Города Бурятии — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июля 2017; проверки требуют 2 правки. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июля 2017; проверки требуют 2 правки.В конце XIX века на территории современной Бурятии было четыре города: Верхнеудинск, Селенгинск, Троицкосавск (со слободами) и Баргузин. После строительства Транссибирской магистрали появился пятый город — Мысовск (ныне Бабушкин).
По данным Первой Всероссийской переписи населения 1897 года, процент грамотных в городах среди жителей в возрасте до 60 лет составлял: 29 % в Селенгинске, 30 % в Баргузине, 38 % в Троицкосавске, 40 % в Верхнеудинске[1].
Начавшееся в первой половине 1930-х годов крупное промышленное строительство вызвало приток населения в города. С 1923 по 1939 год удельный вес горожан в общей массе населения вырос с 9,2 % до 30,7 %. К концу 1930-х годов возникли рабочие посёлки, имеющие черты города: Усть-Баргузин, Шахты (с 1953 — Гусиноозёрск), Джидастрой (с 1959 — Закаменск), Нижнеангарск.
Изменение численности населения в городах Бурятии происходило в большей степени за счёт миграций из сельской местности. Наблюдалось значительное увеличение числа бурят-горожан: в 1939 году уровень урбанизованности бурят составил 9 %, в 1959 году — 16,6 %.
До конца 1950-х годов для Бурятии был характерен средний уровень урбанизации по сравнению с другими регионами Восточной Сибири. На 1 января 1951 года доля городского населения республики составляла 35,3 %, а на 1 января 1959 года — 41,1 %. К 1959 году статус города получили Закаменск, Бабушкин и Гусиноозёрск[2]. Скорость урбанизации значительно выросла в 1960—1980-е годы. В 1970 году в городах проживало 44,6 % населения, в 1979 году — 56,9 %, в 1989 году — 61,5 %[3].
В Бурятии по состоянию на 2016 год насчитывается 6 городов:
- В. Горлов Города и годы (социально-экономический очерк) // Байкал, №2 март-апрель 1978 года, стр.114-120
- Д. Д. Мангатаева Городские поселения Бурятской АССР. Улан-Удэ, 1978
Бурятская Автономная Советская Социалистическая Республика — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Бурятская Автономная Советская Социалистическая Республика | |
---|---|
Буряадай Автономито Совет Социалис Республика | |
Страна | |
Адм. центр | Улан-Удэ |
Дата образования | 30 мая 1923 года |
Дата упразднения | 21 мая 1992 |
Площадь | >400 000 (1923) км² |
Население | 118 тыс. человек (1923) чел. |
Официальные языки | бурятский, русский |
Буря́тская Автоно́мная Сове́тская Социалисти́ческая Респу́блика (Бурятская АССР, бур. Буряадай Автономито Совет Социалис Республика) — автономная республика в составе РСФСР, существовавшая с 1923 года по 1991 год.
Образована 30 мая 1923 года как Бурято-Монгольская Социалистическая Советская Республика[1].
Столица — город Улан-Удэ (до 1934 года назывался Верхнеудинск).
Советская власть на территории Бурятии была установлена в феврале 1918 года, но уже летом того же года она была свергнута. В Забайкалье при поддержке Японии установилась власть атамана Г. М. Семёнова. В августе 1918 года в регион вошли японские войска, а в апреле 1919 года — экспедиционный корпус армии США.
2 марта 1920 года Красная Армия при поддержке партизан заняла Верхнеудинск — в Забайкалье установилась Советская власть. 6 апреля 1920 года была образована «буферная» Дальневосточная республика (ДВР), включившая кроме территорий Дальнего Востока также большую часть Забайкалья от Аргуни до Селенги. Верхнеудинск в апреле—октябре 1920 года был столицей ДВР. Таким образом, территории к западу от реки Селенги вошли в состав РСФСР, на восток от Селенги — в состав ДВР.
27 апреля 1921 года в Восточном Забайкалье в составе ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Чикойский аймаки; административный центр — Чита).
9 января 1922 года была образована Монголо-Бурятская автономная область в составе РСФСР (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки; административный центр — Иркутск).
В ноябре 1922 года, после вывода иностранных войск с Дальнего Востока и самоликвидации ДВР, Монголо-Бурятская и Бурят-Монгольская автономные области 30 мая 1923 года объединились в
27 июля 1934 года город Верхнеудинск переименован в Улан-Удэ.
В 1930—1936 годах Бурят-Монгольская АССР входила в Восточно-Сибирский край.
Бурят-Монгольская АССР в 1925 годуВ 1937 году при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области из состава Бурят-Монгольской АССР были выделены Усть-Ордынский (к Иркутской области) и Агинский (к Читинской области) национальные округа.
11 августа 1937 года на VII съезде Советов Бурят-Монгольской АССР была принята новая Конституция автономной республики.
7 июля 1958 года Бурят-Монгольская АССР Указом Президиума Верховного Совета СССР переименована в Бурятскую АССР.
25 декабря 1958 года было внесено соответствующее изменение в ст. 22 Конституции СССР 1936 года[2], а спустя 2 дня аналогичное изменение было внесено в ст. 14 Конституции РСФСР 1937 года[3].
В 1959 году Бурятская АССР награждена орденом Ленина, в 1972 — орденом Дружбы народов, в 1973 — орденом Октябрьской Революции;
30 мая 1978 года вслед за принятием новой Конституции РСФСР была утверждена Конституция Бурятской АССР.
8 октября 1990 года состоялось провозглашение Бурятской Советской Социалистической Республики. 24 мая 1991 года Съезд народных депутатов РСФСР утвердил данное решение, внеся поправку в ст. 71 Конституции РСФСР 1978 года.
27 марта 1992 года Верховный Совет Бурятской ССР принял закон о переименовании Бурятской ССР в Республику Бурятия[4]. Через месяц (21 апреля) новое название республики утверждено Съездом народных депутатов России
- Западная Бурятия По состоянию на август 1920 года: площадь территории — 69 857 км², население — 123,6 тыс. человек.
- Восточная Бурятия По состоянию на май 1923 года: площадь территории — 306 534 км², население — 328,3 тыс. человек.
- По состоянию на май 1930 года: площадь территории — 376 391 км², население — 558,4 тыс. человек.
- По состоянию на 15 июля 1934 года: площадь территории — 376 400 км², население — 605,9 тыс. человек, районов — 16.
- По состоянию на 1 мая 1940 года: площадь территории — 331 400 км², население — 542,2 тыс. человек, сельских районов — 17[6].
Население[править | править код]
Национальный состав населения Бурятской (Бурят-Монгольской) АССР[7]
народ/год | 1920 | 1923 | 1926 | 1939 | 1959 | 1970 | 1979 | 1989 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
русские | 39,8% | 52,4% | 52,9% | 72,0% | 74,6% | 73,5% | 72,0% | 69,9% |
буряты | 60,2% | 44,4% | 43,9% | 21,3% | 20,2% | 22,0% | 23,0% | 24,0% |
украинцы | … | 0,5% | 0,4% | 2,5% | 1,5% | 1,3% | 1,7% | 2,2% |
татары | … | 0,6% | 0,6% | … | 1,2% | 1,2% | 1,1% | 1,0% |
|
Новости Улан-Удэ и Бурятии — МК в Бурятии
все новостиГлавное
Эксперты ожидают обещанного ответа НАТО на размещение «Искандеров» Эксперт Российского совета по международным делам Дмитрий Стефанович, комментируя заявление генерального секретаря НАТО Йенса Столтенберга о необходимости скорейшего ответа на размещение оперативно-тактических ракетных комплексов класса «Искандер» на территории России. Инна Васейкина Бюджет Бурятии оплатил перелеты президента AIBA из Улан-Удэ до Женевы, Касабланки, Бордо и обратно Счетная палата Бурятии выявила многочисленные нарушения при использовании субсидии из республиканского бюджета, выделенной в качестве взноса АНО «Дирекция Чемпионата мира по боксу — 2019». Материалы проверки направлены в МВД Бурятии, сообщили в контрольном органе. МК в Бурятии Верующее село в Бурятии теряет веру после гибели девушки в страшном ДТП фото — Не будет у нас тут справедливости, — вздыхает Светлана, жительница села Батурино. – У меня брата на этом самом месте на трассе сбили 16 лет назад. Насмерть. Он аж из кирзовых сапог вылетел. И что вы думаете, что было с виновником? Ни-че-го. За рулем сидел сынок кого-то из тогдашних районных чиновников. Замяли дело. А мы что? А мы маленькие люди. Нам и рта не дали раскрыть. Шито-крыто. Карина Пронина Экс-депутат Рады устроил скандал в телеэфире из-за предложения «сжечь Москву» Украинский политик Александр Ковтуненко, воодушевленный предложением другого своего соотечественника, Рефата Чубарова отпраздновать «450-летие сожжения Москвы», устроил скандал в эфире российского телеканала. Инна Васейкина Садальский жестко «пошутил» про непричастность внука Михалкова к ЧП с Пунтус Актер Станислав Садальский высказал в соцсетях ряд саркастических предположений о том, что стало причиной несчастья, случившегося с 21-летней известной российской моделью Ксенией Пунтус. В настоящее время девушка находится в больнице с многочисленными травмами, она подключена к аппарату ИВЛ. Предположительно, она выпала из окна. Инна Васейкина Вскрылись сомнительные схемы обогащения звездного адвоката Добровинского: жонглировал доходами фото В центре серьезного скандала рискует оказаться адвокат Александр Добровинский. Человек, способный из любого судебного процесса сделать прибыльное шоу и «прославившийся» своим безграничным цинизмом (его суд с собственной 10-летней дочерью прогремел на всю страну), похоже, слишком вошел в свой образ. Лев Сперанский Мальчика с вросшей в колени гречкой после операции вернули матери Как сообщили в понедельник местные СМИ, руководство омской школы-интерната, где временно находился восьмилетний мальчик, которого приемный отец и родная мать наказывали, ставя на колени на гречку, решило вновь отправить несчастного ребенка жить с этой самой матерью. На эту мысль директора интерната Евгения Пузанова навело то, что ребенок, по его оценке, находится в хорошем состоянии и каждый день посещает специалистов. Марина Лемуткина О чем скажет и о чем умолчит Путин в своем послании 2020 Прошедший 2019 год был весьма удачен для власти с точки зрения социальной политики. Это утверждение кажется не соответствующим правде жизни на фоне продолжающейся уже несколько лет, говоря словами президента, «стагнации» реальных доходов населения и открытого кризиса здравоохранения. Евгений Гонтмахер, член Комитета гражданских инициатив Ветерана войны посадили за выдуманное следователем убийство дочери фото В победном, 1945‑м, домой в Сочи с фронта вернулся солдат по имени Василий Антоненко. Его жена Евдокия умерла в военное лихолетье. Единственная дочка Лида жила в детском доме и совсем не помнила отца. Василий забрал ее и попытался, как миллионы советских людей, начать жизнь с чистого листа. Вскоре десятилетняя Лида пропала, а Василия обвинили в том, что это он ее убил. И, лишив честного имени, надолго отправили за решетку… Герой стал детоубийцей. Екатерина Сажнева Инна Чурикова раскрыла детали ограбления в аэропорту Мадрида Актриса Инна Чурикова, ее супруг-режиссер Глеб Панфилов и их сын Иван столкнулись с испанским преступным миром. Именитое семейство ночью 28 декабря прилетело в Мадрид на Новый год. В воздушной гавани карманники украли сумку Инны Михайловны и рюкзак Ивана. Нам стали известны подробности неприятного инцидента. Сергей Борисов «Спартак» меняет тренера, в клуб вернулся бывший ассистент Карреры Московский «Спартак» объявил о неожиданном назначении: тренер Роман Пилипчук, рассорившийся с Массимо Каррерой в постчемпионский сезон, возвращается в клуб. Он станет главным тренером команды «Спартак-2», которую прежде возглавлял Виктор Булатов. Сергей Микулик Бурятская чиновничья синекура приказала долго жить фото Политологи о протестных событиях в стране говорили в 2019 году, что в Москве они к осени пошли на убыль, а всплеск произошел на периферии, и неожиданно — в спокойной Бурятии. Сэрэмжид Интогарова Чем в Бурятии тункинские пельмени отличались от баргузинских, а кабанские — от кяхтинских В новогодние и рождественские праздники на каждом столе в Бурятии непременно присутствует шампанское. Но для многих семей столь же праздничной атрибутикой являются и сибирские пельмени. Чем примечательны пельмени в Бурятии и как совместить их с шампанским? Попробуем об этом рассказать. Виктор Харитонов, краевед. Лама рассказал, почему конь удачи главы Бурятии обретет силу в год мыши фото В детстве мы ждем от Нового года волшебства и чудесных подарков, а став взрослыми — ответа на судьбоносные вопросы. Нет другого такого праздника, когда бы к символам восточного календаря, его цифрам и цветам было приковано столько внимания. Татьяна Никитина Депутат Госдумы от Бурятии: «Митинговщина не проносит такого результата, как обращение в суд» фото Депутат Государственной Думы Николай Будуев один из тех редких политиков, которые не ходят проторенными дорогами — он делает их сам, создавая, говоря юридическим языком, судебные прецеденты. Сергей Данилов Поселок в Бурятии ополчился на женщину, обвинившую мужа в растлении их дочери фото В последнюю предновогоднюю неделю поселок Баргузин в Бурятии превратился в геенну огненную. Не могу подобрать других слов, потому что здесь наступил почти что ад. Много ненависти, эмоций и упреков. А главный факт один — на днях местная жительница Саяна Санжиева написала заявление в полицию на собственного мужа Игоря Денисова и обвинила его в растлении их общей четырехлетней дочки. Карина ПронинаЗлоба дня
Все говорят
Фото и видео дня
В Астраханской области верблюд на час задержал пассажирский поезд: видео Поселок в Бурятии ополчился на женщину, обвинившую мужа в растлении их дочери фото
В последнюю предновогоднюю неделю поселок Баргузин в Бурятии превратился в геенну огненную. Не могу подобрать других слов, потому что здесь наступил почти что ад. Много ненависти, эмоций и упреков. А главный факт один — на днях местная жительница Саяна Санжиева написала заявление в полицию на собственного мужа Игоря Денисова и обвинила его в растлении их общей четырехлетней дочки.
Карина Пронина
«Здравствуйте. Вы позвонили на горячую линию сообщества помощи крыс. Все разговоры записываются. Пожалуйста, дождитесь ответа оператора. Ваш звонок очень важен для нас». В Москве заработала круглосуточная горячая линия по спасению живых символов Нового года. После праздников россияне начали массово избавляться от подаренных мышей, декоративных крыс и хомяков.
Ирина Боброва
Очередной температурный рекорд ожидают метеорологи в начале будущей недели, в Старый Новый год. На фоне переноса теплых воздушных масс из Атлантики погода в Москве и ее окрестностях будет больше напоминать ноябрьскую вплоть до 15 января. Снег, который прогнозируется на ближайшие субботу и воскресенье при небольшом минусе, будет кратковременным.
Наталья Веденеева
Основой его концепции стала выставка «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» в музее Новый Иерусалим, которая продлится до 12 января. На ней представлены работы художника Валерия Архипова, который принял участие в создании более чем 30 кинолент. На выставке можно увидеть эскизы декораций и костюмов к спектаклям и фильмам по произведениям Пушкина, таким как «Сказка о царе Салтане», «Арап Петра Великого», также наряды из коллекции театрального музея им. Бахрушина.
MK.RU
С приближением Нового года некоторые жители Московской области начинают всем своим видом показывать, как его ждут. Они украшают себя, свои жилища и собственных питомцев. Вызывающий вид приобретают их прически, фасады домов, костюмы, маникюр и макияж. За неимением главного вестника зимы и волшебного праздника — снега, люди решаются на эксперименты с елками и безжалостно эксплуатируют их образ повсюду.
Светлана Осипова
История Бурятии — Википедия
Каменные орудия с горы Хэнгэрэктэ в Хоринском районе датируются финалом нижнего палеолита (от 450 до 250 тыс. л. н.)[1].
В массиве Хотык на левобережье реки Она, между сёлами Анинск и Алан, находится комплекс археологических памятников эпохи палеолита Хотык. Наиболее ранняя мустьерская индустрия Хотык (уровень 4) относится к докаргинскому времени (60—80 тыс. л. н.)[2].
В Тункинской долине на правом берегу реки Иркут на стоянке Туяна[3] найдены фрагментированные останки первобытных людей (части большеберцовой, бедренной и пяточной костей) возрастом ок. 31 и ок. 50 (>49,7) тыс. лет назад, а также каменные орудия и костяные артефакты[4][5].
Стоянка Хотык-3 датируется возрастом 30—40 тыс. лет назад[6]. Поселение Толбага в долине реки Хилок функционировало в конце малохетского потепления 34860±2100 л. н., поселение Санный Мыс в долине реки Уда — 25 тыс. л. н.[7], поселение Каменка-A в долине реки Брянка — 24—28 тыс. л. н., поселение Варварина Гора[8] — 34,9 тыс. л. н., стоянка Ошурково в долине реки Селенга — 10900±500 лет назад[9]. Поселения Усть-Кяхта 3 и Усть-Кяхта 17 существовали 11—12 тыс. л. н.[10], стоянка Подзвонкая существовала на раннем этапе позднего палеолита (ок. 40 тыс. л. н.)[11][12]. В массиве Баин на высоте 130—160 м от уровня воды реки Хилок находится палеолитическая стоянка Баин. В 15 км к востоку от села Хоринск, на правом берегу реки Она находится палеолитическая стоянка Хотогой-Хабсагай I (Сапун-гора). Местонахождение Барун-Алан-1, расположенное у села Алан на отрогах горы Хэнгэрэктэ представляет собой комплекс археологических памятников: поселения эпохи среднего палеолита, бронзового и железного веков, наскальные рисунки[13]. Термолюминесцентным и радиоуглеродным методами для нижнего уровня шестого литологического слоя Барун-Алан-1 получена дата 35500 ± 4000 лет, для кровли седьмого литологического слоя — > 39800 лет[14].
К мезолиту относятся древнейшие слои стоянок Халюта в местности Халютинский Аршан (Иволгинский район), Байкальское VIII (Лударь 1) в Северо-Байкальском районе.
К неолиту относятся стоянки: Байсар в левобережье реки Большой Амалат (Баунтовский район), Гунда между озёрами Гунда и Аршан, Турхул на озере Турхул (Еравнинский район), Дундухул (Кижингинский район), Усть-Гарга (Курумканский район), Гора Батор, Большая Кочка, Усть-Бамбуйка (Красный Яр), Усть-Тулдунь (Муйский район), Орлик на правом берегу реки Оки (Окинский район), Безымянка (Прибайкальский район), Арсентьево (Селенгинский район), Котельниковский, Талая (летники Горемыки 1), Байкальское VII (Северо-Байкальский район), Жемчуг в устье ручья Жемчуг (Тункинский район), Некрасовка в Улан-Удэ, Додо-Она, Хотогой-Хабсагай II (Хоринский район), Адамово на реке Баргузин (Баргузинский район), местонахождения Байкало — Кудара, Быково – Байкало — Кудара (Кабанский район), погребение Новая Шишковка в Улан-Удэ.
В 1927 году академик А. П. Окладников близ села Кабанск и деревни Фофаново (на границе Прибайкальского и Кабанского районов) нашёл разновременные захоронения с выразительным инвентарем эпохи позднего неолита (II тыс. до нашей эры), бронзового и железного веков. В 1934 году М. М. Герасимов раскопал у деревни Фофаново (Фофановский могильник) ряд большей частью нарушенных погребений с инвентарем глазковского типа[15]. Для Фофановского могильника китойской культуры получены 11 дат — от 6460 до 5220 года до нашей эры[16].
Темниковская пещера в Селенгинском районе известна наскальной живописью эпохи бронзы и раннего железного века. Наскальные рисунки, выполненные красной охрой, относятся к «селенгинской группе» петроглифов. Изображены фигуры людей, птиц, магические и солярные знаки, оградки и др.
Протомонгольские племена проживавшие здесь создали так называемую культуру плиточных могил[17][18]. К бронзовому веку относятся: могильники Анинский дацан, Анинский дацан-2, Онинский[19], Алтачейский, Баин, Алцак I, Алцак II, Ангир, Челсан, Хукто-Хан (1-7), Хайласын I, петроглифы Малтай-Шулуун (Ангир), Баин-Хара, Городовой Утёс, Пещера Иркутская, Мондогор-Хабсагай, Наран (Наран-Хабсагай), Хотогой-Хабсагай, писаница Алташейская, писаница Хайласын II.
К железному веку относятся: могильник Хукто-Хан (8), местонахождение Усть-Дунгуй, стоянка на Баранчеевском озере, стоянки Хорибяты, Саган-Шулун, городища Берла 1, Байкальское I-V.
Плиточная могила. Бронзовый век, Хоринский район, Бурятия
-
Каменная крепость Хорой-Шулуун
Первые государства и племенные образования на территории Бурятии[править | править код]
На рубеже нашей эры южные районы современной Бурятии составляли северную часть государства Хунну — древнего кочевого народа, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявшего Монгольское плато. После распада Хунну земли перешли под контроль Сяньби (93—234) и Жужаньского каганата (330—555)[20].
В VII—VIII вв. юг современной Бурятии частично контролировался Восточно-Тюркским каганатом (603—744), сменившимся Уйгурским каганатом (745—847).
В X—XI вв. южная половина современной Бурятии входила в состав государства киданей (907—1125).
Меркиты (монг. мэргид) — населяли южную Бурятию до начала XIII века[20]. Остатки народа влились в остальные монгольские племена, часть откочевавала на запад. Среди бурят существуют роды, ведущие своё происхождение от меркитов.
Баяты — монгольское племя, населявшее южные районы современной Бурятии. Часть баятов в XVII веке откочевала на запад и осела на западных отрогах Хангая у рек Дзабхан и Дэлгэр-Мурэн, а затем далее за Монгольским Алтаем в Джунгарии.
В IX—XIII веках хори-туматы (тумед) жили на территории современных Иркутской области и юго-запада Бурятии, в XIII веке мигрировали во Внутреннюю Монголию[20]. Северную Бурятию населяли барга-монголы, которые позже также откочевали во Внутреннюю Монголию[20].
1206 год — провозглашение Темуджина Чингис-Ханом и основание Великой Монгольской империи, которая при его сыновьях и внуках простиралась от Адриатики до Тихого океана, включая территорию этнической Бурятии вокруг Байкала.
XIV век — Монгольская империя распалась на отдельные государства. Современная этническая Бурятия до XVII века являлась частью Монгольского государства Северная Юань.
В начале XVII века из Монголии на север к бурятскому населению Забайкалья проник тибетский буддизм в традиции Гелугпа, в конце XVII — начале XVIII распространившийся на территории всего Забайкалья. Первоначально был распространён преимущественно среди этнических групп селенгинских и джидинских бурят, вышедших незадолго до этого из Халха-Монголии.
Бурятские юрты
Боргойская степь
В составе Русского царства, Российской империи[править | править код]
XVII век[править | править код]
Осенью 1628 года отряд Петра Бекетова, двигаясь вверх по Ангаре, достиг земель нижнеудинских и балаганских бурят.
В 1639 году первые русские землепроходцы пришли в Забайкалье. Максим Перфильев, поднимаясь по реке Витим, достиг устья реки Ципы. В 1647 году Иван Похабов по льду перешёл Байкал и дошёл до монгольской Урги. Год спустя началось прочное водворение в регионе — в 1648 году Иван Галкин основал Баргузинский острог.
В 1652 году был заложен Баунтовский острог, в 1653 году Иргенский острог, в 1658 году — Телембинский и Нерчинский остроги, в 1662 году — Кучидский, в 1665 году — Селенгинский острог, в 1666 году — Удинский. На Селенге позднее были построены Кабанский острог и Ильинская слобода.
В 1674 год Ерофеем Бурдуковским был основан Тункинский острог. Более 20 лет он прослужил первым приказчиком крепости, многое сделав для экономического, хозяйственного освоения Тункинской долины.
В 1679 году в устье реки Итанцы, правого притока Селенги, был построен Итанцинский острог.
В 1681 году основаны Селенгинский Свято-Троицкий и Посольский Спасо-Преображенский монастыри.
В 1689 году был подписан Нерчинский договор между Российским государством и империей Цин. Была установлена граница по реке Аргунь.
Таким образом, к началу XVII века Российское государство, завоевавшее Западную Сибирь, подошло к западным и северным рубежам расселения монгольских племён, но на некоторое время остановилась и стала строить остроги и укрепления в Прибайкалье.
Одновременно с появлением в 1618 году на карте Восточной Азии новой мощной империи Цин активизировалась политика этого государства в отношении Монголии, которая оказалась в непосредственной близости с новыми владениями России и Китая.
Пользуясь междоусобными конфликтами между монгольскими правителями, Россия заключила договоры с Китаем — Нерчинский (1689) и Кяхтинский (1727), согласно которым Прибайкалье и Забайкалье вошли в состав России, а остальная часть Монголии стала провинцией империи Цин.
До XVII века по всей территории современных Монголии, Внутренней Монголии и Бурятии беспрепятственно кочевали монгольские племена. На момент присоединения территории Бурятии к России в этом регионе, в силу кочевого образа жизни, оказались различные монголоязычные племена (эхириты, булагаты, хори, сартулы, сонголы, хонгодоры и др.), что определило наличие различных диалектов бурятского языка, отличие в национальной одежде, обычаях и т.п.
XVIII век[править | править код]
После проведения российско-китайской границы в 1729 году вышеуказанные бурят-монгольские племена, оказавшись отрезанными от основной массы монгольских племён, стали формироваться в будущий бурятский народ.
В 1741 году императрица Елизавета Петровна узаконила существование 11 дацанов и 150 лам при них.
В XVIII веке в Бурятию были переселены старообрядцы-семейские.
XIX век[править | править код]
Селенгинский пехотный полк участвовал в сражениях против армии Наполеона в Отечественной войне 1812 года.
В 1820 году в Новоселенгинске начала свою деятельность Английская духовная миссия в Забайкалье.
После отбытия каторги на Петровском заводе 14 декабристов жили на поселении в Бурятии.
В 1851 году Забайкалье, состоявшее из двух округов — Верхнеудинского и Нерчинского, было выделено из Иркутской губернии и преобразовано в самостоятельную Забайкальскую область.
Приказом императора Николая I 17 (30) марта 1851 года было образовано Забайкальское казачье войско. В состав войска вошли три конных полка и три пеших бригады — Верхнеудинские 1-й, 2-й, 3-й русские полки, 4-й тунгусский (эвенкийский) полк, 5-й и 6-й бурятские полки. Войско несло внутреннюю службу и охраняло государственную границу России с Китаем.
В 1884 году Забайкальская область, прежде принадлежавшая к Восточно-Сибирскому генерал-губернаторству, вошла в состав вновь образованного Приамурского генерал-губернаторства.
В 1897 году в Чите вышла первая газета «Жизнь на восточной окраине» на русском и бурятском языках.
По данным переписи 1897 года население Забайкальской области составляло 672 072 человека.
XX век[править | править код]
В 1900 году было открыто регулярное движение по Забайкальской железной дороге.
Национальная борьба на празднике. Открытка 1904 года.В 1917 году была образована первое национальное государство бурят — Государство Бурят-Монголия
В 1918 году Забайкальский съезд Советов провозгласил Забайкальскую область губернией.
Советская власть на территории Бурятии была установлена в феврале 1918 года, но уже летом 1918 года она была свергнута. В Забайкалье при поддержке японских войск установилась военная диктатура атамана Семёнова. В августе 1918 районы Бурятии вдоль Транссибирской магистрали оккупировали японские войска, а в апреле 1919 года — экспедиционный корпус армии США.
В 1919—1920 годах на территории Бурятии действовали несколько национальных и «белых» правительств — Государство Бурят-Монголия, теократическое Балагатское государство, Великое панмонгольское государство.
2 марта 1920 года Красная Армия при поддержке партизан вернула Верхнеудинск. Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная — в Дальневосточную республику (ДВР). Верхнеудинск в апреле — октябре 1920 года являлся столицей ДВР.
В 1921 году в составе ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Читинский аймаки; центр округа — Чита).
9 января 1922 года была образована Монголо-Бурятская автономная область в составе РСФСР (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки; центр округа — Иркутск). Органом управления является военно-революционный комитет, БурРевком. Первым руководителем БурРевкома (и, соответственно, советской Бурят-Монголии) являлся иркутский большевик, бурят М.Н. Ербанов.
После вывода иностранных интервентов с Дальнего Востока и присоединения ДВР к РСФСР, в ноябре 1922 года) обе автономные области объединились и 30 мая 1923 года была образована Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика со столицей в г. Верхнеудинске, вошедшая в состав РСФСР. Эта дата считается днём образования Республики Бурятия.
30 июля 1930 года был образован Восточно-Сибирский край (краевой центр — Иркутск), в состав которого вошла Бурят-Монгольская АССР.
Период индустриализации в Бурятии знаменовался строительством крупных промышленным предприятий, значительным увеличением валового продукта, прочным вхождением в систему межхозяйственных связей СССР. Так, в годы первой и второй пятилеток были введены в эксплуатацию предприятия союзного значения: Улан-Удэнский паровозо-вагоноремонтный завод с теплоэлектроцентралью (1932—1937), механизированный стекольный завод (1930—1935), мельничный комбинат (1933—1935), Джидинский вольфрамо-молибденовый комбинат (1934—1936). В это же время были построены крупные предприятия местной промышленности: Улан-Удэнская городская электростанция, Улан-Удэнский судоремонтный завод, Верхне-Березовский кирпичный завод, известковый завод, валяльно-войлочная фабрика, два механизированных хлебозавода. За годы второй пятилетки было введено в строй 85 новых фабрик и заводов. К 1937 году в республике насчитывалось 140 крупных промышленных предприятий, доля промышленного производства в валовой продукции составила 71,1 %.
Здание мэрии Улан-УдэС образованием у бурят собственной республики в 1923 году официальным языком был объявлен бурят-монгольский язык. Буряты официально использовали свой вертикальный монгольский шрифт, который в силу того, что на письме использовался письменный монгольский классический язык, игнорировал диалектные различия бурят. Но в 1933 году этот шрифт был запрещён. Несмотря на этот запрет язык, все ещё продолжал официально носить название «бурят-монгольский язык».
В 1931—1938 годах бурят-монгольский язык был переведён на латинский шрифт. Латиница впервые наглядно показала диалектные различия бурят, но при этом бурятский язык, написанный на латинице, все ещё продолжал сохранять свою монгольскую основу языка: лексику, грамматические правила, стилистику и т. п. Ситуация начала меняться в 1939 году с введением кириллицы, когда за основу нового литературного языка была взята лишь разговорная форма языка, на котором в последующий период печатались все издания. Кириллица в силу своей графической особенности ещё более выявила диалектные различия бурят. Многие литературные письменные формы бурят-монгольского языка были формально признаны устаревшими и были исключены из употребления как в новом бурятском литературном языке, так и в монгольском языке при его переводе на кириллицу.
В 1934 году Верхнеудинск был переименован в Улан-Удэ.
5 декабря 1936 года Восточно-Сибирский край был разделён на Восточно-Сибирскую область (центр — Иркутск) и Бурят-Монгольскую АССР (столица — Улан-Удэ).
26 сентября 1937 году при разделении Восточно-Сибирской области на Иркутскую и Читинскую области из состава Бурят-Монгольской АССР выделены Усть-Ордынский и Агинский Бурятские национальные округа.
Памятник подвигу Советских воинов и тружеников тылаВо время Великой Отечественной войны из Бурятии на фронт были призваны 120 тысяч человек, из них погибло 34,2 тысячи, и 6,5 тысяч вернулись инвалидами. 36 человек получили звание Героя Советского Союза, 11 человек стали полными кавалерами Ордена Славы, 37 тысяч человек награждены орденами и медалями[21].
7 июля 1958 года — Бурят-Монгольская АССР указом Президиума Верховного Совета СССР переименована в Бурятскую АССР.
Здание Бурятского комитета радиовещания8 октября 1990 года Верховным Советом Бурятской АССР была принята Декларация о государственном суверенитете Бурятской Советской Социалистической Республики. Согласно этому документу, Бурятия отказалась от статуса автономии и провозгласила государственный суверенитет Бурятской ССР на своей территории. Отныне носителем суверенитета и единственным источником власти в республике был провозглашён народ Бурятии. Было закреплено положение о том, что Бурятская ССР самостоятельна в решении любых вопросов государственной жизни, в том числе в проведении своей национальной, экономической, экологической, социальной, культурной, научной и кадровой политики. На территории республики провозглашалось верховенство Конституции и законов Бурятской ССР. Законы РСФСР и СССР объявлялись имеющими высшую юридическую силу на территории республики в том случае, если они приняты в соответствии с полномочиями, добровольно делегированными в ведение федеральных органов власти. Было указано, что Бурятская ССР имеет своё гражданство, а государственными языками в республике являются русский и бурятский. 24 апреля 2002 года Народным Хуралом Республики Бурятия принят Закон Республики Бурятия № 1004-II «О признании утратившей силу Декларации о государственном суверенитете Республики Бурятия»[22]
В апреле 1990 года Леонид Потапов избран первым секретарём Бурятского областного комитета КПСС (выборы проводились на альтернативной основе). Он был избран членом ЦК КПСС (1990). В 1990—1993 годах он был народным депутатом России. В октябре 1991 года на сессии Верховного Совета Бурятской ССР был избран председателем Верховного Совета республики. В декабре 1993 года он был избран членом Совета Федерации по Бурятскому двухмандатному избирательному округу № 3, набрав 39,06 % голосов. Он являлся членом Комитета по аграрной политике.
27 марта 1992 года Бурятская ССР была переименована в Республику Бурятия[23].
В результате выборов 1994 года Леонид Потапов стал первым Президентом и одновременно Председателем Правительства Республики Бурятия.
На президентских выборах 21 июня 1998 года, Леонид Потапов был избиран на второй президентский срок (63,3 % голосов избирателей, участвовавших в выборах).
23 июня 2002 года Леонид Потапов был избран Президентом Республики Бурятия на третий срок, одержав победу уже в первом туре выборов и набрав более 67 % голосов избирателей, значительно опередив своего основного соперника — депутата Государственной Думы Бато Семёнова.
4 июня 2007 года Президент России Владимир Путин внёс кандидатуру Вячеслава Наговицына на рассмотрение Народного Хурала Республики Бурятия для наделения его полномочиями Президента Республики Бурятия[24]. 15 июня Народный Хурал утвердил Вячеслава Наговицына в должности Президента, Председателя Правительства Республики Бурятия.
В июле 2011 Бурятия отметила 350-летие вхождения в состав России.
5 мая 2012 года Президент России Дмитрий Медведев внёс в Народный Хурал республики Бурятия кандидатуру Вячеслава Наговицына для наделения его полномочиями главы Республики Бурятия[25].
11 мая 2012 года Президент России Владимир Путин принял досрочную отставку президента Республики Бурятия, указ вступил в силу 12 мая 2012 года[26].
12 мая 2012 года Народный Хурал Республики Бурятия утвердил Вячеслава Наговицына на посту Главы Республики Бурятия[27]. В тот же день в Оперном театре состоялась инаугурация Вячеслава Наговицына.
30 мая 2013 года Бурятия отметила 90-летие со дня образования.
- ↑ Ташак В. И. Нижнепалеолитические материалы горы Хэнгэрэктэ в контексте нижнего палеолита Центральной и Восточной Азии // Вестник Бурятского государственного университета, 2011.
- ↑ Палеолит удинского бассейна в историко-культурном контексте каменного века Северной и Центральной Азии Архивная копия от 6 марта 2016 на Wayback Machine
- ↑ Роговской Е. О., Бердникова Н. Е., Липнина Е. А., Воробьёва Г. А., Бердников И. М., Кузнецов А. М., Д. Н. Лохов Особенности палеолитических комплексов Тункинской долины, 2017
- ↑ Васильев С. В., Боруцкая С. Б., Роговской Е. О., Бердникова Н. Е., Липнина Е. А., Бердников И. М. Сообщение об антропологических находках на палеолитическом местонахождении Туяна в Тункинской рифтовой долине (Юго-Западное Прибайкалье) // Известия Иркутского государственного университета, 2017
- ↑ Археологи ИГУ обнаружили останки древнего человека, 2018
- ↑ Л. В. Лбова, П. В. Волков, Б. А. Базаров. Семантический аспект находок 3-го уровня памятника Хотык (Западное Забайкалье) Архивная копия от 23 ноября 2015 на Wayback Machine
- ↑ Санный Мыс Архивная копия от 23 ноября 2015 на Wayback Machine
- ↑ Окладников А. П. Варварина Гора — новый памятник леваллуазского этапа палеолита за Байкалом. // Археологические открытия 1973 года. М.: 1974. С. 215-216.
- ↑ Калмыков Н. П., Шабунова В. В. Млекопитающие степной зоны Западного Забайкалья в палеолите Архивная копия от 23 ноября 2015 на Wayback Machine
- ↑ Палеолит и мезолит юга Бурятии
- ↑ Ташак В. И.
Улан-Удэ. Часть 1: вокзал и площадь: varandej — LiveJournal
Улан-Удэ, столица Бурятии (404 тыс. жителей), оказался неожиданно красивым, интересным и просто приятным городом, которому вполне к лицу такое звучное и непонятное русскому уху название. В переводе оно значит всего-навсего Красноудинск, а Уда — это река, близ устья которой в 1678 году был заложен Удинский острог, с 1783 года ставший уездным городом Верхнеудинском, ярмарочной столицей Забайкалья. Но превращение купеческого городка в столицу Бурятии шло как-то не по-советски, а вполне себе в духе буддизма: Верхнеудинск просто обрастал годичными кольцами, постепенно взбираясь по склонам сопок. В нынешнем Улан-Уде есть почти нетронутый ХХ веком старый город с барочным собором, самобытная советская архитектура с этническими мотивами и несколько дацанов на вершинах гор.
И в общем, мой рассказ об этом городе будет состоять из четырёх частей: про Старый Верхнеудинск, про соцгород локомотиворемонтного завода, про дацан Ринпоче Багша, но сначала — про «фасад» Улан-Удэ от вокзала до площади Советов.
Как и везде на Транссибе, железнодорожная станция Улан-Удэ — это целый город-в-городе, размерами достойный средней руки завода. Собственно, именно с Транссиба, пришедшего сюда в 1895 году, и начался взлёт Верхнеудинска, которому потребовалось чуть более ста лет, чтобы уверенно превзойти по населению Читу, которой тогда подчинялся.
Масштаб улан-удэнской станции особенно хорошо виден из-за рельефа: город стоит на склоне, и станция занимает огромную террасу, среднюю из трёх «ступенек» — ниже Старый город, выше — новый:
2.
И именно в новый город обращён фасад вокзала, а привокзальная площадь как будто бы в котловане, и маршрутки отсюда ходят в Иркутск и к известнейшим бурятским курортам (Аршан, Нилова пустынь и другие). Поверху проходит улица Революции 1905 года, за которой железнодорожная дирекция — это всего лишь региональное отделение Восточно-Сибирской железной дороги (два огромных здания которой — старое и новое — я уже показал в Иркутске):
3.
Да и просто почти весь квартал напротив станции принадлежит РЖД — тут есть ещё техникум, дом отдыха локомотивных бригад (снаружи больше похожий на дорогую гостиницу), стадион «Локомотив» и многое другое. Транссиб не зря называли «стальным хребтом России» — чем дальше на восток, тем сильнее это ощущается:
4.
Даже Никольская церковь — и та построена здесь на деньги РЖД:
5.
По улочке мимо церкви я, только сойдя с поезда, ушёл в гостиницу «Одон». В Улан-Удэ много гостиниц, в основном качественных и не слишком дорогих, и мне конечно надо было выбрать одну из самых посредственных. Тем не менее, «Одон» колоритен — традиционно там обитают китайцы, для которых половина надписей продублированы иероглифами. На каждом этаже помимо номеров всякие магазины, парикмахерские и прочее, в том числе два китайских ресторана. В одном из них я обедал, и надо заметить, если китайскую еду готовят сами китайцы — это всегда чувствуется.
Сам же номер в «Одоне» довольно приличный, так что если не смущает слегка общажная атмосфера в коридорах — тут вполне можно жить. Но вернёмся пока на вокзал:
6.
Выход с платформ отмечают соёмбо, древний буддийский символ, с 17 века считающийся символом монголов… точнее, тут не всё соёмбо, а только два его сегмента с герба и флага Бурятии — огонь (символ рассвета и возрождения, три язычка пламени — прошлое, настоящее и будущее) и небесные светила (символы Солнца-матери и Месяца-отца). Забайкальская Бурятия — неотъемлемая часть Великой Монголии, и Улан-Удэ — одна из трёх столиц монгольского мира, как Улан-Батор и Хух-Хото.
Другое украшение станции — семейка медведей, которые здесь с советских времён, правда несколько раз заменялись (прежде они бывали и цветочные, и мохнатые):
7.
Сама же станция выглядит так. Слева — вокзал и подъём к новому городу, справа — собственно станция и высотки центра. Вдалеке — не тучи, а горы. Крытый путепровод с вокзала ведёт только к пассажирским платформам, сам же кадр снят с пешеходного виадука, проходящего примерно на линии остановки последнего вагона со стороны Москвы:
8.
По другую сторону моста — уже депо. Здесь хорошо видно, как Новый город уходит вверх по крутому склону, а на вершине сопки можно различить дацан Ринпоче Багша — это для бурятского буддизма примерно как Храм Христа Спасителя для русского православия.
9.
В другую сторону виадук приводит к 19-этажному жилому дому с донельзя азиатским украшением крыши, самому высокому в Улан-Удэ. Здесь хорошо виден перепад высоты по разные стороны станции:
10.
Вид вдоль станции — у её подножья проходит улица Борсоева, а над хрущобами доминирует ещё одна высотка в азиатском духе. Эти две башни выглядят в Улан-Удэ доминантами, особенно если прибываешь сюда поездом, и сразу создают атмосферу Азии — до Китая рукой подать, а в Монголии — братья.
11.
Вид в другую сторону: за Селенгой не абы что, а Хамар-Дабан, очень древний и довольно высокий (до 2396 метров) горный массив между Саяном и хребтами Забайкалья, популярный и сибирских туристов. Высота этих гор — около километра:
12.
Гарцующий на развилке улиц Борсоева и Смолина всадник — это «Юность Бурятии», поставленная в честь 350-летия вхождения бурят в состав России:
13.
Не разобрался я и в том, что это за железные стебельки с бутонами на грузовой половине станции — в принципе я такие много где видел, но ни разу в таком количестве:
13.
Улица Борсоева ведёт к мосту через Селенгу — в той стороне мне запомнилась вот эта явно производственная постройка, ныне занятая автосервисом.
14.
Но вернёмся в район у подножья высоток — ныне это что-то вроде улан-удэнского даунтауна, в непосредственной близости исторического центра, но при этом за его пределами:
15.
Во дворе за высоткой-с-куполом пляшет даурский журавль:
16.
Старый город начинется постепенно, и здесь судя по всему были его задворки: как и повсюду в Сибири, постройка Транссиба привела к взрывной урбанизации, и если в конце 19 века в Верхнеудинске жило 7 тысяч человек, то к 1917 году — уже более 22 тысяч. Как нетрудно догадаться, город рос в сторону вокзала, и в даунтауне — осколки этого роста:
17.
С высотками соседствуют целые улицы нетронутых изб:
18.
Наличники — и опять местня школа, таких не найти ни в Иркутске, ни в Петровске-Забайкальском:
19.
20.
Улица Смолина проходит по высокому берегу Селенги, а точнее — затона на ней:
21.
Обратите внимание на белый домикк с красной надписью — это автовокзал, и почему он совмещён с речным портом в городе, не имеющем пассажирской навигации — загадка. От автовокзала ходят маршрутки в большинство окрестных райцентров — Тарбагатай, Мухоршибирь, Гусиноозерск, Кяхту и многие другие, интервалы от получаса до двух часов, оплата водителю. Ещё есть старый автовокзал в конце Советской улицы, который от нового отделяет гигантский пустырь — при этом, городские маршрутки ходят только до старого, который ни то заброшен, ни то закрыт на реконструкцию. Короче, как я уже убедился в Иркутской области, автобусный бардак в принципе характерен для Восточной Сибири:
22.
Селенга и Хамар-Дабан — кадр снят опять же с улицы Смолина. Река размером с Дон берёт начало в Монголии и впадает в Байкал практически напротив истока Ангары. Собственно, Селенга и Ангара образуют единый водный путь — достаточно сказать, что Нижнеудинск стоит на другой Уде — притоке Ангары, в полутысяче километров западнее Иркутска.
23.
По улице Смолина я дошёл до улицы Сухэ-Батора, где и повернул, увидев здания площади Советов — слева Почтамт, за ним правительство Бурятии, а справа — модерновый дом купца Самуила Розенштайна (о том, откуда в Сибири купцы с такими именами, я уже писал), самый большой и богатый в уездном Верхнеудинске, ныне занятый одним из факультетов Бурятского университета:
24.
Он же с другой стороны — здесь площадь Советов пересекает улица Ленина, ведущая прямиком в старый Верхнеудинск:
25.
Основная часть площади, широкое пешеходное пространство — левее, и зимой 2012 года на нём раскинулся самый роскошный Ледовый городок, который я только когда-либо видел. Вообще, ледовые городки — одна из самых красивых российских традиций, и в Сибири они особенно масштабны, так как зима здесь без оттепелей.
26.
Слева виден краешек Дома Советов — правое (на кадре) крыло в стиле конструктивизма построено в 1931 году, левое — в 1965-68. А перед Домом Советов — если не главная, то уж точно самая известная достопримечательность Улан-Удэ — ГОЛОВА:
27.
Памятник Голове Ленина поставили примерно тогда же (ну ладно, годом позже), когда и большинство памятников вождю — в 1971 году. Высота всей композиции — 13 метров, в том числе самой головы — 7,7. Возможно, это крупнейший бюст в мире, а уж в бывшем СССР — точно. Улан-удэнцы назначают друг другу встречи «у правого уха» и «у левого уха», а одно из прозвищ монумента — «А за что дяде голову оторвали?». Я же здесь поверил в то, что Ленин действительно гриб.
А ещё обратите внимание, что у Вождя тут очевидно монгольские черты лица. Как известно, среди предков Владимира Ульянова были калмыки, то есть он тоже имеет отношение к Монгольскому миру. В кадре, помимо уже знакомых зданий, республиканское ФСБ:
29.
Ещё немного ледяной феерии — в принципе, вместе с этими скульптурами по площади можно было бы сделать отдельный пост:
30.
31.
Снова перейдём улицу Ленина, которая проходит через Царские ворота — триумфальную арку, поставленную в 1891 году к визиту Цесаревича Николая, будущего Николая II — такие есть во многих сибирских городах, и для глухих «купеческих республик» визит цесаревича действительно можно считать событием века. Само собой, ворота были разрушены при Советах, а воссозданы в 2006 году. За ними — старый Верхнеудинск, и хорошо видно его сердце — Одигитриевский собор (1741-86):
32.
Обратите внимание, кстати, на корейские микроавтобусы — они здесь основной транспорт, кадр был снят из кабины точно такой же маршрутки. Транспорт достаточно спорный: с одной стороны, ездить в них удобно — уютные кресла, сочетание маневренности и мягкость хода… с другой, теснота жуткая, забраться в такую с рюкзаком и выбраться — целое дело. Стоя в них тоже не поездишь, а проход обычно занят откидными сидениями. Короче, в межгороде они мне показались удобнее «Газелей» и «Мерседесов», но для города явно не очень годятся.
33.
Последнее здание площади Советов, на мой взгляд самое красивое в Улан-Удэ вообще — это Бурятский театр оперы и балета имени Гомбожапа Цындыжалова (актёр, режиссёр, драматург и основатель театра), построенный в 1931-36 годах. Вообще, сталинский стиль хорошо усваивал этнические мотивы хоть в Азии, хоть на Кавказе, хоть в Восточной Европе, но такие удачные примеры этно-сталианса мне доводилось видеть нечасто:
34.
35.
36.
36а.
37.
Интересно, для чего аркада на заднем дворе? Летняя сцена для выступлений на открытом воздухе? Или просто для красоты:
38.
Царские ворота, гостиница «Бурятия» и полудеревянная почтово-телеграфская контора начала ХХ века. Ещё из-за ворот выглядывает бывший «Пти-отель» — так называлась первая в Верхнеудинске гостиница, построенная в 1870-е годы и успевшая ненадолго приютить ехавшего на Сахалин Чехова.
39.
Улица Ленина круто уходит под гору. Слева краешек Общественного собрания, построенного в 1914-18 годах пленными австрийцами. Внизу же видно, как улица превращается в «стометровеку» — улан-удэнский арбат:
40.
Это и есть Старый Верхнеудинск, стоящий на самом дне котловины, по склонам которой и разростался город. По его деревянным улочкам прогуляемся в следующий раз, там же подробно расскажу историю бурятской столицы.
ВОСТОЧНАЯ СИБИРЬ-2012
«К вечеру потеплело до -35». Вступление.
Колывань. «По Большому Сибирскому тракту…»
Среднее Приангарье
Братский и Илимский остроги.
Братск. Город и ГЭС.
Братск. Ангарская деревня.
Речь Посполитая в Сибири.
Костёлы и штетлы.
Путь к Вершине.
Вершина. Wierszyna.
Иркутск и окрестности.
Первое знакомство. От Глазковки до острога.
Вокруг Иркутского острога.
Улица Маркса и окрестности.
Улицами старого города.
Вокруг Иерусалимской горы.
Предместье Рабочее.
Тальцы в -43 градуса.
Листвянка. Первая встреча с Байкалом.
Бурятия.
Улан-Удэ. Вокзал и площадь.
Улан-Удэ. Старый Верхнеудинск.
Улан-Удэ. За Удой и за Транссибом.
Улан-Удэ. Дацан «Ринпоче Багша».
По бурятской степи. Пейзажи и образы.
Тарбагатай. Твердыня старой веры.
Петровск-Забайкальский.
Бурятия | Страницы Wiki | Fandom
Шаблон:Субъект РФ
Респу́блика Буря́тия (Буря́тия, бур. Буряад Улас[1]) — субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа.
Образована 30 мая 1923 года как Бурят-Монгольская Автономная Советская Социалистическая Республика[2].
Столица — город Улан-Удэ.
Численность населения Бурятии — Ошибка скрипта чел. (Ошибка скрипта).
Граничит на западе, севере и востоке с субъектами РФ — Республикой Тыва, Иркутской областью (с пятисоткилометровым участком по акватории Байкала) и Забайкальским краем. Южная граница Бурятии с Монголией является государственной границей Российской Федерации,
Протомонгольские племена, проживавшие также и на территории нынешней Бурятии, создали так называемую культуру плиточных могил.[3][4]
На рубеже нашей эры Прибайкалье составляло северную часть государства Хунну (кит. 匈奴 сюнну) — древнего кочевого народа, с 220 года до н. э. по II век н. э. населявшего Монгольское плато. Согласно широко распространённому мнению, часть хунну дошла до Европы и, смешавшись с уграми, дала начало новому народу, который в Европе известен под названием гунны[5].
После распада Хунну в I веке н. э. Прибайкалье перешло под контроль монголоязычного Сяньби (93-234).
В IV—VI веках территория Бурятии являлась частью монголоязычного Жужаньского каганата (330—555)[4].
В 924 году монголоязычное государство Ляо (907—1125) разгромило Кыргызский каганат (840—924), доминировавший в южном Забайкалье.
1206 год — образование Великой Монгольской империи, в которую входили и территории вокруг Байкала.
В XIII—XVI веках многие монгольские племена, включая меркитов, баятов, хори-туматов и баргутов откочевавали с территории современной Бурятии и часть их влилась в другие монгольские племена.
XIV век — распад Монгольской империи. Забайкалье до XVII века являлось частью Монгольского государства Северная Юань.
В начале XVII века из Монголии на север к бурятскому населению Забайкалья проник тибетский буддизм в традиции Гелугпа, в конце XVII — начале XVIII веков распространившийся на территории всего Забайкалья.
До XVII века по всей территории современных Монголии, Внутренней Монголии и Бурятии беспрепятственно кочевали монгольские племена. На момент присоединения Прибайкалья и Забайкалья к России в XVII веке, в этом регионе в силу кочевого образа жизни оказались различные монгольские племена (эхирит-булагаты, хори, сартулы, сонголы, хонгодоры и др.), что определило наличие различных диалектов бурятского языка, отличие в национальной одежде, обычаях и т. п.
Файл:The Soviet Union 1973 CPA 4240 stamp (Buryat Autonomous Soviet Socialist Republic (Established on 1923.05.30)).jpgПосле проведения российско-китайской границы в 1729 году вышеуказанные бурят-монгольские племена, оказавшись отрезанными от основной массы монгольских племён, стали формироваться в будущий бурятский народ. По переписи населения 1897 года в Забайкалье было 180 тысяч бурят, из них к буддийскому вероисповеданию относили себя около 160 тысяч человек.
В 1917 году была образована первая национальная автономия бурят — Государство Бурят-Монголия.
В 1918 году Забайкальский съезд Советов провозгласил Забайкальскую область губернией.
Советская власть на территории Бурятии была установлена в феврале 1918 года, но уже летом 1918 она была свергнута. В Забайкалье при поддержке японских войск установилась военная диктатура атамана Семёнова. В 1919—1920 годах на территории Бурятии действовали несколько национальных и «белых» правительств — Государство Бурят-Монголия, теократическое Балагатское государство, Великое панмонгольское государство.
2 марта 1920 года Красная Армия при поддержке партизан вернула Верхнеудинск. Западная Бурятия вошла в состав РСФСР, восточная — в Дальневосточную республику (ДВР). Верхнеудинск в апреле — октябре 1920 года являлся столицей ДВР.
В 1921 году в составе ДВР была создана Бурят-Монгольская автономная область (Агинский, Баргузинский, Хоринский и Читинский аймаки; центр округа — Чита).
9 января 1922 года была образована Монголо-Бурятская автономная область в составе РСФСР (Тункинский, Аларский, Эхирит-Булагатский, Боханский и Селенгинский аймаки; центр округа — Иркутск).
После вывода иностранных интервентов с Дальнего Востока и присоединения ДВР к РСФСР в ноябре 1922 года обе автономные области объединились и 30 мая 1923 года была образована
Буряты — Википедия
Буря́ты (самоназвание — буряад, буряад зон, буряадууд) — монгольский народ, говорящий на бурятском языке и проживающий в районе оз. Байкал[6].
Буряты исторически сложились в единый народ в районе озера Байкал на территории этнической Бурятии, известной по средневековым источникам как Баргуджин-Токум. В настоящее время проживают в России (Республика Бурятия, Иркутская область, Забайкальский край), Китае (городской округ Хулун-Буир автономного района Внутренняя Монголия) и Монголии (Дорнод, Хэнтий, Сэлэнгэ). Активное переселение русских и китайцев сделало бурят национальным меньшинством в исконных районах расселения. Примерная общая численность составляет по различным оценкам от 550 000[6] до 690 000[7][8] человек.
Предполагаемые предки бурят (байырку и курыканы) начали осваивать земли в районе оз. Байкал начиная с VI века[9]. Курыканы заселили земли к западу от Байкала, а байырку расселились на землях от Байкала вплоть до р. Аргунь. В это время они находились в составе различных кочевых государств. Распад Уйгурского каганата и усиление монголоязычных киданей в X веке привело к перемещению ядра расселения байырку из восточной в западную часть Забайкалья[10][11][12][13]. Это вероятно послужило поводом для начала более тесного взаимодействия байырку и курыкан[11][14][15][16][17]. Возможно именно в это время соседние народы начинают называть байырку на монгольский манер баргутами, то же происходит и с курыканами, которые в источниках уже называются хори. К моменту создания Монгольской империи территория вокруг Байкала уже имела единое название Баргуджин-Токум, а основная часть его населения имела общий надплеменной этноним баргуты.
В начале XIII века Баргуджин-Токум был включён в состав монгольского государства. Вероятно, в конце XIII века баргуты были вынуждены уйти со своих земель в Западную Монголию, из-за междоусобных войн в Монгольской империи. После распада Монгольской империи баргуты, которые в ойратских источниках уже называются баргу-бурятами, участвовали в создании Ойратского ханства. Во второй половине XV века они переселились в Южную Монголию, где вошли в состав юншиэбуского тумена монголов. В начале XVI века юншиэбуский тумен распался или же был разделён на несколько частей. Вероятно, во второй половине XVI века баргу-буряты начали переселяться в северо-западном направлении, вернувшись к началу XVII века на историческую родину. Но через некоторое время вспыхнула очередная ойрато-халхаская война, баргу-буряты стали подвергаться атакам как халхов, так и ойратов. В результате часть баргу-бурят была уведена во владения ойратских тайшей[18][19][20], а часть была вынуждена признать главенство халхаских ханов. После этих событий Русское государство начало завоевание бурятской земли.
Бурятский язык является одним из монгольских языков и имеет собственный литературный стандарт.
Верующие буряты преимущественно исповедуют буддизм или шаманизм. Буряты-буддисты являются приверженцами северного буддизма (махаяна), которая распространена в регионах Восточной Азии: Китай, Тибет, Монголия, Корея и Япония. Шаманизм же в свою очередь традиционно распространен среди бурят Иркутской области, а также среди старых баргутов Китая.
В основных странах проживания буряты считаются либо одной из этнических групп монголов, либо отдельной от них самостоятельной национальностью. В Российской Федерации буряты считаются отдельной от монголов национальностью. В Монголии считаются одной из этнических групп монголов, при этом баргуты и буряты считаются различными этническими группами. В переписи населения КНР 2010 г. носители бурятского языка не выделяются из состава монголов Китая, одной из 56 официально признанных национальностей.
Карта распространения монгольских языковБурятский язык занимает наиболее северные области
К середине XVII века общая численность бурят составляла 77 тысяч человек, хотя есть и другие данные (недоступная ссылка) Проверено 7 мая 2016.. Согласно исследованиям советских учёных Долгих Б. О., Кабузана В. М. и Троицкого С. М. оптимальная численность монголоязычных племён, населявших Прибайкалье в первые десятилетия XVII века не должна была опускаться ниже 50 — 60 тысяч[21]. Примерная численность бурят в настоящее время оценивается различными источниками от 550 тысяч[9] до 690 тысяч человек.
Буряты в России[править | править код]
По переписи населения 1897 года в Российской империи 288 663 человека указывало родным языком бурятский[22]. По последней переписи населения численность бурят в Российской Федерации составляла 461 389 чел. Живут преимущественно в Байкальском регионе: в Республике Бурятия (286 839 чел.), Иркутской области (77 667 чел.), в том числе Усть-Ордынском Бурятском округе (54 тыс.), Забайкальском крае (73 941 чел.), в том числе Агинском Бурятском округе (50 125 чел.). Буряты также проживают в республике Саха-Якутия (7 011 чел), Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах РФ.
- Численность по данным всесоюзных и всероссийских переписей (1926—2010)
Доля бурят по районам и городам России по переписи 2010 года (указаны муниципальные районы и городские округа, где доля бурят в численности населения превышает 5 %):
Муниципальный район, городской округ | Процент | Численность |
---|---|---|
ГО «Посёлок Агинское» (Забайкальский край) | 74,3 | 11640 |
Агинский район (Забайкальский край) | 67 | 12520 |
Курумканский район (Республика Бурятия) | ||
Тункинский район (Республика Бурятия) | ||
Закаменский район (Республика Бурятия) | ||
Могойтуйский район (Забайкальский край) | 63,5 | 17439 |
Кижингинский район (Республика Бурятия) | ||
Иволгинский район (Республика Бурятия) | ||
Баяндаевский район (Иркутская область) | 59,9 | 6906 |
Дульдургинский район (Забайкальский край) | 57,3 | 8795 |
Еравнинский район (Республика Бурятия) | ||
Эхирит-Булагатский район (Иркутская область) | 53,2 | 16278 |
Ольхонский район (Иркутская область) | 49,3 | 4657 |
Осинский район (Иркутская область) | 46,6 | 9520 |
Нукутский район (Иркутская область) | 46,4 | 7304 |
Джидинский район (Республика Бурятия) | ||
Хоринский район (Республика Бурятия) | ||
Селенгинский район (Республика Бурятия) | ||
Окинский район (Республика Бурятия) | ||
ГО «Город Улан-Удэ» (Республика Бурятия) | ||
Аларский район (Иркутская область) | 25 | 5370 |
Кяхтинский район (Республика Бурятия) | ||
Баргузинский район (Республика Бурятия) | ||
Боханский район (Иркутская область) | 21,8 | 5537 |
Ононский район (Забайкальский край) | 19,9 | 2228 |
Мухоршибирский район (Республика Бурятия) | ||
Заиграевский район (Республика Бурятия) | ||
Баунтовский эвенкийский район (Республика Бурятия) | ||
Бичурский район (Республика Бурятия) | ||
Забайкальский район (Забайкальский край) | 8,5 | 1741 |
Петровск-Забайкальский район (Забайкальский край) | 6,2 | 1200 |
Тарбагатайский район (Республика Бурятия) | ||
Муйский район (Республика Бурятия) | ||
Качугский район (Иркутская область) | 5,2 | 904 |
Оловяннинский район (Забайкальский край) | 5,1 | 2218 |
Кабанский район (Республика Бурятия) |
Буряты в Китае[править | править код]
Численность бурят в Китайской Народной Республике оценивается примерно в 70 000[6] или 164 000 человек[7]. Преимущественно на северо-востоке Китая в исторической области Барга, которая находится в западной части городского округа Хулун-Буир автономного района Внутренняя Монголия. Включает около 70—90 тыс.(1990)[9] новых баргутов (хошуны Шинэ-Барга-Юци, Шинэ-Барга-Цзоци) и старых баргутов (Чэнь-Барга-Ци), а также около 7 тыс. чел. шэнэхэнских бурят (местность Шэнэхэн, Эвенкийский автономный хошун). Официальная перепись в Китае учитывает их как монголов, что осложняет выявление точной численности. По переписи 1982 года число носителей бурятского языка составляла 65 тыс. человек (на новобаргутском диалекте говорило 47 000 чел., старобаргутском — 14 000 чел., агинском — 4 500 чел.)[33].
Буряты в Монголии[править | править код]
В 2010 году численность бурят в Монголии составляла 48 074 чел.[8], включая 45 087 чел. собственно бурят, живущих преимущественно на севере страны: Дорнод, Хэнтий, Улан-Батор, Сэлэнгэ, Булган, Хувсгел, а также 2989 чел. баргутов, которые согласно переписи 2010 года учитывались как отдельная от бурят этническая группа.
Происхождение этнонима «буряад» остается во многом спорным и до конца не выясненным. Считается, что этноним «бурят» (бурийат) впервые упоминается в «Сокровенном сказании монголов» (1240). Второе упоминание данного термина появляется только в конце XIX века. Этимология этнонима имеет несколько версий:
- От слова буриха — уклоняться[34].
- От этнонима курыкан (курикан)[35].
- От слова бар — тигр, что маловероятно. Предположение основано на диалектной форме слова буряад — баряад[36].
- От слова бури — заросли[37].
- От хакасского слова пыраат, восходящему к термину бури (тюрк.) — волк, или бури-ата — волк-отец, предполагающий тотемный характер этнонима, так как многие древние бурятские роды почитали волка как своего прародителя[38]. В хакасском языке общетюркский звук б произносится как п. Под этим именем русским казакам стали известны предки западных бурят, жившие к востоку от предков хакасов. В дальнейшем пыраат трансформировалось в русское брат и было перенесено на всё монголоязычное население в пределах Русского государства (браты, братские люди, брацкие мунгалы) и затем принято эхиритами, булагатами, хонгодорами и хори-бурятами в качестве общего самоназвания в виде буряад.
- От выражения буру халядг — сторонний, смотрящий в сторону. Данный вариант исходит от калмыцкого пласта в смысловом понятии, тоже что и буриха и халядг (хальмг) применилось именно к ним после их переселения из Джунгарии.
- От слов бу — седой, в переносном смысле старый, древний и ойрот — лесные народы, в целом переводимое как древние (коренные) лесные народы.
Ранняя история[править | править код]
Буряты исторически складывались из различных этнических компонентов, имеющих монгольское[39], тюркское[40], тунгусо-маньчжурское, самодийское происхождение[41].
Вероятно, что предками бурят являются байырку и курыкане, которые входили в союз племён теле. Теле вероятно происходили от динлинов.
Первые сведенья о динлинах появились в источниках IV—III вв. до н. э.[42]
Восточное полушарие 400 г. н.эры. Государство Гаоцзюй в северу от Тибета и западнее совр. МонголииВ III—IV веках в китайских династических хрониках появляется название гаогюй (другое чтение — гаоцзюй, гаочэ; букв.: «высокие телеги»[43]) относящийся к объединению, которое возникло судя по их мифологии от хуннов,[44] хотя вероятней всего с ними больше связаны племена динлинов[45].
Начиная с V века в китайских источниках гаогюйское объединение «племён» начинают называть теле[en]* (от слова тегрег — «тележники»)[46].
Уничтожение Жужаньского каганата объединенными войсками тюрков и теле в 555 году позволило некоторым теле занять земли у Байкала и Керулена[47]. Согласно книге Суй в этот период число племён теле достигало 40, каждое из которых был расселено в одном из 7 регионов. В регионе к северу от реки Туул упоминаются байырку.
В 706 году байырку начали восстание тогуз-огузов (объединение нескольких племен теле) против Тюркского каганата в битве при озере Тюрги-Яргун (предп. Торейские озёра), но потерпели поражение. Во время одного из сражений, происходивших во время восстания, отрядом байырку был убит каган восточных тюрков в 716 году. Но восстание в конечном итоге было подавлено тюрками. Курыканы, расселенные в северных окраинах империи, не участвовали в восстании[48].
Очередное восстание тогуз-огузов вместе с карлуками и басмалами положило конец существованию Тюркского каганата в 742 году[47]. Уйгурский каганат был назван этнонимом крупнейшего племени тогуз-огузов хойху(уйгуры) [45]. После этого во всех последующих источниках исчезают названия «теле» и «тогуз-огузы»[48].
После смерти в 747 году первого правителя Уйгурского каганата разразилась междоусобная война между уйгурами и байырку, на сторону которых встали все остальные племена тогуз-огузов[45]. Борьба за престол между двумя партиями длилась около трёх лет и завершилась в 749 году победой уйгуров.
В 840 году кыргызы захватили и сожгли столицу Уйгурского каганата, положив конец существованию каганата.
Баргуджин-Токум и формирование этнического ядра[править | править код]
После распада Уйгурского каганата, по мнению некоторых учёных, курыканы находились в зависимости от Кыргызского каганата. Об этом говорят некоторые сохранившиеся памятники письменности, где говорится о завоевании курыкан. Также существуют свидетельства, где они упоминаются в числе каштымов кыргызов. Хотя существуют и иные письменные свидетельства, которые указывают, что страна кыргызов простиралась на восток «до гулигани» (курыкан), то есть получается, что по этим данным курыканы не входили в Кыргызский каганат. Об этом также говорит и отсутствие археологических материалов, свидетельствующих о присутствии кыргызов в Прибайкалье. По всей вероятности, в период наивысшего подъёма военного могущества кыргызов в середине IX века курыканы могли признавать свою номинальную зависимость от Кыргызского каганата[11].
О судьбе байырку после распада Уйгурского каганата нет определённых данных, во всяком случае они не упоминаются среди телесских «племён», ушедших куда-либо. Нет сведений и об их подчинении кыргызам и киданям. По всей вероятности они продолжали населять отдельные районы Забайкалья[11]. Позднее, в связи с «киданьским натиском», ареал байырку был стеснён и сдвинут, а в дальнейшем расширен с переходом на западную сторону Байкала, и его местоположение стало осмысливаться по обе стороны озера, позднее даже преимущественно как Предбайкалье[13].
В первой половине II тыс. н. э. баегу (байырку) известны под названием баргуты. Рашид ад-Дин отмечает, что «племена» баргут, хори, тулас и ответвившихся от них тумат близки друг другу и все они называются баргутами. Баргуты составляли основное население страны Баргуджин-Токум, в пределах которого также находилось множество других «племён», таких как ойрат, хойин-урянка, булагачин (возможные предки булагатов), кэрэмучин (возможные предки эхиритов)[49].
Монгольский период[править | править код]
В 1207 году Чингисхан отправил своего сына Джучи вместе с войсками правого крыла для покорения «лесных народов». В сочинении «Алтан Тобчи», который хоть и написан в XVII в., но включают в себя «целый ряд других рассказов, восходящих к первой половине XIII и даже XII в.», в перечне покорённых Чингисханом народов встречаются последовательно этнонимы «баргу» и «бурийат». Хотя в монгольском тексте они даны раздельно, Г. Д. Санжеев предположил, что это единый этноним «баргу-бурят»[50][51][52].
Присоединение баргутов к монгольскому государству прошло мирно. Хотя хори-туматы были неоднократно упомянуты в «Сокровенном сказании монголов» и летописи Рашид-ад-Дина в связи с восстаниями, причиной которого послужило нежелание подчиняться требованию Чингисхана выдать девушек для гарема своих военачальников.
Младший сын Чингисхана Толуй получил в удел от отца кочевья «лесных народов», находящимися между Алтаем и Байкалом, и по реке Енисей. После смерти Толуя его сын Ариг-Буга унаследовал часть его земель населённую «лесными народами». Ариг-Буга с Хубилаем начали борьбу за престол великого хана, которое закончилось смертью первого. Борьбу за великоханский престол с Хубилаем продолжил Хайду, внук Угэдэя. Длительная междоусобная борьба послужила причиной запустения территории Северной Монголии, Южного Прибайкалья и переселения ряда этнических групп, населявших указанные регионы, в Западную Монголию в конце XIII века[53].
Борьба за власть Ариг-Буги с Юань сплотила народы, находящиеся в его подчинении, создав анти-Юаньскую коалицую. Когда в последние десятилетия XIV века образовалось Ойратское ханство, «ойратами» уже называли союз четырёх могущественных этнических групп Северо-Западной Монголии: ранних ойратов, найманов, кереитов и баргутов (в калмыцких хрониках XVIII в. этноним передается как баргу и бурят (бураат) или баргу-бурят)[54][55].
В 1438 году войска Тогон-тайши и Тайсун-хан заново объединили Монголию. Формально ханом был Тайсун, но настоящая власть была в руках Тогона. После его смерти в 1439 году Монголией фактически стал управлять его сын Эсэн.
В 1449 году в ответ на прекращение торговли Китаем Эсэн объявил им войну. Двадцатитысячная монгольская армия разделившись на 3 части вступила на территорию Китая. Эсэн во главе главных сил продвигался в направлении Датуна, его министр Алаг-Тэмур-чинсанг, который по мнению Дж. Буяндэлгэра был главой баргутов, главенствующего отока тумена баатуд, что соответственно делало его правителем баатудов, также источники говорят о том, что он управлял правым крылом ойратов, — в направлении Сюаньхуа (опорный пункт в пограничном районе на полпути между Пекином и Датуном). Эти две группы, соединившись, окружили город Чичэн. Тайсун-хан двигался в восточном направлении и вторгся в провинцию Ляодун. Вскоре китайские войска потерпели сокрушительное поражение при Туму[53].
В 1451 г. между Эсэном и Тайсун-ханом начался военный конфликт. Второй вскоре проиграл и был убит, после чего Эсэн провозгласил себя великим ханом. В 1455 г. против него подняли мятеж Алаг-Тэмур-чинсанг и Тэмур-чинсанг, крупные феодалы, стоявшие во главе правого и левого крыла, недовольные тем, что он вместо одного из них назначил на пост тайши своего сына. В монгольских летописях сохранилось высказывание приписываемое одному из них: «Благодаря храбрости Алаг Тэмура, твердому стремлению Хатан Тэмура и ловкости Абдура Сэчэна ты стал хаганом, захватив обе державы — и монголов и ойратов. Да! Разве одной своей силой смог бы ты это сделать?». Вскоре войска Эсэна были разбиты войсками Алаг-Тэмур-чинсанга и Тэмур-чинсанга, сам он был вынужден спасаться бегством, во время которого был убит[53].
Воспользовавшись междоусобицей между ойратами восточные монголы возвели на трон великого хана младшего сына Тайсун-хана Махагургиса и вступили в вооружённый конфликт с ними. В 1455 году ойраты во главе с Алаг-Тэмуром были разбиты восточными монголами. Через несколько месяцев ойраты потерпели ещё одно поражение, после которого Алаг-Тэмур был убит, а его подданные баатуды подверглись разгрому[53][56].
Во второй половине XV в. ойраты, спасаясь от внутренней смуты и нападений со стороны восточномонгольских правителей, часто покидали пределы Западной Монголии и искали себе убежище в Хами. В 1460 г. Бэгирсэн-тайши (Бэг-Арслан-тайши) прикочевал к озеру Баркуль на севере Х