Аэропорты стокгольма: количество и названия, список, лучший аэропорт – Стокгольм (аэропорт) — Википедия

Содержание

Стокгольм-Арланда (аэропорт) — Википедия

Аэропорт Стокгольм-Арланда
Airport Arlanda Sweden.jpg
ИАТА: ARN – ИКАО: ESSA
Информация
Тип гражданский
Страна Швеция
Расположение Стокгольм (лен)|лен Стокгольм
Дата открытия 1959
Высота НУМ +42 м
Часовой пояс UTC+1
Сайт arlanda.com
Карта
ARN (Швеция)
Airplane silhouette.svg

ARN

Взлётно-посадочные полосы
НомерРазмеры (м)Покрытие
01L/19R3301Бетон
01R/19L2500Асфальт
08/262500Бетон
Статистика
Годовой пассажиропоток 19 072 719 млн (2007)

Аэропорт Стокго́льм-А́рланда (англ. Stockholm Arlanda Airport, швед. Stockholm Arlanda flygplats) (IATA: ARN, ICAO: ESSA) — крупнейший международный аэропорт Швеции. Расположен в районе посёлка Мерста, в 42 км к северу от Стокгольма, к юго-востоку от Уппсалы. Аэропорт имеет пять терминалов.

Аэропорт расположен в лене Стокгольм. Это крупнейший аэропорт Швеции и третий по размеру в Скандинавских странах, пассажиропоток в 2007 году составил: внутренние перевозки — 5 035 958 человек, международные — 12 841 955, всего — 17 877 913[1]. Аэропорт Стокгольм-Арланда является одним из трёх главных хабов Scandinavian Airlines System.

История

Аэропорт начал работу в 1959 году, но первоначально использовался только для лётного инструктажа. В 1960 году в аэропорту появились регулярные рейсы, а в 1962 году прошла официальная церемония открытия. Аэропорт стал принимать трансконтинентальные рейсы с 1960 года, так как взлётно-посадочная полоса на тот момент в главном стокгольмском аэропорту Стокгольм-Бромма была слишком короткой. Название «Арланда» было выбрано в результате конкурса, который проводился до открытия аэропорта. Это название произошло от старого названия территории, где находился аэропорт (Арланд), старого названия округа Арлингундра (сегодня Хасбю-Арлингундра в Марста). Название Арланда является содержит часть

-ланда, которая характерна для ряда шведских географических названий, а также глагол «landa» в шведском языке означает «приземляться». Первым терминалом стал нынешний международный Терминал 5.

В 1983 году местный трафик был переведён из аэропорта Стокгольм-Бромма в Арланду, для его обслуживания был построен Терминал 4. В 1990 году открылись два новых терминала для местных рейсов — 2 и 3, которые были построены с южной стороны от первого терминала для внутренних рейсов. В 1992 году Терминал 2 временно не функционировал из-за снижения пассажиропотока. Он начал использоваться на следующий год, в связи с чем два главных терминала получили нынешние номера 4 и 5. Третья взлётно-посадочная полоса была построена в 1998—2002 годах. В связи с низкой загрузкой в 2002 году эта полоса не использовалась до 2003 года, в результате чего местные жители, проживающие недалеко от этой полосы, стали протестовать.

Компоновка аэропорта

Airplane silhouette.svg Схема аэропорта Стокгольм-Арланда после проведения планируемой реконструкции. Четыре существующих терминала будут заменены на два крупных: Северный и Южный.

В четырёх терминалах аэропорта расположены 64 выхода (гейта). Терминалы 2 и 5 используются для международных рейсов. Местные рейсы обслуживают терминалы 3 и 4. Новое центральное здание, Арланда Северный, открыто в конце 2003 года, оно соединяет Терминал 5 с только что построенным пирсом F. Все международные рейсы авиакомпании SAS и её партнёров по Star Alliance проходят через Арланда Северный. Здание Арланда Южный, соединяющее терминалы 2, 3 и 4, также запроектировано, однако строительство приостановлено в связи с недостатком финансирования. Между терминалами 4 и 5 находится торговый центр Sky City, под которым находится подземная железнодорожная станция Flygplats Arlanda. Поезда Arlanda Express соединяют две станции в аэропорту со Стокгольмом. Пропускная способность аэропорта составляет 25 млн пассажиров в год.

В аэропорту Арланда три взлётно-посадочные полосы: Полоса 1 (01L-19R), Полоса 2 (08-26), Полоса 3 (01R-19L). Полоса 1 имеет длину 3300 м и может принимать все крупнейшие самолёты, которые существуют на сегодняшний день. Полосы 2 и 3 имеют длину по 2500 м. Полосы 1 и 3 параллельные, но могут использоваться независимо друг от друга. Полоса 3 оборудована по требованиям CAT III. Администрация аэропорта утверждает, что Стокгольм-Арланда имеет лучшие показатели по очистке полос от снега. Политикой аэропорта является работа в любых погодных условиях[2]. Тем не менее, при сильных снегопадах возможны задержки рейсов.

В Арланде функционируют 5 грузовых терминалов и 5 ангаров. Одновременно аэропорт может принять около 100 самолётов. Арланда является одним из аэропортов, где возможна аварийная посадка Space Shuttle

[3].

Инфраструктура

  • 35 магазинов
  • 33 ресторана
  • 3 гостиницы
  • 2 банка
  • 1 аптека
  • 1 часовня
  • Конференции и выставки
    • 49 конференц-залов
    • площадь 6300 м2 под конференц-залы
    • Выставочный зал на 1000 делегатов

Залы

Транспорт

Железная дорога

Самый быстрый способ добраться до Центрального вокзала Стокгольма — доехать на скоростном поезде Arlanda Express. Поезда отправляются каждые 15 минут, время в пути 20 минут. Также можно воспользоваться пригородными поездами.

Поезда Upptåget, оператором которых является UL, идут по маршруту Уппландс-Весбю — Стокгольм-Арланда — Уппсала — Евле. Поезд идёт около 19 минут до Уппсалы и 90 минут до Евле. Отправление поездов каждые 30 минут. В Уппландс-Весбю можно пересесть на поезд в Стокгольм.

Дальнемагистральные поезда Intercity или X2000 оператора SJ следуют на север от аэропорта и на юг от Стокгольма. На этих поездах попасть на Центральный вокзал Стокгольма нельзя.

Проезд в гостиницы

Шаттл

Airport Shuttle предлагает проезд от аэропорта в гостиницы в центре Стокгольма. Airport Shuttle является более дешёвой альтернативой поездам и такси, если Вы используете его с другими пассажирами.

Проезд на AirportShuttle между аэропортом Арланда и центром Стокгольма стоит 150 SEK, время проезда 30-70 минут в зависимости от пробок. Максимальное время проезда около 70 минут.

Автобус

Flygbussarna

Flygbussarna предлагает рейсы между аэропортом и центром Стокгольма (станция метро T-centralen), а также северными районами лена Стокгольм. Время в пути около 45 минут. С терминала Flygbussarna отправляются автобусы в аэропорт Стокгольм-Бромма, таким образом осуществляется стыковка местных и международных рейсов. Flygbussarna также обеспечивает доставку пассажиров в аэропорт Стокгольм-Скавста, где базируются бюджетные авиакомпании, такие как Ryanair

[4].

Автобус SL с пересадкой на поезд

Самый дешёвый способ уехать из Арланды: автобус SL маршрутов 583 или 583X, которые идут от аэропорта на железнодорожную станцию Марста, откуда в свою очередь отходят поезда на Центральный вокзал Стокгольма. Полный путь займёт около 60 минут (около 18 минут автобусом, 6 минут перехода на станцию Марста, 36 минут поездом). Это единственный способ, позволяющий использовать городские проездные билеты Стокгольма (то есть купив, например, суточный билет на городской транспорт по нему можно добраться до аэропорта).

Уппсала

Автобусы оператора Upplands Lokaltrafik соединяют аэропорт Стокгольм-Арланда с Уппсалой (801 и 802).

Такси

В аэропорту можно воспользоваться услугами такси для переезда в Стокгольм или Уппсалу.

Паркинг

В аэропорту есть кратковременная и долговременная автостоянки.

Терминалы и авиакомпании

Терминал 2 Международный (Арланда Южный)

История

В 1990 году два новых терминала внутренних рейсов назывались «Местные терминалы 2 и 3», они были построены к югу от первого терминала внутренних линий. В 1992 году Терминал 2 временно не эксплуатировался в связи с недостаточным трафиком. Он начал работу годом позже, сегодня он называется «Терминал 2».

Терминал 3 Региональный (Арланда Южный)

История

Терминал 3 был построен до 1990 года для небольших самолётов. Пассажиры, выходя через гейты, затем поднимались в самолёты по трапам.

Терминал 4 Местный (Арланда Южный)

История

Терминал 4, бывший Inrikes 1, был изначально построен для шведского регионального перевозчика Linjeflyg, он был открыт в 1983 году. Linjeflyg и Scandinavian Airlines перевели свои рейсы из Стокгольм-Бромма в новый терминал в 1984 году. Таким образом стало удобно стыковать местные и международные рейсы Scandinavian Airlines и Linjeflyg, но терминал был перегружен с начала работы. Поэтому был построен Терминал 2 для SAS, который перевёл свои рейсы из Inrikes 1 в новый терминал в 1990 году. В связи с спадом в шведской экономике SAS решила вернуться в 1992 году, чтобы снова обслуживались рейсы двух авиакомпаний в одном терминале. Также в 1992 году терминал получил новое название, Терминал 4. С 1999 года в терминале есть собственная станция скорых поездов, которая соединяет терминал с Центральным вокзалом Стокгольма и Терминалом 5.

В 2006 году началась реконструкция Терминала 4: это первая реконструкция с начала работы в 1983 году.

Терминал 5 Международный (Арланда Северный)

Airplane silhouette.svg Контрольно-диспетчерский пункт аэропорта Стокгольм-Арланда

Терминал 5 Чартерный

Грузовые операторы

Аэропорт Стокгольм-Арланда является крупным грузовым хабом. Крупнейшие грузовые перевозчики в аэропорту:

В 2007 году грузооборот составил 100480 тонн[5].

Инциденты и авиакатастрофы

  • 5 января 1970: Convair 990 авиакомпании Spantax (EC-BNM), выполнявший грузовой рейс в аэропорт Цюриха, разбился сразу после взлёта. Пятеро из 10 человек на борту погибли, самолёт восстановлению не подлежал
    [6]
    .
  • 26 мая 1977: Ан-24, принадлежавший Аэрофлоту (CCCP-46806), выполнявший рейс Донецк — Рига, был захвачен одним террористом, который потребовал посадить самолёт в Швеции, после чего отпустил 23 заложников[7].
  • 14 ноября 1978: Ту-154 Аэрофлота (CCCP-85286), выполнявший рейс в Москву, должен был прекратить взлёт в связи с неполадками. Самолёт выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, однако никто из 74 пассажиров не был травмирован, а сам самолёт не получил серьёзных повреждений[8].
  • 27 февраля 1979: Ту-154 Аэрофлота, совершавший рейс из Осло в Москву с посадкой в Стокгольм-Арланда был захвачен тремя террористами. Террористы были арестованы в Стокгольме[9].
  • 20 февраля 1993: Террорист захватил Ту-134 Аэрофлота, совершавший регулярный рейс из Тюмени в Санкт-Петербург, и потребовал перелёта в США. Самолёт сделал посадку для дозаправки в Таллине, где было отпущено 30 пассажиров, после чего самолёт полетел в Стокгольм, где террорист потребовал больший самолёт, способный долететь до США. После того, как террорист отпустил ещё 12 пассажиров, он со своей женой и ребёнком был выдан, после чего были отпущены оставшиеся 40 пассажиров и экипаж[10].

См. также

Примечания

Ссылки

Стокгольм-Арланда (аэропорт) — это… Что такое Стокгольм-Арланда (аэропорт)?


Аэропорт Стокгольм-Арланда (англ. Stockholm-Arlanda Airport, швед. Stockholm-Arlanda flygplats) (IATA: ARN, ICAO: ESSA) — крупнейший международный аэропорт Швеции. Расположен в районе посёлка Марста, в 42 км к северу от Стокгольма, к юго-востоку от Уппсала. Аэропорт имеет пять терминалов.

Аэропорт расположен между леном Стокгольм и провинцией Уппланд. Это крупнейший аэропорт Швеции и третий по размеру в Скандинавских странах — пассажиропоток в 2007 году составил: внутренние перевозки — 5 035 958 человек, международные — 12 841 955, всего — 17 877 913[1]. Аэропорт Стокгольм-Арланда является одним из трёх главных хабов Scandinavian Airlines System.

История

Аэропорт начал работу в 1959, но первоначально использовался только для лётного инструктажа. В 1960 году в аэропорту появились регулярные рейсы, а в 1962 прошла официальная церемония открытия. Аэропорт стал принимать трансконтинентальный трафик с 1960г ., так как взлётно-посадочная полоса в на тот момент главном стокгольмском аэропорту Стокгольм-Бромма была слишком короткой. Название Арланда было выбрано в результате конкурса, который проводился до открытия аэропорта. Это название произошло от старого названия территории, где находился аэропорт (Арланд), старого названия округа Арлингундра (Сегодня Хасби-Арлингундра в Марста). Название Арланда является содержит часть -ланда, которая характерна для ряда шведских географических названий, а также глагол «landa» в шведском языке означает «приземляться». Первым терминалом стал нынешний международный Терминал 5.

В 1983 местный трафик был также переведен из аэропорта Стокгольм-Бромма в Арланда, для его обслуживания был построен Терминал 4. В 1990 открылись два новых терминала для местных рейсов — 2 и 3, которые были построены с южной стороны от первого терминала для внутренних рейсов. В 1992 Терминал 2 временно не функционировал из-за снижения пассажиропотока. Он начал использоваться на следующий год, в связи с этим два главных терминала получили нынешние номера 4 и 5. Третья взлётно-посадочная полоса была построена в 1998—2002. В связи с низкой загрузкой в 2002, эта полоса не использовалась до 2003 года, в результате чего местные жители, проживающие недалеко от этой полосы стали протестовать.

Компоновка аэропорта

Схема аэропорта Стокгольм-Арланда после проведения планируемой реконструкции. Четыре существующих терминала будут заменены на два крупных: Северный и Южный.

В четырёх терминалах аэропорта расположены 64 выхода (гейта). Терминалы 2 и 5 используются для международных рейсов. Местные рейсы обслуживают терминалы 3 и 4. Новое центральное здание, Арланда Северный, открыто в конце 2003, оно соединяет Терминал 5 с только что построенным пирсом F. Все международные рейсы авиакомпании SAS и её партнёров по Star Alliance проходят через Арланда Северный. Здание Арланда Южный, соединяющее терминалы 2, 3 и 4, также запроектировано, однако строительство приостановлено в связи с недостатком финансирования. Между терминалами 4 и 5 находится торговый центр Sky City, под которым находится подземная железнодорожная станция. Поезда Arlanda Express соединяют две станции в аэропорту со Стокгольмом. Пропускная способность аэропорта составляет 25 млн пассажиров в год.

В аэропорту Арланда три взлётно-посадочные полосы: Полоса 1 (01L-19R), Полоса 2 (08-26), Полоса 3 (01R-19L). Полоса 1 имеет длину 3300 м и может принимать все крупнейшие самолёты, которые существуют на сегодняшний день. Полосы 2 и 3 имеют длину 2500 м. Полосы 1 и 3 параллельные, но могут использоваться независимо друг от друга. Полоса 3 оборудована по требованиям CAT III. Администрация аэропорта утверждает, что Стокгольм-Арланда имеет лучшие показатели по очистке полос от снега. Политикой аэропорта работа в любых погодных условиях.[2] Тем не менее, при сильных снегопадах возможны задержки рейсов.

В Арланда функционирует 5 грузовых терминалов и 5 ангаров. Одновременно аэропорт может принять около 100 самолётов. Арланда является одним из аэропортов, где возможна аварийная посадка Space Shuttle[3].

Инфраструктура

  • 35 магазинов
  • 33 ресторана
  • 3 гостиницы
  • 2 банка
  • 1 аптека
  • 1 часовня
  • Конференции и выставки
    • 49 конференц-залов
    • 6,300 m² площадь под конференц-залы
    • Выставочный зал на 1,000 делегатов

Залы

Транспорт

Железная дорога

Самый быстрый способ добраться до Центрального вокзала Стокгольма — скоростной поезд Arlanda Express. Стоимость 20-минутного проезда 260 SEK, для лиц не старше 25 лет действует льготный тариф 130 SEK. [4]. Поезда отправляются каждые 15 минут.

Upptåget, оператором которого является UL, идёт по маршруту Upplands Väsby — Стокгольм-Арланда — Уппсала — Gävle. Поезд идёт около 19 минут до Уппсалы и 90 минут до Йевле Отправление поезда каждые 30 минут. В Уппландс Вэсбю можно пересесть на поезд в Стокгольм.

Дальнемагистральные поезда Intercity или X2000 оператора SJ отправляются в северном направлении от аэропорта. На этих поездах попасть на Центральный вокзал Стокгольма нельзя.

Проезд в гостиницы

Шаттл

Airport Shuttle предлагает проезд от аэропорта в гостиницы в центре Стокгольма. Airport Shuttle является более дешевой альтернативой поездам и такси, если вы используете его с другими пассажирами.

Проезд на AirportShuttle.se между аэропортом Арланда и центром Стокгольма стоит 150 SEK, время проезда 30-70 минут в зависимости от пробок. Максимальное время проезда — около 70 минут.

Автобус

Flygbussarna

Flygbussarna предлагает рейсы между аэропортом и центром Стокгольма (станция метро T-centralen), а также северными районами лена Стокгольм. Стоимость проезда до центра составляет 99 SEK, время в пути — около 45 минут. С терминала Flygbussarna отправляются автобусы в аэропорт Стокгольм-Бромма, таким образом осуществляется стыковка местных и международных рейсов. Flygbussarna также обеспечивает доставку пассажиров в аэропорт Стокгольм-Скавста, гда базируются лоу-кост авиакомпании, такие как Ryanair.[5]

Автобус SL с пересадкой на поезд

Самый дешёвый способ уехать из Стокгольм-Арланда — автобус SL маршрутов 583 или 583X, которые идут от аэропорта на железнодорожную станцию Марста, откуда в свою очередь отходят поезда на Центральный вокзал Стокгольма. Полный путь займёт около 60 минут (около 18 минут автобусом, 6 минут перехода на станцию Марста, 36 минут поездом).

Уппсала

Автобусы оператора Upplands Lokaltrafik соединяют аэропорт Стокгольм-Арланда с Уппсала (801 и 802).

Такси

В аэропорту можно воспользоваться услугами такси для переезда в Стокгольм или Уппсала.

Паркинг

В аэропорту есть кратковременная и долговременная автостоянки.

Терминалы и авиакомпании

Терминал 2 Международный (Арланда Южный)

История

В 1990 два новых терминала внутренних рейсов назывались «Местные терминалы 2 и 3», они были построены к югу от первого терминала внутренних линий. В 1992 Терминал 2 временно не эксплуатировался в связи с недостаточным трафиком. Он начал работу годом позже, сегодня он называется «Терминал 2».

Терминал 3 Региональный (Арланда Южный)

  • Nextjet
  • Nordic Regional
    • операторEastern Airways
  • Skyways Express
    • Skyways Express опреаторDirektflyg
История

Терминал 3 был построен до 1990 для небольших самолётов. Пассажиры, выходя через гейты, затем поднимались на самолёты по трапам.

Терминал 4 Местный (Арланда Южный)

История

Терминал 4, бывший Inrikes 1, был изначально построен для шведского регионального перевозчика Linjeflyg, он был открыт в 1983. Linjeflyg и Scandinavian Airlines перевели свои рейсы из Стокгольм-Бромма в новый терминал в 1984. Таким образом стало удобно стыковать местные и международные рейсы Scandinavian Airlines и Linjeflyg, но к сожалению терминал был 25 % перегружен с начала работы. Поэтому был построен Терминал 2 для SAS, который перевёл свои рейсы из Inrikes 1 в новый терминал в 1990. В связи с спадом в шведской экономике SAS решила вернуться в 1992, чтобы снова обслуживались рейсы двух авиакомпаний в одном терминале. Также в 1992 теминал получин новое название, Терминал 4. С 1999 в терминале есть собственная станция скорых поездов, которая соединяет терминал с Центральным вокзалом Стокгольма и Терминалом 5.

В 2006 началась реконструкция Терминала 4: это первая реконструкция с начала работы в 1983.

Терминал 5 Международный (Арланда Северный)

Контрольно-диспетчерский пункт аэропорта Стокгольм-Арланда

Терминал 5 Чартерный

Грузовые операторы

Аэропорт Стокгольм-Арланда является крупным грузовым хабом. Крупнейшие грузовые перевозчики в аэропорту:

В 2007 грузооборот составил 100480 тонн[6].

Инциденты и авиакатастрофы

  • 5 января 1970: Convair 990 авиакомпании Spantax (EC-BNM), выполнявший грузовой рейс в аэропорт Цюриха разбился сразу после взлёта. Пятеро из 10 человек на борту погибли, самолёт восстановлению не подлежал.[7]
  • 26 мая 1977: Ан-24, принадлежавший Аэрофлоту (CCCP-46806), выполнявший рейс Донецк — Рига, был захвачен одним террористом, который потребовал посадить самолёт в Швеции, после чего отпустил 23 заложников.[8]
  • 14 ноября 1978: Ту-154 Аэрофлота (CCCP-85286), выполнявший рейс из Стокгольм-Арланда в Москва-Шереметьево должен был прекратить взлёт в связи с неполадками. Самолёт вылетел за пределы взлётно-посадочной полосы, однако никто из 74 пассажиров не был травмирован, хотя сам самолёт был серьёзно повреждён.[9]
  • 27 февраля 1979: Ту-154 Аэрофлота, совершавший рейс из Осло в Москву с посадкой в Стокгольм-Арланда был захвачен тремя террористами. Террористы были арестованы в Стокгольме.[10]
  • 20 февраля 1993: Террорист захватил Ту-134 Аэрофлота, совершавший регулярный рейс из Тюмени в Ленинград, и потребовал перелёта в США. Самолёт сделал посадку для дозаправки в Таллине, где было отпущено 30 пассажиров, после чего самолёт полетел в Стокгольм, где террорист потребовал больший самолёт, способный долететь до США. После того, как террорист отпустил ещё 12 пассажиров, он со своей женой и ребёнком был выдан, после чего были отпущены оставшиеся 40 пассажиров и экипаж.[11]

См. также

Примечания

Ссылки

Стокгольм-Арланда (аэропорт) — это… Что такое Стокгольм-Арланда (аэропорт)?


Аэропорт Стокгольм-Арланда (англ. Stockholm-Arlanda Airport, швед. Stockholm-Arlanda flygplats) (IATA: ARN, ICAO: ESSA) — крупнейший международный аэропорт Швеции. Расположен в районе посёлка Марста, в 42 км к северу от Стокгольма, к юго-востоку от Уппсала. Аэропорт имеет пять терминалов.

Аэропорт расположен между леном Стокгольм и провинцией Уппланд. Это крупнейший аэропорт Швеции и третий по размеру в Скандинавских странах — пассажиропоток в 2007 году составил: внутренние перевозки — 5 035 958 человек, международные — 12 841 955, всего — 17 877 913[1]. Аэропорт Стокгольм-Арланда является одним из трёх главных хабов Scandinavian Airlines System.

История

Аэропорт начал работу в 1959, но первоначально использовался только для лётного инструктажа. В 1960 году в аэропорту появились регулярные рейсы, а в 1962 прошла официальная церемония открытия. Аэропорт стал принимать трансконтинентальный трафик с 1960г ., так как взлётно-посадочная полоса в на тот момент главном стокгольмском аэропорту Стокгольм-Бромма была слишком короткой. Название Арланда было выбрано в результате конкурса, который проводился до открытия аэропорта. Это название произошло от старого названия территории, где находился аэропорт (Арланд), старого названия округа Арлингундра (Сегодня Хасби-Арлингундра в Марста). Название Арланда является содержит часть -ланда, которая характерна для ряда шведских географических названий, а также глагол «landa» в шведском языке означает «приземляться». Первым терминалом стал нынешний международный Терминал 5.

В 1983 местный трафик был также переведен из аэропорта Стокгольм-Бромма в Арланда, для его обслуживания был построен Терминал 4. В 1990 открылись два новых терминала для местных рейсов — 2 и 3, которые были построены с южной стороны от первого терминала для внутренних рейсов. В 1992 Терминал 2 временно не функционировал из-за снижения пассажиропотока. Он начал использоваться на следующий год, в связи с этим два главных терминала получили нынешние номера 4 и 5. Третья взлётно-посадочная полоса была построена в 1998—2002. В связи с низкой загрузкой в 2002, эта полоса не использовалась до 2003 года, в результате чего местные жители, проживающие недалеко от этой полосы стали протестовать.

Компоновка аэропорта

Схема аэропорта Стокгольм-Арланда после проведения планируемой реконструкции. Четыре существующих терминала будут заменены на два крупных: Северный и Южный.

В четырёх терминалах аэропорта расположены 64 выхода (гейта). Терминалы 2 и 5 используются для международных рейсов. Местные рейсы обслуживают терминалы 3 и 4. Новое центральное здание, Арланда Северный, открыто в конце 2003, оно соединяет Терминал 5 с только что построенным пирсом F. Все международные рейсы авиакомпании SAS и её партнёров по Star Alliance проходят через Арланда Северный. Здание Арланда Южный, соединяющее терминалы 2, 3 и 4, также запроектировано, однако строительство приостановлено в связи с недостатком финансирования. Между терминалами 4 и 5 находится торговый центр Sky City, под которым находится подземная железнодорожная станция. Поезда Arlanda Express соединяют две станции в аэропорту со Стокгольмом. Пропускная способность аэропорта составляет 25 млн пассажиров в год.

В аэропорту Арланда три взлётно-посадочные полосы: Полоса 1 (01L-19R), Полоса 2 (08-26), Полоса 3 (01R-19L). Полоса 1 имеет длину 3300 м и может принимать все крупнейшие самолёты, которые существуют на сегодняшний день. Полосы 2 и 3 имеют длину 2500 м. Полосы 1 и 3 параллельные, но могут использоваться независимо друг от друга. Полоса 3 оборудована по требованиям CAT III. Администрация аэропорта утверждает, что Стокгольм-Арланда имеет лучшие показатели по очистке полос от снега. Политикой аэропорта работа в любых погодных условиях.[2] Тем не менее, при сильных снегопадах возможны задержки рейсов.

В Арланда функционирует 5 грузовых терминалов и 5 ангаров. Одновременно аэропорт может принять около 100 самолётов. Арланда является одним из аэропортов, где возможна аварийная посадка Space Shuttle[3].

Инфраструктура

  • 35 магазинов
  • 33 ресторана
  • 3 гостиницы
  • 2 банка
  • 1 аптека
  • 1 часовня
  • Конференции и выставки
    • 49 конференц-залов
    • 6,300 m² площадь под конференц-залы
    • Выставочный зал на 1,000 делегатов

Залы

Транспорт

Железная дорога

Самый быстрый способ добраться до Центрального вокзала Стокгольма — скоростной поезд Arlanda Express. Стоимость 20-минутного проезда 260 SEK, для лиц не старше 25 лет действует льготный тариф 130 SEK. [4]. Поезда отправляются каждые 15 минут.

Upptåget, оператором которого является UL, идёт по маршруту Upplands Väsby — Стокгольм-Арланда — Уппсала — Gävle. Поезд идёт около 19 минут до Уппсалы и 90 минут до Йевле Отправление поезда каждые 30 минут. В Уппландс Вэсбю можно пересесть на поезд в Стокгольм.

Дальнемагистральные поезда Intercity или X2000 оператора SJ отправляются в северном направлении от аэропорта. На этих поездах попасть на Центральный вокзал Стокгольма нельзя.

Проезд в гостиницы

Шаттл

Airport Shuttle предлагает проезд от аэропорта в гостиницы в центре Стокгольма. Airport Shuttle является более дешевой альтернативой поездам и такси, если вы используете его с другими пассажирами.

Проезд на AirportShuttle.se между аэропортом Арланда и центром Стокгольма стоит 150 SEK, время проезда 30-70 минут в зависимости от пробок. Максимальное время проезда — около 70 минут.

Автобус

Flygbussarna

Flygbussarna предлагает рейсы между аэропортом и центром Стокгольма (станция метро T-centralen), а также северными районами лена Стокгольм. Стоимость проезда до центра составляет 99 SEK, время в пути — около 45 минут. С терминала Flygbussarna отправляются автобусы в аэропорт Стокгольм-Бромма, таким образом осуществляется стыковка местных и международных рейсов. Flygbussarna также обеспечивает доставку пассажиров в аэропорт Стокгольм-Скавста, гда базируются лоу-кост авиакомпании, такие как Ryanair.[5]

Автобус SL с пересадкой на поезд

Самый дешёвый способ уехать из Стокгольм-Арланда — автобус SL маршрутов 583 или 583X, которые идут от аэропорта на железнодорожную станцию Марста, откуда в свою очередь отходят поезда на Центральный вокзал Стокгольма. Полный путь займёт около 60 минут (около 18 минут автобусом, 6 минут перехода на станцию Марста, 36 минут поездом).

Уппсала

Автобусы оператора Upplands Lokaltrafik соединяют аэропорт Стокгольм-Арланда с Уппсала (801 и 802).

Такси

В аэропорту можно воспользоваться услугами такси для переезда в Стокгольм или Уппсала.

Паркинг

В аэропорту есть кратковременная и долговременная автостоянки.

Терминалы и авиакомпании

Терминал 2 Международный (Арланда Южный)

История

В 1990 два новых терминала внутренних рейсов назывались «Местные терминалы 2 и 3», они были построены к югу от первого терминала внутренних линий. В 1992 Терминал 2 временно не эксплуатировался в связи с недостаточным трафиком. Он начал работу годом позже, сегодня он называется «Терминал 2».

Терминал 3 Региональный (Арланда Южный)

  • Nextjet
  • Nordic Regional
    • операторEastern Airways
  • Skyways Express
    • Skyways Express опреаторDirektflyg
История

Терминал 3 был построен до 1990 для небольших самолётов. Пассажиры, выходя через гейты, затем поднимались на самолёты по трапам.

Терминал 4 Местный (Арланда Южный)

История

Терминал 4, бывший Inrikes 1, был изначально построен для шведского регионального перевозчика Linjeflyg, он был открыт в 1983. Linjeflyg и Scandinavian Airlines перевели свои рейсы из Стокгольм-Бромма в новый терминал в 1984. Таким образом стало удобно стыковать местные и международные рейсы Scandinavian Airlines и Linjeflyg, но к сожалению терминал был 25 % перегружен с начала работы. Поэтому был построен Терминал 2 для SAS, который перевёл свои рейсы из Inrikes 1 в новый терминал в 1990. В связи с спадом в шведской экономике SAS решила вернуться в 1992, чтобы снова обслуживались рейсы двух авиакомпаний в одном терминале. Также в 1992 теминал получин новое название, Терминал 4. С 1999 в терминале есть собственная станция скорых поездов, которая соединяет терминал с Центральным вокзалом Стокгольма и Терминалом 5.

В 2006 началась реконструкция Терминала 4: это первая реконструкция с начала работы в 1983.

Терминал 5 Международный (Арланда Северный)

Контрольно-диспетчерский пункт аэропорта Стокгольм-Арланда

Терминал 5 Чартерный

Грузовые операторы

Аэропорт Стокгольм-Арланда является крупным грузовым хабом. Крупнейшие грузовые перевозчики в аэропорту:

В 2007 грузооборот составил 100480 тонн[6].

Инциденты и авиакатастрофы

  • 5 января 1970: Convair 990 авиакомпании Spantax (EC-BNM), выполнявший грузовой рейс в аэропорт Цюриха разбился сразу после взлёта. Пятеро из 10 человек на борту погибли, самолёт восстановлению не подлежал.[7]
  • 26 мая 1977: Ан-24, принадлежавший Аэрофлоту (CCCP-46806), выполнявший рейс Донецк — Рига, был захвачен одним террористом, который потребовал посадить самолёт в Швеции, после чего отпустил 23 заложников.[8]
  • 14 ноября 1978: Ту-154 Аэрофлота (CCCP-85286), выполнявший рейс из Стокгольм-Арланда в Москва-Шереметьево должен был прекратить взлёт в связи с неполадками. Самолёт вылетел за пределы взлётно-посадочной полосы, однако никто из 74 пассажиров не был травмирован, хотя сам самолёт был серьёзно повреждён.[9]
  • 27 февраля 1979: Ту-154 Аэрофлота, совершавший рейс из Осло в Москву с посадкой в Стокгольм-Арланда был захвачен тремя террористами. Террористы были арестованы в Стокгольме.[10]
  • 20 февраля 1993: Террорист захватил Ту-134 Аэрофлота, совершавший регулярный рейс из Тюмени в Ленинград, и потребовал перелёта в США. Самолёт сделал посадку для дозаправки в Таллине, где было отпущено 30 пассажиров, после чего самолёт полетел в Стокгольм, где террорист потребовал больший самолёт, способный долететь до США. После того, как террорист отпустил ещё 12 пассажиров, он со своей женой и ребёнком был выдан, после чего были отпущены оставшиеся 40 пассажиров и экипаж.[11]

См. также

Примечания

Ссылки

Стокгольм-Бромма (аэропорт) — это… Что такое Стокгольм-Бромма (аэропорт)?

Координаты: 59°21′16″ с. ш. 17°56′30″ в. д. / 59.354444° с. ш. 17.941667° в. д. (G) (O)59.354444, 17.941667


Аэропорт Стокгольм-Бромма (швед. Stockholm-Bromma flygplats, англ. Stockholm-Bromma Airport) (IATA: BMA, ICAO: ESSB) — аэропорт в Стокгольме, Швеция.

История

В 1930-е появилась срочная необходимость строительства крупного аэропорта в Стокгольме, столице Швеции. Аэропорт был открыт в 1936 королём Густавом V, он стал первым аэропортом Европы, изначально построенным с дорожным покрытием. Во время Второй мировой войны шведские и британские самолёты совершали рейсы в Великобританию из аэропорта Бромма. Так как эти рейсы перевозили норвежских и датских беженцев, аэропорт вызвал интерес у немецких шпионов и два самолёта, взлетевшие с аэропорта Бромма во время войны, были сбиты немцами. После войны аэропорт стал развиваться быстрыми темпами, в аэропорту функционировали две регулярные авиакомпании: Aktiebolaget Aerotransport (ABA), которая впоследствии стала шведским партнёром в Scandinavian Airlines System (SAS), и Linjeflyg (главная шведская региональная авиакомпания, которая впоследствии была приобретена SAS). Однако взлётно-посадочная полоса Бромма стала слишком короткой для новых самолётов, используемых для трансконтинентальных рейсов в 1950-е (например DC-8), кроме того был очевиден предел пропускной способности Бромма, поэтому был построен аэропорт Стокгольм-Арланда.

С открытием аэропорта Стокгольм-Арланда в 1960-1962 все международные рейсы были переориентированы туда, внутренние рейсы были переведены в 1983. Бромма стал центром деловой авиации, авиации общего назначения и лётной подготовки, также аэропорт использовался для правительственных нужд. Несколько старых ангаров было отделено от области аэропорта и переделано в торговый центр, смежный с аэропортом. С началом работы Malmö Aviation, открывшей рейсы в Гётеборг, Мальмё и Лондон, аэропорт Бромма стал возрождаться. В 2002 начал функционировать новый контрольно-диспетчерский пункт, а терминал, был полностью отремонтирован. Аэропорт был модернизирован в 2005 и сегодня может принимать пассажиров, прибывающих в и из шенгенской зоны.

Планы развития

Аэропорт Стокгольм-Бромма с воздуха. Январь 2006

Расширению аэропорта препятствует проблема шумового загрязнения, недостаток места, и проблема сохранения культурного наследия (здания аэропорта). С завершением строительства третьей взлётно-посадочной полосы в аэропорту Стокгольм-Арланда в нём образовался большой резерв пропускной способности, кроме того существует широкая поддержка предложения использования земли аэропорта для жилой и коммерческой застройки.

Главным преимуществом Бромма перед намного более крупным Стокгольм-Арланда является его близость к центру Стокгольма (приблизительно 8 км.). Однако после завершения строительства железнодорожной ветки в Арланда в 1999 это конкурентное преимущество Бромма было утеряно. Автомобильная дорога из Бромма в центр Стокгольма часто перегружена, что делает время езды по ней нестабильным.

Тем не менее аэропорт Бромма по-прежнему пользуется популярностью среди авиакомпаний и пассажиров. Это пятый по пассажирообороту аэропорт Швеции, и третий по количеству взлётов-посадок, после Стокгольм-Арланда и Гётеборг-Ландветтер.

Экологические проблемы

Когда аэропорт открылся в 1936, окружающая местность была главным образом сельской, однако город разрастался, и шум самолётов стал серьёзной проблемой. Поэтому был наложен ряд ограничений, в том числе по времени работы аэропорта, ограничение по типам коммерческих самолётов и звукоизоляция жилых домов около аэропорта. Также было предложено отказаться от обслуживания авиации общего назначения и обучения полётам, чтобы уменьшить экологическую нагрузку.

Транспорт

Аренда автомобилей

В аэропорту работают следующие компании, предоставляющие автомобили в аренду:

Автобус

  • Автобусные маршруты 110 и 152 соединяют аэропорт с центром города. Время в пути 30 минут.
  • От аэропорта Стокгольм-Бромма отходят автобусы к городскому терминалу (около 20 минут), откуда скорый поезд (Arlanda Express) отправляется к аэропорту Стокгольм-Арланда. Существует также автобусное сообщение с аэропортом Стокгольм-Скавста.

Такси

  • В аэропорту есть стоянка такси.

Паркинг

  • У аэропорта расположены кратковременная и долговременная автостоянки.

Инфраструктура

Часы работы аэропорта:

  • Понедельник — пятница 07:00 — 22:00, Суббота 09:00 — 17:00, Воскресенье 10:00 — 20:00.

Часы работы терминала:

  • Понедельник — пятница 05:30 — 22:00, Суббота 08:00 — 17:00, Воскресенье 09:00 — 20:00.

Сервисы:

  • Магазины:
    • Pressbyrån (газеты и пр.)
    • Flying Veterans Flight Shop (магазин авиалюбителей).
  • Air Freight (Jetpak)
  • GA Handling (Grafair Jet Center)
  • Lost and Found (Luftfartsverket)
  • Гостиницы (расположенные за пределами аэропорта):
    • Flyghotellet
    • Mornington Hotel
    • Scandic Hotel
    • Ulfsunda slott
  • Рестораны:
    • Forno Romano (итальянский)

Авиакомпании

  • Blekingeflyg
    • оператор Avitrans Nordic
  • British Airways
  • Brussels Airlines
  • City Airline
  • Direktflyg
  • Gotlandsflyg
    • оператор Skyways Express
  • Kalmarplanet
  • Kullaflyg
    • оператор Golden Air
  • Malmö Aviation
  • Stockholmsplanet
    • оператор Avitrans Nordic
  • Sundsvallsflyg
    • оператор Golden Air
  • Vildanden

Авиакатастрофы

  • 18 февраля 1951 года Vickers Valetta королевских ВВС с 22 пассажирами и экипажем совершал военный рейс, когда около аэропорта Бромма возникли проблемы с двигателем. Экипаж произвёл экстренную посадку в аэропорту, однако плохая погода и авария способствовали тому, что самолёт перелетел взлётно-посадочную полосу. Самолёт был полностью разрушен, один человек погиб.
  • 1 апреля 1951 Douglas DC-3 авиакомпании Scandinavian Airlines (рейс из Копенгагена Каструп в Стокгольм-Бромма) разбился недалеко от аэропорта Стокгольм-Бромма. Никто из 18 пассажиров и 4 членов экипажа не погиб, но самолёт был списан.
  • 15 января 1977 Vickers Viscount, выполнявший регулярный рейс, упал на жилые дома, погибло 19 пассажиров и 3 члена экипажа. Причиной авиакатастрофы было обледенение крыльев.

См. также

Ссылки

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *