Архитектура метро. Берлин: метро с драматичной историей
Берлинское метро пережило и нацистов, и бомбоубежища, и перерезание путей. Разберем, что делает подземку Берлина одной из самых удобных в мире.
Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.
Еще 500 уроков по 15 направлениям, от истории и архитектуры до здоровья и кулинарии на levelvan.ru/plus
посмотреть все уроки
Автор урока
Александр Острогорский
Архитектурный критик, преподаватель архитектурной школы МАРШ.
1. Надземная железная дорога (Hochbahn) в Берлине, 1880
2. Станция Spittelmarkt (Шпиттельмаркт), Берлинское метро, 1908
3. Авария на виадуках, Берлин, 1908
4. Строительство станции Kottbusser Tor(Котбуссер Тор), Берлин, 1920-е
5.
6. Гитлеровский план развития Берлина
7. Поезда метро Западного (слева) и Восточного Берлина на станции Olympia-Stadion, 1973
8. Закрытый вход на недействующую станцию Oranienburger Tor линии U6, Восточный Берлин, 1987
9. Современный поезд Берлинского метро
10. Схема Берлинского метро
Давайте начнем разговор о сложной и богатой истории берлинского метрополитена, который называется U-Bahn, то есть подземная железная дорога.
🏗 В 1880 году предприниматель Вернер фон Сименс решил построить надземное метро. В 1896 году компания Siemens & Halske начала строительство первого участка железной дороги на виадуках. Столичное метро должно было стать символом не только Берлина, но и всей страны с ее технологическими, инженерными достижениями.
🔧 Метро строилось в несколько этапов. Первый, до Первой мировой войны, дал семь линий, связывающих центр города с ближайшими пригородами.
📐 Развитие метро ускорилось после революции 1918 года. Веймарская республика была также заинтересована в развитии города, но уделяла больше внимания не центру, а рабочим окраинам. Было решено присоединить некоторые районы вокруг города к столице (как когда-то Осман сделал с Парижем). Однако у Веймарской республики уже не было на это ресурсов, так что станции стали значительно проще.
📈 При Гитлере появились новые планы развития метро, и весьма утопические. По проекту Альберта Шпеера столица должна была вырасти до 10 млн человек, и метро требовалось расширить. План включал в себя снос большой части центра Берлина для создания нового проспекта и гигантского дворца собраний. Метро должно было дополниться большой кольцевой линией с 30 новыми станциями. Но все работы в этом направлении остановили в 1939 году, когда началась Вторая мировая: сначала берлинское метро превратилось в бомбоубежище, а в 1945 году Гитлер приказал затопить метро — под водой оказалось 63 км линий.
🚧 После войны сперва требовалось восстановить многие разрушенные станции, тоннели и виадуки. Потом Берлин разделился, и некоторые центральные части метро были закрыты. Восточный и западный Берлин развивались по-разному, так что и метро как цельная система перестало существовать. К нему добавлялись новые линии и станции, но в разных логиках.
🚝 После воссоединения пришлось переосмыслить многие связи, но развитие метро продолжилось. В 1990-х и 2000-х открылось несколько новых секций, хотя больше усилий было положено на интеграцию метро и железных дорог (S-Bahn), что сделало берлинскую систему рельсового транспорта одной из самых эффективных в Европе.
Телеграм-канал
Level One
Вдохновляющие посты, новые запуски и подарки только для подписчиков
подписаться
1. Станция Nollendorfplatz (Ноллендорфплац), Берлинское метро, 1902
2. Станция Nollendorfplatz после реконструкции
3. Heidelberger Platz (Хайдельбергер Плац), Берлинское метро, 1913
4. Wittenbergplatz (Виттенбергплац), Берлинское метро, 1902
5. Krumme Lanke (Крумме Ланке), Берлинское метро, 1929
6. На Александрплац — узловой для системы метро станции — платформу в сторону Западного Берлина заложили кирпичом.
7. Станция Fehrbelliner Platz (Фербеллинер Плац), Берлинское метро, 1971
8. Станция Schloßstraße, Берлинское метро, 1974
10. Станция Tierpark (Тиерпарк), Берлинское метро, 1973 — единственная новая станция, открытая в Восточном Берлине.
Как и в других европейских столицах, первые станции метро в Берлине выглядели весьма торжественно:
▪️ Nollendorfplatz (Ноллендорфплац). Названа в честь площади, около которой стоит. Во время Второй мировой здание станции было разрушено почти полностью. Как и купол Рейхстага, купол станции решили восстановить не в оригинальном виде, а в новых материалах.
▪️ Heidelberger Platz (Хайдельбергер Плац). Станция метро открылась в 1913 году. Благодаря высокому своду считается одной из самых ярких в берлинской подземке.
▪️ Wittenbergplatz (Виттенбергплац).
▪️ Krumme Lanke (Крумме Ланке). Еще один пример работы Гренадера, одна из самых поздних станций, которые он спроектировал. Находится не в центре города, поэтому ее не стремились делать торжественной. Но заметно, что вкусы архитектора и публики изменились: вход демонстрирует развитие идеологии модернизма с легким привкусом ар-деко: простая геометрия, красивая закругленная плоскость козырька, много стекла.
👻 Отдельная страница в истории берлинского метро принадлежит «станциям-призракам».
🎨 Послевоенные модернистские станции демонстрируют значительную смену вкуса. Около 30 из них принадлежат архитектору Райнеру Раммлеру. Серьезно изменились и подходы к интерьерам. Если раньше большинство станций были облицованы плиткой, а перекрытия поддерживали металлические столбы, то во второй половине века и особенно в западном Берлине появились и другие подходы — яркие цвета, металл, пластик.
🚇 Современные станции берлинского метро приобретают вид достаточно обычный для станций всего мира, что скорее печально: получается сдержанный дизайн в духе аэропортов.
1, 2. «Берлин, Александерплац», реж. Райнер Вернер Фасбиндер, 1980
3, 4. «Беги, Лола, Беги», реж. Том Тыквер, 1998
5. «Обитель зла», реж. Пол У.С. Андерсон, 2002
6. Станция метро Bundestag (Бундестаг), где снималась часть сцен фильма «Обитель зла»
7. Логотип фестиваля «Going Undeground»
Метрополитен любого города очень кинематографичен, и берлинский не исключение. Вот только три фильма, так или иначе связанные с берлинской подземкой.
📖 Берлин, Александерплац (реж. Райнер Вернер Фасбиндер). Сериал по одноименному роману немецкого классика Альфреда Дёблина рассказывает о жизни социальных низов Берлина в эпоху Веймарской республики. Действие сосредоточено в рабочих кварталах недалеко от Александерплац.
🏃♀️ Беги, Лола, Беги (реж. Том Тыквер). Незадачливый парень главной героини забыл в подземке пакет с деньгами, принадлежащими мафии. Теперь Лоле надо за двадцать минут спасти парня от гибели, попутно решая собственные проблемы.
🧟♂️ Обитель зла (реж. Пол У.С. Андерсон). Хотя события фантастического фильма о зомби-апокалипсисе происходят в вымышленном городе Раккун-сити, локации для съемок выбрали самые настоящие. Например, вход в «Муравейник» — секретную лабораторию корпорации Umbrella, снимали в Берлинском метро на строящейся станции Bundestag (Бундестаг).
🎞 Going Underground (2002–2012). Фестиваль короткометражного кино, в котором аудиторией и жюри становились пассажиры берлинского метро: они смотрели работы конкурсантов на более 4000 мониторах по всей подземке и могли проголосовать за 1 из 14 фильмов.
курс Level One
Как разбираться в архитектуре
Курс из 5 лекций о том, как понимать архитектуру и видеть разницу в стилях: от античности до авангарда. После курса прогулки и путешествия наполнятся красотой — вы будете замечать красивые детали зданий вокруг себя, и сможете поделиться впечатлениями.
Сегодня можно купить со скидкой 50%
3500₽
1750₽
подробнее о курсе
Метро Берлина: стоимоть, схема, время работы
Берлинское метро — руководство для туриста на русском языке
Метро Берлина (U-Bahn Berlin) является одним из самых старейших в Европе. Оно открылось в 1902 г. На сегодняшний день схема берлинского метрополитена состоит из десяти линий, общей протяжённостью более 150-ти километров. На данный момент в подземке работают 173 станции. Берлинское метро тесно связано с сетью городских электричек S-Bahn и на многих станциях метро пассажиры могут пересесть на электричку. Линии метро в Берлине проходят, как под землей, так и на её поверхности.
На метро нельзя добраться ни до одного берлинского аэропорта, нужно пересаживаться на другой вид транспорта.
Карта метро Берлина (U+S Bahn Berlin)
Схема метро совмещённая с сетью городских электричек
Вариант 1
Вариант 2
Скачать карты U+S Bahn Berlin Скачать файл
Правила и стоимость проезда в берлинском метро
Время работы берлинского метро с 4 часов утра и до часа ночи. В выходные некоторые линии работают круглосуточно. На всех станциях ловит мобильная связь, а в некоторых местах можно подзарядить свои гаджеты.
На все виды городского транспорта Берлина действуют общие билеты. Транспортная сеть делится на несколько зон, в зависимости от которых формируется стоимость проезда.
- Зона А – центральная часть Берлина;
- Зона В – остальные части города;
- Зона С – территория федеральной земли Brandenburg, расположенная вокруг столицы Германии.
Тарифы для взрослых
- Kurzstrecke – билет “короткая поездка” (зона АВ) (До трех остановок на метро, либо до 6-ти на трамвае или автобусе) – 1,5 евро.
- Einzelfahrausweis – двухчасовая поездка в зоне АВ – 2,6 евро (зона ABC – 3,2 евро).
- Tageskarte – билет на весь день в зоне АВ – 6,7 евро.
- 7-Tage Karte – недельный билет для проезда в зоне АВ – 28,8 евро (с таким билетом вы сможете бесплатно провести троих детей до 14 лет и одного взрослого в выходные дни, а также в будние дни с 8 вечера до 3 утра).
- Kleingruppen-Tageskarte bis 5Pers – билет на весь день для группы из пяти взрослых – 16,2 евро.
- Berlin welcome Card – это специальные туристические билеты, обладание которыми позволяет получать скидки размером 25-50 процентов.
Туристические билеты Berlin welcome Card:
Взрослый (зона АВ):
- на 48 ч. – 18,5 евро;
- на 72 ч. – 24,5 евро;
- на пять дней – 31,5 евро.
Взрослый (зона АВC):
- на 48 ч. – 20,5 евро;
- на 72 ч. – 26,5 евро;
- на пять дней 36,5 евро (данный билет позволяет одному взрослому провозить двоих детей 6-14 лет).
Проезд в берлинском транспорте детей до 6-ти лет – бесплатный. Для пассажиров 6-14 лет предусмотрен льготный тариф (Ermabigungstarif).
Купив билет, не забудьте его прокомпостировать, иначе контролер вас оштрафует. Штраф за безбилетный проезд – 40 евро!
Особенности схемы метро в Берлине
Сеть метрополитена в Берлине кажется довольно запутанной и непонятной для русского человека. Здесь всё менее понятно, чем в привычных московском и питерском метро: с одной станции можно уехать в несколько разных направлений, поэтому нужно быть внимательным и уметь ориентироваться в пространстве.
Оформление берлинской подземки простое и прагматичное. Здесь нет никаких достопримечательностей как в российском метро. После московского и питерского метро это выглядит немного неожиданно, но, опять же, всё объясняется особым менталитетом.
Берлин — Метро (1981, винил)
Подробнее изображения
E | Metro | 4:12 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
W | .
Песни на этом релизе отличаются от песен на Pleasure Victim и последующих синглах. Опубликовано MAO Music
Edit Release Buy VinylSell Vinyl
EliasRafael, pleh, Jarren, willbfree, восьмидесятые годы, newwavemh, DjPaulT, mjb Сообщить о подозрительной деятельности Берлин — Метро | ReleasesMore images
Фильтр по Формат Метки и компании Страна
| 9000 Планета Земля)0003