Западная стена в иерусалиме – Иерусалим: Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль: puerrtto — LiveJournal

Тоннель Западной Стены — Википедия

Узкий проход в тоннеле Западной Стены

Тоннель Западной Стены (ивр. ‏מנהרת הכותל‏‎, Минхерет ха-Котель) — подземный тоннель, открывающий доступ к Западной Стене по всей её длине. Большая часть первоначальной длины Западной Стены скрыта под землёй; при том что её открытая часть составляет примерно 60 метров в длину, тоннель предоставляет доступ к ещё 485 метрам Стены.

Тоннель примыкает к Западной Стене и расположен под зданиями Мусульманского квартала Старого города Иерусалима. Он расположен вдоль линии — начинаясь от площади Западной Стены, проходит по современным тоннелям, затем через античную систему водоснабжения, и завершается бассейном Струтион.

В I в. до н. э. царь Ирод предпринял проект по удвоению площади Храмовой горы в Иерусалиме, посредством присоединения части холма на северо-западе. Дабы реализовать его, были построены четыре поддерживающие стены, поверх которых была расширена Храмовая гора. Эти поддерживающие стены остались стоять — наряду с самой платформой — после разрушения Храма римлянами в 70 году н. э.

С тех пор большая часть территории рядом со стенами была занесена и застроена[1]. После разрушения Храма часть Западной Стены осталась открытой. Поскольку это был ближайший к Святая Святых Храма участок, оставшийся доступным, он стал местом молитвы для евреев на протяжении тысячелетий[2].

Схема тоннеля Западной Стены

Британские исследователи начали раскапывать Западную Стену в середине XIX века. Чарльз Уилсон начал раскопки в 1864 году, за ним в 1867-70 годах последовал Чарльз Уоррен. Уилсон открыл арку, ныне названную в его честь — «арка Уилсона» — которая составляет 12,8 метров в ширину и расположена выше нынешнего уровня грунта. Считается, что арка поддерживала мост, соединявший Храмовую гору с городом в период Второго Храма[1]

. Уоррен пробил шахты в арке Уилсона, которые видны до сих пор[3].

После Шестидневной войны Министерство по делам религии Израиля начало раскопки с целью открыть продолжение Западной Стены. Раскопки продолжались почти двадцать лет и выявили множество неизвестных ранее фактов об истории и географии Храмовой горы. Проводить раскопки было трудно, поскольку тоннели проходили под жилыми кварталами, построенными поверх древних сооружений периода Второго Храма. Раскопки проводились под присмотром научных и раввинических консультантов, дабы как гарантировать стабильность вышерасположенных построек, так и предотвратить повреждение исторических артефактов[3]. В 1988 году был сформирован Фонд наследия Западной Стены[4], который принял ответственность за раскопки[3], обслуживание и обновление Западной Стены и площади Западной Стены[4].

Женщины, молящиеся в тоннеле в точке, физически ближайшей к Святая святых

Тоннель открывает доступ к 485 метрам стены, выявляя методы строительства и разнообразные виды деятельности на территории, прилегающей к Храмовой горе[1]. По мере осуществления раскопок было сделано множество археологических находок — включая открытия иродианского периода (улицы, монументальное строительство), участки реконструкции Западной Стены, датируемые омейядским периодом, и разнообразные постройки, относящиеся к айюбидскому, мамлюкскому и хасмонейскому периодам, возведённые для поддержки зданий на прилегающей территории Храмовой горы.

На расстоянии примерно 46 метров от входа в тоннель находятся «Ворота Уоррена». Этот запечатанный вход в течение сотен лет был маленькой синагогой под названием «Пещера», где ранние мусульмане разрешали евреям молиться в непосредственной близости от руин Храма. Рабби Иехуда Гец построил синагогу непосредственно за воротами, поскольку ныне это ближайшая к Святая святых точка, в которой может молиться еврей — предполагая, что Святая Святых находилась на традиционном месте под Куполом Скалы.

Внутри тоннеля также обнаружен самый большой камень Западной Стены, часто называемый Западный камень, который входит в число самых тяжёлых объектов, когда-либо поднятых человеческими существами без помощи оборудования, питаемого каким-либо видом энергии. Камень имеет 13,6 метров длины, 3 метра высоты и, согласно оценкам, между 3,5 и 4,5 метрами ширины; расчёт определяют его вес в 520 тонн.

Рядом с тоннелем находится Центр «Цепь поколений» — еврейский исторический музей, спроектированный Элиавом Нахлиэли, в котором размещается аудиовизуальное шоу и девять стеклянных скульптур, созданных художником по стеклу Джереми Лэнгфордом.

В 2007 году Управление древностей Израиля обнаружило древнюю римскую улицу, датируемую предположительно вторым-четвёртым веками. Это была боковая улица, которая, вероятно, соединяла две крупные дороги и вела вверх на Храмовую гору. Открытие дороги предоставило новое подтверждение тому, что римляне продолжали использовать Храмовую гору после разрушения Храма в 70 году н. э.

[5].

Бассейн Струтион — это большая кубовидная цистерна, собиравшая дождевую воду с водосточных желобов построек Форума. До Адриана эта цистерна была открытым бассейном, но Адриан добавил арочные перекрытия, дабы поверх них можно было расположить мостовую.

מוצלם תמונות אומנותיות (31).jpg Бетонные опоры, применявшиеся для укрепления проходящих над ними древних улиц Мусульманского квартала Иерусалима. В конце этого тоннеля находится северный выход

Существование бассейна в первом веке подтверждается Иосифом, который сообщает, что он назывался

Струтиус (буквально воробей)[6]. Изначально этот бассейн Струтион был построен Хасмонеями, как часть открытого водовода, который за прошедшее с той поры время был помещён под перекрытия. Остатки этого водного канала, снабжавшего водой Храмовую гору, были обнаружены в северной части Западной Стены; источник воды для него не определён до настоящего времени.

Изначально посетителям приходилось, дойдя до конца тоннеля, возвращаться назад ко входу, следуя уже пройденным путём. В результате выполненных в 1971 году продолжений первоначального тоннеля Западной Стены, конец тоннеля был соединён с вышеупомнутой хасмонейской водной системой; тем не менее, туристам по-прежнему приходилось, достигнув бассейна Струтион, выполнять разворот и узкими ходами возвращаться к своей исходной точке, что порождало логистические сложности. Было предложено прорыть альтернативный выход из тоннеля; однако поначалу предложение было отвергнуто на том основании, что каким бы ни был этот выход, он будет воспринят, как попытка еврейских властей заявить права на владение близлежащими участками земли, относящимися к Мусульманскому кварталу города. Кроме того, Сёстры Сиона не желали позволить туристам выходить из тоннеля через бассейн на территории монастыря Сестёр Сиона.

Тем не менее, в 1996 году Биньямин Нтаньяху распорядился о создании выхода, ведущего на Виа Долороза, под медресе Уммария. На протяжении последовавших нескольких недель в ходе протестов против сооружения выхода было убито 80 человек[7]. Бассейн Струтион был разделён на две части стеной, преграждающей сообщение между ними; одна часть видна из тоннеля Западной Стены, другая представляет собой участок, доступный со стороны монастыря Сестёр Сиона. После этого туристы получили возможность заходить в тоннель через южный вход возле Западной Стены, проходить в сопровождении гида всю длину тоннеля и выходить через его северный конец. Этот выход, однако открыт только в дневное время, в связи с по-прежнему актуальными соображениями безопасности.

Западный камень — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Западный камень

За́падный ка́мень — монолитный каменный блок, образующий часть нижнего уровня Западной стены в Иерусалиме.

Западный Камень представляет собой монолитный каменный блок, образующий часть нижнего уровня иерусалимской Западной стены, называемой также Стеной Плача, расположенной на западном склоне Храмовой Горы. Камень виден в тоннеле этой стены, к северу от арки Уилсона. Наряду со своим предположительным ровесником, трилитоном Баальбека, он является одним из самых крупных монолитов, созданных и перемещённых людьми в древности[1].

Масса Западного камня оценивается в 517 тонн. Его длина составляет 13,6 метров, высота 3 метра, расчётная ширина 3,3 метра

[2].

Достоверной, однозначно признанной научным сообществом точки зрения на место происхождения, технологию заготовки и доставки Западного камня в настоящий момент не имеется. Однако известно, что он расположен в тех рядах кладки Стены Плача, которые традиционно относятся к временам Ирода Великого[3]. Необходимый тогда строительный материал — блоки известняка — предположительно добывался в расположенном неподалёку карьере[4]. Вместе с тем существует гипотеза, согласно которой нижние, самые массивные блоки, существовали и находились на своём месте ещё до начала строительных работ Ирода. То есть их происхождение и время установки неизвестны[2].

  1. ↑ The Stones of the Western Wall // Website Thekotel.org Архивировано 9 декабря 2007 года.
  2. 1 2 Jol H.M., Bauman P., and Bahat D.
    Looking into the Western Wall, Jerusalem, Israel. // Proceedings of the Eleventh International Conference on Ground Penetrating Radar (GPR 2006), June 19 — 22, The Ohio State University, Columbus, Ohio, USA
  3. ↑ Стена Плача // Сайт Guide-israel.ru
  4. Lefkovits Etgar Archeologists find 2nd Temple quarry // Jerusalem Post, 12 сентября 2007

История Стены плача. История — Путеводитель по Израилю

Возведение , 19 г. до н. э.

Согласно Танаху, Храм Соломона был построен на вершине Храмовой Горы в X в. до н. э. и разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э., а Второй Храм завершён и освящён в 516 г. до н. э.

Около 19 г. до н. э. Ирод I (37–4 годы до н. э.) начал широкомасштабный проект расширения Храмовой горы.

В дополнение к реновации и увеличению размеров Храма, он искусственным путём расширил маленькое квази-естественное плато, на котором стояли Первый и Второй Храмы, до обширных размеров Храмовой горы в её нынешнем виде. Это повлекло за собой увеличение размеров огороженного пространства; по периметру этой платформы шла опорная стена, поддерживавшая земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы.

Сегодняшняя Западная стена как раз и является частью этой опорной стены.

Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи, каждый последующий ряд кладки отступает вглубь от предыдущего.

В 2011 г. израильские археологи объявили об обнаружении римских монет, отчеканенных много позже смерти Ирода, под массивными камнями в фундаменте южной части Стены внутри ритуальной ванны, которая предшествовала по времени сооружению обновлённого комплекса Храмовой горы и была заполнена, чтобы обеспечить основу для новых стен. Это указывает на то, что Ирод построил не всю стену, и что к моменту его смерти строительство не было даже близко к завершению. Эти находки подтверждают описание Иосифа Флавия, согласно которым строительные работы были закончены лишь во времена правления царя Агриппы II, правнука Ирода. Согласно общепринятому мнению, Иродом I построено чуть больше половины стены, датируемые концом периода Второго Храма — включая 17 её слоёв, находящихся ниже уровня нынешней площади.

Храм Ирода был разрушен Римской империей, вместе с остальным Иерусалимом в 70 г. н. э., во время Первой Иудейской войны.

Римская империя и возникновение христианства, 100–500 г. н. э.

В первые века новой эры, после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы в 135 г. н. э., императорским декретом евреям было запрещено проживать в Иерусалиме.

Имеются некоторые доказательства того, что во II и III веках римские императоры давали им разрешение посещать город для совершения богослужений на Елеонской горе, а иногда и на самой Храмовой горе.

Когда при Константине I империя стала христианской, евреи получили разрешение входить в город лишь один раз в году, на Тиша бе-Ав, дабы возле стены оплакивать утрату Храма и горько сокрушаться о судьбе своего народа.

«Бордосский Пилигрим», написанный в 333 г. н. э., позволяет предположить, что, возможно, это происходило возле продырявленного камня или скалы Мория,

«к которой евреи приходят каждый год и умащают её, сокрушаются о себе со стонами, разрывают свои одеяния, и так уходят».

До наших дней дошли схожие описания, включая таковые Отца церкви Григория Назианзина и Иеронима в его комментарии к Софонии, написанном в 392 г. Христианские источники IV в. отмечают, что евреи сталкивались с

Израильский разделительный барьер — Википедия

Воздушный снимок с израильской стороны Ограждение в юго-западной части

Израильский разделительный барьер (ивр. ‏גדר ההפרדה‏‎, разделительный забор) — пограничное сооружение Израиля, отделяющее Израиль от Западного берега реки Иордан (исторические Иудея и Самария).

Общая длина пограничного барьера составляет 703 километра. Состоит на 90 % из забора (с 60-метровой полосой отчуждения) и на 10 % из стены (высотой до 8 метров)[1]. В более чем на 20 % своей протяжённости барьер не совпадает с «зелёной линией», а вдаётся на территорию, которую палестинцы считают своей, и «отгораживает» к израильской стороне более 10 % площади Западного берега.

Основными целями строительства забора являлись[2]:

  • защита территории государства Израиль от атак террористов для обеспечения глобальной безопасности;
  • защита еврейских поселений, коммуникаций и дорог, находящихся вблизи границы, от нападений и снайперского обстрела со стороны палестинских террористов;
  • отделение основной части арабского населения от столкновений с еврейским населением;
  • создание предпосылок для окончательного размежевания территорий от Израиля и объявление барьера фактической границей государств;
  • контроль некоторых важных для государства Израиль участков земли.

Строительство началось в 2003 году, когда премьер-министром Израиля являлся Ариэль Шарон. Было запланировано закончить строительство летом 2005 года, но из-за различных жалоб в Верховный суд Израиля работы ещё не завершены.

В районах, ограниченных сооружением, более чем наполовину снизилось количество террористических актов и попыток проникновения на израильскую территорию[3]. Однако критики разделительного барьера утверждают, что под предлогом обеспечения безопасности Израиль стремится в одностороннем порядке и без переговоров установить выгодные для себя границы между Израилем и будущим Палестинским государством. Генеральная ассамблея ООН призвала Израиль прекратить возведение барьера, а Международный суд в Гааге в консультативном заключении признал строительство нарушающим международное право[4].

Большинство преграды (на протяжении больше 700 км) состоит из металлического забора с колючей проволокой, траншеи, забора с датчиками движения, песчаной полосы для наблюдения за следами, асфальтированной патрульной дорожки и дополнительной колючей проволоки на израильской стороне. На обе стороны забора, на ширине 70 м, посторонним вход воспрещён.

На небольшом отрезке вблизи Иерусалима (на протяжённости больше 25 км) возведена железобетонная стена высотой 8 м.

Идея создания физического барьера между израильским и палестинским населением была впервые предложена в 1992 году тогдашним премьер-министром Израиля Ицхаком Рабиным, после убийства террористом из Газы 15-летней Хелены Рапп в Бат-Яме, Рабин заявил, что Израиль должен «отделить Газу от Тель-Авива» с тем, чтобы свести к минимуму трения между народами[5].

Во время переговоров в Осло, после вспышки насилия в октябре 1994 года, включая теракты в Иерусалиме и Тель-Авиве и похищения Н. Ваксмана, Рабин объявил о своей позиции, согласно которой «мы должны принять решение о разделении как философии. Там должна быть четкая граница. Без демаркации линии будет только поглощение Израилем 1,8 млн арабов, что просто принесет большую поддержку для Хамаса»[5].

Первый участок стены (как бетонных плит), построенный в качестве барьера, был установлен в 1994 году. Этот участок следовал вдоль границы между посёлком Бат Хефер и городом Тулькарем[6].

После теракта на перекрёстке Шарон, недалеко от города Нетания, Рабин высказал более конкретные цели:

Этот путь должен привести к разделению, хотя и не по границам до 1967 года. Мы хотим достичь разделения между нами и ими. Мы не хотим, чтобы большинство еврейских жителей государства Израиль, 98 % из которых живут в пределах границ суверенного Израиля, в том числе в едином Иерусалиме, стали объектами терроризма.

Оригинальный текст (англ.)

This path must lead to a separation, though not according to the borders prior to 1967. We want to reach a separation between us and them. We do not want a majority of the Jewish residents of the state of Israel, 98% of whom live within the borders of sovereign Israel, including a united Jerusalem, to be subject to terrorism.

По заявлению правительства Израиля, возведённое Израилем сооружение должно защитить мирное население от непрекращающихся проникновений террористов-смертников на территорию Израиля.

С сентября 2000 года (начало 2-й интифады) сотни израильтян стали жертвами терактов. Правительство заявило, что приняло решение возводить защитное сооружение, поскольку защита своих граждан является обязанностью государства. Согласно МИД Израиля[7], правительство Израиля исходило из значительного уменьшения числа терактов в результате существования разделительных сооружений, поскольку почти все теракты были совершены с территории Западного берега р. Иордан, а не из сектора Газа, который уже был отделён от территории Израиля защитным забором.

Результаты и последствия[править | править код]

«Стена безопасности» в районе Иерусалима местами проходит между домами

По данным МИД Израиля, во время терактов, совершённых смертниками с Западного берега р. Иордан, в 2003 году в районах с забором было убито 46 человек и ранено 221. В районах без забора в тот же период составило 89 убитых и 411 раненых. За первое полугодие 2004 года в районах без забора в итоге терактов было убито 19 человек и 102 ранено, в то время как в районах с забором не было погибших от терактов[8].

Согласно данным Шабака, за 2004 год[9][10] и официальной израильской статистике, количество терактов со стороны смертников в результате строительства барьера значительно уменьшилось. Согласно этим данным, потери Израиля от действий террористов в 2004 году были на 33 и 80 % меньше, чем соответственно в 2003 и в 2002 годах[2].

Согласно общей статистике террористических актов смертниками против граждан Израиля, с возведением стены взрывы полностью сошли на нет и по сути терроризм побеждён: 2005 — 8 взрывов, 2006 — 3 взрыва, 2007 — 1 взрыв, 2008 — 1 взрыв, 2009 — по 2010 взрывов не было, 2011 — 1 взрыв.

Лидер террористической организации «Исламский Джихад» также подтвердил, что забор безопасности усложняет проникновение террористов-смертников[11].

Согласно другим публикациям, разделительный барьер очень легко преодолеть в случае желания, так, 700—1000 жителей только одной палестинской деревни перебираются через него нелегально еженедельно в Израиль с целью найти там работу.[12]

Забор с точки зрения международного права[править | править код]

Международный суд ООН 9 июля 2004 года назвал отклонение трассы от Зелёной линии нелегальным[13] и нарушением Женевской конвенции[14][15]. Международный суд ООН также указал, что Израиль должен возместить ущерб, причиненный этим строительством всем юридическим и физическим лицам, вернуть изъятую у них недвижимость, а если это невозможно, то выплатить компенсацию[16]. В декабре 2006 года Генеральная Ассамблея ООН приняла решение о создании специальной службы Реестра ущерба в составе Совета и Секретариата во главе с Исполнительным директором[16].

Обозреватель The Washington Post Чарльз Краутхаммер отмечает, что рассмотрение дел в этом суде требует обоюдного согласия сторон. А поскольку Израиль такого согласия не давал, то данное разбирательство вообще находится вне юрисдикции этого арбитражного суда. Краутхаммер утверждает, что факт неподсудности данного случая Международному суду признан не только США, но также Европейским Союзом и Россией.[17]

Возведение стены вызывает бурный протест со стороны палестинцев. Стена частично отходит от «Зелёной линии» и проходит по палестинской территории. Она в некоторых местах разделяет палестинские деревни на две части, затрудняет проход крестьян к своим полям.

В результате строительства барьера:

  • На израильской стороне барьера остаётся более 10 % Западного берега р. Иордан (это на 600  км² больше, чем если бы граница проходила по зелёной черте 1967 года).
  • 17 палестинских деревень, чьё население составляет 28 000 человек[18], окажутся отрезанными барьером от основной палестинской территории на Западном берегу. В результате сильно пострадают семейные и социальные связи между палестинцами, оказавшимися по разную сторону барьера и испытывающими сложности с передвижениями из-за ограничений, накладываемых Израилем. Для того, чтобы иметь право проезжать на «израильскую сторону барьера» или даже проживать там в своих же домах, палестинцы должны получить особое разрешение у израильской военной администрации, которое не выдаётся подозреваемым в терроризме палестинцам.
  • Примерно 120 000 палестинцев с палестинской стороны забора окажутся в населённых пунктах, окружённых с трёх сторон забором, а четвёртая сторона будет контролироваться израильскими блокпостами. Например, в такую ситуацию попал город Калькилья с населением в 42 000 человек. Въезд и выезд из города возможен только через узкий проход в окружающей город со всех сторон стене. Этот проезд (ведущий на основную палестинскую территорию) пока контролируется израильскими войсками и открыт для прохода лишь 12 часов в день.
  • В результате строительства забора было конфисковано более 160 км² частных палестинских земель, другие палестинские землевладельцы были полностью отрезаны от своих земельных участков. Для многих из таких людей конфискованные или ставшие недоступными земельные участки были единственным средством к существованию и источником заработка. Ситуация усугубляется тем, что многие палестинские земледельцы с «израильской стороны» забора не смогут продавать свою продукцию на Западном берегу р. Иордан из-за ограничений передвижения.
  • Согласно интернет-газете Dissident Voice, только в городе Калькилия было конфисковано 55 % сельскохозяйственных земель, принадлежащих жителям города, в результате средний заработок жителей города (живущих в основном за счёт выращивания фруктов) упал с 1000 долларов в месяц до постройки стены, до 60 долларов в месяц, безработица достигла 80 %, что вызвало массовый отток населения из города[19].
  • В результате строительства забора резко сократились контакты между израильской и палестинской экономикой и движение людей между сторонами. Это сказалось на палестинской экономике, качестве и уровне жизни. У жителей Палестинской автономии возникли трудности с возможностью попадать в израильские ВУЗы и здравоохранительные учреждения.

Иерусалим: Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль: puerrtto — LiveJournal

Интересный город Иерусалим! Причем, чем дальше вы от стандартных туристических троп, тем больше удивительного вас ждет. Вот, скажем, представляете ли вы себе евреев, отрицающих существование государства Израиль и дружащих с Ахмадинеджадом? А знали ли вы, что в Израиле возводится стена, стремящаяся к лаврам Великой Китайской? А знали ли вы, что муниципальные блага иерусалимцев распределяются по национальному признаку, и если вы палестинец — плохи ваши дела? А вы слышали про пещеру длиной в 330 метров, проникнув в которую вы можете вылезти аккурат через канализацию Храма Гроба Господня?

В этот свой приезд в Вечный город, я зарекся не входить в старую его часть. Старый Иерусалим внутри стен втягивает, и если вы туда вошли — не скоро выберетесь. Поэтому изначально решил — что угодно, только не Старый город. И выискал себе отель, максимально удаленный от стандартных туристических троп, зато с потрясающими видами. Отель — Panorama Jerusalem (их сайт), обошелся в $55 за двухместный номер с удобствами. Бронировал через booking.com, оплачивал наличными в самом отеле. Вот оцените, какая красота открывалась с крыши моего отеля, расположенного в арабским квартале Силуан (израильтяне его называют Шилоах) —

 
Главное не стойте близко к краю! Все же 4 этажа — больно приземляться
!

За несколько дней до поездки мои разумом овладел интересный альтернативный путеводитель по Иерусалиму. Оппсс…чуть не забыл. Дорогие израильские друзья, то что я расскажу дальше не всем придется по вкусу. Ибо я не намерен петь оды тому, что не считаю благом. Равно как и не стану умалчивать о том, что считаю неприемлемым. Таким образом, кому то может показаться, что я открываю перед потенциальными туристами то, что надо бы скрывать. Пусть так. Но это история сего места, и история эта была не всегда образчиком справедливости и человеколюбия. Итак, вот какой необычный путеводитель написали итальянцы про Иерусалим Decode Jerusalem.

Это не про Крещение Христа и не про Стену Плача. Увы, это более близкое к нам. Это путеводитель о том, где можно воочию увидеть, как уживаются арабы и евреи в Вечном городе. Там можно прочитать про то, где израильская стена безопасности отрезала школы от учеников, мечеть от прихожан и кладбище от родственников. Там же рассказывается о том, в каких условиях живут жители Восточного Иерусалима. Весьма необычное и увлекательное чтиво.

Вот я и задумал пройтись тропами упомянутого путеводителя и увидеть своими глазами, что люди делят в этом городе, и почему над всеми этими святынями так и веет злоба и ненависть всех ко всем. Согласитесь, задача чрезвычайно жизнеутверждающая, не так ли? Сразу же подчеркну, что не ставлю своей целью давать экскурсы в историю и навязывать свое видение происходящего. Ограничусь фотографиями и краткими комментариями для общего понимания картины. Итак —

Часть первая. Великая израильская стена.

Признаюсь, когда я впервые узнал про строящуюся стену, то порадовался. Наконец-то евреи отделятся от палестинцев и наступит долгожданный мир на Ближнем Востоке. Друзья, не торопитесь прозвать меня наивным. Конечно же я не верил ни в какой мир. Ведь для мира нужно желание всех сторон конфликта. А на Ближнем Востоке такого желания и воли нет ни у кого, включая сам Израиль. Поэтому, когда стена стала разрастаться, стало ясно,что строят ее не с целью изолировать враждующие стороны. А с целью усугубить конфликт. Стена, которая по крайней мере изначально строилась с целью воспрепятствовать проникновению в Израиль палестинских боевиков, странным образом «влезла» вглубь собственно палестинских территорий, и фактически присоединила к Израилю густонаселенные палестинские анклавы.

Еще раз подчеркну — стена не отделила евреев от арабов, нет! Более того, стена даже не присоединила к Израилю каких-либо стратегических высот. Дико извиваясь змеем, стена прошла через центры арабских городов, разделив их на две части. Таким образом, на израильской стороне стены оказались сотни тысяч палестинских арабов, не являющихся гражданами Израиля. Посмотрите как это выглядит в районе Иерусалима —


 

Видите мечеть за стеной? Так вот я фотографирую из центра арабского пригорода Абу-Дис, находящегося на израильской стороне. За стеной — вторая половина городка, которая стала частью Палестинской автономии.
Иными словами, палестинцы и там, и здесь. Евреями же на многие километры не «пахло» ни там (за стеной), и не тут. В чем смысл?


Фотография сделана на восток, с часовни евангелистской церкви Августы-Виктории, что на Оливковой горе. Вдали на горизонте израильский город Маале Адумим, еще дальше (в дымке) — Мертвое море. Внизу — стена, разделившая арабский городок Эль-Азария надвое. Проще говоря, еврейский город Маале Адумим фактически отделен от Иерусалима плотным кольцом арабских пригородов. Теперь эти пригороды обнесли стенами.


Мощный КПП между Израилем и палестинскими территориями в районе Абу-Диса, через который основная часть палестинцев попадает на израильскую сторону стены, где живут такие же арабы, как и они.


 

Еще один вид на стену, петляющую по горам. Обратите внимание на дома сразу же за церковью (кстати, это церковь Св.Петра в Галиканту)
. Это арабские дома, такие же точно, как и за стеной.

Теперь немного отвлечемся от стен и заборов. Обратите внимание на фотографии ниже. Да, там есть несколько симпатичных ракурсов. Но сейчас речь немного не о том. Обратите внимание на черные баки на крышах арабских домов —

Не буду мучить читателя загадками. Черные баки это вода. Обычная водопроводная вода. Дело в том, что подача воды в Восточный Иерусалим налажена плохо. К примеру, в еврейской части города отключения и перебои с водой это нонсенс. Зато в арабской части — повседневность. Посему, не имеющие иного выбора жители стали устанавливать баки на своих крышах — когда есть вода, бак наполняется. Когда воды нет — пользуются той, что в баке. Спрашивается, почему так, ведь вроде бы израильтяне говорят, что Иерусалим это вечная и неделимая столица Израиля? Сложный вопрос.

Подробнее про перебои с водой в Восточном Иерусалиме можно почитать на ряде официальных израильских сайтов, например Ассоциация гражданских прав Израиля (ACRI), или на официальном сайте Международной организации здравoхранения (WHO).

Столица — да, бесспорно, по крайней мере технически. Пусть и пока не признанная ни одной страной мира. Зато Кнессет в Иерусалиме и все министерства. А вот что касается вопроса неделимости — тут дела обстоят еще хуже.

Город не только разделен как никогда, но и его фактическое разделение активно проводится в жизнь самой же администрацией. Покойный Тедди Колек, бессменный мэр Иерусалима в течении почти 25 лет, как то в сердцах заметил «…Мы и водопровод то провели им [арабам] только потому, что появились случаи холеры, и мы опасались что это перекинется на еврейскую часть города».

А вот еще пример. Мой отель расположен в пригороде Силуан, напротив стен Старого города. А прямо внизу, в Кидронском ущелье, отделяющем Силуан от Иерусалима, вовсю идут строительные работы. Возводится археологический парк «Город Давида». Будет много зелени, будет гуляльная улица, будут доведенные до ума памятники архитектуры. Казалось бы, где тут засада? А вот где засада. Жители 85(!) домов Силуана получили предписания о сносе их жилищ. Вот, посмотрите на фото ниже —


Видите, внизу расширяют дорогу? Так вот, в ширину комплекс будет 150-200 метров, и в длину около полутора километров. Снесены будут все здания, что попадают в эту зону. Иными словами все те, что внизу, и два яруса вверх. Хочется задать сакраментальный вопрос — будут ли палестинцы в восторге от нового парка?

Несколько видов Иерусалима

Часть вторая. Евреи отрицающие Холокост и сам Израиль.

В большинстве стран Европы приняты законы, исходя из которых отрицание Холокоста приравнено к уголовному преступлению. Излишне говорить, что любой поставивший под сомнение геноцид евреев во время войны считается нацистом, расистом и фашистом. И это, вне всякого сомнения, справедливо. Тем более удивительно, что религиозные иудеи, жители иерусалимского квартала Меа Шеарим, открыто отрицают Холокост, и призывают к исчезновению Израиля как государства. Более того, они же являются активными участниками всех возможных антисемитских сходок. Взять организованный Ахмадинеджадом в Тегеране симпозиум по обсуждению «преступлений сионизма». Ортодоксы из Меа-Шеарим были там полноправными гостями.Как такое может быть, спросит читатель? Почему эти люди не в тюрьме?

Ситуация такова. Есть веяние в иудаизме, называемой Натурей Карта (их официальный сайт). Оно возникло в 1935 году в венгерском местечке Сатмар (Санта Мария). Раввины его самым категорическим образом отказывались поддержать идею возвращения евреев в Эрец Исраэль, а также сионизм. Члены этой общины поэтому не поддерживают никакой связи с государством Израиль и его официальными учреждениями. Они не признают израильские гражданские суды, не принимают участия в муниципальных и всеобщих выборах, их дети учатся в особых школах и не служат в армии. Они не пользуются ивритом в качестве языка повседневного общения.

Они отказываются получать деньги от государства (несмотря на то, что большинство из них исправно платят налоги), а для некоторых День независимости Израиля является днем траура. Будучи в Иране, иудаистские ортодоксы заявили, что Израиль должен разоружиться, ибо от него сегодня исходит главная опасность для стран Ближнего Востока. «Мы хотим не возвращения государства к границам 1967 года, — подчеркнул они при этом, — а возвращения страны палестинцам, чтобы мы могли жить с ними вместе».

Более того, выступая перед иранскими студентами, раввины говорили о необходимости проведения четкой границы между «иудаизмом и сионизмом, чтобы ярость против «оккупантов в Палестине» не обращалась против тех, кто хочет мирно жить под мусульманским правительством, как это было в прошлом». «Сионисты замешаны почти во всех преступлениях на Земле, — считают раввины, — и, к несчастью, они называют себя представителями еврейского народа».

По их мнению, сионизм был рожден «воспаленным воображением Герцля». Не обошли раввины стороной и Холокост, полностью поддержав самых жестких антисемитов. На той самой конференции в Тегеране, они завили, что «Мусульмане чувствуют несправедливость: почему можно оскорблять пророка Мухаммада и рисовать на него карикатуры, а отрицать холокост нельзя?», — говорится в их заявлении. «Сионисты используют холокост ради своих выгод». Вот такие вещи можно встретить в упомянутом ортодоксальном районе Меа Шеарим —


 
Ну а в целом, если абстрагироваться от описанного выше, то Меа Шеарим (Сто Врат) это крайне колоритный квартал, куда несомненно стоит сходить. Там вы увидите традиционный уклад жизни еврейского гетто, как это было 100 лет назад, и 200 и 300. Словно назад на машине времени —

 


Квартал буквально залеплен вот такими вот воззваниями «Одевайтесь скромно». Непосредственно этот плакат я снял на входе в самый обычный банк. Посетителей призывают одеваться скромно и не броско. И даже комментируют как именно следует идти получать ипотеку, или снимать наличные в банкомате «Длинные рукава, закрытая рубашка, не обтягивающее».


Обращение к проходящим через квартал «Не мешайте нам вести еврейский образ жизни».

Часть третья. Разделенный город.

Думаете, я буду опять о стене, отделяющей еврейские кварталы от палестинских? Нет. Не о том. Все гораздо более интересно, и уходит корнями в 1948 год. Израиль завершил свою первую войну, Войну за Независимость, довольно успешно, закрепившись на более выгодных позициях, чем перед войной. Но непосредственно в Иерусалиме успехи были куда скромнее. Старый город со всеми его святынями так и остался под контролем Иордании. До 1967 года, когда Израиль в течении 6 дней захватил Синай у Египта, Голанские высоты у Сирии и Западный берег с Иерусалимом у Иордании.

Но в течении 19 лет, с 1948-го по 1967-ой год, Иерусалим был разделенный городом. Со стеной. Как Берлин. Сейчас про это уже немногие помнят, а захватив обе части города, израильтяне снесли все то, что напоминало о разделении. И все же, несколько мест осталось. Например «Байт Турджман» — старинное здание, располагавшееся на линии раздела, и где был наблюдательный пост Цахала. Сейчас в этом доме функционирует тематический музей (сайт музея), куда очень рекомендую сходить. Это своего рода подобие Музея Стены в Берлине. Кстати, одну из своих поездок в Берлин я посвятил именно реликтам эпохи разделения города. Оцените, кажется вышло неплохо?


До 1967-го года здесь была не улица. Тут тянулся пограничный забор с Иорданией

Неподалеку от Байт Турджман располагался единственный в городе КПП между Израилем и Иорданией, называвшийся Mandelbaum Gate, что не может не напомнить о берлинском Brandenburger Tor, где тоже был КПП во времена Холодной войны. Cейчас от израильского перехода остался лишь маленький монумент, а раньше, до 1967 года, это выглядело вот так —

А израильские пограничники иногда угощали иорданских коллег сигаретами, что приятно удивляет, не одним же пулям летать туда-сюда.

Так или иначе, но все же недолго израильтяне и иорданцы угощали друг-друга сигаретами. Иорданский король Хуссейн (ныне покойный) обьявил Израилю войну в качестве поддержки Сирии и Египту, с которыми Иордания имела соответствующее соглашение о взаимной обороне. В своей автобиографии Хуссейн потом, уже в 1974 году, напишет «Конфронтация с Израилем была ошибкой. Мы могли избежать кровопролития. Мы вступили в войну движимые идеями Пан-арабизма, и наши братья нас предали».

Очевидно, что Хуссейн под предательством подразумевает тот факт, что Гамаль Абдель Насер ввел его в заблуждение относительно происходящего на фронте. Хуссейн, будучи уверенным что израильская армия разгромлена, решил вступить в войну и урвать и себе часть территорий. На самом же деле, ситуация оказалась абсолютно иной. Разгромленными оказались армии Египта и Иордании, и перебросив войска с синайского фронта, израильтяне в течении двух дней разделались вдобавок и с Иорданией.

В ответ на мощный артобстрел со стороны иорданцев, израильтяне в ночь с 5-го на 6-ое июня 1967 года предприняли атаку на иорданские позиции в Иерусалиме. Самые тяжелые бои имели место в северной части города, на холме, получившем название «Гиват Ха’тахмошет» (Оружейная горка). Здесь располагался мощный иорданский укрепрайон, откуда простреливалась большая часть города.

В наши дни, гуляя среди окопов и бункеров, несложно представить, что задача у израильтян была не из легких. Они взяли высоту силами 55-ой десантной бригады, но ценой 182 солдат, здесь погибших в ту ночь. Сейчас на этом месте впечатляющий мемориал и музей, где несомненно стоит побывать всякому интересующемуся военной историей Ближнего Востока. Кстати, у них есть сайт с русской версией. Ниже несколько фотографий снятых на Гиват Хатахмошет —

Можете почитать про водопроводную проблему Иерусалима здесь:

Ассоциация гражданских прав Израиля http://www.acri.org.il/pdf/EastJer2008eng.pdf (ACRI), или на официальном сайте Международной организации здравоохранения http://apps.who.int/gb/ebwha/pdf_files/WHA60/A60_29Add1-en.pdf (WHO).

Другие мои отчеты об Израиле и Палестинских территориях
:

Рождение и гибель первого отеля на Мёртвом море
Железная дорога в никуда, или Тропами оттоманских железнодорожников
Израильская линия Мажино — Голанские высоты (по местам боев 1973 года)
Таба: географический спор, или история одной границы в фотографиях
Израильский музей артиллерии в Зихрон-Якове
Музей израильских ВВС в пустыне Негев, или ода британским авиаторам
Израильский музей бронетанковых войск, или куда пропала советская техника?
Иерусалим: Великая израильская стена безопасности и евреи отрицающие Израиль
Темная сторона истории Хайфы: палестинские беженцы и бунт марокканских евреев
Суэцкий канал: европейские города и израильские танки
Хеврон — город, где зарождается ненависть, или Берлинская стена возвращается
Самаритяне с горы Гризим, палестинские территории и некоторые советы
Хайфские дворы, или мой второй родной город. Третий и четвертый — на подходе!

 

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *