Большой Египетский музей — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Большой Египетский музей (араб. المتحف المصري الكبير, DMG al-Matḥaf al-Miṣrī al-Kabīr), также известный как Музей Гизы — крупнейший археологический музей в Гизе (Египет)[1], планируемый к открытию в 2020 году. Он является частью нового генерального плана города в 2 км от пирамид Гизы, его планируемая площадь составит 50 гектаров. 5 января 2002 года президент Египта Хосни Мубарак заложил первый камень на место будущего музея[2].
Архитектурная композиция и дизайн музея были определены на основе конкурса, объявленного 7 января 2002 года[3]. Организаторы получили 1557 проектов из 82 стран мира. На втором этапе отбора отобраны 20 проектов для детальной проработки жюри. 2 июня 2003 года победителем с призовым фондом 250 тысяч долларов объявили ирландскую компанию «Heneghan Peng[англ.]» из Дублина[4]. Проект разработали компании «Heneghan Peng
После согласования чертежей с египетским министерством культуры в 2008 на месте строительства приступили к рытью котлована под фундамент[5].
Плановое окончание строительства музея в 2012 году с итоговым подсчётов в 550 млн долларов сорвалось из-за революционного ветра перемен в декабре 2010 года в Арабских странах и смены политических лидеров в Египте. Сдачу проекта с возросшими расходами до 810 млн долларов перенесли на 2015 год[6].
Музей в процессе строительства в 2017 году.В мае 2015 года министр древностей Мамдух эль-Дамати сообщил, что, несмотря на отложение события несколько раз, предварительное открытие музея состоится в мае 2018 года[7]. Официальное открытие музея запланировано на конец 2020 года, но некоторые залы смогут открыть для посетителей уже в 2019 году [8].
2 февраля 2010 года правительство Египта подписало контракт с компанией «Hill International[англ.]», специалисты которой будут вести конструкторское и организационное обеспечение строительства. Первоначальная сметная стоимость проекта составила 550 млн долларов, из которых 300 млн предоставил кредит Японский банк для международного сотрудничества, оставшаяся сумма за счёт Верховного совета древностей и пожертвований международных фондов[9]. Из-за революционных преобразований в стране бюджет проекта значительно вырос и достиг 1 млрд долларов[6][10].
Лаборатория по консервации в музее Гизы.Треугольное основание музея с 800-метровым фасадом конструируется по принципу Треугольника Серпинского
На территории музея также разместятся детский музей, лаборатории, образовательный и конференц-центры. Предусматривается применение современных технологий, в частности виртуальной реальности.
Реконструкция гробницы Тутанхамона в момент её открытия в 1922 году.Около 50 тысяч экспонатов займут до трети территории музея. Здесь соберут полную коллекцию (5000) древностей Тутанхамона из Каирского музея, где из-за недостатка места коллекция не представлена полностью [12]. Также некоторые предметы прибудут из Луксора, Эль-Минья, Сохага, Бени-Суэйф, Асьюта, Файюма, Александрии[13].
25 августа 2006 года черезстанцию Рамсес[англ.] доставили 3200-летнюю статую Рамсеса II в музей, где статую очистили и отреставрировали для последующей установки у входа[14].
Занимавший прежде пост генерального секретаря Верховного совета древностей Египта Захи Хавасс выступал с инициативой предоставления музеями мира ценных древнеегипетских артефактов (Розеттский камень из Британского музея, бюст Нефертити из берлинского Египетского музея, Дендерский зодиак из Лувра, бюст Анхафа из Бостонского музея изящных искусств и статуя Хемиуна из Музея Рёмера и Пелицеуса в Хильдесхайме) к торжественному дню открытия Музея Гизы[15]. Ссылаясь на события 2011 года, когда толпа штурмовала Каирский музей, у иностранных хранителей древностей появилась веская причина опасаться за сохранность артефактов в Египте
В мае 2018 года последняя шестая колесница из ливанского кедра и кожи, обнаруженная в 1922 году в гробнице Тутанхамона, перевезена в новый музей изВоенного музея[англ.], где выставлялась с 1987 года[17].
- ↑ Nancy Farghalli. Marketplace: Egypt’s next big thing (неопр.) (недоступная ссылка) (15 мая 2008). Дата обращения 11 ноября 2017. Архивировано 15 мая 2008 года.
- ↑ Diane Singerman, Paul Amar. Cairo Cosmopolitan: Politics, Culture, and Urban Space in the New Globalized Middle East. — American Univ in Cairo Press, 2006. — 570 с. — ISBN 9789774249280.
- ↑ Yasser Mansour. The Grand Museum of Egypt: International Architecture Competition. — American Univ in Cairo Press, 2003. — 348 с. — ISBN 9789773054717.
- ↑ Musée du Caire — Résultats (неопр.) (недоступная ссылка) (4 ноября 2014). Дата обращения 11 ноября 2017. Архивировано 4 ноября 2014 года.
- ↑ Grand Egyptian Museum Cairo, heneghan.peng, Egypt — e-architect (англ.). e-architect (3 February 2010). Дата обращения 11 ноября 2017.
- ↑ 1 2 3 4 GCR — — Egypt’s Grand Museum on track for partial opening in 2017 (неопр.). www.globalconstructionreview.com. Дата обращения 11 ноября 2017.
- ↑ Read, Rachel The Grand Egyptian Museum – Pyramids and a Bridge between Ages | blooloop (англ.). blooloop. Дата обращения 11 ноября 2017.
- ↑ APD wins $13mn contract for Grand Egyptian Museum | Middle East Construction News (англ.).
Middle East Construction News (2 September 2018). Дата обращения 20 сентября 2018. - ↑ Grand Egyptian Museum project moves forward (неопр.) (недоступная ссылка). The National Newspaper (25.09.2009). Дата обращения 11 ноября 2017. Архивировано 25 сентября 2009 года.
- ↑ Constructions in the Grand Egyptian Museum reach 70% (неопр.). Daily News Egypt (18.08.2017).
- ↑ GmbH, Salzgitter Mannesmann Line Pipe Grand Egyptian Museum Kairo | Museum für das dritte Jahrtausend | Projekt | Ausgabe 09 • April 2016 | Line Pipe Global (нем.). Line Pipe Global (11. November 2017). Дата обращения 11 ноября 2017.
- ↑ Second of Tutankhamen collection transferred to Grand Egyptian museum (неопр.). Daily News Egypt (21.07.2017).
- ↑ Keyes, Allison For the First Time, All 5,000 Objects Found Inside King Tut’s Tomb Will Be Displayed Together (англ.). Smithsonian. Дата обращения 11 ноября 2017.
- ↑ Nevine El-Aref. Ramses II’s last journey (неопр.) (недоступная ссылка). Al-Ahram Weekly. weekly.ahram.org.eg. Дата обращения 11 ноября 2017. Архивировано 12 ноября 2017 года.
- ↑ 1 2 Egypt’s Own: Repatriation of Antiquities Proves to be a Mammoth Task (англ.). Newsweek Middle East (5 October 2016). Дата обращения 11 ноября 2017.
- ↑ Frankfurter Allgemeine Zeitung GmbH. Nofretete-Ausstellung in Berlin: Auge in Auge mit der Pharaonin (неопр.). FAZ.NET (7 декабря 2012). Дата обращения 11 ноября 2017.
- ↑ Editorial, Reuters King Tutankhamen’s military chariot moved to new Egyptian museum (англ.). U.S.. Дата обращения 20 сентября 2018.
Каир 2018. Египетский национальный музей. Часть третья.
1. Пожалуй, этот пост начну с самого интересного, что есть в музее (хотя там интересно там все!!!) — элементами того, что когда-то нашли в Гробнице Тутанхамона, ее обнаружили в 1922 году. (Фараон Тутанхамон, скончавшийся около 1327 года до н. э.)
Открытие гробницы стало одним из крупнейших событий в истории египтологии и мировой археологии — увы, в Каирском музее выставлена лишь часть экспонатов — элементарно из-за нехватки места. Но скоро грядут перемены — об этом я расскажу ниже….
2. Это он и есть — тот самый Тутанхамон, эта статуя изготовлена из дерева и покрыта расписной штукатуркой. Ее высота составляет 76,5 см.
Голова Тутанхамона украшена желтым головным убором с позолоченной коброй — уреем. Лицо выкрашено в темно-красный цвет. Этот цвет использовался скульпторами для раскрашивания кожи мужчин. Можно увидеть, что мочки ушей проколоты. Серьги в древнем Египте носили и мужчины и женщины. Хотя мужчины надевали их лишь в юности.
3. В гробнице было обнаружено множество мебели, например вот этот Трон, образец египетского прикладного искусства, является одним из предметов, символизирующих объединение Верхнего и Нижнего Египта.
4. Сфотографировал резную спинку из дерева и слоновой кости трона ближе — Тутанхамона и Анхесенамон, супруга умащивает фараона благовониями. Это единственный случай среди предметов искусства в гробнице, когда они были запечатлены вместе.
5. В гробнице были найдены 34 деревянных статуи с изображениями фараона и богов. Две пары одинаковых статуй показывают Тутанхамона верхом на пантере и в лодке из папируса во время охоты на бегемота. Материал – дерево, роспись, бронза, позолота. Высота статуи на пантере 85,6 см. Высота статуи в лодке 69,5 см.
Скульптуры были при изготовлении просмолены, оштукатурены и покрыты тонкими листами позолоты. Каждая из них имеет свое символическое значение.
Тутанхамон в лодке готовится метнуть копье в бегемота. В правой руке у него веревка из бронзы. На голове красная корона Нижнего Египта. Лодка, выполненная в виде цветков папируса с позолоченными лепестками, окрашена в зеленый цвет. Символический бегемот обозначает зло и вселенский хаос.
6. Фараон верхом на пантере сжимает в руках плеть и посох, на его голове белая корона Верхнего Египта с уреем. Черное животное символизирует ночное небо, где среди звезд располагался загробный мир. Фараон в позолоте равен солнцу. Он возвышается над пантерой, что символизирует победу над смертью.
7. Гробница Тутанхамона уникальна еще количеством ковчегов и саркофагов, просто представьте себе матрешку — итак мумия фараона помещалась в золотой саркофаг, золотой в еще три саркофага побольше и потом все это было спрятано в четыре ковчега.
На этом снимке самый внешний ковчег — именно он — «самая большая матрешка» все остальное на размер меньше и были «вложены» друг в друга…
8. Элементы декора.
9. Позолоченный ковчег чуть поменьше…
10. Позолоченный алебастровый ковчег (1,98м x 1,53м x 1,22 м). С четырёх сторон его окружали богини Исида, Нефтида, Селкет и Нейт в охраняющих позах.
11. А эти сосуды — канопы, в них хранились органы, вынутые из тела покойного перед его бальзамированием.
Ящик для каноп фараона Тутанхамона находился внутри ковчега большего размера. Материал — алебастр, золото. Его высота 85,5 см. Внутри ящик разделен на четыре отделения. В них располагались канопы с органами фараона. Сверху каждое отделение закрывалось крышкой из алебастра, выполненной в форме головы Тутанхамона
12.
13. Две статуи Ка фараона Тутанхамона (я сфотографировал лишь одну) размещались в противоположных концах вестибюля у входа в погребальную камеру.
Высота статуй 192 см. Материал — дерево, черная смола, позолота, бронза.
Надпись на юбке с именем, данным при рождении: «Тутанхамон, вечно живой, подобно Ра». Статуи Ка защищали от разрушения тела фараона. Цвет кожи был как у бога Осириса и символизировал круговорот возрождения, увядания и повторного возрождения, как в природе.
14.
15. Бог загробного мира — Анубис в образе собаки. Статуэтка из гробницы Тутанхамона
16. Деревянный сундук из гробницы Тутанхамона.
17. Алебастровый сосуд с эмблемами долголетия и символами двух царств.
18. Следующий зал был уже с охраной — там было запрещено фотографировать, именно там были собраны все золотые украшения, знаменитая маска Тутанхамона и многое другое — я все же сделал два снимка …
Это тот самый Золотой саркофаг фараона Тутанхамона…
19. Предыдущий золотой помещался вот в этот позолоченный… увы охрана стала странно посматривать на меня и я прекратил снимать…
20. Когда уже после посещения музея мы отправились к пирамидам — то практически у их основания увидели громадное строительство — оказывает прямо у подножия строится не что иное как Большой Египетский Музей (Grand Egyptian Museum). Нашел фото в инете — но строительство шагнуло на данный момент далеко вперед и в следующем году обещают открытие музея.
21. Площадь музея 480 тысяч квадратных метров. Из них 24 тысячи квадратных метров — выставочные залы (это как четыре футбольных поля).
В музее разместят около 50 тысяч экспонатов. Из Каирского музея сюда перевезут полную коллекцию древностей Тутанхамона, которую раньше невозможно было представить публике полностью из-за нехватки места.
Обещается- что там будет большой сад с видом на пирамиды.
И буквально недавно видел репортаж о новом музее и что гигантские скульптуры уже понемногу переезжают на новое место — эту фотографию взял в инете.
22. Ну а мы идем дальше по залам музея….
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32. Фараон Сесострис Царствовал 45 лет. Статуи были найдены экспедицией Французского института археологии Востока в 1894 году на территории заупокойного храма Сесостриса I в Эль- Лиште.
33. Еще одни саркофаг каменный снаружи, а если заглянуть через стекло….
34. … вот такой расписной внутри.
35.
36.
37. Фараон Хафре — четвертый из фараонов знаменитой Четвертой династии правителей древнего Египта. Египтологи считают его создателем второй по величине пирамиды на плате Гиза. Правил он приблизительно двадцать четыре года.
Его же считают автором знаменитого Сфинкса.
38.
39.
40. Напоследок оставил еще две скульптуры — со знаменитыми «живыми глазами», эта деревянная статуя жреца Каапера была найдена в Саккаре в 1860 году. Рабочие, которые ее нашли дружно воскликнули, что изображение похоже на их деревенского старосту. Поэтому она известна «Сельский староста»
41. Статуя Каапера изготовлена из дерева. Ее высота 112 см. Деревянные статуи были распространены в Древнем царстве. Материал более податливый, чем камень, но менее долговечный. Поэтому мало деревянных статуй того времени сохранилось до нашего времени.
Первоначально статуя жреца была покрыта тонким слоем штукатурки. В некоторых местах видны ее остатки. Глаза изготовлены из алебастра, хрусталя, черного камня с медным ободком, который имитирует подводку. Жрец изображен в традиционной позе. Левая нога выдвинута вперед в положении шага. В одной руке он держит посох, в другой, считают, что был зажат цилиндр. Одет Каапер в длинную набедренную повязку.
42. Статуя писца относится к знаменитым произведениям искусства Древнего Египта. Ее нашли в Саккаре в 1893 году во время проведения археологических раскопок. Сделана она из известняка. Высота — 51 см. Датируется первой половиной Пятой династии (середина XXV века до н.э.). Если не ошибаюсь, то именно эта скульптура находится на одной из банкнот местной валюты.
На этом все о замечательном Каирском музее… но думаю что еще не все о Египте!
Открывайте мир!
Египетский музей, часть 3 — все золото Тутанхамона
Подходит к концу наша замечательная (по крайней мере для меня) экскурсия по Египетскому музею. Заключительная часть прогулки будет посвящена главному археологическому открытию XX века (а может и вообще во всей истории археологии) — золотому кладу из гробницы Тутанхамона.Все, кроме самой комнаты Тутанхамона, можно было фотографировать. ПОлучилось это с очень переменным успехом, но чем богаты…
Один из внешних золотых храмов, найденных в гробнице. Если я правильно понял то, что нам объясняли, саркофаг был устроен наподобие «матрешки» — в одном золотом храме находился другой золотой храм поменьше.
В нем еще один поменьше
А в нем еще один поменьше
Немного узоров золотых храмов
Все это — чистое золото!!
Внутри храмов находились… золотые носилки?
Их тоже четыре. Египтяне любили все сериями по четыре. Только я почему-то четвертую не сфотографировал) Поэтому последний кадр — это еще что-то золотое из гробницы
Были внутри и золотые колесницы
Колесниц тоже четыре. А охраняет их золотой Анубис
Немного золотых статуэток
И золотых подставок для статуэток)
Это я не знаю что такое
Но мне очень нравится
Сопровождающие в последний путь
Меня особенно четыре чувака в ящике порадовали
Один из главных артефактов за пределами комнаты мумий — золотая кровать, на которой лежал золотой саркофаг, внутри которого находился золотой саркофаг, внутри которого находился золотой саркофаг, внутри которого находился золотой саркофаг, внутри которого находилась мумия Тутанхамона.
Первый (или последний) саркофаг оставили в Долине Царей — http://lorien22.livejournal.com/368848.html. Фотографировать его было нельзя, как и остальные саркофаги в Египетском музее. Я с огромным риском сфотографировал два из трех «с бедра», с подобающим качеством.
Саму золотую маску я уже побоялся фотографировать. Но можно сделать трюк — выйти за пределы зала, навести зум, и попробовать сделать кадр оттуда.
Вот лучшее что у меня получилось. Потом меня засек смотритель, и понесся мне навстречу с таким угрожающим видом, что я предпочел ретироваться. А то в лучшем случае пришлось стереть бы все семь кадров, кровью и потом добытые)
Что еще я могу вам показать?
У меня есть еще много анти-качественных кадров. Как я уже писал в первой части — http://lorien22.livejournal.com/373131.html, освещение и количество народу не благоприятствует фото-работе. Преставляю себе, как бы выглядел бы, например, этот стул, без лиц китайских туристов и солнечных лучей.
Есть тут еще один золотой стул
Я к нему пытался со всех ракурсов подступиться, чтобы сделать более-менее удобоваримый кадр.
В итоге получилось что-то средне-терпимое
Немного золотых саркофагов
И не золотых саркофагов
Немного фаянсовых бегемотиков. Мужской гиппопотам изображает Сета, бога пустынь, бурь и насилия. Жеский изображает Таверет, богиню деторождения. Эти статуэтки, синего цвета с типичной для Нила фауной были очень распространены в эпоху Среднего царства. Их клали в могилы, чтобы помочь мертвым переродиться в следующей жизни.
Возвращаемся к золоту
Как вам эта золотая юбочка?)
Птичка Ба и птичка Хорус
Картуш, в котором лежали символы власти Тутанхамона. Меня удивило, что на нем как-будто современный египетский флаг
А вот и они сами — кистень, скипетр и какая-то лопаточка непонятного предназначения (по английский называется hega, перевода не нашел).
Немного статуй
Немного кораблей. Почти Морской музей в Хайфе) — http://lorien22.livejournal.com/366583.html
Вазы
Древние игры. Сколько таких я видел в Британском музее)
Урны
Еще немного храмов
Последнее золото
И уходим из этого (подставьте любые хвалебные эпитеты) музея, занявшего третье место в списке моих любимых моментов в Египте — http://lorien22.livejournal.com/361528.html, и сейчас думаю, что вполне мог бы занять и первое.
На этом о музее все. Впереди нас ожидает прогулку по самому сердцу Каира — хану Эль-Халили
В Каире, неподалёку от седых Пирамид Гизы, происходит грандиозное действо — строительство Большого Египетского Музея (Grand Egyptian Museum).
В апреле 2019 года, при непосредственном участии Министерства Древностей Египта и содействии ЦЕИ РАН, креативному директору Проекта ИСИДА предоставилась возможность попасть на территорию стройки и в некоторые лаборатории Центра Консервации Памятников. Размеры этого по-истине грандиозного сооружения поражают своим размахом. Правила прохода на площадку — суровые. И хотя фотографирование и видеосъёмка строжайше запрещены, Проекту ИСИДА позволили запечатлеть на камеру интересные моменты строительства. Хочется упомянуть о некоторых интересных фактах, связанных с возведением Музея:
Было очень здорово попасть на площадку, которая еще закрыта для туристов, в лаборатории, где можно осмотреть артефакты вплотную, а не сквозь мутноватое стекло витрин музея. С воодушевлением ждем открытия Большого Египетского Музея!
Официальная страница в Facebook
© Все права на фото и видеоматериал защищены и принадлежат Проекту «ИСИДА» © Copyright 2019 of ISIDA Project. All rights reserved. |
Египетский музей в Каире, фото и экспонаты музея в Каире
В центре египетской столицы Каире находится красивое здание, вместившее в себя около 150 тысяч уникальных экспонатов, посвященных истории древнего Египта.
Национальный Египетский (Каирский) музей был открыт в 1902 году по настойчивой просьбе французского египтолога Огюста Фердинанда Мариета, активно занимающегося раскопками древних египетских артефактов.
В музее, состоящим более чем из ста залов, находится много редких экспонатов, так что понадобится не один день для того, чтобы все рассмотреть и изучить. Сперва, при посещении музея, бросается в глаза внушительных размеров скульптура Аменхотепа III и его жены Тии. Далее располагается зал, посвященный династическому периоду.
Но больший интерес вызовет всем известная сокровищница гробницы фараона Тутанхамона, обнаруженная археологами в 1922 году в долине Царей и размещенная в восьми залах музея. Это единственная египетская гробница, которая была найдена почти нетронутой и сохранила все ценные предметы, учет и транспортировка которых заняла почти пять лет. В коллекции музея также находится три саркофага, один из которых вылит из золота весом в 110 килограммов.
Самые древние экспонаты музея насчитывают возраст порядка пяти тысяч лет. Здесь хранятся древние манускрипты и свитки, предметы искусства и быта, ценные реликвии и есть даже зал мумий, где можно увидеть одиннадцать сохранившихся мумий фараонов. Не менее впечатляет и десятиметровая статуя Колосс Рамзеса II, изготовленная из розового гранита.
Музей египетских древностей — ВИДЕО
Египетский музей на карте. Координаты: 30°02′52″ сш 31°14′00″ вд
Но посещением Национального Египетского музея невозможно ограничиться, если желаешь глубже проникнуть в тайны истории древнего Египта. Недалеко от Каира, в тридцати километрах, находятся руины города Мемфиса, построенного пять тысяч лет назад, на территории которого археологи обнаружили немало ценных реликвий и артефактов.
Также в окрестностях египетской столицы расположено самое популярное место среди туристов – Гиза, где находятся три пирамиды (Хеопса, Хефрена и Микерина) и знаменитая скульптура Сфинкса, стерегущего великие пирамиды.
Египетский музей в Каире — ФОТО
Главный египетский музей. Египетский музей / Museum of Egyptian Antiquities
Были ли вы когда-нибудь в египетском музее? Если вам довелось побывать в Каире, то, наверняка, да. Ведь при всём изобилии музеев столицы Египта экспозиция этот музея едва ли не главный манок для туристов со всего мира.Но главным Каирский музей является не только по этой причине. Ведь египетские музеи есть и в Италии (Турин), и в Германии (Берлин). Кроме того, немало в мире известных музеев, в которых имеются крупные египетские отделы — Ватиканский музей, Лувр, Британский музей, Музей истории искусства в Вене и пр.
Можно даже не выезжать с территории нашей страны, чтобы увидеть египетские артефакты, скажем, в Эрмитаже или Пушкинском музее в Москве.
Впрочем, этим перечнем список обладателей египетских историко-культурных ценностей далеко не исчерпывается. Ведь эра расхищения артефактов, началась ещё в конце 18 столетия, во времена «открытия» Наполеоном Египта для западной культуры.
Но сколько бы ни умыкали со страны своего происхождения культурные ценности древнеегипетской эпохи, усилий её «любителей» оказалось не достаточно – большинство предметов древности осталось-таки в Египте. Тем более что ближе к середине 19 века местные власти стали чинить препятствия для вывоза артефактов с территории страны.
Преодолев почти 500-километровое пустынное пространство между Хургадой и Каиром, мы первым делом направились к главному музею столицы – Каирскому египетскому музею, высадившись у площади Тахрир, расположенной в центральной части города.
Попасть на территорию музея можно, миновав основательный досмотр. Он, разумеется, вполне уместен, учитывая неспокойную ситуацию в стране, сопровождающуюся чередой терактов, из-за которых было введено военное положение.
Плохо другое – при входе в музей изымают фото- и видеоаппаратуру и запрещают съёмку внутри помещений. Поэтому пришлось воспользоваться фотоаппаратом только «на воздухе». А здесь тоже есть, что посмотреть. Территория возле музея — настоящий музей под открытым небом.
Во-первых, стоит обратить внимание на пруд перед главным входом в музей. Цветы, растущие там, – это редкие сейчас голубые лотосы, растение с психотропными свойствами, которое применялось древними египтянами в качестве лекарства. Судя по некоторым фрескам и рельефам, они погружали цветы лотоса в вино.
Была бы возможность, я непременно воспользовался бы для лучшего погружения в древнюю эпоху такой настойкой. Главное здесь — не переусердствовать, поскольку в залах музея в наличие немало пустых саркофагов, куда «уставшему» дегустатору, возможно, заблагорассудится залечь. Выглядеть это будет, скорее всего, колоритно, но вряд ли уместно. Так что лучше не искушаться.
Если вы перед проникновением в музей свернёте влево и углубитесь в сад, то обнаружите памятник французу Огюсту Мариетту, который до посещения Египта был сотрудником Лувра. На памятнике начертано: «Мариетту-Паше от благодарного Египта».
Что же такого особенного сотворил этот француз, если имя его увековечено в Египте и ещё при жизни был присвоен титул Паши?
Этот памятник — посмертная дань уважения выдающемуся исследователю-египтологу, причем, вполне заслуженная, ведь жизнь Огюста Мариетта была целиком посвящена исследованию Египта времён фараонов, периоду расцвета древней цивилизации.
В саркофаге, скопированном с древних образцов, в полукруге обращенных к усопшему бюстов самых известных египтологов, покоится тело создателя сокровищницы египетского музея.
Кстати, неподалёку от памятника выставлены находки, обнаруженные Мариеттом.
Здесь можно увидеть обелиск Рамсеса 2 и высеченного из красного гранита сфинкса Тутмоса 3.
Кстати, мне показалось есть что-то общее между нашими со сфинксом физиономиями. Поменяй у нас головные уборы и, в результате, — буквально одно лицо, как мне кажется. Или мне кажется? Как вы думаете?
Понятно.
Само здание музея было построено уже после кончины Мариетта по проекту другого француза, Марселя Дюнона. Тот предоставил конкурсной комиссии эскиз здания, выполненный в стиле неоклассицизма. После утверждения проекта в 1900 году началось строительство, завершившееся через 2 года. Тогда-то и был открыт Каирский египетский музей.
Его коллекция – огромна. Только выставленных в музее экспонатов около 150 тысяч!
Пишут, что ещё 40 тысяч памятников скрыты в подвалах, и многие из них уже поглотил мягкий грунт, так что требуются новые раскопки уже под самим зданием.
С момента открытия коллекция музея непрерывно пополнялась. Однако был в его истории момент, когда произошла утрата культурных ценностей. Во время «арабской весны» в 2011 году в ходе массовых беспорядков мародёры разгромили несколько витрин и похитили, по меньшей мере, 18 экспонатов. Грабёж пресекли другие участники демонстрации, после чего военные взяли музей под свою охрану.
Несмотря на то, что Каирский египетский музей – настоящая туристическая мекка, сейчас в его ста залах не очень многолюдно. Как говорится, не было бы счастья, так несчастье помогло. Из-за политической нестабильности в стране туристы, даже приехавшие на отдых в Египет, без былого энтузиазма посещают Каир, где обычно и случаются неприятности. В былые времена, здесь, говорят, яблоку негде было упасть.
Тем же, кто оказался здесь в настоящее время, наоборот очень комфортно из-за отсутствия туристической толчеи. Посетив каждый из залов, можно, словно на машине времени, совершить путешествие к истокам мировой цивилизации.
Статуи принца Рахотепа и его жены – царевны Нофрет.
Экспонаты музея размещены по хронологическому и тематическому принципу. Древнее царство, Среднее, Новое…
Поначалу рассматривать их любопытно, правда, затем это занятие начинает утомлять. Уж больно многочисленны древние артефакты, представленные здесь! Говорят, что если уделять каждому экспонату по одной минуте, то понадобится девять месяцев, чтобы осмотреть их все.
К тому же, честно говоря, нам не очень повезло с сопровождающим гидом. Забавно, что у местных гидов принято представлять себя туристам именами известных в истории фараонов.
Так вот, наш Рамсес хоть и позиционировал себя как серьёзный исследователь Древнего Египта, удостовериться в этом не пришлось. Очень уж скверно он владел русским языком. «Аменхотеп, Эхнатон, Тутмос…» — только и удавалось идентифицировать в его речи.
Четверть часа такого «содержательного» рассказа… и я отправился путешествовать по древнеегипетской истории самостоятельно.
Впрочем, предоставляются в музее и услуги аудиогида, но среди предложенных собеседников, к сожалению, нет русскоязычных.
Кстати, несмотря на запрет фотографирования в музее, это правило мало кто из туристов соблюдает, а сотрудники музея не очень-то за этим следят. Я сдуру в сумке с фотоаппаратом оставил и смартфон, на который можно было делать снимки почти без ограничений.
В кармане, правда, случайно оказался электронный переводчик. Кстати, откровенная дрянь, которую я сподобился прикупить перед поездкой в Египет. Несмотря на многообещающую рекламу, переводит он с голоса с тем же успехом, что и Гугл, т.е. очень дурно. Единственное его преимущество заключается в том, что этот девайс способен работать без интернета.
Обнаруженный переводчик меня поначалу обрадовал, поскольку эта электронная штуковина, как и обычный смартфон, способна фотографировать, но радость оказалась преждевременной, т.к. делает это дело переводчик так же дурно, как и переводит речь с иностранного языка.
Так что основная масса фотоснимков оказалась качеством ниже всякой критики. Хотя, конечно, следует признать, освещение в музее слабоватое.
На втором этаже музея располагается настоящая жемчужина музея — собрание предметов из гробницы Тутанхамона, единственной царской усыпальницы, дошедших до наших времён в сохранности. Всего в гробнице было обнаружено более 3500 предметов, половина из которых выставлена в залах музея.
Нетрудно предположить, что зал, посвящённый сокровищам Тутанхамона, — самый посещаемый и самый охраняемый. Здесь, к слову, запрет фотографирования контролируется очень строго.
В усыпальнице содержалось всё, что может понадобиться фараону в загробной жизни – предметы мебели, посуда, украшения, письменные принадлежности, даже царская колесница.
В музее экспонируются четыре деревянных саркофага. В них, вложенных друг в друга, находился последний, золотой, содержавший мумию фараона. Здесь же выставлены небольшие золотые саркофаги, предназначенные для внутренностей усопшего.
Главным сокровищем экспозиции, а, возможно, и всего музея, является золотая посмертная маска фараона, украшенная лазурью. Маска отлично сохранилась и прекрасно передаёт черты лица древнего владыки. Маска Тутанхамона – это своеобразная визитная карточка Каирского музея и один из символов Египта. Вес этого шедевра более 11 кг.
Несмотря на некоторый беспорядок, ветхость здания, плохое освещение и недостаточное количество сопровождающих надписей в музее, богатство коллекции делает его одним из немногих по-настоящему великих музеев мира, который обязателен для посещения.
Город | Название | Открыт | Описание | Изображение |
---|---|---|---|---|
Ахмим | Музей под открытым небом | Место раскопок | ||
Александрия | Александрийская библиотека, Археологический музей | 2002 | Официальная страница[7] | |
Александрия | Греко-Римский александрийский музей (нем.) | 17 октября 1892 | О музее на сайте Верховного совета древностей Египта[8] | |
Александрия | Kom ed-Dikka Open Air Museum | Место раскопок | ||
Александрия | Морской музей | В планах | [9] | |
Александрия | Музей факультета искусств | 1945 | [10] | |
Александрия | Александрийский национальный музей (англ.) | 31 декабря 2003 | ||
Александрия | Подводный музей | Артефакты, обнаруженные на дне моря[11]. | ||
Эль-Ариш | Синайский музей | Рассказывает о жизни на Синае, преимущественно о жизни и культуре бедуинов. Пострадал во время атаки боевиков в 2015 году[12]. | ||
Эль-Ашмунайн (Гермополь) | Музей под открытым небом | [13] | ||
Асьют | Национальный музей | в планах | Музей разместится во дворце Александра Каратеодори[14] | |
Асуан | Нубийский музей | 23 ноября 1997 | Экспозиция Нубийского музея показывает историю Нубии с первобытных времен до наших дней. Также в экспозиции представлены археологические находки, сделанные на Элефантине и в окрестностях Асуана. | |
Асуан (Элефантина) | Асуанский музей | 1912 | Представлено собрание нубийских артефактов, спасённых при строительстве Асуанской плотины. Также выставлены находки с самого острова: утварь, керамика, оружие, мумии[15]. | |
Асуан (Элефантина) | Музей Нила | 2016 | Рассказывает о реке Нил, ирригационной системе и её прибрежных городах сквозь столетия[16]. | |
Бахария | Музей золотых мумий | Представлены обнаруженные Захи Хавассом в 1996 году мумии эллинистического периода из крупного погребального комплекса (англ.) Бахария и оазиса Фарафра. | ||
Бени-Суэйф | Музей Бени-Суэйф | 1997 | ||
Исмаилия | Исмаильский музей | 1932 | Небольшой музей содержит порядка 4 тысяч экспонатов с древнейших времён до эллинистического периода. Здесь рассказано о первом рукотворном канале Дария I, прорытом персами между Бубастисом и Горькими озёрами[17][18]. | |
Каир | Египетская национальная библиотека и архив (англ.) | |||
Каир | Каирский египетский музей | 1902 | Крупнейшее в мире хранилище предметов древнеегипетского искусства. | |
Каир | Французский институт восточной археологии (англ.) | 2017 | [19] | |
Каир | Каирский музей почты | [20] | ||
Каир | Египетский музей текстиля | [21] | ||
Музей Гайер-Андерсона | ок. 1945 | В экспозиции представлена картина жизни богатых каирцев в эпоху османского владычества, а также обширная коллекция мебели, ковров, диковинок, принадлежавших Гайер-Андерсону. | ||
Каир | Коптский музей | 1908 | Коптское искусство | |
Каир | Деревня фараонов | На о. Яакуб в парке воссоздан быт египтян со всем его колоритом. Идея создания деревни принадлежит Хассану Рагабу, который в свое время раскрыл секрет изготовления древнего папируса[22]. | ||
Каир | Медицинский музей | [23] | ||
Каир | Египетский национальный военный музей (англ.) | 1938 | [24] | |
Каир | Музей археологического факультета Каирского университета | |||
Каир | Музей старого Каира | в планах | Станет результатом Проекта восстановления старого Каира (англ.) | |
Каир | Национальный музей Египетской цивилизации (англ.) | в планах | ||
Каир | Центр папирологии при Ain Shams University | |||
Карнак | Музей под открытым небом | 22 апреля 1986 | ||
Каранис (англ.) | Музей Караниса | |||
Кафр-эш-Шейх | в планах | Региональный музей[25]. | ||
Кена | Музей додинастического периода | в планах | ||
Ком-Омбо | Крокодиловый музей | 2012 | [26] | |
Луксор | Луксорский музей | 1975 | ||
Луксор | Музей мумификации | 1997 | ||
Маллави | Музей Маллави | 1963 | Пострадал 15 августа 2013 года | |
Марина-эль-Аламейн | в планах | |||
Марса-эль-Алам | в планах | |||
Мерса-Матрух | Археологический музей | в планах | ||
Эль-Минья | строится | |||
Мит-Рахина (Мемфис) | Музей под открытым небом | |||
Порт-Саид | Военный музей | |||
Порт-Саид | Национальный музей | в планах | ||
Рашид | Национальный музей | |||
Саккара | Музей Имхотепа | 26 апреля 2006 | ||
Сан-эль-Хагар (Танис) | ||||
Сохаг | Археологический музей | строится | ||
Суэц | Суэцкий национальный музей древностей | 2011 | Посвящён истории Суэца от доисторических времён до наших дней (1500 экспонатов)[27]. | |
Тель-Баста (Бубастис) | Находится на реконструкции[28]. | |||
Тель-эль-Даба (Аварис) | в планах | |||
Харга | Культурный музей Харги | 1976 | Представляет артефакты, найденные в Харге и оазисе Дахла, а также охватывает эллинистический, христианский и исламский периоды[29]. | |
Хургада | Национальный музей | в планах | Представит артефакты восточной пустыни, а также другие экспонаты доисторического и исламского периодов. | |
Herriat Raznah, Эз-Заказик | Шаркейский национальный музей (The Sharkeya National Museum) | 1973 (закрыт в 2006) | [30] | |
Шейх Абд эль-Курна | Музей Заупокойного храма Мернептаха | [31] | ||
Шибин-эль-Ком | Музеи на факультете туризма и гостиничного бизнеса при университете | в планах | ||
Эз-Заказик | Археологический музей при университете Заказика | 1992 | [32] | |
Эль-Гиза | Музей солнечной ладьи в Гизе (англ.) | 1985 | Посвящён реконструированной солнечной ладье фараона Хуфу. | |
Эль-Гиза | Большой Египетский музей | ожидается в 2020 | Около 50 тысяч экспонатов займут до трети территории музея. Здесь соберут полную коллекцию (5000) древностей Тутанхамона из Каирского музея. Также некоторые предметы прибудут из Луксора, Эль-Минья, Сохага, Бени-Суэйф, Асьюта, Файюма, Александрии | |
Эль-Кусейр | в планах | |||
Эль-Файюм | Археологический музей | в планах | ||
Эль-Файюм | Музей под открытым небом Киман Фарис | 2015 | Руины храма Аменхотепа III, эллинистические статуи[33]. | |
Эдфу | Археологический музей | в планах |