Второй после лиссабона 5: Второй после Лиссабона, 5 букв – Второй после Лиссабона / Туристический спутник

Второй после Лиссабона / Туристический спутник

Во всех рекомендациях вторым после Лиссабона стоит Порту. Не зря! Великолепный город, который сконцентрировал в себе все хорошее и плохое, что есть в Португалии.
Фотографии и текст Андрея Орехова. Порту расположен на 270 км севернее Лиссабона. С хорошими португальскими дорогами это расстояние преодолевается за 3 часа.
1. Добраться до города можно всеми доступными способами: поезд, автобус, самолет, машина. Я поехал на автобусе. До этого ни разу не пользовался этим транспортом в Европе. Какой же в них комфорт: розетки и халявный вай-фай на протяжении всего пути, с которыми дорога пролетает совсем незаметно.

2.

3.

4. Мрачноватые полузаброшенные здания стали еще более заметными. Теперь они везде, и создают свою особенную атмосферу. Между центральными дорогами улочки стали еще более узкими. Появилось ощущение неблагоприятного района. Стало немного волнительно проходить мимо курящих мужиков не самой приятной внешности, стоящих в дверных проемах своих домов.

5. Ярких цветных фасадов в Порту заметно меньше. Если и используют цветную плитку, то в окружении других серых каменных домов она теряется.

6. Порту стоит на реке Дуэро — ближе к реке можно встретить летающих чаек.

7. Большие скверы с деревьями, защищающие от полуденного солнца, тоже можно найти, несмотря на высокую плотность домов.

8. Все крыши из оранжевой черепицы.

9. Вид на Вила-Нова-ди-Гая.

10. Площадь Свободы — главная площадь города.

11.

12. История с геями продолжалась. Теперь я попал на какой-то митинг. Велось активное обсуждение на португальском языке.

13. Напьются портвейна своего, а потом валяются на памятниках.

14. Пример того, как поступают с заброшенными домами.

15.

16. Вокзал Сан-Берту.

17. Смотрите какая красота!

18. Постоянные подъемы и спуски могут вас измотать.

19.

20. Мост дона Луиса — железнодорожный, автомобильный и пешеходный мост через реку Дору. Соединяет Порту и Вила-Нова-ди-Гая. Построен по проекту ученика и компаньона Гюстава Эйфеля Теофила Сейрига.

21. Мосты в Порту — это отдельный разговор.

22. Наверху моста проходит скоростной трамвай. Когда его нет, пути используют как пешеходную зону.

23. Винные судна.

24.

25. Без фуникулеров некоторым туристам было бы тяжело.

26. Закат над рекой Дуэро.

27. Самый лучший вид в Порту. На этой точке собрался целый фотографический клуб.

Если вдруг вам придется выбирать между Лиссабоном и Порту — выбирайте второй вариант.

ПОСЛЕДНИЙ ДЕНЬ ЛИССАБОНА: к годовщине великого лиссабонского землетрясения - СТРАНЫ - ГОРОДА

Для нас Хэллоуин, 1-е ноября, - день веселых страшилок.
Мы соревнуемся в сочинении страшных историй, но вряд ли кто-то
придумает историю ужасней той, что произошла
в День всех Святых 1 ноября 1755 года в Лиссабоне,
в 9 часов 20 минут по местному времени.

Здесь гибнет Лиссабон…
Вольтер. Поэма на разрушение Лиссабона. 1756

recv_liss_1

Хроника Великого лиссабонского землетрясения
 

ОКТЯБРЬ, ПРИМЕРНО ЗА НЕДЕЛЮ ДО ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

В радиусе до 600 км от Лиссабона происходят странные и необъяснимые явления: высыхают некоторые

колодцы, другие, напротив, с силой выбрасывают воду, в третьих вода меняет уровень, мутнеет или
начинает неприятно пахнуть. Из нор вылезают пресмыкающиеся, домашние животные волнуются,
стремятся покинуть прибрежные районы, взобраться на возвышенности.

ing89_4


P1060996
Керамическое панно  с видом Лиссабона до землетрясения. В 1755 году в Лиссабоне было 275 тысяч жителей.

СУББОТА, 1 ноября 1755 года

9.00 часов утра

В Лиссабоне прекрасная солнечная погода. По случаю Дня всех Святых город празднично украшен,
звонят колокола, в переполненных храмах идет праздничная служба. Короля Жозе Первого нет
в городе - государь со всем двором отправился по просьбе своих дочерей к утренней мессе в
один из загородных храмов.

001+


Гравюра с видом Лиссабона до землетрясения


Digitalizar0038Королевский дворец и набережная реки Тежу

9 часов 20 минут утра

В Атлантическом океане, в 200 километрах от мыса Сан Висенте, юго-западной оконечности
Португалии, начинается землетрясение силой 8,5-9,5 баллов.
Первый подземный толчок: раскачиваются шпили церквей, по свидетельству очевидца,
"словно колосья на ветру". Церковная утварь и свечи падают с алтарей.Примерно через 6 секунд
следует второй толчок: шпили и башни обрушиваются на кровли храмов, шатаются и рушатся стены
зданий, погребая под собой тысячи людей. Под развалинами гибнут и те, кто в панике выбежали на улицы.

terramoto001b

recv_liss_7

Люди обезумели от ужаса. "Страшное зрелище мертвых тел, крики и стоны умирающих,

до половины засыпанных развалинами, выше всякого описания; страх и отчаяние до того
овладели всеми, что самые решительные люди не осмеливались остановиться на мгновение,
чтобы сдвинуть несколько камней, придавивших самое дорогое им лицо, хотя многие могли быть
спасены таким образом; но никто не думал о чем либо, кроме своего собственного спасения. <…>
Число погибших в домах и на улицах несравненно меньше числа жертв, нашедших свою кончину
под обломками церквей…”, - писал в конце ноября 1755 года переживший землетрясение английский
хирург Вольфальм.

124576-050-31DC3CD1

Через несколько минут происходит третий толчок, сквозь доносящийся из-под земли сильный гул
и грохот рушащихся зданий едва слышны крики раненых. В земле появляются трещины шириной
до пяти метров, они отрезают центр города от остальной суши.

LISB1

Уцелевшие люди устремляются к реке Тежу, в надежде переправится через нее и покинуть
разрушающийся город, другие бегут к набережной и портовым причалам, чтобы выйти на лодках
и судах в море (город находится  в устье Тежу в 15 км от моря). Новую лиссабонскую набережную
вместе с толпой собравшихся здесь людей поглощает гигантская трещина в земле.

l_image043

Около 10.00 утра

Вода неожиданно отступает от берега, становится видно обнажившееся  дно с обломками кораблей
и

Такой разный Лиссабон

Лиссабон пьянит и увлекает, берет под крыло и делится магической энергией океана. На этой прогулке вы проникнитесь очарованием таинственных и удивительно контрастных районов Лиссабона и начнете лучше понимать португальцев. Вы побываете в Алфаме и узнаете, почему здесь можно перекидывать соль из окна в окно, а не ходить к соседу. Пройдете сквозь арку Августа и увидите пристань Кайш-даш-Колунаш, принимавшей королей и великих мореплавателей. И, конечно, прогуляетесь по роскошному району Шиаду, где в старинной кондитерской продают знаменитые «паштел де ната».

Что вас ожидает

Байша: ощутить величие Португалии
Вы окажетесь в районе Байша, который, словно феникс, возник из пепла после землетрясения. Я расскажу, как самый популярный туристический район был построен на руинах, а хаотические улицы превратились в прямые, широкие и строгие по планировке. Именно здесь вы ощутите все величие Португалии: пройдете сквозь великолепную арку Августа, увидите пристань Кайш-даш-Колунаш, служившей парадным причалом, принимавшим королей, и встретите желтый трамвайчик.

Алфама: узнать историю средневекового Лиссабона
Покинув Байшу, вы переместитесь в Алфаму — сердце Лиссабона. Лабиринты узких улочек, пестрая плитка на фасаде домов, звуки фаду из открытых окон. Здесь вы поймете, почему Алфаму называют местом, где остановилось время, и проникнитесь его особым ритмом: понаблюдаете, как лиссабонцы выходят утром на балкон и пьют кофе, снимают сухое белье, переговариваются с соседями из окна в окно. А после пройдете мимо замка Святого Георгия и полюбуетесь прекрасным видом на город.

Шиаду: пройти по «сверкающему» району


Неспешно прогуливаясь, вы поднимитесь в район Шиаду. Богемный и богатый, этот район называют кривым зеркалом Алфамы — я поделюсь, с чем связано такое мнение местных, и помогу разобраться в истории «сверкающего» района. Факты и легенды Шиаду сложатся в целую картину, когда вы почувствуете себя частью его жизни: прогуляетесь по улицам, заглянете в самую старую в мире книжную лавку и самый маленький магазин с перчатками. И, конечно, узнаете, где можно попробовать самые вкусные «паштел де ната» — легендарные корзиночки с заварным кремом!

Организационные детали

Экскурсию для вас проведу я или другой гид из нашей команды.

Просто супер! Нам очень повезло с группой, но больше всего с гидом. Василий был информирован о буквально всём в Португалии, провёл интереснейшую экскурсию, ответил на все нас интересующие вопросы, показал места, которые мы б сами в жизни не увидели. Мы часто берём экскурсии в городах. В этот раз было на высшем уровне! Браво!

Я осталась крайне довольна экскурсией. Обычно предпочитаю изучать города самостоятельно, но в Лиссабоне решила взять обзорную пешеходную экскурсию. И это был один из немногих случаев, когда абсолютно не хотелось отстать от группы! Наш гид Василий очень просто и доходчиво доносил информацию, без лишних сухих и не интересных фактов из истории. Однозначно буду рекомендовать экскурсию, в частности уже оставила контакты организаторов в хостеле, а то на ресепшене были удивлены наличию экскурсий на русском языке!

Це була екскурсія, яку ми прослухали на одному диханні. Цікавий, ерудований, харизматичний екскурсовод Василь зачарував нас своєю розповіддю про Лісабон. Розлучатись не хотілося. Одна з найкращих екскурсій в моєму туристичному досвіді.

Оптимальная экскурсия для первого знакомства с Лиссабоном. Гид Василий очень компетентный, прекрасно владеет информацией. Маршрут интересный и неутомительный. Спасибо за отличную подачу и организацию!

Отличная экскурсия! Прекрасный маршрут, узнали много интересного и полезного (отдельное спасибо за лайфхаки с лифтами и эскалатором). Всем рекомендую!

Идеальная экскурсия, чтобы познакомиться с городом! Много интересной информации исторической, а также дельные практические советы. Василий, который проводил экскурсию, прекрасен.

У нас был гид Василий, отличный рассказчик. Рассказал и про историю и про современный Лиссабон. Маршрут интересный, много интересного. Очень понравилось.

Превосходно! Вместе с гидом Василием прошлись по старому Лиссабону, посидели в кафешке, услышали увлекательные рассказы об истории и современности. Замечательно! Рекомендую всем!

Несмотря на то, что на экскурсию нас подошло всего четверо (а может, и благодаря этому), экскурсия удалась как никогда ранее. Василий отработал по полной. Получилась очень душевная прогулка по городу, который экскурсовод действительно знает и любит. Подсказанные Василием лайфхаки очень помогали в самостоятельном исследовании Лиссабона в дальнейшем. На любой вопрос, а их у нас было много вследствие малочисленности и любознательности группы, давался вполне развернутый и интересный ответ. Понравилось и то, что знания Василия о городе носили не академический характер, а выражали и его собственное отношение к высказываемому. Начните свое знакомство с городом с этой экскурсии, и Лиссабон станет тем городом, в который вам захочется вернуться еще не раз. Василий, спасибо!

Василий отличный гид, хорошо разбирается в истории Португалии, знает интересные места в Лиссабоне!

Смотреть все отзывы

Путешествия Васко да Гамы

Поиск морского пути в Индию был для Португалии очень важной задачей. Страна, расположенная в стороне от главных торговых маршрутов того времени, не могла полноценно участвовать в мировой торговле. Экспорт был невелик, а ценные товары Востока португальцам приходилось покупать по очень высоким ценам. При этом географическое положение Португалии очень даже благоприятствовало открытиям на западном берегу Африки и попыткам найти морской путь в «страну пряностей».

В 1488 году Бартоломеу Диаш открыл мыс Доброй Надежды, обогнул Африку и вышел в Индийский океан. После этого ему пришлось повернуть обратно, так как матросы требовали возвращения в Португалию. Основываясь на открытиях Диаша, король Жуан II собирался отправить новую экспедицию. Однако подготовка к ней затянулась и сдвинулась с мертвой точки только после вступления на престол Мануэла I в 1495 году.

Начальником новой экспедиции стал не Бартоломеу Диаш, а Васко да Гама, которому на тот момент было 28 лет. Он родился в приморском португальском городке Синиш и принадлежал к старинному аристократическому роду. В его распоряжении были два тяжелых корабля «Сан-Габриэл» и «Сан-Рафаэл», легкое быстроходное судно «Берриу», а также транспортное судно с припасами. Экипаж всех судов достигал 140−170 человек.

8 июля 1497 года флотилия вышла из Лиссабона.

Суда прошли мимо Канарских островов, разделились в тумане и собрались у островов Зеленого Мыса. Дальнейший путь затруднили встречные ветры. Васко да Гама повернул к юго-западу и, немного не дойдя до Бразилии, благодаря попутному ветру сумел наиболее удобным путем дойти до мыса Доброй Надежды. 22 ноября флотилия обогнула мыс и вышла в незнакомые воды.

На Рождество корабли вошли в бухту, которую назвали Гаванью Рождества (порт Наталь). В конце января 1498 года экспедиция достигла устья реки Замбези, где пробыла около месяца, ремонтируя корабли.

Двинувшись дальше вдоль восточного побережья Африки, 2 марта португальцы достигли Мозамбика. Здесь начинались территории, которые контролировали арабы. Переводчиков у Васко да Гама хватало, так что дальнейшее плавание проходило уже по вполне понятному для португальцев маршруту: им были известны расстояния, основные порты, в которых надо было остановиться.

В богатом сомалийском городе Мелинда Гама сумел договориться с шейхом, и тот предоставил ему лоцмана. С его помощью экспедиция в мае 1498 года добралась до Индии. Корабли остановились у города Каликут (Кожикоде). Местный правитель — заморин — радушно принял посла португальского капитана. Однако Гама отослал правителю подарки, которые не имели никакой ценности, отношения между ним и правителем охладились, а обстановка в городе, наоборот, накалилась до предела. Мусульманские купцы настраивали горожан против португальцев. Правитель не дал Васко да Гама разрешения на основание фактории.

9 августа, перед отъездом, да Гама обратился к заморину с письмом, в котором напоминал об обещании направить посольство в Португалию и просил послать в дар королю несколько мешков пряностей. Однако правитель Каликута в ответ потребовал выплаты таможенных пошлин. Он приказал задержать нескольких португальцев, обвинив их в шпионаже. В свою очередь, Васко да Гама взял заложниками нескольких посетивших суда знатных каликутцев. Когда заморин вернул португальцев и часть товаров, Васко да Гама отправил на берег половину заложников, а остальных взял с собой. 30 августа эскадра отправилась в обратный путь.

Обратная дорога была не из легких. 2 января 1499 года матросы да Гама увидели сомалийский порт Могадишо. В сентябре 1499 года Васко да Гама вернулся на родину героем, хоть и потерял два корабля и две трети экипажа, включая любимого брата Паулу.

Сразу после открытия морского пути в Индию португальское королевство стало организовывать туда ежегодные экспедиции. Экспедиция 1500 года, возглавляемая Педру Алвариш Кабралом, заключила торговый договор с заморином Каликута и основала там торговую факторию. Но португальцы вступили в конфликт с арабскими купцами Каликута, фактория была сожжена, и Кабрал отплыл из города, обстреляв его из пушек.

Начальником новой большой экспедиции, снаряженной после возвращения Кабрала, был снова назначен Васко да Гама. Часть флотилии (15 судов из 20) оставила Португалию в феврале 1502 года.

За экватором Гама, вероятно, с целью разведки пошел, не удаляясь далеко от суши, вдоль берегов Аравии и Северо-Западной Индии до Камбейского залива, а оттуда повернул на юг.

У Каннанура корабли Гамы напали на арабское судно, идущее из Джидды (гавань Мекки) в Каликут с ценным грузом и 400 пассажирами, главным образом паломниками. Разграбив судно, Гама приказал матросам запереть в трюме команду и пассажиров, среди которых было много стариков, женщин и детей, а бомбардирам — поджечь судно.

Заключив союз с правителем Каннанура, Гама в конце октября двинул флотилию против Каликута. Начал он с того, что повесил на реях 38 рыбаков, предлагавших португальцам рыбу, и бомбардировал город. Ночью он приказал снять трупы, отрубить головы, руки и ноги, свалить туловища в лодку. К лодке Гама прикрепил письмо, в котором говорилось, что такова будет судьба всех граждан, если они будут сопротивляться. Прилив вынес лодку и обрубки трупов на берег. На следующий день Гама опять бомбардировал город, разграбил и сжег подходившее к нему грузовое судно. Оставив семь кораблей, для блокады Каликута, он отослал в Каннанур за пряностями два других корабля, а с остальными пошел за тем же грузом в Кочин.

После двух «победоносных» стычек у Каликута с арабскими судами Васко да Гама в феврале 1503 года повел корабли обратно в Португалию, куда и прибыл в октябре с грузом пряностей огромной ценности. После этого успеха пенсия и другие доходы Гамы были значительно увеличены, позднее он получил графский титул.

В 1505 году король Мануэл I, по совету Васко да Гамы, учредил должность вице-короля Индии. Сменявшие друг друга Франсишку д’Алмейда и Аффонсу д’Албукерки жестокими мерами укрепляли власть Португалии на индийской земле и в Индийском океане. Однако после смерти Албукерки в 1515 году его преемники стали намного хуже справляться со своими задачами, больше думая о личном обогащении.

Король Португалии Жуан III решил назначить вторым вице-королем 54-летнего сурового и неподкупного Васко да Гаму. В апреле 1524 года адмирал отплыл из Португалии. Васко да Гаму сопровождали двое сыновей — Эштеван да Гама и Паулу да Гама.

Сразу же по прибытии в Индию, да Гама принял твердые меры против злоупотреблений колониальной администрации. Но 24 декабря 1524 года Васко да Гама умер от малярии в Кочине.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *