Heiðrik (Фарерские острова) | RE:букинг
Хайдрик (Heiðrik), полное имя на фарерском языке звучит как Хайрикур оа Хейюн, родился в 1983 году в Торсхавне – столице Фарерских островов. К Хайдрику как нельзя лучше подходит крылатое выражение «Талантливый человек талантлив во всём». Он – художник, фотограф, актёр, режиссёр и музыкант, который записал уже две пластинки и снял семь короткометражных фильмов.
Получив музыкальное и кинематографическое образование в Копенгагене, Хайдрик поступил в Исландскую академию изящных искусств. После переезда в Рейкьявик он параллельно с обучением приступил к записи своего второго альбома «Funeral» (2016). На пластинке представлено десять песен с ажурными оркестровыми аранжировками, фортепиано, акустической гитарой, укулеле и хрупким, практически магическим голосом, который зачастую сравнивают с вокалом Энтони Хегарти из Antony And The Johnsons, Джеффа Бакли и Роя Орбисона. Мягкая, но, в то же время, экспрессивная манера исполнения погружает слушателей в меланхоличную, но не лишенную иронии вселенную, на создание которой Хайдрика вдохновили джазовые и фолковые исполнители 20-х – 50-х годов прошлого века.
«Funeral» получил огромное количество положительных отзывов от музыкальных критиков со всей Европы и был отмечен в семи номинациях FMA 2017, включая «Лучший альбом года» и «Лучший поп/рок исполнитель года», поэтому вдвойне приятно, что именно в поддержку этой пластинки музыкант едет с туром по России. Не обойдётся и без песен с предыдущих пластинок: полноформатного альбома «An Invisible Gun» (2007) и четырёх синглов Хайдрика.
Интересные и другие творческие ипостаси Хайдрика. Его картины постоянно становятся частью выставок на Фарерских островах и других странах, а фильмы получают награды на кинофестивалях. К слову его короткометражка «Долина» показывалась в московском Доме кино и в Калининграде в рамках проекта «Киновстреча с Фарерскими островами», представляющем самые яркие киноработы фьордов. Кроме того, Хайдрик создал иллюстрации почти к трём десяткам обложек и буклетов пластинок, проиллюстрировал около десяти книг и снял 19 музыкальных клипов. А ещё сыграл одну из главных ролей в мюзикле «Godspell» в Фарерском национальном театре, сценографом спектаклей которого являлся до этого дважды, и создал визуальную составляющую для спектакля «Havfrúgvin».
Текст: Наталья Сен-Жермен.
Концерты Хайдрика в России:
16 октября 2017 года – Калининград (Калининградский областной драматический театр)
18 октября 2017 года – Москва (Клуб Алексея Козлова)
21 октября 2017 года – Сургут (Сургутская филармония)
22 октября 2017 года – Санкт-Петербург (Клуб The Place)
24 октября 2017 года– Ижевск (Удмуртская государственная филармония)
СМИ о ХАйдрике:
Сургут и Фареры: где параллели? Интервью с музыкантом, режиссёром и художником Хайдриком (Фарерские острова).
Музыка севера: о чём пел фарерский музыкант Хайдрик в Калининграде
Узнать о Хайдрике больше и почитать отзывы о его концертах в России можно в его официальной группе во ВКонтакте.
Посмотреть:
Heiðrik (вокал, Фарерские острова)
21 октября в 19:00 в рамках V Фестиваля искусств «60 параллель» в большом зале Сургутской филармонии выступит певец Heiðrik (Хайдрик) с Фарерских островов. На концерте, в котором примут участие Хальтур Свейнссон (фортепиано, Исландия), Хейин Зиска Давидсен (гитары, Фарерские острова) и Струнный квартет Сургутской филармонии, прозвучат песни из последнего альбома Хайдрика «Funeral» и лучшие композиции с предыдущих пластинок. Напомним, что участие фарерских музыкантов в фестивале уже стало доброй традицией. За пять лет истории «60 параллели» это будет уже пятый концерт: в 2013 году в Сургуте выступала Айвёр Полсдоттир, которая на сегодня уже добилась всемирной известности, позднее – Гури Хансдоттир, Кристиан Блак с группой Yggdrasil и Мариус Зиска.
Хайдрик (полное имя на фарерском языке звучит как Хайрикур оа Хейюн) родился в 1983 году в Торсхавне – столице Фарерских островов. К Хайдрику как нельзя лучше подходит крылатое выражение «Талантливый человек талантлив во всём». Он – художник, фотограф, актёр, режиссёр и музыкант, который записал уже две пластинки и снял семь короткометражных фильмов.
Получив музыкальное и кинематографическое образование в Копенгагене, Хайдрик поступил в Исландскую академию изящных искусств. После переезда в Рейкьявик он параллельно с обучением приступил к записи своего второго альбома «Funeral» (2016). На пластинке представлено десять песен в жанре барокко-поп с ажурными оркестровыми аранжировками, фортепиано, акустической гитарой, укулеле и хрупким, практически магическим голосом, который зачастую сравнивают вокалом Энтони Хегарти из Antony And The Johnsons, Джеффа Бакли и Роя Орбисона. Мягкая, но, в то же время, экспрессивная манера исполнения погружает слушателей в меланхоличную, но не лишенную иронии вселенную, на создание которой Хайдрика вдохновили джазовые и фолковые исполнители 20-х – 50-х годов прошлого века.
«Funeral» получил огромное количество положительных отзывов от музыкальных критиков со всей Европы и был отмечен в семи номинациях FMA 2017, включая «Лучший альбом года» и «Лучший поп/рок исполнитель года», поэтому вдвойне приятно, что именно в поддержку этой пластинки музыкант выступит в Сургуте. Не обойдётся и без песен с предыдущих пластинок: полноформатного альбома «An Invisible Gun» (2007) и четырёх синглов Хайдрика.
Интересные и другие творческие ипостаси Хайдрика. Его картины постоянно становятся частью выставок на Фарерских островах и других странах, а фильмы получают награды на кинофестивалях. Его короткометражка «Долина» даже показывалась в московском Доме кино и Калининграде в рамках проекта «Киновстреча с Фарерскими островами», представляющем самые яркие киноработы фьордов. К слову, за день до концерта, 20 октября подобная киновстреча в рамках «60 параллели» состоится в Сургутской филармонии.
Кроме того, Хайдрик создал иллюстрации почти к трём десяткам обложек и буклетов пластинок, проиллюстрировал около десяти книг и снял 19 музыкальных клипов. А ещё сыграл одну из главных ролей в мюзикле «Godspell» в Фарерском национальном театре, сценографом спектаклей которого являлся до этого дважды, и создал визуальную составляющую для спектакля «Havfrúgvin».
Справка:
Фарерские острова – архипелаг из 18 островов, расположившийся в Северо-Восточной Атлантике, между Норвегией, Исландией и Шотландией. Население всех островов – чуть менее 50 тысяч человек, но Фареры – это практически отдельное государство со своим языком, своей культурой, своими традициями и устоями, и даже своей валютой. Несмотря на географическую удаленность, острова активно развивают международные связи с другими странами, в том числе и с Россией. В марте 2015 года в Москве было учреждено Представительство Фарерских островов, в задачи которого входит не только установление и расширение деловых и экономических связей, но и продвижение культуры островов.
Фестиваль искусств «60 параллель» – проект Сургутской филармонии. Возродился в 2013 году, переняв эстафету от программы-предшественницы, стартовавшей в начале 2000-х годов. Фестиваль демонстрирует высокие образцы искусства во всевозможных направлениях: музыка, театр, изобразительное искусство, кино. За пять лет «60 параллель» познакомила жителей Югры с творцами из США, Эстонии, Швеции, Финляндии, Фарерских островов (Дания) и России. За это время зрители успели побывать более чем на 40 концертах, выставках, спектаклях, мастер-классах и творческих встречах! Фестиваль искусств «60 параллель» – творческий бренд Сургута, лауреат Всероссийского конкурса в области событийного туризма, организованного в рамках V Всероссийской открытой Ярмарки событийного туризма Russian open Event Expo, номинация «Культура». Фестиваль признан «Национальным событием 2017» в федеральном проекте EventsInRussia.com, инициированным Министерством культуры РФ и Федеральным агентством по туризму.
В Россию едет фарерский музыкант и режиссёр Heiðrik (Хайдрик) — Farland. me
В октябре Фарерские острова снова станут ближе. В Россию приезжает певец, режиссёр, актёр и художник Heiðrik (Хайдрик). В пяти городах (Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ижевске, Сургуте) музыкант презентует свой последний альбом «Funeral» и исполнит новые песни.
Музыка Хайдрика — это ажурные оркестровые аранжировки, фортепиано, акустическая гитара, укулеле и хрупкий, практически магический голос, который зачастую сравнивают с вокалом Энтони Хегарти из Antony And The Johnsons, Джеффа Бакли и Роя Орбисона.
Мягкая, но, в то же время, экспрессивная манера исполнения погружает слушателей в меланхоличную, но не лишенную иронии вселенную, на создание которой Хайдрика вдохновили джазовые и фолковые исполнители 20-х — 50-х годов прошлого века.
Художник, режиссёр, музыкант и обладатель самых различных премий — всё это лишь слова, запутавшись в перечислении которых, теряешь основную нить — ту ценность, которую этот талантливый юноша представляет для своей страны.
А о Хайдрике (или Хайрикуре, как они любят поправлять) фарерцы говорят с придыханием: кому-то очень близки его картины, то и дело мелькающее на выставках в национальной галерее искусств, другие — восхищены его клипмейкерской работой, ну, а третьи — души не чают в снятых их земляком короткометражках.
На его концерты обычно спокойные и неспешные жители Фарер места занимают заранее, но локальные площадки всё равно не могут вместить всех желающих и часть поклонников вынуждена стоять в холлах и даже на лестницах, взволнованно вытягивая шеи и бурно обсуждая между собой происходящее на сцене.
Побывав в самой гуще такой, нарядившейся по случаю, толпы, понимаешь — Хайдрик стал новым героем своей страны. Причём отнюдь не случайно, а заслуженно: его киноленты исколесили мир от Северной Америки до России, польский FONOBO заключил с ним контракт и даже привёл на центральное телевидение, а европейские критики все как один рассыпаются в хвалебных рецензиях на недавно вышедший полноформатник «Funeral».
Ищите свой город в списке ниже и приходите на концерт.
16 октября — Калининград (Калининградский областной драматический театр)
18 октября — Москва (Клуб Алексея Козлова)
21 октября — Сургут (Сургутская филармония)
22 октября — Санкт-Петербург (Клуб The Place)
24 октября, вторник — Ижевск (Удмуртская государственная филармония)
За новостями тура можно следить на фан-странице Хайдрика во ВКонтакте.
Подробнее о музыканте можно узнать здесь.
Что еще делать?: почему музыканты с Фарерских островов едут с турами в Россию — Концерты — Афиша Калининграда
В понедельник, 16 октября, в областном драматическом театре выступит певец с Фарерских островов Хайдрик (Heiðrik). Концертом в Калининграде, в котором также примет участие струнный квартет областного симфонического оркестра, музыкант откроет свой первый в жизни тур по России, в рамках которого зрители услышат песни с альбома «Funeral», а также композиции, написанные специально для нашей страны. В преддверии выступления редактор «Афиши Нового Калининграда» Денис Туголуков задал несколько вопросов Хайдрику о творчестве, жизни на островах и ожиданиях от России, а также побеседовал с инициатором приезда музыканта к нам, Антоном Ковальским.
Антон Ковальский, организатор тура Хайдрика в России
— Раньше я жил в Сургуте, долгое время работал редактором отдела культуры в ежедневной газете, но потом возникло желание не писать о том, что натворили, а самому творить. В один прекрасный день я плюнул на всё и устроился работать в сургутскую филармонию пресс-секретарём. Заниматься только пиаром и рекламой концертов оказалось скучно, захотелось чего-то большего. Этим «чем-то большим» стал фестиваль «60 параллель», суть которого — приглашать музыкантов, художников, артистов других творческих людей, которые живут на 60 параллели, в Сургут с концертами и выставками. Мне предложили принимать участие в формировании актуальной афиши фестиваля, и первой, кого я нашёл, стала тогда ещё не особо известная певица Айвёр Полсдоттир с Фарерских островов.
Концерт состоялся — это было в 2013 году — и, наверное, стал лучшим в моей жизни (сказалось, видимо, то, что я имел отношение к его организации). Два дня мы провели вместе с певицей и её музыкантами, сдружились, и закончилось всё на кухне нашей съёмной квартиры, где мы заставили Айвёр варить пельмени. Там она и предложила нам: «Приезжайте к нам на острова». Предложила, скорее всего, шутя и, наверное, была полностью уверена, что мы не приедем. Но мы приехали. Провели там десять дней и окончательно влюбились уже не только в музыку, но и в сам архипелаг.
На фестиваль следующего года я пригласил другую певицу с Фарерских островов, Гури Хансдоттир — она впоследствии сделала по России несколько туров, дав больше 20 концертов. А всего за это время я организовал уже больше 40 концертов музыкантов с Фарерских островов в России (после двух туров этой осенью будет уже 50). Появился даже фестиваль «Фарерские острова ближе, чем ты думаешь», который сейчас перерос в международный проект, а к концертам добавились ещё и киновстречи. Но по большому счету это мое хобби, потому что музыканты оттуда преимущественно неизвестны нашей публике, и сделать так, чтобы на концерт пришли зрители, очень сложно.
Каждый год я продолжаю что-то делать, и в этот раз предложил художественному руководителю калининградского драмтеатра, где сейчас работаю, привезти Хайдрика. Михаил Андреев послушал его песни, посмотрел видео, заинтересовался и сказал: «Почему бы и нет». Помимо Калининграда концерты Хайдрика пройдут еще в четырех городах страны: в Москве, Санкт-Петербурге, Ижевске и традиционно в Сургуте. У себя на Фарерах он — звезда. Режиссёр, художник, актёр, а его последний альбом уже переиздают в Польше.
Этим летом мы ездили на острова снимать пилот документального фильма о том, почему при населении в 50 000 человек там столько музыкантов. Мнения разные. Некоторые музыканты прозаично говорят: «А что нам тут еще делать?». Также есть версия, что в своё время на правительственном уровне поощрялись творческие увлечения (в том числе и занятия музыкой), чтобы таким образом бороться с высоким количеством суицидов. Мне кажется, что всему виной природа и вполне понятные амбиции: «Я тоже так могу». Музыканты смотрят друг на друга, учатся, играют вместе, причём даже те, для кого это хобби, относятся к этому серьёзно. Вот и возник феномен: удивительные острова, на которых есть свой собственный лейбл, несколько звукозаписывающих студий, симфонический оркестр и даже Грэмми.
Почти всегда, впервые оказавшись в России, музыканты с Фарерских островов говорят, что она очень большая, что здесь — почему-то — вкусный кофе, а люди очень похожи на них самих. Определенное сходство в менталитете, возможно, действительно есть. Правда, я до сих пор не понял, в чём оно. Вообще у фарерцев давняя история дружбы с Россией: первые суда, которые начали на законных основаниях там ловить рыбу, были нашими. Русских моряков на островах можно сейчас встретить без проблем, там даже есть консул, который помогает русским. У многих, кого мы там спрашивали о России, есть свои истории на эту тему: от любовных романов своих дедушек с женщинами из России до глубокого изучения истории нашей страны, — но все отмечают схожесть характеров. Говорят, люди у нас открытые, и скорее готовы поделиться эмоциями, нежели жители европейских стран.
Хайдрик а Хейюм, музыкант, режиссер и художник
— Хайдрик, ты родился на островах, а сейчас живешь в Исландии. Не было ли у тебя желания окончательно перебраться на материк?
— Нет, окончательно перебираться не хочется, я не думаю, что это будет удобно для художника вроде меня. К тому же я часто использую Фарерские острова в качестве базы. Полагаю, что теперь, когда земной шар стал таким маленьким, и можно легко путешествовать по всему миру, не имеет большого значения, где вы находитесь.
— Как начиналась твоя карьера в искусстве, и что все-таки тебе ближе: музыка, кино/клипы или живопись?
— Я начал рисовать еще ребенком, потом открыл для себя музыку, еще позже — фильмы. Для меня эти виды искусства не отличаются, это просто разные способы выразить себя — но в конце получается такое же послание. Я представляю себе их как разные языки: говоришь что-то, а затем можешь перевести это на много различных языков, только на некоторых получается не так же хорошо, как на других. Например, используя один язык, вы можете сделать это в виде рифмы, а используя другой, теряете слово «играть» и так далее. То есть я просто должен выбрать, какой язык лучше всего подходит для того, что я хочу сейчас сказать — так я вижу свое искусство. Некоторые вещи лучше воплощаются в музыке, а другие — в чем-то визуальном — зависит от того, что ты хочешь сказать.
— С точки зрения развития карьеры Фарерские острова, наверное, не самое удачное место на Земле? С какими трудностями там приходится сталкиваться?
— Ну, архипелаг очень маленький, и, конечно, там труднее работать — особенно над тем, чем я занимаюсь. Но есть и свои преимущества. Например, легче попасть из точки A в точку B и наладить общение с нужными тебе людьми или получить от них помощь в работе над текущим проектом. Все эти вещи там делаются гораздо быстрее.
— А что на Фарерских островах есть такого, чего тебе не хватает в любой другой точке земного шара?
— Люди, которых я чувствую. Фарерские острова такие маленькие, что люди там заботятся друг о друге. Они относятся друг к другу с уважением, потому что знают, что непременно увидят друг друга снова. В таких условиях ты попросту не можешь вести себя как дурак и относиться к окружающим плохо — об этом обязательно все узнают, и ты получишь клеймо на всю жизнь. Поэтому я уверен, что те люди, которые окружают меня на Фарерских островах, никогда не вонзят мне нож в спину и обязательно придут на помощь, если я их об этом попрошу, потому что знают, что я поступлю точно так же.
— Есть ли у тебя какие-то особые ожидания от России в преддверии первого приезда в нашу страну?
— Мы начинаем тур на очень красивой площадке в Калининграде (концерт состоится в драмтеаре — прим. «Афиши Нового Калининграда») вместе со струнным квартетом. Это очень похоже на мечту, так что я в большом предвукушении от всего этого. С нетерпением жду, когда смогу увидеть, как зрители будут реагировать на музыку.
— Кое-где в России также прохладно, как и на Фарерских островах. А менталитет людей, на твой взг
Хайдрик и его «Похороны». Как музыкант с Фарерских островов учил сургутян искусству отпускать
С уважением к прошлому
— Хайдрик, у тебя атмосферная и лирическая музыка, практически все песни о любви. Поделись, что для тебя любовь? И почему название у последнего альбома такое мрачное – «Похороны»?
— Действительно, практически все мое творчество очень лирично, и тема любви для меня важна, как в музыке, так и в жизни. Любовь для меня — это дружба, семья, отношения между партнерами, а также любовь к самому себе.
Последний альбом «Funeral» — он не мрачный. Я хотел своим творчеством рассказать, как важно отпускать то, что причиняет боль, что отжило свое время, – романтические отношения, дружбу или даже работу. Но делать это надо с уважением к своему прошлому и самому себе. Так мы становимся ближе к самим себе, обретаем гармонию. Я так думаю.
— Есть поговорка «Талантливый человек талантлив во всем». И ты ее олицетворение – пишешь и поешь песни, снимаешь клипы, фотографируешь и рисуешь. Но Сургут знаком уже со многими твоими соотечественниками, не менее одаренными, и напрашивается вопрос — почему на Фарерских островах, где проживают всего 50 тысяч человек, так много талантливых людей?
— Спасибо (улыбается). Ну, это связано и с природой, и с воспитанием. Изолированность Фарерских островов способствует тому, что мы сами создаем свое творчество, без какого-либо влияния со стороны. Из-за небольшого количества населения традиции и народное творчество передаются из поколения в поколение, не искажаясь. На островах очень много творческих людей, практически в каждой семье кто-то поет или пишет песни, честно!
Бюджетное творчество
— Удается ли зарабатывать на творчестве? Или это больше хобби?
— Скорее, я живу бедно, чем богато, занимаясь тем, чем я занимаюсь сегодня. Но это и моя работа, и мое хобби. Если бы я хотел заработать больше денег, то стал бы банкиром. В Исландии, где я сейчас живу, работники банков получают хорошую зарплату. Но я счастливый и от этого богатый человек, считаю, что мое окружение, друзья и поклонники – это самое большое богатство.
— Твои клипы – это минимализм. В кадре — только природа, ты и, по всей видимости, твои друзья. Это такой общефарерский стиль или сказывается нехватка денег? Несмотря на то, каким будет ответ, – клипы классные.
— О, спасибо! Действительно, так и есть – все снято на родных островах или в Исландии совместными силами с моими друзьями. Конечно, сказывается ограниченный бюджет, но мне нравится так работать – когда нет денег, обязательно находятся оригинальные решения.
— Как вы проводите досуг на Фарерских островах? Есть ли у тебя кумиры? Знаком ли ты с известными исполнителями из твоих краев типа Бьорк?
— Как бы странно это ни звучало, но в основном мы на досуге пишем музыку и поем (смеется). У меня есть один кумир – это британская исполнительница Кейт Буш. Конечно, я знаю Бьорк, ее творчество, но лично не знаком.
Хотя с Бьорк нас кое-что связывает – клипы для некоторых наших песен создавал один режиссер в стиле сюрреализма. Кроме того, мы исполняем кавер-версии ее песен.
Клип в Сибири
— Это путешествие в Россию для тебя первое (перед Сургутом Хайдрик побывал в Калининграде, Санкт-Петербурге, Москве и Ижевске. – Прим. автора.). Пару лет назад в одном из интервью ты говорил, что не знаешь о нашей стране ничего, кроме происходящих в России громких скандалов. Сейчас твое мнение изменилось?
— К сожалению, практически все новости о России, которые нам показывают по европейскому телевидению, связаны только со скандалами. Ничего хорошего или интересного о стране и людях мы не слышим. К примеру, я слышал, что в России не любят европейцев и вводят высокий налог на посещение страны для европейских туристов. На самом деле, это оказалось не так – люди очень открытые, общительные, публика заинтересованная и живая…
— Что ты увезешь с собой из России?
— Прежде всего, это воспоминания и знакомства. Я поражен пейзажами, архитектурой, стилем жизни. Все, что я видел, меня вдохновило, так что, возможно, появится песня или даже альбом. Мы задумались о том, чтобы снять клип где-нибудь в Сибири. Хоть это и сложно финансово, но мы постараемся.
— Я люблю готовить, да и чего греха таить, поесть тоже люблю. На Фарерских островах, наверное, очень специфичная кухня, а в меню одна только рыба? Понравилась ли тебе русская кухня?
— Кухня у нас, действительно, очень необычная. Например, одно из традиционных блюд готовится следующим образом. Кусок говядины или баранины помещается в специальный дом на острове, который обдувается ветрами со всех сторон. Получается, что мясо высушивается и просаливается, так как из-за близости океана воздух на островах достаточно соленый. Приготовить мясо таким образом можно только на Фарерах. Из напитков местные жители предпочитают пиво и шнапс.
Я попробовал главное блюдо русской кухни — борщ, мне понравилось! Спасибо Сургуту за прием!
— Будем ждать тебя на съемки клипа…)
Под знаком G! | Farland.me
Наверное, никому не приходило в голову считать, сколько музыкальных фестивалей в мире случается каждый год. А если и приходило, то, как говорится в одной понятной жителям Фарерских островов пословице: «Овчинка выделки не стоит». Пройдёт месяц и статистика будет неактуальна: появятся десять новых фестивалей, десять канут в небытие. Когда в 2002 году Соуларн Сольмунде (Sólarn Solmunde) и Йоун Тирил (Jón Tyril) основали фестиваль G!, то, наверное и не могли предположить, что, спустя годы, их «отдушина» для местных музыкантов будет названа CNN одним из лучших музыкальных событий в мире. Редакция Farland. me летом 2017 года три дня и ночи следила за G! и не заметила, как тоже попала под его чары.
Место встречи изменить нельзя
На Фарерских островах можно найти сотни сводящих с ума локаций, но с местом проведения фестиваля отцы-основатели не мудрили, выбрав пляж в живописной бухте Гёты, по которой бегали ещё детьми. Она же и дала G! название — первая буква малой родины с восклицательным знаком в конце не вызывает вопросов у фарерцов, а залётные с лёгкостью смогут придумать новый смысл. За 15 лет Гёта стала не только точкой музыкального наслаждения, но и генератором умиротворяющей атмосферы. Когда-то, в 11 веке, здесь противостоял норвежцам, принёсшим христианство на Фареры, легендарный викинг Трондур, а, спустя тысячу лет, искупавшись в Атлантическом океане, потомки первого и вторых, отогреваются в бочках с горячей водой и слушают группу Travis. C чисто практической точки зрения, Гёта для фестиваля хороша и тем, что добраться до неё из первого по величине города на Фарерах Торсхавна займёт час, а со второго — Клаксвуйка — всего 15 минут. Добавьте к этому хорошую инфраструктуру деревни Сирюгёта, которая принимает на себя основной «удар» фестиваля, удобные места для кемпинга и возможность слушать музыку на лодке, качаясь на волнах танцующего океана. Иными словами, провести такой фестиваль на райском Мичинесе было бы невозможно и опасно (даже страшно представить веселящиеся компании, решившие забраться на горы, чтобы посмотреть тупиков), а в Торсхавне — не вышло бы единения с природой. В общем, Гёта — золотая середина не только географически.
Символично и то, что именно в Гёте жила, а сейчас часто гостит известная далеко за пределами Фарер певица Айвёр Полсдоттир. Её в своё время открыл G!, теперь же она открывает фестиваль для других, став, по сути, его неофициальным символом. Этим летом, например, нигде незаявленная она выходила на сцену трижды: сначала поддержала вместе со средней сестрой Элизабет младшую — Элинборг, а потом и вовсе хулиганила с Алланом Таусеном в наряде травести на выступлении фарерской панк-рок-группы «200». Апофеозом же стали два эксклюзивных акустических концерта в доме её мамы, где на входе наливают шнапс, а после кормят вкуснейшим рыбным супом. Попасть на такое мероприятие — настоящее откровение для тех, кто любит творчество этого босоного ангела с Фарер. И для нас, пожалуй, это тоже стало главным событием уикенда.Вся музыкальная Скандинавия в одном флаконе
Британский портал Complete Music Update так отзывались о G!: «На фестивале такого же размаха, как и в Англии, можно было бы ожидать того, что будешь разочаровываться по крайней мере в одной группе в день, но здесь такого не бывает».
Слова довольно громкие, но не без оснований. Особенно если рассматривать каждого выступающего не через призму своего вкуса, а максимально от него абстрагируясь. Лайнап на G! довольно причудливый и в какой-то степени рассчитан на скандинавского зрителя, так как большинство команд приезжает из стран-соседок. От количества групп из Дании рябит в глазах. Очень много музыкантов из Финляндии, Швеции, Норвегии и Исландии. На карте фестиваля также можно найти Англию, Америку, Австрию, Ирландию, Люксенбург, Германию, Нидерланды, Гренландию, Италию, Эстонию, Нигерию, Латинскую Америку и даже ЮАР. К слову, Россия в этом году была впервые, и мы гордимся, что к появлению на сцене G! хантыйской певицы из сибирского Лянтора (ХМАО-Югра) Веры Кондратьевой Farland. me имеет, хоть и косвенное, но отношение.Сами же организаторы особо гордятся участием за весь период существования G! таких известных коллективов, как Travis, Metronomy, Blind Boys Of Alabama, Veto, FM Belfast, Serena Maneesh и Veronica Maggio.
После лета 2017 года организаторы наверняка захотят внести в список гиперпопулярную сейчас датскую певицу MØ, старичков Alphaville из Германии и легенду кантри — американского музыканта и актёра Криса Кристофферсона, выступавших на главной сцене фестиваля. Нам же, как ни странно, оказались ближе заезжие музыканты, игравшие на сцене футбольного поля: в первый день позабавили исландские рэп-феминистки Reykjavíkurdætur и шведские кантридамы Baskery, во второй — заставили плясать до упаду нигерийцы Bombino. В третий вечер запомнились — Brothers Moving (Дания) и Monophonics (Америка). Впрочем, на наш необъективный взгляд импортозамещение на G! не главное. Гораздо важнее совсем другое.
Фарерский до мозга костей
G! уже на второй год своего существования вооружился хедлайнером из Финляндии Bomfunk MC’s и сейчас всё больше и больше балует зрителей заезжими артистами. За это время изменилась и аудитория. На фестивале можно встретить охотников за эмоциями со всего мира. Люди едут сюда за обещанной атмосферой, о которой говорят все (и мы не исключение) и, конечно же используют фестиваль как отличный повод заодно посмотреть Фарерские острова. Неожиданно свалившееся на G! призвание, должно было привести к неминуемым метаморфозам. Желая всем понравиться, он мог бы превратиться в среднестатистический европейский фестиваль, которых тьма, запасаться на каждый год одним хедлайнером и двумя почти хедлайнерами, кучей проходных групп и хот-догами в палатке. Отличался бы он ото всех только бэкграундом, но и он наверняка довольно быстро всем надоел. G! не собирается сдаваться и умудряется быть одновременно интернациональным и до мозга костей своим, фарерским. Да, туристов из других стран становится больше, но и интерес местных жителей к фестивалю не пропадает. Например, в 2005 году было продано 6000 билетов и по разным подсчетам от 2000 до 4000 человек приняло участие за территорией фестиваля: приплывали на лодках, сидели на холмах, отрывались на дорогах вблизи G! То есть это почти 10 тысяч человек. 1/5 населения Фарер. В прошлом году фестиваль официально посетило 7000, в этом — 5000 человек. Да и то потому, что билетов намеренно сделали меньше — даже Гёта с легендарным воинским прошлым уже не справляется с таким количеством людей.
Когда речь идёт о фестивале и о таком количество зрителей — чуть меньше не значит хуже. По мнению некоторых постоянных зрителей, на 14-ом G! «стало легче дышать» и освободившееся пространство позволило в полной мере ощутить всю самобытность фестиваля. Вместо привычных сосисок в тесте и фастфудовских сэндвичей — в Гёте бараньи ноги на вертеле, свежевшая рыба и другие традиционные фарерские деликатесы. Любителей прикупить на фестивале что-то памятное ждут не мене традиционные фарерские свитера из овечьей шерсти и украшения из стекла ручной работы. Вечером, навеселе, можно случайно забрести в какой-нибудь маленький домик и неожиданно для себя попасть в самую гущу традиционных фарерских танцев, закружившись с местными в гипнотическом хороводе.Фарерцы любят G! и это, пожалуй, главная причина его успеха. Потому что каждый из местных жителей, кто приходит на фестиваль послушать музыку (и такое бывает), оторваться с друзьями, нацепив костюм тигра, и даже устроить распродажу своей коллекции дизайнерской одежды как раз и создаёт эту магическую атмосферу. Свою лепту вносить буквально всё: всегда доброжелательные и улыбающиеся лица местных жителей, гульбанящие и еле держащиеся на ногах компании в традиционных фарерских шапках, развивающиеся фарерские флаги возле сцены, даже специфический запах щешпичёта и не самый притягательный (да простят меня местные) вкус фарерского пива. А ещё, если вы хоть немного знакомы с фарерской музыкой и приехали сюда послушать именно её, вас ждёт настоящее счастье. Если не на подмостках, то возле них вы увидите практически весь «сок» местной сцены. Вот Тайтур скромно стоит в толпе и слушает что-то заокеанское, Айвёр отплясывает под какого-то местного психоделического репера, восходящая звезда Frum в чудесном жёлтом дождевике машет тебе руками и что-то кричит. Ну не идиллия ли?Всё это для главного
Что может быть лучше, чем смотреть на фарерских музыкантов? Правильно! Слушать их. Какими бы громкими эпитетами фестиваль не награждали, невольно вынуждая соответствовать, он до сих пор выполняют свою главную миссию — изменяет музыкальный ландшафт Фарерских островов и даёт микрофон местным творцам. С тех пор как появился фестиваль, сцена архипелага стала совсем другой и те, кто сейчас выступают на G! уже сами ездят в заокеанские страны хедлайнерами культурных событий. За эти годы в Гёте, пожалуй, играли практически все фарерские музыканты. Перечислять их бессмысленно. Проще взять за основу для составления общего списка всех существующих музыкантов на архипелаге. Причём никаких жанровых предпочтений вы не обнаружите. Со сцены G! игрался и продолжает играться джаз и тяжёлый рок, фолк и поп-музыка. 2017 год не стал исключением. Организаторы использовали проверенную формулу и за три дня меломан, приехавший послушать именно фарерскую музыку мог познакомиться с более, чем с 20 фарерскими группами всех мастей. Этом способствовали три сцены: подающих надежды поп-исполнителей и локальных легенд музыки отправили на футбольное поле, этническую и тяжёлую музыку «спрятали» в фолк-сарай (так его любя называли местные), а известных далеко за пределами Фарер заставили отдуваться на главной сцене возле пляжа. Вашему внимание десять выступлений, которые особенно запомнились Farland.me.
Teitur В этот раз Тайтур Лассен не соответствовал своему имени (одного из его значений с древнеисландского — весёлый) и его выступление на G! было… грустным. Но дело не в песнях, которые звучали со сцены. Они-то как раз были юны и безоблачны. Вопреки ожиданиям, один из немногих фарерских музыкантов, добившийся международного признания, не стал петь солянку из хитов, а сконцентрировался на альбоме «Poetry & Aeroplanes» 2003 года. Ностальгия? Возможно. Отчего печалился музыкальный символ своей страны, мы, наверное, никогда не узнаем, но, как ни странно, эта светлая грусть в его глазах и меланхоличные нотки в голосе сделали своё дело — тот, кто внимательно слушал смог погрузиться в его незамысловатую только на первый взгляд музыку с головой и вынырнуть уже другим человеком.
Konni Kass Конни Касс выпустила свой дебютник «Haphe» в 2016 году и через два месяца отправилась в тур по Дании и Германии в его поддержку, весной прокатилась с Айвёр по Англии, Нидерландам и выше названной Германии, а летом, уже будучи известной, далеко за пределами Фарер и явно готовящейся взлететь ещё выше, открыла фестиваль G! Удивительно, но воздушную смесь электронных ритмов, саксофона и проникновенного вокала на грани соула музыканты во главе с белокурой красавицей смогли с хирургической точностью повторить и вживую. Очевидно обкатать песни в бесконечных концертах по Европе удалось на славу. В качестве бонуса к её основному выступлению журналистам будет вспоминаться её «интимное» выступление специально для нас в подвале дома того самого легендарного Трондура.
Svartmálm Наше главное открытие фестиваля. Когда на сцену по очереди поднялись разукрашенные по всем канонам «тёмной музыки» музыканты Беньямин Петерсен, Кнют Хоуберг Эстурштайн, Торлейк Мортенсен и Пер И. Хёйгаард Петерсен сразу стало понятно — ожидается что-то из ряда вон выходящее. У каждого из перечисленных за спиной огромный опыт участия в самых разных проектах от академической музыки до рока, но такой «выходки» от них мало, кто ожидал. Здесь была бы уместна шутка про то, что без женского присмотра Конни Касс музыканты выходят из-под контроля и разлагаются под тлетворным влиянием Беньямина (все они, кроме него в её группе), но дело в том, что и сам Петерсен никогда не был замечен ни в чём подобном. Всё происходящее, конечно, можно попытаться списать на разовое баловство, но не выйдет. Кажется, все участники банды относятся к проекту весьма серьёзно. Если же отбросить в сторону удивление, то можно с уверенность сказать, что Svartmálm — это ладно скроенный атмосферный блэк-метал, который звучит более, чем просто убедительно.
Orka Самый важный музыкальный эксперимент Фарерских островов — легендарная группа Orka, которая с каждым альбомом становится непохожа на себя предыдущую в 2014 году («Leipzig») перешла с фарерского на английский язык, а в в 2016-ом («Vað») и вовсе перестала петь. На фестивале, в очередной раз переродившись, Йенс Л. Томсен вместе с американкой Франсин Перри с превосходным чувством ритма продемонстрировал торжества минимализма. Басы со сцены лупили с такой силой, что проливной дождь, решивший помешать их выступлению, кажется обходил её стороной.
Elinborg Приятно это говорить, но Элинборг, кажется, не просто решила побаловаться с музыкой. Выпустила в 2017 году второй EP «Landið Sum Ongin Sær», а теперь вот и на G! попала. Песни у девушки незамысловатые и даже немного наивные, но очень обаятельные и искренние. Если её продолжат поддерживать одни из лучших музыкантов архипелага и самое важное — она сама не потеряет к этому интерес, то и без того окрепшее ко второму альбому творчество станет ещё более убедительным. Что касается выступления, то оно было самым милым за всё время фестиваля. Невероятно приятно было смотреть на то, как две сестры (всем известная Айвёр и средняя Элизабет) поют вместе с младшей Элинборг её воздушные фолк-поп-песни, а, пожалуй, лучший мелодист на Фарерах Ханс Мариус Зиска скромно играет на гитаре в сторонке.
Кристиан Блак и Вера Кондратьева За 20 дней нашей культурной экспедиции мы были на четырёх (!) концертах этого фарерского-русского дуэта и поняли, что за время выступления Кристиан и Вера не просто начинают звучат в унисон, а становятся единым целым. В фолк-сарае эта музыкальная магия снова имела место быть и даже перекрикивающие с пляжа их этнический джаз британские Desert Mountain Tribe не смогли помешать. Наоборот — вечный выдумщик Блак и, на минуточку, неоспоримая легенда всей фарерской музыки, понял, что тихими композициями ситуацию не исправишь и начал играть какую-то громкую джазовую импровизацию. Было весело.
Hans Andrias Возможно мы предвзяты, но сложно относиться по-другому к выступлению музыканта, «Vision» (2016) которого ты заслушал до дыр сначала в России, а потом, наматывая километры по фарерским серпантинам. Ханс Андриас Якобсен называет свою музыку «дарк-фолком» и «американо-роком», но его песни насквозь пропитаны Фарерскими островами. Это чувствуется сразу и обезоруживает. Можно сколь угодно долго впитывать в себя чужеродную музыку и стараться её повторять, но искренне у вас будет получаться только та, которая живёт внутри вас. Ханс Андриас это понимает и сейчас готовится к записи альбома на фарерском языке. Пока же на G! исполняет англоязычный материал. Чувственно и красиво.
Lyon Иногда кажется, что Лион Хансен появился из ниоткуда. До 2015 года мы ничего о нём не знали и вот — дебютный альбом «Lyon» уже продаётся в Tutl. К 2017 году фарерский Том Уэйтс подошёл хедлайнером фолк-фестиваля Fólkatónleikastevna, а на G! сыграл ещё один отличный концерт (уже третий для нас), в котором было всё: любовь, страсть, печаль и драйв. И, конечно же, доказательство того, что мы о нём ещё не раз услышим.
200 Императоры панк-рока на Фарерских островах, понять которых в полной мере может только тот, кто знает фарерский язык. «Сейчас будет играть группа „200“. У них очень мощные острополитические тексты. Они вас удивят!», — рассказывает нам как-то разговорчивый мужчина. Мы же слышим мощную музыку и чувствуем мощную энергетику, а потом разглядываем на сцене сначала сына своего отца — виртуозного музыканта Микаеля Блака, после выходящую на подмостки Айвёр Полсдоттир в дерзкой шляпке и Аллана Таусена, которому идут этот макияж и джинсовая юбка. Панк-рок здесь! Всем танцевать!
Son of Fortune Ещё один любитель постоянно меняться Беньямин Петерсен в очередной раз сколотил новую группу. После первой песни показалось, что перед нами Джек Уайт, но вскоре стало понятно, что после чрезмерно электронного «Perfume Variations» (2015) он просто решил вернуться к привычному звучанию «Ghost With Skin» (2011). Впрочем, после Ave, Svartmálm и, помятуя о дебютном джазовом альбоме, произносить термин «привычное», скорее всего, не уместно. Лучше просто насладиться вживую ещё одной реинкарнацией виртуозного гитариста и самобытного певца.
P. S. В рамках G! для журналистов и музыкантов, которые приехали с других стран организаторами фестиваля была подготовлена очень интересная офф-программа. Нам удалось послушать блестящий концерт-лекцию Кари Сверрисона в старой церкви Гёты про традиционную фарерскую музыку Мы ещё раз прошлись, но уже с опытным гидом, по старым улицам Торсхавна, посетили магазин лейбла Tutl и The Nordic House, съездили в деревню Джегв и поплавали на известной по передаче «Орёл и решка» синей лодке. Это только малая часть того, что вы тоже должны сделать, приехав на фестиваль. Не забудьте ещё в Атлантический океан с головой окунуться — и бегом в бочки! Встретимся 12 июля 2018 года!
Фото: Арег Манвелян, Антон КовальскийАрхипелаг с культурной начинкой — Farland. me
Мимо окон Йуонаса пронесся небольшой красный автобус. Мы бросились ему в след, однако, он упрямо продолжил свой путь по узкой улочке Велбастэавура, огибая небольшие дома. Сегодня понедельник. Анника готовится к уроку йоги, а её муж уже уехал в студию. Так мы оказались одни на дороге, ведущей в столицу островов — город Торсхавн.
Девять километров отборного воздуха (28 июня)
Уже через десять минут мы были благодарны автобусу, спешно проехавшему мимо. Путь от Велбастэавура до Торсхавна оказался прост — в столицу вела одна единственная дорога, изредка переходящая в серпантин, а местный ландшафт и чистейший воздух превратил несколько часов ходьбы в позновательно-оздоровительную прогулку. В последствии мы ещё не раз пройдёмся пешком из маленькой деревушки в столицу Фарер и обратно.
В этот день я встретила своего самого преданного друга — фарерского коня. Он оказался не из пугливых и вскоре даже начал ревновать к другим лошадкам, прогоняя их от меня.
Чаще всего из всех живых существ на островах встречаются овцы — на каждого фарерца приходится минимум по две лохматые бекушки. Пасутся они бесконтрольно, но переодически вылавливаются для стрижки.
В самом центре остовов (в промежутках с 27 июня по 8 июля)
Торсхавн, столица островов, городок с самым большим населением — более 12 тысяч человек. Через несколько дней стали свободно ориентироваться в его узких узких улочках, усеянными миниатюрными домами без заборов. Кстати, ещё одна особенность фарерского быта.
Появились, как и у любых туристов, любимые места. Часто от дождей (они идут практически каждый день), мы прятались в беседке на центральной улице. Там же обедали бутербродами и фантастическим пирогом с корицей. Мы покупали его неподалеку в магазине за 34 датские кроны и получали бесценное удовольствие от его пропитанного сиропом слоёного теста и аромата. Как бы странно не звучало, но по возвращению из отпуска, из всех отведанных на Фарерах блюд, нам будет не хватать именно его.Ещё одно место, где мы любили кушать. Неизвестный нам скульптор модернизировал произведение другого неизвестного нам скульптора. Шлем на второй день убрали.
Красивое здание коммуны Торсхавна. Зайти внутрь так и не решились.
Каждый приезжающий на Фарерские острова обязан сфотографироваться на лавочке возле туристического центра.
Кстати, неподалёку от туристического центра Торсхавна, находится небольшой японский ресторан. Он иногда заманивает туристов бесплатными, но невероятно вкусными суши и роллами. Поешь таких немного и сразу захочется огромный сет заказать.
Центр столицы островов отмечен не изящной ратушей или величественным памятником, а скромным фонтаном.
Иногда мы укрывались от дождя в единственном парке Торсхавна.
Как бы удивительно не звучало, но на Фарерских островах практически нет деревьев. Наверное, причина этому — чрезвычайно тонкий слой почвы, который, по сути, едва отделяет траву от камня. К тому же сильные ветра, приносящие с океана немало соли, и вечно голодные овцы тоже не располагают к появлению лесов. Как тут не полюбишь этот удивительный оазис?
Единение с культурой (на первой неделе знакомства с Торсхавном)
Нам, любителям культурно провести время, на Фарерах крупно повезло. Мало того, что Йоунас значительно расширил наш список талантливых знакомых (об этом я расскажу в следующем материале), так мы ещё и стали свидетелями сразу же нескольких фестивалей. В звукозаписывающей студии нашего друга мы нашли программку трехмесячного (!) фестиваля классической и современной музыки «Summartónar». Масштаб его поражает. 90 дней в разных уголках Фарер (от столицы до самых отдалённых островов фьордов) ежедневно звучит музыка. Причём позволить себе хотя бы несколько концертов может каждый: стоит билетов разнились от нуля крон до 300 крон, но никак не влияла на качество. Например, мы посетили Norðurlandahúsið (местный дворец искусств) совершенно бесплатно и стали свидетелями самого нашего невероятного за последнее время концерта. Выступала датская группа New Jungle Orchestra.
К слову, в «Северном доме» всегда можно бесплатно почитать самые свежие фарерские (и не только) газеты, воспользоваться Wi-Fi и туалетом, а также недорого перекусить.
«Северного дома» нам вскоре стало мало, и мы отправились на поиски национального музея Фарерский островов. Идти до него было неприлично долго, но когда расстояние останавливало любопытных туристов?
Увы, ничего впечатляющего мы не встретили. По музейной традиции, выставочные залы полны тишины, статичных экспонатов и пожелтевших фотографий. Нижний ярус отдан под океанскую тематику. Как ни как, но рыбалка всегда была главным источником пропитания фарерцев. Тут же можно посмотреть на кортики, которыми охотники традиционно забивают гринд и узнать прочие подробности противоречивой традиции.
Отдельная экспозиция посвящена шерсти и всему, что с нею связано. Фарерские свитера и прочие «овечьи» шедевры пользуются популярностью не только у туристов. Потомки викингов из них тоже не вылазят. Причин масс, но самая главная — в них невероятно тепло. Самое-то для перманентно промозглой и ветряной погоды фьордов.
Впрочем, не будем лукавить, музей всё же смог меня шокировать. И, судя по спешно уходящим посетителям, не только меня. В большинстве музеев есть тёмная комната, где без устали крутят какой-нибудь исторический фильм. Фарерский не исключение. Только вот показывают в нём, например, как охотник ловко сворачивает шею милым тупикам и вешает их на пояс, а другие бравые мужчины загоняют к берегу стаю гринд, чтобы после убить кричащих животных. В итоге мы остались в кинозале одни. Наверное, потому что были готовы к встрече с фарерскими традициями.