Культура татарстана кратко: О культуре Татарстана – Культура татарского народа вкратце

О культуре Татарстана

Культура Татарстана развивалась на стыке двух крупных цивилизаций: восточной и западной, что во многом объясняет ее многообразие. Воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, культура Татарстана одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Фёдора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксёнова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина, музыкантов Олега Лундстрема и Михаила Плетнева. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина составили славу татарской культуры.

Сеть учреждений культуры – 3893 единицы, из них 1550 библиотек, 2026 клубов, 31 театрально-зрелищное учреждение, 115 учреждений образования в сфере культуры, 129 музеев, 31 киноучреждение.

15 государственных театров ежегодно представляют зрителям 60 новых постановок. Хорошо известны Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, Татарская государственная филармония им.Г.Тукая и Государственный Большой концертный зал им.С.Сайдашева, на базе которых работают творческие коллективы высочайшего профессионального уровня — Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, Государственный камерный хор Республики Татарстан, Государственный струнный квартет Республики Татарстан и др.

В республике успешно работают творческие союзы – созданные в 30 годы ХХ века Союз композиторов, Союз писателей, Союз театральных деятелей, Союз художников объединяют сотни профессиональных деятелей культуры. С 1981 года работает Союз кинематографистов Республики Татарстан.

Особую гордость составляет татарская литература, обладающая тысячелетней историей. Один из самых ранних памятников татаро-булгарской письменности — поэма Кул Гали «Сказание о Йусуфе», датируется 1212 годом. На электронном портале http://kitap.tatar.ru, доступны электронные версии документов, в том числе оцифрованных особо ценных и редких книг. Активно формируется Сводный электронный библиотечный каталог Татарстана, позволяющий уточнить наличие и местонахождение любой книги в библиотечных фондах республики. Более 23 миллионов единиц книг хранятся в библиотеках Татарстана, 98% которых оснащены компьютерами и 88% подключены к интернет.

В Республике Татарстан 1516 памятников архитектуры, истории и культуры, поставленных на государственную охрану. В хорошем состоянии находится 78% объектов культурного наследия, что выше среднего показателя по России на 6%. (всего 1337, без археологии 1069 объектов, в удовлетворительном 834).

Только в 2014 году в 71 учреждении культуры произведены работы по капитальному ремонту и реконструкции. Среди них такие знаковые памятники, как Лютеранская кирха, Здание Казанского Большого драматического театра имени В.И.Качалова, Дом, где работала первая татарская группа «Сайяр», Здание номеров «Волга», где состоялось первое театральное представление на татарском языке (усадьбы Казаковых и Кушаевых в Старо-Татарской слободе).

В Год культуры построено 51 новое здание для учреждений культуры. В том числе – 47 сельских клубов в рамках беспрецедентной программы «Сельские клубы». Ежегодно на протяжении уже 4 лет в каждом муниципальном районе Татарстана республика строит по 1 современному, оборудованному, трансформируемому клубу.

2014 год был ознаменован знаковым событием – открыт Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник. В годы Великой Отечественной войны в уездный город Чистополь были эвакуированы советские писатели – Борис Пастернак, Александр Твардовский, Александр Фадеев, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Арсений Тарковский (всего около 200).

В Татарстане 7 музеев-заповедников. 2014 год стал годом всемирного признания исключительности и исторической значимости святыни — Болгарского историко-археологического комплекса, его включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Место, где предки татар в 922 году приняли ислам, находится теперь под охраной всего человечества, сегодня является местом паломничества российских мусульман. До 50 тысяч гостей приезжают в Болгар на праздник – День принятия ислама «Иске Болгар жыены», чтобы поклониться болгарским святыням и увидеть самый большой печатный Коран в мире.

Сегодня этот центр болгарской цивилизации пользуется большим интересом у туристов – Волжская Булгария (9-13 вв) на протяжении длительного времени оставалась единственным развитым государственным образованием на северо-востоке Европы, первой в Европе стала выплавлять чугун, а ювелирные изделия и изделия из кожи были широко распространены в Европе.

Таким образом, вслед за Москвой и Санкт-Петербургом Татарстан стал третьим регионом в стране, обладающим более чем одним памятником культуры мирового значения. Казанский Кремль был включен в Список ЮНЕСКО в 2000 году.

Восстановление древнего Болгара – это часть большого Комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана: остров-град Свияжск и Древний Болгар», который возглавляет первый президент нашей республики Минтимер Шаймиев. Этот проект стал имиджевым для России в целом.

Межнациональное и межконфессиональное согласие является одним из трех важнейших составляющих успешности Татарстана как субъекта Российской Федерации, наряду с высоким уровнем экономического развития и общественно-политической стабильностью. На протяжении веков на территории республики проживают народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в Татарстане были зафиксированы представители 115 народов, спустя восемь лет – 173.

Содействие этнокультурному развитию всех народов, проживающих в Татарстане – одно из ключевых направлений государственной политики в сфере культуры. Русский праздник «Каравон» (Лаишево), чувашский «Уяв», удмуртский «Гырон быдтон», марийский «Семык», мордовский «Балтай», кряшенский «Питрау», славянский праздник «Ивана Купалы» — праздники, вобравшие в себя лучшие образцы древней обрядовой культуры, ежегодно посещают более 95 тысяч человек.

Традиционными для республики конфессиями являются ислам и православие. В Татарстане также представлены католицизм, протестантство, иудаизм и другие конфессии. В основе межконфессионального согласия в республике лежит соблюдение баланса интересов двух крупных конфессий и равенства всех религий перед законом.

Зарегистрировано 1740 религиозных организации, функционирует 1763 культовых зданий и молитвенных домов различных конфессий. По числу зарегистрированных религиозных общин Республика Татарстан, относится к числу лидеров среди субъектов Российской Федерации.

Создание положительного имиджа Татарстана, пропаганда культуры Татарстана, сохранение татарского языка и культуры, поддержка наших соотечественников – еще одно ключевое направление деятельности в сфере культуры. На информационно-ресурсном татарском портале «Татар иле» в интернет («Татарский мир») можно найти любую информацию о культуре, а благодаря образовательной системе обучения «Ана теле» («Язык матери») можно дистанционно изучать татарский язык.

До 40 000 экземпляров книг направляются ежегодно в библиотеки в местах проживания татар. С привлечением соотечественников осуществляются такие масштабные культурные проекты как Всероссийский фестиваль татарского фольклора «Түгәрәк уен», Межрегиональный фестиваль театральных коллективов «Идел-йорт» Международный телевизионный конкурс молодых исполнителей «Татар моны», Международный фестиваль татарской песни имени Р.Вагапова и многие другие.

Гастроли оперного театра во Франции, Дании, Швейцарии, Германии, Бельгии, Голландии, Австрии; концерты симфонического оркестра в Японии, во Франции, в Большом театре, в Мариинском театре; гастроли Камаловского театра в Шанхае, Будапеште, Хельсинки, Государственного ансамбля песни и танца во Франции, Государственного ансамбля фольклорной музыки в Италии, зарубежные проекты музея ИЗО в Швейцарии, Австрии, Италии, Китае; Дни культуры Татарстана в регионах России и за рубежом (Турции, Казахстане, Москве, Ульяновской области), ставшие традиционными Сабантуи, которых только при государственной поддержке проводится более 230 – в 57 регионах России и 24 странах зарубежья.

Широкую известность получили международные фестивали: оперный им.Ф.И.Шаляпина, классического балета им.Р.Нуриева, современной музыки «Европа-Азия», театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», открытый республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык».

Особой гордостью Татарстана является Казанский международный фестиваль мусульманского кино, который с первых дней стал площадкой для конструктивного диалога между представителями различных культур и конфессий, визитной карточкой нашей многонациональной республики. Фестиваль  проводится в столице Татарстана с 2005 года под девизом — «Через диалог культур к культуре диалога», где главной целью является обмен опытом и показ творческих достижений кинематографистов России и зарубежных стран, создающих фильмы об общечеловеческих, духовно-нравственных и культурных ценностях, призывающие к добру, миру и справедливости вне зависимости от вероисповедания автора. И если 10 лет назад иы получили 40 заявок, то в 2014 году свыше 500 заявок из 56 стран мира.

Значимость вклада татарского народа в современную мировую культуру подтвердило и решение Международной организации тюркской культуры ТЮРКСОЙ о статусе Казани как культурной столицы тюркского мира. В рамках Программы «Казань-культурная столица тюркского мира 2014 года» были проведены 16 мероприятий, охватывающих всю гуманитарную сферу. По результатам научно-практических конференций, симпозиумов скульпторов и кожевенного дела, театрального фестиваля, изданы сборники материалов и книги, в которых память об этих событиях останется для будущих поколений.

Последнее обновление: 18 апреля 2015, 10:19

Культура татарского народа вкратце

Татарами называют основное население Татарстана, религией которого является мусульманство. Культура этого народа довольно интересна и богата.

Традиционное одеяние татар отличается пошивом из материи домашнего изготовления, однако не есть исключением и покупной материал. Головным убором для мужчин служит тюбетейка, которая может быть различных форм. В холодное время года поверх неё надевалась стеганая шапка. Женские головные уборы крайне разнообразны. Также женщины-татарки носили большое количество украшений, таких как: браслеты, украшения из монет, серьги, позвязки и многое другое.

Татары очень почитают и соблюдают традиции. Интересным фактом является то, что для организации свадьбы решение о браке принимали лишь родители молодых. Согласие парня и девушки было совершенно не обязательным. Праздничное застолье и прочие обязательные обряды проводились только в доме невесты. При этом молодые не должны были присутствовать с гостями. Прежде, чем жених уплатит  за невесту калым, она должна была оставаться в доме своих родителей, и иногда строк затягивался до самого рождения ребенка.

Праздники татар очень тесно связаны с их верой. Главными из них были: жертвоприношение – Корбан гаете, конец тридцатидневного поста – Ураза гаете, а также день рождения пророка Мухаммеда – Мэулид. Кроме того, очень значимыми обрядами и  праздниками были те, которые имели отношение к сельскохозяйственным работам. Праздник – сабантуй отмечался весной пред посевом. В этот день обычно устраивали соревнования по бегу, борьбе, прыжкам, конным скачкам.
Песни, танцы и фольклор очень широко развиты у татар. Танцы обязательно сопровождались игрой на музыкальных инструментах. Основными из них считаются кубыза и курай.

Сегодня известны очень многие татарские писатели и поэты. К таковым принадлежат: поэты Ахмет Ерикей и Кул Гали, писатели Хади Закир и Хасан Туфан, композитор Хайруллин Ильдар и многие другие известные журналисты, драматурги, певцы, балерины и ученые.

Предками Татр были булгары, которые основали государство Булгария.
Булгария была наиболее сильным государством в Поволжье. Выгодное географическое положение обеспечивало её благосостояние. Центром импорта орехов, рыбы, меда, пшеницы, шапок и одежды была именно Булгария. Однако в четырнадцатом веке возродилась война за ханский престол и Булгария распалась на два княжества. Частые нападения на эти княжества привели к формированию нового государства и этноса – татар.

Культура, обычаи и традиции татарского народа: кратко

У каждого народа есть свои обычаи и традиции. Многие из них — необычные и интересные. Чтобы жить в мире со своими соседями, людям надо знать о том, какие особенности они имеют, и уважать их. В этой статье мы рассмотрим обычаи и традиции татарского народа.

обычаи и традиции татарского народа

По одному сценарию

На просторах нашей родины его представители проживают практически везде. Встречаются они от Тамбова до Омска, от Перми до Кирова, в Астрахани. Религия этого народа – ислам. Хотя есть и обращенные в православие группы. Культура и традиции татарского народа связаны как с религией, так и со светской жизнью. Обычно религиозные праздники очень похожи между собой. Во время их проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Кратко перечислим их:

  • утренняя молитва;
  • посещение кладбища;
  • приготовление угощения;
  • поздравление всех родственников и соседей, особое внимание уделяя родителям;
  • раздача подарков.
обычаи и традиции татарского народа кратко

Религия и светская жизнь

Известным религиозным праздником является Курбан-Байрам. В этот день верующие должны обязательно принести в жертву животное, а также посетить мечеть и раздать там милостыню. Праздник в честь дня рождения Мухаммеда называется Мавлидом. Его отмечают все мусульмане, поэтому он имеет огромное значение для этой религии. 21 марта татары отмечают Навруз. Это праздник в честь дня весеннего равноденствия. В этот день принято веселиться от души, потому что чем радостнее будет людям, тем больше даров они дождутся от природы. Еще один всенародный праздник — день республики Татарстан. Празднование его похоже на наши торжества, посвященные дню города, и заканчивается салютом.

традиции татарского народа кратко

Отзвуки старины

Ранее, когда у татар существовали языческие верования, у них были интересные обряды, направленные на то, чтобы задобрить духов и сделать природные силы управляемыми. Одним из них был Янгыр Телеу. Его проводили, если наступала засуха. Для этого участники обряда собирались около источника воды. Они обращались к Аллаху, просили о дожде и хорошем урожае. Затем вместе ели угощения и обливались водой. Для более сильного эффекта совершали обряд жертвоприношения. Также в наше время еще осталась традиция взаимопомощи. Татары собираются вместе, чтобы построить или отремонтировать дом, поучаствовать в заготовках мяса. Правда, в наше время желающих помочь бескорыстно становится все меньше.

Всеобщая радость

Наверное, самым известным является праздник под названием сабантуй. Его широко отмечают в городах, где живут татары, даже в Москве и Санкт-Петербурге. Он связан с началом сельскохозяйственных работ. Когда наступала весна, люди радовались окончанию зимы, тому, что снова можно приняться за работу на земле, вырастить урожай, который будет кормить их семьи в холодное время года. Если переводить название праздника на русский, то получится «свадьба плуга». Ведь «сабан» — плуг, а «туй» — свадьба. В наше время обычаи и традиции татарского народа претерпели изменения, поэтому сабантуй означает окончание весенних работ, а не их начало, и проводится летом. Состоит этот праздник из двух частей. Хотя в больших городах проходит в один день. На селе же сначала проводят сбор подарков, а потом наступает майдан. Традиции и обычаи татарского народа в различных районах всегда немного отличались друг от друга. Поэтому в одной местности подарки собирал пеший юноша, в другой — юноша на коне, в третьей — пожилой мужчина.

Каждая женщина, вышедшая замуж в течение года после предыдущего сабантуя, подготавливала богато вышитое и украшенное орнаментом полотенце. Оно и считалось самым ценным подарком. На второй день проводился майдан. Традиции татарского народа предполагают, что в этот день будут проходить разнообразные состязания: национальная борьба корэш, прыжки в длину и высоту, бег, скачки. Они предназначались только для мужчин, женщины оставались сторонними наблюдателями. Обычаи и традиции татарского народа можно увидеть даже в этих спортивных соревнованиях. В скачках принимают участие лучшие лошади, потому что этот конкурс считается очень престижным. На специальном месте на расстоянии 5 километров от аула собираются зрители и участники. Наездниками обычно являются мальчики 8-12 лет. Финиш традиционно располагается около деревни, а старт — в поле. Призом было полотенце, сшитое замужней женщиной, полученное во время сбора подарков.

традиции татарского народа

Другие состязания

По традиции татарского народа, в беге соревнуются, подразделяясь на три возрастные группы — от мальчиков до стариков. Как известно, мужчины соревнуются не просто ради забавы. Им очень важно определить, кто же самый сильный. Лучше всего в этом помогает участие в борьбе корэш. Этот вид состязания очень хорошо иллюстрирует обычаи и традиции татарского народа. Это национальная борьба на кушаках, вместо которых сейчас используются полотенца. В этом виде силовых соревнований могут принимать участие мужчины любого возраста, начиная от пятилетних мальчиков. Единственное ограничение — пожилой возраст. Участники становились попарно и начинали бороться, обхватив противника полотенцем за талию и стараясь положить его на лопатки. Поединок продолжался до тех пор, пока один из бойцов не был повержен или признавал себя таковым. Тогда победителя признавали батыром и награждали одним из лучших призов. Обычаи и традиции татарского народа, позволяющие организовать такой праздник, подготовка к которому идет всем миром, вполне достойны уважения.

Никому не обидно

Во время сабантуя должны повеселиться не только мужчины, поэтому кроме основных состязаний проводилось много других, в которых могли принимать участия и женщины. Это перетягивание каната, залезание на гладкий столб за подарком, шуточные конкурсы. Многие их них знакомы и другим народам. Их часто использует на свадьбах тамада. Например, бег с яйцом на ложке, которую держат во рту, бег в мешках, бои подушками или мешками с соломой. Если продолжить описание вышеназванной традиции татарского народа кратко, то можно сказать, что сабантуй — яркое и веселое народное гулянье, чем-то напоминающее масленицу. Танцы с вождением хороводов, состязания певцов, танцоров, а в конце угощение вкусными яствами — вот что еще ожидает участников этого праздника.

культура и традиции татарского народа

Обычаи и традиции татарского народа в семейной жизни

Такие семьи патриархальны. В них главная роль отводится мужчинам. В этой сфере традиции татарского народа кратко сводятся к двум праздникам, таким как свадьба и рождение ребенка. Сочетание браком — это яркое событие, имеющее свои обряды: выкуп невесты, получение приданого, Никах и другие.

Ячейка общества

Такая свадьба имеет ряд особенностей. Во время ее проведения соблюдаются обычаи и традиции татарского народа. Никах — это обряд, принятый у мусульман, совершаемый муллой в мечети или в доме. В наше время это дань уважения предкам. Юридической силы он не имеет и требует официальной регистрации в ЗАГСе. Чтобы он был проведен, надо соблюсти некоторые условия. Жених и невеста не должны до него иметь близости и тем более жить вместе. На такой свадьбе не пьют спиртного и не едят свинины. В пищу употребляют только свежеприготовленные блюда, среди которых те, что принято есть, соблюдая обычаи и традиции татарского народа. Кратко: перемячи, губади, каймак, токмач аши, бэлеш, очпочмаки, корт, катык, чак-чак, кош-теле, хлеб из кислого теста. На самом деле угощений на стол ставят намного больше перечисленного.

обычаи и традиции татарского народа никах

Мужчины на обряде Никах обязательно в тюбетейках. Невеста надевает закрытое платье с длинными рукавами, на голове должен быть платок. Сам обряд проводит мулла. После того как он объявляет жениха и невесту мужем и женой, стороны обмениваются подарками. Они достаются каждому из родственников, мужчинам дарят тюбетейки, а женщинам платки или сорочки. Затем начинается общее застолье, на котором все гости кушают и веселятся.

Когда рождается малыш

Традиции и обычаи татарского народа для детей связаны с обрядом, во время которого ребенок получает имя. Они идут издавна, и их порядок по сей день не меняется. На празднике, посвященном рождению ребенка, обязательно присутствует мулла. Он должен прочитать молитву и наречь малыша тем именем, которое выбрали родители. После окончания этого обряда гостям предлагают угощение на подносе. Они должны взять лакомство, а вместо него положить деньги на подарок ребенку.

обычаи и традиции татарского народа в семейной жизни

Как становятся мужчиной

Если родился мальчик, то в возрасте 3-6 лет ему сделают обрезание. Эта традиция связана с предписаниями шариата и выполняется строго в соответствии с ними. Наверное, чтобы мальчику не было так горько, этот день проходит очень торжественно. Близкие и родные люди ребенка нему готовятся заранее. Раньше для проведения мини-операции приглашали домой специального человека сюннетчи. Теперь мальчика ведут в хирургическое отделение, где проводят обрезание крайней плоти в стерильных условиях, что уменьшает риск послеоперационных осложнений. После того как все сделано, ребенка укладывают в чистую постель, надев на него длинную рубаху. После того как ранка заживет, устраивают специальное празднество. Раньше такое торжество проводили в тот же день. Возможно два сценария проведения праздника. По первому из них мужчины и женщины сидят отдельно. На столе нет спиртных напитков. Второй — более веселый. Гостей угощают сладостями, приглашают музыкантов, поют, танцуют.

Печальный ритуал

Не все обряды у татар связаны с торжеством и празднованием. Если в семье случается скорбное событие, то прощание с умершим родственником проходит по давно установленной традиции. Сначала необходимо обмыть покойного. Это делают люди одного с ним пола. Затем облачают в специальную одежду — кафенлеу. Она представляет собой ткань, зашитую вручную на теле покойного. Для этого берут белую ткань, длина которой для мужчин составляет 17 метров, для женщин — 12 метров.

Хоронят обычно сразу в день смерти. На погребении присутствуют только мужчины. У мусульман не принято хоронить в гробу, поэтому для того, чтобы донести умершего до кладбища, используют специальные носилки. На мусульманских погостах могилы направлены с севера на юг, их роют строго в день похорон. Традиция класть покойного головой на север, а ногами — на юг связана с подобным расположением святых мест мусульман — Мекки и Медины. В могиле устраивают углубление, в которое трое близких родственников-мужчин укладывают тело. По традиции, на него не должна попадать земля. Поминки устраивают на 3, 7, 40 день и год. В первую дату гостей мало. Это в основном пожилые мужчины, на седьмой день приглашают женщин. На сороковину и год со дня смерти помянуть покойного приходят все желающие.

Какие традиции у татарского народа еще существуют?

Главный обычай — это уважение к старшим, особенно к родителям. Также татар с детства учат помогать младшим, не обижать обездоленных. Мать пользуется особым почетом в семье, но просьбы отца должны выполняться беспрекословно, потому что он является главой семьи и все домочадцы ему подчиняются. Татары умеют и любят принимать гостей. Если человек в их доме, то ему не будет отказа ни в чем, даже если это враг их семьи. По традиции гостя сначала поят водой, потом предлагают умыться, а затем угощают. В татарских семьях в почете скромность и благопристойность, особенно у молоденьких девушек. К свадьбе женщины готовятся заранее, учатся стряпать, вести хозяйство.

традиции и обычаи татарского народа фото

Вкусная еда

В татарских семьях ее рецепты национальной кухни хранят и передают из поколения в поколение. Лучшие блюда готовят из мяса, поэтому они сытные и вкусные. Применение находит в основном баранина, говядина, мясо птицы. Татары — бывшие кочевники, поэтому они научились заготавливать продукты животноводства впрок — катык, эртек, эремчек, курут, кумыс готовят из молока коз, коров, верблюдов и коз. Любят татары и различные бульоны, которые заправляют зеленью. Из напитков они предпочитают чай, как зеленый, черный, так и травяной. Для него собирают и сушат множество растений: шиповник, смородину, липу, чабрец, душицу, зверобой и другие.

В качестве первого блюда обычно варят суп. Например, кулламу. Для него готовят мясной бульон из трех сортов мяса: гусятины, говядины и баранины. Когда он готов, его процеживают и добавляют в него лук, картошку и лапшу. Варят до готовности и заправляют нарезанным мясом. Подают с курутом и зелень. К чаю пекут пироги как сладкие, так и с мясом, а также подают сладости, чак-чак, мед, конфеты.

Красивая одежда

Культуру любого народа нельзя представить без национального костюма. Особенностью его у мужской части татар является тюбетейка. Этот головной убор бывает домашний и праздничный. Между строчками тюбетейки принято прокладывать шнур или конский волос. Ткани для нее используются различные, так же как украшения. Обычно для молодежи шьют тюбетейки ярких расцветок, а для пожилых выбирают материал спокойных тонов.

Женские головные уборы позволяют определить возраст и статус их владелицы. Девушки надевают калфак с украшением-кисточкой. Замужние дамы закрывают головным убором не только волосы, но и голову, шею, плечи и спину. Покрывала под верхние головные уборы обычно надевают пожилые женщины. Носить их на праздниках обязуют традиции и обычаи татарского народа. Фото этих головных уборов можно увидеть в данной статье. Кроме того, национальный костюм татар отличается яркими расцветками, богатым орнаментом, качественными ювелирными украшениями, разнообразием обуви. Его внешний вид зависит от того, к какой народной подгруппе относится человек, его надевающий.

В этой статье мы рассмотрели обычаи и традиции татарского народа. Кратко, конечно. Потому что невозможно рассказать обо всех особенностях, богатой культуре и самобытности татар в рамках одной статьи.

Татарский народ: культура, традиции и обычаи

Татарский народТатары – тюркский народ, проживающий на территории центральной части европейской России, а также в Поволжье, на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, на территории Крыма, а также в Казахстане, в государствах средней Азии и в китайской автономной республике СУАР. В РФ проживает около 5,3 миллиона человек татарской национальности, что составляет 4% всего населения страны, по численности они занимают второе место после русских, 37% всех татар России проживает в Республике Татарстан в столице Приволжского федерального округа со столицей в городе Казань и составляют большую часть (53%) населения республики. Национальный язык – татарский (группа алтайских языков, тюркская группа, кыпчакская подгруппа), имеет несколько диалектов. Большинство татар – мусульмане-сунниты, встречаются и православные, и не относящие себя к конкретным религиозным течениям.

Культурное наследие и семейные ценности

культура татарского народа

Татарские традиции домоводства и семейного уклада жизни в большей степени сохранились в селах и поселках. Казанские татары, например, жили в деревянных избах, которые отличалась от русских только тем, что в них не было сеней и общее помещение разделялось на женскую и мужскую половину, разделенную шторой (чаршау) или деревянной перегородкой. В любой татарской избе обязательным было наличие зеленых и красных сундуков, которые дальнейшем использовались как приданное невесты. Почти в каждом доме на стене висел вставленный в рамку кусочек текста из Корана, так называемый «шамаиль», он висел над порогом в качестве оберега, и на нем было написано пожелание счастья и благополучия. В украшении дома и придомовой территории использовалась много ярких сочных цветов и оттенков, внутренние помещения обильно украшались вышивкой, так как ислам запрещает изображать человека и животных, в основном вышитые полотенца, покрывала и прочие вещи украшались геометрическими орнаментами.

семья и быт татарского народа

Главой семьи является отец, его просьбы и указания должны выполняться беспрекословно, мать на особом почетном месте. Татарских детей с ранних лет учат уважать старших, не причинять боли младшим и всегда помогать обездоленным. Татары очень гостеприимны, даже если человек враг семьи, но он пришел в дом как гость, ему ни в чем не откажут, накормят, напоят и предложат ночлег. Татарских девушек воспитывают как скромных и благопристойных будущих хозяек, их заранее учат вести хозяйство и подготавливают к вступлению в брак.

Татарские обычаи и традиции

семья и быт татарского народа

Обряды бывают календарного и семейного толка. Первые связаны с трудовой деятельностью (посев, уборка урожая и т.д.) и проводятся каждый год в примерно одно и тоже время. Семейные обряды проводятся по мере надобности в соответствии происшедшими в семье изменениями: рождение детей, заключение брачных союзов и других ритуалов.

Традиционная татарская свадьба характеризуется обязательным проведением мусульманского обряда никах, он проходит дома или в мечети в присутствии муллы, праздничный стол составляют исключительно татарские национальные блюда: чак-чак, корт, катык, кош-теле, перемячи, каймак и т.д., гости не едят свинину и не пьют спиртные напитки. Мужчина-жених надевает тюбетейку, женщина-невеста облачается в длинное платье с закрытыми рукавами, на голове обязателен платок.

Татарская свадьба

Татарские свадебные обряды характеризуются предварительной договоренностью родителей жених и невесты о заключении брачного союза, часто даже без их согласия. Родители жениха обязательно должны заплатить калым, размер которого обсуждается заранее. Если размер калыма жениха не устраивает, и он хочет «сэкономить» ничего нет зазорного в том, чтобы украсть невесту перед свадьбой.

Когда рождается ребенок, к нему приглашают муллу, он проводит специальный обряд, нашептывая в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Гости приходят с подарками, для них накрывается праздничный стол.

татарский старец

Ислам имеет огромное влияние на общественную жизнь татар и поэтому татарский народ делит все праздники на религиозные, они носят название «гаете» – например Ураза гаете – праздник в честь окончания поста, или Корбан Гаете праздник жертвоприношения, и светские или народные «байрам», означающий «весенняя красота или торжество».

В праздник Уразы верующие татары-мусульмане целый день проводят в молитвах и разговорах с Аллахом, прося его о защите и снятии грехов, пить и есть можно только после захода солнца.

Во время проведения торжеств Курбан-байрам, праздника жертвоприношения и окончания хаджа, также его еще называют праздник добра, каждый уважающий себя мусульманин после совершения утренней молитвы в мечети должен зарезать жертвенного барана, овцу, козу или корову и мясо раздать нуждающимся.

Сабантуй

Одним из самых значительных доисламских праздников считается праздник плуга Сабантуй, который проводится весной и символизирует окончание посевных работ. Кульминация торжества — проведение различных соревнований и состязаний в беге, борьбе или скачках на лошадях. Также обязательно угощение для всех присутствующих – каша или по-татарски боткасы, которая раньше готовилась из общих продуктов в огромном котле на одном из холмов или пригорков. Также на празднике было обязательным наличие большого количества крашеных яиц для того, чтобы их собирали дети. Главный праздник Республики Татарстан Сабантуй признан на официальном уровне и проводится каждый год в Березовой роще поселка Мирный что под Казанью.

Татарская культура

Культура — форма человеческой деятельности, способность влиять на окружающий мир, устойчивый свод правил, определяющих особенности поведения, восприятия действительности в определенный момент времени. Первичное значение имеет всегда культура духовная, вторичное ее следствие и отражение культура материальная. Чаще всего человек судит о культурных достижениях по материальным отражениям, ведь только сильные духом способны преобразовывать изменять материи, созданные самой природой.

Каждый этнос на земле является носителем культуры, и всякая культура взаимозависима от окружающих ее культур. Чуткий человек способен видеть и чувствовать даже самые незначительные культуры, грубый видит только гигантов. Татарская культура не гигант в этом мире, но она имеет свои неповторимые черты, свою индивидуальность и потому ее вклад в мировую культуры неизбежен и значителен.

Начнем со времени существования татарской культуры, с ее истории, являющейся одним из главных компонентов понятия и имеющей свои материальные памятники. Татары имеют более чем тысячелетнюю историю, и свое начало связывают с древним царством волжско-камских булгар. Именно в то далекое время были заложены основы татарской культуры, на базе которых построен весь фундамент существования нации в современном мире. Тогда в 922 году был принят ислам, определивший духовное лицо народа, в то время были определены границы влияния и расселения татар, на основе того языка во многом сложился современный литературный татарский язык. Период Волжско-камской Болгарии заложил основы татарской архитектуры, татарского орнамента, татарской музыки, национального костюма, народной кухни, национальных праздников и даже национальной политики. В это время были построены, сохранившиеся до наших дней: Малый и Большой минарет в Великом Булгаре, Черная и Красные палаты, руины каменных бань, ханского дворца, Чертово городище в Елабуге, в это время были написаны знаменитые поэмы Кул Гали. Раскопки древних городов волжско-камской Болгарии и по сей день открывают все новые аспекты татарской культуры периода становления.
Конец истории Волжско-камской Болгарии связан с монгольским нашествием и включением территорий в состав нового государства Золотой Орды. Татары становятся титульным этносом нового государственного образования, и культура Волжских Булгар перерастает в татарскую культуру более мощного и крупного государства. Татарская культура поглощает монгольскую военную машину, она не становится данником как соседние культуры, она становится основой нового государства. Период Золотой Орды укрепляет позиции ислама во всем регионе, строятся новые города, закладываются основы военного искусства татар, укрепляются связи с восточными культурами, расширяются границы влияния. Культура торговли татар достигает своего рассвета. Великий шелковых путь на 2/3 проходил через татарские земли, что наложило сильный отпечаток и любовь татар к торговле. Военная доктрина, привнесенная в татарскую культуру монголами, не приживается в менталитет татар, и Золотая Орда, разбогатев, распадается на несколько татарских государств со смещением центра культурной жизни обратно на территорию современного Татарстана.
С этого момента начинается Казанский этап становления татарской культуры. Поэзия Мухамедьяра, знаменитая на весь мир татарская кожаная мозаика, рассвет ювелирного искусства татар — все это заслуги времен Казанского ханства. Особое место занимает искусство татарских шамаилей, получивших широкое распространение среди казанских татар. Военное искусство, доставшееся татарам от монгол, переходит как эстафетная палочка к русским князьям, чей менталитет оказывается более подходящим к силовым решениям. Казанское ханство просуществовало всего сто лет, и было уничтожено агрессивными соседями с севера.
Вплоть до 20 века татарская культура боролась за свое существования исключительно мирными способами, что и послужило возникновению той знаменитой толерантности, которая присуща современным татарам. Насильственное навязывание русской культуры (крещение татар, разрушение исторических памятников, гонения на культурных деятелей, жестокое подавление национального самосознания) не озлобило народ, наоборот татары выработали иммунитет ко злу и вобрали все лучшие от русской культуры и посредством русской культуры. В это время зарождается татарский театр, татарская художественная школа, татарская историческая школа, татарская философия, происходит либерализации ислама, татары знакомятся с европейским искусством. Каюм Насыри, Габдулла Тукай, Шигабутдин Марджани, Исмаил Бекмухамедов, Габденнасыр Курсави — далеко не полный список видных деятелей татарской культуры этого периода.
Особое место в татарской культуре занимает советский период, ставший эпохой возрождения татарского народа. Заново закладываются основы татарской государственности, формируется татарская интеллигенция, политическая элита, расцветают поэзия, изобразительное искусство, театр, литература, национальные ремесла. Появляются татарский балет, татарская опера, татарский спорт, татарская научная школа. Имена татарских знаменитостей советского периода можно выделить в целую энциклопедию — Муса Джалиль (поэт), Салих Сайдашев (композитор), Сафаргалиев Магомед (историк), Тинчурин Карим (драматург), Ахмедзянов Юнус (кулинар), Ахатов Габдулхай (лингвист), Булатова Мунира (опера), Габдулла Кариев (театр), Туфан Миннуллин (писатель), Урманче Баки (художник), Рудольф Нуриев (балет).
Татарская культура живет и развивается. Новейшая история берет начало с 90х годов 20 века. Ослабление насильственной политики России, произвело взрыв татарского национального самосознания. Сегодня татарская культура, ощущает себя частью мировой цивилизации, за два десятилетия о татарах вновь узнал весь мир, укрепились государственные институты татар, Татарстан уверено вышел на мировую арену и ему есть что показать и чем гордиться. Родились новые направления татарской культуры: интернет, кино, мультипликация, культура международных отношений. Возрождаются татарская архитектура, восстанавливаются разрушенные мечети, реконструируются древние города, набирает силу туризм и любовь к татарскому языку.

История и культура республики Татарстан

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Исторические аспекты 4

Глава 2. Одежда и украшения 8

Глава 3. Кухня, традиции застольного  этикета 10

Глава 4. Архитектура, зодчество 13

Глава 5. Развитие письменности, литература 15

Глава 6. Музыка и танец 16

Глава 7. Искусство каллиграфии, шамаилы 18

Глава 8. Вышивка, ткачество 18

Глава 9. Семейные традиции 20

Глава 10. Праздники 21

Заключение 24

Список  использованной литературы 26

 

Введение.

    Республика  Татарстан располагает богатейшим историко-культурным наследием. Сочетание, по крайней мере, четырех типов  культурных взаимовлияний (тюркского, финно-угорского, болгарского и славяно-русского), а также двух религий (ислама и  христианства) определяет уникальность этих мест, своеобразие искусства, а  также культурных и исторических ценностей.

    В искусстве и культурном наследии народа как в зеркале отразились жизнь и быт наших предков, национальные особенности, идеалы красоты  и религия, изменение социально-экономических  условий и контакты с другими  народами.

    Говоря  об историческом наследии и культуре, следует иметь в виду, что наряду с общими культурными традициями, существуют различные этнические группы татар с присущими им особенностями. Казань же являлась духовным центром  основной этнической группы татарского народа — казанских татар, ставших  основой в формировании татарской  нации.

    Татарский народ хранит многовековые традиции своих предков — булгар, которые сумели достичь высокого уровня культурного  развития, соединив свои тюркские корни  и арабское влияние, обусловленное  принятием ислама в Х веке. Это  стало той основой, на которой  в дальнейшем развивалась вся  татарская культура. 
 
 
 
 

Глава 1. Исторические аспекты

    Яркое самобытное искусство и культура татар наследует традиции государства  Волжской Булгарии, Золотой Орды и  Казанского ханства. Значительным было и влияние ислама, принятого в 922 году. Существовавшая в народе руническая письменность была заменена на арабскую, что дало импульс к развитию науки, философии и литературы. Ислам  создал и укрепил главные традиции татаро-булгарской культуры. Мусульманское  духовное родство позволяло волжским булгарам поддерживать торговые и дипломатические  отношения с огромным миром ислама, открывало дорогу на Восток — в Священную  Мекку, Египет, Турцию, Иран. Образы доисламской  языческой мифологии — изображение  птиц, животных и, иногда, человека заменяются цветочно-растительным и геометрическим орнаментом, который становится доминирующим. В то время как на Руси в искусстве  утверждаются библейско-христианские изобразительные мотивы, в болгарском декоративном искусстве, как и в  странах Востока, эстетическим и  художественным принципом становится узорность и декоративность. До нашего времени дошли изумительные произведения булгарских мастеров — образцы украшений, работы по бронзе, серебру и золоту.

    Новый этап развития культуры и искусства  связан с включением Булгарии в состав Золотой Орды в 1236 году, имперская  культура которой представляла собой  симбиоз тюркских, монгольскиих и  среднеазиатских культурных традиций с характерной для них пышностью  орнамента и богатством декора, с  использованием различных драгоценных  металлов камней и самоцветов. Особое значение приобретает создание предметов, связанных с убранством коня и  экипировкой воина, производство оружия и других, присущих тюркской кочевой  среде, художественных изделий.

    Продолжают  развиваться градостроительные  традиции Волжской Булгарии. Путешественников и богатых купцов, дипломатов и  политиков поражала красота величественных ханских дворцов, соборных мечетей с высокими минаретами, мавзолеев, украшенных изразцами белого и голубого цветов, покрытыми стеклянной глазурью и сусальным золотом. Город Булгар в 13-14 веках представлял огромный для того времени градостроительный комплекс, от которого даже в 1722 году — времени посещения его Петром 1 — сохранилось около 70 белокаменных зданий. Тогда же царь повелел своим указом охранять их в качестве историко-архитектурных памятников. Площадь второго по величине города Булгарии Биляра достигала 530 га. (Киев в те времена занимал 150, Париж — 439.)

    С распадом Золотой Орды появляются ряд  независимых татарских государств: Астраханское, Казанское, Сибирское  и Касимовское ханства. Казанское  ханство, со столицей в городе Казани, сыграло особую роль в судьбе татарского этноса, поскольку именно казанские  татары оказались консолидирующим  ядром в процессе формировании татарской  нации. Столица государства продолжает развивать лучшие традиции зодчества  и архитектуры. На территории Казанского кремля возводится много белокаменных и кирпичных сооружений. Князь  Андрей Курбский, один из завоевателей Казани, писал: «На горе находится  крепость, царский дворец и высокие  каменные мечети, где положены их умершие  цари». Иван Грозный также удивлялся «необычайной красоте крепости града..». Характерным для того времени было появление каменных надгробных стел с богатой резной орнаментацией, изделий из металла  и украшений, в которых присутствуют черты «восточного» барокко — стиля, распространенного в изделиях искусства  Азербайджана и Азии.

    Во  второй половине 16 века Казанское ханство  присоединяется к Русскому государству. Приехавшие в Казань переселенцы  из Москвы, Новгорода, Пскова и других русских городов привносят некоторые  элементы русской культуры, которая, в свою очередь, не осталась свободной  от влияния культуры Востока. Это  проявилось в отчасти изменившейся архитектуре церквей (декоративные приемы, восточные орнаментальные детали), появлению пышной восточной узорности, полихромности, не свойственным русскому искусству, однако, укоренившимися в нем как следствие заимствования художественных образцов татарской культуры. Так Соборная восьмиминаретная мечеть Кул-Шариф, разрушенная на территории казанского кремля в 1552 году, по предположению историка М. Худякова послужила прообразом московского храма Василия Блаженного на Красной площади. Девятый, центральный купол этого храма, возвышаясь над остальными восемью, олицетворял победу креста над полумесяцем. Архитектура храма не имеет аналогов в русском зодчестве того времени, но зато имеет много общего с архитектурой Востока.

    В архитектуре одного из православных храмов Казани — Петропавловском Соборе — также присутствуют не только русские  и европейские, но и многие восточные  элементы. Ученый Н. Халитов пишет  по этому поводу: «Такого сочетания  цветов мы не встречали в церковной  архитектуре других областей России, в то время, как в раскраске  татарских мечетей.. преобладали  именно эти цвета: охристо-желтый фон  и голубые, зеленые, белые, красные  детали». Академик архитектуры С. Айдаров считает, что собор является памятником строгановского барокко, возведенным  с использованием наиболее характерных  черт булгаро-татарской архитектуры  с присущими ей восточными и евроазийскими  компонентами.

    Ярким образцом историко-культурного взаимодействия между Русью и Казанским ханством являются и знаменитые «Казанская  шапка» и «шапка Мономаха» — два  сохранившихся венца русских  царей. И та и другая попали к русским  царям от татарских ханов и  являются классическими образцами  татарского декоративно-прикладного  искусства, они богато инкрустированы драгоценными камнями и самоцветами, украшены вычурными растительными  узорами, присущими татарскому народному  орнаменту. «Казанская шапка» также  как и ханский трон, привезенный  из Казани Иваном Грозным и получивший название трона Бориса Годунова, хранятся в настоящее время в фондах Оружейной Палаты Московского Кремля.

    Не  менее ощутимо татарское влияние  проявилось и в бытовой культуре. Это относится к тюркским названиям  предметов русской одежды. Например, старинная русская обувь — чоботы, башмаки была заимствована у татар, как и кафтан, казакин, кушак, тулуп. Перешло также множество слов, относяшихся к торговле и домашнему  обиходу: алтын, амбар, аршин, базар, бакалея, балаган, барыш, деньга, караван и  другие. Многие известные в России имена происходили из татарских  родов:Аксаков, Державин, Карамзин, Тургенев.

    С некоторыми основами государственной  культуры русские познакомились  также через татар. Все население  было взято на учет посредством переписи. Была введена стройная система податей, пошлин и налогов.

    Все, сказанное выше, говорит о тесном переплетении культур Московского, Булгарского и Золотоордынского государств, а позже и Казанского ханства, которые торговали и  воевали, а также обменивались искусными  мастерами, зодчими, ремесленниками.

    К 19 веку с появлением мануфактурного производства переживает период расцвета декоративное искусство. Именно тогда  создаются классические образцы  золотошвейной и тамбурной вышивки  с богатым орнаментом, ювелирные  украшения с изящной сканью, красочные  женские головные уборы — калфаки, декоративные полотенца с тончайшими узорами. В этот период складывается классический татарский костюм, формируется единый национальный стиль в экстерьере и интерьере жилища, в обрядовых  и бытовых изделиях.

    В наши дни самобытные традиции татарского народного искусства приобретают  особую художественную значимость. Ведутся  научно-исследовательские работы с  организацией экспедиций, благодаря  чему музеи Казани и других городов республики пополняются изделиями и экспонатами, имеющими культурную и историческую ценность. В форме народных художественных промыслов существует производство узорной мозаичной обуви (Арское объединение) и художественное ткачество (Алексеевская фабрика). Профессиональные художники создают уникальные образцы, получающие признание на мировом уровне (в 1994 году на выставке в Пакистане татарский художник И. Фазулзянов получил первую премию за ювелирное изделие — хасите). Изучая изделия народного творчества, современные художники создают ювелирные украшения в технике бугорчатой скани, скатерти и полотенца, вышитые тамбуром, кожаную инкрустированную обувь, национальные сувениры и памятные подарки. 

    Глава 2. Одежда и украшения

    Интересны и необычны одежда и украшения  казанских татар, которые сильно отличаются от других Поволжских народов.

    В основе костюма казанских татар  лежат древние тюркские формы  в виде длинной рубахи туникообразного  покроя (кулмэк) у мужчин и женщин и свободные шаровары c «широким  шагом». Женская рубаха украшалась воланами и мелкими оборками: нагрудная  часть оформлялась аппликацией, специальным нагрудным украшением — изу. Верхняя одежда татар была распашной со сплошной приталенной  спинкой. Поверх рубахи одевали безрукавный (или с коротким рукавом) камзол. Женские камзолы шили из бархата, украшали по бортам и низу позументной  тесьмой, мехом. Предпочтение оказывалось  ярким тонам — желтому, зеленому, голубому, сиреневому. В целом костюм был  многослойным и тяжелым за счет набора многочисленных декоративных деталей. Важным элементом декорировки костюма  были металлические пояса с застежками, литые ажурные пуговицы. Монеты также были частью украшений, количество их достигало 15-20. Предпочитали екатерининские монеты и елизаветинские рубли.

    Распространенным  головным убором мужчин являлась полусферической  формы тюбетейка (тубэтэй) или в  виде усеченного конуса (кэлэпуш) искусно  украшенная тамбурной, гладьевой (чаще золотошвейной) вышивкой. Особо оригинальными  были женские головные уборы — вышитая  жемчугом, мелкой позолоченной монетой, золотошвейной гладью шапочка -калфак. В изготовление калфаков, которые  входили в состав приданого и  передавались по наследству, татарские  женщины вкладывали много труда  и умения. Иногда на голову одевали  покрывало, которое повязывали особым (полотенцеобразным) способом. Женщины и девушки заплетали волосы в две косы, гладко, на прямой пробор. Косы украшались подвесками, кистями — чулпами. Чулпы оттягивали косы и, по мнению татарок, способствовали их росту.

    В костюм казанских татарок входили  узорные сапожки ичиги. Материалом для них служили цветной сафьян, уже в древности они были настолько  хорошо известны, что в Центральной  Азии хорошо выделанную кожу до сих  пор называют «булгари». Подобное искусство мозаики по коже было известно лишь казанским татарам, оно уходит корнями в культуру древнетюркских степных кочевников.

    Традиционно татарские женщины носили большое  количество украшений, вес их в сумме  достигал 6 килограмм. Это были изделия  из серебра, бирюзы, яшмы, коралла, янтаря. При изготовлении украшений татарские  ювелиры применяли бугорчатую скань (известную лишь в Казани), чеканку, литье, гравировку, чернение, инкрустацию.

Тема 4.5 Тенденции культурной жизни Татарстана

Тема:  4.5. Тенденции культурной жизни Татарстана 

Информация с сайта Министерства культуры РТ

Режим доступа: http://mincult.tatarstan.ru/rus/o-kulture-tatarstana.htm

Культура Татарстана развивалась на стыке двух крупных цивилизаций: восточной и западной, что во многом объясняет ее многообразие. Воплощая богатые традиции и духовную самобытность народов, проживающих на территории республики, культура Татарстана одновременно олицетворяет общечеловеческие ценности и является частью мирового культурного наследия.

С Татарстаном связаны судьбы многих выдающихся деятелей культуры: певца Фёдора Шаляпина, писателей Льва Толстого, Сергея Аксакова и Максима Горького, Василия Аксёнова, поэтов Евгения Боратынского, Гавриила Державина, Марины Цветаевой и Никиты Заболоцкого, художников Ивана Шишкина и Николая Фешина, музыкантов Олега Лундстрема и Михаила Плетнева. Классик татарской поэзии Габдулла Тукай, поэт-герой Муса Джалиль, композиторы Фарид Яруллин, Салих Сайдашев, Назиб Жиганов, София Губайдулина составили славу татарской культуры.

Сеть учреждений культуры – 3893 единицы, из них 1550 библиотек, 2026 клубов, 31 театрально-зрелищное учреждение, 115 учреждений образования в сфере культуры, 129 музеев, 31 киноучреждение.

15 государственных театров ежегодно представляют зрителям 60 новых постановок. Хорошо известны Государственный ансамбль песни и танца Республики Татарстан, Татарская государственная филармония им.Г.Тукая и Государственный Большой концертный зал им.С.Сайдашева, на базе которых работают творческие коллективы высочайшего профессионального уровня — Государственный оркестр народных инструментов Республики Татарстан, Государственный камерный хор Республики Татарстан, Государственный струнный квартет Республики Татарстан и др.

В республике успешно работают творческие союзы – созданные в 30 годы ХХ века Союз композиторов, Союз писателей, Союз театральных деятелей, Союз художников объединяют сотни профессиональных деятелей культуры. С 1981 года работает Союз кинематографистов Республики Татарстан.

Особую гордость составляет татарская литература, обладающая тысячелетней историей. Один из самых ранних памятников татаро-булгарской письменности — поэма Кул Гали «Сказание о Йусуфе», датируется 1212 годом. На электронном портале http://kitap.tatar.ru, доступны электронные версии документов, в том числе оцифрованных особо ценных и редких книг. Активно формируется Сводный электронный библиотечный каталог Татарстана, позволяющий уточнить наличие и местонахождение любой книги в библиотечных фондах республики. Более 23 миллионов единиц книг хранятся в библиотеках Татарстана, 98% которых оснащены компьютерами и 88% подключены к интернет.

В Республике Татарстан 1516 памятников архитектуры, истории и культуры, поставленных на государственную охрану. В хорошем состоянии находится 78% объектов культурного наследия, что выше среднего показателя по России на 6%. (всего 1337, без археологии 1069 объектов, в удовлетворительном 834).

Только в 2014 году в 71 учреждении культуры произведены работы по капитальному ремонту и реконструкции. Среди них такие знаковые памятники, как Лютеранская кирха, Здание Казанского Большого драматического театра имени В.И.Качалова, Дом, где работала первая татарская группа «Сайяр», Здание номеров «Волга», где состоялось первое театральное представление на татарском языке (усадьбы Казаковых и Кушаевых в Старо-Татарской слободе).

В Год культуры построено 51 новое здание для учреждений культуры. В том числе – 47 сельских клубов в рамках беспрецедентной программы «Сельские клубы». Ежегодно на протяжении уже 4 лет в каждом муниципальном районе Татарстана республика строит по 1 современному, оборудованному, трансформируемому клубу.

2014 год был ознаменован знаковым событием – открыт Чистопольский государственный историко-архитектурный и литературный музей-заповедник. В годы Великой Отечественной войны в уездный город Чистополь были эвакуированы советские писатели – Борис Пастернак, Александр Твардовский, Александр Фадеев, Марина Цветаева, Анна Ахматова, Арсений Тарковский (всего около 200).

В Татарстане 7 музеев-заповедников. 2014 год стал годом всемирного признания исключительности и исторической значимости святыни — Болгарского историко-археологического комплекса, его включения в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Место, где предки татар в 922 году приняли ислам, находится теперь под охраной всего человечества, сегодня является местом паломничества российских мусульман. До 50 тысяч гостей приезжают в Болгар на праздник – День принятия ислама «Иске Болгар жыены», чтобы поклониться болгарским святыням и увидеть самый большой печатный Коран в мире.

Сегодня этот центр болгарской цивилизации пользуется большим интересом у туристов – Волжская Булгария (9-13 вв) на протяжении длительного времени оставалась единственным развитым государственным образованием на северо-востоке Европы, первой в Европе стала выплавлять чугун, а ювелирные изделия и изделия из кожи были широко распространены в Европе.

Таким образом, вслед за Москвой и Санкт-Петербургом Татарстан стал третьим регионом в стране, обладающим более чем одним памятником культуры мирового значения. Казанский Кремль был включен в Список ЮНЕСКО в 2000 году.

Восстановление древнего Болгара – это часть большого Комплексного проекта «Культурное наследие Татарстана: остров-град Свияжск и Древний Болгар», который возглавляет первый президент нашей республики Минтимер Шаймиев. Этот проект стал имиджевым для России в целом.

Межнациональное и межконфессиональное согласие является одним из трех важнейших составляющих успешности Татарстана как субъекта Российской Федерации, наряду с высоким уровнем экономического развития и общественно-политической стабильностью. На протяжении веков на территории республики проживают народы с разным историческим прошлым и культурными традициями. По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в Татарстане были зафиксированы представители 115 народов, спустя восемь лет – 173.

Содействие этнокультурному развитию всех народов, проживающих в Татарстане – одно из ключевых направлений государственной политики в сфере культуры. Русский праздник «Каравон» (Лаишево), чувашский «Уяв», удмуртский «Гырон быдтон», марийский «Семык», мордовский «Балтай», кряшенский «Питрау», славянский праздник «Ивана Купалы» — праздники, вобравшие в себя лучшие образцы древней обрядовой культуры, ежегодно посещают более 95 тысяч человек.

Традиционными для республики конфессиями являются ислам и православие. В Татарстане также представлены католицизм, протестантство, иудаизм и другие конфессии. В основе межконфессионального согласия в республике лежит соблюдение баланса интересов двух крупных конфессий и равенства всех религий перед законом.

Зарегистрировано 1740 религиозных организации, функционирует 1763 культовых зданий и молитвенных домов различных конфессий. По числу зарегистрированных религиозных общин Республика Татарстан, относится к числу лидеров среди субъектов Российской Федерации.

Создание положительного имиджа Татарстана, пропаганда культуры Татарстана, сохранение татарского языка и культуры, поддержка наших соотечественников – еще одно ключевое направление деятельности в сфере культуры. На информационно-ресурсном татарском портале «Татар иле» в интернет («Татарский мир») можно найти любую информацию о культуре, а благодаря образовательной системе обучения «Ана теле» («Язык матери») можно дистанционно изучать татарский язык.

До 40 000 экземпляров книг направляются ежегодно в библиотеки в местах проживания татар. С привлечением соотечественников осуществляются такие масштабные культурные проекты как Всероссийский фестиваль татарского фольклора «Түгәрәк уен», Межрегиональный фестиваль театральных коллективов «Идел-йорт» Международный телевизионный конкурс молодых исполнителей «Татар моны», Международный фестиваль татарской песни имени Р.Вагапова и многие другие.

Гастроли оперного театра во Франции, Дании, Швейцарии, Германии, Бельгии, Голландии, Австрии; концерты симфонического оркестра в Японии, во Франции, в Большом театре, в Мариинском театре; гастроли Камаловского театра в Шанхае, Будапеште, Хельсинки, Государственного ансамбля песни и танца во Франции, Государственного ансамбля фольклорной музыки в Италии, зарубежные проекты музея ИЗО в Швейцарии, Австрии, Италии, Китае; Дни культуры Татарстана в регионах России и за рубежом (Турции, Казахстане, Москве, Ульяновской области), ставшие традиционными Сабантуи, которых только при государственной поддержке проводится более 230 – в 57 регионах России и 24 странах зарубежья.

Широкую известность получили международные фестивали: оперный им.Ф.И.Шаляпина, классического балета им.Р.Нуриева, современной музыки «Европа-Азия», театральный фестиваль тюркских народов «Науруз», открытый республиканский телевизионный молодежный фестиваль эстрадного искусства «Созвездие-Йолдызлык».

Особой гордостью Татарстана является Казанский международный фестиваль мусульманского кино, который с первых дней стал площадкой для конструктивного диалога между представителями различных культур и конфессий, визитной карточкой нашей многонациональной республики. Фестиваль  проводится в столице Татарстана с 2005 года под девизом — «Через диалог культур к культуре диалога», где главной целью является обмен опытом и показ творческих достижений кинематографистов России и зарубежных стран, создающих фильмы об общечеловеческих, духовно-нравственных и культурных ценностях, призывающие к добру, миру и справедливости вне зависимости от вероисповедания автора. И если 10 лет назад иы получили 40 заявок, то в 2014 году свыше 500 заявок из 56 стран мира.

Значимость вклада татарского народа в современную мировую культуру подтвердило и решение Международной организации тюркской культуры ТЮРКСОЙ о статусе Казани как культурной столицы тюркского мира. В рамках Программы «Казань-культурная столица тюркского мира 2014 года» были проведены 16 мероприятий, охватывающих всю гуманитарную сферу. По результатам научно-практических конференций, симпозиумов скульпторов и кожевенного дела, театрального фестиваля, изданы сборники материалов и книги, в которых память об этих событиях останется для будущих поколений.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *