Храм лемпуянг – Люди без ума от фоток на фоне озера в храме на Бали. Оказалось, оно существует только в Инстаграме

Содержание

Храм Пура Лемпуянг (Lempuyang Temple) на Бали

Храм Пура Лухур Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang, или Lempuyang Temple) считается древнейшим на острове Бали. Он входит в девятку главных святынь, которые поддерживают духовное равновесие острова. Находится в восточной части, недалеко от Агунга, на вершине одноименной горы. Представляет собой комплекс из семи храмов, самый главный расположен на высоте 1058 м над уровнем моря, к нему ведут больше 1500 ступенек.

Я расскажу вам в этой статье обо всех храмах, которые входят в комплекс Лемпуянг. Постараюсь объяснить почему они так сильно почитаются балийцами. Вы сможете узнать, как выглядят эти святыни, какие функции они выполняют и как к ним пройти по лесной тропе. В конце вы прочитаете, каким образом добраться до места, и что за достопримечательности можно увидеть рядом, получите несколько полезных советов.

Прежде чем начать, позвольте вкратце рассказать вам об истории комплекса.

История храма

Согласно легенде, святыня на месте современного храма существовала еще 2000 лет назад, до прихода индуизма. По более достоверным сведениям, Лемпуянг был основан в XI столетии. Летописи начинают упоминать его в 1072 году.

В это же время возводились другие горные храмы. Тогдашние правители и священники утверждали, что все вершины острова образовались из священной горы Меру (обиталища богов в индуизме), которая раскололась на несколько частей.

Существует еще одна легенда, которая касается священных гор острова. Когда Земля была совсем молодой, бог Pacupati увидел, что Бали страдает от постоянных землетрясений. Он отправил трех своих детей сюда, чтобы те поселились на самых высоких вершинах — Dewi Danu на Батуре, Hyang Putra Jaya на Агунге, а Hyang Gni Jaya на Лемпуянге. Своим присутствием они должны были принести равновесие на остров. Потом в этих местах люди построили храмы.

До 50-х годов прошлого века храмовый комплекс Пура Лемпуянг практически полностью разрушился. На месте святилищ остались груды камней, вокруг них росли густые деревья. Но через десятилетие он был полностью отстроен. Так что все здания, которые вы здесь увидите, современные. Некоторые храмы и сейчас ремонтируются, старые архитектурные элементы иногда полностью заменяются на новые. Это абсолютно не умаляет их красоты и святости.

Описание храма

Архитектурный ансамбль Пура Лемпуянг состоит из семи храмов. Гора, на которой он построен, условно разделена на три части. Нижняя посвящена богу Брахме, средняя – Вишну, верхняя – Шиве. Храмы соединены между собой лесными тропами и каменными лестницами. По разным сведениям, к главной святыне ведет 1600, 1700 или 1850 ступеней. Пока никому не удалось их подсчитать с абсолютной точностью.

На вершину можно попасть несколькими маршрутами:

  • Короткий ведет прямо к главной святыне, дорога занимает около 2-3 часов.
  • Длинный путь петляет сквозь джунгли, по дороге можно посетить все храмы комплекса. Займет он 4-6 часов (в зависимости от вашей физической подготовки, частоты привалов).

На самом деле по дороге есть еще несколько развилок, позволяющих сократить путь. Поэтому многие пишут, что к храму ведет 4 маршрута.

Как уже было сказано, комплекс состоит из 7 храмов:

  1. Pura Penataran Agung Lempuyang
  2. Pura Telaga Mas
  3. Pura Telaga Sawangan
  4. Pura Lempuyang Madya
  5. Pura Pucak Bisbis
  6. Pura Pasar Agung
  7. Pura Lempuyang Luhur

Теперь я хочу подробнее рассказать о каждом из них.

Pura Penataran Agung Lempuyang

Первый храм, который встречается на пути. Многие туристы поднимаются только сюда и не идут к самой вершине. Святыню проходят и на коротком, и на длинном маршруте. Паломники останавливаются здесь, чтобы помолиться, очистить душу и помыслы перед дальнейшим восхождением.

Строения расположены на склоне горы Лемпуянг, на высоте 600 метров над уровнем моря.

Территория храма состоит из трех дворов:

  • Внешний (jaba pisan, или nistaning mandala)
    Сюда ведут расколотые ворота – Чанди Бантар. Их половинки символизируют добро и зло, главные энергии Вселенной, которые должны находиться в равновесии. Ворота белого цвета, украшены красивой резьбой. Если войти внутрь и посмотреть через них, вы увидите священную гору Агунг и храм Бесаких. Здесь получаются потрясающие фотографии. Из некоторых точек кажется, что ворота просто парят в воздухе над холмами. Во внешнем дворе есть несколько павильонов. В одном из них хранятся гамеланы – традиционные балийские музыкальные инструменты. В другом — гонг, с помощью которого верующих приглашают к молитве.
  • Средний (jaba tengah, или madya mandala)

    В среднюю часть святыни ведут три высокие лестницы. Они заканчиваются белыми арочными порталами с воротами. Левая лестница служит для входа, правая – для выхода. Центральные ворота чаще всего закрыты. Через них могут входить только священнослужители во время больших праздников. Отсюда выносят храмовые реликвии. Лестницы украшены резными скульптурами мифических змеев Нагов, сценами из Рамаяны.
  • Внутренний (jero, или utamaning mandala)
    Во внутреннем дворе находится высокая статуя Кришны (одно из воплощений Вишну). Также здесь можно увидеть несколько многоярусных пагод-меру, посвященных разным божествам. Есть Падмасаны и изображения Sang Hyang Widhi Wasa. Входить в центральную часть храма разрешено только индуистам.

Pura Telaga Mas

Название Pura Telaga Mas переводится как «Золотое озеро». К этому храму можно подняться по асфальтированной дорожке пешком или на байке. Он расположен на 100 м выше, чем Penataran Agung Lempuyang. Должен вас разочаровать, но золотого озера здесь нет. Святыня – это просто несколько алтарей, сделанных из цемента.

В лесу есть пара небольших водоемов. В них живут золотистые лягушки. У жаб очень красивые голоса. Когда подходишь к храму, кажется, что рядом поют птицы. Вид встречается только в этом районе острова. Рядом с храмом есть небольшой варунг, здесь можно купить прохладительные напитки, кофе, закуски (лапшу, рис, бутерброды). Сразу за Pura Telaga Mas будет развилка. Если вы пойдете по левой тропинке, подниметесь непосредственно к главному храму Лемпуянг. Свернув вправо, увидите другие святыни комплекса.

Pura Telaga Sawangan

«Храм волшебной воды», так переводится на русский название этой святыни. Здесь действительно есть источник, который не пересыхает даже в сухой сезон. Вода стекает прямо из горного склона в небольшой бассейн, поросший лотосами. На территории есть несколько скромных алтарей. Это еще одно место очищения на пути паломников.

В бассейне тоже водятся «поющие» лягушки. Кроме того, на территории есть много макак. Они не такие наглые, как в Улувату  или Убуде, но все равно внимательно следите за своими вещами. Кормить и притрагиваться к обезьянам не рекомендуют, чтобы избежать агрессии с их стороны.

Pura Lempuyang Madya

Этот храм находится рядом с Pura Telaga Sawangan, на крутом склоне. С него открываются очень красивые виды на окрестности – горный хребет, поросший лесом, рисовые террасы, морское побережье.

Храмовый двор выглядит немного неухоженным. Он выложен плиткой, из-под которой выбивается трава. В центре стоят два алтаря. Территория окружена несколькими пагодами с одним, двумя и тремя ярусами. На территории храма можно купить воду и закуски, если вы не сделали этого раньше.

Pura Lempuyang Madya иногда называют храмом молодоженов. Дело в том, что внутри есть две статуи новобрачных. Сюда нередко приходят помолиться о счастливой семейной жизни. Кроме того, вы увидите здесь камень со свастиками. Они не имеют никакого отношения к нацистской символике. В индуизме этот знак означает Космос, движение небесных светил.

Pura Pucak Bisbis

Дорога к этому храму становится все более крутой и неровной. Когда вы подниметесь, увидите перед собой небольшие расколотые ворота. Внутри пространство разбито на три части, как и в других храмах. Дворы совсем крохотные, во внутреннем стоит маленький алтарь. Рядом с храмом нередко можно увидеть разбросанные обезьянами подношения. Перед входом стоит вполне современная табличка с названием Pura Pucak Bisbis.

Pura Pasar Agung

Последний небольшой храм перед подъемом в главную святыню. Совсем недавно он перестраивался. Представляет собой белый резной алтарь на каменной возвышенности с несколькими ступеньками. Сюда паломники приходят, чтобы помолиться и забыть всю мирскую суету перед посещением главной святыни. Дорога между Pura Pasar Agung и Pura Pucak Bisbis идет через джунгли, во время дождей тропу подтапливает. Так что идти по ней довольно трудно.

Pura Lempuyang Luhur

От последнего храма сюда нужно идти еще 800 метров. Большая часть пути – каменные ступени. На такой высоте нередко бывают туманы, иногда мимо даже проплывают облака. Поднявшись на самый верх, вы увидите традиционный балийский храм с расколотыми воротами. Внутри есть беседка для медитации, алтари для подношений и пагоды. Отсюда открывается потрясающий вид: с одной стороны — на гору Агунг и храм Бесаких, с другой – на город Амлапура и океан. Внизу под вами простираются тропические джунгли, за ними – рисовые террасы и пальмовые рощи. Перед глазами открывается почти вся восточная часть острова.

Возле входа в храм растет бамбуковая роща. Деревья накапливают в своем стволе воду. Она считается священной и носит название Tirta Pingit. Во время праздничных церемоний священник срезает бамбук и окропляет всех верующих святой влагой. Остатки собирают в большие емкости, они хранятся в здании Pingleih Tirta Pingit на территории храма.

Значение храма

Полное название храма Лемпуянг — Pura Sad Kahyangan Lempuyang Luhur. Самый популярный его перевод – «Небесное головокружение» (Luhur – небесный, Lempuyang – головокружение). В справочнике Управления культуры острова (1998 год издания) имя святыни расшифровывается по-другому: Lampu переводится как «сияние», а Hyang – как «обожествляемый дух предков». Общий смысл – «свет Бога, который ослепительно сияет и освещает все вокруг».

Посвящен храм единому Богу Ишвара (Dewa Iswara) – создателю вселенной. Иногда его знают под именем Sanghyang Widi Wasa или Sang Hyang Widhi Wasa (Всемогущественный Бог). Его нередко изображают в виде обнаженного человека в окружении языков пламени. Традиционные Падмасаны (лотосовые троны), которые можно увидеть почти в каждом балийском храме, также являются символом Ишвара. Для того, чтобы вы лучше поняли его значения, нужно объяснить некоторые особенности индуистской философии, а также ее местную интерпретацию.

Особенности балийского индуизма

В индуистской монотеистической философии бог Ишвара является единственным. Все остальные – это только его проявления, воплощения, или аватары. Такую концепцию признает лишь часть философских школ, включая балийскую. Также понятие единого бога (Творца Вселенной) присутствует в буддизме.

Балийский вариант индуизма называется Agama Hindu Dharma. Он является смесью монотеистического шиваизма, буддизма и местных верований.

Основные постулаты религии:

  • Существует один высший бог, от которого произошел весь мир.
  • Концепция тримурти (трех богов) – Брахма (создатель), Вишну (жизнь) и Шива (разрушитель). Все они являются воплощениями Всемогущественного Бога. Отвечают за бесконечные рождения и смерти на Земле, поддерживают мировое равновесие. Концепция также разделяет Вселенную на миры богов (живут в горах и на небесах), людей (на равнинах) и демонов (обитают в море).
  • Душа, или атма – универсальный принцип жизни и сознания.
  • Карма – совокупность человеческих деяний, которые влияют на последующие жизни.
  • Сансара – круговорот бесконечного цикла жизни и смерти.
  • Мокса – избавление от сансары.

Усиление идеи индуистского монотеизма и Единого Бога произошло на острове сравнительно недавно, хоть в местной религии она присутствовала уже несколько столетий. После войны независимая республика Индонезия приняла принцип свободы вероисповедования. Но религии, которые признавались государством, должны были быть монотеистическими. В перечень вошли ислам, христианство (католицизм и протестантизм), буддизм, индуизм.

Теперь, когда вы имеете представление о храмовом комплексе, я хотел бы рассказать о том, как до него добраться.

Как добраться до храма Лемпуянг

Храмовый комплекс и одноименная гора находятся в восточной части острова, приблизительно в 75 км от Денпасара. Дорога туда займет больше 2-х часов.

Есть два способа добраться к храму:

  1. На общественном транспорте
  2. На арендованном автомобиле или такси

Дальше я подробнее расскажу о каждом из них.

На общественном транспорте

Непосредственно к Лемпуянгу автобусы не ходят. Лучше всего ехать до водного дворца Тирта Ганга, оттуда нанимать такси, арендовать машину или байк.

Расписание автобусов и цены (компания Перама):

  • Выезд из Куты – 07:00
  • Цена – 150 000 рупий

Маршрут от Тирта Ганга до Лемпуянга:

  1. Выезжайте на северо-восток по Jl. Abang, двигайтесь прямо и никуда не сворачивайте.
  2. Через 5,5 км вы увидите знак с указателем на храм Лемпуянг, сразу за ним увидите перекресток с маленьким алтарем в центре. Сворачивайте там вправо.
  3. Еще через километр будет развилка, на ней тоже нужно повернуть вправо.
  4. Проехав еще 700 м, вы опять увидите знак с указателем на Лемпуянг. На развилке за ним поворачивайте влево, куда показывает стрелка.
  5. Поезжайте прямо, никуда не сворачивайте. Приблизительно через 2,5 км вы попадете на развилку, справа на ней будет автостоянка. Оттуда нужно идти пешком.

Расстояние от дворца к храму приблизительно 10 км, дорога от дворца займет около 20 минут.

На автомобиле

Если вы хотите добираться на машине прямо из Денпасара, в пути придется провести около 2 часов. Расстояние между храмом и столицей острова – 75 км.

Маршрут от Денпасара до Лемпуянга:

  1. Двигайтесь на восток по Jl. Prof. Dr. Ida Bagus Mantra, никуда не сворачивайте с главной трассы.
  2. Приблизительно через 35 км, на подъезде к Чандидасе, нужно повернуть вправо. Перед самим перекрестком слева от вас будет крытый рынок, а справа храм из темно-красного камня. Также можете ориентироваться на вывеску «Bank BPD Bali».
  3. Через 2 км, сразу после знака с указателем на Амлапуру, перед вами опять будет перекресток. Здесь следует плавно свернуть вправо.
  4. Еще через 900 м есть небольшая развилка, поворачивайте на ней влево.
  5. Двигайтесь прямо 4 км, в сторону Чандидасы.
  6. Сразу после небольшого моста будет перекресток (справа зеленая вывеска варунга BintAng). Здесь нужно плавно повернуть направо.
  7. Проехав 6,7 км, вы окажитесь на маленькой развилке, здесь нужно тоже плавно сворачивать вправо.
  8. Через 5 минут (3,5 км) вы будете в Амлапуре. Почти сразу после въезда в город окажетесь на кольце (в центре увидите белую статую). Езжайте там прямо и сразу плавно сверните влево.
  9. Еще через 2,8 км есть второе кольцо, на этот раз с черным алтарем по центру. Здесь сверните влево.
  10. Через 3 км на развилке нужно повернуть влево.
  11. Проехав 500 м, на развилке поверните вправо.
  12. Еще через 500 м сверните влево, на мост.
  13. Проехав около 2 км, с левой стороны вы увидите муниципальное здание с красно-белыми флагами Индонезии, сразу за ним будет развилка, поворачивайте там направо.
  14. Следующий поворот влево будет через 300 м, на кольце с фонарем в центре.
  15. Еще через 2,4 км, уже за городом, вам нужно сворачивать направо. Поворот не очень заметный, перед ним справа есть дом с белым кирпичным забором, а слева — небольшой магазинчик с хозяйственными товарами. На самом повороте можно увидеть неприметную белую табличку с указателем на храм Лемпуянг.
  16. Дальше, проехав 650 м, вы увидите с левой стороны дом с розовыми резными воротами, за ними следует повернуть влево.
  17. Сразу на следующем перекрестке (через 550 м) поверните влево. Дорога в этом месте немного спускается вниз.
  18. Через 700 м, возле большого двухэтажного дома, поворачивайте плавно влево.
  19. Проехав 1,7 км, возле белой будки с коричневой черепичной крышей, сверните налево.
  20. Двигайтесь все время прямо, через 8-10 минут вы будете на автостоянке у подножия горы Лемпуянг.

Храм Пура Лухур Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang, или Lempuyang Temple) на карте

Fetching directions......

Достопримечательности рядом

Путешествуя по востоку острова, вы сможете увидеть много интересного. Ведь этот регион является своеобразным культурным и религиозным центром. Потому я советую включить в свою программу посещения храма Лемпуянг осмотр других достопримечательностей, которые можно найти в радиусе нескольких километров.

Вот несколько интересных мест, которые можно посетить:

Амлапура

Этот древний город вы будете проезжать, путешествуя из Денпасара, он находится в 10 км от храма Лемпуянг. В Амлапуре прекрасно сохранилась архитектура XVIII-XIX веков. Главные достопримечательности – три королевских дворца. Два из них закрыты для посещения, там до сих пор живут наследники монаршей фамилии. Один открыт для туристов. Вы увидите в нем несколько павильонов и хозяйственных построек. В центре расположен красивый лотосовый пруд.

Тирта Ганга

Королевский дворец с садом, который занимает большую территорию. Он построен по тому же принципу, что и большинство балийских храмов. Вы увидите здесь мир демонов с пугающими (а может немного смешными) статуями, мир людей и мир богов с высокой многоярусной Падмасаной. Погуляете между прудов, в которых растут лотосы, плавают золотые карпы. На одном из них проложена каменная дорожка, если пройтись по ней и загадать желание, оно обязательно сбудется.

Таман Уджунг

Этот дворец расположен на берегу океана, недалеко от Амлапуры. Он был построен в середине ХХ века, но потом его разрушили природные катаклизмы. Долгое время дворец находился в руинах. Сейчас он отреставрирован, вы можете полюбоваться красивыми каменными мостами, садами, павильонами посреди небольших прудов.

Mata Air Asam

Пять лечебных источников, которые находятся возле подножья горы Лемпуянг, в селе Бунутан округа Абанг. Местные жители выявили их в 80-х годах прошлого века. Сюда приезжают, чтобы избавиться от камней в почках, сахарного диабета. Расположены источники в лесу, нужно пройти к ним пешком около 3-х километров.

Кроме того, вблизи горы Лемпуянг есть несколько деревень. В каждой из них свои храмы. Всего их насчитывается в окрестностях больше двадцати. Вы можете сделать себе небольшую экскурсию по балийским святыням, сравнить их архитектуру, посмотреть на местный быт. Ведь во многих местах на востоке острова люди до сих пор живут так, как столетие назад.

Полезные советы

Храм Лемпуянг – одно из самых священных и почитаемых мест на острове. Сюда открыт доступ туристам, но есть некоторые правила при посещении. Одни из них обязательны для всех, другие касаются только индуистов. Но если вы хотите уважать местные традиции, обратите внимание на все предписания и постарайтесь их придерживаться.

Правила посещения храма:

  • Вход в храм разрешен только в саронгах, это единственное обязательное для туристов правило.
  • Чтобы молитва в храме была действенной, помыслы и намерения должны быть искренними и чистыми.
  • По дороге нельзя злословить и жаловаться на трудности.
  • Нельзя проносить с собой свинину, одевать украшения из золота (желательно выполнять этот закон даже не индуистам).
  • В храм не могут входить люди, у которых недавно умерли родственники.
  • Запрещено подниматься в святыню женщинам во время месячных, после родов и весь период кормления ребенка грудью.
  • Сюда не могут ходить дети, у которых еще не сменились молочные зубы (касается только индуистов).

Посетить Лемпуянг могут все. Это будет интересно для людей, которые увлекаются восточными религиями. Многие говорят, что вершина горы – это лучшее место для молитвы и медитации. Если вам хочется посмотреть на красивую природу и местную архитектуру, поездка в Лемпуянг вам тоже очень понравится.

Лучше всего посещать святыню во время сухого сезона. Когда идут дожди, тропа в джунглях может быть размыта, по ней трудно идти. Чтобы увидеть все красоты, планировать выезд нужно на утро. Если вы путешествуете с маленьким ребенком или не чувствуете в себе сил подняться на самый верх, можете завершить экскурсию в первом храме Pura Penataran Agung Lempuyang. Он считается самым красивым, даже главная святыня уступает ему.

Вот несколько полезных советов, которые помогут правильно подготовиться к путешествию:

  • Храм открыт для посещений с 08:00 до 17:00.
  • Возле входа вам дадут карту с подробным маршрутом.
  • Саронг можно привезти с собой или взять в аренду на месте за 10 000 рупий.
  • Вход в святыню бесплатный, но вас попросят оставить пожертвование (сумма на ваше усмотрение).
  • Возле нижнего храма есть стоянка скутеров, которые можно взять в аренду, чтобы проехать хотя бы часть пути. Стоимость услуги – 15 000-20 000 рупий.
  • Берите с собой удобную обувь и одежду. В сезон дождей желательно запастись непромокаемым плащом из клеенки, резиновыми сапогами.
  • Еду и напитки можно не нести, чтобы не перегружать рюкзак. Все можно купить по дороге.
  • Нижние храмы всегда открыты для посетителей. Верхний закрывается во время больших религиозных церемоний, потому уточните этот вопрос перед поездкой. Главный храмовый праздник проводится каждые 210 дней, дату следует узнавать заранее.

Храм Пура Лемпуянг – это уникальная балийская святыня. Недаром ее иногда называют «Лестницей в небеса». Туристов в храме всегда немного, а окружающая природа почти нетронутая. Поднявшись на вершину, вы переживете необычайный опыт. Это не просто восхождение, позволяющее размять мышцы и улучшить физическую форму. Путешествие станет еще одним важным моментом, позволяющим ближе понять местную культуру и глубокую духовность балийцев.

Подробнее о храмах читайте раздел Храмы Бали

Также, рекомендую познакомиться с описанием следующих храмов:

Интересно узнать больше? Читайте раздел Достопримечательности на Бали

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

Я  хочу вам рассказать об одном  чудесатом месте острова Бали, где мы любим бывать. Это храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang), который находится на высоте 1058 над уровнем моря, на горе Лемпуянг. Гора находится на востоке острова Бали, в провинции Карангасем. Эта провинция богата на красивые достопримечательности Бали. Я вам уже рассказывала про водные дворцы Уджунг и Тирта Ганга. А сегодня приглашаю прогуляться с нашей семьей в сакральное место острова Бали, на гору Лемпуянг!


Аренда автомобилей на Бали от команды BALIOPEN.RU

Гора Лемпуянг

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

Храм в Облаках.

«Лестница в небо», «Дорога в облака» — так называют это невероятно волшебное место. Оно погрузило нас в другую реальность, другое измерение, наполнило вдохновением. Представьте себе, даже имя храма Лухур Лемпуянг, по одной из версий, можно перевести, как «небесное головокружение». «Luhur» обозначает «небесный», а «Lempuyang» головокружение. Так оно и оказалось.

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

Поход был наш чудесный. Мы словно путешествовали в мире добрых духов. Среди духов гор, деревьев, ветра и дождя. Дух тумана обволакивал нас своим дымчатым покрывалом, дождь накрапывал мягко и заботливо, оберегая нашу маленькую принцессу от лишней влаги. Дух земли вел нас нежно по тропинкам и указывал правильное направление, поддерживал на скользких ступеньках, рассказывал истории о древних событиях, происходивших здесь.

Мы шли по ступенькам, тропинкам, дорожкам вверх, вниз, и опять вверх. Мы попадали в разные реальности, где-то был дворец бракосочетания, где-то волшебный пруд, где-то портал в невидимое пространство. Попав в конечную точку, мы находились в храме, где рос священный бамбук, который рождается в святой воде, копит её в своем стволе и выливается целительной влагой на людей, нуждающихся в ней.

Впрочем, давайте расскажу все сначала. Я проведу вас по горе Лемпуянг вместе с нами. Думаю, вы получите удовольствие от путешествия. И ощутите энергию этого пространства. Сопровождать нас будут духи горы, деревьев, дождь, ветер и туман. Ветер будет петь песни. Солнце выглядывать и радовать своей улыбкой. Великий Агунг будет наблюдать за нами, на протяжении всей дороги,  подмигивая с хитринкой в глазах.

Внизу горы Лемпуянг сидит улыбчивый хранитель пути, рассказавший нам о разных возможностях подъема, о храмах горы,  дал карту и добрые пожелания.

Оказывается, путь будет интересный. Помимо главного храма Лемпуянг, нам на пути встретятся ещё шесть храмов.

Расколотые вотора с видом на вулкан Агунг.

Путь к вершине горы Лемпуянг начинается с деревенского храмика. Поднимаемся дальше по лесенке наверх и попадаем в необыкновенно красивый многоуровневый храм под названием Pura Penataran Agung. Я влюбилась в его ворота! Чанди Бентар — традиционные расколотые ворота Бали. Они символизируют равновесие сил в мироздание, в природе, в жизни.

Ворота Чанди Бентар символизируют космическую гору знаний, расколотую на две части. Половинка «добра» и половинка «зла» — силы, символизирующие основополагающие энергии Вселенной.

храм Лемпуянг

Этот Чанди Бентар невероятный. Можно стоять между половинками ворот и смотреть на великую гору Агунг, мимо которой проплывают облака, а на них сидят ангелы и насмешливо улыбаются. Проходишь через волшебные ворота и (у меня есть подозрение) я словно прохожу некий портал,  магический круг, где выдают мне карту, одевают специальную одежду, где меня записывают в сакральный журнал, и я попадаю в некую библиотеку знаний.

храм Лемпуянг

Возможно, те храмы, которые мы видим физическим зрением, выглядят немного иначе на самом деле. На некоем невидимом уровне, в который кто-то верит, а кто-то нет — можно увидеть не храм, а сияющий купол, например, внутри которого кипит бурная деятельность. Думаю, это касается не только храмов, а многих природных объектов.

Поэтому, мы попадаем в храмы, которые могут кому-то показаться очень похожими друг на друга. Это, как обложка книги, её название, заголовок. Да, ведь все книги немного похожи своей обложкой, не правда ли? Только названия отличаются. Но вот содержимое? Оно разное. И не открыв книгу, невозможно познать её содержание.

Я не храмовый человек, скажу вам честно. Я люблю природу. Люблю взаимодействовать с землей, разговаривать с деревьями, обнимать солнце, петь песни вместе с морем. Я люблю общаться с невидимым миром, с пространством, с духами гор и озер. Так, как умею. Не скажу, что я мастер в этом вопросе. Скорее, подмастерье, а мой мастер — это природа и мир вокруг.

Но когда мы изучаем и проникаемся пространством, где путешествуем (а сейчас это Бали) — мы стараемся пройти по всем изведанным и неизведанным тропинкам, куда нас тянет внутренний голос. Храмы, балийская религиозность, балийцы — это некое триединство. Нельзя понять пространство Бали, не соприкоснувшись с их духовностью, храмовостью, ритуальностью. Их пониманием невидимого мира. Поэтому эти энергии посетили и наше пространство, переплелись в общем танце, заинтересовали нас.

Общение балийцев с невидимым миром меня завораживает. С молоком матери они впитали взаимодействие с духами острова, с энергиями стихий природы, энергиями духов предков. Часто, они делают это автоматически, бессознательно, но согласитесь, какая чудесная бессознательность, больше бы такой. 🙂

храм Лемпуянг

И находясь в таком пространстве, ты словно находишься в сказке, начинаешь в ней жить и хочешь дочитать эту историю до конца, понять её, прочувствовать, рассмотреть подробнее.

Я одета в традиционную балийскую одежду, которую мы купили специально для посещения храмов, различных церемоний и торжеств. На мне белоснежная кебайя — приталенная красивая блуза. Она бывает разных цветов — желтая, ярко-розовая, красная, зеленая. В белых кебайях женщины часто приходят в храм. Я купила именно белую кебайю —  это мой любимый цвет, помимо желтого и оранжевого.

Обязателен пояс, которым подпоясываешь кебайю, и который, в то же время, слегка поддерживает саронг. Саронг — полоса хлопчатобумажной ткани, которая обертывается вокруг пояса. Когда все элементы балийской традиционной одежды вместе, в комплекте, это выглядит красиво. Всем женщинам очень к лицу балийский традиционный костюм, они выглядят в нем невероятно женственно, несмотря на комплекцию или возраст. Волосы балийские женщины закалывают в пучок или конский хвост, украшают цветами франжипини.

Здесь, на Бали, франжипани — любимый всеми цветок. Франжипани, он же плюмерия, он же Лилавади в Таиланде, он же цветок дерева Чампа в Индии. На Бали его называют Джепун. Это главный цветок для всех церемоний, им украшают дом, он обязателен в корзиночках для подношений, им украшают волосы. Цветок франжипани держат в руках при молитвах. Даже мужчины носят эти цветы за ухом. Дерево франжипани тут популярное, его сажают в садиках домов. Цветы собирают, и никогда не выбрасывают, а всегда преподносят «божественному» вокруг.

Так вот, я иду в балийской одежде, и лица встречающихся балийцев озаряются искренними улыбками.
– Ты выглядишь, как балийская девушка.  У тебя муж балиец?

Спасибо! Нет, не балиeц?.

– У тебя есть муж? (балийцам очень важно знать, что человек — не один, что у него есть семья).

– Да, есть, вон он (показываю на Сашу, который фотографирует церемонию)

– Вы где живете?

– В Убуде.

– А как давно?

– год.

– А как долго будете ещё жить?

– Не знаю, может быть еще год.

– Но почему ты в кебайе?

– Это же храм.

– Но туристы редко одевают кебайю, только саронг. Ты хинду?

– Нет. Просто уважаю ваши традиции.

– Ты молодец, красивая в этой одежде, носи её всегда.

И так всю дорогу, все делают комплименты. Уважение к традициям народа, куда ты приехал в гости — это всегда ключ понимаю и хорошему настроению. Всем рекомендую, если решите посетить остров Бали одевать в храмы местную, традиционную одежду. Балийцы радуются и духи острова довольны.

Прощаемся с прекрасными воротами «Чанди Бентар» и направляемся к трем роскошным лестницам, ведущих нас к следующему балийскому храму. Кстати, три лестницы вверх символизируют «тримурти» — единство души, мира физического и духовного.

три лестницы вверх символизируют «тримурти»

храм Лемпуянг

Красота балийских храмов

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

Подпишись на наш инстаграм @BALIOPEN

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

Поднимаемся по лестнице. Оборачиваемся назад. Какая красота осталась там позади. Великий Агунг украсил себя облачками и приветливо улыбается. Хочется стоять и непрерывно любоваться этой умиротворяющей картиной. Но нужно идти вперед. Эх, иногда так трудно расстаться с тем, что уже прошло. Особенно, когда оно такое волшебное. Есть мудрость, которую мы постигаем каждый день — уметь отпустить и пойти дальше. Поэтому,  идем дальше.

1700 ступеней вверх к храму в облаках. 

Вулкан Агунг на горизонте

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

Мы прошли несколько храмов по пути.

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

И продолжали идти дальше, а природа вокруг начинает менять свои очертания. Появились необычные для горной местности мангровые деревья, с множественными воздушными корнями.

Отовсюду стал появляться туман. Он стал приходить и клубиться вокруг нас, как неоткуда, внезапно, неожиданно. Он концентрировался нежно вокруг, обволакивал и подталкивал идти дальше. Он вился белыми кольцами вокруг, оседал седым снежком на плечах, он пах влагой и свежескошенной травой, которой тут не было в помине. Мы любим туман, он придает сказку пространству. Он навевает загадку,  окружает таинственностью.

Ветерок тоже оживился. Начал играть с нами, радуюсь гостям. Он шевелил и раскачивал деревья, шумел и свистел, привлекая к себе наше внимание. Он окроплял дождем и летал вокруг нас, перебирая наши волосы.

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

«Мы в сказке, мы в сказке» — говорила я, смеясь. — Здесь живут лепреконы, определенно. Они варят свое вино из одуванчиков, и дают выпить его странникам, чтобы наполнить их эликсиром удачи. И ты будешь чувствовать уверенность во всем, действовать во всем правильно, верно. В нужное время, в нужном месте».

Pura Luhur Lempuyang или храм в облаках.

гора Агунг

Лепреконы застенчиво прятались и прикидывались местными жителями, которые возникали перед нами, после некоторых крутых восхождений, скользких тропинок, мокрых дождинок, неожиданно продавая горячий балийский кофе и булочки.

Конечно, мы не отказывались. Спасибо, добрые человеки. После вкусной булочки и горячего кофе (у балийцев это самый популярный напиток, чая не найдешь, а вот кофе будет продаваться везде, даже… на высокой горе в малолюдном месте) можно идти дальше.

Последние несколько сот метров. И мы на вершине. Вот она, конечная точка нашего маршрута,  храм Лемпуянг. Не просто храм Лемпуянг, а Pura Sad Kahyangan Lempuyang Luhur. А знаете, почему такое длинное название, откуда взялось загадочное «Sad Kahyangan». Это обозначает, что этот храм входит в шестерку самых сакральных и почитаемых храмов Бали. Вот какой он непростой, храм Лемпуянг!

храм Лемпуянг Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

А мы окутаны туманом, мы смотрим на облака, которые плывут сквозь нас с огромной скоростью. Мы слушаем шум ветра и шорох деревьев вокруг. Что они нам расскажут?

А вот и священный бамбук. Он мил, изящен и грациозен. Он вырос в святых балийских водах и вобрал в себя эту святость. В специальные церемониальные дни педанта (священнослужитель) открывает бамбук и окропляет пришедших людей этой водой, находящейся внутри него. Этим и знаменит этот храм. Святой водой из священного бамбука!

храм Лемпуянг

Мы сидели около бамбука, отдыхали после 1700 ступенек +. Мы смотрели на проплывающие сквозь нас облака. Вернее сказать, не проплывающие, а проносившиеся. Они неслись, как дикие кони. Ветер гнал их на всей скорости и показывал нам завораживающие 3D картинки, когда облака летят сквозь тебя, а ты не можешь отвести взгляд от этого зрелища.

Как красиво. Как вдохновляет. Благодарим тебя ветер! Благодарим вас облака! Благодарим вам духи природы, духи горы за водопад энергий, который мы чувствуем сейчас!

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

В таких местах вдохновение бьет ключом, разливается озерами, течет широкими реками. Моя фантазия уже строчит истории, идущие из глубины подсознания. «Дайте перо и бумагу, я услышала сказку,  хочу её записать» — кричу я в подобных ситуациях. Но бумаги и ручки, конечно, нет.

И ты просто пытаешься уловить послания, отчетливо приходящие изнутри. Запомнить и восполнить на бумаге можно и позже, что получается, однако, не всегда. Как белые облака, проплывающие мимо, так и сказочные послания стираются из памяти. Надеюсь, немного я смогла передать атмосферу и настроение волшебной горы Лемпуянг, друзья. Хочется, передать вам частичку волшебства, чтобы вы посетили нашу сказку!

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

Храм в облаках: полезная информация.

Для восхождения на вершину горы Лемпуянг к храму Лемпуянг вам нужно 2-3 часа по короткому пути, напрямую от основания горы к храму. Либо 3-5 часов, если вы решите пойти длинным путем, обходя все храмы по пути. Вход – донейшн. Гугл-координаты: храм на вершине -8.395321, 115.648112, парковка -8.390814, 115.629556

Вы можете посетить головокружительный “Храм в Облаках” в составе организованной экскурсии на Восток остова (нажмите на картинку ниже).

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang)или Небесное головокружение

С любовью и благодарностью, автор блога про остров Бали – Наталия Любимова

Ещё про остров Бали:

фото, цены, время работы, карта

Храм Лемпуянг на БалиХрам Лемпуянг на Бали

Храм Лемпуянг — старейшее религиозное строение на Бали, которое входит в десятку главных храмов острова. Найти его можно на востоке Бали на вершине горы, которая называется также как и сам храм. На знакомство с комплексом у вас уйдет несколько часов, но эмоции, полученные здесь, вряд ли удастся с чем-то сравнить. Сегодня я расскажу, что собой представляет данная святыня и как до нее можно добраться.

Описание

Современный религиозный комплекс Лемпуянг включает 7 отдельно стоящих святынь. Как я уже отметила, находятся все они на горе, которая носит имя храма. Условно расположение храма подразделяется на три отдельных части. Самый нижний ярус посвящен богу Брахме, следующий – Вишну, а самый верхний – Шиве. Между храмами проложены лесные тропинки, либо же каменные лестницы, что облегчает перемещение между ними. Чтобы добраться до самой главной святыне, придется преодолеть высокую лестницу. По разным источникам в ней от 1600 до 1850 ступеней. Когда будете подниматься, попробуйте посчитать, может быть, у вас получится. Я этот момент упустила.

Храм Лемпуянг на Бали

Храм Лемпуянг на Бали

Чтобы попасть к вершине храмового комплекса, можно воспользоваться двумя маршрутами:

  1. Короткий. На его преодоление потребуется не менее 2-х часов, но он ведет прямо к вершине.
  2. Длинный. Проложен через джунгли, что позволяет на пути познакомиться со всеми святынями комплекса. Будьте готовы, что на его преодоление потребуется от 4 и более часов. Точное время будет зависеть от вашей физической выносливости.

По дороге, которая ведет к храму, существует еще несколько ответвлений, с помощью которых можно немного сократить время в пути. Именно поэтому в некоторых источниках можно встретить информацию, что к храму существует 4 маршрута.

Храм Лемпуянг на Бали

Храм Лемпуянг на Бали

Давайте посмотрим, что представляет собой каждый из 7 храмов комплекса:

  1. Пура Пенатаран Агунг Лемпуянг находится в самом начале пути. Его вы сможете увидеть, не зависимо от того, какой путь выберете дальше. К сожалению, многие туристы, добравшись сюда, возвращаются и не желают продолжать свое путешествие, решив, что и этой красоты им вполне достаточно. Для паломников данное место играет очищающую роль, они здесь задерживаются, чтобы помолиться и очиститься и только после этого они продолжают свое восхождение. Данный храм включает в себя внешний, внутренний и средний двор. Во внутреннем дворике расположены статуя бога Кришну и пагоды.
  2. Pura Telaga Mas – название данного храма имеет дословный перевод «золотое озеро». Благодаря тому, что к нему ведет асфальтированная дорога, сюда можно добраться, как на байке, так и пешком. Храм представляет собой пару алтарей, выполненных из цемента. Находятся они немного выше предыдущего храма. Вблизи святыни работает небольшое местное кафе, где можно приобрести прохладительные напитки и легкие закуски. Обратите внимание, что именно здесь дорога разделяется на две части. Если на развилке вы свернете налево, то прямой дорогой направитесь к главному строению храмового комплекса. Если решите воспользоваться правой тропинкой, то сможете увидеть и остальные святыни Лемпуянга.
  3. Pura Telaga Sawangan будет следующим строением, которое встретится на вашем маршруте. На его территории находится родник, вода в котором сохраняется даже в период засухи. Из родника вода попадает в небольшой пруд, покрытый лотосами. Здесь многие паломники также проходят этап очищения. В пределах храма вы сможете встретить большое количество макак. Несмотря на то, что они не настолько наглые, как в других аналогичных местах Бали, близко приближаться к ним не стоит.
  4. Pura Lempuyang Madya – данный храм расположен буквально в нескольких шагах от предыдущего. С его территории открывается панорамный вид на окрестные территории. В нем находится 2 статуи новобрачным, благодаря чему святыню часто именуют «храмом молодоженов». Территория Lempuyang Madya не очень ухоженная. Несмотря на то, что она выложена плиткой, во многих местах виднеются участки, поросшие травой. На территории храма много пагод, состоящих из 2-х или 3-х ярусов.
  5. Pura Pucak Bisbis. К данному храму ведет уже более крутая дорожка. Территория его небольшая, тем не менее, она также подразделяется на три отдельных дворика. На входе установлены ворота. Внутри есть алтарь.
  6. Pura Pasar Agung – предпоследний храм. Его территория также небольшая, недавно здесь проводились строительные работы. Храм представляет собой резной алтарь белого цвета, установленный на возвышенности. Чтобы сюда попасть, придется идти через джунгли. Обратите внимание, что во время дождя дорожка часто размывается, что затрудняет проход по ней.
  7. Pura Lempuyang Luhur. Чтобы попасть к нему, придется пройти еще около километра. Большая часть пути будет состоять из ступенек. Не удивляйтесь, если вам придется пройти через облака или столкнуться с туманом. Для такой высоты это явление считается нормальным. На самой вершине вы увидите храм, выполненный в традиционном для Бали стиле. Вход в него украшают расколотые ворота. Во внутреннем дворе расположена беседка для медитаций, установлены пагоды, а также есть места для подношений. В хорошую погоду отсюда можно наслаждаться великолепными видами на гору Агунг и город Амлапура. Если посмотреть вниз, то вы увидите джунгли и рисовые террасы. Около храма растет плантация бамбука.

Храм Лемпуянг на Бали

Храм Лемпуянг на Бали

История храма

Как гласит легенда, святыня в этих местах находилась еще до того, как на остров пришел индуизм, то есть примерно 2 тысячи лет тому назад. Более достоверные сведения сообщают, что строительство храма Лемпуянг происходило примерно в XI веке. Первые упоминания о нем были найдены в летописях 1072 года.

В тот период велось активное строительство храмов в горной местности, а именно на вершинах холмов. Давние правители в один голос утверждали, что все горные вершины на Бали образовались в результате раскола священной горы Меру.

На острове есть еще одна легенда, касающаяся горных пиков. Совсем давно бог Пакупати заметил, что территория Бали регулярно подвергается мощнейшим земным колебаниям. Он послал 3-х своих сыновей, чтобы те расположились на высочайших горных вершинах острова – Агунге, Батуре и Лемпуянге. Их присутствие должно было установить равновесие на Бали. Спустя какое-то время во всех этих местах были возведены храмовые комплексы.

Храм Лемпуянг на Бали

Храм Лемпуянг на Бали

До середины ушедшего столетия Лемпуянг практически полностью был разрушен. В местах, где когда-то были святилища, остались каменные груды, со всех сторон заросшие густыми деревьями. Но спустя какое-то время практически все строения восстановили. Следовательно, практически все здания, расположенные в пределах комплекса, являются современными, а над некоторыми до сих пор продолжаются реконструкционные работы. Во время проведенных работ некоторые строения пришлось заменить на новые, но это никак не отразилось на роскоши и изяществе храма. Он даже в таком виде выглядит великолепно.

Время работы и цены на билеты

Для посещения территория храма открыта с 8 утра до 5 часов вечера. На входе вы можете взять карту с детальным описанием его территории. Гулять по комплексу нужно в саронгах, его можно привести с собой либо взять в аренду за 10 тысяч рупий на месте.

Вход в сам храм является бесплатным, но, как и во всех других аналогичных местах, посетителей просят оставлять пожертвования. Данная сумма не контролируется и зависит от личных предпочтений. Первые храмы для гостей открыты постоянно, а вот самый главный во время больших религиозных мероприятий закрывается, на его территорию могут попасть только паломники.

Как добраться?

Попасть в Лемпуянг можно двумя способами:

  • Автобус отправляется ежедневно в 7 часов утра с Куты. Компания-перевозчик – Перама. Стоимость билета 150 тысяч рупий.
  • Собственный транспорт. Это один из самых удобных вариантов. Во-первых, получается достаточно экономно, во-вторых, вы не от кого не зависите по времени. Комплекс находится в 10 километрах от водного дворца Тирта Ганга. Выехав в северо-восточном направлении по Jl. Abang, вам достаточно будет двигаться по указателям. Они доведут вас до нужного места. От Денпасара храм отдален на 75 километров, будьте готовы потратить на дорогу не менее 2-х часов.
  • Такси. Удобный, но довольно дорогой вариант.
  • Поехать вместе с экскурсией. Если вы выберите этот вариант, то кроме храма Лемпуянг увидите водные дворцы, Гоа Лавах, посетите шоколадную фабрику и многое другое. Заказать экскурсию на восток Бали можно на этом сайте.

Храм Лемпуянг на карте

На этой карте я отметила расположение данного храма.

Мы с вами познакомились с еще одним удивительным храмом на Бали. Включите его в список обязательных для посещения мест. Несмотря на то, что на знакомство с ним вам придется потратить большую половину дня, оно того стоит. Мало того, что здесь красивая архитектура, так еще и с вершины открываются потрясающие виды на окрестности.

Храм Пура Лухур Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang, или Lempuyang Temple)

Храм Пура Лухур Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang, или Lempuyang Temple) считается древнейшим на острове Бали. Он входит в девятку главных святынь, которые поддерживают духовное равновесие острова. Находится в восточной части, недалеко от Агунга, на вершине одноименной горы. Представляет собой комплекс из семи храмов, самый главный расположен на высоте 1058 м над уровнем моря, к нему ведут больше 1500 ступенек.

ИСТОРИЯ ХРАМА

Согласно легенде, святыня на месте современного храма существовала еще 2000 лет назад, до прихода индуизма. По более достоверным сведениям, Лемпуянг был основан в XI столетии. Летописи начинают упоминать его в 1072 году.

hram-lempuyang-1hram-lempuyang-1

В это же время возводились другие горные храмы. Тогдашние правители и священники утверждали, что все вершины острова образовались из священной горы Меру (обиталища богов в индуизме), которая раскололась на несколько частей.

Существует еще одна легенда, которая касается священных гор острова. Когда Земля была совсем молодой, бог Pacupati увидел, что Бали страдает от постоянных землетрясений. Он отправил трех своих детей сюда, чтобы те поселились на самых высоких вершинах — Dewi Danu на Батуре, Hyang Putra Jaya на Агунге, а Hyang Gni Jaya на Лемпуянге. Своим присутствием они должны были принести равновесие на остров. Потом в этих местах люди построили храмы.

До 50-х годов прошлого века храмовый комплекс Пура Лемпуянг практически полностью разрушился. На месте святилищ остались груды камней, вокруг них росли густые деревья. Но через десятилетие он был полностью отстроен. Так что все здания, которые вы здесь увидите, современные. Некоторые храмы и сейчас ремонтируются, старые архитектурные элементы иногда полностью заменяются на новые. Это абсолютно не умаляет их красоты и святости.

ОПИСАНИЕ ХРАМА

Архитектурный ансамбль Пура Лемпуянг состоит из семи храмов. Гора, на которой он построен, условно разделена на три части. Нижняя посвящена богу Брахме, средняя – Вишну, верхняя – Шиве. Храмы соединены между собой лесными тропами и каменными лестницами. По разным сведениям, к главной святыне ведет 1600, 1700 или 1850 ступеней. Пока никому не удалось их подсчитать с абсолютной точностью.

На вершину можно попасть несколькими маршрутами:

Короткий ведет прямо к главной святыне, дорога занимает около 2-3 часов.
Длинный путь петляет сквозь джунгли, по дороге можно посетить все храмы комплекса. Займет он 4-6 часов (в зависимости от вашей физической подготовки, частоты привалов).
На самом деле по дороге есть еще несколько развилок, позволяющих сократить путь. Поэтому многие пишут, что к храму ведет 4 маршрута.

hram-lempuyang-2hram-lempuyang-2

Как уже было сказано, комплекс состоит из 7 храмов:

  • Pura Penataran Agung Lempuyang
  • Pura Telaga Mas
  • Pura Telaga Sawangan
  • Pura Lempuyang Madya
  • Pura Pucak Bisbis
  • Pura Pasar Agung
  • Pura Lempuyang Luhur

Теперь я хочу подробнее рассказать о каждом из них.

Pura Penataran Agung Lempuyang

Первый храм, который встречается на пути. Многие туристы поднимаются только сюда и не идут к самой вершине. Святыню проходят и на коротком, и на длинном маршруте. Паломники останавливаются здесь, чтобы помолиться, очистить душу и помыслы перед дальнейшим восхождением.

Строения расположены на склоне горы Лемпуянг, на высоте 600 метров над уровнем моря.

Территория храма состоит из трех дворов:

hram-lempuyang-3hram-lempuyang-3

Внешний (jaba pisan, или nistaning mandala)

Сюда ведут расколотые ворота – Чанди Бантар. Их половинки символизируют добро и зло, главные энергии Вселенной, которые должны находиться в равновесии. Ворота белого цвета, украшены красивой резьбой. Если войти внутрь и посмотреть через них, вы увидите священную гору Агунг и храм Бесаких. Здесь получаются потрясающие фотографии. Из некоторых точек кажется, что ворота просто парят в воздухе над холмами. Во внешнем дворе есть несколько павильонов. В одном из них хранятся гамеланы – традиционные балийские музыкальные инструменты. В другом — гонг, с помощью которого верующих приглашают к молитве.

Средний (jaba tengah, или madya mandala)

В среднюю часть святыни ведут три высокие лестницы. Они заканчиваются белыми арочными порталами с воротами. Левая лестница служит для входа, правая – для выхода. Центральные ворота чаще всего закрыты. Через них могут входить только священнослужители во время больших праздников. Отсюда выносят храмовые реликвии. Лестницы украшены резными скульптурами мифических змеев Нагов, сценами из Рамаяны.

Внутренний (jero, или utamaning mandala)

Во внутреннем дворе находится высокая статуя Кришны (одно из воплощений Вишну). Также здесь можно увидеть несколько многоярусных пагод-меру, посвященных разным божествам. Есть Падмасаны и изображения Sang Hyang Widhi Wasa. Входить в центральную часть храма разрешено только индуистам.

Pura Telaga Mas

Название Pura Telaga Mas переводится как «Золотое озеро». К этому храму можно подняться по асфальтированной дорожке пешком или на байке. Он расположен на 100 м выше, чем Penataran Agung Lempuyang. Должен вас разочаровать, но золотого озера здесь нет. Святыня – это просто несколько алтарей, сделанных из цемента.

В лесу есть пара небольших водоемов. В них живут золотистые лягушки. У жаб очень красивые голоса. Когда подходишь к храму, кажется, что рядом поют птицы. Вид встречается только в этом районе острова. Рядом с храмом есть небольшой варунг, здесь можно купить прохладительные напитки, кофе, закуски (лапшу, рис, бутерброды). Сразу за Pura Telaga Mas будет развилка. Если вы пойдете по левой тропинке, подниметесь непосредственно к главному храму Лемпуянг. Свернув вправо, увидите другие святыни комплекса.

Pura Telaga Sawangan

«Храм волшебной воды», так переводится на русский название этой святыни. Здесь действительно есть источник, который не пересыхает даже в сухой сезон. Вода стекает прямо из горного склона в небольшой бассейн, поросший лотосами. На территории есть несколько скромных алтарей. Это еще одно место очищения на пути паломников.

В бассейне тоже водятся «поющие» лягушки. Кроме того, на территории есть много макак. Они не такие наглые, как в Улувату  или Убуде, но все равно внимательно следите за своими вещами. Кормить и притрагиваться к обезьянам не рекомендуют, чтобы избежать агрессии с их стороны.

Pura Lempuyang Madya

Этот храм находится рядом с Pura Telaga Sawangan, на крутом склоне. С него открываются очень красивые виды на окрестности – горный хребет, поросший лесом, рисовые террасы, морское побережье.

Храмовый двор выглядит немного неухоженным. Он выложен плиткой, из-под которой выбивается трава. В центре стоят два алтаря. Территория окружена несколькими пагодами с одним, двумя и тремя ярусами. На территории храма можно купить воду и закуски, если вы не сделали этого раньше.

Pura Lempuyang Madya иногда называют храмом молодоженов. Дело в том, что внутри есть две статуи новобрачных. Сюда нередко приходят помолиться о счастливой семейной жизни. Кроме того, вы увидите здесь камень со свастиками. Они не имеют никакого отношения к нацистской символике. В индуизме этот знак означает Космос, движение небесных светил.

Pura Pucak Bisbis

Дорога к этому храму становится все более крутой и неровной. Когда вы подниметесь, увидите перед собой небольшие расколотые ворота. Внутри пространство разбито на три части, как и в других храмах. Дворы совсем крохотные, во внутреннем стоит маленький алтарь. Рядом с храмом нередко можно увидеть разбросанные обезьянами подношения. Перед входом стоит вполне современная табличка с названием Pura Pucak Bisbis.

Pura Pasar Agung

Последний небольшой храм перед подъемом в главную святыню. Совсем недавно он перестраивался. Представляет собой белый резной алтарь на каменной возвышенности с несколькими ступеньками. Сюда паломники приходят, чтобы помолиться и забыть всю мирскую суету перед посещением главной святыни. Дорога между Pura Pasar Agung и Pura Pucak Bisbis идет через джунгли, во время дождей тропу подтапливает. Так что идти по ней довольно трудно.

Pura Lempuyang Luhur

От последнего храма сюда нужно идти еще 800 метров. Большая часть пути – каменные ступени. На такой высоте нередко бывают туманы, иногда мимо даже проплывают облака. Поднявшись на самый верх, вы увидите традиционный балийский храм с расколотыми воротами. Внутри есть беседка для медитации, алтари для подношений и пагоды. Отсюда открывается потрясающий вид: с одной стороны — на гору Агунг и храм Бесаких, с другой – на город Амлапура и океан. Внизу под вами простираются тропические джунгли, за ними – рисовые террасы и пальмовые рощи. Перед глазами открывается почти вся восточная часть острова.

Возле входа в храм растет бамбуковая роща. Деревья накапливают в своем стволе воду. Она считается священной и носит название Tirta Pingit. Во время праздничных церемоний священник срезает бамбук и окропляет всех верующих святой влагой. Остатки собирают в большие емкости, они хранятся в здании Pingleih Tirta Pingit на территории храма.

ЗНАЧЕНИЕ ХРАМА

Полное название храма Лемпуянг — Pura Sad Kahyangan Lempuyang Luhur. Самый популярный его перевод – «Небесное головокружение» (Luhur – небесный, Lempuyang – головокружение). В справочнике Управления культуры острова (1998 год издания) имя святыни расшифровывается по-другому: Lampu переводится как «сияние», а Hyang – как «обожествляемый дух предков». Общий смысл – «свет Бога, который ослепительно сияет и освещает все вокруг».

Посвящен храм единому Богу Ишвара (Dewa Iswara) – создателю вселенной. Иногда его знают под именем Sanghyang Widi Wasa или Sang Hyang Widhi Wasa (Всемогущественный Бог). Его нередко изображают в виде обнаженного человека в окружении языков пламени. Традиционные Падмасаны (лотосовые троны), которые можно увидеть почти в каждом балийском храме, также являются символом Ишвара. Для того, чтобы вы лучше поняли его значения, нужно объяснить некоторые особенности индуистской философии, а также ее местную интерпретацию.

Особенности балийского индуизма

В индуистской монотеистической философии бог Ишвара является единственным. Все остальные – это только его проявления, воплощения, или аватары. Такую концепцию признает лишь часть философских школ, включая балийскую. Также понятие единого бога (Творца Вселенной) присутствует в буддизме.

Балийский вариант индуизма называется Agama Hindu Dharma. Он является смесью монотеистического шиваизма, буддизма и местных верований.

Основные постулаты религии:

Существует один высший бог, от которого произошел весь мир.

Концепция тримурти (трех богов) – Брахма (создатель), Вишну (жизнь) и Шива (разрушитель). Все они являются воплощениями Всемогущественного Бога. Отвечают за бесконечные рождения и смерти на Земле, поддерживают мировое равновесие. Концепция также разделяет Вселенную на миры богов (живут в горах и на небесах), людей (на равнинах) и демонов (обитают в море).

Душа, или атма – универсальный принцип жизни и сознания.

Карма – совокупность человеческих деяний, которые влияют на последующие жизни.

Сансара – круговорот бесконечного цикла жизни и смерти.

Мокса – избавление от сансары.

Усиление идеи индуистского монотеизма и Единого Бога произошло на острове сравнительно недавно, хоть в местной религии она присутствовала уже несколько столетий. После войны независимая республика Индонезия приняла принцип свободы вероисповедования. Но религии, которые признавались государством, должны были быть монотеистическими. В перечень вошли ислам, христианство (католицизм и протестантизм), буддизм, индуизм.

Пура Лемпуянг, Pura Lempuyang Luhur, Храм золотого озера

  • Местонахождение: Индонезия, остров Бали
  • Высота над уровнем моря: 1058 м
  • Часы работы: 08:00-17:00

Пура Лемпуянг

В восточной части Бали, неподалеку от деревни Тирта Гангга находится Храм Пура Лемпуянг. Индонезийцы считают его самым важным храмовым комплексом на острове, и верят, что Pura Lempuyang Luhur вместе с еще 6 храмами защищает Бали от злых духов. Это волшебное место называют «лестницей в небо» или «дорогой в облака».

Особенности Пура Лемпуянг

В состав комплекса входит 7 храмов, каждый из которых расположен выше предыдущего и имеет свое название:

  1. Pura Penataran Agung – нижний храм, к которому ведут три параллельные лестницы. Для посетителей предназначены только левая и правая из них, а по средней могут ходить только священники во время церемоний. Традиционные для Бали расколотые ворота храма символизируют равновесие сил в природе и в жизни.
  2. Нижний храм Pura Penataran Agung
  3. Pura Telaga Mas – его название переводится как «храм золотого озера». Поднявшись еще выше, вы попадаете на развилку. До верхнего храма можно подняться по ступенькам в течение 2-3 часов, или же, сделав большой круг, осмотреть по дороге еще 3 красивых храмовых строения. В этом случае на дорогу у вас уйдет примерно 5-6 часов.
  4. Тропинка к верхним храмамХрам Pura Telaga Mas
  5. Pura Telaga Sawang – «храм волшебной воды».
  6. Храм Pura Telaga SawangДорога ко второму и третьему храму
  7. Pura Lempuyang Madya – четвертый по счету.
  8. Храм Pura Lempuyang Madya
  9. Pura Pucak Bisbis – храм молодоженов, расположен на Холме слез.
  10. Храм Pura Pucak Bisbis
  11. Pura Pasar Agung – святыня под номером 6.
  12. Храм Pura Pasar Agung
  13. Pura Sad Kahyangan Lempuyang Luhur – самый красивый храм, расположенный на вершине одноименной горы. Отсюда, с высоты 1058 м над уровнем моря открывается прекрасный вид на гору Агунг и рисовые террасы. Рядом с храмом растет священный, по мнению здешних верующих, бамбук. В праздничные дни святой водой, добытой из него, окропляются все пришедшие в храм.
Верхний храм Pura Sad Kahyangan Lempuyang LuhurВерующие на молитве

Особенности посещения храма Пура Лемпуянг на Бали

Туристам рекомендуется соблюдать некоторые правила:

  1. Для входа в храм посетителям необходимо надеть саронг – так называется традиционное одеяние, состоящее из куска хлопчатобумажной материи. Мужчины обматывают саронг вокруг пояса, а женщины – выше груди.
  2. Побывавшие здесь советуют приезжать для восхождения к храму с самого утра, чтобы успеть увидеть всё. Возьмите с собой теплую одежду, так как на вершине довольно прохладно, частые туманы и низкая облачность. Обувь тоже должна быть подходящей: удобной и с нескользкой подошвой. Не помешает и надежная палка-трость.
  3. На пути к храмам следует хранить чистоту природы и своих помыслов, не произносить грубых слов.
  4. Работает храмовый комплекс ежедневно с 08:00 до 17:00.
Развилка на пути к верхнему храму

Как добраться до Пура Лемпуянг?

Легче всего доехать до храмового комплекса из Амлапуры, следуя по направлению к Амеду. С дороги Amlapura-Tulamben ваш автомобиль должен свернуть на юг в направлении Ngis и проехать 2 км, затем, следуя дорожным знакам, надо ехать по горному серпантину на KEMUDA еще 2 км. А до храма придется идти пешком, преодолев 1700 степеней.

Экскурсия в храм Пура Лухур Лемпуянг на Бали

Предлагаю вам посетить восточную часть острова Бали. Это однодневная экскурсия в храм Пура Лухур Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang), в водные дворцы Тиртаганга и Таман Уджунг, а также на пляжи восточного побережья: Лембенг или Керамас и Вирджин.

Выезжать мы можем из любой точки курортной зоны: Денпасара, Санура, Нуса Дуа, Куты, Семиньяка или Джимбрана. Если вы остановились на севере или востоке острова, мы согласуем время и стоимость тура отдельно.

От гостиницы я заберу вас на своем автомобиле.

  • Стоимость тура – 60 долларов с человека
  • Начало – 08:00, окончание – 18:00

В стоимость входит:

  • Трансфер из отеля и обратно
  • Услуги русскоязычного гида
  • Посещение пляжа Лембенг или Керамас (на ваш выбор)
  • Посещение водного дворца Таман Уджунг
  • Посещение пляжа Вирджин
  • Посещение водного дворца Тиртаганга
  • Посещение Храма Лемпуянг
  • Входные билеты там, где они могут потребоваться

Как организована экскурсия

Из отеля нам следует выехать пораньше, чтобы успеть осмотреть все достопримечательности. Лучше всего планировать начало экскурсии на 08:00. Первым делом мы поедем на пляж. Утром там почти нет людей, воздух свежий и чистый. Небольшая прогулка зарядит энергией и станет отличным стартом дальнейшего путешествия. Вы можете выбрать Лембенг или Керамас. Первый пляж находится почти рядом с Денпасаром, второй – на 10 км дальше.

Сейчас я вкратце расскажу, о том, какие места мы с вами посетим.

Пляжи Лембенг и Керамас

Пляж Лембенг (Pantai Lembeng, или Lembeng beach) расположен в 2 км от Денпасара, рядом с рисовыми полями и пальмовыми рощами. Берег покрыт черным вулканическим песком. Место давно облюбовали серферы. Но без опыта я не советую даже заходить в воду с доской: волны высокие, а катание требует немалой сноровки. Купаться здесь вообще запрещено. Зато вы сможете полюбоваться красивым видом на океан. На пляже есть несколько беседок для пикника, в остальном инфраструктура развита слабо. Место тихое и пустынное в утренние часы, большинство туристов приезжает сюда вечером.

Более подробную информацию вы можете найти на странице «Пляж Лембенг».

Пляж Керамас (Pantai Keramas, или Keramas beac) по внешнему виду похож на Лембенг. Берег тоже с черным песком. Волны высокие и отлично подходят для занятия серфингом, но только опытным спортсменам. Со всех сторон Керамас окружен скалами, что делает это место очень уютным. Инфраструктура здесь развита хорошо – есть пляжный клуб и несколько гостиниц. У входа вы сможете выпить кофе в небольшом баре. Сюда приезжает довольно много людей, но ранним утром пляж еще пустой. Только местные рыбаки выходят в море на своих лодках.

Итак, если вы хотите посмотреть на рисовые террасы, пальмовые рощи и погулять по почти дикому пляжу – выбирайте Лембенг. Хотите выпить утреннюю чашечку кофе в баре, полюбоваться известняковыми скалами? Тогда лучше поехать на Керамас. В обоих местах вы увидите огромные океанские волны и настоящий черный вулканический песок.

Водный дворец Таман Уджунг

После посещения пляжей мы поедем дальше на восток вдоль побережья. Следующая точка нашей экскурсии – водный дворец Таман Уджунг (Taman Ujung). От Керамаса до него приблизительно 45 км, а от Лембенга – 55 км. Ехать нужно больше часа.

Дворец был построен в прошлом столетии на месте старой королевской резиденции. Возводился он целых 20 лет, с 1901 до 1921 года. Затем был почти полностью разрушен вследствие извержения Агунга (1963 год) и большого землетрясения (1975 год). Сейчас Таман Уджунг отреставрирован. Интересно, что дворец до сих пор находится в частной собственности наследников королевской семьи, но он полностью открыт для посещений, там никто не живет.

Занимает достопримечательность площадь в 10 га. Состоит из нескольких жилых зданий, хозяйственных построек, беседок. В центре находится три больших бассейна. Посреди одного из них стоит дом раджи, соединенный с берегом каменными мостами с красивой резьбой. Все это окружено ухоженным садом с удобными дорожками, выложенными плиткой. Таман Уджунг расположен на нескольких уровнях, соединенных лестницами. Если забраться в самую верхнюю беседку, то на юге можно увидеть океан, на севере – гору Агунг, на востоке – бесконечные рисовые поля, а на западе – город Амлапура.

Если вы хотите узнать больше об этом месте, рекомендую посетить страницу «Водный дворец Таман Уджунг».

Пляж Вирджин

Дальше мы поедем на один из самых красивых пляжей острова, который находится в нескольких километрах от Таман Уджунг. У него много названий — Virgin Beach (или «девственный»), Pantai Pasir Putih, что на индонезийском означает «пляж с белым песком». Многие знают его как White Sand beach. Несколько лет назад песок на берегу действительно был абсолютно белым. Сейчас появились черные вулканические вкрапления, но пляж от этого не потерял своего очарования.

Virgin Beach – это одно из немногих мест на юго-восточном побережье, где можно купаться. Вода здесь чистая и прозрачная, насыщенного бирюзового оттенка. В правой части пляжа хорошие места для снорклинга. Со всех сторон он окружен скалами с редким тропическим кустарником. Инфраструктура хорошо развита, есть несколько кафе, в них бесплатно выдают шезлонги и даже маски для ныряния. При желании, вы можете перекусить или пообедать перед нашим дальнейшим путешествием.

Водный дворец Тиртаганга

После того, как вы отдохнете и позагораете на пляже Virgin Beach, мы сможем отправиться еще к одному водному дворцу. Тиртаганга (Tirta Gangga) был построен в средине прошлого века. Его создатель – король Карангасема Анак Агунг Англурах Кетут. Он не только финансировал строительство, но и сам составлял архитектурный проект.

Название дворца переводится как «Священная вода Ганга». Он строился вокруг природного источника. Сначала была создана система ирригации, функционирующая до сих пор. Часть воды идет в город Амлапура через сеть подводных каналов. Вторая половина попадает сначала в бассейн, а затем на рисовые поля. На территории комплекса есть несколько искусственных водоемов, в некоторых можно купаться. Местные жители нередко приходят сюда для церемониальных омовений. Площадь дворца — всего 1,2 га. Его территория засажена зеленью. Не верится, что в 1963 году вся растительность была уничтожена вулканическим пеплом и лавой, как и сам дворец.

В центре сада находится большой многоярусный фонтан, он символизирует единого верховного бога. В бассейне возле него есть дорожка, по которой можно пройтись и загадать желание. Говорят, во многих случаях оно сбывается. А если искупаться в здесь в полнолуние, можно вернуть себе молодость. На территории много статуй, изображающих богов, людей, демонов и фантастических животных. Бассейны соединены между собой мостами с большими фигурами драконов. Окружают парк и здания холмы, покрытые тропическим лесом, вдали видны рисовые поля.

Рекомендую также посетить страницу «Водный дворец Тиртаганга», где вы сможете найти больше информации об этой достопримечательности.

Храм Лемпуянг

Последний пункт нашей экскурсии – Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang). Это одна из самых древних святынь на острове, которая входит в девятку главных храмов. Считается, что основан Лемпуянг 2000 лет назад. Он расположен на вершине одноименной горы, высотой 1058 м над уровнем моря. Подниматься нужно по лесным тропинкам и ступеням (их насчитывается около 1700 штук).

Есть несколько маршрутов, которые ведут к храму. Мы выберем самый короткий, подъем займет у нас около 2-3 часов. Если идти по длинному маршруту, нужно потратить 4-5 часов, зато по дороге вы увидите еще 6 храмов, которые составляют единый комплекс. Самый первый из них находится у подножья горы (мы в любом случае туда зайдем). Он называется Pura Penataran Agung. Через его ворота открывается потрясающий вид на Агунг и Бесаких.

Храм на вершине традиционно состоит из трех уровней. На второй ведут три лестницы, которые заканчиваются воротами.  Две боковые предназначены для посетителей, а центральная – для священнослужителей. Вход посредине открывается только по большим праздникам, через него выносят храмовые реликвии. Если у вас хватит сил подняться в самый верхний храм, перед вами откроется потрясающий вид на горы, долины и маленькие селения.

Если у вас не будет сил и желания подниматься на вершину, можем завершить нашу экскурсию в нижнем храме. Он тоже очень красивый, с отличной панорамой. После спуска мы отправимся в обратную дорогу. Экскурсия закончится приблизительно в 18:00, ехать до Денпасара нужно чуть больше двух часов. Так что на месте мы будем в 20:00-20:30 вечера.

Вы можете по своему усмотрению менять предложенный мною маршрут. Например, выехать чуть раньше и сначала посетить храм Лемпуянг. Затем проехаться по водным дворцам, отдохнуть на Virgin Beach и встретить закат на пляже Лембенг. Мы можем выключить из программы малоинтересные для вас места или те, в которых вы бывали раньше.

Достопримечательности на карте, входящие в состав экскурсии

Fetching directions......

Храм Лемпуянг – уникальная святыня острова Бали

Храм Пура Лемпуянг находится рядом с деревней Тирта Гангта, в восточной части острова, неподалеку от Агунга. Это, по мнению местных жителей, самый важный и самый древний храмовый комплекс на Бали. Этот храм — одна из основных святынь, поддерживающая духовное равновесие острова Бали.

Считается, что Pura Luhur Lempuyang защищает остров от злых духов, поэтому называют это необыкновенное место «лестницей в небо», «Дорогой в облака» или «Небесное правосудие».

Первое упоминание о храме в летописях – с 1072 года

По легенде, бог Pacupati решил уберечь Бали от землетрясений и бедствий, для этого он отправил своих с детей на три самые высокие вершины — Hyang Putra Jaya на Агунге, Dewi Danu на Батуре, а Hyang Gni Jaya на Лемпуянге. Они должны были обеспечить равновесие на острове. Затем в этих местах были построены храмы.

В храмовый комплекс входят 7 храмов, каждый из которых называется по-своему, по расположению каждый последующий выше предыдущего. Гора, на которой он находится, условно поделена на три части. Богу Брахме посвящена самая нижняя часть, богу Вишне – средняя, а богу Шиве — самая верхняя часть.

Между собой эти храмы соединены лестницами и лесными дорожками. По разным версиям количество ступенек, которые ведут к главному храму разное от 1500 до 1800. Точно их сосчитать еще никому не удавалось.

Обзор и подробности

Pura Telaga MasПура Лемпуянг — это самый нижний первый храм, к нему можно подняться по трем параллельным лестницам. Центральная лестница (средняя) предназначена исключительно для священников, а левая и правая для посетителей. Лестницы украшены скульптурами змеев Нагов из мифов и сценами из Рамаяны. Расколотые ворота означают своеобразный баланс (равновесие) сил как в природе, так и в жизни. Ворота украшены изумительной резьбой, создается впечатление, что они парят в воздухе над холмами. Здесь паломникам предстоит помолиться и очистить душу перед восхождением. Территория поделена на три двора.

Pura Telaga Masв переводе означает «храм золотого озера». Поднимаясь выше — оказываемся на развилке. До верхнего храма можно добраться, если идти по большому кругу сквозь джунгли, по пути будет еще три храмовых сооружения, дорога займет около 6 часов. Можно сократить время подъема в половину и подниматься по ступеням. «Золотого озера» здесь нет, есть несколько алтарей, изготовленных из цемента. В лесу есть водоемы с золотистыми лягушками. Этот вид лягушек встречается только в этом месте на острове.

Пура Лемпуянг—  Pura Telaga Sawangаn – «храм волшебной воды» здесь находится источник, который никогда не пересыхает. Вода стекает по горному склону в бассейн с лотосами и «поющими» лягушками. На территории находятся несколько алтарей — это места для очищения паломников перед дальнейшим восхождением.

Pura Lempuyang Madya – это четвертый храм, который находится на крутом склоне, также его называют храмом молодоженов (из-за расположенных внутри двух статуй новобрачных), здесь можно помолиться о счастье в семейной жизни.

Pura Pucak Bisbis – поднимаясь к этому храму дорога становится все круче. Как и в других храмах, территория делится на три маленьких двора.

Pura Pasar Agungшестой храм, который представляет собой алтарь белого цвета на возвышенности из камня перед главной святыней. Дорога в главный храм (800 метров!) довольно сложная, по джунглям, а в сезон дождей ее размывает, и она становится почти непроходимой.

Pura Sad Kahyangan Lempuyang Luhur – седьмой храм, он необыкновенной красоты, находится на горе Лемпуянг (высота над уровнем моря – 1058 метров). Здесь часто бывают туманы и низкие облака. На самом верху находится величественный храм с расколотыми воротами. С высоты открывается потрясающий вид на пальмовые рощи, рисовые террасы, храм Бесаких и гору Агунг. Возле храма растет бамбуковая роща. Из бамбука добывают воду, и по мнению верующих эта вода святая. Ею во время церемоний священник окропляет всех, кто приходит в храм.

Туристам, прежде чем идти в храм, следует ознакомиться с правилами поведения

Важно соблюдать:

  • — нужно проявлять уважение к традициям местного населения, это является ключевым моментом на пути к пониманию — заходить в святилище следует в специальном одеянии (саронг), по сути это кусок хлопчатобумажной ткани. Мужчины обматываются вокруг пояса, а женщины — выше груди. Традиционную одежду можно на месте взять напрокат или привезти с собой.

  • — собираясь посетить этот храм, советую вам, начинать восхождение ранним утром. Обязательно возьмите теплую одежду — на вершине всегда холоднее, чем внизу, к тому же там часто бывают туманы. Серьезно отнеситесь к выбору обуви — она должна быть удобной и не скользить. Можно прихватить с собой трость, чтобы было на что опереться.
  • — как и идя в любой храм, нужно оставить греховные мысли, не говорить бранных слов.
  • — нельзя иметь на себе золотые украшения.
  • — нельзя посещать храм людям, недавно похоронившим родственников.
  • — время работы храма – ежедневно, с 8 до 17 часов.

Как добраться?

Проще всего добраться до храма на автомобиле из Амлапуры в сторону Амеду. Затем повернуть (согласно дорожным указателям) в сторону Ngis, проехав 2 километра поднимаемся по горному серпантину на KEMUDA, едем еще 2 километра. Ну, а до храма идем пешком в гору.

Храм Лемпуянг (Pura Luhur Lempuyang) – уникальнейшая святыня, вокруг которой первозданная природа. Восхождение поможет вам понять, прочувствовать и оценить балийскую культуру.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *