Крит пещера минотавра: Мои путешествия по Криту | Интернет-проект «Азбука-туриста.рф» – Где на острове Крит находится лабиринт Минотавра или это только миф? Что это за место и как доехать до него?

Мои путешествия по Криту | Интернет-проект «Азбука-туриста.рф»

В начале октября вернулась с путешествия по Криту. Сразу отмечу, что это было не самостоятельное путешествие по Криту, а организованная поездка через туроператора Coral. Сейчас в интернете Вы найдете тысячи статей и блогов на тему самостоятельных путешествий, конечно, если ты хорошо знаешь английский язык, и у тебя есть знакомые в этой стране, ты бывал здесь, то можно путешествовать и без помощи туроператора. Но если у Вас нет опыта путешествий, Вы не знаете хотя бы английского языка, то рисковать не стоит…

Мое путешествие по Криту заняло 6 дней. Но за это время я побывала во многих популярных местах острова Крит. Мое большое путешествие по Криту состояло из нескольких маленьких поездок по острову. Надеюсь, моя заметка «Мои путешествия по Криту» помогут и Вам открыть для себя этот замечательный остров.

Велопутешествие по городу Ретимно

К слову сказать, на Крите на каждом шагу Вы найдете прокаты автомобилей, мопедов и велосипедов. Чтобы взять их на прокат, нужны паспорт и деньги! Самый недорогой способ передвижения для туриста – это, конечно, велосипед.

Жила я в городе Ретимно, недалеко от исторической части. Поэтому осматривать исторические достопримечательности города я могла как пешком, так и на велосипеде. На велосипеде изучать новые места, конечно, удобнее и быстрее. За час можно объехать больше мест, чем пройти пешком.

Мое путешествие по одному из самых красивых мест Крита началось в прокате велосипедов недалеко от моего отеля LefkonicaBeach. Стоимость проката велосипеда составляет 8 евро за сутки. Я выбрала подходящий мне велосипед и поехала в сторону порта…

Там по дороге мне повстречались венецианская гавань и старый маяк. Это одно из самых романтических мест не только в Ретимно, но и на Крите. Также здесь есть стоянка частных яхт. Здесь я сделала несколько фотографий.

Далее мое путешествие по Ретимно, Крит продолжилось. Дорога меня привела к старой венецианской крепости, символу города Ретимно. Хочу отметить, что на Крите Вы встретите несколько сотен полуразвалившихся крепостей, которые остались от турок и венецианцев. Вдоль крепостной стены ехать почти невозможно. Там дует очень сильный ветер с моря. Там же я впервые увидела у крепостной стены небольшую часовенку, которые греки часто ставят у дорог в знак памяти или благодарности.

Обогнув венецианскую крепость, я оказалась в исторической части города. В Ретимно сохранились здания и дома, построенные в старом венецианском стиле. Узкие тихие улочки, магазинчики, кафе и парки с зеленью дарят городу незабываемое очарование.

И вернулась я обратно к морю, которое в Ретимно очень красиво! Это было самым моим коротким путешествием по Криту.

Остров пиратов Гравмуса и залив Балос

А самым первым моим путешествием по Криту стала морская экскурсия к острову пиратов Гравмуса и заливу Балос. Грамвуса – это острова у северо-западной оконечности Крита, где соединяются три моря: Критское, Ионическое и Средиземное.

Плыли мы около часу на большом корабле. Когда мы отчаливали, то я заметила церквушку, что идеально вписалась в местный пейзаж. Чем примечателен Крит, так это огромным количеством храмов, церквей и монастырей, которые составляют часть природы острова. Путь корабля проходил вдоль берегов, состоящих из скал.

Что такое остров Гравмуса? Это остров, где на вершине стоит старая турецкая крепость, откуда видно 3 моря и залив, где в голубых водах давным-давно пряталась пираты, и где на белоснежной яхте проводила свой медовый месяц принцесса Диана.

Конечно, добраться до крепости можно только ползком по камням, но вид отсюда открывается чудесный. Вы понимаете, что попали в рай…

Залив Балос находится недалеко от Гравмусы. Залив Балос интересен тем, что здесь песок розового цвета, и море имеет несколько цветов!

Остров пиратов Гравмуса и залив Балос- это мое первое путешествие по Криту, именно здесь я получила заряд эмоций и желание открыть для себя этот удивительный остров.

Лабиринт Минотавра, пещера Зевса и долина Лассити

Когда я училась в школе, а было это еще в советское время, то мне и в голову не могло прийти, что я побываю в тех местах, где происходили действия мифов Древней Греции.

Так как время моего пребывания на Крите было ограничено, я купила комплексный vip-тур с посещением лабиринта Минотавра, пещеры Зевса и долины Лассити.

Что такое Лабиринт Минотавра? Мне он представлялся этакой пещерой с множеством ходов. А Лабиринтом Минотавра оказался полуразвалившийся дворец минойских царей… Любопытно было то, что на развалинах дворца можно увидеть и пощупать самые настоящие камни, из которых были сделаны помещение и пол дворца. Так же Вы увидите одну из самых первых в мире водосливных систем. Ну и конечно, любителей искусства обрадуют реконструкции древних фресок и посуда.

Очень поразила меня пещера Зевса. Но чтобы увидеть ее, нужно долго подниматься вверх по дорожке в гору. Если Вы не можете по состоянию здоровья или не хотите идти пешком, то у подножия горы имеется стоянка осликов! На ослике за 8-10 евро Вы доедете туда-обратно до пещеры Зевса.

Пещера Зевса поражает сразу в самом начале. Огромная каменная арка открывает вход в пещеру. В пещере довольно прохладно, но не холодно. Везде растут сталактиты и сталагмиты, капает вода, и практически отсутствует свет.

По пути заедете Вы в женский монастырь Керы Кардиотиссы. Хочу отметить, что монастыри на Крите отличаются каким-то особым очарованием, большая часть их расположены высоко в горах и окружены восхитительными пейзажами. Будет остановка и на одном из семейных гончарных производств. Где Вы купите домашнего вина, меда и гончарные изделия.

С горы, где расположена пещера Зевса, открывается чудесный вид на долину Лассити. В долине Лассити Вы откроете для себя старые венецианские мельницы. Их в Вашем путешествии по Криту Вы встретите великое множество. С помощью мельниц венецианцы мололи пшеницу. И, конечно, Вы будет проезжать по серпантинам горных дорог, которых в долине Лассити имеется огромное количество. А также познакомитесь с типичными горными деревнями Крита.

Лабиринт Минотавра, пещера Зевса и долина Лассити- это мое самое мифическое путешествие по Криту.

Фотосафари, или путешествие по горному и южному Криту.

Если Вы любите фотографировать и желаете привезти из Вашего путешествия по Криту много красивых фотографий, то отправляйтесь на экскурсию «Фотосафари». Маршрут этого путешествия таков: горные районы Крита, мужской монастырь, горные деревни, гончарная мастерская с мастером-любителем кошек, старая венецианская крепость и южное побережье острова.

В самом начале этого путешествия по Криту Вас привезут в кафе, где готовят вкусную питу. Пита – это греческое блюдо, что-то среднее между блином и сырником, покрытое медом.

Как Вы уже поняли, фотосафари – это путешествие очень насыщенное. Вы все время будете фотографировать и фотографировать! Если Вы будете с детьми, обязательно сходите в старую крепость.

Больше часа Вам будет дано на отдых на побережье Ливийского моря, что омывает южные берега острова Крит. Прогуляйтесь по набережной туда и обратно. Кроме того, обратите внимание на чистоту моря и красивейшие скалы на берегу.

Далее Ваш путь будет лежать до мужского монастыря Превели. В монастыре наберете вкуснейшей питьевой воды из источника.

И предпоследней остановкой будет уютная семейная гончарная мастерская. Мастер покажет Вам, как он создает свои гончарные творения. Здесь же Вы можете их купить. А еще хозяин мастерской обожает кошек!

Последней остановкой будет ущелье и узкая горная дорога, по которой часто критские крестьяне гоняют овец.

Фотосафари – это очень увлекательное путешествие по Криту.

Морское путешествие на остров Санторини

И в предпоследний день моего путешествия на Крит я отправилась на морскую экскурсию на остров Санторини.

Если у Вас имеются проблемы в вестибулярным аппаратом, то есть, Вас иногда укачивает, то лучше подумайте, стоит ли ехать в путешествие на Санторини! Дело в том, чтобы добраться до острова Санторини нужно плыть на морском пароме 3-4 часа. Вам повезет, если море будет спокойным, и морской качки не будет. Хуже, если будет небольшой шторм, тогда Вам придется туго. Мне, к примеру, не помогли даже 2 таблетки Драмина (от морской болезни). Вы, конечно, доедете, но будете мучиться и страдать все время пути. И ни в коем случае не надо ехать с детьми до 10 лет, им будет тяжело переносить морскую качку.

Санторини- это остров в Средиземном море, между материковой Грецией и Критом. Остров образовался благодаря вулкану. Вулкан до сих пор живет и иногда тревожит жителей острова.

А еще Санторини- это место, где на крутых скалах построены белые домики и церквушки. Здесь любят отдыхать многие знаменитые и богатые люди из США и Европы. Но, конечно, сюда едут, чтобы насладиться именно пейзажами. Рядом с островом действует вулкан. Можно к нему сплавать на яхте за 12 евро. У вулкана самые смелые туристы купаются.

На Санторини, наверно, самые страшные горные дороги. Когда огромный автобус поворачивается на склоне крутой горы, на маленьком пяточке, то просто закрываешь глаза от страха. Одно неверное движение водителя, буквально, миллиметр – два, и ты можешь упасть в пропасть вместе с автобусом!

Я поняла, что на Санторини нужно приехать на несколько дней. Нельзя такой уникальный остров обойти и объехать за 3-4 часа.

Обратный путь был легче. Качки почти не было. И Средиземное море подарило нам красивейший закат солнца… А мое морское путешествие по Криту закончилось в порту города Ираклион.

Из моего путешествия по Криту я вынесла одно. Сюда нужно приехать еще раз и на более долгий срок, ведь еще столько открытий ждет меня впереди!

Лабиринт Минотавра — Мастерок.жж.рф — LiveJournal

Критскую культуру ученые причисляют к одной из самых таинственных в мировой истории. Вплоть до 30-х годов XX ст. о ней практически ничего не было известно, пока английский археолог Артур Эванс не сделал открытие, ставшее настоящей сенсацией, возможно, даже большей, чем раскопки гробницы Тутанхамона.

На след древней цивилизации, которая была распространена на всем восточном побережье Греции и на островах Эгейского моря с центром на острове Крит, вышел еще Генрих Шлиман, первооткрыватель легендарной Трои. Но к раскопкам памятников культуры, получившей название «крито-микенская» («крито-минойская»), ученый приступить так и не успел — умер. Зато Эвансу удалось найти нечто совершенно фантастическое, чего не мог предположить даже Шлиман: существование народа и государства, которые были на тысячу лет старше Древней Греции. Впервые воткнув заступ в землю Крита, Эванс встретился с настоящим островом загадок.

 

Об этой некогда цветущей местности было известно лишь то, что относится к области мифологии. Согласно мифам, здесь родился сам Зевс-громовержец, а затем на Крите царствовал его сын Минос, один из могущественных властителей древнего мира. Искусный мастер Дедал соорудил для царя легендарный лабиринт, который впоследствии стал прообразом всех будущих лабиринтов.

Артур Эванс начал с раскопок близ Кносса. Уже спустя несколько часов можно было говорить о первых результатах, а через две недели изумленный археолог стоял перед остатками строений, которые занимали площадь в 2,5 гектара. На этом огромном прямоугольнике располагалось сооружение, стены которого были сложены из полых кирпичей, а плоские крыши поддерживались колоннами. Но покои, залы и коридоры Кносского дворца размещались в таком причудливом порядке, что посетители рисковали и впрямь заблудиться среди бесчисленных поворотов и хаотически размещенных комнат. Это действительно напоминало лабиринт, что дало повод Эвансу не колеблясь заявить о том, что он нашел дворец Миноса, отца Ариадны и Федры, хозяина ужасного человека-быка Минотавра.

 

 

Археолог действительно открыл нечто удивительное. Оказывается, народ, о котором до этого ничего не было известно, утопал в роскоши и сладострастии и, вероятно, на вершине своего развития дошел до того сибаритствующего «декаданса», который уже таил в себе зародыши упадка и регресса.

Жемчужиной моря, драгоценным алмазом, вправленным в синь небес, должна была казаться эта столица приближающимся к острову морякам. По крайней мере, два великих человека — Овидий и Геродот, видевшие Критский дворец в более или менее сохранившемся виде, — описали его в необычайно восторженных тонах. Правда, сами эллины уже смутно представляли себе, что такое лабиринт и каково его предназначение. Они лишь пересказывали предания и красивые легенды, наподобие мифической «нити Ариадны», которая помогла возлюбленному царевны Тесею выбраться из лабиринта.

 

 

Достаточно окинуть взглядом план Кносского дворца, чтобы убедиться, что это было грандиозное здание, превосходившее и Ватикан, и Эскориал, и Версаль. Лабиринт состоял из центрального двора, окруженного множеством строений, внутренних двориков, театра и летней виллы царя. Сооружение стоит на прочном фундаменте и образует сложную систему храмов, залов, комнат, коридоров, проходов и складов, находящихся на разных уровнях и соединяющихся бесчисленными лестницами и переходами. Но это отнюдь не беспорядочное нагромождение зданий, а единый архитектурный замысел, один огромный дворец-город, здание-государство, не имеющее аналогов в истории зодчества. Богато разукрашенный вход во дворец представлял собой величественный портик с колоннадой, нижняя часть стены которого была покрыта росписью, перемежающейся фресками со сложными композициями.

 

 

Через главный портик посетитель входил в парадный зал, затем в тронный зал и зал для выходов. По полу коридора, ведущего в эту часть дворца, проложена дорожка из плит известняка, окаймленная полосками из синего аспида. Особый ход вел прямо из покоев царя в театр, в царскую ложу, куда Минос проходил, минуя любопытные взгляды толпы. Далее следовали покои царицы, царской семьи, вельмож и приближенных государя.

 

 

Вещи, найденные в лабиринте, подтверждают представления о богатстве его обстановки. До нашего времени уцелели предметы и обломки великолепной мебели, среди которых — столы с затейливо сделанными ножками, изукрашенные ларцы из алебастра, металлические светильники, золотые, серебряные и фаянсовые вазы. Сохранились также статуи и статуэтки богов, изображающие священные символы, весьма распространенные у эгейцев. В кладовых были обнаружены и другие сокровища, к примеру мечи с изящной инкрустацией, мужские пояса с драгоценными камнями, запасы золота. Особенно много было всяких женских украшений — ожерелья, диадемы, браслеты, перстни, серьги, флаконы для духов, ящики для помад и пр.

 

 

Эванс нашел также кладовые, заставленные гигантскими сосудами (пифосами) с вином, общая емкость которых составила, по подсчетам археолога, 80 тысяч литров. Таким оказался дворцовый запас одного только питья.

Период расцвета крито-микенской культуры ученые отнесли к 1600 г. до н. э. — предположительному времени жизни и царствованию Миноса, предводителя критского флота и властелина морей. Цивилизация уже переживала явные признаки упадка, ей на смену шла неуемная роскошь, а красота была возведена в культ. На фресках изображали юношей, собиравших на лугах крокусы и наполнявших ими вазы, девушек среди лилий. В живописи, которая раньше была подчинена определенным формам, теперь господствовало буйное сверкание красок, жилище служило не только обителью — оно призвано было услаждать глаз; даже в одежде видели лишь средство для проявления утонченности и индивидуальности вкуса.

 

 

Надо ли удивляться тому, что ученые, исследовавшие характер настенных росписей и архитектурных особенностей лабиринта, употребили слово «модерн»? В самом деле, в этом дворце, который не уступал по своим размерам Букингемскому, были и водоотводные каналы, и великолепные банные помещения, и даже вентиляция. Параллель с современностью напрашивалась и в изображениях людей, позволявших судить об их манерах и критской моде. Если в начале среднеминойского периода женщины носили высокие остроконечные головные уборы и длинные пестрые платья с поясом, глубоким декольте и высоким корсажем, то затем их одежда приобрела еще более изысканный вид. И когда сегодня мы говорим, что женщины в подражание мужчинам носят короткие волосы, то критские дамы были с нынешней точки зрения сверхмодницами, ибо имели прически еще короче, нежели их кавалеры.

 

 

На стенах Критского лабиринта были обнаружены и другие, более глубокие, и даже философские сюжеты, раскрывающие представление минойцев о мироздании. Это не просто символы, а сама жизнь материи, отражающая ритм космоса, проступающего в керамическом орнаменте. Тем же мироощущением пронизаны и все росписи критских зданий. В центре этих горизонтально бегущих рисунков находится человек, окруженный сверху землей в обрамлении цветов, а внизу — горами. Фигуры напоминают изображение Богини-матери, покровительницы природного мира. «Все течет» — эта мысль Гераклита полностью отражает мироощущение минойской цивилизации.

 

 

Строители проявили немалое архитектурное мастерство и фантазию в составлении самого плана дворца. Они искусно разместили отдельные его части, соединив большие залы и храмы в одно целое, не оставив без внимания возможность оптимального освещения здания. С этой целью в лабиринте устроены особые пролеты, внутренние дворики-колодцы, через которые свет падал или на лестницы, или непосредственно в залы, получавшие таким образом освещение е одной стороны. Применение колонн позволяло при этюд увеличивать размеры комнат, приближая их по площади к самым обширным залам современных дворцов.

Тем не менее настал период, когда все это огромное царство с населением не менее ста тысяч человек было по каким-то причинам разрушено. Первую версию гибели Кносса выдвинул все тот же Артур Эванс. Он исходил из того, что- Крит — один из наиболее подверженных землетрясениям район Европы, и потому гипотеза ученого сводилась к тому, что только сильнейший подземный толчок был в состоянии до основания разрушить дворец Миноса.

 

 

Однако далеко не все ученые разделяют эту гипотезу. Возражения сводятся к следующему: допустим, что стихийного бедствия, включая землетрясение или пожар, вполне достаточно для разрушения дворцовых построек. Но для гибели всей критской цивилизации — вряд ли.

Вот уже почти столетие историки ищут ответ на этот вопрос. И только в наши дни после очередных раскопок на Крите всплыли новые факты, которые в очередной раз поставили специалистов в тупик. Чем же на самом деле был Кносский лабиринт? Оказалось, что некоторые детали и общая конфигурация ансамбля дают основание предполагать о совершенно ином его предназначении. Не дворцом, а своеобразным колумбарием, то есть священным захоронением умерших людей, — вот чем мог быть на самом деле Кносский лабиринт. Во-первых, люди на фресках показаны не в повседневной одежде и не в бытовой обстановке. И всем им не совсем весело. Ни на одной из фресок ни один человек не улыбается — лица изображены подчеркнуто суровыми и сдержанными. Утонченные и изысканные женщины с открытой грудью одеты в голубоватые платья и переднички с вышитыми на них горными цветками. Можно прийти к выводу, что перед нами не придворные артистки, а плакальщицы. Кстати, жрицы Древнего Египта тоже обнажали грудь во время панихиды, а Геродот писал о сходном знаке траура у греков.

 

 

В Кносском лабиринте было довольно большое помещение со ступенчатыми трибунами, которое коллеги Эванса назвали «придворным театром увеселений». На одной из знаменитых фресок есть изображение этого «театра». Ничего праздничного там тоже усмотреть нельзя. Четырнадцать жриц на прямоугольной сцене стоят в ритуальных позах, одеты они в голубые платья. На трибунах — женщины с белыми лицами и мужчины с коричневой краской на лице, что может означать ритуал, который был в обиходе при отпевании покойников. Словом, вполне возможно, что здесь происходит отпевание, на которое собрались родственники умершего.

 

 

Впрочем, еще раз надо подчеркнуть, что это лишь гипотеза, которая ждет своего подтверждения, попытка нового прочтения истории Кносского лабиринта. Его загадка и по сей день остается не до конца разгаданной. Возможно, главные открытия еще впереди, если найдутся специалисты, которым выпадет удача полностью расшифровать надписи, получившие название «критское линейное письмо В», и весьма вероятно, что древняя цивилизация предстанет в еще более удивительном свете.
А что мы знаем про сам лабиринт ?

 

 

По преданиям, этот лабиринт был построен Дедалом для того, чтобы заключить в него Минотавра. Средневековые ученые считали этот лабиринт самым сложным из всех когда-либо созданных. Математические шансы выбраться оттуда крайне малы, Дедал так остроумно использовал психологические факторы поведения, что вероятность побега из лабиринта практически равняется нулю. Если же проходы этого лабиринта были в метр шириной, а стены – по 30 сантиметров толщиной, единственный ведущий из него путь имел бы длину более километра. Вероятней всего, что любой человек скорее умер бы от голода или жажды, прежде чем отыскал бы выход.

 

 

 

 

За свою долгую историю критский лабиринт несколько раз разрушался и отстраивался вновь, а в 1380 году до нашей эры был разрушен и заброшен окончательно, пока английский археолог А.Эванс не обнаружил загадочное иероглифическое письмо в Оксфордском музее. В письме говорилось о древнем лабиринте. В 1900 году археолог прибыл на Крит и начал раскопки. Артур Эванс вел раскопки почти 30 лет и раскопал не город, а дворец, равный по площади целому городу. Это и был знаменитый Кносский лабиринт, который представлял собой сооружение общей площадью 22 тыс. квадратных метров, имевшее как минимум 5-6 надземных уровней-этажей, соединенных проходами и лестницами, и целый ряд подземных склепов. Критский лабиринт оказался не выдумкой древних, а настоящим чудом архитектуры, в котором было что-то непонятное разуму.

 

 

Лабиринт — это настоящий Миф, это рассказ о героях и событиях, которые историческая наука не признаёт реальными, но рассматривает как символы. Мы считаем, что в основе любого мифа, любого образа, любого символического повествования лежит реальность, пусть не всегда историческая. Миф точно описывает реальность психологическую: человеческие переживания, психические процессы и формы скрываются за символами, которые передавались из поколения в поколение и наконец дошли до нас, чтобы мы разгадали их, сняли с них вуаль и вновь увидели их сокровенный смысл, осознали их глубинную суть. Миф о Лабиринте — один из древнейших,  он похож на мифы всех древних цивилизаций, говорящие, что лабиринт — это труднопроходимый и неясный путь, на сложных и извилистых тропах которого немудрено затеряться.

Иногда в сюжет этого мифа вплетается рассказ о необыкновенном человеке, о герое или мифическом персонаже, который преодолевает лабиринт и находит ключ к решению загадки, представшей перед ним в форме пути. Когда мы говорим о лабиринтах, то сразу же вспоминаем самый известный из них, о котором сохранилось свидетельство в греческой мифологии — в простой и доступной форме, близкой к детской сказке: лабиринт острова Крит. Я не хочу говорить о нём так же упрощённо, как это делается в известных легендах, мы откроем более глубокие его пласты и проанализируем археологические находки, сделанные на Крите, чтобы понять, чему поклонялись критяне и чем в действительности был для них лабиринт. И мы увидим, как этот рассказ приобретёт сложную символическую форму, и он уже не будет казаться нам таким детским.

 

 

Итак, одним из древних символов Крита, связанных с его верховным божеством, была обоюдоострая секира, которую можно представить в виде двух пар рогов, одна из которых направлена вверх, другая вниз. Эта секира связывалась со священным быком, культ которого был широко распространён на Крите. Она получила название Лабрис и, согласно более древней традиции, послужила орудием, с помощью которого бог, позже получивший от греков имя Арес-Дионис, прорезал Первый Лабиринт. Вот его история. Когда Арес-Дионис, бог изначальных времён, очень древний бог, сошёл на землю, ничто ещё не было сотворено, ничто не обрело ещё форму, существовал лишь мрак, темнота. Но, согласно легенде, с небес Аресу-Дионису было дано орудие, Лабрис, и именно этим орудием, этим оружием он сотворил мир.

 

 

Арес-Дионис начал ходить посреди мрака, описывая круг за кругом. (Это весьма любопытно, ведь современная наука открыла, что мы, оказавшись в темноте в незнакомом помещении или пытаясь выйти из какого-то просторного, но неосвещенного места, чаще всего начинаем ходить по кругу; так же происходит, когда мы теряемся или блуждаем по лесу. Мы дали такое сравнение, потому что с самого начала хотим подчеркнуть, что символизм лабиринта связан с определёнными атавизмами, присущими человеку.) И вот Арес-Дионис начал ходить по кругу, рассекая темноту и прорезая борозды своей секирой. Дорога, которую он прорезал и которая с каждым шагом становилась светлее, и называется «лабиринт», то есть «путь, прорубленный Лабрисом».

Когда Арес-Дионис, рассекая мрак, дошёл до самого центра, до цели своего пути, он увидел вдруг, что у него уже нет той секиры, что была вначале. Его секира превратилась в чистый свет — он держал в своих руках пламя, огонь, факел, который ярко освещал всё вокруг, ибо бог совершил двойное чудо: одним остриём секиры он рассёк тьму вовне, а другим — свою внутреннюю тьму. Таким же способом, как он создал свет снаружи, он создал свет в самом себе; так же как он прорезал внешний путь, он прорезал и путь внутренний. И когда Арес-Дионис дошёл до центра лабиринта, он достиг конечной точки своего пути: он достиг света, достиг внутреннего совершенства.

 

 

 

Таков символизм критского мифа о лабиринте, самого древнего из дошедших до нас. Более поздние предания мы знаем намного лучше. Самое известное из них — миф о загадочном лабиринте, созданном Дедалом, удивительным архитектором и изобретателем с древнего Крита, чьё имя теперь уже всегда ассоциируется с лабиринтом, запутанным путём. Имя Дедал, или Дактиль, как его иногда называют, на древнем языке греков означает «Тот, кто создаёт», «Тот, кто работает руками, строит». Дедал — символ строителя, но не просто создателя комплекса парков и дворцов, коим являлся лабиринт царя Миноса, а строителя в более глубоком смысле слова, возможно сходном с символикой самого первого божества, построившего во мраке Лабиринт Света.

Лабиринт Дедала не был ни подземным сооружением, ни чем-то тёмным и извилистым; это был огромный комплекс домов, дворцов и парков, задуманный так, что тот, кто в него входил, не мог найти выхода. Дело не в том, что лабиринт Дедала был ужасен, а в том, что из него невозможно было выйти. Дедал построил этот лабиринт для критского царя Миноса, почти легендарного персонажа, чьё имя позволяет нам познакомиться с очень древними преданиями всех народов той эпохи. Минос жил в сказочном дворце, и у него была жена Пасифая, из-за которой разыгралась вся драма, связанная с лабиринтом.

 

 

Желая стать царем, Минос рассчитывал на помощь ещё одного могущественного бога, повелителя вод и океанов Посейдона. Для того чтобы Минос чувствовал его поддержку, Посейдон совершил чудо: из вод и морской пены он создал белого быка и подарил его Миносу в знак того, что тот действительно является царём Крита. Однако, как говорит греческий миф, случилось так, что супруга Миноса безнадёжно влюбилась в белого быка, мечтала только о нём и желала лишь его. Не зная, как к нему приблизиться, она попросила Дедала, великого строителя, соорудить огромную бронзовую корову, прекрасную и привлекательную, чтобы бык ощутил влечение, в то время как Пасифая скроется внутри неё. И вот разыгрывается подлинная трагедия: Дедал создаёт корову, Пасифая прячется в ней, бык подходит к корове, и от этого странного союза женщины и быка появляется наполовину бык, наполовину человек — Минотавр.

Это чудовище, этот монстр поселился в центре лабиринта, который в тот же миг превратился из комплекса парков и дворцов в мрачное место, внушающее страх и печаль, в вечное напоминание о несчастье царя Крита. Некоторые древние предания, помимо критских, сохранили менее упрощённое толкование трагедии Пасифаи и Белого быка. Например, в легендах доколумбовой Америки и Индии есть упоминания о том, что миллионы лет тому назад, на определённом этапе эволюции человека, люди сбились с пути и смешались с животными, и из-за этого извращения и нарушения законов природы на земле появились настоящие чудища, гибриды, которых сложно даже описать. Они вселяли страх не только потому, что обладали, подобно Минотавру, злым нравом; на них лежала печать позора от союза, который никогда не должен был состояться, от тайны, которая не должна была открыться до тех пор, пока все эти события не сотрутся из памяти человечества.

 

 

Итак, связь Пасифаи с Быком и рождение Минотавра имеет отношение к древним расам и к тем давним событиям, которые в определённый момент стерлись из памяти людей. С другой стороны, чудовище, Минотавр — это слепая, аморфная материя без разума и цели, которая скрывается в центре лабиринта, ожидая жертв от своего благодетеля. Проходят годы, продолжает легенда, и Минотавр в своём лабиринте действительно превращается в нечто ужасающее. Царь Крита, победив афинян в войне, облагает их страшной данью: каждые девять лет они должны направлять семь юношей и семь невинных девушек в жертву Минотавру. Когда наступает срок выплаты третьей дани, в Афинах против этого восстаёт герой, обладающий всеми достоинствами, — Тесей. Он даёт себе обещание не принимать правление городом до тех пор, пока не освободит его от напасти, пока не убьёт Минотавра.

Тесей сам записывается в число юношей, которые должны стать жертвами чудовища, отправляется на Крит, пленяет сердце Ариадны, дочери Миноса, и добивается, чтобы она дала ему клубок ниток, с помощью которого он сможет пройти через лабиринт и затем, убив Минотавра, найти из него выход. Клубок сыграл в этой истории важнейшую роль. Тесей входит в лабиринт и, проникая всё дальше в его сложные и запутанные коридоры, разматывает нить. Дойдя до центра, он благодаря своей колоссальной силе и воле убивает Минотавра и находит выход. В простых и наивных историях Тесей убивает Минотавра мечом, иногда — кинжалом. Но в самых древних повествованиях, а также на изображениях на древних аттических вазах Тесей убивает Минотавра секирой с двойным лезвием. И вновь герой, проложивший себе путь в лабиринте, дойдя до центра, совершает чудо с помощью Лабриса, двойной секиры.

 

 

 

Нам предстоит решить ещё одну загадку: Ариадна передаёт Тесею не клубок — а веретено с нитками. И, проникая в глубь лабиринта, Тесей разматывает именно его. Но герой возвращается к выходу, подбирая нить и снова сматывая её, и из лабиринта выносит уже действительно клубок — идеально круглый шар. Этот символ также нельзя назвать новым. Веретено, с которым Тесей идёт в лабиринт, символизирует несовершенство его внутреннего мира, который он должен «развернуть», то есть пройти ряд испытаний.

Шар, что он создаёт, подбирая нить, — это совершенство, которого он достиг, предав смерти Минотавра, а значит, пройдя испытания и выйдя из лабиринта. Лабиринтов, так же как и Тесеев, было много. Есть они и в Испании. На протяжении всего пути к Сантьяго де Компостелла и во всей Галисии есть бесконечное множество древнейших изображений лабиринтов на камне, которые зовут пилигрима ступить на путь к Сантьяго и пройти эту дорогу, а нам они прямо указывают на то, что в своём символическом и духовном значении этот путь является лабиринтом

 

 

В Англии, в знаменитом замке Тинтагель, где, согласно легенде, родился Король Артур, тоже есть свои лабиринты. Мы встречаем их и в Индии, где они были символом размышления, сосредоточения, обращения к истинному центру. В Древнем Египте в древнейшем, основанном почти в додинастический период городе Абидосе существовал лабиринт, представлявший собой круглый храм. В его галереях проводились церемонии, посвящённые времени, эволюции, а также бесконечным дорогам, которые проходил человек, прежде чем достичь центра, что означало встречу с истинным человеком. Согласно истории Египта, лабиринт из Абидоса был, судя по всему, лишь очень малой частью огромного лабиринта, описанного Геродотом, который считал египетский лабиринт столь колоссальным, удивительным и невообразимым, что рядом с ним меркнет даже Великая Пирамида. Сегодня мы уже не можем увидеть этот лабиринт, у нас есть только свидетельство Геродота. Долгие века за особенности изложения люди называли его отцом истории, Геродотом правдивым и давали ещё много похожих имен, но когда не все его описания подтвердились, мы, естественно, решили, что Геродот не всегда был уверен в своих словах. С другой стороны, современная наука подтвердила истинность стольких его описаний, что, наверное, стоит набраться терпения и подождать — вдруг археологи откроют лабиринт, о котором писал греческий историк. Немало лабиринтов было и в готических соборах Средних веков.

Один из самых известных, изображения которого довольно распространены, — лабиринт, выложенный на каменном полу главного собора в Шартре. Он был создан не для того, чтобы кто-то в нём затерялся, но для того, чтобы по нему шли: это был своего рода путь инициации, путь свершения и путь достижений, который должен был преодолеть кандидат, ученик, тот, кто стремился быть принятым в Мистерии. Действительно, потеряться в лабиринте Шартра крайне сложно: все его дороги исключительно символические, все повороты и перепутья видны. Самое главное здесь — достичь центра, квадратного камня, на котором гвоздями обозначены различные созвездия. Для человека это аллегорически означает достичь Неба и стать в один ряд с божествами. Очень похоже, что все подобные мифы древности и все символические лабиринты готических соборов отражают не столько историческую реальность, сколько психологическую. А психологическая реальность лабиринта жива и поныне. Если в древности говорили об инициатическом лабиринте как о пути, проходя который человек мог реализовать себя, сегодня мы должны говорить о лабиринте материальном и психологическом. Увидеть материальный лабиринт нетрудно: окружающий нас мир, то, с чем мы сталкиваемся в жизни, то, как мы живём и как себя проявляем, — всё это часть одного лабиринта. Сложность в другом: тот, кто попадал в критские парки и дворцы, даже не подозревал, что вошёл в лабиринт; так и мы в нашей повседневной жизни не осознаём, что находимся в лабиринте, который затягивает в себя человека.

 

 

 

С психологической точки зрения смятение Тесея, жаждавшего убить Минотавра, имеет ту же природу, что и смятение человека, который растерян и испуган. Мы испуганы потому, что чего-то не знаем и не умеем; испуганы потому, что чего-то не понимаем и из-за этого чувствуем себя неуверенными. Наш страх обычно проявляется в том, что мы не можем выбрать, не знаем, куда идти, чему посвятить свою жизнь; он проявляется в вечной обыденности и посредственности, изнурительной и печальной: мы готовы на всё, лишь бы не принимать решения и не проявлять хотя бы немного твердости. Растерянность — ещё одна болезнь, которая преследует нас в современном лабиринте на психологическом плане. Эта растерянность возникает оттого, что нам самим очень сложно решить, кто мы, откуда пришли и куда идём. Эти три вопроса — главная причина нашей растерянности, хотя они столь просты и бесхитростны, что кажутся нам детскими. Есть же какой-то смысл в нашей жизни, кроме постоянного пребывания в растерянности? Для чего мы работаем и ради чего учимся? Для чего мы живём и что такое счастье? К чему мы стремимся? Что такое страдание и как его распознать? С психологической точки зрения мы по-прежнему блуждаем в лабиринте, и, хотя в нём нет чудовищ и узких коридорчиков, нас постоянно подстерегают ловушки. И конечно же именно миф предлагает нам решение. Тесей не входит в лабиринт с пустыми руками, и было бы странно, если бы мы с пустыми руками искали выход из него. Тесей берёт с собой два предмета: секиру (или меч — как вам больше нравится), чтобы убить чудовище, и веретено с нитками, свой клубок, чтобы найти путь обратно.

 

 

 

 

 

 

Кносский дворец на Крите — по следам затонувшей Атлантиды

Добрый день, друзья! Кносский дворец на Крите называют 8 чудом света. На это звание претендует не один десяток достопримечательностей по всему миру. Бесспорно то, что Кносский дворец — памятник минойской цивилизации. Дважды его отстраивали древние жители Крита и дважды его разрушал страшный природный катаклизм. Прошли столетия прежде, чем археологи обнаружили дворцовый комплекс. С Кносским дворцом связан миф о лабиринте и жутком Минотавре, живущем в нём. В каком состоянии дворец и можно ли заблудиться в его коридорах мы сегодня и расскажем.

Содержание статьи

Греция. Остров Крит. Среди найденных археологами 4 дворцов минойской эпохи (Кносский, Фестский, Малийский и Закрос) Кносский дворец – самый большой и значимый.

Учёные уверены, что на острове скрыты ещё, как минимум, 2 похожих строения, и дворцов не 4, а 6 или даже 7. Исследования только предстоят. О Кносском же дворце доподлинно известно, что именно он — главный объект исчезнувшей с лица земли минойской культуры.

Погибшая цивилизация

Когда в книгах мы встречаем истории о когда-то великих, но исчезнувших древних цивилизациях, таких как цивилизация Атлантов, Ацтеков, Майя, то на ум приходят две мысли:

  • кем бы мы были и как жили, если бы эти культуры не погибли
  • и вторая мысль: почему они погибли и, как нам избежать их участи

Вклад археологов в эти исследования неоценим. Благодаря им, мы узнали, что минойская цивилизация была уничтожена в результате мощного землетрясения и сопровождающего его цунами.

В истории минойской культуры на Крите было 2 периода расцвета и упадка.

Первый период расцвета Кносского дворца с 2000 по 1700 годы до н.э. Потом произошло землетрясение и дворец был уничтожен.

Затем, довольно быстро был отстроен новый дворец на том же месте. Тут пришло время ученым удивляться. Выходит у минойцев были весьма развитые инженерные технологии.

Кносский дворец 5

Второй период расцвета занимал примерно 2 следующих века. Закончился он стремительно и трагически. На острове Санторини произошло извержение вулкана, датируется оно 1628 — 1500 годами до нашей эры.

Считается, что часть суши ушла под воду, а гигантские цунами захлестнули Крит, уничтожив все дворцы и поселения, а с ними и всю минойскую цивилизацию.

Археологические раскопки

Кносский дворцовый комплекс мир увидел благодаря Артуру Эвансу, ученом археологу. В 1900 году он решил исследовать курганы этой местности. Своей находке Эванс отдал 40 лет жизни. О том, как проходили раскопки и, что в результате найдено, он написал 6 томов подробных описаний исследований.

Кносский дворец 2

Находка оказалась даже более ценной, чем он мог предположить. Жизнь дворца была насыщенной и богатой на события.

Тут были залы для праздников, ритуальные помещения, мастерские и даже театр. Была даже арена для боев, которая вмещала до 500 зрителей одновременно. И, конечно, царские покои, столовых и складские помещения.

Кносский дворец 3

Архитектура, это конечно интересно. Но особое уважение вызывает планировка системы канализации и водоснабжения.

Микенская цивилизация в своём развитии значительно опережала достижения греков ахейцев. Когда первые строили водопроводы, вторые все еще коз пасли.

Кстати, мы называем это сооружение дворцом, а археологи и ученые еще не до конца уверенны, что это правда был дворец.

Существует мнение, что это, все же, комплекс религиозных строений.

Кносский дворец 6

Археологический сайт

Фантазия рисует гигантский дворец, улицы, лабиринты, а что же мы увидим на месте?

Археологический сайт, похож на другие места раскопок в Греции: святилище Аполлона в Дельфах, священную рощу и храм Зевса в Олимпии, на Парфенон в Афинах, на народную здравницу Пелопоннеса — Асклепион в Эпидавре, только более полный.

Кносский дворец называют второй после Афинского Парфенона главной достопримечательностью Греции. Об этом можно поспорить, но то, что дворец впечатляет и вызывает эффект «Вау!» несомненно.

Так выглядел Северный вход в Кносский дворец

Сегодня мы можем пройтись по археологическому комплексу и увидеть, как здесь было когда-то. Греки относятся к своей культуре очень уважительно, поэтому никаких расписных эффектных новоделов не ждите. Только история и археология. И этого хватит, т. к. некоторые фрагменты дворца хорошо сохранились.

  • В центре внутренний двор. Это свойственно всем постройкам данного периода. Система комнат и зданий может показаться очень запутанной, а иногда совершенно нелогичной.

Кносский дворец 4

  • Помещения на разном уровне, коридоры и лестницы, неожиданные потайные комнаты. Самостоятельно разобраться в плане сооружений будет тяжело, советуем присоединиться к экскурсии.
  • Интерес представляют колонны: черно-красные, они сужаются к основанию. Они называются «минойские» из-за такой особой формы.
  • Внутри хорошо сохранились фрески. На них сцены из жизни города, ремесленников, царей и богов, мифические животные, природные орнаменты. Многие настенные росписи содержат изображения страшного быка с человеческим телом.

Мегарон царицы

Лабиринт Минотавра

В истории Древней Греции мифология и историческая реальность так тесно связаны, что даже ученым бывает не легко разобраться. Именно этот дворец связан с историей царя Миноса — сына Зевса-громовержца и финикийской царевны Европы.

А еще с лабиринтом Минотавра. У этого чудовища тело человека, а голова от быка.

Кноссий дворец

Минотавр обитал во мрачном лабиринте, который по приказу царя построил Дедал. По кровожадной традиции, в лабиринт запускали преступников и тех, кто пытался без позволения проникнуть во дворец. Чудовище с ними жестоко расправлялось.

Все закончилось известной многим легендой о герое Тесее. Чтобы не потеряться в лабиринте он воспользовался нитью Ариадны, проник внутрь лабиринта и победил Минотавра.

У этой легенды есть и другая, более правдоподобная историческая версия: сын царя Миноса Андрогей был убит, и к его смерти был причастен Эгей (отец Тесея, царь Афинян). В наказание афиняне должны были отправлять Миносу юношей и девушек. Эти пленники становились рабами в Кносском дворце.

А страшного Минотавра не было вовсе, — был учитель царя Миноса, отличавшийся жестоким нравом и силой. Он проводил гимнастические состязания (может быть это были кулачные бои) и одерживал победу, пока не приехал Тезей и не победил его ударом кулака в лоб.

Мифы мифами, а вот дворец со всеми своими запутанными коридорами и тупиковыми комнатами очень похож на лабиринт. На стенах часто встречается знак «labros», или двойной топор.

Поэтому часть учёных считает, что дворец — это и есть лабиринт. Другая же уверена, что лабиринт находится в горах и представляет собой серию соединённых между собой пещер.

Кносский дворец 1

Пока учёные представляют доказательства своей точки зрения, мы можем выбрать ту, которая нам больше нравится.

Заблудиться в многочисленных проходах вы можете, особенно отыскивая точку начала осмотра замка, но потеряетесь вряд ли.

Интересный факт: у минойских дворцов не было никакой системы защиты. Что приводит учёных к выводу: на Крите была телассократия. Т.е. минойское государство жило за счёт моря, флота и контролировало прибрежные города-метрополии.

Можно приобрести комплексный билет, в который включены и другие достопримечательности. Например музей Ираклиона, где находятся оригиналы росписей Кносского дворца и находки из других дворцов.

Достопримечательности рядом

Находится недалеко от дворца. Это место важных археологических раскопок. Здесь обнаружились гробницы римского периода. Именно отсюда Эванс начал свои раскопки. Ему показалось, что именно здесь находится древний город. Какое-то время тут работал и Генрих Шлиман, искавший свою Трою.

Совсем рядом с Кносом находится город Ираклион. Многие говорят, что смотреть тут абсолютно нечего, но это не так. Здесь находится Археологический музей Крита, где выставлены археологические находки минойских дворцов, старый форт Кулес, множество интересных музеев и соборов. Отсюда легко добраться до руин дворца.

Еще один городок порекомендуем для тех, кому после развалин хочется отменно повеселиться. Херсониссос — неофициальная столица острова. Тут много ночных клубов, танцевальных вечеринок и жизнь кипит. Кроме того, это старинный город, расположенный между Эгейским и Средиземным морями.

Кносский дворец на видео

Время работы

Ежедневно

  • С июня по октябрь: 8:00 — 19:00
  • С ноября по май: 8:00 — 15:00
  • В субботу часы работы с 9.00 до 15.00

Сколько стоит

  • для взрослых — 6 евро
  • льготный 3 евро
  • дети до 3 лет бесплатно

Каждое первое воскресение месяца билеты для всех бесплатные.

Как добраться

Проще всего добраться от города Ираклион.

  • С главной автобусной станции каждые 30 минут уходит автобус до развалин.
  • Можно сесть на остановке возле Львиного фонтана.
  • Если вы приехали на своем авто, не переживайте за парковку. Около археологического комплекса она бесплатная

Адрес: Knossos Palace, Heraklion 71000

Кносский дворец на карте

Друзья, благодарим вас за то, что читаете наш блог о путешествиях! Надеемся, текст был вам полезен. Подписывайтесь на обновления, у нас еще много интересных идей! До скорого.

Кносский лабиринт — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Кносский лабиринт (др.-греч. Λαβύρινθος) — в древнегреческой мифологии сложное сооружение со множеством запутанных переходов, спроектированное легендарным изобретателем и инженером Дедалом на острове Крит.

Согласно афинской мифологии лабиринт в Кноссе был построен Дедалом для царя Миноса. Он был так хитро построен, что сам его создатель едва смог сбежать оттуда.[1] В лабиринте заключили чудовище-людоеда Минотавра, на съедение которому афиняне должны были отправлять семь юношей и семь девушек ежегодно. Предназначение лабиринта состояло в том, чтобы удерживать чудовище и не дать ему выбраться наружу. Позднее на остров в числе юношей для Минотавра прибыл герой Тесей. Его полюбила Ариадна, дочь Миноса, и, чтобы помочь выбраться из Лабиринта, дала ему с собой клубок ниток. Тесей привязал конец нити к двери у входа в лабиринт и, убив Минотавра, благополучно выбрался из запутанных ходов.[2] В кносской мифологии центральную роль занимает не победа героя Тесея над Минотавром, а критские мотивы: условное изображению лабиринта и сам Минотавр — атлетически сложенный мужчина с бычьей головой.[3] Главным божеством Крита был бык, а среди минойских сюжетов не было ни Миноса, ни Ариадны, ни Тесея.[4] Существуют так же теории, что Лабиринт был построен Дедалом задолго до жизни царя Миноса по подобию египетского лабиринта.[5]

На критских монетах в течение длительного времени, от архаики до позднего эллинизма, встречаются изображения, отсылающие к афинскому мифу. Хотя на ранних Критских монетах демонстрируются ветвящиеся ходы под стать их литературному описанию, изображение Лабиринта упростилось до ставшего классическим критским, без тупиков и разветвлений. Такой вид изображения стал использоваться для иллюстрирования Лабиринта ещё в 430 годах до н.э.[6] и стал широко использоваться для его визуального отображения.

Вероятно, прототипом для легендарного лабиринта стал Кносский дворец, который считался таким же вымыслом, что и лабиринт, вплоть до самого конца 19 века, когда он был обнаружен сначала Миносом Калокериносом, а затем Артуром Эвансом.[7][8] Сложный комплекс жилых и хозяйственных помещений Кносского дворца напоминает лабиринт, пещерный, подземно-наземный, состоящий из нескольких этажей.[4]

  1. Penelope Reed Doob. The Idea of Labyrinth: From Classical Antiquity Through the Middle Ages. — Cornell University Press, 1990. — С. 12, 36. — 382 с. — ISBN 9780801423932. — ISBN 0801423937.
  2. Аполлодор. Книга III (I-XV), Эпитома (I) // Мифологическая библиотека / пер. В. Г. Борухович.
  3. Аркадий Молчанов. Нумизматика. Лабиринт и Минотавр // Энциклопедия для детей. Всемирная история / Глав. ред. Аксёнова М. Д.. — 4-е изд.. — М.: Аванта+, 2001. — Т. 1. — С. 357. — 688 с. — ISBN 5-8483-0003-8. — ISBN 5-8483-0001-1.
  4. 1 2 Волкова, Паола Дмитриевна. Высокие зрелища // Мост через бездну. Книга первая. — 1-е. — М.: Зебра Е, 2013. — С. 44—47. — 256 с. — ISBN 978-5-94663-967-5.
  5. Диодор Сицилийский. 61, 97 // Историческая библиотека.
  6. Hermann Kern. Through the Labyrinth: Designs and Meanings Over 5,000 Years. — New York, 2000. — С. 53-54. — 360 с. — ISBN 9783791321448.
  7. Бритова Н. Н. Эгейское искусство // Всеобщая история искусств. Искусство Древнего мира / под общей ред. Чегодаева А. Д.. — Москва: Искусство, 1956. — Т. 1.
  8. ↑ The Journal of Hellenic Studies. — Council of the Society, 1894. — С. 281. — 488 с.
  9. Robert Pashley. Travels in Crete. — John Murray, 1837. — 390 с.
  10. ↑ PASHLEY, Robert — Heraklion — TRAVELLERS’ VIEWS — Places – Monuments – People Southeastern Europe – Eastern Mediterranean – Greece – Asia Minor – Southern Italy, 15th -20th century (неопр.). eng.travelogues.gr. Дата обращения 26 февраля 2019.

Мифический остров Крит – в гости к Минотавру и Ариадне : Отзыв

Атмосферно Крит произвёл на нас исключительно приятные впечатления. Может быть из-за насыщенной богатой истории, и в то же время разлитых в пространстве простоты и пустоты, находиться здесь очень легко.

Крит по сути является одной из колыбелей современной цивилизации. И как и у любого начала, здесь можно ощутить глубокое умиротворение.

Остров также славен своим творчеством. Здесь можно купить копии известных на весь мир музейных экспонатов Крита: богиня со змеями, голова быка, фестский диск, акробаты с быком, а также фигурки минотавра, керамические кувшины, амфоры, чаши и многое другое.

Оглавление

Все места, о которых рассказывается в этой статье, отмечены на карте:

Справочно о Крите

Крит является самым большим островом Греции и пятым по величине островом в Средиземном море после островов Сицилия, Сардиния, Кипр и Корсика. Остров Крит вытянут с запада на восток на 260 км, а его максимальная ширина, находящаяся примерно в центре острова, составляет 60 км.

Крит имеет гористый рельеф, горы Крита с крутыми склонами глубоко расчленены ущельями. Также на Крите есть множество пещер, некоторые из которых в древности использовались как места культа, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки.

Крит считается одним из самых популярных греческих курортов, его посещают более 2,5 миллионов туристов в год, в основном это европейские туристы. Туристическая инфраструктура Крита развита лучше, чем на других греческих островах.

На Крите проживают около 600 тысяч местных жителей. Административный центр острова Крит — это город Ираклион с населением примерно около 140 тысяч человек. Город Ираклион или, как его еще называют, Гераклион назван в честь героя древнегреческой мифологии Геракла.

Древняя история Крита и мифы

История острова Крит началась еще до рождения древнегреческих мифов, хотя именно в связи с ними он сейчас более всего славится. Миф о Минотавре и нити Ариадны широко известен во всем мире.

Согласно мифу, Минотавр — чудовище с телом человека и головой быка — жил в критском лабиринте и был убит героем Тесеем. Единоутробная сестра Минотавра Ариадна дала своему возлюбленному Тесею клубок ниток, с помощью которого он сумел выбраться из лабиринта.

В древности Крит был центром минойской цивилизации, процветавшей на острове приблизительно с 2700 по 1400 годы до н. э. и считающейся древнейшей в Европе. Основными очагами культуры минойской цивилизации были так называемые дворцы — сложные экономико-политические комплексы.

Сейчас на Крите можно увидеть раскопки нескольких дворцов минойской культуры, самым известным и посещаемым из них является Кносский дворец, находящийся на окраине Ираклиона. Кносский дворец был одним из культурных и политических центров минойской цивилизации в 1900—1450 годах до н. э.

Восстановленный археологами фрагмент Кносского дворца

Минойская культура названа в честь мифического царя Крита Миноса — владельца лабиринта, в котором жил Минотавр, и мужа матери Минотавра – царицы Пасифаи, которая, согласно мифу, прельщала быка, ложась в деревянную корову, сделанную для неё инженером Дедалом.

Ни один из дворцов минойской цивилизации не имел защитных укреплений, очевидно, жители острова чувствовали себя в полной безопасности. Минойцы строили во дворцах многоэтажные здания с водопроводом и канализацией, вентиляцией и отоплением, пользовались ваннами и бассейнами.

О религии минойцев известно не много. Храмы в религиозной традиции минойцев отсутствовали, религиозные обряды совершались на природе или во дворце. Судя по находкам археологов, минойцы почитали мужскую и женскую силы. Они олицетворяли мужскую силу в образе быка, а женскую рождающую силу в образе Великой богини-матери.

Критская богиня-мать в различные периоды истории изображалась по-разному. В музее археологии Крита в Ираклионе можно увидеть множество различных статуэток критской богини-матери.

Критские статуэтки богинь с поднятыми руками и символами земли и неба в виде змей и птиц на голове, 1350-1250 год до н.э., музей археологии Крита

Самым известным её изображением является Богиня со змеями – это 2 женских статуэтки, которые были найдены в Кносском дворце и датированы 1600 годом до н.э. На этих статуэтках богиня в обтягивающем лифе, который оставляет грудь обнаженной, в юбке с длинными воланами, с раскинутыми в стороны руками, в которых она держит змей. Змеи обычно являются символами земли, их ассоциируют с обновлением жизни.

Богини со змеями были истолкованы как предшественницы греческой богини Афины, которая также была связана со змеями.

2 статуэтки Богини со змеями из музея археологии Крита, у статуэтки слева змеи обвивают руки, у правой статуэтки змеи в руках

В начале I тысячелетия до н. э Крит был завоеван древнегреческими племенами, но критская минойская культура от этого не пришла в упадок, а получила новый этап в своем развитии, который историки называют смешанная микенская культура. Влияние микенской культуры распространилось на материковую Грецию, острова Эгейского моря и ряд территорий восточного Средиземноморья.

В эпоху классической античности – с IV века до н. э. по II век н. э — древнегреческая мифология особенно выделила остров Крит, признав его родиной отца всех богов и людей — Зевса.

Отец Зевса титан Кронос пожирал всех своих детей, опасаясь рождения более сильного, чем он, наследника, но его жене Рее удалось спасти самого младшего сына — Зевса. По критскому варианту мифа, она обманула супруга и втайне родила Зевса на Крите в пещере в горе Дикта. Зевс рос в Диктийских горах, нимфы выкормили его диким мёдом и козьим молоком.

Диктейская пещера, или как ее называют – пещера Зевса, является сейчас одной из популярных достопримечательностей Крита. В результате археологических раскопок в Диктейской пещере были найдены античные алтари, множество статуэток, посвящённых Зевсу, а также керамика от раннеминойской до позднеримской. Из этого был сделан вывод, что Зевсу тут служили непрерывно около 2000 лет. От Ираклиона до Диктейской пещеры около 60 км, туристические агентства организуют сюда экскурсии.

Город Ираклион – основные достопримечательности

Ираклион — это не слишком большой город, за пару дней в нем можно обойти все основные достопримечательности и музеи.

Вид на Ираклион

Ираклион изобилует зеленью, здесь цветут и деревья, и кустарники, и просто цветы. На улицах города можно встретить разнообразные фруктовые деревья — лимоны, апельсины, мандарины, манго, гранаты и т. д.

Дом в цветах в ИраклионеЛимоны на улице Ираклиона

К основным достопримечательностям Ираклиона относят средневековую морскую крепость Кулес. Она расположена в самом центре на набережной в начале морского порта. За крепостью проходит живописная узкая асфальтированная дорога – волнорез протяженностью в 2 км, который ведет к маяку.

Крепость Кулес

Напротив морского порта, недалеко от крепости Кулес, находятся Венецианские доки — это большие кирпичные продолговатые сооружения с арочными крышами. Они обеспечивали место для кораблей, требующих охраны или ремонта, также они использовались для строительства новых судов. Венецианские доки впечатляют своей архитектурой и высокими арками.

Венецианские доки в Ираклионе

Центральной площадью Ираклиона является Площадь Элефтериоса или Львиная площадь. Львиной площадь стали называть из-за фонтана, который на ней находится. Небольшой фонтан 17 века постройки выполнен в виде цветка, над которым возвышаются четыре льва, из пасти зверей льется вода. Цель сооружения этого фонтана была практической: в безводном Ираклионе всегда была проблема с питьевой водой, а новый фонтан поставлял горожанам воду из источника, расположенного в горах Юхтас через акведук длиной 15 км.

Вокруг Львиной площади сосредоточена дневная и ночная жизнь Ираклиона, здесь множество кафе, ресторанов, сувенирных магазинчиков и лавок. В 9-10 веках н. э. на площади работал крупнейший невольничий рынок Средиземноморья, а позже, когда Крит был под властью Венеции, здесь располагалась резиденция венецианского государя Ираклиона.

Львиный фонтан в Ираклионе

В 100 метрах от Львиного фонтана находится примечательное здание — Венецианская Лоджия. Это элегантное строение считается одним из лучших архитектурных памятников времен, когда Крит был под властью венецианцев. Лоджия являлась центром местной административной и социальной жизни, в ней собирались знатные люди города для решения общественных задач и отдыха. С её балконов зачитывались государственные указы, а герцог наблюдал богослужения и парады.

За Венецианской Лоджией, в 60 метрах от нее, располагается Собор Святого Тита – покровителя Крита. Собор был построен в 10 веке византийцами, в 19 веке он практически полностью разрушился от землетрясения, но через полтора десятка лет его восстановили и сейчас он действует как православный храм.

Еще одним выдающимся храмом Ираклиона является Доминиканский монастырь Святого Петра, расположенный на набережной, в 400 метрах от Собора Святого Тита. Само здание монастыря Святого Петра довольно оригинально, внутри он больше напоминает музей, чем храм. Вокруг здания монастыря ведутся археологические раскопки.

Доминиканский монастырь Святого Петра в Ираклионе

Среди музеев Ираклиона самыми большими и впечатляющими являются археологический музей Крита и Кносский дворец. Далее в списке музеев Ираклиона будут музей естественной истории Крита, исторический музей Крита, музей изобразительных искусств, муниципальная художественная галерея, музей народного искусства и истории сельского хозяйства, музей церковного искусства.

Археологический музей Ираклиона

Музейное наследие на Крите имеет большое культурное значение. Археологический музей Ираклиона, основанный в 1883 году, является одним из известнейших и крупнейших музеев не только самого острова Крит, но и всей Греции.

Основу экспозиции, разместившейся в 20 залах музея, составляют находки минойской цивилизации, собранные со всего Крита: керамика, ювелирные изделия, литографии, саркофаги, фрески, скульптуры и прочее. Также в музее представлены и другие периоды истории Крита — от неолита до греко-римского владычества.

Сосуды в форме быков, 1500-1450 год до н.э., музей археологии Крита

Археологические работы на острове все еще ведутся, в музей доставляются новые экспонаты непосредственно с мест раскопок.

Музей археологии Крита организован очень системно и структурированно. Осмотр экспонатов проходит в хронологическом порядке от времен неолита — 5000 лет до н. э. и до времен поздней античности — 500 год нашей эры. Поэтому посещение музея оставляет довольно приятное чувство близкого знакомства с этой необыкновенной землей и культурой людей, населявших ее.

Особой гордостью музея считают Фестский диск, уникальный памятник письма минойской культуры эпохи средней бронзы. До сих пор достоверно не известны ни его точное назначение, ни время изготовления. Примечательно, что ни одно из предложенных прочтений надписей на его поверхности пока не было признано научным сообществом.

Фестский диск — памятник письма минойской культуры в музее археологии Крита

Посетителей в музее археологии Крита бывает очень много, могут быть длинные очереди на входе. Стоимость входного билета в зимний период составляет 5 евро, в летний период — 10 евро. В летний период в продаже есть комбинированный билет на посещение музея археологии и Кносского дворца по цене 16 евро, покупка которого будет выгоднее, чем приобретать 2 билета отдельно. На сайте музея можно уточнить рабочие дни и время работы, так как у музея есть праздничные дни и график работы отличается по месяцам.

Кносский дворец

Кносский дворец, прославившийся историей о лабиринте с Минотавром и нитью Ариадны, находится в 5 км от центра Ираклиона. До Кносского дворца можно добраться на городском автобусе или при желании дойти пешком. Стоимость посещения Кносского дворца составляет 15 евро, если не покупать комбинированный билет.

Кносский дворец является крупнейшим археологическим памятником бронзового века на Крите. Первый дворец-храм в Кноссе был построен в раннедворцовый период 2000—1700 годы до н. э.

История самого места Кносс значительно более глубокая, по оценкам исследователей, сделанной на основе радиоуглеродного анализа, первые поселения в Кноссе датируют временами неолита — 7000–6500 годы до н.э.

Около 1700 года до н.э. во времена своего расцвета Кносский дворец и окружающий его город имели население 100 000 человек. Территория всего дворца занимала 2 гектара земли.

Первые археологические раскопки Кносского дворца начались в 1878 году, но основной вклад в исследование Кносса внес английский археолог Артур Эванс, начавший раскопки в Кноссе в 1900 году. Он скупил земли, на которых стоял дворец, нанял специалистов и к 1905 году в целом комплекс Кносского дворца был раскопан.

Дворец был многоэтажным и имел сложный план, состоящий из сотен различных помещений, соединенных ходами и лестницами. Тронный зал, колонные залы, смотровые террасы, ванные комнаты – все это было богато украшено росписями на стенах. Параллельно с раскопками Эванс провел воссоздание части дворца в «первоначальном виде», как он это представлял себе.

Восстановленная роспись на стенах Кносского дворца

Сейчас территория Кносского дворца является музеем – это обширная территория археологических раскопок с некоторыми восстановленными фрагментами дворца. Здесь можно увидеть остатки древней системы водопровода и канализации, фрески на стенах, пифосы — керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше, используемые для хранения зерна, вина или масла. По территории музея гуляют павлины, что создает еще более очаровывающее ощущение от посещения дворца.

Архитектурный элемент в виде рогов быка в Кноссе и вид на окрестности Пифосы — керамические сосуды высотой с человеческий рост и выше

Согласно греческой мифологии, лабиринт, в котором скрывался Минотавр, находился во дворце царя Миноса, то есть в Кносском дворце. О том, где точно в Кноссе находился лабиринт неизвестно. Существую различные мнения на этот счет, по одному из них лабиринт располагался в окрестностях Кносского дворца, по-другому, что под лабиринтом понимался сам Кносский дворец или что лабиринт был непосредственно во дворце.

Павлин на руинах Кносского дворца

Аэропорт Ираклиона, как добраться и где поселиться в городе

Аэропорт в Ираклионе находится на краю города, всего в 4 км от центра. Из аэропорта в центр города регулярно ходят городские автобусы, также можно доехать на такси или дойти пешком, дорога там обычная городская. Ираклион довольно старый город, застроен хоатично, дороги кое-где сужаются так, что тротуары пропадают, а потом спустя некоторое расстояние снова появляются.

Международный аэропорт Ираклиона, названный в честь греческого писателя Никоса Казандзакиса, является вторым по пассажиропотоку аэропортом Греции, после афинского аэропорта. То есть рейсов здесь совершается очень много, каждые 5-10 минут, и днем, и ночью взлетает или садится очередной самолет.

Городские кварталы Ираклиона примыкают вплотную к аэропорту. В этих приближенных к аэропорту районах предлагается жилье дешевле, чем в других местах города. Я бы не рекомендовала останавливаться в этих районах, так как аэропорт построен таким образом, что звук и от посадки, и от взлета самолетов, здесь довольно громкий.

Если целью вашего визита в Ираклион являются экскурсии по городу и музеи, то тогда предпочтительнее будет остановиться в центре города.

Если у вас есть намерение отдыхать и купаться в море, живя в Ираклионе, то лучше поселиться в районах ближе к краю города в противоположную от аэропорта сторону.

Пляжи Ираклиона

В центре Ираклиона, также, как и в Салониках, не предусмотрено пляжа для купания. В сторону аэропорта пляжи начинаются только уже за аэропортом, формально это уже соседний городок Картерос (Karteros).

В противоположную от аэропорта сторону, в 2 км от центра города пляж есть. Он начинается сразу за рекой Rema Giofiros в районе спортивного комплекса и стадиона «Панкритио». Пляж здесь протяженностью более 4 км, он необорудованный, песочный, чистый и малолюдный.

Когда мы были в Ираклионе в июне, на пляже было всего несколько человек, все они лежали на расстоянии не более 200 метров от его начала. Мы прошли чуть дальше, метров 500-600 и были на пляже совсем одни.

Пляж за стадионом «Панкритио»

К пляжу из центра Ираклиона можно дойти пешком вдоль набережной, это красивая ухоженная дорога, где встречаются фонтаны и памятники, например, Юрию Гагарину. На набережной есть лавочки для отдыха, а ближе к пляжу стоят беседки с крышей, в которых можно отдохнуть летом от палящего солнца. Также до пляжа можно доехать на городском автобусе.

Набережная по дороге на пляжХрамик между полосами дорогиГолубой фонтан на набережнойПамятник Юрию Гагарину на набережной Ираклиона

Атмосфера на этом пляже очень расслабляющая, может потому, что здесь пустынно, а может быть по какой-то другой причине, никогда я не расслаблялась на пляже сильнее, чем здесь в Ираклионе. Вода в июне была теплая, песок мягкий, лежа под солнышком с закрытыми глазами и прислушиваясь к своим ощущениям от острова и города, в какой-то момент тело будто выдохнуло и полностью отпустило все напряжения, а на ум пришли вот такие строки:

В потоке света и души стремления
Я вижу Крита отображенье.
Слезы прозрачной блеск искрится,
Солёным морем мне не насладиться.

Меж двух миров я словно зависаю.
И кроме пустоты ещё внимаю
Свободы и вневременья моменты,
Где хаос и порядок беспредельно метки.

Волшебное местечко Средиземноморья,
Лишённое моральных норм, общественных устоев,
Где королева в вожделении быка прельщает,
Сестра легко родного брата умерщвляет.
Истории легенд имеют сотни версий,
И правды не найти,
И ни к чему здесь эти сантименты.

Между мирами смысла в правде нет,
Лишь вдох и выдох есть на все ответ.
Существованья миг определен судьбою,
Осознавая это, так легко здесь быть собою…


Пляж в Ираклионе за стадионом

Лабиринт Минотавра на Крите, Греция: фото достопримечательности

@name

Легенда гласит, что во времена царя Миноса на острове Крит был заложен громадный дворец с огромным количеством комнат и ходов. Считается, что выход из него найти практически невозможно. Кроме того, согласно легенде, царь поселил в этом дворце легендарное существо – Минотавра, который якобы имеет людское тело с головой быка.

Один раз в семь лет захваченные царем Афины должны были послать в этот лабиринт по семь самых красивых девушек и парней, чтобы насытить чудище. Все это продолжалось, пока отважный Тесей не победил Минотавра. А затем при помощи дочери Миноса не выбрался невредимым из злополучного лабиринта.

Однако есть несколько нюансов, которые ставят под сомнение существование не только самого минотавра, но и лабиринта, ведь дворец был возведен несколько позднее, нежели написан миф, повествующий об этих событиях.

Действительно, развалины Кносского дворца поражают своими размерами, и он на самом деле имеет множество ходов и помещений. Другая теория гласит, что лабиринт находится далеко в горах и включает в себя множество пещер, которые соединены между собой запутанными ходами, и что там до сих пор живут свирепые существа вроде Минотавра.

Так или иначе, но развалины остаются важнейшим историческим объектом и единственным способом сформировать свою точку зрения или присоединиться к уже существующей теории.

Чтобы добраться до логова Минотавра, вам необходимо посетить Кносский дворец, находящийся в пяти километрах от Ираклиона. К историческому месту постоянно ходят автобусы. Кроме того, можно арендовать машину. Поиски лабиринта с Минотавром обойдутся вам в 6 евро, а льготные категории могут отправиться на поиски всего за 3 евро. В туристический сезон с июня по октябрь поиски могут вестись с 8:00 до 19:00, в остальное время продолжительность ограничена до 15:00.

Фотографии лабиринта Минотавра на Крите:

11

DSC9635

Расскажите друзьям!

Визит к Минотавру. Путешествие на автомобиле по острову Крит

Путешественник Алекс-Влад любезно разрешил нам опубликовать свой отчёт о поездке на остров Крит, озаглавив его: “Визит к Минотавру”.
http://s005.radikal.ru/i211/1406/2d/7a7122f06d62.jpg
Калимера! (доброе утро – греч.)
Как уже догадалась просвещенная часть аудитории – речь пойдет о легендарном острове Крит.
Крит самый большой греческий остров, его площадь более 8000 кв.км., он пятый по величине в Средиземном море, находится на перекрестке морских путей между Европой, Азией и Африкой и омывается тремя морями – Критским на севере, Ливийским на юге и Ионическим на западе.
Административный центр – город Ираклион, названый в честь древнегреческого героя Геракла, который совершил один из своих подвигов на этом острове – укротил критского быка.
В древности (с 2700 по 1400 год до н.э.) Крит был центром Минойской цивилизации, считающейся древнейшей в Европе. И все самые интересные исторические события происходили на острове Крит именно в то время!

Немного истории
А началась история острова с родоначальника всех богов и людей – громовержца Зевса, который родился на Крите в одной из пещер. Воспитанием и обучением бога занимались лесные красавицы-нимфы. Когда Зевс вырос и возмужал, то на берегу моря встретил прекрасную Европу, дочь финикийского царя Агенора, которая гуляла по берегу моря в сопровождении подруг, тут же влюбился в нее и решил ее похитить.
А в то время у древних почему-то был культ быка и Зевс, не долго думая, принял вид этого благородного животного. Чудесный бык появился на поляне и подошел к девушкам, но они не испугались, окружили красивое, мужественное животное и ласково гладили его. А Европа даже села на широкую спину быка.

http://s005.radikal.ru/i211/1406/2d/7a7122f06d62.jpgКлод Лоррен “Похищение Европы” Фрагмент. Москва, ГМИИ им. Пушкина

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *