Вики эрмитаж: Экспонаты Эрмитажа — Википедия – Список залов Эрмитажа — Википедия

Сад «Эрмитаж» — Википедия

Сад «Эрмита́ж» — центр летней гастрольной и эстрадной жизни Москвы, памятник садово-паркового искусства, один из первых московских увеселительных садов, популярное место культурного отдыха. Расположен в центре Москвы в Тверском районе на улице Каретный Ряд, 3.

Сад «Эрмитаж» занимает бо́льшую часть улицы Каретный Ряд (по нечётной стороне), от Успенского переулка. На его территории находятся Московский театр «Эрмитаж», Московский театр «Новая опера», Московский драматический театр «Сфера», летняя симфоническая эстрада.

Основан в 1892 году по инициативе и на средства Якова Васильевича Щукина, известного московского театрального предпринимателя и мецената[1].

Открытие летнего сада «Новый Эрмитаж»[2] состоялось 18 (30) июня 1894 года[1].

16 (28) декабря 1894 года в Каретном Ряду был открыт зимний театр «Новый Эрмитаж»

[3]. К проектированию здания театра Я. В. Щукин привлёк известного архитектора В. П. Загорского, академика архитектуры, автора здания Московской консерватории. По его же проекту к зданию театра вскоре были пристроены одноэтажная галерея и крыльцо. Архитектору А. У. Белевичу была доверена планировка сада[4] и проект двух открытых музыкальных эстрад и навесов для буфета[5].

В саду и здании театра было устроено собственное электрическое освещение[6]. Для этой цели к открытию сада, Щукиным из за рубежа была доставлена частная дизель-электростанция (впервые в Москве)[7], под нее в углу сада потребовалось возвести отдельную каменную постройку. Были заказаны и установлены декоративные фонари, в которых использовались яркие и надежные электродуговые лампы[1][8].

Программу летнего сада «Новый Эрмитаж» открывали струнные оркестры под управлением популярных дирижёров Р. Буллериана и И. А. Труффи, в праздничные дни на открытых эстрадах сада играло до 65 музыкантов

[7].

На открытых площадках демонстрировали свое мастерство представители практически всех цирковых жанров. 29 июля (11 августа) 1903 в московском саду «Эрмитаж» гастролирует известный иллюзионист Гарри Гудини, выступавший здесь с обширной программой своих трюков[9].

26 мая (7 июня) 1896 года здесь состоялся первый в Москве общедоступный сеанс кинематографа братьев Люмьер.

18 (30) апреля 1898 года в помещении московского театра «Эрмитаж» состоялось учредительное собрание Литературно-художественного кружка[10].

14 (26) октября 1898 года в театре «Эрмитаж» премьерой спектакля «Царь Федор Иоаннович» был открыт Московский Художественно-общедоступный театр. На этой сцене прошли первые четыре сезона МХТ (1898—1902), здесь состоялись премьеры пьес А. П. Чехова «Чайка» и «Дядя Ваня».

В 1904 году торжественно праздновалось 10-летие театра и сада «Эрмитаж. По случаю юбилея проходили гуляния, и публика буквально переполняла сад[11].

В 1907 году ряд каменных построек по заказу Щукина осуществил в саду архитектор Б. М. Нилус. К 1908 году Щукин расширяет сад, за счёт приобретения соседних участков, увеличивает входной павильон театра, строит декорационные мастерские. Начинает строительство большой сценической коробки для нового зимнего театра[12].

В 1909 году по проекту архитектора А. Н. Новикова было построено здание большого летнего театра, получившего вскоре название «Зеркальный»[5].

Здесь ставились оперные спектакли труппы С. И. Мамонтова (в 1897 году «Фауст» с участием Ф. И. Шаляпина), в качестве дирижера Русской частной оперы дебютировал С. В. Рахманинов. Проходили бенефисы Ф. И. Шаляпина, пели Л. В. Собинов, А. В. Нежданова, множество именитых исполнителей романсов, среди которых А. Д. Вяльцева, Н. В. Плевицкая, М. И. Вавич; неоднократно выступала балерина Анна Павлова. Здесь гастролировали Сара Бернар, Эрнесто Росси

[13], Г. Сальвини и многие другие зарубежные звезды сцены, эстрады и циркового искусства. В течение сезона 1913—1914 г. здесь работал «Свободный театр».

Сад успешно работал под руководством Я. В. Щукина вплоть до 1917 года.

В 1918 году сад был национализирован[14], а вскоре вслед за этим он был передан в ведение Пролеткульта. В период НЭПа сценические площадки сада сдавались частным антрепренёрам.

В 1940-х годах старый зимний театр реконструировали по проекту архитекторов М. В. Посохина и А. А. Мндоянца — был снесён входной вестибюль, а взамен выстроена колоннада с открытым двориком[5].

  • Театр «Эрмитаж» с 1987 года, ранее, с 1959 года здесь работал Московский театр миниатюр. Театральное здание — старейшее на территории сада, исторический памятник конца XIX века.
  • Театр «Новая Опера» — открыт в 1997 году, в реконструированном здании «Зеркального» театра (МНИИП «Моспроект 4», архитекторы В. Котельников, А. Бакалягин, Е. Черничкина, И. Гелета, инженеры М. Лившин, И. Соколова, И. Муравьёва)
  • Театр «Сфера» — открыт в 1981 году.
  • Открытая эстрада сада «Эрмитаж»
Щукинская сцена
  • Щукинская сцена — с 1910, театральное здание, исторический памятник начала XX века. Первоначально построена в качестве сценической коробки будущего зимнего театра, строительство прервано из-за Первой мировой войны. В советские годы Щукинская сцена использовалась как склад декораций нескольких столичных театров[15]. В 2006 году здесь обосновался ночной клуб «Дягилев»[15]. В феврале 2008 года зданию был нанесен ущерб в результате пожара: крыша и внутренние перекрытия выгорели полностью, внешние несущие стены сохранились. Историческое здание, долгие годы пребывавшее в статусе выявленного объекта культурного наследия, в 2009 году лишилось этого статуса по распоряжению Правительства Москвы
    [15]
    .
  • Памятник-бюст Виктора Гюго (1920), скульптор Лоран Маркест, дар мэрии Парижа, установлен 15 мая 2000 года.
  • Памятник-бюст Данте Алигьери, дар правительства Италии, установлен в 2000 году, скульптор Ринальдо Пирас.
  • Памятник-бюст Глинки М. И., расположен рядом с летней эстрадой.
  • Памятник-бюст Чайковского П. И., расположен рядом с летней эстрадой.
  • «Памятник всем влюблённым» — представляет собой композицию из согнутых в форме сердца металлических труб, установлен в 2006 году.
  • Фонари с вензелем — сохранившиеся аутентичные основания электрических фонарей с вензелем «ЯЩ» (по имени основателя) — являются достопримечательностью, придающей пространству особую узнаваемую атмосферу. Изготовлены в конце XIX века на московском заводе товарищества «В. Грачев и Кº»
    [16]
    . Изначально изящные фонари с высокими струнными колоннами были оснащены яркими угольными дуговыми лампами. В советское время на старинных цоколях установили новые светильники для стандартных ламп накаливания[8].

Существуют планы по установке памятника основателю сада Якову Щукину[17].

  • В 1930-х годах сад возглавлял архитектор Булгаков Д. Д., и его авторству, вероятно, принадлежали часть фонарей, тумбы и другие малые формы сада.
  • С 12 сентября 1972 по 1983 год директором сада был Заслуженный работник культуры РСФСР Брагилевский И. Э.[18]
  • С 2001 по 2006 год директором сада был Абрамов В. А., написавший посвящённое саду историческое эссе, книгу рассказов и сценарий для док. фильма «Ёлка Победы» (2005)[19][20]Ошибка в сносках?: Отсутствует закрывающий тег </ref>
    .
  1. 1 2 3 ГЦТМ им. Бахрушина, ф. 543
  2. ↑ Театр и сад назывались так первые два сезона для отличия от старого упразднённого летнего сада на Божедомке
  3. ↑ Здание театра «Эрмитаж» — старейшее здание на территории одноименного сада, значимый объект культурного наследия.
  4. ↑ в 1894 — нач.1895 гг.
  5. 1 2 3 Москва: Архитектурный путеводитель / И. Л. Бусева-Давыдова, М. В. Нащокина, М. И. Астафьева-Длугач. — М.: Стройиздат, 1997. — С. 384. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3.
  6. ↑ полностью независящее от тогдашней городской электросети.
  7. 1 2 Мясникова Е.С. Из истории московского «Эрмитажа» // Советская эстрада и цирк : журнал. — 1972.
  8. 1
    2
    Фонари электрические дуговые: Сад «Эрмитаж» (неопр.). Исследовательский проект «Фонари Москвы». Музей «Огни Москвы».
  9. ↑ Новости дня, 29 июля 1903 г.
  10. Дмитриевская Е. Р., Дмитриевский В. Н. Ф. И. Шаляпин в Москве. — М.: Моск. рабочий, 1986. — С. 30. — 238 с.
  11. ↑ Московские ведомости, 20 июня 1904 г.
  12. ↑ Строение, известное в дальнейшем под названием «Щукинская сцена» — малая часть грандиозного проекта театрального здания.
  13. ↑ Театр Н. Эрмитаж Я.В. Щукина. Гастроли всемирно известного трагика Эрнесто Росси. — М.: Типо-литография В. С. Траугот, 1895.
  14. ↑ согласно декрету СНК РСФСР
  15. 1 2 3 Красная книга Архнадзора: электронный каталог объектов недвижимого культурного наследия Москвы, находящихся под угрозой >> Щукинская сцена в саду «Эрмитаж» — Каретный Ряд, 3 стр. 7
  16. ↑ Основан в 1879 И. Коссом, с 1884 назывался «Товарищество машиностроительного завода В. Грачев и К° в Москве». В 1919 завод получил наименование Машиностроительный завод № 6, с 1922 года — Машиностроительный завод «Красная Пресня». Москва: Энциклопедия / Глав. ред. А. Л. Нарочницкий. — М.: Советская энциклопедия, 1980. — 688 с. — 200 000 экз.
  17. Никольская Ю. А сад становится все краше! (неопр.). http://a.mospravda.ru/. Московская правда (20 июля 2015).
  18. ↑ Архив Департамента культуры г. Москвы, Ф. № 86, оп. 1 л/с, д. 17, л. 79.
  19. Абрамов В. А. Сад «Эрмитаж»: Страницы истории. — М.: Известия, 2004. — 56 с. — ISBN 5-206-00639-4.
  20. Абрамов В. А. Истории Сада «Эрмитаж»: Достоверные и не очень. — М.: Москва, 2006. — 192 с. — ISBN 5-7493-1015-9.

Эрмитаж 20/21 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июля 2019; проверки требуют 7 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 июля 2019; проверки требуют 7 правок.

«Эрмитаж 20/21» — проект Государственного Эрмитажа, ставящий целью привлечение внимания к произведениям современного искусства. О запуске проекта официально объявлено в 2007 году. С 2009 функции проекта взял на себя вновь созданный Отдел современного искусства (до 2012 — Сектор современного искусства), в задачи которого входит формирование коллекции и проведение временных выставок. Руководитель проекта — Д. Ю. Озерков (с 2007 по наст. время). В основе проекта лежит принцип диалога старого и нового искусства. Многие выставки получили широкий общественный резонанс.

Постоянная экспозиция Отдела современного искусства располагается в здании Главного штаба и включает инсталляцию Ильи и Эмилии Кабаковых «Красный вагон» и «комнаты художников» (по состоянию на 20 октября 2016 года для публики открыты четыре комнаты — Жака Липшица, Кабакова, Пригова и Штейнберга). С лета 2014 на постоянной основе в Главном Штабе также выставлены холсты Матисса, включая «Танец» и «Музыку», «Композиция #6» Кандинского и «Черный квадрат» Малевича.

Выставки вызвали неоднозначную реакцию — от восторгов по поводу сочетания новых экспонатов со старыми интерьерами до неприятия новой инициативы Эрмитажа в целом.

  • 2007: «Америка сегодня: выбор Чарлза Саачи» — ремикс выставки «USA Today» (2006) Лондонской королевской академии. Каталог. Кураторы — Норман Розенталь и Дмитрий Озерков.
  • 2008: «Чак Клоуз: Семь портретов». Каталог. Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2008: «Пространство Тимура. Петербург — Нью-Йорк. К 50-летию Тимура Новикова». Каталог. Куратор — Аркадий Ипполитов.
  • 2009: «Борис Смелов. Ретроспектива». Каталог. Куратор — Аркадий Ипполитов.
  • 2009: «Вим Дельвуа: Д 11». Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2009: «Новояз: Британское искусство сейчас» Каталог. Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2010: «Аниш Капур: Небесное зеркало». Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2010: «Энтони Гормли: CLASP».
  • 2010: «Илья Кабаков: Ошибка печатника». Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2010: «Центр Помпиду в Эрмитаже». Каталог.
  • 2011: «Генри Мур в Эрмитаже». Каталог. Кураторы — Сергей Андросов и Алексей Митин.
  • 2011: «Анни Лейбовиц. Жизнь фотографа. 1990-2005». Каталог. Куратор — Екатерина Лопаткина.
  • 2011: «Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов». Параллельный проект 54-го Биеннале современного искусства, Венеция. Каталог. Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2011: «Энтони Гормли: Во весь рост». Каталог. Кураторы — Дмитрий Озерков и Анна Трофимова.
  • 2012: «Сантьяго Калатрава: В поисках движения». Каталог. Куратор — Ксения Малич.
  • 2012: «Тони Крэгг: Люк». Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2012: «Энрике Мартинес Селайя: Снежная башня». Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2012: «848: Коллекция Жоржа Мачере и Нади Волконской». Каталог. Куратор — Екатерина Лопаткина.
  • 2012: «Дикие лебеди. Декупажи Королевы Дании Маргрете II». Куратор — Екатерина Лопаткина.
  • 2012: «Дмитрий Пригов: Дмитрий Пригов: зал художника». Каталог. Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2012: «Джейк и Динос Чепмены: Конец Веселья». Каталог. Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2012: «Им никто не поможет. Трагические сюжеты в графике Франсиско Гойи». Куратор — Михаил Дединкин.
  • 2012: «Библиотека архитектуры. Коллекционирование зданий в XVIII—XXI вв.». Каталог. Кураторы — Дмитрий Озерков и Валерий Шевченко.
  • 2013: «Против света. Немецкое искусство XX века из коллекции Джорджа Эконому». Каталог. Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2013: «Мэгги Хэмблинг. Стена воды». Буклет. Куратор — Екатерина Лопаткина.
  • 2013: «Белый город. Архитектура „Баухауса“ в Тель-Авиве». Каталог. Куратор — Ксения Малич.
  • 2013: «Утопия и реальность. Эль Лисицкий, Илья и Эмилия Кабаковы». Каталог. Кураторы — Дарья Бубнова и Дмитрий Озерков.
  • 2013: «Маркус Люперц: Утро или Гельдерлин». Кураторы — Дмитрий Озерков и Юлия Хохлова.
  • 2013: «Флюксус: Российские атласы». Каталог. Куратор — Анастасия Лесникова.
  • 2013: «Архитектура по-голландски. 1945—2000». Каталог. Куратор — Ксения Малич.
  • 2013: «Моно-но Аварэ: современное искусство Японии». Буклет. Кураторы — Дмитрий Озерков и Екатерина Лопаткина.
  • 2014: «Маркус Люперц: Символы и метаморфозы». Буклет. Куратор — Юлия Хохлова.
  • 2014: «Манифеста 10». Каталог. Куратор — Каспер Кёниг.
  • 2014: «Билл Виола. Море безмолвия». Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2014: «Марике ван Вармердам. Время идет». Каталог. Куратор — Дмитрий Озерков, Надежда Синютина
  • 2014: «Экфрасис». Кураторы — Дмитрий Озерков, Надежда Синютина.
  • 2014: «Past/Post». Каталог. Кураторы — Дмитрий Озерков, Андрей Шелютто.
  • 2015: «Glasstress 2015 Gotika». Параллельный проект 56-го Биеннале современного искусства, Венеция. Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2015: «Ксения Никольская. Пыль: забытая архитектура Каира». Каталог. Куратор — Марина Шульц.
  • 2015: «Заха Хадид в Государственном Эрмитаже». Каталог, буклет. Куратор — Ксения Малич.
  • 2015: «Кандида Хёфер. Память». Каталог, буклет. Куратор — Надежда Синютина.
  • 2015: «Стив МакКарри. Момент беззащитности». Каталог. Куратор — Анастасия Лесникова.
  • 2015: «Фрида Кало. Автопортрет с обезьянкой». Куратор — Екатерина Лопаткина.
  • 2015: «Золотое поколение. Модернизм в финской архитектуре и дизайне». Каталог. Куратор — Ксения Малич.
  • 2016: «Тони Крэгг. Скульптуры и рисунки». Каталог. Кураторы — Дмитрий Озерков, Надежда Синютина.
  • 2016: «Ли Уфан: Трость титана». Куратор — Нина Данилова.
  • 2016: «Реализмы». Каталог, буклет. Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2016: «Ян Фабр. Рыцарь отчаяния — воин красоты». Каталог, буклет. Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2017: «Ансельм Кифер — Велимиру Хлебникову». Каталог. Кураторы — Дмитрий Озерков, Нина Данилова.
  • 2017: «2Хенкин2 — Братья Хенкины: открытие». Куратор — Дмитрий Озерков.
  • 2017: «Сергей Эйзенштейн». Буклет. Куратор — Ксения Малич.
  • 2018: «Илья и Эмилия Кабаковы. В будущее возьмут не всех». Каталог. Кураторы — Дмитрий Озерков, Натела Тетруашвили.
  • 2018: «Арте повера. Творческая революция». Буклет. Кураторы — Каролин Христов-Бакарджиев, Дмитрий Озерков.
  • 2018: «Инновация как художественный прием». Каталог. Кураторы — Дмитрий Озерков, Виктория Кондрашова.
  • 2019: «Роберто Матта и четвертое измерение». Кураторы — Дмитрий Озерков, Оксана Саламатина.
  • 2019: «Искусственный интеллект и диалог культур». Кураторы — Дмитрий Озерков, Виктория Кондрашова.
  • 2019: Жауме Пленса. Карлота. Кураторы — Дмитрий Озерков, Елисей Захаренков.
  • 2019: Адриан Гени. Я обратил свое лицо…

В марте 2015 объявлено о создании к 2020 году центра «Эрмитаж 20/21 Москва», который планируется создать на бывшей территории Завода имени Лихачева.

На первую выставку Проекта «Эрмитаж 20/21» «Америка сегодня. Выбор Саатчи» Аркадий Ипполитов откликнулся пародийным рассказом «Выбор Даачи», опубликованным им в книге «Вчера. Сегодня. Никогда» (СПб.: Амфора, 2008).

Организованная Проектом Эрмитаж 20/21 выставка «Манифеста 10» стала одной из самых посещаемых временных выставок современного искусства в мире: её аудитория составила 1.389.935 человек[1]. Выставку Сантьяго Калатравы посетили 700.000 человек.

Выставка Захи Хадид стала первой выставкой архитектора в России и последней прижизненной ретроспективой.

В коллекцию современного искусства Эрмитажа входят работы Луиз Буржуа, Роберта Раушенберга, Ильи Кабакова, Зигмара Польке, Олега Целкова, Дмитрия Александровича Пригова, Энтони Гормли, Жака Липшица и многих других.

Старая Деревня (Эрмитаж) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июня 2017; проверки требуют 8 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июня 2017; проверки требуют 8 правок.

Реставрацио́нно-храни́тельский це́нтр Госуда́рственного Эрмита́жа «Ста́рая Дере́вня» (Фондохранилище Государственного Эрмитажа, РХЦ) — комплекс зданий Государственного Эрмитажа общей площадью 35 000 кв. м., включающий в себя фондохранилище, выставочно-лекционный, реставрационный, инженерный и административный корпуса.

РХЦ расположен в историческом районе Старая Деревня Приморского района Санкт-Петербурга. Ближайшая станция метро: Spb metro line5.svg «Старая Деревня» (400 метров). Главный вход ориентирован в сторону Заусадебной улицы.

Первая очередь строительства Фондохранилища была завершена к 300-летию Санкт-Петербурга в 2003 году и включала возведение Административного, Фондового, Инженерного корпусов и Котельной. Проект был осуществлен совместно с институтом «Гипротеатр» и связан с необходимостью перемещения ряда запасников и мастерских из исторических зданий музея, перегруженных фондами и с условиями хранения, не отвечающими современным требованиям.

В основном Фондовом корпусе разместились эрмитажные коллекции Отдела западноевропейского искусства, Отдела истории русской культуры, Отдела Востока, Отдела археологии Восточной Европы и Сибири, а также Лаборатория научной реставрации станковой живописи.

После ввода в строй второй очереди комплекс дополнился Реставрационно-хранительским, Лекционно-выставочным, Техническим корпусами, Круглым садом и Корпусом биоконтроля[1].

Отличительная черта Фондохранилища — наличие особого оборудования, позволяющего легко передвигать экспонаты для подготовки тематических выставок — мобильные стеллажи и стеклянные боксы-витрины, залы открытого хранения. Всё это даёт возможность посетителям видеть принцип размещения и особенностями хранения картин, скульптуры, мебели и пр[2].

17 февраля 2012 года был объявлен конкурс на проектирование третьей очереди комплекса[3], который должен быть соединён с уже построенными зданиями переходной галереей с длиной пролёта более 100 метров над железной дорогой[4].

Протяженность экскурсионного маршрута в основном Фондовом корпусе составляет около километра. Среди прочих, можно выделить следующие экспозиции:

  • Зал карет — специально созданное помещение для экспонирования собрания экипажей музея[5].
  • Театр шпалер — динамичная экспозиция шпалер в огромных вертикально поставленных металлических рамах на колесах, передвигающихся по рельсам с помощью электрического привода и дистанционного управления. Предусмотрена возможность музыкального сопровождения действия.
  • Палатка эмира бухарского — специальная каркасная конструкция, позволяющая посетителям любоваться как внешней, так и внутренней стороной военной палатки из кашемировой ткани (510х103х250 см), подаренной предпоследним эмиром Бухарским Абдул-Ахат-ханом 4 января 1893 года императору Александру III[6].
  • Хранилище мебели XVI—XIX веков — экспозиция открытого хранения, в которой представлено около 1 000 образцов европейской мебели[7].
  • Хранение Отдела истории русской культуры — залы оснащены мобильными стеллажами и стеклянными бокс-витринами. Здесь расположен весь фонд живописи Отдела (исключая работы, находящиеся на постоянных экспозициях в основных музейных зданиях) — это около 3 500 полотен русских художников, а также произведения иностранных художников, живших в России. Также создана экспозиция памятников древнерусской фресковой живописи и произведений русской скульптуры[8].
  • Хранение Отдела западноевропейского искусства — продуманно организованное пространство и специально спроектированное оборудование позволяет выгодно экспонировать более 200 предметов западноевропейского искусства[9].

Эрмитаж Википедия

Запрос «Эрмитаж» перенаправляет сюда; см. также другие значения.
Государственный Эрмитаж
Hermitage logo.svg
Winter Palace Panorama 4.jpg
Зимний дворец, вид с акватории Невы
Дата основания 1764
Дата открытия 1764
Основатель Екатерина II
Тема искусство, история и археология
Местонахождение
  • Зимний дворец
Адрес Россия, Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, дом 34
Посетителей в год 5 328 391 (2016)
Директор Михаил Пиотровский
Сайт Официальная страница музея
Commons-logo.svg Медиафайлы на Викискладе

Госуда́рственный Эрмита́ж (до 1917 года — Императорский Эрмитаж) — музей изобразительного и декоративно-прикладного искусства, расположенный в городе Санкт-Петербург. Второй по величине художественный музей в мире[1][2]. Главный музейный комплекс включает в себя шесть связанных между собой зданий — Зимний дворец, Запасной дом Зимнего дворца, Малый Эрмитаж, Большой (Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. В них открыты для посещения 365 залов. Также в распоряжении музея находятся Главный штаб, Музей Императорского фарфорового завода, реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня» и Меншиковский дворец.

Свою историю музей начинал с коллекции произведений искусства, приобретённых в частном порядке российской императрицей Екатериной II.

Эрмитаж-Выборг — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2018; проверки требуют 17 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 10 сентября 2018; проверки требуют 17 правок.

Эрмитаж-Выборг — филиал Государственного Эрмитажа и выставочный центр в Выборге (Ленинградская область), открывшийся в июне 2010 года.

Выставочный центр размещён на бастионе Панцерлакс в архитектурном памятнике, построенном в 1930 году финским архитектором Уно Ульбергом для музея изящных искусств и художественной школы. Здание в духе функционализма и неоклассики принадлежит к так называемому Белому Выборгу (наряду со зданиями городской библиотеки и областного архива).

Торжественное открытие нового культурного центра в Выборге состоялось 12 октября 1930 года. За десять лет в музее, прозванном «Выборгским Акрополем», была собрана большая коллекция финского и европейского искусства. В её состав вошли и произведения ряда русских мастеров. К концу 30-х годов Выборгский музей стал вторым по значению художественным музеем Финляндии после Атенеума.

После поражения Финляндии в Советско-финской войне (1939—1940) школа искусств была закрыта, а экспонаты музея были вывезены и распределены между музеями Финляндии. В сильно пострадавшем во время пожара здании в послевоенное время размещались различные учреждения.

В XXI веке было принято решение о воссоздании оригинального облика здания и возвращении ему изначальной функции. В 2003 году в нём разместилась основанная в 1969 году Детская школа искусств (занявшая левое крыло здания), а в 2010 году правое крыло занял музейный центр.

  • Скульптура «Вулкан»

  • Скульптура «Вакх»

  • Скульптура «Амур и Психея»

  • Скульптура «Венера Медицейская»

  • Скульптура «Венера с бабочкой» («Психея с бабочкой»)

  • Внутренний двор здания

Hermitage Vyborg.JPG

Копии античных скульптур и колоннада музейного центра

В Центре «Эрмитаж-Выборг» проводятся экскурсии, лекции, применяются образовательные программы, подготовленные при участии специалистов Государственного Эрмитажа. Работает образовательный центр, оснащённый современной проекционной аппаратурой и компьютерами с сенсорными мониторами. Проводятся мероприятия, направленные на расширение музейного центра за счёт приспособления помещений бастиона Панцерлакс, а также работы по благоустройству прилегающей территории (с установкой копий античных скульптур). Среди тем проведённых выставок: «Великая Екатерина», «Восток и Запад. Искусство исламского мира», «Итальянская живопись и скульптура эпохи барокко в собрании Государственного Эрмитажа», «Два века французской элегантности. Декоративное искусство XVII—XVIII веков из собрания Государственного Эрмитажа».

Эрмитаж на Амстеле — Википедия

План первого этажа Один из двух центральных залов музея — Императорский Вид на прилегающий двор и детскую секцию

Эрмита́ж Амстерда́м (нидерл. Hermitage Amsterdam), или Эрмита́ж на А́мстеле (нидерл. Hermitage aan de Amstel) — музей и выставка на реке Амстел в Амстердаме. Музей является филиалом Эрмитажа в Санкт-Петербурге. Существовал с февраля 2004 года в виде небольшого музея в пристройке, выходящей на канал Ниуве-Херенграхт, но в результате проведённой с марта 2007 года по июнь 2009 года реконструкции всего здания под нужды музея, он занял все здание Амстелхофа[1]. Музей был полностью реконструирован и официально открыт 19 июня 2009 года королевой Беатрикс и президентом России Дмитрием Медведевым[2][3]. С 20 июня 2009 г. музей открыт для общественности.

Для поддержки в финансировании огромной коллекции Эрмитажа в Санкт-Петербурге были открыты несколько подразделений в других странах. После Лондона («Эрмитажные комнаты» в Сомерсет-Хаусе, открытые в 2000 году и закрытые в 2007 году) и Лас-Вегаса (Музей Гуггенхайма, открыт в 2001 году и закрыт в 2008 году) выбор пал на Амстердам, что вполне логично, так как основатель Санкт-Петербурга, царь Петр, бывал в Амстердаме и вообще любил Нидерланды, а в XIX веке будущий нидерландский король Виллем II женился на дочери Павла I Анне.

Эрмитаж Амстердам сегодня — это 4000 квадратных метров выставочной площади, но без своей собственной коллекции — композицию должны составлять только экспонаты из запасников Санкт-Петербургского Эрмитажа. В музее организуются временные выставки, продолжительностью от четырех месяцев до двух лет, Инициатор проекта и директор Эрмитажа в Амстердаме — Эрнст Вен (нидерл. Ernst W. Veen).

Из стоимости входного билета один евро поступает обратно в Санкт-Петербургский Эрмитаж. Входной билет на выставки, проходившие после открытия музея, стоил по 15 евро.

Музей расположен в здании «Амстелхоф», расположенном на реке Амстел между каналами Ниуве-Херенграхт и Ниуве-Кейзерсграхт. Это добротно спроектированное в классическом стиле здание было построено в 1681 году для дома престарелых. Здание представляет собой квадрат, с обширным внутренним двором. Не исключено, что и царь Пётр видел или даже бывал в нём, когда в нём уже жили постояльцы. Однако к 1999 году здание было признано не соответствующим современным стандартам дома престарелых и заведение было перенесено в другое место. Последние жители дома престарелых в марте 2007 отправились на новое место своего обитания и между мартом 2007 и июнем 2009 гг. здание было перестроено в музей по проекту архитектора Ханса ван Хесвейка. Некоторые помещения — такие, как церковь, комнаты старшин и кухня — были сохранены (отреставрированными), а фасады восстановлены.

Маленькие тёмные жилые комнаты и узкие коридоры сменились просторными выставочными залами с естественным освещением. Всё это дополняется инфраструктурой современного музея: учебным центром, аудиториями, двумя музейными магазинами и рестораном «Нева» с террасой. Значительная часть здания отведена детским кружкам. Всё это стоило более 40 млн. евро. Эта реконструкция, в отличие от многих других крупных проектов Амстердама, была произведена в рамках бюджета и закончена в запланированные сроки.

До января 2009 эрмитаж на Амстеле располагался в пристройке XIX в. Нерландия здания Амстелхоф на Ниуве-Херенграхт. В шести залах проводились небольшие выставки с февраля 2004 года, каждый раз по пять месяцев, с экспонатами из коллекции Государственного Эрмитажа. Были выставки Греческое золото, Николай и Александра (Семья последнего русского царя), Венецианская живопись XVIII века, Сокровища пилигримов: Византия — Иерусалим, Коллекция серебра с Дальнего Востока, Персидское искусство и культура, Арт Нуво в коллекции русских царей, Коллекционеры Санкт-Петербурга и до 18 января 2009 Выставка Каспар Давид Фридрих и немецкий романтический пейзаж.

Проведённые выставки[править | править код]

Первая выставка полноценного музея называлась Русский Императорский Двор. Она показывала широкий диапазон артефактов, которыми окружали себя бывшие русские правители, такие как портреты, парадные и повседневные платья и мундиры, предметы прикладного искусства и ювелирные украшения. В экспозиции также были представлены исторические документы, такие, как фотографии внутренних помещений Зимнего дворца после захвата большевиками в октябре 1917 года, коронации царя Николая II, бумаги Министерства Двора и другие.

Последующие выставки начались с 2010 года. Вторая выставка, проходившая с марта по сентябрь 2010 года, называлась От Матисса к Малевичу. Пионеры современного искусства из коллекции Эрмитажа и представляла собой выборку 75 полотен данного направления живописи из собрания Государственного Эрмитажа. Затем последовали:

  • Александр Великий с сентября 2010 до марта 2011 года.
  • Искусство православной церкви с марта по сентябрь 2011 года.
  • Рубенс с сентября 2011 до марта 2012 года.
  • Сибирь с марта по сентябрь 2012 года.
  • Истоки современного искусства с сентября 2012 до марта 2013 года.
  • Петр Великий с марта по сентябрь 2013 года.
  • Искусство востока с сентября 2013 до марта 2014 года.
  • Россия до Петра Великого с марта по сентябрь 2014 года.
  • Эрмитажу 250 лет! с сентября 2014 до марта 2015 года.
  • Царь Александр I и Наполеон с марта по сентябрь 2015 года.

Музей Эрмитаж в современном Амстердаме[править | править код]

Музейный Амстердам значительно ослабил свои позиции в начале XXI века. Учитывая в долгосрочной перспективе закрытие на реконструкцию Городского музея и морского музея, ограниченные выставки Рейксмузея, застывшую стройку Север-Юг, город смотрится все менее и менее привлекательным в глазах туристов. 2009 году, в результате кризиса, число посетивших Амстердам туристов снизилось на 15 %. В это же время, такие большие города как Берлин или Барселона выглядели более предпочтительными для туристов и подорвали позиции Амстердама. Эрмитаж на Амстеле должен стать первым признаком обратной волны. Предполагается, что ежегодно музей будут посещать 300 000 человек. А кратковременные тематические выставки делают возможным посещение музея одним и тем же человеком повторно, в течение короткого времени.

Как отметил в предисловии к каталогу второй выставки директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский: «Находясь в самом сердце Европы рядом с другими великими музеями и культурными центрами, Эрмитаж на Амстеле сумел занять своё место в культурной и музейной жизни Европы. Очереди в музей свидетельствуют об успехе, сопутствующем до сих пор нашему начинанию.»

  • Амстелхоф после реконструкции.

  • Большой музейный зал со стороны Ниуве-Херенграхт

  • Крыло Императорского зала

  • Восстановленная кухня дома престарелых.
    Foto: bmz.amsterdam.nl.

  • Царский трон (один из экспонатов первой выставки Российский Императорский двор)

  • Рояль последней царицы (выставка Российский Императорский двор)

  • Портреты русских придворных на стене Бального зала (выставка Российский Императорский двор)

Панорама[править | править код]

Амстелхоф

Амстелхоф

  • Amstelhof, van verpleeghuis tot museum Hermitage Amsterdam. Auteurs: Nelleke Noordervliet, Carina van Aartsen, Jan Tromp, Hans Ibelings. Uitgave: Hermitage Amsterdam, juni 2009. ISBN 978-90-78653-09-7
  • Каталог 1-й выставки (на английском языке) = At the Russian Court. Palace and Protocol in the 19th Century. — 1-e. — Hermitage Amsterdam, 2009. — 336 с. — ISBN 978-90-78654-14-1.
  • Каталог 2-й выставки (на английском языке) = Matisse to Malevich. Pioneers of Modern Art from the Hermitage / Albert Kostenevich. — 1-e. — Museumshop Hermitage Amsterdam, 2010. — 288 с. — ISBN 978-90-78653-18-9.
  • Каталог 3-й выставки (на английском языке) = The Immortal Alexander the Great. The Myth. The Reality. His Journey. His Legacy. — 1-e. — Museumshop Hermitage Amsterdam, 2010. — 310 с. — ISBN 978-90-78653-226.
  • Каталог 4-й выставки (на английском языке) = Splendour and Glory. Art of Russian Orthodox Church. — 1-e. — Museumshop Hermitage Amsterdam, 2011. — 248 с. — ISBN 978-90-78653-25-7.

Эрмитажная школа Г. Я. Длугача — Википедия

Эрмитажная школа Г. Я. Длугача (творческое объединение «Эрмитаж», «Эрмитажная школа», школа Длугача-Зайцева) — неофициальная группа художников, возникшая в конце 1950-х годов под руководством Григория Яковлевича Длугача.

«Школа Г. Я. Длугача, продолженная А. П. Зайцевым занималась аналитическим копированием шедевров Эрмитажа. Так возникла группа „Эрмитаж“. Работы их парадоксально сочетают математическую гармонию классиков и громадную экспрессию. Особенно проявился здесь В. Филимонов» — такую характеристику дал этому направлению искусствовед и коллекционер Николай Иннокентьевич Благодатов в статье «Ленинградские группы андеграунда в 1950—1960-е годы»[1].

Картины художников данного объединения находятся в Государственном Эрмитаже,Государственном Русском музее, музее нонконформистского искусства. Наиболее полно представлены в музее Царскосельская коллекция. Город Пушкин. Там же появилось новое название — «Школа Длугача-Зайцева» [1], а местом творческой деятельности был Государственный Эрмитаж.

«Эрмитажная школа» представляет собой соединение двух методов копирования. Длугач, Григорий Яковлевич создал конструктивно-интуитивный метод копирования. Зайцев, Александр Павлович — автор математического метода исследования картинной плоскости.

Григорий Яковлевич Длугач родился 9 апреля 1908 года в Двинске (Даугавпилсе). В 1928 году приехал в Москву, поступил на рабочий факультет искусства, который затем перевели в Ленинград. Был принят в Академию художеств. Испытал сильное воздействие К. С. Петрова-Водкина и П. Н. Филонова. Из Академии был отчислен «за формализм». В середине 1950-х начал копировать старых мастеров в Эрмитаже, постепенно вырабатывая свои принципы конструктивного анализа картины. Г. Я. Длугач был всецело предан картинам старых мастеров. Считал квадрат Малевича смертью искусства. В копировании стремился дойти до мельчайшего атома, на примере которого можно понять, как устроена вся композиция картины. Он выявлял внутреннюю структуру картины, интуитивно находя вертикальные горизонтальные и диагональные линии пронизывающие картину насквозь.

Первая выставка в которой Григорий Яковлевич участвовал это выстаака произведений художников Москвы и Ленинграда в 1988 году. Тушинское товарищество художников.

Г. Я. Длугач: «Только предельная чуткость, соединенная с мастерством и творческим темпераментом, дает цельность работе, где все сказано, где ни прибавить, ни убавить ничего невозможно. Все это есть в произведениях старых мастеров. Я повторял, и буду повторять: нет ни импрессионистов, ни реалистов, ни кубистов, а есть классика».[2]

Первое поколение учеников Длугача — это Гавричков, Леонид Амчиславский, Вацлав Дземяшкевич, Александр Зайцев, Ярослав Лаврентьев, Ирина Соколова,

Зайцев, Александр Павлович, член Союза художников СССР профессор Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. В 60-е Александр Павлович начал посещать занятия у Г. Я. Длугача в Эрмитаже, копируя и интерпретируя картины старых мастеров. В 1961 разработал свой альтернативный метод копирования и творчества, в основе которого лежит математика в частности применение Пифагорово-Платоновской пропорции (корень из трех к единице), и применение ленты Мебиуса в качестве композиционной схемы.

А. Зайцев о форматах картины: «Геометрическое решение, заложенное в основе композиции, обуславливает формат картин и, будучи подвержено математизирующей дисциплине, определяет в картине Рейсдаля „Берег моря“ и линию горизонта, и расположение облаков. Сколько поэзии! Сколько эмоций! Но по формальной сути своей -это всего лишь логическое распределение контрастов. Это ЧИСЛО»[3]

В 1964 А. П. Зайцев начал преподавать в Таврическое художественное училище и начал опробовать свой метод на студентах. Было положено начало школе математического интерпретирования. Многим своим ученикам А. П. Зайцев посоветовал копировать в Эрмитаже под руководством Г. Я. Длугача. Это Филимонов, Вадим Иванович, Марк Тумин, Сергей Даниэль, Альберт Бакун. В 90-е годы по просьбе Г. Я. Длугача Александр Зайцев привел к нему своих учеников из студии Юсупова. Это Раши́д Алмаме́тов, Наталья Сапрыкина, Вера Соколова-Зайцева, В.Крайнов.

Кроме выше перечисленных художников «Эрмитажные» занятия посещали Полина Кочубеева, Вадим Кочубеев, Геннадий Матюхин, Владимир Кагарлицкий, Юрий Гусев, Александр Даниэль, Александр Рохлин, Леонид Нейфах.

Ученики Эрмитажной школы имели возможность изучить два метода конструктивного исследования: интуитивный, принадлежавший Григорию Яковлевичу Длугачу, и математический метод интерпретации картины Александра Зайцева.

В дальнейшем А. П. Зайцев развивал свои идеи математического копирования во время руководства Студенческим научным обществом (СНО) на базе Ленинградского Высшего художественно-промышленного училища имени В. И. Мухиной. Предметом исследований являлись картины эпохи Возрождения, иконопись. Один из учеников А. Зайцева — Александр Кондратьев создал художественные группы «Кочевье» и «Шва». В их основу легли принципы построения картины изучавшиеся на занятиях СНО. Две эти группы впоследствии дополнили эрмитажную школу Длугача-Зайцева.

  1. ↑ 5 Н. И. Благодатов Ленинградские группы андеграунда в 1950—1960-е годы. Сборник по материалам конференции 2012 года. Неофициальное искусство в СССР 1950—1980-е годы Российская академия художеств Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств. БуксМАрт. Москва. 2014 г. 480с.
  2. ↑ Кочубеева, П. Рыцарь живописи / П. Кочубеева // Неклассическая классика: Каталог выставки. — СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1998.
  3. Зайцев А. П.. Письма к молодому другу.-СПб. 1997.-1000 экз
  • Даниэль С. М. Отшельники. К истории творческого объединения «Эрмитаж» // Русская мысль. — Париж. — 20 сент. 1991.
  • Даниэль С. М. Пир у Симона Фарисея. — СПб.: Новый Мир Искусства (НоМИ), 1998 № 5.
  • Даниэль С. М. Сети для Протея (Памяти Григория Яковлевича Длугача) // Даугава. — 1989. — № 7. — С. 113—121.
  • Даниэль С. М. Сети для Протея: Проблемы интерпретации формы в изобразительном искусстве / Рос. ин-т истории искусств. — СПб.: Искусство-СПБ, 2002 (Серия: Территория культуры: искусствознание). — 302, [1] с., [20] л. ил. — ISBN 5-210-01551-3
  • Зайцев А. Письма к молодому другу. — СПб.: Айю-СПб 1997.
  • Неклассическая классика. Каталог выставки Государственный Эрмитаж (статьи А. Зайцева, С. Даниэля, П. Кочубеевой) — СПб.: Гос. Эрмитаж, 1998.
  • Скобкина Л. Герои Ленинградской культуры. — СПб.: Центральный выставочный зал «Манеж», 2005.
  • Отчет Государственного Эрмитажа. 2015 / Государственный Эрмитаж. — СПб. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 2016. — 200 с.: ил. — ISBN 978-5-93572-695-9

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *