Западная стена в иерусалиме: Western Wall Heritage Foundation — The Official Website

Замахнуться на стену — Еврейский журнал

Скандал, разразившийся в Израиле вокруг порядка молитв возле Западной Стены (Стены Плача), может показаться пустой и никчемной суетой. На самом же деле за кажущейся нелепой религиозной прихотью конфликтующих сторон скрывается один из важнейших кризисов, переживаемых сегодня Израилем. И то, как он разрешится, во многом определит дальнейшую судьбу всего еврейского народа и его страны.

Реформисты, долгое время отрекавшиеся от Иерусалима и Израиля, требуют место для молитв. Не абсурд?

На протяжении веков евреи, жили ли они в Иерусалиме или добирались до него с разных концов света, молились возле стены, подпиравшей с запада гору Мория, на вершине которой некогда возносились во всем своем величии Первый и Второй Иерусалимские Храмы. Раскачиваясь, они оплакивали утерянные Храм, страну и независимость, и со стороны казалось, будто они стенают и плачут. Поэтому глядевшие на них чужаки стали называть это место Стеной Плача. Евреи же называли его Западной Стеной, или просто Стеной – Котелем, и по сложившейся традиции считали, что именно об этом месте сказано было в Мидраше (толковании) на четвертую из книг Пятикнижия Бе-мидбар, будто «Божественное присутствие не покидает его никогда».  

И чем с большим трепетом относились к Западной Стене евреи, тем ревнивее смотрели на это властвовавшие в стране чужеземцы. В последние четыре столетия, когда Страна Израиля, вновь сменив хозяев, стала окраиной Османской империи, турецкие чиновники, хоть и позволяли евреям молиться возле Котеля, регулярно ограничивали это их право, взимали специальные поборы и подвергали прочим унижениям, столь характерным для жизни евреев под чужой и недружелюбной властью.

Наконец, в те самые дни, когда далеко на севере, в Петрограде, большевики разогнали Временное правительство, бравый генерал Эдмунд Алленби, возглавлявший британские силы, разгромил турок и немцев под Беэр-Шевой, взял Хеврон и спустя месяц вступил в Иерусалим. Но вскоре евреям, обнадеженным было декларацией лорда Бальфура, от имени правительства Его Величества обещавшей содействовать созданию в Палестине национального очага для еврейского народа, стало ясно, что добиться своих прав без борьбы не удастся. Под давлением мусульман неоднократные попытки евреев выкупить для себя Западную Стену провалились, а ограничения, налагаемые на евреев возле Западной Стены, даже усилились.  

На протяжении 20-х годов нападения на молящихся возле Западной Стены евреев и другие провокации со стороны арабов нарастали. Британцы же запретили евреям размещать возле Котеля скамьи или кресла, на которых могли бы передохнуть пожилые или больные молящиеся, и устанавливать мехицу – перегородку между молящимися мужчинами и женщинами, как было заведено в синагогах. В Судный день 28 сентября 1928 года британские полицейские, применив силу, сломали поставленную евреями мехицу, избив при этом мешавших им женщин и выдернув из-под пожилых молящихся стулья.

В 1930 году после прокатившихся по стране погромов, организованных муфтием Иерусалима Амином аль-Хусейни, которому в будущем предстояло стать едва ли не ведущим мусульманским сподвижником Гитлера, британское правительство назначило комиссию «для определения прав и притязаний мусульман и иудеев в отношении Западной Стены, или Стены Плача». Комиссия пришла к выводу, что стена, примыкающая к ней мостовая и Марокканский квартал принадлежат исключительно мусульманам. За евреями же признали право на «свободный доступ к Западной Стене для богослужений в любое время», но при соблюдении множества унизительных ограничений, включая запрет трубить в рог – шофар (что являлось важной частью службы на Новолетие и Судный день). Правда, молодые евреи регулярно игнорировали этот запрет и продолжали трубить в шофар каждый год на исходе Судного дня, за что подвергались штрафам или приговаривались к тюремному заключению.

Во времена британского мандата иудеи были бесправными

В 1948 году, в ходе Войны за независимость, восточная часть Иерусалима, включая Старый город с горой Мория, была оккупирована Арабским легионом – частями иорданской (тогда еще трансиорданской) армии, под командованием британского генерала Джона Глабба. Вопреки соглашению о прекращении огня иорданцы закрыли для израильтян доступ к Западной Стене. На 19 долгих лет традиция, насчитывавшая многие столетия, была прервана. Лишь после полного освобождения Иерусалима в Шестидневной войне евреи вновь обрели возможность вернуться к Котелю.

Израильский министр обороны тех лет Моше Даян, который еще накануне освобождения Иерусалима, 5 июня 1967 года, в ответ на вопрос командующего центральным военным округом Узи Наркиса по поводу Старого города презрительно заметил: «Кому вообще нужен весь этот Ватикан?», намеревался передать Западную Стену Управлению национальных парков, рассматривая его исключительно в качестве археологической достопримечательности. Но глава правительства Леви Эшколь решил иначе, возложив ответственность за Котель на Главный раввинат. Узкий проход перед Западной Стеной расширили, превратив небольшой участок в огромную площадь, объявленную святым местом, находящимся под защитой государства. 

С тех пор вот уже полвека площадь перед Западной Стеной – Рехават ха-котель – остается популярным местом для проведения богослужений и важных праздничных церемоний для всех частей нации, религиозных, традиционных и светских. Еврейский народ, наконец, обрел свою святыню.

Долгая дорога к Сиону

Реформистское или «прогрессивное» течение в иудаизме сложилось в начале XIX века в Германии, распространившись со временем по всей Европе и обретя особую популярность в США. Возникшее на основе идей рационализма, движение отказалось от «ритуальных» заповедей, принятых в еврейской традиции, сохранив лишь заповеди «этические». Так «прогрессивные» реформисты изъяли из своих молитв упоминание о возрождении царства дома Давида, о жертвоприношениях, приносимых в Иерусалимском Храме, а заодно и о самом Иерусалиме. 

Реформисты с самого начала стали непримиримыми противниками сионистов, целью которых было создание независимого национального государства. В частности, именно из-за жесткого противодействия немецких реформистов Теодор Герцль был вынужден перенести проведение Первого сионистского Конгресса из Мюнхена в Базель. Впрочем, следует признать, что наряду с реформистами столь же активно противодействовали проведению в Мюнхене сионистского конгресса и ортодоксальные евреи, которые, конечно, не отказывались в принципе от «возвращения в Сион», но были убеждены, что время «начала избавления» еще не пришло. По тем же причинам в 1930 году не оказалось подписей реформистов и под обращением к той самой комиссии, разбиравшей вопрос о «правах и притязаниях мусульман и иудеев в отношении Западной Стены, или Стены Плача».  

Стена Плача после объединения Иерусалима

Впоследствии реформисты чрезвычайно укрепились в США. Им удалось привлечь в свои «темплы» значительную часть американских светских евреев, из тех, что желали сохранять необременительную для себя связь с народом Израиля. Так, во второй половине XX века именно реформисты стали основным еврейским течением в Новом Свете. Стремительную ассимиляцию, правда, остановить они не могли и потому, достигнув пика на рубеже XX и XXI веков, стали неумолимо терять позиции. Одновременно, уже к концу 70-х годов прошлого столетия, реформисты были вынуждены признать исключительный успех израильского проекта, а некоторые и вовсе присоединились к сионистским организациям.

Долгая дорога к единству

Именно тогда перед Котелем в Иерусалиме начали происходить странные, как теперь принято говорить, перформансы. Женщины в кипах и накинутых на шею и плечи талесах, с тфилином, украшающим их головы и руки, и со свитками Торы стали появляться возле Западной Стены. Каждое такое акционистское выступление возле Котеля неизменно вызывало ярость многих ортодоксальных евреев, часто приводя к беспорядкам, потасовкам и насилию.

Организаторами этих провокаций стали так называемые «Женщины Стены». Надо сказать, часть из них действительно стремилась осуществить свое важное, с их феминистской точки зрения, право на равную с мужчинами молитву, формально не противоречащее законам Торы. Но вместе с ними действовали и другие, для которых, похоже, в гораздо большей степени важен был сам скандал и его политический результат – дискредитация носителей традиционного иудаизма, подрыв их влияния и самого еврейского характера государства Израиль. Эти, вторые, в значительной мере и возглавили борьбу «за равную молитву». 

Анат Хоффман, лидер «Женщин Стены». Левая идеология и феминизм в одном флаконе

Так, например, одна из ведущих лидеров «Женщин Стены» Анат Хоффман в прошлом была активисткой «Женщин в черном» – организации, призывавшей израильтян «положить конец оккупации», то есть отступить со всех освобожденных в ходе Шестидневной войны территорий, включая иерусалимский Старый город, разумеется, вместе с горой Мория. Сегодня «Женщины в черном» вошли в «Коалицию женщин за мир» – радикальную антиизраильскую организацию, активно участвующую в движении антиизраильского бойкота – BDS. 

Хоффман также возглавляла другую иерусалимскую организацию «Думари – объединение иерусалимских цыган», являющуюся частью структуры «Корни Иерусалима», выступающей за ликвидацию Израиля как государства еврейского народа, также поддерживающей BDS, призывающей осуществить «возвращение арабских беженцев» в границы Израиля и распространяющей пропаганду о том, что Израиль, используя «колониальные методы», занимается «евреизацией Иерусалима».

Еще одна заметная фигура в «Женщинах Стены» – Идит Лев, в другой своей ипостаси занимает ведущую должность в радикальной организации «Раввины за права человека». Четыре года назад эта группа приняла участие в распространении клеветнического фильма о бедуинах в Негеве, с явными элементами почти откровенного кровавого навета против Израиля. Чуть раньше, в 2011 году, «Раввины за права человека» вместе с рядом аналогичных организаций потребовала расследовать «подозрения в военных преступлениях», совершенных израильской армией в ходе операции «Литой свинец» в 2009 году в секторе Газа против террористической группировки ХАМАС. Несмотря на то, что к этому времени даже судья Ричард Голдстоун, возглавлявший международное расследование, признал тенденциозность своего отчета, сделанного для ООН, и призвал пересмотреть выдвинутые им обвинения. Собственно, и сама Лев во время уже следующей операции в Газе «Нерушимая скала» лично приняла участие в демонстрациях против Армии обороны Израиля. 

Наконец, еще один высокопоставленный участник акций возле Западной Стены – глава всемирного реформистского движения Рик Джейкобс. Около двух лет назад он принимал в гостях депутата Кнессета, главу Объединенного арабского списка Аймана Уду. Джейкобс похвалил гостя, сообщив, что тот является сторонником «вдохновляющего видения для лучшего будущего израильтян и палестинцев». И это несмотря на то, что Уда демонстративно отказался посетить здание, в котором расположено Еврейское Агентство в Нью-Йорке, подчеркивая свое неприятие сионизма, но зато регулярно навещает сидящего в израильской тюрьме лидера арабского террора 2000-2002-х годов, убийцу Маруана Баргути.  

Представительницы движения «Женщины Стены» во время очередной акции

Джейкобс также принял участие в акции «Врачи за права человека» – еще одной радикальной организации, заявившей в прошлом, что сотрудничает лишь с теми израильскими врачами, которые «отказываются служить оккупации», и названной президентом Международного союза врачей «экстремистской политической группировкой, маскирующейся под врачебную организацию». 

Одним словом, вероятно, не случайно «Женщины Стены», а с ними еще три смежные группы, также активно добивающиеся права женщин молиться и читать Тору возле Котеля в кипах, талесах и филактериях, в одном лишь 2015 году получили более полутора миллиона шекелей от так называемого «Фонда нового Израиля». Этот фонд, существующий на деньги американских спонсоров, поддерживает в Израиле целый ряд радикальных движений, вроде «Бецелем», «Адалла» или «Шоврим штика», активно занимающихся дискредитацией еврейского государства на международной арене, обвиняющих его в военных преступлениях, апартеиде и геноциде в отношении палестинских арабов и поддерживающих BDS.  

В 2010 году благодаря публикациям «Викиликс» стали известны примечательные слова Хедвы Раданович, занимавшей в прошлом пост вице-президента «Фонда нового Израиля» и отвечавшей за предоставление грантов. Раданович предположила, что «в течение 100 лет в Израиле сложится арабское большинство». При этом, по ее словам, превращение евреев в меньшинство в Израиле «не станет трагедией, которой так боятся израильтяне», поскольку арабское государство, возникшее вместо еврейского, просто «сделает Израиль более демократичным». 

Молитва у горы

Четыре года назад, в попытке найти решение для явно прогрессирующего раскола в еврейском народе, премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу обратился к главе Еврейского агентства Натану Щаранскому и секретарю правительства Авихаю Мандельблиту с просьбой выработать приемлемый для всех сторон вариант.

Продолжавшиеся три года переговоры завершились решением, названным «Соглашение о Стене». Оно предполагало оборудование отдельного, дополнительного молитвенного места в южной части стены, подпирающей склон горы Мория, за пределами территории Котеля. Там мужчины и женщины могли бы молиться сообща, а реформистским феминисткам никто бы не помешал наряжаться в атрибуты еврейского богослужения. Кроме того, было решено создать специальную комиссию, управляющую местом, составленную из представителей реформистских и консервативных течений, и выделить ей серьезный государственный бюджет.

Место, названное Эзрат Исраэль, обыгрывающее название той части храмового притвора, куда допускался народ Израиля, в отличие от Эзрат Коаним, доступного лишь храмовым священникам, действительно было обустроено и открыто для всех желающих. Следует отметить, что это не вызвало особого энтузиазма среди израильтян, в том числе и светских, продолживших как обычно посещать традиционный Котель

«Эзрат Исраэль», участок для неортодоксальных молитв

Но прежде, чем была сформирована управляющая комиссия и выделен бюджет, религиозные партии, входящие в правительство, осознав, что ситуация, по сути, ведет к легитимации реформистских и консервативных течений в Израиле, а значит изменению статус-кво в отношении между религией и государством, потребовали заморозить, иными словами, отменить прежнее решение. Что и произошло несколько недель назад. При этом Эзрат Исраэль осталась открытой для всех желающих непременно молиться вместе. Но вопрос об управлении и финансировании, иными словами, о признании реформистов и консерваторов в Израиле, оказался снят с повестки дня.

За нежеланием допускать легитимацию реформистских и консервативных течений в Израиле есть немалый резон. В то время как ортодоксы вместе составляют порядка четверти населения страны, реформисты и консерваторы, не сумевшие заинтересовать светских израильских евреев, не дотягивают и до одного процента. По сути, это лишь представители реформистских и консервативных общин диаспоры, в первую очередь США, репатриировавшиеся в Израиль. У государства нет никаких оснований обеспечивать признанным статусом и бюджетом столь крошечную группу населения. Понимая это, активисты реформистов и консерваторов использовали свой заграничный политический ресурс.

Возмущенные замораживанием соглашения лидеры борьбы «за равную молитву» заявили, что это приведет к отдалению американского еврейства от Израиля. Подобное заявление звучит вздорно. Сегодня Израиль, уверенно ставший метрополией еврейской жизни, гораздо нужнее самим американским евреям, чем они ему. Более того, даже самое ближайшее будущее американского еврейства как отдельной общины весьма туманно. Из опубликованного недавно исследования профессоров Стивена Коэна и Сильвии Барак-Фишман, сделанного на основании статистических данных, представленных американским Институтом Пью в 2013 году, среди американских евреев, не относящихся к ортодоксальным общинам и составляющих около 94 % всего еврейства США, лишь у 40 % есть дети, и лишь половина семей, имеющих детей, как-либо связаны с еврейской жизнью. Иными словами, только одна пятая часть американских евреев в следующем поколении будет идентифицировать себя с еврейским народом. 

Тем временем к Стене Плача приходят религиозные и светские, солдаты и туристы, подростки, отмечающие бар-мицву, и глубокие старики, которые еще раз хотят взглянуть на священное для евреев место. Молитвы о восстановлении Храма никогда еще не были столь актуальными. Пришло время снять с глаз модные идеологические шоры и объединиться в служении Творцу, который не забыл о народе Израиля и его святынях.

Стена Плача Иерусалим Западная стена Иерусалим А Котель

в Иерусалиме, Карта стены плача с персональным гидом, Положить записку у стены плача,
Как пройти к стене плача в Иерусалиме, Часы работы стены плача, Что нужно делать возле стены плача,

* Вернутся на главную к списку

Стена Плача Иерусалим,
Западная стена Иерусалим
А Котель А Маарави Иерусалим


Карта Google Maps
  

Акотель-Амаарави \ Западная стена в Иерусалиме \ Стена Плача.
Стена плача, а самое правильное её название это  Западная стена, поскольку она смотрит на запад, на Яффо, средиземное море. В данной статье мы будем употреблять оба термина и не вдаваясь точности годов имён и фамилий чтобы статья не стала скучной и утомительной как многие другие.

     

Стена Плача самое святое место на земле для всего еврейского мира.
Евреи всего мира, прикасаясь к стене Плача, называют это самое близкое место к богу без посредника (антенна к богу).
Для начала давайте разберемся, почему на русском языке это место называют стена плача. Версий много и все они разные, но опишем одну из них.
Все мы знаем что война за не зависимость 1948 года и до шестидневной войны 1967 года Иорданцы запрещали евреям подходить к самой главной своей реликвии Западной стене А-котел А-маарави.
 
     
 В Шестидневную войну Израиль помимо того что захватывает ещё территории а так же и весь Иерусалим включая старый город.
По официальной версии армия Израиля захватывает старый город Иерусалим через Львиные ворота восточного Иерусалима, но бои велись и у других ворот Иерусалима тоже. После окончания боя  в старом городе молодые солдаты, которые никогда не подходили к своей самой главной реликвии, Западной стене подходят, прикасаясь, к ней и растроганные в чувствах плачут. В этот момент фотограф делает случайный снимок, на которой запечатлены прослезившиеся солдаты и эта одна фотография проходит по всей советской прессе по всему советскому союзу и в СССР это место начинают называть стеной Плача.
 
     
В разных странах Западная стена или на иврите А-котель-А-маарави имеет схожие по смыслу названия.
Как и было сказано выше Стена плача самое важное для евреев место.
Царь Давид 10,000 лет до нашей эры решает построить первый храм для еврейского мира в Иерусалиме, но ему не дано это было сделать, поскольку первый храм должен был построить человек, у которого не было крови на руках, поэтому первый храм строит его сын царь Соломон. Но царь Давид закладывает, основу для построения храма, выбирает место, делает подготовительные работы, закладывает фундамент. Местом было выбрана не большая гора которая под названием гора Мория и это то самое место где еврейский мир считает что Авраам хотел принести в жертву сына своего Иисака и откуда началось мироздание.

     
Гора была маленькой, а храм и храмовая площадь должны были быть большими, поэтому было решено обнести гору Мория огромными камнями вырезанные из Иерусалимских гор, чтобы сдерживать фундамент храмовой площади. Камни вырезались вручную и в сборке они притирались друг к другу без раствора. Первый храм разрушается, и камни, которые от него остались можно увидеть, только пройдя на экскурсию в подземный Иерусалим (по предварительному заказу). Камни, к которым вы прикасаетесь на площади, являются остатками постройки второго еврейского храма, который 500 лет до нашей эры построил Кир Великий и позже реконструированный Иродом великим (Римский наместник) дабы расположить к себе еврейский народ. Реконструкция  второго храма, который простоял 600 лет, была произведена в среднем 70 лет после разрушения первого храма. Если вы обратите своё внимание, то вы увидите огромные камни, которые являются, и по сей день сдерживающие фундамент храмовой горы переходят в более мелкие камни. Это переход камней является уровнем храмовой площади.
 
     
Западная стена – Акотел Амаарави перестраивался и видоизменялся со временем, но классический отрезок стены, к которому вы обычно прикасаетесь, не является всей стеной, поскольку сама стена тянется как влево, вправо и вниз под землю. Акотель-Акатан (маленькая стена плача), Эзрат Исраель (стена плача перевод помощь Израилю) возле этого отрезка нет разделения между женщинами и мужчинами, что является, плодом достижения религиозных еврейских феминисток, и поземный Иерусалим (вход платный). Бытует мнение, что христианам нельзя подходить к еврейской святыне, но нужно понимать и знать, что Иисус был евреем и именно он заходит на храмовую гору на Пальмовое воскресение. Христианство это ответвление из Иудаизма, поэтому оставьте предрассудки, приезжайте в Иерусалим, подходите смело к святому месту, прикасайтесь к нему, оставляйте записки с вашими просьбами, молитвами и всевышний вас услышит.
 
     
Правило как писать, записки нету, но пишите их сами, от своего имени, я желаю себе, желаю другому, желаю всем. Написанные пожелание в записках, могут быть разные, и количество их не ограниченно. Так же вам могут передать записки ваши близкие, друзья, соседи чтобы вы их вложили в стену Плача.

 

Тоннель вдоль Западной стены Иерусалима

Эта статья рассказывает о строительстве тоннеля, о религиозных конфликтах, вызванных его появлением, и о том, как современные подземные постройки помогают прикоснуться к историческим сооружениям, построенным великими царями древности.


Содержание статьи

Тоннель вдоль Западной стены
Западная Стена – одно из самых узнаваемых мест Иерусалима. Тоннель, построенный в XX веке, позволяет увидеть остальную часть стены под землей.
Строительство нового тоннеля под Храмовой горой
С 2007 г. IAA ведет активную работу по строительству тоннелей и подземных пространств в исторической части Иерусалима.  
Тоннель Западной стены как часть туристического маршрута Иерусалима
Фонд наследия Западной стены полностью подготовил часть тоннелей для посещения туристов, теперь это один из самых привлекательных туристических маршрутов Израиля


В отличие от многих городов, где древняя история стала частью легенды  или туристической достопримечательностью, история Древнего Иерусалима – одновременно его настоящее. Современные подземные постройки служат проводником между эпохами и позволяют верующим и туристам прикоснуться к историческим постройкам города. Тоннель Западной стены, построенный во второй половине XX века, открыл доступ к 485 метрам стены древнего Иерусалимского Храма, которые находятся под землей на территории Мусульманского квартала.

Картина «Jerusalem In Her Grandeur», Генри Кортни Селус (Henry Courtney Selous), 1860. Источник: britishmuseum.org

Тоннель вдоль Западной Стены

Новая история израильского государства вернула иудаизму официальный доступ к использованию древних религиозных святынь. В то же время доступ оказался буквально прегражден историческими наслоениями и постройками, вдобавок вмешался конфликт религиозных предпочтений. Выход был подсказан раскопками XIX века у Западной стены Второго Иерусалимского Храма.

Археологи начали работы по поиску построек времен Ирода Великого у Западной стены Храма еще при Оттоманском правительстве и нашли арки и ворота, ведущие к Храму: Арка Уильсона, ворота Уоррена, Арка Робинсона, ворота Барклая. В то же время их работы положили начало истории тоннеля, который стал одной из главных туристических достопримечательностей города, одним из значимых религиозных сооружений, а также причиной нескольких жестоких конфликтов израильского и арабского населения.

Западная Стена – одно из самых узнаваемых мест Иерусалима. Часть верхней кладки на поверхности длиной 57 метров – это знаменитая Стена Плача. Тоннель, построенный в XX веке, позволяет увидеть остальную часть стены под землей. Почему это так важно для приверженцев иудаизма? Именно у Западной стены находилась Святая Святых (Кодеш ха-Кодашим), где хранились скрижали Завета в Иерусалимском Храме.

Иерусалим. Вид на Западную стену

Тоннель длиной почти полкилометра позволяет верующим подойти максимально близко к святыне и помолиться у стены. Из тоннеля можно также увидеть ритуальные помещения и остатки следов работ по увеличению храмовой горы Иродом Великим, когда он восстанавливал Второй Храм. В толще известняка располагаются и ритуальные бассейны для омовения – микве. В северной части тоннеля видна улица, вымощенная при Ироде, в также части системы водоснабжения.

Британские исследователи Чарльз Уилсон в 1864 г. и Чарльз Уоррен в 1867-70 гг. исследовали северную часть Западной стены. На схеме видны основные археологические памятники, которые открыли ученые. Источник: ermakvagus.com

Строительство нового тоннеля под Храмовой горой

Современная история тоннеля вдоль Западной стены началась после Шестидневной войны 1967 года, когда объединенный Иерусалим стал столицей Израиля. Возобновились прерванные после Первой Мировой войны раскопки. Появилась новая цель нового израильского государства – открыть всю стену. Работы над тоннелем вдоль стены начались сразу после Шестидневной войны по распоряжению Министерства по делам религий Израиля и продолжались 20 лет.

Любые подземные работы под Старым городом зачастую становятся причиной серьезных конфликтов между арабским и еврейским населением современного Иерусалима, т.к. израильские археологи и строители ведут раскопки прямо под жилыми домами в арабском квартале. Естественно, серьезные конфликты возникали и из-за работ, связанных с Тоннелем Западной Стены, – в процессе его строительства и в момент его завершения.

Тоннель вдоль Западной стены

Ведение работ у Храмовой горы взволновало проживающих рядом арабских жителей города, выражавших протест против ведения подземных работ в непосредственной близости от их домов, были жертвы. После нескольких конфликтов работы пришлось официально приостановить на прилегающих территориях, однако они продолжились непосредственно вдоль стены.

В конце восьмидесятых историки добрались до северного основания Храмовой горы. В ходе строительства тоннеля в северной части был найден водный тоннель, ныне известный как Тоннель Маккавеев (Хасмонийский), датирующийся II-I вв. до н.э. Это часть системы водоснабжения древнего Иерусалима. По тоннелю вода направляется в водоем Струтийон, его можно увидеть на выходе. В 1988 был учрежден Фонд Наследия Стены, на который легла ответственность за раскопки и организованные посещения подземного пространства. Тоннель укрепили и открыли для туристов.

В то время тоннель имел только один вход из-за невозможности прорубить второй выход вблизи от палестинского района. Этого не делали для сохранения мира на улицах. Однако в сентябре 1996 г. премьер-министр государства Израиль Биньямин Нетаньяху и мэр города Эхуд Ольмерт все же решили вывести тоннель Западной стены на поверхность. Выход был прорублен на улицу Виа Долороса (путь печали) – на дороге, по которой прошел Христос на Голгофу,в мусульманском квартале старого города.

Тоннель вдоль Западной стены. Источник: lookatisrael.com

Реакция палестинцев стала одной из самых жестоких в истории государства Израиль с 1967-го года. Вооруженные столкновения привели к гибели людей с обеих сторон. Конфликт был урегулирован дипломатически спустя почти полгода за счет других уступок.

Однако беспокойство арабского населения из-за тоннелей, которые прокладывают под Храмовой горой и в окрестностях, будь то новые или заново открытые старые, не утихает. С середины 90-х Управление древностей Израиля (theIsraelAntiquitiesAuthority- IAA) несет ответственность за все раскопки. С 2007 г. IAA ведет активную работу по строительству тоннелей и подземных пространств в исторической части Иерусалима.

Шахта через арку Уильсона. Источник: lookatisrael.com

Тоннель Западной стены как часть туристического маршрута Иерусалима

За время своей работы Фонд наследия Западной стены полностью подготовил часть тоннелей для посещения туристов. Таким образом, Тоннель вдоль Западной стены помимо своего значения для исповедующего иудаизм населения также является инструментом туристического бизнеса.

Фонд наследия занимается восстановлением и реставрацией древних конструкций, пострадавших от времени и землетрясений, а также обеспечивает комфортное пребывание посетителей под землей. Были установлены системы жизнеобеспечения – вентиляция, освещение, канализация. Обустроены входы для туристов. Сейчас тоннели под старым городом – возможность вернуться в прошлое Иерусалима. Место настолько популярно, что туристические центры Израиля настоятельно рекомендуют бронировать посещение заранее через интернет.

тоннели, древние постройки, музеи

Стена Плача, Иерусалим – AFAR

Иерусалим

Ноам Чен – Министерство туризма Израиля

Западная стена (также называемая Котель) — это остаток древней стены, окружавшей двор еврейского храма в Старом городе Иерусалима. Это одно из самых священных мест в иудаизме за пределами самой Храмовой горы. Площадь перед стеной разделена на отдельные секции для женщин и мужчин. Некоторые молящиеся засовывают свои молитвы, написанные на маленьких клочках бумаги, в щели между камнями в стене, в то время как другие стоят и молятся, иногда часами. Археологи обнаружили слои стены под землей за годы раскопок, и с помощью экскурсии посетители могут пройтись по участкам этого первоначального, нереставрированного участка, который восходит к I веку н.э.

Автор: Сиван Аскайо

Джули К.

Пт, 18 июля 03:41:30 по восточному поясному времени 2014

Плач правоверных

Стена Плача, известная на иврите как Котель, является самым священным местом для евреев. По другую сторону Западной стены находится Храмовая гора. На протяжении веков Храмовая гора была местом расположения священных для евреев Первого и Второго храмов. Сегодня обоих храмов больше нет, а Храмовая гора находится под контролем Палестинской автономии; Евреям не разрешается наступать на нее, поэтому Стена находится ближе всего к тому месту, где когда-то стояли их храмы. Каждый день правоверные евреи идут к Стене, чтобы помолиться и почитать Тору. С каждым сказанным словом и каждым мускулом своего тела, ритмично покачиваясь взад-вперед, они оплакивают потерю своих храмов и тысячи лет борьбы за сохранение своей религии и возвращение своей родной земли. Три дня подряд я ходил на Стену, и и на ней, и на площади перед ней всегда было полно народу. Это превратило Стену в туристический объект, а не место для размышлений и молитв. На четвертый день я встал на рассвете и направился к Стене. Площадь была практически пуста, но верующие евреи уже были там с талитами на плечах. Хотя мне все еще приходилось стоять на достаточном расстоянии от них и самой Стены, все вокруг было настолько тихо, что их эмоциональная боль наконец-то стала для меня ощутимой. Пребывание в их пространстве было по-настоящему волнующим опытом, который я никогда не забуду. Если вы идете к Стене, идите как можно раньше, а затем встаньте в очередь для входа на Храмовую гору.

Плач

Хотя я не еврей, я чувствовал, что должен посетить Иерусалимскую Стену Плача. Хотя я ожидал уровня безопасности, меня удивило огромное количество людей, которые были там. С другим разделом, выделенным для женщин, и многочисленными религиозными приходами и уходами, это было идеальное время, чтобы понять, что вера, убеждения и религия значат для человечества и как они повлияли — хорошо или плохо — на мир, в котором мы живем сегодня. .

Иерусалим, священный город трех религий

Иерусалим считается одним из самых духовных городов мира и священным для всех религий благодаря своим значительным памятникам, в основном сосредоточенным в Старом городе. Совершите поездку по четырем кварталам Старого города. Пройдите по Виа Долороза, пока не дойдете до храма Гроба Господня в Христианском квартале и не посетите алтарь Голгофы и гробницу Иисуса. Прогуляйтесь по шумному рынку Мусульманского квартала, насладитесь этническими сувенирами, такими как деревянные кресты, настоящие бусы или травы. Мусульманский квартал ведет к Храмовой горе и Куполу Скалы с его красивой мозаикой. И посетите еврейский квартал, Кардо, и пройдите через некоторые из самых важных еврейских археологических памятников вплоть до Западной стены, самого религиозного памятника для евреев. За пределами Старого города вы можете посетить великий музей Израиля, Кнессет (здание израильского правительства) и некоторые из самых архитектурных сооружений Баухауза в Израиле.

Пт, 18 июля 03:41:51 EDT 2014

Сегодня я стал человеком

Западная (или Стена Плача) расположена в Старом городе Иерусалима у подножия западной стороны Храмовой горы. Это остатки древней стены, окружавшей двор еврейского храма, и, возможно, это самое священное место, признанное иудейской верой, за пределами самой Храмовой горы. Где лучше отпраздновать бар-мицву? Я был горд видеть молитвы и радость, окружающие это еврейское право перехода к зрелости.

Пт, 18 июля, 03:41:34 EDT 2014

Пасхальное утро в Иерусалиме

Проведя большую часть утра, прогуливаясь по похожему на лабиринт городу Иерусалиму, я остановился, чтобы вид на Западную стену и Купол Скалы. Солнце выглянуло из-за облаков ровно настолько, чтобы я успел сделать этот снимок.

Пт, 18 июля, 03:41:50 EDT 2014

Он и Западная Стена

Предметы обладают великой силой. Великую силу Израиля и многих евреев можно найти в огромных каменных блоках, которые образуют одно из самых посещаемых и священных мест в мире. Западная стена — одна из главных достопримечательностей города и краеугольный камень одной из крупнейших монотеистических религий в мире. У меня была возможность совершить эту поездку с моей мамой. Снимок был сделан дождливым днем, когда вокруг никого не было, кроме одного человека. Это одна из моих любимых картин.

Заметили неточность? Сообщите нашим редакторам. их молитвы), находится на западной стороне Храмовой горы.

 

2. Вход в туннель Западной Стены осуществляется с северной стороны площади Западной Стены и проходит на север до конца Платформы Храмовой горы.

 

Историческая справка

 

1. Когда римляне разрушили храм в 70 г. н.э., часть западной стороны платформы Храмовой горы уцелела. В течение сотен лет до 1967 года люди молились на небольшом участке стены, который был виден в то время. Однако в 1967 году, после Шестидневной войны, израильтяне провели раскопки ниже уровня земли стены и нашли еще два каменных ряда. Затем они очистили территорию вокруг стены, чтобы создать площадь Стены Плача, которую посетители видят сегодня.

 

2. Западная стена является частью подпорной стены, или опорной стены, которую Ирод Великий построил в 19 г. до н.э., когда он расширил комплекс Храмовой горы, чтобы вместить более крупный храм и территорию Храмовой горы. Это было масштабное мероприятие, которое требовало исключительных и сложных инженерных решений.

 

3. В отличие от многих, Западная стена не была частью стены храма, построенного царем Иродом.

 

Достопримечательности

 

1. В районе Западной стены можно увидеть пешеходный мост, по которому туристы проходят к Храмовой горе.

 

2. Торговый центр Western Wall Plaza разделен на две части: мужскую и женскую.

 

3. Место у стены считается синагогой, поэтому мужчины должны быть в головном уборе при входе в мужское отделение.

 

4. Большинство иудеев не заходят на Храмовую гору из-за боязни неосознанно зайти в то место, где могло быть Святое Святых. К тому же мусульмане не хотят, чтобы они туда входили.

 

5. Площадь Стены Плача является ближайшим крупным общественным местом к храму и Святая Святых для евреев. Поэтому это их самое святое место.

 

6. На северной стороне Западной стены находится Арка Вильсона, современное название каменной арки, вершина которой видна до сих пор. Когда-то он поддерживал мост, который обеспечивал доступ к воротам, которые были на уровне поверхности Храмовой горы во времена Иисуса. Под этой аркой находится синагога, где евреи молятся и читают Священное Писание.

 

7. Площадь Стены Плача составляет всего 10% всей западной стены Платформы Храмовой горы. Доступ к большей части стены можно получить, войдя в так называемые «Туннели Стены Плача». Мы скоро увидим эту часть.

 

8. Вся длина Западной стены составляет 1575 футов (480 м), почти треть мили (0,53 км).

 

9. К югу от Стены плача находятся камни, которые римляне бросили, когда разрушили город в 70 г. н.э. под предводительством римского полководца Тита.

 

10. Разбитое дорожное покрытие улицы, раздавленное массивными камнями при падении, отрезвляет.

 

11. Следы ожогов остались на некоторых камнях в результате пожара от завоевания города римлянами в 70 г. н.э.

 

12. Остатки магазинов, которые были частью большой торговой площади в южной части Западной стены.

 

13. Это та самая стена, которую должны были видеть Иисус и Его ученики.

14. На южной лестнице вход в храм находится там, где Иисус должен был учить Своих учеников и входить в район Храмовой горы.

 

15. В самом южном конце Западной стены находится важный камень, стоявший на крайнем юго-западном углу Храмовой горы.

 

 

 

Тоннель Стены Плача

 

место (платформа), на которой можно строить. Царь Соломон впервые сделал это, когда построил первый храм около 9 г.50 г. до н.э. Когда храм был перестроен при Зоровавеле (537-515 гг. до н.э.), использовалась эта же платформа. Позже, в 19 г. до н.э., царь Ирод начал восстанавливать новый массивный храм. Для этого ему пришлось значительно увеличить платформу Храмовой горы. Когда он был готов, его размеры составляли 985 x 1575 футов (300 x 480 м), что эквивалентно размеру 35 футбольных полей (35 акров, 14 гектаров).

 

2. Царь Ирод нанял 10 000 человек и обучил 1 000 священников каменщикам, чтобы они могли работать в самых священных частях храма. Строительство было начато в 19ДО Н.Э. и закончили через 10 лет, но работы по украшению не были завершены до 64 г. н.э.

 

3. Храм царя Ирода, построенный на этой массивной платформе Храмовой горы, был огромен. Ничто в известном мире того времени не могло сравниться с ним по размеру и красоте. Для сравнения, храм, построенный Иродом, был в три раза больше Купола Скалы (его размеры 65 футов в ширину и 115 футов в высоту или 20 х 35 м), который можно увидеть сегодня.

 

4. В 70 г. н.э., через шесть лет после того, как храм был полностью завершен, римляне сожгли и разрушили храм в Иерусалиме, и с тех пор он больше не восстанавливался.

 

5. Синагога расположена рядом с экскурсионным входом у Стены Плача с левой или северной стороны Стены Плача. Здесь собираются евреи, чтобы учиться, читать и молиться. Это одна из самых святых еврейских синагог из-за ее близости к первоначальному храму, в котором находилась Святая Святых.

 

6. В начале тура по тоннелю Стены Плача Вход в комнату, где начинается тур. Здесь гиды дают обзор храма, построенного Соломоном, храма, за которым наблюдал Зоровавель, а затем храма, построенного царем Иродом. История Западной стены тесно связана с историей храмов, которые когда-то располагались рядом с Западной стеной.

 

7. Прогуливаясь по туннелю Стены Плача, можно увидеть то, что известно как мастерская дорога камней. Это одни из первых рядов ограненных камней, которые поддерживают Западную стену Храмовой горы. Самый большой камень, найденный в Западной стене, имеет длину 44 фута (13,4 м) (длиннее автобуса Greyhound). Его высота составляет почти 12 футов (3,66 м) (выше полуприцепа). Его ширина составляет 14 футов (4,26 м) (почти такая же, как у некоторых автомагистралей). Он весит более 600 тонн (что эквивалентно 200 слонам, или десяти танкам, или двум гигантским реактивным самолетам 747, включая людей и их багаж). Сегодня нет такой большой машины, чтобы поднять его. Она была вырезана за пределами города и затем помещена здесь. Камни были вырезаны и размещены с такой точностью, что между стыками не пролезет даже кредитная карта. Для сравнения, самые большие камни египетских пирамид весят 15 тонн.

 

8. Далее мы подходим к тому, что называется Вратами Уоррена. Это самое близкое место вдоль Западной стены к тому месту, где раньше был храм. Поэтому, по мнению иудеев, это самое святое место в Западной стене. Всего в 200 футах (61 м) к востоку находится место, где первоначально располагался храм.

 

9. Также можно увидеть основание Западной стены Храмовой горы. Каменщики, укладывавшие большие камни для строительства Западной Стены, вырезали скалу горы, чтобы они выглядели как камни, но на самом деле они являются основой горы, на которой покоится Западная Стена.

 

10. Затем в туннеле видны плитки первоначального пола, по которому, вероятно, ходил Иисус.

 

11. Продолжая тоннель Стены Плача, находится акведук Хасмонеев, построенный более 2200 лет назад, то есть за 200 лет до Рождества Христова.

 

12. В северной части туннеля Стены Плача находится бассейн Струтион, где хранилась вода для использования в городе Иерусалиме.

 

Урок веры у Западной стены

 

1. Печально, что ближайшая большая площадка для собраний, которую евреи могут получить к тому месту, где раньше располагался первоначальный храм, — это Западная стена, которая на самом деле является лишь частью несущей стены Храмовой горы.

 

2. Печально, что из-за неоднократного отказа еврея прислушаться к Божьим предупреждениям повиноваться и следовать за Ним Он послал суды на Израиль и Иерусалим.

 

3. Печально, что из-за того, что евреи отвергли Иисуса как своего Мессию, Иисус предсказал, что Иерусалим будет разрушен. Это было исполнено в 70 г. н.э. Реальность этого разрушения является всеобъемлющим фактом, который можно увидеть по всей Западной стене.

 

4. Из-за постоянного непослушания еврея Богу Он пророчествовал, что евреи будут рассеяны по четырем углам земли. Это было исполнено в 70 г. н.э.

 

5. Бог также пророчествовал, что в последние дни Он вернет евреев на их родину. Это исполнилось в 1948 году.

 

6. Согласно многим библейским отрывкам, у Бога все еще есть план для евреев. Он сказал, что вернет их на родину после того, как они были рассеяны тысячи лет. Он также говорит, что в период Великой скорби многие евреи, если не большинство из них, признают, что Иисус действительно является их Мессией, и обратятся к Нему с покаянием.

 

7. Удивительно, но мы видим исполнение первого пророчества в том, что евреи вернулись на свою родину и вернули себе свою страну. Многие цивилизации оккупировали Святую Землю, но Бог исполнил пророчество, вернув евреев на их родину сегодня.

 

8. Камни здесь кричат, что Божье Слово истинно и подтверждается исполнением этих пророчеств.

 

9. У входа на Южную лестницу Храмовой горы есть печальное, но очень верное изречение: «Иерусалимский камень, такой упругий и податливый, преклоняется перед преходящими глупостями человечества, неся свидетельство, как сто свидетелей, и все же молчит».

 

10. Во всем, что произошло с евреями, мы находим мощное и отрезвляющее послание для нас сегодня. Послушание приносит Божьи благословения, а непослушание приносит Его наказание.
1-е Коринфянам 10:11–12: Это случилось с ними в пример, а написано в наставление нам, которым пришел конец веков. 12 Итак, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.
 

Что нужно знать перед посещением Западной стены и Храмовой горы

(Последнее обновление: 18 мая 2022 г.)

Мечеть «Купол Скалы»

Ни одно путешествие в Иерусалим не будет полным без посещения Храмовой горы и Западной Стены, двух самых важных религиозных мест в мире.

Факты о Храмовой горе и Западной стене Иерусалима

Храмовая гора расположена на вершине одного из холмов в старом городе Иерусалима. Это самое святое место в иудаизме и третье по значимости место в исламе после Мекки и Медины.

Для евреев Храмовая гора также известна как гора Мориа. Именно на этом месте были построены первые два храма и место для Святая Святых.

Чтобы не наступить на Святая Святых, многие евреи не будут ходить по Храмовой горе, так как точное местонахождение Святая Святых неизвестно.

Евреи молятся у Западной стены, которая структурно является подпорной стеной Храмовой горы. Западная стена, также известная как Стена Плача или Котел, является самым религиозным местом в мире для еврейского народа.

Для мусульман Храмовая гора также известна как Благородное святилище или Харам аш-Шариф. Мечеть Аль-Акса в комплексе Храмовой горы является третьей по значимости святыней ислама в мире.

Купол Скалы на Храмовой горе, одно из самых узнаваемых сооружений Иерусалима, представляет собой святыню, в которой находится Камень основания, отмечающий место, где Мухаммед вознесся на небеса. Золотой купол виден со всего Иерусалима, особенно с Елеонской горы.

Храмовая гора с Елеонской горы

Мусульмане когда-то обращались к этому месту для молитвы, пока Мухаммад, после откровения от Аллаха, не изменил направление молитв на Мекку.


Знаете ли вы?



Западная стена — единственный сохранившийся участок известняковой стены Второго еврейского храма, построенного царем Иродом Великим. Стена датируется II веком до нашей эры. Это одна из трех несущих стен Храмовой горы, древнего места Первого и Второго еврейских храмов.

Второй еврейский храм — святой храм, стоявший на Храмовой горе в Иерусалиме между 516 г. до н. э. и 70 г. н. э.

Тысячи евреев из разных еврейских групп каждый год посещают стену, чтобы помолиться. Эти молитвы либо произносятся, либо записываются, а затем помещаются в трещины в стене. Есть отдельные входы для мужчин и женщин.

Молитвы у Стены Плача

Для тех, кто хочет оставить молитву, но не может посетить Стену Плача, вы можете, по-видимому, отправить свою молитву по электронной почте сейчас. Действительно! Услуга бесплатна, но вы можете увеличить свою молитву, пожертвовав на благотворительность.

Как добраться до Храмовой горы и Западной стены в Иерусалиме

Храмовая гора и Западная стена расположены в юго-восточном углу Старого города Иерусалима. Ближайшими входами являются Дамасские ворота, Яффские ворота, Новые ворота и Сионские ворота.

Прохождение проверки безопасности Чтобы войти в зону Западной стены

Чтобы войти в зону Западной стены, вам необходимо пройти проверку безопасности. Это как в службе безопасности аэропорта; Вы должны пропустить сумку через рентгеновский аппарат и пройти через сканер. Там отдельный вход для мужчин и женщин.

Рекомендуется иметь при себе паспорт, так как иногда просят предъявить удостоверение личности.

Старик, читающий Тору у Стены Плача

Часы работы Западной Стены

  • Западная Стена открыта круглосуточно. Неудивительно, что во время Шаббата становится неспокойно.
  • Если вы путешествуете самостоятельно и хотите увидеть Стену Плача без толпы, приходите вечером, когда все туристические группы разъехались.

Когда Шаббат?

Шаббат – еврейский день отдыха. Он начинается с заходом солнца в пятницу и заканчивается с заходом солнца в субботу.

Разрешено фотографировать у Стены Плача, но будьте уважительны

Разрешено ли фотографировать у Стены Плача?

Вам разрешено фотографировать, но уважайте частную жизнь людей. Вас просят воздержаться от фотосъемки во время Шаббата.

Существуют также другие строгие правила поведения во время Шаббата и еврейских праздников, которые включают запрет на курение, прием пищи, письмо и использование любого цифрового оборудования, особенно смартфонов.

Как попасть на Храмовую гору?

Деревянная дорожка к Храмовой горе через Стену Плача


Вход для посетителей на Храмовую гору осуществляется через деревянную дорожку, которая видна со стороны Стены Плача. Чтобы получить доступ к этой дорожке, вам нужно выйти за пределы Западной стены и встать в очередь, чтобы войти возле Навозных ворот Иерусалима.

Вход на Храмовую гору бесплатный, но сайт открыт только в определенное и ограниченное время. Из-за этого очередь на вход может быть очень длинной, но движется она довольно быстро.

Мы рекомендуем приезжать пораньше, так как территория довольно обширная, и там строго регламентировано время пребывания.

Кто контролирует Храмовую гору?

Вакф, базирующаяся в Иордании исламская религиозная трастовая организация, управляет Храмовой горой.

Поскольку и иудаизм, и ислам претендуют на Храмовую гору, это одно из самых спорных религиозных мест в мире. Храмовая гора окружена Старым городом Иерусалима, который находится под контролем Израиля с 19 века.67.

Знак, предупреждающий евреев, чтобы они не входили на Храмовую гору


Вам нужно будет пройти через металлоискатели безопасности и поместить свои вещи через рентгеновские сканеры. Затем вы пройдете по деревянному мосту и войдете через ворота Баб аль-Магариба.

Опять же, рекомендуется иметь при себе какое-либо удостоверение личности, так как вас могут попросить его предъявить.

Посетители могут осмотреть и сфотографировать территорию и Купол Скалы. Но немусульманам, к сожалению, НЕ разрешается входить в здание Купола Скалы. Мы попытались заглянуть внутрь, но, увы, не пустили.

Часы работы Храмовой горы

  • Храмовая гора закрыта для посетителей по пятницам и субботам, а также в мусульманские праздники.
  • Открыт с воскресенья по четверг с 07:30 до 10:30 и с 12:30 до 13:30 зимой.
  • Открыт с воскресенья по четверг с 08:30 до 11:30 и с 13:30 до 14:30 летом.
  • Иногда вход на Храмовую гору закрывается без предупреждения, даже если указано, что он должен быть открыт.
Купол Скалы

Дресс-код для посещения Храмовой горы и Западной стены

  • Поскольку оба объекта имеют религиозное значение, вам нужно будет одеться уважительно.
    Это не так строго для посещения площади Западной стены, но если вы хотите подойти ближе к самой стене, существует дресс-код.
  • Мужчины должны покрывать голову либо в тюбетейке, либо в кепке. Бумажные тюбетейки можно приобрести у входа в молитвенную часть.
  • Женщинам необходимо одеваться уважительно и носить рубашку с рукавами и длинные юбки или брюки: ни оголенных плеч, ни коротких юбок и шорт. Скромные шали и юбку с запахом можно взять напрокат у входа в молитвенную секцию.
  • Для посещения Храмовой горы мужчинам следует надеть длинные брюки и одежду с длинными рукавами, а женщинам – длинные брюки или длинную юбку с рубашкой, закрывающей плечи и локти.
  • Одежда должна быть свободной. Мои джинсы посчитали слишком узкими (вероятно, из-за всего того хумуса, который я съела), и мне пришлось надеть юбку с запахом.
  • Вы можете носить обувь с открытым носком, и вам не нужно носить головной платок.
Собрание у Западной стены перед началом Шаббата

Наши впечатления от Храмовой горы и Западной стены Иерусалима

Было очень интересно увидеть Стену Плача и Храмовую гору вблизи. Если у вас есть возможность, посетите стену в пятницу в начале Шаббата.

Нынешняя площадь вокруг стены была построена в 1967 году после Шестидневной войны и используется для общественных собраний, празднования бар-мицвы и церемонии приведения к присяге израильских солдат.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *