Эрмитаж википедия краткое содержание – Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Содержание

Большой Эрмитаж — Википедия

Большой (Старый) Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1771—1787 годах архитектором Ю. М. Фельтеном, явился продолжением дворцовых строений, расположившихся на набережной, и предназначался для размещения дворцовых художественных коллекций. В 1792 году Джакомо Кваренги пристроил к Большому Эрмитажу корпус, в котором разместились лоджии Рафаэля.

Новое здание по своим размерам значительно превышало здание Малого Эрмитажа, вслед за которым оно и возводилось, поэтому и возникло наименование — Большой Эрмитаж. В XIX веке после сооружения Л. Кленце Нового Эрмитажа здание стали именовать также Старый Эрмитаж, что хронологически неверно: Эрмитажный театр, входящий в комплекс, ещё моложе.

Ю. Фельтен. Проект плана 2 этажа, 1777 г.

В 1770 году был издан указ о строительстве здания в линию с Эрмитажем. Строительство под руководством Ю. М. Фельтена началось в феврале 1771 года и велось в несколько этапов, поскольку необходимо было разобрать пришедшие в негодность расположенные на участке дома М. Д. Олсуфьева и Р. М. Кошелева.

Проектирование и строительство расположенных вдоль Зимней канавки лоджий Рафаэля началось в 1783 году. Последующие перестройки велись зодчими Л. Шарлеманем 2-м, О. Монферраном.

По решению императора Николая I в середине XIX века вся Парадная анфилада отдаётся под коллекции. Устройство новых интерьеров — Седьмой запасной половины — шло под руководством А. И. Штакеншнейдера. Парадная и надворная анфилада обустраивалась для наследника Николая Александровича, однако в связи с его скорой смертью не использовалась по назначению. Помещения стали служить запасными комнатами для иностранных гостей, прибывавших к царскому двору. Так, в 1866 году здесь останавливался принц Уэльский. Позже здесь в основном останавливались главы восточных государств — персидский шах, эмир бухарский, хан хивинский[1].

Выстроенный в линию с фасадами Зимнего дворца и Малого Эрмитажа, фасад Большого Эрмитажа более лаконичен и строг. Зодчий сумел гармонично вписать новую постройку в ряд уже существующих, подчеркнув представительность Северного павильона и пластическую выразительность основного сооружения ансамбля — Зимнего дворца. Комнаты и залы размещены двумя продольными анфиладами — в сторону набережной и на сторону двора. В 1805—1807 годах под руководством Дж. Кваренги создаётся новая планировка Парадной анфилады Большого Эрмитажа. С 1848 года перестройками занимается А. И. Штакеншнейдер. Залы получают новое архитектурное убранство в характере позднего итальянского Ренессанса и французского «Grand maniere». В интерьерах широко применена позолота, цветной камень, ценные породы дерева, живопись и лепной декор измельчённого рисунка. Привлекают внимание окна с сохранившимися легерными цветными стёклами и двери с уникальной отделкой в технике «буль». В 1858 году была высочайше утверждена замена «

более изящными лепными и скульптурными украшениями… двух кабинетов и опочивальни» в анфиладе со стороны двора.

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. С 1828 по 1885 год эти помещения занимал Государственный совет, а с 1885 года – Царскосельский арсенал.

Залы итальянской живописи XIII—XVIII веков[править | править код]

В залах второго этажа (бывшие жилые комнаты Надворной анфилады и залы Парадной анфилады вдоль Невы) представлены работы итальянских мастеров эпохи Возрождения: Леонардо да Винчи, Франческо Мельци, Джорджоне, Тициан, Корреджо, Фра Анджелико, Тинторетто, Паоло Веронезе.

Парадная приёмная[править | править код]
Зал № 207 (бывшая Парадная приёмная)

Современный зал № 207. В зале находятся произведения: «Крест с изображением распятия» Уголино ди Тедиче, старейшее произведение итальянской живописи в собрании Государственного Эрмитажа; «Мадонна с Младенцем» Лоренцо Джерини; «Мадонна из сцены «Благовещение»» Симоне Мартини; «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» Паоло ди Джованни Феи.

Столовая[править | править код]

Современный зал № 215. В 1917 году в этом помещении находилось рабочее место Александра Блока, работавшего стенографистом в составе Чрезвычайной следственной комиссии. В постоянной экспозиции здесь находятся картины работы Корреджо и Франческо Мельци.

Двусветный зал[править | править код]

Современный зал № 214 — Зал Леонардо. Самый большой зал апартаментов, занимающий объём второго и третьего этажей. Интерьер создан в духе Большого стиля Людовика XIV. Колонны выполнены из тёмно-серого с прожилками итальянского мрамора, порфира, ленточной кушкульдинской яшмы. Особое внимание привлекают двери с отделкой в технике «буль».

Лоджии Рафаэля[править | править код]

Лоджии Рафаэля

Возведённая в период с 1783 по 1792 год Джакомо Кваренги галерея с копиями рафаэлевских фресок повторяет (с некоторыми отступлениями) известное сооружение Папского дворца в Ватикане. Зодчий разместил лоджии в специально возведенном вдоль Зимней канавки корпусе, примыкавшем под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Перед отъездом из Италии в Россию зодчий произвёл обмер ватиканской галереи. Строительные работы велись под наблюдением И. Ф. Дункера и каменных дел мастеров М. Кеза и Дж. Лукини. В процессе строительства обнаружилось несоответствие размеров новой галереи и размеров прибывших из Италии холстов с живописью, что привело к отстранению от работы Дж. Лукини.

Ещё до того, как началось сооружение этого корпуса, по заказу Екатерины II группа художников под руководством Х. Унтербергера в 1778 году приступила к копированию фресок Рафаэля и его школы в галерее папского дворца. Копии исполнялись на холстах, которые в закатанном виде доставлялись в Петербург. Здесь перед установкой полотен живопись приводил в порядок художник Я. Меттерлейтер. Когда сооружался Новый Эрмитаж, корпус с Лоджиями также подвергся полной перестройке, холсты были временно сняты и вновь водворены на место по окончании работ.

При эвакуации в 1941 году, в связи с опасением за сохранность живописи, было принято решение холсты не снимать. Специальные щиты плотно закрывали окна лоджий. Меры предосторожности вполне себя оправдали — за время Великой Отечественной войны помещение не получило никаких повреждений.

Архитектурный замысел лоджий прост. Галерея состоит из ряда отсеков (лоджий), образованных полуциркульными арками, которых находятся на равном расстоянии друг от друга и создают ясный и спокойный ритм. Проемы вдоль наружной стены застеклены (в Ватикане они были открытыми), в противоположной стене устроены забранные зеркалами окна (в Ватикане они освещают соседнее помещение). Вся поверхность стен и сводов, исключая панель ниже окон, покрыта причудливой росписью. Нигде не повторяясь, в строгом и ясном ритме, сливаясь в единую композицию, бегут завитки аканта, цветы, в них вплетаются изображения фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур, переходящие в лиственный орнамент. Таковы прославленные «гротески», созданные Рафаэлем под влиянием античных росписей.

Театральная лестница[править | править код]

Театральная лестница

Расположенная в восточном ризалите Большого Эрмитажа лестница перестраивалась в 1847 году архитектором Николаем Ефимовым и служит для прохода со стороны Дворцовой набережной в Эрмитажный театр, Лоджии Рафаэля и связывает все три этажа Большого Эрмитажа.

Советская лестница[править | править код]

Советская лестница

С 1828 года первый этаж Большого Эрмитажа занимал Государственный совет и Комитет министров, для чего в западной части здания был устроен новый подъезд и новая Советская лестница (арх. А. И. Штакеншнейдер). Лестница богато отделана натуральным и искусственным мрамором. Вестибюль украшают четыре монолитные колонны из красного шокшинского порфира. На потолке – живописный плафон французского художника Дуайен, Габриэль-Франсуа, ранее находившийся здесь же, в бывшем Овальном зале Фельтена. Советская лестница, расположенная также рядом с Павильонным залом Малого Эрмитажа, – одна из лучших работ Штакеншнейдера.

  1. А. В. Суслов
    Зимний дворец. (1754—1927 гг.). Исторический очерк. Л., 1928. С. 52.
  • Глинка В. М. и др. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий / Под общ. ред. Б. Б. Пиотровского. — Л.: Стройиздат, Лен. отд, 1989. — С. 349. — 560 с. — ISBN 5-274-00375-3.
  • Петрова Т. А. К истории перестройки архитектором А. И. Штакеншнейдером интерьеров Старого Эрмитажа//Труды Гос. Эрмитажа. Вып. 15. — Л., 1974. — С. 138.

ru.wikipedia.org

Малый Эрмитаж — Википедия


Малый Эрмитаж — памятник архитектуры, входящий в музейный комплекс Государственного Эрмитажа, построен в 1764—1775 годах архитекторами Ж. Б. Валлен-Деламотом и Ю. М. Фельтеном. Корпуса здания, выходящие на Дворцовую набережную и Миллионную улицу, являются связующим звеном между барочным Зимним дворцом и памятниками классицизма — Большим и Новым Эрмитажем. Своё название Малый Эрмитаж получил благодаря привычке Екатерины II устраивать здесь спектакли и увеселительные вечера —

малые эрмитажи.

Ю. Фельтен. Продольный разрез Малого Эрмитажа. 1767 г.

В 1762 году даётся указание разобрать ветхие дома Головина и Крюйса, а на их месте возвести конюшни для рейторских лошадей, сараи для карет и дровяной двор. Однако, согласно проекту Франческо Растрелли, Зимний дворец должен был иметь широкий обзор, в том числе, и с восточной стороны. Зодчий всё же представил свой проект новых сооружений[1], но его реализация затянулась. Возведение здания будущего Малого Эрмитажа, а также параллельно расположенных корпусов конюшни и Манежа с флигелем началось лишь в 1764 году под руководством Ю. М. Фельтена. Ядром композиции должен был стать «Оранжерейный дом» — павильон, выходящий на Дворцовую набережную, с простирающимся от него на юг висячим садом. Однако первой была возведена южная часть Висячего сада с павильоном, выходящим на Миллионную улицу («

Южный павильон»). В 1769 году достраивают и Северный павильон (проект разработал Ж. Б. Валлен-Деламот), причём в павильоне был установлен подъёмный стол и созданы особые залы для проведения «Эрмитажей» (от фр. ermitage — место уединения). Строительные и отделочные работы были закончены в 1775 году с постройкой боковых галерей.

История создания Малого Эрмитажа началась с задумки так называемого «Оранжерейного дома» с Зимним садом внутри с экзотическими растениями, где жили птицы и небольшие зверушки. Однако, проект этого павильона долго не был утверждён, и поэтому первой начали строительство южной части Висячего сада. Лишь в марте 1768 года в Москву, где тогда находилась Екатерина II, была отправлена деревянная модель «

каменной оранжереи» на апробацию и возвращена с замечаниями для архитектора Фельтена[2].

С видом на Неву разместились зал и два кабинетика по сторонам его. Именном в восточном находился подъёмный стол, который сервировался в нижнем этаже здания и посредством подъёмного механизма оказывался в зале (наподобие сохранившегося механизма в царскосельском Эрмитаже). Несколько позднее название «Эрмитаж» и утвердилось именно за этим зданием (от фр. ermitage — место уединения). Здесь после дневных забот в кругу немногих близких людей (не более 15 человек) императрица любила уединиться, поиграть в карты, отобедать. Но самым большим сокровищем Эрмитажа стали картины и скульптура, приобретаемые Екатериной II, ставшие основой коллекции будущего музея. Стены всех помещений были украшены картинами в несколько ярусов.

В южной части павильона, где теперь в полу размещена копия античной мозаики, находился зимний сад, в центре которого стояла статуя. На балюстраде верхнего яруса сада в декоративных кадках красовались померанцевые и миртовые деревья. Наличием зимнего сада и объясняется первоначальное название павильона — «Оранжерея», как значится в архивных документах. Убранство интерьеров дополняли хрустальные люстры.

Фасад, запроектированный архитектором Валлен-Деламотом, отличает богатство и утончённость архитектурных форм раннего классицизма. Два верхних этажа украшает портик из шести коринфских колонн и двух скульптур — статуй Флоры и Помоны. Завершает здание аттик со скульптурной группой. В Северном павильоне Малого Эрмитажа находится Павильонный зал, созданный в 1850-х годах А. И. Штакеншнейдером. Там же сейчас находятся знаменитые часы «Павлин».

Известные жильцы[править | править код]

Под Павильонным залом находилась служебная квартира, которую в разное время занимали:

Выходящий на Миллионную улицу Южный павильон Фельтен решил, соединив уходящее в прошлое барокко и нарождающийся классицизм. Отделка первого этажа повторяет мотивы обработки фасада Зимнего дворца. Два следующих этажа архитектор расчленил пилястрами и украсил барельефными панно. В 1840—1843 годах В.П. Стасов надстроил четвёртый этаж. В Южном павильоне были устроены квартиры. Так, с 1858 года в антресолях первого этажа жила В. А. Нелидова[источник не указан 294 дня].

Ещё до возвращения из Москвы императрицы Екатерины II в 1763 году было дано указание о постройке при новом дворце Висячего сада. В 1764 году начались в спешном порядке работы по возведению этого уникального сооружения и уже в 1766 году в построенной южной части были высажены деревья и кустарники. С 1769 года по бокам сада начинают возводить картинные галереи. Планировка сада определялась конфигурацией нижележащих помещений — сараев для хранения дров. В 1841 году эти сараи и сам сад были перестроены Василием Стасовым

В 1840-х годах в период реконструкции Малого Эрмитажа архитектор Василий Стасов перестраивает помещения, находящиеся под Висячим садом. Здесь, между Южным и Северным павильонами появляются Манеж, конюшни и каретный сарай. Заново возводятся опорные каменные аркады на мощных столбах, совершенствуются своды перекрытий над залами. В Манеже большепролётные своды опираются на мощные столбы, по периметру в уровне антресольного этажа устроена галерея. В конюшнях своды опираются на гранитные колонны. Во вновь устроенных подвалах размещают прогрессивную систему отопления — Аммосовские печи. Тёплый воздух также поступал в шанцевые своды, которые были запроектированы между сводами перекрытий первого этажа и Висячим садом. Строится оригинальная система канализации, которая в 1870-х годах совершенствуется Штакеншнейдером. В конюшнях были установлены гранитные поилки для лошадей, создана система водоснабжения.

Проект переустройства Манежа и конюшен. 1940 г.

В 1931 году администрация Эрмитажа, пытаясь решить финансовые затруднения, сдала в аренду конюшни и Манеж Кавалерийской школе Осоавиахима. В период 1938 — 1940-х гг. главным архитектором Эрмитажа А. В. Сивковым ведётся реконструкция Манежа и конюшен под выставочные залы. Пол в этих залах был сделан наливным, мозаичным. Ворота конюшен были демонтированы, также частично изменены сами проёмы первого этажа. После войны до 1958 года в бывших конюшнях экспонировался фриз Пергамского алтаря, вывезенного из Берлина[5]. Мраморные горельефы монтировались на специальный подиум, устроенный по периметру зала.

До 2014 года в бывших манеже и конюшнях размещалось хранилище музея, в декабре 2014 год залы приняли первых посетителей, а хранение переехало в Старую Деревню. С 2016 года со стороны Шуваловского проезда устроен дополнительный вход в музей для посетителей с интернет-билетами[6].

В центре здания устраивается сквозной проход на уровне антресоли первого этажа, который позволил связать первые этажи Зимнего дворца (через зал Древнего Египта) и Нового Эрмитажа. Переходы между зданиями имеют сплошное остекление с двух сторон и достаточно нарядный классицизированный облик. Ступени, пол и стены отделаны каррарским мрамором, который был сюда перенесён из бывшей купальни императора Николая II в Зимнем дворце[7]. Тёмная галерея-переход в здании оформлена весьма лаконично. Пол перехода набран из цементных плиток двух цветов, гладкие стены с лёгким карнизом, на который опираются своды, покрыты краской Карминового оттенка. Двери сделаны из красного дерева и ведут на балконы, откуда открывается вид на вновь устроенные залы.

  1. ↑ Б. Ф. Растрелли. Генплан Зимнего дворца 1762 г. (Национальная библиотека в Варшаве)
  2. ↑ РГИА, ф. 467, оп. 2 (73/187), д. 111, л. 94-97
  3. С. Ф. Янченко. А. В. Сивков. Дворцы Эрмитажа в советский период.. — СПб.: Гос. Эрмитажа, 2018. — С. 142. — 550 с. — ISBN 978-5-93572-788-8.
  4. ↑ Архив ОИРПА ГЭ. Ф. 2. Оп. 2. Д. 19. Л. 1
  5. ↑ Ведущая программы «Путешествие в Эрмитаж» Анна Всемирнова рассказывает об истории Пергамского алтаря
  6. ↑ Отдельный вход в Главный музейный комплекс через Шуваловский проезд открыт для посетителей с интернет-билетами или подарочными картами, членов творческих союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ, членов ICOM
  7. С. Ф. Янченко. А. В. Сивков. Дворцы Эрмитажа в советский период.. — СПб.: Гос. Эрмитажа, 2018. — С. 235. — 550 с. — ISBN 978-5-93572-788-8.
  • В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; Под общ. ред. Б. Б. Пиотровского  /. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1989. — С. 313. — 560 с. — ISBN 5-274-00375-3.
  • А. Н. Петров, Е. А. Борисова, А. П. Науменко и др.; Гл. ред. Г. Н. Булдаков  4-е изд. /. Памятники архитектуры Ленинграда. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1976. — С. 62. — 574 с.

ru.wikipedia.org

Новый Эрмитаж — Википедия

Но́вый Эрмита́ж — первое в России здание, специально построенное для публичного художественного музея. Часть музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Известно своим портиком с десятью гигантскими статуями атлантов.

С начала XVIII века для европейских дворов национальное значение приобретает коллекционирование произведений выдающихся мастеров искусства. Екатерина Вторая приняла самое активное участие в этом предприятии и не жалела средств для пополнения своей коллекции. Начало ей положили картины голландских и фламандских мастеров, закупленных в Париже и различных городах Голландии.

Уже в 1764 году Екатерина инициирует строительство для своей коллекции Малого Эрмитажа. Но ещё до окончания строительства эрмитажных галерей (1775) ей стало ясно, что это здание будет слишком мало для её постоянно увеличивающейся коллекции. Поэтому в 1771 году было решено приступить к постройке Большого Эрмитажа. Включая знаменитые Лоджии Рафаэля, это здание возводилось в течение многих десятилетий и было закончено только при Александре Первом.

В 1835 году Шарлемань провёл инспекцию стройки и пришёл к заключению, что то, что было сделано, не подлежит санации. Только в 1836 году сформировалось убеждение, что необходимо начать стройку совершенно нового здания. В 1837 году пожар нанёс огромный ущерб стоявшему рядом Зимнему дворцу, и необходимость начала работ во всём дворцовом комплексе стала для всех очевидной.

В 1837 году при посещении Мюнхена император Николай Первый, пришёл к мысли привлечь уже ставшего известным немецкого архитектора и строителя «Баварских Афин» Лео фон Кленце к руководству предстоящими работами. Кленце был выдающимся знатоком античности и главным создателем стиля мюнхенского эллинизма, который в России называли стилем неогрек. Схожий стиль формировал в Берлине К. Ф. Шинкель. Императору Николаю особенно импонировало здание Пинакотеки, возведенное Кленце в 1826-1836 гг. Это и определило выбор архитектора.

Однако Кленце, познакомившийся с огромным городом, Невский проспект которого был в 5 раз длиннее мюнхенской Людвигштрассе, задумал создать нечто величественное. В течение четырёх месяцев своего пребывания он сделал наброски принципиально нового типа здания, предназначенного для экспонирования произведений искусства, названного Новым Эрмитажем. Им было спроектировано двухэтажное здание, имевшее в плане форму четырёхугольника, с двумя внутренними дворами и четырьмя парадными фасадами, не повторяющимися по оформлению. Северный фасад, выходящий на Неву, должен был иметь два входа, оформленных портикам, поддерживаемыми кариатидами.

Выходящий на Зимнюю канавку восточный фасад должен был по идее Кленце быть остеклённым и повторять структуру станцев Рафаэля. Западный фасад должен был иметь первый этаж, напоминающий Глиптотеку, а верхний этаж — Пинакотеку в Мюнхене.

Интерьер Нового Эрмитажа на акварели Э. Гау (1856)

В целом здание должно было в деталях повторять нереализованные проекты архитектора. Ими было здание Пантехниона — Музейного здания для Афин (1834) и здание королевской резиденции. Оба этих проекта отражали намерение архитектора, посетившего Афины, создать новый тип архитектуры, противоречащей, как он отмечал «сухой и, академической, подобно машине монотонной структуре групп зданий». Сочетание групп архитектурных деталей, создающее живописные группы он рассматривал «как самую главную из задач, которую мог бы перед собой поставить архитектор».

Хотя Николай I запретил уничтожение фельтеновского Старого Эрмитажа (именно так стали называть теперь здание Большого Эрмитажа), строительство началось в 1842 году, три года спустя после отъезда Кленце, под надзором В. П. Стасова и Н. Е. Ефимова, возглавившего работы после смерти Стасова в 1848 году. Архитекторы встали перед сложной задачей создать рабочие чертежи здания по эскизным наброскам Кленце. Однако работу к 1851 году удалось завершить. Торжественное открытие музея состоялось 5 февраля 1852 года. Частью проекта стали статуи выдающихся художников древности в шести нишах южного фасада: Маркантонио Раймонди, Оната, Смилида, Винкельмана, Дедала и Рафаэля Моргена. В этом странном списке, соединившем имена мастеров античности, итальянского Возрождения и немецкого неоклассицизма (среди художников оказался и Винкельман, «отец искусствознания») сказалось немецкое понимание идеологии неоклассицизма. В нишах западного фасада и угловых павильонов установлены статуи художников античности, а также Микеланджело, Рафаэля, Леонардо да Винчи, Б. Челлини, Тициана, Корреджио, Рубенса, Рембрандта, А. Дюрера. Элементы орнаментального декора (акротерии, пальметты, гермы) и барельефы в измельченной и жесткой, типично немецкой манере, сделаны из терракоты [2]. Особое внимание привлекает портик с Атлантами, поддерживающими навес над главным входом в музей (за ним открывается парадная лестница). Десять пятиметровых фигур могучих атлантов, восходящих к аналогичным фигурам древнегреческого храма Зевса Олимпийского в Акраганте (ныне Агридженто на о. Сицилия; ок. 480 г. до н. э.) в 1846 году вытесали из серого сердобольского гранита русский скульптор А. И. Теребенев и 150 каменотесов по модели мюнхенского скульптора Й. фон Гальбига. Композиция столь убедительна, что не все замечают курьеза: огромные гранитные фигуры с невероятным напряжением поддерживают легкий балкон. Вопреки распространенному мнению Кленце планировал использовать мотив сицилийских теламонов в интерьере Зала камей и Второго зала медалей. Там их можно увидеть и в наше время [3]. В этих залах абрис фигур, в отличие от наружных статуй, почти в точности повторяет античный образец. Однако более известными стали именно атланты наружного портика.

RR5111-0099R.gif

Все интерьеры по замыслу Лео фон Кленце воспроизводят разные «помпейские стили», но отличаются технической модернизацией в духе мюнхенского хэллинизма. например плафон Двадцатиколонного зала с экспозицией древнегреческих расписных ваз покрыт жестью и расписан масляными красками по мотивам античной вазописи. На первом этаже здания имеются два зала новейшей скульптуры. Просторный прямоугольный зал с бледно-зелёными стенами с лепными медальонами с профилями Кановы, Микеланджело, Торвальдсена, Рауха и Мартоса предназначался для работ западноевропейских мастеров. Меньший зал, с медальонами Клодта, Витали, Пименова, Козловского, Демут-Малиновского и Орловского предназначался для русской скульптуры, которая, однако, не была здесь размещена — она была выставлена в зале, предназначенном под одну из библиотек. Отбор статуй и групп был сделан лично императором Николаем I. В 1857 году произведения западноевропейских и русских скульпторов объединили в одном зале, а затем перевели в другие места: на площадку 2-го этажа Парадной лестницы, в Галерею истории древней живописи и в Зимний дворец [4]. Знаменитые Станцы Рафаэля, повторенные Дж. Кваренги по обмерам Райффенштайна в Риме в 1778 — 1787 гг., были сохранены и расположились на втором этаже восточной галереи, проходящей вдоль Зимней канавки.

Большая часть интерьеров, несмотря на стилизаторский характер архитектуры XIX в. и излишества пестрого «исторического декора», имеют верхнее освещение и хорошо приспособлены для музейной экспозиции. Оригинальная мебель для всех залов музея, шкафы и витрины сделаны русскими мастерами по рисункам Кленце также в «помпейском стиле».

  1. ↑ Пиотровский М. Б., 2003, с. 23.
  2. ↑ Власов В. Г.. Новый Эрмитаж в Петербурге // Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства. В 10 т. — СПб.: Азбука-Классика. — Т. VI, 2007. — С. 308-311
  3. ↑ Эрмитаж. История и архитектура зданий. — Л.: Аврора, 1974. — С. 241-243
  4. Карчёва Е. Скульптура XIX века в Новом Эрмитаже // Наука и жизнь. — 2014. — № 6. — С. 136—144.
  • Пиотровский М. Б.. Эрмитаж. — М. : Слово, 2003. — 616 с. : ил. — (Великие музеи мира). — ISBN 5-85050-673-X.
  • Sybille Rogait/ Leo von Klenze/ Die Neue Eremitage in St.Petersburg. в сб.:St/Petersburg-Leningrad. Universitet Karlsruhe (TH)/ Institut Für Baugeschichte Prof. Dr.Ing.Wulf Schimer. Wissenschaftliche Bearbeitung Dr.-Ing. Sergej G.Fedorov. Karlsruhe 2000

ru.wikipedia.org

Эрмитаж (значения) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июля 2018; проверки требуют 3 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июля 2018; проверки требуют 3 правки.

Эрмита́ж от фр. hermitage — парковый павильон, место уединения, малый сельский дворец:

  • Эрмитаж — один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев в Санкт-Петербурге (Россия). Связанный комплекс зданий, помимо Зимнего дворца, включает в себя Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр.
  • Эрмитаж — сад (парк) в Москве.
  • Эрмитаж — сад (парк) в Казани.
  • Эрмитаж — павильон в ансамбле Нижнего парка в Петергофе.
  • Эрмитаж — павильон в Екатерининском парке в Царском Селе.
  • Эрмитаж — театр в Москве, в саду Эрмитаж.
  • Эрмитаж — знаменитый дореволюционный ресторан Люсьена Оливье в Москве.
  • Эрмитаж — издательство США, выпускающее русскую литературу.
  • Эрмитаж — замок в Шотландии.
  • Эрмитаж-Казань — филиал Государственного Эрмитажа в Казани.
  • Эрмитаж-Выборг — филиал Государственного Эрмитажа в Выборге.
  • Эрмитаж на Амстеле — филиал Государственного Эрмитажа в Амстердаме, Нидерланды.
  • Эрмитаж — петербургская радиостанция.
  • Эрмитаж — прославленное французское вино, получаемое из виноградников, разведенных на склонах Ронской долины, в коммуне Тэн (департамент Дрома)[1].
  • Эрмитаж — вид отшельнического поселения.[2].
  • Эрмитаж — одно из названий бывшего парка в Томске, на берегу Ушайки в районе улицы Обруб.
  • Эрмитаж — название до 1866 года деревни Бумажная Фабрика в Почепском районе Брянской области, входящей в состав Чоповского сельского поселения.

Гостиницы:

ru.wikipedia.org

Обсуждение:Эрмитаж — Википедия

Rename icon.svgЭта статья была переименована по результатам обсуждения от 19 января 2018 года.
Старое название Государственный Эрмитаж было изменено на новое: Эрмитаж.
Для повторного выставления статьи на переименование нужны веские основания, иначе такое действие будет нарушать правила (см. п. 8).

Статье явно не хватает информации про историю Эрмитажа. Мало иллюстраций, да и в английской и немецкой Википедиях информации про Эрмитаж намного больше, хотя Эрмитаж — музей русский. Статью было бы очень желательно переделать, притом сейчас есть большое количество информации про Эрмитаж в различных источниках. — Эта реплика добавлена участником 91.124.105.240 (о • в)

Смело дополняйте (однако избегайте прямого копирования текста из сетевых публикаций, да и вообще копирования). Ваш авторский текст, основанный на авторитетных источниках и с указанием оных — будет принят с благодарностью. Это касается любых статей в Википедии. —Kaganer 22:34, 21 октября 2007 (UTC)

Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине через агентов она приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 220 произведений голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж» (место уединения).

В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза в 1772. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе в 1781, в которой находился портрет неизвестного работы Жана Фуке.

Еще одной значительной покупкой Екатерины стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, которая включала скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик», а также античные статуи и бюсты. В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 г перечисляются 3996 картин[источник не указан 435 дней]. 85.26.164.164 18:25, 1 апреля 2012 (UTC)

создатель 85.26.164.164 18:29, 1 апреля 2012 (UTC) 85.26.164.164 18:29, 1 апреля 2012 (UTC) 85.26.164.164 18:29, 1 апреля 2012 (UTC) эрмитажа[править код]

По неофициальной версии считают Самарцева николая вячеславовича. Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине через агентов она приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 220 произведений голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца, получивших французское название «Эрмитаж».

В 1769 году в Дрездене для Эрмитажа была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза в 1772. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе в 1781, в которой находился портрет неизвестного работы Жана Фуке.

Еще одной значительной покупкой Екатерины стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, которая включала скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик», а также античные статуи и бюсты. В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 г перечисляются 3996 картин[источник не указан 435 дней]. [править] Эрмитаж в первой половине XIX века

Убрал фотографию с тронным залом, так как она не имеет к Эрмитажу никакого отношения, это тронный зал Зимнего дворца. Это история дворца, империи, императора. наконец, но к истории музея или здания Эрмитаж особого отношения не имеет. Современный (!) вид Зимнего дворца с Дворцовой площади является своеобразным брендом Эрмитажа, и легко узнаётся всеми. butyagin 10:37, 23 января 2010 (UTC)

«От самого страшного врага – огненной стихии – оберегает Эрмитаж и все его богатство небольшая пожарная часть… Объектовая пожарная часть № 62 расположилась в помещении одной из бывших императорских церквей прямо в комплексе зданий на Дворцовой площади, рядом с Малым Эрмитажем.» Хотелось бы узнать, что это за здание, и есть ли его фотография на викискладе. Georg Pik 10:15, 15 января 2011 (UTC)

Раздел считаю нужным убрать. Привожу его полностью: «Поначалу частные коллекции размещались в тихих и уединённых апартаментах Зимнего дворца, получивших французское название Эрмитаж, позднее это название распространилось на всю музейную галерею, а в наше время иногда некорректно используется по отношению ко всему Зимнему дворцу». Во-первых, название Эрмитаж изначально относилось к галереям… Эрмитажа, т.е. собственно «Малого Эрмитажа», но никак не Зимнего дворца. Так что всё ровно наоборот, здание дало начало галереям, а не они зданию (кстати, «Эрмитажем» назывались павильоны где хозяева могли отдыхать без слуг «уединённо»). Во-вторых, в настоящее время название «Эрмитаж» применяется к Зимнему дворцу вполне корректно — он является частью музея «Государственный Эрмитаж» butyagin 22:14, 12 февраля 2011 (UTC)

Эрмитаж на русском и английском.[править код]

Кто нибудь пробовал посмотреть статью на английском? Она содержит столько материала, что наверное, вместится темы три про Эрмитаж на русском. Надо перевести, попытаюсь этим заняться, но к сожалению свободного времени почти нет. 85.26.184.224 06:21, 4 мая 2011 (UTC)CSLev

  • М.Б.Пиотровский стал директором в 1992. До него директором был Суслов 188.134.35.99 16:05, 14 августа 2011 (UTC)DS

Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Физик Рентген родился несколько позже и живописью вроде не занимался. Должно быть, это его однофамилец, но какой именно, не нашёл. —95.140.92.69 23:13, 22 января 2013 (UTC)

Да, это другой человек [1].—Юлия 70 09:10, 23 января 2013 (UTC)

полно братцы

ru.wikipedia.org

Эрмитаж (павильон) — Википедия

Бартоломео Растрелли. Эрмитаж в Царском Селе. Рисунок 1748 года

Эрмита́ж (фр. hermitage[1], от многозначного греч. ἐρημία, ἥ[2]) — место уединения (небольшая полянка в парке, уединённое местечко в роще), уединённый павильон в парках или садах[3][4]. Подобные сооружения были широко распространены в XVIII—XIX веках. Первоначально они служили местом для религиозных и философских размышлений владельца усадьбы. С течением времени, особенно в России, эрмитажи превратились в павильоны с сугубо развлекательными функциями. При этом в России превалировал гастрономический элемент функционала подобного павильона. Второй этаж его представлял собой обеденный зал, а первый этаж — кухню[5].

Детальному анализу павильон (его историю возникновения и особенности устройства, функциональное назначение и восприятие современниками) подвергли Д. C. Лихачёв в книге «Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст» и М. Н. Соколов в книге «Принцип рая. Главы об иконологии Сада, парка и прекрасного вида». Отдельные постройки проанализировали в своих статьях и главах монографий А. Корндорф, Г. Ламарш-Вадель, Е. П. Щукина[6][7], А. Гейрот[8], В. Знаменов и В. Тенихина[9], Л. В. Емина[10].

Доктор наук, историк искусства Михаил Соколов в книге «Принцип рая. Главы об иконологии парка, Сада и прекрасного вида» возводит эрмитажи Нового времени к двум основным источникам: А) к садам и постройкам отшельников и монастырей; Б) к так называемым «тайным садам» (итал. «giardini secreti»)[11].

Постройки отшельников и монастырей[править | править код]

Сады и постройки отшельников и монастырей носили скромный характер. Главным их украшением обычно был отделанный камнем «райский» источник, часто прикрытый ажурным павильоном (так называемым фиалом). Небольшой сад становился продолжением каждой отдельной кельи и окружал её. Это наиболее характерно для монастырей картезианцев (или картузианцев), орден которых был основан в XI веке и отличался чрезвычайной строгостью устава. Келья картезианца — двухэтажное помещение, на первом этаже находятся маленькая галерея для прогулок, мастерская со столярными принадлежностями. На втором — находятся две комнатки, меньшая, украшенная статуей Пресвятой Девы, называется «Аве Мария», здесь монах читает молитву «Аве Мария», а вторая комната предназначена для других молитв, а также для благочестивых занятий и размышлений, в ней картезианец также ест и спит. Такая келья располагается на лоне природы. В «Аллегории камальдолийского ордена» испанского художника Эль Греко (1597) малые садики такого рода покрывают вселенского вида пейзаж[12]. Иллюстрация манускрипта «Сада наслаждений» Геррады Ландсбергской изображает лестницу, представлено несколько падающих с этой лестницы фигур, среди них — фигурка отшельника, который согрешил (как явствует из пояснительной надписи на миниатюре), «заботясь о своём саде и слишком сосредоточившись на своих растениях»[13]

«Тайный сад» эпохи Возрождения[править | править код]

Для человека эпохи Возрождения сад — арт-пространство, приспособленное для созерцания. Среди составных частей подобных садов выделялся «тайный сад», вошедший позже в структуру ранних новоевропейских парков как их составляющий элемент. Это был участок, предназначенный не для публичных приёмов и церемоний, а для частного быта владельца и поэтому тщательно отгороженный от остальной территории фитостроительными (плотными боскетами и шпалерами) и архитектурными приёмами. На римской вилле «Джулия» (по имени римского папы Юлия III) «giardino secreto» был создан в 1550-е годы таким образом, что, размещаясь ниже общего уровня парка, он не просматривался от главного входа, хотя находился в самом центре сада. По мнению современного французского философа Гаэтана Ламарш-Ваделя (англ.)русск., высказанному в книге «Тайные сады Ренессанса» (фр. «Jardins secrets de Renaissance. Des astres, des simples et des prodiges», 1997)[14], возможна оккультная природа «giardini secreti»: с точки зрения автора они так назывались, поскольку были предназначены для занятий различными тайными дисциплинами[15].

Петрарка и его продолжатели воспевали естественные «giardini secreti», устроенные нерукотворно, позже возникла мода на постройки и планировки искусственных «giardini secreti». Франческо ди Джорджо Мартини в своём «Трактате об архитектуре» (1486) отмечал, что в пристойных садах необходимы «тайные места, отвечающие желаниям философов и поэтов». Подобные «тайники» предназначались как для бытового досуга, особенно в жаркое время, так и для просвещённых раздумий (и часто поэтому включали постройки с кабинетом). Они стали особенностью ренессансно-барочных садов, а затем привели к появлению эрмитажа (уединённого уголка, обозначенного уже не только ландшафтно, но и архитектурно)[16].

Эрмитаж впервые упоминается в трактате «Прекраснейшие здания Франции» Жака Андруэ Дюсерсо I (1579): там изображена резиденция кардинала Амбуазского в Гайоне, включая «giardino secreto», однако в полном своём объёме он не был осуществлён, а нам известен только по чертежу. На одном конце канала кардинал собирался разместить замок-дворец, а на другом конце — эрмитаж с пещерой и горой. М. Н. Соколов считает, что композиция, подчёркнутая формой водоёмов (канала с продолговатым прудом), напоминает весы, застывшие в равновесии между чувственными и духовными ценностями. К XVII веку эрмитаж уже входит в садовую планировку[17].

По мнению современных исследователей в XVIII—XIX веках в Европе существовало два основных типа эрмитажей:

  • Малый сельский дворец, противопоставляемый стоящему поблизости большому парадному[18].
  • Хижина отшельника.

Академик Дмитрий Лихачёв пишет по этому поводу:

«Эрмитажи бывали самых различных типов, и каждый из типов имел своё символическое значение, которое передавалось всему саду: эрмитаж был эмблемой и „девизом“ сада, рядом с которым он находился. Джон Диксон Хант (англ.)русск. приводит несколько эмблематических типов эрмитажей. Наиболее традиционный тип эрмитажа, ведущий своё начало ещё от Средневековья, — это обиталище христианина, монаха-отшельника. Другой тип — место уединённого размышления светского посетителя сада. Конечно, практически немногие из владельцев садов предавались уединённым размышлениям в такого рода эрмитажах. Скорее всего, эти эрмитажи служили символом, эмблемой сада, и в них изредка могли гуляющие укрываться от непогоды, темноты, бури»

Лихачёв Д. C. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст[18]

Некоторые общие черты эрмитажей[править | править код]

Чаще всего оба типа эрмитажей не использовались по своему прямому назначению — для «конкретных» уединённых размышлений, а имели развлекательное значение. Это подтверждают стихи Томаса Уортона из «Приятностей меланхолии»: «Место для благочестивого размышления, для уединения и размышления; даже если он им редко пользовался, только чтобы обдумать свои недельные заботы или с веселыми друзьями посидеть в нём, выпить, покурить и просто плюнуть»[18].

Существуют определённые декоративно-ландшафтные традиции, связанные с эрмитажами в целом. Одна из них — «мёртвое дерево». Садоводческую историю мёртвого дерева принято начинать с Уильяма Кента, который, согласно Хорасу Уолполу («Заметки о новом садоводстве»), «посадил» в лондонском Кенсингтонском саду (в 1730-е годы) мёртвые деревья, чтобы придать ландшафту большее правдоподобие, но вызвал этим насмешки современников, не сумевших оценить его замысел. Распространению моды на «мёртвое дерево» способствовал декор архитектуры садово-парковых эрмитажей, в который часто вводили стилизованные пни, коряги и старые стволы. В XIX веке укоренился английский термин «дерево-феникс» (англ. «phoenix tree»), обозначающее ожившее «дерево-руину»[19].

Оба типа эрмитажей в Великобритании, в особенности к концу XVIII века, изобиловали знаками инобытия, от надгробий, обычно фиктивных, но иногда настоящих, до костей, устилавших полы некоторых английских садовых эрмитажей (использовались, правда, не человеческие, а овечьи кости)[20].

Эрмитаж — малый дворец в Западной Европе[править | править код]

В семантической системе садовых стилей эрмитажи имели самое разнообразное значение, часто сильно отличавшееся от своего основного — служить местом обитания отшельника (эрмита). Они ставились с XVII века обычно на самой границе или за границей «сада огражденного» (лат. «hortus conclusus») — за пределами изгороди сада, там, где сад сменялся дикой местностью, в лесистом уголке, в тени, вдали от солнца, обычно были некоторой неожиданностью для гуляющих[21].

Парки в XVIII—XIX веках открывали ворота для широких слоёв общества. Во многие аристократические «эдемы» мог прийти не только представитель придворной элиты, но и разночинец, прилично одетый и подобающим образом себя ведущий. С 1730 года в небольшом парке-эрмитаже, устроенном в Ричмонде для королевы Каролины, супруги Георга II, посетители прогуливались по установленным дням и публиковали затем свои критические мнения о нём в прессе[22].

Различные варианты эрмитажей в XVIII веке[править | править код]

Павильон «Келья Магдалины» построил в 1725—1728 годах Йозеф Эффнер (англ.)русск. в парке «Нимфенбург» вблизи Мюнхена. Вестибюль и капелла выполнены в форме грота. Апартаменты курфюрста в нём — прихожая, кабинет, столовая, дворцовая капелла. Все комнаты аскетичны, выполнены в стиле средневековых монастырских келий ордена капуцинов, они облицованы дубом и украшены гравюрами. Предназначение павильона — уединиться, укрыться от мира, сохранив при этом привычный комфорт[23].

Вид из парка на Китайский домик в Сан-Суси

Иногда павильоны-эрмитажи приобретают восточный колорит; к этой категории относятся Пагоденбург («Замок-пагода», 1719) в мюнхенском «Нимфенбурге», его одноименное повторение в Раштатте (1722) или Китайский домик в Сан-Суси (1755) (с интерьером из визионерски-сказочного шинуазри)[24]. Храм друидов с соломенными крышами в садах Ричмонда (1748), эрмитажи в арабском стиле, а также с тростниковыми крышами в «китайском вкусе», нарисованные для Ричмонда Эдвардом Стивенсом (1740), эрмитажи в стиле Эдем предназначались для того, чтобы предаваться удовольствиям меланхолии (меланхолию должны были навевать приятные думы о бренности существующего, что символизировали часто античные развалины), наводить на размышления о единении с природой (этому служили гроты, часто строившиеся в склоне горы) или «театрализовать» пребывание в саду[25].

Иногда «хижина отшельника» была результатом значительных денежных вложений владельца поместья. В Вильгельмсхёэ существовала целая Долина философов — небольшая низина, расположенная рядом со строением, называвшимся «Эрмитаж Сократа». Сложностью отличался «зелёный кабинет» (не отдельный павильон, а целый участок сада) в Белёе, принадлежавший принцу Шарлю-Жозефу де Линю. Рядом с «кабинетом философа» находился в Белёе участок «Возрастов жизни» с жанровыми скульптурами. В «кабинете» имелся ручей, протекающий «по цветочным эмалям и золочёному гравию серебряной гальки», находились статуя Вольтера (в «трельяже из зимних роз»), скульптурные портреты Лафонтена, Мольера, Монтескьё, Делиля, Руссо и Гельвеция, статуи Фортуны и Плутона (рядом с непонятной из контекста рассказа современника «бездной небытия»). Участок на небольшой береговой поляне включал в себя несколько «хижин-эрмитажей». Храм Истины был создан из массивных каменных блоков, а Храм Иллюзии украшен стёклышками и «новым металлом, имитирующим серебро» (видимо, цинк). Михаил Соколов считает, что в описаниях современников этого комплекса могли сочетаться реальность и замысел, так и не воплотившийся в жизнь[24].

Первостепенную ценность для де Линя как для типичного интеллектуала эпохи Просвещения имела «услада блаженных душ» (это же мнение разделяли и гуманисты эпох Возрождения и барокко). Аналогом в России исследователи считают парк Надеждино князя А. Б. Куракина. «Только в мечтах, задумках и импрессиях де Линя всё выглядит ещё более лёгким, непринуждённым, не требующим столь подробного реестра»[26].

Охотничье шале датского и норвежского короля Фредерика IV, расположенное в Оленьем парке в местечке Йегерсборг на севере Копенгагена, также носило название «Эрмитаж» . Данное сооружение до нашего времени не дошло, изображений не сохранилось, но есть словесные описания. Это был небольшой двухэтажный павильон-бельведер, построенный в 1694 году по заказу короля Кристиана V, отца Фредерика IV, придворным архитектором Гансом ван Стенвинкелем Младшим. Он был расположен на холме в центре охотничьих угодий и получил сразу два имени: французское «Эрмитаж» («Eremitagen») и датское «дом Хубертуса» («Hubertushuset»). Святой Хуберт считался покровителем охотников, оптиков и механиков, а усадьба не только служила для охоты, но и была устроена по последнему слову механики. Имелись здесь механический стол (опускавшийся на первый этаж для сервирования блюд) и подъёмный лифт для гостей[5].

Часто эрмитажем после этого стал называться малый «дачный» дворец, стилизованный под сельское жилище и дополнявшим большой, расположенный поблизости[27]. В XVIII веке эрмитаж мог также представлять собой двухэтажную постройку; в нижнем этаже находились повара и слуги, готовившие и сервировавшие еду, которая на подъёмниках доставлялась на верхний этаж, где собирался узкий круг гостей хозяина поместья, однако в Западной Европе такой «гастрономический» эрмитаж был скорее редкостью, чем правилом[28].

Русские эрмитажи в Санкт-Петербурге, в Царском Селе и Петергофе не были похожи по своему значению на хижину отшельника. Они открыто предназначались для развлечений. Швейцарский астроном Иоганн Бернулли, путешествуя по России, писал, что русские называют свои павильоны термином «эрмитаж», но не понимают его сути: «В их эрмитажах вы не найдете ничего общего с нашими — это престижные дворцы императрицы и аристократов, предназначенные для конфиденциальных обедов»[29]. Главное отличие российских эрмитажей от европейских он видит в том, что они строились не в отдалении от главного дома или дворца для уединения владельца для раздумий или общения с природой, а являлись увеселительными павильонами, обязательно имеющими «конфиденц-столовую» с особым механическим подъёмным столом. Единственным их предшественником, детально описанным современниками (хотя и не сохранившимся), исследователи считают в Западной Европе датский «Эрмитаж» Кристиана V[30].

В этом отношении характерны, по мнению академика Лихачёва, петровские эрмитажи в Петергофе — Монплезир и Марли. Один из них был построен Петром I для отдыха, другой — для развлечений. В Царском Селе, с точки зрения Лихачёва, было два эрмитажа: собственно Эрмитаж, построенный Растрелли, и Грот. Грот должен был служить символом связи с природой, а также знаком и местом уединённых размышлений. Здесь находился «отшельник» — Вольтер: именно тут при Екатерине II стояла мраморная скульптура сидящего Вольтера работы Жана-Антуана Гудона[25].

Наиболее известные парковые Эрмитажи на территории современной России[править | править код]

  • Эрмитаж в Нижнем парке Петергофа. Дата постройки: 1721—1725 годы, архитектор Иоганн Фридрих Браунштейн (годы жизни неизвестны). Построен на берегу Финского залива в западной части Нижнего парка. Идея его строительства возникла у Петра во время путешествия по странам Европы. Петергофский приморский павильон послужил прототипом других русских «эрмитажей». Главной достопримечательностью его являлся подъёмный механизм, действующий при помощи ручной тяги[28].
  • Павильон Эрмитаж в Екатерининском парке в Царском селе. Павильон сооружён в 1743—1753 годах одновременно со строительством Екатерининского дворца архитекторами А. В. Квасовым, С. И. Чевакинским, окончательное оформление принадлежит Бартоломео Растрелли. Двухэтажный восьмигранный павильон с четырьмя пристройками по сторонам. Павильон находится на искусственном острове, окружён со всех сторон водой и ограждён балюстрадой, переправиться на остров можно по подъёмным мостам через ров.
  • Павильон Эрмитаж (1765—1767) в Кусково. Павильон был предназначен для друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов. На второй этаж можно было попасть только с помощью механического лифта. Первый этаж предназначался для прислуги, подача напитков и закусок осуществлялась с помощью изящного подъёмного стола.
  • Павильон Эрмитаж в Быкове под Москвой (не сохранился) — двухэтажное здание на невысоком цоколе, служило домашним концертным залом. Построен в стиле классицизм в 70-е годы XVIII века. Автором проекта считается Матвей Казаков. Центральная часть представляла собой круглый зал площадью около 60 квадратных метров, по внешнему периметру был расчленён пилястрами, между которыми располагались статуи в нижнем этаже. От главного входа шёл спуск к воде, где располагалась пристань, украшенная вазами и статуями детей[31].
  • Павильон Эрмитаж в усадьбе «Черёмушки-Знаменское» под Москвой (ныне в Черёмушках, районе Москвы), построенный в стиле классицизм. Известно, что в подобных постройках частных, а не императорских усадеб, устраивались танцы, чтения, концерты, выставлялись картины и статуи[32].

С конца XVIII века не только отдельное здание с живым монахом или его скульптурным изображением, но и целый усадебно-парковый комплекс мог называться «пустыня» (при этом подразумевалось не аскетическое усмирение плоти, а эстетическое наслаждение просвещённого владельца, далёкое от телесных утех). Этот смысл придавал слову «пустынный» А. С. Пушкин, обозначая им дворец князя Николая Юсупова в Архангельском («К вельможе», 1830). Барский дом в Кусково именовался «домом уединения» (хотя преобладали под подобным названием небольшие постройки, например, беседка-«пустынка» в Богородицком)[33].

Эрмитаж в Санкт-Петербурге[править | править код]

Государственный Эрмитаж Растрелли в Санкт-Петербурге — огромное здание, оно не похоже ни на один из типов парковых эрмитажей. Для объяснения его названия Лихачёв предложил следующую гипотезу. Голландские сады были более «утилитарны», чем итало-французские. По-видимому, утилитарное значение — служить местом развлечений — отодвинуло на второй план эмблематическое значение эрмитажа, которое не было воспринято уже Петром I. Пётр пользовался своими эрмитажами для частных развлечений. Эрмитаж Екатерины II развлекал императрицу среди произведений искусства, «но семантическая связь с садом в эмбриональной форме сохранилась: на уровне второго этажа в Петербургском Эрмитаже появился „висячий сад“ — род „hortulus conclusus“, типа монастырского, с большим количеством искусственных гнёзд для птиц, которые своим пением и воркованием, вместе с благоуханием пахучих трав и цветов, должны были напоминать императрице о самом главном семантическом прототипе всех европейских садов вообще — Эдеме»[25].

Парковые эрмитажи в России
  • Павильон «Эрмитаж» в Екатерининском парке

  • Грот в Екатерининском парке Царского Села

  • Павильон «Эрмитаж» в Петергофе

  • «Эрмитаж» в Кусково

  • Неизвестный фотограф начала XX века. «Эрмитаж» в усадьбе Быково (не сохранился)

  • Павильон «Эрмитаж» в усадьбе «Черёмушки-Знаменское»

  1. Попов М. Эрмитаж // Словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. — М.: Типография товарищества И. Д. Сытина, 1911. — С. 458. — 466 с.
  2. ↑ Его основные значения: 1) пустынное место, пустыня, εἰς ἐρημίας ἀποχωρεῖν Arst., 2) степь, ἐρημία Σκυθῶν Arph., 3) одиночество, уединение, ἐρημίαν ἄγειν или ἔχειν и ἐρημίας τυχεῖν Eur. — жить в одиночестве, быть одиноким, 4) покинутость, οἱ δι΄ ἐρημίαν ἄλλοις προσιόντες Thuc. — те, которые будучи оставлены (одними союзниками), обращаются к другим, 5) лишённость, отсутствие, недостаток, ἐρημίᾳ ἀνδρῶν Thuc. — из-за недостатка в людях — Перевод ἐρημία. Древнегреческо-русский словарь Дворецкого (неопр.). DicipediA. Дата обращения 26 июня 2017.)
  3. Чудинов А. Н. Эрмитаж // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. — М.: Издание книгопродавца В. И. Губинского, Типография С. Н. Худекова, 1910. — 1004 с.
  4. Крысин Л. П. Эрмитаж // Толковый словарь иностранных слов. — М.: Эксмо, 2006. — 944 с. — (Библиотека словарей).
  5. 1 2 Корндорф, 2014, с. 278—279.
  6. ↑ Соколов, 2011.
  7. ↑ Лихачёв, 1998.
  8. Гейрот А. Эрмитаж // Описание Петергофа. — СПб., 1868. — 130 с. — 10 000 экз.
  9. Знаменов В., Тенихина В. Эрмитаж. Павильон-музей XVIII века в нижнем парке Петродворца. — Л.: Лениздат, 1973. — 64 с. — 10 000 экз.
  10. Емина Л. В. Эрмитаж // Музеи и парки Пушкина. — Л.: Издательство Императорской Академии наук, 1976. — С. 59—61. — 100 000 экз.
  11. ↑ Соколов, 2011, с. 408-434.
  12. ↑ Соколов, 2011, с. 408.
  13. ↑ Соколов, 2011, с. 411—412. Примечания.
  14. Lamarche-Vadel, Gaëtane. Jardins secrets de Renaissance. Des astres, des simples et des prodiges. — Paris; Montréal: L’Harmattan, 1997. — 187 с. — ISBN 2-7384-5344-9.
  15. ↑ Соколов, 2011, с. 433-434.
  16. ↑ Соколов, 2011, с. 434.
  17. ↑ Соколов, 2011, с. 484.
  18. 1 2 3 Лихачёв, 1998, с. 42.
  19. ↑ Соколов, 2011, с. 629.
  20. ↑ Соколов, 2011, с. 631.
  21. ↑ Лихачёв, 1998, с. 41.
  22. ↑ Соколов, 2011, с. 572.
  23. ↑ Павильон Келья Магдалины (Magdalenenklause) Парка Нимфенбург (неопр.). MunchenGuide. Дата обращения 29 июня 2017.
  24. 1 2 Соколов, 2011, с. 637.
  25. 1 2 3 Лихачёв, 1998, с. 43.
  26. ↑ Соколов, 2011, с. 606 Примечания.
  27. ↑ Соколов, 2011, с. 580.
  28. 1 2 Павильон «Эрмитаж» (неопр.). ГМЗ «Петергоф». Дата обращения 26 июня 2017.
  29. ↑ Корндорф, 2014, с. 271—272.
  30. ↑ Корндорф, 2014, с. 272.
  31. ↑ Щукина, 2007, с. 113—144, 205, 348.
  32. ↑ Щукина, 2007, с. 205.
  33. ↑ Соколов, 2011, с. 485.
  • Корндорф, Анна. Приют отшельника и гастронома. Русские эрмитажи XVIII века // Искусствознание : Журнал. — 2014. — № 1—2. — С. 271—295.
  • Лихачёв Д. C. Поэзия садов: К семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. — М.: Согласие, 1998. — 356 с. — ISBN 5-868М-075-5.
  • Соколов М. Н. Бытовые образы в западноевропейском искусстве XV—XVII веков. Проблемы зарождения и развития бытового жанра. Автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора искусствоведения. — М.: НИИ теории и истории искусств АН СССР, 1989. — 46 с.
  • Свирида И. И. Locus amoenus // Метаморфозы в пространстве культуры. — М.: Индрик, 2009. — 464 с.
  • Соколов М. Н. Принцип рая. Главы об иконологии Сада, парка и прекрасного вида. — М.: Прогресс-Традиция, 2011. — 703 с. — ISBN 978-5-89826-375-1.
  • Щукина Е. П. Подмосковные усадебные сады и парки конца XVIII века. — М.: Институт Наследия, 2007. — 384 с. — ISBN 978-5-86443-135-1.

ru.wikipedia.org

Старая Деревня (Эрмитаж) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июня 2017; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июня 2017; проверки требуют 8 правок.

Реставрацио́нно-храни́тельский це́нтр Госуда́рственного Эрмита́жа «Ста́рая Дере́вня» (Фондохранилище Государственного Эрмитажа, РХЦ) — комплекс зданий Государственного Эрмитажа общей площадью 35 000 кв. м., включающий в себя фондохранилище, выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса.

РХЦ расположен в историческом районе Старая Деревня Приморского района Санкт-Петербурга. Ближайшая станция метро: Spb metro line5.svg «Старая Деревня» (400 метров). Главный вход ориентирован в сторону Заусадебной улицы.

Первая очередь строительства Фондохранилища была завершена к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году и включала возведение Административного, Фондового, Инженерного корпусов и Котельной. Проект был осуществлен совместно с институтом «Гипротеатр» и связан с необходимостью перемещения ряда запасников и мастерских из исторических зданий музея, перегруженных фондами и с условиями хранения, не отвечающими современным требованиям.

В основном Фондовом корпусе разместились эрмитажные коллекции Отдела западноевропейского искусства, Отдела истории русской культуры, Отдела Востока, Отдела археологии Восточной Европы и Сибири, а также Лаборатория научной реставрации станковой живописи.

После ввода в строй второй очереди комплекс дополнился Реставрационно-хранительским, Лекционно-выставочным, Техническим корпусами, Круглым садом и Корпусом биоконтроля[1].

Отличительная черта Фондохранилища — наличие особого оборудования, позволяющего легко передвигать экспонаты для подготовки тематических выставок — мобильные стеллажи и стеклянные боксы-витрины, залы открытого хранения. Всё это даёт возможность посетителям видеть принцип размещения и особенностями хранения картин, скульптуры, мебели и пр[2].

17 февраля 2012 года был объявлен конкурс на проектирование третьей очереди комплекса[3], который должен быть соединён с уже построенными зданиями переходной галереей с длиной пролёта более 100 метров над железной дорогой[4].

Протяженность экскурсионного маршрута в основном Фондовом корпусе составляет около километра. Среди прочих, можно выделить следующие экспозиции:

  • Зал карет — специально созданное помещение для экспонирования собрания экипажей музея[5].
  • Театр шпалер — динамичная экспозиция шпалер в огромных вертикально поставленных металлических рамах на колесах, передвигающихся по рельсам с помощью электрического привода и дистанционного управления. Предусмотрена возможность музыкального сопровождения действия.
  • Палатка эмира бухарского — специальная каркасная конструкция, позволяющая посетителям любоваться как внешней, так и внутренней стороной военной палатки из кашемировой ткани (510х103х250 см), подаренной предпоследним эмиром Бухарским Абдул-Ахат-ханом 4 января 1893 года императору Александру III[6].
  • Хранилище мебели XVI—XIX веков — экспозиция открытого хранения, в которой представлено около 1 000 образцов европейской мебели[7].
  • Хранение Отдела истории русской культуры — залы оснащены мобильными стеллажами и стеклянными бокс-витринами. Здесь расположен весь фонд живописи Отдела (исключая работы, находящиеся на постоянных экспозициях в основных музейных зданиях) — это около 3 500 полотен русских художников, а также произведения иностранных художников, живших в России. Также создана экспозиция памятников древнерусской фресковой живописи и произведений русской скульптуры[8].
  • Хранение Отдела западноевропейского искусства — продуманно организованное пространство и специально спроектированное оборудование позволяет выгодно экспонировать более 200 предметов западноевропейского искусства[9].

ru.wikipedia.org

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *