Турция османская империя – История Турции. Османская империя: atrizno — LiveJournal

Османская империя — это… Что такое Османская империя?

Ambox scales.svg

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Есть более полная статья

Осма́нская импе́рия, официально Великое Осма́нское госуда́рство (осм. دولت عالیه عثمانیه‎ — Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye) — многонациональное государство под управлением османских султанов, существовавшее с 1299 по 1922 годы. В средневековых русскоязычных источниках данное понятие не использовалось, вместо него использовалось понятие царство Турское, царство Турецкое и другие.

В Европе Османскую империю часто называли Высо́кой (блистательной) По́ртой или просто По́ртой. В период расцвета в XVI—XVII веках государство включало Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы[1]. Захватив Константинополь, османские султаны дополнили свой титул титулом «император ромеев», таким образом утверждая преемственность Османской империи не только от Арабского халифата, но и от Римской империи. Обитатели славянских земель называли это государство Османским царством[источник не указан 541 день], так как титул «царь» долгое время был славянским эквивалентом титулов «кесарь» или «цезарь» и «император».

Анатолия, в которой расположена основная часть современной Турции, до прихода турок-сельджуков в XI веке была территорией Византии. Османская империя завершила завоевание Византии взятием в 1453 году Константинополя. На вершине своего могущества, при правлении Сулеймана Великолепного (1520—1566), империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко.

После окончания Первой мировой войны Османская империя распадается: Франция получает Сирию, Британская империя — Ирак, Трансиорданию и Палестину; оставшиеся территории составили современную Турцию.

История

Анатолия (Малая Азия), где расположена Турция, в древности была колыбелью многих цивилизаций. Ко времени прихода предков современных турок здесь существовала Византийская империя — греко-православное государство со столицей в Константинополе (Стамбул). Воевавшие с византийцами арабские халифы приглашали на военную службу тюркские племена, которым выделяли для поселения пограничные и пустующие земли.

В 1071 году возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю центральную территорию в Малой Азии, позже на всю её южную часть кроме Киликии. Разрушено монголами.

В 1326 на завоёванных у византийцев землях османский бейлик был преобразован в султанат со столицей в городе Бурса. Опорой власти турецких султанов стали янычары.

В 1362 турки, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Адрианополь (Эдирне). Европейские владения турецкого султаната получили название Румелия.

В 1453 турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи. При Селиме Грозном Турция завоевала Сирию, Аравию и Египет. Турецкий султан низложил последнего халифа в Каире и сам стал халифом. Нанеся поражение Венеции (1505) и Египту (1517), османы получили контроль над Восточным Средиземноморьем. В 1526 произошла Мохачская битва, в ходе которой турки разбили чешско-венгерское войско и оккупировали Венгрию и в 1529 подступили к стенам Вены. На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» (1520—1566), империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко. В 1672 году турки при поддержке Дорошенко захватили территории к западу от Днепра. Но в конце XVII века антитурецкая коалиция разбила турок под Веной и затем вытеснила их из Центральной Европы. В XVIII веке главным соперником османов становится Российская империя. В ходе русско-турецких войн Османская империя теряет Северное Причерноморье и Крым.

Османы при поддержке мамлюков осуществляли бурные завоевания в Африке к югу от Египта, в результате чего им, наконец, удалось окончательно присвоить нубийские земли, Восточный Судан (те территории, которые составляют ныне Республику Судан), Хабеш — прибрежные земли на территории современных Эритреи и Джибути, а также северную часть современного Сомали. Но Египет в XIX веке при Мухаммеде Али стал фактически независимым, и только русская армия спасла Турцию от завоевания египтянами, при этом, естественно, османы оставили надежды на покорение Африки.

В Первой мировой войне Османская империя выступила на стороне Германской империи и Австро-Венгрии. Потерпев поражение на Кавказе от русских войск, Османская империя сумела предотвратить проникновение сил Антанты в Мраморное море. Война закончилась поражением Четверного союза, и Турция была вынуждена подписать перемирие, после которого началась Война за независимость, в которой Турции помогла Советская Россия.

1922 год — прекращение существования Османской империи.

Устройство и управление

Общественные отношения

Question book-4.svg

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июня 2011.

Взятие Константинополя сделало Османское государство могущественной державой. Это была уже не орда в 50 000 мужчин и женщин; это было государство, способное выставить армию в 250 000 чел., сохраняя в то же время сильные гарнизоны в различных местах обширной территории.

Такой рост численности турок объясняется лёгкостью, с которой они ассимилировали другие народности, тюркские племена Анатолии, греков, славян; из среды последних турками делались все те, кто соглашался пожертвовать религией ради приобретения привилегированного положения — а таких было немало. Балканские народы должны были платить налог не только деньгами (джизья), но и детьми (девширме), из которых после обращения в ислам воспитывали янычар и капы-кулу — личных рабов султана (неподтверждённая информация). Родители часто сами добровольно отдавали своих детей турецким чиновникам, так как при дворе рабы достигали иногда очень высокого положения. Происхождение от христианских родителей нисколько не мешало карьере. Так, великим визирем при Мехмеде II был Махмуд-паша, сын православных сербки и грека. При Сулеймане Кануни великим визирем был также бывший раб серб Мехмед Соколлу паша (Соколович или Соколич).

Изменение физических черт турок ускорялось тем, что гарем турок по большей части состоял из пленниц европейского или кавказского происхождения. В политическом и культурном отношении завоеватели Константинополя тоже далеко не были ордой Османа; они представляли собой большое государство со сложной администрацией и сложным характером жизни. Сами турки составляли в нём привилегированное, преимущественно военное, также чиновное сословие, но отнюдь не замкнутую касту. Исключительно из них назначались администраторы и судьи; они же были армией.

Question book-4.svg

Воинской повинности для покорённых христианских народов османы никогда не вводили, хотя брали иногда вспомогательные отряды у вассальных народов. Многие турки получали в виде наград или иным способом приобретали значительные земельные владения (чифлики) и являлись крупными помещиками, хозяйничавшими в своих поместьях при помощи крепостного труда подвластного христианского населения. Рядом с ними появлялись и мелкие землевладельцы-крестьяне, частью турки, но в основном греки, сербы или болгары, принявшие ислам. Положение завоёванных христианских народов под властью османов (кроме, разумеется, рабов) было не особо тяжелым в первое время, но в дальнейшем положение христиан в Османской империи становилось все более тяжелым в плане безопасности. Также со временем для молитв, из старых византийских храмов у христиан осталось только одна церковь Марии Монгольской и две часовни, настолько крошечные, что их, должно быть, просто не заметили при разграблении Константинополя, — Св. Димитрия Канаву и Св. Георгия Кипарисского; все же остальные были вновь построенными зданиями очень скромного вида, чтобы не оскорблять взора победителей-мусульман.[3]

Османы сознательно сохраняли местное самоуправление подвластной «райи»; о религиозных преследованиях они и не думали, так как Ислам запрещал ограничивать свободу вероисповедания любых народов. Через несколько дней после взятия Константинополя Мехмед предложил греческому духовенству избрать нового патриарха, (прежний был убит во время осады) личность которого сам же и предложил и немедленно утвердил избранного. Для его охраны была приставлена стража из янычар, что сразу придало ему характер турецкого чиновника. Патриарх вместе с собором получил значение верховного управления над православными (греками, сербами, болгарами, русскими и т. д.) и суда в спорах между ними. Они могли назначать православным наказания, до смертной казни включительно, и османские власти обыкновенно без возражений приводили их в исполнение. Минусом данной политики было то, что со временем все высшие должности в составе православного миллета получили греки, которые часто развивали и насаждали язык и культуру своих единоплеменников во всем миллете, за счет остальных народностей. Точно так же поступали турки и с другими народами. Этим они легко примиряли их на первое время со своей властью, но церковь становилась силой, которая впоследствии немало содействовала освобождению этих народностей.

Рядом с крепостным правом существовало и настоящее рабство: рабы употреблялись преимущественно как домашняя прислуга, рабыни — как наложницы в гареме. Торг невольниками производился в довольно широких размерах в Константинополе и в других городах. Гражданское управление стояло на очень низкой ступени; чиновники и судьи смотрели на свои должности как на способ обогащения; процветало самое грубое взяточничество. Султаны пытались бороться с этим злом; так, Баязет I в один день повесил 80 судей, уличённых во взяточничестве, но при отсутствии правильно организованного контроля со стороны общества или хотя бы правительства, при забитости населения, лишённого возможности протестовать, подобные меры не приводили к желанным результатам. Духовное управление Мехмед II передал в верховное заведование муфтия, или шейх-уль-ислама, духовного главы всех правоверных, назначаемого султаном. Даваемые им фетвы (постановления) имели характер действующего права. Нередко, несмотря на всю осмотрительность при их назначении, шейх-уль-исламы оказывались сильными противниками того или иного султана; иногда при их помощи совершались государственные перевороты. Шейх-уль-ислам стоял также во главе суда.

Государственное устройство

Основная статья: Государственное устройство Османской империи

Османская империя на протяжении шести столетий развила достаточно сложное государственное устройство. В годы правления Османа (1288—1326) формируется могущественное военное государство, абсолютистское, по сути, хотя полководцы, которым султан давал разные области в управление, часто оказывались самостоятельными и неохотно признавали верховную власть султана. Этот период обозначен созданием Османской системы государственного управления, которая оставалась практически неизменной на протяжении четырёх столетий.

Административное устройство

Административное деление Османской империи было основано на военной администрации с гражданскими исполнительными функциями. Вне этой системы имелись вассальные отношения. В истории империи есть две эпохи административного устройства и управления: первая возникла ещё при создании османского государства, вторая — после обширных административных реформ и европеизации управления в 1864.

Армия

Несмотря на несомненную храбрость османских солдат, военное искусство и организация армии стояли не так высоко в сравнении с военным искусством европейцев, только значительный численный перевес давал возможность османцам одерживать их громкие победы; так, во второй битве на Косовом поле численность армии Хуньяди определяется в 30 000 чел., тогда как османская армия достигала 150 000; и всё-таки битва длилась 3 дня и не менее 30 000 турок остались на месте битвы. В морской битве с генуэзцами под Константинополем даже значительный перевес сил не помог туркам. До тех пор пока возможны были завоевания, заставлявшие народ напрягать все свои силы, Османская империя могла сохранять своё существование; но достаточных внутренних сил для культурного развития у неё не было, и с прекращением завоеваний должен был начаться политический распад и внутреннее разложение.

В течение 1880-х годов османское правительство деятельно работало над перевооружением армии; над организацией армии трудились преимущественно немецкие инструкторы.

Ещё следует учитывать огромные иррегулярные отряды в составе османских полчищ, от которых толку было мало, но они всё же имелись. А в столкновениях с янычарами австрийским войскам приходилось крайне туго, особенно в ближнем бою, которого большинство европейцев избегали («боязнь штыка»). Управу на янычар нашли Суворов-Рымникский и Румянцев-Задунайский, поднявшие искусство штыкового боя на небывалую доселе высоту, с применением батальонных каре, прикрываемых полковой артиллерией и егерями. До них рукопашной с янычарами избегали (предпочитая пальбу из ружей) и даже перекрывали фронт рогатками.

Реформа армии при Махмуде

В самый разгар этих восстаний Махмуд решился на смелое реформирование армии янычар. Корпус янычар пополнялся ежегодными наборами христианских детей по 1000 ежегодно (кроме того, служба в войске янычар переходила по наследству, ибо янычары имели семьи), но вместе с тем сокращался вследствие постоянных войн и мятежей. При Сулеймане янычар было 40 000, при Мехмеде III — 116 000. Во время царствования Мехмеда IV была сделана попытка ограничить численность янычар 55-ю тысячами, но она не удалась вследствие их бунта, и к концу царствования их число поднялось до 200 тысяч. При Махмуде II оно было, вероятно, ещё больше (жалованье выдавалось более чем на 400 000 чел.), но точно определить его совершенно невозможно именно вследствие полной недисциплинированности янычар.

Число орт или од (отрядов) равнялось 229, из коих 77 стояли в Константинополе; но сами аги (офицеры) не знали истинного состава своих од и старались преувеличивать его, так как сообразно с ним получали жалованье для янычар, частью остававшееся в их карманах. Иногда целыми годами жалованье, особенно в провинции, не уплачивалось вовсе, и тогда исчезал даже этот стимул к собиранию статистических данных. Когда прошёл слух о проекте реформ, вожди янычар на собрании решили потребовать от султана казни его авторов; но предвидевший это султан двинул на них постоянную армию, раздал оружие населению столицы и провозгласил религиозную войну против янычар.

Произошла битва на улицах Константинополя и в казармах; сторонники правительства врывались в жилища и истребляли янычар с жёнами и детьми; застигнутые врасплох янычары почти не сопротивлялись. Не менее 10 000, а по более верным сведениям — до 20 000 янычар было истреблено; трупы брошены в Босфор. Остальные разбежались по стране и примкнули к разбойничьим шайкам. В провинции были произведены в широких размерах аресты и казни офицеров, масса же янычар сдалась и была раскассирована по полкам.

Вслед за янычарами на основании фетвы муфтия были отчасти казнены, отчасти изгнаны дервиши-бекташи, всегда служившие верными сподвижниками янычар.

С образованием новых войск в Османской империи (тур. Sekban-ı Cedit), и в результате многочисленных янычарских мятежей, был ликвидирован корпус янычаров. Султан Махмуд II задумал ликвидировать корпус янычаров, снабдив население оружием. Народ безжалостно убивал членов янычарского корпуса. Янычары пытались скрыться в своих штаб-квартирах, которые по приказу Махмуда II поджигали вместе с янычарами. Таким образом, 16 июня 1826 года был уничтожен корпус (оджак) янычар. Это событие было названо Вака-и Хайрийе (тур. Vaka-i Hayriye) или Событие, совершающее доброе дело (Хайырлы Олай, тур. Hayırlı Olay).

Города Османской империи. Ремесла и торговля

На территории Османской империи существовали крупные города с развитым ремесленным производством. Хлопчатобумажные и шерстяные ткани, шелка, атлас и бархат, ковры, клинки и разное оружие, парфюмерия и изделия из слоновой кости славились далеко за её пределами. Стамбул, Измир, насчитывали десятки тысяч ремесленников. Они объединялись в цехи, которые напоминали цехи средневековой Европы. Строго регламентировались приемы труда, размеры производства, распределение заказов. Каждый цех возглавлялся старшиной шейхом. В некоторых городах в XVIII веке появились первые мануфактуры.

Ремесленники работали как на заказчиков феодалов, так и на рынок, сбывая свою продукцию купцам. Росла торговля, которая сосредоточилась главным образом в руках купцов торговых городов. Из Османской империи вывозились изделия ремесленников, некоторые виды сырья и продовольствия. Из Европы и Восточной Азии ввозились предметы роскоши, оружия. Кроме того, через Турцию велась довольно оживленная транзитная торговля между Европой и Восточной Азией. Однако господствовавшие в Османской империи феодальные порядки, препятствовали развитию ремесла и торговли, и формированию капиталистического уклада.

Вследствие господства в турецкой деревне натурального хозяйства, экономические связи между городом и деревней были незначительны. Уровень техники у ремесленников и в мануфактурах был низким. Все производство строилось на ручном труде. Серьёзные затруднения испытывала и торговля. Существовали внутренние таможни, облагавшие товары многочисленными налогами. В каждой провинции были свои меры длины и веса. Правительство систематически выпускало обесцененную монету.

Культура

Глубокий социально-экономический кризис в XVIII—XIX веках губительно отразился на развитии национальной культуры в Османской империи. Наука, литература, искусство пришли в упадок. Ещё более стала непреодолимой пропасть между чуждой народу культурой господствующих классов и трудящимися массами. Из-за отхода от основных ценностей Ислама при султанском дворе, во дворцах феодалов наблюдалось подражание западноевропейским королевским дворам. Первые турецкие типографии, созданные в XVIII веке, печатали главным образом богословские трактаты. В книгах и официальных документах употреблялся язык, состоявший почти полностью из арабских и персидских слов. Просвещение и школа находилась в руках духовенства. Грамотных людей было очень мало. В этих трудных условиях народные массы сохраняли и развивали свою национальную культуру преимущественно в форме фольклора и других видов народного творчества.

Религия

Османский халифат являлся государством, которое распространяло ислам по всему миру, отстаивало и защищало ислам от влияния сект. Османский халифат вёл активную исламизацию Балканского полуострова. Официальной правовой школой халифата был ханафитский мазхаб.

Наука и искусство

Султан Селим I покровительствовал литературе и сам оставил значительное число турецких и арабских стихотворений. При нём было написано много произведений.

В царствование Махмуда Ибрагимом Басмаджи была основана первая турецкая типография. Муфтий дал фетву, которой во имя интересов просвещения благословлял начинание, а султан гатти-шерифом разрешил его. Было запрещено только печатать Коран и священные книги (факт неподтвержденный). В первый период существования типографии в ней было напечатано 15 сочинений (словари арабский и персидский, несколько книг по истории государства Османов и всеобщей географии, военное искусство, политическая экономия и т. д.). После смерти Ибрагима Басмаджи типография закрылась, новая возникла только в 1784 г. В XVIII веке При покровительстве Мустафы была открыта в Константинополе первая публичная библиотека, несколько школ и больниц.

Экономика

Для урегулирования финансов Мустафа Мизанин начал с экономии в собственном дворце. Он очень охотно заключил в 1761 г. договор с Пруссией, которым предоставлял прусским торговым кораблям свободное плавание в османских водах; прусские подданные в Османской империи были подчинены юрисдикции своих консулов. Россия и Австрия предлагали Мустафе 100 000 дукатов за отмену прав, данных Пруссии, но безуспешно: Мустафа желал возможно более сблизить своё государство с европейской цивилизацией.

После Крымской войны султаны начали занимать деньги у западных банкиров. Ещё в 1854 году не имевшее практически никакого внешнего долга, османское правительство очень быстро стало банкротом, и уже в 1875 году султан Абдул-Азиз был должен европейским держателям облигаций почти один миллиард долларов в иностранной валюте. Это было серьёзной ошибкой султанов, а в случае если займ проводился под процент, то данная операция ещё и противоречила нормам ислама, запрещающим ростовщичество.

В 1880 г., по прошествии 5 лет со времени объявления банкротства, Османская империя не только не приступила к уплате долгов в полном объёме, но готовилась к дальнейшему сокращению платежей. В конце 1881 г. в Константинополе собралась конференция из представителей кредиторов империи, которая должна была согласиться на дальнейшее понижение платежей (1 % на основной капитал вместо 5 + % амортизации) под условием передачи контроля над некоторыми доходами в руки комиссии кредиторов. Комиссия эта, под названием Conseil d’administration de la dette publique Ottoman, состояла из 5 членов, назначаемых на 5-летний срок: синдикатом Foreign bondholders в Лондоне, торговой палатой в Риме и синдикатами кредиторов Османской империи в Вене, Париже и Берлине. Сверх того, в ней имел право присутствовать один из директоров Оттоманского банка. Заседала она в Константинополе с 1882 года и в действительности являлась как бы департаментом министерства финансов, ибо непосредственно заведовала определёнными государственными доходами, но пользовалась независимостью от всего министерства и от правительства вообще. В 1883 г. для увеличения доходов была введена табачная монополия.

В банковской сфере в начале XX в. ведущие позиции занимали австро-венгерские (Wiener Bank-Verein, Ungarische Allgemeine Kredit-Bank, Ungarische Handels-Aktien-Gesellschaft), немецкие (Deutsche Bank, Deutsche Orient-Bank) и греческие (Banque d’Athènes, Banque de Salonique, Banque Nationale) банки. Из французских банков были представлены Le Crédit Lyonnais, из итальянских — Banco di Roma, из русских — Внешторгбанк[4].

Экономический подъём

В 1889 г. были объявлены свободными рабы, владельцы которых не могли доказать, что владеют ими на законном основании; в 1890 г. приняты действительные меры к прекращению торговли рабами, запрещённой ещё в 1858 г. С этого времени рабство может считаться почти исчезнувшим из европейской части империи, однако в Малой Азии оно сохранялось в слабой степени вплоть до объявления Турецкой республики.

В 1889 г. состоялось в Берлине третейское разбирательство спора между Портой и бароном Гиршем, собственником железных дорог в Османской империи. Третейским судьёй был избран проф. Гнейст. Решение было в значительной степени в пользу Порты; благодаря ему Порта приобрела право пользоваться некоторыми железными дорогами и получила возможность строить дальнейшие, что и было осуществлено в Малой Азии.

Question book-4.svg

Османский флот

Два десятилетия, прошедшие после войны 1877—1878 г., были периодом некоторого экономического подъёма страны и вместе с тем некоторого улучшения её международного положения. За это время улучшились её отношения с наиболее ожесточёнными её врагами. В 1883 г. князь Черногорский Николай посетил Константинополь; в 1892 г. в Константинополе был болгарский министр Стамболов; дружеские отношения с Болгарией были закреплены в 1898 г. посещением Константинополя князем и княгиней болгарскими. В 1893 г. султан получил в подарок от императора Александра III ценный альбом. В 1894 г. в Константинополе был сербский король. Большое значение имело посещение султана императором и императрицей германскими.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

dic.academic.ru

Османская империя

Османская империя (Турция) — государство на Западе Азии и частично в Европе.

Весь 19 век Османская империя находилась в состоянии глубокого социального кризиса, заметно отставая от соседей в экономическом и военном отношениях. В условиях разложения военно-ленной системы, поражений в войнах с Россией, роста национально-освободительной борьбы нетурецкого населения султан Селим III (1789-1807 гг.) и небольшая группа светской и духовной знати предприняли попытку провести реформы, получившие название «новой системы» — «низам-и джедит»,

и призваны были упорядочить военно-ленное землевладение, расширить мануфактурное производство, связанное с изготовлением обмундирования, сформировать армию европейского образца, которая могла бы заменить гвардию янычар и т. д. «Новая система» не нашла поддержки ни среди феодальной верхушки, ни среди крестьянства, на плечи которого ложилось бремя налогов для ее осуществления.

Положение Турции ухудшилось после войны с Францией (1798-1801 гг.), а затем и Россией, с которой был разорван союз и в 1806-1812 годах шла неудачная для турок война. Волнения янычар 1807 г. положили конец как реформам, так и царствованию, а через год и жизни самого реформатора. В июле 1808 г. глава «Рущукских друзей» Мустафа-паша Байрактар совершил государственный переворот и попытался возродить «новую систему», но янычарские волнения положили конец и его начинанию.

Лишь в 1826 г. султану Махмуду II удалось не только подавить мятеж янычар, недовольных его военной реформой, но и ликвидировать корпус янычар, уничтожив почти всех его воинов. Была проведена реорганизация армии, ликвидирована военно-ленная система, относительно успешными были действия султана против феодальной верхушки. Но Османская империя продолжала переживать кризис.

Мухаммед Али, которого султан утвердил в должности паши Египта, стал фактически независимым. На Балканах в 1815 г. восстала Сербия. В 1821 г. против турецкого ига восстали и греки. Когда к 1827 г. египетские войска, пришедшие на помощь Турции, захватили большую часть Греции, европейские державы пришли на помощь грекам. В ходе Наваринского сражения англо-франко-русская эскадра разбила турецко-египетский флот. Турция потерпела поражение и в русско-турецкой войне 1828-1829 гг. По Адрианопольскому мирному договору 1829 г. Греция обретала автономию и в 1930 г. стала независимым королевством, Турция обязывалась предоставить автономию и Сербии, а также расширить привилегии Молдовы и Валахии.

В 1831-1833 гг. против султана выступил египетский паша Мухаммед Али. Махмуд II, не получивший помощи у западноевропейских стран, попросил поддержки у России, десант которой высадился в Босфоре и остановил египетское наступление. Британия и Франция, желавшие воспрепятствовать усилению России в регионе, включились в процесс примирения сторон. В обмен на ряд территорий египетский паша признал себя вассалом турецкого султана. В 1838 г. Османской империей были заключены торговые конвенции с Британией и Францией, что способствовало проникновению европейских товаров на территорию Турции.

 



Янычар. 1-я половина

19 века

Турецкий пехотинец

1860-1870 года

К 1839-1841 гг. относится новый виток турецко-египетского конфликта. Турецкая армия начала наступление и в первом же сражении потерпела поражение, турецкий флот перешел на сторону египетского паши. Возникла угроза распада Османской империи, но европейские державы не могли договориться о том, как ее делить, и решили спасти султана. Великобритания, Австрия, Пруссия и Россия вмешались в конфликт. Флоты и десантные части Британии, Австрии и Турции в сентябре 1840 г. начали военные действия против Египта. Под угрозой бомбардировки Александрии Мухаммед-Али капитулировал и вновь признал себя вассалом султана.

В 1839 г. начался период реформ, получивших название «танзимат». В ноябре 1839 г. был обнародован Гюльханейский рескрипт, который гарантировал всем подданным неприкосновенность жизни, чести, имущества, ликвидацию произвола, справедливое распределение и взимание налогов. Во исполнение Рескрипта были изданы законы, отменяющие ильтизам (откупную систему при сборе налогов). Были снижены сроки военной службы, созданы светские школы, немусульмане могли наравне с мусульманами выступать в качестве свидетелей в суде и т. д. Правда провозглашенные права, гарантии и свободы в основном не соблюдались.

В 1853 г. началась Крымская война, в которой против России на стороне Турции выступили Британия и Франция. Парижский мирный договор 1856 г. подтвердил «целостность и неприкосновенность Османской империи». В том же году султан принял новый рескрипт, в котором обещал развивать экономику Турции с использованием «опыта и капиталов Европы», что способствовало укреплению позиций европейского капитала в империи. Иностранцы получили дополнительные привилегии: право владеть землей, концессии на строительство железных дорог, эксплуатацию недр и т. д. В Турции были учреждены иностранные банки. В 1858 г. были приняты уголовный и земельный кодексы, а в 1869 г.— гражданский. «Танзимат», продолжавшийся до 1870-х гг., открывал возможности для роста буржуазии, развития светского образования, формирования новой интеллигенции, лидерами которой были турецкие просветители и идеологи конституционного движения.

В 1865 г. было создано тайное общество «Новые османы». Его сторонник Мидхат-паша в мае 1876 г. организовал государственный переворот. На престол взошел Мурад V, обещавший ввести конституцию. Но он процарствовал всего три месяца и был смещен ввиду душевной болезни Абдул-Хамидом II. В декабре 1876 г была обнародована первая турецкая конституция («конституция Мидхста»). Османская империя стала конституционной монархией.

Попытка урегулировать отношения со славянскими народами на османских Балканах не удалась. Началось восстание в Боснии, которое было жестоко подавлено. Провалом закончилась Константинопольская конференция 1876 г. по выработке реформ в Боснии, Герцеговине и Болгарии. Это подорвало авторитет реформаторов. Абдул-Хамид II сместил Мидхат-пашу, «новые османы» подверглись репрессиям. В условиях поражения в войне с Россией (1877-1878 гг.) в 1878 г. султан распустил парламент и установил режим, называемый «зулюмом». Истреблялись представители национальных и религиозных меньшинств, особенно славяне и армяне. Султан надеялся укрепить свою власть с помощью панисламизма, пытаясь предстать в роли «защитника правоверных» во всем мире. Но это была слабая защита.

В результате русско-турецкой войны 1877-1878 годах турецкому господству на Балканах был нанесен сокрушительный удар. В Северной Болгарии было образовано Болгарское княжество, лишь формально находившееся под сюзеренитетом султана, Южная Болгария стала автономной провинцией, Сербия, Черногория и Румыния были признаны полностью независимыми. К России отошел ряд территорий. В 1881 г. Франция захватила Тунис, в 1878 г. Великобритания — Кипр и в 1882 г.— Египет. В 1897 г. остров Крит был фактически присоединен к Греции. В этих условиях началось сближение Османской империи с Германией, которая рассчитывала проникнуть на Ближний Восток. Германия получила в 1888 г. концессию, которая позволила ей начать строительство Багдадской железной дороги.

В конце века Османская империя имела стойкую репутацию «больного человека», у постели которого сидят «наследники», спорящие о разделе имущества умирающего. Считалось, что раздел Османского наследства — вопрос времени. Но империя прожила до 1920 года.

worldhis.ru

Османская империя — это… Что такое Османская империя?

Ambox scales.svg

Проверить нейтральность.

На странице обсуждения должны быть подробности.

Есть более полная статья

Осма́нская импе́рия, официально Великое Осма́нское госуда́рство (осм. دولت عالیه عثمانیه‎ — Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye) — многонациональное государство под управлением османских султанов, существовавшее с 1299 по 1922 годы. В средневековых русскоязычных источниках данное понятие не использовалось, вместо него использовалось понятие царство Турское, царство Турецкое и другие.

В Европе Османскую империю часто называли Высо́кой (блистательной) По́ртой или просто По́ртой. В период расцвета в XVI—XVII веках государство включало Малую Азию (Анатолию), Ближний Восток, Северную Африку, Балканский полуостров и прилегающие к нему с севера земли Европы[1]. Захватив Константинополь, османские султаны дополнили свой титул титулом «император ромеев», таким образом утверждая преемственность Османской империи не только от Арабского халифата, но и от Римской империи. Обитатели славянских земель называли это государство Османским царством[источник не указан 541 день], так как титул «царь» долгое время был славянским эквивалентом титулов «кесарь» или «цезарь» и «император».

Анатолия, в которой расположена основная часть современной Турции, до прихода турок-сельджуков в XI веке была территорией Византии. Османская империя завершила завоевание Византии взятием в 1453 году Константинополя. На вершине своего могущества, при правлении Сулеймана Великолепного (1520—1566), империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко.

После окончания Первой мировой войны Османская империя распадается: Франция получает Сирию, Британская империя — Ирак, Трансиорданию и Палестину; оставшиеся территории составили современную Турцию.

История

Анатолия (Малая Азия), где расположена Турция, в древности была колыбелью многих цивилизаций. Ко времени прихода предков современных турок здесь существовала Византийская империя — греко-православное государство со столицей в Константинополе (Стамбул). Воевавшие с византийцами арабские халифы приглашали на военную службу тюркские племена, которым выделяли для поселения пограничные и пустующие земли.

В 1071 году возникло государство турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю центральную территорию в Малой Азии, позже на всю её южную часть кроме Киликии. Разрушено монголами.

В 1326 на завоёванных у византийцев землях османский бейлик был преобразован в султанат со столицей в городе Бурса. Опорой власти турецких султанов стали янычары.

В 1362 турки, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Адрианополь (Эдирне). Европейские владения турецкого султаната получили название Румелия.

В 1453 турки взяли Константинополь и сделали его столицей империи. При Селиме Грозном Турция завоевала Сирию, Аравию и Египет. Турецкий султан низложил последнего халифа в Каире и сам стал халифом. Нанеся поражение Венеции (1505) и Египту (1517), османы получили контроль над Восточным Средиземноморьем. В 1526 произошла Мохачская битва, в ходе которой турки разбили чешско-венгерское войско и оккупировали Венгрию и в 1529 подступили к стенам Вены. На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» (1520—1566), империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко. В 1672 году турки при поддержке Дорошенко захватили территории к западу от Днепра. Но в конце XVII века антитурецкая коалиция разбила турок под Веной и затем вытеснила их из Центральной Европы. В XVIII веке главным соперником османов становится Российская империя. В ходе русско-турецких войн Османская империя теряет Северное Причерноморье и Крым.

Османы при поддержке мамлюков осуществляли бурные завоевания в Африке к югу от Египта, в результате чего им, наконец, удалось окончательно присвоить нубийские земли, Восточный Судан (те территории, которые составляют ныне Республику Судан), Хабеш — прибрежные земли на территории современных Эритреи и Джибути, а также северную часть современного Сомали. Но Египет в XIX веке при Мухаммеде Али стал фактически независимым, и только русская армия спасла Турцию от завоевания египтянами, при этом, естественно, османы оставили надежды на покорение Африки.

В Первой мировой войне Османская империя выступила на стороне Германской империи и Австро-Венгрии. Потерпев поражение на Кавказе от русских войск, Османская империя сумела предотвратить проникновение сил Антанты в Мраморное море. Война закончилась поражением Четверного союза, и Турция была вынуждена подписать перемирие, после которого началась Война за независимость, в которой Турции помогла Советская Россия.

1922 год — прекращение существования Османской империи.

Устройство и управление

Общественные отношения

Question book-4.svg

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 июня 2011.

Взятие Константинополя сделало Османское государство могущественной державой. Это была уже не орда в 50 000 мужчин и женщин; это было государство, способное выставить армию в 250 000 чел., сохраняя в то же время сильные гарнизоны в различных местах обширной территории.

Такой рост численности турок объясняется лёгкостью, с которой они ассимилировали другие народности, тюркские племена Анатолии, греков, славян; из среды последних турками делались все те, кто соглашался пожертвовать религией ради приобретения привилегированного положения — а таких было немало. Балканские народы должны были платить налог не только деньгами (джизья), но и детьми (девширме), из которых после обращения в ислам воспитывали янычар и капы-кулу — личных рабов султана (неподтверждённая информация). Родители часто сами добровольно отдавали своих детей турецким чиновникам, так как при дворе рабы достигали иногда очень высокого положения. Происхождение от христианских родителей нисколько не мешало карьере. Так, великим визирем при Мехмеде II был Махмуд-паша, сын православных сербки и грека. При Сулеймане Кануни великим визирем был также бывший раб серб Мехмед Соколлу паша (Соколович или Соколич).

Изменение физических черт турок ускорялось тем, что гарем турок по большей части состоял из пленниц европейского или кавказского происхождения. В политическом и культурном отношении завоеватели Константинополя тоже далеко не были ордой Османа; они представляли собой большое государство со сложной администрацией и сложным характером жизни. Сами турки составляли в нём привилегированное, преимущественно военное, также чиновное сословие, но отнюдь не замкнутую касту. Исключительно из них назначались администраторы и судьи; они же были армией.

Question book-4.svg

Воинской повинности для покорённых христианских народов османы никогда не вводили, хотя брали иногда вспомогательные отряды у вассальных народов. Многие турки получали в виде наград или иным способом приобретали значительные земельные владения (чифлики) и являлись крупными помещиками, хозяйничавшими в своих поместьях при помощи крепостного труда подвластного христианского населения. Рядом с ними появлялись и мелкие землевладельцы-крестьяне, частью турки, но в основном греки, сербы или болгары, принявшие ислам. Положение завоёванных христианских народов под властью османов (кроме, разумеется, рабов) было не особо тяжелым в первое время, но в дальнейшем положение христиан в Османской империи становилось все более тяжелым в плане безопасности. Также со временем для молитв, из старых византийских храмов у христиан осталось только одна церковь Марии Монгольской и две часовни, настолько крошечные, что их, должно быть, просто не заметили при разграблении Константинополя, — Св. Димитрия Канаву и Св. Георгия Кипарисского; все же остальные были вновь построенными зданиями очень скромного вида, чтобы не оскорблять взора победителей-мусульман.[3]

Османы сознательно сохраняли местное самоуправление подвластной «райи»; о религиозных преследованиях они и не думали, так как Ислам запрещал ограничивать свободу вероисповедания любых народов. Через несколько дней после взятия Константинополя Мехмед предложил греческому духовенству избрать нового патриарха, (прежний был убит во время осады) личность которого сам же и предложил и немедленно утвердил избранного. Для его охраны была приставлена стража из янычар, что сразу придало ему характер турецкого чиновника. Патриарх вместе с собором получил значение верховного управления над православными (греками, сербами, болгарами, русскими и т. д.) и суда в спорах между ними. Они могли назначать православным наказания, до смертной казни включительно, и османские власти обыкновенно без возражений приводили их в исполнение. Минусом данной политики было то, что со временем все высшие должности в составе православного миллета получили греки, которые часто развивали и насаждали язык и культуру своих единоплеменников во всем миллете, за счет остальных народностей. Точно так же поступали турки и с другими народами. Этим они легко примиряли их на первое время со своей властью, но церковь становилась силой, которая впоследствии немало содействовала освобождению этих народностей.

Рядом с крепостным правом существовало и настоящее рабство: рабы употреблялись преимущественно как домашняя прислуга, рабыни — как наложницы в гареме. Торг невольниками производился в довольно широких размерах в Константинополе и в других городах. Гражданское управление стояло на очень низкой ступени; чиновники и судьи смотрели на свои должности как на способ обогащения; процветало самое грубое взяточничество. Султаны пытались бороться с этим злом; так, Баязет I в один день повесил 80 судей, уличённых во взяточничестве, но при отсутствии правильно организованного контроля со стороны общества или хотя бы правительства, при забитости населения, лишённого возможности протестовать, подобные меры не приводили к желанным результатам. Духовное управление Мехмед II передал в верховное заведование муфтия, или шейх-уль-ислама, духовного главы всех правоверных, назначаемого султаном. Даваемые им фетвы (постановления) имели характер действующего права. Нередко, несмотря на всю осмотрительность при их назначении, шейх-уль-исламы оказывались сильными противниками того или иного султана; иногда при их помощи совершались государственные перевороты. Шейх-уль-ислам стоял также во главе суда.

Государственное устройство

Основная статья: Государственное устройство Османской империи

Османская империя на протяжении шести столетий развила достаточно сложное государственное устройство. В годы правления Османа (1288—1326) формируется могущественное военное государство, абсолютистское, по сути, хотя полководцы, которым султан давал разные области в управление, часто оказывались самостоятельными и неохотно признавали верховную власть султана. Этот период обозначен созданием Османской системы государственного управления, которая оставалась практически неизменной на протяжении четырёх столетий.

Административное устройство

Административное деление Османской империи было основано на военной администрации с гражданскими исполнительными функциями. Вне этой системы имелись вассальные отношения. В истории империи есть две эпохи административного устройства и управления: первая возникла ещё при создании османского государства, вторая — после обширных административных реформ и европеизации управления в 1864.

Армия

Несмотря на несомненную храбрость османских солдат, военное искусство и организация армии стояли не так высоко в сравнении с военным искусством европейцев, только значительный численный перевес давал возможность османцам одерживать их громкие победы; так, во второй битве на Косовом поле численность армии Хуньяди определяется в 30 000 чел., тогда как османская армия достигала 150 000; и всё-таки битва длилась 3 дня и не менее 30 000 турок остались на месте битвы. В морской битве с генуэзцами под Константинополем даже значительный перевес сил не помог туркам. До тех пор пока возможны были завоевания, заставлявшие народ напрягать все свои силы, Османская империя могла сохранять своё существование; но достаточных внутренних сил для культурного развития у неё не было, и с прекращением завоеваний должен был начаться политический распад и внутреннее разложение.

В течение 1880-х годов османское правительство деятельно работало над перевооружением армии; над организацией армии трудились преимущественно немецкие инструкторы.

Ещё следует учитывать огромные иррегулярные отряды в составе османских полчищ, от которых толку было мало, но они всё же имелись. А в столкновениях с янычарами австрийским войскам приходилось крайне туго, особенно в ближнем бою, которого большинство европейцев избегали («боязнь штыка»). Управу на янычар нашли Суворов-Рымникский и Румянцев-Задунайский, поднявшие искусство штыкового боя на небывалую доселе высоту, с применением батальонных каре, прикрываемых полковой артиллерией и егерями. До них рукопашной с янычарами избегали (предпочитая пальбу из ружей) и даже перекрывали фронт рогатками.

Реформа армии при Махмуде

В самый разгар этих восстаний Махмуд решился на смелое реформирование армии янычар. Корпус янычар пополнялся ежегодными наборами христианских детей по 1000 ежегодно (кроме того, служба в войске янычар переходила по наследству, ибо янычары имели семьи), но вместе с тем сокращался вследствие постоянных войн и мятежей. При Сулеймане янычар было 40 000, при Мехмеде III — 116 000. Во время царствования Мехмеда IV была сделана попытка ограничить численность янычар 55-ю тысячами, но она не удалась вследствие их бунта, и к концу царствования их число поднялось до 200 тысяч. При Махмуде II оно было, вероятно, ещё больше (жалованье выдавалось более чем на 400 000 чел.), но точно определить его совершенно невозможно именно вследствие полной недисциплинированности янычар.

Число орт или од (отрядов) равнялось 229, из коих 77 стояли в Константинополе; но сами аги (офицеры) не знали истинного состава своих од и старались преувеличивать его, так как сообразно с ним получали жалованье для янычар, частью остававшееся в их карманах. Иногда целыми годами жалованье, особенно в провинции, не уплачивалось вовсе, и тогда исчезал даже этот стимул к собиранию статистических данных. Когда прошёл слух о проекте реформ, вожди янычар на собрании решили потребовать от султана казни его авторов; но предвидевший это султан двинул на них постоянную армию, раздал оружие населению столицы и провозгласил религиозную войну против янычар.

Произошла битва на улицах Константинополя и в казармах; сторонники правительства врывались в жилища и истребляли янычар с жёнами и детьми; застигнутые врасплох янычары почти не сопротивлялись. Не менее 10 000, а по более верным сведениям — до 20 000 янычар было истреблено; трупы брошены в Босфор. Остальные разбежались по стране и примкнули к разбойничьим шайкам. В провинции были произведены в широких размерах аресты и казни офицеров, масса же янычар сдалась и была раскассирована по полкам.

Вслед за янычарами на основании фетвы муфтия были отчасти казнены, отчасти изгнаны дервиши-бекташи, всегда служившие верными сподвижниками янычар.

С образованием новых войск в Османской империи (тур. Sekban-ı Cedit), и в результате многочисленных янычарских мятежей, был ликвидирован корпус янычаров. Султан Махмуд II задумал ликвидировать корпус янычаров, снабдив население оружием. Народ безжалостно убивал членов янычарского корпуса. Янычары пытались скрыться в своих штаб-квартирах, которые по приказу Махмуда II поджигали вместе с янычарами. Таким образом, 16 июня 1826 года был уничтожен корпус (оджак) янычар. Это событие было названо Вака-и Хайрийе (тур. Vaka-i Hayriye) или Событие, совершающее доброе дело (Хайырлы Олай, тур. Hayırlı Olay).

Города Османской империи. Ремесла и торговля

На территории Османской империи существовали крупные города с развитым ремесленным производством. Хлопчатобумажные и шерстяные ткани, шелка, атлас и бархат, ковры, клинки и разное оружие, парфюмерия и изделия из слоновой кости славились далеко за её пределами. Стамбул, Измир, насчитывали десятки тысяч ремесленников. Они объединялись в цехи, которые напоминали цехи средневековой Европы. Строго регламентировались приемы труда, размеры производства, распределение заказов. Каждый цех возглавлялся старшиной шейхом. В некоторых городах в XVIII веке появились первые мануфактуры.

Ремесленники работали как на заказчиков феодалов, так и на рынок, сбывая свою продукцию купцам. Росла торговля, которая сосредоточилась главным образом в руках купцов торговых городов. Из Османской империи вывозились изделия ремесленников, некоторые виды сырья и продовольствия. Из Европы и Восточной Азии ввозились предметы роскоши, оружия. Кроме того, через Турцию велась довольно оживленная транзитная торговля между Европой и Восточной Азией. Однако господствовавшие в Османской империи феодальные порядки, препятствовали развитию ремесла и торговли, и формированию капиталистического уклада.

Вследствие господства в турецкой деревне натурального хозяйства, экономические связи между городом и деревней были незначительны. Уровень техники у ремесленников и в мануфактурах был низким. Все производство строилось на ручном труде. Серьёзные затруднения испытывала и торговля. Существовали внутренние таможни, облагавшие товары многочисленными налогами. В каждой провинции были свои меры длины и веса. Правительство систематически выпускало обесцененную монету.

Культура

Глубокий социально-экономический кризис в XVIII—XIX веках губительно отразился на развитии национальной культуры в Османской империи. Наука, литература, искусство пришли в упадок. Ещё более стала непреодолимой пропасть между чуждой народу культурой господствующих классов и трудящимися массами. Из-за отхода от основных ценностей Ислама при султанском дворе, во дворцах феодалов наблюдалось подражание западноевропейским королевским дворам. Первые турецкие типографии, созданные в XVIII веке, печатали главным образом богословские трактаты. В книгах и официальных документах употреблялся язык, состоявший почти полностью из арабских и персидских слов. Просвещение и школа находилась в руках духовенства. Грамотных людей было очень мало. В этих трудных условиях народные массы сохраняли и развивали свою национальную культуру преимущественно в форме фольклора и других видов народного творчества.

Религия

Османский халифат являлся государством, которое распространяло ислам по всему миру, отстаивало и защищало ислам от влияния сект. Османский халифат вёл активную исламизацию Балканского полуострова. Официальной правовой школой халифата был ханафитский мазхаб.

Наука и искусство

Султан Селим I покровительствовал литературе и сам оставил значительное число турецких и арабских стихотворений. При нём было написано много произведений.

В царствование Махмуда Ибрагимом Басмаджи была основана первая турецкая типография. Муфтий дал фетву, которой во имя интересов просвещения благословлял начинание, а султан гатти-шерифом разрешил его. Было запрещено только печатать Коран и священные книги (факт неподтвержденный). В первый период существования типографии в ней было напечатано 15 сочинений (словари арабский и персидский, несколько книг по истории государства Османов и всеобщей географии, военное искусство, политическая экономия и т. д.). После смерти Ибрагима Басмаджи типография закрылась, новая возникла только в 1784 г. В XVIII веке При покровительстве Мустафы была открыта в Константинополе первая публичная библиотека, несколько школ и больниц.

Экономика

Для урегулирования финансов Мустафа Мизанин начал с экономии в собственном дворце. Он очень охотно заключил в 1761 г. договор с Пруссией, которым предоставлял прусским торговым кораблям свободное плавание в османских водах; прусские подданные в Османской империи были подчинены юрисдикции своих консулов. Россия и Австрия предлагали Мустафе 100 000 дукатов за отмену прав, данных Пруссии, но безуспешно: Мустафа желал возможно более сблизить своё государство с европейской цивилизацией.

После Крымской войны султаны начали занимать деньги у западных банкиров. Ещё в 1854 году не имевшее практически никакого внешнего долга, османское правительство очень быстро стало банкротом, и уже в 1875 году султан Абдул-Азиз был должен европейским держателям облигаций почти один миллиард долларов в иностранной валюте. Это было серьёзной ошибкой султанов, а в случае если займ проводился под процент, то данная операция ещё и противоречила нормам ислама, запрещающим ростовщичество.

В 1880 г., по прошествии 5 лет со времени объявления банкротства, Османская империя не только не приступила к уплате долгов в полном объёме, но готовилась к дальнейшему сокращению платежей. В конце 1881 г. в Константинополе собралась конференция из представителей кредиторов империи, которая должна была согласиться на дальнейшее понижение платежей (1 % на основной капитал вместо 5 + % амортизации) под условием передачи контроля над некоторыми доходами в руки комиссии кредиторов. Комиссия эта, под названием Conseil d’administration de la dette publique Ottoman, состояла из 5 членов, назначаемых на 5-летний срок: синдикатом Foreign bondholders в Лондоне, торговой палатой в Риме и синдикатами кредиторов Османской империи в Вене, Париже и Берлине. Сверх того, в ней имел право присутствовать один из директоров Оттоманского банка. Заседала она в Константинополе с 1882 года и в действительности являлась как бы департаментом министерства финансов, ибо непосредственно заведовала определёнными государственными доходами, но пользовалась независимостью от всего министерства и от правительства вообще. В 1883 г. для увеличения доходов была введена табачная монополия.

В банковской сфере в начале XX в. ведущие позиции занимали австро-венгерские (Wiener Bank-Verein, Ungarische Allgemeine Kredit-Bank, Ungarische Handels-Aktien-Gesellschaft), немецкие (Deutsche Bank, Deutsche Orient-Bank) и греческие (Banque d’Athènes, Banque de Salonique, Banque Nationale) банки. Из французских банков были представлены Le Crédit Lyonnais, из итальянских — Banco di Roma, из русских — Внешторгбанк[4].

Экономический подъём

В 1889 г. были объявлены свободными рабы, владельцы которых не могли доказать, что владеют ими на законном основании; в 1890 г. приняты действительные меры к прекращению торговли рабами, запрещённой ещё в 1858 г. С этого времени рабство может считаться почти исчезнувшим из европейской части империи, однако в Малой Азии оно сохранялось в слабой степени вплоть до объявления Турецкой республики.

В 1889 г. состоялось в Берлине третейское разбирательство спора между Портой и бароном Гиршем, собственником железных дорог в Османской империи. Третейским судьёй был избран проф. Гнейст. Решение было в значительной степени в пользу Порты; благодаря ему Порта приобрела право пользоваться некоторыми железными дорогами и получила возможность строить дальнейшие, что и было осуществлено в Малой Азии.

Question book-4.svg

Османский флот

Два десятилетия, прошедшие после войны 1877—1878 г., были периодом некоторого экономического подъёма страны и вместе с тем некоторого улучшения её международного положения. За это время улучшились её отношения с наиболее ожесточёнными её врагами. В 1883 г. князь Черногорский Николай посетил Константинополь; в 1892 г. в Константинополе был болгарский министр Стамболов; дружеские отношения с Болгарией были закреплены в 1898 г. посещением Константинополя князем и княгиней болгарскими. В 1893 г. султан получил в подарок от императора Александра III ценный альбом. В 1894 г. в Константинополе был сербский король. Большое значение имело посещение султана императором и императрицей германскими.

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

biograf.academic.ru

Глава 4 Османская империя (Турция). История Востока. Том 1

Первые волны тюркоязычных племен в Малой Азии датируются эпохой Великого переселения народов (сер. I тысячелетия н.э.), но в период эффективной власти византийских императоров эти племена достаточно быстро ассимилировались местным населением. Иное положение сложилось здесь в начале II тысячелетия н.э., когда едва выстоявшая под ударами арабов и к тому же ослабленная внутренними распрями Византия уже не могла оказывать активного сопротивления вторжениям извне. В конце XI в. правители сельджукского Румского султаната, потерпев поражение от крестоносцев, перенесли свою столицу в глубь Анатолии, к границам Византии. Тюрки-огузы, составлявшие этнически господствующее ядро султаната, и постепенно тюркизовавшееся под их воздействием местное население – греки, армяне, частично грузины, персы – вот те компоненты, на основе которых формировалось будущее население Турции и прежде всего сами турки. Впрочем, о формировании турок как этноса надлежит вести речь с определенными оговорками. Население Малой Азии издревле было христианским. Наложение на него мощного пласта тюрок-мусульман и даже тюркизация части прежнего населения не привели к исчезновению христиан. Напротив, большие группы христианского населения длительное время сосуществовали с тюрко-исламским этносом, захватившим господствующие позиции. Поэтому турками в широком смысле слова можно с оговорками именовать все население Турции, но собственно турками были лишь представители тюрко-исламской группы, длительное время численно остававшиеся в меньшинстве.

Традиционные нормы ислама и родоплеменные связи сельджукских тюрок во многом определили структуру султаната: слабая власть центра опиралась на немногочисленный аппарат чиновников, преимущественно из персов, частично греков, а периферийные районы находились под контролем влиятельных вассалов-беев. Центробежные тенденции вели к усилению власти беев, чему способствовали также с трудом подавленное в XIII в. восстание сектантов-шиитов, а затем вторжение монголов, приведшее в конечном счете к гибели султаната. Из десяти бейликов, на которые он распался, на рубеже XIII–XIV вв. резко усилился и возвысился западный, принадлежавший бею Осману, который с 1299 г. стал полновластным правителем окрепшего Османского эмирата.

Отдаленность от монгольского государства ильханов и близость ко все более слабевшей Византии во многом определили политику Османа: откупаясь от монголов небольшой данью, он стал одну за другой присоединять к эмирату малоазиатские провинции Византии. Преемники Османа продолжили его завоевания: сначала была подчинена значительная часть Малой Азии, а затем полем боя стали Балканы. На протяжении второй половины XIV в., особенно после знаменитого сражения на Косовом поле в 1389 г. и разгрома объединенного войска крестоносцев в 1396 г., турки-османы присоединили к своему государству большую часть Балкан и даже штурмовали Константинополь в 1400 г. Дни Византии были сочтены: в 1453 г. Константинополь был взят штурмом, после чего все византийские территории в Малой Азии и на Балканах оказались под властью Турции.

В 1475 г. вассалом турецкого султана стало Крымское ханство и примерно в это же время началось завоевание восточноанатолийских земель, в ходе которого в руки турок попали важнейшие международные торговые пути. Наконец, в 1514 г. туркам удалось одолеть сопротивление их мощного восточного соседа, сефевидского Ирана, результатом чего были присоединение к Турции юго-восточной части Анатолии и Курдистана и, главное, выход к Арабскому Востоку. В 1516 г. было разгромлено войско мамлюков, а Сирия и Хиджаз с Меккой и Мединой оказались под властью турецкого султана. В 1517 г. турецкой провинцией оказался и Египет, причем духовная власть последнего из проживавших в Каире потомков арабских халифов была окончательно упразднена, вследствие чего сложилось представление (подкрепленное возникшими позже легендами), что султан стал официальным преемником халифа в качестве религиозного вождя правоверных. Не вдаваясь в спор по существу самого факта, необходимо заметить, что после всех завоеваний и окончательного упразднения халифата турецкий султан действительно оказался в глазах правоверных имеющим наивысший политический и религиозный авторитет правителем.

И это нельзя считать случайностью. За два с небольшим века малозаметный Османский эмират на глазах всего мира и прежде всего мира ислама, следившего за ним с наиболее пристальным вниманием, превратился в могущественную империю, одну из крупнейших для своего времени. В пределы этой империи, просуществовавшей достаточно долго, были включены почти все земли прежнего халифата (Аравия, Ирак, Магриб, даже часть Закавказья), не говоря уже о заметных новых приобретениях (Балканы, Крым). Могущественная османская Турция стала угрозой для Европы, в том числе и России. Ее флот господствовал в Средиземном море, ее войска не раз штурмовали Вену и совершали набеги на другие европейские города.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о