Храм зевса – Святилище и храм Афины Никефоры. Святилище Асклепия. Храмовый комплекс Афины Линдосской. Храм Зевса Сосиполия. Храм Артемиды в Лycax

Содержание

Храм Зевса в Олимпии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Историческая реконструкция храма Зевса XIX века, художники — Вильгельм Любке, Макс Земрау

Храм Зевса — один из самых почитаемых храмов Древней Греции, первый подлинный образец дорического ордера[1]. Служил центром архитектурного ансамбля древней Олимпии и был посвящён верховному олимпийскому богу Зевсу. Сооружение считается одним из высших достижений в развитии дорического периптера[2].

Первый, наиболее ранний, храм, посвященный местным и пан-эллинским божествам, возведен на этом месте еще в конце микенского периода. Альтис — обнесенный стеной Священный лес, с алтарем Зевса и холмом Пелопса, были впервые построены в течение 10-9 веков до н. э[3], когда культ Зевса присоединился к уже распространенному здесь культу Геры (см. Храм Геры в Олимпии)

[4].

Классический храм Зевса был заложен в 52 олимпиаду элейцем Либоном, но закончен только в период 85-86 олимпиад Фидием, то есть между 472 и 456 до н. э.

В 406 н. э. император Феодосий II повелел разрушить все храмы и сооружения в Олимпии как свидетельство языческой традиции. Уничтожение уцелевших остатков храма довершили мощные землетрясения 522 и 551 годов[5]. Большинство сохранившихся до наших дней фрагментов храма хранятся в Археологическом музее Олимпии, несколько фрагментов фронтонов — в Лувре, Париж.

Храм Зевса представлял собой типичный гипетральный храм (Ύπαιθρος; храм без крыши над средней частью, где стояла статуя божества), а именно дорический периптер[6] с 6-ю колоннами по ширине храма и 13-ю по его длине. Материалом для строительства послужил известняк-ракушечник с Пороса. Фундамент достигал высотой 22 м, в ширину — 27 м, в длину — 64 м. Фундамент, колонны и росписи этого храма были открыты и восстановлены в прежнем виде благодаря раскопкам, проведенным в 1875 году под руководством немецкого археолога Эрнста Курциуса.

Внутри храма стояла хрисоэлефантинная Статуя Зевса также работы Фидия — одно из Семи чудес античного мира. Массивный пьедестал статуи около 3,5 метров высотой украшали позолоченные фигуры, изображавшие олимпийских богов. На этом пьедестале, представлявшем подобие Олимпа, находился трон, сделанный из золота и драгоценных камней с множеством различных украшений из слоновой кости и черного дерева. Статуя Зевса была более 10 метров высотой, с выражением могущества и вместе с тем родительской нежности. В левой руке бог держал скипетр, увенчанный орлом, а на протянутой правой руке стояла богиня Ника из золота и слоновой кости. Как свидетельствует Павсаний[7], с первого взгляда казалось невероятным, что храм мог вместить эту статую.

Восточный фронтон храма украшала скульптурная группа мастера Пеония с Меиды, представлявшая приготовления к соревнованию на колесницах перед взором Зевса между Эномаем и Пелопсом, а западный фронтон — группа мастера Алкамена из Афин, представляющий сцену битвы лапифов с кентаврами. На метопах изображены 12 подвигов Геракла.

история, архитектура и текущее состояние

Древняя Греция, которая является родиной современной демократии, страной, давшей миру множество философских учений, фундаментальных научных открытий и величайших произведений искусства, была не блистательным царством истины, а конгломератом больших и маленьких городов-государств и племён, беспрестанно воевавших между собой.

Реконструкция Храма Зевса в Олимпии

Компьютерная реконструкция Храма Зевса в Олимпии

Самые ничтожные поводы могли вызвать многолетнюю кровавую вражду. Однако раз в четыре года происходило событие, заставлявшее утихнуть этот кипящий котёл. Это были общегреческие спортивные состязания, знаменитые Олимпийские игры, названные по имени города Олимпия в области Элида (Пелопоннес), в котором они проходили.

Олимпия

На время Игр в Элладе прекращались все войны. Здесь собирались лучшие атлеты Греции, тысячи болельщиков, сюда же съезжались цари, дипломаты и другие государственные деятели, чтобы обсудить вопросы мира и войны. Они могли не опасаться за свою безопасность, поскольку все, прибывшие на Игры, считались «гостями Зевса». В первую очередь все они посещали главное и самое знаменитое святилище Эллады – храм Зевса Олимпийского.

Олимпия издревле была местом почитания Зевса. Священная роща, Альтис, была огорожена стеной ещё в микенскую эпоху. В пределах ограды располагался целый ряд святилищ, из которых храм Зевса был наиболее почитаемым. Сюда приезжали паломники из всех земель, населённых греками, в том числе из Италии, Причерноморья, Африки и персидских владений. В Альтисе были установлены многочисленные статуи богов и победителей Олимпийских игр, а также, по греческому преданию, арка, точно соответствовавшая по высоте росту основателя Олимпийских игр Геракла.

Знаменитая арка

Знаменитая арка

История постройки

Первый алтарь Зевса был воздвигнут здесь в X-IX вв. до н. э., а строительство ставшего легендарным грандиозного храма Зевса в Олимпии началось около 472 г. до н. э. Работами руководил местный зодчий Либон. В строительстве участвовали лучшие мастера Греции. Недавняя победа над персами объединила все города Эллады в патриотическом порыве, и денежные пожертвования на строительство прибывали со всех концов страны.

Скульптуры западного фронтона храма Зевса

Скульптуры западного фронтона храма Зевса

Средств при постройке не жалели. В Олимпию свозились лучшие породы камня и дерева всего эллинского мира. Даже кровельная черепица, которая всегда изготавливалась из глины, была мраморной. Основным материалом при постройке послужил местный твёрдый ракушечник, который был покрыт мраморной штукатуркой. Лучшие скульпторы Греции присылали свои творения для украшения храма.

Работы были закончены в 456 году до н. э. После завершения строительства храм Зевса в Олимпии предстал поистине величественным сооружением. Главным украшением храма стала гигантская статуя Зевса Олимпийского работы знаменитого афинского скульптора Фидия. Масштабы изваяния были столь грандиозны, что ради него пришлось менять первоначальный план здания.

Архитектура храма

От храма остались лишь руины, однако свидетельства очевидцев и сохранившиеся в большом количестве обломки каменных блоков и статуй позволяют реконструировать его внешний вид.

Скульптуры западного фронтона храма Зевса

Реконструкция храма

Храм Зевса в Олимпии представлял собой классический периптер – тип четырёхугольного здания, окружённого со всех сторон колоннами. В землю был заглублён мощный четырёхметровый фундамент, на котором покоилось трёхступенчатое основание. Размер верхней платформы основания, стилобата, составлял 64 на 28 метров.

Колоннада храма насчитывала 38 стройных дорических колонн с 20 каннелюрами (продольными углублениями-желобками). На торцах здания располагалось по 6 колонн, на боковых сторонах – по 13, высота их составляла 10,43 метра. Некоторые колонны полностью воссозданы, и их внешний вид позволяет считать храм Зевса в Олимпии одним из самых ранних зданий классического стиля. В предшествующие эпохи колонны делались несколько утолщёнными в середине, словно им тяжело нести крышу и фриз с изображениями богов и героев. Колонны храма Зевса имеют совершенно ровные, прямые силуэты, они не поддаются под тяжестью кровли, но возносят её в небо. Это придало зданию невиданную ранее стройность.

Скульптуры западного фронтона храма Зевса

Схема Храма

Схема Храма

Над торцевыми колоннами располагался ряд метоп – мраморных плит с изображениями богов и героев. Выше, на фронтонах, были представлены сцены из греческих мифов. На восточном фронтоне находилась скульптурная группа, изображавшая состязание мифических Эномая и Пелопса, за которым наблюдает Зевс, а на западном – битву лапифов с кентаврами в присутствии Аполлона. Многочисленные скульптуры фронтонов разной степени сохранности дошли до наших дней и поражают своей экспрессией и искусством исполнения.

Венчала всё строение позолоченная фигура Победы, установленная по центру фронтона, а по краям стояли позолоченные чаши. На боковых сторонах крыши были укреплены мраморные львиные головы, служившие оберегами храма.

Внутреннее помещение

В интерьере здание имело размеры 28 х 13 метров. Поднимались в храм не по ступеням, а по пологому пандусу. Войдя в наос, внутренний зал, посетитель оказывался перед одним из самых замечательных произведений греческой скульптуры, колоссальной статуей Зевса Олимпийского, которую считали одним из семи чудес света.

Зевс был изображён сидящим на троне, установленном на массивном ступенчатом пьедестале. Пьедестал символизировал Олимп, поэтому на его ступенях располагались позолоченные статуи богов. Сам Громовержец держал в одной руке скипетр, увенчанный орлом, на ладони другой руки стояла золотая статуя Ники. Высота изваяния Зевса составляла около 10 метров. Казалось, что, если бог встанет, то он окажется выше самого храма.

Трон был сделан из чёрного дерева, украшенного драгоценными камнями и накладками из золота и слоновой кости. Сама статуя была исполнена в так называемой хрисоэлефантинной технике. Каркас изготавливался из дерева, на котором крепились пластины из золота и слоновой кости. При этом золотые части изображали одежду, а слоновая кость – открытые части тела.

Статуя Зевса в Храме

Статуя Зевса в Храме

По боковым сторонам зала располагались галереи, с которых можно было лицезреть Громовержца, находясь буквально на уровне его головы. Чтобы удержать мощную кровлю, в помещении были установлены ещё 4 ряда по 7 колонн, между которыми размещались статуи богов и героев.

Слава о новом храме быстро разнеслась по всему античному миру. Сюда стекались дары как от эллинских городов и колоний, так и от варварских владык. Поэты представляли перед храмом свои стихи, скульпторы выставляли свои творения. Именно здесь «отец истории» Геродот впервые зачитал публично отрывки из своего труда.

Дальнейшая судьба храма

Много веков поток паломников в храм не иссякал. Завоевавшие Грецию римляне высоко чтили святилище, отождествляя Зевса со своим верховным богом Юпитером. Все императоры, побывавшие в Греции, считали своим долгом посетить Олимпию. В римскую эпоху фронтоны храма были украшены позолоченными щитами.

Развалины Храма Зевса

Конец существованию святилища Зевса, как и многих других, положило распространение христианства. Ревностный христианин император Феодосий в 406 году приказал разрушить все сооружения Олимпии, как языческие, а в VI веке мощные землетрясения довершили начатое Феодосием. Статуя Зевса была вывезена в Константинополь, где погибла при одном из частых в те времена пожаров.

Сейчас на месте храма лишь развалины. Однако многочисленные скульптуры, хранящиеся в музее Олимпии, и достаточно точные реконструкции позволяют представить, насколько грандиозным и величественным сооружением был храм Зевса в Олимпии.

Храм Зевса в Олимпии — История архитектуры

Перейти к контенту

Главное меню:

  • Всеобщая история архитектуры
  • Первобытнообщинный период
  • Первобытнообщинный период
  • Рабовладельческое общество
  • Рабовладельческое общество
    • Карта раздела «Рабовладельческое общество»
    • Рабовладельческое общество
    • Древний Египет
    • Эфиопия
    • Эгейский мир
    • Двуречье и Месопотамия
    • Передняя Азия
    • Закавказье
    • Иран
      • Иран
      • Иран. Мидия. Экбатаны. Гробницы
      • Иран. Гробницы Дукан-и-Дауд, Кызкапан и Курх-у-Кич
      • Иран. Ахеменидский период. Сузы, Персеполь
      • Иран. Пасаргады. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворцы
      • Иран. Персеполь. Дворец Ксеркса
      • Иран. Дворцы Дария
      • Иран. Сузы. Дворец Дария
      • Иран. Гробницы Кира, Дария, Да-у-Духтар
      • Иран. Святилища
      • Иран. Эпоха Ахеменидов. Этапы развития архитектуры
      • Парфия
      • Парфия. Селевкия, Ктесифон
      • Парфия. Хатра
      • Парфия. Ашшур, Дура-Европос
      • Парфия. Жилые дома
      • Парфия. Дворец Хатры
      • Парфия. Дворцы Ашшура, Ниппура, Кухи-Ходжа
      • Парфия. Культовые сооружения
      • Парфия. Фортификация
      • Парфия. Гробницы
      • Парфия. Общественная архитектура
      • Иран. Сасанидское государство
      • Иран. Гур, Дарабгерда, Бишапур, Нишапур
      • Иран. Ктесифон. Фортификация городов
      • Иран. Арки, своды, купола
      • Иран. Арки, своды, купола 2
      • Иран. Дари-Шахр, Ширван, Тель-Дехаб
      • Иран. Дворец в Фирузабаде, ансамбль Бишапура
      • Иран. Дворец в Сарвистане, дворец в Ктесифоне — Таки-Кисра
      • Иран. Дворец Касри-Ширин, комплекс Хош-Кури
      • Иран. Парковые гроты Таки-Бустана
      • Иран сасанидский. Культ огня. Чортак
      • Иран сасанидский. Христианство. Культовые алтари
      • Иран. Особенности общественного строительства
      • Иран. Искусство
      • Иран. Искусство 2
    • Средняя Азия
    • Афганистан
    • Юго-Восточная Азия
    • Дальний Восток. Китай
    • Дальний Восток. Корея
    • Дальний Восток. Япония
    • Америка. Этапы развития
  • Архитектура античного мира
  • Архитектура античного мира
    • Карта раздела «Архитектура античного мира»
    • Архитектура античного мира
    • Архитектура древней Греции
    • Греция. Архитектура древнейшей эпохи (XII — середина VIII в. до н.э.)
    • Греция. Архитектура архаической эпохи (750-480 гг. до н.э.)
    • Архитектура греческой метрополии
    • Архитектура Великой Греции
    • Архитектура Малой Азии и островов Эгейского моря
    • Греция. Архитектура эпохи расцвета (480-400 гг. до н.э.)
    • Сооружения второй четверти V в. до н.э. вне Афин
    • Расцвет аттической архитектуры
    • Сооружения 2-й половины V в. до н.э. в Великой Греции и Малой Азии
    • Греция. Архитектура IV в. до н.э. (400—323 гг. до н.э.)
    • Греция. Архитектура эпохи эллинизма (323г. до н.э.-Iв. н.э.)
    • Греция Эллинизм. Общественные сооружения
    • Греция. Эллинизм. Культовое строительство
    • Греция. Эллинизм. Мемориальные сооружения
    • Архитектура античных государств Северного Причерноморья
    • Вклад древней Греции в мировое развитие архитектуры
    • Архитектура древнего Рима
    • Этрусская архитектура
    • Архитектура Римской республики
    • Римская республика. Общественные сооружения
    • Римская республика. Инженерные сооружения
    • Римская республика. Жилые сооружения
    • Римская республика. Виллы
    • Архитектура Римской империи
    • Римская империя. Градостроительство
    • Римская империя. Общественные сооружения
    • Римская империя. Мемориальные и триумфальные сооружения
    • Римская империя. Инженерные сооружения
    • Римская империя. Жилые сооружения
    • Римская империя. Погребальные сооружения
    • Ордер
    • Декор
    • Декор 2
    • Композиция
    • Роль римской архитектуры
    • Раннехристианская архитектура
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века
  • Архитектура Восточной Европы. Средние века

Храм Зевса Олимпийского: описание, фото и видео

В самом центре Афин, в 700 метрах на юго-восток от Акрополя возвышается группа колонн, выполненных в коринфском ордере. Это всё, что осталось от некогда великолепного сооружения, самого большого святилища Эллады – храма Зевса Олимпийского.

Храм Зевса Олимпийского

История создания

История постройки храма Зевса Олимпийского, или Олимпейона, уникальна и растянулась более чем на 6 веков. По преданию, ранее на месте, выбранном для постройки храма, стояло древнейшее святилище Девкалиона, эллинского Ноя, выжившего после всемирного потопа и ставшего прародителем нового рода человеческого. Сын его, Эллин, считался праотцом всех греков. Храм, возводимый в столь священном месте, не мог быть рядовым, и планы по его строительству были очень амбициозны.

Сооружение святилища было начато около 520 года до н. э. Строительство задумал афинский тиран Писистрат, но воплощать идею в жизнь начал его сын и преемник Гиппий. Новый храм был призван затмить своим великолепием прославленные культовые постройки Эллады той эпохи – храм Геры на острове Самос и храм Артемиды в Эфесе, причисленный к чудесам света.

Масштабы замысла действительно впечатляли. По первоначальному плану здание планировалось построить в дорическом стиле. Главным материалом служил известняк. Размеры фундамента составляли 41х108 метров. По форме храм должен был представлять классический периптер, окружённый двойной колоннадой. Число колонн с торцов составляло по 8 в каждом ряду, по боковым сторонам – 21.

Однако Гиппий не смог реализовать замысел отца. В 510 году до н. э. демократическая партия низложила тирана. К моменту свержения Гиппия был готов только фундамент и началось возведение колонн. Демократическим Афинам Олимпейон казался слишком надменным и высокомерным, и неприятие тирании привело к прекращению строительства. Более того, по приказу стратега Фемистокла, прославившегося в битве при Саламине, использовавшиеся для строительства храма каменные блоки были частично разобраны и использованы для строительства афинских укреплений.

Следующий этап строительства храма Зевса Олимпийского связан с именем Антиоха IV Эпифана из династии Селевкидов, царя Сирии, потомка одного из сподвижников Александра Македонского. Антиох всячески стремился укрепить свой авторитет в Афинах и приказал своему архитектору, римлянину Децимусу Косицию, достроить Олимпейон. Проект здания был серьёзно переработан. Дорический ордер заменили более нарядным коринфским, а основным материалом вместо известняка стал более ценный и престижный пентеликонский мрамор. Замысел Косиция предполагал возведение трёх рядов по 8 колонн с торцов и по два ряда колонн на боковых сторонах, по 20 колонн в каждом. Однако в 164 году до н. э. Антиох был убит взбунтовавшимися солдатами (по другим данным, умер во время эпидемии), а здание снова осталось недостроенным.

Завершение античного «долгостроя»

Дальнейшие страницы истории Олимпейона связаны с римским владычеством. Однако римляне не спешили достраивать святилище. Более того, в 84 году до н. э. римский диктатор Сулла, захвативший Афины в ходе войны с понтийским царём Митридатом, приказал снять часть приглянувшихся ему коринфских капителей с колонн и вывез их в Рим, где они пошли на строительство храма Юпитера Капитолийского.

Храм Зевса Олимпийского на фоне города

Храм Зевса Олимпийского на фоне города

Лишь спустя более 200 лет история главного «долгостроя» древности завершилась. Произошло это в правление римского императора Адриана. Адриан обожал всё эллинское, он даже отрастил себе бороду, что противоречило римской традиции. Особенно император любил Афины, в которых по его приказу были развёрнуты масштабные строительные работы. Так, в 129-131 годах н. э. возведение храма Зевса Олимпийского, наконец, завершилось.

Храм был поистине величественным сооружением, гигантом античного зодчества, достойным Отца богов. Он стоял на фундаменте из трёх ступеней размерами 107,7 х 41,1 метров. Длина самого здания составляла 96, а ширина 40 метров. Храм окружала двойная колоннада, с торцевых сторон к нему были пристроены портики, по 8 колонн каждый. Всего колоннада насчитывала 104 колонны высотой 17 метров, увенчанные пышными коринфскими капителями. Диаметр колонн у основания составлял 2 метра, а диаметр капителей – до 3 метров.

В центральном зале храма находилась гигантская статуя Зевса, выполненная в хрисоэлефантинной технике и являвшаяся копией знаменитой статуи Громовержца работы Фидия из храма в Олимпии. Статуя производила неизгладимое впечатление, взглянуть на неё приезжали паломники со всего римского мира. В знак благодарности афиняне заказали огромную статую самого Адриана, которую установили рядом с храмом.

Дальнейшая судьба Олимпейона

Храм высоко почитался как греками, так и римлянами, которые видели в Зевсе своего верховного бога Юпитера. Многие императоры приезжали в Афины для церемоний в знаменитом святилище, а император Калигула, по легенде, даже попытался вывезти изваяние Зевса в Рим, однако при приближении рабочих статуя якобы расхохоталась, и рабочие категорически отказались к ней подходить.

С распространением христианства храм стал приходить в упадок. В 425 году император Феодосий полностью запретил поклонение старым богам, и здание начало разрушаться. Нередкие землетрясения неотвратимо превращали заброшенный храм в руины. Приложили свою руку и люди, растаскивавшие элементы храма для постройки новых зданий. К концу византийской эпохи от грандиозного некогда сооружения уже мало что оставалось.

В настоящее время памятником былого великолепия остались лишь 15 возносящихся в небо стройных колонн. Здесь же лежит 16-я, поваленная ураганом в 1852 году. Сегодня храм Зевса Олимпийского – одна из самых известных достопримечательностей Афин, хотя, увы, только незаурядное воображение позволит представить всё величие одного из крупнейших святилищ Древнего мира.

Храм Зевса в Олимпии и его статуя

Привет, друзья. Храм Зевса в Олимпии даже в наше время привлекает тысячи туристов. Сейчас, когда от древнего города остался только археологический сайт — то, что нашли учёные-историки при раскопках. Представляете, что было, когда Олимпия переживала свой расцвет? Храм Зевса был главной святыней на Пелопоннесе, а Статую Зевса в Олимпии — называли чудом света. Но статуи нет и храм разрушен. Что же мы сегодня хотим увидеть? Что ищем в этом святилище, столь великом когда-то?

Греция. Полуостров Пелопоннес. Ном Элида. Город Олимпия.

Обратите внимание: в Афинах есть храм Зевса Олимпийского, а этот рассказ о храме Зевса в Олимпии.

Кроме того, в Греции есть гора Олимп и город Олимп Дион рядом с ней. Там тоже есть археологический сайт, но совсем другой.

Содержание статьи

Древняя Олимпия и храм Зевса в ней — это только часть истории, связанной с этим местом. Хотя бы потому, что на склонах горы Кронос найдены следы жизни людей времён палеолита — стоянки древнего человека.

Для археологов Олимпия — бесценный клад. Её историю делят на 4 периода:

  • архаический
  • классический
  • эллинистический
  • римский

Археологи обнаружили целый комплекс, в котором найдены следы всех этих периодов.

Прочитать о нём и узнать, как выглядит город Олимпия сегодня можно здесь.

Сегодня же рассказ только о части культового комплекса — Храме Зевса, статуе Зевса в Олимпии, мастерской Фидия.

Олимпия в древней Греции

До того, как на склоне холма вырос храм, место уже было культовым. Только храмы были посвящены более древним богам. Храм Гекате — один из древнейших образцов дорийской архитектуры. Саму Гекату связывают с греческой Реей — матерью богов и Богиней-землёй.

Кроме того, священная роща, вокруг которой вырос комплекс тоже уже существовала.

Легенда относит нас к векам, когда на горе Кронос жил, если о древнем боге можно так сказать, Кронос — повелитель времени. Он пожирал своих детей. Его жена — Рея-земля спасла одного из юных богов, подсунув вместо сына камень. До поры спрятав ребёнка в пещере на острове Крит. Ребёнок вырос и лишил отца власти, освободив детей из чрева отца.

В легенде читается история смены религии. Ребёнком был Зевс, его братья — Аид и Посейдон, разделившие власть над миром, поделили пространство на 3 царства: Подземное, Водное и Наземно-надземное. Вместо древних богов, появился знакомый нам пантеон во главе с Зевсом.

Место силы

Само столь важное событие в истории развития культуры и религии на земле произошло, как раз здесь, в Олимпии, в священной роще на склоне горы Кронос.

Таких мест на нашей планете не так уж и много. Называют их местами силы.

В самом сердце рощи, на месте, где Зевс вспорол чрево отца, и находился храм Зевса. А в нём гигантская, мастерски выполненная статуя Зевса, которую и называли чудом света.

Древняя Олимпия реконструкция

В Греции известны и другие места силы:

Храм Зевса в Олимпии

Массивный храм Зевса — главная и центральная постройка священной рощи Алтис (Altis).

План храма

План храма

Факты:

  • Размер — самый большой храм на Пелопоннесе.
  • Архитектурный стиль — дорийский. Отличается мужественность, суровостью, лаконичностью (в отличие от ионийского — более женственного и мягкого).
  • Построен элийцами (жителями этой местности) из трофеев и посвящён Зевсу.
  • Строительство началось с 470 и было завершено до 456 г. до н.э., когда на восточном фронтоне храма был помещён золотой щит, посвященный победе спартанцев на Танагре.
  • Архитектор Либон (Libon) из Элиды
  • Скульптор, создавший фронтоны неизвестен.
  • Ориентация на восток-запад.
Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция

Храм Зевса в Олимпии. Реконструкция

  • Храм шестиколонный (по ширине) с тринадцатью колоннами по бокам.
  • Высота колонн 10,43 м, диаметр у основания 2,25 м. Выполнены из местного известняка-ракушечника и покрыты белой штукатуркой.
  • Только скульптуры фронтона, крыша и голова льва были из мрамора.
  • Кроме основной части, в храме были пронаос (преддверье) с востока и опистодом — задняя (внутренняя) часть храма на западе.
  • На полу пронаоса сохранились фрагменты мозаики с изображениями тритонов.
  • Передняя часть пронаоса представляет собой небольших размеров прямоугольное пространство, вымощенное гексагональными мраморными плитами.
  • В прнаосе происходило награждение — коронование победителей.
  • Ещё одна важная часть древних храмов целла — внутренняя часть святилища, в которой находились изображения богов. В эту часть могли заходить только служители культа.
    Целла храма Зевса была разделена на три нефа двумя двойными рядами семи колонн.

Фронтоны и декор храма Зевса

Пышный скульптурный декор храма — пример дорийского стиля.

  • Восточный фронтон

На нём изображены гонки колесниц — поединок между Пелопсом и Эномаем. Главный судья этих легендарных гонок — Зевс. Скульптур сделал фигуру Зевса центральной в композиции.

Вершину восточного фронтона украшала позолоченная Ника — богиня победы.

Пелопс — герой, в честь которого назван весь полуостров Пелопоннес. Курган Пелопса находится на склоне горы Кронос.

Греки собрали фронтон по фрагментам. Был период, когда для «лучшего представления» все недостающие части были изготовлены, фронтон отлили из гипса и выставили «целым». Потом от такого новодела истории отказались. Сейчас вы видите только то, что сохранилось

Фронтон

Кентавромахия

  • Западный фронтон

На нём изображена битва Лапифов и Кентавров (Кентавромахия). Здесь, центральной фигурой скульптор сделал Аполлона.
Лапифы — народ в Фессалийской долине, произошли от Лапифа — родного брата Кентавра.

Кентавромахия — битва между лапифами и кентаврами, использовавшими в качестве оружия каменные глыбы и стволы деревьев. Кентавромахия — излюбленный сюжет произведений греческого искусства с 7 в. до н. э. Миф отражает столкновение между племенами, находившимися на разных ступенях культурного развития. К числу наиболее знаменитых изображений Кентавромахии относится изображение на западном фронтоне храма Зевса в Олимпии и изображение на южных метопах Парфенона. Влияние этого сюжета сказывается и за пределами античности, например у Микеланджело (рельеф), в полотнах Рубенса, Бёклина, в скульптурах Родена.

Тот же фронтон, но реконструированный

Тот же фронтон, но реконструированный

Метопы

12 метоп (плиты вверху храма, украшенные барельефами) изображают подвиги Геракла (сына Зевса).

Метопы с подвигами геракла

Метопа Геракл в саду Гесперид

Метопа Геракл в саду Гесперид


Метопа Геракл очищает Авгиевы конюшни

Метопа Геракл очищает Авгиевы конюшни


Метопа Геракл и Критский бык

Метопа Геракл и Критский бык

В римский период, на не декорированные метопы были «прибиты» двадцать один позолоченный бронзовый щит в честь победы над греками в 146 г. до н.э…

Храм был сожжен по приказу Феодосия II в 426. Жертвенник Зевсу — место, где горел священный огонь, был полностью разрушен. Землетрясение 551 и 552 г. н.э. довершило полное разрушение храма.

Раскопки в храме начала французская экспедиция в 1829 году, а закончила немецкая Школа. Части скульптурного декора были восстановлены и теперь выставлены в Археологическом музее Олимпии. Метопы, снятые французской археологической экспедицией 1829 года находятся в Лувре.

Статуя Зевса

Статуя Зевса располагалась в дальнем (западном) конце храма с. 430 г. до н. э…

Реконструкция статуи Зевса

  • Высота: более 12 метров.
  • Статую Зевса для храма в Олимпии создал скульптор Фидий из Афин.
  • Техника: Хрисоэлефантинная скульптура.
  • На одежду бога ушло 200 килограммов чистого золота.

Статуя Зевса закрывалась тяжелым занавесом падающим сверху. Когда её демонстрировали, занавес с помощью лебёдок закручивался и понимался вверх.

Скульптура представляла собой сидящего на троне бога. Золотой трон, украшенный барельефами мифологических сцен, стоял на пьедестале площадью 9,5 на 6,5 метров. Голову бога украшал венок. В правой руке — богиня Ника на шаре (держава), в левой — скипетр, увенчанный изображением орла (священная птица Зевса). Ноги Зевса покоились на скамейке.

Статуя Зевса в Олимпии

Чтобы «оживить» бога скульптор использовал специальную технику, когда на первичный деревянный каркас в местах, где обнаженное тело, накладывались пластины слоновой кости, а части скульптуры в одежде покрывались золотом.

Обычно эта техника применялась для монументальных скульптур. Носит название Хрисоэлефантинная скульптура.

Перед скульптурой Фидий сделал сапфировый бассейн для масла. У него три функции:

  • Во-первых, это — красиво.
  • Чтобы пластины слоновой кости не разбухали от влажного воздуха, жрецы смазывали их маслом, которое стекало в бассейн.
  • Свет, проникая в храм, отражался от поверхности бассейна и создавал особую мягкую подсветку, делающую лицо и тело Зевса живыми.

В Афинах, пластины статуи Афины тоже смазывались, но водой, чтобы они не рассыхались.

Известно, что статуя Зевса несколько раз подвергалась реставрации, что ей хотели владеть многие цари, а римский император Калигула даже планировал перевезти её в Рим.

Статуя Зевса в храме Зевса

По этому поводу существует легенда: когда римляне прибыли в Олимпию и вошли в храм Зевса, то Зевс начал страшно хохотать. Римляне испугались и убрались из храма.

Последние упоминания о статуе относится к 363 году нашей эры.

После отмены Олимпийских игр, статуя была перенесен в Константинополь, где впоследствии погибла при пожаре.

Если скульптура сгорела, то как же мы узнали, как она выглядела? К счастью, до нас дошло описание историка Павсания, сохранились древние монеты с изображением Зевса в Олимпии, наконец, главная находка — слепки и заготовки для статуи, найденные в мастерской Фидия.

Мастерская Фидия

Размеры скульптуры огромны, поэтому учёные ломали голову, как такую махину Фидий смог внести в храм. Во время раскопок рядом с храмом было обнаружено здание мастерской Фидия. Размеры её соответствовали размерам части храма, в которой находилась статуя Зевса.  Рядом же была найдена яма, в которую Фидий складывал заготовки.

Мастерская Фидия

Мастерская Фидия

Это не решило до конца вопрос, как же внесли статую в храм. Логика говорит, что проще всего было сначала сделать деревянную основу (каркас), а потом отливать и вытачивать детали в мастерской.

Говорят, что Фидий присутствовал на открытии и лично наблюдал, какой эффект произвело его творение. И я его понимаю)

Слава Фидия росла. Храм стал общегреческим. Статую Зевса назвали чудом света.

Поэты писали:

Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,
Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?

Сокрушались и жалели тех, кто не видел этого чуда.

Сам Фидий, несмотря на всеобщее восхищение его работой, переживал, как Зевс отнёсся к творению рук человеческих. Однажды вечером он пришел в храм и прямо «в лоб» спросил бога, нравится ли ему работа.

Раздался гром, здание слегка закачалось и от трона прямо к распластанному на мраморе Фидию прошла трещина. Скульптор ликовал — Зевс доволен!

Так выглядела мастерская

Так выглядела мастерская

Мы привыкли видеть греческие скульптуры белыми — цвета мрамора. Так же представлялись мне и храмы. Главной неожиданностью Олимпии стало для меня то, что и храм, и статуя были цветными.

Где остановиться в Олимпии

Сейчас много вариантов жилья появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано здесь. Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Рядом с археологическим сайтом находится посёлок. Мы бронировали отель Hercules. Рекомендуем его.

Предлагаем еще неплохие варианты отелей в Олимпии

Время работы комплекса

Ежедневно

  • С мая по октябрь: с 8:00 до 19:00
  • С ноября по апрель: с 8.00 до 17.00

В выходные – с 8.30 до 15.00.

Сколько стоит

Отдельные билеты в музей и на сайт больше не продаются. Есть один общий.

  • Стоимость билета 12 евро.
  • Льготный билет 6 евро.

Есть бесплатные дни. Об этом писали в статье Древняя Олимпия.

На осмотр сайта и музея вам понадобится примерно часа 3-4

Храм Зевса в Олимпии на карте


Спасибо, что читаете нас. Делитесь полезными статьями с друзьями и в соц сетях.
До встречи.

С уважением, Алла Сутягина

где находится, как добраться, фото, отзывы туристов

Храм Зевса Олимпийского в Греции

Много веков назад храм Зевса Олимпийского (TempleofOlimpianZeus)восхищал своими размерами и монументальностью всех, кто его видел. Он был известен далеко за пределами Афин. Посмотреть на Олимпейон (еще одно название) приезжали древние путешественники и паломники. Сегодня от былого великолепия осталось немного – всего несколько мраморных колонн. Но даже эти остатки разрушенного сооружения вызывают интерес многочисленных туристов. Несложно представить, как выглядел храм, когда его окружала колоннада из более 100 белоснежных 17-метровых колонн из мрамора. А внутри находилась колоссальная статуя Зевса. Сегодня это одна из популярных достопримечательностей Афин. Фото и краткое описание храма размещены на всех туристических проспектах.

Храм Зевса Олимпийского в Греции

Где находится храм Зевса Олимпийского

Достопримечательность находится в Афинах, на расстоянии 500 м от Акрополя.

Как добраться:

  • Метро. Красная ветка, станция Акрополь.
  • Трамвай. Маршруты № 1, 5, 15 до ост. Makrygianni.
  • Автобус. Маршруты № 40, 230 до ост.Makrygianni.
  • Троллейбус. Маршруты № 2, 4, 10, 11 доост. Metz.

История Олимпейона

Дата начала строительства храма – 520 год до н. э. Инициатива возведения самого большого святилища Зевса принадлежала Писистрату. Правитель-тиран хотел сделать из Афин культурный центр Эллады. Для Олимпейона выбрали место, где ранее находился храм Девкалиона.

Это интересно. Девкалион – это такой античный Ной. По легенде, во время всемирного потопа, ему и его семье удалось спастись на ковчеге. Его сын Эллин стал прародителем всех греков.

Писистрат умер, строительство продолжил его сын Гиппий. Он недолго правил Афинами, его свергли, и строительство храма прекратили. Более трехсот лет недостроем никто не занимался, то, что успели построить, разрушалось, камни храма использовали для других сооружений. Достроить святилище решил царь Антиох во II столетии до н. э. Был изменен проект, известняк заменили мрамором, но и этот правитель не успел достроить грандиозное сооружение.

Еще почти два столетия храм медленно разрушался, пока римский император Адриан не закончил этот древний долгострой. Храм достроили в 131 г. уже нашей эры, через год освятили. Олимпейон становится афинским центром культурной и религиозной жизни. Слава о грандиозном храме разнеслась по всей Греции, посмотреть на это чудо приезжали из других городов.

С распространением христианства, языческий храм перестает играть важную роль. В III веке сооружение пострадало во время набегов варварских племен. Восстанавливать Олимпейон не стали. Христиане запретили языческие культы, что стало концом истории храма Зевса. С каждым годом он все больше разрушался. Величественные мраморные колонны разбивали и использовали для строительства зданий.

Храм Зевса Олимпийского в Греции

Как выглядел храм раньше

Храм построили по проекту зодчего Децимуса Коссутиуса .Колоннада храма состояла из 104 дорических колонн. Размеры святилища 108 м на 41 м. На двух сторонах было по 8 колонн в каждом из трех рядов, на двух других сторонах – 2 ряда, каждый из 20 колонн. Это было самое масштабное культовое сооружение своего времени. Снаружи установили огромную статую императора Адриана, благодаря которому достроили сооружение. Внутри храма была установлена колоссальная скульптура Зевса.

Как выглядела статуя Зевса

По дошедшим до нашего времени описаниям, статуя была похожа на скульптуру, созданную великим мастером Античности Фидием в Олимпии. Работа Фидия считалась настоящим чудом, о ней знали во всех городах Эллады и далеко за ее пределами. Древние греки отправлялись в путешествие в Олимпию, чтобы увидеть статую своими глазами. Сегодня неизвестно была ли скульптура Зевса в Олимпейоне также великолепна, как созданная Фидием.

Это интересно. Зевс – бог, возглавляющий пантеон олимпийских греческих богов. Он повелевал громом и молниями, небом и всем миром.

Огромная сидящая фигура Зевса находилась в большом помещении. В одной руке Громовержца была фигурка Ники, богини победы, в другой – скипетр. Скульптура была изготовлена из дерева, слоновой кости и золота.

До наших дней не сохранилась ни статуя Зевса из Афин, ни его скульптура из Олимпии.

Олимпейон сегодня

Все, что дошло до наших дней от сооружения, вызывающего восторг в Греции и за ее пределами – это группа колонн из мрамора, видимо это был угол храма. Две колонны стоят в стороне, фрагменты третьей лежат между ними.Всего сохранившихся колонн – 16 и одна в виде фрагментов. По данным Википедии, их высота 17 м, диаметр – 2 м.

Храм Зевса Олимпийского в Греции

Осталось от древнего святилища немного, но это популярная достопримечательность, увидеть которую стремятся многочисленные туристы.

Интересные факты

  • Сегодня осматривая остатки храма Зевса, можно видеть упавшую колонну. Она была повалена сильным ураганом в 1852 г.
  • В I столетии до н. э. римский военачальник Луций Сулла вывез две колонны храма Зевса. Их использовали для римского храма Юпитера.
  • После свержения тирана Гиппия Олимпейон не стали достраивать, так как считали его символом тирании.
  • В XVIIIвеке по приказу турецкого наместника взорвали колонну, чтобы использовать камни для строительства мечети.
  • Сегодня территорию храма используют греческие неоязычники для своих практик. С 2006 г. их религия признана государством.

Время работы

  • Летний период с 8 утра до 19.30.
  • Зимний период с 8 утра до 15.00.

Цены на билеты

Единый билет для осмотра 7 достопримечательностей Акрополя стоит 30 евро. Детям до 18 лет – бесплатно.

Что посмотреть рядом

  • Акрополь– комплекс из нескольких древнегреческих сооружений, построенных в V веке до н. э. За долгую историю древние храмы пережили много событий – войны, землетрясения, пожары. Несколько столетий сооружения Акрополя лежали в руинах, и только в XIX веке началось восстановление этого сакрального для всех греков места. Сегодня это основная достопримечательность столицы Греции.
  • Башня ветров считается первой в мире метеорологической станцией, ее построили в I столетии до н. э. Христиане использовали сооружение, как колокольню. Построена башня из мрамора. Интересны барельефы фриза.
  • Плака – самый известный афинский район. Здесь находится древняя улица Адриана и множество кафе, сувенирных магазинов, винных погребков. Есть несколько музеев. По отзывам туристов, отличное место, чтобы продегустировать местную кухню и приобрести сувениры.

В наше время мало что осталось от некогда великолепного и масштабного сооружения. Но даже остатки древнего храма вызывают восхищение. Можно представить насколько грандиозно Олимпейон выглядел до разрушения.

Статуя Зевса в Олимпии — Википедия

Статуя Зевса в Олимпии — единственное из Семи чудес света, которое располагалось в материковой части Европы (в городе Олимпия). Статуя Зевса в Олимпии — третье чудо света Древнего мира. Была воздвигнута в V веке до нашей эры. Она была изготовлена из золота, дерева и слоновой кости, в так называемой хрисоэлефантинной технике. Мраморный храм Зевса превосходил по размерам все существующие на тот момент храмы.

Олимпийские игры, проводимые вот уже 300 лет в честь бога Зевса, пользовались огромной популярностью у народа. Несмотря на это, в Греции не было главного храма Зевса и лишь в 470 г. до н. э. начали собирать пожертвования на его строительство.

Весь храм, включая крышу, был построен из мрамора. Массивную крышу здания размером 27 на 64 м поддерживали 34 колонны, выполненные из известняка. Каждая была высотой в 10,6 метров и толщиной более 2 метров. Статую Зевса возвёл Фидий. Площадь храма составляла 1728 м2. На мраморных фронтонах и наружных стенах храма располагались плиты с барельефами с изображениями 12 подвигов Геракла. Бронзовые двери, высотой в 10 метров, открывали вход в культовое помещение храма.

В V веке до н. э. граждане Олимпии решили построить храм Зевса. Величественное здание возводилось между 466 и 456 годами до н. э. Оно было сооружено из огромных каменных блоков, и его окружали массивные колонны. В течение нескольких лет после окончания строительства в храме не было достойной статуи Зевса, хотя довольно скоро решили, что она необходима. В качестве создателя статуи был избран знаменитый афинский скульптор Фидий.

Строительство храма заняло около 10 лет. Но статуя Зевса появилась в нём не сразу. Греки решили пригласить знаменитого афинского скульптора Фидия для создания статуи Зевса. Фидий успел к этому времени создать две знаменитые статуи Афины («Афину Промахос» и «Афину Парфенос»). Ни одно из его творений до нашего времени не сохранилось. По его приказу была построена мастерская в 80 метрах от храма, которая точно соответствовала размеру храма. Там он работал над статуей Зевса вместе с учеником Колотом и братом Паненом за огромным пурпурным занавесом и создал статую Бога-громовержца в хрисоэлефантинной технике. Сам Фидий был очень придирчив к материалу, который ему доставляли. Особенно он был придирчив к слоновой кости, из которой он создал тело бога. Затем под усиленной охраной в храм к ногам громовержца внесли драгоценные камни и 200 кг чистого золота.

Статуя Юпитера — древнеримского бога громовержца. Эрмитаж,
Санкт-Петербург.

Золотом покрыты накидка, которая закрывала часть тела Зевса, скипетр с орлом, который он держал в левой руке, статуя богини победы — Ника, которую он держал в правой руке и венок из ветвей оливы у Зевса на голове. Ноги Зевса покоились на скамеечке, которую поддерживали два льва. Рельефы трона прославляли, в первую очередь, самого Зевса. На ножках трона были изображены четыре танцующие Ники. Также были изображены кентавры, лапифы, подвиги Тесея и Геракла, фрески, изображающие битву греков с амазонками. Основание статуи имело 6 метров в ширину и 1 метр в высоту. Высота всей статуи вместе с пьедесталом составляла, по разным данным, от 12 до 17 метров. Создавалось впечатление, «что если бы он (Зевс) захотел бы встать с трона, то снёс бы крышу». Глаза Зевса были размером с кулак взрослого человека. Человек рядом с этой статуей казался ничтожной букашкой.

«Бог сидит на золотом троне, его фигура сделана из золота и слоновой кости, на голове у него венок как бы из ветвей маслины, на правой руке он держит богиню победы, сделанную также из слоновой кости и золота. У неё на голове повязка и венок. В левой руке бога скипетр, украшенный всякого рода металлами. Сидящая на скипетре птица — орёл. Обувь бога и верхняя одежда — также из золота, а на одежде — изображения разных животных и полевых лилий»

В 435 году до н. э. состоялось торжественное открытие статуи. На Зевса пришли посмотреть самые влиятельные люди Греции. Они были поражены увиденным. Глаза громовержца ярко сверкали. Создавалось такое впечатление, что в них рождаются молнии. Вся голова и плечи бога сверкали божественным светом. Сам Фидий ушёл в глубину храма и оттуда наблюдал за восторженной публикой. Для того, чтобы голова и плечи громовержца сверкали, он приказал вырубить у подножья статуи прямоугольный бассейн. Поверх воды в нём наливалось оливковое масло: поток света из дверей падает на тёмную маслянистую поверхность, и отражённые лучи устремляются вверх, освещая плечи и голову Зевса. Возникала полная иллюзия того, что этот свет льётся от бога к людям. Говорили, что сам громовержец спустился с небес, для того, чтобы позировать Фидию.

По преданию, когда статуя была окончена, Фидий обратился к богу с молитвой: дать зна́мение, угодна ли ему новая работа, — разразившаяся вскоре молния ударила в мраморный пол, и с тех пор на том месте стояла специальная медная чаша[1].

Судьба самого Фидия до сих пор осталась неизвестной. По одной версии он, спустя 3 года, был осуждён и брошен в тюрьму, где и умер вскоре. По другой версии он прожил ещё 6—7 лет, став на старости лет изгоем, и умер в забвении.

Статуя пострадала после землетрясения во II веке до н. э., затем была отреставрирована скульптором Димофоном.

Согласно Светонию, около 40 года н. э. римский император Калигула хотел перенести статую Зевса к себе в Рим: «Он распорядился привезти из Греции изображения богов, прославленные и почитанием и искусством, в их числе даже Зевса Олимпийского, — чтобы снять с них головы и заменить своими», когда же приступили к исполнению «статуя Юпитера, которую он приказал разобрать и перевезти в Рим, разразилась вдруг таким раскатом хохота, что машины затряслись, а работники разбежались»[2]. В скором времени император был убит.

Лукиан Самосатский упоминает о серьёзных повреждениях статуи в конце II века, во время гражданских смут и дерзких набегов северных соседей:

Я уже не говорю, как часто грабят твой храм; даже у тебя самого обломали руки в Олимпии, а ты, высокогремящий, поленился поднять собак на ноги или созвать соседей, чтобы, сбежавшись на крики, они захватили грабителей, приготовлявшихся бежать. Но, благородный, титанобоец и гигантоборец, ты сидел, держа в правой руке перун в десять локтей, пока они обстригали тебе кудри.

Лукиан Самосатский, «Тимон, или мизантроп»[3]

В 391 году н. э. римляне, после принятия христианства, закрыли греческие храмы. Император Феодосий I, утверждавший христианство, запретил язычникам не только публичные богослужения и жертвоприношения, но даже и просто вход в языческие храмы, каравшийся смертью. Вставал вопрос об имуществе языческих храмов, многие из которых, в том числе и храм Зевса Олимпийского, были весьма состоятельны. После многочисленных войн и грабежей, последовавших за смертью Феодосия, от храма Зевса Олимпийского осталось только основание, некоторые колонны и скульптуры.

Последнее упоминание о статуе относится к 363 году н. э. В XI веке византийский историк Георгий Кедрин записал местное «предание», согласно которому в начале V века н. э. статуя Зевса была ещё цела. По его сведениям, её перевезли в Константинополь, где она сгорела во время пожара в 476 году.

Приблизительная дата создания статуи (третья четверть V-го века до н. э.) подтвердилась при археологических работах в мастерской Фидия (1954—1958), которую удалось обнаружить благодаря более-менее точному описанию её места у Павсания. Археологи нашли здесь некоторые приспособления, нужные для обработки золота и слоновой кости, крошки драгоценных камней, костяные щепы и множество терракотовых форм для литья. Формы использовались особенно при создании сложных складок драпировки статуи, которые затем покрывались тонким слоем золота. Чаша с надписью «ΦΕΙΔΙΟΥ ΕΙΜΙ» — «Я ПРИНАДЛЕЖУ ФИДИЮ» — также была найдена здесь.[4]

  1. Павсаний Описание Эллады // Перевод С. П. Кондратьева под ред. Е. В. Никитюк. — Кн. V, гл. 11
  2. Гай Светоний Транквилл Жизнь двенадцати цезарей. — IV, 22 (2)
  3. Лукиан Самосатский. Сочинения. В 2 т. / пер. Баранов Н.П.. — СПб: Алетейя, 2001. — 279 с.
  4. ↑ James Grout, The Workshop of Pheidias, Encyclopaedia Romana — англ. (Проверено 20 ноября 2015).
  • Рег Кокс, Нейл Моррис. Семь чудес света. — Москва, 1997.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *