Зимний дворец автор – Зимний дворец — Википедия. Что такое Зимний дворец

Содержание

Зимний дворец — Википедия

Зимний дворец в Санкт-Петербурге  (в 1918–1943 гг. — Дворец Искусств[2][3]) — в прошлом главный императорский дворец России, расположенный по адресу: Дворцовая площадь, 2 / Дворцовая набережная, 38. Нынешнее здание дворца (пятое) построено в 1754-1762 годах русским архитектором итальянского происхождения Бартоломео Франческо Растрелли в стиле пышного елизаветинского барокко с элементами французского рококо в интерьерах. Начиная с советского времени в стенах дворца размещена основная экспозиция Государственного Эрмитажа.

С момента окончания строительства в 1762 году по 1904 год использовался в качестве официальной зимней резиденции российских императоров. В 1904 году Николай II перенёс постоянную резиденцию в Александровский дворец в Царском Селе. С октября 1915 года до ноября 1917 года во дворце работал госпиталь имени царевича Алексея Николаевича. С июля по ноябрь 1917 года во дворце размещалось Временное правительство. В январе 1920 года во дворце открыт Государственный музей революции, разделявший здание с Государственным Эрмитажем вплоть до 1941 года.

Зимний дворец и Дворцовая площадь образуют красивейший архитектурный ансамбль современного города и являются одним из главных объектов внутрироссийского и международного туризма.

История

Первый дворец — Свадебные палаты Третий дворец — дворец Анны Иоанновны

Всего за период 1711—1764 годов в городе возводилось пять зимних дворцов. Первоначально Пётр I поселился в построенном на скорую руку в 1703 году недалеко от Петропавловской крепости одноэтажном доме[4].

Первый Зимний дворец — Свадебные палаты Петра I

Пётр Великий владел участком между Невой и Миллионной улицей (на месте нынешнего Эрмитажного театра). В 1708 году здесь, в глубине участка, строится деревянный «Зимний дом» — небольшой двухэтажный дом с высоким крыльцом и черепичной крышей

[5]. В 1712 году были выстроены каменные Свадебные палаты Петра I. Этот дворец стал подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Даниловича Меншикова к свадьбе Петра I и Екатерины Алексеевны.

Второй Зимний дворец — дворец Петра I у Зимней канавки

В 1716 году архитектор Георг Маттарнови по приказу царя приступил к постройке нового Зимнего дворца, на углу Невы и Зимней канавки (которую тогда называли «Зимнедомным каналом»). В 1720 году Пётр I со всем своим семейством переехал из летней резиденции в зимнюю. В 1725 году в этом дворце Пётр скончался.

Третий Зимний дворец — дворец Анны Иоанновны

Позднее императрица Анна Иоанновна посчитала Зимний дворец слишком маленьким и в 1731 году поручила его перестройку Ф. Б. Растрелли, который предложил ей свой проект переустройства Зимнего дворца. По его проекту требовалось приобрести стоявшие в то время на месте, занимаемом нынешним дворцом, дома, принадлежавшие графу Апраксину, Морской Академии, Рагузинскому и Чернышеву. Анна Иоанновна проект одобрила, дома были скуплены, снесены и весной 1732 года началось строительство. Фасады этого дворца были обращены на Неву, Адмиралтейство и на «луговую сторону», то есть на дворцовую площадь. В 1735 году строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него на жительство. Четырёхэтажное здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему началась пристройка по луговой стороне технических построек, сараев и конюшен

[5].

Здесь 2 июля 1739 года состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. После смерти Анны Иоанновны сюда привезли малолетнего императора Иоанна Антоновича, который пробыл здесь до 25 ноября 1741 года, когда Елизавета Петровна взяла власть в свои руки. При Елизавете продолжилась пристройка ко дворцу служебных помещений, в результате к 1750 году он «

представлял вид пестрый, грязный, недостойный места им занимаемого и самая странность императорского дворца, одним крылом примыкающего к Адмиралтейству, а другим в противоположной стороне, к ветхим палатам Рагузинского, не могла быть приятна государыне»[6]. 1 января 1752 года императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца, после чего были выкуплены соседние участки Рагузинского и Ягужинского. На новом месте Растрелли пристраивал новые корпуса. По составленному им проекту эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и быть оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 года императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 метров. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения нового Зимнего дворца. В результате архитектор принимает решение строить всё здание заново, новый проект был подписан Елизаветой Петровной
16 июня
(27 июня) 1754 года[5]:

Понеже в С.-Петербурге наш Зимний Дворец не токмо для приёму иностранных министров и отправления при Дворе во уреченные дни праздничных обрядов, по великости нашего императорского достоинства, но и для умещения нам с потребными служительми и вещьми доволен быть не может, для чего мы вознамерились оный наш Зимний Дворец с большим пространством в длине, ширине и вышине перестроить, на которую перестройку по смете потребно до 900.000 рублев, какой суммы, расположа оную на два года, из наших соляных денег взять невозможно. Того для повелеваем нашему Сенату сыскать и нам представить, из каких доходов такую сумму по 430 или 450 тысяч рублев на год взять к тому делу возможно, считая с начала сей 1754 и будущий 1755 годы, и чтобы сие учинено было немедленно, дабы не упустить нынешнего зимнего пути для приготовления припасов к тому строению

Четвёртый (временный) Зимний дворец

Был построен в 1755 году. Его построил Растрелли на углу Невского проспекта и набережной р. Мойки. Был разобран в 1762 году[7].

Пятый (существующий) Зимний дворец

С 1754 по 1762 год шло строительство существующего и в настоящее время здания дворца, ставшего в то время самым высоким жилым зданием в Санкт-Петербурге. Здание включало в себя около 1500

wiki2.red

Потоп или культурный слой ютуб. Зимний дворец точка

42

Разбираем самое главное здание культурного слоя ютуба.

ПОТОП ИЛИ КУЛЬТУРНЫЙ СЛОЙ ? 10 ЗАКОПАННЫХ ГОРОДОВ МИРА С ПОДЗЕМЕЛЬЯМИ. ПОЧЕМУ ВСЕ ГОРОДА ЗАСЫПАНЫ ?

2 154 069 просмотров, палец вверх 79 тыс., палец вниз 5,3 тыс.

Канал на ютуб Крамола
Опубликовано: 1 дек. 2018 г.

Опять попалось на глаза вот такое видео. Раньше разбирался с разными второстепенными домами, городами, типа Ярцево, Питер – Зоологический музей, Омаха – штат Небраска, то сё.

А тут подумал, “а не пора ли нам взяться за на Нашего, так сказать, за Шекспира”, то есть за Зимний дворец, который упоминается почти в каждом подобном видео.

Автор этого канала на 3:23 минуте говорит по этому поводу следующее:

Люди ходят по Дворцовой площади и не видят, что главный музей страны, имеет еще минимум один этаж под землей и такая картина наблюдается повсеместно.

Дворцовая площадь, Санкт-Петербург Расчет закопанного этажа Зимнего дворца

И тут же, говорит следующее:

Ладно, допустим, что это после подтопления нанесло столько песка и глины. Но вопрос, почему же после потопа улицы не расчистили? В Тбилиси в 14 году улицы расчищать вышел весь город, а тут почему не расчистили?

И далее по тексту.

Попробуем разобраться

Строительство нового Зимнего дворца, было поручено архитектору Растрелли, в 1731 году, потом он неоднократно перестраивался и расширялся.

Нас интересует нижняя часть здания, посмотрим кто такой архитектор, что строил ранее.

Бартоломео Растрелли

Википедия

Граф Бартоломе́о Франче́ско Растре́лли (итал.Bartolomeo Francesco Rastrelli; также Франческо Растрелли, Варфоломе́й Варфоломе́евич Растрелли; 1700 Париж — до 29 апреля1771) — русский архитекторитальянского происхождения, академик архитектуры Императорской Академии художеств (1771). Наиболее яркий представитель так называемого елизаветинского барокко. Сын обрусевшего итальянца Б. К. Растрелли (1675—1744).

Автор: Lucas Conrad Pfandzelt – http://album.foto.ru/photo/200760/, Общественное достояние, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=822187

Вот про фундаменты Зимнего дворца, оттуда же

Известно, что Растрелли, как правило, не делал традиционных ленточных фундаментов, а создавал мощные платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях. Это позволяло ему при необходимости частично перераспределять нагрузки. Можно сказать, что это отличительная особенность архитектора Растрелли как выдающегося инженера-строителя, прекрасно понимавшего, каким образом нужно возводить сооружения на слабых грунтах в условиях Петербурга.

Предлагаю читателям самим ознакомиться что такое платформы-ростверки из естественного камня и кирпича на свайных основаниях”.

Думаю никто не будет спорить с утверждением, что фундамент нужен? Что есть точка промерзания грунта, общий вес здания и тд.

Почему в таком месте неудобном, подтапливаемом?

Первая, “красная” линия понимаете что такое? А для царя, царицы? Кто такой архитектор? Это прежде всего слуга, какие бы регалии он не носил.

Итак, фундамент на сваях есть, а значит есть и подвал.

Что такое подвал в то время?

Да и сейчас в какой-то степени. Это – место хранения продуктов (естественный холодильник), склад чего нужно, а так же место жительства людей. Каких? Набираем в поисковике “Подвалы Зимнего дворца” и смотрим.

https://history.wikireading.ru/124872

https://history.wikireading.ru/124872

Зимний дворец. Люди и стены [История императорской резиденции, 1762–1917]Зимин Игорь Викторович

Подвал Зимнего дворца

… В подвалах устраивались квартиры и общежития для персонала дворца, там хранили продукты и вина, там находились самые разные кладовые и склады. О степени плотной заселенности подвала и о стремительных изменениях его «географии» свидетельствуют документы. Например, когда в 1842 г. приняли решение о размещении в подвале западного фасада Зимнего дворца бани будущего Александра II, то оттуда пришлось выселить 80 официантов, общежитие которых перевели в подвал под Георгиевским залом[257]. Эта цифра наглядно показывает, насколько плотной была заселенность всех подвальных помещений…

И тд.

Там жили люди и довольно много. Им нужен свет? Естественный? Да, видимо.

Смотрим внимательно на окна и колонны, видим следующее:

Подвал Зимнего дворца

Перед окнами есть некий бруствер, каменный, приступок такой. Не строитель-архитектор, не знаю, как он называется. Подскажите. Он идет по всему фронту здания. Трудно предположить, что когда то по фасаду здания посередине окон шел какой то бордюр. Или этот бордюр потом добавили? После потопа?

А колонны?

Их основание почему вровень с низом бордюра? Или после потопа колонны убрали, сделали бордюр по всему фасаду, заасфальтировали дорогу, не убрав грязь после потопа и потом, на этот “живой” асфальт или другое покрытие стоящее на грязи, поставили колонны… Так я понимаю?

Или арочные полуокна подвала мы принимаем за засыпанные наполовину нормальные окна? У них рамы есть вообще то, соответствующей формы, подоконники.

Окна подвала Зимнего дворца изнутри я не нашел, кому интересно, поищите сами. Посмотрите это:

Пытливый взгляд исследователя заметит заложенное изнутри окно. Я думаю, что его подкорректировали при внешней перестройке, как и все другие, а может функциональность этого помещения требовала доработки.

Александровский дворец в Пушкине

Вот так он выглядит сейчас. Трудно предположить, что его, стоящего далеко от рек и на небольшом холме, тоже засыпало неким потопом. Разве что Большой пруд стал Гигантским.

Социальная лестница

Для кого предназначались подвалы? Для обслуги, охраны и тд. Людей низкого сословия, которые все-таки должны были где то жить в непосредственной близости от царей. А где? На первом этаже? А цари на втором? Серьезно? Наверху, под крышей? Может там кто и жил, но точно не все. И кухарки, официанты с чердака будут бегать в подвал туда-сюда, туда-сюда. А склады, а разгрузка-погрузка, а отопление, печи, то сё.

Что еще с Растрелли?

Вот его дворец в Латвии:

Автор: Jeroen Komen from Utrecht, Netherlands – Rundale palace, still the most beautiful in the world. Latvia, CC BY-SA 2.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=37637993

Тоже засыпан? Во окна подвала видны. В Латвии то?

Ру́ндальский дворец (латыш. Rundāles pils, исторические варианты названия Руэнтальский дворец[2], Руэнталь, нем. Schloss Ruhenthal, буквально — «Долина спокойствия») — один из наиболее значительных памятников архитектуры Латвии, бывшая загородная резиденция герцогов Курляндии. Расположен в селе Пилсрундале, в 12 км к северо-западу от Бауски. Выстроен в стиле барокко по проекту Ф. Б. Растрелли для Э. И. Бирона.

Посмотрите другие его творения.

Вывод – надо бы подучить авторам каналов архитектуру, технологии строительства, а лучше продолжать такую работу. Интересно разбираться, думать и тд.

Говорят Ютуб хочет помечать аналогичные видео значком – “Недостоверная информация”. Вот так вот.

Поделиться ссылкой:

voin-zen.ru

Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917

Введение

Дома, как и люди, в них живущие, имеют свою судьбу и биографию. Эти судьбы и биографии могут быть, как и у людей, различной степени яркости. Однако императорские резиденции по определению «обречены» на всеобщую известность. «Каменный Зимний дворец», построенный после череды деревянных Зимних дворцов, 155 лет «проживший» в качестве главной императорской резиденции, является примером такой яркой судьбы.

Сегодня, говоря о Государственном Эрмитаже, мы воспринимаем его как единое целое, не задумываясь над тем, что это понятие включает архитектурный комплекс, складывавшийся на протяжении почти ста лет и состоящий из нескольких зданий: Зимнего дворца (1754–1762 гг.), Малого Эрмитажа (1764–1775 гг.), Старого Эрмитажа (1771–1787 гг.), Эрмитажного театра (1783–1787 гг.) и Нового Эрмитажа (1839–1851 гг.). У каждого из этих зданий была своя «судьба», достойная отдельных исследований. Однако автор сосредоточился на истории «каменного Зимнего дворца», по сей день являющемся сердцем всего архитектурного комплекса.

Еще до 1917 г. Зимний дворец приобрел двоякую известность. Он воспринимался и как главная парадная резиденция российских монархов, и как хранилище бесценных национальных сокровищ. Общеизвестно, что начало «жизни» и парадной резиденции, и Эрмитажу положила его первая хозяйка – Екатерина II, начавшая собирать коллекцию художественных ценностей. Эта коллекция поначалу хранилась на антресолях императорской половины юго-восточного ризалита Зимнего дворца, а потом, разрастаясь, стала поводом для строительства новых зданий. Залы Зимнего дворца по праву можно назвать первой в России выставочной площадкой художественных ценностей.

Функции Зимнего дворца были чрезвычайно многообразны. Резиденция обеспечивала не только представительскую, жилую и культурную функции, но и административно-хозяйственную, чему в книге будет уделено значительное внимание.

Люди, жившие в Зимнем дворце, в силу своего положения и личностных особенностей оставили след в судьбе императорской резиденции. По сей день незримые тени российских императоров и императриц, работавших, любивших, растивших детей, смеявшихся и плакавших, бросают отсвет своих судеб на стены Зимнего дворца. Хозяева дворца, для которых он был домом, переделывали его под собственные нужды, отпуская колоссальные средства на ремонты и бесконечные перестройки. Они, безусловно, любили свой дом, и отблеск этой любви дошел до нас некоей зыбкой аурой. И поэтому, проходя по обезличенным сегодня залам жилых половин, так хочется если не увидеть, то хотя бы представить, как протекала жизнь владельцев дворца не только в парадных залах, «под прицелом» сотен глаз, но и в жилых комнатах, в которых они подчас оказывались наедине с очень непростыми жизненными ситуациями.

Зимний дворец за полтора века до 1917 г. «видел» всякое – и искреннее человеческое счастье, и глубокое горе. В Зимнем дворце умирали монархи, строились и рушились карьеры многих государственных деятелей. В октябре 1917 г. его штурмовали колонны красногвардейцев, матросов и солдат. Дворец «видел», как менялись его интерьеры в угоду новым властям, пережил блокаду Ленинграда. С ним связан целый сонм городских легенд. И в конечном итоге Зимний дворец стал не только неким парадным символом имперского Санкт-Петербурга, который «знают все», но и частью эфемерной, но от этого не менее реальной души города. И поэтому-то нас тянет сюда снова и снова.

Рассказывая о стенах Зимнего дворца, автор старался группировать имеющийся материал «по ризалитам» и «по фасадам» резиденции, охватывая все три этажа. Это не всегда получалось, поскольку многочисленные ремонты и переезды из «квартиры в квартиру» накладывались друг на друга и по времени, и в пространстве. Но по возможности в изложении материала автор придерживался «географического» принципа изложения собранного материала.

Зимний дворец – это настоящая планета, ее изучением можно заниматься бесконечно. И несмотря на то что о Зимнем дворце написаны сотни книг, в истории этого здания остаются страницы, которые будут интересны новым поколениям читателей, хорошо представляющих, что Зимний дворец – это тоже «наше всё».

Стены Зимнего дворца

Архитектор Ф.Б. Растрелли

Начало…

Любой дом, будь то хижина или императорская резиденция, начинается со стен. Потом судьбы стен и людей переплетаются в причудливую вязь, из которой в результате сплетается то, что принято называть ДОМОМ. Поэтому мы и начнем со стен…

Зимний дворец, возведенный Ф.Б. Растрелли по воле императрицы Елизаветы Петровны, представляет собой огромный прямоугольник с причудливыми линиями фасадов длиной – 152 м, шириной – 117 м. Высота Зимнего дворца в 28 м на долгие годы стала некой константой, определяя высоту архитектурного ландшафта столицы.

Традиция разделять резиденции на «зимние» и «летние» восходит к временам Московского царства, когда из стен Теремного дворца Московского Кремля московские цари по весне переезжали в привольное Измайловское или Коломенское. Это деление на зимний и летний дома сохраняется на подсознательном уровне и поныне, когда после долгой зимы мы с радостью перебираемся на свои скромные сотки под громким названием «дача».

Когда Петр I обжился на берегах Невы, то у него, как и в Москве, наряду с летним дворцом появился и свой зимний дворец. В последующие четверть века Зимние дворцы меняли свою «географию», но неизменным оставалось их расположение на Адмиралтейской стороне. Из окон меняющихся зимних дворцов всегда можно было увидеть стальную гладь Невы и строгие очертания Петропавловки. Все оставалось, как при Петре Великом…

Дочь Петра I императрица Елизавета Петровна задумала строительство большого каменного Зимнего дворца в начале 1750-х гг. В январе 1752 г. Ф.Б. Растрелли представил ей первые наметки будущей резиденции. После ряда уточнений 16 июня 1754 г. «дщерь Петрова» утвердила план будущего дворца, на котором архитектор обозначил основную планировочную схему. У Растрелли к этому времени уже имелся внушительный опыт работы над парадными императорскими резиденциями, это были Большой Петергофский дворец и Большой дворец в Царском Селе.

Резиденция планировалась как огромный и роскошный дворец с обширным внутренним двором. Императрица Елизавета Петровна всегда тяготела к роскоши, и ее главная резиденция должна была стать зримым символом могущества и богатства молодой империи.

Работы велись бешеными темпами, поскольку стареющая императрица страстно желала вселиться в свою будущую главную парадную резиденцию – каменный Зимний дворец. О темпах строительства свидетельствуют следующие цифры. В 1754 г. на нулевом цикле трудилась тысяча каменщиков. Летом 1755 и 1756 гг. над возведением стен работали 1900 каменщиков. В сезон 1757 г. – 2323 чел., в 1758 г. – 2250 чел. Это были преимущественно каменщики-профессионалы, собранные из Ярославской и Костромской губерний.

Л. Токе. Портрет императрицы Елизаветы Петровны. 1758 г.

Вместе с тем из указа 2 апреля 1758 г. от Правительствующего Сената видно, что при строении «каменного Зимнего дома» находились на работах и арестанты[1]. Арестантов для строительства Зимнего дворца привлекали не случайно. Темп работ был так высок, а условия жизни и работы так тяжелы, что только за 1762 г. со стройки «самовольно бежало» более 100 человек «вольных» рабочих. При этом многие из них оставили казне даже заработанные деньги[2]. К 1759 г. этап возведения каменной кладки стен в целом завершили, дворец подвели под крышу, и начались фасадные отделочные работы[3].

Естественно, при столь масштабном строительстве бывали и упущения, и злоупотребления. Поэтому в мае 1759 г. генерал В.В. Фермор приказал Конторе строения «наикрепчайше и неусыпно смотреть над офицерами, мастерами, подмастерьями и путиловскими каменщиками»[4].

Императрица торопила Растрелли. Она страстно хотела пожить в своем «новом Каменном доме». Конечно, никто не знает, сколько ему отпущено прожить на свете, но императрица Елизавета Петровна все чаще прихварывала и, видимо, чувствовала, что «блестящий век» «дщери Петровой» подходит к концу. В 1760 г. она категорически потребовала от Растрелли завершить все отделочные работы в течение 1761 г. Для того чтобы ускорить завершение отделочных работ, рабочих поощряли к работе даже в «шабашные дни» (т. е. выходные. – И. З.), за что им давали двойную плату[5]. Но объем работ в огромном дворце был таков, что поставленные императрицей сроки были совершенно нереальными. Наверное, это понимала и Елизавета Петровна.

Портрет В.В. Фермора

Тем не менее Растрелли «бросил» все имеющиеся ресурсы на отделку личных покоев Елизаветы Петровны (две опочивальни и кабинет), покоев цесаревича Павла Петровича, а также некоторых примыкавших к ее покоям помещений: Церкви, Оперного дома и Светлой галереи. Однако Елизавета Петровна так и не пожила в своем новом дворце. Она скончалась в декабре 1761 г.

Первым, но очень недолгим хозяином Зимнего дворца стал племянник Елизаветы Петровны – император Петр III Федорович. Он не менее категорично приказал Растрелли завершить отделочные работы в Зимнем дворце к Пасхе 1762 г. Распоряжение, как водится, выполнили, и хотя дворец стоял сырой, а многие из его помещений не имели отделки, строительство резиденции официально сочли завершенным. В Пасху 1762 г. Зимний дворец торжественно освятили и сдали в эксплуатацию.

Перед переездом в Зимний дворец произошла история, часто упоминаемая всеми бытописателями императорской резиденции. Дело в том, что Петр III категорически распорядился убрать все хозяйственные постройки и строительный мусор со стороны «луга», т. е. будущей Дворцовой площади. А когда императору тактично дали понять, что столь значительный объем работ в столь сжатые сроки выполнить невозможно, то император в отве т предложил весьма нестандартный ход. Он велел хозяйственникам объявить петербуржцам, что все находящееся на «лугу» можно забирать совершенно бесплатно. Народ буквально бросился «на луг», расчистив его от мусора в рекордные сроки. Надо отдать должное Петру III, не только тонко почувствовавшему «потаенные струны народной души», но и грамотно их использовавшего».

Неизвестный художник. Портрет императора Петра III. 1762 год

Петр III, проживавший в елизаветинском деревянном «Зимнем доме» с ноября 1755 г., переехал в Зимний дворец в апреле 1762 г. Он занял помещения на втором этаже юго-восточного ризалита дворца, где «для скорости» вместо паркета положили простые сосновые полы. Его «ординарная опочивальня» располагалась на углу дворца и выходила окнами второго этажа на Миллионную улицу. Для того чтобы императору было легче ориентироваться в громаде Зимнего дворца, архитектор Ф.Б. Растрелли поднес ему большой план резиденции.

Бытописателю старого Петербурга П.Н. Столпянскому приезд Петра III в Зимний дворец виделся следующим образом: «Тихо, медленно, длинным цугом запряженные, подъезжают одна за другой золоченые кареты… Соскакивают с запяток гайдуки, откидывают ступеньки, открывают дверцы, и из высоких, с зеркальными стеклами, с картинами Ватто кузовов карет, покоящихся вместо рессор на широких ремнях, выходили в париках, в раззолоченных кафтанах, башмаках с пряжками кавалеры, с легкой грацией выскакивали дамы, девицы, в широких юбках, в фижмах, в робронах, с кокетливо помещенной на розовой щеке мушкой и с громадною a la кораблик причёской…»[6].

Беспокойный император немедленно затеял переделки. В парадной опочивальне поменяли альков – почему-то Петра III очень волновал этот альков. В череду покоев Петра III наряду с обязательным Кабинетом вошла не менее обязательная Библиотека. Планировалось создание Янтарного зала по образцу и подобию Царскосельского. Все это время неустанно топились на первом этаже огромные печи, просушивая сырые стены дворца.

Г.Х. Гроот. Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны

Петр III прожил во дворце всего несколько месяцев, с апреля по июнь 1762 г., после чего 12 июня 1762 г. навсегда покинул его, переехав в любимый Ораниенбаум. Во время его короткого пребывания в Зимнем дворце произошел многократно описанный биографами Екатерины II эпизод. За три дня до отъезда, на парадной трапезе в честь окончания войны со столь почитаемым Петром III Фридрихом II, недальновидный император публично назвал свою жену дурой, тем самым фактически форсировав подготовку переворота, предрешившего его судьбу. В августе 1762 г. Екатерина II упомянула об этом случае в письме к Станиславу Понятовскому: «В день празднования мира, нанеся мне публично оскорбления за столом, он приказал вечером арестовать меня. Мой дядя, принц Георг, заставил отменить этот приказ».

В Ораниенбауме в конце июня 1762 г. Петр III подписал отречение. А через несколько дней императора убили в Ропшинском дворце. Так смертью Петра III начался «блестящий век» Екатерины II, которая и стала первой настоящей хозяйкой Зимнего дворца.

mybook.ru

Шедевр знаменитого Растрелли – Зимний дворец

Очень красивым и к тому же самым крупным дворцом Санкт-Петербурга является Зимний дворец. Это его четвертое здание, оставившее далеко позади все предыдущие, по масштабам и роскошности отделки. Возводить, дворец, начали в 1754 году, а закончилось сооружение, через восемь лет, в 1762 году.

674.мир.2

Автором проекта стал знаменитый архитектор Б. Растрелли. По сути, Зимний дворец, является выдающимся примером позднего петербургского барокко. Планировка Зимнего дворца, отличается тем, что в плане, это четкий, правильный четырехугольник с довольно широким внутренним двором. Видно, что архитектор хотел придать этому зданию величия и масштабности, ведь это будущий дворец самодержцев Российских, и это ему удалось.

674.мир.4

Невооруженным взглядом видно, что колоссальных размеров дворец господствует над всей близлежащей территорией и зданиями. И при всей громадности здания, тут тяжело обнаружить однообразие. Растрелли планировал все фасады индивидуально, учитывая их расположение и предназначение. Например, фасад с северной стороны устремлен на Неву, сооружен он в виде прямой стены без особых выступов. И совсем другое дело южный фасад, он выходит на Дворцовую площадь, здесь сооружено три въездные арки и этот фасад является главным во всем комплексе. За ним расположен парадный двор.

674.мир.5

Что же касается восточного и западного фасадов, то здесь стоило бы подробнее остановиться на западном, он выходит к Адмиралтейству к площади, где знаменитый Растрелли планировал установить созданную его отцом статую Петра I на коне. Повествуя о Зимнем дворце, нельзя умолчать об Эрмитаже. Тем более что в свете событий последнего столетия он стал значительно популярнее, чем сам дворец. Ведь за дворцом осталось только то, что там находились правители великой России. А Эрмитаж интересен каждый час, каждую минуту, потому, что здесь собраны шедевры великих мастеров кисти. Это и притягивает сюда посетителей. Потому, что тяга к прекрасному — существует вечно.

set-travel.com

Культурное наследие России. Зимний дворец :: SYL.ru

Зимний дворец в Петербурге – памятник архитектуры и грандиозное музейное собрание с мировым именем и значением. Созданный вскоре после золотой эпохи правления Петра Великого, он стал настоящим сердцем и жемчужиной города. Ежедневно тысячи туристов из разных стран и жители северной столицы России становятся посетителями многочисленных выставок, на которых собраны лучшие произведения великих мастеров живописи и искусства. Именно Зимний дворец станет главным героем нашего повествования

зимний дворецИстория появления

Шикарный дворец, который сегодня является излюбленным местом для экскурсий, изначально был резиденцией первого императора России. Стоит сказать, что того великолепия, которое мы наблюдаем в наши дни, это здание не имело. Домик в традиционном голландском стиле меньше всего был похож на дворец в нашем понимании. Довольно скромное жилище, построенное на скорую руку из дерева, – таким был прототип известного всем грандиозного строения в 1711 году. Со временем был возведен более просторный дом, уже из камня. Главным архитектором, которому было поручено заниматься созданием новой императорской резиденции, был Маттарнови, однако довольно скоро на этом посту его сменил Трезини. Третий по счету Зимний дворец был начат в 1732 году.

зимний дворец эрмитажГлавным зодчим этой версии являлся известный архитектор Растрелли, который в 1755 году порадовал царскую семью и четвертым зданием. Тот вариант резиденции русских императоров, который мы привычно представляем себе как Зимний дворец, – это пятая версия, работы над которой были завершены в 1762 году. На постройку в стиле русского барокко ушло более восьми лет. Результат этой масштабной работы не перестает удивлять нас и сегодня. Отметим, что именно по зданию Зимнего дворца, где расположилось Временное правительство Керенского, был произведен холостой выстрел известного крейсера «Аврора», который ознаменовал начало Великой Октябрьской революции 1917 года. В 1922 году Зимний дворец был передан государственному Эрмитажу – крупнейшему музейному собранию. Площади императорской резиденции настолько огромны, что для того, чтобы изучить их все, понадобится не один день. Зимний дворец – это порядка тысячи покоев, более двадцати километров экспозиций, бесконечные парковые территории и невероятное количество фонтанов.

Интересные факты

зимний дворец в петербургеГоворят, что после завершения строительства одной из версий дворца на прилегающих территориях осталось невероятное количество строительного мусора. Чтобы быстро избавиться от него, Петр III объявил, что любой горожанин может взять себе все, что считает нужным. Эффект превзошел все ожидания: в считанные часы площадь была очищена! Многие нередко отождествляют название музея и самой резиденции: Зимний дворец — Эрмитаж. Стоит отметить, что это не одно и то же. Музей считает дворцовое здание только своей небольшой частью. В действительности Эрмитаж включает в себя Меньшиковский и Зимний дворец, Художественную коллекцию и библиотеку, ранее принадлежащую Екатерине II, Эрмитажный театр и Новый Эрмитаж.

www.syl.ru

Санкт-Петербург: Зимний дворец

Санкт-Петербург длительное время был столицей Российского государства. Благодаря этому по количеству царских дворцов в нашей стране он занимает первое место. Многие дворцы города достойны нашего внимания, но самый известный и самый посещаемый из них – Зимний дворец.Для цивилизованного человечества Зимний дворец узнаваем так же безошибочно, как Тауэр или Лувр.

Мало кто знает, что привычное нам здание Зимнего дворца – уже пятое по счету. Первый Зимний дворец был построен для Петра I в далеком 1711 году, сразу после переноса столицы нашего государства из Москвы в Санкт-Петербург. Сегодняшнее здание построил знаменитый итальянский архитектор

Растрелли Бартоломео, строительство велось в 1754-1762 годах. Дворец квадратной формы с внутренним двором, его фасады смотрят на Дворцовую площадь, Неву и Адмиралтейство. Благодаря пышной отделке помещений и фасадов здание смотрится парадно. Главный фасад южный, его прорезает арка для проезда. Зимний дворец до 1917 года был основной императорской резиденцией. Каждый российский император переделывал интерьер сообразуясь со своими вкусами и предпочтениями. Не подвергалась переделкам только Малахитовая галерея дворца.

Зимний дворец начинали строить при императрице Елизавете Петровне, завершилось оно при Екатерине II. Именно Екатерина IIвнесла больше всего переделок в здание Зимнего. При ее участии обустроили Тронный зал, окончательно оформился Георгиевский зал, появился Зимний сад. По ее распоряжению рядом с дворцом построили новое здание, получившее впоследствии название Малый Эрмитаж. Над этим зданием работали архитекторы Ж.-Б. Вален-Деламот и Ю.М. Фельтен. Императрица Екатерина II в Малом Эрмитаже хранила собственную коллекцию живописи, положившую начало экспонатам будущего музея. Коллекция постоянно пополнялась, поэтому скоро в здании не оказалось свободного места для новых экспонатов. Проблема была разрешена постройкой Большого Эрмитажа ( архитектор Ю.М. Фельтен, годы строительства – 1771-1787 ). Примерно в то же время на Дворцовой площади возвели Эрмитажный театр, в котором ставили императорские спектакли. Автор проекта – архитектор Д. Кваренги.

Назначением Нового Эрмитажа также было хранение произведений искусства – скульптур и картин, которым в Малом и Большом Эрмитаже уже не хватало места. Проект этого здания разработал архитектор Л. Кленце, строили зодчие Н.Е. Ефимов и В.П. Стасов.

Во времена правления императора Николая I архитектор Карл Росси в Зимнем дворце создал Галерею 1812 г. Николай I придавал Зимнему дворцу настолько важное значение, что в 1844 г. издал специальный указ, который запрещал строить в Санкт-Петербурге здания гражданского назначения выше дворца. Удивительно, но фасад Зимнего Дворца составляет целых 200 метров для размещения основной резиденции императоров России.

При государе Николае II Зимний – место проведения парадных обедов, торжественных приемов и резиденция царя во время его нахождения в городе. Зимний дворец был передан Эрмитажу в 1917 году. Кроме названных выше зданий, музею стали принадлежать еще бывшее здание Главного штаба и Меншиковский дворец. В Главном штабе были воссозданы три зала, в которых сегодня проводятся выставки современного искусства. А еще в нем расположены административные помещения Эрмитажа.



gallerix.ru

Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917

У Игоря Зимина я читала прежде вот эту книгу и осталась с самыми положительными впечатлениями, дав себе обещание прочитать все его книги. Тогда я рецензию писать поленилась, так что восполню пробел сейчас и надеюсь, что и другие заинтересуются этим замечательным автором и его потрясающе интересными книгами (прям аж обидно, что у таких отличных книг почти нет читателей на ЛЛ).
Игорь Зимин пишет научно-популярные книги в самом лестном смысле слова: с одной стороны поражает уровень эрудиции и знания автора, кажется что нет ни одной мелочи, которой бы он не знал (Список использованных источников поражает своею обширностью и всеохватностью — мемуары, биографии, исторические сводки, реестры, отчеты, письма итд). Все очень скурпулезно, серьезно и подробно, а с другой стороны написано настолько доступно, интересно и захватывающе, что книга будет интересна даже тем, кто никогда не бывал или слышал только шапочно о резиденции российских императоров (я уже как то писала, что те, кто пишут о конкретном городе или здании зачастую рискуют тем, что их книга будет интересна только жителям этого конкретного города, и есть особое мастерство в том, чтобы своим произведением заинтересовать и других читателей. Игорь Зимин эту задачу выполнил с честью).
Итак, Зимний Дворец в течение долгого времени являлся и хранилищем сокровищ Российской Империи, и резиденцией российских монархов, многочисленных членов их семей и служащих двора. (Общее число проживавших в Зимнем Дворце достигало 3000 человек!).
Кстати, этимология названия «Зимний дворец» не вполне очевидна нынешнему обывателю, но при некотором размышлении вполне объяснима:

Традиция разделять резиденции на «зимние» и «летние» восходит к временам Московского царства, когда из стен Теремного дворца Московского Кремля московские цари по весне переезжали в привольное Измайловское или Коломенское. Это деление на зимний и летний дома сохраняется на подсознательном уровне и поныне, когда после долгой зимы мы с радостью перебираемся на свои скромные сотки под громким названием «дача».

За свою историю Зимний служил не только домом для членов императорской семьи (хотя, справедливости ради надо сказать, что не все члены монаршей семьи любили Зимний. Некоторые предпочитали строить новые дворцы и жить там, считая Зимний слишком громоздким, помпезным, холодным и малопригодным для постоянной семейной жизни). Это был и символ богатства и влияния российской монархии, а собрание сокровищ собранное в течение нескольких веков в его стенах могло поразить самого скептичного и взыскательного гостя. Увы, время безжалостно, и многие сокровища были утрачены, уничтожены или просто варварски распроданы (я для экономии времени и места не могу подробно останавливаться на этой теме, но вы можете поискать сколько мировых шедевров были варварски уничтожены или проданы правительством большевиков после революции). Но тем не менее, собрание сокровищ Эрмитажа и сейчас по праву считается одним из самых впечатляющих в мире.
Но вернемся к тому, на чем сфокусирована эта книга — как функционировал Зимний в качестве жилой резиденции. Зимний дворец не был раз и навсегда построенным статичным строением — он много раз достраивался, перестраивался, ремонтировался чтобы соответствовать вкусам и потребностям того или иного монарха и его семьи. Увы, о прежних «состояниях» Зимнего в те или иные периоды времени мы сейчас можем узнать только по книгам и мемуарам (или по таким замечательным книгам как у Зимина, где все собрано, систематизировано). Кстати, книга очень богато иллюстрирована (жалко только, что иллюстрации черно белые), там есть масса репродукций картин, акварелей и зарисовок монарших интерьеров сделанных художниками в разные эпохи и поистине бесценных, так как далеко не все интерьеры сохранились по самым разным причинам. Кстати, многие из упомянутых рисунков использованных в книге можно посмотреть тут в цвете (рекомендую посмотреть, даже если вы не собираетесь читать саму книгу).
Если кто был в Эрмитаже (я там была один раз, что конечно ничтожно мало, но впечатлений я все равно получила массу), то может у вас тоже проскользнули чувства, сходные с теми, что испытывала Лиза в «Двенадцати стульях», которая размышляла о том, подошли бы ей такие интерьеры и куда бы она поставила свой матрас. Или как там же был безымянный посетитель, который бродил по залам и цедил «Богато жили, буржуи». Да, нам, нынешним сложно понять, каково это — жить каждый день в таких интерьерах, в таком огромном пространстве. По нынешним меркам, недостатком Зимнего служит то, что почти все комнаты сплошь проходные, что наверно нашло бы сейчас отражение в цене недвижимости (хи-хи), но высокие потолки (кстати, тоже вопрос — так как из за величины помещений и высоких потолков в прежние времена суровыми петербургскими зимами было очень сложно обогреть помещение, и монархи и их члены семей нещадно мерзли) и месторасположение (тут нечего возразить), а также полностью автономная инфраструктура искупали недостатки планировки.
(Дальше сканы и картинки, прошу под кат).

Дальше…

Та или иная монаршеская семья облюбовывала себе тот или иной кусок огромного дворца, где в соответствии с их потребностями и вкусами им обустраивали что-то наподобие отдельных квартир. Вот как, например, выглядели покои Екатерины II (дайте мне компас, карту и GPS):

Всем помещениям и их обитателям велся строгий учет. Позволю себе для демонстрации процитировать такой показательный фрагмент:

Причем инвентаризации подлежали и люди, и стены. Так, летом 1826 г. хозяйственные подразделения составили для царя список всех, живущих в Зимнем дворце. Царь хотел точно знать, кто, кроме его семьи, живет в Зимнем дворце. В результате документ, датированный 20 июня 1826 г., стал неким «моментальным снимком» не только о битателей Зимнего дворца, но и распределения между ними его «жилой площади». На главном «императорском этаже» тогда находились следующие помещения (мы приведем данные в виде таблицы, так, как это сделано в архивном документе; курсивом выделены либо половины, либо комнаты, занимаемые одним лицом).

Только названия комнат могут ввести в ступор и вызвать головокружение! Кстати, «уборными» тогда назывались не туалеты типа сортира, а комнаты, где «убирались» утром перед выходом к людям, то есть причесывались и «убирали» лицо. Да-да, для этого необходима отдельная комната, а вы не знали?
И «антресоли» в Зимнем это, конечно же, не привычные нам миникладовки под потолком для хранения банок с консервациями и всякого хлама.
Кстати, мебельщик Гамбс из тех же «Двенадцати стульев» был вполне реальным лицом, мало того, он был одним из поставщиков мебели для российского императорского двора, и с его мебелью случился такой конфуз:

А в сентябре 1827 г. появились претензии к мебельщику Гамбсу, поскольку Николай I заметил, что «лак, коим покрыта мебель в комнатах Государыни Императрицы Александры Федоровны, имеет дурной запах». Поэтому мебельщику настоятельно предложили «для покрытия мебели употреблять впредь лак самый чистый и без всякого дурного запаха». Также император велел убрать запах от машинного масла на лифте Салтыковской лестницы. Возможно, императрица была в очередной раз беременна и начала замечать запахи, после того как эта мебель простояла в ее комнатах почти год.

Я могу еще долго перечислять интереснейшие факты из книги Зимина о доме и его обитателях, нет ни одной области, которая бы не была охвачена — строительство и переделки, ремонты и реставрации, устройство кухонь, связи, освещения, отопления, канализации, водопровода, сады (прекрасный уникальный внутренний сад был полностью уничтожен после революции 1917 г. Так и хочется перефразировать профессора Преображенского — где то у Карла Маркса написано, что сады надо уничтожить? Как его уничтожение помогло успеху мировой революции?). Увы, многие прекрасные постройки, и интерьеры погибли в те смутные времена, и теперь мы о них можем узнать только из воспоминаний современников и архивных документов.
Эх, как было бы здорово попасть в Эрмитаж снова с этой книгой в руках, и используя ее как путеводитель и справочник попытаться сквозь толщу веков в нынешних музейных интерьерах увидеть то, как рождался-рос-взрослел-погибал и возрождался вновь великий дворец, символ имперского богатства, где жили хоть и не совсем обычной жизнью, но вполне живые люди.

Общеизвестный снобизм «эрмитажников» понятен. Они каждый день бывают там, куда «остальные» заходят только в качестве посетителей или гостей. Для множества петербуржцев Государственный Эрмитаж, историческим «сердцем» которого является Зимний дворец, остается непостижимым и загадочным миром, раз за разом чуть-чуть приоткрывающим свои тайны.
Автор, впервые оказавшийся в Эрмитаже студентом истфака, до сих помнит потрясение, испытанное им и от Иорданской лестницы, и от «Моста Ватерлоо» Клода Моне. До сих пор, приходя в Эрмитаж, стараешься найти время для того, чтобы спокойно постоять у «своего» «Моста»… Думается, что у каждого из петербуржцев есть в Эрмитаже особо дорогое именно для него место, куда он стремится попасть вновь и вновь.
«Своим» он был и для тех, кто в нем жил. Безжалостное время стерло следы обустраиваемых с такой любовью интерьеров, на фоне которых текла жизнь высочайших семейств, и сегодня, проходя через обезличенный зал № 181, трудно представить, что там когда-то был двухуровневый зимний сад, а затем кабинет Николая II с выходом на угловой балкон… В этой книге сделана попытка показать те старые стены, в которых прошла жизнь людей, во многом определивших судьбу нашей страны. Насколько интересна и удачна эта попытка, судить Вам, Читатель…

Так заканчивает свою книгу Игорь Зимин, и хочу сказать что его попытка удалась. Я очень советую прочитать эту книгу не только питерцам, а и всем, кто интересуется историей, архитектурой и бытом прошлых веков.
(Фото мое, таким я увидела в первый раз Зимний/Эрмитаж).

mybook.ru

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *