Зимний дворец история создания – Зимний дворец Санкт-Петербурга, история создания дворца, дворец в наши дни

Зимний дворец

Крупнейшим дворцовым сооружением Петербурга является Зимний дворец. Большой размер и великолепная отделка позволяют с полным правом отнести Зимний дворец к наиболее ярким памятникам петербургского барокко. «Зимний дворец как здание, как царское жилище, может быть, не имеет ничего подобного в целой Европе. Своею огромностью, своею архитектурою изображает он могущественный народ, столь недавно вступивший в среду образованных наций, а внутренним своим великолепием напоминает о той неисчерпаемой жизни, которая кипит во внутренности России… Зимний дворец для нас является представителем всего отечественного, русского, нашего», — так писал о Зимнем дворце В.А Жуковский.

История Зимнего дворца

Варфоломей Варфоломеевич (Бартоломео Франческа) Растрелли (1700-1771)- крупнейший представитель русского барокко. По происхождению итальянец. В 1716 году приехал с отцом в Петербург. Учился за границей. В 1730-1760 годах он был назначен придворным архитектором. К его детищам относят собор Смольного монастыря, Большого дворца в Петергофе (ныне Петродворец), Большой Екатерининский дворец в Царском Селе, дворец Строгонова, дворец Воронцова и, конечно, Зимний дворец.

Зимний дворец строился сразу с целью, что это будет главная резиденция царей. Дворец возводился «для единой славы всероссийской», подчеркивал Растрелли. Пока возводился дворец, царский двор располагался во временном деревянном дворце, построенном Растрелли в 1755 году на углу Невского проспекта и набережной Мойки. В 1754 году был утвержден проект дворца. Его строительство продолжалось восемь долгих лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и недолгое правление Петра III. Осенью 1763 года Екатерина II возвращается после коронационных торжеств из Москвы в Петербург и становится полновластной хозяйкой нового дворца.

Сначала Зимний дворец был построен как небольшой двухэтажный дом, крытый черепицей, с двумя выступами по краям и центральным входом. Но в дальнейшем был достроен еще один этаж.

Постройка Зимнего дворца требовала огромных денег и громадного числа рабочих. Около 4 тысяч человек трудилось на этой строительной площадке. Здесь были собраны лучшие мастера со всей страны.

Завершилось строительство в 1762 году, но в течение долгого времени еще велись работы по отделке внутреннего интерьера. Отделка интерьеров была поручена лучшим русским архитекторам Ю. М. Фельтену, Ж. Б. Валлен-Деламоту и А. Ринальди.

В 1780-1790-х годах работы по переделке внутреннего убранства дворца продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. Вообще, дворец невероятное число раз переделывался и перестраивался. Каждый новый архитектор старался привнести что-то свое, порой разрушая уже построенное.

По всему нижнему этажу проходили галереи с арками. Галереи соединяли все части дворца. Помещения по сторонам галерей носили служебный характер. Здесь находились кладовые, караульное помещение, жили служащие дворца.

Парадные залы и жилые покои членов императорской фамилии располагались на втором этаже и были построены в стиле русского барокко — огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный декор «рококо». На верхнем этаже в основном были расположены квартиры придворных.

Много раз дворец разрушался. Например, сильный пожар 17-19 декабря 1837 года почти полностью уничтожил прекрасную отделку Зимнего дворца, от которого остался лишь обгорелый остов. Погибли интерьеры Растрелли, Кваренги, Монферрана, Росси. Восстановительные работы продолжались два года. Ими руководили архитекторы В. П. Стасов и А.П.Брюллов. Согласно приказу Николая I дворец должен был быть восстановлен таким же, каким он был до пожара. Однако не все было так легко сделать, например, только некоторые интерьеры, созданные или восстановленные после пожара 1837 года А. П. Брюлловым, дошли до нас в первоначальном виде.

В конце XIX — начале XX века внутреннее оформление постоянно изменялось и добавлялось новыми элементами. Таковы, в частности, являются интерьеры покоев императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, созданные по проектам Г. А. Боссе (Красный будуар) и В.А. Шрейбера (Золотая гостиная), а также библиотека Николая II (автор А. Ф. Красовский). Среди обновленных интерьеров наиболее интересной была отделка Николаевского зала, в котором находился большой конный портрет императора Николая I работы художника Ф. Крюгера.

Длительное время Зимний дворец был резиденцией российских императоров. После убийства террористами Александра II император Александр III перенес свою резиденцию в Гатчину. С этого момента в Зимнем дворце проводились лишь особо торжественные церемонии. С вступлением на престол Николая II в 1894 году императорская фамилия вновь вернулась во дворец.

Самые существенные изменения в истории Зимнего дворца произошли в 1917 году, вместе с приходом большевиков к власти. Очень много ценностей было расхищено и повреждено матросами и рабочими, пока дворец находился под их контролем. Прямым попаданием снаряда, выпущенного из орудия Петропавловской крепости, были повреждены бывшие покои Александра III. Лишь спустя несколько дней Советское правительство объявило Зимний дворец и Эрмитаж государственными музеями и взяло здания под охрану. Вскоре ценное дворцовое имущество и коллекции Эрмитажа были отправлены в Москву и укрыты в Кремле и в здании Исторического музея.

В 1918 году часть помещений Зимнего дворца было отдано под музей Революции, что повлекло за собой переустройство их интерьеров. Полной ликвидации подверглась Романовская галерея, в которой находились портреты государей и членов дома Романовых. Многие покои дворца заняли приемный пункт для военнопленных, детская колония, штаб по устройству массовых торжеств и т. д. Гербовый зал использовали для театральных представлений, Николаевский зал переоборудовали в кинематограф. Кроме того, в залах дворца неоднократно проводились съезды и конференции различных общественных организаций.

Когда в конце 1920 года эрмитажные и дворцовые коллекции возвратились из Москвы в Петроград, для многих из них просто не нашлось места. В итоге сотни произведений живописи и скульптуры пошли на украшение особняков и квартир партийных, советских и военных руководителей, домов отдыха чиновников и членов их семей. С 1922 года помещения Зимнего дворца начали постепенно передаваться Эрмитажу.

Зимний дворец серьезно пострадал в годы войны. Снарядами и бомбами были повреждены Малый тронный или Петровский зал, разрушена часть Гербового зала и перекрытия Растреллиевской галереи, нанесен ущерб Иорданской лестнице. Реставрационные работы потребовали огромных усилий, растянулись на много лет.

Особенности строения Зимнего дворца

Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника, с обширным внутренним двором. Зимний дворец имеет немаленькие размеры и ясно выделяется среди окружающих домов.

Бесчисленные белые колонны то собираются в группы (особенно живописные и выразительные на углах здания), то редеют и расступаются, открывая окна, обрамленные наличниками с львиными масками и головками амуров. На балюстраде установлены десятки декоративных ваз и статуй. Углы здания окаймлены колоннами и пилястрами.

Каждый фасад Зимнего дворца сделан по-своему. Северный фасад, обращенный на Неву, тянется более или менее ровной стеной, не имея заметных выступов. Южный фасад, выходящий на Дворцовую площадь и имеющий семь членений, является главным. Центр его прорезан тремя въездными арками. За ними находится парадный двор, где в середине северного корпуса прежде был главный вход во дворец. Из боковых фасадов более интересен западный, обращенный в сторону Адмиралтейства и площади, на которой Растрелли предполагал поставить отлитую его отцом конную статую Петра I. Каждый наличник, украшающий дворец, неповторим. Это связано с тем, что масса, состоящая из смеси толченого кирпича и известкового раствора, резалась и обрабатывалась резчиками вручную. Все лепные украшения фасадов исполнялись на месте.

Красили Зимний дворец всегда в яркие цвета. Первоначальная окраска дворца была розово-желтого цвета, о чем дают представление рисунки XVIII- первой четверти XIX века.

Из внутренних помещений дворца, созданных Растрелли, сохранили барочный облик Иорданская лестница и частично Большая церковь. Парадная лестница расположена в северо-восточном углу здания. На ней расположены различные детали декора — колонны, зеркала, статуи, затейливая золоченая лепнина, огромный плафон, созданный итальянскими живописцами. Разделенная на два торжественных марша, лестница вела к главной, Северной анфиладе, состоявшей из пяти больших залов, за которыми в северо-западном ризалите находился огромный Тронный зал, а в юго-западной части — дворцовый Театр.

Особого внимания заслуживает также Большая церковь, расположенная в юго-восточном углу здания. Первоначально церковь освятили в честь Воскресения Христова (1762) и вторично — во имя Спаса Нерукотворного Образа (1763). Стены ее украшены лепной — изящного рисунка растительный орнамент. Трехъярусный иконостас украшены иконами и живописными панно с изображениями библейских сцен. Евангелистов на сводах потолка позднее написал Ф. А. Бруни. Сейчас о былом назначении церковного зала, разоренного в 1920-х годах, не напоминает ничто, кроме золотого купола и большого живописного плафона работы Ф. Фонтебассо, изображающего Воскресение Христово.

Самым совершенным интерьером специалисты называют Георгиевский, или Большой тронный, зал, созданный по проекту Кваренги. Для того чтобы создать Георгиевский зал, к центру восточного фасада дворца пришлось пристроить специальный корпус. В оформлении этого помещения, обогатившего парадную анфиладу, нашли применение цветной мрамор и золоченая бронза. В конце его на возвышении раньше стоял большой трон, исполненный мастером П. Ажи. В работах по оформлению дворцовых интерьеров участвовали и другие известные архитекторы. В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, на стенах которой разместились 330 портретов генералов — участников Отечественной войны 1812 года. Большая часть портретов была написана английским художником Д. Доу.

Достойны внимания Аванзал, Большой и Концертный залы. Всем им свойственна строгость и художественная цельность, что отличает стиль классицизма. Самый большой зал Зимнего — это Николаевский зал (площадью тысяча сто квадратных метров). Особенно замечателен Малахитовый зал — единственный сохранившийся образец оформления малахитом целого жилого интерьера. Главным украшением зала являются исполненные в технике русской мозаики восемь малахитовых колонн, столько же пилястр и два больших малахитовых камина.

Место расположения Зимнего дворца

Три центральные площади Санкт-Петербурга — Дворцовая, площадь Декабристов и Исаакиевская площадь образуют единый пространственный элемент на берегу Невы. Именно на этих площадях расположены главные достопримечательности Санкт-Петербурга.

Своими северными фасадами Зимний дворец, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Сенат и Синод обращены в сторону Невы. Её широкие водные просторы неразрывно связаны с перспективами грандиозных площадей и мощными массивами расположенных на них зданий.

Официальный адрес Зимнего дворца — Дворцовая набережная, дом 36.

Сегодня трудно отделить Зимний дворец от Эрмитажа. Здесь теперь размещаются ценные выставки и экспозиции, да и сам дворец уже давно воспринимается, как историческая ценность. Его история представляет собой непосредственное продолжение истории России, Петербурга и императорской династии.

Можно сказать, что зимний дворец известен во всём мире, его знают также как французский Лувр и как английский Тауэр. Санкт-Петербург является одним из самых интересных городов в России, и он очень привлекателен для туристов. И почти все экскурсионные группы посещают Эрмитаж, где они и узнают историю Зимнего дворца.

История Зимнего дворца | Интересное | Журнал | RETROBAZAR

25, Октябрь 2012 21:17 | 29 фото | просмотров 66752

Зимний дворец в Санкт-Петербурге — бывший императорский дворец, в настоящее время входит в состав Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Здание дворца построено в 1754—1762 годах итальянским архитектором Б. Ф. Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Является объектом культурного наследия федерального значения и объектом всемирного наследия ЮНЕСКО в составе исторического центра Санкт-Петербурга. С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенес постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени цесаревича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

История
Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Петр I поселился в построенном в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме.
Первый Зимний дворец
Там, где сейчас стоит Зимний дворец, в начале восемнадцатого века строительство разрешалось лишь флотским чиновникам. Петр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей. В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажным дом с высоким крыльцом и черепичной крышей. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга А. Д. Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.
Второй Зимний дворец
В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки. В 1720 году Петр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Петр умер.
Третий Зимний дворец
Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли. По его проекту требовалось приобрести, стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоановна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоановна переехала в него. Четырехэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне». 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров.
Четвертый (временный) Зимний дворец
Был построен в 1755 г. Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки (уничтожен в 1762 г.).
Пятый (существующий) Зимний дворец
С 1754 по 1762 год строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500 комнат. Общая площадь дворца порядка 60.000 кв.м. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу 6 апреля 1762 года уже Пётр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещения не были готовы. Летом 1762 года Петра III свергли с престола, окончено строительство Зимнего дворца уже при Екатерине II. Императрица отстранила от работ Растрелли. По первоначальной, сделанной Растрелли, планировке дворца самые большие парадные залы находились во 2 этаже и выходили окнами на Неву. По замыслу зодчего, путь к громадному «Тронному» залу начинался с востока — с «Иорданской» или, как она прежде называлась, «Посольской» лестницы и пролегал через анфиладу из пяти аван-залов. В юго-западном крыле Растрелли поместил дворцовый театр «Оперный дом». Кухни и прочие службы занимали северо-восточное крыло, а в юго-восточной части между жилыми покоями и устроенной в восточном дворе «Большой церковью» была перекинута галерея. В 1763 году императрица переместила свои покои в юго-западную часть дворца, под своими комнатами она приказала разместить покои своего фаворита Г. Г. Орлова. В северо-западном ризалите был обустроен «Тронный зал», перед ним появилось помещение для ожидания — «Белый зал». Позади Белого зала разместили столовую. К ней примыкал «Светлый кабинет». За столовой следовала «Парадная опочивальня», ставшая через год «Алмазным покоем». Кроме того императрица приказала обустроить для себя библиотеку, кабинет, будуар, две спальни и уборную. В уборной императрица соорудила стульчак из трона одного из своих любовников, польского короля Понятовского. В 1780—1790-х годах работы по отделке дворцовых интерьеров продолжили И. Е. Старов и Дж. Кваренги. В 1783 году по указу Екатерины был произведен слом дворцового театра. В 1790-х годах по указу Екатерины II, которая сочла неуместным хождение публики в Эрмитаж через её собственные покои, была создана галерея-перемычка с Зимним дворцом — «Аполлонов зал», — при помощи которой посетители могли миновать царские апартаменты. Тогда же Кваренги возводит и новый «Тронный » зал, открытый в 1795 году.  В 1826 году по проекту К. И. Росси перед Георгиевским залом построили Военную галерею, в которой разместились написанные в течение почти 10 лет Д. Доу 330 портретов генералов — участников войны 1812 года. После пожара 1837 года, когда были уничтожены все интерьеры, восстановительными работами в Зимнем дворце руководили архитекторы В. П. Стасов, А. П. Брюллов и А. Е. Штауберт. Дворец задуман и построен в виде замкнутого четырехугольника с обширным внутренним двором.

Архитектура Зимнего дворца
Трехэтажное здание в плане имеет форму каре из 4 флигелей с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. Главный фасад, обращенный к Дворцовой площади, прорезан аркой парадного проезда, которая была создана. Различно скомпонованные фасады, сильные выступы ризалитов, акцентировка ступенчатых углов, изменчивый ритм колонн создают впечатление неупокоя, незабываемой торжественности и великолепия. Здание дворца имеет 1084 комнаты, 1945 окон, 117 лестниц (включая потайные). Длина по фасаду со стороны Невы — 137 метров, со стороны Адмиралтейства — 106 метров, высота 23,5 метра. В 1844 году Николаем I был издан указ о запрещении строить в Санкт-Петербурге гражданские здания выше высоты Зимнего дворца. Они должны были строиться как минимум на одну сажень меньше. Несмотря на перестройки и нововведения, основная планировочная схема дворца сохранила идеи Ф.-Б. Растрелли. Дворцовые корпуса формируются вокруг внутреннего Большого двора. В северо-западном и юго-западном крыльях на месте «Тронного зала» и «Оперного дома» были созданы световые дворы, вокруг которых сформировались анфилады жилых покоев. С востока к Зимнему дворцу примыкает Малый Эрмитаж, выстроенный вдоль «Черного проезда». В этот проезд выходят корпуса Георгиевского зала, Большой церкви, юго-восточное и севверо-восточное крылья дворца; пространство дробится на систему дворов и западин: «Малый» и «Большой церковный» дворы, «Церковная» и «Гаражная» западины, «Кухонный двор». Трехэтажное здание дворца имеет полуподвальный этаж и многочисленные антресольные этажи, некоторые парадные залы второго этажа — двухстветные.
Инженер М. Е. Кларк разработал для поддержания кровли Зимнего дворца треугольные стропильные фермы — «кровельные шпренгели», а для перекрытий залов дворца — «дутые эллиптический балки». Шпренгели и балки были изготовлены на Александровском заводе, при этом использовались только две технологии обработки металла: ковка и литье. В конструкциях применялись самые разнообразные соединения: на болтах, заклепках, клиньях, хомутах; использовалась также сварка ковкой. После случаев деформации конструкций для предотвращения смещения между шпренгелями были установлены распоры. От качества теплоизоляции чердака зависел температурный режим, а значит и поведение металлоконструкций. 9 августа 1841 года случилась авария — в Георгиевском зале обрушился потолок. Расследовавшая этот случай комиссия пришла к выводу, что двутавровые балки опирались на «ненадежные места» несущих стен. При восстановлении уже использовали шпренгели. М. Е. Кларк разработал особую конструкцию шпренгелей с применением элементов таврового прокатного профиля Камско-Воткинского завода. Перекрытие Георгиевского зала стало одним из первых примеров использования проката в отечественном строительстве. В 1887 году под руководством архитектора Горностаева производилось обновление некоторых деформированных и усиление старых конструкций. Большинство из них до сих пор исправно несут свою службу в Зимнем. В 1840-х годах в здании была устроена уникальная система отопления аммосовскими печами, которые расположились в подвалах, а нагретый чистый воздух поступал в помещения через жаровые каналы. Большое внимание в конце XIX-го века стали уделять и системе вентиляции. Фасады и крыша дворца несколько раз меняли колористическую гамму. Первоначальный цвет имел очень легкую теплую охристую окраску с выделением ордерной системы и пластического декора белой известковой краской. В протоколах Канцелярии от строений говорится об отпуске на эти работы извести, мела, охры и черлени. В более поздних документах встречаются такие названия, как «бледно-жёлтая с белым», «под цвет дикого камня». До пожара 1837 года принципиальных изменений в окраске дворца не происходит, за исключением крыши, которая в 1816 году изменяет свой цвет с бело-серого на красный. В ходе послепожарного ремонта колер фасада составлялся из гашеной тосненской извести, охры, итальянской мумии и части олонецкой земли, которая использовалась как пигмент и имела оттенок слоновой кости, кровля же окрашивается железным суриком, придающим ей коричнево-красный цвет. Во второй половине 1850-х — 1860-х годов, при императоре Александре II, колорит фасадов дворца меняется. Охра становится более плотной. Ордерная система и пластический декор не окрашиваются дополнительным цветом, но приобретают очень легкое тональное выделение. В 1880-е годы, при императоре Александре III, расколеровка фасадов производится в два тона: плотное охристое выражение с добавлением красного пигмента и более слабую терракотовую тональность. С воцарением Николая II в 1897 году, императором был одобрен проект окраски фасадов Зимнего дворца в колорите «новой ограды Собственного сада» — красного песчаника без какого-либо тонального выделения колонн и декора. В такой же цвет были окрашены все здания на Дворцовой площади. Терракотово-кирпичный цвет дворца сохранялся вплоть до конца 1920-х годов, после чего начинаются эксперименты и поиск новой расколеровки. В 1927 году предпринималась попытка окрасить его в серый цвет, в 1928—1930 гг. — в коричнево-серую гамму, а медновыколотную скульптуру на крыше — в чёрный цвет. В 1934 году впервые предпринята попытка окраски дворца масляной краской оранжевого цвета с выделением белой краской ордерной системы, однако масляная краска оказала негативное воздействие на камень, штукатурку и лепной декор. С началом Великой Отечественной войны в целях маскировки дворец окрашивают обратимой клеевой серой краской. В 1945—1947 годах комиссией в составе главного архитектора Ленинграда Н. В. Баранова, начальника Госинспекции по охране памятников Н. Н. Белехова, представителей Ленгорисполкома, Государственного строительного контроля, Государственного Эрмитажа и научных консультантов было принято решение об окраске стен дворца окисью хрома с добавлением изумрудного пигмента; колонн, карнизов, междуэтажных тяг и обрамлений окон — белым цветом; лепного декора, картушей, капителей — охрой, при этом скульптуру было решено оставить черной. С 1960-х годов при окраске фасада вместо известковых красок начали применяться синтетические красители, которые негативно влияют на лепной декор, штукатурку и натуральный камень. В 1976 году по рекомендации Всесоюзной центральной научно-исследовательской лаборатории принято решение о расчистке поверхности скульптур от красочного покрытия для образования естественного слоя патины, которая на тот момент считалась естественной защитой от агрессивного воздействия окружающей среды.

Залы Зимнего дворца
Оригинальных интерьеров Растрелли до нас почти не дошло: во время пожара 1837 года выгорела вся отделка залов. Сохранились лишь несущие кирпичные стены дворца, полуколонны в галереях первого этажа.
Иорданская галерея. Расположена на первом этаже Зимнего дворца. Отделка осуществлена в стиле русского барокко. Вначале галерея носила название Главной, так как по ней от Главного вестибюля к Парадной лестнице следовали гости дворца. Позже была переименованна в Иорданскую.
Иорданская лестница. В XVIII веке лестницу называли Посольской, затем она получила название Иорданской, так как по ней во время праздника Крещения Господня спускался крестный ход к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь — иордань.
Фельдмаршальский зал. Зал был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала в шести из семи ниш разместили портреты российских фельдмаршалов. В марте 2012 года оформление зала было полностью восстановлено. На место были возвращены портреты Паскевича-Эриванского, Суворова-Рымникского, Голенищева-Кутузова-Смоленского, Потемкина-Таврического , Румянцева-Задунайского, Дибича-Забалканского.
Петровский (Малый тронный) зал. Создан в 1833 году по проекту О. Монферрана. Посвящен памяти Петра I.
Гербовый зал. Воссоздан В. П. Стасовым после пожара 1837 года для торжественных церемоний в стиле позднего русского классицизма. У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний.
Военная галерея 1812 года
Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награжденных за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 — 14 гг. На ее стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта.
Георгиевский (Большой тронный) зал. Создан в 1787—1795 годах по проекту Джакомо Кваренги. По указанию императора Николая I при восстановлении зала после пожара 1837 года архитектором В. П. Стасовым использовался белый каррарский мрамор, доставлявшийся из Италии. В этом зале проходили официальные церемонии и приемы.
Большая церковь. Интерьер Большой церкви создан Ф. Б. Растрелли в стиле барокко. 12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил освятил собор во имя Нерукотворенного образа Спасителя. После разрушительного пожара 1837 года, храм восстанавливался В. П. Стасовым «с возможной точностью <…> в прежнем виде». 25 марта 1839 года митрополит Московский Филарет в присутствии Императорской семьи освятил обновленный собор. В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами.
Пикетный (Новый) зал. Завершает Большую Анфиладу. Был создан Владимиром Стасовым после пожара 1837 года на месте лестничной клетки и двух небольших комнат для развода внутреннего караула — пикета, отсюда и название зала. Зал посвящен истории русской армии и стал логическим завершением общей панорамы, расположенной в Галерее Отечественной войны 1812 года и Фельдмаршальском зале. В зале дежурили гвардейцы, этим определяется строгость и военная тематика в оформлении интерьера. С 1979 года зал был закрыт, 25 лет в нем хранились музейные фонды отдела Востока, ковры и другие предметы искусства.
Александровский зал. По замыслу архитектора, этот зал должен был увековечить память об императоре Александре I.
Октябрьская лестница. Создана О. Р. Монферраном в конце 1820-х годов. После пожара 1837 года восстановлена А. П. Брюлловым почти без изменений. Интерьер лестницы выполнен в классическом стиле, богато декорирован гризайльной живописью. Своё название получила в память о событиях октября 1917 года, когда отряды штурмующих проникли по ней в Зимний дворец. По этой же лестнице в 3 часа ночи с 25 на 26 октября 1917 года выводили захваченных министров Временного правительства.
Белый зал. Создан А. П. Брюлловым к свадьбе будущего императора Александра II в 1841 году.
Золотая гостиная. Золотая гостиная спроектирована и построена А. П. Брюлловым в 30-е — 40-е года XIX века для великой княгини, а впоследствии и императрицы Марии Александровны. После убийства 1 марта 1881 года Александра II, именно здесь, в окружении избранных членов Государственного Совета, новый русский самодержец Александр III решал судьбу Российской конституции и реформ.
Будуар акже построен А. П. Брюлловым, но полностью переделан в 1853 году по проекту Гаральда Боссе. Подобная изящной табакерке, небольшая по размерам комната стилизована в духе рококо с обилием резных золочёных орнаментов, зеркал и живописных вставок. Часть Будуара, в виде своеобразного алькова, отделена ступенькой и низкой фигурной решёткой. Гранатового оттенка штоф для отделки панно на стенах, обивки мебели, для драпировок на окнах и дверях был заказан во Франции на фабрике Картье.
Малая (Белая) столовая. Малая столовая отделана в 1894 году по проекту А. Ф. Красовского. Отделка интерьера выполнена в стиле рококо и стилизована под XVIII век. В то же время, в зале находятся и изделия XX века: английская люстра с музыкальным механизмом, французские часы, русское стекло. На окнах — шпалеры, вытканные на Петербургской мануфактуре в XVIII веке. Столовая входила в жилую анфиладу семьи Николая II.
Большой (Николаевский) аванзал
Николаевский аванзал задумывался, как и Александровский, в прославление императора. Этот зал является самым впечатляющим по размерам интерьером Зимнего дворца — его площадь 1103 м². К нему примыкает Концертный зал.
Концертный зал
Создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 года. Назначение этого зала «расшифровывается» его отделкой: во втором ярусе установлены изваяния античных муз и богинь работы скульптора И. Германа, а в декоративно гризайльную роспись падуги, соединяющей потолок и стены, включены аллегорические фигуры с атрибутами искусств. В концертном зале располагается богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII — начала XX века, центром которой является своеобразный памятник XVIII столетия — серебряная гробница Святого князя Александра Невского.

Зимний дворец императрицы Елизаветы Петровны
1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца. Для этого были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского по Дворцовой набережной. Особняки сподвижников Петра I Растрелли готовился не сносить, а переоформить в едином стиле со всем зданием. Но в феврале следующего года последовал указ Елизаветы Петровны: "...При новом доме от реки и внутреннего двора быть немалой ломке и строению каменными зданиями вновь двух флигелей, чему сочинить обер-архитектору де Растреллию проект и чертежи и представить их на высочайшую Е. И. В. апробацию..."
Таким образом, Елизавета Петровна решила снести дома Рагузинского и Ягужинского, построить на их месте новые корпуса. А также возвести южный и восточный корпуса, замкнув все здание в каре. К строительным работам приступили две тысячи солдат. Ими были разобраны дома на набережной. Одновременно с этим со стороны Адмиралтейского луга началась закладка фундаментов южного корпуса - главного фасада нового Зимнего дворца. Перестраивались и помещения в бывшем доме Апраксина. Здесь даже снимали крышу для поднятия потолков. Изменения претерпели Световая галерея, Аванзал, расширены помещения для театра и парадные залы. А в декабре 1753 года Елизавета Петровна пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. В начале января все строительные работы были остановлены. Новые чертежи Растрелли представил императрице уже 22 числа. Растрелли предложил строить Зимний дворец на новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения своей зимней парадной резиденции. В результате архитектор принял решение строить всё здание заново, используя только в некоторых местах старые стены. По расчетам Канцелярии от строений четвертый Зимний дворец должен был быть возведен за три года. Первые два отводились на сооружение стен, а третий на отделку помещений. Императрица планировала новоселье к осени 1756 года, сенат рассчитывал на три года строительства. После утверждения проекта Растрелли не вносил в него существенных изменений, но вносил коррективы во внутренние взаимосвязи помещений. Главные залы он расположил во втором этаже угловых ризалитов. С северо-востока была спроектирована Парадная лестница, с северо-запада - Тронный зал, с юго-востока - церковь, с юго-запада - театр. Их связали Невская, западная и южная анфилады комнат. Первый этаж архитектор отвел под служебные помещения, третий - для фрейлин и другой прислуги. Апартаменты главы государства были обустроены в юго-восточном углу Зимнего дворца, он лучше всех освещается солнцем. Залы Невской анфилады предназначались для приёма послов и торжественных церемоний. Строительство Зимнего дворца затянулось. В 1758 году Сенатом со стройки снимались кузнецы, так как некому было оковывать колеса телег и пушек. В это время Россия вела войну с Пруссией. Не хватало не только рабочих рук, но и финансов. Елизавета Петровна не дожила до окончания строительства, принимал работу уже Петр III. К этому времени была закончена отделка фасадов, но многие внутренние помещение еще не были готовы. Но император спешил. Он въехал в Зимний дворец в Великую субботу 6 апреля 1762 года. В день переезда была освящена придворная соборная церковь, состоялось богослужение. Предположительно, в отделке покоев Петра III и его супруги принимал участие архитектор С. И. Чевакинский. Апартаменты Петра III находились ближе к Миллионной улице, его жена поселилась в комнатах ближе к Адмиралтейству. Под собой, в первом этаже, Пётр III поселил свою фаворитку Елизавету Романовну Воронцову.

Зимний дворец Санкт-Петербурга, история создания дворца, дворец в наши дни

Зимний дворец, без сомнения, известен во всем мире и его хотят посетить миллионы людей ежегодно. И такое желание вполне понятно. Это поистине легендарное сооружение является не толькосимволом Санкт-Петербурга и главной его достопримечательностью, а и олицетворением целой эпохи царского правления. Однажды даже был издан указ Николаем I, согласно которому ни одноздание города не должно было превышать верхнюю точку царской резиденции. И чтобы понять всю ценность Зимнего дворца, нужно непременно окунуться в его историю, уходящую корнями вдалекий 18-й век.

История создания дворца

За всю историю существования, Зимний дворец претерпевал 5 различных перестроек. Сегодня мы можем увидеть последний вариант этого шедевра зодчества. А первым вариантом здания был, построенный Петром Великим, деревянный дом, где он жил со своей семьей. В 1711 году здание на месте деревянного терема был возведен большой каменный дом и закончилось строительствоперед самым венчанием Петра I с будущей императрицей Екатериной.

В 1716 г. Петр Великий решает перестроить и расширить дворец, так появился 2й вариант здания. А в 1720 г., императорская чета покидает летнюю резиденцию навсегда и переезжает жить вЗимний дворец. Здесь же и провел свои последний дни жизни император.

Третий вариант Зимнего дворца появился, благодаря восхождению на престол императрицы Анны Иоанновны. Она же вернула столицу в Петербург, статус которой Петр II бесцеремонно отобрал угорода. Царская особа решает жить в Зимнем дворце, но только после перестройки под ее личные вкусы. И в 1731 г. она решает начать строительство нового дворца и поручает эту задачуархитектору Трезини, которого вскоре сменила на Растрелли. Именно последнему удалось угодить императрице и создать роскошные палаты, пышущие роскошью.

По проекту архитектора был построен большой придворный театр. Фасад самого дворца не претерпел изменений, только была переделана крыша дворца, которая соединила основное здание спристроенными покоями императрицы. Теперь все сооружение насчитывало приблизительно 70 залов, 100 спален и массу караульных, служебных и подсобных помещений. Перестройказакончилась в 1735 г., и более 20-ти лет служило главной царской резиденцией.

После смерти царицы Анны Иоанновны, власть в свои руки берет дочь Петра Великого Елизавета. Она жаждала еще большего шика и богатого убранства резиденции и по ее указу отделяюткомнаты, расположенные в южной части Световой галереи. Перестроить Зимний дворец на свой манер императрица поручает Растрелли, который начинает строительство новых зданий в гармониис уже существующими. Однако, через год после начала работ, Елизавета Петровна захотела сделать Зимний дворец выше и архитектор советует перенести весь комплекс на другое место. Такойсовет был отклонен и в 1754 г. издается указ о начале строительства на месте прежнего дворца, который был разобран к тому времени.

Не желая покидать столицу, Растрелли возводит новый Зимний дворец в 1755 г. для императрицы, который считается 4-м вариантом. Это была временная резиденция, пока строился новыйроскошный Зимний дворец для дочери Петра I, который ей так и не удалось увидеть, и в 1762 г. его разобрали до основания. Петр III продолжает строительство и уделяет огромное вниманиевнутренней отделке. Первый этаж был похож на кружево от большого количества арок, а галереи, занимающий центральную часть, представляли собой светлые и просторные помещения. По обестороны от галерей были отведены всевозможные служебные и складские помещения.

Главные залы разместились в угловых зонах здания и 2-х анфиладах. Петр III особо выделял отделку Тронного зала в стиле барокко, который остался на прежнем месте, но вырос в размерах. Кслову сказать, все жилые комнаты были выполнены в роскошном, поражающем воображение, стиле русского барокко. Множество огромных зеркал в золоченых витых рамах, окна на всю стенупридавали Зимнему дворцу ощущение бесконечного пространства и особого богатого убранства. Свои покои Петр III расположил около дворцовой площади, а комнаты своей фаворитки обустроил ваккурат под своими, на первом этаже. А вот собственную жену поселил ближе к Адмиралтейству. Весь комплекс теперь насчитывал более 1500 комнат и имел более 2-х километров периметра.

После убийства Петр III, на престол взошла Екатерина II и именно при ее правлении было окончено строительство Зимнего дворца. Однако, и она внесла свои коррективы в постройку и приказаласделать дворец еще больше и просторнее за счет пристройки нового здания, именуемого Малый Эрмитаж. Императрица решает разместить в нем коллекцию произведений искусства, а немногопогодя дополнительно были достроены Большой Эрмитаж и Эрмитажный театр. Немного позже был создан новый тронный зал, который в последствии назовут Георгиевским залом.

В 1826 создается Военная галерея, приуроченная войне 1812 г., а уже в 19-м веке возводится новое здание, которое знакомо нам как Эрмитаж. С 1852 г. музей открывает двери для посетителей.

Пожар в Зимнем дворце

Зимний дворец едва не был уничтожен огнем в 1837 г. из-за, вышедшей из строя, печной трубы. Пожар не могли потушить около суток и огненная стихия унесла много шедевров мирового искусстваи внутреннего роскошного убранства с собой. Все имущество, которое успели вынести, было сложено на дворцовой площади, вокруг Александровской колонны. Реконструкция дворца продолжалась3 года. Всеми работами занимались Стасов и Брюллов, которым удалось восстановить большую часть Зимнего дворца и сохранить первозданный стиль русского барокко.

После убийства Александра II, принимается решение о переносе императорской резиденции в Гатчину и только с началом правления императора Николая II, вся чета снова переезжает в Зимнийдворец и остается там до начала революции 1905-1907 гг. Императорской резиденции больше никогда не представится увидеть особ царской крови и укрыть их за своими стенами.

В 1918 г. Зимний дворец отводится для музея Революции, что и послужило причиной внутренних изменений убранства. Именно тогда была уничтожена Романовская галерея, в которой размещалисьпортреты всего царского семейства. Гербовый зал был отведен для театральных постановок, а в Николаевском стали снимать кино. В 1922 г. весь комплекс был передан государству, гдеобосновался Эрмитаж, который мы знаем и можем посетить.

Зимний дворец сегодня

Сегодня Зимний дворец всячески выделяется на общем фоне города и поражает своей красотой и размерами. Построенный в виде огромного квадрата, размеры которого 137 на 106 метров сбольшим внутренним двором, дворец подчеркивает индивидуальность города и дополняет его общую архитектуру, а также является прямым доказательством величия российских императоров.

Зимний дворец повидал на своем веку многое и хранит по сей день много тайн и загадок. Этим достоянием истории необходимо гордиться и всячески его оберегать для будущих поколений.

Фельдмаршальский зал Зимнего дворца — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Фельдмаршальский зал

расположение в зданиях Эрмитажа

Фельдмаршальский зал — зал, открывающий Большую парадную анфиладу Зимнего дворца в Санкт-Петербурге.

Зал был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном как первый в ряду новых парадных залов, отражающих по замыслу Николая I историю имперского периода развития России. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала разместили портреты российских фельдмаршалов: П. А. Румянцева-Задунайского (Ф. Рисе), Г. А. Потемкина-Таврического (А.Виги), А. В. Суворова-Рымникского (Н. С. Фросте), М. И. Кутузова-Смоленского (П. Басин), И. И. Дибича-Забалканского (П.Басин), И. Ф. Паскевича-Эриванского (Ф.Крюгер). Портреты были размещены в шести из семи ниш.

Этот строгий беломраморный зал заслужил печальную славу тем, что именно здесь 17 декабря 1837 года начался пожар, уничтоживший за 30 часов весь Зимний дворец. После пожара 1837 года перестроен В. Стасовым в стиле классицизма. В декоре люстр, выполненных из золоченой бронзы, и гризайльных росписях зала использованы изображения трофеев и лавровых венков. В 1854 году на южной стене зала, по сторонам от входа в Малый Тронный зал, были помещены батальные полотна «Взятие русскими войсками предместья Варшавы» работы О. Верне и «Сдача русским венгерской армии генералом Гергеем при Вилагосе» Г. Виллевальде.

В 1915—1917 гг. зал занимал военный госпиталь Красного Креста. Здесь расположился перевязочный пункт[1]. После 1917 года все картины были сняты и переданы в фонды других музеев. Начиная с 2004 года происходил возврат и реставрация портретов. В марте 2012 года все картины вновь заняли свои места. Седьмая ниша, как и по сложившейся традиции в XIX веке, — пустовала. По состоянию на 13 июля 2018 г. [2]в седьмой нише размещен портрет Петра Христиановича Витгенштейна (Ф.Крюгер). П.Х. Витгенштейн фельдмаршал, но не получил почетного именования к своей фамилии.

В зале представлены произведения западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия Императорского фарфорового завода первой половины XIX в.

  • Современный вид

  • Э. П. Гау. Фельдмаршальский зал. Акварель. 331x426. 1866 г.

  • портрет М. И. Кутузова работы П. Басина

  • портрет А.В.Суворова

  • портрет И. Ф. Паскевича

  • портрет И.И. Дибича

  • портрет П.Х.Витгенштейна

  • Зарянко С.К. Фельдмаршальский зал. Холст, масло, 81x109 см. Государственный Эрмитаж.

  • Эрмитаж / Под общей ред.. — М.: Иван Фёдоров, 2006.

Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца — Википедия

Георгиевский зал

общий вид (январь 2011 года)

расположение в зданиях Эрмитажа

Георгиевский (Большой тронный) зал создан в 1787—1795 годах по проекту Джакомо Кваренги. Огромное двухсветное помещение зала было выполнено в классическом стиле. Освящён 23 ноября 1795 года в день Святого Георгия Победоносца, откуда и получил своё название.

В связи с тем, что Тронный зал Растрелли не был завершён, в 1774 году принимается решение коренным образом переделать под представительские функции находящуюся рядом с апартаментами Екатерины II Светлую галерею, на месте которой появляется Белая галерея, созданная по проекту архитектора Фельтена. Однако вид нового зала по каким-то причинам не удовлетворил императрицу и уже в 1776 году принимается решение отделать галерею цветным камнем. Идею использовать цветной натуральный мрамор в парадных интерьерах Фельтен высказывал ещё в 1764 году, но одобрение последовало лишь спустя двенадцать лет. Беспримерная в отечественном строительстве отделка грандиозного зала «российским камнем» совпадала с идеей прославления могущества империи. В 1776 году был заключён контракт на изготовление мраморных деталей: 52 колонны, 48 пилястр и 165 аршин антаблемента с балюстрадой[1]. Однако реализовать задуманное довелось уже Джакомо Кваренги, который построил для Тронного зала отдельный корпус, примыкающий к восточному фасаду Зимнего дворца Растрелли.

Потолок Георгиевского зала

Грандиозный по площади (около 800 кв. м.) двусветный зал выглядел чрезвычайно торжественно: расположенные вдоль стен парные колонны делали его похожим на античный храм. В оформлении был использован только натуральный мрамор белого, серого, розового и голубоватого оттенков, позолоченые детали и яркий живописный плафон. Вблизи трона в полукруглых нишах продольных стен стояли аллегорические статуи «Вера» и «Закон», символизирующие основы, на которых зиждется российская государственность. Расположенный за ним Аполлонов зал стал переходом в Картинную галерею, которая находилась в здании Малого Эрмитажа.

Кваренгиевская отделка была полностью уничтожена во время пожара 1837 года. По указанию императора Николая I при восстановлении зала архитектором В. П. Стасовым и Н. Е. Ефимовым использован белый мрамор[2]. Представителю русского посольства в Риме П. И. Кривцову удалось убедить архитекторов использовать не просто каррарский мрамор, а заказать изготовление всех деталей у итальянских мастеров, которые, действительно, запросили за работу сумму меньшую, чем петербургские мраморщики. Однако процесс затянулся из-за сложностей коммуникации того времени, и все детали прибыли в Петербург только в ноябре 1839 года. П. И. Кривцовым также вносились некоторые коррективы в проект[3][4]. Перекрытие зала состояло из 42 плоских стальных балок, «оклепанных в три листа из тонкого котельного железа». Летом 1841 года зал был готов.

Наборный паркет Георгиевского зала

9 августа 1841 года случилась обрушение перекрытий зала, в результате чего только что выполненная отделка была испорчена, утрачены люстры и паркет. Железные балки вырвало из стены, поскольку они оказались недостаточно заглублены. Несмотря на то, что комиссия, расследовавшая причины катастрофы, не нашла изъяна в применявшейся системе перекрытий, было принято решение её усовершенствовать — перекрытие зала сделали шатровым, стены надстроили.

Монументальность архитектурного решения была подчёркнута разбивкой металлического потолка на глубокие кессоны, внутренние поверхности которых декорированы орнаментальными композициями из выбивной позолоченной меди. По распоряжению Николая I рисунок паркета повторил разбивку и орнаментальные мотивы потолка. Уникальный паркет зала содержит набранный из 16 пород рисунок, который ярко выделяется на фоне красного дерева (для Тронного зала сделали исключение, применив столь мягкую быстро изнашивающуюся породу). Рисунок позолоченных орнаментов потолка зала повторяет узор паркета из 16 пород цветного дерева. При повторном восстановлении откорректировали развеску люстр, раскрыв центральный вид на барельеф: над тронным местом разместился огромный мраморный барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона».

Под Георгиевским залом располагались кухни с подсобными помещениями. В западном углу был устроен подъёмник для доставки пищи из главного буфета, разместившегося в антресольном этаже под залом. Это место и сейчас легко обнаружить по характерным конструкциям паркета. В подвале был устроен главный ледник дворца. Но из-за находившихся рядом пневматических печей лёд преждевременно таял, создавая сырость, поэтому в 1855 году ледник был упразднён.

В 1915—1917 гг. зал занимал военный госпиталь Красного Креста. Здесь расположился раздаточный пункт, из которого пищу развозили по залам, превращённым в палаты. Действовал подъёмник, с помощью которого из кухни доставляли пищу для раздачи[5].

В 1917 году с тронного места были сняты символы Российской империи, а в 1930-х гг. оно было полностью разобрано. После Великой Отечественной войны, в 1946 г., в зал вместо тронного места была помещена выполненная из самоцветов и драгоценных камней карта-панно «Индустрия социализма» Советского Союза, изготовленная для Всемирной выставки «Искусство и техника в современной жизни» в 1937 г. в Париже, получившая Grand Prix Выставки[уточнить], а позже в 1939 г. в Нью-Йорке получившая золотую медаль.

Точное место хранения шедевра панно во время войны сейчас неизвестно, по мнениям исследователей, это был или Нью-Йорк (карта выступала гарантийным обеспечением некоторых соглашений по ленд-лизу), или Екатеринбург.

После окончания войны, в 1946 г., по распоряжению Совета Министров СССР, уникальный экспонат был передан в Государственный Эрмитаж. При проведении реставрационных работ перед окончательной экспозицией, порученной Художественному ремесленному училищу № 240, было решено восстановить карту как политико-административную, с новыми административным границами, сняв с неё условные обозначения промышленных предприятий, масштаб карты был расширен для экспозиции с 24 до 27,5 кв. м. 28 апреля 1948 года карта с гербами республик СССР была выставлена в Георгиевском зале Эрмитажа.

По периметру Георгиевского зала под потолком были размещены выполненные вместе с картой в том же стиле и из тех же материалов (благородные металлы, поделочные и драгоценные камни территории СССР) и являющиеся её неотьемлемой частью гербы союзных республик СССР. В 1982 г. карта и гербы были демонтированы в рамках произошедшей смены идеологии экспозиций Эрмитажа, реставрации и полного переоформления зала в дореволюционном стиле.

До 1988 г. карта-панно и гербы союзных республик хранились в запасниках Эрмитажа без должного присмотра. В период перестройки считалось, что местонахождение панно и его элементов неизвестно, карта утрачена или даже продана за границу. После проведённых журналистских расследований конца 1980-х гг. карта была обнаружена в плохом состоянии и вывезена энтузиастами в фонды Геологического музея ВСЕГЕИ, далее, после длительной реставрации и восстановления утраченных фрагментов и элементов из драгоценных камней специалистами Царскосельской Янтарной мастерской, с конца 2000-х годов, панно и несколько гербов союзных республик СССР снова экспонируются в ведомственном Геологическом Музее ВСЕГЕИ (Центральный научно-исследовательский геологоразведочный музей имени академика Ф. Н. Чернышева (ЦНИГР МУЗЕЙ).

В 1997—2000 годах тронное место было восстановлено. Большой императорский трон был исполнен в Лондоне 1731—1732 гг. Н. Клаузеном по заказу императрицы Анны Иоанновны.

В этом зале проходили официальные церемонии и приёмы, устраивались парадные обеды.

27 апреля 1906 г. депутаты Государственной Думы и члены Государственного Совета были приглашены на торжественный прием в Зимний дворец, где в Георгиевском зале с тронной речью к ним обратился Николай II. Впервые в стенах императорской резиденции можно было увидеть «группы провинциальных адвокатов и докторов, одетых в сюртуки», крестьян в своих парадных кафтанах, рабочих в блузах, священников в рясах; многие встречали рождение российского парламента в «самодельных» и «самотканных» народных костюмах.

В 2013 году Государственный Эрмитаж возродил традицию празднования Дня святого Георгия, которое проходит ежегодно 9декабря в Георгиевском зале[6]. Во время церемонии выносят подлинные знамёна и штандарты Российской императорской армии.

  • Большой императорский трон

  • Вид зала в 2009 году

  • Люстра. Деталь

  • Аполлонов зал

  1. ↑ РГИА, ф. 14, оп. 1, д. 153. л. 249—257.
  2. ↑ РГИА, ф. 468, оп. 35, д. 273. л. 19, 22.
  3. ↑ РГИА, ф. 468, оп. 35, д. 193. л. 2.
  4. ↑ П. И. Кривцовым был прислан проект размещения во втором ярусе Георгиевского зала каннелированных пилястр: ГЭ, инв. № 17088
  5. С. Ф. Янченко. А. В. Сивков. Дворцы Эрмитажа в советский период. — СПб.: Гос. Эрмитажа, 2018. — С. 55. — 550 с. — ISBN 978-5-93572-788-8.
  6. ↑ Интернет-газета «Карповка»: Эрмитаж возродил традицию празднования Дня святого Георгия
  • В. М. Глинка, Ю. М. Денисов, М. В. Иогансен и др.; Под общ. ред. Б. Б. Пиотровского. Эрмитаж. История строительства и архитектура зданий.. — Л.: Стройиздат, Ленинградское отделение, 1989. — 560 с. — ISBN 5-274-00375-3.
  • Т. Л. Пашкова. Император Николай I и его семья в Зимнем дворце. — СПб.: Гос. Эрмитажа, 2014. — 464+524 с. — ISBN 978-593572-585-3.
  • Эрмитаж / Под общей ред.. — М.: Иван Фёдоров, 2006.

Гербовый зал Зимнего дворца — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

общий вид

расположение в зданиях Эрмитажа

Гербовый зал — одно из самых больших парадных помещений Зимнего дворца, использовалось в качестве аванзала дворца. Площадь - 1000 квадратных метров. Оформлен и спроектирован В. П. Стасовым в 1839 году.

В связи с тем, что в царствование Екатерины II Тронный зал Растрелли не был завершён, в 1774 году принимается решение коренным образом переделать под представительские функции находящуюся рядом с апартаментами Екатерины II Светлую галерею, на месте которой появляется Белая галерея, созданная по проекту архитектора Фельтена. Классическая колоннада из парных колонн поддерживала расположившийся по периметру балкон второго яруса. Белые колонны коринфского ордера были украшены лепными венками.

Однако вид нового зала по каким-то причинам не удовлетворил императрицу и уже в 1776 году принимается решение отделать галерею цветным камнем. Идею использовать цветной натуральный мрамор в парадных интерьерах Фельтен высказывал ещё в 1764 году, но одобрение последовало лишь спустя двенадцать лет. Беспримерная в отечественном строительстве отделка грандиозного зала «российским камнем» совпадала с идеей прославления могущества империи. В 1776 году был заключён контракт на изготовление для галереи мраморных деталей: 52 колонны, 48 пилястр и 165 аршин антаблемента с балюстрадой[1]. Этот затратный проект не был реализован.

В 1830 году император Николай I решил придать залу иное смысловое значение. Главная идея нового проекта — прославление могущества Российской империи.

Воссоздан В. П. Стасовым в стиле позднего русского классицизма после пожара 1837 года для торжественных церемоний. Помещение было увеличено в длину на 12 метров. У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами (скульптор Ю. Штрейбенберг), на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах. Зал окружает колоннада, несущая балкон с балюстрадой. Торжественный образ Гербового зала подчёркнут величественным ритмом французских окон, чередующих с массивными, сплошь позолоченными, колоннами. Позолота, ставшая доминирующим художественным приёмом в отделке зала, вызывала неоднозначную реакцию у современников.

В 1796 году Павел I в Белой галерее устроил Траурную залу для торжественного прощания со своими усопшими родителями.

В 1825 году зал имел траурное убранство для прощания с прахом императора Александра I. Ложная псевдоготическая аркада со стрельчатыми арками окружала траурный катафалк в центре зала (проект О. Р. Монферрана).

В зале проводились дворцовые маскарады, парадные приёмы и балы.

По случаю открытия «народного театра» 12 июля 1919 года здесь была дана комедия Мольера «Лекарь поневоле».

В центре зала установлена колоссальная чаша из таганайского авантюрина[2], выполненная мастером Гаврилой Налимовым по проекту Ивана Гальберга. Чаша весом более 250 пудов (4 тонны) изготовлялась на Екатеринбургской гранильной фабрике[3] и была закончена в 1842 году[4].

Перед входом в Военную галерею установлены торшеры, перенесённые сюда из бывших царских покоев.

В зале проводятся временные выставки.

  • Дополнительные фотоматериалы с Викисклада
  • Э. П. Гау. Гербовый зал. Акварель. 344x454. 1863 г.

  • оформление входа

  • Чаша в центре зала

  • Эрмитаж / Под общей ред.. — М.: Иван Фёдоров, 2006.
  • Пашкова Т.Л. Император Николай I и его семья в Зимнем дворце. — СПб.: Гос. Эрмитажа, 2014. — 464+524 с. — ISBN 978-593572-585-3.
  • Гастроли театра КОМЕДИ ФРАНСЭЗ. Москва, Ленинград, 1954. Государственное издательство "Искусство".

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о