Metro berlin: METRO Berlin-Friedrichshain

Архитектура метро. Берлин: метро с драматичной историей

Берлинское метро пережило и нацистов, и бомбоубежища, и перерезание путей. Разберем, что делает подземку Берлина одной из самых удобных в мире.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.

Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus

посмотреть все уроки

Автор урока

Александр Острогорский

Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.

1. Надземная железная дорога (Hochbahn) в Берлине, 1880
2. Станция Spittelmarkt (Шпиттельмаркт), Берлинское метро, 1908
3. Авария на виадуках, Берлин, 1908
4. Строительство станции Kottbusser Tor(Котбуссер Тор), Берлин, 1920-е
5.

Схема Берлинского метро, 1927
6. Гитлеровский план развития Берлина
7. Поезда метро Западного (слева) и Восточного Берлина на станции Olympia-Stadion, 1973
8. Закрытый вход на недействующую станцию Oranienburger Tor линии U6, Восточный Берлин, 1987
9. Современный поезд Берлинского метро
10. Схема Берлинского метро

Давайте начнем разговор о сложной и богатой истории берлинского метрополитена, который называется U-Bahn, то есть подземная железная дорога.


🏗 В 1880 году предприниматель Вернер фон Сименс решил построить надземное метро. В 1896 году компания Siemens & Halske начала строительство первого участка железной дороги на виадуках. Столичное метро должно было стать символом не только Берлина, но и всей страны с ее технологическими, инженерными достижениями.


🔧 Метро строилось в несколько этапов. Первый, до Первой мировой войны, дал семь линий, связывающих центр города с ближайшими пригородами.

Заметная часть путей была не под землей, а на виадуках. Иногда на пересечениях виадуков случались столкновения, во время одного из них погиб 21 пассажир.


📐 Развитие метро ускорилось после революции 1918 года. Веймарская республика была также заинтересована в развитии города, но уделяла больше внимания не центру, а рабочим окраинам. Было решено присоединить некоторые районы вокруг города к столице (как когда-то Осман сделал с Парижем). Однако у Веймарской республики уже не было на это ресурсов, так что станции стали значительно проще.


📈 При Гитлере появились новые планы развития метро, и весьма утопические. По проекту Альберта Шпеера столица должна была вырасти до 10 млн человек, и метро требовалось расширить. План включал в себя снос большой части центра Берлина для создания нового проспекта и гигантского дворца собраний. Метро должно было дополниться большой кольцевой линией с 30 новыми станциями. Но все работы в этом направлении остановили в 1939 году, когда началась Вторая мировая: сначала берлинское метро превратилось в бомбоубежище, а в 1945 году Гитлер приказал затопить метро — под водой оказалось 63 км линий.


🚧 После войны сперва требовалось восстановить многие разрушенные станции, тоннели и виадуки. Потом Берлин разделился, и некоторые центральные части метро были закрыты. Восточный и западный Берлин развивались по-разному, так что и метро как цельная система перестало существовать. К нему добавлялись новые линии и станции, но в разных логиках.


🚝 После воссоединения пришлось переосмыслить многие связи, но развитие метро продолжилось. В 1990-х и 2000-х открылось несколько новых секций, хотя больше усилий было положено на интеграцию метро и железных дорог (S-Bahn), что сделало берлинскую систему рельсового транспорта одной из самых эффективных в Европе.

Телеграм-канал
Level One

Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков

подписаться

1. Станция Nollendorfplatz (Ноллендорфплац), Берлинское метро, 1902
2. Станция Nollendorfplatz после реконструкции
3. Heidelberger Platz (Хайдельбергер Плац), Берлинское метро, 1913
4. Wittenbergplatz (Виттенбергплац), Берлинское метро, 1902
5. Krumme Lanke (Крумме Ланке), Берлинское метро, 1929
6. На Александрплац — узловой для системы метро станции — платформу в сторону Западного Берлина заложили кирпичом.
7. Станция Fehrbelliner Platz (Фербеллинер Плац), Берлинское метро, 1971
8. Станция Schloßstraße, Берлинское метро, 1974

9. Станция Brandenburger Tor (Брандербургские ворота), Берлинское метро, 2009
10. Станция Tierpark (Тиерпарк), Берлинское метро, 1973 — единственная новая станция, открытая в Восточном Берлине.

Как и в других европейских столицах, первые станции метро в Берлине выглядели весьма торжественно:


▪️ Nollendorfplatz (Ноллендорфплац). Названа в честь площади, около которой стоит. Во время Второй мировой здание станции было разрушено почти полностью. Как и купол Рейхстага, купол станции решили восстановить не в оригинальном виде, а в новых материалах.


▪️ Heidelberger Platz (Хайдельбергер Плац). Станция метро открылась в 1913 году. Благодаря высокому своду считается одной из самых ярких в берлинской подземке.


▪️ Wittenbergplatz (Виттенбергплац).

Тоже одна из первых станций, сильно разрушенная во время войны. Но здесь решили восстановить здание полностью. Станция открылась в 1913 году, проект был выполнен шведским архитектором Альфредом Гренадером, который работал в Берлине очень много (например, руководил стройкой Рейхстага). Всего он спроектировал около 70 станций в стилях ар-нуво, неоклассики и функционализма.


▪️ Krumme Lanke (Крумме Ланке). Еще один пример работы Гренадера, одна из самых поздних станций, которые он спроектировал. Находится не в центре города, поэтому ее не стремились делать торжественной. Но заметно, что вкусы архитектора и публики изменились: вход демонстрирует развитие идеологии модернизма с легким привкусом ар-деко: простая геометрия, красивая закругленная плоскость козырька, много стекла.


👻 Отдельная страница в истории берлинского метро принадлежит «станциям-призракам».

Они были выключены из системы, когда Берлин разделили на две части. Станции и соответствующие пути сохранились, но по ним не ходили поезда, и попасть на них было нельзя. Их существование было источником разнообразных городских и шпионских мифов.


🎨 Послевоенные модернистские станции демонстрируют значительную смену вкуса. Около 30 из них принадлежат архитектору Райнеру Раммлеру. Серьезно изменились и подходы к интерьерам. Если раньше большинство станций были облицованы плиткой, а перекрытия поддерживали металлические столбы, то во второй половине века и особенно в западном Берлине появились и другие подходы — яркие цвета, металл, пластик.


🚇 Современные станции берлинского метро приобретают вид достаточно обычный для станций всего мира, что скорее печально: получается сдержанный дизайн в духе аэропортов.

1, 2.

«Берлин, Александерплац», реж. Райнер Вернер Фасбиндер, 1980
3, 4. «Беги, Лола, Беги», реж. Том Тыквер, 1998
5. «Обитель зла», реж. Пол У.С. Андерсон, 2002
6. Станция метро Bundestag (Бундестаг), где снималась часть сцен фильма «Обитель зла»
7. Логотип фестиваля «Going Undeground»

Метрополитен любого города очень кинематографичен, и берлинский не исключение. Вот только три фильма, так или иначе связанные с берлинской подземкой.


📖 Берлин, Александерплац (реж. Райнер Вернер Фасбиндер). Сериал по одноименному роману немецкого классика Альфреда Дёблина рассказывает о жизни социальных низов Берлина в эпоху Веймарской республики. Действие сосредоточено в рабочих кварталах недалеко от Александерплац.


🏃‍♀️ Беги, Лола, Беги (реж. Том Тыквер). Незадачливый парень главной героини забыл в подземке пакет с деньгами, принадлежащими мафии. Теперь Лоле надо за двадцать минут спасти парня от гибели, попутно решая собственные проблемы.

Увлекательный формалистский эксперимент режиссера.


🧟‍♂️ Обитель зла (реж. Пол У.С. Андерсон). Хотя события фантастического фильма о зомби-апокалипсисе происходят в вымышленном городе Раккун-сити, локации для съемок выбрали самые настоящие. Например, вход в «Муравейник» — секретную лабораторию корпорации Umbrella, снимали в Берлинском метро на строящейся станции Bundestag (Бундестаг).


🎞 Going Underground (2002–2012). Фестиваль короткометражного кино, в котором аудиторией и жюри становились пассажиры берлинского метро: они смотрели работы конкурсантов на более 4000 мониторах по всей подземке и могли проголосовать за 1 из 14 фильмов.

курс Level One

Как разбираться в архитектуре

Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.

Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽ 1750₽

подробнее о курсе

Метро Берлина: стоимоть, схема, время работы

Берлинское метро — руководство для туриста на русском языке

Метро Берлина (U-Bahn Berlin) является одним из самых старейших в Европе. Оно открылось в 1902 г. На сегодняшний день схема берлинского метрополитена состоит из десяти линий, общей протяжённостью более 150-ти километров. На данный момент в подземке работают 173 станции. Берлинское метро тесно связано с сетью городских электричек S-Bahn и на многих станциях метро пассажиры могут пересесть на электричку.  Линии метро в Берлине проходят, как под землей, так и на её поверхности.

На метро нельзя добраться ни до одного берлинского аэропорта, нужно пересаживаться на другой вид транспорта.

Карта метро Берлина (U+S Bahn Berlin)

Схема метро совмещённая с сетью городских электричек

Вариант 1

Вариант 2

Скачать карты U+S Bahn Berlin Скачать файл

Правила и стоимость проезда в берлинском метро

Время работы берлинского метро с 4 часов утра и до часа ночи.  В выходные некоторые линии работают круглосуточно. На всех станциях ловит мобильная связь, а в некоторых местах можно подзарядить свои гаджеты.

На все виды городского транспорта Берлина действуют общие билеты. Транспортная сеть делится на несколько зон, в зависимости от которых формируется стоимость проезда.

  • Зона А – центральная часть Берлина;
  • Зона В – остальные части города;
  • Зона С – территория федеральной земли Brandenburg, расположенная вокруг столицы Германии.

Тарифы для взрослых

  1. Kurzstrecke – билет “короткая поездка” (зона АВ) (До трех остановок на метро, либо до 6-ти на трамвае или автобусе) – 1,5 евро.
  2. Einzelfahrausweis – двухчасовая поездка в зоне АВ – 2,6 евро (зона ABC – 3,2 евро).
  3. Tageskarte – билет на весь день в зоне АВ – 6,7 евро.
  4. 7-Tage Karte – недельный билет для проезда в зоне АВ – 28,8 евро (с таким билетом вы сможете бесплатно провести троих детей до 14 лет и одного взрослого в выходные дни, а также в будние дни с 8 вечера до 3 утра).
  5. Kleingruppen-Tageskarte bis 5Pers – билет на весь день для группы из пяти взрослых – 16,2 евро.
  6. Berlin welcome Card – это специальные туристические билеты, обладание которыми позволяет получать скидки размером 25-50 процентов.

Туристические билеты Berlin welcome Card:

Взрослый (зона АВ):

  • на 48 ч. – 18,5 евро;
  • на 72 ч. – 24,5 евро;
  • на пять дней – 31,5 евро.

Взрослый (зона АВC):

  • на 48 ч. – 20,5 евро;
  • на 72 ч. – 26,5 евро;
  • на пять дней 36,5 евро (данный билет позволяет одному взрослому провозить двоих детей 6-14 лет).

Проезд в берлинском транспорте детей до 6-ти лет – бесплатный. Для пассажиров 6-14 лет предусмотрен льготный тариф (Ermabigungstarif).

Купив билет, не забудьте его прокомпостировать, иначе контролер вас оштрафует. Штраф за безбилетный проезд – 40 евро!

Особенности схемы метро в Берлине

Сеть метрополитена в Берлине кажется довольно запутанной и непонятной для русского человека. Здесь всё менее понятно, чем в привычных московском и питерском метро: с одной станции можно уехать в несколько разных направлений, поэтому нужно быть внимательным и уметь ориентироваться в пространстве.

Оформление берлинской подземки простое и прагматичное. Здесь нет никаких достопримечательностей как в российском метро. После московского и питерского метро это выглядит немного неожиданно, но, опять же, всё объясняется особым менталитетом.

Берлин — Метро (1981, винил)

Подробнее изображения

9000 Планета Земля)0003

Duran Duran

  • Strangelove

    Depeche Mode

  • Кошмары

    Столб из чарки

  • Wishing (если бы у меня была фотография

    Alock of Saegul

  • 902b0200
  • E Metro 4:12
    W.

    • Издатель – MAO Music
    • Фонографические авторские права ℗ – M.A.O. Записи
    • Copyright © – М.А.О. Records
    • Продюсер – Дэниел Р. Ван Паттен
    • Автор – Кроуфорд*

    Песни на этом релизе отличаются от песен на Pleasure Victim и последующих синглах.

    «Tell Me Why» — это совершенно другая запись. «The Metro» имеет немного другое вступление и представляет собой относительно сухой микс, с другим эквалайзером и, возможно, вырезанный из совершенно другой записи, хотя версия на Pleasure Victim очень похожа.

    Опубликовано MAO Music
    (П)(К) 1981 М.А.О. Записи

    • Матрица / биение (биение на стороне E): MAOS 4 E
    • Матрица / биение (W-сторона биения): MAOS 4 W MAN. АРТ ОРГ.

    Recently Edited

    The Metro (7″, Single, 45 RPM, Allied Pressing) Geffen Records, Geffen Records 7-29638, 9 29638-7 US 1983

    Последние изменения

    The Metro (Remix) (12 дюймов, 45 об/мин) Mercury, M.A.O. Записи 814 034-1 Нидерланды 1983

    Недавно отредактировано

    Метро = EL Metro (12 «, Maxi-Single, 45 об / мин) Mercury, M. A.O.
    The Metro = El Metro (7 дюймов, 45 об/мин, сингл) Mercury, M.A.O. Records 814 034-7 Испания 1983

    Недавно отредактированный

    The Metro (7″, 45 об/мин, сингл, стерео9)0009 Меркурий, М.А.О. Records 814 034-7 Netherlands 1983
    • Thieves Like Us

      New Order

    • We Got The Beat

      Go-Go’s

    • No More Words / Dancing В Берлине

      Берлин

    • Рок-лобстер / 52 девушки

      В-52

    • Прикосновение Божьей руки

      Новый порядок

    • It’s Called A Heart

      Depeche Mode

    • Planet Earth (Night Version)

      Duran Duran

    • Strangelove

      Depeche Mode

    • Nightmares

      A Flock Of Seagulls

    • Wishing (Если бы я тебя сфотографировал)

      Стая чаек

    • 0

    Edit Release
    All Versions of this Release
    Recently Edited

    Buy VinylSell Vinyl

    • Have:73
    • Желание:250
    • Средняя оценка:4,71 / 5
    • Оценка:14
    • Последняя продажа:
    • Самая высокая: 120,19 евро

    EliasRafael, pleh, Jarren, willbfree, восьмидесятые годы, newwavemh, DjPaulT, mjb

    Сообщить о подозрительной деятельности

    Берлин — Метро | Releases

    More images

    Genre: Electronic
    Style: New Wave, Synth-pop
    Year:

    The Metro 4:12
    Tell Me Why 4:12

    • Daniel R. Van Patten

      Producer

    • Crawford*

      Written-By

    Фильтр по

      Формат

      Метки и компании

      Страна

      9 9000

      0009

      Метро

      7 «, 45 об / мин, сингл

      М. 0009 US 1981 US-1981

      Недавно отредактировано

      The Metro

      7 «, сингл, 45 RPM, Allied Pressing

      Geffen-Records –7-2888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888888. Записи-9 29638-7 US 1983 US-1983

      Недавно отредактировано

      Metro (Remix)

      12 «, 45 RPM

      METRO (Remix)

      12″. -1, М.А.О. Записи – 814 034-1

      Netherlands 1983 Netherlands — 1983

      Recently Edited

      The Metro = El Metro

      12″, Maxi-Single, 45 RPM

      Mercury – 814 034-1 , M.A.O. Records-814 034-1 Испания 1983 Испания-1983

      Недавно отредактировано

      Метро = EL Metro

      70003

      Меркурий – 814 034-7, М. А.О. Записи-814 034-7 Испания 1983 Испания-1983
      Метро

      7 «, 45 об / мин, сингл, стерео. Записи — 814 034-7

      Нидерланды 1983 Нидерланды — 1983

      Последние изменения

      9

      5 Метро0002 7″, 45 RPM, Single, Promo, Stereo, Mono

      Geffen Records – 7-29638 US 1983 US — 1983

      New Submission

      El Metro = Metro

      7 «, 45 об / мин, одиночный

      Mercury-F-MER 8128957.7 Peru 1983 Peru-1983

      Недавно отредактировано

      The Metro (Remix)

      12″, 33 ⅓ RPM

      Mercury – EP-MER-8561 Philippines 1983 Philippines — 1983

      New Submission

      The Metro

      12 «, 45 об / мин, одиночный

      Mercury-70000-18 Ecuador 1983 Ecuador-1983

      Новая подчинение

      The Metro

      7″, 45 RPM, Single, Styrene, Allied Pressing

      Geffen Records – 7-29638 US 1983 US — 1983

      New Submission

      Metro

      7 «, сингл, 45 об / мин

      Geffen Records — 92 96387 Канада 1983 Канада — 1983

      Новое представление

      0055

      The Metro

      7″, Single, 45 RPM, Jacksonville Pressing

      Geffen Records – 7-29638, Geffen Records – 9 29638-7 US 1983 US — 1983
      Metro

      7 «, 45 об / мин, сингл, специальное прессование

      Geffen Records-7-29638 US 1983 США-1983

      The Metro

      7″, 45 RPM, Single, Promo

      Geffen Records – 92 96387 Canada 1983 Canada — 1983

      New Submission

      Metro

      7 «, сингл, 45 об / мин, Winchester Pressing

      Geffen Records-7-29638 US 1983 US-1983

      Новая подача

      -1983

      Новая подача

      0003
      The Metro

      7″, 45 RPM, Promo

      Mercury – S/N-349 Mexico 1983 Mexico — 1983

      New Submission

      Metro

      7 «, одиночный

      Меркурий — HL / MRS — 34 — 80 Bolivia 1984 Боливия — 1984

      Новое представление

      0010

      • Thieves Like Us

        New Order

      • We Got The Beat

        Go-Go’s

      • No More Words / Dancing In Berlin

        Berlin

      • Rock Lobster / 52 Girls

        B-52

      • Прикосновение Божьей руки

        Новый порядок

      • Это называется сердцем

        Depeche Mode