От вуду до апокалипсиса: Реальная история зомби
Как гаитянская культура подарила кинематографу самый популярный тип хоррора.
90 лет назад в прокат вышел самый первый полнометражный звуковой фильм про ходячих мертвецов. Хоррор «Белый зомби» (1932) с Белой Лугоши, однако, не рассказывает про смертельный вирус и толпы пожирателей мозгов, готовых стереть человечество с лица земли. Здесь нежить представлена жертвой магии вуду, которая, к слову, практикуется на Гаити до сих пор – и возникла гораздо раньше, чем идея Джорджа Ромеро превратить потребительство в ужастик. Рассказываем, чем отличается история зомби в гаитянской культуре от феномена массовой культуры и с чего все началось на самом деле.
История зомби с ГаитиКаждый ужастик основан на той или иной легенде, интерпретирует миф или переиначивает городские байки. Это самая рабочая схема: то, что нельзя проверить за истечением «срока давности» – таинственные события, неведомые явления, – служит идеальной базой для хоррора. А поверх ложится изобретательно скрытая за ярким визуалом социальная проблема. Но, хотя оживление умерших есть в каждой культуре (Панночка не мертва, а Яга вообще с костяной ногой ходит меж двух миров), история зомби в американской культуре начинается именно с Гаити.
«Змей и радуга» (1988)Легенды о нежити – это реакция культуры на порабощение, причем довольно очевидная: человек не владеет телом, так? Им владеет хозяин, господин, словом, рабовладелец. Душой, по сути, тоже: раб не делает то, что хочет, и не хочет то, что делает. Но если в кино безвольная нежить появилась в 1932 году, то сам миф о зомби уходит корнями в историю аж XVII века, когда Республика Гаити называлась Сан-Доминго и была французской колонией.
Рабов привозили из Африки для тяжелейшей работы на сахарных плантациях, но умирали они в основном не от голода или непосильного труда, а из-за жестокого обращения: половина привезенных людей была забита до смерти в течение первых лет. Это усугубило проблему: рабов и насилия стало еще больше. Так что, начиная с 1659 года, вера в жизнь после смерти постепенно трансформировалась в особый культ. Плененные настолько страдали, что ждали смерти с нетерпением, ведь она должна была вернуть их в родную lan guinée – Гвинею, или хотя бы просто в Африку.
Порой рабы не дожидались физического и духовного освобождения и кончали жизнь самоубийством. Но после суицида в Лангвинею вернуться нельзя, и тогда умерший обречен вечно скитаться без воли и желаний по землям колонии. Вот вам и архетип зомби. Кроме того, умершие неестественной смертью, по верованию гаитийцев, «задерживались» в могилах – и в это время их можно было оживить для использования в качестве личного слуги. Это тоже зомби.
«Змей и радуга» (1988)Само слово zombie (гаитянский французский) или zonbi (гаитянский креольский), вероятно, произошло от слов на языке конго nzambi (бог) и zumbi/nzumbi (фетиш). Хотя есть менее похожее слово с более близким значением: nvumbi – тело без души.
В 1791 году началась революция – явление, подаренное плененным людям их надзирателями, – и в 1804-м Республика Гаити стала независимым государством, вторым после США (в то время невиданная редкость). И первым государством Америки с бывшими рабами во главе, которые вдобавок вырезали почти все оставшееся белое население. Тогда же западный мир принялся демонизировать Гаити, считая революционный успех угрозой для империализма, а культура вуду стала символом отсталости. Так что, когда США отправились захватывать Гаити в 1915 году, католические миссионеры решили от местной религии избавиться.
Как известно, удалось плохо: два очень разных верования слились воедино и стали частью современной гаитянской культуры. Зато именно оккупация «перевезла» зомби в США: репортер Уильям Сибрук, служивший в армии во время Первой мировой войны, в 1929 году написал рассказ «Остров магии» (The Magic Island). Это было первое упоминание зомби в англоязычной литературе. По сюжету, главный герой сталкивается на Гаити с культом вуду и воскресшими рабами. Книга имела огромный успех, так что ждать, что история зомби просочится на большой экран, особо не пришлось.
«Белый зомби» (1932)Этот часовой фильм – редкий экземпляр, где в зомби превращается человек, ставший жертвой темной магии вуду. Да, вуду считается религией, но во многом похожа на оккультную науку с таинственными снадобьями и пугающими ритуалами. В том числе, воскрешающими из мертвых.
Вот и в «Белом зомби» главная героиня Мадлен сразу после свадьбы с Нилом умирает – и становится бессловесной красивой куклой в доме очумевшего от любви Бомона. Дело было так: будущие супруги прибыли на остров, чтобы провести медовый месяц в экзотической стране. Пока они ехали домой, им попались бездушные рабы и таинственный господин, который с первого взгляда влюбился в Мадлен.
Бела Лугоши в фильме «Белый зомби» (1932)Заручившись поддержкой мага (его как раз играет Бела Лугоши, за год до того популяризовавший Дракулу), Бомон решается присвоить себе чужую невесту. Маг производит ритуал с зельем и заклинаниями, Мадлен умирает, Нил сходит с ума от горя, а затем вдруг узнает, что тело его возлюбленной пропало из могилы. Варианта два: украли или ушла сама, – и оба невероятные. Разгадать тайну Нилу помогает местный доктор по фамилии Брюнер. Он-то и становится проводником между зрителем и необъяснимыми событиями. Режиссер буквально вложил в уста персонажу суть явления зомби и породившей его культуры вуду.
Когда Нил задается вопросом, что за безвольные люди молча топают по сахарным плантациям, Брюнер ему объясняет, что это не мертвецы, восставшие из могил, а вполне живые люди – во всем, кроме мозга и сердца. Кроме того, Брюнер четко указывает на то, что в гаитянской культуре есть такая практика – при помощи химических веществ вводить человека в искусственную кому. И локальный закон признавал возможность захоронения людей живьем, правда, приравнивал это к уголовщине.
«Белый зомби» (1932)«Использование наркотиков/лекарств или других практик которые вызывают летаргическую кому или безжизненный сон должны быть приравнены к попытке убийства», – зачитывает доктор Брюнер главному герою выдержку из «Закона Гаити».
В итоге, конечно, все заканчивается хорошо. Потому что, во-первых, Бомон понимает, что зомби-Мадлен ему не подходит: бездушной красоты явно недостаточно для счастья, и это главный моральный посыл картины. А во-вторых, стечение обстоятельств оказалось удачным и для спасения от мага, и для снятия с несчастной девушки проклятия.
После «Белого зомби» появлялись и другие фильмы, где история зомби была повязана на магии вуду, но популярности они не снискали. Примеры – малоизвестная картина Ouanga (1936) про зомби-месть брошенной жрицы вуду и фэнтези «Я гуляла с зомби» (1943) про белую медсестру на Гаити. Затем «Человек-вуду» (1944) с тем же Белой Лугоши и «Женщина вуду» (1957) рассказывали уже знакомую историю о сумасшедшем профессоре-экспериментаторе.
После событий 1945 года стал популярен зомби как продукт радиации, который, впрочем, не сильно задержался на экране. И, в общем, как ведьмы, вампиры и оборотни, зомби всегда отражали то или иное социокультурное или экополитическое явление. Ну а «Чума зомби» (1966), начавшаяся на Гаити, буквально предварила «Ночь живых мертвецов» (1968) Джорджа Ромеро. И с этого момента история зомби в кино разветвилась, дав жизнь мощнейшему феномену поп-культуры.
Зомби Джорджа РомероО том, что было после, не знает только ленивый. Начиная с 1968 года этот феномен так разросся, что полностью отделился от своих социокультурных корней и стал самостоятельным явлением. Теперь зомби – продукт вируса, а не вуду, он, как и человек, эволюционирует («Обитель зла»), ускоряется («Война миров Z») и даже влюбляется («Тепло наших тел»). Но все еще остается отражением ярких проблем общества – таких, как, например, потребление и нетерпимость.
Ладно, еще до Ромеро всяческая нечисть иллюстрировала разнообразные социальные страхи – от расовой сублимации до ужаса перед незнакомцами. Но после «Ночи живых мертвецов» (1968) зомби закрепили за собой статус метафоры для апокалипсиса как такового – неважно, от ядерного взрыва он наступил или массовой эпидемии. Кроме того, по мнению некоторых киноведов, ходячие мертвецы в то время воплощали кризис идей 1960-х – десятилетия массовых движений. А идиоматическое выражение «зомбификация» сейчас означает болезненную подчиненность мнению/действиям толпы.
«Ночь живых мертвецов» (1968)Так в чем же состоит революция Джорджа Ромеро, если он использовал уже давно известный миф? Действительно, во время создания первого фильма Ромеро вдохновлялся легендами о гаитянских рабах – нежити, изображенной в «Белом зомби», – и романом «Я – легенда». Но все-таки он создал нечто принципиально новое.
Дебютная картина Ромеро «Ночь живых мертвецов» была снята за копейки и была очень жестокой, так что ни одна компания не взялась ее прокатывать. Вдобавок, из-за низкого бюджета пленка была черно-белой, что не способствовало симпатии киностудий. Но история создания – это уже отдельная легенда, а у нас тут история зомби. Мало того, что главным героем фильма был чернокожий парень: всего лишь спустя 4 года после отмены расовой сегрегации его сыграл Дуэйн Джонс. Так он еще и противостоял злу и безумию, представленному в фильме толпой мертвецов и группой неадекватных людей в панике.
Дуэйн Джонс в фильме «Ночь живых мертвецов» (1968)По сюжету, во время внезапного оживления мертвых в фермерском доме собираются случайные люди – Барбара, бросившая своего брата на кладбище, Бен, у которого сломалась машина, молодая пара Том и Джуди, а также семья – Гарри, Хелен и их укушенная дочка. К сожалению, люди не могут договориться о том, как сохранить жизни на фоне надвигающейся катастрофы, – и это привело к трагедии для каждого из них. Угадаете, что в итоге? Выживает только чернокожий Бен, которого по ошибке убивает… полицейский. Ну, все.
Так что «Ночь живых мертвецов» – первый мощный хоррор, где опасность представлял не маньяк или чудовище, а общество. Адекватный человек остался в меньшинстве, когда всех вокруг охватывает паника и ужас. И вот, с легкой руки Ромеро, восстание зомби, ведущее к апокалипсису, превращается в жесточайшую социальную сатиру. И то, что происходит с обществом, – это настоящий апокалипсис. Который затем превратился в аттракцион в виде игр и фильмов «Обитель зла», комиксов и сериала «Ходячие мертвецы» и сотен других зомби-проектов.
На отшибе поп-культурыСейчас ужастики о проклятиях или колдовстве, которое может лишить человека чего угодно, включая волю, выходят чуть ли не каждый день. Однако в 99% случаев их сюжеты основаны на историях об экзорцизме, сатанизме, тяжелых психических заболеваниях или вовсе представляют собой чистейшую выдумку. А потому повтор «Белого зомби» встретить можно крайне редко – таких фильмов буквально раз, два и обчелся.
Уэс Крэйвен, например – тот самый мастер ужаса, который создал «Кошмар на улице Вязов» и «Крик», – заинтересовался темой гаитянской нежити и в 1988 году экранизировал книгу «Змей и радуга» Уэйда Дэвиса. Дэвис – антрополог и этноботаник, который еле выжил на Гаити, исследуя химическую природу зомбификации. Пережитый опыт превратился в документальную, но очень захватывающую книгу «Змей и радуга».
Название объясняется тем, что в легендах вуду змей – символ земли, а радуга – символ небес, рая. Между змеем и радугой все существа должны жить и умирать. Однако из-за того, что у человека есть душа, он может оказаться за пределами этого мира, и смерть будет лишь началом.
Экранизация Крэйвена выходила с пометкой «Основано на реальных событиях», и это пугает больше всего, несмотря на то, что фильм игровой. Потому что, в общем, не так уж и сложно поверить в то, что яд тетродотоксин в небольших количествах вызывает тотальное оцепенение – но не смерть. Картина «Змей и радуга» получилась пугающей, интересной, в каком-то роде даже просветительской. Но, увы, недостаточно известной даже в самых узких кругах.
По сюжету, главный герой Уэйд отправляется на Гаити исследовать историю зомбификации в случае с единственным официально зарегистрированным зомби Клервиусом Нарциссом. Разумеется, в неспокойной республике приезд любопытного белого не проходит незамеченным – и вот уже Уэйд сам втянут в мрачную историю с ожившими мертвецами и полумертвыми живыми, вуду-ритуалами, проклятиями и… полицией.
«Змей и радуга» не имеет абсолютно ничего общего с зомби-хоррором, несмотря на то, что в центре сюжета – именно история зомбификации, а по краям – захватывающая и ужасающая культура вуду. Вероятно, именно поэтому фильм остался на отшибе поп-культуры: не так уж легко вызывать в кинотеатре искусственный страх-аттракцион, если его корни реальны.
История Клервиуса Нарцисса, который, кстати, повторно (и навсегда) умер в 1994 году, в итоге послужила вдохновением и для следующего фильма о вуду-нежити. Речь о «Малышке зомби» (Zombi Child, 2019) Бертрана Бонелло. Главная героиня фильма Мелисса – внучка Нарцисса, которая после чудовищного землетрясения 2010 года живет с тетей в Париже и ходит в престижную, но закрытую школу для девочек. Там она рассказывает новым подружкам о вуду, но находит близкого человека лишь в лице скучающей бунтарки Фанни. Потому что только она не считает Мелиссу странной и не боится ее зомби-вуду-истории…
Но было бы слишком просто показать девичью тусовку в библиотеке под покровом ночи – с джином и сплетнями. Здесь смешивается придуманный сюжет об элитной школе и реальные факты: землетрясение действительно было – и унесло свыше 200 тысяч жизней, Клервиус Нарцисс действительно существовал – и у него могли быть потомки. Благодаря этому, истории персонажей тоже становятся реальнее, ближе.
Центральным конфликтом при этом, что интересно, является противостояние культур: современная Франция, потомки колонизаторов – и Гаити, бывшая французская колония. Белые школьницы, потомки Ордена Почетного Легиона – и чернокожая чужестранка, чьи родители погибли из-за землетрясения. Попытка перейти эту культурную границу оборачивается для Мелиссы, ее тети и Фанни кошмаром.
«Малышка зомби» (2019)В отрыве от культурологических изысканий на тему Другого, революций и интеграции разных культур эта картина все еще любопытна: настоящий слоубернер, который никто не заметил на фоне премьеры «Мертвые не умирают» Джима Джармуша в основном конкурсе Канн. «Малышку зомби» показали там же, в программе «Двухнедельник режиссеров», но, увы, это был маленький и тихий триумф, впоследствии обруганный непонимающими зрителями.
Подобных фильмов очень мало, потому что история зомби как элемента вуду-культуры – это не красочный ужастик с литрами крови, не аттракцион. Да и судьба Клервиуса Нарцисса не может служить основой для сюжета бесконечно: двух раз вполне достаточно. Но тема объективно интересная, хотя и стараниями киноделов ХХ века разбитая надвое – фильмы про вуду и фильмы про зомби.
Хотя, возможно, развивающийся постхоррор еще вернет на экраны прежнюю интерпретацию образа зомби – без поедания плоти, зато с безвольным и ужасающе пустым существованием.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Поделиться
Вуду: история и атрибуты самой неправильно понимаемой религии
Черная магия, поклонение дьяволу, зомби, человеческие жертвоприношения, оргии и каннибализм. Это представление многих людей, когда речь заходит о вуду.
Эта маленькая религия имеет явно зловещую репутацию и большое влияние на культуру. Более двух столетий слухов и домыслов в народном воображении вуду превратили в глубоко расовую форму колдовства.
После десятилетий окультных сенсаций, коммерциализация вуду постоянно манипулирует очарованием туристов. Нынешние приверженцы вуду вынуждены бороться с упорным недоверием к своим традициям.
Боятся ли его или высмеивают, вуду почти всегда вызывает у посторонних какое-то нездоровое любопытство. Но что такое Вуду (Voodoo) на самом деле? Откуда она взялась? И почему ее так неправильно понимают?
Рождение Вуду
Вопреки распространенному мнению, вуду не является формой колдовства или поклонения демонам. Это народная религия, происходящая из Гаити. Которая возникла, когда африканцы были захвачены и обращены в рабство. В результате чего их культура и религиозные верования столкнулись с католицизмом.
Африканские корни вуду уходят в прошлое более чем на 6000 лет. Что делает его одной из старейших в мире верований. Более современное воплощение этой древней африканской религии — вуду, возникло как уникальная смесь католических и африканских магических и религиозных обрядов.
Вуду, однако, является динамичной религией без какой-либо стандартизированной догмы. Так что дать определение Вуду и верованиям его последователей может быть сложно.
Тем не менее, есть узнаваемые черты, которые объединяют различные традиции вуду. Африканские элементы религиозной практики происходят в основном из региона Дагомея в Западной Африке (современный Бенин). А также от народов йоруба, фон и эве в Западной Африке и народа конго из Центральной Африки.
Многие элементы африканской духовности продолжают существовать в современном вуду. В практиках трансцендентной игры на барабанах и танцах. Поклонении умершим предкам и духам, называемым Лоа.
Вуду и зомби
С такими сериалами, как “Ходячие мертвецы ” и фильмами, как ” Война миров Z”, а также с целым литературным жанром, известным как “зомби-апокалипсис”, эти существа уже некоторое время находятся в поп-культуре.
Хотя в литературе и кино есть долгая история и увлечение ожившими трупами, зомби изначально восходят к гаитянским и креольским традициям. Которые уходят своими корнями в африканские религиозные обычаи.
В фольклоре Гаити, зомби являются следствием заклинаний колдуна вуду по имени бокор. Поскольку рабство в колониальном Гаити было настолько жестоким, смерть рассматривалась как единственное возможный способ попасть в лучший мир. И рассматривалась как способ вернуться в Африку или Лан (что в переводе означает Гвинея).
Одним из самых известных исследований зомби была книга Уэйда Дэвиса 1985 года “Змей и радуга”. В весьма противоречивой книге была попытка выяснить, как были созданы зомби.
В качестве примера приводился случай Клэрвиуса Нарцисса, человека, которого, как полагают, превратили в настоящего зомби с помощью комбинации наркотиков (включая яд рыбы-фугу и яд жабы). Чтобы имитировать смерть, а затем ему дали галлюциногенный препарат тетродотоксин, чтобы удержать его в зомби-подобном состояние.
Исследование в книге вызвало огромный резонанс. Однако другие исследователи заявляли, что его доводы были ненаучны. И так и не были найдены доказательств существования подобных галлюциногенов.
И хотя в реальной жизни зомби остаются мифом, их более чем достаточно, чтобы удовлетворить любителей и фанатов зомби на долгие годы.
Что такое куклы вуду?
Эти фигурки представляют собой маленькие человеческие чучела, сделанные из нескольких палочек. Скрепленных между собой, образующих тело с торчащими руками. Основа часто покрыта кусочками ткани, а иногда для заполнения формы используется наполнитель из мха.
Голова часто имеет рудиментарные черты лица: глаза, нос и рот. К ним прилагается булавка или кинжал и инструкция, как им пользоваться.
Эти куклы призваны исключительно для удовлетворения спроса мистически настроенных туристов. Которым они продаются в качестве дешевых поделок в сувенирных магазинах, рынках и разбрасываются во время парадов.
Последователи вуду, действительно порой используют кукол как часть традиции, привезенной с собой из Западной Африки. Когда эти переселенцы оказались в новом мире в качестве рабов, они сохранили свои традиции кукол.
Ритуалы с куклами в Западной Африке и на Гаити, однако, не имеют ничего общего с причинением вреда людям, заслуживающим этого или нет. Скорее наоборот, они предназначены для лечения. И когда их подвешивают к ветвям деревьев на кладбище, они служат для сохранения связи с недавно ушедшими родственниками.
Христианские элементы в вуду
Однако, есть и явно узнаваемые христианские элементы в вуду. Те, кто не знаком с этой практикой, могут быть удивлены, узнав, что она имеет много общего с католицизмом. Включая молитвы, как “Отче наш”, и такие ритуалы, как крещение, крестное знамение. И использование свечей, крестов и изображения святых.
Некоторые последователи вуду идентифицируют себя как католики. И считают святых и Лоа разными воплощениями одних и тех же сущностей. Другие предпочитают дистанцироваться от католицизма и христианства. Считая, что католические образы и ритуалы в вуду были и остаются простым фасадом.
Первоначальное принятие католических обрядов, в конце концов, действительно было результатом безжалостной попытки европейских колонистов подавить все аспекты африканской культуры. Особенно так называемые “языческие” религиозные верования.
На Гаити и по всему атлантическому миру порабощенные африканцы были вынуждены трудиться в ужасных условиях. У них почти ничего не осталось, кроме веры, за которую они упорно держались.
На Гаити, как и везде, пытались лишить их этого. В 1685 году французский король Людовик XIV издал декрет. Он предписывал, что рабы должны быть крещены как католики. Одновременно исповедование любой другой религии было запрещено. Работорговцы, которые допускали религиозные привычки своих пленников, должны были быть наказаны вместе с ними.
Но колонистов перехитрили. Как упоминалось выше, африканские и католические обычаи объединились как способ обойти религиозное угнетение. Чтобы порабощенное население могло продолжать исповедовать свои собственные религиозные обычаи. Под видом поклонения католическим святым.
Гаитянская революция и приход Вуду в США
В ночь на 14 августа 1791 года, как гласит легенда, рабы с нескольких соседних плантаций ускользнули. Чтобы встретиться глубоко в лесу. Там, собравшись вокруг костра, мамбо Сесиль Фатиман руководила церемонией. Жрица пророчила грядущую революцию. Она сказала, что его возглавят трое мужчин.
Согласно фольклору, именно в этот момент собрались грозовые тучи и прогремел гром. Затем жрица стала пророчицей того, что станет первой черной республикой Америки – Гаити.
Так началось одно из самых значительных движений в истории работорговли. Гаитянская революция (1791-1804 гг.) была впечатляюще успешным восстанием. Свергнувшим белое колонистское население и освободившим черных гаитян от порабощения. В течение этих 13 лет многие белые плантаторы бежали с Гаити со своими рабами, принося свои традиции и верования в Луизиану.
Затем Луизиана, а точнее Новый Орлеан, стала эпицентром вуду в Соединенных Штатах. Этот культурный импорт из Карибского бассейна оказал глубокое влияние, которое ощущается до сих пор.
Вуду сегодня
С 1960-х годов и до наших дней вуду использовалось как источник развлечений и туристическая достопримечательность. В настоящее время туристам продают такие вещи, как куклы вуду массового производства. “Благословенные” куриные ножки и туры с привидениями. Которые чаще всего рекламируются людьми, не имеющими реального отношения к религии, но желающими извлечь выгоду из ее дурной славы.
Между тем, также наблюдается всплеск интереса к духовной практике вуду. Сегодня существует множество мамбо и хуганов (жриц и священников). Которые служат многонациональному сообществу верующих, серьезно изучающих и последователей вуду.
Вуду предоставляет своим жрецам и жрицам, а также своим последователям мужского и женского пола равный статус. Более того, кажется, что в Вуду ценят и уважают всех последователей.
По своей сути Voodoo охватывает понятия гендерной изменчивости. Женские духи могут овладевать мужскими телами, а мужские духи могут овладевать телами женщин.
Современное вуду все еще восстанавливает свою репутацию после кампании страха. Которая длилась более двух столетий (и до сих пор полностью не прекратилась). Это наследие сложной истории Вуду сегодня очень узнаваемо. Тем не менее, все больше и больше людей узнают о сложной, но увлекательной истории Вуду. И о богатом культурном наследии его практикующих.
как Франсуа Дювалье создал одну из самых жестоких диктатур ХХ века — РТ на русском
22 октября 1957 года президентом Гаити стал доктор Франсуа Дювалье. Он правил 26 лет, до самой смерти, и был признан одним из наиболее жестоких и эксцентричных диктаторов Западного полушария. Дювалье подражал духам вуду и строил политику на основе собственных суеверий. Как бывший министр здравоохранения превратил в кошмар жизнь целой страны — в материале RT.
До того как прийти к власти, Франсуа Дювалье был уважаемым человеком, представителем национальной интеллигенции. Он получил медицинское образование в США, долгие годы работал по специальности, боролся с тропическими болезнями, и пациенты почтительно называли его Папа Док (кстати, это прозвище осталось с ним на всю жизнь). А в конце 40-х годов прошлого столетия Дювалье возглавил республиканское Министерство общественного здравоохранения и труда.
Для Гаити выборы 1957 года были связаны с многолетними надеждами. В первой половине XX века страна пережила чехарду быстро сменяющихся правителей и военную оккупацию США. Население острова составляли две неравные группы. В меньшую входили мулаты, представлявшие национальную элиту, в руках которой находились все ключевые правительственные посты и экономика республики, а темнокожие — большая часть гаитян — оставались практически бесправными.
Жители острова надеялись, что к власти наконец-то придёт правитель, не озабоченный исключительно собственным обогащением. Интеллигент Франсуа Дювалье, предвыборная кампания которого была ориентирована на темнокожее большинство, казалось, полностью соответствует образу идеального правителя. 22 октября 1957 года он стал президентом страны и оставался на этом посту до самой смерти — в течение 26 лет.
Армия зомби
Путём к сердцу гаитян оказалась религия. Дювалье открыто объявил о поддержке традиционных верований Гаити — вуду. Этот культ сформировался в среде рабов, некогда привезённых из Африки французскими колонизаторами, соединив в себе элементы христианства и язычества. Католическая церковь столетиями боролась с культом вуду, который был широко распространён среди народа, в то время как мулатская аристократия выбирала католичество или протестантизм.
- Вуду — традиционная африканская религия
- © bigpicture.ru
Дювалье же превратил вудуистские святилища острова в агитационные пункты и даже свою манеру одеваться привёл в соответствие с мистикой вуду. Одним из самых почитаемых и опасных духов этой религии является Барон Суббота. Барон провожает умерших в царство мёртвых, но может и лишить их этого права, обратив в зомби — несчастное существо, которое не живо, но и не мертво. Этот дух щегольски одевается, носит чёрный фрак, шляпу и очки.
Именно так и одевался Дювалье весь период своего правления. Он даже говорить старался высоким шёпотом, чтобы соответствовать мифам о Бароне Субботе.
На страницу галереи
Но от человека, который копирует повадки духа Смерти, вряд ли стоило ожидать чего-то хорошего. И всего за пару лет правления от образа Дювалье как прогрессивного интеллигента не осталось и следа.
Справедливости ради надо сказать, что обращение доктора в кровожадного диктатора случилось не на пустом месте. Уже в 1958 году Дювалье столкнулся с попыткой военного переворота, которая его сильно напугала, он даже успел собрать чемоданы для бегства.
Переворот подготовила группа офицеров, и диктатор разочаровался в армии.
Год спустя Дювалье создал новую структуру, которая тоже была напрямую связана с культом вуду.Сотрудников Добровольной милиции национальной безопасности больше знали как тонтон-макутов. Такое название они получили в честь гаитянского духа, который ловит детей в мешок, а потом пожирает. Отряды тонтон-макутов стали ярким символом режима Дювалье. В них вербовались преданные президенту люди, которые без суда и следствия расправлялись со всеми неугодными, а о себе распространяли слухи, будто являются зомби Дювалье: их нельзя подкупить или убить.
При этом зарплату тонтон-макутам не платили: они жили легальным грабежом, а тем, кто уже не мог грабить, государство разрешало занять жильё или ферму противника президента, но для этого владельца нужно было изгнать или убить. Всего за время диктатуры Дювалье в результате репрессий погибли от 30 до 60 тыс. человек.
Двадцать два
Дювалье оказался чудовищем, однако за все годы своего правления он практически не сталкивался с серьёзными протестами или потрясениями.
- Тонтон-макуты — добровольческая милиция национальной безопасности (гаитянское парамилитарное формирование)
- © Wikimedia Commons
Папа Док объявил себя врагом коммунизма и всю жизнь старался следовать в фарватере американской политики. Отряды тонтон-макутов убивали всех заподозренных в сочувствии коммунизму. За такую политику американцы прощали Дювалье не только нарушение прав человека, но и покушение на основы христианской религии. Диктатор сосредоточил в своих руках власть над местной католической церковью и внёс в богослужение коррективы, в результате которых молитва «Отче наш» обращалась не к Богу, а лично к Дювалье.
Мистические взгляды диктатора на мир влияли не только на личные привычки Дювалье, но и на внутреннюю политику страны. Например, Дювалье считал, что двадцать два — это его счастливое число, ведь президентом он стал 22 сентября. В дальнейшем Дювалье старался подгадать, чтобы и другие важные события его правления выпадали на две двойки.
Также по теме
Проверка на прочность: в Индии провели ритуал разбивания кокосов о головы
Более 1000 верующих приняли участие в ежегодном ритуале разбивания кокосов об голову у храма Махалакшми Амман в индийском штате Тамил…
22 апреля 1961 диктатор провёл перевыборы в сенат, но произошло чудо и помимо нового сената (все места в котором получили сторонники Папы Дока) гаитянцы переизбрали самого Дювалье, потому что в большинстве бюллетеней была сделана приписка «Дювалье — наш президент». Диктатор пошёл навстречу избирателям и согласился занять президентский пост ещё на шесть лет.
Британский историк Алекс фон Тунзельманн в своей книге «Красная жара: заговор, убийство и холодная война в Карибском бассейне» пишет, что, узнав о смерти Кеннеди (он был единственным американским президентом, с которым у Дювалье не сложились отношения), диктатор заявил, что это его «заслуга», потому что он нанёс кукле вуду, символизирующей Кеннеди, 2222 укола булавкой. Дювалье даже не смутило, что культура «магических кукол» не характерна для гаитянского вуду, а распространена среди материковых поклонников этой религии.
В 1964 году диктатор снова задействовал счастливое число и 22 июня провозгласил себя пожизненным президентом. Больше выборы на острове не проводились вплоть до самой смерти Дювалье.
После нас хоть потоп
Эксцентричное поведение правителя Гаити сказывалось на всех аспектах жизни острова.
В бестселлере норвежского журналиста Микала Хема «Быть диктатором» описана мрачная игра, ставшая популярной на Гаити в 1960-е. Она называлась гаитянской рулеткой и сводилась к поездке на автомобиле с изношенными шинами мимо дворца Дювалье в Порт-о-Пренсе. Охрана дворца стреляла на поражение по всякому, кто хоть немного задерживался у резиденции Папы Дока. Таким образом, проигрывал тот, у кого не выдерживали покрышки.
- Тонтон-макуты — добровольческая милиция национальной безопасности (гаитянское парамилитарное формирование)
- © Wikimedia Commons
Но дикость и жестокость проявлялись не только в городских «развлечениях».
Игры Дювалье с религией закончились тем, что он окончательно утвердился во мнении, что Гаити — это его собственность, и начал буквально торговать островом. Например, он мог приказать распилить железную дорогу и сдать её как металлический лом иностранным покупателям. Или собрать кровь, которую для больниц сдавали доноры, и тоже продать её за рубеж.
После смерти диктатора в 1971 году к власти пришёл его сын Жан-Клод (Бэби Док), но в 1986 году на Гаити началось восстание, и Жан-Клод бежал из нищей страны, которая с тех пор находится в перманентном политическом кризисе. Разграбленное государство является сегодня беднейшим в Западном полушарии.
Революционные корни самой неправильно понимаемой религии
Черная магия, поклонение дьяволу, зомби, человеческие жертвоприношения, оргии и каннибализм — вот что многие люди считают вуду.
Эта небольшая религия имеет большое влияние на культуру и явно зловещую репутацию. Более двух столетий враждебной пропаганды в народном воображении вуду превратили в глубоко расовую форму колдовства. После десятилетий расистских сенсаций коммерциализация вуду постоянно манипулирует увлечением туристов незнакомым. Сегодняшние вудуизанты по-прежнему вынуждены конкурировать с постоянным недоверием к своим традициям.
Боятся ли его или высмеивают, Вуду почти всегда вызывает у посторонних какое-то нездоровое любопытство. Но что такое Вуду на самом деле? Откуда это? Почему это так неправильно понято?
Вопреки распространенному мнению, Вуду (или вуду) не является формой колдовства или поклонения демонам. Это народная религия, происходящая из Гаити, которая возникла, когда африканцы были захвачены и обращены в рабство, в результате чего их культура и религиозные верования столкнулись с католицизмом.
Вам нравится эта статья?
Подпишитесь на нашу бесплатную еженедельную рассылку новостейАфриканские корни вуду уходят в прошлое более чем на 6000 лет, что делает его одной из древнейших в мире традиций предков. Более современное воплощение этой древней африканской религии — вуду — возникло как уникальная смесь католических и африканских магических и религиозных обрядов. Вуду, однако, является динамичной религией без какой-либо стандартизированной догмы. Вполне обычно и вполне приемлемо, чтобы два соседних храма вуду практиковали разные традиции. Так что дать определение Вуду и верованиям его практиков может быть сложно.
Тем не менее, существуют узнаваемые нити, объединяющие различные традиции вуду. Африканские элементы религиозной практики происходят в основном из региона Дагомея в Западной Африке (современный Бенин), а также от народов йоруба, фон и эве в Западной Африке и народа конго из Центральной Африки. Многие элементы африканской духовности продолжают существовать в современном вуду, в практиках трансцендентной игры на барабанах и танцах, поклонении умершим предкам и поклонении духам, называемым 9.0041 лва .
lwa (или «лоа») считаются невидимыми сверхъестественными существами, которые служат посредниками между людьми и верховным творцом Богом, известным на гаитянском креольском языке как
В вуду присутствуют явно выраженные христианские элементы. Те, кто не знаком с этой практикой, могут быть удивлены, узнав, что она имеет много общего с католицизмом, включая такие молитвы, как «Отче наш» и «Радуйся, Мария», а также такие ритуалы, как крещение, крестное знамение и использование свечей. кресты и изображения святых. Некоторые последователи вуду идентифицируют себя как католики и считают святых и lwa разными воплощениями одних и тех же сущностей. Другие вудуизанты предпочитают дистанцироваться от отождествления себя с католицизмом и христианством в целом, считая, что католические образы и ритуалы в вуду были и остаются простым фасадом, призванным замаскировать африканские духовные практики под католические обряды.
Первоначальное принятие католических обрядов, в конце концов, действительно было результатом безжалостной попытки европейских колонистов подавить все аспекты африканской культуры, особенно так называемые «языческие» религиозные верования. На Гаити и по всему атлантическому миру порабощенные африканцы были вынуждены трудиться в беспощадных условиях. Их дома, собственность, семьи и общины были разорваны. У них почти ничего не осталось, кроме веры, за которую они упорно держались.
На Гаити, как и везде, пытались лишить их этого. В 1685 году французский король Людовик XIV издал декрет Le Code Noir , который диктовал законные условия, которые применялись к рабам и рабовладельцам во всей французской колониальной империи. Le Code Noir указывал, что рабы должны быть крещены как католики по прибытии во французские колонии и что исповедование любой другой религии было запрещено. Работорговцы, которые допускали или даже терпели подрывные религиозные привычки своих пленников, будут наказаны вместе с ними.
Но колонистов перехитрили. Как упоминалось выше, африканские и католические обычаи объединились как способ обойти религиозное угнетение, чтобы порабощенное население могло продолжать исповедовать свои собственные религиозные обычаи под видом поклонения католическим святым. По этой причине многие lwa стали приравниваться к конкретным святым. Папа Легба, например, lwa страж перекрестков и духовный привратник в традициях вуду, ассоциируется со Святым Петром. Другой lwa , Эзили Дантор, считается матерью-воином-защитником и является национальным lwa Гаити. Синкретические современные представления о ней обычно ассоциируются с Черной Мадонной Ченстоховской.
lwa имеют решающее значение для практики Vodouisants, поскольку считается, что Bond ye находится слишком далеко, чтобы люди могли связаться с ним напрямую. Верующие читают молитвы и совершают жертвоприношения, чтобы призвать и накормить духов. Как только духи поманены, вудуизанты танцуют, надеясь, что лива овладеет ими или «оседлает их». Эта традиция часто вызывает подозрение, прежде всего потому, что в европейской и евроамериканской христианских культурах одержимость ассоциируется с дьяволом и демонами. Но для вудуизантов быть одержимым духом — это честь и основное средство общения человечества с божественным. Считается, что духи общаются через одержимость, благодаря чему они могут направлять прихожан, исцелять их или даже говорить через них с прихожанами. Фактически, многие гаитяне сегодня считают, что lwa помог своим предкам сбросить оковы рабства.
В ночь на 14 августа 1791 года, как гласит легенда, рабы с нескольких соседних плантаций ускользнули ночью, чтобы встретиться глубоко в лесу в Буа-Кайман, на территории тогдашней французской колонии Сен-Доминго. Там, собравшись вокруг костра, мамбо Сесиль Фатиман руководила церемонией. Жрица пророчила грядущую революцию. Она сказала, что его будут вести трое мужчин в ее присутствии: Жан Франсуа, Жорж Биассу и Жанно Буле.
Перерезав горло черной креольской свинье, Фатиман вручил каждому чашу крови жертвы, чтобы выпить, когда они принесли торжественную клятву уничтожить своих угнетателей. Согласно фольклору, именно в этот момент собрались грозовые тучи и прогремел гром, так как Фатиман была одержима Эзили Дантор. Затем мать-воительница lwa стала свидетельницей того, что станет первой черной республикой Америки: Гаити.
Так началось одно из самых значительных движений в истории атлантической работорговли. Гаитянская революция (179 г.1-1804) было впечатляюще успешным восстанием, свергнувшим население белых колонистов и освободившим черных гаитян от порабощения. Он также был ответственен за распространение вуду в Соединенных Штатах. В течение этих 13 лет многие белые плантаторы бежали с Гаити со своими рабами на буксире, принося свои традиции и верования в Луизиану.
Луизиана, а точнее Новый Орлеан, затем стал эпицентром Вуду в Соединенных Штатах. Этот культурный импорт из Карибского бассейна оказал глубокое влияние, которое ощущается до сих пор. Но, к сожалению, опыт вуду среднего туриста в Новом Орлеане может быть искажен постоянными процессами искажения фактов, которые выкристаллизовались в девятнадцатом и двадцатом веках и никогда не исчезали.
Из-за своей уникальной истории Луизиана имела совершенно другой этнический и религиозный состав по сравнению с остальной частью Соединенных Штатов к моменту покупки Луизианы в 1803 году. В то время другие штаты уже имели уникальную американскую идентичность, провозгласив независимость из Великобритании около двадцати семи лет назад. Луизиана не только опоздала с игрой, став американским штатом, но и весьма отличалась в культурном отношении, будучи испанской и французской католической колонией. Что еще хуже, большая часть чернокожего порабощенного населения Луизианы прибыла из Гаити.
Это было важно, учитывая, что гаитянская революция стала решающим поворотным моментом в истории рабства, вселив страх в сердца работорговцев по всей Америке. Это было единственное восстание рабов, имевшее успех в таких замечательных масштабах, свергнувшее колониальное правительство, отменившее рабство и приведшее к власти ранее порабощенных людей. Самоосвободившиеся рабы нанесли ответный удар Франции, одной из самых могущественных империй в мире, и победили.
Таким образом,
Гаити и сами гаитяне представляли огромную угрозу колониальному миру. Вуду, как нечто уникальное для Гаити того времени, рассматривалось как важный фактор. Власти (как и многие из порабощенных) считали, что гаитянские религиозные лидеры вуду и даже lwa приложили руку к разжиганию восстания. Теперь эти гаитянские вудуисты оказались на американской земле и принесли с собой своих «опасных духов» и «языческую» религию. Работорговцы опасались, что это может привести к падению довоенной Америки.
Подчеркивание этих предполагаемых связей между Вуду и восстаниями рабов было одной из самых важных социальных функций публичных повествований о Вуду после Гражданской войны. Как утверждала историк Мишель Гордан, повествования о вуду использовались для того, чтобы сделать преступность и гиперсексуальность чернокожих «фактами» в народном воображении; тогда практика вуду может быть приведена в качестве доказательства, оправдывающего расизм и сегрегацию. Эксплуатация этих фобий поразительно очевидна в газетах и журналах девятнадцатого века, которые описывали необузданный сексуальный гедонизм, кровавые ритуалы и даже человеческие жертвоприношения.
Возьмем, к примеру, рассказ, опубликованный в Daily Picayune в 1889 году и мелодраматически озаглавленный «Оргии на Гаити — история ужасов вуду, которым не верят». Автор утверждал, что вудуизанты участвовали в диких межрасовых оргиях, совершали насильственные жертвоприношения и даже съели маленькую девочку. Корреспондент из Нью-Йорка утверждал, что получил эту тревожную информацию, когда тайно присутствовал на гаитянском ритуале, «замаскированный» черным лицом.
Как и многие предполагаемые свидетельства очевидцев того времени, эта история предлагает очень мало достоверной информации, вместо этого почти полностью полагаясь на сенсационные, крайне расистские пропаганды и стереотипы:
«По этому случаю был принесён в жертву белый козел, но мой проводник сообщил мне, что в прошлом году он присутствовал… где девочку одурманили наркотиками, [у неё] вены вскрылись и высосали кровь». Затем репортер продолжает настаивать на том, что, хотя это «кажется невероятным… были известны достоверно подтвержденные случаи, когда недавно захороненные тела были эксгумированы, приготовлены и съедены почти полностью варварскими жителями…».
Такое насилие, демонические ритуалы и кровавые жертвоприношения служили «доказательством» предполагаемого варварства людей гаитянского/африканского происхождения в воображении белых. Сенсационные отчеты о вудуизантах и их якобы чудовищных ритуалах затем можно было бы использовать для подрыва особенно радикальной Реконструкции Луизианы и подчеркивания воображаемых ужасов лишения чернокожих избирательных прав и десегрегации. Белые газеты публиковали статьи, обещавшие «Полные сведения об адском бульоне и оргиях» с такой поразительной регулярностью, что к концу 1880-х годов известная афроамериканская газета под названием «Нью-Йорк Эйдж» сетовала на то, что «каждая [газета] имеет особое агент для работы в этой конкретной области».
Точно так же в двадцатом веке повествования о Вуду продолжали опираться на эти расовые и сексуализированные образы, присваивая Вуду как форму безвкусного развлечения. Образ вуду в общественном воображении трансформировался в нечто более сложное, поскольку фильмы и романы смещали акцент с «новостных сообщений» на сенсационные вымыслы. Вуду стали рассматривать как нечто увлекательное, заманчивое, даже эротическое, но одновременно опасное и пугающее.
Это мучительное зло ощутимо в таких фильмах, как «Любовь Макумбы» Дугласа Фоули (1960). В фильме американский писатель и его зять столкнулись с южноамериканской «королевой вуду», стремящейся удовлетворить свои ненасытные похоти, как для крови, так и для сексуального удовлетворения.Афиша театрального выпуска демонстрирует откровенно предвзятый подтекст повествования, изображая образ омерзительной женщины в скелетной маске, держащей кричащего младенца над пылающим черным котлом, в то время как полуголые танцоры упиваются жестокой Между тем, подписи гласят: «Жажда крови КОРОЛЕВЫ ВУДУ! Странно, шокирующе, жестоко в местных джунглях. ..» апеллирует к так называемой «дикости» и «странности» вуду, чтобы вызвать шок и ужас у своей аудитории. Те же самые методы до сих пор часто используются для представления вуду в кино и на c опытом в Новом Орлеане.
С 1960-х годов и до наших дней вуду в Соединенных Штатах использовалось как источник развлечений и туристическая достопримечательность, характерная для Нового Орлеана. В настоящее время городским туристам продают такие вещи, как куклы вуду массового производства, «благословенные» куриные ножки и туры с привидениями, которые чаще всего рекламируются людьми, не имеющими реального отношения к религии, но желающими извлечь выгоду из ее дурной славы. Но его стереотипный публичный имидж остро нуждается в обновлении.
Стремясь бороться с предвзятыми представлениями о вуду, учреждения по всему миру, такие как Музей вуду в Новом Орлеане, Бюро этнологии в Порт-о-Пренсе, Гаити, и Музей вуду в замке в Страсбурге, Франция, предлагают любопытной публике более познавательный взгляд на историю этой глубоко неправильно понятой религии. Центры искусства и исследований, которые чутко относятся к уникальной культуре и истории Вуду, помогают бороться с неправильными представлениями, которые продолжают подрывать его.
Между тем, интерес к духовной практике Вуду среди американцев, особенно в духовном сердце Вуду, Луизиане, также возрос. Сегодня существует множество мамбо и хуганов (жриц и священников), которые служат многонациональному сообществу верующих, серьезно изучающих и последователей Вуду. Современная интеллигенция Нового Орлеана осознает потенциал религии, которая, по-видимому, гораздо больше соответствует современным либеральным идеологиям, чем более традиционные западные религии. Как отметила Элизабет Макалистер из Уэслианского университета в интервью The Guardian, вуду — это религия, в основе которой лежит равенство.
Вуду предоставляет жрецам и жрицам, а также своим последователям мужского и женского пола равный статус. Более того, кажется, что в Вуду ценят и уважают всех последователей, включая представителей ЛГБТ. Макалистер отмечает, что Voodoo по своей сути охватывает понятия гендерной изменчивости; женские духи могут овладевать мужскими телами, а мужские духи могут овладевать телами женщин. Примечательно, что даже считается, что геи lwa могут «усыновлять» и служить защитниками для молодых взрослых геев. Вуду, будучи настолько демонизированным и заклейменным на протяжении всего своего существования, по самой своей природе «радикально непредвзято».
Современное вуду все еще восстанавливает свою репутацию после клеветнической кампании, которая длилась более двух столетий (и до сих пор не прекратилась полностью). Это наследие сложной истории Вуду сегодня очень узнаваемо. Тем не менее, все больше и больше людей узнают о сложной, но увлекательной истории Вуду и о богатом культурном наследии его практикующих.
Ты занимаешься вуду? – Реальная история племенного мифа – ПИЛОТНЫЕ РУКОВОДСТВА
Факты о культуре
Где : Практикуется по всему миру, особенно на Гаити, в Западной Африке и Новом Орлеане населением размером с Великобританию.
О чем идет речь: Акт «благотворительности» или варварская попытка заработать на торговле людьми
Современные дни: Все еще незаконно практикуется среди западноафриканских племен
Само слово Вуду вызывает в воображении загадочные образы зомби , пластиковые чучела с воткнутыми в них булавками, способными причинить физический вред, и причудливые ритуалы глубокой ночью, в ходе которых приносятся кровавые жертвоприношения. Такая загадочная, неуловимая и — для западного человека — совершенно непонятная система верований не могла не захватить воображение. В 1929, слово «зомби» и его связь с трансоподобным состоянием практикующих вуду, одержимых духами, было куплено в Америке Уильямом Б. Сибруком в его книге «Волшебный остров» о вуду на Гаити .
В киноС помощью Голливуда и таких фильмов, как «Белый зомби» (1932) или «Ночь живых мертвецов» (1968), зомби стали известны как трупы, привезенные из мертвых и вуду как нечто злонамеренное и опасное. Даже Джеймс Бонд столкнулся со зловещей силой вуду в фильме 1973 года «Живи и дай умереть» , когда столкнулся с печально известным Мистером Большим и его способностью «сглазить» кого-то и стать причиной их смерти. Бонд оказывается в центре кровавого и безумного ритуала, который никак не отражает правду о том, что в основном вуду используется не для злонамеренных целей, а для восхваления духов и поиска милостей и исцеления взамен. Вуду пережило столетия искажения фактов — мощная и устойчивая религия, у которой сегодня более 50 миллионов последователей по всему миру.
Обряды и ритуалыРитуалы и практики вуду различаются не только между странами, но и между группами, которые со временем адаптировались к различным обстоятельствам. Его 400-летние корни лежат среди племени яруба из области Африки, которая сегодня включает Тонго, Бенин и некоторые части Нигерии. Всеобщая вера заключалась в едином Верховном Существе — Великом Мэтре и целом ряде меньших божеств, именуемых лоа . Все церемонии должны почтить лоа и сделать их счастливыми, поскольку они способны творить добро или зло на земле.
Эти церемонии, часто длящиеся всю ночь, включают чрезмерное пение, барабанный бой и пение, обычно сопровождаемые дарами богам – на землю выливают бутылку джина или пальмового вина, забивают курицу или козу. Кровь животного можно выпить, чтобы передать его сверхъестественные силы, и высвободить душу животного, чтобы лоа мог использовать ее для омоложения. У каждого лоа есть свои предпочтительные жертвоприношения животных, а также свои бешеные ритмы и тип барабана, на котором нужно играть, чтобы он был счастлив.
На священных барабанах всегда играет оркестр из трех человек; Самый маленький барабан — була , средний барабан — второй , а самый большой и мощный — манман . лоа считаются духами основных сил вселенной и повседневной жизни, таких как добро, зло и здоровье, а также духами умерших предков. Из этого первоначально возник образ «зомби», поскольку с помощью искусно играемого барабана человекман танцор может стать одержимым лоа; дрожат и содрогаются, когда дух входит в их тело и через них общается со всей деревней. Они входят в подобное трансу состояние, которое может длиться часами или даже днями — глубоко духовное явление, которого верующий может ждать годами, чтобы испытать.
Многие дома вудуБенин остается историческим сердцем вуду, так как с этих берегов более 1,5 миллиона жителей Западной Африки были отправлены за границу между 16 и 18 веками для работы в качестве рабов на плантациях Гаити. Все местные религии были запрещены, а рабов крестили как католиков, но вера в духов оказалась слишком сильной. Рабы находили утешение в своих общих убеждениях и выражали себя единственным доступным им способом – песнями и танцами. В годы гонений и борьбы с господствующим классом новая религия, Voodau начал развиваться, объединяя племенные верования, но также включая элементы насильственного католицизма. Сегодня нет ничего необычного в том, что католик на Гаити практикует вуду. На самом деле там говорят: «Гаити на 80 процентов католики и на 100 процентов вуду».
В Бенине, как и на Гаити, вуду в течение многих лет было загнано в подполье, но сегодня открыто процветает. В 1996 году правительство Бенина объявило 10 января 90 268 Национальным днем вуду 90 269. Тысячи людей праздновали с песнями и танцами под предводительством верховного вождя Даагбо Хоунона Хоуна, который зарезал козу и вылил бутылку Королевского аистового джина на песок в качестве подношения богам. На Гаити тоже есть календарь праздников, самым крупным из которых является Сувенирный фестиваль , проводимый в Страстную пятницу в честь лоа в одном из крупнейших храмов вуду на Гаити; Сувенир.
Общины вуду сплочены и возглавляются одним хуганом (священником) или мамбо (жрицей), обладающими абсолютной властью над сообществом. Одной из их основных задач является лечение больных с помощью различных трав, зелий и ритуалов. Недавно Мел Би из Spice Girls во время съемок в Бенине для британского телевизионного документального фильма Channel 4 о вуду воспользовалась возможностью посетить хугана и подобрать «приворотное зелье» для коллеги, бывшей участницы Spice 9.0268 Эмма Бантон . Жаль, что она не смогла подобрать заклинание вуду, чтобы помочь своей ослабевающей музыкальной карьере.
Именно в целительстве берет свое начало печально известная кукла вуду . Возникшая в Африке деревянная фигурка под названием bocheo («фигурка с силой») была сделана с небольшими отверстиями для колышков. Затем эта точка тела станет фокусом для энергии, способствующей исцелению. Владельцы плантаций на Гаити боялись этих кукол и запретили их, поэтому рабы тайно создавали фигурки из хлопка вместо дерева.
Худу в АмерикеНа Гаити вуду стало объединяющей силой среди рабов и крестьян, но также нашло свою более зловещую сторону: лоа «Петро». В отличие от кротких, пассивных африканских лоа «Рада», Петро — «темные духи». Людям нужен был способ справиться с жестокостью рабства, и духи Петро стали источником агрессии и действий, которые нашли свое отражение в восстаниях 1791 года и далее, кульминацией которых стало изгнание французов с Гаити в 1804 году.0005
Многие французы бежали из Гаити в Луизиану на Глубоком Юге, США, взяв с собой своих слуг и рабов. Вуду снова начало приспосабливаться к новой ситуации, сливаясь с верованиями европейских рабов и включая элементы фольклора природы коренных американцев. Сегодня Новый Орлеан является колыбелью этой новой формы афроамериканской религии, более известной как Hoodoo . Худу в некоторых важных отношениях отошел от вуду и описывается многими его практикующими как фольклорная магия, а не как религия. В отличие от вуду Африки и Гаити, здесь нет строгой иерархии или церемоний инициации. Акцент делается на личной силе, обычно в магических, а не в медицинских целях, и как знак времени заклинание худу или «работа» имеют такие описательные названия, как «Деньги остаются со мной» или «Люби меня, масло». Одной из определяющих характеристик является использование мешок колдовства или колдовская рука — фланелевый мешочек, используемый для переноски корней, трав и других любопытных вещей, необходимых для зелий или ритуалов.
На протяжении веков вуду пугало и интриговало тех, кто соприкасался с ним. Духи, песни и ритуалы сильно различаются в сообществах вуду мира, но можно сделать одно обобщение: вопреки популярным стереотипам, вуду не является источником зла и злобы, а способствует исцелению.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Обряды посвящения
Выдержка из журнала Time Europe, где один человек оказывается в Бенине в «Национальный день вуду».
И мертвые восстанут…
Подробное обсуждение ранних кинематографических фильмов с участием зомби.
Hoodoo
Все, что вы хотите знать о Hoodoo – что это такое, а что нет.
Книги
«Ты занимаешься вуду?»: настоящая религия зомби и кукол вуду Шеннон Р. Терлингтон. (1999) Лондон: South Street Press
Великолепная небольшая, легко читаемая книга, которая подробно знакомит вас с миром вуду.
«Культура и обычаи Гаити» Дж. Майкла Дэша
(2001) Greenwood Press
Блестящая, подробная книга для чтения всего о Гаити и о том, как верования вуду вписываются в повседневную жизнь.
Основное изображение: Akodessewa marché des féticheurs, где верующим продаются фетиши, куклы и обереги Vodun (вуду), чтобы убедить духов помочь им. – Ломе Того, Дэн Слоан, Flickr Creative Commons
Дебби Фабб
Вуду все еще живет в Америке – Легенды Америки
Танец вуду на площади Конго, Новый Орлеан, Луизиана.
Вуду в Америке до сих пор активно практикуется и его столицей является Новый Орлеан, штат Луизиана.
Африканское вуду
Новоорлеанское вуду, также известное как луизианское вуду и вуду долины Миссисипи, представляет собой набор духовных верований и практик, разработанных на основе традиций древних африканцев, привезенных в Луизиану. Официальный термин для этой практики — Voudon.
Вуду было принесено во Французскую Луизиану в колониальный период рабами из Западной Африки между 1719 и 1731 годами. С ними пришли их языки, культурные обычаи и религиозные верования, основанные на духе, уважении к старшим и поклонении предкам.
Их знание трав, ядов и ритуального создания чар и амулетов, предназначенных для защиты себя или причинения вреда другим, стали ключевыми элементами луизианского вуду. Эти последователи вуду чаще всего использовали амулеты и обереги в своей повседневной жизни для исцеления, защиты, руководства и поддержания связи со своими близкими.
Кукла Вуду Ванга
Талисманы, обереги и амулеты называются Уанга. Уанга со злыми намерениями называется Ванга. Обычно они содержали ядовитые корни дерева figier maudit, привезенного из Африки и сохранившегося в Луизиане. Затем измельченный корень смешивали с другими ингредиентами, включая кости, гвозди, другие корни, святую воду, священные свечи, святое благовоние, святой хлеб или распятия.
Практики вуду также включают чтения, духовные ванны, молитвы, ритуалы, пение, воспевание, игру на барабанах, состояния, подобные трансу, и личную церемонию. Он используется для лечения беспокойства, зависимостей, депрессии и одиночества, а также для помощи бедным, голодным и больным.
Поскольку этих первых рабов держали большими группами, относительно изолированными от взаимодействия с белыми поселенцами, их африканские традиции остались нетронутыми.
Однако на рабов также повлияли верования их владельцев в католицизм, которые вскоре слились с их собственными ритуалами. Поэтому новоорлеанское вуду также известно как вуду-католицизм. Этот тип вуду утверждает, что один Бог не вмешивается в повседневную жизнь, но это делают духи, и что связь с этими духами может быть достигнута с помощью различных ритуалов, таких как танец, музыка, пение и змеи.
Площадь Конго в Новом Орлеане, штат Луизиана, автор Кэти Вайзер-Александер.
После восстания рабов на Гаити в 1791 году многие рабы бежали в Новый Орлеан, и их прибытие подкрепило вуду. Поскольку многие освобожденные цветные люди начали практиковать ритуалы, они стали важной частью их культуры, и к 19 веку королевы и короли вуду стали влиятельными духовными и политическими фигурами.
Площадь Конго, ныне расположенная в парке Армстронг, когда-то служила местом сбора порабощенных африканцев. Здесь они практиковали свои традиции и культуру, в том числе вуду, когда сотни людей собирались, чтобы сформировать круги барабанов и духовные церемонии.
Во времена своего расцвета Мари Лаво (1794-1881) была самой известной королевой вуду. Практикуя вуду с 1820 по 1840 год, она также была набожной католичкой и посещала мессу в соборе Сент-Луиса. Свободная цветная женщина, она жила со своими приемными детьми на улице Сент-Энн во Французском квартале, где многие люди останавливались, чтобы попросить ее о помощи. Лаво была также известна как Вдова Пэрис после смерти ее первого мужа Жака Пэрис
Мари Лаво, королева вуду Нового Орлеана
Ее дом был украшен свечами, изображениями святых, алтарями и предметами для защиты дома от духов. . Известно, что она кормила голодных, ухаживала за больными, посещала заключенных и помогала бежать порабощенным слугам. Она также совершала экзорцизмы, приносила жертвы духам, лечила пациентов массажем, чаями, травами, мазями и настойками. Даже политики, юристы и бизнесмены обращались к ней за советом, прежде чем принимать важные решения.
Она дожила до 86 лет, когда умерла в июне 1881 года. Похоронена на кладбище № 1 в Сент-Луисе. Сегодня многие посетители оставляют на ее могиле монеты, бумажные цветы, талисманы и другие подношения. Ее старый дом был включен в состав церкви Святой Анны в пристройке Мари Лаво, где посетители могут арендовать коттедж на ночь. Он расположен по адресу: 1013 St. Ann New Orleans.
Самым известным королем вуду Нового Орлеана был Байу Джон, более известный как доктор Джон. Он родился в Сенегале, Западной Африке, был порабощен и увезен на Кубу. В конце концов он добрался до Нового Орлеана в качестве ватного валика. Позже он купил недвижимость на Байу-роуд и стал известен как превосходный целитель и предсказатель вуду. Именно доктор Джон обучал Мари Лаво.
В 1930-е годы истинное вуду ушло в подполье, когда Новый Орлеан стал туристическим центром. В то время был запущен ряд предприятий, взимающих деньги, как никогда не делали настоящие последователи вуду. Они также начали продавать поддельные зелья, порошки и гри-гри, амулет вуду, который, как считается, защищает владельца от зла или приносит удачу.
Куклы вуду в Музее вуду в Новом Орлеане, штат Луизиана.
Сегодня вуду живет в Новом Орлеане, так как многие люди продолжают практиковать ритуалы, а другие считают его частью своей культуры. Это также главная туристическая достопримечательность.
Духовный храм вуду, расположенный через дорогу от площади Конго, является единственным официально установленным храмом вуду в Новом Орлеане. Храм служит практикующим вуду и сочетает в себе элементы других религий. Культурный центр по соседству предлагает куклы вуду ручной работы, освященные свечи, гри-гри, мешочки с моджо, масла, травы, благовония, предметы искусства и многое другое.