Зимний дворец — Царские дворцы — LiveJournal
Ну начнем с самого великолепного и главного царского дворца — Зимнего!Зимний дворец, по словам архитектора Франческо Бартоломео Растрелли, создавался «… для одной славы всеросcийской» и должен был олицетворять величие и силу России, ставшей в середине XVIII века могущественной европейской державой.
В 1754 г. императрица Елизавета Петровна утвердила проект новой резиденции, предложенный ведущим архитектором русского барокко Бартоломео Франческо Растрелли.
Строительство дворца продолжалось долгих восемь лет, которые пришлись на закат царствования Елизаветы Петровны и краткое правление Петра III. Осенью 1763 г. Екатерина II, возвратившись из Москвы в Петербург после коронационных торжеств, становится полновластной хозяйкой Зимнего дворца.
Создание парадной резиденции, которая по замыслу императрицы Елизаветы Петровны должна была затмить своим великолепием дворцы европейских монархов, потребовало огромных денег и громадного числа рабочих.
Около 4000 человек трудились на этой строительной площадке; здесь были собраны лучшие мастера со всей страны. Отделка парадных залов и апартаментов дворца, число которых, по свидетельству его создателя, составляло более 460, отличалась необычайной роскошью.
Зимний дворец поражает грандиозностью масштаба, богатством и разнообразием декора и вместе с тем цельностью и соразмерностью частей. В этом сооружении нашли яркое выражение черты творчества Растрелли, создателя стиля русского барокко: величавая парадность форм, предельная насыщенность декоративными деталями, неудержимое стремление к яркости, пышности, мажорности. Зодчий решил дворец как городское сооружение — колоссальный замкнутый объем с внутренним двором и свободными, ни к каким другим строениям не примыкающими, фасадами. Главный фасад, обращенный в сторону Дворцовой площади, имеет три могучих ризалита. Самый широкий из них, средний, прорезан тремя арочными проемами-въездами, ведущими в огромный парадный двор. Кареты императрицы или ее гостей, миновав часовых, подкатывали к главному подъезду, расположенному в северном корпусе.
Фасады дворца оформлены с присущим творчеству Растрелли разнообразием и выдумкой, вся система украшений подчеркивала необыкновенную в те времена высоту здания — оно господствовало над городом. Архитектор зрительно усилил это впечатление, расположив колонны в два яруса друг над другом. На уровне кровли, венчая дворец, шла балюстрада с декоративными каменными скульптурами и вазами, продолжающими вертикали колонн. Первоначально стены дворца были окрашены светло-желтой краской, а декор и колонны выделены белым цветом, что можно увидеть на рисунках и картинах XVIII — первой четверти XIX века.
Внутренняя планировка здания отличалась ясностью и логичностью. Главные помещения дворца — парадная лестница, тронный зал, собор и театр — должны были находиться в четырех угловых корпусах (ризалитах). Соединяя их, располагались остальные большие и малые залы, жилые комнаты, галереи, кладовые — общим числом, по свидетельству самого автора, более четырехсот шестидесяти.
Парадные интерьеры второго этажа были решены в стиле русского барокко середины XVIII века. Для него характерны анфиладное построение парадных покоев, огромные залы, залитые светом, двойные ряды больших окон и зеркал, пышный рокайльный декор. В настоящее время только некоторые интерьеры дворца дают представление о первоначальном убранстве залов, созданных по рисункам Растрелли. Среди них — Парадная лестница, в XVIII веке называвшаяся Посольской.
Восстанавливая лестницу после пожара 1837 года, архитектор В.П. Стасов сохранил замысел Растрелли и повторил композицию почти без изменений. Как и в XVIII веке, высота огромного раззолоченного помещения, пронизанного потоками света, зрительно увеличена искусной перспективой живописного плафона. Стасов включил в композицию потолка плафон XVIII века с изображением Олимпа, найденный в кладовых Императорского Эрмитажа. Во втором ярусе на пьедесталах у парных пилястр высятся статуи: Верность, Справедливость, Мудрость, Величие, Изобилие, Правосудие, а также Меркурий и Муза. Основанием композиции служит нижний ярус лестницы со стенами, покрытыми орнаментом.
В.П. Стасов использовал декоративные средства стиля барокко, но внес некоторые изменения в облик лестницы. Вместо деревянных колонн, облицованных розовым мрамором, были воздвигнуты монолитные колонны из серого сердобольского гранита, резные золоченые балясины перил заменили мраморной балюстрадой, во всем помещении стал преобладать белый цвет с золотом. Один из современников восстановления дворца писал, что у Стасова убранство лестницы, «не отступая в формах своих от стиля Растрелли, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты, рельефа и правильности рисунка».
Возрождая после пожара Большую церковь, В.П. Стасов руководствовался немногими сохранившимися рисунками и чертежами Б.Ф. Растрелли.
Созданный им интерьер свидетельствует о глубоком проникновении в своеобразие барокко. Большая церковь была одним из самых пышных помещений в Зимнем дворце. В ее убранстве все пронизано светской жизнерадостностью и торжественной приподнятостью. Стены церкви декорированы прихотливо вьющимися орнаментами и порхающими обнаженными «путти».
Резьба и живопись иконостаса гармонично сочетаются с росписью и лепкой парусов и стен. Завершает композицию плафон на тему «Воскресение Христово». С максимальным приближением к первоначальному облику, был воссоздан архитектором интерьер Предцерковного зала.
Отделка Большого Тронного (Георгиевского) зала почти полностью погибла в огне пожара. Однако, чертежи, гравюры и рисунки дают достаточно полное представление об убранстве этого зала, созданного Дж. Кваренги в 1787 — 1795 годах, — одного из лучших образцов парадного интерьера эпохи русского классицизма. Огромный двусветный зал со сдвоенными колоннами коринфского ордера был необыкновенно эффектен. Стасов полностью сохранил архитектурные членения и пропорции зала Кваренги, и, тем не менее, придал интерьеру совершенно иной характер. Вместо полированных колонн цветного мрамора появились колонны из белого каррарского мрамора, плитами которого покрыты и стены. Вместо лепных медальонов во втором ярусе — мраморные парные пилястры. Вместо расписных плафонов с изображениями парящих фигур на фоне безоблачного неба и аллегорических сцен на античные сюжеты — кессонированный потолок с литыми, чеканными, золочеными тягами и орнаментами из бронзы. Устройство не деревянного, как обычно, а медного потолка, подвешенного к железным конструкциям, было смелым инженерным решением.
Строгая и величавая архитектура Георгиевского зала была созвучна торжественности официальных церемоний, которые проходили здесь вплоть до конца царствования династии Романовых.
Созданный Ф.Б.Растрелли Зимний дворец, подлинный шедевр русской архитектуры XVIII века, определил неповторимый архитектурный облик дворцового ансамбля на берегу Невы. Каждое царствование становилось новым этапом в жизни парадной царской резиденции. Интерьеры дворца, созданные самыми знаменитыми архитекторами XVIII-XIX веков, отражали смену архитектурных стилей и художественных вкусов разных эпох.
Источник: Официальный сайт Эрмитажа
Сретенская церковь (Зимний дворец) — Википедия
Сретенская церковь (Малая церковь Зимнего дворца) — домо́вая императорская церковь Зимнего дворца в Санкт-Петербурге. Построенная Бартоломео Растрелли в 1768 году, утрачена в пожаре 1837 года, воссоздана архитектором В. П. Стасовым.
После Февральской революции 1917 года не действует, иконостас демонтирован в 1929 году.
Первый храм Сретения Господня появился в Зимнем дворце ещё при Екатерине I[1]. Церковь по проекту Франческо Бартоломео Растрелли была построена на месте одноимённого храма, существовавшего при дворце Анны Иоановны. Её декоративным убранством занимался мастер И. Джани[2]. Изображений интерьера церкви не сохранилось и сведения о её изначальной отделке скудны[3].
Храм был освящён 10 (21) января 1768 года. Обладая удобным расположением близ жилой половины дворца на втором этаже северо-западного ризалита, он использовался для частных богослужений императорской семьи
При Николае I Сретенская церковь получила статус собора и в ней ежегодно 14 декабря совершались службы в воспоминание трагических событий восхождения Николая на престол[1].
Церковь была уничтожена пожаром 1837 года, в котором пострадал весь дворец. Её восстановление, наряду с другими помещениями, было поручено В. П. Стасову. Архитектор хотел отказаться от попытки воссоздать допожарный вид церкви и сделать её двусветной — однако это не было одобрено императором, указавшим в задании «стараться с возможной точностью возобновить всё в прежнем виде»[3]. Проект восстановления, составленный при активном участии Николая I, был утверждён в апреле 1838 года и в целом послепожарное декоративное убранство воспроизводило первоначальный вид Сретенской церкви[3].
Внутренний вид Малой церкви Зимнего дворца в Петербурге(Н. А. Бурдин, 1840 год)
Малая церковь стала первым помещением Зимнего дворца, восстановленным после пожара[3]. Её освящение состоялось накануне её храмового праздника, дня Сретения Господня, 1 (13) февраля 1839 года — на полтора месяца раньше, чем Большая церковь Зимнего дворца. Чин освящения совершил митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров)[2].
После Февральской революции Временное правительство национализировало Зимний дворец, включая обе размещённые в нём домовые церкви. В ноябре 1917 года на базе Зимнего дворца был открыт Государственный Эрмитаж. 29 мая 1918 года Президиум ЦИК Союза коммун Северной области отказал Братству приходских советов в использовании помещения бывшей домовой церкви, находящейся на территории музея. Право использования помещений церкви было передано Музею революции, и в 1929 году при устройстве лектория музея иконостас был демонтирован. В 1939 году при устройстве служебного помещения для Эрмитажа стены были закрыты щитами с холстом, плафон забелён, а декоративные элементы демонтированы. В дальнейшем в помещении домовой церкви разместились реставрационные мастерские Эрмитажа.
В 1990-е годы проведена реставрация сохранившегося декоративного убранства помещения церкви, в ходе которой был расчищен живописный плафон. В настоящее время помещение используется для нужд реставрационных мастерских Эрмитажа.
Сретение Господне (храмовая икона Малой церкви, вторая треть XVIII века)Декоративное убранство Сретенской церкви воссоздавалось В. П. Стасовым в 1838—1839 годах. Для воспроизведения первоначального, допожарного, облика были использованы сведения о её ремонтах в конце XVIII — первой третьи XIX века, рассказы о том, как выглядел её интерьер.
Церковь получила сложное золочёное барочное убранство — некоторые элементы декора были позолочены по цветному грунту-подложке, при этом объёмные изображения головок ангелов и рокайльные орнаменты были сделаны из папье-маше. Стены были расчленены пилястрами и окрашены в светло-голубой цвет.
Поскольку над церковью находилась Бриллиантовая комната, то помещение не имело сводов; плоский потолок был украшен плафоном с изображением Сошествия Святого Духа работы Н. А. Майкова по рисунку Т. А. Неффа.
В церкви был установлен двухъярусный иконостас работы В. Бобкова:
В иконостасе находилось 16 икон, часть из которых — это спасённые при пожаре старые образа, написанные на холсте во второй трети XVIII века предположительно И. И. Бельским и И. Я. Вишняковым (документы, указывающие на авторство и более точное время написания икон отсутствуют). На стены были помещены новые образа с изображений святителей, написанные Т. А. Неффом. Выбор сюжетов был осуществлён в соответствии с памятными датами истории императорского дома.
На кровле дворца над Малой церковью был устроена звонница с барочным луковичным куполом. Лестница дворца, ведущая к Сретенской церкви, получила название
В ризнице церкви с конца XIX века хранился золочёный серебряный крест с мощами Трёх Святителей и частицей Животворящего Древа, который был привезён из монастыря Пантакратор (Афон)[1].
- Зимин И. В. Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762—1917. — СПб., 2012.
Большой Екатерининский дворец — Википедия
Запрос «Екатерининский дворец» перенаправляется сюда; см. также другие значения.Дворец | |
Екатерининский дворец | |
---|---|
Страна | Россия |
Город | Пушкин, Санкт-Петербург |
Архитектурный стиль | Елизаветинское барокко |
Строитель | Бартоломео Франческо Растрелли |
Архитектор | Франческо Растрелли |
Основатель | Екатерина I |
Дата основания | 1717 год |
Строительство | 1752—1756 годы |
1717 — Закладка первого дворца Екатерины I 1742 — Первая перестройка в царствование Елизаветы Петровны 1752 — Начало капитальной перестройки по проекту Растрелли 1756 — Окончание строительства 1944 — Дворец разрушен 1947 — Начало реставрационных работ 2003 — Открыта воссозданная Янтарная комната | |
Известные обитатели | Императрица Екатерина I (1723-1727), Великая княгиня и Императрица Елизавета Петровна (1723-1761), Императрица Екатерина II (1762-1796), Цесаревич Александр (1841-1855). Фавориты Екатерины II: Г. Потёмкин, А. Ланской, А. Дмитриев-Мамонов, П. Зубов. Ученики лицея Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер и др. Фаворитка Александра II Е. Долгорукова |
Статус | Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520388740176 (ЕГРОКН). Объект № 7810447033 (БД Викигида) |
Сайт | http://www.tzar.ru/museums/palaces/c_atherine |
Объект всемирного наследия | |
Historic Centre of Saint Petersburg and Related Groups of Monuments. Historical Centre of the Town of Pushkin, including the Catherine Palace (Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников. Исторический центр г. Пушкин, включая Екатерининский дворец) | |
Ссылка | № 540-006a в списке объектов всемирного наследия (en) |
Критерии | i, ii, iv, vi |
Регион | Европа и Северная Америка |
Включение | 1990 (14-я сессия) |
Медиафайлы на Викискладе |
Екатери́нинский дворе́ц
Является Объектом культурного наследия России.[3] Входит в состав «Дворцово-паркового ансамбля города Пушкин и его исторический центр», который входит в Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО «Исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним комплексы памятников»[4].
Здание заложено в 1717 году по приказу российской императрицы Екатерины I, в честь которой и называется; в течение XVIII века неоднократно перестраивалось и в современном виде представляет образец позднего барокко. В советское время во дворце открылся музей. В период Великой Отечественной войны дворец был сильно повреждён. Его восстановление заняло долгие годы и ещё не закончено. Восстановление проводится Ленинградской школой реставраторов на строго научной основе.
В истории и архитектуре дворца нашли своё отражение как архитектурные веяния каждой из эпох, которые пережил дворец, так и личные пристрастия российских правителей того времени. Сам дворец был заложен в 1717 году под руководством немецкого архитектора Иоганна Фридриха Браунштейна как летняя резиденция императрицы Екатерины I. В августе 1724 года, в знак завершения строительства, во дворце устроили праздник, во время которого «палили из 13 пушек трижды». На торжестве присутствовал Император. По первому проекту дворец представлял собой типичное для русской архитектуры начала XVIII века небольшое двухэтажное сооружение в голландском стиле, — «на 16 светлиц». В 1743 году только что взошедшая на престол императрица Елизавета Петровна поручила русским архитекторам Михаилу Земцову и Андрею Васильевичу Квасову расширить и благоустроить дворец. Именно при императрице Елизавете Петровне дворец приобрёл свой нынешний вид и стиль. В мае 1752 года она поручила архитектору Бартоломео Франческо Растрелли вновь перестроить дворец, поскольку сочла его слишком старомодным и маленьким. После демонтажа, грандиозной перестройки и строительных работ, которые длились четыре года, и появился современный дворец, выполненный в стиле Русское барокко. Более 100 килограммов золота ушло на позолоту изощрённой отделки нового фасада и многочисленных статуй на кровле. Перед величественным фасадом был разбит не менее величественный «правильный» парк. 30 июля 1756 года состоялась презентация 325-метрового дворца потрясённым российским вельможам и иностранным гостям.
Традиционно дворец связывают и с именем Екатерины Великой, хотя сама императрица считала этот «взбитый крем» старомодным. Согласно воле покойной императрицы Елизаветы, первым делом Екатерина распорядилась позолотить статуи в парке. Когда часть из них уже обработали, узнав о стоимости этих работ, Екатерина велела их приостановить. В своих мемуарах она пожурила предшественницу за расточительство. Во всё своё царствование она перестраивала дворец и парк на свой вкус, делая их более удобными для жизни и более скромными.
Перестройка[править | править код]
Растрелли перестроил Большой (Екатерининский) дворец (1752—1756) в Царском Селе следующим образом. Продольная ось здания стала главной пространственной координатой в его плане; огромная протяжённость двух параллельных анфилад парадных помещений, масштаб которых нарастает к центру — Большому залу и Картинной галерее, подчёркнута выносом парадной лестницы в юго-западный конец здания. Ритмическое разнообразие ордерной системы фасада, большие выступы колоннад с раскреповками антаблемента над ними, глубокие впадины окон, создающие богатую игру светотени, обилие лепнины и декоративной скульптуры, многоцветие фасадов (белый и голубой цвета в сочетании с позолотой лепнины) придают зданию эмоциональный, насыщенный, праздничный и очень торжественный облик (БСЭ).
Из воспоминаний графа С. Д. Шереметева : «В первый раз видел я Большой Царскосельский дворец во всем блеске бала.(1863 г.) Танцевали в большом зале, а в проходной галерее накрыт был ужин на бесчисленное число гостей. Сияли деревянные колонны с позолотой, перевитые гирляндами во вкусе прошлого века, горели огнями. Тогда ещё никто не помышлял об электрическом освещении, и горели бесчисленные свечи, как бывало во времена Екатерины. Чудное было зрелище, которое нельзя забыть,,, Я был тогда молодым офицером и танцевал мазурку с принцессой Екатериной Петровной Ольденбургской.»
Дворец после 1917 года[править | править код]
В период немецкой оккупации ансамбль сильно пострадал, дворцы разграблены, многие экспонаты сгорели. Ныне ансамбль полностью восстановлен реставраторами — Н. В. Барановым, А. А. Кедринским, Н. Е. Тумановой, И. П. Саутовым др.
23 мая 2010 года генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова сообщила журналистам о том, что к празднованию 300-летнего юбилея Царского Села откроются несколько отреставрированных залов и павильонов:
Откроем повторно отреставрированный Тронный зал в Екатерининском дворце. Откроем и совершенно не знакомый для наших гостей зал из той половины дворца, в которой жила Екатерина — Арабесковый зал. Сейчас в нём уже ведутся работы по мебели и подбору штор[5]. |
Огромный объём Большого дворца заметен сразу. Кроме этого, симметричная осевая система накладных портиков фасада дворца соответствует основным пространственным координатам плана парка.
Янтарная комната[править | править код]
Янтарный кабинет или Янтарная комната — одно из самых известных помещений Большого Екатерининского дворца. Основное убранство Янтарной комнаты изготовлено в начале XVIII века в Пруссии, в 1716 подарено королём Фридрихом Вильгельмом I Петру I; в 1746 дополнено и смонтировано в Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, в 1755 перенесено в Царское Село.
В годы Великой Отечественной войны убранство Янтарной комнаты вывезено немецкими оккупантами в Кёнигсберг. Дальнейшая судьба комнаты неизвестна. C 1979 года в Санкт-Петербурге велась работа по воссозданию Янтарной комнаты, в 2003 году к 300-летию Санкт-Петербурга она восстановлена в полном объёме руками отечественных реставраторов, в том числе на средства немецких фирм.
Дворцовая церковь[править | править код]
Храм был устроен в северном флигеле в период с 1746 по 1756 года. Несколько раз реставрировался после пожаров 1820 и 1863 годов. В его оформлении участвовали Чевакинский, Растрелли, Стасов и др. Интерьер церкви был практически уничтожен в период оккупации Пушкина и до настоящего момента не восстановлен. С 1993 года в церкви крайне редко проходят молебны.
Лионский зал[править | править код]
Лионский зал — один из самых парадных интерьеров Екатерининского дворца, создававшийся по замыслу архитектора Чарльза Камерона в 1781-1783 годах. Своё название зал получил благодаря отделке стен шёлком, изготовленным в Лионе.
Последний раз Лионский зал был открыт 22 июня 1941 года. С 6-го июня 2019 года, спустя почти 80 лет, вновь доступен для посещений.
В годы Великой Отечественной войны были уничтожены декор стен и роспись потолка. От былого убранства сохранилось 25 предметов мебельного ансамбля с использованием лазурита. К счастью, сохранился и паркет из наборного дерева с перламутровыми вставками, вывезенный фашистами в Германию и возвращённый в 1947 году.
Реконструкция Лионского зала проводилась на основе сохранившихся дворцовых описей, архивных документов и фотографий зала. Шёлковая ткань воссоздана на лионской мануфактуре «Прелль», в архивах которой сохранились образцы ткани и нитей из выполненного в 1866 году заказа русского Императорского двора. Лазуритовые элементы отделки воссозданы специалистами Царскосельской янтарной мастерской с применением полудрагоценного камня с месторождения в Афганистане, который использовался и в середине XIX века. Печи и паркет будут возвращены в зал позднее[6].
- Петров А. Н., Пушкин. Дворцы и парки, [2 изд.], Л., 1969;
- Большой Екатерининский дворец — статья из Большой советской энциклопедии.
- Мосякин А. Г. Жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга. Дворцы, восставшие из пепла. Санкт-Петербург, «Паритет», 2014. — 432 с., илл. — ISBN 978-5-93437-405-2
- Мосякин А. Г. Прусское проклятие. Тайна Янтарной комнаты. Санкт-Петербург, «Пальмира», 2018. — 479 с. : илл. (Серия «Исчезнувшие сокровища») — ISBN 978-5-521-00932-9
Большая церковь Зимнего дворца — Википедия
Большая церковь Зимнего дворца — домовая церковь русской императорской семьи, расположенная в главной резиденции императоров всероссийских — Зимнем дворце в Петербурге. После отречения Николая II, с июля 1917 года национализирована Временным правительством[1] вместе с остальными помещениями дворца; после объявления 30 октября (12 ноября) 1917 года Эрмитажа и Зимнего дворца музеями[2] — один из залов Государственного Эрмитажа, открытых для посещения. Домовая церковь Зимнего дворца — одно из немногих помещений, в котором после пожара 1837 года архитектор В. П. Стасов в 1839 году возобновил интерьеры первоначального рококо, спроектированные создателем четвёртого Зимнего дворца Франческо Бартоломео Растрелли.
Постройка Растрелли[править | править код]
Домовая церковь размещена в юго-восточной части второго этажа Зимнего дворца, примерно на том же месте, где до пожара 1837 года находилась церковь при дворце Анны Иоанновны, заложенная 14 октября и освящённая 19 октября 1735 года архиепископом Феофаном Прокоповичем. На момент закладки храма у архитектора Растрелли ещё не сложился окончательно замысел всего нового Зимнего дворца Елизаветы Петровны.
В январе 1756 года мастер Эйгер начал изготавливать деревянную модель купола, к отделке же интерьера приступили лишь несколько лет спустя: Растрелли представил одобренный чертёж «лепному и живописному украшению» церкви в 1759 году[3].
По своему решению дворцовая церковь не отвечала ни древней крестово-купольной схеме, ни базиликальному типу храма. Зодчий создаёт единый интерьер подобный дворцовому залу. Соединённые с массивом стены подкупольные пилоны расчленяют помещение на трапезную, подкупольную и алтарную части. Растрелли тщательно проектировал мельчайшие детали отделки: так, для овального церковного окна он исполнил не только эскиз наружного наличника, но и чертёж переплёта с резными деталями. Иконостас он насыщает таким же убранством, как и весь церковный интерьер. Резьба и живопись здесь сливаются воедино с живописью и лепкой парусов стен, а подпружная арка над алтарём удачно завершает всю композицию.
Купола расписывали итальянцы К. Цукки и Ф. Мартини, алтарную часть — Д. Венерони; лепка — Дж. Б. Джани. Евангелистов в парусах и плафон «Воскресение Христово» в притворе написал Ф. Фонтебассо. Трёхъярусный иконостас, сени и кафедру по эскизам Растрелли выполнили резчики И. Дункер и Л. Роллан. Иконы для иконостаса исполнили И. И. Бельский с братьями и И. Я. Вишняков.
Поскольку к 6 апреля 1762 года, когда архиепископ Новгородский Димитрий (Сеченов) освящал новое здание дворца, отделка домовой церкви ещё не была завершена, вместо неё он освятил временную церковь во имя Воскресения Христова (Воскресенская церковь). Освящение же постоянной домовой церкви во имя Нерукотворенного образа Спасителя произвёл 12 июля 1763 года архиепископ Санкт-Петербургский Гавриил.
Воссоздание Стасова[править | править код]
Э. П. Гау. Большая церковь Зимнего дворца, 1866.После катастрофического пожара 1837 года, архитектор В. П. Стасов предпринял все силы к тому, чтобы восстановить церковь императорской семьи «с возможной точностью <…> в прежнем виде», хотя необходимых для того чертежей оказалось мало. На сей раз значительная часть убранства была выполнена не из дерева, а из папье-маше. Над оформлением работали скульпторы Д. Адж и Ю. Штрейхенберг; кариатиды и статуи изваяли В. И. Демут-Малиновский и П. В. Свинцов, а фигуры ангелов, изображающие Ветхий и Новый Заветы, — А. И. Теребенёв.
Позолоченный иконостас, сень и кафедру вырезал по рисункам зодчего мастер П. Кретан. Часть икон, спасённых при пожаре, вернулись на свои места. Живопись в плафоне возобновил П. В. Басин, евангелистов на парусах написал Ф. А. Бруни, роспись «под лепку» — П. Медичи. Под куполом было водружено прежнее серебряное паникадило, дополненное и отремонтированное Дж. Банистером.
Храм, обновлённый после пожара, был освящён 25 марта 1839 года. Церемонию провёл митрополит Московский Филарет (Дроздов) в присутствии семьи императора Николая.
Церковь во имя Спаса Нерукотворного образа[править | править код]
По своему статусу Большая церковь Зимнего дворца является домовой церковью императорской фамилии. Члены царской семьи обычно молились в молельной, находившейся за алтарём. Как и во все остальные домовые храмы, расположенные по месту жительства их владельцев, посторонние в эту церковь не допускались. Частичное исключение составлял престольный праздник, когда царь приглашал по списку некоторых придворных на вынос главной храмовой иконы.
В праздник переноса мальтийских святынь, 12 (25) октября, происходило торжественное богослужение с поминанием Павла I. Такое же богослужение в присутствии императора и кавалеров Георгиевского ордена совершалось в Юрьев день, 26 ноября.
В конце XIX века на крыше дворца была сооружена звонница с пятью колоколами, которые настроил протоиерей А. А. Израилев.
Последним настоятелем церкви и по совместительству начальствующим над придворным духовенством был протопресвитер Александр Дернов, назначенный на эту должность в 1915 году[4].
В храме находился ряд ценных художественных произведений и православных святынь. В молельной при алтаре был помещён образ, написанный в 1693 году Феодотом Ухтомским, украшенный золотой ризой с бриллиантами. Позднее сюда были перенесены святыни, поднесённые Павлу I Мальтийским орденом 12 (25) октября 1799 года в Приоратском дворце в Гатчине: десница св. Иоанна Предтечи, древняя икона Филермской Божией Матери (написанная, по преданию, евангелистом Лукой), находящиеся ныне в Цетине (Черногория), и золотой ковчег с частью ризы Господней. В честь обретения этих реликвий Правительствующий Синод установил новый церковный праздник «Перенесения из Мальты в Гатчину части древа Животворящего Креста Господня, Филермской иконы Божией Матери и десной руки святого Иоанна Крестителя» , отмечаемый 12 (25) октября начиная с 1800 года[5]. С 1852 года ко дню праздника реликвии переносили на месяц из Зимнего дворца в Павловский собор в Гатчине.
Резная кафедра работы П. Кретана по эскизам Растрелли
Западная стена храма
-
Расположение церкви на схеме дворца
В 1991 году при церкви была образована православная община. Хотя Большая церковь Зимнего дворца, как объект государственного имущества, никогда не находилась в собственности либо ведении церкви, некоторые представители общины настаивают на передаче храма в ведение РПЦ.