Эрмитаж: история создания | История Российской империи
В Эрмитаже
Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге – старейшая и крупнейшая сокровищница зарубежного искусства в России и один из крупнейших в мире художественный и культурно-исторический музей.
Его название – Эрмитаж (ermitage) – в переводе с французского обозначает «место уединения, затворничество». Это связано с тем, что первоначально это место (специальный дворцовый флигель – Малый Эрмитаж) задумывалось Екатериной II как интимный уголок императорского дворца, предназначенный для отдыха и развлечений. Здесь были размещены первые 225 картин голландских и фламандских художников, которые она приобрела в Берлине через агентов у комиссионера И. Гоцковского. Таким образом, частное собрание Екатерины II в 1764 г. явилось началом Эрмитажа.
Эрмитаж. Большой Тронный зал
Коллекции Екатерины II
В XVIII веке благодаря Екатерине II в России пробудился интерес к коллекционированию. Это увлечение затем достигло небывалого размаха, в России скопилось огромное богатство – выдающиеся произведения западноевропейских мастеров. Желая утвердить за собой славу «просвещенной государыни», ценительницы искусств, и затмить великолепием своего двора дворцы европейских правителей, она начинает коллекционировать произведения искусства. Знатоки живописи, европейские эрудиты, среди которых был и французский философ-просветитель Дени Дидро, собирали и закупали для русской императрицы коллекции картин. В 1769 г. в Дрездене была приобретена для Эрмитажа богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.
Тициан «Бегство в Египет» (1508 г.)
Тициан «Бегство в Египет»
«Бегство в Египет» — первая крупная работа Тициана. На ней изображена Богоматерь с сыном, они бегут в Египет от царя Ирода, сопровождаемые святым Иосифом. Ангел ведет осла, на котором сидят Мария с Христом, а по траве разгуливают многочисленные животные…
Художник выбрал большой холст удлиненного формата (206 х 336 см), что позволило включить широкую панораму местности, по которой святое семейство направляется в Египет. И хотя главные действующие лица традиционно показаны па первом плане, им уделено меньше внимания, чем пейзажу, изображенному с большой тщательностью и поэтичностью. Композиционное расположение фигур — сдвинутая к левому краю картины группа, ритмичное размещение персонажей друг за другом — создает впечатление длительного и утомительного пути.
Джорджоне «Юдифь»
В 1772 г. Екатерина II покупает в Париже коллекцию живописи барона Кроза, в которой преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.
Джорджоне «Юдифь» (около 1504 г.)
Переговоры с наследниками Кроза о продаже картины проходили по инициативе российского посланника Д. А. Голицына и при участии Дидро. «Юдифь» воплощает идеал безмятежной красоты. Несмотря на чинимое ею насилие, ветхозаветная героиня трактована скорее как античная богиня, чем как мститель от лица угнетённого народа. Картина написана на ветхозаветный сюжет об истории Юдифи и Олоферна. Согласно книге «Иудифь», полководец Олоферн, командующий армией Навуходоносора, выполняя его повеление «свершить … отмщение всей земле», прошёл в Месопотамию, разрушил все её города, выжег все посевы и перебил мужчин. Олоферн осадил небольшой город Ветилую, где жила молодая вдова Юдифь. Женщина пробралась в лагерь ассирийцев и соблазнила Олоферна. Когда полководец заснул, Юдифь отсекла ему голову. «Потому что красота её пленила душу его, — меч прошел по шее его!» Войско, оставшееся без руководителя, не смогло противостоять жителям Ветилуи и было рассеяно. Юдифь в качестве трофея получила шатёр Олоферна и всю его утварь и вступила в Ветилую как триумфатор.
Многие художники обращались к данному сюжету, но Джорджоне создал умиротворённую картину. Юдифь, держа в правой руке меч, опирается на невысокий парапет. Её левая нога покоится на голове Олоферна. За спиной Юдифи развёртывается гармоничный морской пейзаж.
В 1779 г. была приобретена коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, в которой было несколько шедевров Рембрандта (например, «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и портреты кисти Ван Дейка. А в 1781 г. Эрмитаж приобрел более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе, что послужило созданию коллекции графики.
Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».
Микеланджело «Скорчившийся мальчик» (1530-1534 гг.)
Эрмитаж 1764 — История России
ЭРМИТАЖ. НАЧАЛО
В 1764 г. Екатерина II приобрела коллекцию, собранную берлинским купцом И.Э. Гоцковским для прусского короля Фридриха II. Иоганн Эрнст Гоцковский — крупная фигура в торговом мире, основатель шелковой фабрики и Берлинского фарфорового завода, был одним из комиссионеров прусского короля по приобретению произведений искусства. Фридрих II, обладавший к этому времени прекрасной коллекцией современной французской живописи, поручил Гоцковскому покупать для него полотна старых мастеров. Негоциант ревностно взялся за порученное ему дело и быстро составил большое собрание картин.
Однако Семилетняя война, принесшая Пруссии поражение, вынудила монарха отказаться от покупки. Это поставило И.Э. Гоцковского, имевшего финансовые обязательства перед русским государством, в трудное положение. И тогда предприимчивый купец предложил России — победительнице в войне — приобрести картины в счет его долга. Екатерина II оценила возможность нанести удар самолюбию Фридриха II и представить в выгодном свете состояние русской казны, потери которой в войне были не менее прусских. Собрание отличалось неоднородным художественным уровнем, так как И.Э. Гоцковский не обладал серьезными познаниями в искусстве. Оно насчитывало 225 картин, преимущественно кисти фламандских и голландских мастеров, наряду с несколькими произведениями итальянских художников XVII в. Среди лучших в коллекции — «Портрет молодого человека с перчаткой в руке» Франса Хальса и «Гуляки» Яна Стена.
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
1754-1762 гг. — строительство Зимнего дворца.
1764 г. — покупка Екатериной II коллекции И. Э. Гоцковского.
1764-1775 гг. — строительство Малого Эрмитажа.
1771-1787 гг.- строительство Большого Эрмитажа.
1783-1787 гг. — строительство Эрмитажного театра.
1820-1827 гг. — строительство Главного штаба.
1826 г. — создание «Галереи 1812 года» в Зимнем дворце.
1842-1851 гг. — строительство Нового Эрмитажа.
7 февраля 1852 г. — открытие Императорского музея Эрмитаж, первого публичного музея России.
1914 г. — организация в Зимнем дворце военного госпиталя.
1917 г. — штурм Зимнего дворца большевиками, объявлением Эрмитажа государственным музеем.
1920-1930 гг. — передача в Эрмитаж национализированных частных коллекций.
1941 г. — эвакуация экспонатов Эрмитажа на Урал.
1942 г. — организация бомбоубежищ в подвалах Эрмитажа.
1945 г. — возвращение в Эрмитаж эвакуированных коллекций и его открытие для посетителей.
1948 г. — приобретение Эрмитажем коллекции живописи конца 19-начала 20 века.
1981 г. — открытие филиала Государственного Эрмитажа в Меншиковском дворце.
ЭРМИТАЖ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
— художественный и культурно-исторический музей, один из крупнейших музеев мира. Занимает пять связанных друг с другом зданий на Дворцовой набережной: Зимний дворец (1754-62, архитектор В. В. Растрелли), Малый Эрмитаж (1764-67, архитектор Ж. Б. М. Валлен-Деламот), Старый Эрмитаж (1771-87, архитектор Ю. М. Фельтен), Новый Эрмитаж (1839-52, архитектор Л. фон Кленце), Эрмитажный театр (1783-87, архитектор Дж. Кваренги). В начале 1980-х гг. после реставрации Эрмитаж был передан большой дворец Меншикова на Васильевском острове (XVIII в.). Датой основания Эрмитажа считается 1764, когда Екатериной II была куплена в Берлине коллекция картин преимущественно голландской и фламандской школ. Значительное число произведений размещалось в апартаментах Зимнего дворца, называвшихся «Эрмитаж» (от франц. ermitage — место уединения; позднее это название перешло на картинную галерею). Для дворца производились закупки за границей крупных частных коллекций картин: Брюля (1769), Кроза (1772), Уолпола (1779) и др. Каталог картин Зимнего дворца уже в 1774 насчитывал 2080 произведений. Наряду с картинами в собрание поступали коллекции гравюр и рисунков, античных древностей, произведения западноевропейского декоративно- прикладного искусства, глиптики, монеты и медали, а также книги (библиотека Вольтера). В XIX в. в Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок, а также случайные находки, составившие, в частности, основу знаменитой скифской коллекции. Эрмитаж играл важную роль в развитии русской культуры. В первой половине XIX в. для него было построено специальное музейное здание (Новый Эрмитаж). Посещение Эрмитаж было ограниченным, экскурсии до конца XIX в. в музее не допускались. За расширение доступа в Эрмитаж боролась прогрессивная русская интеллигенция. В 1917 значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована в Москву (возвращена в Петроград в 1920). После Октябрьской революции 1917 коллекция Эрмитажа значительно увеличились за счёт национализированных собраний Строгановых, Юсуповых, Шуваловых и др. Музею постепенно были переданы все помещения Зимнего дворца. Была перестроена вся деятельность Эрмитажа, организованы новые отделы. В годы Великой Отечественной войны 1941-45 значительная часть коллекции Эрмитажа была эвакуирована, но в Эрмитаже и в дни блокады продолжалась музейная работа. Ныне Эрмитаж состоит из восьми отделов: первобытной культуры, античного мира, культуры народов Востока, истории русской культуры (включает дворцовые интерьеры и «Галерею 1812 года» — портреты героев Отечественной войны 1812, а также бывший дворец Меншикова), нумизматики, западноевропейского искусства (живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Джорджоне, Д. Веласкеса, Б. Э. Мурильо, П. П. Рубенса, А. Ван Дейка, Ф. Халса, Рембрандта, Я. Рёйсдала, X. Хольбейна Младшего, Л. Кранаха Старшего, Дж. Рейнолдса, Т. Гейнсборо, братьев Ленен, Н. Пуссена, А. Ватто, Ж. О. Д. Энгра, Э. Делакруа, К. Моне, О. Ренуара, П. Сезанна, П. Пикассо. А. Матисса, Р. Гуттузо и др., скульптура Микеланджело, Ж. А. Гудона, О. Родена и др.; графическая коллекция, произведения декоративно- прикладного искусства).
Популярная художественная энциклопедия. М., 1986
ЛЕГЕНДЫ И МИФЫ ЭРМИТАЖА
Существует множество легенд, связанных с самым известным музеем России. Часть этих легенд касается потайных подземных ходов, которые якобы соединяют здания Эрмитажа с другими зданиями Петербурга. Среди зданий, с которыми Эрмитаж может быть связан подземными ходами, чаще других упоминается Главный штаб, Капелла и особняк М. Кшесинской, в котором сегодня находится Музей политической истории России. Еще больше историй рассказывают о всевозможных потайных дверях и коридорах внутри зданий Эрмитажа и о маленьких тайниках-сейфах в стенах.
Не забыты и призраки живших в Зимнем дворце императоров и их приближенных: если верить некоторым сотрудникам музея, они время от времени, чаще всего вечером, когда в залах уже нет посетителей, якобы попадаются им на глаза, а по ночам иногда задевают включенную сигнализацию.
Рассказывают различные легендарные истории и об экспонатах Эрмитажа. Множество слухов, например, ходило о деревянной фигуре Петра I — так называемой «Восковой персоне», сделанной европейскими и российскими мастерами после смерти императора. Многие видевшие ее люди рассказывали, что деревянный Петр у них на глазах вставал, кланялся, а потом указывал пальцем на дверь, выпроваживая незваного гостя вон. В 20 веке реставраторы, разбиравшие фигуру на части, обнаружили, что в ней действительно есть шарниры, благодаря которым ее можно было ставить или сажать в кресло. Однако никакого механизма, позволявшего фигуре самостоятельно двигаться, в «Восковой персоне» нет. Тем не менее, миф о том, что когда-то деревянный царь мог вставать, а, возможно, делает это и теперь, продолжает существовать: есть даже люди, утверждающие, что работники Эрмитажа «по старой дружбе» давали им посмотреть, как это происходит.
Другая история связана со скандально-известной картиной К. Малевича «Черный квадрат». С тех пор как Эрмитаж приобрел эту картину, посетители не устают рассказывать об исходящей от нее «темной» или «негативной» энергии. Кому-то перед картиной становится плохо, кто-то, наоборот, приходит от нее в сильное возбуждение. Самих сотрудников музея «Черный квадрат» нисколько не беспокоит, а среди членов студенческого и школьного клубов особым шиком считается подойти к картине и, глядя в нее, как в зеркало, поправить прическу.
Энциклопедия Петербурга
Когда был основан Эрмитаж?. Кто есть кто в истории России
Когда был основан Эрмитаж?
Название этого величайшего в мире музея известно каждому. В Эрмитаж едут люди со всего мира, чтобы посмотреть его бесценные сокровища: картины самых известных мастеров мира, скульптуры, вазы, изделия из серебра и золота… Невозможно перечислить все те произведения искусства, которые по-музейному называются «экспонаты», и которые хранятся и выставляются в Эрмитаже. В Эрмитаже надо провести не один день и даже не одну неделю, чтобы посмотреть на все, что там выставлено. Подсчитано, что надо пройти 24 километра, чтобы хотя бы разочек взглянуть на 3 000 000 произведений искусства и предметов старины, собранных в Эрмитаже. Но это еще не все. Когда люди впервые попадают в Эрмитаж, они находятся в растерянности и не знают, на что лучше смотреть: на произведения искусства или на те помещения, в которых они выставлены. Ведь Эрмитаж находится в Зимнем дворце, замечательном историческом памятнике с прекрасными парадными залами, проходами, галереями и лестницами…
Зимний дворец построил архитектор Ф.-Б. Растрелли в 1732–1735 годы, и по его же проекту Зимний дворец коренным образом был перестроен в 1754–1762 годах в том виде, в котором мы его знаем сейчас.
О размерах Зимнего дворца можно судить по таким цифрам: в нем насчитывается более 1000 помещений общей площадью 46 000 квадратных метров. Во дворце – 2000 окон, 1800 дверей, 120 лестниц, а протяженность главного карниза, охватывающего здание, составляет почти 2 километра.
Здесь же в Зимнем дворце еще в 1764 году был основан Эрмитаж, когда для украшения дворца были закуплены первые 225 картин знаменитых художников.
Однако торжественное открытие императорского Эрмитажа, как главного музея России, состоялось гораздо позже, только в 1825 году. Попасть в этот великолепный музей тогда было непросто. Пригласительные билеты выдавала придворная контора и то не всем, а только очень ограниченному кругу лиц, приближенных ко двору.
В 1988 году Эрмитаж попал в «Книгу рекордов Гиннеса», как самая большая картинная галерея мира.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.Читать книгу целиком
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
О Петербурге — Основание Эрмитажа
Первый Эрмитаж в России был построен по приказу Петра I в его Нижнем парке Петергофа на берегу Финского залива. Петергофский Эрмитаж был окружен каналами с водой, через один из них перебросили подъемный мост, поэтому в случае необходимости Эрмитаж мог остаться как бы на острове. Здесь же по приказу Петра была устроена, как тогда говорили, «затея» — подъемный стол, сервировавшийся на первом этаже. Затем с помощью специального устройства стол поднимался на второй, парадный этаж. Таким образом, если хозяин хотел вести с кем-то разговор без свидетелей, уединенность этого разговора обеспечивалась полностью. Эрмитаж стал одной из первых в России картинных галерей: стены второго, парадного, этажа были украшены полотнами европейских мастеров, приобретенными в Европе.
Петергоф, Эрмитаж
Уникальный павильон Нижнего парка Петергофа стал образцом для других построек такого же типа, которые появлялись на протяжении всего 18 века. Одна из них — недошедший до нас Эрмитаж в парке деревянного Летнего дворца Елизаветы Петровны, построенный, как и сам дворец, великим Растрелли. Когда в 1797 году Павел I приказал строить на месте Летнего дворца свой Михайловский замок, Эрмитаж разобрали вместе с дворцом.
Эрмитаж в Царском селе
Еще один Эрмитаж Растрелли построил в Царском Селе. От великолепного Екатериниского дворца к этому павильону можно было пройти по прямой аллее. Много общего было и в их оформлении: та же богатая декоративная отделка, то же сочетание лазоревого, белого и золотого цветов, блестящее внутренне убранство.
Эрмитаж на Каменном острове
Эрмитажи строились и в других местах: на Каменном острове во владении канцлера Бестужева — Рюмина, в подмосковной усадьбе Шереметьевых Кусково. Эрмитажем назвали и небольшое здание, построенное рядом с Зимним дворцом по проекту архитектора Ж.Б. Вален — Деламота для Екатерины II. Императрица устраивала здесь неофициальные приемы. В двух галереях этого здания, которое стало впоследствии называться Малым Эрмитажем, разместили художественные коллекции, приобретенные по приказу императрицы. Именно эта небольшая поначалу художественная галерея стала основой будущего крупнейшего музея, который во всем мире называют Эрмитажем.
Эрмитаж в подмосковной усадьбе Шереметьевых Кусково
Датой основания Эрмитажа принято считать 1764 год, когда в Зимний дворец доставили 225 картин, приобретенных у берлинского коммерсанта Гоцковского. В эту коллекцию вошли работы голландских и фламандских художников. Гоцковский собирал коллекцию для прусского короля Фридриха II, однако тот, находясь в сложном финансовом положении после тяжелой войны, не смог оплатить покупку картин. Сам же коммерсант имел долг перед русской казной, и вынужден был погасить его, передав России свою коллекцию. Для Екатерины это приобретение стало и демонстративным политическим шагом: она показывала всей Европе, что российская казна не испытывает материальных проблем (хотя на самом деле это было не совсем так), и что русская императрица остается верной идеям Просвещения, популярным в Европе.
Государственный Музей Эрмитаж — Зимний Дворец
Продолжая начатое, Екатерина дала указание своим представителям в Европе покупать для нее все лучшие художественные произведения, которые будут выставлять на аукционы. За годы ее царствования приобрели еще несколько прекрасных коллекций живописи, а также гравюры, скульптуру, резные камни, монеты, медали, гобелены, ювелирные изделия. Вначале все коллекции размещали в залах Зимнего дворца, но скоро места там стало мало, и Екатерина приказывает построить для своих художественных ценностей специальное помещение.
С этой целью и был сооружен Малый Эрмитаж. Правда, все сокровища вначале могли видеть только гости императрицы, и сама она писала о своих богатствах, размещенных в пустых залах: «Всем этим любуются только мыши и я….».
Малый Эрмитаж
Фактически большая часть современной эрмитажной коллекции французской, голландской, фламандской живописи 17-18 веков была приобретена именно во времена Екатерины II. Всего к концу ее царствования было куплено около 4 тысяч картин.
Эрмитаж Екатерины Великой (Старый эрмитаж)
В 1787 году для растущего собрания художественных ценностей по проекту Ю. Фельтена построили еще одно здание, которое впоследствии стали называть Старым Эрмитажем. Почти одновременно архитектор Д. Кваренги вел строительство Эрмитажного театра, который находится на другом берегу Зимней канавки, на месте, где когда-то стоял Зимний дворец Петра I.
В 19 веке коллекции Эрмитажа продолжали расти, и в 1851 году было закончено строительство еще одного эрмитажного здания по проекту Л. Кленце, его стали называть Новым Эрмитажем. Фасад этого здания выходит на Миллионную улицу, и во всем мире Новый Эрмитаж знают по грандиозным фигурам атлантов работы скульптора А.И. Теребенева, которые поддерживают портик над входом.
Новый Эрмитаж
Именно в здании Нового Эрмитажа в феврале 1852 года открылся публичный музей. Для него из коллекций императорской семьи отобрали картины, скульптуру, изделия из камня, предметы античного искусства. Открытие Императорского музея было отмечено большим праздником и великолепным ужином на 600 персон. Но доступ в музей в первые годы был крайне ограничен: для этого нужно было получить специальные пригласительные билеты, которые выдавали в Придворной конторе Императорского двора, вход разрешался только лицам, одетым во фраки и мундиры. Все надписи в музее были сделаны на французском языке. Только в 60-е годы 19 века вход в музей стал более свободным, и число его посетителей стало увеличиваться с каждым годом.
За 200 с лишним лет Эрмитаж стал крупнейшим художественным и музеем России и одним из самых значительных в мире — количество его экспонатов приближается к трем миллионам, экспозиция музея размещена в более чем 350 залах. В 1981 году филиалом Эрмитажа стал Меншиковский дворец, через несколько лет в ведение музея передали часть помещений здания Главного штаба.
Текст подготовила Галина Дрегуляс
Кто основал эрмитаж ?
В 1764 году Императрицей Екатериной Великой был основан Государственный музей Эрмитаж. Музей обычно празднует очередной юбилей своего основания 7 декабря, в день Святой Екатерины. Годом основания Эрмитажа принято считать 1764-ый, когда в нескольких залах Зимнего дворца была размещена первая коллекция картин, приобретенных по велению Екатерины II у берлинского купца Гоцковского. На этом Екатерина не остановилась, она продолжала покупать картины и скульптуры, приобрела коллекцию резного камня, медалей и монет. Собрание Эрмитажа быстро росло, и вскоре обнаружилось, что для того, чтобы разместить все экспонаты, надобно строить специальное здание. Оно было построено в 1764-1767 гг. и получило название Малый Эрмитаж. Еще одно здание — Большой Эрмитаж — было выстроено вдоль Невы в 1775 году, а в 1783 г. Джакомо Кваренги возвел здание Эрмитажного театра. К концу 18 века в коллекции Эрмитажа находились работы Рембранта, Рафаэля, Джорджоне, Рубенса, Ван-Дейка, Пуссена, Мурильо и других мастеров, собрание живописи Эрмитажа стало одним из лучших в Европе. Специальные агенты при русских посольствах за границей скупали картины, серебро, фарфор, шпалеры, книги, монеты, медали и прочие предметы культуры и искусства. Все это стекалось в Эрмитаж непрекращающимся потоком. Ряд произведений, предназначавшихся для выставления в Эрмитаже, был выполнен по специальному заказу. В начале XIX века наряду с произведениями искусства в Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок. К середине XIX века обнаружилось, что располагать экспонаты снова негде, в результате был построен Новый Эрмитаж — последнее здание музейного комплекса. После его постройки архитектурный комплекс Эрмитажа приобрел тот вид, который мы можем наблюдать сейчас. В 1852 году в здании Нового Эрмитажа был торжественно открыт публичный Императорский музей. Долгое время для того, чтобы попасть в музей, необходимо было получить билет в дворцовой конторе, что было делом весьма хлопотным и доступным далеко не всем. Количество и качество проникающей в музей публики регулировалось еще и путем введения строгих требований к костюму — явиться на свидание с высоким искусством можно было только во фраке или в мундире. Так что публичность музея была скорее формальной. В начале XX века практика обязательного приобретения билета в музей в дворцовой конторе была отменена, и вход стал более свободным.
Эрмитаж в Санкт-Петербурге, описание, история, экпозиции, расписание
Адрес: Дворцовая набережная 34-38
Режим работы: с 10.30 до 18.00
Для многих Зимний дворец и Эрмитаж являются словами синонимами. Однако, это не совсем так. Надо иметь в виду, что Зимний дворец – это резиденция российских императоров, а Эрмитаж – это всемирно известный музей, обладающий огромной коллекцией произведений искусства. Просто Эрмитаж зародился во дворце и там же сегодня располагается основная часть его коллекции.
Содержание:
- История
- Малый эрмитаж
- Павильонный зал
- Старый эрмитаж
- Новый эрмитаж
- Экспозиции зимнего дворца
- Эрмитажный театр
- Расписание и режим работы
Сегодня более чем трехмиллионная эрмитажная коллекция произведений искусства и культуры хранится в девяти зданиях, пять из которых являются частью архитектурного ансамбля Зимнего Дворца. Это сам дворец, и все его эрмитажные сооружения: Малый Эрмитаж, Большой Эрмитаж (состоящий из Старого и Нового) и Эрмитажный театр. Кроме главных эрмитажных экспозиций, расположенных в пяти перечисленных зданиях, к Эрмитажу относятся: восточная часть Главного штаба, Дворец Меньшикова и некоторые другие здания.
Зал Эрмитажа в Зимнем дворце
Для знакомства с эрмитажными богатствами жителей нашей страны открываются выставочные эрмитажные центры и в других городах. Уже работают такие центры как «Выборг-Эрмитаж» и «Казань-Эрмитаж». Первым начал функционировать филиал Эрмитажа в Казани, расположившись на территории музея-заповедника Казанского Кремля. Планируется открытие выставочных центров в Екатеринбурге и Омске.
История создания
Идея создания коллекции живописи и скульптуры принадлежит первой хозяйке дворца – Екатерине Второй. Первые живописные экспонаты поступили от господина Гоцковского из его личной коллекции в уплату долга. Это было около 300 произведений голландско-фламандских художников. Около ста из них дожили до сегодняшнего дня.
После этого художественного приобретения Екатерина начала с азартом собирать коллекцию, покупая новые произведения живописи и скульптур. Благодаря ее азарту мы сегодня можем видеть полотна таких известных мастеров прошлого как Рафаэль, Джорджоне, Тициан, Рембрандт, Рубенс, Ван Дейк, Пуссен, Ватто и многих других.
Рубенсовская коллекция Эрмитажа
Но для хранения картин потребовались дополнительные помещения. И тогда, рядом с Зимним дворцом императрица распоряжается построить небольшое здание, которое теперь называется Малым Эрмитажем.
Малый Эрмитаж
Как уже упоминалось, что сама императрица занимала юго-восточное крыло дворца. Южный павильон (ранее построенный) возведенного рядом сооружения был отдан под покои графа Г.Орлова, а в Северном павильоне (построенном позже) как раз и разместилась коллекция картин.
Северный павильон Малого Эрмитажа
В этом же Северном павильоне Екатерина собирала гостей на уединенные («эрмитаж» в переводе с французского – уединение) малые приемы, на которых было весело, без регалий. Подъемные столы выступали в роли скатерти-самобранки, а осмотр картин был одним из обязательных развлечений. Французским словом «эрмитаж» со временем стала называться вся художественная коллекция. Позднее павильоны (Южный и Северный) соединяются крытыми галереями, между которыми организуется «Висячий сад».
Южный павильон
В последнее десятилетие 19 века маленькие уединенные екатерининские комнаты второго этажа Малого Эрмитажа были объединены в светлый и нарядный большой Павильонный зал, украшенный сквозными галереями и аркадами.
Павильонный зал
Этот нарядный зал, созданный архитектором А.Штакеншнейдером в эклектическом стиле, напоминает дворики восточных шахов и древнеримские павильоны. Колонны, поддерживающие хоровые балкончики, раковины-фонтаны, смальтовые мозаичные полы, в которых можно увидеть сцены античной мифологии. Фонтаны у стен напоминают Бахчисарайский дворец.
А из окон виден «Висячий сад», оборудованный на крышах бывших конюшен, сараев и манежа. Висячий сад вместе с Зимним садом, наполненным растениями и птицами, создавал удивительный контраст с видом холодной Невы, которую хорошо было видно в выходящих на нее окнах.
Висячий сад между галереями Малого Эрмитажа
Сегодня в отделах этого зала представлены мозаичные столы, удивительные Часы «Павлин», и европейское искусство периода Средневековья.
Старый Эрмитаж
В 70-80 годы 18 века для разрастающейся коллекции Екатерины Второй вдоль Невы, как бы продолжая Северный павильон Малого Эрмитажа, Ю.Фельтеном строится отдельное сооружение — Большой Эрмитаж (впоследствии названный Старым Эрмитажем), которое соединяется крытой галереей-переходом с екатерининскими залами Малого Эрмитажа.
Старый Эрмитаж
В залах Большого Эрмитажа Екатерина устраивала большие приемы и хранила свои все увеличивающиеся художественные коллекции. Сегодня здесь размещена экспозиция Итальянского Возрождения, в которой находятся и две уникальнейшие работы Леонардо да Винчи.
Новый Эрмитаж
Все последующие императоры династии Романовых очень серьезно относились к собиранию и хранению мировых произведений искусства. Для постоянно растущих коллекций в середине 19 века строится специальное музейное здание – Новый Эрмитаж, который гармонично продолжил горизонтальную линию Зимнего дворца вдоль Дворцовой площади. Новый Эрмитаж вместе со Старым образовал единое целое.
В отдельно построенном здании был открыт доступ для просмотра произведений искусства широкой публике – это был первый Императорский публичный музей. В первое время функционирования Императорского музея в него можно было пройти только по билетам, а с 60-х гг. 19 века вход стал свободным.
Вход в здание Нового Эрмитажа
Войти в Императорский музей можно было с улицы Миллионной, где был построен прекрасно оформленный вход с портиком, который поддерживали десять гранитных атлантов. За атлантами находился вестибюль Главной лестницы.
Сегодняшний Новый Эрмитаж на первом этаже разместил экспонаты отдела Античного искусства. Двадцатиколонный зал, например, представляет коллекцию ваз, далее идут залы с древнеримской мраморной скульптурой. Здесь можно полюбоваться и Гераклом со львом, и Венерой Таврической, ранее украшавшей Летний сад. Отдельная экспозиция посвящена скифской культуре и греческим городам Причерноморья.
Скульптуры в залах Нового Эрмитажа
Второй этаж Нового Эрмитажа занят художественными полотнами западноевропейской живописи 16-18 веков. В Просветах расположены произведения знаменитых итальянских, испанских, фламандских и голландских мастеров. Это работы Франсиско Гойи, Рубенса, Эль Греко, Караваджо, Витто, Рембранта и т.д.
В Большом просвете Эрмитажа
Третий этаж был отдан под произведения живописи Нового времени. Прежде всего, это импрессионисты, постимпрессионисты и мастера начала 20 века. Мане, Ренуар, Гоген, Ван Гог, Сезанн, Матисс, Пикассо и многие-многие другие живописцы выставлены в залах, расположенных на третьем этаже Нового Эрмитажа.
Эрмитажные экспозиции Зимнего дворца
После 1917 года, в результате национализации многочисленных частных коллекционных фондов, эрмитажные запасники наполнились очень значительно. Но, к сожалению, в связи с тяжелым экономическим положением, в конце 20-х — начале 30-х гг. часть уникальных живописных полотен было продано за границу. После октябрьского переворота ранее жилые помещения Зимнего дворца были приспособлены под экспонаты русской прикладной и бытовой культуры.
Первый этаж сегодня занимают экспозиции отдела археологии. Это и предметы из раскопанных погребений, и скифские ювелирные изделия, и памятники искусства Египта и Месопотамии.
В Египетском зале
В залах второго этажа Зимнего, в бывших парадных и жилых императорских помещениях, можно увидеть предметы мебели, костюмы, серебро и фарфор, изделия из кости и тульской стали, иконы, живописные и скульптурные портреты – все относящееся к русской культуре 9-19 веков. Бывшие покои Екатерины в Зимнем дворце приспособлены под французское искусство, рядом разместились немецкие и английские произведения.
На третьем этаже Зимнего дворца можно ознакомиться с искусством Византии, стран Ближнего и Дальнего Востока.
Эрмитажный театр
Отдельным эрмитажным зданием является Эрмитажный театр, построенный также по распоряжению Екатерины Второй в 80-х гг. 18 века на месте Зимнего дворца Петра Первого.
Эрмитажный театр на Дворцовой набережной
Театр связан со Старым Эрмитажем галереей, проходящей над Зимней канавкой. Сюда после эрмитажных приемов Екатерина с гостями переходила для просмотра спектаклей, после которых в фойе устраивались ужины.
Фойе Эрмитажного театра
В начале 20 века это фойе было переделано архитектором Л.Бенуа в стиле французского рококо. А из этого фойе можно пройти в настоящий театральный зал 18 века. Сегодня в нем проходят концерты и читаются лекции.
Сцена Эрмитажного театра
А рядом находятся сохранившиеся и восстановленные комнаты Зимнего дворца Петра Первого – как говорится, музей в музее. Посмотреть небольшую, но очень оригинальную экспозицию Зимнего дворца Петра Первого, потерянную и чудом найденную, будет очень интересно.
Аркада Зимнего дворца Петра Первого
Расписание и режим работы
Залы Эрмитажа в Зимнем дворце работают по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям с 10.30 до 18.00
По средам и пятницам с 10.30 до 21.00
По понедельникам – выходной день. А вот в первый четверг каждого месяца в Эрмитаж можно попасть бесплатно. Кстати, пенсионеры и учащиеся могут посещать Эрмитаж бесплатно в любой день.
И имейте в виду, что схему залов Эрмитажа для лучшего ориентирования в бесконечных помещениях можно получить у кассы.
Читайте также:
О Петербурге — История Эрмитажа
Адрес: 190000, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, 34
Телефоны: Автоответчик (812) 710-96-25, Справочная о выставках (812) 571-34-20, Заказ экскурсий (812) 571-84-46, Заказ специальных экскурсионных программ (812) 710-96-44, Пресс-служба (812)315-77-22
Режим работы: Ежедневно с 10.30 до 18.00, кроме понедельника. Касса работает до 17.00
Годом основания Эрмитажа принято считать 1764-ый, когда в нескольких залах Зимнего дворца была размещена первая коллекция картин, приобретенных по велению Екатерины II у берлинского купца Гоцковского. На этом Екатерина не остановилась, она продолжала покупать картины и скульптуры, приобрела коллекцию резного камня, медалей и монет. Собрание Эрмитажа быстро росло, и вскоре обнаружилось, что для того, чтобы разместить все экспонаты, надобно строить специальное здание. Оно было построено в 1764-1767 гг. и получило название Малый Эрмитаж.
Еще одно здание — Большой Эрмитаж — было выстроено вдоль Невы в 1775 году, а в 1783 г. Джакомо Кваренги возвел здание Эрмитажного театра.
К концу 18 века в коллекции Эрмитажа находились работы Рембранта, Рафаэля, Джорджоне, Рубенса, Ван-Дейка, Пуссена, Мурильо и других мастеров, собрание живописи Эрмитажа стало одним из лучших в Европе. Специальные агенты при русских посольствах за границей скупали картины, серебро, фарфор, шпалеры, книги, монеты, медали и прочие предметы культуры и искусства. Все это стекалось в Эрмитаж непрекращающимся потоком. Ряд произведений, предназначавшихся для выставления в Эрмитаже, был выполнен по специальному заказу. В начале XIX века наряду с произведениями искусства в Эрмитаж стали поступать и материалы археологических раскопок.
К середине XIX века обнаружилось, что располагать экспонаты снова негде, в результате был построен Новый Эрмитаж — последнее здание музейного комплекса. После его постройки архитектурный комплекс Эрмитажа приобрел тот вид, который мы можем наблюдать сейчас. В 1852 году в здании Нового Эрмитажа был торжественно открыт публичный Императорский музей.
Долгое время для того, чтобы попасть в музей, необходимо было получить билет в дворцовой конторе, что было делом весьма хлопотным и доступным далеко не всем. Количество и качество проникающей в музей публики регулировалось еще и путем введения строгих требований к костюму — явиться на свидание с высоким искусством можно было только во фраке или в мундире. Так что публичность музея была скорее формальной. В начале XX века практика обязательного приобретения билета в музей в дворцовой конторе была отменена, и вход стал более свободным.
Первые годы революции стали не самой светлой страницей в истории Эрмитажа. В 1917 г. Эрмитаж и Зимний дворец были объявлены государственными музеями. Через три года 460 экспонатов из Эрмитажа были переданы в Музей изобразительных искусств в Москве. В 20-30 годы шел двухсторонний процесс — с одной стороны, в Эрмитаж свозились памятники из других музеев и национализированных частных коллекций, а с другой, произведения искусства из собрания Эрмитажа продавались за границу и передавались в музеи союзных республик. В годы Великой отечественной войны многие коллекции были эвакуированы на Урал, в 1945 году музей вновь открылся для посетителей.
В 1981 году был открыт новый отдел Эрмитажа — музей во дворце Меньшикова, а еще через 11 лет состоялось открытие экспозиции «Зимний дворец Петра I» в здании Эрмитажного театра.
Особенно активная деятельность, связанная с Эрмитажем, была развернута в 1999-2004 гг., в этот период были открыты «Эрмитажные комнаты» в Сомерсет-Хаусе (Лондон), выставочный центр «Эрмитаж — Гуггенхайм» в Лас-Вегасе и выставочный комплекс «Эрмитаж — Амстердам» в Амстердаме. В это же время были открыты несколько экспозиций в восточном крыле здания Главного штаба, в том числе Музей гвардии, экспозиции Музей геральдики и Музей наград в Константиновском дворце, и Музей фарфора на территории Ленинградского фарфорового завода.
Текст подготовила Ирина Абрамидзе