центр. По лоскуткам Австро-Венгерской империи. Часть 5, отзыв от туриста Geofox на Туристер.Ру
Будапешт — Венгрия Сентябрь 2014
Содержание:
Часть 1: прилет в Вену; однодневный маршрут по центру
— в каждой избушке свои погремушки
— в собор по запаху
— покупаем Koncert!
Часть 2: Братислава, Словакия
— словацкий метеор
— град для дев
— от фазана до Чумила
Часть 3: Вена: Пратер
— историческое колесо
— карусель 80-го уровня
— вареное мясо для кайзера
Часть 4: Из Вены в Будапешт
— город восьми мостов
— съедобный «дымоход»
— между Будой и Пештом
Часть 5-я. Маршрут: Будапешт: кафе «Gerloczy» — Рыбацкий бастион — вокруг Парламента — мороженое-роза.
Первым делом с утра мы отправились на завтрак (reggeli) в кафе «Gerloczy» — «наиболее парижское место в Будапеште». Ну это они сами себя так охарактеризовали, и оказались абсолютно правы. Французские флюиды действительно витали в воздухе. Даже во время съемок Спилбергом блокбастера «Munich» про трагические события на Олимпиаде в Германии в 1972 году, сцены в «парижском» кафе были сделаны здесь.
Начинают печь они в 7 утра, а первая партия круассанов готова к восьми. Чашка свежесваренного кофе, чашка отличного листового чая (по 500 Ft, 1 евро = 315 Ft), утиный паштет, омлет, плюс необычно поданный «на шпаге» хлеб flute bread, сделали свое дело — положили отличное начало длинному дню. На счет хлеба (kenyér). Он настолько любим и популярен в стране, что эта особенность отражена в местной пословице: «Венгры даже хлеб едят с хлебом».
Сидели, кстати, на террасе, в тени огромного тополя, а официантами там работают солидные мужчины в летах. Самые высокие рекомендации кафе.
Этот день мы опять планировали провести между двух берегов, перемещаясь из Пешта в Буду, и обратно. А сразу после завтрака оказались у подножия Крепостной горы (Castle Hill), в районе Víziváros (Прибрежный). В стародавние времена это был квартал рыбаков и ремесленников, а сегодня он представляет собой скопление старых зданий, которые под странными углами карабкаются вверх на холм.
Монумент Питеру Мансфельду — участнику вооруженного венгерского восстания против просоветского режима в 1956 году
Целые переулки сложены из лестниц, поднимающихся от главной улицы с псевдо-вьетнамским названием Fo (Фё). Некоторые их них до сих пор освещаются газовыми лампами, что в сумерках придает им таинственный диккенсовский вид.
И вот мы на вершине холма, в Рыбацком бастионе. По сути это площадь, окруженная галереей с 7-ю коническими шатровыми башнями, символизирующими семь мадьярских племен, завоевавших Карпатский бассейн.
И Дунай, и Парламент на том берегу смотрятся отсюда очень живописно.
Несмотря на название, Рыбацкий бастион (Halászbástya) никогда не имел оборонительного значения. Просто будайские рыбаки из нижних кварталов продавали свой товар на рыбном базаре на площади, заодно защищая её.
Весь бастион был задуман как архитектурный фон для церкви Матьяша, построенной в редком для будапештского градостроительства готическом стиле. Крыша церкви очень нарядная, покрыта черепицей знаменитой печской фабрики «Жолнаи», и красиво отражается в зеркальных стенах гостиницы «Hilton», разместившийся у неё под боком.
Если вы хотите запомнить хотя бы одного персонажа венгерской истории, то пусть это будет Иштван I Святой — первый король Венгерского королевства. Его конная статуя в окружении львов тоже является частью Рыбацкого бастиона.
В 1000 году Иштван был коронован Папой Римским, после чего стал активно христианизировать страну, обращая венгров в новую религию. Со своим современником, князем Владимиром Святославичем — крестителем Руси, даже имел некое родство через женитьбы племянников/детей. Умер Иштван естественной смертью в возрасте около 70 лет, что для того времени скорее исключение, чем правило.
20 августа, или День Св. Иштвана, считается у венгров основным государственным праздником. Отмечается массовыми гуляньями, фейерверками, фестивалями, с чардашем и гуляшом:) О как почитают короля!
Площадь András Hess ter, названная в честь первого книгопечатника Венгрии:
Карта маршрута по Будайской крепости:
Из Рыбацкого бастиона серией лестниц, обрамленных каштановыми деревьями, мы спустились к набережной Дуная, и оказались на площади Batthyány tér.
Народу здесь было — не протолкнуться, ведь площадь является одним из основных пересадочных пунктов общественного транспорта. По плану значился перекус в ресторане «Angelika», о котором тепло отзывались во многих отчетах. Терраса у них зачетная, с удобными креслами и отличным видом на Парламент. А еда самая обычная, хотя гуляш и сальса из помидор с луком очень хороши! Пиво всего по 2 евро. Если по пути, то зайти можно, но специально ехать не стоит.
По мосту Маргит (Margit hid), имеющему необычную форму в виде тупого угла, мы переместились в Пешт в очередной раз, и направились к зданию Парламента, которое столько раз уже видели с противоположного берега. Но не дойдя до него, увязли в… Олимпийских кольцах.
Раскрашенные в цвета национального флага Венгрии, они были возведены в рамках программы подготовки столицы к принятию летних Олимпийских игр 2024 года. Но, как известно, в феврале прошлого года правительство страны отозвало заявку Будапешта. Среди причин было названо отсутствие политического и национального единства в отношении приёма Игр.
Андраш Фекете-Дьор, координатор молодежного движения Momentum:
«Венгрии не нужна Олимпиада в 2024 году в Будапеште. Олимпиада — это прекрасно, мы можем провести её в 2036 году, если хотите. Но сейчас деньги нужно использовать на модернизацию школ, развитие больниц и выведение миллионов человек из бедности».
Его поддержали тысячи человек, и таким образом, Будапешт выбыл из олимпийской гонки.
А за кольцами мы нашли настоящее сокровище — детский парк «Olimpia». По сути, это обычная детская площадка, но напичканная всякими современными штуками: альпинистская рамка в виде корабля, пружинное покрытие, качели, прыгалки, лазалки, и бегалки.
Имея в активе маленького ребенка, для нас площадка оказалась настоящим спасением, и позволила перевести дух (по периметру много удобных скамеек для родителей). Все эти средневековые замки и статуи для детей не особенно интересны, наконец-то нашлось развлечение по возрасту. Уже позже, когда я тестировала ребенкину память и спрашивала, что в каком городе ей больше всего понравилось, дочка неизменно называла олимпийскую площадку в Будапеште.
Буквально за углом располагался Орсагхаз («Дом страны»), то бишь резиденция парламента Венгрии на берегу Дуная. Строительство здания парламента было задумано после объединения Буды и Пешта в 1873 году. Интересно, что венгры, объявив конкурс международным, немножко схитрили: объявления были размещены только на венгерском языке. Tак что формальности были соблюдены, а иностранцы получились в пролете. Победителем стал проект венгерского архитектора, члена венгерской академии наук, преподавателя Технического университета Имре Штейндла.
То, что здание находится прямо в двух шагах от Дуная, конечно, очень красиво, но это значительно усложнило строительство. Пришлось укреплять берег, забивать тысячи свай из лиственницы, а сверху заливать это дело бетоном, толщина которого местами составляла до пяти метров.
Строительство обрело грандиозные масштабы и стало хорошим толчком для развития многих отраслей венгерской промышленности, особенно по добыче мрамора. Первоначальная строительная смета была значительно превышена, и составила в итоге 37 миллионов крон. На эти деньги в те годы можно было легко отстроить новый город-многотысячник. Но результат, конечно, впечатляет.
Парадный вход в здание парламента располагается на площади Лайоша Кошута (Kossuth Lajos tér), здесь же вышагивают караульные в модных солнцезащитных очках. На углу одного из зданий можно заметить необычный мемориал из шрапнельных пуль, задуманный и воздвигнутый в честь погибших во время восстания 1956 года.
Наискосок мимо бронзового мостика и статуи Имре Надю — венгерскому политическому деятелю, через площадь Свободы, и вот мы уже находимся у ступенек Базилики Святого Стефана (Иштвана). Это было начало учебного года, многие детишки радостно скакали по площади перед собором в аккуратной школьной форме.
Ну, а взрослые явно интересовались киосками. А то! Наверное, самый популярный бар Будапешта — DiVino, устроил на площади настоящую винную феерию. Они пригласили виноделов из 22 регионов Венгрии, каждому выделили по солидному прилавку в персональной избушке, и торговля пошла. Цены были на любой кошелек, от 1 евро за бокал демократического «Portugieser» (он также входит в состав знаменитой «Бычьей крови») и «Кадарки», до выдержанного «Tokaji Aszu» 6 путонов какого-то мохнатого года по 120 евро за бутылку (стаканами не наливали).
Ягоды «асу» можно встретить только на виноградниках Венгрии. Так специалисты называют виноград, пораженный благородной плесенью грибка botrytis cinerea.
В октябре после нескольких недель дождей и туманов наступает теплое бабье лето. В это время от сырости на виноградных гроздьях появляется плесень, а когда погода меняется к лучшему, ягоды не гниют, а завяливаются, образовывая на гроздьях изюминки, в которых заключается особая ценность. «Асу» очень важны для производства вина, так как сок в них концентрируется настолько, что сахаристость вина с его добавлением повышается до 40–60 процентов. Отсюда происходит знаменитая сладость венгерских вин, которые, по общему признанию, вполне могут соперничать с французскими сотернами.
Сами местные очень даже прикладывались к вину: там, где мы успевали лишь чуток пригубить, они уже шли за вторым бокалом. Ну, а что? У них даже в национальном гимне воспевают вино, так что оно с венграми везде и повсюду.
Завершить этот день мы решили на сладкой ноте, отправившись на дегустацию мороженого. Да не абы куда, а в «Gelarto Rosa». Расположившись в самом центре Будапешта, G.R. гордо заявляет о себе, что является лучшим кафе-мороженым в городе. Мы решили проверить на собственном опыте, так ли оно, уж больно много было хвалебных отзывов по всему интернету, причем от туристов из самых разных стран.
Владельцем бизнеса является харизматичная Niki Szokron, которая изучала секреты старых итальянских семейных рецептов мороженого во время стажировки в Италии, а затем вернулась обратно в свой город. Свой успех на родине она объясняет так: свежие и настоящие, качественные ингредиенты, старые итальянские традиции, и, как последний штрих — художественное творчество.
Именно последняя составляющая привлекает народ, так как каждый конус с мороженым оформляется в виде розы. Делается это не автоматически, а индивидуально с помощью ложки-шпателя, которой наносятся слои лакомства, причем их можно смешивать. На выходе имеем розу с классическими красными, белыми, а также коричневыми и даже зелеными лепестками одновременно. Селекционеры сошли бы с ума!
И да, по вкусовым качествам мороженое отличное, не водянистое. На входе всегда очередь, которая, впрочем, двигается очень быстро.
Долго ли соорудить такой конус? Всё дело в практике. Уже по приезду я, естественно, попрактиковалась ради интереса «лепить» лепестки, получилось сразу очень неплохо. Вот здесь есть полезное видео. Попробуйте, особенно если есть маленькие дети — будет весело, чумазо, и очень вкусно!
На этом полный второй день, посвященный Будапешту, подошел к концу. На завтра оставили еще парочку мест, и назначили переезд по северному берегу Балатона в западную часть страны.
Продолжение следует…
Фотоальбомы к рассказу
туристический путеводитель. Полезные советы туристам, собравшимся в поздку. Что посмотреть в Будапеште за день, три, неделю…
Туристический путеводитель по Будапешту – это сайт для тех, кто решил посетить город самостоятельно. Помимо достопримечательностей Будапешта здесь собрана практическая информация для туриста: полезные советы как лучше передвигаться по городу, что бы комфортно осмотреть это красивейший город.
Содержание:
Проезд – как можно добраться в город? В чём реальная разница между поездкой поездом и самолётом?
Поездом — есть удобные ночные поезда из Европы, или с пересадками из Москвы за 2-3 дня;
На самолёте — есть выгодные прямые рейсы из России, и лоукостеры из Европы;
На корабле — романтический круиз по Дунаю из соседних стран.
Советы туристам – практические советы туристам, приехавшим в Будапешт.
Городской транспорт — особенности работы и виды билеты;
Туристическая карта — единый проездной по городу и билет в музеи:
Безопасность — о чём стоит помнить, что бы не омрачить поездку:
Покупки — где их делать, и другие полезные советы.
Экскурсии по Будапешту – главный раздел сайта. Зачем, собственно, стоит приехать и что смотреть в венгерской столице. Предлагаются готовые пешие экскурсии по городу:
Королевский замок, Рыбацкий бастион, Геллерт — романтическая прогулка по высокой части Буды с прекрасными панорамами.
Проспект Андраши — главная историческая улица Будапешта;
Собор Святого Иштвана — самый большой в Будапеште, венгерский Парламент, площадь свободы
Остров Магрит и Аквиникум — руины римского поселения.
А также полезные советы: Как ориентироваться в городе, что можно успеть посмотреть в городе, если вы приезжаете в город всего на 1 день, на три дня или на целую неделю.
Развлечения – Будапешт славен не только музеями и памятниками, после насыщенных экскурсий можно приятно отдохнуть. Что интересного ждёт вас в городе.
Термальные купальни: виды термальных источников, правила пользования, адреса самых знаменитых купален.
Будапештский зоопарк — один из старейших в Европе, где есть даже открытые клетки с экзотическими птицами.
Океанариум неподалёку от зоопарка, здесь собраны экзотические виды рыб, а также тропикариум с коллекцией тропических растений.
Будапештский луна-парк- место отдыха для всей семьи.
Дврец чудес — чудеса науки для телей и подростков.
Детская железная дорога — привет из советского прошлого
Ночные клубы для любителей ночной жизни — обзор и программа.
Окрестности – если у Вас есть время, в окрестностях города вас ждёт множество интересных мест для посещения.
Балатон — венгерское море, с уютными городами-курортами
Эстергом — город где зарождалась венгерская государственность…
Осматриваем Будапешт
В Будапеште нет компактного «центра» — традиционного набора из замка, Рыночной площади главной улицы, посетив которые можно сказать «я видел город». Исторический центр раскинулся на достаточно обширной территории, обойти которую за день, а тем более за несколько часов не получится.
И всё главной туристической исторической улицей считается проспект Андраши. Возможно, по российским меркам улица с 2-3 полосами движения и не выглядит проспектом, но зато получасовое пешее путешествие даёт представление об архитектуре венгерской столицы как в центральной её части, так и на окраинах. Здания на проспекте Андраши построены ещё в 19 веке, когда окончание проспекта почти совпадало с окончанием застроенной территории.
Проспект Андраши ведёт на площадь Героев, где установлена мемориальная аркада посвящённая 1000-летию Венгрии, и памятный столп. За площадью расположен юбилейный парк и самая известная купальня – Сечень.
Начало проспекта упирается в историческую застройку, где уже нет длинных прямых улиц, через которую можно выйти к набережной Дуная. За Дунаем на высоком холме возвышается Королевский замок.
Набережная состоит из нескольких уровней, верхний из которых отдан под пешеходную зону, а автомобильное движение спрятано ниже. В результате открывается поражающая воображение панорама: учитывая ширину Дуная складывается впечатление огромнейшего пространства. Действительно, таким размахом может похвастаться не каждая столица.
Рядом с Королевским замком расположился уютный исторический городок, за которым находится величественный костёл Св.Матьяша, и живописный Рыбацкий бастион.
Дунай делит город на две части, раньше это были отдельные города – Буда и Пешт, которые в 19 веке объединились в единый Будапешт. Буда раскинулась на гористой высокой части, Пешт – на плоской низменной. Перебраться из одной части в другую можно и на метро, но приятнее сделать это на трамвае, благо ходят они часто и сеть весьма развита.
«Мы живём в самом центре Будапешта»
Эту фразу часто можно услышать от туристов прогуливаясь по историческому центру. Действительно, жить в самом центре Будапешта могут одновременно множество гостей венгерской столицы. Многие дома в историческом центре отданы под гостиницы, а в остающихся жилых многие квартиры отданы под апартаменты. Целая набережная в центре застроена сплошь гостиницами.
Но не только гостей столицы можно увидеть здесь – в историческом центре расположились и важные правительственные учреждения, куда каждое утро стекаются служащие. Учитывая, что уличных парковок в центре почти нет – основной поток служащих идёт на работу пешком. Школьники собравшись небольшими компаниями идут утром в школу, и днём обратно – словом район живёт полноценной жизнью, которая утихает только после 22:00, когда закрываются основные магазины, и остаются работать только ресторанчики притягивающие усталых туристов.
Осмотр достопримечательностей Будапешта
Будапешт образован из двух городов — расположенной на высоком берегу Буде и лежащего в низине Пешта. Поэтому исторический центр здесь сильно растянут, и обойти весь старый город за час, как в некоторых европейских столицах не получится.
Буда – это величественный Королевский замок возвышающийся над Дунаем. Помимо собственно богатой экспозиции отсюда можно полюбоваться панорамой на город, посмотреть старинные улочки. Рядом с Замком находится другая панорамная площадка – Рыбацкий бастион на бывшей Рыночной площади, куда выходит другая достопримечательность — костёл Св.Матиуша.
Пешт – это уютная набережная (она действительно уютная, потому что автомобильный поток проходит внизу, у самой воды, а пешеходная зона расположена выше, и ничто не мешает насладиться завораживающим видом. На пешеходную набережную выходят многочисленные ресторанчики, где можно перекусить в красивой обстановке. А левее – величественное здание венгерского парламента (уступающего по красоте разве что Английскому в Лондоне). Огромные пространства, как будто специально оставлены для прогулок.
Туристическая ось в Пеште – это идущая от самой набережной улица Аттила переходящая в проспект Андраши, который приведёт на площадь Героев с монументом в честь 1000-летий Венгрии, за которым находится исторический парк Варошлигет. Проход занимает 3 километра по живописным улицам: ведь «проспект Андраши» считался «проспектом» в 19 веке, это дорога по 2 полосы в каждую сторону с боковыми улицами, по сторонам которой стоят старинные дома, постепенно сменяясь низко-этажными усадьбами. А сократить время поможет поездка на первой в континентальной Европе линии метро – любопытно увидеть какие было первое метро на континенте, совершенно не похожее на наше.
Будапешт (Budapest) — столица Венгрии.
Площадь: 528 кв.км (две трети из которой занимает Пешт, и одну треть – Буда).
Город растянулся на 25 километров с севера на юг и 29 с востока на запад.
Самая низкая точка — Дунай (96 м н.у.м), самая высокая точка города – гора Геллерт (527 м н.у.м.).
Количество жителей: 1 733 685 (2011 г.), что составляет более 17% населения Венгрии (10 175 тысяч человек).
Плотность населения: 3 544 чел/кв.км (в Венгрии — 108 чел/кв.км)
91,2 % жителей Будапешта — венгры, 1% — немцы, 0,8% — цыгане.
Согласно опросам, 22% жителей Будапешта знают английский, 16% — немецкий, 4% — русский, 3,2% — французский языки.
Время в Будапеште (и Венгрии): GMT + 1h (т.е. минус 2 часа от московского времени).
Телефонный код: + 36 1
Валюта: 1 форинт = 100 филлеров (учитывая, что 1 форинт ~ 14 копейкам, филлеры давно не в ходу)
В городе около 300 автобусных маршрутов, 34 трамвайных и 16 троллейбусных.
В городе действует 3 линии метро, в том числе старейшая на европейском континенте.
Будапешт протянулся в длину 25 км в направлении с севера на юг и 29 км с востока на запад. Через город протекает река Дунай, которая делит его на правобережную, холмистую Буду и левобережный, низменный Пешт. В самом городе (у горы Гельльерта) ширина реки — 230 метров. Высочайшая возвышенность на территории города — Холм Яна (527 м н.у.м), а самая низкая точка — Дунай (96 м н.у.м.). В столице Венгрии преобладает умеренный переходный климат.
Население столицы делится на этнические группы:
Венгры — 1 631 043 (91.2%)
Немцы — 18 097 (1%)
Цыгане — 14 019 (0.8%)
Словаки — 4 929 (0.3%)
Остальные — 16 762
Население столицы по вероисповеданию делится на:
римско-католическая вера — 808 460 (45.5%)
кальвинисты — 224 169 (12.6%)
лютеране — 46 449 (2.6%)
грекокатолики — 28 901 (1.6%)
евреи — 9,468 (0.5%)
атеисты — 347,209 (19.5%)
Жители Будапешта владеют языками:
венгерским: 1 766 733 (99.4%)- родной язык
английским: 393 642 (22.1%)- иностранный язык
немецким: 286 351 (16.1%)- иностранный язык (и язык национального меньшинства)
русским: 68 960 (3.9%)- иностранный язык
французским: 57 648 (3.2%)- иностранный язык
10 г. до н.э. — Колонии первобытных народов, живущие по берегам Дуная атакованы римскими легионами. Римская армия занимает широкие наддунайские местности и устанавливает там новую провинцию – Панония (Panonia).
90 — в Пеште возникает лагерь римских легионов, которые получают название Аквинциум (Aquincum).
106 — Панония делится на меньшие административные регионы. Империя устанавливает столицей большей части Аквинцию, меньшей – Панонию.
117 — император Адриан предпринимает из Аквинциума экспедицию римских легионов против народов, изначально занимающих эту территорию.
194 — Аквинциум преобразовывается в римскую колонию.
294 — управляющий Панонией, Диоклециан, приказывает построить город на противоположном берегу Дуная, называемый с тех пор Контра-Аквинциум. Это начало сегодняшнего Пешта.
409 — Аквинциум завоевывается Гуннами под предводительством Атилла.
896 — семь племён мадьяров занимает карпатскую мульду. На острове Цспер возникает летняя резиденция Арпада – религиозного предводителя народа Обуды. По легенде большой амфитеатр в Аквинциуме превратился в первый королевский замок, в котором предводитель Мадьяров принимал послов из заграницы.
1000 — св. Стефан принимает крещение Венгрии и коронуется на короля. Королевские регалии он получает от тогдашнего Римского папы. Взамен он приводит католических миссионеров и разрешает христианам поселяться в границах государства.
1046 — защитники традиции и языческой религии захватывают епископа Геллерта и закрывши того в бочке сбрасывают с вершины горы. Это, однако, не стало препятствием на пути желания большинства жителей принять новую веру. Венгрия становятся европейской державой.
1061 — в первый раз название «Пешат» появляется в официальном государственном документе.
1189 — король Бэла III принимает некоторых монархов и послов в своей резиденции в Обуде.
1242 — монгольская армия грабит Буду и Пешт, которые к тому времени уже являются укреплёнными городами.
1244 — Бэла IV, которого считают освободителем Венгрии, после монгольского набега признаёт за Пештом статус свободного города, он же даёт Пешту королевские привилегии.
1247-65 — сооружается королевский замок в Пеште.
1309 — Карль Роберт из династии Андегавентов коронуется на короля венгров в Пеште. Это первая подобная церемония в городе. Начинается медленное преобразование Пешта в важнейший центр страны.
1346 — сын Карла Роберта переезжает вместе со своим двором в замок в Пеште. Город вводит обязательный налог для приезжающих в него покупателей и торговцев.
1389 — начинает свою деятельность Университет в Обуде.
1418 — Зигмунт Люксембурчик начинает строительство нового замка.
1438 — национальное собрание констатирует, что коренные жители Буды и люди немецкого происхождения не имеют равных прав. С того времени существует два суда — венгерский и немецкий.
1468 – Пешт получает статус свободного города.
1473 — в Пеште опубликована первая печатная книга — хроника Буды авторства Андреса Хесса.
1478 — король Матвей Корвин закладывает первую высшую школу в Буде.
1526 — турецкая армия осенью занимает Буду. К 1541 году город уже окончательно занят врагом. Его оккупация продлится целых 145 лет.
1686 — объединённые силы западной Европы освобождают Буду, и после тяжёлой и длинной борьбы — Пешт.
1701 – для налаживания сообщения между Будой и Пештом вместо прежнего моста из связанных между собой барж строится новый.
1703 — Леопольд из династии Габсбургов подтверждает статус обоих городов как свободных. Этот документ является основанием для более позднего развития обоих центров.
1703-11 — начинается и проходит народное восстание Франчишка Ракочина II.
1720 – Пешт насчитывает 2 000 человек, а Пешт – 9 600.
1723 — В Пеште начинает деятельность Королевский Трибунал.
1749 — по решению Марии Терезы начинается реконструкция будского замка.
1777 — из Нагишомбада (сегодня Трвана, Словакия) в Буду перенесён Национальный Университет. В городе освещаются первые улицы. В 1790 г. фонари появляются в Пеште.
1783 — Юзеф II определяет Буду местопребыванием своих преемников, а позднее также местом встреч Королевского совета. Буда становится главным центром государственной власти.
1789 — средневековые стены, окружающие город разрушены. По мнению властей Буды, они мешали его свободному развитию.
1790 — принимается декрет, разрешающий постоянное проживание Буде и Пеште только людей католического веры.
1796 — выходит официальное распоряжение Магистрата Пешта, изданное в первый раз в венгерском языке.
1798 — начинает свою деятельность первая публичная больница называемая Rokus.
1800 — количество жителей Пешта достигает 35 000 в Буды – 24 300.
1802 — граф Шехень закладывает Национальный Музей.
1805 — архитектор Янос Хилдж создаёт первый план освоения пространственного Пешта.
1813 — на горе Геллерт возникает первая астрономическая обсерватория.
1817 – открывается первый публичный бассейн в Пеште.
1825 — запускается регулярное сообщение дилижансом между Будой и Пештом.
1829 — Иштван Шехень в первый раз предлагает соединить Буду и Пешт.
1830 — по инициативе графа Шехеня возникает Венгерская академия Наук.
1832 — возникает фонд для строительства постоянной переправы через Дунай. В этом году по улицам города начинает курсировать первый омнибус.
1838 — год большой наводнения. Вода заливает половину Пешта.
1842 — начинается строительство Цепного Моста — гордости обоих городов.
1846 — начинает работу Будапештский Политехнический институт — первая высшая школа, обучающая будущих инженеров. Пешт получает железнодорожное сообщение с Вацнем. Названия всех улиц, до сих пор даваемые исключительно на немецком языке, начинают появляться написанные по-венгерски.
1850 — число жителей Пешта достигает 106 379 а Буды – 50 127.
1855 — начинаются работы над преобразованием пештского берега Дуная. В этом году большинство улиц уже имеет газовое освещение.
1857 — открыт туннель, выдолбленный под Замковым Холмом.
1864 — кончаются отделочные работы, ведущиеся в Венгерской академии наук на площади Roosvelta.
1867 — подписано соглашение с Габсбуграми, по которому Венгрия и Австрия создают единую монархию.
1868 — начинаются работы над упорядочением города, ведущегося по плану разработанному В.Линделем.
1869 — в Пеште живёт 200 000 людей, а в Буде – 76 000.
1870 — в Буде начинает курсировать цикло-дорога (с площади A. Цларка). Начинаются первые конструктивные работы на аллее Андресса, законченные в 1876 г.
1872 — начинается строительство моста Малгожата. По соглашению Буды и Пешта, теперь они составляют один город: Будапешт.
1875 — начинается строительство Национальной Оперы, законченное в 1884 г.
1877 — открывается первый современный железнодорожный вокзал — Западный Вокзал. Его проект разработало парижское бюро Эйфеля.
1878 — улицы освещаются первыми электрическими фонарями.
1881 — начинает деятельность первый коммутатор.
1885 — начинается строительство здания Парламента (работы заканчиваются в 1904 г.)
1887 — открывается первая трамвайная линия.
1890 — число жителей города превышает миллион человек.
1893 — появляется прообраз сегодняшнего радио.
1895 — начинаются работы связанные со строительством моста Свободы, законченные за 1 год.
1896 — открывается Новая Выставка тысячелетия, которая ознаменовывает тысячелетнюю годовщину поселения Мадьярских племён на пространстве сегодняшней Венгрии. На выставку посетители подвозятся первой венгерской линией метро. Открываются здания Дворца Справедливости, музея Искусств и обновленного костёла св. Матвея.
1897 — начинаются работы связанные со строительством моста Эльжбета.
1906 — начинает работу Музей Изящных Искусств.
1907 — на улицах города появляются первые такси.
1908 — на окраинах города возникает первая рабочая область — Wekerle.
1909 — власти столицы покупают остров Малгожата и превращают её в общественный парк.
1911 — в Будапеште живёт уже 900 000 человек.
1912 — на улицах появляются первые автобусы.
1918 — провозглашается Венгерская Республика.
1920 — по трактату Трианона венграм отдают значительную часть их территории и жителей.
1922 — из Будапешта стартует первый рейсовый самолёт в Вену.
1925 — регулярные передачи ведёт Радио Будапешт.
1928 — в первый раз устанавливаются лампы, для освещения памятников города. В свете прожекторов можно посмотреть костёл св. Матвея и Рыбачьи Башни.
1929 — проходит административная реформа города. В Будапешт включается остров Цсепел, а центр теперь состоит из 14 районов.
1933 — начинают курсировать троллейбусы, город строит новую переправу через Дунай — мост Petofi.
1937 — начинается строительство моста Арпада.
1946 — открывается мост Свободы.
1949 — открывается Цепной мост.
1950 — утверждён план «большого Будапешта», т.е. столица остаётся поделенная на 22 районов. Открыт мост Арпада и новый аэропорт Ferihegy.
1952 — открыт мост Petoofi.
1953 — открыт Народный Стадион в Пеште.
1954 — начинает воплощаться большой план строительства квартир для населения, в результате которого появляются панельные кварталы в городе.
1958 — начинаются регулярные выпуски телевизионных программ.
1962 — открыт Южный Вокзал.
1964 — открыт мост Эльжбета
1969 — начинает действовать гостиница Duna-Intercontinental, первая из всех восстановленных по берегу Дуная по пештской стороне.
1970 — количество жителей столицы доходит до 2 000 000. Начинает курсировать красная линия метро и подвесная канатная дорога на Zugliget.
1972 — открыта вторая линия метро.
1974 — совершается сенсационное археологическое открытие в замке Буды. Молодой археолог находит комплектную коллекцию блистательно сохранённых средневековых скульптур.
1975 — открыта Национальная Галерея.
1976 — открывается гостиница Hilton в Старом городе и голубая линия метро.
1978 — правительство Соединённых Штатов возвращает Венграм вывезенные во время войны королевские регалии первого монарха св. Стефана.
1980 — открыто здание Vigado.
1982 — в первый раз происходит Весенний Будапештский Фестиваль.
1983 — открытый для публики остаётся Дворец Спорта в Пеште.
1984 — в сотую годовщину строительства здания оперы заканчиваются работы по его расширению и модернизации.
1985 — открыт конгресс-центр, и начинает действовать новый аэропорт Ferihegy II.
1989 — 23 октября провозглашается IV Венгерская Республика.
1990 — проходят первые свободные парламентарные выборы.
Подробнее о городе и истории можно прочитать на других сайтах
Будапешт для туристов (eng)
Официальный сайт города
Карта Будапешта
Будапешт на Travel.ru
Лучшие отели Будапешта
Районы Будапешта на карте: центр и где лучше остановиться
Всего в Будапеште 23 района. Причем размеры их внушительные: все-таки Будапешт — 8 город Евросоюза по численности населения. Однако, нас путешественников интересуют, конечно, центральные районы — Будапешт не тот город, в котором следует экономить на жилье, оно тут довольно дешевое. Дабы не усложнять, разделим (условно) интересующий нас центр на Буду и Пешт и сравним, где же все-таки удобнее поселиться.
Для Вашего удобства мы обозначим наиболее «приятную» для туристов область заселения на карте, не вдаваясь в тонкости районного деления Будапешта. Дабы Вы просто ориентировались: где в Будапеште центр и насколько далеко от него Вам предлагают снять жилье.
Для тех, кто хочет вникнуть во все тонкости районного деления венгерской столицы предоставляем карту. На ней условные центральные районы выделены по административному принципу.
Центр будайской стороны — район № 1, пештской — район № 5. Сильно удаляться от этих районов при поиске жилья мы Вам не советуем: да, может получится сэкономить 10 евро в сутки на аренде жилья, при этом половину из них Вы потратите на проезд + что, самое главное, потратите еще и полчаса на дорогу (а в обе стороны уже час!).
Интересный факт: каждый район обладает своей собственной топонимикой. Иными словами, названия улиц с легкостью повторяются из района в район. Не то чтобы уж все, но, в принципе, это считается нормой. Поэтому в Будапеште при путешествии на такси, недостаточно знать название улицы и номер дома: необходимо знать также номер или название района (он всегда указывется в адресе отеля/заведения). Хотя с такими названиями, советуем ограничиться номером района, а то недолго и язык вывихнуть:)
Буда или Пешт: в каком районе лучше снять отель туристу?
- Рельеф. Пешт — равнинный, Буда — холмистая.
- В Пеште сосредоточена большая часть увеселительных заведений. Если Вам ночью не до сна, смело выбирайте Пешт! Лучше поближе к улице Ваци.
- Буда более аристократичная и размеренная. Застройка представляет собой необычное сочетание старинных «усадеб» и многоквартирных 5-7-этажек.
- В Буде много зелени, а Пештская плотная австрийская застройка «высоток» 19 века оставила не так много места для парковых зон.
- В плане криминальной обстановки Будапешт считается безопасным городом. Здесь нет классических неблагоприятных опасных районов.
- Многие улицы центра Будапешта недоступны для автомобильного транспорта. Причем большая часть их располагается в Будайском районе.
- Так же и метро более развито на Пештской стороне (главным образом благодаря ветке М3, которая тянется вдоль Дуная и имеет стыковки с остальными тремя ветками). Троллейбусы Вы сможете увидеть только на Пештской стороне. А вот трамвайное и автобусное сообщение одинаково отлично развито по обоим берегам Дуная.
- Достопримечатльности. Что касается достопримечательностей Будапешта, можно сказать, что они распределены равномерно между Будой (Здание Парламента Венгрии, Базилика Святого Иштвана, Площадь Героев, Большая синагога) и Пештом(Будайский дворец, Гора Геллерт, Рыбацкий бастион), и большей частью сосредоточены именно в центре города. Поэтому данный критерий особого значения при выборе отеля не имеет.
Лучшие недорогие отели в центре Будапешта
Мы отобрали для Вас ЛУЧШИЕ варианты, хорошие Вы без труда найдете сами.
Тем же, кто желает чувствовать себя в отпуске как дома, советуем присмотреться к отличным недорогим апартаментам Будапешта. Кухня позволит не только сэкономить на жилье, но и на питании.
Для экономных, непритязательных и общительных путешественников Будапешт предлагает отличные хостелы! Низкая цена и «наицентрейшее» положение — вот их главные преимущества: Хостел Maverick City Lodge, Friends Hostel & Apartments, Хостел Pal’s Hostel & Apartments.
Для тех кто мечтает о роскоши Будапешт так же позаботился: в этом городе элитное жилье можно забронировать за более чем демократичную цену, в сравнении с остальными европейскими столицами. Стоит ли отказываться от возможности почувствовать себя кинозвездой или важным политиком в превосходных отелях с лучшим европейским сервисом? Вид на великолепный Дунай идет в комлекте.
И напоследок совет: если уже точно решили что едете в Будапешт, не тяните с бронированием (как авиабилетов, так и жилья). Правило «чем раньше, тем выгоднее» по-прежнему главное в туристической сфере.
Вам будет интересно узнать:
Как добраться от аэропорта до Будапешта
10 вещей, которые надо сделать в Будапеште
Цены в Будапеште
12 неизвестных фактов о Будапеште и Венгрии
Маршрут по Будапешту с картой
В Будапешт из аэропорта: удобно и недорого
Прилетев на самолете в аэропорт столицы Венгрии Будапешт, вам, в первую очередь, необходимо будет решить три задачи. Первая — где и как обменять деньги, ведь Венгрия, хоть и европейская страна, но имеет свою собственную валюту – форинт (HUF). Вторая — как добраться из аэропорта Будапешта до центра города. И третья задача — что посмотреть в городе.
Где выгоднее всего покупать форинты вам поможет эта статья, что необходимо увидеть в Будапеште в первую очередь описано в этой статье. А как добраться из аэропорта в центр города я расскажу ниже.
Единственным аэропортом Будапешта является Международный аэропорт, названный в честь венгеро-немецкого композитора Ференца Листа (Liszt Ferenc Nemzetközi Repülőtér), ранее известный как Аэропорт Ферихедь.
Он обслуживает рейсы со всего мира и принимает широкий спектр воздушных судов.
Аэропорт Будапешта обслуживает пассажиров в двух терминалах: 2A и 2B. Терминал 2А предназначен для полетов в страны Шенгенского договора. Терминал 2В обслуживает пассажиров по направлениям, входящих и не входящих в Шенгенское соглашение.
Третий терминал 1, здание которого представляет собой один из лучших образцов архитектурного модернизма во всей Европе и построенное в виде самолёта, в настоящее время законсервировано и не используется.
Официальный сайт аэропорта Будапешта, на котором можно найти необходимую информацию о вашем полете.
Расстояние от аэропорта до центра Будапешта небольшое и составляет 16 километров. При этом добраться до города можно несколькими способами.
Автобус из аэропорта Будапешта
Из аэропорта Будапешта в город следуют два маршрута автобуса — 100E и 200Е. Остановка этих автобусов находится прямо у выхода из терминала 2B.
Маршрут 100E – для большинства туристов это наиболее удобный вариант, так как он соединяет аэропорт с самым центром столицы – площадью Ференца Деака (Deák Ferenc tér). По пути автобус делает всего 3 остановки, а дорога занимает 45 минут.
Автобус 100Е курсирует из аэропорта до Deák Ferenc tér с 5-00 до 01-20 с интервалом движения 10-20 минут, который зависит от времени суток.
Обратно от площади Deák Ferenc tér до аэропорта этот автобус работает с 3-40 до 0-40, также каждые 10-20 минут.
Расписание автобусов 100Е можно посмотреть на официальном сайте перевозчика BKK.
Проезд на автобусе 100Е стоит дороже обычного общественного транспорта Будапешта — 900 форинтов (около 3 Евро). Билет на него можно купить в автомате возле остановки автобуса. В случае, если вы еще не обменяли свои деньги на форинты, в этом автомате можно расплатиться банковской картой.
Маршрут автобуса 200E — менее удобный вариант, из-за того, что он следует не в центр города, а доезжает только до конечной станции метро линии 3 Кёбанья-Кишпешт (Kőbánya-Kispest), на которой необходимо сделать пересадку.
В связи с реконструкцией синей линии метро 3, которая продлиться до 2022 года, и закрытием нескольких станций на этой ветке, маршрут автобуса 200E продлен до станции метро той же линии Nagyvárad tér M.
Автобус по маршруту 200Е курсирует круглосуточно: с 05-20 до 23-50 каждые 10 минут, в ночное время интервал движения автобуса составляет 30-60 минут. Время в пути занимает 30 минут.
Расписание автобусов 200Е можно посмотреть на официальном сайте перевозчика BKK.
Стоимость проезда на автобусе 200Е составляет 350 форинтов (1,15 евро). Также есть возможность приобрести комбинированный билет, состоящий из двух билетов – один для автобуса, а второй для метро, который стоит 530 форинтов (1,8 евро).
Билеты можно приобрести на информационной стойке в терминале аэропорта, в автомате на автобусной остановке, в почтовых и газетных киосках, как наличными, так и при помощи банковской карты.
Билет также можно купить билет у водителя, но стоимость его будет дороже – 450 HUF (1,45 евро).
Перед началом поездки купленный билет необходимо прокомпостировать. В случае приобретения комбинированного билета на транспорт, компостировать необходимо каждый из них.
Поезд из аэропорта Будапешта
Из аэропорта в Будапешт можно добраться и на поезде, но этот вариант подойдет только тем, кто будет жить недалеко от Западного железнодорожного вокзала города (Nyugati pályaudvar). Для остальных путешественников этих вариант является не самым неудобным.
Железнодорожная станция Ferihegу находится рядом с закрытым терминалом 1. Поэтому от терминала 2, куда прилетают самолеты, нужно сначала добраться до этой станции на автобусе 200Е, а затем пересесть на поезд.
Поезда следуют примерно 2-3 раза в час, время в пути – около 25 минут.
Поезда курсируют с 04-30 до 23-50. Точное расписание поездов можно посмотреть на сайте венгерских железных дорог.
Стоимость билета на поезд составит от 370 форинтов (1,20 евро). Его можно приобрести в кассе станции, в автоматах, в почтовом киоске или у контролера.
Ночной транспорт из аэропорта Будапешта
Ночью из аэропорта Будапешта в центр города и обратно можно доехать не только на такси. И все это благодаря развитой системе ночного транспорта Будапешта.
Все ночные маршруты Будапешта имеют специальный значок в виде совы и пронумерованы от 900 до 999.
Ночью из аэропорта Будапешта можно уехать на автобусе 200Е, который довезет вас до станции метро Határ út, где необходимо будет сделать пересадку на автобусы 914, 914А, 950 или 950А, которые едут в центр Будапешта, например, до площади Deák Ferenc tér.
Автобус 200Е работает круглосуточно, правда в ночные часы, в период с полуночи до 5 часов утра, интервал этого автобуса составляет 30-60 минут.
Более точное расписание автобусов 200Е можно посмотреть на официальном сайте перевозчика BKK.
Ночные автобусы 914, 914А, 950, 950А курсируют примерно с 00-00 до 4-30.
Точное расписание ночных автобусов Будапешта можно найти на официальном сайте перевозчика BKK.
Трансфер и такси из аэропорта Будапешта
Если вы хотите, чтобы ваша поездка из аэропорта Будапешта в центр города прошла в более комфортной обстановке, вам понадобится заказать трансфер или воспользоваться услугами такси.
К тому же этот способ подойдет тем, кто путешествует большой компанией или с детьми, кому нужно добраться до центра Будапешта быстрее, а также тем, кто приезжает в аэропорт ночью.
Существует множество компаний, предлагающих данную услугу, например, международная компания Intui.travel.
Эта компания предлагает более 6 000 000 маршрутов трансферов в 156 странах мира. При этом, база Intui.travel покрывает не только популярные направления, но и те, которых в списках других компаний просто нет.
Большим преимуществом компании является то, что на многих направлениях, помимо индивидуального трансфера на автомобилях от эконом-класса до лимузинов, предлагаются шаттл-басы, стоимость места в которых существенно ниже стоимости индивидуального трансфера, либо поездки в такси. Трансфер на шаттл-басе можно забронировать до любого отеля или другого необходимого места, и такую поездку можно смело назвать экономной.
Посмотреть цены на трансфер из аэропорта Будапешта в центр города
На сайте Intui.travel можно искать маршруты трансфера по названию отеля или виллы либо по их адресу. Кроме того, можно заказать трансфер до любого адреса, просто указав место назначения на карте.
Еще один простой и комфортный способ добраться в центр города — это такси.
Официальное такси будапештского аэропорта — Főtaxi. Стоянка машин и стойка заказа находятся прямо возле выхода из терминала аэропорта.
Стоимость такси складывается из стоимости посадки и каждого километра пути, и будет зависеть от времени суток и расстояния от аэропорта до места назначения.
Подробнее о транспорте Будапешта можно прочитать в отдельной статье.
Аренда автомобиля в аэропорту Будапешта
В том случае, если ваше путешествие по Венгрии не ограничивается только осмотром Будапешта, оптимальным решением будет взять в аренду автомобиль.
В аэропорту Будапешта располагается большое количество офисов по прокату автомобилей. Правда аренда на месте, особенно в высокий сезон, обойдется значительно дороже.
Чтобы этого избежать и выбрать для вашего путешествия наиболее подходящий автомобиль по самой выгодной цене, вам следует забронировать автомобиль заранее.
В этом вам поможет мировой лидер в сфере онлайн бронирования автомобилей — Rentalcars.com, на сайте которого вы можете посмотреть цены прямо сейчас.
10 лучших отелей — Budapest
Выберите язык. Мы говорим на русском и на 42 других языках.
Популярные языки среди пользователей в Германии
- Deutsch
- English (UK)
- English (US)
- 简体中文
- Русский
- Español
Все языки
- English (UK)
- English (US)
- Deutsch
- Nederlands
- Français
- Español
- Español (AR)
- Català
- Italiano
- Português (PT)
- Português (BR)
- Norsk
- Suomi
- Svenska
- Dansk
- Čeština
- Magyar
- Română
- 日本語
- 简体中文
- 繁體中文
- Polski
- Ελληνικά
- Русский
- Türkçe
- Български
- العربية
- 한국어
- עברית
- Latviski
- Українська
- Bahasa Indonesia
- Bahasa Malaysia
- ภาษาไทย
- Eesti
- Hrvatski
- Lietuvių
- Slovenčina
- Srpski
- Slovenščina
- Tiếng Việt
- Filipino
- Íslenska
В каком районе Будапешта лучше жить » МОЯ ВЕНГРИЯ
В последнее время столица Венгрии — Будапешт стал одним из наиболее привлекательных мест для переселения граждан других регионов страны. Этому способствовало то, что, венгерская столица имеет все черты западноевропейских городов и может предложить достойное качество жизни, различные исторические, культурные центры, привлекательные рабочие места, при этом с гораздо более низкой стоимостью жизни, чем в других столицах европейских стран.Присоединение Венгрии к Европейскому Союзу положило начало для размещения в Будапеште большого количества международных компаний и их филиалов, что в итоге дает возможность найти место приложения своих сил или работу.
Разберем подробнее, что следует учесть при переезде в столицу, и какие районы считаются наиболее благополучными.
Территория Будапешта разделена на 23 района, из которых 6 расположены на западной стороне от реки Дунай, то есть в Буде. 16 районов находятся на восточной части — Пешт, и один район расположен на середине реки Дунай — на острове Маргит. На остров можно попасть через мосты Маргит и Арпад или добраться на водном транспорте. На острове находятся отели, рестораны, небольшой зоопарк. Здесь приятно отдыхать, однако из жилой недвижимости, здесь лишь отели.
Наиболее престижные жилые районы расположены в верхней части города — Буде. Здесь тихие, спокойные и комфортные жилые районы, где большое количество зеленых зон.
В районе 2 (Pesthidegkút) размещено много дорогих вилл и особняков. Квартиры здесь имеют довольно высокую цену, учитывая близость ко многим государственным учреждениям и центру города.
Район 12 (Hegyvidék) расположен в непосредственной близости от центра города. Многие известные венгерские политики живут здесь. В этом районе вы можете встретить президента или премьер-министра.
Район 13 (Центральная часть города) находится между районом Zuglo и Дунаем. Здесь сосредоточены новые, современные жилые дома. А прилегающие территории ухожены, благоустроены и безопасны.
Район 14 (Zugló) является наиболее оптимальным выбором многих переселенцев, так как здесь умеренные цены на жилье. В районе есть много исторических зданий и городской парк. Этот район примечателен транспортной доступностью к центру города.
Молодым людям следует присмотреться к квартирам в районе 5 (Belváros). Это практически центр города, где расположены офисы международных кампаний, финансовых учреждений, торговые и развлекательные центры, что позволит быть в самом центре ночной жизни этого удивительного города. Район характеризуется большим разнообразием жилья. От хороших и дорогих квартир до дешевых и запущенных. Стоит быть готовым к проблеме с парковкой автотранспорта.
Городские районы 1, 6, 7, 8, 9 расположены в непосредственной близости к центральной части. Если широкие шумные проспекты с большим количеством туристов не помеха, стоит присмотреться к здешней застройке. Здесь расположены жилые здания как современной так и исторической постройки. Отметим, что в кварталах старой застройки порой можно наткнуться на недорогие, но не очень комфортные помещения для проживания.
Если в приоритете изолированное жилье с комплексом всех коммунальных услуг и расположенное недалеко от центра, то районы 3, 4, 10, 11, 15, 16 вполне для этого подходят. Однако основная часть жилых построек – это панельные высотки 1970-1990 годов.
Самым высоким спросом пользуются апартаменты, площадью 50-75 кв.м., поэтому такие квартиры достаточно быстро находят своего покупателя.
В районах 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23 можно приобрести частный дом. Здесь отсутствует городской шум. Но эти районы далеко от центра города и здесь не так развита инфраструктура инженерных сетей и городского транспорта.
Также частный дом с садовым участком можно купить в пригороде Будапешта в пределах 10-30 км от границ города. Следует отметить, что частные домовладения на западной стороне Дуная намного дороже, чем в пригороде Пешта. Транспортная инфраструктура здесь развита довольно хорошо, но стоимость проезда довольно высока.
А информацию о расходах и налогах при покупке недвижимости в Венгрии можете посмотреть на портале MyHungary.Net здесь.