Город мертвых северная осетия фото – — (23 )

Содержание

Город мертвых в Северной Осетии (16 фото)

Во время путешествия с РусГидро по Северной Осетии мы посещали не только гидроэлектростанции, но и самые разные памятные места и исторические памятники. Про один из них я вам хочу рассказать


От Владикавказа до Даргавской котловины, где находится «Город мертвых», ведет шоссейная дорога. В прошлом Даргавс считался одним из наиболее крупных населенных пунктов Осетии. Сейчас здесь насчитывается всего около десятка домов. Селение расположилось на берегу реки Гизельдон в самом центре горной котловины, которая тысячи лет назад возникла под воздействием талых вод окрестных ледников. Сегодня это одна из самых крупных долин Осетии — ее протяженность составляет шестнадцать километров, и одно из самых солнечных мест в республике — до трехсот дней в году здесь стоит ясная погода


Даргавская котловина со всех сторон защищена горами от облачных фронтов и ветров, поэтому здесь существует особый микроклимат — даже осенью и зимой сухо. К тому же в котловине большое количество ровных пространств — редкость для горного ущелья


На юго-западе горы Чиджитыхох расположен исторический памятник «Город мертвых» — комплекс, состоящий из 99 надземных двух- и четырехэтажных каменных склепов


Эти памятники материальной культуры, относящиеся к XIV-XVIII векам, имеют важное значение для изучения далекого прошлого осетинского народа, его истории, быта и искусства.



В горных селениях Осетии сооружались склепы в виде надземных фамильных усыпальниц для коллективных захоронений.





Усыпальные склепы по своей форме напоминают башни и отличаются большой прочностью, искусной кладкой стен и кровли.



Обычай захоронения в надземных склепах был связан с культом предков, которых хоронили в полном одеянии с мелкими бытовыми предметами.



Усопших клали обычно на специальные деревянные ложи или в ладьеобразные деревянные колоды.



Пирамидальные и конусообразные формы кровли усыпальных склепов выложены из шиферного сланца в виде ступенчатых уступов.



Даргавская котловина.



Место, где нашли упокоение несколько поколений горцев, жители Даргавса стараются обходить стороной.



Сельчане появляются здесь только в светлое время суток, чтобы накосить травы.



С древних времен в Даргавском ущелье существует поверье: всякий, кто рискнет из праздного любопытства проникнуть в склеп, поплатится за это жизнью.



Недалеко от «Города мертвых» сохранились средневековые оборонительные сооружения, в том числе многоэтажные боевые башни.



Поблизости от селения — сторожевая фамильная башня Мамсуровых высотой свыше 15 метров самая высокая в Северной Осетии.




Источник: www.ridus.ru

fishki.net

Мертвый город в Осетии — Жизнь в путешествиях — LiveJournal

Уж что-то, а мертвые тела увидишь далеко не в каждом путешествии.
Причем, не какую-нибудь туристическую бутафорию, а настоящие полуистлевшие останки людей. Какие-то в виде голых скелетов, какие-то еще с остатками плоти и одежды. И все это, вы не поверите, в России!

Я, конечно, бывал и раньше в некрополях, и в так называемых на Кавказе «городах мертвых», но везде это были давно пустующие склепы.

Даргавс в Северной Осетии — совсем другое дело. Это один из немногих сохранившихся «городов мертвых», где можно в полной мере ощутить атмосферу витающей в этих холодных склепах смерти, как раз из-за до сих пор находящихся здесь полуразложившихся и мумифицированных тел…
Город мертвых Даргавс



Местность, где располагается Даргавс, была заселена с эпохи бронзы, здесь обнаружено большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия н. э. Согласно преданиям, здесь жил царевич Тага, родоначальник родов и фамилий высшего сословия Восточной Осетии.
Даргавс в прошлом был центром и наиболее крупным населенным пунктом Восточной Осетии — Тагаурии. Поэтому и вырос на берегу Гизельдона самый значительный склеповый могильник на Северном Кавказе, во многом превосходящий и «город мертвых» у селения Верхняя Балкария (Кабардино-Балкария) и чеченский некрополь Цой-Педе.
Город мертвых Даргавс

С горы Раминырах, с того места, где находится некрополь, открывается вид необычайной красоты. На южной стороне ущелья высится ледяная вершина горы Джимарай-Хох. Внизу бежит речка Гизельдон. Там же — руины заброшенного селения Хуссар-Хинцаг, над которыми возвышаются две родовые каменные башни

Город мертвых Даргавс

Боевая башня — неотъемлемая часть осетинской культуры прошлого. Строительство подобных башен могли себе позволить только самые обеспеченные фамилии.
Город мертвых Даргавс

Архитектурный ансамбль самого грандиозного на Северном Кавказе «города мертвых» состоит из 95 сооружений. Все усыпальницы делятся на три типа.
Город мертвых Даргавс

Одни склепы располагаются над землей, и их крыша представляет собой ступенчатую пирамиду, собранную из сланцевой плитки прямоугольной формы. Эту плитку откалывали от скальной поверхности, и после нехитрой обработки она превращалась в подобие прочной влагонепроницаемой черепицы. Другой тип усыпальниц — это такие же склепы, но увенчанные двухскатным перекрытием. Третьи, самые непритязательные сооружения, наполовину расположены под землей и представляют собой прямоугольные камеры, сложенные из больших, грубо обработанных каменных плит.

Город мертвых Даргавс

При возведении склепов Даргавского ущелья использовались те же строительные приемы, что и при создании оборонительных сооружений, с учетом местных строительных традиций. Но что ставит ученых в тупик — сходство осетинских склепов с пирамидально-ступенчатым перекрытием с башнями известных храмов Ангкора в Камбодже. Пока эта загадка не разгадана.
Город мертвых Даргавс

Наиболее несложны по конструкции и непритязательны полуподземные склепы. Прямоугольные камеры сложены из больших, грубо обработанных плит и камней; стены на высоте примерно полутора метров начинают переходить в ложный свод, характерный для горнокавказского строительства. В продольных стенах делались пазы, в которые вставлялись деревянные балки. На них клался настил из досок. Через узкий квадратный лаз в фасадной стене вносили умерших и укладывали их на настиле. Затем лаз закрывали деревянной дверцей с задвижкой.
Город мертвых Даргавс

Очевидно, что с годами склепы становились усыпальницей для нескольких поколений людей, принадлежащих к одной фамилии. Некоторые сооружения имеют два, а то и три яруса. Когда свободного пространства внутри не оставалось, горцы делали дополнительный настил, для этого они пробивали в стенах пазы и вставляли в них деревянные балки, на которые затем укладывали доски.

Город мертвых Даргавс

Склепы Осетии долгое время не изучались. До революции это было исключено – всякий, кто рискнул бы проникнуть в склеп, мог поплатиться за это жизнью. Но и позднее, до 1967 года, археологических работ по изучению этих ценнейших памятников почти не велось. Известную роль сыграла и «дурная репутация» склепов.
Сегодня в Осетии еще можно услышать традиционные рассказы о том, что в старину в горах бушевала эпидемия чумы, уносившая тысячи жизней. Чтобы не заразить своих соседей, больные целыми семьями, с детьми на руках уходили в заранее построенные склепы, где и умирали. Те, кто оставался здоровым, покидали ущелье.
Эпидемии в горах дореволюционной Осетии действительно бывали. В результате чумы, свирепствовавшей в конце XVIII – первой половине XIX века, население страны с 200 тысяч человек сократилось до 16 тысяч. Осетины находились тогда на грани вымирания.

Город мертвых Даргавс

При изучении захоронений нашли немало различных предметов, относящихся к разным историческим эпохам. Самые удивительные из них — это «лодки». Во многих захоронениях останки лежали в выдолбленных из дерева колодах, которые по своему виду напоминали лодку, ладью. Погребение в ладье — факт, не отмеченный у соседних народов. Ладьи находили в Даргавсе неоднократно, а около одной из них было даже положено… весло! Зачем оно в горной местности, где самые крупные речные потоки абсолютно несудоходны? Поневоле вспоминается мифическая река подземного царства Стикс, через которую души умерших переправляет на ладье перевозчик Харон.

Город мертвых Даргавс

Место, где нашли упокоение несколько поколений горцев, жители Даргавса стараются обходить стороной. Сельчане появляются здесь только в светлое время суток, чтобы накосить травы. Почему же смелые горцы с опаской поглядывают в сторону Раминыраха? С древних времен в Даргавском ущелье существует поверье: всякий, кто рискнет из праздного любопытства проникнуть в склеп, поплатится за это жизнью.
Город мертвых Даргавс

На другой стороне долины, виднеется еще один «мертвый городок», принадлежащий покинутому селению Хуссар-Хинцаг. Чуть дальше еще один, и еще…
Усыпальниц на территории республики много: где-то одна-две гробницы, где-то больше, а где-то целые «поселения» Вблизи практически каждого горного поселения осетин строилось несколько склепов, иногда образуя некрополи. Обычно они сооружались на окраине, на небольшом расстоянии друг от друга, но зачастую были разбросаны по всему поселению, примыкая практически к каждому дому.

Вот только несколько одиночных гробниц, которые я встретил по пути в Даргавское ущелье.

Осетины верили в существование таинственной страны мертвых, владыкой ее был Барастыр, а привратником — Аминон. Умершему мужчине посвящали коня. Аланы клали убитого коня или части его туши в могилу воина, осетины же поступали более рационально: коню символически надрезали ухо, а затем трижды обводили его вокруг покойника со специальной молитвой. Этот обряд называется «бахфалдисын» — посвящение коня.
Архаичные традиции культа мертвых сохранялись у осетин очень долго. Лишь в 30-х годах XIX века, когда они с гор начали переселяться на предгорную равнину, только тогда были прекращены погребения в склепах.

Даргавс надежно хранит свои тайны, а ученые, продолжая поиски и раскопки, надеяться когда-нибудь разгадать их.

По материалам: История Осетии

aquatek-filips.livejournal.com

Даргавс город мертвых в Северной Осетии. История, фото и факты

Не так давно Армавирское местное отделение Русского географического общества (РГО) побывало в странном и таинственном месте на Северном Кавказе под названием Даргавс, которое расположено в Пригородном районе Северной Осетии-Алании. Именно там расположен памятник всемирного наследия ЮНЕСКО «Город мёртвых».

Дорога в посёлок Даргавс, где расположился средневековый некрополь, идёт по очень крутому горному серпантину длинной в 17 километров. Когда подъём закончился и мы остановили машину для короткого привала, открывшийся с высоты в 1200 метров над уровнем моря вид поразил красотой: далеко вниз узкой змейкой уходила дорога, а прямо перед глазами мощные седые горы с двух сторон образовывали ущелье.

Дальше, чтобы добраться до места назначения — самого «Города мёртвых», — надо проехать по длинному Даргавскому ущелью. По местным меркам оно очень пологое и широкое, хоть и затеряно высоко в горах. По дну протекает Кизил-дон, что означает «Красная река». С неё, собственно, и начинается история возникновения средневекового некрополя в Северной Осетии.

Это название река получила предположительно после битвы войск аланов с татаро-монгольской армией в 1395 году. Сражение оказалось таким кровопролитным, что вода в реке стала красной. Аланы потерпели поражение, были вытеснены завоевателями в горы, обосновавшись в пяти здешних ущельях. Земли для всех жителей катастрофически не хватало, и даже появилась поговорка, отражающая всю сложность ситуации: «Клочок земли, где стоит большой бык, стоит столько же, сколько и этот бык». А ведь домашний скот в то время был главной «валютой». Чтобы решить проблему захоронения умерших и не тратить на это плодородные земли, выбрали скалистый склон, непригодный для выпаса животных или пашни. Там и начали строить усыпальницы.

Между прочим, к выбору места для возведения склепов аланы, предки осетин, подошли очень практично. «Город мёртвых» расположен на сухой площадке, где не застаивается вода, а территория продувается со всех сторон, что в результате и обеспечило некрополю долгую жизнь, а спустя 700 лет он стал Меккой для археологов, учёных и туристов: все останки хорошо сохранились, позволив изучать историю древних народов.

Старинные некрополи частенько притягивают к себе любителей приключений. Неслучайно и затерянный в горах Северной Осетии средневековый «Город мёртвых» с каждым годом становится всё более популярным среди туристов. К тому же это уникальное место уже почти семь столетий окутано ореолом тайн и легенд. В том, что впечатления от его посещения сильнее, чем ожидаешь, на собственном примере мы и убедились.

Существует несколько легенд, объясняющих появление в Даргавсе «Города мёртвых». Одна из них гласит, что в селение неизвестно откуда пришла девушка невиданной красоты. Все мужчины бросили свои семьи, оставили дела и начали биться друг с другом за право взять девушку в жёны. И в дуэлях за красавицу погибло несколько человек. Чтобы разрешить спор, незнакомку отвели на совет старейшин. Но и у стариков, многим из которых давно перевалило за 70 лет, заблестели глаза при её виде. Они начали спорить друг с другом, забыв приличия. В конце концов женщины селения решили остановить этот хаос: они потребовали изгнать незнакомку, объявив её ведьмой.

Но мужчины не хотели отдавать красавицу кому-либо и после долгих размышлений решили убить девушку, чтобы она была доступна только Богу. Однако после её смерти на посёлок обрушилась эпидемия чумы. Когда умерших начали закапывать в землю, она не принимала останки, а выбрасывала их на поверхность. Поэтому оставшиеся в живых начали строить склепы, где и хоронили усопших.

Из-за специфических крыш, похожих на маленькие египетские пирамиды, «Город мёртвых» хорошо видно ещё на подъезде. Но понять, что на самом деле представляет из себя памятник истории, можно, только походив по местным улочкам и извилистым переулкам. Сам некрополь состоит из 97 склепов, которые деляться на три вида: наземные с пирамидальной или двускатной крышей, полуподземные и полностью подземные. Большая часть склепов, которые видны на поверхности, особым архитектурным разнообразием не отличаются. Это каменные четырехугольники с многоступенчатыми крышами, одновременно напоминающими японские пагоды и египетские пирамиды. Кровля устроена таким образом неслучайно: во время дождей вода сбегает по ней своеобразными каскадами, что позволяет усыпальнице быть полностью сухой в любую погоду.

В каждом строении «Города мёртвых» есть небольшое квадратное отверстие-проход. Раньше оно запиралось специальной деревянной ставней на замок. Но этих запоров уже давно нет. Сами отверстия такие маленькие, что современный взрослый человек туда не пролезет. Но через проход хорошо видно всё, что находится внутри склепа.

Каждая из усыпальниц состоит из нескольких ярусов и вмещает в себя до сотни захороненных останков. Таким образом, в некрополе покоиться около 10 тысяч человек. Причём многие гробы выдолблены по фигуре и сделаны в форме лодки, хотя поблизости нет моря. Это связано с поверьем, будто после смерти умерший должен переплыть реку забвения, чтобы попасть в царство усопших.

Трудно передать все те эмоции, которые охватывают, когда ты ходишь по узким переулкам «Города мёртвых» и в крохотные «окна» склепов видишь черепа, кости и мумии тех, кто был похоронен здесь 600-700 лет назад. Как раз в период Золотой Орды и позже. Это были реальные люди со своей жизнью, желаниями и стремлениями, своими характерами. До сих пор по одежде и некоторым сохранившимся предметам быта можно определить, кем были те, кто нашёл здесь своё последнее пристанище. Среди них — молодые женщины и старики в преклонном возрасте, мужчины в расцвете сил и даже дети, трагически погибшие раньше времени. Но все эти захоронения не вызывают ужаса или отвращения, скорее почтение и уважение.

Установлено, что в XVIII веке, когда в районе Даргавса свирепствовала эпидемия холеры, заболевшие, дабы не заражать своих родственников, добровольно отправлялись в склепы, захватив небольшие припасы еды и воды, и доживали там свои последние дни. Примерно в это же время на одной из усыпальниц появилась такая надпись, сделанная красной краской на осетинском языке: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы». Неизвестно доподлинно, кто сделал её, но это обращение к потомкам, пройдя сквозь века, поражает воображение. Сейчас надпись почти не читаеться: рабочие, проводившие реставрационные работы в 1990-е годы XX века, приняли её за каракули вандалов и закрасили известкой.

Сейчас самая большая опасность для «Города мёртвых», как ни странно, это туристы. С одной стороны, очень хорошо, что архитектурный и исторический памятник пользуеться такой популярностью у людей. Посмотреть на него съезжаются со всего Северного Кавказа. Особенно повысился интерес почему-то за последний год. С другой — в «Городе мёртвых» нет хорошо отлаженной системы охраны объектов памятника. Порой можно не уследить, как какой-нибудь недобросовестный турист положит себе в сумку один из черепов, взятый из склепа. Доступ-то к ним свободный. А есть любители сделать потом из этих костей пепельницы или пресс-папье. А ведь эти черепа не имитация, они принадлежат реальным людям, жившим в Даргавсе 600-700 лет назад. В итоге за последние 20 лет значительную часть останков растащили.

Сейчас местные власти предпринимают усилия для охраны исторического памятника. Усилено наблюдение за ним, а экскурсии проводятся под более внимательным контролем.

Фото Даргавс

Автор: Член Русского географического общества (РГО) города Армавира,
Фролов Сергей

 

darkbook.ru

«Город мертвых» в Даргавсе

Всякий, кто из праздного любопытства рискнет проникнуть в склеп, поплатится жизнью. С незапамятных времен существует это поверье в селении Даргавс в Кавказских горах. И местные жители никогда не приходят к «Городу мертвых» после захода солнца. Только в светлое время суток, чтобы скосить траву вокруг склепов, внутрь не заглядывают, не тревожат души умерших. Туристы легкомысленнее и смелее.

История создания

Необычное место. Мягкий климат, даже осенью и зимой здесь сухо, до трехсот дней в году стоит ясная погода. Большое количество ровных пространств, что редкость для горных ущелий. Говорят, здесь особая геомагнитная зона. А каждый склеп построен в центре геомагнитной сетки, форма же построек – в виде башен со сквозными отверстиями, через которые проникает ветер, способствует быстрому мумифицированию тел умерших.

Первые захоронения в Даргавсе относятся к началу ХVII века. У каждой семьи был свой фамильный склеп. Всего 95 усыпальниц. Часть – полуподземные, но большинство – надземные, высотой в два или даже четыре этажа. Крыши в виде пирамиды или конуса выложены шиферным сланцем ступеньками. Издалека «Городок мертвых» напоминает горную деревушку, особенно живописную на закате. Умерших не зарывали в землю, а укладывали в склеп через отверстие, которое потом закрывали деревянным щитом. Когда все боковые полки заполнялись телами, останки опускались вниз, освобождая место для новых погребений. И в одном склепе могло помещаться свыше ста покойников.

Местность заселена с давних времен. Ученые обнаружили большое количество археологических памятников, в том числе аланский могильник конца I тысячелетия нашей эры. Даргавс был одним из центров Тагаурского общества.

По преданию, здесь жил Тагаур, «царевич Тага», основоположник знатных осетинских родов. Отсюда происходят многие фамилии: Кудаковы, Тхостовы, Тулатовы, Аликовы, Кануковы, Мамсуровы.

В Средние века в Осетии преобладало феодальное устройство общества. Основными источниками доходов знатных «потомков Тага» были повинности крестьян и пошлинный сбор на Дарьяльской перевальной дороге. Контроль над дорогой – это и политика, и международный авторитет. Тагиата были полновластными хозяевами в этих местах, устанавливали размер пошлины, выставляли посты. Купеческие караваны часто расплачивались товаром, за прогон скота отдавали часть стада. Кроме того, проезжающие платили за наведение переправ, Терек время от времени менял русло, да и сами горцы ломали мосты, чтобы брать плату за строительство новых. А самым престижным занятием благородного человека считались набеги, в основном в Грузию, откуда пригоняли пленников и скот.

Археологические исследования

У местных жителей сохранилась память об эпидемии чумы, бушевавшей в горных ущельях на рубеже XVIII и XIX веков. Вымирали целые семьи. Тогда население Осетии сократилось с двухсот до 16 тысяч… Когда горец заболевал, он уходил в фамильный склеп доживать последние дни, чтобы не заразить других, дать шанс выжить. Иначе остановить эпидемию в то время не могли. Иногда в «Городок мертвых» уходили всем родом, вместе с детьми и стариками. Отсюда дурная слава Даргавса как зачумленного места. Исследователи работали здесь с особой осторожностью.

«В 1967 году мы впервые отправились туда на раскопки, – рассказывает доктор исторических наук Владимир Кузнецов. – На тот момент медицина не могла нам дать точный ответ на вопрос, живут ли в «Городе мертвых» возбудители чумы. Поэтому пришлось делать специальные пробы, которые, к счастью, показали их отсутствие. Но даже это не давало полной гарантии безопасности. Практически все участники экспедиции предпочитали работать в резиновых перчатках. А те, кто бравировал, работая голыми руками, считались смельчаками».

При изучении захоронений были найдены предметы, относящиеся к разным историческим эпохам: ювелирные украшения, оружие, одежда. В последний путь родные давали усопшему и вещи, привезенные из других мест: восточные ткани, табакерки, грузинскую и дагестанскую керамику, русскую стеклянную посуду. Во многих склепах останки лежат в выдолбленных из дерева колодах, напоминающих лодку, ладью. Этот факт изумил ученых. Возле одной из лодок даже было положено весло! Высоко в горах, там, где реки никогда не были судоходными!

«Плавать на ладье в Даргавсе негде, – говорит Владимир Кузнецов. – Объяснение этой загадке нужно искать в каком-то неизвестном нам, еще не изученном и не раскрытом древнем культе, сохранившемся у осетин чуть ли не до нашего времени. Поневоле вспоминается мифическая река подземного царства Стикс, через которую души умерших переправляет на ладье перевозчик Харон. Возможно, есть какая-то внутренняя связь между этими античными мифами и погребениями в ладьях «Города мертвых».

Неподалеку от склепов обнаружено множество монет. Когда осетины хоронили близкого человека, с холма бросали монету. Считалось, если она ударится о камень, значит, душа усопшего достигла небес. Последние захоронения в Даргавсе относятся к 30-м годам XIX века, когда начался процесс переселения горцев на равнину. Сейчас в селении практически никто не живет постоянно. После схода в 2002 году ледника Колка ведущая в село дорога была разрушена, и Даргавс остался без связи с внешним миром. Добраться сюда можно по опасному горному серпантину, который начинается в Фиагдонском ущелье.

www.culture.ru

Призрачные водопады, крепость у семи пещер и город мертвых

Северная Осетия — благодатное место для путешественника. За один день можно увидеть самые разные пейзажи — стоит только сесть в автомобиль и проложить путь. Можно, к примеру, отправиться в Куртатинское ущелье, посмотреть на древнее село Дзивгис и уникальную средневековую архитектуру Цмити, завернуть в «Город мертвых» и очутиться у потрясающих водопадов.

Фото: Анна Кабисова

Кадаргаванский каньон. Место примирения кровников

Полчаса езды от Владикавказа — и перед путешественником открываются потрясающие пейзажи Куртатинского ущелья. Первая остановка, которую обычно делают туристы, — Кадаргаванский каньон. В этом месте горцы переправлялись через реку Фиагдон, а «кадаргаван» в переводе с осетинского языка означает «место перевала древесины».

Переправа — это скальный массив, возвышающийся над дорогой на три десятка метров. Река протекает по узкой щели, бурлит и пенится. Глубина каньона — 60 метров, а ширина — 3−4 метра. Неподалеку в ущелье зажат огромный валун — естественный мост с одного берега Фиагдона на другой.

Фото: Анна Кабисова

С Кадаргаваном связано предание о Гаппо Казиеве, участнике русско-турецкой войны. Как-то, подъезжая к переправе, он услышал от путника, что с другой стороны к ущелью подъезжают представители рода, чьим кровником был Гаппо. Встреча не могла закончиться миром. Казиев не хотел снова проливать кровь, а повернуть назад считалось поступком позорным. Поэтому Гаппо направил коня прямо в бушующую реку. Благодаря силе и ловкости он благополучно выбрался на другой берег. Прослышав об этом поступке, куртатинские старейшины попросили кровников Гаппо отказаться от мести. Так бескровно примирились две семьи.

Фото: Анна Кабисова

Крепость в старом ауле Дзивгис

Немного дальше каньона взору путешественника открывается древнее село Дзивгис — первый населенный пункт в ущелье. Оно находится между рекой и горой, и в средние века это место было стратегически важным для защиты от неприятеля. К XIII—XVI векам относятся его впечатляющие оборонительные сооружения, среди которых особенно выделяется Дзивгиская крепость.

Фото: Анна Кабисова

Эту крепость ряд историков считает крупнейшей наскальной пещерной крепостью на Кавказе. Семь ее оборонительных сооружений находятся у входов в пещеры природного происхождения. Причем центральная крепость расположена на значительной высоте. Она могла вместить в себя больше сотни воинов. Раскопки свидетельствуют, что древние воины держали здесь оборону еще в первой половине XIII века.

Фото: Анна Кабисова

Сейчас в селе Дзивгис живет около тридцати человек. Каменные стены его старых жилищ давно стали частью домов или превратились в развалины. Небольшое село нелегко заметить среди скал, и многие туристы проезжают мимо. Зря: вид завораживает.

Фото: Анна Кабисова

Цмити — уникальный памятник средневековья

От Дзивгиса дорога ведет к селу Фиагдон, где в советские годы добывали свинцово-цинковую руду. А прямо над селом на горе, на высоте около 170 метров от ее подножия, возвышается архитектурный комплекс селения Цмити — памятник средневековья. Солнце падает на склон в течение всего дня, и это выгодно отличает Цмити для туриста от других местных поселений. Старые фамильные башни, святилища и склепы можно разглядеть уже на подъезде к Фиагдону.

Фото: Анна Кабисова

Комплекс Цмити — это лабиринт из узких улочек с возвышающимися старыми боевыми башнями. На родовой башне Талхановых и на одном из склепов можно разглядеть петроглифы — выбитые в камне рисунки. Примечательно, что в других осетинских ущельях историки их не встречали и задаются вопросом: случайность это или в Цмити жил неизвестный нам художник?

Уже довольно давно в Северной Осетии витает идея «законсервировать» Цмити — сделать здесь архитектурно-этнографический музей под открытым небом. Но пока этого статуса у Цмити нет, и вокруг возводятся все новые и новые частные постройки, меняющие вид на древнее селение.

Фото: Анна Кабисова

Даргавс — город мертвых

Дальше стоит завернуть в знаменитый комплекс «Город мертвых». 14-километровый горный серпантин на перевале перед въездом в Фиагдон приведет путешественника в Даргавское ущелье и село Даргавс. Тут, в долине реки Мидаграбиндон, и находится овеянный слухами городок с древними захоронениями.

Фото: Анна Кабисова

Городок — это 99 каменных склепов, по два или четыре этажа. Ученые относят строения к XIV—XVIII векам. В горной Осетии склепы строили в виде надземных фамильных усыпальниц, и захоронения в них были коллективными. Еще недавно можно было услышать, что захоронения «чумные». Эпидемия бушевала в здешних горах на рубеже XVIII и XIX веков и уносила целые семьи. В ХХ веке люди продолжали считать, что могильники все еще опасны, хотя пробы перед раскопками 1967 года показали, что возбудителей чумы в них нет.

Фото: Анна Кабисова

В могильниках ученые обнаружили множество предметов из разных исторических эпох. Самые удивительные — ладьи. Некоторые останки покоились в выдолбленных из дерева «лодках», около одной даже положили весло. Зачем они в горах, где судоходных рек нет? Плавать на них очевидно никто не собирался. Вероятно, это древний культ, значение которого еще предстоит с точностью установить. В последний путь осетины «отправляли» и привезенные вещи: ткани с Востока, керамику из Грузии и Дагестана, русскую посуду из стекла. По ним археологи установили время появления в «Городе мертвых» первых склепов: скорее всего, начало XVII века, период вторжения в Осетию персидского шаха Аббаса I. А последние захоронения относятся к 30-м годам XIX века — в это время горцы начали переселяться на равнину.

Фото: Анна Кабисова

Мидаграбинские водопады — чудо Северной Осетии

От селения Даргавс до Мидаграбинских водопадов, за ними начинается граница с Грузией, около восьми километров. Дорога идет вдоль реки Мидаграбин, по пути встречаются живописно пасущиеся табуны лошадей и озера, у которых отдыхают туристы. На подходе к водопадам — импровизированная автостоянка, где путешественники оставляют автомобили. Дальше — только пешком, и преодолеть придется три небольшие, но очень бурные и холодные речки.

Фото: Анна Кабисова

Долина водопадов находится в верховьях Гизельдонского ущелья. Они падают с огромной высоты — кажется, будто прямо с неба. Название самого внушительного водопада — Большого Зайгелана — даже переводится как «падающая лавина». Высота непрерывного падения воды — 750 метров. По этому показателю он — первый в Европе.

Фото: Анна Кабисова

Всего же в долине около 50 водопадов. Часть из них — постоянные, часть — сезонные. Дело в том, что питаются они талыми водами ледников и осадками. Поэтому самый «водный» сезон — с июля по сентябрь. Но и зимой водопады выглядят величественно — с ледника срываются огромные куски льда и разбиваются внизу, рассыпаясь на мельчайшие частицы. Когда светит солнце, капельки превращаются в потрясающую радугу. Погода вообще играет здесь первую скрипку: часто внезапно опустившийся туман закрывает пейзаж — и кажется, что водопады просто исчезли. За это их иногда называют водопадами-призраками.

Фото: Анна Кабисова

Анна Кабисова

etokavkaz.ru

Что скрывает загадочный «Город мертвых» в Северной Осетии — Российская газета

Старинные некрополи частенько притягивают к себе любителей приключений. Неслучайно и затерянный в горах Северной Осетии средневековый «Город мертвых» с каждым годом становится все более популярным среди туристов. К тому же это уникальное место уже почти семь столетий окутано ореолом тайн и легенд.

В том, что впечатления от его посещения сильнее, чем ожидаешь, на собственном примере убедились корреспонденты «РГ».

Ослепительный Даргавс

Дорога в поселок Даргавс, где расположился средневековый некрополь, идет по очень крутому горному серпантину длинной в 14 километров. Когда подъем закончился и мы остановили машину для короткого привала, открывшийся с высоты в 1200 метров над уровнем моря вид поразил красотой: далеко вниз узкой змейкой уходила дорога, а прямо перед глазами мощные седые горы1с двух сторон образовывали ущелье.

Дальше, чтобы добраться до места назначения — самого «Города мертвых», — надо проехать по длинному Даргавскому ущелью. По местным меркам оно очень пологое и широкое, хоть и затеряно высоко в горах. По дну протекает Кизил-дон, что означает «Красная река». С нее, собственно, и начинается история возникновения средневекового некрополя в Северной Осетии.

— Это название река получила предположительно после битвы войск аланов с татаро-монгольской армией в 1395 году, — рассказывает заведующий филиалом национального музея РСО — Алания архитектурно-этнографического комплекса «Город мертвых» в селении Даргавс Ислам Сасиев, который сопровождает нас в поездке. — Сражение оказалось таким кровопролитным, что вода в реке стала красной. Аланы потерпели поражение, были вытеснены завоевателями в горы, обосновавшись в пяти здешних ущельях. Земли для всех жителей катастрофически не хватало, и даже появилась поговорка, отражающая всю сложность ситуации: «Клочок земли, где стоит большой бык, стоит столько же, сколько и этот бык». А ведь домашний скот в то время был главной «валютой». Чтобы решить проблему захоронения умерших и не тратить на это плодородные земли, выбрали скалистый склон, непригодный для выпаса животных или пашни. Там и начали строить усыпальницы.

Между прочим, к выбору места для возведения склепов аланы, предки осетин, подошли очень практично. «Город мертвых» расположен на сухой площадке, где не застаивается вода, а территория продувается со всех сторон, что в результате и обеспечило некрополю долгую жизнь, а спустя 700 лет он стал Меккой для археологов, ученых и туристов: все останки хорошо сохранились, позволив изучать историю древних народов.

Ищите женщину…

Существует несколько легенд, объясняющих появление в Даргавсе «Города мертвых». Одна из них гласит, что в селение неизвестно откуда пришла девушка невиданной красоты. Все мужчины бросили свои семьи, оставили дела и начали биться друг с другом за право взять девушку в жены. И в дуэлях за красавицу погибло несколько человек. Чтобы разрешить спор, незнакомку отвели на совет старейшин. Но и у стариков, многим из которых давно перевалило за 70 лет, заблестели глаза при ее виде. Они начали спорить друг с другом, забыв приличия. В конце концов женщины селения решили остановить этот хаос: они потребовали изгнать незнакомку, объявив ее ведьмой.

Но мужчины не хотели отдавать красавицу кому-либо и после долгих размышлений решили убить девушку, чтобы она была доступна только Богу. Однако после ее смерти на поселок обрушилась эпидемия чумы. Когда умерших начали закапывать в землю, она не принимала останки, а выбрасывала их на поверхность. Поэтому оставшиеся в живых начали строить склепы, где и хоронили усопших.

Некрополь аланов

Из-за специфических крыш, похожих на маленькие египетские пирамиды, «Город мертвых» хорошо видно еще на подъезде. Но понять, что на самом деле представляет из себя памятник истории, можно, только походив по местным улочкам и извилистым переулкам. Сам некрополь состоит из 95 склепов, которые делятся на три вида: наземные с пирамидальной или двускатной крышей, полуподземные и полностью подземные. Большая часть склепов, которые видны на поверхности, особым архитектурным разнообразием не отличаются. Это каменные четырехугольники с многоступенчатыми крышами, одновременно напоминающими японские пагоды и египетские пирамиды. Кровля устроена таким образом неслучайно: во время дождей вода сбегает по ней своеобразными каскадами, что позволяет усыпальнице быть полностью сухой в любую погоду.

В каждом строении «Города мертвых» есть небольшое квадратное отверстие-проход. Раньше оно запиралось специальной деревянной ставней на замок. Но этих запоров уже давно нет. Сами отверстия такие маленькие, что современный взрослый человек туда не пролезет. Но через проход хорошо видно все, что находится внутри склепа.

На усыпальнице начертано обращение к потомкам: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы»

— Каждая из усыпальниц состоит из нескольких ярусов и вмещает в себя до сотни захороненных останков, — рассказывает заведующий этнографическим комплексом «Город мертвых» Ислам Сасиев. — Таким образом, в некрополе покоится около 10 тысяч человек. Причем многие гробы выдолблены по фигуре и сделаны в форме лодки, хотя поблизости нет моря. Это связано с поверьем, будто после смерти умерший должен переплыть реку забвения, чтобы попасть в царство усопших.

Трудно передать все те эмоции, которые охватывают, когда ты ходишь по узким переулкам «Города мертвых» и в крохотные «окна» склепов видишь черепа, кости и мумии тех, кто был похоронен здесь 600-700 лет назад. Как раз в период Золотой Орды и позже. Это были реальные люди со своей жизнью, желаниями и стремлениями, своими характерами. До сих пор по одежде и некоторым сохранившимся предметам быта можно определить, кем были те, кто нашел здесь свое последнее пристанище. Среди них — молодые женщины и старики в преклонном возрасте, мужчины в расцвете сил и даже дети, трагически погибшие раньше времени. Но все эти захоронения не вызывают ужаса или отвращения, скорее почтение и уважение.

Послание предков

Установлено, что в XVIII веке, когда в районе Даргавса свирепствовала эпидемия холеры, заболевшие, дабы не заражать своих родственников, добровольно отправлялись в склепы, захватив небольшие припасы еды и воды, и доживали там свои последние дни. Примерно в это же время на одной из усыпальниц появилась такая надпись, сделанная красной краской на осетинском языке: «С любовью смотрите на нас. Мы были такие, как вы, вы будете такие, как мы». Неизвестно доподлинно, кто сделал ее, но это обращение к потомкам, пройдя сквозь века, поражает воображение. Сейчас надпись почти не читается: рабочие, проводившие реставрационные работы в 90-е годы XX века, приняли ее за каракули вандалов и закрасили известкой.

— Сейчас самая большая опасность для «Города мертвых», как ни странно, это туристы, — считает экскурсовод Алина, приехавшая в Даргавс с группой отдыхающих из района Кавминвод. — С одной стороны, очень хорошо, что архитектурный и исторический памятник пользуется такой популярностью у людей. Посмотреть на него съезжаются со всего Северного Кавказа. Особенно повысился интерес почему-то за последний год. С другой — в «Городе мертвых» нет хорошо отлаженной системы охраны объектов памятника. Порой можно не уследить, как какой-нибудь недобросовестный турист положит себе в сумку один из черепов, взятый из склепа. Доступ-то к ним свободный. А есть любители сделать потом из этих костей пепельницы или пресс-папье… А ведь эти черепа не имитация, они принадлежат реальным людям, жившим в Даргавсе 600-700 лет назад. В итоге за последние 20 лет значительную часть останков растащили.

Сейчас местные власти предпринимают усилия для охраны исторического памятника. Усилено наблюдение за ним, а экскурсии проводятся под более внимательным контролем.

Мнение

Дмитрий Коробов, доктор исторических наук, профессор РАН, заведующий отделом теории и методики Института археологии РАН:

— В Северной Осетии насчитывается всего около 150 надземных склепов, которые разбросаны по всей республике, но большая их часть — 95 — сосредоточена в Даргавсе, в «Городе мертвых». Все объекты уникальны, так как являются не только историческими памятниками, но также культурными и археологическими. Исключительность усыпальниц еще и в том, что причиной их создания был культ почитания мертвых, своих предков, который оказался характерен для всего горского населения на Северном Кавказе. Поэтому не только малоземелье стало причиной появления таких склепов, как принято считать. Также стоит отметить, что в высокогорной зоне, благодаря существующим там естественным условиям климата, происходит не разложение, а мумификация тел усопших. И этот момент невозможно переоценить с точки зрения археологии: усыпальницы дают уникальные данные о материальной культуре XIV-XVIII веков.

Прекрасно сохранившаяся одежда и домашняя утварь позволяют понять, как жили люди в то время на Северном Кавказе. А это представление об их быте, в свою очередь, перебрасывает «мостики» в более древние века, что делает «Город мертвых» в Даргавсе и другие усыпальницы, распространенные по всему Северному Кавказу, историческими и архитектурными объектами мирового значения.

rg.ru

«Город мёртвых» в Северной Осетии: легенды и реальные факты

В горах Северной Осетии расположен настоящий некрополь древних. Обнаруженным останкам более 700 лет. Поражает не только их возраст, но и количество. По разным данным в «Городе мёртвых» погребено более 10 тысяч человек.

Некрополь отличается сложной архитектурой. Для того, чтобы разместить столько склепов на небольшом клочке земли, древним поселенцам пришлось проявить изобретательность.

«Город мёртвых» в Северной Осетии

Секреты некрополя

«Город мёртвых» состоит из многочисленных домиков с маленькими квадратными окошками. Строения не одинаковые. Условно город состоит из склепов трёх типов. Первые — самые высокие — представляют собой наземные усыпальницы с необычными крышами. Черепица уложена так, что образуются ступеньки. По 
«лесенкам» вода отлично скатывается вниз. Другие домики оснащены двускатными крышами. Часть склепов спрятана под землёй. Входы
— те самые окошки — очень узкие. Взрослому человеку внутрь не забраться.

Подземные склепы — выдолбленные в камне «коробки». Перед погребением в стенках формировали пазы, в которые вставляли деревянные доски. На доски укладывали покойников. Одна такая камера могла стать склепом для целого поколения людей с одной фамилией. Внутри наземных усыпальниц размещены каменные пьедесталы и деревянные лодки. Многих поселенцев действительно хоронили внутри лодочек из дерева. Делали это для того, чтобы в загробной жизни душа человека смогла преодолеть реку мёртвых.

Склепы «Города мёртвых»

Склепы и холера

На территории «Города мёртвых» находится 95 склепов, всего в Осетии зарегистрировано 150 усыпальниц. Пригодной для жизни территории в поселении между ущельями не много. По этой причине вместо кладбищ обустраивали многоэтажные склепы. Причём возводились некрополи на земле, непригодной для выпаса скота. Низкая влажность и постоянно дующие ветра привели к естественной мумификации тел.

В XIII веке в поселении разразилась эпидемия холеры. Учёные убеждены, что по этой причине некрополь увеличился в несколько раз. Заболевшие жители брали с собой воду и и еду, уходили в склепы и никогда не возвращались. Так люди пытались предотвратить масштабную эпидемию. Однако холера всё-таки погубила немало осетин. После эпидемии их численность с 200 тысяч сократилась до 16 тысяч. Осетины находились на грани вымирания.

Легенды «Города мёртвых» в Осетии

Главная легенда «Города мёртвых» гласит, что в поселение однажды пришла девушка невиданной красоты. Руки у неё попросили сразу несколько воинов. Мужчины жестоко сражались за красавицу и перебили друг друга. Тогда старейшины решили лично наказать девушку. При виде молодой красавицы у мудрецов заблестели глаза. В девушке местные признали ведьму, от которой решено было избавиться. Тело девушки заточили в каменный склеп, чтобы она никогда не смогла выбраться наружу. Через несколько дней в поселение и пришла холера — кара за убийство могущественной ведьмы.

Другая легенда связана с названием пробегающей рядом речушки. Красная получила своё наименование из-за жестоких сражений, которые проходили в том числе и по её водам. Из-за пролитой крови вода окрасилась в красный цвет.

Даргавское ущелье

Склепы Осетии — утерянное сокровище

Главная проблема «Города мёртвых» сегодня — туристы. Некрополь почти не охраняется. Посетители свободно перемещаются по территории, забираются внутрь разрушенных усыпальниц. Некоторые спускаются в подземные камеры. Другие захватывают черепа и кости в качестве сувениров. Археологи убеждены, что за последние 20 лет туристы унесли с собой большую часть артефактов, обладающих исторической ценностью.

Читайте также: Кто похоронен в стенах Кремля, и почему прах не переносят на обычные кладбища?

www.factroom.ru

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *