Эрмитаж площадь – Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Содержание

Государственный музей «Эрмитаж» — РИА Новости, 07.12.2014

В XIX веке в Эрмитаж стали поступать материалы археологических раскопок, а также случайные находки, составившие, в частности, основу знаменитой скифской коллекции.

В XX веке Эрмитаж пополнился собранием Петра Семенова-Тян-Шанского (1910), после революционных событий с 1918 года – национализированными коллекциями Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и др. В 1935 году в Государственный Эрмитаж поступило собрание музея Центрального училища технического рисования (Александра Штиглица), в 1948 году – коллекция новой европейской живописи конца XIX — начала XX века, в основном из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова, в 1950 году – собрание знамен и знаменных принадлежностей, знаменной графики, архив из Артиллерийского исторического музея. В 2001 году Эрмитаж пополнился коллекцией музея Ломоносовского фарфорового завода.

В 2014 году американский искусствовед, галерист и коллекционер Хэлен Драт Инглиш подарила Эрмитажу в честь его 250-летия коллекцию современного искусства США, которую оценивают примерно в два миллиона долларов.

Сейчас коллекция Государственного Эрмитажа насчитывает более трех миллионов экспонатов. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.

Коллекция изобразительного и прикладного искусства насчитывает свыше одного миллиона произведений, свыше 1,1 миллиона экспонатов составляют памятники нумизматики, свыше 750 тысяч – археологические памятники, около 14 тысяч – оружие.

Общая площадь залов Эрмитажа составляет свыше 233 тысяч квадратных метров, экспозиционно-выставочная площадь – 66,8 тысячи квадратных метров.

Основные экспозиции Государственного Эрмитажа расположены в Главном музейном комплексе, который находится в историческом центре Санкт-Петербурга. Его образуют шесть зданий, построенных в XVIII-XIX веках. Самое значительное из них — Зимний дворец — бывшая императорская резиденция, возведенная по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Бартоломео Франческо Растрелли в 1754-1762 годах, яркий памятник стиля барокко.

В Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Старом (Большом) Эрмитаже и Новом Эрмитаже представлены коллекции памятников культуры и искусства античного мира, Западной Европы, России, стран Востока, археологические и нумизматические собрания. В Главный музейный комплекс входят также Эрмитажный театр и Запасной дом.

ria.ru

Государственный Эрмитаж — это… Что такое Государственный Эрмитаж?

Координаты: 59°56′26″ с. ш. 30°18′49″ в. д. / 59.940556° с. ш. 30.313611° в. д. (G) (O) (Я)59.940556, 30.313611

Госуда́рственный Эрмита́ж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры.

Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых повелось считать Зимний дворец.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

История

Коллекция Екатерины Великой

Неизвестный итальянский(?) художник, по рисунку М. И. Махаева. Вид Зимнего дворца. 1750-е годы

Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине через агентов она приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 220 произведений голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца (ныне Малый Эрмитаж). Впоследствии апартаменты получили название «Эрмитаж».

В 1769 году в Дрездене была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля для Эрмитажа, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза в 1772 году. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779 году, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе в 1781 году, в которой находился портрет неизвестного работы Жана Фуке.

Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 г перечисляются 3996 картин

[1].

Эрмитаж в первой половине XIX века

Атланты Нового Эрмитажа

В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов» (ныне в Вашингтоне). В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне. Жозефина Богарне подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. Еще одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта (1814).

Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внес существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа (хотя при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США). На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи. В 1845 г по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Открытие музея

Эрмитаж был открыт для публики в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

В то же время с возникновением научного подхода к искусствоведению немало картин, которые приобретались императорами за огромные деньги как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были переатрибутированы как работы их учеников. Не всегда удачно сказывалась на состоянии произведений принятая в музее практика перевода картин с досок на холсты, требовавшая обнажения красочного слоя.

Эрмитаж после революции

После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили в числе прочего работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

В результате закрытия Музея нового западного искусства в 1948 г. и очередного перераспределения культурного наследия между музеями Петербурга и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Если до революции в музее были представлены только работы старых мастеров, исполненные не позднее XVIII века, то теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Вместе с тем, имели место и тяжелые потери. Императорская рентерия (или Бриллиантовая комната) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию[2]. Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, после чего советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть их в Берлин, что и было осуществлено в 1958 г[3]. В начале 1957 года открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Постсоветский период

В 2002 г. после долгих переговоров Государственная дума санкционировала возвращение из Эрмитажа в Германию средневековых витражей франкфуртской церкви Мариенкирхе.

Сразу после падения «железного занавеса» Эрмитаж первым из российских музеев объявил о том, что в его запасниках хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, которые с момента окончания войны считались утраченными[3][4]. Среди них — ранее не представленные в Петербурге своими живописными работами Домье, Мане, Сёра и Тулуз-Лотрек. Впоследствии эти картины (включая такие значительные произведения, как «Белый дом ночью» ван Гога и «Площадь Согласия» Э. Дега) пополнили постоянную экспозицию музея.

В постсоветское время Эрмитаж стал предпринимать усилия по заполнению лакун в собрании искусства XX века. С помощью эндаумент-фонда в конце 1990-х были приобретены работы Утрилло, Руо, Сутина и других авторов, прежде не представленных в музеях России[5]. Был организован Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 г. экспозиция пополнилась одной из версий «Чёрного квадрата» Малевича. В 2006 году заработал Проект Эрмитаж 20/21, направленный на приобретение современного искусства.

В июле 2006 обнаружились пропажи 221 небольшого экспоната (ювелирные изделия, православные иконы, столовое серебро, эмалированная посуда и т. д.). В хищении заподозрили одну из сотрудниц музея, которая незадолго до этого скончалась от сердечного приступа. Как показало следствие, в хищении принимали участие она и её родственники. В 2006—2007 годах часть похищенных вещей удалось вернуть.

Коллекция музея

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллеция т. н. скифского золота, уникальные находки из курганов Пазырыка, памятники других культур Великой Степи. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами.

Картинная галерея «старых мастеров» отражает академические вкусы собирателей — российских императоров. В годы формирования собрания особенно ценились флорентийцы Высокого Возрождения, болонская школа, «малые голландцы», круг Рубенса и Тьеполо, французские классицизм и рококо. Итальянские и старонидерландские «примитивы», испанская и английская школы живописи при этом оказывались на периферии. С этим связана известная неполнота коллекции — отсутствие в ней произведений таких великих, центральных для развития живописи мастеров, как Дуччо, Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Беллини, Ван Эйк, Мемлинг, Босх, Грюневальд, Дюрер, Гольбейн, Брейгель, Вермеер.

Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и др.

Здания Эрмитажа

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

  • Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
  • Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
  • Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
  • Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
  • Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги), который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим) Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Помимо комплекса зданий на Дворцовой набережной, в распоряжении Государственного Эрмитажа находятся следующие объекты:

Руководители

  • с 1992 по наст. время — Пиотровский, Михаил Борисович
  • с 1964 по 1990 — Пиотровский, Борис Борисович
  • с 1951 по 1964 — Артамонов, Михаил Илларионович
  • с 1934 по 1951 — Орбели, Иосиф Абгарович
  • с 1931 по 1934 — Легран, Борис Васильевич
  • 1930 — Оболенский, Леонид Леонидович
  • с марта 1929 по март 1930 — Забрежнев, Владимир Иванович (и.о.)
  • с декабря 1928 по август 1929 — Кларк, Павел Иванович
  • с февраля 1928 по ноябрь 1928 — Лазарис, Герман Владимирович (и.о.)
  • с 1927 по февраль 1928 — Вальдгауэр, Оскар Фердинандович (и.о.)
  • с 1918 по 1927 — Тройницкий, Сергей Николаевич
  • с 1909 по 1918 — Толстой, Дмитрий Иванович
  • с 1899 по 1909 — Всеволожский, Иван Александрович
  • с 1888 по 1899 — Трубецкой, Сергей Никитич
  • с 1879 по 1888 — Васильчиков, Александр Алексеевич
  • с 1863 по 1878 — Гедеонов, Степан Александрович
  • до 1863 — под личным управлением императора, главы отделений: Жиль, Флориан Антонович и Бруни Фёдор Антонович

Служба волонтеров

В Государственном Эрмитаже существует Служба волонтеров, которая объединяет людей самых разных профессий в их стремлении помочь музею. Деятельность Службы прежде всего направлена на помощь отделам музея и реализацию собственных проектов, посвященных воспитанию чувства ответственности за сохранение культурного наследия. В сотрудничестве с научными отделами Государственного Эрмитажа, а также Школьным и Молодежным центрами Службой волонтеров разрабатываются и проводятся тематические игры и конкурсы для детей и юношества.

Филиалы в других городах

В XXI веке музей стал открывать представительства за рубежом. Сперва в 2000 году в лондонском Сомерсет-Хаусе открылись «Эрмитажные комнаты», затем в 2001 году в Лас-Вегасе в музее Соломона Гуггенхайма. Однако оба были закрыты в 2007 и 2008 годах, соответственно. В октябре 2006 было принято решение создать филиал в итальянском городе Феррара. Экспозиция будет размещена в замке семейства герцогов Д’Эсте, считающегося символом Феррары. В процессе принятия решения также рассматривались заявки других городов — Мантуи и Вероны.

Амстердам

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим) Амстелхоф после реконструкции.

Эрмитаж Амстердам (нидерл. Hermitage Amsterdam) или Эрмитаж на Амстеле (нидерл. Hermitage aan de Amstel) — филиал Эрмитажа на реке Амстел в Амстердаме. Возник в феврале 2004 года в виде небольшого музея в пристройке, выходящей на канал Ниуве-Херенграхт, но в результате проведённой с марта 2007 года по июнь 2009 года реконструкция всего здания Амстелхоф под нужды музея, экспозиционные площади достигли 4000 м²[7]. Музей был полностью реконструирован и официально открыт 19 июня 2009 года королевой Беатрикс и президентом России Дмитрием Медведевым[8][9]. С 20 июня музей открыт для общественности.

Деньги на реконструкцию Амстелхофа (39,5 миллионов евро) выделили правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, правительство провинции Северная Голландия и фонд «Giro Loterij».

Казань

Открытие первого в России филиала музея было приурочено к 1000-летию Казани и состоялось 28 августа 2005 года. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский прочел публичную лекцию на церемонии открытия и представил первую выставку: «Золотая Орда. История и культура». Экспозиция состоит из нескольких сотен предметов материальной культуры и документов.

«Эрмитаж-Казань» располагается в здании бывшего юнкерского училища на территории Казанского кремля. Новый музейный центр занимает около тысячи квадратных метров площади, включая выставочные и служебные площади.

Выборг

Музейный центр «Эрмитаж-Выборг»

В июне 2010 года в модернистском здании бывшего художественного музея города Виипури открылся филиал Эрмитажа в Выборге. Здесь планируется ежегодно проводить 2-3 выставки произведений из собрания Государственного Эрмитажа. Первая выставка была посвящена правлению Екатерины II.

Документальное кино

  • «Взгляните на лицо». — СССР, Реж. Павел Коган, сценарист С. Соловьёв, оператор П. Мостовой

Ленинградская студия кинохроники, 1966 г.

  • «Эрмитаж. Путешествие во времени и пространстве» Россия 2004 г. режиссер Владимир Птащенко
  • «Покушение на Данаю». — Россия, 2006
  • «Продать Эрмитаж. Как уходили шедевры». — Россия, 2008

См. также

См. также

  • Эрмитажная Академия Музыки hermitagemusic.ru

Примечания

Ссылки

Кораблик Адмиралтейства

biograf.academic.ru

Государственный Эрмитаж — это… Что такое Государственный Эрмитаж?

Координаты: 59°56′26″ с. ш. 30°18′49″ в. д. / 59.940556° с. ш. 30.313611° в. д. (G) (O) (Я)59.940556, 30.313611

Госуда́рственный Эрмита́ж в Санкт-Петербурге — крупнейший в России и один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, федеральное государственное бюджетное учреждение культуры.

Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые начала приобретать в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр. ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.

Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых повелось считать Зимний дворец.

На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.

История

Коллекция Екатерины Великой

Неизвестный итальянский(?) художник, по рисунку М. И. Махаева. Вид Зимнего дворца. 1750-е годы

Эрмитаж возник в 1764 как частное собрание Екатерины II, после того как в Берлине через агентов она приобрела у коммерсанта И. Гоцковского коллекцию из 220 произведений голландских и фламандских художников. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца (ныне Малый Эрмитаж). Впоследствии апартаменты получили название «Эрмитаж».

В 1769 году в Дрездене была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля для Эрмитажа, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.

Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза в 1772 году. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи. Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века. В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.

Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779 году, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе в 1781 году, в которой находился портрет неизвестного работы Жана Фуке.

Еще одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».

В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 г перечисляются 3996 картин[1].

Эрмитаж в первой половине XIX века

Атланты Нового Эрмитажа

В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов» (ныне в Вашингтоне). В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне. Жозефина Богарне подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя. Еще одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта (1814).

Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внес существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа (хотя при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США). На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи. В 1845 г по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие. Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта. В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.

Открытие музея

Эрмитаж был открыт для публики в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа. Тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.

В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, впрочем, в 1895 году они были переданы Русскому музею. Важными источниками пополнения фондов во второй половине столетия становятся дарения и закупки у отечественных коллекционеров. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства.

В то же время с возникновением научного подхода к искусствоведению немало картин, которые приобретались императорами за огромные деньги как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были переатрибутированы как работы их учеников. Не всегда удачно сказывалась на состоянии произведений принятая в музее практика перевода картин с досок на холсты, требовавшая обнажения красочного слоя.

Эрмитаж после революции

После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств. Поступили в числе прочего работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа. Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесенные Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.

В результате закрытия Музея нового западного искусства в 1948 г. и очередного перераспределения культурного наследия между музеями Петербурга и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова. Если до революции в музее были представлены только работы старых мастеров, исполненные не позднее XVIII века, то теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.

Вместе с тем, имели место и тяжелые потери. Императорская рентерия (или Бриллиантовая комната) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.

Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию[2]. Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.

Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал. Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Еще до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей. Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

По окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г. была организована постоянная выставка этих поступлений, после чего советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть их в Берлин, что и было осуществлено в 1958 г[3]. В начале 1957 года открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.

Постсоветский период

В 2002 г. после долгих переговоров Государственная дума санкционировала возвращение из Эрмитажа в Германию средневековых витражей франкфуртской церкви Мариенкирхе.

Сразу после падения «железного занавеса» Эрмитаж первым из российских музеев объявил о том, что в его запасниках хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, которые с момента окончания войны считались утраченными[3][4]. Среди них — ранее не представленные в Петербурге своими живописными работами Домье, Мане, Сёра и Тулуз-Лотрек. Впоследствии эти картины (включая такие значительные произведения, как «Белый дом ночью» ван Гога и «Площадь Согласия» Э. Дега) пополнили постоянную экспозицию музея.

В постсоветское время Эрмитаж стал предпринимать усилия по заполнению лакун в собрании искусства XX века. С помощью эндаумент-фонда в конце 1990-х были приобретены работы Утрилло, Руо, Сутина и других авторов, прежде не представленных в музеях России[5]. Был организован Международный фонд друзей Эрмитажа. В 2002 г. экспозиция пополнилась одной из версий «Чёрного квадрата» Малевича. В 2006 году заработал Проект Эрмитаж 20/21, направленный на приобретение современного искусства.

В июле 2006 обнаружились пропажи 221 небольшого экспоната (ювелирные изделия, православные иконы, столовое серебро, эмалированная посуда и т. д.). В хищении заподозрили одну из сотрудниц музея, которая незадолго до этого скончалась от сердечного приступа. Как показало следствие, в хищении принимали участие она и её родственники. В 2006—2007 годах часть похищенных вещей удалось вернуть.

Коллекция музея

Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллеция т. н. скифского золота, уникальные находки из курганов Пазырыка, памятники других культур Великой Степи. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами.

Картинная галерея «старых мастеров» отражает академические вкусы собирателей — российских императоров. В годы формирования собрания особенно ценились флорентийцы Высокого Возрождения, болонская школа, «малые голландцы», круг Рубенса и Тьеполо, французские классицизм и рококо. Итальянские и старонидерландские «примитивы», испанская и английская школы живописи при этом оказывались на периферии. С этим связана известная неполнота коллекции — отсутствие в ней произведений таких великих, центральных для развития живописи мастеров, как Дуччо, Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Беллини, Ван Эйк, Мемлинг, Босх, Грюневальд, Дюрер, Гольбейн, Брейгель, Вермеер.

Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св. Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо. Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и др.

Здания Эрмитажа

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

  • Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
  • Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
  • Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
  • Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
  • Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги), который возведён над частично сохранившимся Зимним дворцом Петра I

Также в комплекс зданий Государственного Эрмитажа включены служебные постройки:

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим) Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Помимо комплекса зданий на Дворцовой набережной, в распоряжении Государственного Эрмитажа находятся следующие объекты:

Руководители

  • с 1992 по наст. время — Пиотровский, Михаил Борисович
  • с 1964 по 1990 — Пиотровский, Борис Борисович
  • с 1951 по 1964 — Артамонов, Михаил Илларионович
  • с 1934 по 1951 — Орбели, Иосиф Абгарович
  • с 1931 по 1934 — Легран, Борис Васильевич
  • 1930 — Оболенский, Леонид Леонидович
  • с марта 1929 по март 1930 — Забрежнев, Владимир Иванович (и.о.)
  • с декабря 1928 по август 1929 — Кларк, Павел Иванович
  • с февраля 1928 по ноябрь 1928 — Лазарис, Герман Владимирович (и.о.)
  • с 1927 по февраль 1928 — Вальдгауэр, Оскар Фердинандович (и.о.)
  • с 1918 по 1927 — Тройницкий, Сергей Николаевич
  • с 1909 по 1918 — Толстой, Дмитрий Иванович
  • с 1899 по 1909 — Всеволожский, Иван Александрович
  • с 1888 по 1899 — Трубецкой, Сергей Никитич
  • с 1879 по 1888 — Васильчиков, Александр Алексеевич
  • с 1863 по 1878 — Гедеонов, Степан Александрович
  • до 1863 — под личным управлением императора, главы отделений: Жиль, Флориан Антонович и Бруни Фёдор Антонович

Служба волонтеров

В Государственном Эрмитаже существует Служба волонтеров, которая объединяет людей самых разных профессий в их стремлении помочь музею. Деятельность Службы прежде всего направлена на помощь отделам музея и реализацию собственных проектов, посвященных воспитанию чувства ответственности за сохранение культурного наследия. В сотрудничестве с научными отделами Государственного Эрмитажа, а также Школьным и Молодежным центрами Службой волонтеров разрабатываются и проводятся тематические игры и конкурсы для детей и юношества.

Филиалы в других городах

В XXI веке музей стал открывать представительства за рубежом. Сперва в 2000 году в лондонском Сомерсет-Хаусе открылись «Эрмитажные комнаты», затем в 2001 году в Лас-Вегасе в музее Соломона Гуггенхайма. Однако оба были закрыты в 2007 и 2008 годах, соответственно. В октябре 2006 было принято решение создать филиал в итальянском городе Феррара. Экспозиция будет размещена в замке семейства герцогов Д’Эсте, считающегося символом Феррары. В процессе принятия решения также рассматривались заявки других городов — Мантуи и Вероны.

Амстердам

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим) Амстелхоф после реконструкции.

Эрмитаж Амстердам (нидерл. Hermitage Amsterdam) или Эрмитаж на Амстеле (нидерл. Hermitage aan de Amstel) — филиал Эрмитажа на реке Амстел в Амстердаме. Возник в феврале 2004 года в виде небольшого музея в пристройке, выходящей на канал Ниуве-Херенграхт, но в результате проведённой с марта 2007 года по июнь 2009 года реконструкция всего здания Амстелхоф под нужды музея, экспозиционные площади достигли 4000 м²[7]. Музей был полностью реконструирован и официально открыт 19 июня 2009 года королевой Беатрикс и президентом России Дмитрием Медведевым[8][9]. С 20 июня музей открыт для общественности.

Деньги на реконструкцию Амстелхофа (39,5 миллионов евро) выделили правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, правительство провинции Северная Голландия и фонд «Giro Loterij».

Казань

Открытие первого в России филиала музея было приурочено к 1000-летию Казани и состоялось 28 августа 2005 года. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский прочел публичную лекцию на церемонии открытия и представил первую выставку: «Золотая Орда. История и культура». Экспозиция состоит из нескольких сотен предметов материальной культуры и документов.

«Эрмитаж-Казань» располагается в здании бывшего юнкерского училища на территории Казанского кремля. Новый музейный центр занимает около тысячи квадратных метров площади, включая выставочные и служебные площади.

Выборг

Музейный центр «Эрмитаж-Выборг»

В июне 2010 года в модернистском здании бывшего художественного музея города Виипури открылся филиал Эрмитажа в Выборге. Здесь планируется ежегодно проводить 2-3 выставки произведений из собрания Государственного Эрмитажа. Первая выставка была посвящена правлению Екатерины II.

Документальное кино

  • «Взгляните на лицо». — СССР, Реж. Павел Коган, сценарист С. Соловьёв, оператор П. Мостовой

Ленинградская студия кинохроники, 1966 г.

  • «Эрмитаж. Путешествие во времени и пространстве» Россия 2004 г. режиссер Владимир Птащенко
  • «Покушение на Данаю». — Россия, 2006
  • «Продать Эрмитаж. Как уходили шедевры». — Россия, 2008

См. также

См. также

  • Эрмитажная Академия Музыки hermitagemusic.ru

Примечания

Ссылки

Кораблик Адмиралтейства

dik.academic.ru

Филиалы государственного музея «Эрмитаж». Справка

Адрес: г. Санкт-Петербург, Дворцовая наб., д. 32.

Постоянная экспозиция «Зимний дворец Петра I» открылась в Государственном Эрмитаже в 1992 году в здании бывшей главной столичной резиденции Первого российского императора.

Здание музея подвергалось перестройке. Так, в 1783-1789 годах итальянский зодчий Джакомо Кваренги превратил главную столичную резиденцию первого российского императора в театр. При этом от дворца сохранились отдельные стены цокольного и первого этажей петровского дворца и целые группы помещений различного назначения.

В конце 1970-ых годов и в течение следующего десятилетия во дворе проходили исследовательско-реставрационные работы, в ходе которых архитекторам удалось обнаружить и восстановить жилые покои Петра I и Екатерины I.

В 1989 году реставрационные работы были завершены. По их итогам авторский коллектив, их проводивший, был удостоен Государственной премии Российской Федерации.

Дворец Меншикова

Адрес: г. Санкт-Петербург, Университетская наб., д. 15.

Дворец князя Александра Даниловича Меншикова, первого губернатора Санкт-Петербурга, был заложен на Васильевском острове в 1710 году.

Это одно из старейших из сохранившихся зданий города, совмещавшее жилые и административные функции. Облик дворца уникален. В его сооружении и отделке принимали участие западноевропейские архитекторы и мастера: Джованни Марио Фонтана, Иоганн Готфрид Шедель, Доменико Трезини, Карло Бартоломео Растрелли, Георг Иоганн Маттарнови, Жан-Батист Александр Леблон.

«Обширнейший и великолепнейший дворец» (по словам иностранного путешественника, посетившего Петербург в 1721 году), вмещавший собрания живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, книг, нумизматики, был центром культурной жизни столицы. После опалы Меншикова в 1727 году все его имущество было конфисковано в царскую казну, а дворец на Васильевском острове передан Первому кадетскому корпусу.

В 1880-х годах во дворце был создан музей кадетского корпуса, существовавший до 1924 года.

Почти двадцать прошлого столетия (1961-1980 годы) здесь велись реставрационные работы. Наконец, в 1981 году дворец-музей открыл свои двери для посетителей. Предметы, составляющие убранство дворца, отобраны, главным образом, среди коллекций Государственного Эрмитажа, тема основной экспозиции – «Культура России первой трети XVIII в».

Музей Императорского фарфорового завода

Адрес: г. Санкт-Петербург, пр. Обуховской обороны, д. 151.

История знаменитого петербургского фарфора насчитывает два с половиной столетия. Он был основан императорским указом 1744 года и стал первым в России фарфоровым предприятием.

В 1844 году по указу императора Николая I здесь появился заводской музей.

С последней четверти ХIХ века по личному распоряжению императора Александра III все заказы императорской семьи исполнялись на заводе в двух экземплярах, один из которых оставался в музее. Эта традиция регулярного пополнения музея была сохранена и в советский период, начиная с фарфора 20-х годов до последнего десятилетия ХХ века. Дважды коллекция музея покидала стены завода: с осени 1917 – до осени 1918 года в целях сохранности ее вывозили в Петрозаводск, и в годы войны и Ленинградской блокады экспонаты были эвакуированы на Урал, в Ирбит.

После окончания войны в Москве было принято решение о передаче фондов заводской коллекции фарфора в Русский музей. Ведущим художникам завода во главе с Николаем Суетиным при поддержке известных деятелей культуры удалось сохранить коллекцию на заводе.

В годы перестройки завод был приватизирован, и вопрос сохранности фонда встал с новой силой.

В 2001 году ситуация была решена: приказом Министерства культуры Российской Федерации собрание музея фарфорового завода, включающее в себя свыше 30 000 изделий, было передано в управление Государственному Эрмитажу.

В 2003 году музей открыл свои двери для посетителей.

Сегодня экспозиция музея насчитывает свыше 600 экспонатов. В ближайшем будущем планируется открытие третьего зала, посвященного фарфору XX в.

Главный штаб

ria.ru

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *