Жрец вуду – Колдуны вуду меня зомбировали, верховный жрец снял проклятье

Жрецы вуду. Тайны магии вуду

Жрецы в религии вуду носят название houngan (мужчины) и mambo (женщины). Они — лидеры societe (общины) и духовные лидеры и выполняют множество функций.

Функции houngan и mambo:

1. Исцеление.

2. Выполнение религиозных церемоний вызывания или умиротворения духов.

3. Проведение посвящения новых жрецов.

4. Предсказание будущего и чтение мыслей.

5. Заклинание и создание зашиты.

6. Создание снадобий для различных целей (от чар любви до чар смерти).

7. Исповедь.

Полномочия houngan или mambo абсолютны в пределах храма, потому что только они обучены взаимодействию с 1оа и интерпретации сложного учения вуду.

Институт жречества как правило наследственный. Будущий жрец обучается с молодого возраста и посвящается обычно в возрасте 31 года и старше. Символ священнического сана — трещотка asson, которая служит свидетельством посвящения и управляет ходом ритуалов. Asson — ритуальная трещотка, сделанная из полой тыквы, заполненной камнями или маленькими костями, с бусами на ручке. «Принять asson» — значит принять жреческую власть.

Все жрецы кроме того и колдуны. Они знают, как практиковать черную магию, даже если не практикуют ее на самом деле. Жрец должен знать зло, чтобы уметь сразиться с ним. Таким образом жрец поддерживает баланс сил во вселенной.

Houngan и mambo имеют определенные пароли и определенные жесты, исполняемые с помощью asson.

Когда, почему и сколько денег берут жрецы вуду

Много людей, воспитанных в иудейско-христианской или в других традициях, удивляются и даже поражаются, узнав, что за услуги жрецов вуду необходимо платить деньги. Напомним, что в вуду нет никакой централизованной иерархии, как в католической церкви. Жрецы не получают жалованья. Houngan или mambo — это профессионалы, которые потратили много времени, чтобы достигнуть высшей точки в своем посвящении, за что они также платили деньги. Некоторые из жрецов занимаются только религиозной практикой, но большинство вынуждено работать, чтобы прокормить себя. Нет абсолютно ничего достойного порицания в том, что houngan или mambo требуют оплату своих услуг.

Услуги, за которые houngan и mambo берут деньги, включают изготовление амулетов, называемых «wanga», церемонии исцеления людей, подвергшихся колдовскому проклятию, гадания (обычно карточные), церемонии поклонения определенному 1оа, проведенные по просьбе другого человека, и церемонии посвящения. Houngan и mambo не требуют входную плату за право присутствовать на церемониях, большинство которых открыто для публики. В случаях, когда церемония является частной и колдовской, а не религиозной, человек должен заплатить за амулеты и т. п., но не за право посетить церемонию.

Цены за услуги разные, и в значительной степени зависят от того, сколько клиент может позволить себе заплатить. Это вызвано экономическим положением на Гаити, где 99 % населения живет в условиях бедности.

Наименее дорогой из услуг компетентных houngan или mambo является предсказание. Нормой в бедных районах Гаити является «dix-sept gourdes», 17 гурдов (чуть больше 1 доллара США). В Соединенных Штатах средняя плата за такую услугу составляет приблизительно 20 долларов.

Wanga (амулеты) могут стоить по-разному, в зависимости от того, насколько они сложны, какие травы, свечи и ткань должен купить houngan или mambo, осуществляющие ритуал, и т. д. В Соединенных Штатах плата составляет от 20 до нескольких сотен долларов. На Гаити цены могут быть от нескольких гурдов, которые в состоянии «наскрести» бедная рыночная торговка, чтобы обуздать своего неверного мужа, до огромных сумм.

Посвящение в вуду может быть проведено только на Гаити, поскольку необходимые травы, ритуальные предметы и т. п. могут быть найдены только там. Посвящение гаитян гаитянами часто проводится не за деньги (например, посвящение в обмен на обещание пожизненной службы в качестве барабанщика). Некоторые houngan и mambo посвящают своих супругов в степень sur point, чтобы они могли помогать им на большинстве церемоний и были бы ритуально вхожи в какую-либо область храма. Негаитяне, а также гаитяне, которые не намереваются жить по соседству и быть членом общины, за посвящение должны заплатить наличными.

Посвящение в высший жреческий разряд, «asogwe», является наиболее дорогим. Эта церемония стоит три тысячи гаитянских долларов (примерно 1000 долларов США). Посвящение в «sur point» стоит 250–750 долларов США, в «hounsi canzo» — менее 200 долларов. Обычно посвящается группа людей — как правило десять hounsi, четыре или пять sur point, два или три asogwe (все они должны поместиться внутри храма, поэтому большее число участников невозможно). Храм очень часто становится сценой оживленной торговли между клиентом и жрецом, особенно, если это касается платы за посвящение.

Houngan и mambo своим первым правилом считают выражение «Houngan (ou Mambo) pa travay pou granmesi», т. е. houngan или mambo не работают за «большое спасибо», хотя это нормально в отношении близких друзей и членов семьи. По отношению к тем, кто приходит в храм как клиент, houngan или mambo ничем не ограничены и требуют плату.

Но, во-первых, церемониальная услуга должна быть выполнена правильно и законно, т. е. проведена в манере, утвержденной традицией и признанной подлинной носителями традиции. Поддельные посвящения греховны и оставляют обманутого человека беспомощным в опасной ситуации, поскольку он, конечно, объявит, что является кем-то, кем он на самом деле не является, а впоследствии в лучшем случае будет оскорблен, в худшем — привязан в храме к центральному столбу poteau-mitan. Поддельные амулеты обманывают ожидания просителя и являются опасностью для тех, кто их изготовил, так как он или она получили деньги за устранение проблемы, и им придется устранять ее, решенную или нерешенную.

Во-вторых, цена, требуемая за услугу, должна быть той же самой, или почти той же самой, для каждого.

В-третьих, деньги, заработанные houngan или mambo могут использоваться на личные нужды, но houngan или mambo имеет определенные обязанности по отношению к своей «семье» — братьям и сестрам, посвященным тем же самым «родителем», к самим houngan или mambo, а также к тем, кто раньше посвятил его или ее. Houngan или mambo — это родители всех детей Африки. Чем больше денег зарабатывает жрец, тем лучше Должны есть hounsi, его прихожане. Чем больше Денег зарабатывает жрец, тем лучше должна быть обстановка в храме. Жрец не должен разъезжать на «мерседесе», в то время как его прихожане спят на полу. Фактически, гаитянские houngan и niambo в шутку жалуются, что деньги просто проходят через их руки, и им трудно удержать хотя бы немного из них.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Проклятья вуду. Секреты загадочной африканской религии

«Страшен и опасен Бенинский залив, мало кто оттуда уходит живым», – затягивали печальную песню английские моряки три сотни лет назад. Залив, столь неприглядно представленный в песне, стал известен прежде всего потому, что воды его омывают Невольничий берег. В XVIII веке более 50 тысяч человек ежегодно понуро поднимались на палубы европейских галеасов, чтобы стать рабами на плантациях Бразилии, Гаити, Кубы и, позднее, США. Около половины рабов отплывали из Бенинской бухты: их покупали на невольничьем рынке некоронованной столицы берега – городка Уида.
Узники, скованные одной цепью, проходили на галеасы через узкий пролом в стене – «Ворота невозвращения» и навсегда прощались с Африкой, с семьями, со свободой. Единственным, что оставалось у этих людей, что заставляло их жить, была вера, а точнее – религия. Религия вуду.

«Он настолько велик, — рассказывает Верховный жрец о Боге, — что не видит простого человека. Он не слышит обращенных к нему молитв. Поэтому в религии вуду ему не посвящается ни одного ритуала». Духи же, в отличие от Бога, согласно верованию, активно участвуют в жизни людей.

Сразу скажу: Голливуд изрядно постарался, чтобы понятия «вуду» и «черная магия» стали синонимами. Куклы вуду, наведение порчи, кровавые жестокие обряды – колдовство, одним словом. Но интересно, что в справочниках упоминаний о черной магии нет: «вуду» на языке племени фон, живущего в Бенине, означает «дух», «божество» и позиционируется как культ почитания предков. Приверженцев вуду в мире более 50 миллионов, но едва ли столько человек практикуют дикое колдовство.

Чтобы разобраться в парадоксе, я отправился в Уиду, где с 1996 года в январе ежегодно проводится международный Фестиваль культуры и искусства вуду.

Уида считается колыбелью религии вуду, возраст которой, по мнению экспертов, от четырех до шести тысяч лет. Основа вуду – это смесь традиционных верований, легенд, прак-тик и обрядов народов фон, йоруба, наго и других, проживавших в древнем африканском королевстве Дагомея. Вуду очень популярна в зоне расселения этих народов, совпадающей с территорией современных Бенина, Того, Ганы и частично Нигерии. В Бенине 80 процентов жителей (население – около 6 миллионов человек) исповедуют вуду. И это не мешает многим из них верить в Христа или пророка Мухаммеда.

«Вуду – религия добра, – говорит Дагбо, Верховный жрец вуду, – она как будто строит мосты между этим миром, природой и миром иным, божествами, душами предков, помогая верующим установить связь с ушедшими родственниками. В космогонии вуду нет понятий «рай» и «ад». Ее главная цель – духовное исцеление верующих, помощь в преодолении жизненных трудностей».

В первый же день я оказался на местном рынке, от которого начинается четырехкилометровая «Дорога рабов», ведущая к берегу океана. Честно говоря, здравый скептицизм здесь отступает, а художественные фильмы вспоминаются как вполне документальные: высушенные черепа собак, крокодилов, кроликов и бабуинов, свежевыпотрошенные летучие мыши, ящерицы, лягушки и змеи. Жутковатый вид этих вудуистских фетишей, щедро наваленных на торговых лотках, впечатляет. Товар предназначен исключительно для посвященных: адепты вуду покупают «дары природы» для обустройства алтарей. Еще в ход идут пустые бутылки, свечи и бесполезные в быту металлические предметы. Напуганные туристы даже не прицениваются к фетишам – зачем испытывать судьбу? – лишь делают фото на память. Снимать фетиши запрещено, но в Африке, как мне показалось, нет запретов, которые нельзя обойти с помощью небольшого «кадо» (cadeau по-французски – «подарок»).

Рынок, однако, всего лишь внешняя атрибутика. Чтобы постичь суть вуду, нужно отправиться в самое сердце религии – резиденцию Верховного жреца. Резиденция прячется в центральных кварталах Уиды, где вся жизнь насыщена флюидами вуду, а дома и памятники напоминают об истории религии либо служат сегодняшним интересам жрецов и адептов. Здесь находится знаменитый Храм питона (священное в Бенине животное), расположенный напротив католического собора. В 1993 году папа Иоанн Павел II посетил Бенин, чтобы официально признать право религии вуду на существование.

Об этом примечательном факте мне с гордостью рассказал участник исторической встречи Дагбо Унон, Верховный жрец вуду. «Вуду – религия добра, – говорит Дагбо, – она как будто строит мосты между этим миром, природой и миром иным, божествами, душами предков, помогая верующим установить связь с ушедшими родственниками. В космогонии вуду нет понятий «рай» и «ад». Ее главная цель – духовное исцеление верующих, помощь в преодолении жизненных трудностей».

По словам Дагбо, обряды нужны именно для общения живых и умерших, а вовсе не для наведения порчи. Я наблюдал несколько таких обрядов – разумеется, только как зритель.
Первый – обряд доволоко. Сначала жрецы обильно окропляют алтари кровью жертвенных животных. Для жертвоприношений используют кур, баранов или коз, в очень редких случаях – быков. По моим подсчетам, даже для самого скромного ритуала необходимы как минимум три зверя или птицы. В жертву приносятся также овощи, фрукты, сладости, пшеничные лепешки, местный ром или пиво и даже кока-кола. Жертвоприношения проходят буднично, без экзальтации и броских эффектов. Зато потом начинается подлинная фантасмагория.

Обряд доволоко в январе проводит семья Дегуэнонво, принадлежащая к народности фон. В глаза сразу бросается многочисленность семейства – маленькая городская площадь сплошь забита родственниками, в том числе кучей детей. В церемонии участвовали все члены клана, но лишь немногие – группа женщин-музыкантов и жрецы – были допущены в храм, спрятанный под навесом.

Духов в религии вуду много: у любой существующей в нашем мире субстанции есть свой лоа, будь то человек или камень. Вудуисты наделяют все окружающее – реки, горы, деревья, минералы, огонь, даже отдельные бытовые предметы вроде ножей или топоров – душой.

Жертвенное животное не мучается: при мне козленку молниеносно перерезают глотку. Его чистая жизненная энергия должна достаться одному из духов (лоа). Как только большая часть крови жертвы проливалась на алтарь, один из мужчин тут же подхватывал тело, впивался зубами в свежую рану на шее и, выскочив из храма на площадь, пускался в дикий пляс. Некоторые из танцоров, двигаясь под ритмичный бой барабанов, через несколько минут останавливались и, впадая в транс, начинали оседать на землю. Таких быстро подхватывали под руки и уносили с площади. Это означало только одно: церемония достигла цели – лоа вселился в танцора.

Здесь, кстати, одно из главных отличий вуду от его ближайшего родственника – нашего сибирского шаманизма. Африканцы считают, что во время транса душа не исходит из тела (как при камлании у шамана), а наоборот, лоа (дух) проникает в тело верующего, которое на время становится конём лоа, а сам верующий утрачивает идентичность.

Духов в религии вуду много: у любой существующей в нашем мире субстанции есть свой лоа, будь то человек или камень. Вудуисты наделяют все окружающее – реки, горы, деревья, минералы, огонь, даже отдельные бытовые предметы вроде ножей или топоров – душой. И, конечно, как и в любой религии, всеми повелевает единственный Всемогущий Бог. «Он настолько велик, – рассказывает Верховный жрец о Боге, – что не видит простого человека. Он не слышит обращенных к нему молитв. Поэтому в религии вуду ему не посвящается ни одного ритуала».

Духи же, в отличие от Бога, активно участвуют в жизни людей. Таков, к примеру, костюмированный обряд «возвращенцев», который я наблюдал в одном из поселений народности йоруба. Обряд проводится в строго определенное время года и посвящен душам предков, возвращающихся на землю на короткий срок. Танцоры символизируют «возвращенцев». Они одеты в яркие костюмы, украшенные бисером и ракушками каури, которые в древности служили здесь деньгами.

Ни одному смертному не позволено видеть лицо возвращенца и прикасаться к пришельцам с того света: к «возвращенцу» можно обратиться за советом и помощью, но только не смотреть на него. Поэтому жители деревни, наблюдая за танцорами, держатся от них на приличном расстоянии, предпочитая не играть с огнем.

Увы, ни жертвоприношения, ни общение с духами не помогли расставить точки над i. Усомниться в отсутствии черной магии меня заставили прогулки по городу. Одна из самых известных вудуистских достопримечательностей Уиды – Священный лес, который еще два десятка лет назад был закрыт для непосвященных. Согласно легенде, в XIV веке король Кпассе, основатель Уиды, воплотился в дерево ироко в этом лесу. С тех пор лес и считается священным. Гид Анисе объяснил мне, что «король никогда не умирает: он просто путешествует».

Молодой парень поджигал у себя на голове кучку фосфора. В Бенине уверены: в состоянии транса человек не испытывает боли.

В лесу обилие памятников духам вуду поражает воображение. А суровый гид требует соблюдения тишины и подчинения своим указаниям. Здесь до сих пор есть закрытые для посещения места, здесь же находится статуя Чакату. Чакату, нашептывал мне Анисе, служит принесению вреда (сглаз, порча) человеку на расстоянии, но это под силу только могущественным колдунам-бокорам.

Естественно, мне захотелось поговорить про сглаз и порчу с Верховным жрецом Дагбо Уноном. Но мои попытки проникнуть в глубь темы наталкивались на его недюжинные дипломатические способности и умение «лить воду». Правда, Дагбо подтвердил, что в начале 1990-х годов, во время президентских выборов, на будущего лидера страны Нисефора Согло была наложена порча. Говорят, что выпускник Сорбонны и франкофил Согло буквально таял на глазах, несмотря на усилия врачей. Спасли его белые жрецы, вовремя пришедшие на помощь. Так что в любом случае с вуду шутить не стоит.

В этом лишний раз пришлось убедиться, увидев обряд коку: обсыпанные мелом или мукой танцоры входили в транс для общения с добрым духом Ганбада, который способен проникнуть в душу любого, даже далекого от вуду, человека. У этого духа верующие ищут поддержки для решения житейских проблем. Особенно эффектна сцена транса, когда адепт вуду – в моем случае это был молодой человек – поджигал у себя на голове кучку фосфора без видимого вреда для здоровья! Мне наглядно продемонстрировали то, в чем здесь уверены абсолютно все: в состоянии транса человек не испытывает боли.

Как я ни старался, вудуисты все секреты своей религии не раскрыли. Похоже, с вуду нужно родиться и впитывать эту веру с младенчества, чтобы не чувствовать себя чужаком в противоречивом мире черно-белых ритуалов. В Бенине же говорят: если хочешь понять секрет вуду, дождись конца света.

Фото предоставлены из личного архива Сергея Ястржембского

Оригинал

ВУДУ • Большая российская энциклопедия

Жрец вуду. Фото. Нач. 21 в.

ВУ́ДУ, се­ви лоа, во­ду, во­дун, ву­дун, ху­ду, уду [от об­ще­го «во­дун», на язы­ке на­ро­да фон (Бе­нин, Ни­ге­рия) – бог, дух], об­щее ус­лов­ное на­име­но­ва­ние син­кре­тич. куль­тов, рас­про­стра­нён­ных в стра­нах Ка­риб­ско­го бас­сей­на (гл. обр. сре­ди нег­ри­тян­ско­го на­се­ле­ния), а так­же в США сре­ди зна­чит. час­ти аф­роа­ме­ри­кан­цев. На Ку­бе рас­про­ст­ра­не­ны под назв. «сан­те­рия и лу­ку­ми», на Гаи­ти – «слу­же­ние лоа», в Юж. Аме­ри­ке ана­ло­гом В. яв­ля­ют­ся куль­ты ма­кум­ба, ум­бан­да. Культ В. сло­жил­ся в сре­де чер­но­кожих ра­бов Вест-Ин­дии в ре­зуль­та­те син­кре­ти­за­ции тра­диц. ве­ро­ва­ний афр. пле­мён и ка­то­ли­че­ст­ва. Окон­ча­тель­ное фор­ми­ро­ва­ние В. мо­жет быть от­не­се­но к кон. 18 в. В Ев­ро­пе о В. впер­вые ста­ло ши­ро­ко из­вест­но в 1884, бла­го­да­ря кни­ге мис­сио­не­ра С. Дж. Гай­ти, ак­цен­ти­ро­вав­ше­го в сво­ей ра­бо­те тём­ные, ма­гич. сто­ро­ны куль­та. Осо­бое раз­ви­тие культ В. по­лу­чил на Гаи­ти со вре­ме­ни при­хо­да к вла­сти Ф. Дю­ва­лье.

Ву­дуи­сты ве­рят в еди­ное выс­шее бо­же­ст­во (Гран Ме) и мно­же­ст­во раз­но­об­раз­ных ду­хов (лоа). Пан­те­он В. де­лит­ся на 2 клас­са: Ра­да – бла­гие лоа (наи­бо­лее древ­ние, вос­хо­дя­щие к соб­ст­вен­но афр. куль­там) и Пет­ра – не­доб­ро­же­ла­тель­ные лоа (во­шед­шие в пан­те­он позд­нее). От­дель­но вы­де­ля­ют лоа пред­ков и лоа Ге­де (ду­хи смер­ти и по­ро­ка). Сре­ди наи­бо­лее по­чи­тае­мых лоа: Па­па Лег­ба (сол­неч­ный бог, со­еди­няю­щий мир лю­дей и лоа, по­кро­ви­тель до­рог, пе­ре­крё­ст­ков, две­рей; ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с ап. Пет­ром), Эр­зу­ли – суп­ру­га сол­неч­но­го бо­га, бо­ги­ня бо­гат­ст­ва, кра­со­ты, люб­ви, но так­же и рев­но­сти, мес­ти (ото­жде­ст­в­ля­ет­ся с Де­вой Ма­ри­ей). По­чи­та­ют­ся так­же бла­гой змей-пер­во­пре­док Дан­ба­ла-Ве­до и его суп­ру­га Ай­да-Ве­до – пер­со­ни­фи­ка­ция ра­ду­ги (оба пер­со­на­жа вос­хо­дят к афр. суб­стра­ту), ог­нен­ный во­ин­ст­вен­ный дух Огун. Двой­ни­ком Лег­бы в клас­се Пет­ра яв­ля­ет­ся Каль­фу (Лорд Кар­ре­фур) – вла­ды­ка те­ней, злой дух, трик­стер, по­кро­ви­тель чёр­ной ма­гии и кол­дов­ст­ва. Над за­гроб­ным ми­ром вла­ст­ву­ет Па­па Ге­де (в ипо­ста­сях – Ба­рон Суб­бо­ты, Ге­де Ним­бо, Ге­де Ма­за­ка) – бог смер­ти и чёр­ной ма­гии, но так­же и по­кро­ви­тель де­тей, изо­бра­жае­мый как бе­ло­бо­ро­дый ста­рик в чёр­ном (его ат­ри­бу­ты – че­реп, гроб, крест, кос­тыль). Об­раз Ге­де име­ет ряд эро­тич. кон­но­та­ций. Лоа ак­тив­ны в ми­ре, на­пря­мую об­ща­ют­ся с ни­ми «бе­лые» жре­цы хун­га­ны (ун­га­ны) и жри­цы мам­бо, осн. функ­ции ко­то­рых – це­ли­тель­ст­во, осу­ще­ст­в­ле­ние ре­лиг. це­ре­мо­ний, на­прав­лен­ных на при­зы­ва­ние или ус­ми­ре­ние лоа, со­вер­ше­ние об­ря­дов ини­циа­ции и пред­ска­за­ний и др. Жре­че­ст­во В. не объ­е­ди­не­но чёт­кой ие­рар­хи­ей; ве­рую­щие со­став­ля­ют «об­ще­ст­ва» (сось­е­те). По­ми­мо «бе­лых» жре­цов и не­за­ви­си­мо от них дей­ст­ву­ют «чёр­ные» жре­цы (бо­ко­ры), сре­ди ко­то­рых на­зы­ва­ют гаи­тян­ско­го дик­та­то­ра Дю­ва­лье.

Ре­лиг. це­ре­мо­нии ву­дуи­стов, как и пан­те­он В., де­лят­ся на клас­сы Ра­да и Пет­ра; це­ре­мо­нии Ра­да на­прав­ле­ны на бла­го, пре­сле­ду­ют ми­ро­лю­би­вые це­ли до­б­ры­ми сред­ст­ва­ми, це­ре­мо­нии Пет­ра свя­за­ны с вре­до­нос­ной чёр­ной ма­ги­ей. Ри­туа­лы про­хо­дят в спец. по­ме­ще­ни­ях (ун­фор, ум­фо), в цен­тре ко­то­рых рас­по­ла­га­ет­ся столб (по­то ми­тан), сим­во­ли­зи­рую­щий ось и центр ми­ро­зда­ния. Ри­туа­лы со­про­во­ж­да­ют­ся пес­но­пе­ния­ми и экс­та­тич. пля­ска­ми.

В нач. 21 в. в стра­нах Ка­риб­ско­го бас­сей­на ак­тив­ную про­по­ведь про­тив В. ве­дут про­тес­тан­ты.

3. Жрецы «вуду» вольны в жизни и смерти. Иные Миры

3. Жрецы «вуду» вольны в жизни и смерти

На мысль о столь значительном времени наводят сообщения о «зомби» на Гаити. Практика эта была завезена когда-то на остров жрецами «вуду» и потомками черных рабов – выходцев из сегодняшней Дагомеи. Состоит она как бы из двух звеньев: сначала убийства, а затем возвращения к жизни. Жертве, которую намерены превратить в «зомби», подмешивают в еду яд, приготовленный из рыбы-двузуба (диоден хистрикс). Рыба эта содержит очень сильный нервно-паралитический яд (тетродотоксин), превышающий степень воздействия цианистого калия в 500 раз. У жертвы сразу же прекращается дыхание, синеет поверхность тела, стекленеют глаза – наступает клиническая смерть.

Через несколько дней умершего от яда похищают с кладбища, чтобы якобы вернуть к жизни. Так он становится «зомби». Осознание своего «я» возвращается к нему не полностью или не возвращается вообще. В рассказах очевидцев, встречавших «зомби», говорится о них, как о людях, которые «бессмысленно смотрят перед собой». (Вспомните рассказ о дочери старика шамана, тоже возвращенной к жизни: «только глаза остались у нее мутные».) Правда, такая потеря памяти и осознания себя не всегда оказывается необратимой. Судить об этом позволяет несколько случаев, связанных с «зомби», ставших известными в последнее время. Некая Натагетта Джозеф умерла в 1966 году, о чем ее родным была выдана справка местного полицейского управления. Она была похоронена, а шесть лет спустя односельчане встретили ее, блуждающую в окрестностях деревни, где она когда-то жила. В другом случае умерла тридцатилетняя женщина, о чем также была сделана запись в магистрате.

А через три года муж встретил ее в состоянии «зомби» в отдаленной округе, где она работала на плантации.

История с Клавдиусом Нарциссом получила особую огласку, т. к. случаем этим заинтересовались не только ученые, но и телевидение и газеты. У Нарцисса была долгая тяжба с братьями по поводу земельных участков.

Весной 1962 года он неожиданно заболел, был помещен в больницу в Порт-о-Пренса, где вскоре скончался. Факт смерти был констатирован двумя ведущими медиками больницы, один из которых был американский врач. Оплаканный родными, он был похоронен. Когда же сознание вернулось к нему, оказалось, что он находится на какой-то отдаленной ферме. Там он работал на полях от зари до зари с доброй сотней таких же, как он. Очевидно, время от времени им подмешивали в пищу какое-то одуряющее снадобье, туманившее память. Когда однажды почему-то это не было сделано, «зомби» разбежались и разбрелись по острову. Подозревая, что причиной того, что было сделано с ним, был его брат. Нарцисс не стал ни возвращаться в свою деревню, ни объявляться вообще.

Однако кто-то из знавших его опознал «зомби» и сообщил родным. Делом заинтересовались власти. Нарцисс был доставлен в семью, где не был со дня своих похорон – восемнадцать лет. Близкие признали его, но отказались принять обратно. В ожидании, когда ему будет найден какой-то приют. Нарцисс был помещен в госпиталь. Фотография, где он был снят сидящим на собственном надгробье, обошла многие газеты мира.

По наблюдениям исследователя, проведшего на Гаити несколько лет, для «зомби» заранее выбирают наиболее сильных физически, чтобы потом, вернув к жизни, использовать их как рабов на плантациях сахарного тростника. Страх перед превращением в «зомби» настолько велик, что похоронный ритуал на Гаити включает ряд действий, цель которых помешать похитить умершего, чтобы вернуть его к жизни.

Ритуал «зомби» странным образом перекликается с магической практикой, и по сей день бытующей у аборигенов Австралии. По их рассказам, записанным этнографами, человека, заранее намеченного в качестве жертвы, похищает колдун и, положив на левый бок, вонзает ему в сердце заостренную кость или палочку. Когда сердце останавливается, это значит – душа покинула тело.

После этого посредством различных манипуляций колдун возвращает его к жизни, приказав забыть о том, что произошло с ним. Но при этом ему внушается, что через три дня он умрет. Такой человек возвращается домой, действительно не догадываясь о том, что с ним было проделано. Внешне он ничем не отличается от других людей, но это не человек, а только ходячее тело.

Я упоминал, что практика «зомби» была завезена на Гаити неграми – выходцами из Дагомеи. Судя по всему, какие-то приемы возвращения к жизни продолжают практиковаться в Дагомее и по сей день. Вот как рассказывает об этом американский врач-путешественник, которому случилось присутствовать на одном из таких «сеансов».

«Человек лежал на земле, не проявляя никаких признаков жизни. Я заметил, что одно ухо у него было наполовину отрублено, но это была старая рана; больше никаких следов насилия видно не было. Вокруг него стояла группа негров, одни были совершенно голыми, на других были надеты длинные неподпоясанные рубахи.

Среди них было несколько жрецов, которых можно было отличить по пучку волос на бритой голове. Слышался равномерный шум голосов: шла подготовка к церемонии.

Всем распоряжался старик в старом, вылинявшем армейском френче, свисавшем до коленей. Он покрикивал на остальных, размахивая руками. На его запястье был браслет из слоновой кости. Старик был, очевидно, главным жрецом фетиша, и ему предстояло сегодня изгонять злых духов».

Путешественник обратился к спутнику – местному жителю, который привел его туда:

– Я белый доктор. Я хотел бы осмотреть человека и убедиться, что он действительно мертв. Сможешь ли ты это устроить?

После непродолжительных переговоров согласие было дано. Главный жрец прекратил свой начавшийся было танец. «Зрители собрались вокруг, с любопытством наблюдая за мной. На земле лежал здоровый молодой парень, более шести футов ростом, с широкой грудью и сильными руками. Я сел так, чтобы заслонить его своим телом, быстрым движением приподнял ему веки, чтобы проверить зрачковую реакцию по Аргал-Робинсону. Реакции не было, не было и признаков биения сердца…

…Нас окружила группа из тридцати человек. Низкими голосами они запели ритмичную песню. Это было нечто среднее между воем и рычанием. Они пели все быстрее и громче. Казалось, звуки эти услышит и мертвый. Каково же было мое удивление, когда именно так и случилось!

„Мертвый“ неожиданно провел рукой по груди и попытался повернуться. Крики окружающих его людей слились в сплошной вопль. Барабаны начали бить еще яростнее. Наконец лежащий повернулся, поджал под себя ноги и медленно встал на четвереньки, его глаза, которые несколько минут назад не реагировали на свет, теперь были широко раскрыты и смотрели на нас».

Местные жители, с которыми встречался путешественник в разных концах Дагомеи, говорили ему, что человека можно будто бы вернуть к жизни, если после его смерти не прошло много времени. Из слов некоторых европейцев, живущих в стране, также следовало, что он был не единственным белым, которому случилось присутствовать на подобной церемонии.

В отличие от практики современных реаниматоров, когда возможность возвращения к жизни измеряется минутами, представители иных, неевропейских культур считают это время значительно большим. Так, на Гаити жрецы «вуду», имея в виду практику «зомби», говорят о десяти днях. У народов Сибири – применительно к шаманам – срок этот определяется в семь дней. Эти же семь дней упоминаются и в древнешумерских глиняных табличках. У североамериканских индейцев и племен Новой Гвинеи – шесть дней. У туруханских шаманов, считалось, критический срок, чтобы вернуть человека к жизни, немного более суток. Важен, однако, здесь не временной перепад, который измеряется сутками, а сама устойчивость представления, что в рамках определенного времени, нескольких дней, возвращение к жизни возможно.

Некоторые из свидетельств, говорящих о подобных возвращениях, я привел. Есть все основания предполагать, однако, что большинство таких фактов потеряны и забыты, как потеряно и забыто много свидетельств прошлого.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читать книгу целиком

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Колдуны вуду меня зомбировали, верховный жрец снял проклятье

И все это счастье — за бутылку самогона и курицу. Наш корреспондент побывал в деревне вуду, прошел обряд и вернулся живым

 

«Знаете что-нибудь о вудуизме? Поразительное явление! Не религия, не учение, нет, просто набор суеверий. Забавно, если бы я верил в магию, вышел бы толк, но я не верю в вуду!»
Фильм «Догма»

…Ночью колдун вуду подходит к двери дома жертвы, прижимается губами к дверной щели и как будто бы высасывает душу спящего человека, помещая ее затем в специальный сосуд. Человек, лишенный души, вскоре умирает, его хоронят, а в полночь после погребения колдун с помощниками раскапывает могилу. Произносится имя жертвы, после чего умерший пытается поднять голову, ведь колдун держит в руке сосуд с его душой. Как только он сделал это, сосуд подносят к носу покойного и открывают на долю секунды, как бы выпуская частичку плененной души. Считается, что в этот момент в тело возвращается жизнь. В завершение ритуала колдун проводит воскрешенного зомби мимо его дома и читает заклинания, чтобы навечно лишить жертву памяти о прошлой жизни.
Процесс зомбирования человека, основанный на краже души

 

В деревне Г’нани живут обвиненные в колдовстве женщины, их дети, верховный жрец (в центре, обмотался белым полотенцем) и его приспешники

Верховный жрец смачивает губы идола кровью убитой только что черной курицы

В аэропорту Лагоса я провел почти сутки. Мой паспорт ночевал в сейфе пограничной службы, а его обладатель на железной скамеечке. Около полуночи добродушная уборщица разбудила меня и указала на другую скамеечку, тоже железную, но обитую дерматином. Сидя на ней, я мысленно суммировал неприятности, произошедшие со мной в Западной Африке, и все больше склонялся к тому, что Коко (мой проводник и помощник) был прав: без вуду здесь не обошлось. За последние недели со мной случилось несколько неприятных историй, к которым я относился философски — Африка, сэр, но Коко категорически заявлял, что меня зомбировал «бокор» (колдун вуду).

 

Дома у Коко все верят в существование зомби. Настолько, что в результате этой веры умерли члены их семьи.

Перед вылетом в Лагос мы сидели дома у Коко и ели вегетарианский замес, по вкусу напоминающий шпинат. Его готовят из двух традиционных культур: ndolй и hockleberry, листья этих растений тщательно моют, варят и тушат с множеством специй. За трапезой Коко напомнил мне о зомбировании и посоветовал съездить в Г’нани, «деревню ведьм». Так ее называют из-за того, что туда к хунгану (верховный жрец вуду) ссылают «на лечение» женщин, заподозренных в колдовстве, там же могут оказать помощь и их «жертвам». Я пообещал последовать совету, но не столько из-за того, что верил в диагноз, сколько из-за желания увидеть жрецов вуду в Западной Африке, на родине этой веры. Короче, поживем — увидим.

…Пожил — увидел, теперь ночую в «каталажке» и с умирающего телефона пытаюсь дозвониться местным знакомцам.

 Прошли сутки моего «заключения», и только после многочисленных препирательств, выяснения обстоятельств и преодоления всяческих препятствий следующую ночь мне все-таки удалось провести в одной из столичных гостиниц. Я вспомнил присказку «береженого бог бережет» и рано утром поехал в Г’нани.

 

Деревня ведьм

Около полудня, на подъезде к деревне, со мной произошло еще одно странное происшествие. В момент, когда я по телефону поведал отцу о вуду и своих злоключениях, наш разговор внезапно прервал сильный удар в лобовое стекло машины. Остановились, около машины лежала большая черная птица и билась в предсмертных судорогах. «Вуду», — тихо сказал водитель авто и с опаской огляделся. Мы медленно въехали в деревню.

   Деревня ведьм — это пара десятков вытянутых вдоль дороги лачуг, крытых соломой. Водитель наотрез отказался ехать дальше, поэтому нам с переводчиком пришлось идти пешком. После «встречи» с черной птицей скептицизма по отношению к вуду у меня поубавилось, про переводчика и говорить было нечего, его просто трясло. Походкой, напоминающей зомби, мы двинулись вглубь деревни в поисках дома жреца. На улице нам встречались одни женщины. «Ведьмы», — сквозь зубы шепнул мне переводчик, и стараясь не глядеть женщинам в глаза, спросил, как пройти к жрецу. На удивление ведьмы оказались очень приветливыми, улыбчивыми (даже смешливыми), и перебивая друг друга, все как одна указали на одну из хижин.

Она ничем не отличалась от других, была окружена забором из веток, а в глубине двора стояло небольшое строение, напоминающее сарай. У входа на участок нас встретил африканец лет тридцати, вся одежда которого состояла из белого покрывала на бедрах и дорогих часов на руке. Как мне объяснили позже, жрец вуду после инициации носит только набедренное покрывало.

 Подойдя к нему, переводчик стал что-то говорить, периодически указывая на меня пальцем. Жрец выслушал его и поманил меня рукой, я подошел. Он сурово оглядел меня с ног до головы и вдруг широко улыбнулся, похлопал меня по плечу и сказал: «Завтра мы собирались работать в поле, но коли вы тут, welcome, мы проведем день вместе. Принесите эпиташи (70-градусный самогон: белый — пальмовый, красный — из красного дерева), курицу для жертвоприношения и приходите утром». В ответ на мои дальнейшие попытки продолжить диалог он лишь сказал: «Сегодня обсуждать больше нечего. Ждем вас завтра утром».

Мы пошли обратно к машине. После краткого общения с жрецом на душе стало как-то легко и даже весело. По дороге мы познакомились с молодой женщиной, которая, как оказалось, пришла пешком за много верст проведать мать. Они сидят у входа в мазанку. Дочь развела костерок и скоро, по-видимому, накормит мать, дряхлую полуслепую старуху. Та убаюкивает младенца, которого дочь принесла за спиной, чтобы порадовать бабушку, которую обвинили в колдовстве и сослали за тридевять земель сюда.

Когда обвиняемых в колдовстве привозят в Г’нани, верховный жрец испрашивает оракула, и тот решает судьбу вновь прибывших. Если оракул отрицает вину — их отпускают, но вернуться домой они все равно не могут — не поверив решению оракула, их растерзают семьи «пострадавших» от их «колдовства». Поэтому все женщины от греха подальше остаются в деревне ведьм. Помогают верховному жрецу пахать, сеять и убирать кукурузу, окру, сорго, просо, касаву на наделах у реки Оти и получают за это свой прожиточный минимум.

 

Приобретая жертву…

Отпустив водителя, мы пешком отправились в находящуюся недалеко деревню Янди, где устроились на ночлег: в Г’нани жили только жрец и ведьмы.

К вечеру, отдохнув с дороги в арендованном бунгало, мы пошли купить баа и эпиташи. Баа — это птица, приносимая в жертву. А я баколук — тот, кто приносит жертву.

Айи — девушка-продавщица из ларька в Янди, с которой мы разговорились, рассказала, что мать ее подружки из соседнего селения также сослали в деревню ведьм. Она получила специальный порошок (в качестве лекарства) от некой знахарки, но оказалось, что это зелье, которое обращает женщин в ведьм. Ей пришлось принести в жертву сына, чтобы избавиться от этого обращения.

Жертва, девственник или девственница, приносимая на алтарь вуду, становится жрецом или жрицей и пожизненно проводит все ритуалы. Получается, что проклятие работает не с виновным, а с его родными и близкими, включая следующее поколение. Таким образом, проклятие вуду вызывает муки совести у виновного.

 Также раскаявшаяся ведьма указывает на дерево, где она заточила тотемный дух жертвы, воплощенный в тело ящерицы, бабочки или крысы. Если несколько жертв — в насекомых.

Люди во главе с верховным жрецом прорубают большую дыру в стволе. Оттуда сочится кровь (?!) и вылезают вышеупомянутые животные.

Я разговаривал с Айи до самой темноты и услышал еще немало разных историй о вуду — одну страшнее другой. На прощание она указала мне на темнеющий вдалеке лес. Там виднелись огоньки, прыгающие от земли в кроны деревьев. «Это прыгающие ведьмы», — зловеще сказала Айи. «И вам тоже спокойной ночи», — ответил я.

 

Духи Лоа

Верховного жреца зовут Джеймс Адоку. Он удовлетворенно взвесил на руке нашу баа (курицу мы купили самую крупную, черного цвета) и пригласил нас пройти в алтарь.

У входа в алтарь сине-бело-красный флаг вуду: синий — бог неба, белый — бог мира, красный (главный) — бог грома. В те же цвета было окрашено его набедренное покрывало. Заходим, в алтаре еще двое: жрец — Куаши, жрица — Сомето, в «красном углу» возвышается каменный идол, вдоль стен стоят деревянные дубины. Спрашиваю, зачем. Оказывается, деревянные палки в алтаре символизируют Божью кару, ими, к счастью, никого не бьют.

Жрец Куаши сворачивает голову моей баа и выпускает курицу на каменную плиту перед идолом. Птица стала биться в предсмертных судорогах, над ней склоняется верховный жрец и внимательно смотрит. Жертва приносится духам, по той позиции, в которой она умрет, будет видно: принята или нет духами Лоа моя баа.

Есть три позиции жертвенной птицы:

спина — духи приняли жертву;
брюхо — не приняли;
бок — спорная ситуация (решать верховному жрецу).

 Моя баа после долгих трепыханий упала на бок. Верховный недовольно хрюкнул, быстро оторвал курице голову и стал поливать вытекающей кровью горку какого-то мусора в миске, среди которого выделялась игрушечная фигурка диснеевского кролика. Перемешав рукой это месиво, он частью крови смочил губы идола, а остальное высыпал на каменную плиту. Затем, напевая заклинания, стал перебирать и разглядывать какие-то палочки, которые при ближайшем рассмотрении оказались кусочками костей (надеюсь, не человеческих).

Все замерли в ожидании вердикта оракула.

Наконец верховный закончил свой ритуал, посмотрел на меня, улыбнулся и сказал: «O’кей». «Духи Лоа приняли твою баа», — «перевел» мой толмач.

 После мы сидели в доме верховного жреца и в ожидании еды (жарили баа) по очереди потягивали из бутылки эпиташи. Я спросил у верховного, почему среди костей — buheitxysq кролик. «Кролик в оракуле — посланник (messenger) вуду. Это часть системы оракула. Если готов — забирай, если нет — начнутся проблемы». «Понятно», — ответил я, но брать кролика с собой не решился.

 Когда я в очередной раз потянулся за бутылкой, верховный вдруг указал пальцем на мое запястье. Там был едва заметный шрам — след двенадцатилетней давности от контакта с разбитым фужером. «Бэд», — сказал он. Понятно, что ничего хорошего, философски согласился я, хотя не понимал, чем его мог заинтересовать небольшой порез, который давным-давно зажил. «Бэд», — еще раз задумчиво произнес верховный. Я кивнул, и отхлебнув из бутылки, передал ее жрецу. Наш немногословный диалог прервала вошедшая в комнату жрица Сомето — курица была готова. Верховный жрец на правах хозяина разорвал ее и протянул половину мне. Потом мы молча ели.

Когда верховный провожал нас, мы вышли за ворота, где стояли несколько ведьм с детьми, и я сказал, что хочу сделать совместное фото на память. Они согласились. Все, включая моего переводчика (он — с бутылкой эпиташи в руке), выстроились вдоль забора, я пару раз щелкнул.

С окраины деревни послышались гудки авто, приехал наш водитель. Еще раз поблагодарив верховного жреца, мы пошли по Г’нани, перебрасываясь шутками с провожающими нас ведьмами.

Сергей ВЕРТЕЛОВ
специально для «Новой», Нигерия
 

P.S. Спустя три месяца, в Москве, когда я совсем позабыл о своем визите в деревню ведьм, моя рука (со шрамом) неожиданно заболела и воспалилась, пришлось идти к врачу. В Склифе мне сделали операцию — руку разрезали и оттуда, по выражению хирурга, «пошла тара». Оказалось, что в ране был маленький осколок от фужера, разбитого двенадцать лет назад! «Нот бэд, — резюмировал я. — Voodoo people — magic people!»

Вуду. 50 знаменитых сект

Общее название группы афрохристианских сект. Секты вуду появились на Гаити в XVIII веке в результате слияния верований черных рабов с католицизмом. Особое развитие культ получил с приходом к власти в 1957 г. диктатора Франсуа Дювалье. Для вуду характерна практика колдовства и черной магии.

«В реке Темзе были найдены останки человеческого тела. Как позже выяснилось, останки принадлежали шестилетнему мальчику африканского происхождения. Восстановленная картина происшествия потрясла даже бывалых следователей. Убийство оказалось ритуалом религии вуду — ребенку сначала перерезали горло, а потом его тело было расчленено на мелкие части».

Такое сообщение распространили информационные агентства в 2001 г. «Сегодня труп в Темзе, а завтра в Днепре?» — подхватили отечественные СМИ. Повод для беспокойства был. Как знать, насколько далеко может привести любителей острых ощущений увлечение экзотическими культами и нетрадиционными религиями? Тем более когда знания о них почерпнуты из бульварных книг, «сенсационных сообщений» и художественных фильмов. Вуду — это не только религия населения небольшого острова в Карибском море, вуду — это еще и страшилка, в которую хочется верить последователям секты в США, Европе, России и Украине.

* * *

Вуду — религия, возникшая на Карибских островах (в первую очередь на Гаити) в результате смешения традиционных верований африканских рабов и католицизма. Название религии происходит от слова «vodu», что на языке народа фон (проживающего на территории нынешнего Бенина) означает «дух, божество».

В 1518 г. в Новые Испанские колонии в Карибском море были завезены первые черные рабы из Западной Африки. Их было всего трое. Торговля живым товаром оказалась доходным, а потому притягательным бизнесом. Все новые и новые потоки «черной слоновой кости» тянулись из Африки в Северную и Южную Америку, на Карибские острова, в том числе и на Гаити. Известно, что поставкой рабов торговцам в Африке занимались сами прибрежные племена.

Некоторые современные исследователи полагают, что спокойная перевозка в трюме корабля двухсот — трехсот человек была возможна только при предварительном зомбировании живого товара, которое и проводили местные африканские колдуны.

Рабы из племени фон, захваченные в Дагомее (Бенине) и привезенные на Гаити были лишены всего — имущества, прав, родины… Помочь выжить, по мнению рабов, могла только старая религия. Барабанный бой и ритуальные пляски, приближающие африканцев к духам, исполнялись теперь на гаитянской земле. Белые же хозяева — как правило, ревностные католики — запрещали рабам исповедовать их родные африканские религии. Негров, у которых находили фетиши[30], ждали в лучшем случае побои и суровое наказание, а иногда жестокие пытки и даже казнь. Рабов насильно крестили. Однако африканские культы выжили. Постепенно «черные религии» в той или иной степени смешались с католицизмом. Духи надели маски святых, архангелов и мадонн. Христианство стало прикрытием для вуду. Можно было посещать мессу, продолжая по ночам приносить кровавые жертвы и исполнять ритуальные танцы. На негритянских алтарях появились христианские статуэтки, свечи и мощи[31]. Естественно, что существующее положение привело к образованию множества тайных сект, которые впоследствии и стали сектами вуду.

Смешение католических и африканских религиозных норм наблюдается и до сих пор. Многие приверженцы вуду считают, что христианский Бог и святые придают их культу дополнительную силу. Вудуисты празднуют Рождество, почитают Библию. В дни Великого поста двери вудуистских святилищ закрыты. Борьба католиков с вуду продолжалась на протяжении всей истории Гаити. Интересно, что и в католическую службу на острове в середине прошлого века было позволено включать барабанную музыку. До недавнего времени большинство вудуистов одновременно считало себя католиками, что и отражалось в многочисленных статистических сводках.

Афрохристианские культы, подобные вуду, распространились и на других Карибских островах и в некоторых странах Латинской Америки. На Кубе сформировалась своеобразная религия — сантерия; в Бразилии смешанная негро-португало-индейская религия называется макумба. Вуду снискала популярность в Новом Орлеане (штат Луизиана), на территории штата Майами, а позже и в Нью-Йорке.

Большое влияние на формирование специфической религии вуду оказало достаточно раннее обретение Гаити независимости, что привело ее к изоляции от стран Европы и замкнуло ее религиозность на себе. Островное положение государства также способствовало самостоятельному развитию местных культов.

Удачное расположение и плодородные почвы Гаити сделали остров объектом постоянной борьбы между ведущими колониальными державами — Испанией, Великобританией и Францией. В середине XVII века Гаити переходит к последней. (В течение века после этого, по мнению многих специалистов, произошло окончательное оформление вуду как специфической религии негров во французских американских колониях.) К концу XVIII века Гаити становится одним из богатейших колониальных владений в мире. Конечно, благополучие острова продолжало основываться на жестокой эксплуатации рабов. В условиях нарастающего недовольства негров своим угнетенным положением вуду становится своеобразным символом собственного национального достоинства темнокожих гаитян, важным фактором их самосознания. Некоторые источники свидетельствуют, что восстание против французов, поднятое гаитянскими рабами под руководством Туссен-Лувертюра в 1791 г., началось с прорицания местного оракула и исполнения религиозного обряда Петро. Момент для восстания был выбран исключительно удачно. Французам было не до Гаити — революционные французские войска в то время были больше обеспокоены войной с армиями антифранцузской контрреволюционной коалиции. Позже Наполеону так и не удалось успокоить Гаити, и в 1804 г. остров получил независимость, став тем самым первым негритянским независимым государством Нового времени. Императором Гаити провозгласил себя генерал Дессалин.

И Дессалин, и чуть более поздний правитель Петион пытались показать себя просвещенными властителями и искоренить вуду. Религия опять ушла в подполье, сохранив очарование запретности. После столетней внутренней усобицы и постоянной борьбы за власть (в ходе которой, кстати, нередки были и столкновения католиков с вудуистами) остров был оккупирован США. Американцам не удалось примирить враждующие партии, продолжавшие жестокую войну всю первую половину прошлого века. Войну, которая закончилась победой негритянского, в массе своей вудуистского, населения. Вот только счастья эта победа неграм и мулатам не принесла.

* * *

Расцвет культа вуду во второй половине XX века связан с именем Франсуа Дювалье. С 1957 по 1971 гг. он безраздельно правил на Гаити и близлежащих островах Карибского моря. Папаша Док — так называл его весь мир, но это было не единственное его прозвище. Дювалье именовали и Солнцем Гаити, и Королем Счастья, и Поднебесной Радугой, и Помазанником африканских богов… А еще многие гаитяне считали, что власть Дювалье сохраняется, поскольку он является могучим колдуном вуду.

Франсуа Дювалье родился в 1907 г. В 1932 г. закончил медицинский факультет Университета Гаити, в 40-х изучал систему здравоохранения США в Мичиганском университете. В 1946 г. президентом Гаити стал негр — Дюмарсе Эстиме. Темнокожий доктор Дювалье в его правительстве был министром здравоохранения. Однако вскоре Дювалье пришлось перейти на нелегальное положение, поскольку Эстиме был свергнут военной хунтой. Она продержалась у власти до 1956 г., после чего Дювалье смог выйти из подполья и даже включиться в президентскую гонку. Выборы Папаша Док проиграл, но с помощью регулярных войск смог «переиграть» их результаты, провести новые выборы и стать президентом Гаити. Это произошло в 1957 г.

Бывший демократ запретил политические партии, закрыл оппозиционные издания, распустил профсоюзы и студенческие организации. В стране была установлена военно-полицейская диктатура, державшаяся, в первую очередь, на физическом устранении нелояльных граждан. В частности, преследованиям подверглись многие католические священники (католическая церковь поддерживала политических противников Дювалье в 50-е годы). В 1964 г. Папаша Док был провозглашен пожизненным президентом.

Дювалье прекрасно разбирался в тонкостях вуду и чувствовал настроения масс. Как и многие диктаторы, он стремился выглядеть истинно народным вождем. С другой стороны, вуду с его ореолом таинственности, почитанием «посвященных» и пугающими легендами как нельзя лучше подходило в качестве инструмента для того, чтобы держать в страхе и повиновении малограмотное население Гаити. Террор получил религиозную окраску. Папаша Док активно пропагандировал себя в качестве жреца вуду. Он изменил цвета национального флага с традиционного красного с синим на красный с черным (цвета, ассоциировавшиеся с влиятельной сектой вуду — Бизанго). Дювалье носил черный костюм с узким черным галстуком — это наряд одного их духов смерти Барона Субботы. Тайная полиция и спецслужбы президента (легендарные тонтон-макуты, о которых гаитяне до сих пор вспоминают с содроганием) периодически прибегали к ритуалам и символике вуду. По сути, этот народный культ стал официальной идеологией Республики Гаити и одной из основ диктатуры Дювалье. Огромное впечатление на население острова произвел эпизод, происшедший в 1963 г. Дювалье, недовольный охлаждением к нему со стороны США, публично объявил народу, что с помощью ритуалов вуду вызвал из ада самого дьявола, который нашлет проклятье на американского президента. Шесть недель спустя в Далласе был убит Джон Кеннеди.

Многие гаитяне верили, что Дювалье наделен сверхъестественной силой и что убитых им людей он превращал в зомби, делая их своими невидимыми шпионами. Влиятельным «посвященным» вудуистам было выгодно поддерживать возросший во времена правления Папаши Дока авторитет религии и после смерти диктатора, и после ссылки в 1986 г. младшего Дювалье — Жана-Клода. Впрочем, в период смут, последовавших за этим, вуду подверглось на Гаити очередным гонениям как идеология диктатуры.

Есть сведения, что теплый прием бывшим тонтон-макутам, бежавшим в Бразилию, оказали местные предприниматели. На предприятиях, в управлении которых участвовали гаитяне, люди показывали на некоторых работников, утверждая, что за непослушание те были превращены в зомби. Слухи о зомбировании укрепляли авторитет хозяев и отпугивали любопытных чиновников из контролирующих органов.

* * *

В 1990 г. в результате «первых свободных выборов в Гаити» президентом стал бывший католический священник левых убеждений Жан-Бертран Аристид. Недовольная его реформами богатая элита острова свергла Аристида, но после нескольких лет торгового эмбарго, инициированного Соединенными Штатами, Аристид вернулся к власти. Его правление стало важной вехой в истории вуду. Из тайного культа оно превратилось в предмет экспорта, стало одной из статей дохода нищей страны, ее брэндом. Вуду увлеклись знаменитые артисты и музыканты (например Майкл Джексон).

Вот описание типичного ритуального обряда «для зрителей и туристов»: «Итальянский посол, беседующий с первым секретарем посольства США, они, что ли, вудизм исповедуют? В присутствии стольких зевак, любопытствующих, о каком таинстве могла идти речь? Типичная тусовка иностранной колонии… Лупцевали по тамтамам, подвывая с приплясом, скорее всего нанятые для этого случая артисты фольклорного ансамбля, их густо-черные лица казались загримированными, а в бутылках, к которым они, как положено по ритуалу, прикладывались, видимо, не кларет булькал, а кока-кола. Экстаза никакого не наблюдалось, в транс никто не впадал, живым петухам откусывать головы не собирался. Ну ничего зловеще-чарующего — просто шоу, от которого веяло скукой», — так рассказывает о ритуале очевидец.

Тысячи вудуистов со всего мира каждый год совершают паломничество на Плен-дю-Нор для совершения торжественного вудуистского ритуала. «У нас есть свои храмы, — говорит вудуистский священник Нене. — Мы верим в Бога и крестим людей, мы проводим религиозные церемонии, — так что мы действительно церковь».

В апреле 2003 г. Аристид подписал закон, объявляющий вуду одной из государственных религий Гаити. Первое ноября объявлено на острове нерабочим днем. По вудуистскому календарю, это праздник, когда чествуют мертвых. Признание вуду официальной религией нравится не всем. «В Библии сказано, что мы созданы по образу и подобию Бога, — говорит католический священник Адонэс Жан-Жюст. — Но эти люди, купающиеся в грязи, ведут себя, как свиньи. Они — те животные, которые любят валяться в грязи. Поклонникам культа вуду необходимо очиститься через крещение во Христе». Осенью 2003 г. тысячи христиан Гаити приняли участие в дне молитвы, который проводился в знак протеста против признания культа вуду государственной религией. Сверх того, гаитянские христиане направили к знахарям вуду своих «шпионов». Об этом заявил директор организации «Молодежная миссия Гаити» Терри Сноу. Соглядатаи отправились на место, где, по легенде, некогда был заключен союз с дьяволом, который якобы получил душу Гаити в обмен на победу над французами.

По словам Сноу, жрецы вуду привели на это место много жертвенных животных — свиней, коз и кур, однако между последователями культа разгорелся спор и ни одна жертва не была принесена. На 1 января 2004 г. планировалось новое жертвоприношение. Этот день является главным национальным праздником Гаити — Днем независимости.

* * *

Вудуизм — это не просто поклонение духам, богам и демонам. Для вудуиста нет разделения между материальным миром и духовным. Его духи и демоны — это не потусторонние существа, они присутствуют постоянно в этом мире. Вудуист — прагматик и исполняет свои ритуалы, чтобы получить от этой жизни то, что ему нужно, причем немедленно. Боги вуду от мира сего, и для вудуиста мир так же хорош, как и те желания, которые он порождает.

Объектом поклонения вуду являются дагомейские[32] божества лоа, приобретшие ярко выраженные гаитянские черты. Секты вуду видят смысл жизни в общении с лоа с целью заручиться их расположением и получить ценную информацию. Лоа очень многочисленны и активны, они действуют в нашем мире. Вудуисты считают, что каждая вещь является продолжением или проявлением того или иного лоа и служит ему. Божества африканского происхождения относятся к классу Рада. Есть и другой класс — Петра. Это лоа, вошедшие в пантеон[33] значительно позже. Чаще всего они являются обожествленными духами исторических личностей или местными гаитянскими богами.

Вудуисты признают существование изначального Верховного Божества, которого называют Гран Ме. Он создал мир, но слишком далек от него, чтобы ему стоило поклоняться. Старшим среди лоа является Великий Змей Дамбалла. Еще до эпохи рабства африканцы почитали питона Дангбве. Эта змея небезопасна для человека, и дагомейцы верили, что ребенку, которого она коснулась, самим Богом суждено стать жрецом или жрицей. После переселения в Америку рабы заменили питона на боа. Дамбалла — это начало и конец всех вещей, океан вечности, со всех сторон окружающий материальный мир. Дамбалла — это источник Силы и местонахождение всех лоа. Дамбалла создал все воды Земли. Движение его семи тысяч колец образовало горы и долины Земли, а также звезды и планеты. Змей выплавил металлы и послал на Землю стрелы-молнии, от ударов которых возникли камни и скалы. Когда Дамбалла сбросил свою кожу под солнцем, излив при этом воды на Землю, солнце засияло в воде и создало Айда-Ведо (Радугу). Дамбалла полюбил Радугу и сделал ее своей женой. Айда-Ведо воплощается в небольшой змее, которая живет в воде и питается бананами. Ее яркую расцветку воспроизводит декор вудуистских храмов.

Есть еще один важнейший лоа, без которого просто невозможно никакое общение между богами и человеком. Это Легба (Папа Легба). Папа Легба представляет Восток и Солнце; управляет дверями, воротами и окнами, а также Новым Годом (и вообще любыми началами и начинаниями). Никакое божество не сможет принять участие в ритуале, если Папа Легбу не попросят открыть для него дверь. (Для гаитян-като-ликов Легба ассоциируется с привратником — св. Петром.) В Вудуизме также почитаются Агве — бог моря, Эринле — бог лесов, Огу Баланжо — бог целительства, Огун — бог войны и железа, Папа Зака — покровитель сельского хозяйства, Эрзули — богиня красоты, богатства и процветания и многие другие лоа. Особый класс лоа составляют Геде, духи смерти и могил, необузданных желаний и разврата. Самыми популярными формами Геде являются Геде Ниббо, Геде Мазака, Барон Суббота. Их изображают как белобородых стариков в длинных пальто и высоких шляпах. Непременные атрибуты — череп, гроб, крест и трость. Люди, одержимые Бароном Субботой (обитателем кладбищ), отпускают сальные шутки, жадно набрасываются на еду, курят сигары и выпивают огромное количество алкоголя.

Вудуисты делятся на жрецов (колдунов) и мирян. Церемония посвящения в вуду длится три дня, по истечении которых посвященному моют голову холодной водой с лепестками священных цветов. В некоторых сектах вуду для проведения обряда используется кровь, обычно петушиная.

Роль колдунов в вуду исключительна важна. Рядовых сектантов посвящают в колдуны самые высшие посвященные — папа-лист и мама-лист. Колдунов мужчин называют унганами, а колдуний — мамбо. Их влияние на рядовых приверженцев вуду не ограничивается религиозной сферой, а распространяется на все стороны жизни, в том числе на медицинскую и юридическую практику.

Культовые церемонии вуду проходят в специальном помещении — хунфоре, который представляет собой небольшую хижину с пристроенным к ней навесом. Внутри хижины находится алтарь, на котором располагаются как вудуистские, так и католические символы. Также в хунфоре находятся своеобразные «приделы» — специальные комнаты для определенных лоа. В центре хунфора расположен митан — столб, называемый дорогой богов, по которому во время службы якобы спускаются лоа. Даже если обряд проводится не в специально оборудованном месте, он все равно начинается со втыкания в землю длинного шеста.

Ритуал установления связи между людьми и духами проводится при помощи специально подготовленного и впавшего в транс вудуиста. Во время ритуала в него якобы вселяется лоа. Своими движениями человек показывает, какой именно лоа в него вселился, и унган может задавать божеству вопросы или советоваться с ним. Для введения в транс используется музыка ритуальных барабанов. Трое барабанщиков, выстукивая четкий ритм, причем каждый свой, возвещают об открытии церемонии. После этого поют песню-прошение, обращенную к лоа Легбе: «Папа Легба, отвори ворота и дай мне пройти. Отвори ворота, чтобы я смог возблагодарить лоа». Танцуя вокруг шеста, мамбо (или унган) струйкой воды из кувшина рисуют вокруг шеста магический круг в честь Папы Легбы и охранителя дома Огуна, дабы отогнать от себя и присутствующих злых духов. Затем колдун создает на полу веве — рисунок из белой муки (знак призываемого лоа). Во время культовых церемоний унганы кормят лоа, чтобы умилостивить, принося в жертву различных животных (в первую очередь молодого петуха). Мясо жертв частично съедается, а частично разбрасывается и закапывается.

Одержимый лоа вудуист на время превращается в «лошадь Бога». Молодые девушки, одержимые старыми духами, даже преображаются физически и становятся дряхлыми и слабыми. И наоборот, слабый человек, в которого вселяется молодой крепкий лоа, начинает плясать и прыгать, начисто позабыв о своих болезнях. Лоа могут исцелять, прорицать, давать житейские советы и духовные наставления. Священник Джон Хут, всю жизнь проработавший на Гаити, говорит, что люди, одержимые лоа, часто впервые в жизни чувствуют себя значительными. Они говорят властным тоном, и люди их слушают.

Если лоа остаются довольны щедрыми подарками, а обряд проведен правильно, в успешном его результате можно не сомневаться.

Вуду вызывало и вызывает страх у многих добропорядочных европейцев и американцев. В конце XIX века приобрела популярность книга миссионера Гайти, в которой автор описал отвратительные и весьма преувеличенные подробности ритуалов этой религии, таких как поклонение дьяволу, жертвоприношение младенцев, каннибализм. Последователи Гайти — писатели, журналисты, режиссеры — поддержали сомнительную репутацию загадочной религии, надо сказать, что церемонии вуду и в самом деле могут потрясти неподготовленного человека.

«Бой барабанов и песнопения звучат час за часом без остановки. На земле лежит коза и маленькая черная свинья — обе с перерезанным горлом, а все люди вокруг забрызганы кровью. Животных бросают в небольшой пруд, полный пузырящейся коричневой грязи. Люди в сине-красных одеждах прыгают в пруд вслед за жертвами». Это кульминация традиционной вудуистской церемонии на равнине Плен-дю-Нор. А вот описание ритуала, проведенного «по-домашнему» в одном из бедных кварталов столицы Гаити — Порт-о-Пренса: «Из собравшейся в круг толпы, раскачивающейся из стороны в сторону под все убыстряющийся ритм тамтама, выбилась женщина, закружилась на месте, сдернула платок с головы, покачнулась, упала, разбросав в стороны руки, застыв так в прострации. Грозя ее затоптать, еще четверо прорвались в круг, крутясь волчком, раздирая ногтями лица. Хлынула кровь, чего никто не замечал. Массовый психоз, транс, осатанение. То один, то другой прикладывался к бутылкам, содержавшим явно не кока-колу. Заплакал ребенок, плач его поглотило неистовство тамтамов, нарастающий вой на глазах обезумевших, теряющих остатки рассудка людей, близких к чему-то ужасному, отвратительному, запредельному».

Помимо таких шокирующих обрядов и атрибутики смерти, огромное значение для создания пугающего имиджа гаитянской религии сыграла «черная магия вуду». Колдунов, использующих черную магию, называют бокорами. Они объединены в тайные общества. Считается, что бокоры могут наслать на человека порчу, используя восковую куклу, или оживить мертвеца, полностью подчинив его себе.

Истории о зомби, живых мертвецах, безропотных существах, лишенных памяти и воли, по популярности могут поспорить с рассказами о вампирах. Зомби фигурируют в самых кассовых фильмах, таких как «Пираты Карибского моря», «Ночь живых мертвецов» и др. Из чисто вудуистского термина слово «зомби» превратилось в термин социальный и политический. Зомбированием зачастую называют «промывание мозгов» населению, введение их в состояние легкой внушаемости с помощью, например, электронных средств массовой информации, шумных мероприятий и т. д.

На Гаити зомбирование считается вполне реальным и опасным явлением. Для жителей страны — это не просто миф. Статья 249 Уголовного кодекса республики гласит: «Также должно быть расценено как покушение на убийство любое действие против человека, которое не вызвало действительной смерти, а только состояние комы более или менее продолжительное. Если после завершения таких действий человек был похоронен, то действие расценивается как убийство вне зависимости от конечного результата».

Слово «зомби» происходит от конголезского «нзамби», т. е. «живой мертвец». Из Африки якобы пришло и умение вудуистских колдунов вводить человека в состояние клинической смерти с последующим возвращением к нему физических возможностей, но потерей памяти и воли.

Бокоры, по мнению гаитян, могут зомбировать человека, чтобы превратить его затем в своего раба. Островитяне любят рассказывать о том, как деревенские жители с ужасом узнают в бессловесных работниках плантаций своих родственников, которые были похоронены много лет назад. Существуют внешние признаки, которые позволяют «безошибочно» определить зомби: покачивание при ходьбе, механические, неосмысленные движения, несфокусированный взгляд, гнусавый голос. Человек может находиться в зомбированном состоянии неопределенно долго, но ему нельзя давать соль, которая, как считается, возвращает зомби память и способность к нормальной речи.

В свое время газеты распространили сенсационное известие о некоем Кларвиусе Нарциссе, который объявил, что в течение 33 лет был зомби и что только необъяснимая случайность позволила ему вспомнить прошлое и вернуться в семью. Официально Кларвиуса похоронили в 1962 г., о чем свидетельствуют соответствующие документы и могила. Но, как он теперь утверждает, на самом деле его отравили каким-то порошком, но он не умер, а впал «в застывшее состояние». Кларвиус в деталях рассказал о том, как происходили его собственные похороны. Через день после погребения его откопали вудуисты и заставили работать на плантации. Могила Нарцисса действительно оказалась пустой, а фотография бывшего зомби рядом со своим надгробием облетела весь мир.

Вот что вудуисты говорят о том, как зомбируют людей. Для начала колдун изготавливает некий порошок, засыпает его в кувшин и на три дня закапывает в землю. Классический способ отравления этим зельем человека — незаметно насыпать немного порошка на спину или на ноги будущему зомби. Человек недолго корчится в конвульсиях, а затем перестает подавать признаки жизни… Могилу раскапывают через два-три дня. Мерно ударяя в барабан, надо открыть крышку гроба и несколько раз назвать имя «покойника». Вновь «родившегося» уводят подальше от родных мест, дают новое имя и используют по своему усмотрению. Многие вудуисты верят, что колдун может превратить в зомби и действительно умершего человека, если поймает его отлетающего «доброго ангела» (составную часть души человека).

Так или иначе, но колдуны-бокоры на самом деле умеют готовить некий наркотический препарат, который позволяет погружать человека в коматозное состояние. По всей видимости, длительное пребывание в подобном состоянии может привести к серьезным психическим и физиологическим расстройствам, ведь препарат ядовит. Американский ученый Дэвис специально занимался этим вопросом: опрашивал жрецов вуду и тех, кого называли зомби, брал токсикологические пробы и выяснил приблизительный состав зловещего порошка. Важнейшим компонентом зелья, оказывается, является тетродоксин, полученный из рыбы-собаки, в который добавляется галюциногенный препарат из определенного вида жабы. Добавляются и другие вещества (это уже, скорее, для «зрителей») — капли жидкости из носа мертвеца, измельченные кости мертвой колдуньи-мамбо. Полученный яд блокирует передачу нервных импульсов, что приводит к безволию, отключению речи, смерти или видимости смерти. Было выяснено, что яд, содержащийся в гаитянском снадобье, родственен яду, который вырабатывает знаменитая рыба фугу[34].

Приверженцы вуду изо всех сил пытаются оградить своих мертвецов от незавидной участи зомби. На могилу наваливают камень потяжелее, покойников кладут лицом вниз, набивая рот землей, зашивая губы. Некоторые семьи ночи напролет проводят возле места погребения, пока тело, по их мнению, не начнет разлагаться. На Гаити придумано специальное «антиугонное устройство», устанавливающееся на местных могилах. В глухих деревнях сохранился обычай расстрела или расчленения покойника во время похорон.

* * *

Культ вуду на Гаити в конце XX века насчитывал около 5 миллионов приверженцев, хотя официально 98 % гаитян исповедуют христианство[35]. Число «посвященных» вудуистов не более миллиона человек. По некоторым подсчетам в мире насчитывается более 40 миллионов последователей культа[36]. Количество сект вуду превышает 100.

В России небольшие группы последователей вуду есть в Москве и Санкт-Петербурге, преимущественно в вузах. По данным Всеукраинского центра «Диалог», в Украине действует не менее полусотни групп, практикующих вудуистский культ. Магическое учение изложено в массе книг, которые можно найти на многих книжных прилавках. Похоже, что именно из этих книг, которые в первую очередь акцентируют внимание на самых шокирующих и зловещих аспектах религии, черпают свои познания местные «бокоры». Это, наверное, и вызывает беспокойство исследователей. Кто знает, какое влияние на умы доморощенных черных магов может оказать красочно описанное и преподнесенное как несомненный факт человеческое жертвоприношение?

Вот что пишут авторы книги «Вуду в мегаполисе» Блэк и Хайатт: «Жить в виртуальной компьютерной реальности может быть интересно, но такая жизнь не заменит ощущения реального обладания силой. Практика вуду очень активна: командование духами, странные и дикие имена, звуки, запахи, танцы, принесение в жертву животных. Все это рождает реальное ощущение силы, а иногда и реальный ужас. В этом все дело. Большинство из нас уже не знает, что такое реальное приключение. Мы проводим жизнь в кресле. Современный человек оторван от своих корней, он перестал быть охотником — исследователем неведомого». Остается только пожелать, чтобы исследование неведомого не обернулось утратой человеческого облика, разрывом с близкими людьми, потерей чувства реальности. Никакая экзотика не стоит того, чтобы превращаться в зомби.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Культ вуду: взгляд изнутри: sinus24 — LiveJournal

 


Преамбула:
Давно собирался написать про вуду, но все время сталкивался с проблемами, то не смог найти свои фотографии на тему (пришлось взять из файлопомойки), то уже практически готовый текст магическим образом куда то исчез, тем не менее, продолжу.
Значит так, каждый раз , когда кто то из моих знакомых узнает, что я сейчас живу на Гаити, тут же начинает ошибочно цитировать мультфильм «Возвращение блудного попугая» — «.. Гаити, Гаити… не были мы ни на каком Гаити, нас и тут неплохо кормят!…»  Так воооот, в мультике речь шла о ТАИТИ, совершенно другом острове, который тонет в водах Тихого океана в районе Французской полинезии. Далее, когда товарищ приходит в себя, в 70% следующий вопрос звучит примерно так: «А правда, что там везде культ вуду и повсеместно толпами ходят зомби?».
Ниже я постараюсь раскрыть эту тему сквозь призму местного обывателя как оно есть на самом деле, а не туриста, для которого устраивают показательные выступления с фейерверком, красочными костюмами и ритуальным убийством домашних животных.

Чужестранные термины, используемые в рассказе:
Перистиль (Peristile) — избушка жреца вуду;
Ган-ган (Gan-Gan) — жрец вуду-мужчина
Манбо (Manbo) — жрица вуду-женщина.

Амбула:

В каждом значимом гаитянском городке, где нибудь на задворках, есть маленький домик, украшенный странными орнаментами и росписями. Это перистиль — убежище местного жреца вуду. Как правило это мужчина, может быть и женщина, может быть один, а может быть и с учеником. По преданию, жрецом становятся не по своей воле, а когда из умершего жреца вуду его душа переносится в избранного духом вуду человека. При этом у каждого жреца с собой есть какая нибудь животина типа, паука, змеи, осла, в которой, как считается, находится непосредственно дух вуду.

А сам шаман является, по сути, медиумом, посредником между духом и людьми. На короткое время транса дух может вселиться в шамана, чтобы произвести наиболее важные действия, как например, если духу понравился какой то свеже умерший человек, он может зомбировать его, не выпустить его душу, а подчинить себе. Однако если мертвец был достойным христианином, то такое может не получиться. На фото ниже пример церемонии зомбирования умершего человека.

Как правило, позже зомби становится преемником жреца, его «восресившего». Такой способ иногурации добавляет престижа новоявленному колдуну. 
Как то ученые всерьез занялись проблемой зомбирования и разобрались, что человеку просто вводят определенную дозу яда, выделенного из одной местной рыбки, и он приобретает свойства умершего человека. На самом деле из-за сильного токсикоза, кандидат впадает в кому и все жизненные процессы в его теле замедляются, а через некоторое время (2-3 дня) если организм справляется с интоксикацией, ему становится лучше и он «воскресает».  Иногда это имеет побочные эффекты в виде шизофренических паталогий т.е. чувак становится реально больным на голову и похожим на зомби. Во время комы мозг больного испытывает кислородное голодание и происходят необратимые процессы.

В Гаити жрец вуду является по нашему этаким ведуном, колдуном, который может помочь в каких то несовсем чистых делах. Например, гаитянин может пойти к ган-гану, чтобы навести порчу на своего врага, девушка может обратиться, чтобы привадить богатого жениха, неудачник эммигрант может попросить поспособствовать с выдачей американской визы, студент помочь в сдаче экзамена. При этом необходимо выполнить условие, поставленное колдуном — вырыть колодец, привести и подарить козу, передать какие то вещи в пользу ган-гана.
Вуду — не религия, это — африканская магия. Большинство гаитян практикуют основные мировые религии: католицизм, протестантизм, ислам, а также не меньшей популярностью пользуются ряд сектантских учений (баптизм, адвентизм, церковь святого духа, свидетели Иеговы и др) , но при этом они не прочь окунуться в свои африканские корни при необходимости. Большинство людей рельно боятся жрецов. Но есть некоторые, которые их сильно уважают (в основном люди старших поколений). Они участвуют в коллективных ночных церемониальных актах, во время которых под гулкую музыку с четким ритмом, участники танцуя, теряют рассудок, меняются лицами и голосами, совершают неадекватные действия, например могут пить крепкий спирт, настоенный на острейших приправах. Колдунам также приписывают изготовление снадобий с использованием крови домашних животных — петуха, козы, молодой коровы.

Иногда жители деревень, обеспокоенные излишним падежом скота и частыми шумными ночными оргиями, выгоняют жреца вуду. В таком случае, жрец с учениками уходит в горы, где уединяется с природой. 
В последние годы популярность культа вуду пошла на спад, люди стали меньше верить в силу магии. Виной тому многочисленные религиозные конфессии, которые заполонили развивающиеся страны. В Гаити официально действует около 90 разных религиозных организаций, главным образом они занимаются гуманитарной  и образовательной деятельностью среди подрастающего поколения.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *