Заповедник окружающий мир 3 класс – Конспект открытого урока по окружающему миру на тему «Путешествие по заповедным местам. Приокско-террасный заповедник» (3-4 класс)

Презентация к уроку по окружающему миру (3 класс): Презентация к уроку окружающего мира по теме «Заповедники России»

Слайд 1

ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ УРОК ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Слайд 2

ЗАПОВЕДНИКИ РОССИИ ЗАПОВЕДНИК – ЗАПОВЕДНАЯ ТЕРРИТОРИЯ Т.Е НАХОДЯЩАЯСЯ ПОД ОСОБОЙ ОХРАНОЙ,ПОД ЗАПРЕТОМ С ЦЕЛЬЮ СБЕРЕЧЬ РЕДКИЕ ПОРОДЫ РАСТЕНИЙ,ЖИВОТНЫХ. (большой толковый словарь Д.Н.Ушаков)

Слайд 3

ИЛЬМЕНСКИЙ ЗАПОВЕДНИК Ильменский заповедник был создан в 1920 году специально для охраны минеральных богатств Урала. Под охрану взяты почва, реки, озера, растительный мир и животный мир.

Слайд 4

Территория заповедника включает Ильменский хребет, восточные предгорья Уральских гор с многочисленными озерами. Весь этот красивейший район издавна получил название Ильмены .

Слайд 5

Растут здесь в основном сосновые и березовые леса. В них живут рыси, косули, лисы, барсуки, глухари, дятлы. Всего в заповеднике отмечено 48 видов млекопитающих, 163 вида птиц, 6 видов пресмыкающих, 3 вида земноводных. ГЛУХАРЬ БАРСУК

Слайд 6

рысь дятел лиса К О С У Л Я

Слайд 7

В Ильменском заповеднике обнаружено 200 разновидностей минералов! Один из них был найден здесь впервые и получил название ильменит .

Слайд 8

Дальневосточный морской заповедник В 1978 году был создан первый морской заповедник! До этого в заповедниках охранялась только природа суши. И вот теперь под охрану был взят большой участок моря вместе со всеми его обитателями.

Слайд 9

Этот уникальный заповедник находится на Дальнем востоке, в Японском море, а точнее – в заливе Петра Великого. Место это было выбрано не случайно. Оно отличается удивительно богатым подводным миром.

Слайд 10

Рыб в водах заповедника более 100 видов. А различных морских моллюсков, иглокожих, ракообразных более 2 тысяч видов! Среди них прекрасные и причудливые морские лили, морские звезды, морские ежи.

Слайд 11

В состав заповедника входит также большой участок побережья и 12 островов с богатым растительным и животным миром.

Слайд 12

Заповедник «Остров Врангеля» Этот арктический остров расположен между Восточно — Сибирским и Чукотским морями. Он назван в часть полярного исследователя Ф.П.Врангеля.

Слайд 13

На остров Врангеля приходят медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Поэтому остров Врангеля называют «родильным домом» белых медведей.

Слайд 14

Одно из удивительных животных заповедника – овцебык . Этот зверь в далеком прошлом обитал на территории нашей страны, но потом исчез. Он сохранился в Северной Америке. И сейчас ученые решили снова поселить его у нас на острове

Слайд 15

Остров Врангеля Остров Врангеля

Слайд 16

Таймырский заповедник На севере России, на Таймырском полуострове, большой участок тундры взят под охрану.

Слайд 17

Погода здесь, как и повсюду в тундре, не балует теплом: заморозки и снег бывают даже в июле. Зимой в водоемах образуется лед толщиной около 2 метров!

Слайд 18

Среди обитателей заповедника – дикие северные олени . Во многих других районах тундры они уже не встречаются. Хорошо чувствуют себя и завезенные сюда овцебыки.

Слайд 19

В заповеднике гнездятся редкие птицы – хрустан , краснозобая казарка и сокол-сапсан. хрустан

Слайд 20

Краснозобая казарка – небольшой гусь. От других гусей отличается яркой окраской. Казарка очень хорошо плавает и ныряет. Питается эта птица в основном травянистыми растениями. Интересно, что казарки часто строят гнезда недалеко от гнезд сокола-сапсана.

Слайд 21

Этот хищник не охотиться возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Зато он защищает ее гнездо от песцов.

Слайд 22

Приокско-Террасный заповедник Этот заповедник находится на юге Московской области, на берегу Оки. Здесь берег широкими уступами спускается к реке. Такие уступы ученые-географы называют террасами. Этим и объясняется название заповедника – Приокско-Террасный. Он был создан в 1945 году.

Слайд 23

Почти всю территорию заповедника занимает лес. Интересно, что здесь можно увидеть самые разные типы лесов. Есть хвойные леса – сосновые, еловые, сосново-еловые. Есть смешанные, мелколиственные, широколиственные.

Слайд 24

Благодаря такому разнообразию лесов очень богат животный мир заповедника. Здесь насчитывается 54 вида млекопитающих 134 вида птиц 5 видов пресмыкающихся 10 видов земноводных

Слайд 25

Самый знаменитый зверь заповедника – зубр. Когда эти звери находились на грани исчезновения, для их разведения в Приокско-Террасном заповеднике был создан Центральный зубровый питомник. Сейчас в заповеднике живет уже большое стадо зубров.

Слайд 26

Закрепление 1. Какой минерал был найден в Ильменском заповеднке ? 2. Одно из удивительных животных заповедника «Остров Врангеля»? 3. Какой заповедник охраняет тундру? 4. Знаменитый зверь Приокско-Террасного заповедника? 5. Какой заповедник взял под охрану участок моря? 6. Что такое заповедник ?

Слайд 27

Рефлексия Мне было интересно….. До этого я не знал….. В дальнейшем я буду …….

Проект Музей путешествий — Приокско-Террасный заповедник Окружающий мир 3 класс 2 часть

Проект “Музей путешествий — Приокско-Террасный заповедник”

Выполняем проект по теме “Музей путешествий — Приокско — Террасный заповедник”

Цель проекта:

Ознакомиться с туристическим маршрутом “Музей путешествий — Приокско — Террасный заповедник”.

Этапы работы:

1) собираем материалы на тему путешествия — Приокско — Террасный заповедник;

2) составляем план выступления на празднике — Музей путешествий — Приокско — Террасный заповедник;

3) оформляем презентацию проекта «Музей путешествий — Приокско — Террасный заповедник».

Мои обязанности по проекту:

Найти материал для проекта. Подготовить презентацию «Музей путешествий — Приокско — Террасный заповедник».

Способы оформления результатов:

Презентация

План выполнения проекта:

1. Приокско-Террасный заповедник на карте России

2. История заповедника

3. Структура заповедника

4. Флора и фауна заповедника

5. Мои впечатления от посещения заповедника.

Выполнение проекта «Музей путешествий — Приокско — Террасный заповедник»:

Приокско-Террасный заповедник является единственным заповедником Московской области.

Он находится всего в 12 километрах на восток от города Серпухов и занимает площадь более 5 тысяч гектар.

История заповедника началась 19 июня 1945 года и в то время был частью более крупного Московского заповедника.

Но постепенно все остальные части московского заповедника были закрыты и Приокско-Террасный заповедник стал самостоятельным.

С 1979 года Приокско-Террасный заповедник является биосферным .

Каждый год его посещают более 60 тысяч человек.

В этом году мы с родителями также посетили Приокско-Террасный заповедник.

Доехать до заповедника было не долго, но приехав мы узнали, что оказывается большая часть заповедника закрыта для посещения.

Служители заповедника предложили нам посетить Музей природы, посмотреть Зубровый питомник, пройтись по экологической тропе “Сквозь листву”, посетить “Дерево-дом” и заглянуть в домик Лешего.

Осмотр заповедника мы начали с Музея Природы.

В этом музее оказались экспозиции, которые рассказывают об истории создания заповедника, большая экспозиция флоры и фауны заповедника.

Я узнала, что в заповеднике обитают более 60 видов животных и более 140 видов птиц.

Здесь можно встретить самых разных насекомых, пауков, амфибий и многих других живых существ.

Гид пояснила, что до сих пор точно не подсчитано, сколько же всего видов животных обитает в заповеднике и каждый год находят новых насекомых и беспозвоночных.

Мне очень понравились витрины с чучелами разных животных.

Особенно меня поразили кабаны, рысь и бобры.

Потом я заглянула в Дом Лешего.

Этого лешего здесь зовут Террас Террасович и он считается охранителем заповедника.

В его деревянном маленьком домике собрана большая коллекция предметов старинного быта.

Затем мы прошли в Зубровый питомник и полюбовались на этих величественных гигантов русского леса.

Я думала, что зубры чем-то похожи на быков и коров, но оказалось, что они намного крупнее.

Зубры не подходили близко к нам, но даже издали они произвели на меня сильное впечатление.

Желающие могли покормить зубра, который находился в вольере.

А еще мне очень понравился маленький зубренок, которого заботливо оберегала мать.

В дом Дерево мы не пошли, просто не успевали.

А вот по экологической тропе пробежались.

Оказалось, что тропа “Сквозь листву” действительно проложена сквозь листву, а вернее кроны высоких деревьев.

Мы шли по специальным мосткам с перилами, которые то поднимались, то опускались, ныряли в густую крону дерева и выныривали на божий свет.

И все это на высоте третьего этажа!

Было страшно и очень интересно.

На специально оборудованных в разных местах тропы смотровых площадках можно было понаблюдать за жизнью животных внизу.

Но, к сожалению, мы смогли увидеть только пятнистого оленя, который сразу скрылся из глаз.

Время в Приокско-Террасный заповеднике пролетело незаметно и вот уже наступил вечер и нам нужно было уходить.

Мне очень понравилась наша экскурсия и с большим удовольствием вернусь в этот замечательный уголок дикой природы в будущем году.

Как я оцениваю свою работу над проектом

Моя работа была очень интересной.

В процессе работы над проектом я узнал много интересной информации о Приокско-Террасном заповеднике.

Скачать проект: Музей путешествий — Приокско — Террасный заповедник

Благодарности за помощь и сотрудничество

Большое спасибо всей моей семье за помощь в проекте.

Плешаков. 3 класс. РТ №1, с. 18 – 21

Природа в опасности!

Ответы к стр. 18 – 21

1. Отметь в квадратиках знаком «—» отрицательное воздействие человека на природу, а знаком «+» положительное воздействие.

охрана природы

2. Узнай исчезнувших животных по рисункам в Приложении. Вырежи рисунки и наклей их на эту страницу. Подпиши.

странствующие голуби, морские коровы

Можешь ли ты от имени людей попросить прощения у этих животных? Напиши.

Нынешнее вымирание животных является самым крупным со времён исчезновения динозавров. И виноваты в этом люди. Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами.

На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей. Подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их… Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли. Дорогие животные! Простите нас, людей, за то, что мы не смогли сохранить вас! Мы очень сожалеем об этом!

Сообщение Меры по охране природы в разные исторические времена

3. Сравни два описания. О каких особо охраняемых территориях идёт речь? Укажи стрелками.

Эти территории называют музеями под открытым небом. Здесь не только охраняют природу, но и с радостью встречают туристов, всех любителей природы. Национальные парки

Это территории, где вся природа находится под строгой охраной. Они обычно закрыты для туристов. Здесь запрещается любая хозяйственная деятельность.  Заповедники.

4. Из дополнительной литературы, Интернета узнай, какие заповедники и национальные парки есть в нашей стране. Напиши 2-3 названия в каждом пункте.

а) Заповедники: Баргузинский заповедник, Таймырский заповедник, Заповедник «Остров Врангеля», Приокско-Террасный заповедник.

б) Национальные парки: Сочинский, Лосиный Остров, Бузулукский бор, Куршская коса, Приэльбрусье. 

Сообщение Заповедники России

5. Мама Серёжи и Нади побывала в научной экспедиции в одном из заповедников. Вот какое задание она приготовила для вас.

Недалеко от Москвы есть замечательное место — Приокско-Террасный заповедник. Разгадав кроссворд, вы узнаете, какие растения и животные там встречаются.

Приокско-Террасный заповедник

6. Прочитайте обращение Серёжи и Нади ко всем мальчикам и девочкам.

Дорогие друзья!
Давайте стараться жить так, чтобы земля вокруг нас оставалась щедрой и прекрасной, чтобы журчали на ней чистые ручьи, цвели цветы, летали бабочки, пели птицы. И чтобы нам не стыдно было перед ними за себя и свои поступки.

Можешь ли ты присоединиться к этому обращению? Если да, попробуй те же мысли выразить в рисунке.

Берегите природу

7. Узнай у взрослых и запиши, какие заповедники, национальные парки есть в вашем крае.

В нашей стране около 155 заповедников. В тайге возле озера Байкал находится гордость России – всемирно известный Баргузинский заповедник. Он славится кедровыми лесами. Горячими источниками. Прекрасными озёрами и горными реками. В заповеднике водятся бурые медведи, белки-летяги, рябчики, росомахи. Росомаха довольно крупный зверь. С длинной, мохнатой шерстью. Питается она в основном погибшими животными и играет в природе роль санитара. Очень интересна летяга. Это небольшой зверёк, родственник белки. В отличие от неё летяга умеет не только прыгать с ветки на ветку, но и летать, точнее – планировать на немалое расстояние – до 40–50 метров! Роль крыльев у неё играют покрытые шерстью кожные складки между передними и задними ногами.

На севере России, на Таймырском полуострове, расположился Таймырский заповедник. Большой участок тундры взят под строгую охрану. Погода здесь не балует теплом: заморозки и снег бывают даже в июле. Зимой на водоёмах образуется лёд толщиной около 2 метров! Среди обитателей заповедника – дикие северные олени. В заповеднике гнездятся редкие птицы: краснозобая казарка и сокол-сапсан. Интересно, что краснозобые казарки часто строят гнёзда недалеко от гнёзд сокола-сапсана. Этот хищник не охотится возле своего гнезда и поэтому не трогает казарку. Зато он защищает её гнездо от песцов. 

Заповедник «Остров Врангеля» расположен между Восточно-Сибирским и Чукотским морями. Он назван в честь полярного исследователя Ф. П. Врангеля. На остров Врангеля приходят белые медведицы из разных уголков Арктики. Каждый год на острове насчитывают до 250 берлог, в которых у медведиц появляются на свет малыши. Одно из удивительных животных заповедника – овцебык.

Приокско-Террасный заповедник находится на юге Московской области, на берегу реки Оки. Он был создан в 1945 году. Почти всю территорию заповедника занимает лес. Интересно, что здесь можно увидеть самые разные типы лесов. Благодаря такому разнообразию лесов очень богат животный мир заповедника. Самый знаменитый зверь заповедника – зубр.

Ответы по окружающему миру. Рабочая тетрадь. 3 класс. Часть 1. Плешаков А. А.

Окружающий мир. 3 класс

Понравилось? Оцени!

Конспект открытого урока по окружающему миру на тему «Путешествие по заповедным местам. Приокско-террасный заповедник» (3-4 класс)

Пушкина Лидия Алексеевна

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 1

г. Климовска

Московской области

Конспект открытого урока

по окружающему миру 3 класс

Тема: Путешествие по заповедным местам.

Приокско – террасный заповедник

Цели: Познакомить учащихся с растительным и животным миром Приокско — террасного заповедника. Вести разговор о разнообразии и жизни растений, животных, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного и животного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу.

Воспитывать бережное отношение к природе, любовь к природе; воспитывать эстетические чувства детей.

Развивать любознательность, наблюдательность у детей; учить их делать выводы, обобщения; развивать связную речь учащихся.

Оборудование: карта Московской области; макет фоторужья; альбом-раскладушка для фото; фотографии и рисунки животных, растений, фотопейзажи; гербарий; карточки с изображением следов зверей; плакат с заповедью о лесе;

аудиозапись: Е. Птичкин, М. Пляцковский «Не дразните собак!», «Не поется птицам без небес»

План урока

  1. Организационный момент

  1. Вводная часть урока

а) Вступительная беседа

б) Сообщение темы и цели урока

  1. Основная часть

а) Фотоснимки (1 – 4 страницы фотоальбома)

б) Голоса птиц в природе

Физминутка

в) Фотоснимки (5 – 12 страницы фотоальбома)

г) «Сказки зимнего леса»

Игра «Определи следы зверей»

  1. Обобщение

а) Книга – фотоальбом «Приокско – террасный заповедник»

б) Выставка книг о природе

  1. Итог урока

Ход урока

  1. Организационный момент

Звучит « Песня» О Попова «Не поется птицам без небес»

  1. Вводная часть урока

а) Вступительная беседа

Бесконечно разнообразна и всюду по-своему хороша природа нашей страны. Надо не просто восхищаться ею, а также любить, беречь и охранять нашу Родину.

На земле остается все меньше уголков нетронутой живой природы. Чтобы сохранить их со всеми растениями и животными, ученые создают заповедники.

Что это такое?

(Это такие места, где звери, птицы и насекомые живут под охраной человека… А также люди тщательно изучают растительный и животный мир, с тем чтобы еще полнее и лучше служить человеку)

В народе говорится: «Заповедного не тронь!» Заповедать – значит запрещать и охранять, а также и завещать, передавать потомству – внукам и правнукам своим – и леса, и горы, и реки …

Заповедник – это, наконец, научная лаборатория в самой природе.

Самый близкий к столице нашей Родины заповедник расположен на северном берегу Оки, неподалеку от г. Серпухова. Основанный в 1945 г. Заповедник обязан своим названием рельефу местности, спускающиеся террасы (ступени) к реке Оке – назван Приокско — террасный заповедник. (карта Московской области)

Площадь небольшая – 50 кв. км. Но он приобрел всемирную известность.

В заповеднике встречаются более 50 видов млекопитающих – от великана лося до крохотной землеройки, 134 вида птиц, 5 видов пресмыкающихся. 10 видов земноводных.

б) Сообщение темы и цели урока

Сегодня на уроке мы отправимся в этот нетронутый уголок природы с фоторужьем.

В заповеднике нельзя собирать грибы, ягоды, рвать цветы, а также охотиться.

Охота с фоторужьем в лесу разрешается в любое время года.

  1. Основная часть урока

Отправляемся в Приокско – террасный заповедник с фоторужьем для оформления классного фотоальбома. (макет фотоальбома)

а) Фотоснимки

Находим в природе самые замечательные, интересные картины природы в разное время года (фотоснимки), а вы – фотоохотники, мои помощники…

Главной достопримечательностью являются уникальные участки растительности. Здесь смешались растения севера и юга. Почему так получилось, остается загадкой для ученых.

1 фотоснимок: «Весной в заповеднике» (выступления учащихся)

(Вот так выглядит заповедник весной. Растаял снег. На деревьях надулись почки, появились первые цветы, прилетели птицы. Ощущается запах весны. Чистое яркое небо. В заповедник пришла весна…)

2 фото: «Долы»

(Участки поймы Оки, огражденные почти со всех сторон песчаными валами, носят местное название «долы». Своеобразный рельеф, сочетание лесных и степных организмов, живущих вместе, обилие редких видов делают «долы» уникальным природным комплексом)

3 фото: «Растения долов» (гербарий)

Основную ценность заповедника составляют участки степной растительности.

(Вьются по ветру султаны былинной травы – ковыля.

Всего несколько весенних дней распускаются колокольчики русского рябчика. Цветет рябчик русский рано, в конце апреля – мая. Он стал большой редкостью. К тому же это красивейшее весеннее растение обрывают на букеты. Чтобы сохранить рябчик русский от полного уничтожения, его занесли в Красную книгу.

По окраинам «долов» расползается по земле заячья капуста – молодило. Его толстые мясистые листья содержат много влаги и помогают растению переносить засуху даже на очень сухих почвах. Цветет молодило очень редко.)

4 фото: «Цветы» (композиция из искусственных цветов)

(Под лучами солнца сверкает палитра дикорастущих цветов: герань кровяно – красная, дикая астра, лапчатка песчаная, вероника седая, незабудка.

Очень редко встречается одна из самых красивых орхидей – венерин башмачок.

Зацветает на 15 – 17 год. Венерин башмачок стал редкостью как в Подмосковье, так и в других районах страны – он обрывается на букеты, выкапывается для переноса в сады, погибает при освоении земель. Занесен в Красную книгу, охраняется во всех странах Западной Европы.)

б) Голоса птиц в природе

Послушаем птиц…

Физминутка (дети слушают голоса птиц с закрытым глазами)

Голоса пернатых необычайно разнообразны.

У каждой птицы своя песня. Пернатые не просто поют, а разговаривают меж собой. Песня служит и предупреждением, что место уже занято. Благодаря этому птицы равномерно распределяются по лесу.

Есть у птичьей песни и еще одно назначение – сигнал для самки. Услышав его, самка понимает, что «квартира» готова и ей предлагают руку и сердце.

в) Продолжение фотоснимков

5 фото: «Научная работа в заповеднике»

Ученые – орнитологи (изучают птиц и их распространение) в течение многих лет ведут изучение образа жизни населяющих заповедник птиц и выясняют их роль в защите леса от вредителей.

(Ястреб – тетеревятник, перепелятники охраняются в заповеднике.

Установлено: хищные птицы очень полезны, они уничтожают в первую очередь слабых и больных птиц, не давая таким образом распространяться эпидемиям и болезням.

Незаменимые специалисты, истребляющие тысячи вредных гусениц и личинок, которых не едят другие птицы – кукушки и дятлы.

Кукушки подкладывают свои яйца в гнезда мелких птиц и губят птенцов этих птиц, но польза, которую они приносят, уничтожая вредных насекомых, во много раз больше вреда…

В заповедном лесу можно увидеть очень красивую птицу – зеленого дятла. Он охотится за муравьями. Сядет на муравейник, высунет из клюва длинный язык, налипнут на него муравьи, а дятел их в рот.

Совы, филины – хищники. Они уничтожают водяных крыс – опасных грызунов и разносчиков тяжелой болезни – туляремии.)

Сотрудники заповедника стремятся привлечь птиц в лес. Это не очень просто – ведь для того, чтобы птица поселилась в лесу, она должна найти подходящее место для гнездовья. Создаются специальные искусственные дуплянки с «секретом» — у них снимается крышка или одна из стенок. Это дает возможность следить за жизнью птиц, точно установить, кто и когда поселился в дуплянке, как чувствуют себя птенцы.

Новорожденных тщательно взвешивают, обмеривают, затем следят за их ростом.

6 фото: «Турецкий вал»

Для рельефа заповедника характерны песчаные холмы и валы разной высоты. Наиболее интересен «Турецкий вал» длиною 2-3 км. С его вершины можно наблюдать осторожных животных.

7 страница фотоальбома:

(На небольшой территории обитают разнообразные животные. В перелесках держатся пугливые олени и косули. В мрачных оврагах поселились осторожные кабаны. На солнечных косогорах греются юркие ящерицы.)

8 страница:

(В заповеднике живет зверек, которого редко встретишь: большую часть суток он проводит в спячке – недаром же назван он соней. Соня хорошо лазает по деревьям в поисках семян, орехов и ягод, гнездо устраивает в гуще веток – в форме шара из листьев, а то и в птичьих дуплянках. Днем соню не увидишь. Лишь в сумерки он появляется…

Этот зверек очень редкий. Он буровато — желтый с гладким мехом и длинным пушистым хвостом (что-то среднее между белкой и крысой). В заповеднике изучают жизнь сонь, поэтому многие из них окольцованы (алюминиевое колечко с номерком). Этот номер расскажет: сколько лет живет соня, как далеко уходит от своего гнезда и кто ее враги)

9страница:

Следующая страница о бобрах. Ну как их не запечатлеть в нашем альбоме !

(Из всех грызунов только бобры обладают замечательной способностью возводить постройку – так называемые хатки и плотины.

Бобры очень ценные животные: ценные бобровые шкурки, мясо бобра считалось большим лакомством, велик спрос на так называемую «бобровую струю» — которая применяется в медицине и ценилась очень высоко. Хищническая добыча привела к тому, что бобры стали редкостью – внесены в Красную книгу.

Бобр самый крупный из грызунов, его вес достигает 30 кг. Тело покрыто плотной густой темно-бурой шерстью. Зверь заботливо ухаживает за своей шкуркой, ежедневно смазывает ее при помощи передних лап жировым веществом, выделяемой особой железой, расположенной у основания хвоста. Задними лапами растирает смазку и расчесывает мех. Благодаря этому шкурка бобра становится водонепроницаемой и надежно предохраняет его от переохлаждения. В результате этого бобр всегда сух и гладко причесан.)

10 – 12 страницы:

И еще одна изюминка заповедника – зубры.

«В зубровом питомнике», «Зубры»

Самые крупные звери заповедника – зубры. Разведение этих редчайших животных – одна из важнейших задач заповедника.

Для содержания животных выделен участок леса с полянами общей площадью около 200 гектаров. Зубрам созданы условия, близкие к естественным. За стадом зубров (в среднем 50 голов) ведутся научные наблюдения. Призывно трубит рог, приглашая лесных великанов к завтраку.

В древние времена в лесах жили великаны-зубры, считающиеся современниками мамонта. Они были почти полностью истреблены человеком. Сейчас , выращенные здесь молодые животные обитают на свободе во многих районах нашей страны.

(Несмотря на грозный вид и огромную силу, зубры – звери очень мирные, легко привыкают к человеку, хорошо усваивают звуковые сигналы (рожок, удары по рельсу). Зубр вынослив и неприхотлив в еде – ему могут служить пищей более 30 пород деревьев и 150 видов травянистых растений.)

г) «Сказки зимнего леса»

Зима приходит в заповедник как светлый долгожданный праздник…

Ежегодно во второй половине зимы по следам проводится учет зверей в заповеднике. Научные сотрудники, лаборанты, лесники проходят по своим лесным просекам, разделяющим лес на квадраты (участки леса 1х1 км) и наносят на план свежие следы животных.

Таким образом, узнают, где и в какой численности держатся зимой лоси, олени, косули, кабаны, лисицы, зайцы и другие животные.

Научившись разбираться в следах, можно узнать о том, какие звери бродили, какие птицы касались снега.

Игра «Определи следы зверей»

Определить следы зверей по карточкам.

  1. Обобщение

а) Показ фотоальбома – книги «Приокско – террасный заповедник»

Природа заповедника по душе не только тем животным, птицам, растениям, о которых мы рассказали и составили свой альбом.

Здесь можно неожиданно встретится с «домоседом» — барсуком, увидеть проворную куницу, полюбоваться красавцем лосем.

Под землей прокладывают лабиринты трудолюбивые кроты, в своем гнезде-шалашике, свернувшись в клубок, дремлет еж, в густых кустах ждут свою мать зайчата, по веткам елок прыгает, мелькая пушистым хвостом, белка.

И еще много интересного и замечательного можно увидеть, находясь и наблюдая, в лесу. Об этом и много другом пишут в книгах, создают прекрасные фотоальбомы, научные фильмы…

б) Выставка книг о природе

— книги о природе

— журналы

— наборы открыток

— сборник книг «Времена года»

5. Итог урока

Закончилась фотоохота. Пусть она была и не в настоящем заповеднике, но должна принести определенную пользу каждому из нас.

Какую? Что полезного узнали?

Над чем пришлось призадуматься?

(Учит любить природу, охранять ее. Чем больше знаешь о природе, тем она больше приносит пользы.

Лес – наше богатство.

Лес – воздух для легких, влага и тень.

Лес – наш друг, он задерживает влагу. Помогает человеку выращивать хороший урожай.

Лес – положительные эмоции, настроение…)

Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы…

Одна из заповедей о лесе:

Кроме ягод, грибов, цветов… уносите из леса приятные воспоминания

и не оставляйте там ничего, кроме ваших следов…

В заключении (……..) прочитает стихотворение:

Берегите землю!

Берегите жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики.

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите,

Берегите землю! Берегите! (аудиозапись «Не дразните собак!»)

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован.