Северная Осетия-Алания. Даргавс — город мёртвых
В 18 веке в Осетию пришла чума. От 200 тысяч осетин осталось 16 000.
Противопоставить чуме было нечего. Обреченные собирались целыми семьями, и уходили умирать в города мёртвых, в заранее приготовленные фамильные склепы.
Впрочем города мёртвых были в Осетии и до чумы
Даргавс, расположенный в одноименном селе, самый, наверное, на сегодняшний день известный и сохранный
Это достопримечательность окутанная зловещим ореолом — целый город из склепов на склонах горы
А в склепах все так же бытово лежат многовековые кости
Впрочем лежат они не просто — многие хоронятся в лодках, а кое-где находили даже и весла к ним.
Это было бы обыденным, если б что-то связывало окрестные края с водоходством, но дело в том, что кругом высокогорье и нет ничего пригодного для навигации.
Есть версии, что это отголоски какого-то удивительного, неизвестного местного культа — лодка для переправы через реку, отделяющую миры мертвых и живых. Стикс.
Как там мы придумали объявление в газету по недвижимости — «продается дом на живописном берегу реки Стикс.
На ТОМ берегу реки Стикс».
Еще местные склепы не имеют аналогов в округе, и сами по себе тоже выстроены каким-то совершенно невиданным каноном
Исследователи с удивлением отмечают, что поблизости нет ничего схожего, а ближайшее место в мире, где прослеживаются параллели в архитектуре и деталях, это храмы Камбоджи, Ангкор в частности
Кто бывал — похоже?
Мне кажется, что воистину да
Даргавс для осетин место священное и запретное
Рядом с городом мёртвых лежит город живых, с фамильными башнями и медоносами
Но в город мёртвых осетины не ходят
Это удел туристов
Для них тут музей и устроенные дорожки
И тишина — людей мало.
Даргавс, при всей своей убийственной сногсшибательности, достопримечательность не слишком и известная — возможно оттого, что от Верхнего Фиагдона до сюда идет не самая легкая дорога, непроходимый для туристических автобусов грейдер-серпантин.
Салонный фильтр я потом в машине менял — он был в виде одного сплошного земляного-пыльного бруска.
А может просто, страшно ехать в эти места, да еще в могильник.
Да еще и в 10 километрах всего отсюда печально известный Кармадон, ущелье, где смыло людей, и где, ученые никогда из этого секрета не делали, будет смывать и впредь — горы живут так, как живут и никому отчёта не дают.
Кроме того, люди упорно игнорируют, но всё больше сейсмологов говорят о приближении катаклизмов в этом регионе. Причина многим не понравится — Казбек, спящий вулкан, похоже что просыпается.
В этих местах постоянно это чувствуешь — какое-то извечное висящее в горах предупреждение — ты здесь ненадолго. Не надо мнить из себя невесть кого, горы этого не прощают.
Ты здесь только потому, что медлительные горы пока тебя просто не заметили
И молись, чтобы не успели.
Недаром тот же Даргавс, селение, как и многие другие, родоначальник многих известных осетинских фамилий, осталось лишь колыбелью с родовыми башнями — а потомки переселились на равнину. Современные осетины — уже вполне себе равнинный народ.
Сам Даргавс, кстати, на удивление умиротворяющее место. Умиротворяющее и красивое, упорно не можешь вместить в разум, что это тоже Россия, настолько оно иноземное, чуть ли не инопланетное.
Впрочем, я не осетин, я не связан пугающими легендами и национальными призраками и демонами. Это не мой народ чуть не вымер весь, уходя в такие вот предсмертные пристанища
Хотя и мне пришел знак — в какой-то момент, во время прогулки по крутым дорожкам, мертвые мне сказали, чтобы я уходил
Как они мне это сказали? Не знаю. Но я как-то понял.
Как там говорила Лора Палмер — «я умерла. Но я живу».
Обитатели этого города так же. Умерли. Но живут.
Я внял услышанному, поблагодарил хозяев и в очередной раз, как я всегда это делаю в горах, попросил отпустить меня из гор живым.
Горы меня услышали.
А, быть может, просто, на моё везение, меня не заметили.
haydamak.livejournal.com
Даргавс. Город мертвых. Северная Осетия. Россия
По сей день село окружают мощные старинные дома-крепости и родовые башни знатных осетинских фамилий. Родовые башни — это одновременно и многоэтажные оборонительные сооружения, и жилые помещения. В них держали оборону от внешних врагов и скрывались от кровной мести. Возведение этих бастионов было под силу только многочисленным и богатым семьям: рассказывают, что за один обтесанный камень для угловой кладки башни надо было отдать овцу. Четырехугольная башня высотой в пятнадцать метров стоила целую отару.
Часто Даргавсом ошибочно называют большой некрополь XIV-XVIII века — Город мертвых. Почти сотня каменных склепов находится в километре от села. Даргавс, в отличие от мрачного соседа, вполне живое поселение, хотя постоянных обитателей здесь осталось немного. Осетины, не покинувшие Даргавс, относятся к древним постройкам без особого трепета: фундаменты и стены полуразрушенных замков превращают в сараи, а древний некрополь воспринимают как привычную, обыденную часть пейзажа.
На крутом каменистом склоне горы Раминыраг возле Даргавса стоит Город мертвых. Это не гипербола и не метафора: все здешние обитатели — мертвецы. Смотритель исторического памятника и туристы не в счет.
Даргавсский некрополь представляет собой комплекс из 95 родовых склепов разного размера, в которых осетины с XIV хоронили усопших. Покойников не зарывали в землю, а укладывали в склепе, внеся внутрь через окно. Окно потом закрывали деревянным щитом. Каждый склеп представляет собой небольшой оштукатуренный каменный домик с островерхой крышей в виде многоступенчатой пирамиды, выложенной сланцевой черепицей. Надземная часть — только верхушка айсберга: под многими зданиями есть глубокие ямы. Когда все боковые полки склепа заполнялись усопшими, останки опускали вниз, освобождая место для новых погребений. Таким образом, в одном склепе помещалось свыше ста покойников. Эти «мертвые дома» служили еще и для своеобразного карантина. Исторические хроники свидетельствуют о том, что в разгар эпидемии чумы семьи, в которые приходила болезнь, закрывались в склепах и доживали там свои последние дни.
Могильники ставили на возвышенных склонах, продуваемых всеми ветрами, чтобы трупы не гнили, а мумифицировались. Мертвецов обряжали, рядом клали погребальные дары, частично сохранившиеся до наших дней. Некоторые мумифицированные тела тоже довольно хорошо сохранились. Так, в одном из склепов археологи обнаружили останки женщины в одеянии из иранского шелка.
Над некрополем возвышается сторожевая башня Аликовых, с вершины которой просматривались все подступы к Даргавсу. Башня хорошо сохранилась, на нее можно подняться — примерить на себя роль осетинского дозорного и насладиться горным пейзажем.
Все, кто видел даргавские склепы, отмечают их необъяснимое сходство с храмами Ангкора в Камбодже: схожий силуэт крыш в виде ступенчатых пирамид. Еще одна загадка — деревянные выдолбленные ладьи, в которые уложены некоторые тела. При этом в окрестностях нет никаких судоходных рек, плавать на лодке просто негде. У соседних народов ничего похожего на этот обычай тоже нет.
fishki.net
Даргавс город мертвых — мертвый город в северной осетии
Город мертвых в Северной Осетии — памятник былому величию Даргавса
Отношение людей к местам массовых захоронений неоднозначно. Хотя атмосфера кладбищ многим кажется гнетущей и жутковатой, находятся и поклонники мрачной эстетики, для них такие места полны таинственности и своеобразной красоты. Старинные некрополи привлекают не только романтически настроенных молодых людей и любителей поразмышлять о бренности жизни, но и археологов. Находки последних порой впечатляют своей неожиданностью и становятся достоянием крупных музеев мира. Так уж сложилось, что у далёких предков было принято провожать умершего родственника с погребальными дарами (оружием, монетами, предметами домашнего обихода, украшениями), благодаря чему учёным удаётся узнать что-то новое о культурах, существовавших в прошлом. Парадоксально, но обитель смерти позволяет воскресить для потомков картины дней, давно минувших в вечность. Среди древних некрополей мира особый интерес для исследователя представляет город мёртвых в Северной Осетии – Даргавс. Затерянный в горах, этот тихий и живописный уголок в течение многих столетий служил последним пристанищем для жителей некогда богатого и процветающего селения аланов.
Даргавс в прошлом – колыбель знатных родов, ныне – заброшенное село
Село Даргавс располагается в Пригородном районе Осетии и считается, по меркам горцев, благоприятным местом для проживания и ведения хозяйства. Оно небольшое – протяженность его составляет всего 17 километров. Пастбища, мягкий климат, пологие склоны, плодородные почвы, достаточно ровной земли – здесь есть всё для того, чтобы люди ни в чем не нуждались. Первыми посёлок освоили аланы: археологи обнаружили их захоронения, датируемые 8-9 вв. Считается, что именно из Даргавса берут истоки самые уважаемые осетинские роды – Тулатовы, Мамсуровы, Кануковы. Носители знатных фамилий владели лучшими участками земли и охраняли подступы к ущелью. Они возводили высокие родовые башни и дома-крепости, служившие как комфортным местом проживания, так и защитой от вражеских нападений и распространенной на Кавказе кровной мести. Существовало также и представление о башнях, как о святынях. Учитывая то, что один большой обтесанный камень для строения обходился в стоимость овцы, можно судить о богатстве основателей.
Пик осетинского башенного строительства пришелся на 17-18 века, хотя на территории Даргавса встречаются и более древние постройки. К самым знаменитым сооружениям относится 16-метровая башня Мамсуровых на берегу Уаллагдона. Ее верхняя часть полуразрушена, тем не менее строение поражает своей высотой и качеством зодческой работы. Вход в постройку находится на уровне 2-х метров от земли, это затрудняло проникновение врага внутрь. Жители башни поднимались наверх по приставной лестнице, затем втаскивали её в помещение и наглухо запирали вход тяжелой, окованной металлом дверью. На восточной стороне горского селения возвышается дом-крепость Дегоевых. Внутри здания найдены ценные предметы быта осетин – почетное резное кресло для старшего мужчины, выдолбленная из ствола дерева кадка, холодное оружие, низкие трехногие столы, за которыми семья обедала, и другие вещи. На склоне, неподалеку от известного старого кладбища, располагается сильно пострадавшая от землетрясения башня Маликовых. Она имела важное стратегическое значение и использовалась как удобный пункт наблюдения.
В конце семнадцатого столетия, после основания Моздока, люди стали покидать обжитые места и переселяться на равнину. А в 1830 году население Даргавса серьезно пострадало от российских царских войск, подавлявших восстание осетин: много народу погибло, много старинных построек было разрушено. Постепенно селение Даргавс пустело, становилось малолюдным, принимало заброшенный вид. А схождение ледника Колка в 2002 году поспособствовало оттоку последнего населения – из-за природной катастрофы аул оказался отрезанным от окружающих населенных пунктов. Единственный способ добраться до него – пересечь по серпантинной дороге Фиагдонское ущелье. Этот путь многие расценивают как утомительный и опасный, вот почему те осетины, которые раньше приезжали в Даргавс на отдых, ныне почти полностью забросили этот уголок. Но не всё так печально: ведутся работы по прокладыванию новой трассы через село Кобан, и, когда их завершат, путь из Владикавказа до Даргавса будет занимать не более получаса. Хочется верить, что когда-нибудь пустынное село оживёт. А пока для туристов Даргавс – в первую очередь город мертвых, окутанный густым туманом и наводящий ужас зловещими легендами.
Обитель вечного сна и нескончаемых загадок
Городок мёртвых Даргавс получил столь мрачное название из-за древнего некрополя 14-18 вв., находящегося в километре от заброшенного селения. Территория располагающегося на склоне кладбища усыпана фамильными склепами, большинство из них — светлые низкие башенки со ступенчатыми шиферными крышами. Встречаются и более простые виды склепов – небольшие сооружения из каменных плит. По высоте и сложности оформления погребальных домов можно получить представление об уровне достатка той или иной семьи. За пределами кладбища также встречаются одиночные захоронения в каменных постройках. Исследователи считают, что так было принято хоронить преступников и людей, ушедших из жизни добровольно. Одно из удивительных, до сих пор не разгаданных открытий – найденные в некоторых старых гробницах мумии в гробах-лодках, сделанных из цельных кусков ствола. Учёные до сих пор ломают голову над столь необычной находкой. Непонятно, отчего древний народ выбрал именно такую форму гробов: ведь плавание на судах в этой местности не практиковалось. Есть мнение, что причиной послужили мифы о загробной реке, которую душе умершего предстояло пересечь.
Даргавсские горцы при погребении не предавали труп земле. Это может объясняться как влиянием зороастрийского учения, согласно которому нельзя осквернять землю подобным образом, так и чисто практическими соображениями – в горной местности было не так много ровной плодородной земли, чтобы отдавать её покойникам. Некрополь у селения Даргавс располагается в хорошо продуваемом месте с сухим теплым климатом, поэтому останки при надземном погребении не гнили, а мумифицировались. Обряженное тело с погребальными дарами заносили в склеп через окно и клали на специальную деревянную полку. Под многими могильными башенками вырыты глубокие ямы. Когда полки в склепе заполнялись, мумифицированные останки помещали вниз, освобождая место для новых мертвецов.
По словам археологов, начавших исследование склепов лишь в 60-х годах 20 века, многие тела и предметы одежды отлично сохранились. Удачное расположение кладбища и продуманная система вентиляции в склепах, бесспорно, сыграли свою роль. Захоронения в каменных гробницах были запрещены лишь в конце 18 века российскими властями, которые опасались распространения болезней от незарытых трупов. Этот страх был небеспочвенным: чего стоила одна эпидемия чумы, унёсшая жизни многих кавказцев. Во время эпидемии число покойников стремительно росло, дело даже доходило до того, что семьи заболевших перебирались в родовые склепы и доживали свои дни там. Обреченным приносили еду и воду, а за пределы каменных домов им уже не суждено было выйти. Наличие массовых чумных захоронений в течение долгого времени спасало мертвый городок в Северной Осетии от мародеров – мало смельчаков отважилось потревожить покой усопших, боясь заразиться страшной болезнью.
Сегодня горное кладбище носит статус охраняемого историко-культурного объекта, и туристы могут не только погулять по его зеленым склонам, но и побывать в самих усыпальницах. Зрелище, конечно, не для слабонервных, однако желающие взглянуть на мумии и истлевшие кости находятся. Их не пугают ни легенды о проклятиях мертвецов, ни рассказы о косящих жизни эпидемиях – любопытство побеждает. Между тем, многие отмечают мистическую атмосферу этого места: вроде бы и мирный пейзаж, и ухоженная территория вокруг склепов-башенок, но как-то странно стелется густой туман, как-то неожиданно, ни с того ни с сего начинают барахлить телефоны и отказываются снимать камеры. Тем не менее побывавшие здесь туристы уверяют, что это место стоило посетить.
Каменные склепы – дань особого уважения или удел проклятых убийц?
Историю Даргавса — города мёртвых — невозможно представить без леденящих душу легенд и преданий. Одна из самых известных историй, повествующих о возникновении некрополя, описывает его как место проклятых. В незапамятные времена отряд молодых джигитов взял в плен таинственную девушку невероятной красоты. Между горячими горцами закипел спор: кому достанется прекрасная дева? Парни стали мериться силами, каждый желал доказать свое право на обладание дивной красотой. Едва не поубивавшие друг друга джигиты решили под конец обратиться за советом к старейшинам племени. Но, увидев красавицу, почтенные старцы и сами позабыли про моральные принципы и попытались заполучить её. Распри в селении росли, дело могло дойти до братоубийственной войны. Тогда кто-то из старейшин решил убить девушку, дабы избежать большего несчастья. Однако с гибелью несчастной беды горцев не закончились – жителей аула стала поражать неизвестная жуткая болезнь. Их плоть гнила и отваливалась от костей, люди разлагались заживо. Гонимые страхом, горцы бежали из проклятого села, но и за его пределами их настигала мучительная смерть. Немногим удалось спастись. А зарытые в землю тела мертвецов каким-то чудовищным и необъяснимым образом на другой день оказывались на поверхности; земля словно выбрасывала их не принимая. Пришлось возводить прямо над умершими каменные склепы – так возник зловещий город мертвецов.
Впечатление от этого предания тает при свете дня: светлеющие на фоне ярко-зеленых склонов башенки смотрятся умиротворенно и мило. Легкий ветер колышет поросли мелких фиолетовых цветов, спящие каменные стены дышат покоем и тишиной. Горный осетинский некрополь словно древняя книга, полустертые страницы которой не всем дано прочитать, но каждый, кто их касается, испытывает особое, ни с чем не сравнимое чувство.
etokavkaz.ru
«Город мертвых»: страшная тайна посёлка Даргавс в Северной Осетии
В горах Северной Осетии, неподалеку от поселка Даргавс, расположен один из самых таинственных и зловещих объектов региона – «город мертвых». Так называется древний некрополь, в котором хранятся останки семи вековой давности. И по самым примерным подсчетам здесь захоронено более 10 тысяч человек.
История некрополя
Некогда Даргавс был большим – по масштабам Осетии – поселением. Сегодня же в деревушке едва насчитывается с десяток домов. Само название переводится с осетинского как «защитник ущелья», что вполне соответствует местоположению селения. Оно расположено у входа в долину, зажатую между двумя грядами гор. Когда-то эта долина принадлежала местному аристократу (князю или царевичу) Тагауру, который возвел на подступах укрепления и несколько сторожевых башен. Часть из них сохранилась до сих пор.
Но главная достопримечательность скрыта в глубине долины (а она немаленькая – 17 километров). На пересечении долины Даргавса с кобанским ущельем расположено около сотни каменных усыпальниц с высокими пирамидальными крышами. Строения буквально ютятся на склоне горы вплотную друг к другу, что связано с дефицитом плодородной земли в регионах Северного Кавказа.
По архитектуре и отделке склепы совершенно не похожи ни на европейские усыпальницы, ни на курганы кочевых народов, ни на погребальные строения других регионов Кавказа. Они вообще довольно оригинальны, что и ставит перед археологами массу вопросов. Больше всего архитектура города мертвых напоминает аналогичные кладбища и храмы Камбоджи. Но это слишком далеко, чтобы говорить о явном заимствовании.
Захоронения во многих пирамидальных склепах сделаны в несколько этажей, так что в одном строении хранятся до сотни останков. По-видимому, по мере того, как надземная часть склепа наполнялась, ее переносили на этаж ниже, освобождая место для новых покойников. А в одно время их в регионе было очень много, чем видимо и обусловлено превращение Даргавса из крупной крепости в заштатную деревушку.
Легенда о девушке
Среди местных жителей существует легенда о девушке невероятной красоты, которая однажды пришла в деревню. Все мужчины были настолько очарованы ей, что даже начали устраивать дуэли между собой. Чтобы прекратить кровопролитие и разрешить спор, девушку отвели к совету старейшин. Но и они начали ожесточенный спор, только увидев её. Тогда женская часть города объявила девушку ведьмой и потребовала изгнать незнакомку. Но мужчины не хотели никому её отдавать. Никому, кроме Господа. Поэтому незнакомку убили. Вскоре после этого по территории Осетии страшным мором прошлась холера. Население княжества, подвассального Золотой орде, тогда сократилось более чем в 10 раз. Не обошла беда стороной и Даргавс.
Добровольные смертники
Из-за холеры некрополь – до этого небольшой – сильно разросся. Склепы тогда даже начали строить впрок. Заразившиеся местные жители с небольшим запасом пищи и воды уходили в склеп и там добровольно замуровывали себя, чтобы предотвратить распространение болезни. Помогло это не сильно – почти весь поселок вымер еще тогда и статуса крепости вернуть себе так и не смог.
Читайте также:
cyrillitsa.ru
Даргавс, Северная Осетия, Алания, «Город мёртвых»
В 37-и километрах от Владикавказаа расположилось Даргавское ущелье по дну которого течёт извилистая горная речка Гизельдон. Раньше её называли Кизил-дон — красная река.
В 14 веке татаро-монгольское войско одержало победу над проживавшими там аланами, а кровопролитное сражение окрасило воды реки в красный цвет. Аланов же вытеснили с их родных земель высоко в горы. Поселение назвали Даргавс — «защитник ущелья».
Горы там каменистые и мало пригодные для пастбищ и посевов.
Мест для комфортного жилья аланам не хватало, и вот чтобы не тратить на захоронения ценные плодородные земли, выбрали скалистый склон и начали строить усыпальницы.
Интересно что склепы служили для семейного захоронения и были от двух до четырёх этажей в высоту. Склепы строились разные: и наземные, и с подземными этажами.
Город мертвых, действительно, настоящий древний город с извилистыми улочками, построенный во времена Золотой Орды. Насчитывается в нём около 100 «домов»-склепов.
Кровля крыш устроена так, что во время дождей вода стекает вниз каскадами,
а усыпальница остаётся сухой.
По преданию умерший, чтобы попасть из земного царства в царство усопших должен переплыть Лету — реку забвения, вот и укладывали покойных в открытые деревянные гробы в виде лодок.
Существует легенда, что причиной основания «Города мёртвых» послужила девушка необычайной красоты, которая пришла в поселение неизвестно откуда и «свела с ума» всех мужчин от мала до велика. Женщины селения, чтобы прекратить этот хаос убили девушку, после чего на Даргавс обрушилась эпидемия чумы. Каменистая земля не принимала умерших, то и дело выдавливая из своего чрева их тела и кости. Тогда-то и начали строить каменные склепы — нельзя было оставлять заразу на земле.
Но легенда — не только сказка, но и быль. Совершенно достоверно установлено что в районе Даргавса свирепствовала эпидемия холеры, и заболевшие во избежание распространения заразы, взяв с собой запасы провизии и воды добровольно селились в склепах всем семейством, где в итоге и умирали.
Историки дополняют сказанное ещё и тем, что культ почитания мертвых предков был распространён по всему миру. И причиной постройки склепов послужила не только нехватка земель, но и уникальный горный климат, при котором на воздухе происходит не разложение, а мумификация тел усопших.
russiantowns.livejournal.com
Кавказский Узел | Даргавский некрополь временно закрыт для туристов после появления видео с черепами
Власти Северной Осетии решили разработать концепцию дальнейшего функционирования Даргавского некрополя после появления в Интернете видео, на котором видны черепа в проемах сооружений «Города мертвых». Пользователи соцсетей рассуждают о нравственности и предлагают организовать охрану склепов.
«Архитектурно-этнографический комплекс «Город мертвых» у селения Даргавс в Пригородном районе Северной Осетии, согласно информации министерства культуры Северной Осетии, включает 97 склепов XIV-XVIII веков нашей эры и находится под охраной ЮНЕСКО. Это самый крупный некрополь Северного Кавказа.
Доступ посетителей к «Городу мертвых» закрыт до особого распоряжения
Министр культуры Северной Осетии Эльбрус Кубалов подписал приказ о временном закрытии для посетителей Даргавского некрополя, сообщила сегодня руководитель пресс-службы министерства Залина Басиева.
«Представители молодежного комитета общественного движения «Стыр Ныхас» обратились к министру в связи с появлением в Интернете публикаций о том, что туристы в некрополе трогают экспонаты, вытаскивают их из склепов, поэтому принято решение о временном закрытии для посещения филиала Национального музея Северной Осетии – Даргавского некрополя», – пояснила Басиева. Она отметила, что министр дал распоряжение руководству Национального музея Северной Осетии и представителям молодежного комитета «Стыр Ныхас» разработать и представить на утверждение концепцию дальнейшего функционирования Даргавского некрополя, передает агентство «Интерфакс-Юг».
Закрытие некрополя – временная мера, прокомментировал сам Эльбрус Кубалов. По его мнению, на территории некрополя необходимо разместить информационные щиты, где будут указаны правила поведения для туристов.
«Мной принято решение о закрытии некрополя до особого распоряжения. Я дал поручение руководителю предоставить мне концепцию. Нужно поставить информационные щиты с правилами поведения. Когда мы все это сделаем, все решится. Это памятник истории. Наша задача сегодня – сохранить его для будущих поколений», – заявил Эльбрус Кубалов.
По его словам, пока заходить на территорию некрополя запрещено. Все, кто нарушит запрет, будут считаться вандалами. «Мы будем проводить информационную работу, установим таблички о запрете посещений. Все, кто окажется на территории некрополя, будут считаться вандалами. Ведь чтобы войти, им придется перелезть через забор, а это нарушение», – сообщил Эльбрус Кубалов, слова которого приводит портал «Абон».
Даргавский некрополь расположен в 37 километрах к юго-западу от Владикавказа. «Город мертвых» является одной из самых интересных исторических достопримечательностей Северной Осетии. Первые захоронения в селе Даргавсе относятся к началу ХVII века. У каждой семьи был свой фамильный склеп. Умерших не зарывали в землю, а укладывали в склеп через отверстие, которое потом закрывали деревянным щитом. Когда все боковые полки заполнялись телами, останки опускались вниз, освобождая место для новых погребений. В одном склепе могло помещаться свыше ста покойников, пишет «Sputnik-Осетия».
Пользователи соцсетей рассуждают о нравственности и предлагают организовать охрану склепов
Видеозапись, на которой, как утверждается авторами, видны черепа в проемах сооружений «Города мертвых», попала 19 июля в социальные сети и вызвала негодование у людей. «Кавказский узел» в настоящее время не может проверить, когда и кем была сделана эта видеозапись.
Одним из первых видеозапись разместил Telegram-канал ZRFV. «Сегодняшний кадр из Даргавского некрополя. Городка мертвых то есть. Какие-то мрази решили приколоться и выставили черепа в отверстия склепов», – говорится в сопровождающей видео записи.
Много откликов видео собрало в северо-осетинских пабликах соцсети Instagram. Так, в группе chp_vladikavkaz к 21.30 мск 22 июля скандальная видеозапись набрала более 64 тысяч просмотров и 284 комментария. В числе комментариев как осуждение в адрес тех, кто трогал черепа, так и предложения об организации охраны.
«Не осталось ничего святого у людей! Где тот великий народ, который называет себя потомками аланов?» – задает риторический вопрос в обсуждении oks8777.
«Как же люди стали гневить горы, дух наших предков», – удивляется madi221006.
«Камер там нет? И почему уголовное дело не возбуждается?», – интересуется dom_trikotage_vld.
«Наша нация вымирающая, и столько трагедий страшных пережила, и никто и ни разу не задается вопросом, а может, мы сами что-то должны изменить в поступках в поведении, уважать и почитать», – отмечает annatokmaeva.
«А захоронить их нельзя?» – спрашивает podari_vladikavkaz.
«Ничего не надо предавать земле, это национальные памятники, просто нужно сделать так, чтобы там стоял патруль, а лучше сторожевой», – отвечает molekulyarnyj_dietolog.
В группе chp.ossetia к 21.30 мск 22 июля видеозапись из Даргавского некрополя набрала более 13 тысяч просмотров и 105 комментариев. Здесь также участники обсуждения рассуждают о нравственности и предлагают ограничить доступ к склепам.
«Переигрывает наша молодежь. Забывают, имея в руках телефон, ради того, а ну-ка, кто круче сделает видео, селфи, фото – что можно делать, а чего делать нельзя! Потеряны стыд, совесть, традиции, уважение, страх», – пишет arsenhuga25.
«Я тоже за то, чтобы из кладбища не делать развлечения, закрыть и оставить усопших в покое, не пускать кого ни попадя лишь бы деньги заработать», – отмечает albinatengizovna.
«В срочном порядке необходимо выставить нормальные ограждения, чтобы не было доступа к склепам. Выставить охрану. Если мы это не сделаем в кратчайшие сроки, то потеряем весь комплекс. Не помешало бы определить круг туроператоров, которые имеют право привозить туда туристов», – предлагает skiff6872.
Имеющаяся в некрополе охрана не справляется со своими обязанностями
С тем, что вопрос об охране Даргавского некрополя необходимо решить в кратчайшие сроки, согласен и председатель координационного совета общественного движения «Высший Совет Осетин» Руслан Кучиев.
«Конкретно об этом случае я пока не имею информации, но вопрос об охране данного объекта я поднимал на последнем заседании государственной комиссии по осетинскому языку. Тогда мне пояснили, что там работают люди, которые продают билеты и охраняют некрополь. Однако к нам поступают сигналы, что некоторые туристы, да и местные жители занимаются там кощунством. Это кладбище, и к нему должно быть соответствующее отношение. Должностные лица, ответственные за средневековый некрополь, должны обратить внимание на проблемы охраны объекта», – заявил Руслан Кучиев в комментарии «15-му Региону».
www.kavkaz-uzel.eu
Северная Осетия-Алания. Даргавс — город мёртвых
В 18 веке в Осетию пришла чума. От 200 тысяч осетин осталось 16 000.
Противопоставить чуме было нечего. Обреченные собирались целыми семьями, и уходили умирать в города мёртвых, в заранее приготовленные фамильные склепы.
Впрочем города мёртвых были в Осетии и до чумы
Даргавс, расположенный в одноименном селе, самый, наверное, на сегодняшний день известный и сохранный
Это достопримечательность окутанная зловещим ореолом — целый город из склепов на склонах горы
А в склепах все так же бытово лежат многовековые кости
Впрочем лежат они не просто — многие хоронятся в лодках, а кое-где находили даже и весла к ним.
Это было бы обыденным, если б что-то связывало окрестные края с водоходством, но дело в том, что кругом высокогорье и нет ничего пригодного для навигации.
Есть версии, что это отголоски какого-то удивительного, неизвестного местного культа — лодка для переправы через реку, отделяющую миры мертвых и живых. Стикс.
Как там мы придумали объявление в газету по недвижимости — «продается дом на живописном берегу реки Стикс.
На ТОМ берегу реки Стикс».
Еще местные склепы не имеют аналогов в округе, и сами по себе тоже выстроены каким-то совершенно невиданным каноном
Исследователи с удивлением отмечают, что поблизости нет ничего схожего, а ближайшее место в мире, где прослеживаются параллели в архитектуре и деталях, это храмы Камбоджи, Ангкор в частности
Кто бывал — похоже?
Мне кажется, что воистину да
Даргавс для осетин место священное и запретное
Рядом с городом мёртвых лежит город живых, с фамильными башнями и медоносами
Но в город мёртвых осетины не ходят
Это удел туристов
Для них тут музей и устроенные дорожки
И тишина — людей мало.
Даргавс, при всей своей убийственной сногсшибательности, достопримечательность не слишком и известная — возможно оттого, что от Верхнего Фиагдона до сюда идет не самая легкая дорога, непроходимый для туристических автобусов грейдер-серпантин.
Салонный фильтр я потом в машине менял — он был в виде одного сплошного земляного-пыльного бруска.
А может просто, страшно ехать в эти места, да еще в могильник.
Да еще и в 10 километрах всего отсюда печально известный Кармадон, ущелье, где смыло людей, и где, ученые никогда из этого секрета не делали, будет смывать и впредь — горы живут так, как живут и никому отчёта не дают.
Кроме того, люди упорно игнорируют, но всё больше сейсмологов говорят о приближении катаклизмов в этом регионе. Причина многим не понравится — Казбек, спящий вулкан, похоже что просыпается.
В этих местах постоянно это чувствуешь — какое-то извечное висящее в горах предупреждение — ты здесь ненадолго. Не надо мнить из себя невесть кого, горы этого не прощают.
Ты здесь только потому, что медлительные горы пока тебя просто не заметили
И молись, чтобы не успели.
Недаром тот же Даргавс, селение, как и многие другие, родоначальник многих известных осетинских фамилий, осталось лишь колыбелью с родовыми башнями — а потомки переселились на равнину. Современные осетины — уже вполне себе равнинный народ.
Сам Даргавс, кстати, на удивление умиротворяющее место. Умиротворяющее и красивое, упорно не можешь вместить в разум, что это тоже Россия, настолько оно иноземное, чуть ли не инопланетное.
Впрочем, я не осетин, я не связан пугающими легендами и национальными призраками и демонами. Это не мой народ чуть не вымер весь, уходя в такие вот предсмертные пристанища
Хотя и мне пришел знак — в какой-то момент, во время прогулки по крутым дорожкам, мертвые мне сказали, чтобы я уходил
Как они мне это сказали? Не знаю. Но я как-то понял.
Как там говорила Лора Палмер — «я умерла. Но я живу».
Обитатели этого города так же. Умерли. Но живут.
Я внял услышанному, поблагодарил хозяев и в очередной раз, как я всегда это делаю в горах, попросил отпустить меня из гор живым.
Горы меня услышали.
А, быть может, просто, на моё везение, меня не заметили.
ru-travel.livejournal.com