Где посмотреть на Сальвадора Дали и его картины
Как и большинство гениев, в детстве Дали считался «неуправляемым» ребенком. В школе он был изгоем, предметом травли сверстников, а в Академии Сан-Фернандо, напротив, считался хамом и снобом. За слишком вольную манеру общения с профессорами Академии вспыльчивый испанец был исключен из учебного заведения. Однако парадоксальным образом это пошло ему на пользу: в поисках новых впечатлений Сальвадор Дали оказался в Париже, где обрел старших товарищей по живописи и женщину, ставшую единственной страстью всей его жизни.
Большинство картин Дали были созданы благодаря его жене, честолюбивой Гале. Она отлично понимала, что вышла замуж за гения, и чувствовала возложенную на нее ответственность: находила супругу покупателей для его работ, уговаривала его не бросать живопись. Одними из самых верных поклонников творчества Сальвадора были Альберт и Элеанор Морзе, супруги из Соединенных Штатов Америки. За сорок лет деловых и дружеских отношений с Дали и Галой они собрали в частную коллекцию около ста картин маслом и столько же акварелей великого сюрреалиста. Сегодня все эти работы можно посмотреть в Музее Дали, открытом с 1984 года в американском городе Сент-Питерсберг, штат Флорида.
Европейское собрание картин Сальвадора Дали расположено в Париже на Монмартре, по адресу 11 rue Poulbot. Здесь посетители могут увидеть не только картины, но и скульптуры, и гравюры руки мастера. В Московском музее современного искусства также находится несколько скульптур, а в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина — офорты, однако картин Дали в постоянных российских экспозициях нет.
Центр искусств королевы Софии в Мадриде, находящийся на Calle Santa Isabel, 52, имеет в постоянной коллекции одни из самых известных полотен своего гениального земляка. Здесь и «Портрет Луиса Буньюэля» 1924 года, и «Великий Мастурбатор» 1929 года, и многие другие его работы.
Однако те культовые картины, которые, без преувеличения, видел каждый, кто хоть немного знаком с современным искусством, находятся, как ни странно, не на родине мастера, а в двух североамериканских городах. «Постоянство памяти» , в сюжете которой использованы «плавленые» часы, украшает нью-йоркский Музей современного искусства. А неоднозначная «Тайная вечеря» — Национальную галерею искусства в Вашингтоне.
Чудаковатый в жизни, Дали и смерть свою решил обставить не так, как полагается. Согласно его завещанию, захоронение художника в родном для него испанском городе Фигерас сделано так, что посетители Театра-музея Дали, где находится гроб, могут его видеть. Кстати, свое последнее пристанище Дали проектировал самостоятельно.
Знаменитые произведения Сальвадора Дали (20 фото)
Представляем Вашему вниманию подборку самых знаменитых работ Сальвадора Дали.1. «Автопортрет с рафаэлевской шеей» — картина, написанная в 1921 году, когда умерла его мать, что, по признанию художника, было одним из тяжелейших переживаний его жизни. Это одна из первых работ Сальвадора. Выполнена в импрессионистском стиле.
2. «Портрет Луиса Буньюэля» — картина, написанная в 1924 году. Первоначально находилась в коллекции Луиса Буньюэля. В настоящее время находится в Центре искусств королевы Софии в Мадриде.
Дали познакомился с Луисом Буньюэлем в Королевской Академии Искусств в Мадриде, во время своего обучения в 1922—1926 годах. Буньюэль был одним из тех, кто в значительной степени повлиял на Сальвадора. Позднее Дали принял участие в съёмках двух фильмов Буньюэля: «Андалузский пёс» (1929) и «Золотой век» (1930).
Портрет Луиса Бунюэля был написан, когда будущему режиссёру было 25 лет. Он изображён серьезным и задумчивым человеком с пристальным взглядом, смотрящим в сторону от художника и зрителей. Картина выполнена в мрачноватых тонах. Сдержанные цвета создают атмосферу серьезности и подчеркивают глубокомысленный взгляд.
В этом шедевре Дали достигнуто замечательное единство активной формы и концентрированной психологической характеристики. Великолепно написанное лицо узнаётся мгновенно, так же, как сразу «схватываются» черты обретающего зрелость индивидуального стиля Дали, способность художника к жёсткому самоконтролю при выборе живописных средств.
3. «Плоть на камнях» — картина, написанная в 1926 году. Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере. Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо.
4. «Приспособление и рука» — картина, написанная в 1927 году. Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода.
5. «Незримый человек» — картина, написанная в 1929 году. Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи.
6. «Просвещенные удовольствия» — картина, написанная в 1929 году. Интересна тем, что вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора.
7. «Великий Мастурбатор» — картина, написанная в 1929 году в стиле сюрреализм, в данный момент выставлена в Центре искусств королевы Софии в Мадриде (Испания).
В центре картины изображено смотрящее вниз деформированное человеческое лицо. Похожий профиль изображён также на более известной картине Дали «Постоянство памяти» (1931). Из нижней части головы поднимается обнажённая женская фигура, напоминающая музу художника Галу. Рот женщины тянется к скрытым под лёгкой одеждой мужским гениталиям, намекая на предстоящую фелляцию. Мужская фигура изображена только от пояса до колен со свежими кровоточащими порезами.
Под человеческим лицом, на его рту, сидит саранча— насекомое, перед которым художник испытывал иррациональный страх. По брюшку саранчи и по центральной фигуре ползут муравьи — популярный мотив в работах Дали — символ коррупции. Под саранчой изображена пара фигур, отбрасывающая одну общую тень. В нижнем левом углу картины одинокая фигура торопливо удаляется вдаль. Помимо этого на полотне присутствуют также яйцо (символ плодородия), нагромождение камней и (под лицом женщины) цветок каллы с фаллообразным пестиком.
«Великий мастурбатор» имеет большое значение для исследования личности художника, поскольку навеяна его подсознанием. Картина отображает противоречивое отношение Дали к сексу. В его детстве отец Дали оставил на пианино книгу с фотографиями гениталий, поражённых венерическими заболеваниями, что привело к ассоциированию секса с гниением и надолго отвратило юного Дали от половых отношений.
Дали хранил эту картину в собственной коллекции в Театре-музее Дали в Фигерасе до самой смерти, после чего «Великий мастурбатор» стал частью национальной коллекции и был перемещён в мадридский музей.
8. «Постоянство памяти» — картина, написанная в 1931 году
«…Решив написать часы, я написал их мягкими. Это было однажды вечером, я устал, у меня была мигрень — чрезвычайно редкое у меня недомогание. Мы должны были пойти с друзьями в кино, но в последний момент я решил остаться дома. Гала пойдет с ними, а я лягу пораньше. Мы поели очень вкусного сыру, потом я остался один, сидел, облокотившись на стол, и размышляя над тем, как «супермягок» плавленный сыр. Я встал и пошел в мастерскую, чтобы, как обычно, бросить взгляд на свою работу. Картина, которую я собирался писать, представляла пейзаж окрестностей Порт-Льигата, скалы, будто бы озаренные неярким вечерним светом. На первом плане я набросал обрубленный ствол безлистной маслины. Этот пейзаж — основа для полотна с какой-то идеей, но какой? Мне нужно было дивное изображение, но я его не находил. Я отправился выключить свет, а когда вышел, буквально «увидел» решение: две пары мягких часов, одни жалобно свисают с ветки маслины. Несмотря на мигрень, я приготовил палитру и взялся за работу. Через два часа, когда Гала вернулась из кино, картина, которая должна была стать одной из самых знаменитых, была закончена. «
9. «Параноические превращения лица Гала» — картина, написанная в 1932 году.
Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.
10. «Ретроспективный портрет женщины» — скульптура, 1933 год.
Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки — символы плодородия, Сальвадор как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.
11. «Загадка Вильгема Телля» — картина, написанная в 1933 году.
Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя.
12. «Лицо Мэй Уэст» — картина, написанная в 1935 году.
Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дива
13. «Женщина с головой из роз» — картина, написанная в 1935 году.
Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.
14. «Податливое сооружение с варёными бобами (Предчувствие гражданской войны)» — картина, написанная в 1935 году.
Эта картина — ужас испанца, понимающего, что происходит с его страной и куда она движется.
15. «Венера Милосская с ящиками» — скульптура, 1936 год.
Знаменитейшая из выдумок Дали. Ящики всегда изображались им открытыми. Они обозначали обыскивание, производимое неумышленно. Здесь у Дали явно какое-то устойчивое воспоминание, корни которого остались неведомыми. Дали наметил, где должны быть ящики, а Марсель Дюшан, к которому Дали относился с огромным уважением, сделал форму для отливки. С той же формы в 1964 году была сделана серия новых отливок. Сейчас Венера находится в музее Сальвадора Дали во Флориде. Музей Сальвадора Дали — единственный музей в США, посвященный одному художнику.
16. «Телефон — омар» — 1936 год.
Так называемый, сюрреаллистический предмет — предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».
17. Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943)
Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL», а во второй — использует бутылку «Кока-Колы
18. «Метаморфозы Нарцисса» — картина, написанная в 1937 году.
Дали создал эту картину и написал комментирующее её большое стихотворение, возвратившись в Париж после своего грандиозного успеха в Америке. Согласно древнегреческому мифу, Нарцисс был необыкновенно красивым юношей, увидевшим свое отражение в водах источника и влюбившийся в него. По одной версии, он зачах, не в силах утолить свою страсть, однако, более драматичный вариант повествует, что он склонился к воде, чтобы обнять свое отражение, упал туда и утонул. Впоследствии боги превратили его в цветок нарцисса. Дали изображает Нарцисса сидящим у воды и глядящим в нее, а рядом стоит разрушающийся камень, который близко повторяет очертания его фигуры, но воспринимается уже по-иному, — как рука, держащая луковицу или яйцо с растущим из него цветком. На заднем плане жестикулирует группа обнаженных людей, в то время как третья нарциссо-подобная фигура появляется на горизонте.
19. «Загадка Гитлера» — картина, написанная в 1937 году.
Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Сальвадор впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике».
20. «Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера» — картина, написанная в 1940 году.
Дали писал: «Своей страстной любовью Гала извлекла меня из иронического и суетливого мира рабов. Из моей жизни Гала стёрла и образ Вольтера, и все следы скептицизма».
Что на самом деле изображено на самых известных картинах Сальвадора Дали
Все свои страхи и комплексы великий художник честно переносил на полотно
Сальвадор Дали – самый знаменитый сюрреалист, да и вообще один из популярнейших художников ХХ века. За свою долгую жизнь он создал более полутора тысяч произведений искусства: картин, иллюстраций, декораций, гравюр, скульптур. Все его чудачества и выходки, детские фобии и взрослые странности известны миру от него самого. И все они так или иначе нашли отражение в его творениях.
Справка: Сюрреализм – направление в искусстве, появившееся в 20-е годы ХХ века не без влияния идей психоанализа Фрейда. Вдохновение художники и поэты черпали в собственном подсознании, перемешивая в своем творчестве сон и явь, бред и действительность.
Сальвадор Дали. 1939 г. wikipediaКоролевское детство
Этот испанский пейзаж близ Фигераса – родного города Дали, написан в духе импрессионизма маслом на почтовой карточке… шестилетним Сальвадором. Рисовал он с самого детства. Люди, видевшие его картины, пророчили мальчику великое будущее художника. Ребенком он экспериментировал с живописью, делая картины-инсталляции с использованием наклеенных на холст камней или реальной вишни с червями. При этом мальчик был замкнутым и застенчивым, с кучей комплексов и странных фантазий.
С. Дали. Пейзаж близ Фигераса. 1910 г.Одноклассники травили Сальвадора, он же понял, что истерики и эпатажное поведение спасают в любых ситуациях, чем и пользовался. Дома Дали «царил и повелевал» – родители его обожали и баловали. Однажды он получил в подарок костюм короля — с накидкой, подбитой настоящим горностаевым мехом, и корону, украшенную драгоценными камнями. С этого момента будущий художник уже не сомневался в своем великом предназначении и избранности.
Когда он учился в Мадридской художественной академии, однокашники ходили за ним раскрыв рот и внимая каждому слову. Он же – великий не только художник, но и провокатор и актер – любил выделяться и поведением, и внешностью. Дали отрастил длинные волосы, придумал свои знаменитые усы. Шевелюру он нередко покрывал лаком для картин так, что они образовывали твердую корку. Любил оригинальные трости, а одеваться старался непременно вызывающе.
Читайте также: Сальвадора Дали эксгумируют для установления отцовства >>
Воспоминания эмбриона
Дали утверждал, что обладает ясными и четкими воспоминаниями о своей внутриутробной жизни. Самым ярким видением художника «до рождения» была глазунья из двух яиц, висящая в пространстве, причудливо переливаясь и напоминая о рае.
С. Дали. Высокое мгновение. 1938 г.Дали очень любил свою мать, которая умерла, когда ему было 17 лет. Тем чудовищнее выглядит его позднейший поступок, за который отец проклял сына и изгнал из семьи, – после знакомства со своей музой Галой на одном из холстов Дали написал: «Я плюю на свою мать». Объясняется это классически по Фрейду: он наконец-то полностью освободился от власти матери, семьи, обретя новый предмет для поклонения в лице возлюбленной. «Дневник одного гения» начинается фрейдовской цитатой: «Герой есть тот, кто восстает против отцовского авторитета и побеждает его».
Эротические фантазии
Дали делится со своими читателями бредовыми фантазиями, которые посещали его в детстве и юности: у него сохранились реальные и ложные воспоминания о любви, о девочках и девушках, которые любили его и которых не любил он.
С. Дали. Мед слаще крови. 1927 г.Дали в своих фантазиях стремился унижать и уничтожать: жаждал причинять боль, сбросить поклонницу с башни или скалы, расчленить ее. Не спешите ужасаться: это не более чем по Фрейду. Каждый может найти внутри себя что-то жуткое, но далеко не каждый способен это «вынуть наружу» и таким образом победить тараканов в своей голове.
Дали, благодаря своему увлечению Фрейдом, осознал, что это было желание сексуальной близости и боязнь ее. Сам он утверждает, что его жена
Вспоминая о знакомстве с Галой и своем предвкушении любви Дали писал, что чувствовал приближение неизведанного и наслаждался этим, но пока в одиночестве, и одинокое наслаждение тела считал «слаще меда». Вскоре после знакомства с будущей любовью всей его жизни, художник написал картину «Великий мастурбатор», символизирующую переход на новый рубеж сексуального мировоззрения. Дали признавался, что в этой картине отразил «чувство вины существа, полностью лишенного жизни из-за активного онанизма». Эту работу художник не продал и не расстался с ней до конца жизни.
С. Дали. Великий мастурбатор. 1929 г.Образы картины Дали сам разъясняет в своих книгах. Большая восковая голова, огромный нос, которой упирается в землю, вместо рта – мертвый кузнечик, поедаемый муравьями. И кузнечики, и муравьи – детские страхи Дали. Кузнечиков или саранчу он боялся панически.
Что касается муравьев, то однажды в детстве, придя в свой мини-зверинец, Сальвадор обнаружил, что его ежик умер. Когда он перевернул тельце, то с ужасом увидел, что оно кишит муравьями. Воск, связанный с медом, для Дали тоже символ смерти, потому что его таяние есть умирание. Теперь, встретив любовь своей жизни, художник освободился от страхов.
Читайте также: 135 лет назад на свет появился незабываемый Пикассо >>
Постоянство памяти
Это, пожалуй, самая знаменитая картина Сальвадора Дали, созданная им в Порт-Льигате, где он поселился вместе с Галой. После долгих размышлений и созерцания прекрасных пейзажей родилась «морфологическая эстетика мягкого и твердого». Стекающие часы символизируют отказ от линейного понимания времени: все, что происходит, происходило или произойдет – мягкое и податливое. Говорят, что Дали вдохновился сыром камамбер. На одной же из своих лекций на вопрос из зала об этой картине художник ответил, что не важно, мягкие часы или твердые, – главное, чтобы они показывали точное время.
Не просто сны
Эта картина, написанная Дали в 1944 году в США, куда они с Галой уехали подальше от войны, чисто символистско-фрейдистская. Этот сон – о противостоянии мужского и женского начала, о грани реального и бессознательного. Гала не лежит, а парит; по Фрейду полет – это символ подавляемых желаний. Обелиск на спине у слона, как и ружье, как и жало осы, превращенной в тигров по цветовой аналогии, – олицетворение мужской силы. Гранат – возрождение и плодородие, женская суть.
С. Дали. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения. 1944 г.Слона с площади Минервы в Риме работы эпохи барокко Джованни Лоренцо Бернини Дали изображает на многих своих картинах, и это пристрастие необъяснимо, как и любовь к слоновьим черепам. Три тысячи слоновьих черепов художник мечтал расположить в бухте Порт-Льигата. Тонкие ножки, готовые обломиться, в целом ряде картин символизируют единственную зыбкую грань между реальностью и подсознанием, между праведностью и грехом.
Религиозный кубизм
В 1950-е годы, вернувшись в Порт-Льигат, Дали продолжает создавать свою собственную мифологию далианства и галатианства. Он отходит от сюрреализма, предпочтя ему «сверхкубические» творения и обратясь к религиозным сюжетам, в которых присутствует он сам со своей богиней Галой.
В «Дневнике одного гения» Дали подробнейшим образом описывает день за днем процесс создания «Corpus Hypercubus» – Гиперкубического тела, включая как особенности наложения красок, так и все физиологические подробности собственного существования: сон, пробуждение, простуду, кишечные расстройства.
Художник утверждал, что весь мир состоит из кубов или цилиндров. «На всех моих картинах неземной красотою блистают Мадонна и младенец Иисус. Здесь тоже все подчиняется строжайшим математическим законам – математике архикуба».
Распятие или гиперкубическое тело. 195425 самых странных сюрреалистичных картин Сальвадора Дали
Автор:05 июля 2015 10:40
Легендарный испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали — фигура достаточно неоднозначная в мировом искусстве. Его называли гением с характером бунтаря. Одни считали его сумасшедшим, другие — неподражаемым талантом. Сам Дали называл себя спасателем всего мирового искусства, ибо только он один «…способен возвысить, объединить и с царственной пышностью и красотою примирить с разумом все революционные эксперименты современности.
1. Искушение святого Антония
2. Вселенский собор
3. Архитектонический
4. Портрет Пикассо
5. Атавистические останки дождя
6. Загадка Вильгельма Телля
7. Предчувствие гражданской войны
8. В поисках червертого измерения
9. Мелкие останки
10. Пуристический натюрморт
11. Сон
12. Преждевременное окостенение станции
13. Антропоморфный шкафчик
14. Сотворение чудовищ
15. Загадка Гитлера
16. Сон, вызванный полетом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения
17. Постоянство памяти
18. Тлеющий осел
19. Эскиз декорации для балета
Картины Сальвадора Дали, которые можно увидеть в Москве | Фото | Культура
28 января в Центральном выставочном зале «Манеж» открывается выставка «Сальвадор Дали. Магическое искусство» — самая масштабная экспозиция художника в России. «Магическим искусством» или «магическим мастерством» Дали называл живопись, полагая, что техническое совершенство столь же значимо для художника двадцатого века, как и для мастеров эпохи Возрождения. Вслед за Леонардо да Винчи он считал живопись важнейшим из искусств и мечтал спасти ее от «лени и хаоса», в которые она погрузилась в современном мире.
На выставке будет представлено более 180 его произведений: живопись, рисунки, акварели и гравюры из собраний фонда «Гала — Сальвадор Дали», мадридского музея «Центр искусств королевы Софии» и частных европейских собраний. Это будет действительно «весь Дали», начиная с юношеских импрессионистических пейзажей 1910-х и заканчивая абстрактными холстами 1980-х годов. Картины, которые можно увидеть на выставке — в фотогалерее АиФ.ru.
Портрет моей сестры. 1925Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Пейзаж с загадочными элементами. 1934Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Мягкий автопортрет с жареным беконом. 1941Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Безумный Тристан. 1944Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Дематериализация под носом Нерона. 1947Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Максимальная скорость Мадонны Рафаэля. 1954Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры. Стереоскопическое произведение. 1978Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Сальвадор Дали в «телепатических очках» в своей студии в Порт-Льигате. 1968Robert Whitaker, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Портрет моей сестры. 1925Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Пейзаж с загадочными элементами. 1934Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Мягкий автопортрет с жареным беконом. 1941Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Безумный Тристан. 1944Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Дематериализация под носом Нерона. 1947Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Максимальная скорость Мадонны Рафаэля. 1954Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Дали, приподнимающий поверхность Средиземного моря, чтобы показать Гала рождение Венеры. Стереоскопическое произведение. 1978Salvador Dalí, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Сальвадор Дали в «телепатических очках» в своей студии в Порт-Льигате. 1968Robert Whitaker, Fundació Gala-Salvador Dalí, UPRAVIS, Moscow, 2019
Самые интересные статьи АиФ в Telegram – быстро, бесплатно и без рекламы |
11 скрытых символов «Постоянства памяти», узнав о которых вы начнете понимать и другие картины Дали
Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту
красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте
1. Плавящиеся циферблаты. Символизируют нелинейное время. Если в двух словах, это время, где прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно (например, такое происходит во сне). Именно из-за этой нелинейности мы можем видеть в одной композиции сразу три времени. Те часы, что висят на голом дереве, обозначают прошлое. На столе, стекающие в бездну, — настоящее. На спящем объекте — будущее. Почему каждый из циферблатов располагается на определенной поверхности — читайте в расшифровках этих объектов, ведь все это неспроста.
2. Оранжевый овал. На переднем крае стола — это тоже часы. Но они, в отличие от трех других, твердые, потому что символизируют время линейное, где прошлое и настоящее уже не существуют одновременно. Мы не можем управлять такими часами, они неумолимо идут вперед. Художник отказывается признавать такое время, поэтому кладет часы циферблатом вниз, а сверху располагает муравьев. Что означают эти насекомые — смотрите в следующем пункте.
3. Муравьи. Эти насекомые буквально облепили оранжевые часы. Муравьи во всем творчестве мэтра означают гниение, разложение и смерть. Такая ассоциация возникла у художника еще в детстве. Однажды маленький Сальвадор увидел кишащих на мертвой летучей мыши муравьев — и это его потрясло. Здесь на картине муравьи поверх часов — символ быстротечности всего земного.
4. Муха. Для Дали мухи были «феями Средиземноморья». В «Дневнике одного гения» он писал: «Они несли вдохновение греческим философам, которые проводили жизнь под солнцем, облепленные мухами». В мухе автор зашифровал музу — вдохновение, которое посетило его при написании картины.
5. Растекшийся объект. На земле распластано нечто. Впрочем, если дать волю воображению, то отчетливо видны очертания лица спящего человека: нос с характерной горбинкой, язык, ресницы и даже пшеничная бровь. Это автопортрет художника. «Сон — это и есть смерть или по меньшей мере это исключение из реальности, или, что еще лучше, это смерть самой реальности, которая точно так же умирает во время любовного акта», — писал Дали. Похожие автопортреты часто встречаются в творчестве художника. Особенно крупно — на полотне «Великий мастурбатор».
6. Зеркало. Означает переменчивость и непостоянство — оно способно отражать как реальность, так и мир сновидений.
7. Сухое дерево. Дерево на картине — олива, знак мудрости в античности. Художник считал, что в современном мире той «правильной» мудрости больше нет. Поэтому дерево мертво и часы на нем — это символ минувшего.
8. Пустынный берег. Пейзаж неслучайно выглядит таким заброшенным. Это олицетворение тоски и душевной пустоты автора в тот период. Поэтому и себя он изобразил как рыбу, выброшенную на берег.
9. Море. Для художника море было символом вечности, бессмертия и идеальным местом для путешествий. Именно в море течение времени не объективно, а подвластно внутреннему ритму сознания путешественника — так считал Дали.
10. Горы. На картине — мыс Креус рядом с городом Фигерас, родиной Дали. Этот пейзаж узнаваем и встречается на многих полотнах художника. К воспоминаниям из детства Сальвадор относился с трепетом и любил переносить их на свои картины.
11. Яйцо. Один из самых узнаваемых символов на работах Дали. Есть он и на «Постоянстве памяти» — крошечный овал на берегу моря, у гор. Яйцо на всех картинах мастера — символ перемен и рождения чего-то нового. Образ художник взял у орфиков — древнегреческих мистиков. По мифологии, из Мирового яйца родилось первое двуполое божество Фанет, создавшее людей. А две половинки скорлупы образовали небо и землю — этим и обусловлено расположение яйца на картине.
Сальвадор Дали картины
Большое собрание картин великого испанского художника Сальвадора Дали. Самые лучшие работы знаменитого сюрреалиста с подробными описаниями.
Сальвадор Дали – величайший живописец. Испанский художник писал картины в стиле сюрреализм. Его картины – безудержный полёт фантазии. Сюрреализм он поставил на новую ступень популярности. Несмотря на фантасмагорический характер своего самовыражения, его работы понятны каждому, они могут тронуть, растопить или возбудить любое сердце.
Биография Сальвадора Дали
Сальвадор Дали стал увлекаться живописью ещё с молодости. Обучался в Парижской академии, вполне успешно проявлял себя, тогда ещё далёкий от сюрреализма. В те годы его творчество тяготело к анархизму и авангарду. Такие направления, как символизм, кубизм, фовизм, футуризм были близки молодому Дали. Художник не только сам был влюблён в авангардные учения, но и вместе со своими друзьями – Гарсией Лоркой, Л. Бунюэлем, пропагандировал их среди художников и писателей.
В Париже Сальвадор Дали встречается, а потом жениться на русской девушке Еленой Дьяконовой (Гала). Гала становится его музой, моделью всех последующих работ, где присутствует женский образ. Она стала смыслом его существования, немало повлиявшей на биографию творца.
Сальвадор не останавливается исключительно на живописи. Художник разбавляет творчество скульптурой, настолько же гротескной, сюрреалистичной, как и его картины. После сближения с А. Бретоном, выходит их совместный фильм «Андалузский пёс», который насквозь пропитан сюрреализмом, фантасмагорией, полным сумасшествием.
Своими картинами художник вырывает из подсознания затаившиеся образы. Учения Зигмунда Фрейда немало поспособствовали созданию аллегорий. Гений живописи совмещает абсолютно несовместимые вещи, разрушает законы природы и физики.
Сальвадор Дали не оставляет главное направление своего творчества, а даже наоборот, сам превращается в «сюрреализм». Он ведёт себя необыкновенно, экстравагантно, соответственно своим фантазиям. Постоянно меняет сумасшедшие костюмы, различные фасоны усов.
К концу жизни все сбережения художник вложил в театр-музей родного города Фигуэраса, где хранятся его картины. Болезнь Паркинсона не позволяет ему рисовать. Больной и немощный, знаменитый сюрреалист умер 23 января 1989 в больнице, где последние 4-5 лет лечился после полученных ожогов при пожаре в замке. Есть легенда, что Сальвадор Дали умер без десяти семь (6:50), именно в то время, которое всегда изображал на часах своих картин.
В соответствии с завещанием, великий художник-сюрреалист похоронен в полу театра-музея имени Дали. Художник завещал похоронить его таким образом, чтобы по его могиле смогли ходить люди.
Далее вы можете познакомиться с шедеврами мастера. Представлены 46 работ.
Сальвадор Дали картины с названиями
Открываются в полном размере с описаниями!
Автопортрет
Атомная Леда
Бесконечная загадка
Вечерний паук сулит надежду
Всадник по имени Смерть
Вселенский собор
Галатея сфер
Геологическое становление
Геополитический младенец
Головокружение
Женщина с головой из роз
Живой натюрморт
Искушение святого Антония
Лебеди, отраженные в слонах
Мадонна Порт-Льигата (первая версия)
Мёд слаще крови
Молодая женщина, увиденная со спины
Моя жена Гала, обнажённая, смотрит на своё тело
Мягкие часы
Носорожья фигура Фидиевского Улисса
Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба
Параноико-критическое одиночество
Портрет Галы с двумя ребрышками ягненка, балансирующими на ее плече
Постоянство памяти
Расщепление атома
Сон, возлагающий руку на мужскую спину
Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за миг до пробуждения
Тайная вечеря
Христос святого Хуана де ла Крус
Явление города Делфта
Лицо Мэй Уэст, использованное в качестве сюрреалистической комнаты
Венера Милосская с ящиками
Предчувствие гражданской войны
Автопортрет с рафаэлевской шеей
Галлюциногенный тореадор
Изобретение монстров
Жираф в огне
Вильгельм Телль
Загадка Вильгельма Телля
Лицо войны
Морфологическое эхо
Осенний каннибализм
Плоть на камнях
Распятие, или Гиперкубическое тело
Солнечный столик
Телефон-омар