Гигиена монголов: Гигиена монголо-татар: чему можно поучиться – Просто помыть монгольскую бабу — rokasso — КОНТ

Гигиена монголо-татар: чему можно поучиться

Монголо-татар часто представляют как орду диких грязных варваров, которые пьют кровь и вообще чужды человеческой культуре. Это глубокое заблуждение: монгольские воины пили лошадиную кровь только в случае крайней нужды, когда несколько суток не могли найти воды, при этом они обладали глубокими воинскими традициями, пишет Кириллица.

Что касается «грязноты» — то для развенчания этого мифа достаточно упомянуть тот факт, что первая найденная зубная щетка принадлежит именно монголо-татарам и датируется она Х веком.

«Дикие варвары»

Долгое время отечественные и западные историки придерживались лишь одного – резко негативного – взгляда на соратников и последователей Чингисхана. Их изображали дикой ордой кочевников, которые не придерживаются никаких законов. Многочисленные авторы писали о бесчисленных зверствах и злодеяниях этих отвратительных и грязных варваров.

Сергей Борисович Лавров в своей книге «Лев Гумилев: Судьба и идеи» (Москва, 2007 год издания) рассказал своим читателям, как неохотно научный мир воспринимал попытки альтернативного подхода к истории Великой Степи.

«По поводу взятия монголами среднеазиатских городов существует вполне устоявшаяся версия, согласно которой «дикие кочевники разрушили культурные оазисы земледельческих народов». Лев Николаевич указывал, что эта версия основана на легендах, создававшихся придворными мусульманскими историографами», – написал Сергей Лавров.

Представители многих покоренных народов оставили крайне нелестные, что и понятно, описания монголо-татар, которым безоговорочно поверили в Западной Европе. Никогда не сталкиваясь с реальными кочевниками, немецкие и французские историки создали в своих работах резко негативный образ врага, основанный на экзистенциальном страхе перед потенциальными завоевателями с востока. Затем ошибочное и предвзятое мнение было заимствовано и русскими учеными.

При этом некоторые специалисты отмечали, все же, что Яса (Джасак) – свод законов Чингисхана – была для своего времени крайне прогрессивным правовым документом, ведь даже принятый в XVIII веке «Воинский устав» Петра I Алексеевича предполагал смертную казнь за 200 различных преступлений и правонарушений.

«Чингисхан запретил мыться»

В околонаучной литературе существует немало исторических анекдотов и баек о монголо-татарах. Например, о том, что великий завоеватель Чингисхан якобы запретил своим воинам стирать одежду и мыться.

Ничего не знающие о реальных монгольских верованиях люди ссылаются на то, что соблюдение гигиенических процедур сулит людям всякие несчастья и бедность, по народным приметам. Упоминается также крылатая фраза, приписываемая разным полководцам, что «настоящий монгол моется лишь два раза в жизни».

Таких примеров можно найти еще немало. Фантазия авторов этих псевдонаучных работ буквально зашкаливает. Некоторые из них утверждают, что кочевникам по той или иной причине нельзя соприкасаться с водой в летнее время года.

Анатолий Григорьевич Оловинцов в книге «Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана» (Москва, 2015 год издания) привел реальный пункт из вышеупомянутой Ясы, касающийся гигиенических процедур. Итак, на самом деле великий завоеватель установил: «Запрещается купаться или стирать бельё в проточной воде во время грозы».

И это всё. Монголы в X-XIII веках, как и представители многих других народов, в большинстве своем были язычниками. Они действительно опасались грозы, грома и молний. И думали, что купаться в такое время – не лучшая идея.

Древнейшая зубная щетка

Сейчас многих удивляет тот факт, что пользоваться зубными щетками монголы начали, как минимум, раньше просвещенных китайцев, а перед древней культурой Поднебесной империи европейские историки часто рассыпаются в дифирамбах.

Корреспондент «Российской газеты» Николай Грищенко в своей статье «Азовские археологи нашли 500-летнюю зубную щетку», которая была опубликована 11 июня 2015 года, описал интересное открытие, сделанное учеными. На Севастопольской улице в городе Азове в ходе раскопок была обнаружена одна из древнейших зубных щеток, которой в XIV веке пользовался некий представитель монголо-татарского войска.

Заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника Андрей Масловский пояснил журналисту, что вопреки расхожему мнению, первые зубные щетки появились не в Китае XV века, а на территории современной Монголии еще в X-XII веках.

«Эта находка указывает, что в западном районе золотоордынского города Азак (так в Средневековье называли Азов) проживало население с нетривиальными по тому времени культурными привычками», – подчеркнул Андрей Масловский.

Судя по костяной рукоятке с дырочками для щетинок, которые не уцелели за прошедшие столетия, за здоровьем полости рта монголо-татарские захватчики следили примерно так же, как и современные люди.

Гигиена в степи

У каждого народа есть свои представления о гигиене, а культура омовений во многом зависит от условий жизни и быта конкретного этноса. Некоторые историки пытаются оправдать миф о диких и грязных варварах тем, что в условиях кочевой степной жизни людям просто негде помыться. Поэтому, дескать, несоблюдение гигиенических норм вошло у скотоводов в привычку.

Однако, вопреки общепринятым представлениям, рек и озер в Центральной Азии никак не меньше, чем в Европе. И люди, в основном, селятся по берегам водоемов, что логически оправданно. Кроме того, ни для кого не секрет, что лошадей, овец и коров необходимо поить, как минимум, два раза в день – утром и вечером. Поэтому у каждой степной стоянки обязательно имеется колодец, он просто жизненно необходим.

Учитывая тяжелые условия труда скотовода, мыться ему необходимо каждый день. Ведь жара и пот, песок и пыль, а также физическое напряжение дают о себе знать. Поэтому, пригнав вечером отару овец и напоив скотину, кочевник приступает к гигиеническим процедурам. Для этого используется вода из ближайшего колодца, а также металлический таз и кумган (специальный кувшин с носиком, ручкой и крышкой).

Если говорить о городах Центральной Азии, то первые общественные бани появились в них еще в VIII веке. Они во многом напоминали греческие термы, ведь эллинская культура оказала заметное влияние на быт многих восточных народов.

В эпоху великих завоеваний монголки из богатых семей носили роскошные одежды из китайского шелка, подкрашивали лица косметикой и украшали свои волосы драгоценностями. Простые девушки, естественно, тоже стремились хорошо выглядеть, ведь неряха никому не понравится.

Впрочем, у всех народов есть как отъявленные аккуратисты, так и люди, не придающие большого значения своему внешнему виду.

Просто помыть монгольскую бабу — rokasso — КОНТ

У моего отца был дядя. Очень замечательный, заслуженный и добрый человек. Фронтовик, полковник в отставке, доктор медицинских наук, кавалер множества орденов и лауреат многих премий, автор более сотни научных работ, дюжины изобретений, и нескольких монографий, и т.д., и т.п. Его именем даже несколько операций назвали. Хирург от бога, он несколько десятков лет проработал в ЦИТО и по праву считался одним из лучших хирургов в СССР. И вот он поделился в своё время такой историей. 

В 1945-м наши войска во время войны с Японией двигались через Монголию. Ну и полевой госпиталь где он служил начальником отделения и ведущим хирургом тоже (тогда он майором был). И вот идёт совсем обычный день, он обходит с помощниками раненых, решает кому какие процедуры, операции, лекарства, и т.д. И видит он, к госпиталю подъезжает машина, а её сопровождает чуть ли не взвод монгольских автоматчиков. Выводят какую-то бабу, а вокруг неё два холуя в полковничьих званиях вьются. Вообще-то госпиталь для советских солдат и офицеров, но так как медицина в Монголии тогда была аховая (типа на уровне шаман даст какой-то травки пожевать да тёплого кумыса попить, и так сойдёт) то иногда местные монгольские начальники обращались, да и их семьи тоже. 

Он помощнику говорит, пойди мол узнай, что за бабку нам нелёгкая принесла, а я тут с тяжело-ранеными буду. Через пару минут помощник прибегает, волосы торчком. Товарищ майор, это не просто бабка какая-то, там привезли сестру самого Маршала Чойбалсана. (Для тех кто не знает, Чойбалсан был эдаким эквивалентом Сталина в Монголии. Более детально — в гугл). Дядя говорит помощнику, ты беги к ней, узнавай чего и как, послушай её (типа первый осмотр), а я тут сейчас закончу, переодену чистый халат и приду. Встреть меня у каптёрки.

 Встретились, у помощника глаза по 50 копеек. «Товарищ майор, у неё сердца нет.» «Так товарищ лейтенант, не дурите мне голову, я конечно вижу как она полковников гоняет, но вы её совсем не знаете и не ваше дело всякие дурацкие заключения о её характере делать. Она между прочим сестра нашего самого главного здесь союзника в борьбе с врагом.» «Да нет, товарищ майор, вы меня не так поняли, я её слушал, ну стетоскопом и у неё реально сердца нет.» «Так, ты пил, признавайся немедленно. На гаупвахту захотел.» «Обижаете, товарищ майор. Не больше обычного. А её сами прослушайте, сердца реально не слышно.» «А может у неё и пульса нет? И ходит вообще мертвец.» «Нет, зачем. Пульс как раз есть, а сердца нет» 

Дядя знакомится с ней, полковники тут как тут. Чего подать, принести? Ничего не надо, переводите только. Слушает он её стетоскопом, и реально, звука сердца почти нет. Не может быть такого. Начинает прикладывать стетоскоп в другие места и оказывается… у неё сердце справа. Редчайший случай, но бывает. Он вспоминает что с десяток лет назад ему первокурснику старый преподаватель (ему далеко за 70 лет было) говорил что встречал такое во время покорения Туркестана в 1880-х когда был совсем молодым врачом. Ладно, а жалуется Чойбалсанова сестра то на что? Живот говорит болит. Слева. Все симптомы и осмотр указывают на банальнейший апендицит в критическом состоянии. Но боль то слева. И вот тут-то загвоздка, если у человека сердце справа, значит ли это что все остальные органы расположены наоборот? В институте подобные казусы не проходят (по крайней мере тогда). А тут ошибку делать нельзя, это же не черти знает кто, а сестра самого Чойбалсана. Он думает думает, и решает — апендицит и слева. Будем срочно оперировать. 

И тут возникает сложность, причём в самом так сказать неожиданном месте. Монголы по традиции не моются. Как Чингизхан завещал, что мол кто моется, тот смывает с себя счастье, вот так оно и есть. Ладно запах, но это же операция. Должно быть всё стерильно, или уж по крайней мере не так грязно. А на ней чуть ли не корка от грязи. 

Дядя полковникам — помыть её надо, переведите. Они ей говорят, а она как заорёт на них. Слюнями брыжет, руками размахивает, по мордам лупить хочет. В кратце сообщает, что пока она жива, она будет жить по законам степи, и если они её только попробуют помыть, то мыть будут и их мертвые тела перед погреблением. И вообще они что забыли кто она такая и что они вообще никто. Скандал на весь госпиталь. Начальник госпиталя прибежал. Дядя полковникам да и начальнику госпиталя объясняет, что если её не помыть и ни принести к операционному столу в чистом виде, то опасность занести ей инфекцию 100%. Легче просто дождаться перитонита или как акт милосердия, прикончить её сейчас. Короче, не хочет мыться, то пускай как хочет. Но он и ни его отделение проводить операцию не будет категорически. А полковники пущай решают бабьи проблемы сами. У начальника госпиталя полуинфрактное состояние. Он то знает что дядя-то прав, но одновременно понимает, что если пока они препираются бабка окочурится, то он погоны теряет как минимум. 

Но начальник на то и начальник что бы находить компромиссы. Он говорит всем ждать. Бежит во весь опор к комбригу и кричит, «мне нужна связь с Маршалом Чойбалсаном срочно.» «А с Жуковым или Василевским вам товарищ врач связи не нужно.» «Нет с ними не нужно, но Чойбалсан нужен срочно, нам надо его сестру помыть. И повторяется разговор «Вы пили?» «Да нет, не больше обычного» «На гауптвахту хотите?», «Нет, нам просто надо бабу помыть» и объясняет комбригу что и как. И говорит, что бабе уже худо, и пока они тут пререкаются, она вообще скоро кони двинет. Комбриг усекает что и его погоны под вопросом и звонит в штаб армии. 

И далее опять «Вы пили? На гауптвахту хотите?» «Нет нам просто бабу помыть надо.» В штабе тоже чуют что погоны слетают. Они звонят ещё выше. Снова разговор. И ещё несколько звонков и похожих разговоров и наконец сам Маршал Чойбалсан в курсе. Он звонит комбригу и говорит «полковников сюда. Разрешаю вам сестру мою помыть, а ей от меня передайте приказ что бы заткнулась немедленно. Об исполнении доложить.» 

Далее всё было прозаично. Чойбалсанову сестру помыли. Сняли корки грязи. Похоже она действительно не мылась чуть ли не с рождения. Прооперировали. Действительно апендицит в запущенном виде, ещё пара дней и конец. И действительно оказался слева. Всё прошло удачно. 

Ну а потом кому положено ордена и медали получили. Дядя кстати тоже, хотя в наградном листе совсем другое указано.

 Потом, признавался что хоть операция самая что ни на есть тривиальнейшая, то волнение он мог сравнить лишь с тем, когда много лет спустя он оперировал Ландау. Но про то, совсем другая история.

Источник: pressa.tv

«Чингисхан запретил мыться»: какие еще мифы существуют о монгольских кочевниках

Монголо-татар часто представляют как орду диких грязных варваров, которые пьют кровь и вообще чужды человеческой культуре. Это глубокое заблуждение: монгольские воины пили лошадиную кровь только в случае крайней нужды, когда несколько суток не могли найти воды, при этом они обладали глубокими воинскими традициями. А что касается «грязноты» — то для развенчания этого мифа достаточно упомянуть тот факт, что первая найденная зубная щетка принадлежит именно монголо-татарам и датируется она Х веком.

«Дикие варвары»

Долгое время отечественные и западные историки придерживались лишь одного – резко негативного – взгляда на соратников и последователей Чингисхана. Их изображали дикой ордой кочевников, которые не придерживаются никаких законов. Многочисленные авторы писали о бесчисленных зверствах и злодеяниях этих отвратительных и грязных варваров.

Сергей Борисович Лавров в своей книге «Лев Гумилев: Судьба и идеи» (Москва, 2007 год издания) рассказал своим читателям, как неохотно научный мир воспринимал попытки альтернативного подхода к истории Великой Степи.

«По поводу взятия монголами среднеазиатских городов существует вполне устоявшаяся версия, согласно которой «дикие кочевники разрушили культурные оазисы земледельческих народов». Л. Н. (Лев Николаевич) указывал, что эта версия основана на легендах, создававшихся придворными мусульманскими историографами», – написал С. Б. Лавров.

Представители многих покоренных народов оставили крайне нелестные, что и понятно, описания монголо-татар, которым безоговорочно поверили в Западной Европе. Никогда не сталкиваясь с реальными кочевниками, немецкие и французские историки создали в своих работах резко негативный образ врага, основанный на экзистенциальном страхе перед потенциальными завоевателями с востока. Затем ошибочное и предвзятое мнение было заимствовано и русскими учеными.

При этом некоторые специалисты отмечали, что Яса (Джасак) – свод законов Чингисхана – была для своего времени крайне прогрессивным правовым документом, ведь даже принятый в XVIII веке «Воинский устав» Петра I Алексеевича предполагал смертную казнь за 200 различных преступлений и правонарушений.

«Чингисхан запретил мыться»

В околонаучной литературе существует немало исторических анекдотов и баек о монголо-татарах. Например, о том, что великий завоеватель Чингисхан якобы запретил своим воинам стирать одежду и мыться.

Ничего не знающие о реальных монгольских верованиях люди ссылаются на то, что соблюдение гигиенических процедур сулит людям всякие несчастья и бедность, по народным приметам. Упоминается также крылатая фраза, приписываемая разным полководцам, что «настоящий монгол моется лишь два раза в жизни».

Таких примеров можно найти еще немало. Фантазия авторов этих псевдонаучных работ буквально зашкаливает. Некоторые из них утверждают, что кочевникам по той или иной причине нельзя соприкасаться с водой в летнее время года.

Анатолий Григорьевич Оловинцов в книге «Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана» (Москва, 2015 год издания) привел реальный пункт из вышеупомянутой Ясы, касающийся гигиенических процедур. Итак, на самом деле великий завоеватель установил: «Запрещается купаться или стирать белье в проточной воде во время грозы».

И это все. Монголы в X-XIII веках, как и представители многих других народов, в большинстве своем были язычниками. Они действительно опасались грозы, грома и молний. И думали, что купаться в такое время – не лучшая идея.

Древнейшая зубная щетка

Сейчас многих удивляет тот факт, что пользоваться зубными щетками монголы начали, как минимум, раньше просвещенных китайцев, а перед древней культурой Поднебесной империи европейские историки часто рассыпаются в дифирамбах.

Корреспондент «Российской газеты» Николай Грищенко в своей статье «Азовские археологи нашли 500-летнюю зубную щетку», которая была опубликована 11 июня 2015 года, описал интересное открытие, сделанное учеными. На Севастопольской улице в городе Азове в ходе раскопок была обнаружена одна из древнейших зубных щеток, которой в XIV веке пользовался некий представитель монголо-татарского войска.

Заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника Андрей Масловский пояснил журналисту, что вопреки расхожему мнению, первые зубные щетки появились не в Китае XV века, а на территории современной Монголии еще в X-XII веках.

«Эта находка указывает, что в западном районе золотоордынского города Азак (так в Средневековье называли Азов) проживало население с нетривиальными по тому времени культурными привычками», – подчеркнул Андрей Масловский. Судя по костяной рукоятке с дырочками для щетинок, которые не уцелели за прошедшие столетия, за здоровьем полости рта монголо-татарские захватчики следили примерно так же, как и современные люди.

Гигиена в степи

У каждого народа есть свои представления о гигиене, а культура омовений во многом зависит от условий жизни и быта конкретного этноса. Некоторые историки пытаются оправдать миф о диких и грязных варварах тем, что в условиях кочевой степной жизни людям просто негде помыться. Поэтому, дескать, несоблюдение гигиенических норм вошло у скотоводов в привычку.

Однако, вопреки общепринятым представлениям, рек и озер в Центральной Азии никак не меньше, чем в Европе. И люди, в основном, селятся по берегам водоемов, что логически оправданно. Кроме того, ни для кого не секрет, что лошадей, овец и коров необходимо поить, как минимум, два раза в день – утром и вечером. Поэтому у каждой степной стоянки обязательно имеется колодец, он просто жизненно необходим.

Учитывая тяжелые условия труда скотовода, мыться ему необходимо каждый день. Ведь жара и пот, песок и пыль, а также физическое напряжение дают о себе знать. Поэтому, пригнав вечером отару овец и напоив скотину, кочевник приступает к гигиеническим процедурам. Для этого используется вода из ближайшего колодца, а также металлический таз и кумган (специальный кувшин с носиком, ручкой и крышкой).

Если говорить о городах Центральной Азии, то первые общественные бани появились в них еще в VIII веке. Они во многом напоминали греческие термы, ведь эллинская культура оказала заметное влияние на быт многих восточных народов.

В эпоху великих завоеваний монголки из богатых семей носили роскошные одежды из китайского шелка, подкрашивали лица косметикой и украшали свои волосы драгоценностями. Простые девушки, естественно, тоже стремились хорошо выглядеть, ведь неряха никому не понравится. Впрочем, у всех народов есть как отъявленные аккуратисты, так и люди, не придающие большого значения своему внешнему виду.

Читайте также:

Что естественно, то не безобразно, или гигиена киргиз-кайсаков (то бишь нас)

Представьте мощную дородную женщину, со складками целлюлита, с грудью на которой ни косточки не выпирает ( стандарт красоты), может более стройную  тоже, с волосами под мышками, на ногах, с заросшими бровями, сальными, возможно кишащими блохами и вшами волосами, может с гнилыми, может с крепкими зубами. Представьте мужчину чуть красивее обезьяны. Представили? Поздравляю, продолжайте развивать воображение и зрительные образы в мозгу. А теперь к теме.

Помню, как прочитала однажды у Б.Момышулы в рассказе «Музей-апа» что-то типа этого: ..твой дед мылся два раза в жизни, когда родился и когда умер, ты за него что ли каждый день моешься.. Там в такой шутливо-балагурной форме произносилось примерно это.

В принципе все мы понимаем, что гигиена раньше отличалась от сегодняшней. Не то, что даже в 18-19 веках, а в советском союзе или в 90 годах. Голову можно было мыть раз в неделю — в субботу, в банный день и ничего — чистая. Мыли ее не шампунем, а золой к примеру. Или вообще мазали подсолнечным маслом для блеска, гладкости и красоты 🙂 ( помните у Аксакова Аксютку)

Но ближе к делу. Попались мне на днях две электронные книги — слегка противоречащие друг другу. Вот выдержка из первой ( Куфтин – «Киргиз-кайсаки – культура и быт»)

там, не в обиду монголам, сказано — «…Вместе с тем у алтайцев и монголов нет обыкновения стирать свое белье: раз надев платье, они не скидают его до износу; женский головной убор часто приклеивается к волосам особым клеем и вообще редко снимается. Напротив, турецкие кочевники Средней Азии и Казакстана употребляют мыло «сабын», которое сами изготовляют из золы растений и жира, и весь их костюм, женские белые головные уборы рассчитаны на опрятность..»

А вот вторая книга (Харузин «Киргизы Букеевской Орды»):

В распространении накожных болезней здесь, по моему мнению, играют роль главным образом два условия 1) нечистоплотность и отсутствие всякого ухода за кожей и 2) обычаи, благоприятствующие тех из накожных болезней, которые прилипчивы (контагиозные, заразительные болезни). Обыкновенно много говорят о нечистоплотности русского крестьянина и мне хорошо известна эта нечистоплотность, так как я вырос среди крестьян в одном из самых глухих уездов центральных губерний. Но то, что приходилось мне видеть в киргизских аулах, убедило меня, что киргиз во много раз неряшливее и грязнее крестьянина. Этот хотя раз в две недели моется в бане или речке и одевает, хотя грубую, толстого холста, но все-таки промытую в горячей воде рубаху. Но ничего подобного нет у киргизов. Они не имеют понятия о банях и ваннах и никогда не моют всего тела горячей водой; ежедневные же омовения совершаются лишь ради обряда, да и воды при этом берется такое количество, которым нельзя смыть грязь с тела, а можно только размазать ее, кроме того, этому омовению подвергаются лишь некоторые части тела. Что омовения эти делаются с тем только, чтобы исполнить священный обряд, видно из того, что омовение например ног совершается иногда так: ичиги (сапоги без каблуков) не снимаются и мокрой рукой проводят один раз по ичигам, соответственно тыльной стороне стопы и после этого ноги считаются вымытыми. Смены белья в известные промежутки времени не существует; обыкновенно, надевши новую, ситцевую рубаху, киргиз носит ее, не снимая,  до тех пор,  пока она совсем не износится; только вши, которых вообще у киргизов очень много, заставляют иногда снимать эту рубаху и мыть ее, да и то она моется в холодной воде (не в мыльной и не в горячей). Бешметы, халаты никогда не моются; шубы, бараньи шапки, меховые малахаи и т.п. не очищаются от грязи.

 

Вообще книга интересная — почитайте:)

картинку всерьез не воспринимайте

 

«Чингисхан запретил мыться». Гигиена монголо-татар: чему там можно поучиться?

Монголо-татар часто представляют как орду диких грязных варваров, которые пьют кровь и вообще чужды человеческой культуре, пишет Кириллица. Это глубокое заблуждение: монгольские воины пили лошадиную кровь только в случае крайней нужды, когда несколько суток не могли найти воды, при этом они обладали глубокими воинскими традициями. А что касается «грязноты» — то для развенчания этого мифа достаточно упомянуть тот факт, что первая найденная зубная щетка принадлежит именно монголо-татарам и датируется она Х веком.

«Дикие варвары»

Долгое время отечественные и западные историки придерживались лишь одного – резко негативного – взгляда на соратников и последователей Чингисхана. Их изображали дикой ордой кочевников, которые не придерживаются никаких законов. Многочисленные авторы писали о бесчисленных зверствах и злодеяниях этих отвратительных и грязных варваров.

Сергей Борисович Лавров в своей книге «Лев Гумилев: Судьба и идеи» (Москва, 2007 год издания) рассказал своим читателям, как неохотно научный мир воспринимал попытки альтернативного подхода к истории Великой Степи.

«По поводу взятия монголами среднеазиатских городов существует вполне устоявшаяся версия, согласно которой «дикие кочевники разрушили культурные оазисы земледельческих народов». Л.Н. (Лев Николаевич) указывал, что эта версия основана на легендах, создававшихся придворными мусульманскими историографами», – написал С.Б. Лавров.

Представители многих покоренных народов оставили крайне нелестные, что и понятно, описания монголо-татар, которым безоговорочно поверили в Западной Европе. Никогда не сталкиваясь с реальными кочевниками, немецкие и французские историки создали в своих работах резко негативный образ врага, основанный на экзистенциальном страхе перед потенциальными завоевателями с востока. Затем ошибочное и предвзятое мнение было заимствовано и русскими учеными.

При этом некоторые специалисты отмечали, все же, что Яса (Джасак) – свод законов Чингисхана – была для своего времени крайне прогрессивным правовым документом, ведь даже принятый в XVIII веке «Воинский устав» Петра I Алексеевича предполагал смертную казнь за 200 различных преступлений и правонарушений.

«Чингисхан запретил мыться»

В околонаучной литературе существует немало исторических анекдотов и баек о монголо-татарах. Например, о том, что великий завоеватель Чингисхан якобы запретил своим воинам стирать одежду и мыться.

Ничего не знающие о реальных монгольских верованиях люди ссылаются на то, что соблюдение гигиенических процедур сулит людям всякие несчастья и бедность, по народным приметам. Упоминается также крылатая фраза, приписываемая разным полководцам, что «настоящий монгол моется лишь два раза в жизни».

Таких примеров можно найти еще немало. Фантазия авторов этих псевдонаучных работ буквально зашкаливает. Некоторые из них утверждают, что кочевникам по той или иной причине нельзя соприкасаться с водой в летнее время года.

Анатолий Григорьевич Оловинцов в книге «Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана» (Москва, 2015 год издания) привел реальный пункт из вышеупомянутой Ясы, касающийся гигиенических процедур. Итак, на самом деле великий завоеватель установил: «Запрещается купаться или стирать бельё в проточной воде во время грозы».

И это всё. Монголы в X-XIII веках, как и представители многих других народов, в большинстве своем были язычниками. Они действительно опасались грозы, грома и молний. И думали, что купаться в такое время – не лучшая идея.

Древнейшая зубная щетка

Сейчас многих удивляет тот факт, что пользоваться зубными щетками монголы начали, как минимум, раньше просвещенных китайцев, а перед древней культурой Поднебесной империи европейские историки часто рассыпаются в дифирамбах.

Корреспондент «Российской газеты» Николай Грищенко в своей статье «Азовские археологи нашли 500-летнюю зубную щетку», которая была опубликована 11 июня 2015 года, описал интересное открытие, сделанное учеными. На Севастопольской улице в городе Азове в ходе раскопок была обнаружена одна из древнейших зубных щеток, которой в XIV веке пользовался некий представитель монголо-татарского войска.

Заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника Андрей Масловский пояснил журналисту, что вопреки расхожему мнению, первые зубные щетки появились не в Китае XV века, а на территории современной Монголии еще в X-XII веках.

«Эта находка указывает, что в западном районе золотоордынского города Азак (так в Средневековье называли Азов) проживало население с нетривиальными по тому времени культурными привычками», – подчеркнул Андрей Масловский.

Судя по костяной рукоятке с дырочками для щетинок, которые не уцелели за прошедшие столетия, за здоровьем полости рта монголо-татарские захватчики следили примерно так же, как и современные люди.

Гигиена в степи

У каждого народа есть свои представления о гигиене, а культура омовений во многом зависит от условий жизни и быта конкретного этноса. Некоторые историки пытаются оправдать миф о диких и грязных варварах тем, что в условиях кочевой степной жизни людям просто негде помыться. Поэтому, дескать, несоблюдение гигиенических норм вошло у скотоводов в привычку.

Однако, вопреки общепринятым представлениям, рек и озер в Центральной Азии никак не меньше, чем в Европе. И люди, в основном, селятся по берегам водоемов, что логически оправданно. Кроме того, ни для кого не секрет, что лошадей, овец и коров необходимо поить, как минимум, два раза в день – утром и вечером. Поэтому у каждой степной стоянки обязательно имеется колодец, он просто жизненно необходим.

Учитывая тяжелые условия труда скотовода, мыться ему необходимо каждый день. Ведь жара и пот, песок и пыль, а также физическое напряжение дают о себе знать. Поэтому, пригнав вечером отару овец и напоив скотину, кочевник приступает к гигиеническим процедурам. Для этого используется вода из ближайшего колодца, а также металлический таз и кумган (специальный кувшин с носиком, ручкой и крышкой).

Если говорить о городах Центральной Азии, то первые общественные бани появились в них еще в VIII веке. Они во многом напоминали греческие термы, ведь эллинская культура оказала заметное влияние на быт многих восточных народов.

В эпоху великих завоеваний монголки из богатых семей носили роскошные одежды из китайского шелка, подкрашивали лица косметикой и украшали свои волосы драгоценностями. Простые девушки, естественно, тоже стремились хорошо выглядеть, ведь неряха никому не понравится.

Впрочем, у всех народов есть как отъявленные аккуратисты, так и люди, не придающие большого значения своему внешнему виду.

Гигиена монголо-татар: чему там можно поучиться

Монголо-татар часто представляют как орду диких грязных варваров, которые пьют кровь и вообще чужды человеческой культуре. Это глубокое заблуждение: монгольские воины пили лошадиную кровь только в случае крайней нужды, когда несколько суток не могли найти воды, при этом они обладали глубокими воинскими традициями. А что касается «грязноты» — то для развенчания этого мифа достаточно упомянуть тот факт, что первая найденная зубная щетка принадлежит именно монголо-татарам и датируется она Х веком.

«Дикие варвары»

Долгое время отечественные и западные историки придерживались лишь одного – резко негативного – взгляда на соратников и последователей Чингисхана. Их изображали дикой ордой кочевников, которые не придерживаются никаких законов. Многочисленные авторы писали о бесчисленных зверствах и злодеяниях этих отвратительных и грязных варваров.

Сергей Борисович Лавров в своей книге «Лев Гумилев: Судьба и идеи» (Москва, 2007 год издания) рассказал своим читателям, как неохотно научный мир воспринимал попытки альтернативного подхода к истории Великой Степи.

«По поводу взятия монголами среднеазиатских городов существует вполне устоявшаяся версия, согласно которой «дикие кочевники разрушили культурные оазисы земледельческих народов». Л.Н. (Лев Николаевич) указывал, что эта версия основана на легендах, создававшихся придворными мусульманскими историографами», – написал С.Б. Лавров.

Представители многих покоренных народов оставили крайне нелестные, что и понятно, описания монголо-татар, которым безоговорочно поверили в Западной Европе. Никогда не сталкиваясь с реальными кочевниками, немецкие и французские историки создали в своих работах резко негативный образ врага, основанный на экзистенциальном страхе перед потенциальными завоевателями с востока. Затем ошибочное и предвзятое мнение было заимствовано и русскими учеными.

При этом некоторые специалисты отмечали, все же, что Яса (Джасак) – свод законов Чингисхана – была для своего времени крайне прогрессивным правовым документом, ведь даже принятый в XVIII веке «Воинский устав» Петра I Алексеевича предполагал смертную казнь за 200 различных преступлений и правонарушений.

«Чингисхан запретил мыться»

В околонаучной литературе существует немало исторических анекдотов и баек о монголо-татарах. Например, о том, что великий завоеватель Чингисхан якобы запретил своим воинам стирать одежду и мыться.

Ничего не знающие о реальных монгольских верованиях люди ссылаются на то, что соблюдение гигиенических процедур сулит людям всякие несчастья и бедность, по народным приметам. Упоминается также крылатая фраза, приписываемая разным полководцам, что «настоящий монгол моется лишь два раза в жизни».

Таких примеров можно найти еще немало. Фантазия авторов этих псевдонаучных работ буквально зашкаливает. Некоторые из них утверждают, что кочевникам по той или иной причине нельзя соприкасаться с водой в летнее время года.

Анатолий Григорьевич Оловинцов в книге «Тюрки или монголы? Эпоха Чингисхана» (Москва, 2015 год издания) привел реальный пункт из вышеупомянутой Ясы, касающийся гигиенических процедур. Итак, на самом деле великий завоеватель установил: «Запрещается купаться или стирать бельё в проточной воде во время грозы».

И это всё. Монголы в X-XIII веках, как и представители многих других народов, в большинстве своем были язычниками. Они действительно опасались грозы, грома и молний. И думали, что купаться в такое время – не лучшая идея.

Древнейшая зубная щетка

Сейчас многих удивляет тот факт, что пользоваться зубными щетками монголы начали, как минимум, раньше просвещенных китайцев, а перед древней культурой Поднебесной империи европейские историки часто рассыпаются в дифирамбах.

Корреспондент «Российской газеты» Николай Грищенко в своей статье «Азовские археологи нашли 500-летнюю зубную щетку», которая была опубликована 11 июня 2015 года, описал интересное открытие, сделанное учеными. На Севастопольской улице в городе Азове в ходе раскопок была обнаружена одна из древнейших зубных щеток, которой в XIV веке пользовался некий представитель монголо-татарского войска.

Заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника Андрей Масловский пояснил журналисту, что вопреки расхожему мнению, первые зубные щетки появились не в Китае XV века, а на территории современной Монголии еще в X-XII веках.

«Эта находка указывает, что в западном районе золотоордынского города Азак (так в Средневековье называли Азов) проживало население с нетривиальными по тому времени культурными привычками», – подчеркнул Андрей Масловский.

Судя по костяной рукоятке с дырочками для щетинок, которые не уцелели за прошедшие столетия, за здоровьем полости рта монголо-татарские захватчики следили примерно так же, как и современные люди.

Гигиена в степи

У каждого народа есть свои представления о гигиене, а культура омовений во многом зависит от условий жизни и быта конкретного этноса. Некоторые историки пытаются оправдать миф о диких и грязных варварах тем, что в условиях кочевой степной жизни людям просто негде помыться. Поэтому, дескать, несоблюдение гигиенических норм вошло у скотоводов в привычку.

Однако, вопреки общепринятым представлениям, рек и озер в Центральной Азии никак не меньше, чем в Европе. И люди, в основном, селятся по берегам водоемов, что логически оправданно. Кроме того, ни для кого не секрет, что лошадей, овец и коров необходимо поить, как минимум, два раза в день – утром и вечером. Поэтому у каждой степной стоянки обязательно имеется колодец, он просто жизненно необходим.

Учитывая тяжелые условия труда скотовода, мыться ему необходимо каждый день. Ведь жара и пот, песок и пыль, а также физическое напряжение дают о себе знать. Поэтому, пригнав вечером отару овец и напоив скотину, кочевник приступает к гигиеническим процедурам. Для этого используется вода из ближайшего колодца, а также металлический таз и кумган (специальный кувшин с носиком, ручкой и крышкой).

Если говорить о городах Центральной Азии, то первые общественные бани появились в них еще в VIII веке. Они во многом напоминали греческие термы, ведь эллинская культура оказала заметное влияние на быт многих восточных народов.

В эпоху великих завоеваний монголки из богатых семей носили роскошные одежды из китайского шелка, подкрашивали лица косметикой и украшали свои волосы драгоценностями. Простые девушки, естественно, тоже стремились хорошо выглядеть, ведь неряха никому не понравится.

Впрочем, у всех народов есть как отъявленные аккуратисты, так и люди, не придающие большого значения своему внешнему виду.

Читайте также:

Гигиена монголо-татар: что переняли русские

Когда два разных народа долгое время соседствуют, процесс культурного взаимодействия неизбежен. Люди перенимают друг у друга слова, предметы домашнего обихода, различные ремесла, кулинарные рецепты и многое другое. Некоторые обычаи и ежедневные привычки тоже могут быть позаимствованы, если они кажутся полезными и обоснованными. Это относится и к нормам гигиены.

Позаимствовали немало

Доктор исторических наук Вадим Долгов в своей книге «Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь» (Москва, 2009 г.) описал, как происходил процесс культурного взаимодействия. Автор отметил, что такие качества как восприимчивость, открытость и способность осваивать лучшее, что имеется у соседей, были присущи русским на заре становления их государственности.

«Русь в XIII – середине XVI в. еще весьма активно шла по пути синтеза самых разнообразных культурных приобретений», – считает Вадим Долгов.

Неслучайно в русском языке так много слов, позаимствованных у монголо-татар, а отдельные восточные мотивы в декоре православных храмов, которые считаются влиянием византийской архитектурной традиции, на самом деле могли быть скопированы русскими мастерами с изделий народно-прикладного искусства, привезенных князьями из Золотой Орды.

Даже национальный костюм жителей Руси подвергся, по мнению историков, татарскому влиянию. Например, русские аристократы носили похожие головные уборы – шапки с треугольным вырезом спереди и поднятыми кверху полями. Восточное происхождение также имеют слова «кафтан», «сарафан», «шуба», «ферязь» и т.п.

И традиционное оружие русских воинов подверглось трансформации в результате частых стычек с монголо-татарами. На смену тяжелым мечам пришли сабли, ведь они гораздо эффективнее в конном бою.

Чистить зубы

Новость о найденной сравнительно недавно зубной щетке, которой в XIV веке пользовался некий житель золотоордынского города Азак (ныне – Азов), не удивила историков и археологов, но стала сенсацией для общественности. Об этом журналист Николай Грищенко написал в «Российской газете». Его статья «Азовские археологи нашли 500-летнюю зубную щетку» была опубликована 11 июня 2015 года.

Костяная рукоять с дырочками, в которые вставлялись щетинки, обнаруженная учеными, предположительно принадлежала монгольскому воину. То есть, русские могли перенять привычку ухаживать за полостью рта у жителей Золотой Орды.

Заведующий отделом археологии Азовского музея-заповедника, Андрей Масловский, рассказал: «Есть мнение, что зубные щетки появились только в XV веке, и то в Китае. На самом деле, щетки известны благодаря раскопкам городов, расположенных на территории древней Монголии и датируются они Х-ХII веками. Эта находка указывает, что в западном районе золотоордынского города Азак проживало население с нетривиальными по тому времени культурными привычками».

Окуривать дымом от инфекций

Как известно, целью гигиенических процедур является не только физическая чистота, но и защита человека от микробов. Во многих странах Азии с древнейших времен существовал обычай окуривать людей, их одежду и жилища дымом, чтобы спастись от инфекций. Не зная, как распространяются болезни, и не имея антибиотиков, люди именовали микробов «злыми духами».

Монголы неукоснительно соблюдали обычай: перед визитом к высокопоставленному лицу каждый человек был обязан пройти между двумя дымящимися кострами, чтобы подтвердить тем самым свою благонадежность. Разумеется, такая мера предосторожности не могла полностью гарантировать защиту правителя от инфекций, но риск заражения все-таки снижался.

Русские князья удивлялись требованию пройти между двух костров перед посещением хана Золотой Орды, считая такую защиту от «злых духов» проявлением язычества.

Как написал известный историк Дмитрий Володихин в своей книге «Рюриковичи» (Москва, 2013 год издания), Михаил Всеволодович Черниговский мог быть казнен ханом Батыем в 1246 году по этой причине. Дело в том, что «…от князя потребовали поклониться языческим идолам и пройти меж двух зажженных костров – поступить так, как поступало большинство русских князей, являвшихся в Орду. Михаил счел подобное поклонение несовместимым с христианской верой».

Поскольку князей не только удивляло, но и возмущало требование пройти сквозь дым двух горящих костров, можно сделать вывод, что в домонгольский период на Руси не применяли такой способ борьбы с инфекциями. А сейчас окуривание больного человека дымом целебных трав – один из методов русской народной медицины.

Эффективность такой меры при борьбе с инфекциями подтверждают и современные специалисты, в том числе японский целитель Кацудзо Ниши – автор популярной книги «Дыхательные практики» (Санкт-Петербург, 2010 г., перевод Веры Марковой).

«Наши предки широко использовали лечение дымом. Такое лечение хорошо помогало при насморке и простудных заболеваниях, при ревматизме и для лечения от инфекций», – отметил специалист по альтернативной медицине.

Брить голову

Известный востоковед Евгений Кычанов в своей книге «Великий Чингис-хан. «Кара Господня» или «человек тысячелетия»?» (Москва, 2013 г.) упомянул и о том, какие прически традиционно носили монгольские воины. Как и представители многих других азиатских народов, они брили большую часть головы.

Обычно воины оставляли три чуба: спереди и по бокам. Причем, передний чуб подстригали, а боковые пряди волос были достаточно длинными, так что они свисали на плечи. Бритье головы было обязательным. Необходимость борьбы с паразитами при кочевом образе жизни заметно возрастала, так, что даже мужская мода была продиктована гигиеническими соображениями.

Вскоре эта прическа была заимствована жителями юга Руси. Претерпев некоторые изменения, она прочно закрепилась у запорожских казаков. Все помнят их знаменитые длинные чубы по многочисленным картинам, а также по литературным описаниям.

После принятия ислама

Большое влияние на ежедневные гигиенические привычки жителей Золотой Орды оказало принятие ислама в качестве государственной религии.

Александр Ханников – автор книги «Энциклопедия ислама» (издатель И.В. Мельников, 2012 г.) – указал, что это событие произошло во времена правления хана Узбека в 1312-1342 годах. С этого момента жизнь Золотой Орды начала претерпевать изменения.

Мусульманская религия унифицировала ежедневные гигиенические процедуры монголо-татар, введя их в строгую систему. Верующий человек должен был регулярно мыться, тщательно следить за гигиеной полости рта, подстригать ногти, избавляться от волос на лобке и в подмышках, а также подмываться после каждого похода в туалет. Поэтому правоверные жители Золотой Орды посещали отхожие места, прихватив с собой кумган (небольшой кувшин с высоким горлом и ручкой).

Не исключено, что некоторые русские, живущие по соседству, могли обратить внимание на подобные гигиенические процедуры и кое-что перенять.

Читайте также:

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *