Что везут из вильнюса белорусы: Груз ответственности: Литва подсчитывает убытки от конфликта с Минском | Статьи

Содержание

Груз ответственности: Литва подсчитывает убытки от конфликта с Минском | Статьи

Евросоюз ввел секторальные санкции против Белоруссии. Ограничения, в частности, затрагивают экспорт нефтепродуктов и удобрений, ограничивают доступ Минска к европейскому капиталу. При этом убытки понесет не только Белоруссия: потери ждут и экономику соседней Литвы. В частности, трети доходов лишится литовская железная дорога и порт Клайпеды. В Вильнюсе уже заявили, что попытаются получить от Евросоюза компенсации. «Известия» разбирались в ситуации.

Исключительные меры

Евросоюз ввел санкции против Белоруссии. Ограничения касаются не отдельных лиц и предприятий, а целых отраслей экономики. Наиболее болезненные меры — ограничение торговли нефтепродуктами и продуктами калийной промышленности (основа белорусского экспорта), а также ограничение доступа к европейским финансовым рынкам. Последнее означает, что ни Евросоюз, ни отдельные его страны кредитов Минску давать не будут, то есть почти единственным источником займов станет Россия.

Президент Белоруссии Александр Лукашенко не скрывал своего раздражения. «Никакого проседания ни на одном предприятии не должно быть. Мы этим мерзавцам по ту сторону границы должны показать, что их санкции — это их бессилие», — сказал он.

Посольство Белоруссии в Вильнюсе

Фото: Global Look Press/Darius Mataitis

В соседней Литве в это время радовались происходящему. «Это сильные и адекватные санкции. Если их окажется мало, то у нас всегда есть возможность обсудить новый пакет мер», — заявил президент республики Гитанас Науседа. При этом он признал, что Литва также пострадает от ограничений. По словам Науседы,

под угрозой деятельность сотрудничающих с Белоруссией предприятий, особенно Клайпедского порта, через который идет транзит белорусских нефтепродуктов и удобрений. Впрочем, к потерям литовских предприятий глава государства отнесся философски. «Нельзя принимать ограничительные меры и рассчитывать, что они нас никак не затронут», — признал Науседа.

Ставка на победу

Литва — один из главных противников действующих белорусских властей. Вильнюс в августе 2020 года отказался признать победу Александра Лукашенко на президентских выборах и поддержал оппозицию. В частности, именно в литовской столице обосновалась кандидат в президенты Белоруссии Светлана Тихановская. Политик регулярно встречалась с руководством прибалтийской республики, а в январе Науседа даже выдвинул ее на Нобелевскую премию мира.

Кроме того, Литва открыла границу и заявила, что готова принять тех, кто «бежит от политического давления». После этого Вильнюс выдал белорусам 5700 разрешений на временное проживание.

Вильнюс также лоббировал введение санкций против Минска. В августе прошлого года прибалтийские страны не стали дожидаться решения ЕС, а ввели свои ограничения против белорусских чиновников. Вильнюс даже грозил Брюсселю «самыми острыми мерами», если тот будет медлить с общеевропейскими санкциями. Позже Литва добивалась расширения ограничительных мер. «Мы инициировали этот разговор. Мы считаем, что ЕС не может идти на компромисс в вопросе демократических ценностей и защиты прав человека», — говорил Науседа.

Лидер белорусской оппозиции Светлана Тихановская во время акции протеста в Вильнюсе, май 2021 год

Фото: Global Look Press/Darius Mataitis

При этом в Литве, похоже, как-то не подумали, что сами могут пострадать, хотя страны тесно связаны экономически. По итогам 2019 года товарооборот Литвы и Белоруссии составил $1,5 млрд, по итогам 2020-го — $1,3 млрд. В Белоруссии в 2019 году функционировало 575 компаний с литовским капиталом, реализовывались инвестиционные проекты. Среди них и крупные, в частности, строительство деревообрабатывающего комплекса в Витебске.

Калийные реки

Наиболее тесные связи у двух стран — в сфере транспорта и логистики. В Клайпедском порту в 2020 году обработали 15,6 млн т белорусских грузов — 32% годового грузооборота гавани. За счет их перевалки в Клайпеде бюджет Литвы пополнился на €155 млн, что составило 1,4% от всех поступлений. Основные товары — нефтепродукты и калийные удобрения.

Сразу после начала политического кризиса Александр Лукашенко велел «поставить Литву на место». В марте нынешнего года белорусские нефтепродукты начали транспортировать через российский порт Усть-Луга в Ленинградской области. Соглашение предусматривает перевалку 9,8 млн т нефтепродуктов за три года.

С калийными удобрениями ситуация сложнее. Во-первых, в Усть-Луге пока нет свободных мощностей для перевалки белорусских удобрений. Строительство специального терминала только обсуждается, гипотетически он может появиться не раньше 2024 года. Во-вторых, «Беларуськалий» не просто пользуется услугами Клайпедского порта, но и владеет 30% акций терминала сыпучих грузов. Впрочем, введение санкций, видимо, ускорит переговоры с Россией и по этому направлению.

Вагоны «Беларуськалия»

Фото: Global Look Press/Karolis Kavolelis

В Литве уже подсчитывают возможные потери от разрыва отношений. Представитель железнодорожной госкомпании Мантас Дубаускас заявил, что убытки железных дорог достигнут €100 млн. По его словам, это примерно треть всех доходов. «Две трети этой суммы приходится на перевозку минеральных удобрений. Идет также транзит нефтепродуктов», — сообщил он.

В свою очередь, владелец клайпедского терминала сыпучих грузов Игорь Удовицкий заявил, что потеря белорусского транзита вызовет эффект домино. «Деловые связи, логистические модели разрушатся не только в порту, а по всей Литве. Проблематичными станут транспортные связи с Украиной, а это сотни тысяч тонн грузов. Это грозит и транспортному взаимодействию с Россией и Центральной Азией, так как основную часть данных грузов везут транзитом через Беларусь», — сказал он. По словам Удовицкого, из-за санкций литовские компании потеряют «сотни миллионов евро», работы лишатся десятки тысяч литовцев.

В Вильнюсе при этом уже задумались о том, чтобы получить компенсации за санкции. Глава комитета сейма по экономике Казис Старкявичюс заявил, что Литве следует начать переговоры с Еврокомиссией о возмещении ущерба. «Нужно думать о возможностях компенсировать потерянные грузы — нужно вести переговоры с ЕС и Еврокомиссией о компенсациях, если потоки просядут», — сказал политик.

Назло реализму

Эксперты говорят, что объяснить поведение Литвы сложно. «Одна из основных теорий международных отношений — реализм. Она утверждает, что государства действуют, исходя из своих объективных интересов. Поведение Литвы — хороший пример того, что реализм работает не всегда. Вильнюсу вообще-то выгодно развивать отношения с соседним государством. Только транспорт, транзит и логистика создают 9–12% ВВП Литвы, в этой сфере примерно треть создается благодаря Белоруссии

», — сказал «Известиям» президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Межевич.

Фото: Global Look Press/Chromorange/Bilderbox

По сути, Литва оказалась заложником собственной политики. «Думаю, руководство республики рассчитывало, что белорусская оппозиция победит, а потому разругались с Александром Лукашенко. Тот сохранил власть, но литовские политики уже не могут сдать назад. Теперь им приходится продолжать играть в непримиримое противостояние, постоянно повышать ставки», — подчеркивает эксперт.

Руководитель Центра постсоветских исследований Института экономики РАН Леонид Вардомский считает, что ненависть к действующим белорусским властям у литовской политической элиты такова, что с затратами они не считаются. «Со стороны такая политика выглядит нелогичной. Как говорится, пилят сук, на котором сидят. Но беспокоиться о Литве не стоит. Думаю,

Евросоюз поможет республике. А если не поможет, то расплачиваться за решения властей придется жителям страны. Население Литвы за годы независимости сократилось на миллион человек. Видимо, продолжит сокращаться и дальше», — говорит он.

сколько можно привезти без пошлины?

Белорусы любят путешествовать. Настолько, что готовы часами простаивать на границе: кто-то едет в аэропорты, кто-то за покупками или на отдых. Многим ближе Литва с ее «акрополисами» и IKEA. Таможенные лимиты меняются буквально каждый год: килограммы, евро, литры — приходится считать на калькуляторе. Когда схлынула волна новогодних туристов, мы тоже отправились привычным белорусским маршрутом: узнать, сколько можно привезти, чтобы вписаться в лимит (немного), увидеть, сурова ли в подсчетах таможня (сурова), а заодно устроить IKEA-челлендж редакционному автомобилю — как много в действительности в него поместится?

В Литву по новым таможенным правилам

Как белорусы едут «на закупы»

Еще две недели назад люди проводили в очередях на границе значительную часть новогодних каникул. Это были даже не очереди, а маленькая жизнь. На границе играли в футбол, устраивали метания камней, знакомились, съедали между делом все то, что везли домой из заграниц.

Сейчас обстановка разительно отличается. Ранним утром в пункте пропуска всего пару автомобилей. Кто-то на литовских номерах возвращается домой с полным баком, белорусы, тоже заправившись, едут за покупками. Из Минска до IKEA в Вильнюсе менее 200 км — полного бака нам с лихвой хватит на все путешествие в обе стороны.

В общей сложности пересечение сопредельных пунктов пропуска заняло менее получаса. Запомним этот момент — когда еще такое будет? На белорусской границе осмотрели машину, проверили паспорта, заглянули в глаза. Литовцы откатали пальцы и спросили про сигареты. Шутить в ответ никто не стал: говорят, шутить на границе — плохая примета.

Отправляясь «на закупы», белорусы всегда знают, что будут везти назад. Это вынужденная расчетливость: нужно учитывать и стоимость, и приблизительный вес покупок на каждого человека, иначе пересечение границы в обратном направлении будет дольше и затратнее. Но обо всем по порядку.

Ставка с самого начала нами делалась не на стоимость товаров, а на объем. В этом и заключается идея IKEA-челленджа: привезти в автомобиле столько всякой всячины, сколько в нее вместится. И вместиться туда самим. Но для белорусов предусмотрен еще один квест: вложиться в таможенные лимиты. По этой причине мы поехали втроем, зарезервировав все оставшееся место в машине для покупок.

Как узнать наших на литовской парковке?

Не обязательно даже смотреть на регистрационные номера, чтобы узнать соотечественников на стоянке в Литве. Это в Минске можно долго искать именно свою Lada Vesta среди других таких же, иной раз можно даже по невнимательности попытаться открыть не свой Geely Atlas. Но в Литве такие автомобили — редкость, разве что соседи с белорусскими номерами заедут. Наша Renault Arkana была единственной машиной этой модели на стоянке IKEA, когда мы приехали, — точно не перепутаем.

При этом нельзя сказать, что литовцы проявляют повышенный интерес к редким для их страны автомобилям. Глянут, возможно, мимолетом, но взглядом провожать не станут. В Вильнюсе вообще заметны общеевропейские тенденции: кажется, здесь стало больше электромобилей, нередко в общем потоке попадаются Tesla, «кубические» BMW i3 и все такое прочее.

Не смотрят, ну и ладно! Улыбнувшись водителю Atlas с 5-м регионом, отправляемся за покупками.

Наполняем тележки

В IKEA в будний день немноголюдно, хотя сразу после Нового года персоналу пришлось хорошенько потрудиться: клиентов, в том числе белорусских, было немало. Сейчас толпы схлынули до следующих выходных.

Не сказать, кстати, что магазины в Литве пестрят распродажами и особо выгодными предложениями. Новогодний сезон скидок завершился, и даже елка с Кафедральной площади Вильнюса исчезла.

«На закупы» белорусы, как правило, выбираются либо намеренно (делают ремонт, например, и нужно покупать много и сразу), либо спонтанно (возвращаясь, скажем, из туристической поездки). С учетом таможенных правил тратить деньги за границей не всегда выгодно, так что многие или отовариваются в России, или ищут другие варианты. Но поспрашивайте знакомых: им всегда найдется что заказать тому, кто устраивает шопинг.

У нас был длинный список всякой полезной утвари: кухонная посуда, предметы интерьера, светильники, постельное белье, детские игрушки. Кроме того, были взяты обязательства обставить по-новому ванную комнату: нужны были шкафчик для банных принадлежностей, зеркало, умывальник и все прочее. Так и подмывало попытаться привезти на Renault ванну, но идею забраковали: на крыше не закрепишь, а в салон она бы не уместилась.

Походы по магазинам вроде этого почти никогда не бывают короткими, но всегда приятно, когда больше времени уходит на совершение покупок, а не на стояние в очередях на границе.

Грузимся!

В итоге, затарившись по списку, мы имели две тележки товаров: одну с относительно крупной и относительно тяжелой мебелью для ванной комнаты, другую — со всем остальным. Как уместить столько покупок в Renault Arkana? Начинается наш IKEA-челлендж!

Ладно, этот автомобиль не выбирают за особую вместительность, да и едва ли кто-то рискнет запихивать туда, скажем, диван. Но пара-тройка коробок в один обхват да с полдюжины заполненных пакетов должны же вместиться в багажник?

С учетом того, что в машине ехали три человека, мы, по сути, лишили себя возможности опустить задний ряд сидений, чтобы расширить пространство для груза. Но а как иначе: многие путешествуют втроем, например всей семьей. В некоторых случаях это и вовсе вынужденная мера: чем больше людей в автомобиле, тем больше всего можно привезти без уплаты пошлины.

К счастью, упакованная мебель для ванной практически идеально вписалась в пространство багажника. Беда в том, что эти коробки заняли добрую половину всего доступного там места.

Кто-то находит силуэт Arkana похожим на силуэт не то BMW X4, не то BMW X6. Скошенная линия задней дверцы — это модно у купе. Но такая скошенность просто невероятным образом съедает место в багажнике. Повезло, что у нас были в основном мягкие пакеты с кучей мелких вещей: они сминались, но терпели — дверца закрылась.

Багажник был заполнен практически доверху, а два пакета с покупками остались на улице: их не забыли, для них просто не нашлось места. В это время по соседству двое литовцев бодро загружали свои покупки в поживший Volkswagen Sharan. В просторах этого автомобиля бесследно исчезало содержимое одной тележки за другой, а мужчины беззаботно продолжали жонглировать коробками. Думается, всем тем, что они умудрились загрузить в машину, можно полноценно меблировать целую комнату.

Эту битву мы проиграли, так же как проиграли бы ее всевозможным «пассатам» и многим другим автомобилям. Иными словами, Arkana не станет победителем IKEA-челленджа, но, впрочем, не для этого она и создавалась. Было бы странно ожидать, что в купе поместится столько же, сколько в универсал или минивэн, — уж слишком велика разница между такими машинами, да и целевая аудитория у них разная.

Но в таком кроссовере может быть тесновато и семье, отправляющейся в путешествие. Пару чемоданов не самого большого объема — это все, что влезет в багажник. При наличии двух детей такого объема может оказаться недостаточно.

Заехать в магазин за продуктами и туалетной бумагой, купить какую-то мелочь в квартиру — это пожалуйста. Привезти что-то действительно крупное — уже вряд ли. С другой стороны, меньше риск попасть с превышением на таможне — какой-никакой плюс.

Таможенные лимиты. Считаем цифры

Действительно, перед обратной дорогой не лишним будет все как следует подсчитать. И вспомнить, какие правила ввоза товаров для личного пользования действуют на данный момент.

Не важно, едете ли вы на машине, на автобусе, на поезде, да хоть идете пешком, — нормы беспошлинного ввоза от этого не меняются. Но есть существенный момент, связанный с тем, как часто человек пересекает границу. От этого напрямую зависят предусмотренные лимиты:

  • пересечение границы реже 1 раза в 3 календарных месяца — разрешено провозить без пошлины товары для личного пользования весом до 25 кг и стоимостью до 500 евро;
  • пересечение границы чаще 1 раза в 3 календарных месяца — пошлиной не облагаются товары весом до 20 кг и стоимостью до 300 евро.

В случае превышения таможенные пошлины для таких товаров рассчитываются по единым ставкам — 30% от стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм.

Обратите внимание: речь идет именно о пошлине в 30%. С этого года снизилась пошлина при ввозе международных почтовых отправлений и товаров, доставляемых перевозчиком (15%, но не менее 2 евро за 1 кг веса в части превышения стоимостной и (или) весовой норм). Заказывать товары почтой стало чуть проще, однако это не имеет никакого отношения к тем, кто непосредственно пересекает границу со своими покупками.

Лимит по цене важен для людей, которые везут электронику, бытовую технику и прочие дорогие покупки. Нас в этой поездке интересовала другая норма — вес. Лимит в нашем случае — 70 кг на троих (25 + 25 + 20). Возможно, у опытных путешественников в IKEA есть привычка возить с собой весы, но у нас такой привычки нет. Непосредственно в магазине отсутствует возможность взвесить товар, хотя она бы очень не помешала. Иногда вес указан на упаковке товара, однако это бывает не всегда. Самое правильное — найти вес в описании каждого товара на сайте магазина и все внимательно сложить. Легче сделать это заранее, чем в последний момент искать нужные параметры с помощью телефона. Уж поверьте.

Что еще изменилось с этого года?

С 1 января 2020 года больше не применяется понятие «неделимый товар». Такие товары включаются в общие нормы беспошлинного ввоза.

Что такое неделимый товар? Это товар, который весит больше 35 кг (в том числе перемещаемый в несобранном или разобранном виде, при условии, что разделение такого товара невозможно без изменения его назначения).

Тем, что понятие «неделимый товар» исчезло из правил, можно пользоваться. Предположим, что супруги отправились за границу и везут оттуда что-то тяжелое, тот самый неделимый товар, упакованный в несколько коробок. Раньше все оформлялось бы на одного человека. Соответственно, превышение. Соответственно, нужно платить пошлину. Сейчас супруги могут разделить коробки между собой при предъявлении их на таможне. В идеальной ситуации, если уложатся в разрешенные 25 кг на человека, пройдут границу без дополнительных затрат.

Как мы проходили таможню

На границу мы приехали, когда уже стемнело. Литовцы поставили штампы и пожелали счастливой дороги. А вот перед белорусским пунктом пропуска пришлось задержаться. Машин было немного, но запускали за шлагбаум как-то нечасто. Оформление в пункте пропуска на «впускающей» стороне обычно длится куда дольше, чем при выезде, отсюда и очереди. Нередко на сопредельной стороне, видя ситуацию, также замедляют поток, чтобы не создавать затор на так называемой нейтральной полосе.

Прождав некоторое время, мы все же въехали на территорию пункта пропуска. Оказалось, что «зеленый» канал и вовсе свободен, очередь была только на «красном». Тем лучше, приготовьте ваши паспорта.

Первым делом сотрудник таможни спросит: «Везете ли вы товары, обязательные для декларирования?» Отнеситесь к этому вопросу со всей серьезностью: если не уверены в чем-либо, лучше сразу об этом сказать. Если ответите отрицательно, а при проверке выяснится, что что-то все же нужно было оформлять, велик шанс, что это будет расценено как нарушение.

Казалось, проблем возникнуть не должно. Подсчитав приблизительный вес всех товаров из IKEA, мы пребывали в уверенности, что имеем даже некоторый запас. А пакеты с продуктами, купленные в последний момент, не могут же весить слишком много, правда? Неправда.

Таможня серьезно подходит к выполнению своих задач. Проверили паспорта и у каждого — дату последнего въезда. Увидев, что багажник заполнен доверху, сотрудник спросил: «Где чье?» Может показаться, что это незначительный вопрос, но это не так. В зависимости от ответа и будет рассчитываться попадание или непопадание в установленные лимиты.

Никто из нас не подумал заранее распределить, кто и что провозит. Возьмешь на себя слишком много — превысишь лимит, недоберешь — есть риск подставить попутчика, даже если это близкий родственник или друг детства. Ответ: «Это все наше» — не работает. Скажут брать «конкретно ваше» и нести на весы.

— А что в салоне?

— Продукты.

— Доставайте, тоже несите на весы.

Вот так. Взвешивать приходится абсолютно все покупки, а набираемый общий вес стремительно приближается к опасному. Повезло — уложились, но без всякого запаса. Тот случай, когда лишняя бутылка минеральной воды в пакете с продуктами в одночасье создала бы массу проблем.

И это то, что нужно учитывать, отправляясь за границу «на закупы». Взвешивать могут не только габаритные товары — на весы запросто поставят вообще все, за исключением личных вещей. Помните об этом, отправляясь напоследок в гипермаркет за продуктами.

Некоторые выводы по итогам поездки

Наше путешествие закончилось благополучно. Задержавшись на границе при въезде в Беларусь, мы наконец доехали до Минска. Примечательно, что на литовских дорогах в темное время суток было куда комфортнее: столбики по краям проезжей части установлены на меньшем расстоянии, а светоотражающую разметку видно практически до горизонта, в то время как на белорусской стороне она так и норовила исчезнуть там, куда не добивал прямой свет фар. Светодиодная оптика была несомненным плюсом в такой ситуации, и все равно поездку за городом в позднее время трудно назвать ненапряжной.

Мы прошли IKEA-челлендж и делимся нашими наблюдениями:

  • Renault Arkana — это не автомобиль для поездки «на закупы». Поставив цель забить багажник доверху, вы обнаружите, что сделать это как-то уж чересчур просто. К тому же нечего и думать о транспортировке чего-либо действительно большого. На пространство между передним и задним рядом сидений особенно не рассчитывайте — там тесно.
  • Полного бака без проблем хватит на комфортную поездку в Вильнюс и обратно. И да, в Беларуси топливо все еще дешевле — пользуйтесь этим.
  • В мультимедийной системе есть вполне работоспособная навигация по Литве: карта прорисована достаточно четко, на нее можно полагаться.
  • Светодиодная оптика в темное время суток решает.
  • Совершая покупки, держите в уме действующие правила ввоза товаров. Будьте готовы к тому, что таможня очень тщательно проверит, что и в каком количестве вы везете, а также к тому, что взвешивать будут каждый пакет, в том числе с продуктами. Иначе говоря, покупая в последний момент бутылку шампанского на скидке, помните сразу о трех беспошлинных лимитах: не более 3 литров алкоголя, не более 500 евро и не более 25 кг (при пересечении границы реже 1 раза в 3 месяца).

Автомобили Renault в обновленной «Автобарахолке»

Спецпроект подготовлен при поддержке ООО «Автопромсервис», импортер Renault в Беларуси. УНП 100064519.

Читайте также:

Auto.Onliner в Telegram: обстановка на дорогах и только самые важные новости

Быстрая связь с редакцией: пишите нам в Viber!

Библиотека Onliner: лучшие материалы и циклы статей

Перепечатка текста и фотографий Onliner без разрешения редакции запрещена. [email protected]

Почему в Вильнюсе рекордными темпами наращивают импорт из Беларуси

Следуя проверенной веками традиции, дескать, война войной, а обед по расписанию, официальный Вильнюс спешит наращивать объемы товаров из соседней страны. Ведь аппетит приходит, как известно, во время еды.

Фото: Алексей Филиппов/ РИА Новости

Только за девять месяцев текущего года Литва импортировала белорусских товаров примерно на 800 млн евро, то есть на 50 процентов больше, чем за аналогичный период прошлого года. Новостные порталы ссылаются на данные, которые приводит Департамент статистики этой прибалтийской республики.

Кстати, на проблему белорусского импорта обратили внимание и литовские общественные активисты. Они, в частности, констатировали, что каждый десятый литр пива на полках их магазинов производит предприятие «Криница». Более того, подсчитано, что ежегодно на Балтийском побережье продают около 20 млн литров белорусского пенного напитка, что составляет почти десять процентов внутреннего рынка Литвы.

Но не только пивной базар ломится от продукции хлебосольных белорусов. Обозреватели напоминают, что еще два месяца назад литовские эксперты подсчитали, что по итогам первого полугодия импорт из Беларуси подскочил на 58,3 процента и составил почти 560 млн евро.

И, несмотря на воздвигнутую пирамиду из санкций, официальный Вильнюс стыдливо замечает, что поток товаров из Синеокой в Литву не только не замедлился, но и нарастает рекордными темпами.

Правда, в этой связи эксперт одного из крупнейших банков Швеции SEB Тадас Повилускас напоминает, что из-за пандемии в прошлом году торговля между странами замедлилась. То есть, он полагает, что отчасти Беларусь в Литве отыгрывает свои экспортные потери. За январь — сентябрь 2019 года она отправила в Литву продукции на 812,9 млн евро. За январь — август этого года — почти столько же (796,6 млн евро), и никакие санкции коллективного Запада этому не помешали.

И хотя, комментируя результаты первого полугодия, эксперт допускает, что во втором полугодии ситуация может выглядеть не столь впечатляюще, его прогнозы пока не сбываются. Ведь у бизнеса, как известно, свои предпочтения и законы. И в июле, и августе литовцы с азартом продолжали ударными темпами закупать белорусскую продукцию.

Кстати, портал RuBaltic.Ru обращает внимание на тот факт, что самую большую прибыль в торговле с Литвой в копилку Минска по-прежнему приносит электроэнергия. Та самая, от которой представители прибалтийского истеблишмента уговаривали своих партнеров отгородиться железным занавесом после пуска БелАЭС.

Но, как известно, обещать — еще не значит венчаться. И пока суд да дело, за восемь месяцев текущего года Литва заплатила за белорусское электричество 132,6 млн евро. А беспристрастная статистика была вынуждена признать, что поставки электричества не просто продолжаются — они растут по сравнению с периодом, когда атомный белорусский гигант в Островце еще не был запущен.

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.

как Лукашенко организовал работу сети контрабандистов. Читайте на UKR.NET

Журналисты рассказали об основных маршрутах, схемах и тарифах на «услуги».

Давление Европы на режим Александра Лукашенко после захвата самолета Ryanair продолжает усиливаться.

Об этом пишут на сайте «Деловая столица».

Как сообщил 14 июля верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике Безопасности Жозеп Боррель, пять стран, не являющихся членами Союза, — Албания, Северная Македония, Черногория (кандидаты на вступление), Исландия и Норвегия — присоединились к секторальным санкциям, введенным Брюсселем 24 июня в отношении Беларуси.

Санкции включают в себя запрет на прямую или косвенную продажу, поставку, передачу или экспорт в Беларусь технологий, софта, оборудования, которые могут быть использованы для слежки; а также военных технологий. Кроме того, под запрет попали финансирование, посреднические услуги и техническая помощь в сфере импорта или транспортировки нефти, а также калийных удобрений.

Как жест солидарности, это решение пяти не членов ЕС имеет определенную ценность, как и санкционный пакет Брюсселя в целом. Однако загнать Лукашенко в тупик и поставить Беларусь при его правлении на демократические рельсы этими санкциями европейцам уже не удастся.

Лукашенко окончательно перешел в подчинение к президенту РФ Владимиру Путину. Ввиду того, что между Беларусью и ЕС вбит мощный клин, Минск не интересен более и Китаю. Так что ради сохранения власти, хотя бы на ближайшее время, белорусскому автократу остается рассчитывать лишь на своего российского коллегу.

Вот и зачастил белорусский диктатор к российскому в гости от безысходности. 13 июля состоялся очередной его визит — в Санкт-Петербург, где он выпросил у российского президента более приятную цену на газ и новые кредиты.

Потому до внесения Брюсселем каких-либо корректив в свою политику, что представляется маловероятным, будет сохраняться некоторый статус-кво.

Хотя гипотетически довольно хрупкий. И именно Минск и Москва могут его нарушить. Собственно, этим они сейчас и заняты, используя классический для Кремля механизм миграционного давления на Европу.

Одним из последствий вторжения россиян в Сирию в 2015 г., напомним, стала волна нелегалов в ЕС, которые, в первую очередь, ринулись в Грецию, Германию, Францию, Великобританию, Италию, т.е. преимущественно в Западную Европу, а также в скандинавские страны.

Сегодня главной мишенью аналогичной политики является Литва.

По состоянию на 13 июля число нелегалов достигло 1716 человек. И большинство прибыло в течение последнего месяца. Если сравнить эту цифру с показателями за предыдущие годы, то, к примеру, за весь 2020 г. в Литве задержали 81 нелегала, за 2019 — 46.

Это свидетельствует об искусственном происхождении кризиса, поскольку на данный момент серьезных всплесков насилия на Ближнем Востоке, откуда прибывают мигранты, не наблюдается.

До Литвы за $6 тысяч

Вторым доказательством служит расследование литовской телерадиокомпании LRT, журналисты которого по кирпичикам разобрали белорусскую схему провоцирования миграционного кризиса в республике.

Авторы материала пишут о том, как непосредственно режим Лукашенко организовал работу контрабандистов, доставляющих нелегалов на границу Литвы из иракского Курдистана.

Журналисты провели обстоятельную работу: выяснили, как начинается путь мигрантов в Ираке, как они попадают в Беларусь, где живут; как их переправляют в Литву и какова, в целом, цена вопроса.

За последние несколько месяцев Минск и Багдад наладили тесное сотрудничество (не исключено, что при активном содействии Москвы). Авиасообщение между странами действует еще с 2017 г., но 10 мая в Минск начали летать самолеты еще одной компании — Fly Baghdad. Турагентства обеих стран работают в тесной связке — иракские скооперировались с государственным туроператором Беларуси «Центркурорт».

Вместе они обеспечивают прилет в Минск граждан Ирака, преимущественно жителей Курдистана, которые ищут лучшей жизни в Европе.

Курды подают заявки на визы, что стало возможным лишь несколько месяцев назад. Стоимость визы невелика — $270, но им приходится еще вносить «залог» в размере $3-4 тыс. на тот случай, если «туристы» не вернутся на родину, предположительно оставшись в Беларуси. Это как бы штраф, который идет в карман белорусских властей. То есть, режим еще и зарабатывает на этом.

Уже в Минске их встречает белорус на машине или микроавтобусе (черные «мерседесы»). Затем их селят в отелях «Планета», «Спутник», «Минск» на 1-4 дня. Далее везут к границе с Литвой и тыкают пальцем: иди через лес, там забор, перелезай и ты в Литве.

Если мигрант хочет остаться в Литве, услуги контрабандистов обойдутся ему в $6 тыс. Если же нацелился на Германию, Францию или Финляндию — $15 тыс.

Они также могут сэкономить — поехать наземным транспортом через Турцию и Балканы. Это намного дольше, но стоит $4-5 тыс. И в каждой новой стране, границу которой они пересекают, их «ведет» новый «гид». Что говорит о работе полноценной транснациональной сети контрабандистов под эгидой режима Лукашенко.

Маршруты, которыми нелегалы из Ирака и Сирии добираются до Литвы.

Ответные действия Вильнюса

С увеличением потока нелегалов из Беларуси власти Литвы начали действовать — наращивать присутствие пограничников на границе, привлекать армейские патрули для охраны рубежей.

По мере роста количества мигрантов Вильнюс принимал все более жесткие решения. 2 июля был объявлен режим чрезвычайной ситуации. 7 июля МИД Литвы проинформировал Минск о выдворении белорусских дипломатов. 12 июля министр иностранных дел Литвы Габриелюс Ландсбергис обратился к скандинавским и балтийским странам с предложением ввести дополнительные санкции в отношении режима Лукашенко. 13 июля Сейм Литвы большинством голосов поддержал резолюцию, в которой наплыв нелегальных мигрантов из Беларуси трактуется как гибридная агрессия Минска.

Депутаты предложили укрепить и установить забор по всей длине границы, а также ввести санкции против организаторов этой гибридной агрессией.

Кроме того, Сейм внес изменения в миграционное законодательство, которые ускоряют процедуру рассмотрения заявок на предоставление убежища и позволяют ограничить нелегалов в некоторых их правах в условиях ЧС.

Брюссель тоже не остался в стороне. Так, агентство Frontex уже направило в помощь Литве и Латвии вертолет, дополнительные вооруженные патрули и переводчиков.

Брюссель и Вильнюс делают ставку на политику сдерживания. Впрочем, пока у властей Литвы и нет иного выхода.

Но если политика сдерживания окажется в итоге малоэффективна, то можно ожидать повторения ситуации 2015-2016 гг., когда миграционный кризис поспособствовал росту популярности ксенофобских, ультраправых партий и движений. Которые, в свою очередь, являются еще одним кремлевским инструментом дестабилизации Европы.

В случае Литвы это тем более опасно, поскольку наряду с Латвией, Эстонией и Польшей — представляет собой восточный рубеж НАТО. Соответственно, формируется угроза безопасности Альянсу и срыва принятых им на последнем саммите инфраструктурных и оборонных проектов, призванных усилить оборону на этом направлении.

Изощренные способы контрабанды — kurier.lt

Смекалкой и богатой фантазией природа этих людей явно не обделила. Только вот устремить свои таланты они решили не в мирное, а в преступное русло.

Фото vsat.lt

Сигареты «в льдинах»

Наступивший год пополняет список изощренных фантазий контрабандистов. Пограничники Павоверской заставы перехватили груз сигарет, сплавлявшийся по Вилии (Нярис) в Литву. Фантазия контрабандистов не перестает удивлять: один груз был замаскирован марлей, а к другому прикрепили тротуарную плитку.

Служба охраны государственной границы проинформировала, что на минувшей неделе, ночью, пограничники, осматривая участок у границы с Беларусью, заметили на реке у деревни Моляй (Швянченский район) необычный объект. Он напоминал льдину, каких сейчас на реке немало. Пограничники следили за этим объектом, а потом вытащили его на берег у деревни Кунишкес. Выяснилось, что этот своеобразный «плот» по реке сплавляли контрабандисты. Сигареты были в вакуумных пакетах, завернутых в полиэтиленовую пленку, а сверху — медицинская марля. Вероятно, контрабандисты имитировали льдину, пытаясь замаскировать контрабанду. Выяснилось, что в пакетах было 1260 пачек сигарет NZ Gold Super Slims без бандеролей.

Еще один контрабандный груз пограничники Павоверской заставы обнаружили 8 февраля, ночью, и вытащили из реки у деревни Балинградас. На этот раз сигареты в трех связках были погружены под воду, для этого к ним прикрепили тротуарную плитку. Сверху их забросали снегом, поэтому конструкция очень напоминала льдину. В трех таких «льдинах» пограничники обнаружили 1500 пачек NZ Gold без бандеролей. Начато расследование.

Топ-5 тайников контрабандистов  в 2017 году

Таможенная служба Литвы опубликовала список пяти самых странных мест, в которых контрабандисты делали тайники в прошлом году.

На первом месте оказались жители Алитуса, которые заслужили титул самых глупых контрабандистов 2017 года. Они перевозили зеркальные окна на машине, которая ехала через Клайпеду в Швецию. При строительстве часто используются окна, которые непрозрачны со стороны улицы. Однако внимание местных таможенников привлекло то, что окна были непрозрачными с обеих сторон. Как выяснилось при досмотре, между стеклами находились почти 6,5 тысяч пачек белорусских сигарет.

Вторую строчку заняли «никотиновые сладости», которые пытались провезти в Литву из Беларуси. Граждане, которые, как они утверждали, едут в Литву за покупками, уверили таможенников, что везут сладости для детей своих друзей. Когда сотрудники таможни изучили их багаж внимательнее, то обнаружили почти 200 пачек сигарет, сложенных в коробки от конфет и упаковки молочной смеси. И ни одной конфетки.

На третьем месте – «греющие сигареты». Прошлой зимой на погранпереходе в Шальчининкай таможенники нашли у гражданина Беларуси 60 пачек сигарет, вшитых в жилет. Мужчина попытался убедить сотрудников ведомства, что они предназначены для теплоты, однако у него ничего не получилось.

На четвертой строчке оказались книги фэнтези, «набитые» ноутбуками и смартфонами. Таможенники в аэропорту Каунаса обнаружили, что контрабандисты умудрились спрятать внутрь смартфон, два ноутбука и зарядки от них.

Замыкают пятерку белорусские сигареты, спрятанные в жестяные банки от соков и мясных консервов.

Инф. «ЛК»

Литва заявляет, что в Беларусь прилетают мигранты, планирует пограничный барьер

КАЛВИАЙ, Литва, 7 июля (Рейтер) — Литва в среду обвинила Беларусь в отправке мигрантов из-за границы для отправки в Европейский Союз и заявила, что построит барьер на границу и развернуть войска, чтобы не допустить их незаконного перехода на ее территорию.

Беларусь решила разрешить мигрантам въехать в Литву, являющуюся членом ЕС, в ответ на санкции, введенные блоком после того, как Минск заставил самолет Ryanair приземлиться на своей территории и арестовал находившегося на борту блоггера-диссидента.

По словам Литвы, в последние дни через этот переход переходили сотни людей, многие из которых прибыли из Турции. В среду МИД вызвал главу посольства Беларуси, чтобы потребовать, чтобы Минск прекратил поток нелегальных мигрантов.

Премьер-министр Литвы Ингрида Симоните заявила, что Беларусь предлагала мигрантам полеты в Минск, сославшись на документы, обнаруженные как минимум у одного мигранта, прибывшего в Литву.

«Есть туристические агентства, прямые рейсы, которые соединяют Минск с Багдадом, например, и есть агентства как в Беларуси, так и в других странах, которые работают и привлекают« туристов »в Минск», — сказала Симоните Рейтер в Вильнюсе.

Она сказала, что основным аэропортом, откуда люди прилетали в Беларусь, был Багдад, а ее министр иностранных дел сказал, что люди также прибывают из Турции.

Документы, копии которых отправил Рейтер представитель правительства Литвы, включают заявления минских агентств УмноТуры и Центркурорт от 27 мая и 7 июня с просьбой о выдаче в МИД Беларуси виз для трех граждан Ирака.

Чиновник также прислал копии четырех посадочных талонов на рейс национального перевозчика Беларуси «Белавиа» из Стамбула в Минск 27 мая, обнаруженных у мигранта.

МИД Турции не сразу дал комментарий.

БАРЬЕР

Президент Беларуси Александр Лукашенко 26 мая заявил, что его страна больше не будет препятствовать пересечению мигрантами ее западной границы в ЕС.

Литва работает над организацией визита министра иностранных дел Габриэлиуса Ландсбергиса в Багдад и Анкару на следующей неделе для обсуждения вопросов миграции.

«Большая часть людей (прибывающих в Литву из Беларуси) прилетает сюда из Турции турецкими авиалиниями.Мы считаем, что Турция знает их личности », — сказал он репортерам в Вильнюсе.

« В сотрудничестве с Турцией мы можем легко определить их личности и потребовать, чтобы они были приняты странами, из которых они родом ».

Мигранты задержаны литовскими пограничниками. на литовско-белорусской границе сидят на обочине дороги, в Калвяе, Литва, 7 июля 2021 года. REUTERS / Янис Лайзанс

Подробнее

Симоните сказал, что Литва примет меры, чтобы остановить мигрантов, пересекающих границу, путем усиления патрулирования и строительства заграждений.Также будет построен лагерь для тех, кто уже приехал.

«Мы начнем строить дополнительный физический барьер, разделяющий Литву и Беларусь, что станет определенным знаком и определенным сдерживающим фактором для организаторов потоков нелегальной миграции», — заявила она на пресс-конференции.

Она также сообщила, что страна, входящая в зону свободного передвижения Шенгенского соглашения, рассматривает возможность введения пограничного контроля с соседними странами ЕС, чтобы остановить мигрантов, направляющихся в западные страны блока.

Министры иностранных дел ЕС обсудят следующие шаги на запланированной встрече в понедельник после того, как Литва запросила обсуждение, сообщил представитель ЕС.

Однако чиновник предупредил, что «ЕС против заборов в целом», и поэтому Брюссель вряд ли публично поддержит Литву на границе.

ПОГРАНИЧНИКИ

Ранее в среду трое литовских пограничников изо всех сил пытались связаться с четырьмя явно уставшими людьми на автобусной остановке в деревне недалеко от границы.Никто не говорил по-английски.

Они опознали как иракцев без паспортов и были допрошены без переводчика в штабе пограничной службы.

«Мы привыкли заниматься в основном контрабандой сигарет из Беларуси. Это все в новинку для нас», — сказал Повилас Виткус, пограничник.

Менее дюжины офицеров патрулируют 64-километровый участок, выделенный для пограничного поста Виткуса, и полагаются на жителей села, чтобы сообщить о незаконных переходах.

В общей сложности 779 нелегальных мигрантов пересекли белорусско-литовскую границу в первые семь дней июля по сравнению с 636 в течение первых шести месяцев года, по данным пограничной службы.Литва ежегодно принимала не более 104 мигрантов в течение 2018-2020 годов.

«Если люди будут продолжать приходить в таком количестве, сотнями в день, это наверняка станет серьезным — будет сложно найти подходящее жилье, обеспечить гуманитарные потребности и надлежащие услуги для этих людей», — Эгле Самуховайте из компании «Литовский Красный». Кросс сказал Рейтер.

В селе Калвяй группы мигрантов, пересекающих поля или улицы, на этой неделе стали обычным явлением.

«Я давал им воду, когда они проезжали мимо», — сказал 54-летний житель села Валентинас Маргявичюс.«Им должно быть очень тяжело, если они решили бросить все и отправиться в неизвестную страну».

Отчетность Андрюса Ситаса; Дополнительная отчетность Робина Эммотта; Написано Аланом Чарлишем и Андриусом Ситасом; Редакция: Джон Бойл и Джайлс Элгуд.

Наши стандарты: принципы доверия Thomson Reuters.

Литва обещает завершить забор на границе с Беларусью к сентябрю 2022 года

Солдаты литовской армии установят колючую проволоку вдоль границы с Беларусью в Друскининкай, Литва, 9 июля 2021 года.REUTERS / Janis Laizans

ВИЛЬНЮС, 23 августа (Рейтер) — Литва заявила в понедельник, что к сентябрю следующего года завершит строительство забора протяженностью 508 км (315 миль) вдоль границы с Беларусью, чтобы остановить мигрантов, пересекающих ее в рекордном количестве. дирижирует президентом Беларуси Александром Лукашенко.

Литва, Латвия и Польша сообщили о значительном увеличении числа мигрантов, прибывающих на их территорию из Беларуси, и обвинили Лукашенко в их использовании для оказания давления на Европейский Союз с целью отмены санкций против его страны.

«Физический барьер жизненно необходим для отражения этой гибридной атаки, которую белорусский режим предпринимает против Литвы и ЕС», — заявила премьер-министр Ингрида Симоните.

Государственная компания EPSO-G, которая управляет электросетями и газом Литвы, наблюдает за строительством пограничного забора высотой три метра (10 футов), увенчанного колючей проволокой, и стоимостью не менее 152 миллионов евро. правительство сказало.

На прошлой неделе страны ЕС обвинили Беларусь в проведении «прямого нападения» путем вытеснения просителей убежища через ее границу и, обеспокоенные перспективой притока афганских мигрантов, согласились, что им необходимо укрепить свои внешние границы в будущем.читать далее

В этом году 4 141 человек незаконно пересек границу Литвы, небольшой балтийской республики с 2,8 миллионами жителей, согласно правительственным данным, по сравнению с 74 за весь 2020 год.

Только 21 человек пересек границу с 10 августа, когда Литва прибегла к вытеснению мигрантов из Беларуси обратно в бывшую советскую республику. По данным Министерства внутренних дел, в течение этого периода почти 2000 человек было отказано во въезде.

ЕС обвиняет Беларусь в том, что она переправила иракцев в Минск, а затем оттеснила их на север, к своим границам.

Лукашенко заявил, что больше не будет сдерживать мигрантов из-за санкций, введенных после спорных президентских выборов в прошлом году и последующего подавления протестов и диссидентов.

Отчетность Андрюса Ситаса Редакция Марка Генриха

Наши стандарты: принципы доверия Thomson Reuters.

белорусских ссыльных в Литве: «Вильнюс — политическая столица Беларуси»

Белорусские блогеры Ольга и Андрей Паук прибыли в Литву три недели назад.Хотя семье известных активистов пришлось бежать от «военной диктатуры», они верят, что демократия в конечном итоге восторжествует в Беларуси.

Ольга — педагог, Сергей — музыкант. Они родом из небольшого городка Акчябрский в Гомельской области на юге Беларуси. С 2011 года они ведут YouTube-канал «Рудабельская паказуха», цель которого — разоблачить неэффективность местного самоуправления.

Подробнее: Репрессированные молодые белорусы идеализируют жизнь в Литве

По словам Сергея, канал начинался как политическая сатира, проливающая свет на манипуляции, ложь и пропаганду в белорусских СМИ.Сначала они использовали музыку, чтобы распространять информацию, а затем начали писать расследования.

Их первое следственное заключение касалось детской больницы в Акчябрском, где «условия были хуже, чем в тюрьме». Пара сказала, что рассказывать эту историю требует смелости, потому что разговоры на социальные темы в Беларуси являются табу.

«Многие считают Беларусь социальным раем. Даже в Литве мы встречали людей, которые думали, что в Беларуси все хорошо.Мы приглашаем их посмотреть видео на нашем канале, чтобы увидеть, что есть на самом деле », — сказала Ольга.

Их первое расследование было успешным, так как оно побудило местное правительство принять меры и отремонтировать больницу. По словам блоггеров, Рудабельская Паказуха внесла свой вклад в борьбу с «советским менталитетом», который все еще доминировал в государственных учреждениях Акчябрского и по всей Беларуси.

Подробнее: Готова ли Литва принять беженцев из Беларуси?

По словам Ольги, она сама не могла работать учителем в белорусских школах, потому что была «идейно подозреваемой».

«Умных людей не приветствуют [в Беларуси]. Вы должны быть частью толпы, и если вы умны, вас исключат из системы », — сказал Сергей. «За годы, проведенные в Беларуси, мы достигли меньше, чем за три недели в Литве, поскольку здесь ценятся наши навыки и знания».

На момент запуска канал был уникальным явлением для Беларуси. Весть о «Рудабельской паказухе» быстро распространилась по Беларуси, и многие активисты начали копировать этот формат.

Однако подавление белорусским правительством оппозиции после президентских выборов в августе сделало слишком опасным для семьи Паук и двух их маленьких детей оставаться в стране.

По словам блоггеров, первые ненавистные статьи в государственных газетах начали на них ориентироваться пять лет назад. Они писали, что у канала «корыстные интересы — создавать конфликты и нарушать порядок в регионе». Атаки в этом году усилились.

«У системы больше нет ресурсов для оправдания своей неэффективности, поэтому они ужесточают санкции. Они больше не скрывают, что являются преступниками, узурпировавшими власть », — сказал Сергей.

За два дня до президентских выборов 9 августа полиция арестовала мужчину и заключила его под стражу. Сергея отпустили через 10 дней, но он пропустил выборы, а также начало вспыхнувших после них протестов.

Подробнее: «Я приготовился к тюрьме».Белорусские журналисты ушли из государственных СМИ

Позже семья уехала отдыхать в Египет. На стыковочном рейсе через Киев они решили не возвращаться в Беларусь.

«Уже была повестка в суд, но я не пошел. Наши контакты в Координационном совете также сказали нам, что возвращаться в Беларусь было небезопасно, потому что страна превращалась в военную диктатуру. […] Я не хотела, чтобы мои дети видели, как меня арестовывают в аэропорту », — пояснила Ольга.

Семья обратилась в правозащитные НПО в Вильнюсе и в посольство Литвы в Украине. Они получили визу на пребывание в Литве до конца этого года. Этой осенью старший из их двоих детей пошел в школу в Вильнюсе.

Сама Ольга поступила в магистратуру Университета Витаутаса Великого, а Сергей присоединился к команде YouTube-канала лидера белорусской оппозиции Светланы Тихановской, которая также бежала в Вильнюс после выборов.

«Вильнюс — политическая столица Беларуси. В нашей стране не работают международные институты, поэтому наша политическая жизнь находится в изгнании », — сказала Ольга.

Тем не менее, блогеры надеялись, что демократия в конце концов возьмет верх над автократией в Беларуси.

«Это тенденция. В современном мире у самодержавия больше нет перспектив », — считает Сергей. «Александру Лукашенко нечего предложить, кроме страха — но и это уже не работает.”

Подробнее: Сможет ли Литва стать региональным лидером в условиях белорусского кризиса?

LRT Информационный бюллетень на английском языке
Каждую пятницу утром.

Еженедельный информационный бюллетень каждую пятницу

Десятки тысяч жителей Литвы составляют человеческую цепочку для Беларуси

Десятки тысяч литовцев взяли руки в руки в воскресенье в знак солидарности с народом соседней Беларуси, который проводит массовые акции протеста против авторитарного лидера Александра Лукашенко после спорных президентских выборов две недели назад.

Участники сформировали живую цепь протяженностью 30 километров (19 миль) от столицы Балтийского государства ЕС Вильнюса до границы с Беларусью, причем многие держали красно-белый флаг белорусской оппозиции, а также литовский национальный триколор.

митингов солидарности были также проведены в других странах Европы, вдохновленных исторической демонстрацией «Балтийский путь» 23 августа 1989 года, когда более 1 миллиона литовцев, латышей и эстонцев взялись за руки, чтобы отвергнуть советскую власть.

«Мы с вами, свободная Беларусь, и протягиваем вам руку», — сказал президент Литвы Гитанас Науседа, взявшись за руки на пограничном переходе.

«Больше всего ею дорожат потерявшие свободу народы. Поэтому Литва без колебаний заявила о своей полной поддержке белорусского народа, который стремится сбросить оковы плена», — добавил он.

По оценкам организаторов

, митинг в Литве посетило до 50 000 человек, при этом большинство демонстрантов были одеты в белое и носили маски для лица, чтобы предотвратить распространение коронавируса.

Воздушный шар поднял огромный белорусский флаг над Соборной площадью Вильнюса. Пролетали и самолеты, в толпу бросали цветы.

«Тридцать лет назад Литва боролась и искала поддержки. Теперь мы оказываем поддержку», — сказала AFP 24-летняя студентка факультета искусств Адель Сумкаускайте.

«Нам нужна солидарность между нами. Трудно сказать, что это даст, но моральная поддержка очень важна», — сказала 50-летняя библиотекарь Зина Кончайтен.

Влиятельная католическая церковь Литвы также внесла свой вклад, вознося воскресные молитвы за белорусский «марш к свободе».

«Мы должны им помочь»

В Латвии сотни участников кампании прошли вдоль границы с Беларусью, а затем выстроились в живую цепь в деревне Пиедруя, пока белорусские пограничники наблюдали с другой стороны Даугавы.

«Это наш балтийский способ выразить солидарность со всеми людьми в Беларуси, которые требуют продемократических перемен», — сказала латвийская активистка Инесе Вайваре после марша солидарности вдоль латвийско-белорусской границы.

«Человеческие цепи» также планировалось провести в столице Эстонии Таллинне и вдоль знаменитого Карлова моста в Праге.

«Это такие же люди, как и мы, мы должны им помочь», — сказала чешская участница митинга Моника МакДонах-Пайерова.

54-летний мужчина был ведущей фигурой Бархатной революции 1989 года, мирного переворота, свергнувшего тоталитарное коммунистическое правление в бывшей Чехословакии.

«Я помню советское вторжение в 1968 году в детстве. Это были одни из худших моментов в моей жизни.Я также помню эйфорию бархатной революции «, — сказала она AFP.

«Надеюсь, события в Беларуси будут скорее бархатными, чем кровавыми».

Убежище диссидентов

Человеческая цепь Балтийского пути 1989 года была длиной 600 километров и стала самым сильным сигналом на сегодняшний день о том, что оккупированные Советским Союзом страны Балтии находятся на пути к восстановлению независимости, которую все они получили два года спустя.

Первоначальная демонстрация 23 августа проходила в честь 50-летия печально известного нацистско-советского пакта, который разделил Восточную Европу и привел к аннексии стран Балтии Советским Союзом.

Отдых отражает усилия Литвы по консолидации международной поддержки протестов в ее восточном соседе, особенно после того, как Вильнюс приютил лидера белорусской оппозиции Светлану Тихановскую.

37-летняя женщина, которая бросила вызов Лукашенко на спорных президентских выборах 9 августа, поблагодарила Литву в своем видеообращении.

«Вы как никто другой понимаете белорусов, потому что недавно сами это почувствовали», — сказала она.

«Я надеюсь, что очень скоро мы будем вместе не цепочкой солидарности, а цепочкой дружбы со свободной Беларусью», — добавила Цихановская.

Литва и Беларусь имеют тесные исторические связи, восходящие к Великому княжеству Литовскому в XIV веке, но с момента распада СССР они пошли разными путями.

Литва, Латвия и Эстония прочно закрепились на Западе, присоединившись к Европейскому Союзу и НАТО в 2004 году, но Беларусь превратилась в одно из самых изолированных государств мира под 26-летним правлением Лукашенко.

белорусов, которые в страхе бежали от репрессий после переадресации рейса

ВИЛЬНЮС, Литва (AP) — Вячка Красулин сказал, что он был арестован и жестоко избит полицией в Беларуси за участие в митинге в августе 2020 года, который поставил под сомнение результаты выборов. сохранение у власти авторитарного президента Александра Лукашенко.

Красулин сказал, что силовики угрожали изнасиловать его дубинкой за то, что он присоединился к акции протеста. После того, как он пожаловался властям на действия полиции, они возбудили уголовное дело против него, а не сил безопасности, и он решил бежать в соседнюю Литву.

До этой недели он и другие противники Лукашенко думали, что они в безопасности от широкомасштабных репрессий со стороны правительства, перебравшись в соседние страны Европейского Союза.

Теперь они не так уверены.В воскресенье Беларусь направила лайнер с журналистом-диссидентом Раманом Пратасевичем на посадку в Минске, где он был арестован. А Лукашенко пообещал выследить тех, кто противостоит ему, даже если они уедут за границу.

«Я был заложником режима Лукашенко, но теперь весь Европейский Союз находится в такой же ситуации», — сказал Красулин, 32-летний этнограф и музыкант. «Пытки, жестокие репрессии и охота на журналистов вышли за пределы Беларуси и стали проблемой для всей Европы.”

Самолет Ryanair летел из Греции в Литву — оба члена Европейского Союза — когда белорусские авиадиспетчеры приказали ему приземлиться в Минске из-за угрозы взрыва, и Лукашенко поднял истребитель, чтобы сопровождать его. Как только самолет вылетел на взлетно-посадочную полосу, сотрудники службы безопасности схватили Пратасевича и его русскую девушку и взяли их под стражу.

Пратасевич, 26 лет, владел популярным каналом в приложении для обмена сообщениями, который помогал организовывать акции протеста против Лукашенко, и в 2019 году он бежал за границу.Он был в белорусском списке подозреваемых в «террористах», и ему заочно предъявили обвинение в организации массовых беспорядков.

Митинги против Лукашенко, находящегося у власти более четверти века, продолжались в течение нескольких месяцев после его переизбрания 9 августа на шестой срок в голосовании, которое оппозиция отвергла как сфальсифицированные. 66-летний лидер в ответ арестовал более 35 000 человек, тысячи из которых, как сообщается, были избиты.

Живя сейчас в Вильнюсе, Красулин вздрогнул, вспомнив свой арест от августа.11.

Он пытался помочь протестующему, получившему удар резиновой пули, когда его затащили в полицейский фургон, где его и других избили дубинками. По его словам, офицеры выделили его из-за его внешности.

«Им явно не понравились мои длинные волосы — они меня били и угрожали изнасиловать дубинкой, но сначала они решили постричь меня», — сказал он. «Они подняли меня за волосы и стригли их армейским ножом».

Избиение продолжалось в СИЗО, где Красулин и сотни других содержались в течение суток без еды и воды в камере, рассчитанной на шесть коек на 40 человек.Ему отказали в доступе к адвокату и приговорили к 11 суткам наказания.

После освобождения он позволил врачам зафиксировать на его теле следы от побоев. Спустя девять месяцев он все еще страдает от боли в шее из-за повреждения нервов.

Красулин потребовал от белорусских властей расследования избиений и угроз со стороны силовиков. Вместо этого против него возбудили дело по обвинению в причастности к протестам, и он сбежал в Литву, чтобы избежать неминуемого ареста.

Тысячи сделали то же самое.

Департамент миграции Литвы сообщил, что более 16 000 белорусов получили долгосрочные визы за последние девять месяцев, в том числе почти 3500 по гуманитарным соображениям, подразумевающим политическую мотивацию.

Вильнюс стал главным центром оппозиции, где размещаются активисты, правозащитники, журналисты и даже целый белорусский университет в изгнании.

Многие из них были напуганы переадресацией рейса Ryanair незадолго до того, как он должен был пересечь литовскую границу, и Лукашенко подпитал этот страх в среду, предупредив своих противников, живущих за границей, что власти будут их преследовать.

«Мы знаем ваши лица, и привлечение вас к ответственности перед белорусским народом — лишь вопрос времени», — сказал он в своем выступлении.

Светлана Цихановская, главный оппонент Лукашенко на выборах, переехавшая в Литву через несколько дней после голосования под официальным давлением, сказала, что она летела тем же рейсом, что и Пратасевич, из Афин в Вильнюс, но за неделю до него.

«В центре Европы сложился режим, который открыто плюет на все нормы и правила, превращая Беларусь в черное пятно», — сказала она.

Через день после ареста Пратасевич был показан по Белорусскому государственному телевидению с признанием в организации беспорядков. Его мать сказала, что у него был сломан нос и на его лицо нанесена сильная косметика, чтобы скрыть синяки, а его отец сказал, что признание, вероятно, было сделано по принуждению.

«Целью демонстративного задержания Пратасевича было напомнить сбежавшим из страны журналистам и блогерам, что у КГБ длинные руки, и им рано расслабляться», — сказал адвокат Сергей Зикрацкий, имея в виду Белорусское агентство государственной безопасности, которое продолжает действовать. под аббревиатурой советских времен.

Зикрацкий, защищавший белорусских журналистов, преследуемых властями, в этом месяце сбежал в Вильнюс вместе со своей женой и двумя дочерьми после того, как его лишили юридической лицензии.

«То, что происходит в Беларуси, можно назвать правовым дефолтом — там больше не действуют законы», — сказал он. «Сегодня адвокат рискует оказаться в одной камере со своими клиентами просто из-за выполнения своих профессиональных обязанностей».

23-летняя русская подруга Пратасевича София Сапега, которую сняли с самолета и арестовали вместе с ним, училась в Европейском гуманитарном университете, который переехал в Вильнюс из Минска в 2005 году из-за конфликта с властями.

«Литва стала убежищем для тысяч белорусов, — сказал Максимас Милта, представитель университета. «Литва никогда раньше не видела такого массового исхода из Беларуси».

Сапега также был показан по белорусскому телевидению, когда он признавался следователям, находясь под стражей.

Милта сказал, что Белорусское телевидение показало фальшивый титульный лист диссертации Сапеги, в котором говорилось, что речь идет об использовании приложений для обмена сообщениями для сбора личных данных о полицейских. По его словам, ее настоящая тема — законы о браке.

«Такие методы КГБ создают впечатление, с чем белорусы сталкиваются ежедневно», — добавил Милта.

Он отметил, что решение ЕС запретить белорусским авиакомпаниям входить в воздушное пространство и аэропорты блока затруднит выезд белорусов из страны.

После того, как власти Беларуси ограничили наземный проезд в ходе протестов прошлой осенью, воздушное сообщение было для белорусов последней возможностью уехать, а решение ЕС еще больше ограничит их возможности.

«Миллионы белорусов не могут уехать, и они практически стали заложниками Лукашенко», — сказал Красулин, который зарабатывает на жизнь ремонтом церковных органов и иногда работает на стройке.

Он надеется когда-нибудь вернуться в Беларусь.

«Этот абсурд в центре Европы не может длиться вечно», — сказал Красулин.

Стукачи Вильнюса | The Economist

Отношения ЛИТВЫ с Беларусью — одна из загадок европейской дипломатии. С одной стороны, отношения кажутся ледяными. Литва — излюбленный порт захода осажденной белорусской оппозиции. Автократический режим в Минске приютил Владимира Усхопчика, которого Литва хочет привлечь к суду за убийства и неудавшийся путч января 1990 1991.Высокопоставленный литовский шпион Витаутас Поцюнас, назначенный на дипломатическую работу в Гродно (Гардинас по-литовски), скончался при невыясненных обстоятельствах в 2006 году.

Но на поверхности все по-другому. Торговые связи — это хорошо. Власти Литвы спокойно поддерживают тесные рабочие отношения со своим южным соседом и блокируют (или, по крайней мере, подвергают сомнению) некоторые попытки ЕС и Америки ввести санкции. Премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс отдыхает в Беларуси, объезжая на велосипеде места старого Великого княжества Литовского, а местный КГБ (как его все еще называют) вежливо, но озадаченно преследует его.Некоторые опасаются, что Беларусь — это ахиллесова пята евроатлантической ориентации Литвы. Другие считают, что Литва — единственная страна, которая может вернуть Беларусь в европейское лоно. Возможно, обе точки зрения верны.

Но эти любопытные отношения оказались в центре внимания после ареста одного из ведущих белорусских правозащитников Алеся Беляцкого (иногда транскрибируется Беляцкий или Беляцкий: работа над белорусской орфографией продолжается). Как и многие белорусские активисты, Беляцкий не доверяет местным банкам.Вместо этого у него есть счета в двух банках в Вильнюсе. Белорусским властям удалось получить информацию об этом от литовских властей, предоставив им предлог, необходимый для ареста г-на Беляцкого по обвинению в уклонении от уплаты налогов, которое предусматривает максимальное наказание в виде семи лет лишения свободы. Обвинения столь же необоснованны, как и закон в Беларуси в целом: г-н Беляцкий — суровый персонаж, и счета, даже если номинально на его собственное имя, использовались для его правозащитной деятельности. неприятности только у господина Беляцкого.Это нанесет вред его организации «Весна», а также может пролить свет на его спонсоров и получателей его платежей, в том числе жертв нарушений прав человека в Беларуси.

Беларусь получила информацию благодаря договору (ссылка на литовском языке, спасибо Рамунасу Богданасу за его предоставление) о правовой помощи между двумя странами. Концентрациями банков являются шведская SEB и норвежская компания DnbNord. Власти Минска сначала обратились к банкам напрямую (ссылка на русском языке), но добились большего успеха, когда обратились за помощью к литовскому министерству юстиции.

Большая загадка — почему это произошло. В прошлом Беларусь регулярно обращалась с такими просьбами, и им постоянно отказывали. Министерство иностранных дел выступило с заявлением, осуждающим арест, и настаивает на том, что оно предостерегло Министерство юстиции от разглашения конфиденциальной информации белорусам (это правда, но, вероятно, произошло через некоторое время после того, как информация была передана, в ответ на жалобы от обеспокоенных белорусских НПО. ). В Минюсте заявляют, что не знали о статусе г-на Беляцкого, когда рассматривали этот запрос.Он также говорит, что не вмешивается в политику, когда имеет дело с такими запросами. Он также говорит, что был «слишком доверчивым», и сожалеет об использовании информации.

Посторонние разгневаны. Ничто из этого не помогает попыткам Литвы заручиться поддержкой в ​​своем споре с Австрией, которая, кажется, упустила Михаил Головатов, который также хотел, чтобы его участие в убийствах в январе 1990 1991 годов. Да и репутации литовского правительства это мало делает. Некоторые белорусские активисты и их друзья говорят, что они почувствовали кардинальную перемену в позиции литовских властей около трех месяцев назад; они считают, что за этим шагом стояло давление со стороны VSD (службы разведки и безопасности Литвы).Звучит странно, но в Литве сейчас много всего. VSD ничего публично не сказал.

Была ли информация о передаче счетов г-на Беляцкого из-за бюрократических проволочек. Или старые институциональные рефлексы советских времен? Или это была циничная реальная политика, проводимая в обмен на какую-то другую услугу? А может быть результатом проникновения извне или манипулирования государственными структурами Вильнюса? Каким бы приговором ни был приговор, у Литвы все плохо.

Беларусь вынудила самолет Ryanair приземлиться в Минске и арестовала блогера

Александр Лукашенко принял присягу на посту президента Беларуси в Минске, Беларусь

БЕЛТА через Reuters

Президент Беларуси Александр Лукашенко заказал рейс Ryanair направился в Литву и привез молодого оппозиционного блоггера в Беларусь в воскресенье и задержал его по прибытии, что побудило Литву призвать к ответным действиям НАТО.

Правоохранители задержали 26-летнего активиста Романа Протасевича, объявленного в розыск после прошлогодних массовых уличных протестов после выборов, на которых Лукашенко одержал убедительную победу.

Самолет, летевший из Афин в Вильнюс, почти достиг Литвы, когда изменил направление и был доставлен в столицу Беларуси Минск на фоне сообщений о наличии на борту взрывчатых веществ, сообщает онлайн-трекер полетов и БЕЛТА.

Лукашенко лично приказал самолету сопровождать «Боинг» в Минск, сообщает государственное информационное агентство БЕЛТА. В нем говорится, что никаких взрывчатых веществ обнаружено не было.

Президент Литвы Гитанас Науседа осудил действия Беларуси, потребовав освобождения Протасевича и призвав к международной реакции.

«Я призываю союзников по НАТО и ЕС немедленно отреагировать на угрозу, которую представляет для международной гражданской авиации режим Беларуси. Международное сообщество должно предпринять немедленные шаги, чтобы это не повторилось», — сказал Науседа.

Советник президента Литвы Аста Скайсгирите заявила, что операция по принудительной посадке самолета, на котором находилось около 170 человек из 12 стран, кажется, была заранее спланирована.

Она сообщила, что спецслужбам Беларуси известно, кто находился на борту самолета, который был вынужден приземлиться с помощью истребителя МиГ-29.По ее словам, Протасевич с ноября проживает в Вильнюсе.

Литва и традиционный союзник России Беларусь — соседи и бывшие члены Советского Союза. Литва сейчас член Евросоюза, Беларусь — нет.

Представитель администрации аэропорта Литвы сообщила агентству Рейтер, что самолет, который должен был приземлиться в Вильнюсе ранее в воскресенье, теперь должен приземлиться в 15:00 по Гринвичу или позже.

Ryanair не дал никаких комментариев.

Белорусское управление по борьбе с организованной преступностью также сообщило о задержании Протасевича, но затем удалило это заявление из своего Telegram-канала.

Находящийся у власти с 1994 года Лукашенко жестко подавил уличные протесты 2020 года. По данным правозащитных организаций, с августа задержано около 35 тысяч человек. Десятки получили тюремные сроки. Власти говорят, что возбуждено более 1000 уголовных дел.

Протасевич — один из основателей оппозиционной службы новостей NEXTA, Telegram-канала, который стал одним из основных источников новостей о демонстрациях в Беларуси.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *