Завершена электрификация линии Минск — Вильнюс
Открыто движение поездов на электрической тяге по участку Молодечно — Гудогай — Кена. Таким образом, завершена электрификация линии Минск — Вильнюс на переменном токе напряжением 25 кВ, частотой 50 Гц. Электрификация заключительного отрезка длиной 111 км на белорусской стороне была начата в сентябре 2015 г. Все это время движение грузовых и пассажирских поездов не прекращалось. Работы вели Белорусские железные дороги (БЧ) и китайская корпорация China United Engineering. Стоимость работ составила 72 млн долл. США, 85 % требуемой суммы предоставил Экспортно-импортный банк Китая.
Первым по электрифицированному участку проследовал грузовой поезд, ведомый электровозом БКГ1 китайского производства.
На участке построены две тяговые подстанции и два дежурных пункта контактной сети. Протяженность линий внешнего электроснабжения составила 83,4 км, эксплуатационная длина двухпутного электрифицированного участка — 84,25 км, развернутая длина контактной подвески — 232,81 км.
Реализация проекта позволит снизить себестоимость перевозок на 10 – 15 % за счет уменьшения потребления топливно-энергетических ресурсов на тягу поездов, сократить затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава, уменьшить выбросы загрязняющих веществ не менее чем на 720 т в год, снизить уровень шума на 16,5 %, оптимизировать пропуск грузовых поездов, повысить техническую и маршрутную скорость грузовых и пассажирских поездов на 24 %. На 40 – 60 % вырастет провозная способность участка в грузовом сообщении.
Открытие регулярного движения пассажирских поездов на электрической тяге между столицами соседних государств намечено на 10 декабря. Благодаря электрификации продолжительность поездки от Минска до Вильнюса сократится на 40 – 45 мин. БЧ будут эксплуатировать на этом маршруте электропоезда семейства FLIRT постройки компании Stadler, Литовские железные дороги (LG) — двухэтажные электропоезда серии 575 постройки компании Škoda Transportation. LG планируют в 2018 г. электрифицировать грузовой обход Вильнюса, а к 2020 г. — участок Радвилишкис — Клайпеда.
Линия Минск — Вильнюс является составной частью коридора Москва — Калининград, который предполагается полностью перевести на электрическую тягу в 2021 г. (фото: БЧ).
С 10 декабря между Минском и Вильнюсом будут ходить электропоезда
С 16 сентября региональные дизель–поезда на участке Молодечно — Гудогай отправились в историю. Теперь, чтобы добраться в приграничье, больше не нужно пересаживаться на станции Молодечно с электропоезда на дизель. Впрочем, электрификация проводилась все же с прицелом на грузовые перевозки, и в субботу первым новый участок опробовал электровоз китайского производства, доставив в Литву в том числе разобранный БелАЗ. Неизменным на этом участке пока остается лишь расписание пассажирских дизель–поездов, которые связывают Минск и Вильнюс. Впрочем, эти составы тоже скоро заменят на более современные.Начальник пассажирский службы БелЖД Александр Захаревич раскрывает детали: дизели между столицами будут курсировать до 10 декабря, так как есть специальные требования и поезда обеих стран должны получить специальный допуск на территорию соседей. Затем по новому расписанию отправятся совсем другие поезда, уже на электротяге: с литовской стороны — двухэтажные чешские на 290 мест, а с нашей — синие «Штадлеры» на 302 пассажира (сейчас один состав перевозит 290 человек). Представители БелЖД уверены: это сделает нашу железную дорогу более привлекательной для поездок, в том числе транзитных грузоперевозок. Есть здесь как экологические преимущества (уменьшатся выбросы загрязняющих веществ минимум на 720 тонн в год, или на 3,9% от общего объема на БелЖД, понизятся загрязнение прилегающей территории и уровень шума), так и экономические (себестоимость перевозок удешевится примерно на 10 — 15%, а скорости вырастут).
Фото БелТА
Интересно, что это первый проект в истории Беларуси, когда электрифицированы железнодорожные линии именно в международном сообщении. Работы здесь начались два года назад. В итоге с нашей стороны для электричек проложили маршрут до границы в 84 километра, еще 27 километров электропутей появились от литовской границы до Новой Вильни. В планах — продолжить маршрут электропоездов от Каунаса до Клайпеды, так как от Вильнюса до Каунаса они уже ходят. Что же касается поездок пассажиров на территории Беларуси, то от появления нового электрифицированного участка выиграли жители Островецкого района (доехать на прямой электричке теперь можно от Минска–Пассажирского до станции Гудогай, причем время в пути сократилось почти на час), а также Ошмян и Сморгони, для которых дорога стала комфортней. Сейчас Белорусская железная дорога изучает мнение пассажиров по вопросам организации транспортного обслуживания на участке Минск — Молодечно — Гудогай. Результаты опроса обещают проанализировать и использовать при составлении нового графика движения поездов на 2017/2018 год, который, напомним, будет работать с 10 декабря.
Фото БелТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
В Вильнюс на электричке за два часа. До каких городов еще вскоре поедут электропоезда
Белорусская железная дорога начала работы по электрификации участка Молодечно – Гудогай – государственная граница с Литвой. Когда здесь можно будет пустить электричку, время в пути между Минском и Вильнюсом сократится до двух часов, обещают железнодорожники.
«После завершения электрификации станут еще ближе друг к другу жители двух европейских столиц — Минска и Вильнюса, а время в пути между ними сократится до 2 часов», — цитирует начальника БелЖД Владимира Морозова пресс-служба предприятия.
Протяженность участка от Молодечно до границы с Литвой — 84 километра. Полностью электрифицировать его планируют до конца 2016 года.
Литовские железные дороги сейчас осуществляют подобный проект со своей стороны: ведут электрификацию участка в 30 километров от станции Новая Вильня до границы с Беларусью.
Железнодорожники отмечают, что новшества принесут пользу не только пассажирам, которые смогут быстрее добираться в Вильнюс. Электрификация участка позволит создать «мощный и технологичный транспортно-логистический комплекс для транзита грузопотоков с Севера на Юг, Востока на Запад. В перспективе он станет важной составляющей создаваемого Экономического пояса Шелкового пути, повысит транзитную привлекательность международных транспортных коридоров, проходящих через территорию нашей страны».
В последние пять лет БелЖД электрифицировала участок Жлобин – Осиповичи (107,2 км), близится к завершению электрификация участка Гомель – Жлобин (86 км).
По подсчетам железнодорожников, в результате электрификации участков Гомель – Жлобин и Молодечно – Гудогай – госграница себестоимость перевозок на этих участках снизится на 23%, потребление топливно-энергетических ресурсов — на 39%. Существенно увеличится также скорость движения грузовых и пассажирских поездов.
В далекой перспективе прорабатывается вопрос об электрификации участков Жлобин – Калинковичи – Барбаров (134 км) и Калинковичи – Лунинец – Барановичи (293 км).
Участок железной дороги от Науйойи Вильни до границы с Белоруссией осенью прошлого года за 90,9 млн. литов начала электрифицировать компания Fima и ее дочернее предприятие в Латвии. Сейчас у Lietuvos gelezinkeliai нет ни одного электровоза — все грузы в Литве перевозятся с использованием дизельных локомотивов. В последние годы компания за 158 млн. евро купила у Siemens 44 локомотива, у Skoda Vagonka — 10 двухэтажных пассажирских поездов на сумму 83,9 млн. евро, у польского производителя Pojazdy Szynowe PESA Bydgoszcz за 15,36 млн. евро — 8 автомотрис. BNS |
Литовские железные дороги — Википедия
У этого термина существуют и другие значения, см. LG.Литовские железные дороги (лит. Lietuvos geležinkeliai, произношение (инф.)) — национальная государственная железнодорожная компания Литвы, акционерное общество. Компания обслуживает всю железнодорожную сеть страны. Генеральный директор — Мантас Бартушка.
В 2006 году литовские железные дороги перевезли 6,2 млн пассажиров и 50 млн тонн грузов. Самым массовым грузом является российская нефть[1], переваливаемая в портах Литвы. Пассажирские перевозки представлены внутренними поездами, международными поездами из Вильнюса (в Гродно и Минск, а также проходящими через территорию Литвы российскими поездами дальнего следования, следующими в Калининград).
Железнодорожная сеть Литвы состоит из 1749 км линий с шириной колеи 1520 мм (из них электрифицированы 148 км: линии граница с БЧ (от Молодечно) — Кяна — Науйойи-Вильня — Каунас и Лентварис — Тракай), а также 22 км с европейской колеёй 1435 мм и 179 км узкоколейных линий с шириной 750 мм.
Железнодорожная сеть на территории, ныне занимаемой Литвой, начала формироваться во второй половине XIX века. 15 февраля 1851 года было принято решение о сооружении Петербурго-Варшавской железной дороги, которая проходила бы и через Виленскую губернию. Работы по её строительству начались в 1852 году. 4 сентября 1860 года в Вильну со стороны Динабурга пришёл первый поезд, в том же году продолжилось строительство дороги к границе Российской империи с Пруссией и 11 апреля 1861 года был сдан в эксплуатацию участок Ковно — Вержболово.
Активное железнодорожное строительство велось в Прибалтике в конце 1860-х — начале 1870-х годов, в том числе в ноябре 1873 года началась эксплуатация участка Калкуны — Радзивилишки. В конце 1890-х годов появляются узкоколейные линии, 28 сентября 1899 года открылось регулярное движение поездов по дороге Поневеж — Поставы (ширина колеи 750 мм). Большое количество военно-полевых дорог с шириной колеи 600 мм было построено немецкими солдатами в годы Первой мировой войны.
После провозглашения независимого Литовского государства министр путей сообщения Литвы приказом от 3 декабря 1918 года возложил на группу инженеров руководство Литовскими железными дорогами. 6 июня 1919 года возобновилось движение поездов по линии Кайшядорис — Радвилишкис. В 1922 году Литовские железные дороги стали членом Международного союза железных дорог. В межвоенное время основная сеть железных дорог Литвы была сформирована, во время Второй мировой войны подверглась значительному разрушению.
3 августа 1940 года указом народного комиссара путей сообщения СССР Литовские железные дороги стали составной частью железных дорог СССР. В 1963 году дороги Литовской ССР вошли в состав Прибалтийской железной дороги. Велись работы по восстановлению разрушенных участков, реконструкции станций, сокращению протяжённости узкоколейных линий. В 1975 году были электрифицированы на переменном токе участки пригородной зоны Вильнюса: Науойи-Вильня — Лентварис — Каунас и Лентварис — Старый Тракай — Тракай[2].
20 ноября 1991 года железные дороги Литвы вышли из состава МПС, в январе 1992 года организовано Управление Литовских железных дорог. С 1995 года Литовские железные дороги являются членом Международного комитета железнодорожного транспорта.
В декабре 2018 года сейм Литвы утвердил новую модель предприятия. В следующем году проведена его реструктуризация. Из состава Литовских железных дорог выделены два дочерних предприятия: LG Cargo и LG Keleiviams. Первая из них предназначена для выполнения функции дирекций по перевозке грузов, вторая — пассажиров. Сама компания остаётся под управлением Министерства транспорта и коммуникаций Литвы[3].
Схема электрификации на 2016 годЛитовские железные дороги электрифицированы на переменном токе (25 кВ 50 Гц) на протяжении 148 км.
- Науйойи-Вильня — Каунас — самый протяжённый электрифицированный участок в Прибалтике (113 км).
- Станции и остановочные пункты (22): Науйойи-Вильня, Павильнис, Вильнюс, Панеряй, Воке, Лентварис, Кариетишкес, Саусяй, Рикантай, Лазденай, Балтамишкис, Вевис, Каугонис, Жасляй, Кайшядорис, Пагиряй, Памерис, Правенишкес, Карчюпис, Палемонас, Амаляй, Каунас.
- Лентварис — Тракай — самая маленькая электрифицированная ветка в Прибалтике (9 км).
- Станции и остановочные пункты (3): Лентварис, Старый Тракай, Тракай.
- Науйойи-Вильня — Кяна — граница с Республикой Беларусь (26 км) — самый новый по монтажу контактной сети электрифицированный участок. Официально движение на электротяге открыто 16 сентября 2017 года, однако первый пассажирский поезд прибыл в Вильнюс под электровозом 13 сентября того же года. Поезда обслуживаются преимущественно локомотивами белорусской приписки и электропоездами ЭПр и EJ575, пригородные маршруты до Кяны — 620М
- Станции и остановочные пункты (5): Науйойи-Вильня, Электриниу-Тракиниу-Депас-2, Кивишкес, Пакяне, Кяна.
Среди тепловозов: М62, 2М62, ТЭП60, ТЭП70, ТЭП70БС, ЧМЭ3, ЧМЭ3М, ТЭМ2, ER20, ТЭМ-ТМХ.
На территории Литвы расположено два железнодорожных тоннеля:
Межгосударственные пассажирские поезда[править | править код]
Большая часть поездов международного сообщения проходит по главной магистрали Литвы, линии Кяна — Вильнюс — Кайшядорис. Среди них — поезда дальнего следования формирования ФПК, соединяющие Калининградскую область с остальной территорией РФ, международные электропоезда (3 пары) и дизель-поезд (1 пара по выходным) до Минска, а также одна пара поездов в неделю по маршруту Киев-Пассажирский — Рига. В собственной маршрутной сети LG до 12 декабря 2015 года имелся фирменный поезд № 5/6 Вильнюс — Москва-Смоленская[4], который сначала был преобразован в группу прицепных вагонов к «Янтарю», а через год и вовсе отменён.
В начале 1990-х годов была проложена совмещённая колея 1520 мм и 1435 мм на участке Шештокай — Моцкава и колея 1435 мм на участке от Моцкава до границы с Польшей, что позволило организовать сообщение с Польшей в обход территории Белоруссии[5]. Поезд Польских железных дорог Варшава Западная — Шештокай следует согласованным расписанием с поездом Шештокай — Вильнюс. При этом до 1996 года существовал скорый поезд «Балтийский экспресс» Таллин — Шештокай, связывавший друг с другом и с Польшей все прибалтийские страны. В 2016 году в рамках RailBaltica путь европейской колеи был проложен до Каунаса, что позволило запустить прямые дизельные поезда из Польши вглубь территории Литвы. Однако с декабря 2018 года, наоборот, Литовские железные дороги ввели запрет на въезд белорусских электровозов на территорию Литвы дальше Кяны, до этого пассажирские поезда могли менять белорусский ЧС4Т на литовский ТЭП70 в Вильнюсе.
Пассажирские поезда в местном и пригородном сообщении[править | править код]
Относительная частота движения пригородных поездов Электропоезд EJ575 в КаунасеДизель-поезда местного сообщения в Литве следуют по маршрутам Вильнюс — Шяуляй, Клайпеда — Радвилишкис.
Движение электропоездов из Вильнюса осуществляется по маршрутам Науйойи-Вильня — Каунас (16 пар электропоездов ежедневно), Науйойи-Вильня — Тракай (6 пар) и Вильнюс — Минск (2 пары). Из Вильнюса также отправляются дизель-поезда в направлении станций Турмантас, Стасилос, Кяна и Марцинконис. В октябре 2008 года открылся новый маршрут Вильнюс — аэропорт, обслуживаемый автомотрисой PESA 620M. От станции Шяуляй отправляются пригородные поезда на Рокишкис, Паневежис, Радвилишкис и Мажейкяй; из Каунаса — на Кибартай, Шяуляй, Мариямполе.
Неиспользуемые и разобранные линии[править | править код]
Пассажирское сообщение было отменено на таких протяжённых линиях как Клайпеда — Пагегяй (граница с Россией) (до Шилуте пассажирское сообщение несколько раз возобновлялось после первой отмены), Пагегяй — Радвилишкис, Шештокай — Алитус, Швенчёнеляй — Утена, а также на выходящих к границе с Латвией линиях Кретинга — Скуодас и ряде других.
Заброшен и частично демонтирован участок исторической Петербурго-Варшавской железной дороги на границе Литвы и Беларуси. Последний дизель-поезд через границу из города Гродно до станции Марцинконис прошёл в апреле 2002 года. На территории Беларуси пассажирское движение по данному участку сохранено до самой границы с Литвой (платформа Узбережь). К 2012 году был завершён демонтаж участка от Марцинкониса до литовско-белорусской границы. По состоянию на ноябрь 2016 года сохраняется угроза закрытия перегона Варена — Марцинконис[6].
Между двумя государствами оказалось разделённой ветка Поречье- Друскининкай, построенная в 1937 году. Ответвление на Друскининкай от исторической Петербурго-Варшавской железной дороги находится на территории Беларуси, сразу после Поречья. Часть железной дороги, проходящей по территории Литвы, была разобрана после прекращения движения поездов. Последний пассажирский поезд из Гродно в Друскининкай прошел весной 2000 года, грузовой — летом 2001 года. Длина разобранного участка около 10 км. Насыпь сохранена. Между Литвой и Беларусью не так давно[когда?] велись переговоры по восстановлению данного участка железной дороги, тем более что литовцы на момент января 2018 года имеют право безвизового въезда в Гродненскую область Беларуси при соблюдении определенных условий. Поэтому восстановление железнодорожного участка железнодорожного направления Друскининкай-Гродно имеет особенную актуальность.
Также в 2001 году была разобрана ветка Адутишкис — Диджясалис, так как выезд с неё на остальную часть Литовских железных дорог был возможен только через территорию Белорусской железной дороги, а пограничный переход Лынтупы — Пабраде был окончательно ликвидирован к 2005 году. Станция Адутишкис, по центральному пути которой пролегала белорусско-литовская граница, после демаркации таковой в 2004 году была ликвидирована, переименована в платформу Годутишки, оставшуюся в составе БЧ, и отрезана от литовского села демаркационным забором.
Объёмы железнодорожного сообщения между Литвой и Латвией постоянно сокращались, несмотря на то, что вхождение обоих государств в Шенгенскую зону в 2007 году позволило прекратить процедуры внутреннего пограничного контроля (до этого, например, имелся прецедент, когда полоса литовско-латвийской границы проходила в непостредственной близости от северной горловины станции Турманатас). В 1990-х было прекращено пассажирское сообщение на участке Паневежис — Даугавпилс, и несмотря на продление пригородных поездов от Шяуляя, пассажирское движение через границу не было восстановлено. В 1999 году были демонтированы два из шести пограничных переходов с Латвией: Приекуле — Скуодас, Вайнёде — Бугяняй, а в 2008 году была снята рельсошпальная решётка на участке Мажейкяй — граница с Латвией (к юго-западу от Реньге). Демонтаж этого участка стал предметом экономических разбирательств, так как осложнил логистику ряда грузоперевозок, в итоге в июне 2019 года началось его восстановление. В 2007—2018 годах отсутствовало пассажирское движение на участке Шяуляй — Елгава, а в 2015—2018 и между Турмантасом и Даугавпилсом (таким образом, в 2015—2018 годах между Литвой и Латвией вообще не было пассажирских поездов, что осложняло движение пассажиропотока из прибалтийских стран в центральную часть Евросоюза).
Сохранившийся участок узкоколейной железной дороги Паневежис — Рубикяй (так называемая Аукштайтская узкоколейная железная дорога)[7] внесён в реестр недвижимых ценностей Литовской Республики и используется для движения туристических поездов, а в летний период также для регулярных пассажирских перевозок по маршрутам Аникщяй — Рубикяй и Аникщяй — Трошкунай[8].
- История железнодорожного транспорта России / Под ред. Е. Я. Красковского, М. М. Уздина. — СПб., 1994. — Т. 1 (1836—1917 гг.). — 336 с. — 15 000 экз. — ISBN 5-85952-005-0.
- Литовские железные дороги // Большая энциклопедия транспорта: В 8 т. / Гл. ред. Н. С. Конарев. — 2-е изд. — М.: Большая российская энциклопедия, 2003. — Т. 4 (Железнодорожный транспорт). — С. 152—154. — 15 000 экз. — ISBN 5-85270-231-5.
Из Минска до Клайпеды с 2021 года можно будет доехать на электропоезде
С 2021 года из Минска до Клайпеды можно будет доехать на электропоезде, сообщил сегодня журналистам заместитель генерального директора АО «Литовские железные дороги» Геримантас Баканас после торжественной церемонии открытия движения поездов на электровозной тяге на участке Молодечно-Гудогай-Кяна.
«Электрификация IX Общеевропейского транспортного коридора, частью которого является участок Молодечно-Гудогай-Кяна, — проект очень важный и для Беларуси, и для Литвы. Мы продолжим эту работу на территории своей страны. В этом году уже начинается реализация проекта по электрификации участка Вильнюс-Клайпеда, завершить его планируется к 2021 году», — сказал Геримантас Баканас.
Он уточнил, что речь идет об участке длиной 300 км. «Это амбициозный проект. Одновременно с электрификацией дороги мы закупаем электропоезда — как пассажирские, так и грузовые. Поэтому из Минска до Клайпеды можно будет доехать на электропоезде очень быстро и удобно. Мне кажется, это станет привлекательным предложением для жителей Беларуси. Мы очень хотим, чтобы белорусские соседи приезжали отдыхать к нашему морю», — отметил представитель Литовских железных дорог.
Геримантас Баканас также обратил внимание на преимущества реализации такого проекта для бизнеса Беларуси. «В 2021 году грузы, которые будут направляться из Беларуси в Клайпедский порт, будут уже идти по электрифицированному пути. А это и скорость, и большая эффективность. Наши белорусские коллеги называли цифру по снижению себестоимости перевозок после электрификации в 10−15%, но мы считаем, что даже на 20% можем ее снизить», — сказал он.
«Реализация проекта по электрификации участка Молодечно-Гудогай-Кяна показывает, что мы совместно ищем варианты, как сделать более эффективными грузоперевозки из Беларуси через Литву в Европу», — резюмировал заместитель гендиректора Литовских железных дорог.
На станции Пруды сегодня прошла церемония открытия движения поездов на электровозной тяге на участке Молодечно-Гудогай-Кяна. Из Беларуси в Литву проследовал первый грузовой поезд, ведомый электровозом БКГ1 с экспортной продукцией белорусских предприятий. «Впервые в новейшей истории нашей страны железнодорожными администрациями Беларуси и Литвы был осуществлен проект по электрификации железнодорожных линий в международном сообщении. Это совместный результат согласованных действий на всех этапах его реализации», — пояснили в БЖД. Белорусской железной дорогой электрифицирован участок Молодечно-Гудогай-госграница протяженностью 84 км, АО «Литовские железные дороги» — участок госграница-Н.Вильня длиной 27 км.
Литовцы обещают в декабре запустить между Минском и Вильнюсом двухэтажные электропоезда
Литовцы обещают запустить между Вильнюсом и Минском двухэтажные электропоезда чешской компании Škoda Vagonka. Сегодня в Литву из Минска прибыл первый пассажирский поезд с электротягой. Издание Delfi.lt сообщает, что это пробный состав. Напомним: недавно железную дорогу на вильнюсском направлении электрифицировали.
Первый пассажирский поезд с электротягой, который прибыл из Минска в Литву. Это — пробный состав после электрификации вильнюсского направления железной дороги. Фото с сайта Delfi.lt— Новые поезда для этого маршрута уже доставлены в Литву. Это современные двухэтажные электропоезда, развивающие скорость до 160 км/ч. В поезде есть места первого и второго класса, действует Wi-Fi, — сказал гендиректор «Литовской железной дороги» Мантас Бартушка.
Поезда для ЛЖД произвела чешская компания Škoda Vagonka, принадлежащая Škoda Transportation. Они трехвагонные, в них 290 сидячих мест, из них 23 — в первом классе. В поездах есть современные системы аудио- и видеоинформирования пассажиров и системы наблюдения в салонах и за их пределами, сообщает издание.
Литовцы планируют поставить их на сообщение с Минском в декабре.
В вагонах на специальных местах можно перевозить велосипеды, коляски и габаритный багаж, можно зарядить ноутбук или мобильный телефон. Поезд приспособлен и для инвалидов. В двух вагонах для них с двух сторон оборудованы мобильные подмостки для въезда, а внутри — места для фиксирования инвалидных колясок. Два из четырех современных вакуумных туалетов приспособлены для инвалидов. В вагонах основная информация дается также на шрифте Брайля.
Вильнюс-Минск — один из самых популярных маршрутов ЛЖД. Им в первые 8 месяцев этого года воспользовались 200 000 пассажиров.