великий Новгород. Его по праву называют городом-музеем Древней Руси.

Новгородский Кремль . — Памятник русской архитектуры X-XVII вв. Ансамбль зданий делает прогулку по Кремлю приятной и увлекательной. Кремль был ядром и сердцем древнего города, составлял его силуэт и планировку. Кремль, или Детинец, как его называли в древности, был общественным, общественным и религиозным центром. Здесь состоялось вече (Новгородское общее собрание), выборы посадника (главы исполнительной власти), из Кремля вооруженные силы Александра Невского выдвинулись на битву со шведами. Кремлевские стены защищали Софийский собор и резиденцию новгородского правителя.

 

 

Софийский собор (1045-1050) — старейший каменный каменный храм России. Князь Ярослав Мудрый заложил фундамент, а его сын князь Владимир построил его как храм всего города. Зодчие из Византии и Киева, возводившие этот главный и единственный в городе собор в XI веке, показали сущность новгородского характера: сдержанность, граничащую с суровостью, масштабность намерений и мощь.

 

 

Софийская колокольня. Впервые упоминается в летописях XV века. Ближайшая звонница не раз полностью перестраивалась и в настоящее время является скорее памятником XVII века. Рядом со звонницей на постаменте установлены старинные колокола, отлитые в XVI-XVII веках.

 

 

Церковь Св. Андрея Стратилата. К концу XVII или началу XVIII века в юго-восточной части цитадели появилась крошечная церковь. Внутри сохранились фрагменты фресок, отличающихся обильностью орнаментальных мотивов.

 

 

Памятник «Тысячелетие России» .-(1862) расположен в центре Кремля. Композиция памятника представляет собой тысячелетнюю историю России. Общее решение было признано всеми без исключения удачным. Силуэт памятника ассоциируется с двумя важными символами русской и новгородской истории — шапкой Мономаха и вечевым колоколом. Разделение памятника на три регистра позволило перевести на язык культуры известную формулировку официальной доктрины того времени «православие, самодержавие, народность».

 

 

Золотая сокровищница Великого Новгорода уникальная выставка «Русское декоративно-прикладное и ювелирное искусство» XI-XIX вв. На выставке представлена ​​церковная утварь и товары светского характера. Выставка расположена в Кремле, в старинном торговом здании, облицованном камнем.

 

 

Русская икона XI-XIX веков В собрании Новгородского музея. Новгородский объединенный государственный музей-заповедник обладает уникальной коллекцией русских икон, насчитывающей ок. 1500 икон XI-начала XX веков. Самая крупная в мире экспозиция древнерусской иконописи XI-XIX веков размещена в здании бывших Административных управлений. Основу коллекции составляют иконы, происходящие из главных монастырей и церквей Великого Новгорода и его окрестностей и отличающиеся стилевой индивидуальностью новгородской станковой живописи. В 14 залах хранится 268 икон, большая часть которых создана в крупнейших местных иконописных мастерских – прежде всего в архиерейской мастерской Софийского собора.

 

 

Исторический музей .-История древнего Новгорода представлена ​​уникальными археологическими находками (бытовая утварь, знаменитые подлинные грамоты Новгорода, безделушки, одежда), великолепной коллекцией новгородских икон. Музей находится в Кремле.

 

 

Музей изящных искусств . — Коллекция русской живописи XVIII-XX веков. В здании Бывшего дворянского собрания XIX в. Сейчас экспозиция представлена ​​произведениями русских живописцев XVIII-XX веков, таких как Антропов, Рокотов, Тропинин, Шишкин, Коровников, Рерих, Серов, Кустодиев, Петров-Водкин; скульптура, графика и декоративно-прикладное искусство XVIII-XX веков.

 

 

Усадьба Ярославов и Бывший Рынок . — политический и экономический центр древней Новгородской республики, получивший свое название из-за находившегося здесь в XI веке дворца Ярослава Мудрого. Торговая площадь примыкала к Ярославовой усадьбе и в XVI веке состояла из 42 торговых рядов и пары пристаней, вытянутых вдоль реки Волхов. Торговая площадь была самым оживленным местом Новгорода, здесь принимали купцов из других стран, а позже здесь размещались иноземные готские и немецкие дворы. По заказу новгородских и иноземных купцов здесь развернулось строительство церквей. Сейчас Усадьба Ярославов и Торговая площадь — это архитектурный комплекс, состоящий из многочисленных церквей XII-XVI веков, и одна из самых красивых площадей города.

 

 

 

Св. Параскевы Пятницы Церковь «На торгу» (1207) Построена на средства иностранных купцов. Каменному зданию предшествовали часто реставрируемые деревянные. Церковь напоминает архитектурные памятники Смоленска, например, княжескую дворцовую церковь Архангела Михаила (конец XII в.)

 

 

Свято-Николаевский собор (1113). Старейшая постройка на территории Ярославова дворища и первая каменная постройка на Торговой стороне. История возведения храма связана с чудесным обретением иконы Николая Чудотворца.

 

 

Спасо-Преображенская церковь на Нередице (1198). Эта всемирно известная церковь — единственное сохранившееся здание небольшого Нередецкого монастыря; на его территории сейчас стоит деревня. Церковь была построена князем Ярославом Владимировичем по смерти всех его детей.

 

 

Церковь Св. Феодора Страйлата на ул. Щиркова (12922-1294). Это единственный древний храм из многочисленных каменных церквей, упоминаемых в летописях, сохранившийся до наших дней в Новгородском Неревском крае в пределах земляного вала. История церкви восходит к далекой домонгольской эпохе; в его основе древнейший храм Новгорода.

 

 

Спасо-Преображенская церковь в Ковалеве (1345). Церковь расписана в 1380 году. В 1941-1944 годах храм попал на передовую и был разрушен; вместо великолепной настенной росписи, покрывавшей площадь в 350 кв. м, архитекторы впоследствии нашли лишь около полумиллиона фрагментов щебня. Только безупречное мастерство и титанический труд реставраторов вдохнули жизнь в саму церковь (архитектор Л. Красноречев) и в ее роспись (реставраторы: Греков)

 

 

Успенская церковь на Волотовом поле (1352). Согласно первой Новгородской летописи, церковь была построена в 1352 году по приказу архиепископа Моисея, а в 1363 году ее стены были покрыты росписью. Церковь известна во всем мире не только своей архитектурной ценностью, но и уникальными фресками – здесь было около 200 живописных композиций. В первые месяцы Великой Отечественной войны памятник был снесен. Реставрация этого уникального памятника проводилась в 2001-2003 годах, на стенах сохранились фрагменты старинной росписи.

 

 

Знаменский собор (Знаменский собор) , XVII в.-Воздвигнут в конце XVII в. специально для размещения священной для всего города иконы Благовещения, спасшей Новгород от нашествия мужчины Суздаля. В этом соборе сохранились фрески костромских мастеров XVII века. В этом соборе проходят концерты духовной и классической музыки.

 

 

Церковь Спаса Преображения  (1374). Один из древнейших и почитаемых храмов, типичный образец новгородского зодчества XIV века. Внутренняя роспись выполнена в 1378 году и частично сохранилась. Предположительно, в нем хранилась святыня: икона Божией Матери «Знамение», которая защищала город от штурма градо-суздальских войск в 1169 году.. В 1374 году деревянную церковь заменили каменной. Это единственный монументальный проект великого византийского художника Феофана Грека

 

 

Церковь Святых Петра и Павла в Кожевниках (1406). Один из прекраснейших новгородских храмов, построенный на пожертвования кожевников-ремесленников. Церковь богато украшена декоративными деталями и не оштукатурена, что позволяет наблюдать облик старинного русского храма. Древние иконы, когда-то принадлежавшие церкви, сейчас хранятся в Кремлевском музее.

 

 

Церковь Святого Феодора Стратилата . (1361 г.) — Церковь является классическим образцом новгородской архитектуры. В ходе ее реставрации были обнаружены фрагменты фрески, в которой использовались приемы, имеющие много общего с приемами Феофана Грека.

 

 

Ансамбль монастыря Святого Антония . — Памятники древнего новгородского зодчества XII-XVII вв. Самым выдающимся является собор Рождества Богородицы, построенный в XII веке; там все еще можно увидеть оригинальные фрески XII века.

 

 

ТЕАТР ВРЕМЕНИ: ТРОИЦКИЕ РАСКОПОРЫ Вот уже три года Троицкий раскоп – крупнейший археологический памятник Европы – открыт для всеобщего обозрения. Здесь и нигде больше у новгородцев и гостей города есть возможность совершить путешествие в прошлое, перенестись в 10 век, ступить на недра, увидеть прошлое города, застывшее в культурном слои Новгорода и посмотреть «спектакль» Театра Времени. Каждый день приносит новое открытие. Древнейшая славянская книга из вощеных дощечек, Новгородские псалтири  (Псалтирь) начала 11 века, более 400 берестяных грамот, свыше 20 усадеб 10 -15 века, в том числе мастерская 12 века живописца Олисея Гречи входят в число известных находок. Каждый может стать археологом и найти свою находку на память. (май-октябрь)

Ремесленная мастерская в Доме народного творчества . — Быт и традиции Новгорода: посещение ремесленных мастерских (народная свита, ткачество, берестяное плетение, традиционная народная игрушка), выставки (самовар, вышивка, народные промыслы) +мастер-класс (изготовление русской народной игрушки, ткачество , фотографирование в народных костюмах и головных уборах)

 

Ближайшие окрестности Великого Новгорода.

 

ГОРОД РЮРИКОВ. Как укрепленное поселение эпохи викингов располагалось у истока реки Волхов прямо на торговом пути «Из варяг в греки». Здесь находилась резиденция князя Рюрика, положившего начало первой русской правящей династии. В 862 г. он был призван на управление новгородцами. Археологические раскопки вокруг крепости, жилых и хозяйственных построек 9 в.-10 куб.см. доказали, что городище Рюрика и есть тот самый «Старый город», который предшествовал городу Новгороду, основанному в эпоху принятия христианства (конец 10 – начало 11 вв.). В центре Городища находятся руины Благовещенского собора, возведенного князем Мстиславом Великим в 1103 г., а затем перестроенного в 14 гг. истории городище принимало правителей вплоть до эпохи Ивана Грозного (Четвертого). Благовещенский собор вместе с Георгиевским монастырем на другом берегу реки Волхов образовали величественные ворота на пути к Новгороду.

 

 

Юрьев монастырь . Основан Ярославом Мудрым в Xi в. Находится в 4 км. от Новгорода, на берегу озера Ильмень. В 1989 году передан Новгородской епархии и действует более 10 лет. На территории монастыря находится Георгиевский собор – уникальный памятник архитектуры XII века, служивший усыпальницей князей.

 

 

Музей деревянного зодчества «Витославлицы» . — Архитектурно-природный музей под открытым небом. Находится недалеко от Юрьева монастыря. Музей воссоздает образ русской деревни и показывает быт русских крестьян. В составе Музея представлены часовни и церкви VI-VIII веков, а также крестьянские и хозяйственные постройки. Мебель, собранная в экспедициях, домашняя утварь и другие значимые вещи, составлявшие быт крестьянина того времени. Двухэтажный дом первой четверти 19 века.века, построенном для графини А. Орловой-Чесменской, размещается стационарная выставка «Народное творчество Новгородского края».

 

 

Никольский Виажский мужской монастырь — Монастырь расположен в 12 км от Великого Новгорода и представляет собой прекрасный архитектурный ансамбль XVI века. Сейчас это женский монастырь. Экскурсия дает возможность увидеть монашеский быт, лучше узнать историю храма, побывать на богослужении.

 

 

Спасо-Преображенский Хутынский мужской монастырь . — Монастырь находится в 8 км от Новгорода. Был основан св. Варлаамием. Он заложил основание Преображенской церкви и женского монастыря. Сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но был реконструирован и возвращен православной церкви.

 

 

 

 

В Нижегородской области освящен второй в России конный памятник Николаю II

9 июля 2021 года на территории храма Святого мученика Михаила (Гусева) в Кулебаках Нижегородской области установлен второй в России конный памятник Императору Николаю II.

17 июля, в день 103-й годовщины со дня кончины и мученической кончины Николая II, состоялось торжественное открытие и освящение епископом Выксунским и Павловским Варнавой памятника последнему российскому императору и царю.

По словам инициаторов проекта, установка памятника изначально планировалась на 17 июля 2020 года, однако нехватка средств задержала реализацию проекта на год. Стоимость памятника составила 5 миллионов рублей (80 000 долларов США), собранных за счет пожертвований внутри епархии.

ФОТО: 17 июля 2021 года на территории храма Святого мученика Михаила (Гусева) в Кулебаках Нижегородской области установлен второй в России конный памятник Императору Николаю II

ФОТО: установлен памятник хиротонисан епископом Выксунским и Павловским Варнавой

Инициаторов минумент-проекта вдохновило известное изречение старца Николая Гурьянова:

«Причина духовной болезни в России есть соборный грех измены Царь, в допущении убиения Святого Царского Семейства и в непокаянии сердец… Мы потеряли чистую укрепляющую благодать, излившуюся на святую главу Помазанника, а через Него и на всю Россию. Отвергнув Царя, мы подняли руку на все святое и на Господа. Без истинного покаяния нет истинного прославления Царя. Должно быть духовное осознание.

«Русский народ целиком и полностью виновен в гибели царя», — сказал настоятель храма святого мученика Михаила (Гусева) отец Николай Болдырев, который считает памятник шагом покаяния «за грехи отцов». ». Он проводит параллели между последним царем и Христом, считая, что над Россией висит проклятие, и призывает к покаянию.

ФОТО: 17 июля 2021 года на территории храма Святого мученика Михаила (Гусева) в Кулебаках Нижегородской области установлен второй в России конный памятник Императору Николаю II

«Наша цель — вернуть историческую память, раскрыть истинный образ царя Николая, чтобы русский народ узнал, кем он был для нас. Он всю жизнь знал, что ему придется страдать. Три святителя сказали ему о том, что он будет мучеником и что погибнет его род, и что все его дворяне, военачальники предадут его, — сказал отец Николай, — Он умер за нас, за русский народ, предавший его, за Русская Голгофа. Он простил всех, кто его оклеветал», — добавил он.

ФОТО: 17 июля 2021 года на территории храма Святого мученика Михаила (Гусева) в Кулебаках Нижегородской области установлен второй в России конный памятник Императору Николаю II

Автор памятника Ирина Макарова, также создавшая памятники Святым Царственным мученикам в Серафимо-Дивеевском женском монастыре в июле 2017 года; встреча Николая II и Александры Федоровны в Алуште, Крым ; и памятник Святых Царственных Мучеников в Тюмени .

ФОТО: Отец Николай Болдырев у второго в России конного памятника императору Николаю II на территории храма святого мученика Михаила (Гусева) в Кулебаках Нижегородской области

Ниже короткий ВИДЕО официального открытия и освящения второго в России конного памятника Императору Николаю II на территории храма Святого мученика Михаила (Гусева) в Кулебаках Нижегородской области. НАЖМИТЕ на ИЗОБРАЖЕНИЕ ниже, чтобы посмотреть ВИДЕО – продолжительность 1 минута 9 секунд Первый в России конный памятник Николаю II, однако это неверно, первый в России конный памятник Царю был установлен в Москве в декабре 2014 года.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *