Монастырь в костроме – Монастыри Костромского края | Ипатьевский Троицкий, Богоявленско-Анастасиин и другие монастыри, Спасо-Запрудненский

Содержание

Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь в Костроме

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве. 

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова. 

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых. 

Расположен в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс».

История Ипатьевского монастыря

В настоящее время, переданный в конце 2004-го года Русской Православной Церкви, обитель восстанавливается, возрождается духовная, молитвенная жизнь, без которой востребованные современной действительностью все другие виды монастырской деятельности не смогут принести настоящей пользы. И миссия и социальная работа здесь начинаются с молитвы.

Немногочисленная братия обители активно поддерживает молодежные проекты епархии, участвует в работе епархиальных СМИ.

Священноархимандритом Свято-Троицкого Ипатьевского мужского епархиального монастыря является Высокопреосвященнейший Ферапонт, митрополит Костромской и Нерехтский, а его Наместником — игумен Петр (Ерышалов).

Праздники:

День Святой Троицы; 14/27 марта и 16/29 августа – Феодоровской иконы Божией Матери; 19 марта / 1 апреля – мучеников Хрисанфа и Дарии; 31 марта / 13 апреля – священномученика Ипатия, епископа Гангрского; Лазарева суббота и 17/30 октября – праведного Лазаря Четверодневного; 26 июня / 9 июля – Тихвинской иконы Божией Матери; 4/17 июля – страстотерпцев царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии; 12/25 июля – преподобного Михаила Малеина; 14/27 ноября – апостола Филиппа.

Святыни монастыря

  • Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери.
  • Частица Ризы Господней.
  • Частица мощей священномученика Ипатия, епископа Гангрского (мощевик в иконе).
  • Часть честной главы Христа ради юродивого Симона Юрьевецкого.
  • Камень из расстрельной комнаты Ипатьевского дома.

Тихвинская икона Божией Матери

Тихвинская икона Божией Матери, хранящаяся в Свято-Троицком соборе Ипатьевского монастыря града Костромы, относится к числу наиболее чтимых святынь костромской земли. Икона является точной копией чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери и, по преданию, написана святителем Петром, митрополитом Московским. Впервые принесена в Кострому в 1613 году посольством Земского Собора, возвестившим юному боярину Михаилу Феодоровичу Романову о его избрании на всероссийский царский престол. В 1619 году была подарена царем Михаилом обители и на протяжении веков пребывала в иконостасе Троицкого собора. Вместе с чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери Тихвинская икона принимала участие в ежегодных общегородских крестных ходах из Успенского кафедрального собора к храму Спаса Нерукотворного на Запрудне.

В 1919 году икона была изъята у Церкви и на долгие годы стала недоступна для поклонения верующих. 13 апреля 2004 года, в день памяти небесного покровителя обители – священномученика Ипатия Гангрского – святыня была возвращена Костромской епархии и вернулась на свое историческое место.

Музей в Ипатьевском монастыре

Костромская область (монастыри) — Азбука паломника

Костромская область

Дата основания: ок. 1390

Статус: действ.

Адрес: Костромская обл., Буйский р-н, с. Борок, Иаково-Железноборовский монастырь

Монастырь находится близ с. Борок. Основан ок. 1390 преп. Иаковом Железноборовским, учеником Сергия Радонежского, выходцем из семьи бояр Аносовых. В 1686-1701 был приписан к московскому Донскому монастырю, в 1701-1744 в синодальном управлении. Кирпичные храмы выстроены в XVIII в., ограда в 1811. Закрыт после 1927, в постройках размещены школа и пр. Возобновлен на части территории в 1994 как подворье Ипатьевского монастыря, с 2004 — самостоятельный монастырь.

Подробнее…

Дата основания: 1426

Архитектор:

1990-е: Васильев Л. С.: — реставрация

Статус: действ.

Адрес: г. Кострома, ул. Богоявленская, 26

Монастырь основан в XV в. как мужской преп. Никитой Костромским, учеником Сергия Радонежского. С начала XVII в. здесь ведется большое каменное строительство, преимущественно на средства благотворителей бояр Салтыковых. В период 1814-1847 в обители размещалась Костромская Духовная семинария. После опустошительного пожара (1847) монастырь почти полностью выгорел. Городские власти принимают решение закрыть монастырь. На его месте планировалось строительство Духовной семинарии. В 1850-х начато разрушение монастырских зданий. Разрушена Сретенская церковь, звонница, уничтожен придельный Никольский храм и галереи Богоявленского собора. Однако, в 1863 решено объединить бывший Богоявленский монастырь и находившийся неподалеку женский Анастасиин Крестовоздвиженский и образовать женский Богоявленский-Анастасиин монастырь. Обитель закрыта в 1919, в монастыре расположился рабочий поселок «Безбожник». В 1991 монастырь возвращен епархии и начато возрождение женской обители.

Подробнее…

Дата основания: 1993

Статус: действ.

Адрес: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37

Web: http://kostroma.cerkov.ru/

Женский монастырь образован в 1993. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском.

Подробнее…

Дата основания: 2004

Статус: действ.

Адрес: Костромская обл., Сусанинский р-н, с. Домнино

Web: http://domnino44.narod.ru/

Женский монастырь, созданный в 2004 на основе подворья костромского Богоявленско-Анастасиинского монастыря, с 1991 существовавшего при Успенской церкви в Домнино. Монастырю передан двухэтажный кирпичный дом бывшей церковно-приходской школы, выстроенной в 1893.

Подробнее…

Дата основания: кон. XIV — нач. XV вв.

Статус: действ.

Адрес: Костромская обл., Буйский р-н, пог. Макарий, Спасо-Преображенский Макариево-Писемский монастырь

Мужской монастырь был основан в кон XIV — нач. XV вв. преподобным Макарием, по преданию выходцем из рода местных бояр Писемских, учеником Сергия Радонежского. В XVI-XVIII вв. приписан к Павло-Обнорскому монастырю, после 1721 упразднён, его храм превращен в приходской, действовавший на протяжении всего ХХ в. Возобновлен в 1994 как женская обитель.

Подробнее…

Дата основания: 1439

Статус: действ.

Адрес: Костромская обл., Макарьевский р-н, г. Макарьев, пл. Революции, 14А

Телефон: (49445) 5-54-00

Мужской монастырь на реке Унже основан Макарием Унженским и Желтоводским в 1439, после разорения татарами его монастыря на Волге. Каменное строительство началось во 2-й пол. XVII в., ограда сооружена в сер. XVIII в., кельи строились с XVII в., позже перестроены. Закрыт в 1919, в 1929 окончательно прекратились богослужения в храмах монастыря. На его территории располагались тракторная станция и склады. Реставрационные работы начаты в 1970-х. В 1993 монастырь возобновлён как женский.

Примечания: В 1778 из монастырской слободы и соседнего села Коврово образовался город Макарьев.

Подробнее…

Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1

Телефон: (4942) 37-22-41; (4942) 31-25-89

E-mail: [email protected]

Web: http://ipatievsky-monastery.ru/

В славном ряду духовных обителей Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь занимает особое место. Основанный в начале XIV столетия в честь Пресвятой Троицы и во имя святителя Ипатия епископа Гангрского, монастырь по праву считается одним из древнейших в нашем Отечестве.

В XIV-XV веках, в период «собирания» Русской земли, обитель святого Ипатия являлась форпостом на северо-восточном рубеже Российского государства. История обители в это время связана с именами Великих князей Василия Ярославича, святого благоверного князя Дмитрия Донского, великого князя Московского и Владимирского Василия I Дмитриевича и великого князя Московского Василия II Темного, царей Иоанна IV Грозного, Федора Иоанновича, Бориса Годунова.

В XVII веке в Ипатьевском монастыре было положено начало прекращения Великой Смуты, грозившей уничтожением российской государственности. В 1613 году монастырь укрыл в своих стенах юного Михаила Романова. В святой Ипатьевской обители начиналось славное трехсотлетнее царствование Дома Романовых. С этого момента за монастырем закрепилось название — «колыбель» Дома Романовых.

Расположен монастырь в одном из самых живописных уголков Костромы. Место, где река Кострома впадает в Волгу, костромичи издревле называли «стрелкой», а с появлением здесь монастыря оно получило название «Ипатьевский (Ипацкий) мыс». В древности на Ипатьевском мысу росли дубравы, в изобилии водилась дичь. Красота ландшафта и пологие берега, столь удобные для остановки судов, влекли корабельщиков и плотоводцев к отдыху.

Подробнее…

Дата основания: не позже 1375

Архитектор:

1990-е: Васильев Л. С. — реставрация

Статус: действ.

Адрес: Костромская обл., Чухломский р-н, с. Ножкино

Монастырь находится на берегу Чухломского озера у с. Ножкина, на старом угро-финском городище. Основан не позже 1375 прп. Авраамием Городецким, учеником прп. Сергия Радонежского. Первоначально Покровский. Каменные Покровский собор и Николаевская церковь построены в 1-й пол. XVII в., кельи — в 1-й пол. XIX в., церковь иконы Божией Матери «Умиление» и многоярусная колокольня в русско-византийском стиле — во 2-й пол. XIX в. Закрыт в 1919, образованная в монастыре приходская община ликвидирована в 1928. Постройки заняты детгородком, затем МТС, позже школой, с 1975 пустовали. Возобновлён в 1991.

Подробнее…

Дата основания: 1624

Архитектор:

1830-е: Фурсов П. И. — перестройка

Статус: сохр.

Адрес: Костромская обл., Костромской р-н, д. Песочная

Мужской монастырь, основанный в 1624 костромским посадским человеком А. Васильевым со товарищи при пустовавшей с кон. XVI в. церкви Никольского, что в Игрицах, погоста, в которой в 1620 был обретён чудотворный образ Богоматери. В кон. XVII в. отстроен в камне, сильно перестроен в 1830-х. Один из богатых монастырей епархии, с 1866 место пребывания викарного епископа. Закрыт в 1919, до кон. 1920-х — приходская община. Большинство построек разобрано на кирпич в 1930-1940-х военными и колхозом. В уцелевшем келейном корпусе (1832-1835) до 1970-х была школа. До 2000-х остатки построек пустовали. С 2011 восстанавливается как подворье Ипатьевского монастыря.

Подробнее…

Дата основания: ок. 1365-1378

Статус: действ.

Адрес: Костромская обл., Нерехтский р-н, с. Троица

Мужской монастырь основан ок. 1365-1378 учеником прп. Сергия Радонежского, прп. Пахомием Нерехтским. Большинство зданий выстроено в камне в 4-й четв. XVII в. Упразднён в 1764, часть построек разобрана, собор превращен в приходскую церковь. Восстановлен в 1993 как женский. В настоящее время многолюдный монастырь с крепким хозяйством.

Подробнее…

Дата основания: не позже сер. XIV в.

Архитектор:

1990-е: Васильев Л. С. — реставрация

Статус: действ.

Адрес: Костромская обл., Галичский р-н, д. Успенская Слобода

Монастырь находится в Успенской Слободе, на горе в 2 км от Галича. Основан как мужской не позже сер. XIV в. Первоначально Николаевский, переименован в Успенский в 1-й пол. XV в. после постройки здесь храма для чтимой «Овиновской» иконы Успения Богоматери. Особо известен настоятель монастыря преп. Паисий Галичский, подвизавшийся здесь в 1385-1460. Церкви построены в XVII в., ограда и кельи XVIII-XIX вв. Закрыт в 1919, позже часть зданий разобрана. Реставрационные работы на территории начаты в 1989. Возобновлен в 1994 как женский монастырь, немноголюден.

Подробнее…

Адрес обители: 157812, Костромская область, Нерехтский р-он, село Тетеринское

Телефон: 8-(494 31 )-3-41 -41 или 8-(494 31) 7-13-35

Электронная почта: [email protected]

Женская монашеская община при Успенской церкви села Тетеринского создана в 1970-1980-х годах настоятелем храма архимандритом Поликарпом (Будаквой), пострижеником Киево-Печерской лавры и настоятелем сельского храма в 1963-1996 годах. Монастырь основан в 1993 году.

Святыни: местночтимая чудотворная Боголюбская икона Божией Матери, ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых, венец со святых мощей великомученицы Варвары, чудотворный источник, над ним достраивается часовня.

Подробнее…

Общая информация о монастырях — Костромская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

Общая информация о монастырях

Свято-Троицкий Ипатьевский мужской монастырь

Наместник: игумен Петр (Ерышалов)
Адрес: 156004, г. Кострома, ул. Просвещения, 1
Телефон: (4942) 31-22-41, 31-25-84 (факс), 31-25-89 (паломнический отдел)
Сайт: www.ipatievsky-monastery.ru

Богоявленско-Анастасиин женский монастырь

Настоятельница монастыря: игумения Иннокентия (Травина)
Адрес: 156000, г. Кострома, ул. Симановского (Богоявленская), 26
Телефон: (4942) 31-83-94
Сайт: www.sobor.kostromaeparhia.ru

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь

Настоятельница монастыря: игумения Алексия (Ремизова)
Адрес: 157802, Костромская обл., г. Нерехта, село Троица
Телефон: (49431) 7-51-89

Спасо-Преображенский Макариево-Писемский женский монастырь

Настоятельница монастыря: игумения Нина (Карпова)
Адрес: 157040, Костромская обл., Буйский район, с. Макарий-на-Письме
Телефон: (49435) 3-33-70

Свято-Успенский Паисиево-Галичский женский монастырь

Настоятельница монастыря: игумения Наталия (Василенок)
Адрес: 157100, Костромская обл., г. Галич, ул. Успенская, 11
Телефон: (49437) 2-23-35

Знаменский женский монастырь

Настоятельница монастыря: игумения Людмила (Охотникова)
Адрес: 156005, г. Кострома, ул. Кооперации (Нижняя Дебря), 37
Телефон: (4942) 54-77-52

Свято-Троицкий Макариево-Унженский мужской монастырь

Настоятель монастыря: игумен Варфоломей (Коломацкий)
Адрес: Костромская обл., г. Макарьев, пл. Революции, 14-а
Телефон: (49445) 5-54-00, 5-53-59 (факс). +7-910-9502177

Сайт: aghios-makarios.ru

Электронная почта: [email protected]

Свято-Предтеченский Иаково-Железноборовский мужской монастырь

Настоятель монастыря: игумен Андрей (Козлов)
Адрес: 157070, Костромская обл., Буйский район,с.Борок, ул.Колхозная,43
Телефон: (49435) 3-31-80, 3-32-23 (факс)
Сайт: www.zheleznoborovskiy.ru

Свято-Покровский Авраамиево-Городецкий мужской монастырь

И.о. настоятеля монастыря: иеромонах Михаил (Позднев)
Адрес: 157143, Костромская обл., Чухломский район, с. Ножкино
Телефон: (49441) 3-21-26

Свято-Успенская Тетеринская женская пустынь

Настоятельница монастыря: игумения Феофания (Ложкина)
Адрес: 157810, Костромская обл., Нерехтский район, с. Тетеринское
Телефон: (49431) 3-41-41, 7-13-98 (факс)
Сайт: teterinskoje.narod.ru/index.html

Женский монастырь во имя святых Царственных страстотерпцев

Настоятельница монастыря: игумения Вера (Морева)
Адрес: 157082, Костромская обл., Сусанинский район, п/о Щепилово, с. Домнино, ул. Центральная, 21
Телефон: (49431) (49434) 9-41-42, 9-41-36

Кострома (монастыри) — Азбука паломника

Кострома

Дата основания: 1426

Статус: действ.

Богоявленский мужской монастырь Костромы основал преподобный Никита Костромской. Он был учеником и, возможно, родственником прп. Сергия Радонежского. А среди учеников самого Никиты был прп. Пафнутий Боровский, духовной жизнью которого Никита руководил в Высоко-Покровском монастыре (рядом с Боровском). Из Высоко-Покровского монастыря Никита ушёл в Кострому. Годом основания Богоявленского монастыря считают 1426 г., когда был освящён первый храм – в честь Богоявления Господня. В нём под спудом покоятся мощи прп. Никиты.

Храмы монастыря Костромы стали одними из первых каменных храмов Костромы: новый Богоявленский собор был освящён в 1565 г.

Адрес: 156000, г. Кострома, ул. Богоявленская, 26.

Подробнее…

Дата основания: 1993

Статус: действ.

Адрес: г. Кострома, ул. Нижняя Дебря, 37

Web: http://www.znamenskii.ru/

Женский монастырь образован в 1993. Новой обители была передана полуразрушенная Знаменская церковь. На время её восстановления монахини приписаны к Воскресенской церкви, что на Дебре. Сёстры монастыря несут послушание в двух храмах Костромы: иконы Богоматери Всецарица и Скорбященском.

Подробнее…

Дата основания: 2-я четв. XIV в.

Адрес: г. Кострома, ул. Просвещения, 1

Монастырь Костромы был заложен при впадении р. Костромы в Волгу, где в 1330 г., согласно преданию, по пути из Золотой Орды в Москву, остановился влиятельный монгольский чиновник Чет. В дубовой роще ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием Гангрским, после которого монгол исцелился от мучившей его болезни. Чет крестился с именем Захарии и основал на месте видения монастырь в честь священномученика Ипатия Гангрского. Захария и его потомки – Сабуровы, Вельяминовы и особенно Годуновы – заботились о монастыре, делая вклады землей, деньгами и ценными вещами. Благодаря им ризница Ипатьевского монастыря заняла достойное место среди богатейших монастырских ризниц Руси. С возвышением Годуновых «Ипатий» начал обустраиваться в камень. В 1560 г. вместо деревянной церкви Животворящей Троицы был возведён каменный пятиглавый Троицкий собор. В последующие годы, до начала Смутного времени, монастырь обнесли мощной каменной стеной с привратными церквями во имя Феодора Стратилата и великомученицы Ирины.

С 1613 г. под опекой Романовых монастырь продолжал благоукрашаться. В 1652 г. на месте Троицкого собора, разрушенного взрывом пороха, хранившегося в подклете, был возведён новый, который мы видим сейчас.

В Троицком соборе, где был благословлён на царство Михаил Романов, сохранились росписи 1684 г., выполненные первоклассным царским изографом Гурием Никитиным, и иконостас сер. XVIII в. В храме хранится вклад Димитрия Годунова, дяди царя Бориса, изготовленные в Москве медные двери, на которых в редчайшей технике золотой наводки изображены античные поэты, философы – Гомер, Еврипид, Платон и даже языческий бог Аполлон. (Историки полагают, что Платон и Аполлон считались в древней Руси пророками, предсказавшими приход Христа.)

Подробнее…

Знаменский женский монастырь | Костромская епархия

10 Декабря праздник иконы Божией Матери «Знамение». Престольный праздник Знаменского женского монастыря Костромы

В праздник иконы Божией Матери «Знамение» глава Костромской митрополии митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил Божественную литургию в Знаменском храме Знаменского женского монастыря Костромы.

Высокопреосвященному владыке сослужили: епископ Галичский и Макарьевский Алексий, секретарь Костромского епархиального управления протоиерей Валерий Бунтеев, протоиерей Геннадий Воронов, протоиерей Димитрий Карнаух, священноинок Сергий (Кочетков).

За богослужением молилась настоятельница монастыря игумения Людмила (Охотникова) с сестрами обители.

По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился протоиерей Валерий Бунтеев.

По окончании богослужения духовенство совершило молебное славление иконе Божией Матери «Знамение», после чего владыки окропили богомольцев святой водой. Протодиакон возгласил многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу; главе Костромской митрополии митрополиту Костромскому и Нерехтскому Ферапонту; епископу Галичскому и Макарьевскому Алексию; властям, воинству, и всему народу Российскому.

Затем глава Костромской митрополии поздравил насельниц обители и прихожан Знаменского храма с престольным праздником. В ответном слове епископ Алексий рассказал, какую большую роль в его жизни сыграла Знаменская икона Пресвятой Богородицы во время его пребывания на Святой Земле.

______________________

Митрополит Ферапонт поздравил с днём Ангела настоятельницу Знаменского женского монастыря г. Костромы.

  В день памяти святой мученицы Людмилы, княгини Чешской, митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил Божественную литургию в Знаменском храме Знаменского женского монастыря г.Костромы.

Высокопреосвященному владыке сослужили: протоиерей Геннадий Воронов, протоиерей Димитрий Карнаух, а также гости из Украины (Днепропетровская епархия): настоятель храма Архистратига Божия Михаила г. Днепр протоиерей Василий Бринзей, клирик того же храма протоиерей Евгений Воскобойник, настоятель Покровского храма посёлка Одинковка, руководитель епархиального отдела по делам молодежи протоиерей Алексий Гетьман.

За богослужением молилась настоятельница монастыря игумения Людмила (Охотникова) с сестрами обители, сестры Богоявленско-Анастасиина женского монастыря.

По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился протоиерей Димитрий Карнаух.

По окончании богослужения духовенство совершило молебное славление празднику Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, славление святой мученице Людмиле, княгине Чешской, после чего было возглашено многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу; главе Костромской митрополии митрополиту Ферапонту; игумении Людмиле с сестрами обители; властям, воинству, и всему народу Российскому.

После этого глава Костромской митрополии поздравил игумению Людмилу с днём тезоимениства, выразил благодарность за усердные труды по благоустройству обители, и преподнёс ей в дар игуменский крест.

_____________________________

Каждую субботу в 17:00 всенощные бдения.

Каждое воскресенье в 6:30.Начало божественной литургии в 7:00.

По божественным праздникам в то же время.

_________________________________________________

В праздник иконы Божией Матери «Иверская»митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил Божественную литургию в Знаменском храме нашего монастыря.
Высокоприосвященному владыке сослужил:протоиерей Игорь Шашков,протоиерей Геннадий Воронов,протоиерей Димитрий Карнаух,иерей Дионисий Татарунис,иерей Сергий Вихарев.
На сугубой ектении были прочитаны особые прошения о единстве Православной церкви.
По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился иерей Сергий Вихарев.
По окончании богослужения духовенство совершило молебное славление  Божией Матери пред Иверским образом Её,после чего глава Костромской Митрополии обратился к собравшимся со словом архипастырского наставления.      

  


 

В Знаменском Храме нашего монастыря идет ремонт.Благодарим всех за помощь в этом благом деле.

 


 29 сентября празднование Святой мученицы Людмилы.Божественную Литургию возглавил секретарь Митрополии прот.Валерий Бунтеев
               

           

Божественная литургия пасхальным чином в понедельник Светлой седмицы

На малом входе Высокопреосвященный митрополит Ферапонт совершил награждение. Во внимание к усердным трудам на благо Святой Церкви настоятельница Знаменского женского монастыря г. Костромы игумения Людмила (Охотникова) была удостоена Ордена Русской Православной Церкви преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, третьей степени.

  

 

 

 

 

Знаменский женский епархиальный монастырь города Костромы.

При въезде в древний русский город Кострому, живописно раскинувшийся на берегу красавицы Волги, возносится к небу знаменитая колокольня Знаменской церкви — великая православная святыня Костромского края, выдающийся памятник русского зодчества XVII века. На протяжении трех с половиной столетий каждый человек, въезжающий в Кострому из Заволжья, не может не заметить этот Божий дар и не залюбоваться им. Сегодня в  этом месте, на улице Нижняя Дебря, располагается и действует женский Знаменский монастырь. Центральный храм обители  посвящен в честь иконы Божией Матери Знамение.    

Начало возрождению Знаменской церкви из небытия было положено в 1993 году, когда по благословению епископа Костромского и Галичского Александра на богохранимой Костромской земле зажглась еще одна лампада монашеского делания– был учрежден женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Знамение».  Полуразрушенный Знаменский храм был передан в монастырское ведение.

 

По благословению Святейшего Патриарха Алексия II духовником обители стал монах Свято-Троице-Сергиевой лавры архимандрит Лаврентий (Постников).

 

 

 

В 1995 году на основе сохранившихся старых чертежей и изображений Знаменского храма главный архитектор Костромской епархии Леонид Сергеевич Васильев возглавил работы по восстановлению колокольни. И через шесть лет колокольня предстала архитектурной доминантой Костромы. 26 сентября 2001 года  она была освящена Архиепископом Костромским и Галичским Александром. В 2006 году начались реставрационные работы Знаменского храма, был восстановлен его первый этаж с центральным приделом в честь иконы Божией Матери Знамение. Храм был освящен великим чином на престольных торжествах 10 декабря 2010 года. К монастырю приписан храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радосте» на Костромском кладбище, где ежедневно совершаются церковные богослужения, молебны, отпевания, панихиды. Монастырь также имеет одно подворье. В 2012 году рядом со Знаменским храмом построен сестринский корпус.

 

10 декабря 2014 года, в день празднования иконы Божией Матери «Знамение», состоялась Божественная литургия в Знаменском храме Костромского Знаменского женского монастыря. Службу возглавил Управляющий Костромской епархией епископ Костромской и Галичский Ферапонт. Владыке сослужили костромское духовенство и прибывший на торжество духовник монастыря архимандрит Лаврентий (Постников), насельник Троице-Сергиевой лавры. После Богослужения состоялся крестный ход вокруг храма.

 

 

 

В субботу 9 декабря 2016 года насельницы Знаменского монастыря Костромы отметили престольный праздник.Поздравить сестер обители приехал управляющий Костромской епархией архиепископ Костромской и Галичский Ферапонт, который в храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» совершил праздничную Божественную литургию в сослужении костромского духовенства.За богослужением молились игумения монастыря матушка Людмила (Охотникова) с сестрами монастыря.По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился секретарь Епархиального совета Костромской епархии иерей Сергий Вихарев.По окончании Литургии духовенство совершило молебное славление иконе, празднование которой совершается в этот день.Затем глава Костромской епархией архиепископ Ферапонт обратился к собравшимся в храме с архипастырским словом.

8 апреля 2017 года, в Лазареву субботу, глава Костромской митрополии митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил Божественную литургию в Знаменском храме Знаменского женского монастыря Костромы.Владыке сослужило духовенство, окормляющее обитель: протоиерей Геннадий Воронов, протоиерей Димитрий Карнаух; а также приглашенное духовенство: протоиерей Валерий Бунтеев, архимандрит Серафим (Фирстов), протоиерей Виталий Шастин, протоиерей Владимир Воронин, иерей Михаил Мостовой.На богослужении молились: настоятельница монастыря игумения Людмила (Охотникова) с сёстрами обители, игумения Иннокентия (Травина) с сёстрами Богоявленско-Анастасиина монастыря.По окончании богослужения Высокопреосвященный митрополит Ферапонт вышел на амвон с проповедью к молящимся.

29 сентября память св.муч.Людмилы княгини Чешской.День Ангела матушки Людмилы.Божественную Литургию возглавил секретарь Епархии прот.Валерий Бунтеев.

6 ноября в день празднования в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

  Глава Костромской митрополии митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт совершил Божественную литургию в храме во имя иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» на Костромском кладбище (ул. Костромская).Высокопреосвященному владыке сослужили: протоиерей Валерий Бунтеев, протоиерей Игорь Шашков, иерей Сергий Вихарев, а также духовенство Костромского Знаменского женского монастыря, окормляющее храм: протоиерей Геннадий Воронов, протоиерей Димитрий Карнаух.

За богослужением молилась настоятельница Костромского Знаменского женского монастыря игумения Людмила (Охотникова) с сестрами обители.По запричастном стихе иерей Сергий Вихарев произнес проповедь к молящимся.По окончании богослужения было совершено молебное славление иконе Божией Матери «Всех скорбящих Радость», после чего митрополит Ферапонт обратился к собравшимся со словом наставления

                                                   

 10 декабря-день празднования иконы Божией Матери Знамение.

10 декабря в Неделю 27-ю по Пятидесятнице, в день, когда Русская Православная Церковь совершает празднование в честь иконы Божией Матери «Знамение», насельницы Знаменского женского монастыря Костромы отметили престольный праздник.

Поздравить сестер обители приехал глава Костромской митрополии митрополит Костромской и Нерехтский Ферапонт, который совершил праздничную Божественную литургию в Знаменском храме монастыря.

Высокопреосвященному владыке сослужили: секретарь Костромского епархиального управления протоиерей Валерий Бунтеев, протоиерей Виталий Шастин, протоиерей Геннадий Воронов, ключарь Богоявленского кафедрального собора Костромы протоиерей Владимир Воронин, протоиерей Димитрий Карнаух.

За богослужением молилась настоятельница обители игумения Людмила (Охотникова) с сестрами монастыря.

На малом входе было совершено награждение. За многолетние пасторские труды на благо Святой Церкви и в связи с 75-летием со дня рождения протоиерей Геннадий Воронов был награждён медалью священномученика Никодима, архиепископа Костромского и Галичского, I степени.

После херувимской песни митрополит Ферапонт совершил иерейскую хиротонию. Во пресвитера был рукоположен клирик Воскресенского собора Костромы диакон Александр Борисенко.

По запричастном стихе с проповедью к молящимся обратился протоиерей Димитрий Карнаух.

По окончании богослужения духовенство совершило молебное славление иконе Божией Матери «Знамение», после чего было возглашено многолетие Предстоятелю Русской Православной Церкви Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу; главе Костромской митрополии митрополиту Ферапонту; властям, воинству, а также всему народу Российскому.

Затем глава Костромской митрополии поздравил насельниц обители и прихожан Знаменского храма с престольным праздником

 

            

        

 

 

 

 

Престольный праздник, день празднования иконы Божией Матери Знамение — 10 декабря (н. ст.)

Почитаемая святыня монастыря: чтимый список с чудотворной иконы Божией Матери Знамение.

Возглавляет обитель игуменья  ЛЮДМИЛА (Охотникова).

Восстановление Знаменского храма началось в 2001 году.  Работ по строительству и храмовой реставрации предстоит еще много.

Монастырь остро нуждается в помощи, ждет своих благотворителей, трудниц и трудников!

И безмерно благословит всех милостивых доброхотов Господь со Своею Пречистою Матерью! Ибо молвил некогда святой Исидор Пилусиотский: «Истину скажу: если кто хочет подавать милостыню монахиням, пусть подает. Подающий милостыню им, получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным. Инокини — немощнейшая часть; могущий подавать милостыню монахиням получит от Бога награду и венец великие». 

Путеводитель | Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь

I.         Старый город 

Наиболее древняя часть территории Ипатьевского монастыря, первоначальное место его основания. Старый город в плане имеет форму неправильного пятиугольника с протяженностью стен 518 метров. В 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых старая дубовая ограда была заменена каменной с толщиной стен до 1,5 метров и высотой – 6-7 метров, укрепленной пятью башнями – четырьмя по углам и одной надвратной.. После Смутного времени, при царе Михаиле Федоровиче артелью московского городового мастера Ивана Неверова монастырские стены и башни были усилены и надстроены в высоту до 11 метров.

Стены имеют два яруса небольших щелевидных бойниц и варовые щели, по верху стен проходит галерея боевого хода, соединяющая монастырские башни между собой.

 

II.        Новый город. 

Сформировался в 1642-1645 по указу царя Михаила Федоровича, путем присоединения к западной крепостной стене Старого города нового земельного участка. Вокруг Нового города на царские средства возводятся стены с двумя угловыми башнями (Юго-западной и Северо-западной) и одной проездной, получившей название Зеленая башня.

Строительство стен и башен Нового города велось под руководством старца Иосифа и каменщика подмонастырской Богословской слободы Андрея Андреева сына Кузнеца.

 

III.    Архиерейский сад. 

Устроен в 1800-1811 гг. при преосвященном Евгении Романове между обрубом и южной, а также восточной стенами. Высажен на специально подготовленной высокой земляной платформе. Отличался разнообразием деревьев и кустарников, в число которых входили дубы, кедры, пихты, лиственницы; плодовые деревья – яблони, груши, вишни; кустарники – жасмин, орешник и акация.

 

1.      Троицкий собор. 1650-1652 гг. 

Построен при царе Алексее Михайловиче на месте «годуновского» храма сер. XVI века, разрушенного в 1649 году взрывом пороха — «зелейной казны», хранившейся в подклете собора. Крупный четырехстолпный трехапсидный храм увенчан пятью главами на световых барабанах. Поднятый на высоком подклете, он с трех сторон окружен двухъярусными галереями. В торце южной галереи расположен придел преподобного Михаила Малеина– тезоименитого святого царя Михаила Феодоровича Романова. Северная сторона храма, обращенная к главному входу в монастырь, являлась фасадом здания и имела богатое оформление – оконные проемы включены в композицию аркатурно-колончатого пояса. На северную сторону выходит парадное крыльцо с восьмигранным шатром, покоящимся на четырех декорированных столбах с мощными кубышками и висячими арками с гирьками. Четверик Троицкого собора украшает великолепный иконостас середины XVIII века, выполненный артелью костромских резчиков под руководством Петра Золотарева и Макара Быкова в стиле борокко, а также настенная роспись XVII века, созданная знаменитой артелью костромских изографов во главе с Гурием Никитиным. Роспись уникальна по богатству сюжетных изображений, гармонии цвета и изяществу орнаментального декора.


2.      Звонница. Колокольня
. XVII-XIX вв. 

Композиция памятника выстраивается из двух разновременных частей. Древняя (южная) часть возведена в 1601-1604 годах на средства Годуновых в излюбленном в XVII веке стиле многопролетной аркады. В 1645 – 1646г.г. с северной стороны к ней была пристроена высокая колокольня с одним открытым пролетом для звона и шатром с зеленой обливной черепицей. Ее заказчиком был боярин Алексей Никитич Годунов, один из последних представителей этого древнего рода. Колокольня богато украшена поясами каменных резных ширинок, сдвоенными полуколонками и оконными проемами с килевидным завершением.

В середине XIX в. по проекту губернского архитектора Попова была пристроена западная открытая галерея, сооруженная вместо прежней деревянной.

К концу XVII века на звоннице и колокольне находилось 18  колоколов, самые крупные из которых в 600 пудов были вкладами матери царя Бориса Годунова Стефаниды, а также бояр А.Н. Годунова и В.И. Стрешнева.

В 2006 году в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь принцем кентским Майклом (пра- пра- правнуком императора Николая I) вложен новый 500 пудовый колокол «Царь Михаил», отлитый в память 400-летия избрания на престол государства Российского царя Михаила Федоровича Романова.


3.      Палаты бояр Романовых («Царские чертоги»).
XVI-XIX вв. 

Один из самых знаменитых памятников в архитектурном ансамбле Ипатьевского монастыря. Здание возведено в конце XVI века на средства покровителей обители бояр Годуновых. Предположительно, в нем располагались гостиные кельи, которые использовались «на приезд» богатых вкладчиков, особо почетных гостей, как из числа светских лиц, так и представителей духовенства. В марте 1613 года, во время призвания на московский престол в Ипатьевском монастыре молодого боярина Михаила Федоровича Романова, он вместе со своей матерью, Великой старицей Марфой (в миру – Ксенией Ивановной Романовой), проживал в этом здании. Согласно монастырскому преданию, в левой половине 2-го этажа здания располагались покои Михаила, в правой – инокини Марфы.

Начиная с XIX века, здание получает название «Царские чертоги» или «Дворец Михаила Романова» и становится объектом особого отношения монастырских властей и представителей царской династии Романовых. Реставрацией памятника на «Высочайше дарованные средства» и по указу императоров Николая I и Александра II занимались архитекторы – К.А. Тон и Ф.Ф. Рихтер. В центре главного фасада корпуса возведена «царская лестница» с широким маршем на второй этаж. Стены второго этажа снаружи расписаны специальными красками «в шахмат». Интерьер постройки украшают изразцовые печи, выполненные по проекту Ф.Ф. Рихтера.


4.      Архиерейский корпус.
XVI-XIX вв. 

Крупнейшее жилое здание монастыря, включающее в своем объеме Святые ворота с надвратной церковью великомучеников Хрисанфа и Дарии (центр постройки), казначейские и экономские кельи (к северу и югу от Святых ворот). В связи с размещением на территории Ипатьевского монастыря Архиерейского дома в 1744 году, корпус был значительно перестроен и приспособлен под резиденцию костромского архиерея. Фасад со стороны реки Костромы в полной мере отражает разновременность постройки XVI-XIX веков: от пластики крепостной стены с щелевидными бойницами до архитектурных форм классицизма. Западная стена, обращенная во двор монастыря, возведена во время перестройки 20-х годов XIX века, является своеобразным футляром для первоначального фасада здания XVII века.

Архиерейский корпус знаменит тем, что в нем 15 мая 1767 года, посетившая г. Кострому императрица Екатерина II, пожаловала Костроме герб, которого до этого город не имел: «В память сию по реке Волге путешествия … представляется в сем гербе в голубом поле галера под императорским штандартом …» (из доклада сената 24 октября 1767 г.). 


5.      Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
. XIX в. 

Церковь святых мучеников Хрисанфа и Дарии со Святыми воротами возведены в 1841-1863 гг. по проекту К.А. Тона и Н.П. Григорьева на месте древнего входа в монастырь – Святых ворот с надвратной церковью во имя святых Феодора Стратилата и Ирины, соименных царя Федора Иоанновича и царицы Ирины.

Престол церкви святых мучеников Хрисанфа и Дарии, которые поминаются 19 марта (1 апреля по н.ст.), освящен в память о двух знаменательных событиях русской истории: в этот день 1613 года Михаил Федорович Романов выехал из святой Ипатьевской обители в Москву на царство; в этот же день 1814 года император Александр I во главе русской армии вступил в Париж после победы над Наполеоном.

Церковь представляет собой безстолпный храм, возведенный над аркой Святых ворот, венчанный двенадцатигранным шатром с маленькой главкой на глухом барабане. В декоре фасадов храма сочетаются элементы классицизма и древнерусского зодчества. Интерьер храма был украшен монументальной масляной живописью, иконы иконостаса написаны палехскими иконописцами (не сохранились).

В настоящее время в храме во имя святых мучеников Хрисанфа и Дарии проходят ежедневные утренние и вечерние службы. Храм заново расписан на знаменательные темы артелью палехских художников.


6.      Архимандричий (наместнический) корпус.
XVI-XIX вв. 

Внутренний фасад здания носит следы трех основных этапов его строительства в XVII веке: от ступенчатых перемычек в оформлении окон первого этажа начала XVII века к нарядным наличникам, характерным для узорочья второй половины XVII века, и до декорированных в стиле нарышкинского борокко окон третьего этажа конца XVII века.

Настоятельские покои предназначались для проживания игумена Ипатьевского монастыря, который с 1598 года имел сан архимандрита. В XVII веке должность архимандрита Ипатьевского монастыря, пользовавшегося особым покровительством государей, была престижной и рассматривалась, как награда за особые заслуги. Среди Ипатьевских архимандритов знамениты Кирилл (был архимандритом с 1610 по 1616 гг.), принимавший участие, как в избрании царя на Земском соборе 1613 года, так и в чине царского наречения боярина Михаила Федоровича в стенах Ипатьевской обители; Иосиф (с 1617 по 1619 гг.), встречавший отца царя Михаила Федоровича митрополита Филарета, будущего Патриарха, при возвращении его из польского плена, а в 1642-1645 гг.известный как строитель, возводивший стены Нового города Ипатьевского монастыря; Сергий Шелонин (1647-1648 гг.) – известный писатель и книжник XVII века. который за редактирование и подготовку к изданию на Московском печатном дворе «Лествицы» Иоанна Синайского» в качестве вознаграждения за свой труд «совершен» в архимандриты Ипатьевского монастыря; Тихон II (1655-1661), присутствовавший в июне 1656 года на соборе Святителей, созванном Патриархом Никоном для исправления служебных книг; Кирилл II (1665-1669) был на соборе 1667 года по вопросу церковных исправлений.


7.      Братский корпус
. XVI, XVIII вв. 

Первый каменный этаж здания возведен в конце XVI века на средства бояр Годуновых по типу жилых монастырских многосекционных построек. О древности его говорит простота и скромность декоративного оформления, а также наличники окон в виде ступенчатых углублений. Внутренние сводчатые помещения делились на сени (прихожую) и жилую часть (келью). При епископе Дамаскине (Аскаронском) в середине XVIII века здание было надстроено вторым этажом с наружными деревянными галереями и лестничными всходами. В 1841 году галереи были разобраны, вместо наружных лестниц устроены внутренние каменные.

Братский корпус предназначался для проживания монашеской братии, которой к 1650 году насчитывалось около 100 человек. Монашеская келья Ипатьевского монастыря площадью около 25 м², предназначалась для проживания в среднем 2-3 человек. Интерьер монашеского жилья был строг и скромен, и состоял из киота с иконой и лампадой, стола-аналоя для книг духовного содержания, лавок и сундука или короба.


8.      Кельи над погребами.
XVI XVIII вв. 

Здание относится к постройкам «черного» (хозяйственного) двора. Первый этаж здания с тремя глубокими  погребами-ледниками возведен в 1586-1593 годах при Годуновых, второй этаж – сушильни, надстроен в 1732 году.

Глубина погребов-ледников достигает 3 метров, стены выложены булыжным камнем.

В 1623 году по Жалованной грамоте царя Михаила Федоровича Ипатьевский монастырь получил право покупки и беспошлинного провоза «про монастырской, на церковной годовой обиход» «рыбы 500 пудов осетров и белуг, 50 пуд семги, 50 пуд икры черные, да бочечные всякие рыбы 50 бочек да соли 20 рогож, да меду преснаго 200 пуд, да хмелю 200 чети, да свежие всякие рыбы 10 возов».

Несмотря на разновременность этажей, постройка смотрится цельной по исполнению, отличается соразмерностью и гармонией пропорций, повторением декоративных элементов в виде двойного ряда поребрика в оформлении обоих этажей.


9.      Свечной корпус.
XIXв.

Трапезный корпус. XVI в.

Современное здание объединяет в своем объеме разновременные постройки:

поварню (западная часть) «для братской пищи», возведенную в конце XVI – начале XVII вв. – одноэтажную одностолпную двусветную палату; двухэтажные кладовые палаты конца XVI – начала XVII вв. и Свечной завод (восточная часть), возведенный в середине XIX в. по проекту архитектора К.А. Тона на месте древних монастырских построек, пришедших в ветхость.

Древняя поварня и кладовые палаты входили в большой комплекс построек хозяйственного двора Старого города

Ипатьевский Свечной завод в XIXвеке снабжал восковыми свечами все церкви и монастыри Костромской епархии.


10.    Северные (Екатерининские ворота).
XVIII в. 

Являются главным въездом в Свято-Троицкий Ипатьевский монастырь. Северные врата, как новые парадные ворота в северном прясле крепостной стены, были устроены в 1767 году, к приезду в Кострому императрицы Екатерины II.

Это нарядное и яркое по формам сооружение в стиле барокко, оформленное с внешней и внутренней стороны триумфальными арками. Северный (внешний) фасад увенчан высоким аттиком в основании которого в профилированном карнизе размещен лепной картуш с монограммой Екатерины II. Со стороны монастырской площади Екатерининские врата имеют вид пилона с проездной аркой и лучковым фронтоном с рельефным изображением «Всевидящего Ока» в тимпане. 


11.    Кузнечная башня. XVI- XVII вв. 

Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней монастырской кузнице. 


12.    Пороховая башня.
XVI- XVII вв. 

Северо-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Могла использоваться для хранения запасов пороха. Как все башни Ипатьевского монастыря имела три уровня боя: верхний – для установки пушек, средний для ведения огня из ручного огнестрельного и метательного оружия, нижний – бойницы подошвенного боя. 


13.    Водяная башня.
XVI-XVII вв. 

Юго-восточная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Находилась недалеко от берега реки Костромы. Существует предание о подземном ходе из этой башни в сторону реки Костромы, который мог быть использован в случае осады защитниками обители для пополнения запасов воды. 


14.    Воскобойная башня.
XVI -XVII вв. 

Южная проездная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Устроена на изломе южного прясла стены. В древности имела снаружи дополнительное укрепление – захаб – коленчатый коридор перед въездом. 


15.    Квасная башня.
XVI-XVII вв. 

Юго-западная башня Старого города, возведенная в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых. Получила свое название по расположенной рядом с ней квасоварной палате.


16.    Вотчинная контора.
XVIII в. 

Единственная постройка на территории Нового города. Возведена в 1672-1673 годах для больничных келий рядом с больничной церковью святителя Иоанна Златоуста, просуществовавшей до 1808 года и разобранной «за ветхостью». В 1721-1722 годах в здании надстроен второй этаж для размещения в нем вотчинной конторы. Вотчинная контора управляла монастырскими вотчинами. Ипатьевский монастырь имел обширные земельные владения не только в Костромской, но и в Ярославской, Владимирской, Казанской и Московской губерниях. До 1764 года ему принадлежало 12,5 тысяч крепостных крестьян. Секуляризационные реформы Петра I и Екатерины II подорвали монастырское хозяйство и его экономику. В 1875 году корпус переоборудован под богадельню для проживания престарелых священнослужителей, оставшихся без попечения близких.


17.    Зеленая башня.
XVII в. 

Была поставлена «повелением государя Михаила Феодоровича в память того, что он сим местом изшел на царство Московское» 19 марта 1613 года. Получила свое название «Зеленая», поскольку шатер башни покрыт зеленой муравленной черепицей. Башня выполняла две функции: она защищала западные ворота монастыря, и являлась мемориальным сооружением.  Ее конструкция была достаточно сложной. С западной стороны к ней был пристроен захаб, имевший односкатное тесовое покрытие. Под башней были устроены трое ворот. Между захабом и основным корпусом находилась опускная решетка, которая в случае опасности служила дополнительной защитой от проникновения в монастырь неприятеля. Служила главным въездом в монастырь со стороны московской дороги.


18.    Юго-западная башня.
XVII в.

Юго-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города.


19.    Северо-западная башня.
XVII в. 

Северо-западная башня Нового города, возведенная в 1642-1645 гг. на средства царя Михаила Федоровича по образцу башен Старого города. 


20.    Западные ворота.
XVII в. 

Возведены в 1586-1590 гг. на средства Дмитрия Ивановича и Бориса Годуновых во время строительства стен и башен Старого города. С середины XVII века соединяют территории Старого и Нового города. 


21.    Мемориальная колонна
. Вторая половина XIX века. 

Возведена в центре Старого города в 1839 году в память знаменитых событий и лиц, оставивших след в истории Ипатьевского монастыря. В прямоугольных нишах с четырех сторон размещаются тексты об этом. С 1993 года Костромская епархия ежегодно 17 июля проводит у колонны богослужения в память царственных страстотерпцев императора Николая II и его семьи.


22.    Обруб.
XIX в. 

Возведен около 1837 года во время ремонтных работ под руководством архитектора К.А. Тона, как защитное сооружение. Неоднократно территория Ипатьевского монастыря, стоящего на низком берегу реки Костромы, затоплялась во время весенних разливов. Это приводило к скорому обветшанию монастырских зданий и крепостных сооружений. После разрушительного наводнения 1709 года с восточной и южной сторон монастыря было устроено плотинное сооружение – обруб, сначала деревянное, а затем – каменное.


23.    Церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
XVI-XIX вв. 

Памятник, не сохранившийся до наших дней и восстанавливаемый в настоящее время. Впервые упоминается под 1564 годом, как небольшая шатровая каменная церковь при братской каменной трапезе. Построена на средства бояр Годуновых.

В 1760-1764 гг. на месте храма, пришедшего в ветхость, устраивается новая каменная просторная церковь с пятью деревянными главами. В 1801 году пять глав заменяются одной главой, а внутри храма ставятся деревянные колонны-крепления. Постройка дожила до 1859 года. В середине XIX века по проекту архитектора К.А. Тона строится новый пятиглавый в византийско-русском стиле храм Рождества Пресвятой Богородицы с приделом во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста с южной стороны. Храм имел соединение с Троицким собором через паперть с юго-западной стороны. Украшением церкви являлся позолоченный иконостас с иконами, выполненными в мастерской палехского иконописца Сафонова.


24.    Усыпальница бояр Годуновых.
XVI-XVII вв. 

Ипатьевский монастырь — единственное место в России, где на протяжении четырех столетий, начиная с конца XIII в., формировался некрополь одного из самых знаменитых боярских родов — Годуновых. Сохранившаяся усыпальница бояр Годуновых в подклете Троицкого собора является третьей годуновской усыпальницей. Ранее она включала 18 погребений представителей ветви Иосифа Дмитриевича Годунова — Асанова.

Первая и вторая усыпальницы размещались в «каменной палатке» у алтаря церкви Рождества Богородицы. Вплоть до начала XVII в. в первой усыпальнице насчитывалось 22 погребения, в том числе: родителей царя Бориса и царицы Ирины – Федор и Стефания, брата Бориса и Ирины – Василия и их дяди Дмитрия Ивановича Годунова. Вторая усыпальница включала 16 погребений: в ней были захоронены представители ветви Василия Петровича Годунова, двоюродного брата Дмитрия Ивановича. В древности в усыпальницах находилось много икон, нагробных покровов с богатейшими украшениями из золота, серебра, жемчуга и драгоценных камней, горели неугасаемые лампады. Раз в неделю по пятницам здесь служили панихиду в память всех почивших Годуновых.

Обе первые усыпальницы упразднены в 1756 г. по распоряжению Преосвященного Геннадия. Территория усыпальниц попала под фундаменты церкви Рождества Богородицы, перестроенной в 1760-е годы.

В настоящее время усыпальница в подклете Троицкого собора продолжает именоваться «годуновской» не смотря на то, что только три надгробные плиты принадлежат представителям этого рода. Четыре надгробные плиты принадлежат лицам других фамилий.


25.    Засенье.
XVI-XVII вв. 

Узкий открытый внутренний коридор между северной стеной Старого города и монастырскими корпусами – Братским и Наместническим.

В военное время засенье могло служить дополнительным оборонительным рубежом, в мирное использовалось в хозяйственных целях.

описание, история, фото, точный адрес

Ипатьевский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Душа и сердце Костромы, хрестоматийная колыбель дома Романовых, белокаменный Ипатьевский монастырь — объект культурного наследия России — возвышается на пологом берегу реки Костромы, отражая свои древние стены, приземистые башни и золотые главки собора в тихом течении ее вод. Судьба Ипатьевского монастыря неразрывно связана с судьбой России: в 1613 г. здесь был избран на царство Михаил Романов — основатель будущей 300-летней династии русских государей. Обитель неоднократно переживала годы расцвета и упадка, ее церкви были разрушены и вновь восстановлены. Сегодня это ключевая достопримечательность не только Костромы, но и всей Верхней Волги, посетить которую просто обязан каждый турист.

История

Кроме исключительно позитивных событий для царской фамилии, вроде тех, когда Михаил Фёдорович сначала успешно укрылся там от польских интервентов, накануне дня народного единства, который в современной России отмечается как официальный праздник, Ипатьевский монастырь имел в своей истории и более трагические страницы. Так, к примеру, старая церковь на территории обители была разрушена практически до основания, когда в 1649 году взорвалась бочка с порохом. Именно по этой причине последующим поколениям также уже никогда не удастся даже примерно представить себе, какой изначальный экстерьер был свойственен Ипатьевскому монастырю.

В 18 веке здания монастыря окончательно приняли современный облик и внешне уже не сильно менялись после екатерининской эпохи. Однако внутреннее содержание помещений пережило несколько поворотов судьбы.

Сокровища монастыря: богатая стенопись, выполненная Гурием Никитиным, пятиярусный золоченый иконостас в Троицком соборе, богатая библиотека, в числе которой Ипатьевская летопись — вещь уникальная по своей важности.

Чудеса России: Ипатьевский монастырь

Что посмотреть

На территории Ипатьевского монастыря более десяти исторических построек, каждая из которых заслуживает отдельного внимания: Троицкий собор со звонницей — главный храм обители, палаты бояр Романовых, Архиерейский корпус, святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии, Наместнический и Братский корпуса, жилые кельи над погребами, Свечной и Трапезный корпуса, Екатерининские ворота, а также стены и башни Старого и Нового городов.

Великолепный Троицкий собор 17 века — визитная карточка Ипатьевского монастыря. Его пять золоченых чешуйчатых главок и изумрудный ажурный шатер колокольни видны за несколько километров со старого русла реки Кострома. Его северную сторону украшает замечательной красоты парадное крыльцо с восьмигранным шатром и обилием архитектурных украшений. Внутри стоит увидеть богатый иконостас середины 18 века в стиле барокко и стенную роспись 17 века, уникальную богатством мотивов и разнообразием цветовой гаммы.

Звонница собора была заказана боярином Годуновым в 17 веке. Сооружение интересно поясами каменных резных элементов и изящных зеленым шатром. В 2006 г. сюда был доставлен юбилейный колокол «Царь Михаил».

Главные святыни обители — часть Ризы Господней, чудотворная икона Тихвинской Богоматери, частица мощей священномученика Ипатия, частицы гробов Николая Чудотворца и Матроны Московской.

Палаты бояр Романовых, или Царские чертоги, самое знаменитое здание монастыря. Именно здесь проживал Михаил Романов со своей матерью во время призвания на престол. В 19 веке палаты были отреставрированы, и сегодня радуют глаз ярким «шахматным» фасадом в стиле древнерусского терема, изумительной царской лестницей на второй этаж и прекрасными изразцовыми печами внутри.

Непременно стоит увидеть и нежно-бирюзовые Екатерининские ворота в стиле барокко, возведенные в 1767 г. к приезду в Кострому императрицы Екатерины II, посетить Архимандритский корпус — крупнейшее жилое здание обители и побыть на службе в красивейшей церкви Хрисанфа и Дарии, чьи интерьеры расписаны артелью палехских художников.

Музей

На территории Ипатьевского монастыря работает Церковный историко-археологический музей. В его просторных залах выставлены многочисленные религиозные древности: старопечатные и рукописные церковно-богослужебные книги, фотографии не сохранившихся церквей и соборов, священные сосуды, Евангелия, кресты, иконы, облачения и старинная церковная утварь. Отдельная часть экспозиции посвящена династии Романовых.

Практическая информация

Адрес: Кострома, ул. Просвещения, 1. Телефон: (4942) 312—589.

Время работы: монастырь — ежедневно с 7:00 до 18:00. Музей — с 1 мая по 30 сентября — с 9:00 до 18:00 часов, с 1 октября по 30 апреля — с 10:00 до 17:00.

Вход в монастырь бесплатный. Вход в музей — 100 RUB.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *