Закон израиля о гражданстве – Гражданство израиля в 2020 году — как получить, россии, плюсы и минусы, без проживания, двойное

Содержание

Гражданство Израиля — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июля 2019; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 26 июля 2019; проверки требует 1 правка.

Гражданство Израиля — система политико-правовых отношений человека и государства Израиль, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.

Условия приобретения и прекращения гражданства Израиля предусмотрены израильским законодательством, в первую очередь «Законом о гражданстве», принятым 1 апреля 1952 года.

Гражданство может быть получено:

По праву рождения гражданство автоматически предоставляется, если человек:

  • Родился в Израиле от матери или отца, являющихся гражданами Израиля.
  • Родился вне Израиля, если хотя бы один из родителей был гражданином Израиля[1].
  • Родился после смерти одного из родителей, который был гражданином Израиля.

Гражданство Израиля базируется на принципе jus sanguinis («право крови»). При этом израильский подход к определению этого права является более фундаментальным, чем в европейском законодательстве, что выражается в первую очередь в «Законе о возвращении»[2].

«Закон о возвращении» не имеет аналогов в мире. По этому закону любой еврей имеет право репатриироваться в Государство Израиль. Закон о возвращении является правовой основой для предоставления израильского гражданства по «Закону о гражданстве». Право на репатриацию и гражданство распространяются также на супругов, детей и внуков евреев, все они считаются гражданами с момента прибытия в Израиль без прохождения квалификационного периода.

Закон о возвращении не распространяется на лиц, занимавшихся или занимающихся деятельностью, направленной против еврейского народа, или представляющих угрозу общественному порядку и безопасности страны.

Приобретение гражданства путём натурализации возможно с согласия министра внутренних дел. Для этого необходимо выполнение ряда условий, среди которых нахождение в Израиле на момент заявления, нахождение в Израиле не менее трёх из последних пяти лет, намерение и возможность обосноваться в Израиле (источник доходов, наличие имущества и т. п.), отказ от предыдущего гражданства.

С 1999 года гражданство супругу гражданина Израиля предоставляется путём натурализации, за исключением случая, когда супруг к моменту прибытия в Израиль уже находится в браке с тем, кто впервые репатриируется — в этом случае гражданство супругу предоставляется по Закону о возвращении.

В израильских удостоверениях личности, имеющих, в отличие от паспорта, внутреннее хождение, помимо гражданства ранее указывалась национальность владельца («еврей», «араб», а для получивших гражданство иммигрантов-неевреев — название страны рождения). Израильские общественные деятели как из правого, так и из левого лагеря, ведут кампанию за право вписать «израильтянин» в графу «национальность»

[3]. С 2002 года поле «национальность» в новых удостоверениях личности остаётся незаполненным; в 2004 году Верховный суд Израиля (судьи Мишаэль Хешин, Дорит Бейниш и Эстер Хают) отклонил иск гражданки Израиля Лиоры Гольдберг о возобновлении заполнения этого поля[4].

  • Нойбергер Б. «Арабское меньшинство: национальная обособленность и политическая интеграция», стр. 66-73.

Закон о возвращении (Израиль) — Википедия

Закон о возвращении (ивр. ‏חוק השבות‏‎ — «хок ха-швут») — закон, провозглашающий право каждого еврея репатриироваться в Государство Израиль. Принят Кнессетом 5 июля 1950 года. Этот закон юридически выражает идеологическую доктрину сионизма, лежащую в основе возникновения и существования Государства Израиль в качестве еврейского национального государства. Данный закон стимулирует возвращение евреев из стран рассеяния в Израиль.

Закон о возвращении является правовой основой для предоставления израильского гражданства по Закону о гражданстве от 1952 года, который предусматривает автоматическое получение статуса гражданина каждым евреем, прибывшим в страну на основании Закона о возвращении.

Закон о возвращении не распространяется на лиц, занимавшихся или занимающихся деятельностью, направленной против еврейского народа, или представляющих угрозу общественному порядку и безопасности страны. На практике под последнюю категорию подпадают также лица, совершившие преступления за границей и стремящиеся найти в Израиле убежище от правосудия.

В связи с массовой репатриацией из бывшего Советского Союза, в рамках которой в Израиль приехало около 300 000 человек, не являющихся евреями по Галахе, в израильском обществе неоднократно обсуждался вопрос о необходимости пересмотра Закона о возвращении в его нынешней интерпретации.

Закон о возвращении привёл к возникновению ряда юридических проблем. Основной из них является необходимость в юридической формулировке критериев принадлежности к еврейству: должно ли это определение совпадать с галахическим, или же евреем может быть признан всякий, кто заявляет о своей принадлежности к еврейскому народу.

  • Религиозные партии требовали установить в законе галахическое определение еврейства:
«евреем является тот, кто рождён от матери-еврейки или принял иудаизм»

Это предложение Кнессетом было отвергнуто.

  • В марте 1958 года юридический советник правительства Хаим Коэн и министр внутренних дел Исраэль Бар-Иегуда издали директиву служащим регистрационного ведомства:
«…Лицо, чистосердечно декларирующее своё еврейство, следует регистрировать как еврея, не требуя от него иных доказательств.»

Национально-религиозная партия «МАФДАЛ» возмутилась и немедленно вышла из коалиции. Этот случай стал первым политическим кризисом, вспыхнувшим «по вине» вопроса о том, кого считать евреем. Несмотря на то, что правительство устояло, данные события вызвали в обществе настоящую бурю.

  • В июле 1958 года правительство внесло изменение в эту директиву:
«
Тот, кто чистосердечно декларирует, что он является евреем и не принадлежит к иной конфессии, регистрируется как еврей.»

В итоге Бен-Гурион был вынужден создать специальную комиссию, призванную «оценить» решение Бар-Иегуды. Большинство (37 из 45) авторитетных людей, к которым обращались члены комиссии, выставили действиям министра внутренних дел оценку «неудовлетворительно». Давид Бен-Гурион отменил его директиву, а сам Исраэль Бар-Иегуда был отправлен в отставку.

  • В декабре 1959 года министром внутренних дел стал лидер партии «МАФДАЛ» Хаим Моше Шапира. Сразу после вступления в должность, 1 января 1960 года, он издал новые «процедурные распоряжения о регистрации евреев»:
«
При записи в регистр населения сведений о вероисповедании и национальности евреем может быть зарегистрирован: (а) Тот, кто рождён от матери-еврейки и не принадлежит к иной конфессии. (б) Тот, кто принял иудаизм согласно Галахе.»

Дело брата Даниэля[править | править код]

В 1962 году Освальд Руфайзен, более известный как брат Даниэль, католический монах и еврей по рождению, пожелал в соответствии с Законом о возвращении получить израильское гражданство. Когда ему было отказано на основании «процедурных распоряжений» от 01.01.1960, Руфайзен подал апелляцию в Верховный суд Израиля (дело 72/62 «Освальд Руфайзен против министра внутренних дел»).

В своей апелляции брат Даниэль добивался признания за ним права на репатриацию в Израиль на основании того, что он является евреем — если не по религиозной принадлежности, то по праву рождения от еврейской матери. По его словам, несмотря на то, что он является верующим христианином, в «национальном плане» он чувствует себя евреем. Галаха также видит в нём еврея. Исправленная же в июле 1958 года директива Бер-Иегуды и «процедурные распоряжения» Шапиры не соответствуют точной формулировке Закона о возвращении и, следовательно, незаконны.

В ходе обсуждения этого дела выяснилось, что Освальд Руфайзен родился в 1922 году в еврейской семье. Он воспитывался как еврей и был активистом молодёжного сионистского движения. Во время войны принимал участие в акциях по спасению евреев. Скрываясь от нацистов, в 1942 году он попал в монастырь, где не только добровольно крестился, но и стал монахом. Брат Даниэль не скрывал, что перешёл в христианство по искреннему и глубокому убеждению, однако настаивал на своей принадлежности к еврейскому народу.

Верховный суд признал, что Галаха считает крестившихся евреями, но не признал Галаху частью израильских законов. Суд признал, что «процедурные распоряжения» Шапиры — это ведомственная инструкция низшего порядка, не соответствующая израильскому законодательству. Суд признал и то, что ни один израильский закон не определяет понятие «еврей».

Верховный суд постановил, что, в связи с отсутствием писанных законодательных норм и исходя из светского характера Закона о возвращении, понятие «еврей» следует толковать не в строго галахическом смысле, а ориентируясь на субъективное мнение большинства народа: согласно тому, «как это слово звучит в наши дни в устах народа» (формулировка судьи Берензона), «так, как мы, евреи, понимаем его» (формулировка судьи Зильбера), или просто в соответствии с мнением простого еврея «с улицы». Тем самым, по мнению Верховного суда,

«еврей — это тот, кого другие евреи считают евреем.
»

Судьи также добавили, что, поскольку ни отцы сионизма, ни любой еврей никогда бы не сочли евреем верующего христианина, Закон о возвращении не распространяется на лиц, рождённых евреями, но добровольно сменивших вероисповедание. Такой человек, безусловно, может подать прошение на право жительства в Израиле, как и другие неевреи, но он не может считаться евреем, согласно Закону о возвращении, и ему не положены ни автоматическое израильское гражданство, ни права новых репатриантов. На этом основании иск брата Даниэля был отвергнут.

С мнением большинства не соглашался судья Хаим Коэн, возражая против субъективно-коллективного критерия (мнение большинства народа) в пользу субъективно-индивидуального (собственное желание истца), но остался в меньшинстве.

«Дело брата Даниэля» на долгие годы стало символом борьбы людей, не желавших соглашаться с официальным определением, кого считать евреем.

Дело Шалита[править | править код]

В 1968 году майор израильского флота Биньямин Шалит, женатый на шотландке-атеистке, обратился в Управление регистрации населения Израиля с просьбой записать его дочь, Галию, родившуюся в Израиле, в качестве еврейки по национальности. С точки зрения иудаизма, Галия еврейкой считаться не могла, поскольку была рождена не от еврейской матери, поэтому в графе «вероисповедание» был поставлен прочерк. По той же причине осталась пустой и графа «национальность». Для Шалита, однако, быть евреем означало являться гражданином и патриотом Израиля, поэтому он настаивал на том, чтобы у его дочери в графе «национальность» было указано «еврейка». Тем не менее, он был готов пойти на компромисс и записать вместо национальности — «израильтянка». Ему было отказано на основании «процедурных распоряжений» от 1 января 1960 года. Шалит подал апелляцию в Верховный суд Израиля (дело 58/68).

Дело Шалита не имело отношения к Закону о возвращении, так как его жена и дети уже имели гражданство, но оказало на будущее закона решающее значение. В своей апелляции, Шалит ссылался на дело Руфайзена, как на прецедент, и утверждал, что его дети не относятся ни к какой конфессии, но «привязаны к еврейству и к Израилю и воспитываются в соответствующем духе», а, следовательно, «простой еврей с улицы» признает их евреями.

Верховный суд принял к рассмотрению дело о том, «кого считать евреем». Председатель Суда, Шимон Агранат, обратился в Кнессет с предложением изменить Закон о регистрации, с тем, чтобы из метрики была исключена графа «национальность» и оставлена только графа «религия». Это изменение удовлетворило бы истца и позволило бы Верховному суду вообще не рассматривать это дело. Однако предложение Аграната вызвало серьёзные возражения со стороны депутатов. Для религиозных партий употребление термина «еврей» в смысле, отличающемся от галахического определения, было совершенно неприемлемо. Также не подходило для них использование термина «израильтянин» для указания национальности в еврейском государстве. Лидер «Херут» (второй по величине партии Израиля на тот момент), Менахем Бегин, также категорически возражал против разделения религии и национальности. В этот период все эти партии входили в правительственную коалицию, и принятие предложения Аграната грозило серьёзным правительственным кризисом. Поэтому кабинет министров отклонил это предложение и обязал Верховный суд рассмотреть дело Шалита и вынести по нему своё решение.

Рассмотрение дела продолжалось более года. После тщательного анализа голоса судей разделились: из девяти судей пять было «за» и четыре — «против», причём каждый из девяти судей написал своё особое мнение. Этот результат наглядно отражает глубокий раскол израильского общества по вопросу о том, «кого считать евреем».

В обосновании своей жалобы Шалит привёл три аргумента.

Первый аргумент был историческим и напоминал об уроках самой страшной трагедии в истории еврейского народа — трагедии Холокоста. Шалит указывал, что в печально известных Нюрнбергских законах, принятых после прихода Гитлера к власти и призванных защитить «чистоту арийской крови», евреем признавался любой человек, если хотя бы двое из его дедушек или бабушек были евреями. Галахическое правило считать человека евреем, если его мать — еврейка, подчеркивал Шалит, напоминает расистские нацистские законы, а это недопустимо в демократическом государстве. Израиль, по его мнению, должен отвергнуть любой закон, который хоть в малой степени разделяет расистское мнение, что человеческая личность предопределена биологическим происхождением.

  • Председатель суда Агранат согласился, что в основе обоих определений лежит биологический критерий. Тем не менее, заявил Агранат, тот факт, что «мы отвергаем законы нацистов, не означает, что мы автоматически должны отказаться от определения Галахи. Нюрнбергские законы основывались на расистской теории, предусматривающей деление рас на высшие и низшие. В Галахе ничего подобного нет. Галахическое правило исторически было вызвано стремлением предотвратить вымирание еврейского народа.»
  • Судья Зильберг ещё более усилил эту позицию. Он сказал: «В Галахе нет места расизму. Иудаизм не знает концепции расовой неполноценности, и он не требует расовой чистоты. Всё, что требует иудаизм от нееврея — это обращение. Обратившийся становится сыном еврейского народа, даже если он по происхождению чёрный африканец или американский индеец».

Второй аргумент Шалита был психологическим. Строгое соблюдение галахического правила, заявлял Шалит, ущемляет его права человека и отца, а у ребёнка может вызвать комплекс неполноценности. Ведь Галия будет расти среди еврейских детей, говорить с ними на одном языке, играть в одни игры, но при этом она будет чувствовать себя чужой.

  • На второй аргумент Шалита возразить было труднее всего. Председатель суда Агранат согласился с тем, что ребёнок еврейского отца и нееврейской матери может испытывать чувство неполноценности и дискриминации своего статуса по сравнению со своими сверстниками, рождёнными еврейскими матерями.
  • В то же время, судья Зильберг заявил, что в подобных ситуациях виноваты, прежде всего, сами родители, «не подготовившие своим детям входной билет в еврейское общество».
Интересно, что бывший премьер-министр, один из «отцов-основателей» Израиля, Давид Бен-Гурион согласился с мнением Аграната и заявил, что ребёнок еврейского отца должен наследовать его еврейство. Тем не менее, действующий тогда премьер-министр Голда Меир поддержала судью Зильберга и возложила всю вину на мать ребёнка: прими она иудаизм, никакой проблемы бы не возникло.

Третий аргумент Шалита заключался в том, что могут существовать две независимые системы определения еврейства — одна «национальная», по принадлежности к Государству Израиль, и вторая «религиозная», верная правилу Галахи. Подобно другим народам, евреи в XX веке тоже получили свою страну. И точно так же, как английские или французские атеисты остаются англичанами или французами, так и в современном еврейском государстве дочь израильтянина должна считаться еврейкой (в смысле национальности, а не религии), какой бы ни была религиозная принадлежность её матери. По мнению Шалита, тот факт, что в Израиле один и тот же термин используется для определения и национальности и религии — исторический пережиток. В современных условиях Израиль должен или выбрать другой термин для определения национальности, например, «израильтянин», или научиться жить со старым термином «еврей», допуская различные его толкования.

  • Двое судей, Моше Ландау и Шимон Агранат, решили, что в народе не существует консенсусного мнения по этому вопросу, и суд не имеет право выдавать своё мнение за мнение большинства народа. А значит, следует отказаться от вынесения решения и предоставить министерству внутренних дел решить вопрос по собственному усмотрению. То есть, согласно «процедурным распоряжениям».
  • Ещё двое судей, Зильберг и Кистер, решили придерживаться определения Галахи. Мнение судьи Зильберга: «Всякий, кто отрывает еврейское национальное самосознание от его религиозных элементов, наносит смертельный удар нашим политическим притязаниям на Эрец-Исраэль. Такой отрыв подобен настоящему акту измены. <…> Поиск нового критерия национальной идентификации фактически равносилен полному отрицанию дальнейшего существования еврейского народа. Смысл этого поиска таков: кончено! Нет больше сионизма, нет наследия, нет истории. Есть только стремление построить новое государство, лишённое прошлого и традиций».

В результате, суд вынес решение в пользу Шалита и обязал Управление регистрации населения зарегистрировать Галию Шалит и её брата Орена евреями по национальности. Верховный суд отметил в своём заключении, что Управление регистрации населения является аппаратом сбора информации для государства и поэтому не должно вмешиваться в вопросы национальной идентификации ребёнка.

Несколько месяцев спустя, Кнессет внёс поправку в Закон о регистрации: «евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм».

Через некоторое время после пересмотра Закона о регистрации в семье Шалитов родился третий ребёнок, Томер. И согласно новой формулировке закона, его отказались зарегистрировать евреем. Шалит апеллировал в Верховный суд, доказывая абсурдность ситуации, когда в одной семье двое детей считаются евреями, а третий ребёнок тех же родителей таковым не считается. Но на этот раз его претензии были судом отвергнуты, поскольку существует соответствующий закон, предыдущие же дети остаются евреями, так как закон обратной силы не имеет.

  • В марте 1970 года, на основе двух вышеуказанных прецедентов, были приняты поправки к Закону о возвращении и к Закону о регистрации населения. В основу этих поправок легло компромиссное соглашение между партиями «Авода» и «МАФДАЛ»:
«В применении к настоящему Закону евреем считается тот, кто рождён от матери-еврейки и не перешёл в другое вероисповедание, а также лицо, принявшее иудаизм.»
Подобное определение, однако, оставляет открытым для различных интерпретаций вопрос, имеет ли законную силу лишь такое обращение в иудаизм, которое совершается в соответствии с предписаниями Галахи в рамках ортодоксального иудаизма, или также обращение, совершённое под руководством консервативных и реформистских раввинов. Партия «Агудат Исраэль» потребовала внесения поправки «а также лицо, принявшее иудаизм согласно Галахе», но это предложение было отвергнуто 59 голосами против трёх. Депутаты «МАФДАЛ» воздержались. Данное положение стало тем камнем преткновения, который не убран с дороги по сей день.
Важно отметить, что данное в законе определение еврейства не является универсальным и имеет юридическую силу только в рамках применения Закона о возвращении.
Вместе с тем Закон о возвращении был распространён на детей и внуков евреев, а также членов их семей, получающих (независимо от вероисповедания) тот же гражданский статус и пользующихся теми же правами и льготами, что и другие репатрианты.
  • В мае 1971 года, в знак солидарности с борьбой советских евреев за репатриацию в Израиль, Кнессет принял поправку к Закону о возвращении, на основании которой любой еврей, находящийся вне пределов Государства Израиль, может по желанию получить израильское гражданство.
  • В 1999 году Верховный суд Израиля принял прецедентное решение (так называемое дело Стамки), согласно которому гражданство не предоставляется автоматически иностранцу, заключившему брак с уже действительным гражданином Израиля. Во исполнение этого решения Министерством внутренних дел Израиля применяется так называемый «поэтапный процесс» предоставления гражданства путём натурализации супруга гражданина Израиля. Целью этого процесса является проверка искренности намерения сторон создать семью и обосноваться в Израиле. Тем не менее, если имеющий право на возвращение впервые репатриируется, уже состоя в браке, гражданство его супругу предоставляется, как и раньше.
  • В 2014 году Министерство внутренних дел Израиля выработало — впервые со времени возникновения государства — четкие критерии для геров — не евреев по еврейскому религиозному закону Галахе, решившим перейти в иудаизм и переехать в Израиль, но проходивших всю процедуру прозелитизма за границей. Отныне, сразу после прохождения гиюра — обряда перехода в иудаизм — им будет разрешено жить в еврейском государстве с временной визой, а не ждать сначала девять месяцев в стране исхода[1].

Закон о возвращении

Закон о Возвращении (1950 г.)

Статья 1. Право на репатриацию:

Каждый еврей вправе репатриироваться в Страну.

Статья 2. Виза репатрианта:

(алеф). Репатриация осуществляется в соответствии с визой репатрианта.

(бет). Виза репатрианта будет выдана каждому еврею, который выразил желание поселиться в Израиле, кроме тех случаев, когда министр внутренних дел убежден, что обратившийся за визой:

(1) Действует против еврейского народа; или

(2) Может представлять опасность общественному здоровью или безопасности государства; или

(3) Имеет криминальное прошлое, которое может представлять опасность общественному порядку.

Статья 3. Удостоверение репатрианта:

(алеф). Еврей, прибывший в Израиль, и после прибытия выразивший желание поселиться в нем, вправе, находясь в Израиле, получить удостоверение репатрианта.

(бет). Ограничения, указанные в статье 2 (бет), распространяются и на выдачу удостоверения репатрианта, но человек не будет считаться представляющим опасность общественному здоровью из-за болезни, которой он заболел после прибытия в Израиль.

Статья 4. Жители и уроженцы:

Каждый еврей, который репатриировался в Страну до вступления в силу настоящего закона, и каждый еврей, который родился в Стране как до вступления в силу настоящего закона, так и после, рассматривается как репатриировавшийся на основании настоящего закона.

Статья 4 алеф. Права членов семьи:

(алеф). Права еврея согласно настоящему закону, и права репатрианта согласно «Закону о гражданстве» (1952), а также права репатрианта в соответствии со всеми другими законодательными актами, предоставляются также ребёнку и внуку еврея, супругу/супруге еврея и супругу/супруге детей и внука еврея;

за исключением того, кто был евреем и добровольно обратился в другую религию.

(бет). При определении права на репатриацию не имеет значения, жив или нет, репатриировался в Израиль или нет еврей, в силу прав которого запрашивается право на репатриацию в соответствии с подразделом (алеф).

(гимель). Ограничения или условия, установленные в отношении еврея или репатрианта в настоящем законе, или на его основании, или в законодательных актах, указанных в подразделе (алеф), распространяются также на лиц, претендующих на права, указанные в подразделе (алеф).

Статья 4 бет. Определение:

Для целей настоящего закона: «еврей» – тот, кто родился от матери-еврейки или прошел гиюр, и он не принадлежит к другой религии.

Статья 5. Исполнение и постановления:

Исполнение настоящего закона находится в компетенции министра внутренних дел, и он имеет право издавать постановления, касающиеся исполнения настоящего закона, а также выдавать визы репатрианта и удостоверения репатрианта несовершеннолетним в возрасте до 18 лет.

Постановления по вопросам статей «4 алеф» и «4 бет» требуют утверждения Комиссией Кнессета по вопросам Конституции, законодательства и правосудия.

— и только этот текст на иврите, включая обе поправки к данному закону, является полным, официальным, обязывающим и юридически-значимым текстом данного закона Государства Израиль.

Закон о возвращении и Нюрнбергские законы[править | править код]

В годы пребывания у власти национал-социалистов в Германии действовали Нюрнбергские законы, устанавливающие дискриминацию евреев и лиц смешанного происхождения. Согласно этим законам, дискриминация человека осуществлялась при наличии у него хотя бы 1/4 еврейской крови (то есть его бабушка или дедушка были евреями). Впоследствии нацистское государство перешло к прямому уничтожению евреев.

Государство Израиль определило себя, в том числе, как убежище для каждого человека, который подвергается преследованиям из-за своего еврейского происхождения. И, принимая закон о праве евреев на возвращение на свою историческую родину (репатриацию), предоставило это право каждому, кто потенциально мог бы попасть под немецкие законы о дискриминации. В результате в настоящее время любой человек, если у него хотя бы одна (один) из бабушек или дедушек был евреем, а также его супруг(а), могут репатриироваться в Израиль и автоматически претендовать на получение израильского гражданства.

Тем не менее, вопреки расхожему мнению, формулировка Закона о возвращении не соответствует Нюрнбергским законам нацистской Германии.

Недостаточно еврейский характер Закона[править | править код]

Полемика вокруг Закона о возвращении в его нынешней формулировке сосредоточилась, главным образом, на проблеме «размывания» еврейского характера Государства Израиль в связи с притоком десятков (и даже сотен) тысяч людей, получающих статус новых репатриантов, но не только не являющихся евреями по Галахе, но и не отождествляющих себя ни с еврейским народом, ни с государством.

Это обусловлено тем, что значительная часть массовой репатриации из бывшего Советского Союза была вызвана стремлением улучшить своё материальное положение, в связи с правом на получение «корзины абсорбции», налоговыми льготами и пр. Для некоторых из них эмиграция в Израиль являлась лишь необходимым этапом, позволяющим получить первичный капитал, с тем, чтобы впоследствии эмигрировать в Северную Америку или другую западную страну.

В связи с этим, периодически раздаются голоса, призывающие ограничить право на репатриацию в Израиль неевреев и автоматическое получение ими израильского гражданства, с тем, чтобы сохранить еврейский характер Государства Израиль и предотвратить трату денег из государственного бюджета на цели, не предусмотренные законодателем. По подсчёту Банка Израиля, абсорбция одного репатрианта обходится государству в более чем 100 000 шекелей, а репатрианта из Эфиопии — более 400 000 шекелей. По выражению профессора Рут Габизон, «не следует допускать эмиграцию тех, кто не заинтересован в еврейской жизни» (было сказано в отношении эмиграции общины «фалашмура», эфиопских евреев, чьи предки много столетий тому назад насильно были обращены в христианство).

Были предложены следующие поправки к Закону о возвращении:

  • Отмена права на репатриацию внуков евреев;
  • Добавление критерия заинтересованности в еврейской жизни;
  • Право на гражданство в соответствии с интеграционными критериями (подобно тем, которые применяются в Австралии, США и других странах).

В 2007 году начались дискуссии по поводу предложения лишать по Закону гражданства и депортировать из страны лиц, подозревающихся в пропаганде неонацизма. Поводом для этого стала деятельность неонацистской банды «Патруль 36», состоявшей из выходцев из СССР.

Недостаточно демократический характер Закона[править | править код]

По мнению некоторых (главным образом, арабских граждан, а также светски настроенных людей), Закон о возвращении дискриминирует людей по религиозному и национальному признаку, в то время как в настоящем демократическом государстве все его граждане должны быть равны. В связи с этим, председатель Верховного суда Израиля Аарон Барак издал следующее постановление[2]:

«Государство Израиль является еврейским государством, на территории которого проживают национальные меньшинства, среди которых — и арабское меньшинство. Все они, наравне с евреями, пользуются совершенно равными гражданскими правами. Действительно, особый ключ для входа в этот дом был получен представителями еврейского народа (Закон о возвращении). Тем не менее, если кто-то уже является жильцом этого дома, он пользуется теми же равными гражданскими правами, что и остальные жильцы. Это получило отражение в Декларации Независимости Государства Израиль, которая призывает „сынов арабского народа, являющихся жителями Государства Израиль, хранить мир и внести свой вклад в строительство страны на основе полного и равноправного гражданства“. Тем самым, нет никакого противоречия между ценностями Государства Израиль, в качестве еврейского и демократического государства, и полным равноправием всех его граждан. Напротив, равные гражданские права всех людей в Израиле, без различия национальности и вероисповедания, гарантированы ценностями Государства Израиль, в качестве еврейского и демократического государства».

Во многих европейских странах, таких как Греция, Венгрия, Германия и др., существуют законы о праве на возвращение, принципиально похожие на Закон о возвращении Государства Израиль.

Гражданство Израиля — изменится ли «Закон о возвращении»?

Cегодня мы поговорим о Законе о возвращении, вернее о том, каков риск, что этот закон будет изменен.

Я говорю именно о риске, а не о шансе на то, что, например, это закон будет расширен, и правнуки евреев, так называемое «четвертое поколение», тоже начнут получать израильское гражданство. Боюсь, что этого не произойдет точно. 

Есть ли риск, что закон будет ужесточен? Мне хотелось бы верить, что этого риска нет. И долгое время я действительно мог себе позволить в это верить. Но в последнее время с этим становится все сложнее и сложнее. 

Во-первых, недавно Арье Дери – министр внутренних дел Израиля, именно тот министр, который по тексту Закона о возвращении является уполномоченным министром по реализации этого закона, сказал, что он искренне сожалеет о том, что в Израиль приехали десятки и сотни тысяч людей, которые не являются иудеями с религиозной точки зрения. И что если бы была его воля, то Закон о возвращении звучал бы совершенно иначе. Как? Прекрасно понятно. Право на израильское гражданство потеряли бы русские жены евреев и русские мужья евреек.И право на возвращение потеряли бы евреи по папе и евреи по дедушке. То есть все те Рубиновичи и Рубинштейны, которые в Советском Союзе, конечно, были евреями, считались евреями, считали себя евреями, а приехав в Израиль, узнают от некоторой части израильского истеблишмента, что они евреи неправильные. 

Вторая причина для волнения заключается в другом очень важном министре – министре юстиции. Аелет Шакед организовала сейчас новую партию, в программу которой лег документ, составленный профессором Рут Габизон, одной из ведущий израильских юристов, которая много лет считает (и не скрывает своего мнения, она написала немало статей на эту тему), что Закон о возвращении должен быть изменен. Поскольку мир изменился, и евреи уже не должны бежать в Израиль от притеснения в разных странах. Поэтому те, которые хотят репатриироваться в Израиль и получить израильское гражданство и израильский паспорт, должны делать это по стандартной европейской, американской схеме: приехали, пожили, год, два, пять, десять. Никакого получения израильского гражданства в аэропорту, с точки Рут Габизон, быть не должно. И похоже, с точки зрения другого очень важного министра – министра юстиции – тоже. 

Приведут ли позиции этих двух министров реализованы к изменению Закона о возвращении? Я не знаю. Я полагаю, что нет, и Закон о возвращении не тронут. Последний раз, когда Закон о возвращении менялся, в 70-е годы, из-за этого пало израильское правительство. Но я не очень могу полагаться на свои предсказания.

Я, наверное, никогда не буду политиком. Два года назад, когда был вынесен законопроект о том, что новые репатрианты будут сразу получать даркон, а не лессе-пассе, как было в течение многих десятилетий, я утверждал, что этот законопроект никогда не будет принят, а если его и примут, МВД его полностью выхолостит. Я оказался не прав. В том случае я был рад ошибиться. Но если я ошибаюсь, и Закон о возвращении будет изменен, ужесточен и урезан, этому никто из нас радоваться не будет.

Уведомление о гражданстве Израиля для граждан России

Обновлено:

Репатриировались  из России и стали гражданином Израиля? Во-первых, мазаль тов! Во-вторых, обязательно учите язык (или хотя бы алфавит иврита :)! В-третьих,  не забудьте письменно уведомить ФМС России о наличии у вас  израильского гражданства!

«Что ещё за уведомление о гражданстве? А можно, я не буду его не подавать?» 

Давайте разбираться.

Какой закон обязывает уведомлять о втором гражданстве?

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О гражданстве Российской Федерации». Полный текст можно прочитать здесь. Конкретно об уведомлении  см. статью 6, пункт 3, абзац 1 и 2.

На кого распространяется закон?

Совершеннолетние и несовершеннолетние граждане Российской Федерации, обладатели гражданства любого иностранного государства, ВНЖ или другого документа, дающего право на постоянно проживать за рубежом.

Кому разрешается не подавать уведомления о втором гражданстве

  1. Граждане РФ, живущие за рубежом и не приезжающие в Россию. Уведомление подают только в России. По месту жительства за границей идти в консульство или еще куда-либо не нужно.
  2. Граждане РФ в статусе «постоянно проживающие за рубежом». Такой статус  даёт только справка из УВД о выписке по месту регистрации. Если обладатель такого статуса приезжает  в Россию, ему подавать уведомление не нужно.  Если такой справки нет, то по приезду в Россию нужно уведомлять, несмотря на фактически постоянное проживание в другой стране.
  3. Граждане РФ, только планирующие получить гражданство или ВНЖ. Например, будущий репатриант получает визу на ПМЖ. Виза дает право на въезд в Израиль, но не даёт ни ВНЖ, ни гражданства. Таким образом, до приезда в Израиль у репатрианта нет второго гражданства. Уведомлять ФМС ему нужно будет в первый приезд в Россию из Израиля после репатриации.
  4. Бывшие граждане России или СССР,  у которых теперь есть только гражданство Израиля (в основном это представители старшего поколения или те, кого увезли в Израиль детьми в 80-90 годы). Они не являются гражданами России и не обязаны уведомлять об израильском гражданстве. Однако им необходимо встать на учет в ФМС как иностранцам в течение 3 дней после приезда в Россию.
  5. Обладатели гражданства стран, с которыми у России заключен договор о двойном гражданстве. Таких стран всего 2: Таджикистан и Туркменистан. Важно понимать, что второе гражданство и двойное гражданство – это разные понятия.

Не уведомил или подал уведомление с опозданием — что  мне за это будет?

Если вообще не подали уведомление, и государственный органы узнают о втором гражданстве — вам грозит уголовная ответственность: штраф до 200 000 р. либо доход за период до 1 года либо до 400  часов принудительных работ ). Основание: статья 330.2 УК РФ

Уведомили позже указанных в законе сроков, сообщили неполные или недостоверные сведения? Административная ответственность: штраф 500 — 1000 р. Основание: статья 19.8.3 КоАП

Когда нужно уведомить о втором гражданстве

В законе указаны 2 срока подачи уведомления:

  1. Если с момента получения статуса (ВНЖ, гражданства и т.п.) ещё не прошло 60 дней — уведомить нужно до окончания этого срока. Например,  получили гражданство 10 мая, приехали в РФ 15 мая этого же года —  подать уведомление нужно до 10 июля (60 дней).
  2. Если с момента получения гражданства или ВНЖ уже прошло  60 дней (получили его, например, 3 мес  или 3 года назад) —  срок подачи уведомления 30 дней с момента въезда в РФ (приехали  15 мая — до 15 июня нужно уведомить).

Важно! Будьте готовы к тому, что сотрудники ФМС сами путаются в сроках уведомления. Меня чуть было не оштрафовали за просрочку с уведомлением, которой по факту не было. Избежать штрафа помогли только настырность и  знание закона))

Подробнее об этом я расскажу в этой статье ниже.

Как подать уведомление о втором гражданстве

Уведомление подается в письменном виде. Подать его можно только в России по месту регистрации либо по месту фактического пребывания.

Подать заявление можно либо в отделении ФМС либо на почте. В ФМС – бесплатно, на почте 290 р. + почтовые расходы.

Совершеннолетние граждане РФ, обладатели второго гражданства или ВНЖ, подают уведомление лично.

За несовершеннолетнего или недееспособного взрослого может подать уведомление его законный представитель.

Также допускается подача уведомления доверенным лицом совершеннолетнего гражданина. Для этого у него должна быть нотариально заверенная доверенность.

Законным представителем несовершеннолетнего и недееспособного гражданина может выступать как гражданин РФ, так и иностранец.

Документы, необходимые для подачи уведомления

  1. Документ, подтверждающий личность обладателя второго гражданства (внутренний паспорт РФ, несовершеннолетним — свидетельство о рождении), оригинал + копия
  2. Документ, подтверждающий наличие второго гражданства или право на постоянное проживание в иностранном государстве. Для израильтян это может быть даркон, лессе-пассе (теудат маавар), теудат зеут.
  3. Загранпаспорт РФ (по штампу в нем определяют время, прошедшее с момента вашего въезда в Россию), оригинал.
  4. Удостоверение личности (паспорт РФ) законного представителя несовершеннолетнего/недееспособного обладателя иностранного гражданства.
  5. Документ, подтверждающий права опекунства над несовершеннолетним или недееспособным гражданином.
  6. Удостоверение личности и нотариально заверенная доверенность (копии и оригиналы) при подаче уведомления через доверенное лицо.

Как заполнять бланк уведомления о втором гражданстве

Бланк заполняется от руки или на компьютере. Не должно быть исправлений, аббревиатур и сокращений, а также незаполненных строк.

Пункты 1 и 2 — пишем ФИО, дату и место рождения, паспортные данные и адрес, по которому зарегистрирован в РФ.

В пункте 3 пишем название, серию и номер документа, подтверждающего право на иностранное гражданство или ВНЖ.

Пункт 4 — указываем основания для получения гражданства. Шаблонов и готовых вариантов вам никто даст.  Я написала «репатриация на основании «Закона о Возвращении» Государства Израиль».

В пунктах 5 и 6 ставим прочерки или слово «нет» (заполняются, только если подавал отказ от иностранного гражданства или продлял ВНЖ).

На фронтальной стороне бланка справа в разделе «Отрывная часть»  должна быть написана  ФИО, паспортные данные и адрес отделения ФМС.

Инструкцию по заполнению отрывной части самим гражданином встречала на многих сайтах, но у меня этот квиток явно заполнен рукой сотрудницы ФМС

Оборотная сторона заполняется сотрудником ФМС. Мы там лишь пишем количество листов принятых копий документов, подпись и ее расшифровку.

Важно: отрывная часть уведомления с печатью и подписью сотрудника ФМС остается у вас. Именно этот квиток подтверждает факт подачи уведомления и именно его могут попросить показать на паспортном контроле при выезде из России.

Образцы и шаблоны уведомлений

Образец уведомления о втором гражданстве на взрослого

Образец уведомления о втором гражданстве на ребенка

Бланк-уведомления-об-иностранном-гражданстве для взрослого

Бланк-уведомления-об-иностранном-гражданстве несовершеннолетнего ребенка

Важно! Если у вас больше одного иностранного гражданства, нужно подать отдельное уведомление о каждом из них. О каждом изменению статуса (отказ от второго гражданства, продление ВНЖ) нужно заново уведомлять ФМС.

Личный опыт подачи уведомления о гражданстве Израиля

Я подавала уведомление о втором гражданстве сразу после его получения. По закону у меня было на это 60 дней. Долго это дело откладывала и пошла в ФМС где-то за пару недель до истечения срока, то есть дней через 45 после получения гражданства.

Я пришла  с бланком, паспортами РФ и теудат зеутом (даркона у меня еще не было). Сотрудница ФМС смотрит в паспорте дату въезда в Россию и говорит: «У вас нарушены сроки подачи уведомления — с  въезда в страну уже прошло больше 30 дней, так что платите  штраф 1000 р.».

Я допускала, что ошиблась сама, но все же попросила показать мне полный текст закона, где вместе с сотрудницей МВД прочитали: 60 дней с момента получения гражданства!

В общем, случайно или нет, но сотрудница ФМС  по умолчанию отнесла меня к тем, кто получил гражданство давно и должны уведомлять о нем в течение 30 дней от даты въезда  в Россию. Я показала дату  выдачи в теудат зеуте, еще раз уточнила, что 60 дней еще не прошли — по штрафу вопрос закрыли. Правда, мне показалось, что теудат зеут человек видит первый раз и явно не понимает, что там написано на иврите и арабском (то есть по сути ей пришлось просто верить мне на слово )).

В заключение

Подавать или не подавать уведомление о втором гражданстве — личное дело каждого. В интернете видела много историй в духе: «а я не стал уведомлять, и у меня на паспортном контроле ничего не спросили», «мы приехали в Россию всего на 3 дня, не видели смысла уведомлять, да и времени не было». Имхо, тут вопрос случайности: кто-то проскочит, кто-то нет. Я предпочла не рисковать, несмотря на все то, что вообще думаю об этом законе.

Вся информация в статье написана на основании личного опыта, текста официального закона и открытой информации в в интернете. Ели у вас есть что добавить или в моем изложении есть какие-то неточности  — напишите об этом в комментариях, и я внесу дополнения в статью.

 

Помните: для этого контента требуется JavaScript.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *