Улан удэ это бурятия – Погода в Улан-Удэ сегодня, прогноз погоды Улан-Удэ на сегодня, Улан-Удэ (городской округ), Республика Бурятия, Россия

Содержание

Города Бурятии — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июля 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июля 2017; проверки требуют 2 правки.

В конце XIX века на территории современной Бурятии было четыре города: Верхнеудинск, Селенгинск, Троицкосавск (со слободами) и Баргузин. После строительства Транссибирской магистрали появился пятый город — Мысовск (ныне Бабушкин).

По данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, процент грамотных в городах среди жителей в возрасте до 60 лет составлял: 29 % в Селенгинске, 30 % в Баргузине, 38 % в Троицкосавске, 40 % в Верхнеудинске[1].

Начавшееся в первой половине 1930-х годов крупное промышленное строительство вызвало приток населения в города. С 1923 по 1939 год удельный вес горожан в общей массе населения вырос с 9,2 % до 30,7 %. К концу 1930-х годов возникли рабочие посёлки, имеющие черты города: Усть-Баргузин, Шахты (с 1953 — Гусиноозёрск), Джидастрой (с 1959 — Закаменск), Нижнеангарск.

Изменение численности населения в городах Бурятии происходило в большей степени за счёт миграций из сельской местности. Наблюдалось значительное увеличение числа бурят-горожан: в 1939 году уровень урбанизованности бурят составил 9 %, в 1959 году — 16,6 %.

До конца 1950-х годов для Бурятии был характерен средний уровень урбанизации по сравнению с другими регионами Восточной Сибири. На 1 января 1951 года доля городского населения республики составляла 35,3 %, а на 1 января 1959 года — 41,1 %. К 1959 году статус города получили Закаменск, Бабушкин и Гусиноозёрск[2]. Скорость урбанизации значительно выросла в 1960—1980-е годы. В 1970 году в городах проживало 44,6 % населения, в 1979 году — 56,9 %, в 1989 году — 61,5 %[3].

В Бурятии по состоянию на 2016 год насчитывается 6 городов:

  • В. Горлов Города и годы (социально-экономический очерк) // Байкал, №2 март-апрель 1978 года, стр.114-120
  • Д. Д. Мангатаева Городские поселения Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1978

Бурятская Автономная Советская Социалистическая Республика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Бурятская Автономная Советская Социалистическая Республика
Буряадай Автономито Совет Социалис Республика
Ulan Ude zentraler platz.jpg
Страна
Адм. центр Улан-Удэ
Дата образования 30 мая 1923 года
Дата упразднения 21 мая 1992
Площадь >400 000 (1923) км²
Население 118 тыс. человек (1923) чел.
Официальные языки бурятский, русский
О субъекте Российской Федерации см. Бурятия.

Буря́тская Автоно́мная Сове́тская Социалисти́ческая Респу́блика (Бурятская АССР, бур. Буряадай Автономито Совет Социалис Республика) — автономная республика в составе РСФСР, существовавшая с 1923 года по 1991 год.

Образована 30 мая 1923 года как

Бурято-Монгольская Социалистическая Советская Республика[1].

Столица — город Улан-Удэ (до 1934 года назывался Верхнеудинск).

Советская власть на территории Бурятии была установлена в феврале 1918 года, но уже летом того же года она была свергнута. В Забайкалье при поддержке Японии установилась власть атамана Г. М. Семёнова. В августе 1918 года в регион вошли японские войска, а в апреле 1919 года — экспедиционный корпус армии США.

2 марта 1920 года Красная Армия при поддержке партизан заняла Верхнеудинск — в Забайкалье установилась Советская власть. 6 апреля 1920 года была образована «буферная» Дальневосточная республика (ДВР), включившая кроме территорий Дальнего Востока также большую часть Забайкалья от Аргуни до Селенги. Верхнеудинск в апреле—октябре 1920 года был столицей ДВР. Таким образом, территории к западу от реки Селенги вошли в состав РСФСР, на восток от Селенги — в состав ДВР.

27 апреля 1921 года в Восточном Забайкалье в составе ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский аймаки; административный центр — Чита).

9 января 1922 года была образована

Монголо-Бурятская автономная область в составе РСФСР (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки; административный центр — Иркутск).

В ноябре 1922 года, после вывода иностранных войск с Дальнего Востока и самоликвидации ДВР, Монголо-Бурятская и Бурят-Монгольская автономные области 30 мая 1923 года объединились в Бурято-Монгольскую АССР (с центром в Верхнеудинске) в составе РСФСР. В октябре того же года к республике отошла бо́льшая часть упразднённой Прибайкальской губернии Дальневосточной области.

27 июля 1934 года город Верхнеудинск переименован в Улан-Удэ.

В 1930—1936 годах Бурят-Монгольская АССР входила в Восточно-Сибирский край.

Ulan Ude zentraler platz.jpg Бурят-Монгольская АССР в 1925 году

В 1937 году при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области из состава Бурят-Монгольской АССР были выделены Усть-Ордынский (к Иркутской области) и Агинский (к Читинской области) национальные округа.

11 августа 1937 года на VII съезде Советов Бурят-Монгольской АССР была принята новая Конституция автономной республики.

7 июля 1958 года Бурят-Монгольская АССР Указом Президиума Верховного Совета СССР переименована в Бурятскую АССР.

25 декабря 1958 года было внесено соответствующее изменение в ст. 22 Конституции СССР 1936 года[2], а спустя 2 дня аналогичное изменение было внесено в ст. 14 Конституции РСФСР 1937 года[3].

В 1959 году Бурятская АССР награждена орденом Ленина, в 1972 — орденом Дружбы народов, в 1973 — орденом Октябрьской Революции;

30 мая 1978 года вслед за принятием новой Конституции РСФСР была утверждена Конституция Бурятской АССР.

8 октября 1990 года состоялось провозглашение Бурятской Советской Социалистической Республики. 24 мая 1991 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил данное решение, внеся поправку в ст. 71 Конституции РСФСР 1978 года.

27 марта 1992 года Верховный Совет Бурятской ССР принял закон о переименовании Бурятской ССР в Республику Бурятия[4]. Через месяц (21 апреля) новое название республики утверждено Съездом народных депутатов России[5].

  • Западная Бурятия По состоянию на август 1920 года: площадь территории — 69 857 км², население — 123,6 тыс. человек.
  • Восточная Бурятия По состоянию на май 1923 года: площадь территории — 306 534 км², население — 328,3 тыс. человек.
  • По состоянию на май 1930 года: площадь территории — 376 391 км², население — 558,4 тыс. человек.
  • По состоянию на 15 июля 1934 года: площадь территории — 376 400 км², население — 605,9 тыс. человек, районов — 16.
  • По состоянию на 1 мая 1940 года: площадь территории — 331 400 км², население — 542,2 тыс. человек, сельских районов — 17[6].

Население[править | править код]

Национальный состав населения Бурятской (Бурят-Монгольской) АССР[7]

народ/год 1920 1923 1926 1939 1959 1970 1979 1989
русские 39,8% 52,4% 52,9% 72,0% 74,6% 73,5% 72,0% 69,9%
буряты 60,2% 44,4% 43,9% 21,3% 20,2%
22,0%
23,0% 24,0%
украинцы ... 0,5% 0,4% 2,5% 1,5% 1,3% 1,7% 2,2%
татары ... 0,6% 0,6% ... 1,2% 1,2% 1,1% 1,0%
Ulan Ude zentraler platz.jpg Карта азиатской части СССР (1929)
⛭
  • ¹ Дата принятия декларации о суверенитете

Новости Улан-Удэ и Бурятии - МК в Бурятии

все новости

Главное

Эксперты ожидают обещанного ответа НАТО на размещение "Искандеров" Эксперт Российского совета по международным делам Дмитрий Стефанович, комментируя заявление генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга о необходимости скорейшего ответа на размещение оперативно-тактических ракетных комплексов класса "Искандер" на территории России. Инна Васейкина Бюджет Бурятии оплатил перелеты президента AIBA из Улан-Удэ до Женевы, Касабланки, Бордо и обратно Счетная палата Бурятии выявила многочисленные нарушения при использовании субсидии из республиканского бюджета, выделенной в качестве взноса АНО «Дирекция Чемпионата мира по боксу - 2019». Материалы проверки направлены в МВД Бурятии, сообщили в контрольном органе. МК в Бурятии Верующее село в Бурятии теряет веру после гибели девушки в страшном ДТП фото - Не будет у нас тут справедливости, - вздыхает Светлана, жительница села Батурино. – У меня брата на этом самом месте на трассе сбили 16 лет назад. Насмерть. Он аж из кирзовых сапог вылетел. И что вы думаете, что было с виновником? Ни-че-го. За рулем сидел сынок кого-то из тогдашних районных чиновников. Замяли дело. А мы что? А мы маленькие люди. Нам и рта не дали раскрыть. Шито-крыто. Карина Пронина Экс-депутат Рады устроил скандал в телеэфире из-за предложения "сжечь Москву" Украинский политик Александр Ковтуненко, воодушевленный предложением другого своего соотечественника, Рефата Чубарова отпраздновать "450-летие сожжения Москвы", устроил скандал в эфире российского телеканала. Инна Васейкина Садальский жестко "пошутил" про непричастность внука Михалкова к ЧП с Пунтус Актер Станислав Садальский высказал в соцсетях ряд саркастических предположений о том, что стало причиной несчастья, случившегося с 21-летней известной российской моделью Ксенией Пунтус. В настоящее время девушка находится в больнице с многочисленными травмами, она подключена к аппарату ИВЛ. Предположительно, она выпала из окна. Инна Васейкина Вскрылись сомнительные схемы обогащения звездного адвоката Добровинского: жонглировал доходами фото В центре серьезного скандала рискует оказаться адвокат Александр Добровинский. Человек, способный из любого судебного процесса сделать прибыльное шоу и «прославившийся» своим безграничным цинизмом (его суд с собственной 10-летней дочерью прогремел на всю страну), похоже, слишком вошел в свой образ. Лев Сперанский Мальчика с вросшей в колени гречкой после операции вернули матери Как сообщили в понедельник местные СМИ, руководство омской школы-интерната, где временно находился восьмилетний мальчик, которого приемный отец и родная мать наказывали, ставя на колени на гречку, решило вновь отправить несчастного ребенка жить с этой самой матерью. На эту мысль директора интерната Евгения Пузанова навело то, что ребенок, по его оценке, находится в хорошем состоянии и каждый день посещает специалистов. Марина Лемуткина О чем скажет и о чем умолчит Путин в своем послании 2020 Прошедший 2019 год был весьма удачен для власти с точки зрения социальной политики. Это утверждение кажется не соответствующим правде жизни на фоне продолжающейся уже несколько лет, говоря словами президента, «стагнации» реальных доходов населения и открытого кризиса здравоохранения. Евгений Гонтмахер, член Комитета гражданских инициатив Ветерана войны посадили за выдуманное следователем убийство дочери фото В победном, 1945‑м, домой в Сочи с фронта вернулся солдат по имени Василий Антоненко. Его жена Евдокия умерла в военное лихолетье. Единственная дочка Лида жила в детском доме и совсем не помнила отца. Василий забрал ее и попытался, как миллионы советских людей, начать жизнь с чистого листа. Вскоре десятилетняя Лида пропала, а Василия обвинили в том, что это он ее убил. И, лишив честного имени, надолго отправили за решетку... Герой стал детоубийцей. Екатерина Сажнева Инна Чурикова раскрыла детали ограбления в аэропорту Мадрида Актриса Инна Чурикова, ее супруг-режиссер Глеб Панфилов и их сын Иван столкнулись с испанским преступным миром. Именитое семейство ночью 28 декабря прилетело в Мадрид на Новый год. В воздушной гавани карманники украли сумку Инны Михайловны и рюкзак Ивана. Нам стали известны подробности неприятного инцидента. Сергей Борисов "Спартак" меняет тренера, в клуб вернулся бывший ассистент Карреры Московский "Спартак" объявил о неожиданном назначении: тренер Роман Пилипчук, рассорившийся с Массимо Каррерой в постчемпионский сезон, возвращается в клуб. Он станет главным тренером команды "Спартак-2", которую прежде возглавлял Виктор Булатов. Сергей Микулик Бурятская чиновничья синекура приказала долго жить фото Политологи о протестных событиях в стране говорили в 2019 году, что в Москве они к осени пошли на убыль, а всплеск произошел на периферии, и неожиданно — в спокойной Бурятии. Сэрэмжид Интогарова Чем в Бурятии тункинские пельмени отличались от баргузинских, а кабанские - от кяхтинских В новогодние и рождественские праздники на каждом столе в Бурятии непременно присутствует шампанское. Но для многих семей столь же праздничной атрибутикой являются и сибирские пельмени. Чем примечательны пельмени в Бурятии и как совместить их с шампанским? Попробуем об этом рассказать. Виктор Харитонов, краевед. Лама рассказал, почему конь удачи главы Бурятии обретет силу в год мыши фото В детстве мы ждем от Нового года волшебства и чудесных подарков, а став взрослыми — ответа на судьбоносные вопросы. Нет другого такого праздника, когда бы к символам восточного календаря, его цифрам и цветам было приковано столько внимания. Татьяна Никитина Депутат Госдумы от Бурятии: «Митинговщина не проносит такого результата, как обращение в суд» фото Депутат Государственной Думы Николай Будуев один из тех редких политиков, которые не ходят проторенными дорогами — он делает их сам, создавая, говоря юридическим языком, судебные прецеденты. Сергей Данилов Поселок в Бурятии ополчился на женщину, обвинившую мужа в растлении их дочери фото В последнюю предновогоднюю неделю поселок Баргузин в Бурятии превратился в геенну огненную. Не могу подобрать других слов, потому что здесь наступил почти что ад. Много ненависти, эмоций и упреков. А главный факт один - на днях местная жительница Саяна Санжиева написала заявление в полицию на собственного мужа Игоря Денисова и обвинила его в растлении их общей четырехлетней дочки. Карина Пронина

Свободная тема

Злоба дня

Все говорят

Фото и видео дня


В Астраханской области верблюд на час задержал пассажирский поезд: видео Поселок в Бурятии ополчился на женщину, обвинившую мужа в растлении их дочери Поселок в Бурятии ополчился на женщину, обвинившую мужа в растлении их дочери фото

В последнюю предновогоднюю неделю поселок Баргузин в Бурятии превратился в геенну огненную. Не могу подобрать других слов, потому что здесь наступил почти что ад. Много ненависти, эмоций и упреков. А главный факт один - на днях местная жительница Саяна Санжиева написала заявление в полицию на собственного мужа Игоря Денисова и обвинила его в растлении их общей четырехлетней дочки.
Карина Пронина

В Москве открылась горячая линяя по спасению крыс В Москве открылась горячая линяя по спасению крыс

«Здравствуйте. Вы позвонили на горячую линию сообщества помощи крыс. Все разговоры записываются. Пожалуйста, дождитесь ответа оператора. Ваш звонок очень важен для нас». В Москве заработала круглосуточная горячая линия по спасению живых символов Нового года. После праздников россияне начали массово избавляться от подаренных мышей, декоративных крыс и хомяков.
Ирина Боброва

Синоптики рассказали о температурных рекордах на Старый Новый год Синоптики рассказали о температурных рекордах на Старый Новый год

Очередной температурный рекорд ожидают метеорологи в начале будущей недели, в Старый Новый год. На фоне переноса теплых воздушных масс из Атлантики погода в Москве и ее окрестностях будет больше напоминать ноябрьскую вплоть до 15 января. Снег, который прогнозируется на ближайшие субботу и воскресенье при небольшом минусе, будет кратковременным.
Наталья Веденеева

В Истре проходит фестиваль «Сказочное Рождество» В Истре проходит фестиваль «Сказочное Рождество» фото

Основой его концепции стала выставка «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» в музее Новый Иерусалим, которая продлится до 12 января. На ней представлены работы художника Валерия Архипова, который принял участие в создании более чем 30 кинолент. На выставке можно увидеть эскизы декораций и костюмов к спектаклям и фильмам по произведениям Пушкина, таким как «Сказка о царе Салтане», «Арап Петра Великого», также наряды из коллекции театрального музея им. Бахрушина.
MK.RU

Школьникам подарили елку из отходов трубного производства Школьникам подарили елку из отходов трубного производства фото

С приближением Нового года некоторые жители Московской области начинают всем своим видом показывать, как его ждут. Они украшают себя, свои жилища и собственных питомцев. Вызывающий вид приобретают их прически, фасады домов, костюмы, маникюр и макияж. За неимением главного вестника зимы и волшебного праздника — снега, люди решаются на эксперименты с елками и безжалостно эксплуатируют их образ повсюду.
Светлана Осипова

История Бурятии — Википедия

Каменные орудия с горы Хэнгэрэктэ в Хоринском районе датируются финалом нижнего палеолита (от 450 до 250 тыс. л. н.)[1].

В массиве Хотык на левобережье реки Она, между сёлами Анинск и Алан, находится комплекс археологических памятников эпохи палеолита Хотык. Наиболее ранняя мустьерская индустрия Хотык (уровень 4) относится к докаргинскому времени (60—80 тыс. л. н.)[2].

В Тункинской долине на правом берегу реки Иркут на стоянке Туяна[3] найдены фрагментированные останки первобытных людей (части большеберцовой, бедренной и пяточной костей) возрастом ок. 31 и ок. 50 (>49,7) тыс. лет назад, а также каменные орудия и костяные артефакты[4][5].

Стоянка Хотык-3 датируется возрастом 30—40 тыс. лет назад[6]. Поселение Толбага в долине реки Хилок функционировало в конце малохетского потепления 34860±2100 л. н., поселение Санный Мыс в долине реки Уда — 25 тыс. л. н.[7], поселение Каменка-A в долине реки Брянка — 24—28 тыс. л. н., поселение Варварина Гора[8] — 34,9 тыс. л. н., стоянка Ошурково в долине реки Селенга — 10900±500 лет назад[9]. Поселения Усть-Кяхта 3 и Усть-Кяхта 17 существовали 11—12 тыс. л. н.[10], стоянка Подзвонкая существовала на раннем этапе позднего палеолита (ок. 40 тыс. л. н.)[11][12]. В массиве Баин на высоте 130—160 м от уровня воды реки Хилок находится палеолитическая стоянка Баин. В 15 км к востоку от села Хоринск, на правом берегу реки Она находится палеолитическая стоянка Хотогой-Хабсагай I (Сапун-гора). Местонахождение Барун-Алан-1, расположенное у села Алан на отрогах горы Хэнгэрэктэ представляет собой комплекс археологических памятников: поселения эпохи среднего палеолита, бронзового и железного веков, наскальные рисунки[13]. Термолюминесцентным и радиоуглеродным методами для нижнего уровня шестого литологического слоя Барун-Алан-1 получена дата 35500 ± 4000 лет, для кровли седьмого литологического слоя — > 39800 лет[14].

К мезолиту относятся древнейшие слои стоянок Халюта в местности Халютинский Аршан (Иволгинский район), Байкальское VIII (Лударь 1) в Северо-Байкальском районе.

К неолиту относятся стоянки: Байсар в левобережье реки Большой Амалат (Баунтовский район), Гунда между озёрами Гунда и Аршан, Турхул на озере Турхул (Еравнинский район), Дундухул (Кижингинский район), Усть-Гарга (Курумканский район), Гора Батор, Большая Кочка, Усть-Бамбуйка (Красный Яр), Усть-Тулдунь (Муйский район), Орлик на правом берегу реки Оки (Окинский район), Безымянка (Прибайкальский район), Арсентьево (Селенгинский район), Котельниковский, Талая (летники Горемыки 1), Байкальское VII (Северо-Байкальский район), Жемчуг в устье ручья Жемчуг (Тункинский район), Некрасовка в Улан-Удэ, Додо-Она, Хотогой-Хабсагай II (Хоринский район), Адамово на реке Баргузин (Баргузинский район), местонахождения Байкало - Кудара, Быково – Байкало - Кудара (Кабанский район), погребение Новая Шишковка в Улан-Удэ.

В 1927 году академик А. П. Окладников близ села Кабанск и деревни Фофаново (на границе Прибайкальского и Кабанского районов) нашёл разновременные захоронения с выразительным инвентарем эпохи позднего неолита (II тыс. до нашей эры), бронзового и железного веков. В 1934 году М. М. Герасимов раскопал у деревни Фофаново (Фофановский могильник) ряд большей частью нарушенных погребений с инвентарем глазковского типа[15]. Для Фофановского могильника китойской культуры получены 11 дат — от 6460 до 5220 года до нашей эры[16].

Темниковская пещера в Селенгинском районе известна наскальной живописью эпохи бронзы и раннего железного века. Наскальные рисунки, выполненные красной охрой, относятся к «селенгинской группе» петроглифов. Изображены фигуры людей, птиц, магические и солярные знаки, оградки и др.

Протомонгольские племена проживавшие здесь создали так называемую культуру плиточных могил[17][18]. К бронзовому веку относятся: могильники Анинский дацан, Анинский дацан-2, Онинский[19], Алтачейский, Баин, Алцак I, Алцак II, Ангир, Челсан, Хукто-Хан (1-7), Хайласын I, петроглифы Малтай-Шулуун (Ангир), Баин-Хара, Городовой Утёс, Пещера Иркутская, Мондогор-Хабсагай, Наран (Наран-Хабсагай), Хотогой-Хабсагай, писаница Алташейская, писаница Хайласын II.

К железному веку относятся: могильник Хукто-Хан (8), местонахождение Усть-Дунгуй, стоянка на Баранчеевском озере, стоянки Хорибяты, Саган-Шулун, городища Берла 1, Байкальское I-V.

  • Плиточная могила. Бронзовый век, Хоринский район, Бурятия

  • Каменная крепость Хорой-Шулуун

Первые государства и племенные образования на территории Бурятии[править | править код]

На рубеже нашей эры южные районы современной Бурятии составляли северную часть государства Хунну — древнего кочевого народа, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявшего Монгольское плато. После распада Хунну земли перешли под контроль Сяньби (93—234) и Жужаньского каганата (330—555)[20].

В VII—VIII вв. юг современной Бурятии частично контролировался Восточно-Тюркским каганатом (603—744), сменившимся Уйгурским каганатом (745—847).

В X—XI вв. южная половина современной Бурятии входила в состав государства киданей (907—1125).

Меркиты (монг. мэргид) — населяли южную Бурятию до начала XIII века[20]. Остатки народа влились в остальные монгольские племена, часть откочевавала на запад. Среди бурят существуют роды, ведущие своё происхождение от меркитов.

Баяты — монгольское племя, населявшее южные районы современной Бурятии. Часть баятов в XVII веке откочевала на запад и осела на западных отрогах Хангая у рек Дзабхан и Дэлгэр-Мурэн, а затем далее за Монгольским Алтаем в Джунгарии.

В IX—XIII веках хори-туматы (тумед) жили на территории современных Иркутской области и юго-запада Бурятии, в XIII веке мигрировали во Внутреннюю Монголию[20]. Северную Бурятию населяли барга-монголы, которые позже также откочевали во Внутреннюю Монголию[20].

1206 год — провозглашение Темуджина Чингис-Ханом и основание Великой Монгольской империи, которая при его сыновьях и внуках простиралась от Адриатики до Тихого океана, включая территорию этнической Бурятии вокруг Байкала.

XIV век — Монгольская империя распалась на отдельные государства. Современная этническая Бурятия до XVII века являлась частью Монгольского государства Северная Юань.

В начале XVII века из Монголии на север к бурятскому населению Забайкалья проник тибетский буддизм в традиции Гелугпа, в конце XVII — начале XVIII распространившийся на территории всего Забайкалья. Первоначально был распространён преимущественно среди этнических групп селенгинских и джидинских бурят, вышедших незадолго до этого из Халха-Монголии.

  • Бурятские юрты

  • Боргойская степь

В составе Русского царства, Российской империи[править | править код]

XVII век[править | править код]

Осенью 1628 года отряд Петра Бекетова, двигаясь вверх по Ангаре, достиг земель нижнеудинских и балаганских бурят.

В 1639 году первые русские землепроходцы пришли в Забайкалье. Максим Перфильев, поднимаясь по реке Витим, достиг устья реки Ципы. В 1647 году Иван Похабов по льду перешёл Байкал и дошёл до монгольской Урги. Год спустя началось прочное водворение в регионе — в 1648 году Иван Галкин основал Баргузинский острог.

В 1652 году был заложен Баунтовский острог, в 1653 году Иргенский острог, в 1658 году — Телембинский и Нерчинский остроги, в 1662 году — Кучидский, в 1665 году — Селенгинский острог, в 1666 году — Удинский. На Селенге позднее были построены Кабанский острог и Ильинская слобода.

В 1674 год Ерофеем Бурдуковским был основан Тункинский острог. Более 20 лет он прослужил первым приказчиком крепости, многое сделав для экономического, хозяйственного освоения Тункинской долины.

В 1679 году в устье реки Итанцы, правого притока Селенги, был построен Итанцинский острог.

В 1681 году основаны Селенгинский Свято-Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский монастыри.

В 1689 году был подписан Нерчинский договор между Российским государством и империей Цин. Была установлена граница по реке Аргунь.

Таким образом, к началу XVII века Российское государство, завоевавшее Западную Сибирь, подошло к западным и северным рубежам расселения монгольских племён, но на некоторое время остановилась и стала строить остроги и укрепления в Прибайкалье.

Одновременно с появлением в 1618 году на карте Восточной Азии новой мощной империи Цин активизировалась политика этого государства в отношении Монголии, которая оказалась в непосредственной близости с новыми владениями России и Китая.

Пользуясь междоусобными конфликтами между монгольскими правителями, Россия заключила договоры с Китаем — Нерчинский (1689) и Кяхтинский (1727), согласно которым Прибайкалье и Забайкалье вошли в состав России, а остальная часть Монголии стала провинцией империи Цин.

До XVII века по всей территории современных Монголии, Внутренней Монголии и Бурятии беспрепятственно кочевали монгольские племена. На момент присоединения территории Бурятии к России в этом регионе, в силу кочевого образа жизни, оказались различные монголоязычные племена (эхириты, булагаты, хори, сартулы, сонголы, хонгодоры и др.), что определило наличие различных диалектов бурятского языка, отличие в национальной одежде, обычаях и т.п.

XVIII век[править | править код]

После проведения российско-китайской границы в 1729 году вышеуказанные бурят-монгольские племена, оказавшись отрезанными от основной массы монгольских племён, стали формироваться в будущий бурятский народ.

В 1741 году императрица Елизавета Петровна узаконила существование 11 дацанов и 150 лам при них.

В XVIII веке в Бурятию были переселены старообрядцы-семейские.

XIX век[править | править код]

Селенгинский пехотный полк участвовал в сражениях против армии Наполеона в Отечественной войне 1812 года.

В 1820 году в Новоселенгинске начала свою деятельность Английская духовная миссия в Забайкалье.

После отбытия каторги на Петровском заводе 14 декабристов жили на поселении в Бурятии.

В 1851 году Забайкалье, состоявшее из двух округов — Верхнеудинского и Нерчинского, было выделено из Иркутской губернии и преобразовано в самостоятельную Забайкальскую область.

Приказом императора Николая I 17 (30) марта 1851 года было образовано Забайкальское казачье войско. В состав войска вошли три конных полка и три пеших бригады — Верхнеудинские 1-й, 2-й, 3-й русские полки, 4-й тунгусский (эвенкийский) полк, 5-й и 6-й бурятские полки. Войско несло внутреннюю службу и охраняло государственную границу России с Китаем.

В 1884 году Забайкальская область, прежде принадлежавшая к Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству, вошла в состав вновь образованного Приамурского генерал-губернаторства.

В 1897 году в Чите вышла первая газета «Жизнь на восточной окраине» на русском и бурятском языках.

По данным переписи 1897 года население Забайкальской области составляло 672 072 человека.

XX век[править | править код]

В 1900 году было открыто регулярное движение по Забайкальской железной дороге.

Национальная борьба на празднике. Открытка 1904 года.

В 1917 году была образована первое национальное государство бурят — Государство Бурят-Монголия

В 1918 году Забайкальский съезд Советов провозгласил Забайкальскую область губернией.

Советская власть на территории Бурятии была установлена в феврале 1918 года, но уже летом 1918 года она была свергнута. В Забайкалье при поддержке японских войск установилась военная диктатура атамана Семёнова. В августе 1918 районы Бурятии вдоль Транссибирской магистрали оккупировали японские войска, а в апреле 1919 года — экспедиционный корпус армии США.

В 1919—1920 годах на территории Бурятии действовали несколько национальных и «белых» правительств — Государство Бурят-Монголия, теократическое Балагатское государство, Великое панмонгольское государство.

2 марта 1920 года Красная Армия при поддержке партизан вернула Верхнеудинск. Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная — в Дальневосточную республику (ДВР). Верхнеудинск в апреле — октябре 1920 года являлся столицей ДВР.

В 1921 году в составе ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Читинский аймаки; центр округа — Чита).

9 января 1922 года была образована Монголо-Бурятская автономная область в составе РСФСР (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки; центр округа — Иркутск). Органом управления является военно-революционный комитет, БурРевком. Первым руководителем БурРевкома (и, соответственно, советской Бурят-Монголии) являлся иркутский большевик, бурят М.Н. Ербанов.

После вывода иностранных интервентов с Дальнего Востока и присоединения ДВР к РСФСР, в ноябре 1922 года) обе автономные области объединились и 30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика со столицей в г. Верхнеудинске, вошедшая в состав РСФСР. Эта дата считается днём образования Республики Бурятия.

30 июля 1930 года был образован Восточно-Сибирский край (краевой центр — Иркутск), в состав которого вошла Бурят-Монгольская АССР.

Период индустриализации в Бурятии знаменовался строительством крупных промышленным предприятий, значительным увеличением валового продукта, прочным вхождением в систему межхозяйственных связей СССР. Так, в годы первой и второй пятилеток были введены в эксплуатацию предприятия союзного значения: Улан-Удэнский паровозо-вагоноремонтный завод с теплоэлектроцентралью (1932—1937), механизированный стекольный завод (1930—1935), мельничный комбинат (1933—1935), Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат (1934—1936). В это же время были построены крупные предприятия местной промышленности: Улан-Удэнская городская электростанция, Улан-Удэнский судоремонтный завод, Верхне-Березовский кирпичный завод, известковый завод, валяльно-войлочная фабрика, два механизированных хлебозавода. За годы второй пятилетки было введено в строй 85 новых фабрик и заводов. К 1937 году в республике насчитывалось 140 крупных промышленных предприятий, доля промышленного производства в валовой продукции составила 71,1 %.

Здание мэрии Улан-Удэ

С образованием у бурят собственной республики в 1923 году официальным языком был объявлен бурят-монгольский язык. Буряты официально использовали свой вертикальный монгольский шрифт, который в силу того, что на письме использовался письменный монгольский классический язык, игнорировал диалектные различия бурят. Но в 1933 году этот шрифт был запрещён. Несмотря на этот запрет язык, все ещё продолжал официально носить название «бурят-монгольский язык».

В 1931—1938 годах бурят-монгольский язык был переведён на латинский шрифт. Латиница впервые наглядно показала диалектные различия бурят, но при этом бурятский язык, написанный на латинице, все ещё продолжал сохранять свою монгольскую основу языка: лексику, грамматические правила, стилистику и т. п. Ситуация начала меняться в 1939 году с введением кириллицы, когда за основу нового литературного языка была взята лишь разговорная форма языка, на котором в последующий период печатались все издания. Кириллица в силу своей графической особенности ещё более выявила диалектные различия бурят. Многие литературные письменные формы бурят-монгольского языка были формально признаны устаревшими и были исключены из употребления как в новом бурятском литературном языке, так и в монгольском языке при его переводе на кириллицу.

В 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ.

5 декабря 1936 года Восточно-Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирскую область (центр — Иркутск) и Бурят-Монгольскую АССР (столица — Улан-Удэ).

26 сентября 1937 году при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области из состава Бурят-Монгольской АССР выделены Усть-Ордынский и Агинский Бурятские национальные округа.

Памятник подвигу Советских воинов и тружеников тыла

Во время Великой Отечественной войны из Бурятии на фронт были призваны 120 тысяч человек, из них погибло 34,2 тысячи, и 6,5 тысяч вернулись инвалидами. 36 человек получили звание Героя Советского Союза, 11 человек стали полными кавалерами Ордена Славы, 37 тысяч человек награждены орденами и медалями[21].

7 июля 1958 года — Бурят-Монгольская АССР указом Президиума Верховного Совета СССР переименована в Бурятскую АССР.

Здание Бурятского комитета радиовещания

8 октября 1990 года Верховным Советом Бурятской АССР была принята Декларация о государственном суверенитете Бурятской Советской Социалистической Республики. Согласно этому документу, Бурятия отказалась от статуса автономии и провозгласила государственный суверенитет Бурятской ССР на своей территории. Отныне носителем суверенитета и единственным источником власти в республике был провозглашён народ Бурятии. Было закреплено положение о том, что Бурятская ССР самостоятельна в решении любых вопросов государственной жизни, в том числе в проведении своей национальной, экономической, экологической, социальной, культурной, научной и кадровой политики. На территории республики провозглашалось верховенство Конституции и законов Бурятской ССР. Законы РСФСР и СССР объявлялись имеющими высшую юридическую силу на территории республики в том случае, если они приняты в соответствии с полномочиями, добровольно делегированными в ведение федеральных органов власти. Было указано, что Бурятская ССР имеет своё гражданство, а государственными языками в республике являются русский и бурятский. 24 апреля 2002 года Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия № 1004-II «О признании утратившей силу Декларации о государственном суверенитете Республики Бурятия»[22]

В апреле 1990 года Леонид Потапов избран первым секретарём Бурятского областного комитета КПСС (выборы проводились на альтернативной основе). Он был избран членом ЦК КПСС (1990). В 1990—1993 годах он был народным депутатом России. В октябре 1991 года на сессии Верховного Совета Бурятской ССР был избран председателем Верховного Совета республики. В декабре 1993 года он был избран членом Совета Федерации по Бурятскому двухмандатному избирательному округу № 3, набрав 39,06 % голосов. Он являлся членом Комитета по аграрной политике.

27 марта 1992 года Бурятская ССР была переименована в Республику Бурятия[23].

В результате выборов 1994 года Леонид Потапов стал первым Президентом и одновременно Председателем Правительства Республики Бурятия.

На президентских выборах 21 июня 1998 года, Леонид Потапов был избиран на второй президентский срок (63,3 % голосов избирателей, участвовавших в выборах).

23 июня 2002 года Леонид Потапов был избран Президентом Республики Бурятия на третий срок, одержав победу уже в первом туре выборов и набрав более 67 % голосов избирателей, значительно опередив своего основного соперника — депутата Государственной Думы Бато Семёнова.

4 июня 2007 года Президент России Владимир Путин внёс кандидатуру Вячеслава Наговицына на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия для наделения его полномочиями Президента Республики Бурятия[24]. 15 июня Народный Хурал утвердил Вячеслава Наговицына в должности Президента, Председателя Правительства Республики Бурятия.

В июле 2011 Бурятия отметила 350-летие вхождения в состав России.

5 мая 2012 года Президент России Дмитрий Медведев внёс в Народный Хурал республики Бурятия кандидатуру Вячеслава Наговицына для наделения его полномочиями главы Республики Бурятия[25].

11 мая 2012 года Президент России Владимир Путин принял досрочную отставку президента Республики Бурятия, указ вступил в силу 12 мая 2012 года[26].

12 мая 2012 года Народный Хурал Республики Бурятия утвердил Вячеслава Наговицына на посту Главы Республики Бурятия[27]. В тот же день в Оперном театре состоялась инаугурация Вячеслава Наговицына.

30 мая 2013 года Бурятия отметила 90-летие со дня образования.

  1. Ташак В. И. Нижнепалеолитические материалы горы Хэнгэрэктэ в контексте нижнего палеолита Центральной и Восточной Азии // Вестник Бурятского государственного университета, 2011.
  2. ↑ Палеолит удинского бассейна в историко-культурном контексте каменного века Северной и Центральной Азии Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine
  3. Роговской Е. О., Бердникова Н. Е., Липнина Е. А., Воробьёва Г. А., Бердников И. М., Кузнецов А. М., Д. Н. Лохов Особенности палеолитических комплексов Тункинской долины, 2017
  4. Васильев С. В., Боруцкая С. Б., Роговской Е. О., Бердникова Н. Е., Липнина Е. А., Бердников И. М. Сообщение об антропологических находках на палеолитическом местонахождении Туяна в Тункинской рифтовой долине (Юго-Западное Прибайкалье) // Известия Иркутского государственного университета, 2017
  5. ↑ Археологи ИГУ обнаружили останки древнего человека, 2018
  6. Л. В. Лбова, П. В. Волков, Б. А. Базаров. Семантический аспект находок 3-го уровня памятника Хотык (Западное Забайкалье) Архивная копия от 23 ноября 2015 на Wayback Machine
  7. ↑ Санный Мыс Архивная копия от 23 ноября 2015 на Wayback Machine
  8. Окладников А. П. Варварина Гора — новый памятник леваллуазского этапа палеолита за Байкалом. // Археологические открытия 1973 года. М.: 1974. С. 215-216.
  9. Калмыков Н. П., Шабунова В. В. Млекопитающие степной зоны Западного Забайкалья в палеолите Архивная копия от 23 ноября 2015 на Wayback Machine
  10. ↑ Палеолит и мезолит юга Бурятии
  11. Ташак В. И.

Улан-Удэ. Часть 1: вокзал и площадь: varandej — LiveJournal

Улан-Удэ, столица Бурятии (404 тыс. жителей), оказался неожиданно красивым, интересным и просто приятным городом, которому вполне к лицу такое звучное и непонятное русскому уху название. В переводе оно значит всего-навсего Красноудинск, а Уда - это река, близ устья которой в 1678 году был заложен Удинский острог, с 1783 года ставший уездным городом Верхнеудинском, ярмарочной столицей Забайкалья. Но превращение купеческого городка в столицу Бурятии шло как-то не по-советски, а вполне себе в духе буддизма: Верхнеудинск просто обрастал годичными кольцами, постепенно взбираясь по склонам сопок. В нынешнем Улан-Уде есть почти нетронутый ХХ веком старый город с барочным собором, самобытная советская архитектура с этническими мотивами и несколько дацанов на вершинах гор.

И в общем, мой рассказ об этом городе будет состоять из четырёх частей: про Старый Верхнеудинск, про соцгород локомотиворемонтного завода, про дацан Ринпоче Багша, но сначала - про "фасад" Улан-Удэ от вокзала до площади Советов.

Как и везде на Транссибе, железнодорожная станция Улан-Удэ - это целый город-в-городе, размерами достойный средней руки завода. Собственно, именно с Транссиба, пришедшего сюда в 1895 году, и начался взлёт Верхнеудинска, которому потребовалось чуть более ста лет, чтобы уверенно превзойти по населению Читу, которой тогда подчинялся.
Масштаб улан-удэнской станции особенно хорошо виден из-за рельефа: город стоит на склоне, и станция занимает огромную террасу, среднюю из трёх "ступенек" - ниже Старый город, выше - новый:

2.

И именно в новый город обращён фасад вокзала, а привокзальная площадь как будто бы в котловане, и маршрутки отсюда ходят в Иркутск и к известнейшим бурятским курортам (Аршан, Нилова пустынь и другие). Поверху проходит улица Революции 1905 года, за которой железнодорожная дирекция - это всего лишь региональное отделение Восточно-Сибирской железной дороги (два огромных здания которой - старое и новое - я уже показал в Иркутске):

3.

Да и просто почти весь квартал напротив станции принадлежит РЖД - тут есть ещё техникум, дом отдыха локомотивных бригад (снаружи больше похожий на дорогую гостиницу), стадион "Локомотив" и многое другое. Транссиб не зря называли "стальным хребтом России" - чем дальше на восток, тем сильнее это ощущается:

4.

Даже Никольская церковь - и та построена здесь на деньги РЖД:

5.

По улочке мимо церкви я, только сойдя с поезда, ушёл в гостиницу "Одон". В Улан-Удэ много гостиниц, в основном качественных и не слишком дорогих, и мне конечно надо было выбрать одну из самых посредственных. Тем не менее, "Одон" колоритен - традиционно там обитают китайцы, для которых половина надписей продублированы иероглифами. На каждом этаже помимо номеров всякие магазины, парикмахерские и прочее, в том числе два китайских ресторана. В одном из них я обедал, и надо заметить, если китайскую еду готовят сами китайцы - это всегда чувствуется.
Сам же номер в "Одоне" довольно приличный, так что если не смущает слегка общажная атмосфера в коридорах - тут вполне можно жить. Но вернёмся пока на вокзал:

6.

Выход с платформ отмечают соёмбо, древний буддийский символ, с 17 века считающийся символом монголов... точнее, тут не всё соёмбо, а только два его сегмента с герба и флага Бурятии - огонь (символ рассвета и возрождения, три язычка пламени - прошлое, настоящее и будущее) и небесные светила (символы Солнца-матери и Месяца-отца). Забайкальская Бурятия - неотъемлемая часть Великой Монголии, и Улан-Удэ - одна из трёх столиц монгольского мира, как Улан-Батор и Хух-Хото.
Другое украшение станции - семейка медведей, которые здесь с советских времён, правда несколько раз заменялись (прежде они бывали и цветочные, и мохнатые):

7.

Сама же станция выглядит так. Слева - вокзал и подъём к новому городу, справа - собственно станция и высотки центра. Вдалеке - не тучи, а горы. Крытый путепровод с вокзала ведёт только к пассажирским платформам, сам же кадр снят с пешеходного виадука, проходящего примерно на линии остановки последнего вагона со стороны Москвы:

8.

По другую сторону моста - уже депо. Здесь хорошо видно, как Новый город уходит вверх по крутому склону, а на вершине сопки можно различить дацан Ринпоче Багша - это для бурятского буддизма примерно как Храм Христа Спасителя для русского православия.

9.

В другую сторону виадук приводит к 19-этажному жилому дому с донельзя азиатским украшением крыши, самому высокому в Улан-Удэ. Здесь хорошо виден перепад высоты по разные стороны станции:

10.

Вид вдоль станции - у её подножья проходит улица Борсоева, а над хрущобами доминирует ещё одна высотка в азиатском духе. Эти две башни выглядят в Улан-Удэ доминантами, особенно если прибываешь сюда поездом, и сразу создают атмосферу Азии - до Китая рукой подать, а в Монголии - братья.

11.

Вид в другую сторону: за Селенгой не абы что, а Хамар-Дабан, очень древний и довольно высокий (до 2396 метров) горный массив между Саяном и хребтами Забайкалья, популярный и сибирских туристов. Высота этих гор - около километра:

12.

Гарцующий на развилке улиц Борсоева и Смолина всадник - это "Юность Бурятии", поставленная в честь 350-летия вхождения бурят в состав России:

13.

Не разобрался я и в том, что это за железные стебельки с бутонами на грузовой половине станции - в принципе я такие много где видел, но ни разу в таком количестве:

13.

Улица Борсоева ведёт к мосту через Селенгу - в той стороне мне запомнилась вот эта явно производственная постройка, ныне занятая автосервисом.

14.

Но вернёмся в район у подножья высоток - ныне это что-то вроде улан-удэнского даунтауна, в непосредственной близости исторического центра, но при этом за его пределами:

15.

Во дворе за высоткой-с-куполом пляшет даурский журавль:

16.

Старый город начинется постепенно, и здесь судя по всему были его задворки: как и повсюду в Сибири, постройка Транссиба привела к взрывной урбанизации, и если в конце 19 века в Верхнеудинске жило 7 тысяч человек, то к 1917 году - уже более 22 тысяч. Как нетрудно догадаться, город рос в сторону вокзала, и в даунтауне - осколки этого роста:

17.

С высотками соседствуют целые улицы нетронутых изб:

18.

Наличники - и опять местня школа, таких не найти ни в Иркутске, ни в Петровске-Забайкальском:

19.

20.

Улица Смолина проходит по высокому берегу Селенги, а точнее - затона на ней:

21.

Обратите внимание на белый домикк с красной надписью - это автовокзал, и почему он совмещён с речным портом в городе, не имеющем пассажирской навигации - загадка. От автовокзала ходят маршрутки в большинство окрестных райцентров - Тарбагатай, Мухоршибирь, Гусиноозерск, Кяхту и многие другие, интервалы от получаса до двух часов, оплата водителю. Ещё есть старый автовокзал в конце Советской улицы, который от нового отделяет гигантский пустырь - при этом, городские маршрутки ходят только до старого, который ни то заброшен, ни то закрыт на реконструкцию. Короче, как я уже убедился в Иркутской области, автобусный бардак в принципе характерен для Восточной Сибири:

22.

Селенга и Хамар-Дабан - кадр снят опять же с улицы Смолина. Река размером с Дон берёт начало в Монголии и впадает в Байкал практически напротив истока Ангары. Собственно, Селенга и Ангара образуют единый водный путь - достаточно сказать, что Нижнеудинск стоит на другой Уде - притоке Ангары, в полутысяче километров западнее Иркутска.

23.

По улице Смолина я дошёл до улицы Сухэ-Батора, где и повернул, увидев здания площади Советов - слева Почтамт, за ним правительство Бурятии, а справа - модерновый дом купца Самуила Розенштайна (о том, откуда в Сибири купцы с такими именами, я уже писал), самый большой и богатый в уездном Верхнеудинске, ныне занятый одним из факультетов Бурятского университета:

24.

Он же с другой стороны - здесь площадь Советов пересекает улица Ленина, ведущая прямиком в старый Верхнеудинск:

25.

Основная часть площади, широкое пешеходное пространство - левее, и зимой 2012 года на нём раскинулся самый роскошный Ледовый городок, который я только когда-либо видел. Вообще, ледовые городки - одна из самых красивых российских традиций, и в Сибири они особенно масштабны, так как зима здесь без оттепелей.

26.

Слева виден краешек Дома Советов - правое (на кадре) крыло в стиле конструктивизма построено в 1931 году, левое - в 1965-68. А перед Домом Советов - если не главная, то уж точно самая известная достопримечательность Улан-Удэ - ГОЛОВА:

27.

Памятник Голове Ленина поставили примерно тогда же (ну ладно, годом позже), когда и большинство памятников вождю - в 1971 году. Высота всей композиции - 13 метров, в том числе самой головы - 7,7. Возможно, это крупнейший бюст в мире, а уж в бывшем СССР - точно. Улан-удэнцы назначают друг другу встречи "у правого уха" и "у левого уха", а одно из прозвищ монумента - "А за что дяде голову оторвали?". Я же здесь поверил в то, что Ленин действительно гриб.
А ещё обратите внимание, что у Вождя тут очевидно монгольские черты лица. Как известно, среди предков Владимира Ульянова были калмыки, то есть он тоже имеет отношение к Монгольскому миру. В кадре, помимо уже знакомых зданий, республиканское ФСБ:

29.

Ещё немного ледяной феерии - в принципе, вместе с этими скульптурами по площади можно было бы сделать отдельный пост:

30.

31.

Снова перейдём улицу Ленина, которая проходит через Царские ворота - триумфальную арку, поставленную в 1891 году к визиту Цесаревича Николая, будущего Николая II - такие есть во многих сибирских городах, и для глухих "купеческих республик" визит цесаревича действительно можно считать событием века. Само собой, ворота были разрушены при Советах, а воссозданы в 2006 году. За ними - старый Верхнеудинск, и хорошо видно его сердце - Одигитриевский собор (1741-86):

32.

Обратите внимание, кстати, на корейские микроавтобусы - они здесь основной транспорт, кадр был снят из кабины точно такой же маршрутки. Транспорт достаточно спорный: с одной стороны, ездить в них удобно - уютные кресла, сочетание маневренности и мягкость хода... с другой, теснота жуткая, забраться в такую с рюкзаком и выбраться - целое дело. Стоя в них тоже не поездишь, а проход обычно занят откидными сидениями. Короче, в межгороде они мне показались удобнее "Газелей" и "Мерседесов", но для города явно не очень годятся.

33.

Последнее здание площади Советов, на мой взгляд самое красивое в Улан-Удэ вообще - это Бурятский театр оперы и балета имени Гомбожапа Цындыжалова (актёр, режиссёр, драматург и основатель театра), построенный в 1931-36 годах. Вообще, сталинский стиль хорошо усваивал этнические мотивы хоть в Азии, хоть на Кавказе, хоть в Восточной Европе, но такие удачные примеры этно-сталианса мне доводилось видеть нечасто:

34.

35.

36.

36а.

37.

Интересно, для чего аркада на заднем дворе? Летняя сцена для выступлений на открытом воздухе? Или просто для красоты:

38.

Царские ворота, гостиница "Бурятия" и полудеревянная почтово-телеграфская контора начала ХХ века. Ещё из-за ворот выглядывает бывший "Пти-отель" - так называлась первая в Верхнеудинске гостиница, построенная в 1870-е годы и успевшая ненадолго приютить ехавшего на Сахалин Чехова.

39.

Улица Ленина круто уходит под гору. Слева краешек Общественного собрания, построенного в 1914-18 годах пленными австрийцами. Внизу же видно, как улица превращается в "стометровеку" - улан-удэнский арбат:

40.

Это и есть Старый Верхнеудинск, стоящий на самом дне котловины, по склонам которой и разростался город. По его деревянным улочкам прогуляемся в следующий раз, там же подробно расскажу историю бурятской столицы.

ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012
"К вечеру потеплело до -35". Вступление.
Колывань. "По Большому Сибирскому тракту..."
Среднее Приангарье
Братский и Илимский остроги.
Братск. Город и ГЭС.
Братск. Ангарская деревня.
Речь Посполитая в Сибири.
Костёлы и штетлы.
Путь к Вершине.
Вершина. Wierszyna.
Иркутск и окрестности.
Первое знакомство. От Глазковки до острога.
Вокруг Иркутского острога.
Улица Маркса и окрестности.
Улицами старого города.
Вокруг Иерусалимской горы.
Предместье Рабочее.
Тальцы в -43 градуса.
Листвянка. Первая встреча с Байкалом.
Бурятия.
Улан-Удэ. Вокзал и площадь.
Улан-Удэ. Старый Верхнеудинск.
Улан-Удэ. За Удой и за Транссибом.
Улан-Удэ. Дацан "Ринпоче Багша".
По бурятской степи. Пейзажи и образы.
Тарбагатай. Твердыня старой веры.
Петровск-Забайкальский.

Бурятия | Страницы Wiki | Fandom

Шаблон:Субъект РФ

Респу́блика Буря́тия (Буря́тия, бур. Буряад Улас[1]) — субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Образована 30 мая 1923 года как Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика[2].

Столица — город Улан-Удэ.

Численность населения Бурятии — Ошибка скрипта чел. (Ошибка скрипта).

Граничит на западе, севере и востоке с субъектами РФ — Республикой Тыва, Иркутской областью (с пятисоткилометровым участком по акватории Байкала) и Забайкальским краем. Южная граница Бурятии с Монголией является государственной границей Российской Федерации,

    Протомонгольские племена, проживавшие также и на территории нынешней Бурятии, создали так называемую культуру плиточных могил.[3][4]

    На рубеже нашей эры Прибайкалье составляло северную часть государства Хунну (кит. 匈奴 сюнну) — древнего кочевого народа, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявшего Монгольское плато. Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны[5].

    После распада Хунну в I веке н. э. Прибайкалье перешло под контроль монголоязычного Сяньби (93-234).

    В IV—VI веках территория Бурятии являлась частью монголоязычного Жужаньского каганата (330—555)[4].

    В 924 году монголоязычное государство Ляо (907—1125) разгромило Кыргызский каганат (840—924), доминировавший в южном Забайкалье.

    1206 год — образование Великой Монгольской империи, в которую входили и территории вокруг Байкала.

    В XIII—XVI веках многие монгольские племена, включая меркитов, баятов, хори-туматов и баргутов откочевавали с территории современной Бурятии и часть их влилась в другие монгольские племена.

    XIV век — распад Монгольской империи. Забайкалье до XVII века являлось частью Монгольского государства Северная Юань.

    В начале XVII века из Монголии на север к бурятскому населению Забайкалья проник тибетский буддизм в традиции Гелугпа, в конце XVII — начале XVIII веков распространившийся на территории всего Забайкалья.

    До XVII века по всей территории современных Монголии, Внутренней Монголии и Бурятии беспрепятственно кочевали монгольские племена. На момент присоединения Прибайкалья и Забайкалья к России в XVII веке, в этом регионе в силу кочевого образа жизни оказались различные монгольские племена (эхирит-булагаты, хори, сартулы, сонголы, хонгодоры и др.), что определило наличие различных диалектов бурятского языка, отличие в национальной одежде, обычаях и т. п.

    Файл:The Soviet Union 1973 CPA 4240 stamp (Buryat Autonomous Soviet Socialist Republic (Established on 1923.05.30)).jpg

    После проведения российско-китайской границы в 1729 году вышеуказанные бурят-монгольские племена, оказавшись отрезанными от основной массы монгольских племён, стали формироваться в будущий бурятский народ. По переписи населения 1897 года в Забайкалье было 180 тысяч бурят, из них к буддийскому вероисповеданию относили себя около 160 тысяч человек.

    В 1917 году была образована первая национальная автономия бурят — Государство Бурят-Монголия.

    В 1918 году Забайкальский съезд Советов провозгласил Забайкальскую область губернией.

    Советская власть на территории Бурятии была установлена в феврале 1918 года, но уже летом 1918 она была свергнута. В Забайкалье при поддержке японских войск установилась военная диктатура атамана Семёнова. В 1919—1920 годах на территории Бурятии действовали несколько национальных и «белых» правительств — Государство Бурят-Монголия, теократическое Балагатское государство, Великое панмонгольское государство.

    2 марта 1920 года Красная Армия при поддержке партизан вернула Верхнеудинск. Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная — в Дальневосточную республику (ДВР). Верхнеудинск в апреле — октябре 1920 года являлся столицей ДВР.

    В 1921 году в составе ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Читинский аймаки; центр округа — Чита).

    9 января 1922 года была образована Монголо-Бурятская автономная область в составе РСФСР (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки; центр округа — Иркутск).

    После вывода иностранных интервентов с Дальнего Востока и присоединения ДВР к РСФСР в ноябре 1922 года обе автономные области объединились и 30 мая 1923 года была образована

    Буряты — Википедия

    Буря́ты (самоназвание — буряад, буряад зон, буряадууд) — монгольский народ, говорящий на бурятском языке и проживающий в районе оз. Байкал[6].

    Буряты исторически сложились в единый народ в районе озера Байкал на территории этнической Бурятии, известной по средневековым источникам как Баргуджин-Токум. В настоящее время проживают в России (Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край), Китае (городской округ Хулун-Буир автономного района Внутренняя Монголия) и Монголии (Дорнод, Хэнтий, Сэлэнгэ). Активное переселение русских и китайцев сделало бурят национальным меньшинством в исконных районах расселения. Примерная общая численность составляет по различным оценкам от 550 000[6] до 690 000[7][8] человек.

    Предполагаемые предки бурят (байырку и курыканы) начали осваивать земли в районе оз. Байкал начиная с VI века[9]. Курыканы заселили земли к западу от Байкала, а байырку расселились на землях от Байкала вплоть до р. Аргунь. В это время они находились в составе различных кочевых государств. Распад Уйгурского каганата и усиление монголоязычных киданей в X веке привело к перемещению ядра расселения байырку из восточной в западную часть Забайкалья[10][11][12][13]. Это вероятно послужило поводом для начала более тесного взаимодействия байырку и курыкан[11][14][15][16][17]. Возможно именно в это время соседние народы начинают называть байырку на монгольский манер баргутами, то же происходит и с курыканами, которые в источниках уже называются хори. К моменту создания Монгольской империи территория вокруг Байкала уже имела единое название Баргуджин-Токум, а основная часть его населения имела общий надплеменной этноним баргуты.

    В начале XIII века Баргуджин-Токум был включён в состав монгольского государства. Вероятно, в конце XIII века баргуты были вынуждены уйти со своих земель в Западную Монголию, из-за междоусобных войн в Монгольской империи. После распада Монгольской империи баргуты, которые в ойратских источниках уже называются баргу-бурятами, участвовали в создании Ойратского ханства. Во второй половине XV века они переселились в Южную Монголию, где вошли в состав юншиэбуского тумена монголов. В начале XVI века юншиэбуский тумен распался или же был разделён на несколько частей. Вероятно, во второй половине XVI века баргу-буряты начали переселяться в северо-западном направлении, вернувшись к началу XVII века на историческую родину. Но через некоторое время вспыхнула очередная ойрато-халхаская война, баргу-буряты стали подвергаться атакам как халхов, так и ойратов. В результате часть баргу-бурят была уведена во владения ойратских тайшей[18][19][20], а часть была вынуждена признать главенство халхаских ханов. После этих событий Русское государство начало завоевание бурятской земли.

    Бурятский язык является одним из монгольских языков и имеет собственный литературный стандарт.

    Верующие буряты преимущественно исповедуют буддизм или шаманизм. Буряты-буддисты являются приверженцами северного буддизма (махаяна), которая распространена в регионах Восточной Азии: Китай, Тибет, Монголия, Корея и Япония. Шаманизм же в свою очередь традиционно распространен среди бурят Иркутской области, а также среди старых баргутов Китая.

    В основных странах проживания буряты считаются либо одной из этнических групп монголов, либо отдельной от них самостоятельной национальностью. В Российской Федерации буряты считаются отдельной от монголов национальностью. В Монголии считаются одной из этнических групп монголов, при этом баргуты и буряты считаются различными этническими группами. В переписи населения КНР 2010 г. носители бурятского языка не выделяются из состава монголов Китая, одной из 56 официально признанных национальностей.

    Карта распространения монгольских языков
    Бурятский язык занимает наиболее северные области

    К середине XVII века общая численность бурят составляла 77 тысяч человек, хотя есть и другие данные (недоступная ссылка) Проверено 7 мая 2016.. Согласно исследованиям советских учёных Долгих Б. О., Кабузана В. М. и Троицкого С. М. оптимальная численность монголоязычных племён, населявших Прибайкалье в первые десятилетия XVII века не должна была опускаться ниже 50 — 60 тысяч[21]. Примерная численность бурят в настоящее время оценивается различными источниками от 550 тысяч[9] до 690 тысяч человек.

    Буряты в России[править | править код]

    По переписи населения 1897 года в Российской империи 288 663 человека указывало родным языком бурятский[22]. По последней переписи населения численность бурят в Российской Федерации составляла 461 389 чел. Живут преимущественно в Байкальском регионе: в Республике Бурятия (286 839 чел.), Иркутской области (77 667 чел.), в том числе Усть-Ордынском Бурятском округе (54 тыс.), Забайкальском крае (73 941 чел.), в том числе Агинском Бурятском округе (50 125 чел.). Буряты также проживают в республике Саха-Якутия (7 011 чел), Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах РФ.

    Численность по данным всесоюзных и всероссийских переписей (1926—2010)

    Доля бурят по районам и городам России по переписи 2010 года (указаны муниципальные районы и городские округа, где доля бурят в численности населения превышает 5 %):

    Муниципальный район, городской округ Процент Численность
    ГО «Посёлок Агинское» (Забайкальский край) 74,3 11640
    Агинский район (Забайкальский край) 67 12520
    Курумканский район (Республика Бурятия)
    Тункинский район (Республика Бурятия)
    Закаменский район (Республика Бурятия)
    Могойтуйский район (Забайкальский край) 63,5 17439
    Кижингинский район (Республика Бурятия)
    Иволгинский район (Республика Бурятия)
    Баяндаевский район (Иркутская область) 59,9 6906
    Дульдургинский район (Забайкальский край) 57,3 8795
    Еравнинский район (Республика Бурятия)
    Эхирит-Булагатский район (Иркутская область) 53,2 16278
    Ольхонский район (Иркутская область) 49,3 4657
    Осинский район (Иркутская область) 46,6 9520
    Нукутский район (Иркутская область) 46,4 7304
    Джидинский район (Республика Бурятия)
    Хоринский район (Республика Бурятия)
    Селенгинский район (Республика Бурятия)
    Окинский район (Республика Бурятия)
    ГО «Город Улан-Удэ» (Республика Бурятия)
    Аларский район (Иркутская область) 25 5370
    Кяхтинский район (Республика Бурятия)
    Баргузинский район (Республика Бурятия)
    Боханский район (Иркутская область) 21,8 5537
    Ононский район (Забайкальский край) 19,9 2228
    Мухоршибирский район (Республика Бурятия)
    Заиграевский район (Республика Бурятия)
    Баунтовский эвенкийский район (Республика Бурятия)
    Бичурский район (Республика Бурятия)
    Забайкальский район (Забайкальский край) 8,5 1741
    Петровск-Забайкальский район (Забайкальский край) 6,2 1200
    Тарбагатайский район (Республика Бурятия)
    Муйский район (Республика Бурятия)
    Качугский район (Иркутская область) 5,2 904
    Оловяннинский район (Забайкальский край) 5,1 2218
    Кабанский район (Республика Бурятия)

    Буряты в Китае[править | править код]

    Численность бурят в Китайской Народной Республике оценивается примерно в 70 000[6] или 164 000 человек[7]. Преимущественно на северо-востоке Китая в исторической области Барга, которая находится в западной части городского округа Хулун-Буир автономного района Внутренняя Монголия. Включает около 70—90 тыс.(1990)[9] новых баргутов (хошуны Шинэ-Барга-Юци, Шинэ-Барга-Цзоци) и старых баргутов (Чэнь-Барга-Ци), а также около 7 тыс. чел. шэнэхэнских бурят (местность Шэнэхэн, Эвенкийский автономный хошун). Официальная перепись в Китае учитывает их как монголов, что осложняет выявление точной численности. По переписи 1982 года число носителей бурятского языка составляла 65 тыс. человек (на новобаргутском диалекте говорило 47 000 чел., старобаргутском — 14 000 чел., агинском — 4 500 чел.)[33].

    Буряты в Монголии[править | править код]

    В 2010 году численность бурят в Монголии составляла 48 074 чел.[8], включая 45 087 чел. собственно бурят, живущих преимущественно на севере страны: Дорнод, Хэнтий, Улан-Батор, Сэлэнгэ, Булган, Хувсгел, а также 2989 чел. баргутов, которые согласно переписи 2010 года учитывались как отдельная от бурят этническая группа.

    Происхождение этнонима «буряад» остается во многом спорным и до конца не выясненным. Считается, что этноним «бурят» (бурийат) впервые упоминается в «Сокровенном сказании монголов» (1240). Второе упоминание данного термина появляется только в конце XIX века. Этимология этнонима имеет несколько версий:

    1. От слова буриха — уклоняться[34].
    2. От этнонима курыкан (курикан)[35].
    3. От слова бар — тигр, что маловероятно. Предположение основано на диалектной форме слова буряад — баряад[36].
    4. От слова бури — заросли[37].
    5. От хакасского слова пыраат, восходящему к термину бури (тюрк.) — волк, или бури-ата — волк-отец, предполагающий тотемный характер этнонима, так как многие древние бурятские роды почитали волка как своего прародителя[38]. В хакасском языке общетюркский звук б произносится как п. Под этим именем русским казакам стали известны предки западных бурят, жившие к востоку от предков хакасов. В дальнейшем пыраат трансформировалось в русское брат и было перенесено на всё монголоязычное население в пределах Русского государства (браты, братские люди, брацкие мунгалы) и затем принято эхиритами, булагатами, хонгодорами и хори-бурятами в качестве общего самоназвания в виде буряад.
    6. От выражения буру халядг — сторонний, смотрящий в сторону. Данный вариант исходит от калмыцкого пласта в смысловом понятии, тоже что и буриха и халядг (хальмг) применилось именно к ним после их переселения из Джунгарии.
    7. От слов бу — седой, в переносном смысле старый, древний и ойрот — лесные народы, в целом переводимое как древние (коренные) лесные народы.

    Ранняя история[править | править код]

    Буряты исторически складывались из различных этнических компонентов, имеющих монгольское[39], тюркское[40], тунгусо-маньчжурское, самодийское происхождение[41].

    Вероятно, что предками бурят являются байырку и курыкане, которые входили в союз племён теле. Теле вероятно происходили от динлинов.

    Первые сведенья о динлинах появились в источниках IV—III вв. до н. э.[42]

    Восточное полушарие 400 г. н.эры. Государство Гаоцзюй в северу от Тибета и западнее совр. Монголии

    В III—IV веках в китайских династических хрониках появляется название гаогюй (другое чтение — гаоцзюй, гаочэ; букв.: «высокие телеги»[43]) относящийся к объединению, которое возникло судя по их мифологии от хуннов,[44] хотя вероятней всего с ними больше связаны племена динлинов[45].

    Начиная с V века в китайских источниках гаогюйское объединение «племён» начинают называть теле[en]* (от слова тегрег — «тележники»)[46].

    Уничтожение Жужаньского каганата объединенными войсками тюрков и теле в 555 году позволило некоторым теле занять земли у Байкала и Керулена[47]. Согласно книге Суй в этот период число племён теле достигало 40, каждое из которых был расселено в одном из 7 регионов. В регионе к северу от реки Туул упоминаются байырку.

    В 706 году байырку начали восстание тогуз-огузов (объединение нескольких племен теле) против Тюркского каганата в битве при озере Тюрги-Яргун (предп. Торейские озёра), но потерпели поражение. Во время одного из сражений, происходивших во время восстания, отрядом байырку был убит каган восточных тюрков в 716 году. Но восстание в конечном итоге было подавлено тюрками. Курыканы, расселенные в северных окраинах империи, не участвовали в восстании[48].

    Очередное восстание тогуз-огузов вместе с карлуками и басмалами положило конец существованию Тюркского каганата в 742 году[47]. Уйгурский каганат был назван этнонимом крупнейшего племени тогуз-огузов хойху(уйгуры) [45]. После этого во всех последующих источниках исчезают названия «теле» и «тогуз-огузы»[48].

    После смерти в 747 году первого правителя Уйгурского каганата разразилась междоусобная война между уйгурами и байырку, на сторону которых встали все остальные племена тогуз-огузов[45]. Борьба за престол между двумя партиями длилась около трёх лет и завершилась в 749 году победой уйгуров.

    В 840 году кыргызы захватили и сожгли столицу Уйгурского каганата, положив конец существованию каганата.

    Баргуджин-Токум и формирование этнического ядра[править | править код]

    После распада Уйгурского каганата, по мнению некоторых учёных, курыканы находились в зависимости от Кыргызского каганата. Об этом говорят некоторые сохранившиеся памятники письменности, где говорится о завоевании курыкан. Также существуют свидетельства, где они упоминаются в числе каштымов кыргызов. Хотя существуют и иные письменные свидетельства, которые указывают, что страна кыргызов простиралась на восток «до гулигани» (курыкан), то есть получается, что по этим данным курыканы не входили в Кыргызский каганат. Об этом также говорит и отсутствие археологических материалов, свидетельствующих о присутствии кыргызов в Прибайкалье. По всей вероятности, в период наивысшего подъёма военного могущества кыргызов в середине IX века курыканы могли признавать свою номинальную зависимость от Кыргызского каганата[11].

    О судьбе байырку после распада Уйгурского каганата нет определённых данных, во всяком случае они не упоминаются среди телесских «племён», ушедших куда-либо. Нет сведений и об их подчинении кыргызам и киданям. По всей вероятности они продолжали населять отдельные районы Забайкалья[11]. Позднее, в связи с «киданьским натиском», ареал байырку был стеснён и сдвинут, а в дальнейшем расширен с переходом на западную сторону Байкала, и его местоположение стало осмысливаться по обе стороны озера, позднее даже преимущественно как Предбайкалье[13].

    В первой половине II тыс. н. э. баегу (байырку) известны под названием баргуты. Рашид ад-Дин отмечает, что «племена» баргут, хори, тулас и ответвившихся от них тумат близки друг другу и все они называются баргутами. Баргуты составляли основное население страны Баргуджин-Токум, в пределах которого также находилось множество других «племён», таких как ойрат, хойин-урянка, булагачин (возможные предки булагатов), кэрэмучин (возможные предки эхиритов)[49].

    Монгольский период[править | править код]

    В 1207 году Чингисхан отправил своего сына Джучи вместе с войсками правого крыла для покорения «лесных народов». В сочинении «Алтан Тобчи», который хоть и написан в XVII в., но включают в себя «целый ряд других рассказов, восходящих к первой половине XIII и даже XII в.», в перечне покорённых Чингисханом народов встречаются последовательно этнонимы «баргу» и «бурийат». Хотя в монгольском тексте они даны раздельно, Г. Д. Санжеев предположил, что это единый этноним «баргу-бурят»[50][51][52].

    Присоединение баргутов к монгольскому государству прошло мирно. Хотя хори-туматы были неоднократно упомянуты в «Сокровенном сказании монголов» и летописи Рашид-ад-Дина в связи с восстаниями, причиной которого послужило нежелание подчиняться требованию Чингисхана выдать девушек для гарема своих военачальников.

    Младший сын Чингисхана Толуй получил в удел от отца кочевья «лесных народов», находящимися между Алтаем и Байкалом, и по реке Енисей. После смерти Толуя его сын Ариг-Буга унаследовал часть его земель населённую «лесными народами». Ариг-Буга с Хубилаем начали борьбу за престол великого хана, которое закончилось смертью первого. Борьбу за великоханский престол с Хубилаем продолжил Хайду, внук Угэдэя. Длительная междоусобная борьба послужила причиной запустения территории Северной Монголии, Южного Прибайкалья и переселения ряда этнических групп, населявших указанные регионы, в Западную Монголию в конце XIII века[53].

    Борьба за власть Ариг-Буги с Юань сплотила народы, находящиеся в его подчинении, создав анти-Юаньскую коалицую. Когда в последние десятилетия XIV века образовалось Ойратское ханство, «ойратами» уже называли союз четырёх могущественных этнических групп Северо-Западной Монголии: ранних ойратов, найманов, кереитов и баргутов (в калмыцких хрониках XVIII в. этноним передается как баргу и бурят (бураат) или баргу-бурят)[54][55].

    В 1438 году войска Тогон-тайши и Тайсун-хан заново объединили Монголию. Формально ханом был Тайсун, но настоящая власть была в руках Тогона. После его смерти в 1439 году Монголией фактически стал управлять его сын Эсэн.

    В 1449 году в ответ на прекращение торговли Китаем Эсэн объявил им войну. Двадцатитысячная монгольская армия разделившись на 3 части вступила на территорию Китая. Эсэн во главе главных сил продвигался в направлении Датуна, его министр Алаг-Тэмур-чинсанг, который по мнению Дж. Буяндэлгэра был главой баргутов, главенствующего отока тумена баатуд, что соответственно делало его правителем баатудов, также источники говорят о том, что он управлял правым крылом ойратов, — в направлении Сюаньхуа (опорный пункт в пограничном районе на полпути между Пекином и Датуном). Эти две группы, соединившись, окружили город Чичэн. Тайсун-хан двигался в восточном направлении и вторгся в провинцию Ляодун. Вскоре китайские войска потерпели сокрушительное поражение при Туму[53].

    В 1451 г. между Эсэном и Тайсун-ханом начался военный конфликт. Второй вскоре проиграл и был убит, после чего Эсэн провозгласил себя великим ханом. В 1455 г. против него подняли мятеж Алаг-Тэмур-чинсанг и Тэмур-чинсанг, крупные феодалы, стоявшие во главе правого и левого крыла, недовольные тем, что он вместо одного из них назначил на пост тайши своего сына. В монгольских летописях сохранилось высказывание приписываемое одному из них: «Благодаря храбрости Алаг Тэмура, твердому стремлению Хатан Тэмура и ловкости Абдура Сэчэна ты стал хаганом, захватив обе державы — и монголов и ойратов. Да! Разве одной своей силой смог бы ты это сделать?». Вскоре войска Эсэна были разбиты войсками Алаг-Тэмур-чинсанга и Тэмур-чинсанга, сам он был вынужден спасаться бегством, во время которого был убит[53].

    Воспользовавшись междоусобицей между ойратами восточные монголы возвели на трон великого хана младшего сына Тайсун-хана Махагургиса и вступили в вооружённый конфликт с ними. В 1455 году ойраты во главе с Алаг-Тэмуром были разбиты восточными монголами. Через несколько месяцев ойраты потерпели ещё одно поражение, после которого Алаг-Тэмур был убит, а его подданные баатуды подверглись разгрому[53][56].

    Во второй половине XV в. ойраты, спасаясь от внутренней смуты и нападений со стороны восточномонгольских правителей, часто покидали пределы Западной Монголии и искали себе убежище в Хами. В 1460 г. Бэгирсэн-тайши (Бэг-Арслан-тайши) прикочевал к озеру Баркуль на севере Х

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *