Венеция сообщение для 4 класса по окружающему миру – Ученица 7 класса Баронина Зоя. Венеция Венеция очаровывает всех своей неповторимой мистической аурой. Взору путешественника Венеция предстаёт,». Скачать бесплатно и без регистрации.

Помогите составить доклад про Венецию краткий


Поиск по рефератам и авторским статьям

 

Самый короткий доклад про Венецию.

Венеция

ВЕНЕЦИЯ

На восточном берегу полуострова, омываемом Адриатическим морем, лежит порт Италии — Венеция. Этот город расположен на 118 островах. С берега Венецианской лагуны к городу ведут два больших моста. Вместо улиц весь город прорезают каналы, по которым снуют катера, юркие, водные трамвайчики (вапоретто), скользят гондолы. Это городской транспорт. Он заменяет здесь автобус, троллейбус, метро.
С давних пор вода угрожает Венеции. Ее уровень в каналах ежегодно повышается. За пятнадцать веков своего существования город ушел под воду на полтора метра. Существуют разные мнения: одни говорят, что разрушаются и оседают острова, что прогнили сваи, другие считают главной бедой появление моторного флота. Волны раскачивают сваи, подмывают фундаменты. Предлагаются проекты спасения Венеции, но они очень дороги. Сможет ли правительство осуществить их
Много столетий Венеция была столицей богатой Венецианской республики. Так же как и Генуя, она торговала со многими странами. Богатые купцы построили в городе роскошные дворцы — палаццо, воздвигли величественные соборы, соединили острова причудливыми ажурными мостами. Самые красивые палаццо построены вдоль «главной улицы» — на берегах Большого канала. Большинство этих дворцов пустует, их хозяева приезжают в Венецию только летом. 
В центре города огромная площадь св. Марка. Ее окружают здания, в которых размещались когда-то правительственные учреждения Венецианской республики. Особенно прекрасны собор св. Марка и Дворец дожей — правителей республики. С древних времен Венеция славится производством художественного стекла и кружев. В наше время Венеция (точнее, ее пригороды Местре и Маргера) — важные порты. 

На восточном берегу полуострова, омываемом Адриатическим морем, лежит порт Италии — Венеция. Этот город расположен на 118 островах. С берега Венецианской лагуны к городу ведут два больших моста. Вместо улиц весь город прорезают каналы, по которым снуют катера, юркие, водные трамвайчики (вапоретто), скользят гондолы. Это городской транспорт. Он заменяет здесь автобус, троллейбус, метро.
С давних пор вода угрожает Венеции. Ее уровень в каналах ежегодно повышается. За пятнадцать веков своего существования город ушел под воду на полтора метра. Существуют разные мнения: одни говорят, что разрушаются и оседают острова, что прогнили сваи, другие считают главной бедой появление моторного флота. Волны раскачивают сваи, подмывают фундаменты. Предлагаются проекты спасения Венеции, но они очень дороги. Сможет ли правительство осуществить их
Много столетий Венеция была столицей богатой Венецианской республики. Так же как и Генуя, она торговала со многими странами. Богатые купцы построили в городе роскошные дворцы — палаццо, воздвигли величественные соборы, соединили острова причудливыми ажурными мостами. Самые красивые палаццо построены вдоль «главной улицы» — на берегах Большого канала. Большинство этих дворцов пустует, их хозяева приезжают в Венецию только летом. 
В центре города огромная площадь св. Марка. Ее окружают здания, в которых размещались когда-то правительственные учреждения Венецианской республики. Особенно прекрасны собор св. Марка и Дворец дожей — правителей республики. С древних времен Венеция славится производством художественного стекла и кружев. В наше время Венеция (точнее, ее пригороды Местре и Маргера) — важные порты. 

Венеция, Италия — описание, достопримечательности, фото, отдых в Венеции

Венеция — один из прекраснейших городов, который обязательно нужно увидеть своими глазами. Этот город построен на 122 островах и связан 400 мостами. Вместо улиц в Венеции узкие каналы, вместо машин — гондолы, а сам город — красивейший памятник архитектуры, где практически любое здание является исторической постройкой. Поэтому не удивительно, что старая часть Венеции входит в Список наследия ЮНЕСКО.

Погода в Венеции

Весна и осень считаются лучшим периодом для посещения Венеции. Это периоды с конца марта по май и с сентября по октябрь. В это время в городе меньше туристов. К тому же, в ноябре и декабре в городе туманно и дождливо и увеличивается вероятность наводнения. Зимой в Венеции может быть достаточно холодно.

 

Достопримечательности Венеции

Большой канал — главная достопримечательность Венеции. Он проходит через весь город. При ширине 70 метров он имеет ширину 4 км. Канал ведет на центральную площадь

Пьяцца Сан-Марко. Здесь можно посмотреть Дворец дожей и Базиликата-ди-Сан-Марко

 

Множество старинных памятников находится вокруг площади Сан-Марко. К таким памятникам можно отнести башню Оролоджо, Мост вздохов, колокольню Кампаниле, Золотой мост, библиотеку Сан-Марко с Монетным двором Дзекка и Археологическим музеем. Неподалеку находится Королевский сад, базиликата Фрари, Санта-Мария-делла-Салюте, дворцы венецианской знати и другие сооружения.

 

 

Во многих дворцах сейчас действуют музеи, среди которых Галерея Санта-Кроче, Галерея академии и городской.

Транспорт в Венеции

В Венеции отсутствуют автомобильные дороги. Поэтому все машины оставляют на парковке. Самой крупной парковкой является остров-парковка Тронкетто. За день придется заплатить 25 евро. Пьяцца-Рома – вторая по площади парковка, состоящая из нескольких небольших парковок. Но здесь меньше свободного места. Стоимость парковки также составляет 25 евро. Машину можно оставить в городке Местре за пределами Венеции. Стоимость парковки здесь гораздо дешевле, и не превышает 15 евро за день. Но в этом случае до Венеции придется добираться на автобусе полчаса. 

 

Гондолы и лодки

 

Вапоретто является единственным общественным транспортом в городе, который ходит до ближайших островов и по всем каналам. Самый живописный маршрут следования по Большому каналу, который обойдется в 6,5 евро за час. Билет на 12 часов будет стоить 16 евро. Мини-вапоретты осуществляют переправы там, где нет мостов. Они доставляют пассажиров за 0,5 евро с одного на другой берег. 

 

Гондолы – романтический и туристический способ осмотра Венеции. Стоимость проезда рассчитывается за гондолу, в которой одновременно может находиться 6 человек. Так, 80 евро стоит 40 минут плавания. Если вы не будете торговаться, стоимость составит 100 евро. Вечерняя поездка обходится несколько дороже. 

Рестораны Венеции

В городе довольно дорогие рестораны, а блюда не всегда вкусные. Поэтому стоит внимательно подойти к выбору подходящего места. Около Сан-Марко подобных мест немного. Дешево можно покушать, взяв пиццу на вынос. Ее стоимость составляет от 2 евро. Если вы хотите почувствовать себя местным жителем, купите spritz, стоимость которого составляет 2-3 евро за бокал. Его можно пить не обязательно в ресторане. Шприцы бывают разными – сладкими, крепкими или горькими. 

 

Шоппинг в Венеции

Приехав в Венецию, не забудьте купить маску. Отнеситесь к ее выбору особенно внимательно. Сегодня продается много дешевых китайских подделок. Нормальная маска обходится не дешевле 25 евро. 

Вторым по популярности сувениром, привезенным из Венеции, является муранское стекло. Многие покупают подвески, стоимостью 8-11 евро. Но вы можете купить полноценную люстру, вазу или тарелку. Зачастую туристы посещают остров Мурано, на котором производится стекло. Там же есть сувенирный магазин, в котором продается настоящее стекло. 

 

 

Пляж

В Венеции есть свой пляж, куда туристы не добираются. На нем проводят обеденные часы или выходные местные жители. Ищите паром, который идет до остановки Lido. До пляжа всего 3-4 остановки от Сан-Марко. Выйдя из порта, идите на сквозь островок. В результате вы попадете на полностью оборудованный пляж, с зонтиками и лежаками. Вход в воду на этом пляже очень пологий. 

 

Как добраться до Венеции

Из Украины в Венецию проще всего добраться прямым перелетом в Тревизо. Авиакомпания Wizzair осуществляет прямые рейсы Киев-Тревизо и Львов-Тревизо. Из аэропорта Тревизо до Венеции можно добраться на автобусе авиакомпании, рейсовым автобусом или электричкой. Удобнее всего до Венеции добираться на поездах, проходящих практически в центр города. Из окна открывается чудесный вид на каналы, романтичные балкончики, пошарпанные домики. Поезда идут практически со всей страны. В Местре, который находится в пригороде Венеции, придется сделать пересадку. Это связано с тем, что не все поезда едут до Венеции. От Местре до Венеции ехать не долго, не больше 10-15 минут. 

До Венеции можно доехать на автобусе, следующем на Тронкетто. Отсюда можно попасть в Сан-Марко на маршрутном теплоходе вапоретто. Поездка длится около 25 минут. Ее стоимость составляет около 6,5 евро. Но вы можете доехать до города и на автомобиле. 

Венеция | Энциклопедия KM.RU


Италия (географическая карта).

Венеция — город в Италии. В прошлом Венецианская республика сыграла выдающуюся роль в истории Средневековья, в том числе и славянских народов. Сегодня это один из крупнейших туристических центров с населением 318 тыс. человек. Венеция состоит из 2 частей: исторического центра (менее 100 тыс. жителей), расположенного на 118 островах Венецианской лагуны, разделенных 150 каналами и протоками, через которые переброшено ок. 400 мостов, и промышленно-портовой материковой части. Островная Венеция — город-музей, морской курорт. Промышленность обслуживает нужды туристов (в исторической части города). Порт Венеции сохранил свое мировое значение. Судьба Венеции является предметом особой заботы ЮНЕСКО, правительства Италии и мирового сообщества. Из-за изменения уровня моря она постепенно погружается в воду, но чтобы спасти этот город, вкладываются немалые средства.


Венеция. Большой канал.

На острове Мурано находятся заводы, производящие знаменитое венецианское стекло; Бурано славится кружевами. На острове Сан-Микеле расположено утопающее в цветах кладбище, где покоятся влюбленные в Венецию Сергей Дягилев, Игорь Стравинский и Иосиф Бродский. В историческом центре поражает теснота и обилие великолепных старинных зданий. Дворцы 15-18 вв.выстроены в своеобразном венецианском стиле, в котором чувствуется влияние востока (венецианская готика образована из элементов готики и мавританского стиля). Конечно же, туристы знают, что в Венеции улицами служат каналы, главным из которых является Большой канал. Но надо видеть самому эту струящуюся зеленую воду Адриатики и слышать неумолчный плеск воды. Основной транспорт в Венеции — речной трамвай, есть и речное такси, которое обойдется желающим прокатиться гораздо дороже. Исторический вид транспорта — 11-метровая, изогнутая в виде полумесяца гондола. Она сохранила без изменений изысканную форму и строгий черный цвет и предназначена в основном для туристов (стоит она намного дороже чем такси). Система островов отгорожена от Венецианского залива Адриатического моря узкими и длинными островами–косами (Лидо и др.) и соединяется с материком двумя параллельными четырехкилометровыми мостами, один из которых железнодорожный. Прибывающие в Венецию автомобилисты оставляют свои машины в огромном гараже на площади Рима.


Венеция. Гондола возле маленького моста через канал.

Несколько раз в год проводятся регаты и соревнования для гондольеров на Большом канале и Венецианской лагуне. Во времена своего расцвета Венеция была городом карнавалов, примерно половину года полагалось ходить в маске. Отсюда ведут начало многие маскарадные обычаи. Венеция также была центром комедии дель-арте, здесь родилась новая итальянская комедия, блестящие пьесы К. Гоцци и К. Гольдони до сих пор удерживаются в репертуаре театров России и мира. Венецианский карнавал и сегодня — самый знаменитый карнавал в Старом Свете, исчисляет свою историю с 1094 года. С тех пор неизменно он длится 10 дней (с 6 по 16 февраля) от праздника Святого Стефано. Блестяще организуются также венецианские биеннале — выставки произведений искусства. И, конечно, никак нельзя забывать про Венецианский кинофестиваль. Венеция для многих европейцев — традиционное место проведения медового месяца.

Исторический очерк

Город носит имя древнего племени венетов, которые жили здесь еще до завоевания римлянами. О них мало известно. По-настоящему история Венеции как заметного города начинается с нападения на Римскую империю вождя варваров-гуннов Аттилы, прозванного «бичом Божьим». Спасаясь от гуннов, на острова Адриатики бежали в 452 году многие римляне и жители Северной Италии. Город принял покровительство Византии, которое уберегло его от влияния варваров, заполонивших Италию. Здесь оставался островок латинской культуры. Уже в 697 году был избран первый дож — высшее лицо, которое обладало гражданской и военной властью. В 809 г. центром поселений в лагуне становится Риальтины — архипелаг из 118 островов по обоим сторонам Большого Канала. А в 10 веке впервые упоминается название Венеция. Уже тогда здесь умели производить лучшее в Европе стекло. Повсюду в Венеции можно встретить изображения крылатого льва с книгой — это символическое (из Апокалипсиса) изображение Святого Марка-евангелиста (Сан-Марко). В 9 в. предполагаемые мощи святого были перевезены из Египта в Венецию и захоронены в главном городском соборе. В 1000 г. Дож Пьетро Орсело-второй закрепляет владычество Венеции над Адриатикой. Это знаменательное событие ежегодно отмечается празднованием Festa della Sense (Венчания с морем). В 1172 г. венецианская аристократия и богатые купеческие семьи создают Большой Совет в стремлении ограничить власть Дожа. В разное время в состав совета входило от 35 до 2000 членов. В 1203-1204 гг. венецианский дож Энрико Дандоло сумел направить энергию крестоносцев на взятие Константинополя вместо Иерусалима (секрет прост, все крестоносцы были должны Венеции). Из Константинополя были вывезены чудесные двери, превосходные мозаики, украшающие Собор Св. Марка и другие богатства. Византия была сильным соперником Венеции в торговле на Средиземном море. После раздела Византии Венеции достается большинство островов в Эгейском море, а также острова Керкира (Корфу) и Крит. Венеции досталась и часть славянских территорий, известных как Иллирия. В 1291 году все производство стекла собрано на острове Мурано и секреты тщательно охраняются — венецианский патрициат понимает, что такое экспортный товар и не собирается делиться своей монополией.

К 1297 г. складывается строй Венецианской республики, которая, по своей сути, была властью аристократической олигархии. В борьбе за преобладание в торговле Венеция столкнулась с другой олигархической республикой — Генуэзской. 1423-1457 гг. — время правления Дожа Франческо Фоскари, при котором происходило наибольшая территориальная экспансия Венецианского государства. Его владения простирались от Альп до реки По и до Бергамо на западе. Под власть Венеции попал даже Кипр. Венецианский флот насчитывал 3000 судов, а торговлю с другими странами обеспечивали 300 крупных кораблей. В то время Венецию называли «Хозяйкой всего золота Христианского мира». Вскоре венецианцы столкнулись с Турцией, которая захватила контроль над путями на Восток. А ведь венецианцы не знали здесь соперников со времен Марко Поло. Эпоха Великих географических открытий, начавшаяся с открытия Америки Христофором Колумбом, ознаменовалась усилением позиций других европейских государств, которые постепенно начинают вытеснять Венецию с ее традиционных торговых путей. Но Венеция еще сохраняла свое значение как крупнейший финансовый центр. Город был одним из центров Возрождения. Венецианские художники (и прежде всего Тициан) прославили особый тип венецианской красоты с белокурыми волосами и пышными формами. Живописная венецианская школа, просуществовавшая до 18 века (В. Карпаччо, Джорджоне, Тициан, П. Веронезе, Я. Тинторетто, Дж. Б. Тьеполо, А. Каналетто, П. Лонги, Ф. Гварди) создала особый бархатный колорит, воспевала пышные празднества, особую театральность в жизни, как парадную, так и камерную. Уже в 18 в. Каналетто запечатлел свой любимый город во множестве видов, воспел его красоту и величие, в то время уже бывшее в прошлом.

В 1508 г. Папа Римский, германский, испанский, и французский монархи объединяются с тем, чтобы подорвать венецианскую империю, которая была их крупным кредитором. В 70-х годах 16 века Венеция снова вступает в войну с турками и теряет Кипр. В 17 веке по могуществу Венецианской республики наносятся существенные удары. Габсбурги начали интенсивное развитие торговой гавани в Триесте. В войне с Австрией Венеция поддержала французов, однако в это самое время разражается страшная эпидемия чумы, в результате которой за полтора года умерло около 50000 жителей города.

В 1796 г. вторжение войск Наполеона Бонапарта в пределы Венецианской республики ознаменовало ее закат. 1797 г. Большой Совет объявляет об упразднении Венецианской республики. Осенью этого же года Франция уступила город и всю провинцию Австрии. Венеция навсегда потеряла свою независимость. В 1846 г. Венеция перестала быть островом. Закончилось строительство железнодорожной магистрали Милан—Венеция, и «Королеву Адриатики» соединили с материком четырехкилометровым мостом.

Площадь Сан-Марко

Сердце Венеции — удивительно красивая площадь Сан-Марко, выходящая прямо к морю. На площади — изобилие голубей, которые рассчитывают поживиться от туристов. Расположившись на вершине колонны, крылатый лев — геральдический символ Венеции — обозревает грандиозный собор Сан-Марко; каменное кружево дворца Дожей; вонзившуюся в небо колокольню, где Галилео Галилей в 1609 году установил свой первый телескоп. В древности площадь была не такой большой и пересекалась каналом Ботрио, который был закрыт в 1160 году. Напротив Собора Св. Марка стояла церковь Сан-Джеминиано и на площади росли виноград и фруктовые деревья. Эта церковь была разрушена Наполеоном и на этом месте построено «Ала Наполеоника».


Венеция. Площадь Сан-Марко.

Собор Св. Марка построен на месте, где стояла до 828 церковь, посвященная покровителю города Св. Теодору. После того, как из Египта были привезены мощи Св. Марка, началось строительство нового собора. в 9 в., с 11 в. ведет свою историю современное здание. В 1094 собор был торжественно освящен, но здание продолжало строиться и украшаться. Собор построен в византийском стиле. Пять порталов, соответствующих пяти входам и богатый мраморный декор фасадов дополняют замечательные по своей яркости мозаики над входами. Порталы обрамлены двумя ярусами колонн и скульптурой. Часть рельефов привезена из разграбленного крестоносцами Константинополя. Некоторые рельефы венецианской работы представляют различные ремесла, которым так много обязана республика. Мозаики выполнялись и венецианцами. Мозаика над главным порталом выполнена в 19 веке на тему «Страшного Суда». Четыре другие представляют историю похищения и прибытия в Венецию мощей Св. Марка. Лишь крайняя левая сохранилась с 13 века.

Над центральным входом находится четверка коней (ныне копии, оригиналоы в Музее собор). Кони привезены из Константинополя дожем Дандоло, виновников падения Византии. Внутри собор еще больше поражает красотой и величием. Мозаики здесь занимают четыре тысячи квадратных метров площадей, многие из мозаик золотые. Кроме мозаик, посетителей поражает богатство и изобилие цветных мраморов. Большинство мозаик интерьера и особенно пола вывезено из Константинополя. Отсюда же вывезена и главная икона собора — Мадонна Никопея. Золотой же алтарь выполнен константинопольскими мастерами по заказу венецианских дожей.

Снаружи собор завершается пятью огромными куполами, покрытыми свинцом с позолоченными крестами. Собор считался капеллой Дожей. Здесь освящались все решения. У собора лежит камень для объявлений (pietra del banolo), на котором за многие столетия появлялись самые парадоксальные в мировой юриспруденции законы. Например, закон 1460 года повелевал венецианским гражданкам быть добрыми, ласковыми и побольше есть, чтобы приобрести пышные формы, распаляющие мужское сладострастие, дабы прекратить распространение гомосексуализма. Если смотреть на собор Св. Марка, то слева от него находятся часовая башня и Старые Прокурации (резиденция прокуроров Республики). С правой стороны — Новые Прокурации.

Отдельно от Собора стоит его мощная колокольня (кампанила). Построена в 888-1517 гг. Ее высота 96,8 метра — самое высокое сооружение города. В 1902 она рухнула, в 1912 была восстановлена. На вершине колокольни, которая в былые времена служила и маяком для кораблей, помещена позолоченная статуя ангела, которая движется от ветра. Именно на колокольне Галилео Галилей показывал дожам изобретенный им телескоп. У подножия колокольни в 16 в. построена открытая галерея — лоджета (арх. Я Сансовино). Она богато украшена арками и статуями.

Часовая башня построена архитектором Мауро Кодусси в стиле Ренессанс. Башня украшена статуей Льва Сан-Марко. Часы отбивает колокол, управляемый двумя гигантскими бронзовыми фигурами, прозванными маврами — вероятно, из-за цвета бронзы. Еще два украшения Пьяцца Сан-Марко — колонны, привезенные крестоносцами в 12 веке и названные Марко и Тодаро.

Дворец дожей

Первый Дворец Дожей (Палаццо Дукале) был построен тысячу лет назад. От него ничего не сохранилось. В 1340-1419 был выстроен тот дворец, которым мы любуемся сейчас. . В его архитектуре видны влияния трех великих стилей — готики, мавританского и Ренессанса. Сам же каркас здания — византийский. Нижняя часть здания — портик с аркадой, опирающийся на 36 колонн с разными капителями. Размер фасада со стороны Сан-Марко 71 м, а со стороны Пьяцетты 75 м. Центральную часть обоих фасадов украшают два богато отделанных балкона, на которых дож являлся народу. Дож избирался пожизненно и являлся живым символом республики. Его избрание, посвящение и венчание обставлялись с большой пышностью. Обряд венчания дожа с морем сейчас воспроизводится для туристов.


Венеция. Дворец дожей. Вид со стороны внутреннего двора. Строительство начато в 9 в., завершено к 16 веку. В архитектуре дворца видны влияния трех великих стилей — готики, мавританского и Ренессанса. Интерьеры богаты украшены произведениями крупнейших венецианских художников и скульпторов.

С левой стороны дворца — статуя четырех тетрархов, вывезенная из Византии. Изваяны эти фигуры в 4 в. Главный вход во дворец (Порта делла карта) отличается особой нарядностью. Он закончен архитектором Б. Боном в 1438. Над входом вездесущий Лев Св. Марка, перед которым на коленях дож Ф. Фоскари (сегодня мы видим копию 19 в., оригинал утрачен). Длинная колоннада (портик Фоскари) ведет дальше во внутренний двор. Здесь потрясающе прекрасна решетка Лоджии Сансовино (1735-37, Антонио Гаи).

Дож поднимался в свои апартаменты по парадной Золотой лестнице. Также в верхней части Дворца расположены зал Совета, зал Сената, зал Коллегии и др. Зал Сената, перестроенный после пожара 1574 года, украшен бесценными живописными полотнами Якова Пальмы-младшего, Доменико Тьеполо и др. прекрасных художников. У одной из стен возвышается трибуна с троном дожа. На картинах Венеция аллегорически изображается в виде прекрасной молодой женщины. Зал Большого Совета еще более роскошен. Несмотря на то, что его размеры 54х25 метров, в зале нет колонн. Отделка 14-16 веков погибла при пожаре, новые живописные композиции были выполнены в основном в 1585 году. Над этим залом работали такие ведущие художники своего времени как Веронезе, Тинторетто, Якопо Пальма, Франческо Бассано. Зал для голосования (Салла делло Скрутино) украшен фризом из портретов дожей. В честь дожа Франческо Морозини, победившего турок, построена большая триумфальная арка прямо в зале. Зал Коллегии украшен картинами Веронезе и Тинторетто. Очень ценная коллекция боевого оружия собрана в Оружейной палате.

Через канал от Дворца находится тюрьма, в которую заключенные после осуждения во Дворце Дожей попадали по мосту Вздохов. Через Его решетчатые окна они в последний раз могли видеть свободный мир. Сама тюрьма овеяна многочисленными легендами. Она считалась очень страшной, из-за свинцовой крыши в ней было очень жарко летом и холодно зимой. Здесь же рядом рельеф «Уста Истины», в отверстие в котором можно было вкладывать доносы.

Достопримечательности

Таможня играла в жизни самого большого порта юга Европы, конечно, не последнюю роль. изящное здание таможни оформляет мыс, врезающийся в лагуну. Близ таможни — церковь Санта-Мария делла Салюте (Здоровья), построена в 1631-1681 в благодарность за избавление от чумы. На острове Сан-Джорджо, вид на который открывается из Дворца Дожей, расположены церковь с кампанилой и монастырь, носящие имя Св. Георгия. Это — прекрасное в своей соразмерности и стройности творение великого А. Палладио, чье творчество не спроста считалось вершиной архитектуры Ренессанса. Церковь Санта-Мария Формоза возведена в 7 веке, в конце 15 века перестроена. Купол дважды восстанавливался после обрушения. Церковь Св. Захария (Сан-Дзаккария) впервые выстроена в 9 веке, перестраивалась в 10-11 вв. и современный вид приняла в 15 в. Ее украшением являются полотна знаменитых художников, особенно «Мадонна» Джованни Беллини.


Венеция. Церковь Санта-Мария делла Салуте. 1631-81. Построена в благодарность за избавление от чумы.

Кампо Санти-Джованни э Паоло — одна из красивейших площадей Венецией. На нее выходят церковь Санти Джованни-э-Паоло (1430), Скуола Гранде ди Сан-Марко (1260). На площади возвышается памятник Бартоломео Коллеони работы гениального А. Верроккио. Сам Коллеони был одним из кондотьеров, то есть главой наемников, которые сражались здесь в Средние века. Церковь Санта-Мария деи Мираколи — одно из первых творений Возрождения в Венеции, создание архитектора Пьетро Ломбардо. Скала по-итальянски «Лестница». Скала дель Боволо — замечательный памятник Ренессанса, создана в 15 веке. Чтобы посмотреть на нее, надо пройти во двор.


Венеция. Мост Риальто, перекинутый через Большой канал. Прежде по обеим сторонам моста располагались лавки менял, сейчас там продаются сувениры.

Фото В. А. Резвина

Мост Риальто — самый знаменитый из венецианских мостов, долгое время это был единственный мост через Большой канал. Нынешний каменный мост построен в 16 веке по проекту Антонио Да Понте. Этот мост некогда был средоточием финансовой жизни города. Сейчас здесь расположены сувенирные лавки. Церковь деи Фрари — церковь братьев из ордена францисканцев построена между 1340 и 1464 годами в готическом стиле. Она отличается внушительным внутренним интерьером. В ее алтаре находится один из величайших шедевров Тициана — «Вознесение Марии» (Ассунта). Среди других произведений искусства также немало шедевров. Здесь же — гробницы Тициана, А. Кановы, нескольких дожей.


Венеция. Палаццо Ка д’Оро (Золотой дворец). 14 в.

Немало богатых венецианцев строило себе палаццо, отделанные с роскошью и вкусом. Дворец Вендрамин Калерджи создан архитектором Мауро Кодусси и отличается строго симметрией фасада. Здесь жил и умер композитор Рихард Вагнер, а сейчас здесь Венецианское казино. Дворец Пизанио Моретта (15 в.) построен в готическом стиле и известен своим большим залом с росписями Тьеполо, украшенном зеркалами и великолепными люстрами. Дворец Ка д’Оро (золотой дом) построен в 15 веке и с тех пор потерял позолоту, которой был украшен. В 19 в. он принадлежал коллекционеру Джорджо Франкетти, который подарил его государству вместе со всем собранием живописи и скульптуры. Палаццо Лабия построен уже в поздний период, в 18 веке и знаменит росписями, в которых изображается история Антония и Клеопатры кисти Тьеполо.


Остров Мурано — родина искусных итальянских стеклодувов.

Мурано — небольшой остров некогда приносил Венеции львиную долю доходов. Здесь в достатке и даже изобилии содержались мастера-стекольщики. Главный памятник — базилика Сан-Донато (7-12 вв.). В главной апсиде — позолоченное изображение Богоматери. Эта церковь выстроена в древнем романском стиле и подвергалась лишь незначительным перестройкам. И поныне работают стекольные заводы, можно приобрести изделия, воспроизводящие все времена и стили, которые пережил Мурано. Представляют также интерес дома стекольщиков. Бурано — остров, который охранялся не так строго как Мурано. Здесь жили кружевницы. Наиболее выдающееся сооружение — колокольня Св. Мартина. Кружева можно приобрести здесь и поныне, обычно это кружевные скатерти.

На острове Торчелло сохранились два наиболее прекрасных памятника — Собор Санта-Мария Ассунта (впервые заложен в 639 г.) и церковь Санта-Фоска. Архитектура собора сохраняет византийские черты. Над входом расположены огромные мозаичные композиции, в алтаре — фигура Мадонны на мозаичном золотом фоне. Над одним из каналов, пересекающих остров — Мост Дьявола. Лидо — курортный остров находится в 20 минутах плавания от площади Сан-Марко. Это 10 км благоустроенных пляжей, казино и самых роскошных отелей. Лидо — один из самых старых курортных районов в мире.


Венеция. Церковь и монастырь Сан-Джорджо Маджоре. Расположены на одноименном острове. Построены по проекту А. Палладио. 1565-80.


Венеция. Дворец Фондако Деи Турки. 13 в.


Венеция. Площадь Сан-Марко.

Морская республика Венеция | История. Реферат, доклад, сообщение, краткое содержание, лекция, шпаргалка, конспект, ГДЗ, тест

Раздел:

Средневековая Италия

Символ Венеции

Венеция была аристократической республикой. Ее государственное устройство окончательно оформилось в XIII веке. Тогда была составлена «Золотая книга», куда вошли фамилии двухсот богатейших семейств в городе. Среди них были купцы, банкиры, дворяне. Члены этих семейств занимали высшие должности в городе и держали в своих руках всю власть.

Верховным органом республики был Большой совет. Он принимал законы республики, избирал и назначал высших должностных лиц, включая и главу государства — дожа.

Он избирался пожизненно и при избрании приносил присягу в том, что будет во всем послушен Большому совету. Помимо Большого существовал еще Малый совет, являвшийся правительством республики. Эта система управления оказалась очень устойчивой. В то время как в других итальянских государствах устраивались заговоры и перевороты, Венеция сохраняла свое политическое устройство в течение нескольких столетий.

Венецианская улица
Дворец дожей

Венеция была основана в начале IX века на побережье Адриатического моря. Она расположилась на бесчисленных небольших островках морской лагуны неподалеку от берега. Улицы ей заменили многочисленные каналы с прозрачной морской водой. По этим своеобразным и очень оживленным дорогам венецианцы передвигались на длинных черных лодках — гондолах.

Венеция была огромным по средневековым масштабам городом с двухсоттысячным населением. Плавными занятиями жителей были торговля и ремесло. По всей Европе расходились произведенные здесь шелковые и суконные ткани, знаменитое на весь мир стекло и превосходное оружие. Корабли венецианских купцов посещали не только гавани европейских городов, но и страны Ближнего Востока. Венеция стала главным торговым посредником между Востоком и Западом.

Знатные венецианцы

В XIII веке она превратилась в крупнейшую европейскую морскую державу. Венеции принадлежали обширные прибрежные земли на севере Италии, юг Пелопоннесского полуострова и некоторые острова в Эгейском море. Республика обладала огромным флотом и сосредоточила в своих руках всю торговлю в Адриатическом море. Кроме того, ее купцы контролировали почти всю торговлю в восточной части Средиземного моря. Материал с сайта http://worldofschool.ru

Венецианские купцы

Они вели ожесточенную борьбу против своих конкурентов. Их главными соперниками были купцы Генуи и Византии. С Генуей Венеция вела длительную войну, которая закончилась разгромом генуэзского флота. С Византией «царица Адриатики», как называли Венецию, тоже в конце концов справилась, натравив на нее иноземных завоевателей. Флот венецианцев перевез вражеские войска прямо под стены Константинополя.

Устранив конкурентов, венецианские купцы на долгие годы захватили торговлю в Средиземном море в свои руки. Это приносило им колоссальные доходы, что позволило превратить Венецию в один из самых богатых городов Европы. Венецианские золотые дукаты в течение многих столетий служили международной европейской монетой.

На этой странице материал по темам:
  • Сообщение по истории на тему городские республики в италии

  • Подъем флоренции в средневековье

  • Городские республики в италии реферат 6 класс

  • Италия средних веков доклад

  • Венеция доклад

Вопросы по этому материалу:
  • Расскажите о государственном устройстве Венецианской республики.

Венеция (краткий исторический очерк): sergeytsvetkov — LiveJournal

В северо-западной части Адриатического моря, куда стекающие с Альп реки сносят ил, тысячелетия назад образовалась обширная лагуна, воды которой ежедневно очищаются при приливах и отливах. С востока она отгорожена от моря узкой полосой земной тверди.

С незапамятных времен в лагуне, на 118 песчаных островах, жили рыбаки, добытчики соли и охотники на водоплавающих птиц. В римское время островитяне освоили также скотоводство и земледелие. Обитатели лагуны добывали себе пропитание тяжелым трудом. Зато здесь было безопасно — песчаный заслон Лидо сдерживал пиратов, которыми кишело Адриатическое море, а добраться до островов с побережья, не зная здешних топей, было не так-то просто.

В 451 году дряхлеющую Западную Римскую империю потрясло вторжение гуннов под предводительством Аттилы. Ужас перед этими дикарями был так велик, что, по рассказам, даже птицы уносили в клювах своих птенцов. Спасаясь от нашествия, в лагуну хлынули тысячи беженцев с материка — потомки древнего племени венетов — да так здесь и остались. К этому времени обыкновенно и относят начало истории Венеции. Старинное венецианское предание называет даже точную дату рождения города — 25 марта 451 года ровно в полдень отлив будто бы обнажил обширную отмель, чтобы дать место самому удивительному городу на земле.

Через 80 лет историк Флавий Магнус Аврелий составил самое раннее описание лагуны и ее жителей. По его словам, первые венецианцы прилагали огромные усилия, чтобы обеспечить себя твердой землей. Они терпеливо отвоевывали у моря участки суши, осушали озера, гатили болота, возводили насыпи и прокладывали каналы. Ранняя Венеция походила на деревянный корабль. Ее дворцы, дома, церкви и мосты были построены из дерева и покоились на сваях, вбитых в зыбкую почву. На каждом острове стояла церковь, за которой расстилалось «кампо» — поросшее травой поле. Вокруг церкви располагались дома тех, кто давал деньги на ее строительство; чуть поодаль стояли дома победнее. Благодаря такой планировке, в городе впоследствии не оказалось богатых и бедных кварталов.

После падения Западной Римской империи Венеция зависела вначале от Падуи, а потом входило в состав Византийской империи.

***
В первые века существования Венеции ведущую роль среди множества островных поселений играла община нынешнего Лидо. Здешнее поселение называлось тогда Маламокко. Однако между жителями островов постоянно возникали раздоры. По этой причине власти города в 810 году решили перенести свою резиденцию на другой, более укрепленный остров — Риальто. Эта перегруппировка сил была произведена как раз вовремя. В 812 году на Маламокко состоялась одна из решающих битв венецианской истории — с королем франков Пипином (сыном Карла Великого), чья армия была погребена в зыбучих песках лагуны.

В X—XI веках Венеция быстро набиралась сил. Ее предприимчивые мореходы уходили все дальше в Адриатическое, а потом и в Средиземное море. Все мощнее становился боевой флот республики. В морском сражении при Диррахии венецианские галеры разбили флот норманнов, которые тогда владели Южной Италией и Сицилией. За эту услугу Алексей Комнин, император Византийской империи, в которую номинально входила и Венеция, открыл перед венецианскими купцами важнейшие порты Востока, освободив их от уплаты налогов и пошлин.

Но венецианцы не попомнили добра. В 1201 году Венеция подрядилась за 85 тысяч серебряных марок перевезти на своих галерах в Египет французских рыцарей — участников четвертого крестового похода. Венецианский дож Энрико Дандоло, искусный политик и интриган, постарался извлечь из этой сделки максимальную выгоду для Венецианской республики. Вместо того, чтобы везти крестоносцев в Африку, он натравил их на ослабевшую Византию, в результате чего 12 апреля 1204 года Константинополь был взят и разграблен.

0065_.jpg

По условиям договора с образованной крестоносцами Латинской империей Венеция оказалась наследницей значительной части прежних византийских владений. В узловых пунктах Средиземноморья ей теперь принадлежали крепости, контролировавшие важные морские пути. Ее предприимчивые купцы хозяйничали на огромных пространствах от Италии до Палестины, добирались до Индии и Китая.

Морская мощь Венеции была у всех на устах: ее боевой флот насчитывал 300 кораблей с восемью тысячами испытанных моряков. Товары венецианских купцов перевозили три тысячи торговых судов с 17 тысячами человек экипажа.
Фортуна благоволила Венеции. После разгрома Византийской империи она на целых двести лет становится «царицей» Адриатики и Восточного Средиземноморья. Наступил «золотой век» города в лагуне.

***
Венеция никогда не знала монархической власти. С первых дней своего существования она была коммуной. Старинные хроники говорят, что жители лагуны избирали из своей среды вождей, которых называли на римский манер трибунами. Поначалу трибунов было 12, и каждый из них управлял отдельным островом. Но в 697 году, в связи с угрозой, исходящей от германского племени лангобардов, жители островного города-государства избрали себе первого дожа по имени Паоло Луццио Анафесто. Слово «дож» — родственное латинскому «дукс» (по-нашему — князь).

Поначалу местом пребывания дожа были острова Гераклея и Лидо. В 810 году его резиденция была перенесена на Риальто, самый большой остров в лагуне, который разделяла надвое извилистая протока. Вслед за дожем сюда начали переселяться патриции и богатые купцы, жившие доселе на острове Торчелло. Между прочим, и саму Венецию до XI века обыкновенно называли Риальто.

Дож, избиравшийся пожизненно, был живым символом Светлейшей республики. В официальных документах его именовали Государем, профиль каждого нового дожа чеканили на монетах. Дожами обыкновенно становились лица, достигшие 60 лет и обладавшие значительным состоянием. Избрание дожа, его посвящение и венчание обставлялись пышными церемониями, которые дож оплачивал из собственного кармана.

Парадный наряд дожа отличался королевской пышностью и великолепием: он являлся народу в затканной золотом и отороченной горностаем пурпурной мантии, в красных сапогах византийских императоров и вплоть до XIV века — в золотой короне, которую затем сменил высокий колпак, унизанный крупными жемчужинами и драгоценными камнями. Когда дож выходил из дворца, над ним раскрывали бархатный зонтик, расшитый золотом.

Однако при всем том дож был скорее фигурой парадно-сакральной. Знатные венецианские роды тщательно позаботились о том, чтобы ограничить его власть. Дожу не дозволялось вступать в контакты с посланниками других государств, распоряжаться казной, назначать должностных лиц и даже распечатывать обращенную к нему корреспонденцию. Всем этим занималась в его присутствии Канцелярия дожа, которую называли еще «сердцем государства». Дож только подписывал составленные ею указы.

Словом, облаченный в поистине царские одежды, дож был «государем без власти», сакральной тенью Венецианской республики. Это значение дожа особенно ярко проявилось в обычае так называемого «обручения Венеции с морем».
История этого главного праздника Венецианской республики уходит в глубину веков.

В 1177 году Венеция заключила чрезвычайно выгодный договор с императором Священной Римской империей Фридрихом Барбароссой, который закрепил за республикой северную часть Адриатического моря. Власти Венеции постановили отмечать это памятное событие ежегодно, поздней осенью, в день Вознесения Пресвятой Девы Марии.

Надо сказать, что в этот день уже проходили традиционные торжества, установленные еще в 998 году в честь победы дожа Пьетро II Орсеоло над далматинскими пиратами. Впрочем, церемония эта была довольно простой. Духовенство и дож в праздничных одеждах отправлялись на лодках к острову Лидо, где в церкви Сан-Николо служили торжественную мессу. Но после 1177 года это скромное торжество заменили пышным ритуалом — обручением Венеции с морем, которое с тех пор многократно и во всех деталях было описано иноземными путешественниками.

С самого раннего утра венецианцы, облаченные в лучшие наряды, высыпали на улицы города. На обозрение жителей и гостей Венеции выставлялись все городские сокровища — от казны Святого Марка до груды золотых и серебряных монет в лавках менял. После торжественной мессы дож всходил на парадную 20-весельную галеру «Буцентавр» и в сопровождении тысяч гондол, расцвеченных коврами и флагами, отплывал к острову Лидо.

«Буцентавр» являл собой великолепное зрелище. Он весь сверкал позолотой. Над его палубой, декорированной лепниной и пурпуром, развевался флаг республики. Дож, исполнявший роль символического жениха морских пучин, восседал на высоком почетном троне. Знатные лица в роскошных одеждах занимали места под навесом, а их дети садились за длинные красные весла. У входа в канал дож бросал в воду лагуны золотое кольцо со словами: «Мы обручаемся с тобой, о море, чтобы вечно владеть тобой!». Тем самым как бы скреплялся союз Венеции с морем.

По мере ослабления и упадка Венецианской республики это торжество, имевшее некогда глубокий религиозно-символический смысл, выродилось в обычное светское празднество, наподобие карнавала. Конец ему положили войска французской Директории под командованием генерала Наполеона Бонапарта, который в 1797 году упразднил Венецианскую республику. Французские солдаты разломали последний «Буцентавр», польстившись на его позолоту. Ныне его уцелевшие осколки вместе с уменьшенной моделью хранятся в местном Музее морской истории.

***
Уже в XII веке всю власть в городе цепко держали в своих руках старинные аристократические семьи Венеции, купцы и банкиры. Это произошло потому, что основой процветания республики была торговля, а буржуа и ремесленники были слишком слабы, чтобы играть значительную роль в политической жизни.

В 1172 году высшим органом государственной власти в Венеции становится Большой совет, состоявший из 480 знатных граждан, которые избирались сроком на один год. Сами члены Большого совета, в свою очередь, выбирали дожа, а впоследствии еще и Сенат. Но уже в начале XIII века реальная исполнительная власть перешла к Совету сорока — верховному суду республики, а затем сосредоточилась в руках Синьории, которую контролировал еще более малочисленный орган власти — Совет десяти, со временем превратившийся в высший трибунал Венецианской республики.

В 1315 году была составлена так называемая «Золотая книга», куда вписывали фамилии граждан, пользовавшихся избирательными правами. Как явствует из этого документа, полноправными гражданами Венеции являлись всего 2000 богатых людей — нобилей, или 8% населения города (позднее их доля сократилась и вовсе до 1%). Именно эту немногочисленную группу подлинных правителей города венецианские хроники именуют «народом Венеции». Республика превратилась в классическую олигархию.

Совет десяти внимательно следил за малейшими проявлениями недовольства. Любые попытки дожа и других лиц захватить власть в республике беспощадно карались. Вообще Совет десяти мог привлечь к ответу любого венецианца, обвиненного в нарушении спокойствия. Французский философ Жан-Жак Руссо писал, что это был «кровавый трибунал, наносящий удары исподтишка и в кромешном мраке решающий, кого ждет смерть, а кого — потеря чести». Перед этим трибуналом обвиняемый не имел права на защиту и мог рассчитывать лишь на милосердие судей.

Может показаться странным, но простой народ Венеции чувствовал себя под управлением этой власти если не счастливым, то вполне довольным. «Отцы отечества» старались устроить толпе веселую и сытную жизнь и не допускали злоупотреблений законом. Так, Совет десяти весьма внимательно рассматривал жалобы простых людей на знать, строго карая провинившихся дворян. Видимо, благодаря этому Венеция дала пример самого длительного опыта республиканского устройства в истории человечества.

***
Средневековая Венеция представляла редкий для своего времени пример светского государства. Венецианское правительство отводило церкви и религии роль духовного помощника государства в деле воспитания у подданных уважения к закону и власти. Значение самого государства всемерно возвеличивалось, служение ему расценивалось как долг и честь, государственные интересы ставились выше личных и требовали самопожертвования. Слово «государство» писалось только с большой буквы. А с 1462 года Венецианскую республику стали называть Serenissima (Серениссима), что можно перевести двояко: «Светлейшая» или «Спокойнейшая». В новом названии отразилось официально утвердившееся представление о Венеции как о спокойном и умиротворенном государстве.

Для поддержания и укрепления этой государственной идеологии, власти Республики особенно заботились о создании исторических трудов, прославляющих прошлое Венеции. Не случайно историческая хроника стала самым распространенным жанром патрицианской литературы. Во второй половине XV века по заказу Венецианской республики Маркантонио Сабеллико составил 33-томную «Историю Венеции от основания города», в которой утверждал, что справедливостью законов и государственного правления Венеция превзошла Римскую республику. В ту пору всеобщего преклонения перед античностью большей похвалы и представить себе было невозможно.

Как и большинство городов, Венеция росла за счет наплыва приезжих. И дабы избежать хаоса, власти города проводили жесткую миграционную политику. По статуту 1242 года собственно венецианцами считались «урожденные» четырех островов лагуны — Риальто, Градо, Кьоджи и Каварцере. Только они имели право строить в Венеции дома. Все остальные входили в категорию «приглашенных», которые получали равные с «урожденными» права лишь по истечении 25 лет жизни в лагуне.
Светский характер Венецианского республики обусловил большую свободу местных нравов. Достаточно сказать, что многие семейные пары обходились без церковного благословения и, как следствие, легко шли на разрыв брачных уз — дело совершенно скандальное по тем временам. Азартные игры получили такое распространение, что правительству пришлось издать указ, запрещавший играть в портике собора Сан-Марко и во дворе Дворца дожей. Профессиональных игроков пороли и клеймили железом. И еще венецианцы слыли такими ужасными сквернословами, что поэт Петрарка даже жаловался на них в своих стихах. Власть и тут четко обозначила свою позицию: публичное оскорбление словом каралось крупным денежным штрафом.

Наверное, кое-что из услышанного было бы полезно перенести и в нашу повседневную жизнь.

***
К XV веку островная Венеция превратилась в одно из крупнейших материковых государств. Кроме половины Северной Италии, Республика святого Марка владела частью нынешней Хорватии и Словении, Южным Пелопоннесом, Афинами, Кипром и колониями, рассыпанными по всему Ближнему Востоку и Причерноморью. Свои материковые владения Венеция называла Террафермой («твердой землей»).

Экономическое процветание республики Святого Марка зиждилось на морской торговле. В своих колониях венецианцы стремились прибрать к рукам всю местную торговлю, занимались ростовщичеством и нещадно притесняли коренных жителей. Жители соседнего славянского Дубровника, например, не смели продавать свой товар ни в каком другом месте, кроме как в самой Венеции, где, естественно, получали за него жалкие гроши. Всякое ремесло там подавлялось в зародыше, допускалось только производство сальных и восковых свечей для домашнего употребления, а мыло и глиняную посуду следовало покупать только в Венеции. Венецианцы присвоили себе также полную монополию в Адриатике на строительство морских судов.

Занимаясь одной только хищнической эксплуатацией своих колоний, Венеция нимало не заботилась об их развитии. За время своего господства Республика не провела в Терраферме ни одной дороги, не организовала ни одного производства для обработки местного сырья, не посадила ни одного масличного дерева или виноградной лозы.

Коварство венецианской политики познали на себе все соседи Республики святого Марка. Особенно разрушительное влияние Венеция оказала на Зетское государство далматинских славян. Столетие за столетием она оттесняла его от моря, внося разлад и смуту в его внутреннюю жизнь. А когда в этой борьбе Зетское государство совершенно ослабло, венецианцы принялись обращать его народ в католичество, отнимать у местной православной церкви храмы и монастыри, а в случае сопротивления разрушать их. Православных священников и монахов изгоняли или истребляли.

Поэтому не стоит удивляться, что у Венецианской республики весьма нелестный международный имидж. Соседи Венеции сравнивал ее с жабой и морской змеей. Итальянский хронист XIII века Салимбене называл венецианцев «бандой жадин и скряг», превративших Адриатику в «разбойничий притон», а Джованни Боккаччо (автор знаменитого «Декамерона») считал Венецию «вместилищем всякой мерзости».

В конце концов город в лагуне постигло историческое возмездие.

***
Венеция умирала медленно. Ее увядание началось в XV веке, когда молодая Османская империя стала захватывать одну за другой материковые владения Венеции. Республика изо всех сил сопротивлялась, но кровавые морские сражения с османами лишь разоряли ее казну и истощали военную мощь.

А тут еще, как назло, в 1499 году португалец Васко да Гама открыл морской путь в Индию, в обход средиземноморских торговых путей, на которых покоилось благополучие Республики. Венецианской экономике был нанесен жестокий удар.
В 1630 году Венецию опустошила чума, которая унесла в могилу 47 тысяч жителей города — треть всего населения (включая великого художника Тициана). Сегодня об этом напоминает гигантский голубоватый купол церкви Санта Мария делла Салуте, воздвигнутой в знак благодарности святой деве Марии за избавление города от страшной эпидемии.

К началу XVIII века Венеция уже была политическим банкротом. Однако именно в это время она пережила очередной расцвет искусств — в городе жили и творили Тьеполо и Каналетто, на подмостках ставились пьесы Гольдони и Гоцци. До самых последних дней Республики венецианцы жили легко и беззаботно, словно не замечая течения беспощадного времени.
Так подошел к концу век Просвещения, а вместе с ним и история независимой Венеции. В 1794 году войска молодого генерала Наполеона Бонапарта овладели Северной Италией. 12 мая венецианский Сенат получил от французского полководца грозный ультиматум, и город на островах, с мощными укреплениями, большим флотом и пятью сотнями пушек крепостной артиллерии без единого выстрела сдался сухопутной армии.

Последний дож Людовико Манин небрежно бросил слуге свою корону со словами: «Убери, это больше не понадобится». Наполеон разграбил венецианскую казну, разрушил около сорока дворцов, и спустя три года передал выпотрошенный город Австрии.

В 1826 году Венеция была объявлена вольной гаванью. После посещения города Байроном поэзия венецианского упадка вошла в моду. Богема приезжала на венецианские каналы и мостики за вдохновением, состоятельные европейцы проводили лето на фешенебельных пляжах Лидо.

В 1866 году Венеция вошла в состав вновь созданного Итальянского королевства. Однако воспоминания о 14-ти веках Республики святого Марка живы в Венеции до сих пор. Летом 1997 года группа патриотически настроенной молодежи водрузила на колокольне Сан-Марко старинное знамя Республики и потребовала предоставления независимости Венецианской области. Думается, что соседство Венеции с нынешним Косово вряд ли охладило эти настроения…

***
После указа Наполеона о ликвидации Венецианской республики город, казалось, замер в ожидании своей гибели. Уже в середине XIX века Венеция была для Бальзака всего лишь «жалким обшарпанным городом, который с каждым часом неустанно погружается в могилу», а неумолимая вода развешивает на цоколях домов «траурную бахрому». Эмиль Золя и вовсе не видел никакой перспективы для возрождения «города-безделушки», который, по его словам, пора поместить под стеклянный колпак.

Древнее пророчество гласит: «Венеция родилась из моря, и конец свой она найдет в морской пучине».

Действительно, будущее Венеции внушает серьезную тревогу. Море, которое веками обогащало город богатыми товарами из стран Леванта, ныне грозит ей гибелью. «Светлейшая Венеция» не встает из вод, как это было прежде, а погружается в волны, подобно тонущему кораблю. В середине 60-х годов прошлого века мир потрясло сообщение ученых: Венеция уходит под воду со скоростью два с половиной миллиметра в год. Все чаще случаются наводнения, и все чаще морская вода затопляет нижние этажи палаццо — этих великолепных памятников венецианского зодчества. От сырости страдают бесценные художественные коллекции в городских музеях и частных собраниях. В соборе Сан-Марко пол причудливо изогнулся из-за осадки фундамента, так как приливы регулярно превращают площадь перед собором в соленое озеро. С фасада церкви Санта-Мария дела Салуте осыпаются лепные фигуры херувимов и серафимов. Некогда мудрые законы Республики объявляли врагом Отечества всякого, кто посмеет проложить в земле трубу, а нынешние горе-предприниматели до недавнего времени вовсю качали грунтовые воды, тем самым способствуя дальнейшему проседанию почвы.
Окружающая среда в черте города загрязнена до предела. Каналы замусорены, вода в них безжизненна, даже ядовита. Индустриальный комплекс Порто-Маргера, выросший всего в пяти километрах от Дворца дожей, наполняет воздух едкими сернистыми парами, которые вызывают эрозию исторических зданий и статуй.

Специалисты всего мира разрабатывают проекты для спасения уникального города, чтобы не дать Венеции разделить судьбу легендарной Атлантиды.

Хотя выдумывать-то собственно ничего и не надо. Недавно подводные археологи открыли в лагуне остатки древнеримского квартала Венеции. Оказалось, что 2000 лет назад две каменные стены длиной по 150 метров превосходно защищали город от морских приливов. По-видимому, в те благословенные времена еще не существовало бюрократии, с ее вечными отговорками об отсутствии средств для проведения дорогостоящих работ.

​50 интересных фактов о Венеции — Общенет

Ежегодно этот огород посещают 17-18 миллионов человек.

2.Вместо улиц тут каналы, а дома возвышаются прямо из воды. Где ещё можно увидеть такую изумительную картину? Ежегодно 25 марта, начиная с 421 года, туристы и местные жители торжественно отмечают день основания города на воде.

3.Венеция – это город, который напоминает огромный музей под открытым небом своей архитектурой, древними зданиями, музеями, в которых хранятся бесценные произведения искусства.

4. Венеция — самый дорогой город Италии. А недвижимость в Венеции — одна из самых дорогих в Италии.

5. Наименее предпочтительные месяцы для посещения Венеции — ноябрь и декабрь, так как в это время часто поднимается уровень воды, и город частично затапливает.

Исторический центр Венеции

6. Самая красивая и посещаемая туристами часть города — его исторический центр. Он расположен на 118 островах, разделённых примерно 170 каналами и соединённых четырьмя сотнями мостов.

7. Как известно, все строения Венеции должны на чем-то крепиться, раз они столько столетий стоят и не разрушаются. Это говорит о качественной основе, т. е. сваях, на чем держатся, собственно, все средневековые постройки. Сами сваи натурального дерева, точнее, из лиственницы, причем, нашей российской. Сваи выструганы из деревьев лиственницы, которую доставили из лесов Сибири.

8. Эта порода дерева совершенно не портится в воде, а только наоборот становится твердой, как камень. Конечно, ради города было вырублено огромное количество лесов. Под одной только церковью Санта Мария дела Салюте насчитывается около миллиона свай.

9. В Венеции на многих старинных зданиях есть каменные фигуры львов, держащих книгу. Необычность скульптур заключается в том, что если книга льва открыта, значит, во время постройки здания в Венеции было мирное время, а если же закрыта, то город находился в состоянии войны.

10. За свою историю Венеция Два раза перестраивалась, так как под своим весом город медленно уходит под воду. С целью снизить скорость его затопления построены даже специальные морские сооружения, не позволяющие приливу подниматься слишком высоко.

11. Но учёные сходятся во мнении, что в ближайшие десятилетия Венеция станет непригодной для жизни, а через 100 с небольшим лет окончательно уйдёт под воду.

12. 4 ноября 1966 года в Венеции случилось самое страшное наводнение за всю историю города. Вода поднялась на 194 сантиметра выше уровня моря и стояла три дня.

13.До этого наводнения года в Венеции бурили свои артезианские скважины. Но, как выяснилось, забор воды из подземных пластов вызывает опускание почвы, и эта практика была запрещена.

14. Здесь родился знаменитый купец и путешественник Марко Поло, который подарил миру немало географических открытий. Марко Поло в XIII веке доставил в Венецию из Китая рецепт приготовления мороженого. Он же привез в Европу ракеты с порохом.

15. Латиноамериканская страна Венесуэла, открытая мореплавателем Америго Веспуччи, была названа в честь Венеции, так как стоящие на сваях индейские домики напомнили первооткрывателям этот город.

16. Венецианский карнавал проходит перед Великим постом в феврале или марте и длится 10 дней. Самые узнаваемые маски венецианского карнавала: баута и доктор чумы.

17.Баута, несмотря на жутковатый вид, пользовалась особой любовью народа, который носил её в сочетании с длинным черным плащом, и треугольной шляпой — tricorno. Баута считалась идеальной маской, чтобы оставаться инкогнито. Благодаря специфической форме голос человека менялся, а нижняя часть маски была устроена так, что человек мог есть и пить, не обнажая лица.

18.Самым страшным бедствием для Венеции была чума, которая была частым гостем города на воде. В обычное время маску доктора чумы не носили, но во время эпидемии её надевали доктора, отправляясь к пациентам. В её длинный клювообразный нос помещали ароматические масла. Считалось, что они предохраняют от заражения чумой. Поверх одежды врач носил темный длинный плащ, из-за чего изрядно походил на зловещую птицу. В руке держал специальную палку, чтобы не прикасаться к зачумленному руками

Гранд Канал

19. Гранд Канал, самый длинный канал Венеции, в длину достигает четырёх километров.

20. Именно в Венеции зародилось «гетто». В дальнейшем название стало использоваться и в других городах для обозначения еврейских кварталов.

21. Венеция подарила миру много выдающихся личностей: Беллини, Вивальди, Гольдони, Казанова, Каналетто, Карпаччо, Марко Поло, Тинторетто, Тициан.

22. Венеция всегда сохраняла дистанцию от Рима и защищала независимость своей Церкви от посягательств Папы.

23.Венеция была пограничной зоной между верами. Здесь в середине XVI века возник тайный синод анабаптистов, а немецкая община приютила лютеран.

24. Венецианские власти всегда отличались веротерпимостью. На территории республики была запрещена инквизиция, не преследовали евреев и с пониманием относились к протестантам.

25.В Венеции нет ни автомобилей, ни автобусов. Роль доступного общественного транспорта тут выполняют водные автобусы, вроде российских «речных трамвайчиков».

Гондолы в Венеции

26. Главный и неоспоримый транспорт Венеции — это, конечно же, гондола. Знаменитая венецианская гондола по-итальянски звучит как «гОндола» с ударением на первую «о».

27.Гондолы делают только в двух мастерских — и только в Венеции. Большинству лодок жители «Серениссимы» дают женские имена: Джульетта, Лаура, Анна-Мария, Лучия.

28.Стоит такая лодка намного дороже автомобиля. Гондола состоит из 280 отдельных частей, изготовленных из 8-ми пород дерева — вяза, вишни, дуба, ели, красного дерева, лиственницы, ореха и липы.

29.На сооружение одной гондолы уходит 3–4 месяца. Все венецианские гондолы построены по одному и тому же принципу. Ее традиционная длина — 11 метров, ширина внутри — около 1,5 метров, вес порядка 600 килограмм. Одна из особенностей гондолы в том, что она асимметрична: левый бок шире правого. Такая конструкция позволяет легко управлять лодкой при помощи одного весла. Каждая гондола вмещает шестерых пассажиров и самого гондольера.

30.Гондол в Венеции всегда ровно 425, не больше и не меньше. Таково постановление ассоциации гондольеров. Работа эта нелегка, но очень прибыльна, поэтому лицензия гондольера стоит огромных денег.

31.Грести на гондоле — хитрая наука. Надо долго и упорно учиться. Профессия, как и лицензия гондольера, передаются по наследству, от отца к сыну.

32.Сегодня в Венеции из 425 гондольеров, только одна женщина. Первая женщина в рядах венецианских гондольеров появилась лишь в 2009 году, она немка по происхождению, а до этого эта профессия была чисто мужской

Венецианское стекло

33. Венецианские стекольщики были самыми умелыми в мире. В каком-то смысле они были узниками государства: не имели права покидать Венецию. Раскрыть какой-либо секрет венецианского производства стекла значило навлечь на себя смерть. Любого работника, бежавшего на материк, выслеживали и при возможности насильно возвращали.

34.Стеклодувы были настолько талантливы, что в 1500 году один из современников писал о производстве муранского стекла: “Не существует драгоценного камня, которого не могло бы имитировать производство стекольщиков в прекрасном состязании человека с природой”.

35. В Венеции книгопечатник Альдо Мануцци в XV веке изобрел курсив, тот самый наклон шрифта Italic.

Пожарный катер Венеции

36. Вместо пожарных машин тут пожарные катера. Причём, на всю Венецию имеется лишь три пожарных катера. Казалось бы, тушить пожар в Венеции — дело нехитрое, воды-то полно. Но пользоваться морской водой из лагуны разрешается только в самых крайних случаях, потому что соль разрушает стены домов и мебель.

37. В Венеции запрещено ездить на велосипеде, только дети могут кататься на этом виде транспорта.

38. В Венеции можно купить небольшие украшения, сделанные из раковин жемчужниц, найденных на Лидо, известных как fiori di mare (цветы моря).

39. В 17-м веке страшная эпидемия чумы убила более трети всего населения города.

40. Во время двух мировых войнах здесь погибли 200 человек, да и то они утонули, когда отключалось электричество.

Старинное Венецианское зеркало

41. Венецианцы к XVII веку изготовляли самые большие зеркала в мире.

42.Венеция – первый город, который стал производить зеркала в промышленном масштабе.

43. В изданном в начале 18-го века путеводитель по Венеции знаменитый Антонио Вивальди и его отец упоминаются, как лучшие скрипачи в городе.

44. В Венеции было создано специальное бюро, которое надзирало за тем, чтобы цены на еду не превышали допустимых норм.

45. Один из самых популярных коктейлей Италии «Беллини» был «изобретен» в Венеции Джузеппе Чиприани, владельцем культового «Бара Гарри». Он же изобрел блюдо «карпаччо».

Итальянская монета «gazzetta»

46. в XVI веке вошло в обиход название «газета» — по наименованию мелкой итальянской монеты «gazzetta», столько стоил рукописный листок новостей в Венеции.

47. Тут нет канализации, все отходы смываются прямо в каналы. Поэтому сантехников тут тоже нет, так как им здесь нечем было бы заняться. Именно поэтому в жару от каналов зачастую не очень приятно попахивает.

48.Первый в мире конвейер возник в Венеции, на судоверфях, где в период расцвета спускали в день по галере. У Венеции есть и небольшой пригород, расположенный на материке — Местра.

49. С давних пор Венеция вдохновляла и продолжает вдохновлять всех творческих личностей с прошлых времен и до сегодняшних дней.

50. Поездка в Венецию – это уже праздник. А если попасть туда на культурное мероприятие: праздник вдвойне. Наиболее значимые события для города – это, конечно же, карнавал, биеннале и кинофестиваль. В остальное время в Венеции более ли менее спокойно.

фото из интернета

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *