Дали дата смерти – Сальвадор Дали — биография, фото, личная жизнь художника: Мастер эпатажа » Биография, частная жизнь знаменитостей

Содержание

Шок — это по-нашему: жизнь и смерть Сальвадора Дали

11 мая 2016Кузьмичев Игорь

ELLE — о художнике, чье безумие — настоящее или мнимое — позволило ему прославиться и заработать миллионы

11 мая в испанском городке Фигерас на свет появился Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали, — тот самый великий и ужасный Дали, один из первых, кто превратил эпатаж в важную часть своего стиля.

Сальвадор Дали фото

Художник очень любил свою маму. Она умерла, когда Дали было 17. Он очень горевал, но спустя годы на выставке в Париже представил картину, на которой почему-то было написано «Иногда я плюю на портрет своей матери».

Дали всю жизнь боялся кузнечиков. В детстве сверстники постоянно издевались над ним, подкидывая мертвых кузнечиков в школьные тетради, в портфель, в одежду. Тогда Сальвадор начал делать вид, что боится белых комочков бумаги. Дети тут же стали закидывать его этими комками, а про кузнечиков забыли.

Несмотря на барские замашки и миллионное состояние, Дали был скуповат. Любил кутить в ресторанах, угощая толпу друзей и знакомых, но платить по счету ему было неприятно. Поэтому — чтобы не тратить свои кровные — хитрый художник просто расписывался на чеке, добавляя пару слов. Получался арт-объект, который владельцы заведения принимали с восторгом, понимая, что за эту бумажку они выручат куда больше, чем за съеденное и выпитое компанией Дали.

Художник старался не упускать ни одной возможности заработать. Если в ресторане к нему подходили фанаты и спрашивали разрешения присесть рядом, Дали обязательно сообщал, что это стоит денег: «С вас пять тысяч долларов или пошли вон». Частенько это срабатывало.

Лучше всего его выходки прокатывали в Штатах. В первый свой приезд Дали явился на собственную выставку с двухметровым багетом под мышкой, а многочисленные вечеринки устраивал так, что о них наутро с возмущением писали в газетах. На одной из них он заставил гостей нарядиться покойниками, а потом устроил хоровод вокруг туши быка, «фаршированной» виниловыми пластинками. В другой раз Дали вышел в свет в шляпе, украшенной тухлой селедкой.

Сальвадор Дали

Дали не любил делать заказную работу и предпочитал, что называется, мухлевать. Однажды журнал «Искусство» предложил ему написать колонку о Пабло Пикассо. Как поступил Дали? Он взял чужую статью, кое-что подправил, заменил имена и отправил в редакцию. Текст был встречен с восторгом, а издатель журнала позже сообщил художнику, что «его» сочинение — идеальное и глубочайшее исследование творчества Пикассо.

Этот приемчик Дали повторил еще раз, когда ему заказали предисловие к роману писателя-сюрреалиста Рене Кревеля. Не желая напрягаться, художник купил в лавке книгу Бальзака, в которой был вступительный текст, переписал его полностью, поменяв везде «Бальзак» на «Кревель», и оля-ля, — работа была выполнена.

У Дали было домашнее животное — муравьед. В историю этот муравьед вошел благодаря знаменитому фото, на котором художник выходит из метро, держа на поводке своего любимца.


Сальвадор Дали

Художник любил шокировать гостей у себя дома, озадачивая их неожиданными просьбами. Когда известный арт-критик Брайан Сьюэлл впервые явился в гости к Дали, тот попросил его раздеться, лечь в саду под одной из статуй в позе эмбриона и заняться онанизмом.

На презентации книги «Дали глазами Галы» в зале книжного магазина был установлен аппарат для снятия кардиограммы. Подписывая свой труд, художник одновременно проходил обследование, после чего порвал готовую ленту с кардиограммой на мелкие кусочки и раздал фанам.

Придя на встречу с издателем к нему в офис, Дали, дождавшись момента, когда собеседник вышел в соседний кабинет, помочился в подставку для зонтов. В результате несколько дней подряд работники издательства мучились от нестерпимой вони, пока уборщики, наконец, не поняли, откуда смердит.

Сальвадор Дали

Как-то раз Дали пригласил к себе известного советского композитора, автора «Танца с саблями» Арама Хачатуряна. Композитор явился в особняк Дали вовремя, дворецкий провел его в роскошный зал и попросил подождать. Спустя час в зале зазвучала музыка того самого «Танца с саблями», двери с одной стороны распахнулись, и оттуда выскочил совершенно голый хозяин дома — верхом на швабре и с саблей в руке. Он проскакал мимо онемевшего от такого зрелища Хачатуряна и скрылся в других дверях. После чего композитору сообщили, что встреча закончена.

В версии, изложенной Сергеем Довлатовым в «Записных книжках», бедный Хачатурян прождал Дали три часа. За это время он выпил много вина, которое находилось в зале, захотел в туалет, но двери были заперты, а на стук никто не отвечал. Промаявшись, сгорая от стыда, именитый композитор начал опорожнять мочевой пузырь в одну из ваз, и тут в зал выскочил Дали — с саблей, и на настоящем коне.

Муза и любовь всей жизни художника, Гала, крутила мужем как хотела. Будучи старше Дали на десять лет, она до конца жизни отличалась сексуальной неуемностью. В итоге заставила купить себе замок, поселилась там отдельно от Дали, вовсю развлекалась с молодыми парнями, а супруга принимала, предварительно дав разрешение ему на визит.

Сальвадор и Гала Дали

Сальвадор и Гала Дали

В июне 1982 года Гала скончалась. В ее завещании было указано — похоронить в каталонском замке Дали. Чтобы вывезти тело любимой из больницы без лишнего шума, художник заставил медперсонал одеть жену, отнести в машину и посадить на заднее сиденье. Рядом расположилась медсестра — чтобы тело не заваливалось, Дали сел за руль и отправился домой. Там Галу забальзамировали, нарядили в ее любимое платье от Dior и погребли в склепе. А безутешный вдовец ежедневно ходил к могиле и часами плакал.

Последние годы Дали жил в здании собственного театра-музея, где и завещал себя похоронить. После смерти тело художника было забальзамировано и замуровано в пол одной из комнат этого самого музея. Там оно до сих пор и находится.

Сальвадор Дали — это… Что такое Сальвадор Дали?

Сальвадор Дали
фото, 1965
фото, 1965
Имя при рождении:

Сальвадор Фелипе Хасинто Фарес Дали и Доменеч ,маркиз де Дали,де Пуболь

Дата рождения:

11.05.1904

Место рождения:

Фигерас

Дата смерти:

23.01.1989

Место смерти:

Фигерас

Гражданство:

Испания Испания

Жанр:

художник, живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель

Учёба:

Школа изящных искусств Сан-Фернандо, Мадрид

Стиль:

сюрреализм, дадаизм, кубизм

Известные работы:

«Постоянство памяти»,
«Мягкая конструкция с варёными бобами (предчувствие гражданской войны)»,
«Великий мастурбатор»,
«Открытие Америки Христофором Колумбом»,
«Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната за секунду до пробуждения»

Влияние:

Фридрих Ницше, Зигмунд Фрейд

Сальвадо́р Дали́ (полное имя Сальвадо́р Фели́пе Хаси́нто Фа рес Дали́ и Доме́неч маркиз де Дали де Пуболь, исп. Salvador Felipe Jacinto Dalí i Domènech, Marqués de Dalí de Púbol; 11 мая 1904 — 23 января 1989) — испанский художник, живописец, график, скульптор, режиссёр. Один из самых известных представителей сюрреализма. Маркиз де Дали де Пуболь (1982). Фильмы: «Андалузский пёс», «Золотой век», «Заворожённый».

Биография

Сальвадор Дали родился 11 мая 1904 г. в городе Фигерасе (Figueras(исп.), провинция Жерона на севере Испании), в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 г. воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе.

Испания

Сальвадор Дали, 1939

В 1916 г. отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919 г. В 1921 г. отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры, как Луис Буньюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 г. его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо. Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 г. участвует вместе с Буньюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 г. примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном.

В 1934 г. неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 году в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США.

Испания

После прихода к власти каудильо Франко в 1936 году Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я».

С началом второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948 г. В 1942 г. выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными.

После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 г. у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 г. умирает Гала.

Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Тело художника замуровано в полу в музее Дали в г. Фигерас. Великий художник при жизни завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. В этой комнате запрещено фотографировать со вспышкой.

Доска на стене в комнате, где погребен Дали

Интересные факты

  • Дизайн Чупа-Чупса (1961)
    Энрике Бернат назвал свою карамель «Чупсом», и сначала у нее было только семь вкусов: клубника, лимон, мята, апельсин, шоколад, кофе со сливками и клубника со сливками. Популярность «Чупса» росла, увеличивалось количество выпускаемой карамели, появлялись новые вкусы. Карамель уже не могла оставаться в изначальной скромной обертке, нужно было придумать нечто оригинальное, чтобы «Чупс» узнавали все. В 1961 году Энрике Бернат обратился к своему земляку, знаменитому художнику Сальвадору Дали с просьбой нарисовать что-нибудь запоминающееся. Гениальный художник думал недолго и менее чем за час набросал ему картинку, где была изображена ромашка «Чупа Чупс», которая в несколько измененном виде сегодня узнаваема как логотип «Чупа Чупс» во всех уголках планеты. Отличием нового логотипа было и его местоположение: он находится не сбоку, а сверху конфетки
  • В честь Сальвадора Дали назван кратер на Меркурии.
  • В 2003 году компанией «Уолт Дисней» был выпущен мультипликационный фильм «Destino». Разработка фильма началась с сотрудничества Дали с американским мультипликатором Уолтом Диснеем ещё в 1945 году, но была отложена вследствие финансовых проблем компании.

Наиболее известные и значимые произведения

  • Автопортрет с рафаэлевской шеей (1920—1921) Испания

    Картина «Автопортрет с рафаэлевской шеей», (1920—1921)

    Это одна из первых работ Сальвадора. Выполнена в импрессионистском стиле.
  • Портрет Луиса Бунюэля (1924)
    Как и «Натюрморт» (1924) или «Пуристический натюрморт» (1924), данная картина создана во время поиска Дали своей манеры и стиля исполнения, по атмосфере же напоминает полотна Де Кирико.
  • Плоть на камнях (1926)
    Дали называл Пикассо своим вторым отцом. Данное полотно выполнено в несвойственной Сальвадору кубистической манере, как и ранее написанный «Кубистический автопортрет» (1923). Кроме того, Сальвадором были написаны и несколько портретов Пикассо.
  • Приспособление и рука (1927)
    Продолжаются эксперименты с геометрическими формами. Уже чувствуется та мистическая пустыня, манера написания пейзажа, свойственная Дали «сюрреалистического» периода, а также некоторым другим художникам (в частности, Иву Танги).
  • Незримый человек (1929)
    Также называемая «Невидимкой», картина демонстрирует метаморфозы, скрытые смыслы и контуры предметов. Сальвадор нередко возвращался к данному приёму, сделав его одной из основных черт своей живописи. Это касается ряда более поздних картин, таких как, к примеру, «Лебеди, отражённые в слонах» (1937) и «Явление лица и вазы с фруктами на берегу моря» (1938).
  • Просвещённые удовольствия (1929)
    Интересно тем, что вскрывает навязчивые идеи и детские страхи Сальвадора. Также использует образы, позаимствованные из своих же «Портрета Поля Элюара» (1929), «Загадки желания: «Мою мать, Мою мать, Мою мать» (1929) и некоторых других.
  • Великий мастурбатор (1929)
    Горячо любимая исследователями, картина подобно «Просвещённым удовольствиям» является полем исследования личности художника.
Испания

Картина «Постоянство памяти», 1931

  • Постоянство памяти (1931)
    Пожалуй, самое известное и обсуждаемое в художественных кругах произведение Сальвадора Дали. Как и многие другие, оно использует идеи из прежних работ. В частности, это автопортрет и муравьи, мягкие часы и берег Кадакеса, родины Сальвадора.
  • Загадка Вильгельма Телля (1933)
    Одно из откровенных издевательств Дали над коммунистической любовью Андре Бретона и его левыми взглядами. Главный герой по словам самого Дали — это Ленин в кепке с огромным козырьком. В «Дневнике гения» Сальвадор пишет, что младенец — это он сам, орущий «Он хочет меня съесть!». Здесь же имеются и костыли — непременный атрибут творчества Дали, сохранивший свою актуальность на протяжении всей жизни художника. Этими двумя костылями художник подпирает козырёк и одну из ляжек вождя. Это не единственная известная работа на данную тему. Ещё в 1931 году Дали написал «Частичная галлюцинация. Шесть явлений Ленина на рояле».
  • Загадка Гитлера (1937)
    Сам Дали о Гитлере отзывался по-разному. Он писал, что его притягивает мягкая, пухлая спина фюрера. Его мания не вызывала особых восторгов среди сюрреалистов, питавших симпатии к левым. С другой стороны, Сальвадор впоследствии говорил о Гитлере как о законченном мазохисте, который начал войну с одной лишь целью — её проиграть. По словам художника, как-то у него попросили автограф для Гитлера и он поставил прямой крест — «полную противоположность ломаной фашистской свастике».
  • Телефон — омар (1936)
    Так называемый, сюрреаллистический предмет — предмет, потерявший свою сущность и традиционную функцию. Чаще всего призван был вызывать резонанс и новые ассоциации. Дали и Джакометти были первыми, кто создал то, что сам Сальвадор называл «предметами с символической функцией».
  • Лицо Мэй Уэст (использованное в качестве сюрреалистической комнаты) (1934—1935)
    Работа была реализована как на бумаге, так и в виде реальной комнаты с мебелью в виде губ-дивана и прочего.
  • Метаморфозы нарцисса (1936—1937)
    Или «Превращение Нарцисса». Глубоко психологичная работа. Мотивы использовалась в качестве обложки одного из дисков Pink Floyd.
  • Параноические превращения лица Гала (1932)
    Как бы картина-инструкция параноико-критического метода Дали.
  • Ретроспективный бюст женщины (1933)
    Сюрреалистический предмет. Несмотря на огромный хлеб и початки — символы плодородия, Сальвадор как бы подчёркивает цену, которой всё это даётся: на лице женщины полно изъедающих её муравьёв.
  • Женщина с головой из роз (1935)
    Голова из роз — это скорее дань Арчимбольдо, художнику, горячо любимому сюрреалистами. Арчимбольдо задолго до появления авангарда как такового писал портреты придворных мужей, используя овощи и фрукты для их составления (нос-баклажан, волосы из пшеницы и тому подобное). Он (как и Босх) был нечто вроде сюрреалиста до сюрреализма.
  • Солнечный столик (1936) и Поэзия Америки (1943)
    Когда реклама плотно вошла в жизнь всех и каждого, Дали прибегает к ней для создания специального эффекта, этакого ненавязчивого культурного шока. В первой картине он как бы случайно роняет на песок пачку сигарет «CAMEL», а во второй — использует бутылку «Кока-Колы».
  • Венера Милосская с тазиком (1936)
    Наиболее известный далианский предмет. Идея ящиков присутствует и в его живописи. Подтверждением тому могут служить «Жираф в огне» (1936—1937), «Антропоморфный шкафчик» (1936) и другие картины.
  • Невольничий рынок с явлением незримого бюста Вольтера (1938)
    Одна из наиболее известных «оптических» картин Дали, в которых он умело играет с цветовыми ассоциациями и углом зрения. Другой крайне известной работой подобного рода является «Гала, глядящая на средиземное море, на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна» (1976).
Испания
  • Обнажённый Дали, созерцающий пять упорядоченных тел, превращающихся в корпускулы, из которых неожиданно сотворяется Леда Леонардо, оплодотворённая лицом Гала (1950)
    Одна из многих картин, относящихся к периоду увлечения Сальвадора физикой. Он разбивает образы, предметы и лица на шаровидные корпускулы или некие подобия носорожьих рогов (ещё одна навязчивая идея, продемонстрированная в дневниковых записях). И если примером первого приёма служит «Галатея со сферами» (1952) или данная картина, то на втором построен «Взрыв головы Рафаэля» (1951).
  • Гиперкубическое тело (1954)
    Corpus hypercubus — полотно, изображающее распятие Христа. Дали обращается к религии (а также мифологии, примером чему служит «Колосс Родосский» (1954)) и пишет библейские сюжеты по-своему, привнося в картины немалую долю мистики. Непременным персонажем теперь и «религиозных» картин становится жена Гала. Тем не менее, Дали не ограничивает себя и позволяет писать довольно провокационные вещи. Такие, как «Содомское удовлетворение невинной девы» (1954).
  • Тайная вечеря (1955)
    Известнейшее полотно, демонстрирующее одну из библейских сцен. Многие исследователи до сих пор спорят о ценности так называемого «религиозного» периода в творчестве Дали. Картины «Гвадалупская Богоматерь» (1959), «Открытие Америки усилием сна Христофора Колумба» (1958—1959) и «Вселенский собор» (1960) (на которой Дали запечатлел и себя самого) — яркие представители полотен того времени.
Испания

«Тайная вечеря» — одна из самых удивительных полотен мастера. На ней представлены в своей совокупности сцены Библии (собственно вечеря, хождение Христа по воде, распятие, моление перед предательством Иуды), которые удивительно сочетаются, переплетаясь друг с другом. Стоит сказать, что библейская тема в творчестве Сальвадора Дали занимает весомую позицию. Художник пытался найти Бога в окружающем мире, в себе, представляя Христа центром первозданной Вселенной («Христос Сан-Хуана де ла Крус», 1951).

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

Даль, Олег Иванович — Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Даль.

Оле́г Ива́нович Даль (25 мая 1941, Люблино, Московская область, РСФСР, СССР — 3 марта 1981, Киев, Украинская ССР, СССР) — советский актёр театра и кино. Автор стихотворений и театральных постановок. Народный артист УССР (1978).

Семья и молодые годы[править | править код]

Олег Даль родился в городе Люблино (ныне район Москвы), в доме № 63 по ул. Московской, ныне — Люблинской (позднее дом 63 стал домом 111 стр.1; часть дома, в которой, в двухкомнатной квартире № 110 на третьем этаже, актёр появился на свет, снесена в 2011 году[2]). Отец — Иван Зиновьевич Жерко (1904—1967) — был уроженцем Воронежской губернии. В Москву приехал в 20-е годы, окончил Московский институт инженеров транспорта (МИИТ) и затем тридцать с лишним лет проработал на Люблинском литейно-механическом заводе. Мать — Прасковья (Павла) Петровна (1906—1993), — учительница[3]. В семье Далей была также дочь — Ираида Ивановна (в замужестве — Крылова) (1933), племянница — Татьяна Антонюк.

Всю жизнь Иван Зиновьевич любил музыку, сам научился играть на мандолине, хорошо пел, в молодости занимался в театральной студии и писал статьи в газету «Гудок». Подписывался под статьями фамилией Даль. Когда в стране началась всеобщая паспортизация, Иван Зиновьевич воспользовался моментом, чтобы узаконить литературный псевдоним — вписал его в паспорт. Так он сделался Далем, а его брат — Дальским.[источник не указан 27 дней]

Детство Даля прошло в городе Люблино, во дворе дома № 63 по Московской улице. Во время школьных тренировок по баскетболу начались проблемы с сердцем. Со школьных же лет началось его увлечение творчеством: живописью, литературой. Во время учёбы в школе занимался в театральной студии Центрального дома детей железнодорожников.

В 1959 году Олег окончил среднюю школу и решил поступать в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Родители были категорически против этого, кроме того, Даль с детства картавил.

На экзамене в училище Даль читал монолог Ноздрёва из «Мёртвых душ» и отрывок из «Мцыри» своего любимого поэта М. Ю. Лермонтова. По результатам вступительных экзаменов Олега зачислили на первый курс училища (руководитель Николай Анненков). На курсе с ним учились Михаил Кононов, Виктор Павлов, Виталий Соломин.

В 1961 году Олег Даль был привлечён в качестве ведущего первых игр КВН. Был приглашён на эту должность режиссёром КВН — Беллой Сергеевой.

Даль был трижды женат, но детей ни в одном браке не родилось. В 1963 году женился на актрисе театра «Современник» Нине Дорошиной, однако брак вскоре распался. Второй женой стала актриса Татьяна Лаврова, этот брак тоже через полгода распался. В третий раз женился на монтажёре Елизавете Алексеевне Апраксиной (19 августа 1937—21 мая 2003), внучке литературоведа Бориса Эйхенбаума.

Первые роли[править | править код]

Дебют Олега Даля в кино состоялся в 1962 году в фильме Александра Зархи «Мой младший брат» по повести «Звёздный билет» Василия Аксёнова[3]. Тогда же Сергей Фёдорович Бондарчук приглашает Олега попробоваться на роль младшего Ростова в «Войне и мире» (но пробы Даль не прошёл — вместо него на эту роль режиссёр взял тогда уже очень известного и популярного актёра О. Табакова), а Леонид Агранович доверил ему главную роль в психологическом детективе «Человек, который сомневается» (фильм вышел на экраны в 1963 году). Также одна из первых ролей — Сеня в фильме «Первый троллейбус» (1963).

Герои Олега Даля в ранний период его творчества — его ровесники, живущие с ним в одно время. Даль наделял создаваемые им образы своими личными чертами, своим обаянием с оттенком грусти[3].

В 1967 году Олег Даль снимался в картине Владимира Мотыля «Женя, Женечка и „катюша“». Премьера фильма, состоявшаяся 21 августа 1967 года, вызвала большой интерес у зрителей, но широкой известности актёрам не принесла, поскольку фильм по решению чиновников от культуры пошёл «вторым экраном» (тем не менее, фильм часто показывали на периферии, и он пользовался большой популярностью в народе). Однако, тогда же фильм Наума Бирмана «Хроника пикирующего бомбардировщика», в котором Олег создал образ обаятельного и умного стрелка-радиста Жени Соболевского, вышел на широкий экран, и об Олеге Дале узнала теперь уже вся страна[3], включая обе столицы. Его начинают приглашать сниматься ведущие режиссёры.

Даль создал широкую гамму образов на экране: Солдат («Старая, старая сказка»), Евгений Крестовский («Земля Санникова»), Учёный и его Тень («Тень»). В 1969 году актёр снялся в роли Шута в фильме «Король Лир» (режиссёр Г. Козинцев), на съёмках которого он познакомился со своей будущей женой[4]. Роль Шута стала «знаковой» в творчестве Даля, эту роль высоко отметили не только советские, но и зарубежные (в частности, британские) кинокритики, а также исследователи творчества Шекспира.

Театр и кино[править | править код]

Олег Даль был прежде всего театральным актёром (хотя огромному количеству советских и российских зрителей он запомнился и полюбился своими ролями в кино). В 1963 году он получил приглашение в театр «Современник», где первые пять лет играл только роли второго плана. В 1968 году он сыграл Ваську Пепла в поставленной Галиной Волчек пьесе «На дне». Эта роль стала одной из самых ярких работ актёра в «Современнике». Образ вора Васьки в трактовке Волчек был устремлённым к счастью и красоте человеком[3]. Спустя годы об этой роли восторженно отзывались коллеги Даля по цеху, работавшие вместе с ним в театре и на телевидении — Михаил Козаков и Константин Райкин. В дальнейшем Олег Иванович с успехом играл в спектаклях «Валентин и Валентина» М. Рощина, «Провинциальные анекдоты» А. Вампилова, «Из записок Лопатина» К. Симонова, «Принцесса и дровосек» М. Микаэлян и Г. Волчек. Одной из самых популярных театральных работ Даля в те годы стала роль Мужчины, в спектакле «Вкус черешни». Спектакль «Принцесса и дровосек» (1969), в котором Даль сыграл одну из главных ролей, стал и его первым режиссёрским опытом[источник не указан 1576 дней].

В 1971 году на экраны вышел фильм-сказка Надежды Кошеверовой «Тень», где Олег Даль сыграл две роли: учёного Христиана-Теодора и его Тени. Учёный Христиан-Теодор, воплощённый на экране Далем, — добрый, милый неудачник в потёртом бархатном костюмчике, вечный юноша, ждущий встречи со сказочно прекрасной любовью, с приключениями. Но приключение внезапно оборачивается раздвоением личности, и Тень-Даль мечется среди андерсеновских декораций с длинными ломающимися пальцами, с лицом-маской, с повадками диких животных.

У Олега Даля был свой взгляд на вещи и собственное понимание творческого процесса. Он часто менял творческие коллективы и режиссёров. В 1971—1972 годах он работал в труппе Ленинградского драматического театра имени Ленинского комсомола. В 1971 году его приглашал во МХАТ Олег Ефремов и даже начал репетиции. 1973—1974 годы стали весьма плодотворными — Даль снялся в пяти картинах: «Звезда пленительного счастья», «Горожане», «Не может быть!», «Военные сороковые» и «Вариант „Омега“». В 1975 году Даль покинул «Современник» и поступил на режиссёрские курсы ВГИКа (мастерская И. Хейфица), но не закончил их[источник не указан 1576 дней].

В 1975 году Анатолий Эфрос предоставил Далю возможность осуществить его давнюю мечту, предложив роль Печорина в телеспектакле «По страницам журнала Печорина». Ещё будучи школьником, прочитав «Героя нашего времени» М. Ю. Лермонтова, Даль решил стать актёром, чтобы когда-нибудь сыграть главного героя повести. В 1977 году он снялся у Анатолия Эфроса в фильме «В четверг и больше никогда» в роли Сергея. Эта кинокартина (наряду с телефильмом «Отпуск в сентябре», который снимался в 1978 году и был полностью готов к началу 1979 года), стала одной из самых значительных работ Олега Ивановича в кино. Последней совместной работой Даля и Эфроса стал телеспектакль «Острова в океане» (1978). «Он был душевно очень высокий человек. Очень жёсткий, а за этой жёсткостью — чрезвычайная тонкость и хрупкость», — говорил об актёре А. В. Эфрос[5].

Встреча с Эфросом вновь вернула Олега Даля к работе в театре. В 1977 году он пришёл в Театр на Малой Бронной, где служил до 1978 года и сыграл несколько ролей, в том числе Алексея Николаевича Беляева («Месяц в деревне» И. С. Тургенева). Как вспоминал А. В. Эфрос про актёра в этой роли, «в серьёзной сцене он вскакивал, сняв ботинок, и гонялся за бабочкой — ловил, хлопал, убивал, и остановить его было невозможно»[6].

Последние годы[править | править код]

Фильм «Отпуск в сентябре» (по пьесе А. Вампилова «Утиная охота», 1979) стал значительным этапом и одной из последних заметных работ (наряду с телефильмом «Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы») в творчестве Даля. Однако тогда картину посчитали «упаднической» и не выпустили в прокат, положив «на полку». Фильм вышел на телевизионные экраны только в июне 1987 года. Тогда же, на Всесоюзном телефестивале-1987, Олег Даль получил «приз за лучшее исполнение роли» (посмертно). В марте 1979 года Олег Даль принимал участие в съёмках документального телефильма «На стихи Пушкина», в нём актёр читал стихотворения великого русского поэта, а также исполнил два романса на его стихи.

11 ноября 1980 года Даль вошёл в труппу Малого театра, где он один раз (31 декабря 1980) вышел на сцену в роли Алекса («Берег» Ю. Бондарева). Последней его работой в кино стала роль Виктора Свиридова в фильме «Незваный друг» (1980).

В конце 1970-х годов, после запрета фильма «Отпуск в сентябре» и постоянных отказов Олега от приглашений известных режиссёров, он постепенно заработал репутацию опального актёра. До 1977 года актёр в течение десяти лет был «невыездным», и ему не разрешали покидать пределы СССР[7]. В 1980 году с большим трудом удалось утвердить Олега на роль в картине «Незваный друг». Перед пробами произошёл конфликт с руководством студии «Мосфильм», который Даль пережил очень тяжело[8]. Знакомые и коллеги отзывались, что выглядел Олег в последние месяцы жизни очень плохо, был в состоянии нервного и физического истощения[9]. Известно также, что незадолго до смерти Владимира Высоцкого, в 1980 году, Олег Даль, поддерживавший с ним долгие годы дружеские отношения, был у него в гостях и читал ему свои новые стихи[источник не указан 376 дней].

В 1980—1981 годах — педагог ВГИКа.

Актёр злоупотреблял спиртным и принимал меры для того, чтобы превозмочь свою предрасположенность к алкоголю. По свидетельству вдовы Олега Ивановича, Елизаветы, у него было слабое здоровье и больное сердце[9]. Несмотря на это, работал он «на износ» и часто конфликтовал с режиссёрами, не желая сниматься в фильмах и работать в спектаклях, которые ему были не по душе[7], и которые он считал халтурными и далёкими от подлинного искусства.

Олег Даль скончался 3 марта 1981 года, на сороковом году жизни, в номере гостиницы «Студийная» в Киеве (ныне гостиница «Ника», по улице Довженко, 16[10]), во время творческой командировки. Ему предстояли кинопробы на главную роль в картине «Яблоко на ладони» режиссёра Николая Рашеева. По распространённой версии, сердечный приступ был спровоцирован употреблением спиртного, которое было противопоказано больному, «зашитому» противоалкогольной капсулой[7]. Вдова актёра, отрицая эту информацию, утверждала, что он просто скоропостижно скончался во сне «от остановки сердца»[11]. Похоронен 7 марта на Ваганьковском кладбище Москвы (участок № 12).

Герои Олега Даля узнаваемы и своеобразны. Актёру была свойственна необычайная широта творческого диапазона — от детской сказки до трагедии. Интеллигентность и остроумие были свойственны ему с первого же появления на экране и сцене театра[12].

Даль был чрезвычайно требователен к себе и разборчив при выборе роли. Режиссёры приглашали Олега наперебой, но он чаще отказывался, чем соглашался. Так, например, Олег Даль отклонил приглашение сниматься в фильме Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», у Гайдая в «Инкогнито из Петербурга». В списке отказов Олега Даля: Динара Асанова, Олег Ефремов, Александр Митта (фильм «Экипаж», роль бортинженера Скворцова), Михаил Козаков[4] (фильм «Безымянная звезда», роль Марина Мирою). Ещё ему неоднократно предлагали роли различных партийных руководителей или общественников, в фильмах на «соцреалистическую» тематику, но он относился к таким предложениям крайне негативно и никогда не соглашался на подобную «халтуру». Очень отрицательно актёр отзывался о своей работе в фильме «Земля Санникова», хотя картина пользовалась огромным зрительским успехом.

Даль позволял себе поступки, которые трудно понять, не зная причин, их вызвавших. Он мог внезапно уйти из театра и бросить постановку за несколько дней до премьеры. Так случилось во МХАТе с Ефремовым и с Эфросом в театре на Малой Бронной[13].

В то же время о роли Зилова в фильме «Отпуск в сентябре» Даль мечтал ещё с того времени, когда впервые прочитал пьесу Вампилова, и считал её своей. Также трепетно он относился к образу Печорина в телевизионном спектакле «По страницам журнала Печорина» (постановка Эфроса).

По мнению Анатолия Эфроса, Даль был воплощением современного актёра.

Даль был замкнут, нервен и нетерпелив, убийственно остроумен, а иногда невыносим. Всё чувствительное и нежное в себе он прикрывал такими парадоксально обратными красками, что иногда брала оторопь.

В нём всегда был какой-то мятеж. И если попытаться разгадать, против чего он постоянно этот мятеж в собственной душе поднимал, я бы сказал — против всех нелепостей нашей жизни, против всех её уродств.

…Даль ничего не делал формально, у него всё наполнялось содержанием, и каким! Я торопился снимать, не спрашивал, понял ли Олег какие-то мои пояснения, а плёнка потом отражала не иллюстрацию к пояснениям, а нечто самостоятельное и значительное.

Эдвард Радзинский так отзывался о нём:

Он был болен одной из самых прекрасных и трагических болезней — манией совершенства. Он знал, как это играть надо, но нельзя было на этом безумном темпераменте, на этой беспредельной боли и нерве, на этих слезах в горле провести всю роль — так можно было только умереть…[13]

Вениамин Каверин писал о творчестве Даля:

Даль никогда не исполнял никаких ролей. Он просто существовал в своём собственном, неповторимом образе. Но его личность, как у каждого талантливого человека, менялась в той мере, в какой перемены эти были необходимы для воплощения того или иного художественного образа, который ему был предложен[13].

Театральные работы[править | править код]

Московский театр «Современник»
Ленинградский театр имени Ленинского Комсомола
Московский драматический театр на Малой Бронной
Московский Малый театр

Фильмография[править | править код]

  • 1962 — Мой младший брат — Алик Крамер
  • 1963 — Человек, который сомневается — Борис Иванович Дуленко
  • 1963 — Первый троллейбус — Сеня
  • 1965 — От семи до двенадцати — Шурик («Чёрный котенок»)
  • 1966 — Строится мост — Юлиан
  • 1967 — Женя, Женечка и «катюша» — Женя Колышкин
  • 1967 — Хроника пикирующего бомбардировщика — Евгений Александрович Соболевский[16]
  • 1968 — Солдат и царица (короткометражный) — солдат
  • 1968 — Старая, старая сказка — Солдат / Кукольник
  • 1970 — Король Лир — шут
  • 1971 — Тень — Учёный и его Тень
  • 1973 — Земля Санникова — Евгений Крестовский, офицер-авантюрист
  • 1973 — Плохой хороший человек — Иван Андреевич Лаевский
  • 1973 — Пожар во флигеле — скульптор
  • 1975 — Звезда пленительного счастья — начальник караула (озвучивает С. Ю. Юрский)
  • 1975 — Не может быть! — Анатоль Барыгин-Амурский, муж Татьяны
  • 1975 — Горожане — пассажир, подвыпивший полярник, водитель вездехода
  • 1975 — Вариант «Омега» — Сергей Николаевич Скорин, старший лейтенант госбезопасности, он же капитан Пауль Кригер
  • 1976 — Обыкновенная Арктика — Антон Семёнович, новый начальник
  • 1976 — Как Иванушка-дурачок за чудом ходил — Иванушка-дурачок
  • 1977 — Золотая мина — Николай Косов, он же Борис Брунов
  • 1977 — Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика (ТВ) — камео, участник вокально-инструментального ансамбля
  • 1977 — В четверг и больше никогда — Сергей Андреевич
  • 1978 — Личное счастье — Александр Никонович Канавин, актёр
  • 1978 — Расписание на послезавтра — Андрей Андреевич, директор школы
  • 1979 — Отпуск в сентябре — Зилов, инженер
  • 1979 — Приключения принца Флоризеля (ТВ) — принц Флоризель
  • 1980 — Мы смерти смотрели в лицо — Борис Владимирович Корбут, красноармеец
  • 1980 — Незваный друг — Виктор Свиридов, инженер-проектировщик

Киноальманахи[править | править код]

Учебные фильмы[править | править код]

Телеспектакли[править | править код]

Прочее[править | править код]

Озвучивание[править | править код]

  • 1991 Кинопортрет. Олег Даль.
  • 1995 Чтобы помнили… Олег Даль (Фильм 11)
  • 2004 Больше, чем любовь. Олег и Лиза
  • 2004 Мой серебряный шар. Олег Даль
  • 2005 Кино которое было. ПИКе Даля
  • 2005 Инородный артист. Олег Даль
  • 2005 Пёстрая лента. Плохой хороший человек
  • 2006 Как уходили кумиры. Олег Даль
  • 2006 Последние 24 часа. Олег Даль
  • 2008 Тайные знаки. Олег Даль. Не собираюсь жить
  • 2010 «Кумиры» с Валентиной Пимановой. Татьяна Лаврова. Не долюбила, не дожила…
  • 2011 Острова. Олег Даль
  • 2011 Олег Даль. Между прошлым и будущим
  • «Олег Даль. Воспоминания. Материалы из архива (Стихотворения; Рассказы. Эссе; Письма; Дневник; Роли О. Даля)». // Составители Н. П. Галаджева и Е. А. Даль. — Москва: Издательство «Артист. Режиссёр. Театр». Редакционно-издательский комплекс «Культура», 1992
  • «Олег Даль. Говорю то, что думаю…». // Составление и общая редакция А. Г. Иванов, наследные права и предисловие Е. А. Даль, оформление С. Зайцев. Издание второе, переработанное и дополненное. — М.: книжный магазин «Москва», 2001. Содержание:
    • из переписки с близкими: май 1970 г. — октябрь 1980 г.;
    • стихи последнего года: март 1980 г. — февраль 1981 г.;
    • творческий дневник: ноябрь 1970 г. — январь 1981 г.;
    • к истории последней работы: о моноспектакле на стихи М. Ю. Лермонтова;
    • хроника последней командировки в г. Пенза;
    • хроника прощания: 20 лет назад…;
    • годы, роли, Даль…
  •  Галаджева Н. П., Иванов А. Г. , Даль Е. А. Олег Даль. Воспоминания. Стихотворения. Письма. — М.: Эксмо, 2001. — ISBN 5-04-007346-1.
  • Горбачев А. Н. Встречи в Политехническом: 1974—1997. — М., 1999 (последняя фотография О. И. Даля, февраль 1981)
  • Раззаков Ф. И. Звёздные трагедии. Загадки судьбы и гибели. — М.: ЭКСМО-пресс, 2000 ISBN 5-04-004335-X, ISBN 5-04-004333-3
  • Виолетта Баша. «10 шагов по вертикали. Памяти Олега Даля». // еженедельник «Моя семья», 2002
Тоже. // еженедельник «Наша Канада», 2004
  1. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека и др. Record #119164795 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  2. ↑ Они были люблинцами
  3. 1 2 3 4 5 6 Олег Иванович Даль Архивная копия от 5 декабря 2009 на Wayback Machine (недоступная ссылка с 14-06-2016 [1308 дней]) в энциклопедии Кругосвет
  4. 1 2 Олега Даль Творческая биография ссылка от 10 сентября 2008 г.
  5. ↑ Галаджева, 2001, с. 244.
  6. ↑ Галаджева, 2001, с. 241.
  7. 1 2 3 Виолетта Баша: «Десять шагов по вертикали». Памяти Олега Даля. Точка зрения
  8. ↑ Олег Даль Последние годы жизни ссылка от 10 сентября 2008 г.
  9. 1 2 интервью с Елизаветой Даль. Эфир ведёт Ксения Ларина 25 мая 2002 г. «Эхо Москвы» ссылка от 10 сентября 2008 г.
  10. ↑ Очередное заседание клуба киевоведов (13.01.2015)
  11. ↑ Елизавета Даль: «Жизнь с Олегом была для меня лучшим подарком» Учительская Газета № 16 (9941) от 15 апреля 2003 г.
  12. ↑ Энциклопедический словарь «Кино». — М.: Советская энциклопедия, 1986.
  13. 1 2 3 Олег Даль. «Взрослый молодой человек: Дневники. Письма. Воспоминания» Даль Е. А.; Ред. Поюровский Борис Михайлович. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. — ISBN 5-224-04078-7. ссылка от 10 сентября 2008
  14. ↑ Олег Иванович Даль :: актёры :: Люди :: (неопр.) (недоступная ссылка). Дата обращения 30 апреля 2013. Архивировано 10 мая 2013 года.
  15. Эфрос А. В. [Сочинения в 4-х книгах] (рус.). — Фонд «Русский театр», 1993-01-01. — С. 132. — 440 с.
  16. Мирон Черненко. «…И лично Отечеству нужен» // «Искусство кино», 1968, № 8.
  17. А. Иванов. Неизвестный Олег Даль. Между жизнью и смертью. — М.: Эксмо, 2011. — ISBN 978-5-699-49510-8.

Сальвадор Дали — биография, фото, личная жизнь художника: Мастер эпатажа » Биография, частная жизнь знаменитостей

Сальвадор Дали
Имя: Сальвадор Дали (Salvador Dali)

Дата рождения: 11 мая 1904 года

Дата смерти: 23 января 1989 года

Возраст: 84 года

Место рождения: Фигерас, Испания

Место смерти: Фигерас, Испания

Деятельность: живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель

Семейное положение: был женат



Сальвадор Дали — биография

Лихо подкрученные усы, сумасшедший взгляд, эксцентричные выходки — все видели в нем безумца. Но за внешней оболочкой чудака скрывался застенчивый и закомплексованный человек. Это Сальвадор Дали.

Сальвадор Дали — детство

В семье дона Сальвадора Дали-и-Куси были чрезвычайно рады появлению первенца. Решили назвать его в честь отца. Однако мальчик прожил недолго — умер от менингита. Родители места себе не находили от горя, и лишь рождение еще одного сына вернуло их к жизни. Сомнений не было: этот малыш — реинкарнация первого! К тому же похож на него, как две капли воды. Мальчика также назвали Сальвадором.

Когда ребенок немного подрос, его привели на могилу брата. Он завороженно смотрел на собственное имя на мраморной плите…

Сальвадор Дали — несносный ребенок

Жители испанского городка Фигерас обступили истошно кричавшего мальчика. В дело вмешался полицейский:

— Да откройте вы уже свою лавку и дайте ребенку леденец! — страж порядка обращался к испуганному лавочнику, который всего-навсего попросил мальчишку подождать, пока закончится сиеста.

Сальвадор Дали в детстве
Истеричным ребенком оказался, конечно, Сальвадор, привыкший добиваться своего с помощью манипуляций, шантажа и крика. Когда отец отказался купить ему велосипед, мальчик начал мочиться в постель. Мог бросаться на стены, а когда его спрашивали, зачем он это делает, отвечал: «Потому что на меня никто не обращает внимания».

Дети его не любили. Узнав, что Сальвадор боится кузнечиков, начали подкладывать их ему в тетрадь, бросать за шиворот. Несчастный плакал, кричал, но желающих утешить его не находилось. Единственной отдушиной стало рисование. В шесть лет он нацарапал на деревянном столе свой первый набросок — пару лебедей, а в десять уже стал художником с собственным, довольно оригинальным видением окружающей действительности.

Родители старались ни в чем не ограничивать юного гения. Отвели ему под мастерскую отдельную комнату с ванной. Когда было жарко, Сальвадор наполнял ванну холодной водой, садился в нее и рисовал на холсте. Мольбертом служила ребристая доска для стирки.

Сальвадор Дали — карьера

В 1921 году Сальвадор отправился в Академию Сан-Фернандо — оттачивать изобразительные навыки. Написал экзаменационную картину, но комиссия заявила, что работа слишком мала по размеру, и дала ему шанс исправиться. Однако через пару дней Дали принес рисунок еще меньше предьщущего. Академики сдались и приняли одаренного эксцентрика на курс. Спустя несколько лет он сполна «отплатил» своим учителям за их доброту. На экзамене заявил комиссии: «Не собираюсь демонстрировать вам свои умения, ведь ни один из вас не знает столько, сколько знаю я». Наглого всезнайку исключили.

Однако годы учебы в Академии не прошли для Дали даром. Он искал себя, пробовал новые течения -кубизм, дадаизм, много писал, читал Фрейда. Но самый мощный всплеск его таланта случился, когда художник приехал в Париж. Там он познакомился со своим кумиром — Пабло Пикассо, там же примкнул к сюрреалистам, чьи полотна пестрили аллюзиями и причудливыми формами.

Сальвадор Дали — биография личной жизни

В кружке сюрреалистов Дали впервые увидел женщину, которой суждено было стать самым главным человеком в его жизни, -несравненную Галу.

Елене Дьяконовой 36, ему 25. Совсем юнец, если учесть, что женщин Дали не знал. Незадолго до этого он увлекся своим близким другом, поэтом Федерико Гарсиа Лорка, но связь не была чем-то серьезным.

Что-то трепетало глубоко внутри и заставляло ноги подкашиваться, когда он видел Галу. Далеко не красавица, зато какая харизма! Немудрено, что ее муж, поэт Поль Элюар, смотрел в оба — лишь бы кто не увел. Не помогало: она заводила романы направо и налево. В кружке сюрреалистов ее загадочно прозвали «музой». Дали Гала заметила сразу. Посмотрев его работы, поняла, что перед ней настоящий талант. А сам Сальвадор уже безоглядно влюбился.

Отцу избранница сына пришлась не по нраву, но Дали был готов рассориться со всем миром ради возлюбленной. Сначала одну из картин он подписал словами: «Иногда я с наслаждением плюю на портрет моей матери», хотя мать всегда горячо любил. Затем послал отцу конверт со своей спермой и запиской: «Здесь все, что я тебе должен». Он настроил весь мир против себя, а сам в 1934 году заключил брак с Галой, которая ради него бросила мужа и дочь.

Сальвадор Дали и Гала
Сальвадор Дали к тому времени стал достаточно известным художником. Его картины брали на выставки, критики писали восхищенные отзывы. Уже были созданы полотна «Великий мастурбатор» (1929), «Постоянство памяти» (1931), «Ретроспективный портрет женщины» (1933). Через пару лет Дали напишет «Лицо Мэй Уэст» и «Телефон-омар». Его творчество нравилось публике, вот только покупать картины никто не спешил. Больше всего из-за этого переживала Гала. Она была уверена, что не ошиблась, сделав ставку на Дали, и искала покупателей: ходила по галереям, предлагала полотна — и раз за разом слышала отказ. Пара жила в нищете.

Наконец, подул ветер перемен: оказалось, художника знают и любят в Америке. Было решено ехать за океан.

Пока в Европе бушевала Вторая мировая. Дали и Гала наслаждались американским триумфом художника. Деньги лились рекой. Сам Уолт Дисней предложил Дали работать с ним над мультфильмом. Правда, он получился таким странным, что на экраны его решили не выпускать. Позже художнику стали предлагать рекламные контракты, тот охотно соглашался.

Сторонние наблюдатели видели в Дали сумасшедшего эксцентрика, который делает, что взбредет ему в голову. На самом деле он делал то, что хочет Гала. После свадьбы даже часть своих картин он подписал «Гала Сальвадор Дали».

Она пользовалась доверчивостью гения. У нее было много молодых любовников, и Дали приходилось с этим мириться. Вскоре романы на стороне стал заводить и он. Так, в 1965 году в его жизни появилась Аманда Лир. Странный персонаж: ходили слухи, что в прошлом она была мужчиной… Хотя какая разница, ведь Сальвадор нуждался в близком человеке. Он по-прежнему рисовал, но его картины пользовались таким спросом, что художник перестал творить и начал штамповать. Однажды Гала увидела, как Дали рисует: берет краску, макает кисть в ванну с водой и брызгает на холст: «И так купят!»

В 1968 году Гала пожелала остаться в одиночестве. Сальвадор купил ей замок в Пуболе. Приезжать туда он мог лишь по предварительному разрешению своей музы. Художник страдал, но это было только начало. Спустя несколько лет он узнал, что у него болезнь Паркинсона. Гала сразу поставила на Дали крест: какой от него теперь толк?

Болезнь прогрессировала. Художник с трудом рисовал — просто выводил закорючки. Гала приносила ему пустые листы бумаги и заставляла ставить на них подпись — чтобы потом нарисовать что-нибудь на них самой и продать, выдав за рисунок мастера.

Но он продолжал любить Галу. Когда в 1982 году она умерла. Дали заперся в ее замке и практически не принимал посетителей. Покинул жилище только из-за начавшегося пожара. Частично парализованный Дали звал на помощь, но никто не пришел… У художника обгорело 20% тела, выжил он чудом.

Возвращаться в Пуболь он не пожелал. Поселился в ‘ родном Фигерасе, в собственном музее, который основал в 1974 году. Больной и немощный, он мечтал, чтобы его и похоронили здесь. Когда 23 января 1989 года Сальвадор Дали скончался от сердечного приступа, гроб с его телом поместили под одну из плит на полу. Теперь ежедневно сотни поклонников ступают на его могилу, как и хотел сам художник.

Автор биографии: Лана Абрамова

20 интересных фактов – Zagge.ru

Сальвадор Дали, 1939 год

Сальвадор Дали, 1939 год

1. В переводе с испанского «Salvador» означает «спаситель». У Сальвадора Дали был старший брат, который умер от менингита за несколько лет до рождения будущего художника. Отчаявшиеся родители нашли утешение в рождении Сальвадора, позднее сказав ему, что он — реинкарнация своего старшего брата. [1]

2. Полное имя Сальвадора Дали — Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали и Доменек, маркиз де Дали де Пуболь. [1]

Сальвадор Дали, 1934 год

Сальвадор Дали, 1934 год

3. Первая выставка картин Сальвадора Дали состоялась в муниципальном театре Фигераса, когда ему было 14 лет. [2]

4. В детстве Дали был необузданным и капризным ребёнком. Своим своенравием он добивался буквально всего, что мог пожелать маленький ребёнок. [1]

5. Сальвадор Дали отсидел короткий срок в тюрьме. Его арестовали гражданские гвардейцы, но так как следствие не нашло ни одной причины, чтобы удерживать его длительный срок, Сальвадора освободили. [2]

6. Поступая в Академию изящных искусств, Сальвадор должен был сдать экзамен по живописи. На всё давалось 6 дней — за это время Дали должен был выполнить рисунок античной модели во весь лист. На третий день экзаменатор отметил, что его рисунок слишком маленький, и, нарушая правила экзамена, он не поступит в академию. Сальвадор стёр рисунок и в последний день экзамена представил новый идеальный вариант модели, только он оказался ещё меньше первого рисунка. Несмотря на нарушение правил, жюри приняло его работу, потому что она была совершенной. [2]

Сальвадор Дали и Гала Элюар (Елна Ивановна Дьяконова), 1958 год

Сальвадор и Гала, 1958 год

7. Знаковым событием в жизни Сальвадора стала встреча с Галой Элюар (Елна Ивановна Дьяконова), которая на тот момент была женой французского поэта Поля Элюара. Позже Гала стала музой, помощницей, любовницей, а затем и женой Сальвадора. [1]

8. Когда Сальвадору исполнилось 7 лет, отец был вынужден силой тащить его в школу. Он устроил такой скандал, что все уличные торговцы сбежались на крики. Мало того, что за первый год обучения маленький Дали ничему не научился — он забыл даже алфавит. Сальвадор считал, что этому он обязан господину Траитеру, который упоминается в его биографии «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим». [2]

9. Сальвадор Дали является автором дизайна упаковки от «Чупа-Чупс». Основатель компании «Chupa Chups» Энрик Бернат попросил Сальвадора внести что-то новое в обёртку, так как растущая популярность леденца требовала узнаваемого дизайна. Художник менее чем за час набросал ему вариант оформления упаковки, которая сейчас известна как логотип «Чупа-Чупс», правда, в несколько изменённом виде. [1]


Сальвадор Дали с отцом, 1948 год

Дали с отцом, 1948 год

10. Именем Сальвадора Дали названа пустыня в Боливии и кратер на планете Меркурий. [3]

11. Арт-дилеры опасаются последних работ Сальвадора Дали, так как существует мнение, что во время жизни художник подписывал пустые полотна и чистые листы бумаги, чтобы их могли использовать для подделок после его смерти. [3]

12. Помимо визуальных каламбуров, которые являлись неотъемлемой частью образа Дали, художник выражал сюрреализм и на словах, часто выстраивая предложения на неясных аллюзиях и игре слов. Иногда он говорил на странной комбинации французского, испанского, каталонского и английского языков, которая казалась забавной, но в тоже время непонятной игрой. [3]

13. Самая известная картина художника «Постоянство памяти» имеет совсем небольшие размеры — 24×33 сантиметров. [4]

14. Сальвадор настолько боялся кузнечиков, что это порой доводило его до нервного срыва. В детстве этим нередко пользовались его одноклассники. «Если б я был на краю пропасти и кузнечик прыгнул мне в лицо, я предпочел бы броситься в бездну, чем вынести его прикосновение. Этот ужас так и остался загадкой моей жизни». [2]

Сальвадор Дали15. Каждое утро после своего пробуждения Дали испытывал высшее удовольствие: «быть Сальвадором Дали». [3]

16. Второй музой Сальвадора Дали была молодая ученица художественного колледжа Аманда Лир, на сотрудничество с которой благословила сама Гала. В течение 8 лет они практически не расставались, но их дружеский союз рухнул, когда та решила выйти из тени Дали и заняться своей личной карьерой. Позже Аманда стала протеже Дэвида Боуи. [3]

17. Запоминающиеся усы Сальвадор Дали отрастил под влиянием испанского мастера XVII века Диего Веласкеса. Усы впоследствии стали визитной карточкой его внешности на всю оставшуюся жизнь. [3]

18. В 1968 году Дали купил для своей жены Галы замок в деревне Пуболь, в котором, начиная с 1971 года, она жила отдельно от мужа. Сальвадор навещал супругу в этом замке лишь по её письменному разрешению. [3]

19. После смерти Галы в 1982 году жизнь Дали стала мрачной — он стал переживать глубокую депрессию, и все его безумные забавы ушли навсегда. Он почти перестал писать картины и выходить в свет, но, несмотря на это, его популярность продолжала расти. [1]

20. Сальвадор Дали умер от сердечной недостаточности в 1989 году в возрасте 84 лет. Согласно его завещанию, в настоящее время забальзамированное тело художника покоится в склепе под куполом театра-музея Дали в городе Фигерас. [3]

Знаменитая картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти»

Знаменитая картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти»

Источники:

1 ru.wikipedia.org

2 Биография «Тайная жизнь Сальвадора Дали, рассказанная им самим», 1942 г.

3 en.wikipedia.org

4 ru.wikipedia.org



Оценить статью:

Знаменитая картина Сальвадора Дали «Постоянство памяти» Загрузка…

Биография Сальвадора Дали — биография Дали

Дата рождения:11 мая 1904 года
Дата смерти: 23 января 1989
Место рождения: Фигерас, Испания

Сальвадор Дали – именитый живописец. А так же Сальвадор Дали был графиком, скульптором, режиссером.

Сальвадор Дали появился на свет в испанском городе Фигерасе. Первенец, рожденный его матерью погиб в младенчестве, и на Сальвадора возлагались надежды на продолжение рода Дали. Может быть, именно поэтому уже в детстве мальчик отличался заносчивостью, был мало управляем, но имел все задатки необычного человека. Прилюдные истерики, работа на публику, постоянные капризы – все внимание доставалось Сальвадору.

Все эти качества очень мешали дружбе с обычными детьми, они относились к нему как к «белой вороне» и нередко были жестоки в своих шутках.

Рисование было тем искусством, которое примиряло будущего гения с окружающим миром. Начальное обучение проходило в обыкновенной художественной школе Фигераса. Потом, в 1914 году последовала Академия та же, в Фигерасе, где обучение длилось 4 года.

Затем последовала Академия Сан–Фернандо, где уже при поступлении абитуриент показал свой необычный нрав. Вступительный рисунок не был сделан в соответствии с требованиями комиссии, но молодому человеку дали шанс все исправить. Вместо этого Дали еще сильнее отошел от стандартов. Тем не менее, был принят за свои выдающиеся способности.

Вскоре умерла мать молодого студента. Для него это стало большим ударом.
Через год Дали уже учится в Мадриде. Конечно, столица дает много возможностей для развития – Дали увлекается работами Фрейда, знакомится с Г. Лоркой, Л. Бунюэлем, экспериментирует с новыми направлениями в живописи.

Снобизм и высокомерие становятся причиной исключения его из Академии. Тогда же, в 1926 году, состоялась первая поездка в Париж. Во французской столице произошло знакомство с несколькими людьми, сыгравшими важную роль в жизни художника. Это П. Пикассо и жена П. Элюара – Гала. Впоследствии женщина станет женой Дали.

Творческая жизнь дали кипит, он выставляется и к 1929 году обретает популярность. Начинается сотрудничество с сюрреалистами. Тогда же разлаживаются отношения с отцом, а вскоре происходит полный разрыв с ним.

Разрыв происходит и с сюрреалистами, которые после прихода к власти Франко сочувствуют «левым» силам. В целом Дали был равнодушен к политике, он считал, что находится на уровень выше её.

В 1934 происходит бракосочетание с Галой, правда, без соблюдения официальных формальностей.

В 1937 г. начинается путешествие по Италии. Ренессанс впечатлил художника и оставил след в его творчестве. После начала Второй мировой войны Сальвадор с женой отбывают в США, где живут в течение 8 лет. Дали начинает литературную деятельность, которая становится коммерчески успешной. Впрочем, ему удалось монетизировать и свой художественный талант. Он неоднократно снимался и в рекламных роликах. Деньги в Америке художник зарабатывал, освоив профессии ювелира, иллюстратора, декоратора, торгового представителя, балетного постановщика.

После возвращения в 1948 году из США в Испанию художник продолжает творить и эпатировать. Снимает фильмы, увлекается фотографией.

В 1965 происходит знакомство с юной А.Лир, которая оставалась спутницей жизни в течение 8 лет. Гала этому не препятствовала, возможно потому, что отношения были платоническими.

В 1981 году заболевает болезнью Паркинсона, а через год умирает его жена. Все это отражается и на творчестве – картины наполнены депрессией, тремор рук так же мешает рисованию.

Последние годы жизни были омрачены как болезнями, так и обостренными негативными чертами характера.
23 января 1989 года Сальвадор Дали умер в результате острой сердечной недостаточности

Достижения Сальвадора Дали:

• Наверное, самый известный художник-сюрреалист
• Создал множество картин в разных стилях

Даты из биографии Сальвадора Дали:

• 1914 г. начал обучение в Академии братьев ордена маристов
• 1921 г. смерть матери
• 1926 г. исключен из Академии художеств
• 1929 г. начало сотрудничества с сюрреалистами
• 1934 г. бракосочетание с Галой (неофициальное). Первая недолгая поездка в США.
• 1940 г. отправился на жительство в США
• 1981 г. заболевает болезнью Паркисона
• 1982 г. смерть жены
• 1984 г. пожар в замке Пуболь
• 1989 г, 23 января скончался

Интересные факты Сальвадора Дали:

• Полное имя — Сальвадор Доме́нек Фелип Жасинт Дали и Доме́нек.
• Сальвадор – имя, которым мальчика в детстве называл отец и означает оно в переводе с испанского «спаситель». Родители утверждали, что Сальвадор является воплощением в земной жизни его умершего брата.
• Первая персональная выставка состоялась, когда художнику было 14 лет.
• Был неразлучен с женой в течении 53 лет.
• Тело художника захоронено под полом его дома, ныне ставшего музеем.
• Снято четыре фильма и выпущено 20 полноценных книг по мотивам жизни художника.

Список книг и других произведений Сальвадор Дали (Salvador Dalí) Сортировка по году написания

Сальвадор Дали — испанский живописец, график, скульптор, режиссёр, писатель. Один из самых известных представителей сюрреализма.

Родился 11 мая 1904 в городе Фигерасе, в семье зажиточного нотариуса. Обучаться изобразительному искусству начал в муниципальной художественной школе. С 1914 по 1918 воспитывался в Академии братьев ордена маристов в Фигерасе. В 1916 отправился на каникулы в город Кадакес, где впервые познакомился с модернистским искусством. Первая персональная выставка Дали состоялась в 1919. В 1921 отец решает послать Сальвадора для учёбы в Мадрид, в Академию художеств Сан-Фернандо, где он знакомится с такими деятелями испанской культуры как Луис Бунюэль, Федерико Гарсиа Лорка и Педро Гарфиас.

Знакомство с новыми течениями в живописи развивается — Дали экспериментирует с методами кубизма и дадаизма. В 1926 его выгоняют из Академии за высокомерное и пренебрежительное отношение к преподавателям. В том же году он впервые едет в Париж, где знакомится с Пикассо.

Пытаясь найти собственный стиль, в конце 1920-х создает ряд работ под влиянием Пикассо и Хуана Миро. В 1929 участвует вместе с Бунюэлем в создании сюрреалистического фильма «Андалузский пёс». Тогда же он впервые встречает свою будущую жену Галу (Елену Дмитриевну Дьяконову), бывшую тогда женой поэта Поля Элюара.

Работы Дали демонстрируются на выставках, он завоевывает популярность. В 1929 примыкает к группе сюрреалистов, организованной Андре Бретоном. В 1934 неофициально вступает в брак с Галой (официальное венчание произошло в 1958 в испанском городке Жирона). В том же году впервые посещает США. После прихода к власти каудильо Франко в 1936 Дали ссорится с сюрреалистами, стоящими на левых позициях, и его исключают из группы. В ответ Дали не без оснований заявляет: «Сюрреализм — это я». С началом Второй мировой войны Дали вместе с Галой уезжает в США, где они живут с 1940 по 1948. В 1942 выпускает свою беллетризованную автобиографию «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Его литературные опыты, как и художественные произведения, как правило, оказываются коммерчески успешными. После возвращения в Испанию живёт преимущественно в своей любимой Каталонии. В 1981 у него развивается болезнь Паркинсона. В 1982 умирает Гала.

После смерти жены Дали переживает глубокую депрессию. Сами его картины упрощаются, и на них долгое время преобладает мотив скорби (вариации на тему «Пьета»). Болезнь Паркинсона также мешает Дали рисовать. Его самые последние работы («Петушиные бои») представляют собой простые закорючки, в которых угадываются тела персонажей — последние попытки самовыражения несчастного больного человека. Ухаживать за больным и обезумевшим стариком было трудно, он бросался в медсестёр тем, что подворачивалось под руку, кричал, кусался. В 1984 году в замке произошёл пожар. Парализованный старик безуспешно звонил в колокольчик, пытаясь позвать на помощь. В конце концов он превозмог немощь, свалился с кровати и пополз к выходу, но потерял сознание у двери. С тяжёлыми ожогами он был доставлен в больницу, но выжил. Больной, немощный, Дали скончался 23 января 1989 г. от сердечного приступа. Единственная разборчивая фраза, которую он произнёс за годы болезни, была «Мой друг Лорка»: художнику припомнились годы счастливой, здоровой молодости, когда он дружил с поэтом Федерико Гарсиа Лорка. Тело Дали замуровано в пол в одной из комнат театра-музея Дали в г. Фигерас. Художник завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди.

1. Я решительно настроился покончить с традицией изображения эпизодов снов и галлюцинаций в виде неких туманных образов. Я осведомился у Селзника, не может ли он устроить так, чтобы с нами поработал Сальвадор Дали, и он мне это обещал, хотя вряд ли понимал, зачем это нужно. Наверное подумал, что мне это понадобилось в рекламных целях. На самом же деле это было связано с моей идеей передать галлюцинации с особой визуальной остротой и ясностью– ярче, чем эпизоды реальной жизни. Дали мне нужен был потому, что его творчество отличает архитектурная стройность композиции, таким же свойством обладал Кирико, знаете – эти его длинные тени, определенность пространства, сходящаяся перспектива.

Но Дали придумал для нас нечто чересчур странное: статую, которая трескалась, как скорлупа ореха, оттуда выползали муравьи, а под всем этим скрывалась Ингрид Бергман, покрытая муравьями! Это, конечно, было совершенно немыслимо.

Мне хотелось снять галлюцинаторные сцены, придуманные Дали, на натуре, так, чтобы, снятые при естественном освещении, они казались бы до жути реальными. Эта мысль была мне очень дорога, но продюсеров беспокоила финансовая сторона дела. В результате съемки велись в павильоне.

2. В противовес распространенному мнению, художники, которых считают специалистами по части организации саморекламы, как правило, бывают искренни в своих заявлениях прессе. Я бы даже сказал, что чем несерьезнее они при этом кажутся, тем на самом деле откровеннее. Так что Сальвадор Дали, заявлявший, что более всего на свете он любит деньги и свою жену, был как нельзя более правдив.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *