Турция и османская империя это одно и тоже – Когда Османская Империя стала называться Турцией и что означает само слово Турция

Содержание

Османская империя — Википедия

Осма́нская импе́рия (осман. دولت عالیه عثمانیه‎ — Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye[7]), также Оттома́нская империя, Оттома́нская По́рта или просто По́рта[8] — государство, созданное в 1299 году турками-османами под предводительством удж-бея Османа Гази на северо-западе Малой Азии[9].

После падения Византии в 1453 году Османское государство превратилось в империю и стало султанатом. Падение Константинополя явилось важнейшим событием в развитии турецкой государственности, так как после 1453 года Османская империя окончательно закрепилась в Европе, что является важной характеристикой современной Турции. Правление османской династии длилось 623 года, с 27 июля[10][прим. 1] 1299 года по 2 ноября 1922 года, когда монархия была упразднена после поражения Османской империи в Первой мировой войне, подписания Лозаннского мирного договора и образования Турецкой республики.

В XVI—XVII веках Османская империя достигла наивысшей точки своего влияния. В этот период империя османов была одной из самых могущественных стран мира — многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи — окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере, до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Каспийского моря на востоке

[11]. Под её владычеством находилась бо́льшая часть Юго-Восточной Европы, Западная Азия и Северная Африка[12]. В правление султана Селима I (1512—1520) османское государство стало халифатом.

В начале XVII века империя состояла из 32 провинций и многочисленных вассальных государств, некоторые из которых были позже захвачены ею — в то время как другим была предоставлена автономия[прим. 2][13].

Столицей империи был Константинополь (ныне Стамбул). Контролируя Средиземноморье, Османская империя являлась связующим звеном Европы и стран Востока на протяжении шести веков.

После международного признания Великого национального собрания Турции, 29 октября 1923 года, вскоре после подписания Лозаннского мирного договора (24 июля 1923 года), было провозглашено создание Турецкой Республики, являвшейся преемницей Османской империи. 3 марта 1924 года был окончательно ликвидирован Османский халифат. Полномочия и обязанности халифата были переданы Великому национальному собранию Турции

[14].

Государство позиционировало себя исламским и было по сути таковым[15]. Турецкий историк Халил Иналджик указывает, что османская идентичность представляла собой нечто особенное и Османская империя не была тюркским государством[16].

Османские султаны брали себе титул «цезаря цезарей» и удерживали вплоть до XVIII века[17], сочетая в себе римскую идентичность[16][неавторитетный источник?]. После завоевания Византии османские падишахи в документах на средневековом сербском употребляли такие титулы как «чар, велики чар». Османские поэты восхваляли своих падишахов как «цезарей Рима» (Kayser-i Rum), а историки — как «наследника владений цезаря». Баязид II в своих письмах на греческом называет себя «Basilius Basileon» или «Magistus basileum». Султан Сулейман Кануни в одном письме говорит о себе как о «римском цезаре». Такие титулы, как «цезарь» и «наследник трона Джамшида», повелевающий цезарям эпохи, занимая первое место в длинном списке титулов в письмах османских правителей, говорит о об их притязаниях на единственное мировое государство и единственного цезаря. Османы были вынуждены признать титул цезаря у правителей новых усилившихся европейских государств только вследствие чрезвычайных обстоятельств

[18][цитата не приведена 159 дней]. Когда Османы хотели упомянуть о своей религиозной власти, они использовали «Memalik-i İslam»; для обозначения Османской династии они использовали «Al-i Osman»; или, когда требовалось определить государство в географических терминах, они обозначали территории, унаследованные ими от Римской империи и говорили «Memalik-i Rum». Жители Востока обычно рассматривали Османов как «Рум». Европейцы же называли Османскую империю Турцией. В имперском османском обществе термин «турок» использовался редко и в довольно оскорбительном значении, для обозначения кочевника-туркомана или скорее невежественного и неотёсанного турецкого крестьянина из анатолийских деревень. Назвать турком османского джентльмена из Константинополя означало нанести ему оскорбление[19][неавторитетный источник?].

В то время как Османская империя расширилась и включая в свою политическую сферу сотни народов, правители и те, кем правили, превратились в два разных класса. Все космополитические круги составили османский класс; подданное тюркское население составило тюркский класс. Эти два класса не любили друг друга. Османский класс рассматривал себя в качестве

«правящего народа» (millet-i hakime) и воспринимал своих подданных тюрков как «низший народ» (millet-i mahkure). Османы всегда называли тюрков «тюрки-ослы»; когда в город приезжал чиновник, все стремились убежать, потому что шли османы. Даже появление среди тюрков кызылбашей можно объяснить этим различием[20].

Турецкий историк Ильбер Ортайлы выдвигает многообещающее определение и характеризует Османскую империю как «Мусульманский Рим». Он утверждает, что Османская империя была единственным напоминавшим классическую Римскую империю государством на Ближнем Востоке и в районе Средиземноморья. Он говорит, что Османское государство строго придерживалось тюркского языка, но большинство его чиновников были греками или армянами, особенно в XIX веке. Однако, организационная культура и социальное смешение было построено как в Римской империи. Поэтому он определяет Османскую империю как

«Третью Римскую империю», которая была мусульманской версией последней[16][неавторитетный источник?].

В процессе становления имперской структуры отношение Османов к туркоманским кочевникам сильно поменялось (хоть и они были создателями государства). Туркоманские восстания и преданность туркоманов Сефевидам, к которым привела резня 40 000 кызылбашей[21][22], отчудила их османского режима. Это отчуждение можно увидеть на протяжении XVI века в списках мюхимме, фетвах, антикызылбашской полемической литературе и исторических хрониках. Два фактора — подчинение священных земель Ислама и восстания и союз кызылбашей с Сефевидами — привели к тому, что тюркский характер Османского государства в XVI веке был поглощён более мощным суннитско-исламским характером, и османские владения оказались под арабо-персидской культурной гегемонией. Эта ситуация сохранится до XX века, когда тюркство будет возрождено в качестве опоры государства[23].

Американский учёный Руди Пол Линдер называет противостояние Османов и Сефевидов борьбой «оседлого» и «кочевого» мира, относя Османов к «оседлым»[24]

. В отличие от своих соперников Сефевидов, которые набирали свои войска из числа тюрков, Османское войско в основном состояло из балканских народов (сербов и албанцев)[25]. Турецкий историк Доган Авджиоглу, принимая во внимание сильные позиции тюркского языка в Сефевидском государстве и политику переселения курдских племён, проводимой Османской империей в Восточной Анатолии, пишет, что, если бы Восточная Анатолия осталась бы в руках Сефевидов, то регион тюркизовался бы[26].

Название Османской империи на османском языке — Devlet-i ʿAliyye-yi ʿOsmâniyye[7](دَوْلَتِ عَلِيّهٔ عُثمَانِیّه), либо — Osmanlı Devleti (عثمانلى دولتى)[прим. 3]. В современном турецком языке её именуют Osmanlı Devleti или Osmanlı İmparatorluğu. В период империи слова «османский/оттоманский» и «турецкий» на Западе использовались как синонимы. После 1920—1923 годов, когда страна приняла официальное название Турции, известное в Европе со времён турок-сельджуков именование «османский/оттоманский» стало анахронизмом.

Образование Османской империи (1299—1453)[править | править код]

После распада Конийского султаната сельджуков (предков османов) в 1300-х годах Анатолия была разделена на несколько независимых бейликов. К 1300 году ослабленная Византийская империя потеряла бо́льшую часть своих земель в Анатолии, составивших 10 бейликов. Один из бейликов находился под управлением Османа I (1258

[27]—1326), сына Эртогрула, со столицей в Эскишехире, в западной Анатолии. Осман I расширил границы своего бейлика, начав медленно продвигаться к границам Византийской империи. В этот период было создано османское правительство, организация которого менялась в течение всего существования империи. Это было жизненно важно для быстрого расширения империи. Правительство использовало социально-политическую систему, при которой религиозные и этнические меньшинства были полностью независимы от центральной власти. Эта религиозная терпимость привела к малому сопротивлению во время захвата турками новых территорий[28]. Осман I поддерживал всех тех, кто способствовал достижению его цели.

После смерти Османа I власть Османской империи начала распространяться над Восточным Средиземноморьем и на Балканах. В 1324 году сын Османа I, Орхан захватил Бурсу и сделал её новой столицей Османского государства. Падение Бурсы означало потерю контроля Византии над Северо-Западной Анатолией. В 1352 году османы, переправившись через Дарданеллы, впервые самостоятельно ступили на европейскую землю, захватив стратегически важную крепость Цимпу. Христианские государства упустили ключевой момент, чтобы, объединившись, выбить турок из Европы, и уже через несколько десятилетий, пользуясь междоусобицами в самой Византии и раздробленностью Болгарского царства, османы, укрепившись и освоившись, захватили большую часть Фракии. В 1387 году, после осады, турки захватили крупнейший после Константинополя город империи — Салоники. Победа османов в битве при Косово в 1389 году фактически положила конец власти сербов в этом регионе и стала почвой для дальнейшего осуществления османской экспансии в Европе. Битва при Никополе 1396 года по праву считается последним крупным крестовым походом Средневековья, которому так и не удалось остановить бесконечное наступление в Европе орд турок-османов. С расширением османских владений на Балканах, важнейшей задачей турок стал захват Константинополя. Османская империя на сотни километров контролировала все земли бывшей Византии, окружающие город. Напряжение среди византийцев временно сняло вторжение из глубин Азии ещё одного среднеазиатского правителя Тимура в Анатолию и его победа в Ангорской битве в 1402 году. Он взял в плен самого султана Баязида I. Пленение турецкого султана привело к развалу османской армии. В османской Турции началось междуцарствие, длившееся с 1402 по 1413 года. И опять благоприятный момент, дававший шанс укрепить свои силы, был упущен и растрачен на междоусобные войны и смуту между самими христианскими державами — Византией, Болгарским царством и распадавшимся Сербским королевством. Междуцарствие закончилось воцарением султана Мехмеда I.

Часть османских владений на Балканах была потеряна после 1402 года (Салоники, Македония, Косово и т. д.), но вновь захвачена Мурадом II в 1430—1450 годах. 10 ноября 1444 года Мурад II, пользуясь численным превосходством, разгромил соединённые венгерские, польские и валашские войска Владислава III и Яноша Хуньяди в битве при Варне[29][30]. Четыре года спустя, во второй битве на Косовом поле в 1448 году, Мурад II разгромил сербско-венгерско-валашские войска Яноша Хуньяди.

Рост Османской империи (1453—1683)[править | править код]

Экспансия и апогей (1453—1566)[править | править код]

Сын Мурада II, Мехмед II, преобразовал турецкое государство и армию. После длительной подготовки и двухмесячной осады, подавляющего численного перевеса турок и упорного сопротивления горожан, 29 мая 1453 года султан захватил столицу Византии, город Константинополь. Мехмед II уничтожил многовековой центр православия, Второй Рим, — каким был более тысячи лет Константинополь, сохранив церковный институт для управления всеми покорёнными (пока) не обращённым в ислам православным населением бывшей империи и славянских государств на Балканах. Задавленное налогами, гнётом и жёсткой властью мусульман, несмотря на исторически сложные отношения Византии и Западной Европы, большинство православного населения Османской империи предпочло бы перейти даже под власть Венеции[31].

XV—XVI века́ были так называемым периодом роста Османской империи. Империя успешно развивалась под грамотным политическим и экономическим управлением султанов. Были достигнуты определённые успехи в развитии экономики, так как османы контролировали основные сухопутные и морские торговые пути между Европой и Азией

[32][прим. 4].

Султан Селим I значительно увеличил территории Османской империи на востоке и юге, нанеся поражение Сефевидам в Чалдыранской битве в 1514 году[33]. Селим I также нанёс поражение мамлюкам и захватил Египет. С этого времени военно-морской флот империи присутствовал в Красном море. После захвата Египта турками между Португальской и Османской империями началась конкуренция за доминирование в регионе.

В 1521 году Сулейман Великолепный захватил Белград и в течение османо-венгерских войн присоединил южную и центральную Венгрию[34][35]. После битвы при Мохаче в 1526 году он разделил с Восточно-Венгерским королевством и Королевством Венгрия всю Венгрию[уточнить]. Вместе с этим он учредил должность представителей султана на европейских территориях. В 1529 году он осадил Вену, но, несмотря на подавляющее численное превосходство, сопротивление венцев было таково, что взять её не смог[36]. В 1532 году он ещё раз осадил Вену, но был разбит в битве за Кёсег[37][38][39]. Вассальными княжествами Османской империи стали Трансильвания, Валахия и, отчасти, Молдавия. На востоке турки в 1535 году взяли Багдад, получив контроль над Месопотамией и выход к Персидскому заливу.

Франция и Османская империя, имея общую неприязнь к Габсбургам, стали союзниками. В 1543 году французско-османские войска под командованием Хайр-ад-Дина Барбароссы и Тургут-реиса одержали победу под Ниццей, в 1553 году — вторглись на Корсику и через несколько лет захватили её[40]. За месяц до осады Ниццы французские артиллеристы совместно с турками участвовали в осаде Эстергома (англ.) и разгромили венгров. После остальных побед турок король Габсбургов Фердинанд I в 1547 году вынужден был признать власть турок-османов уже над Венгрией.

К концу жизни Сулеймана I население Османской империи было огромно и насчитывало 15 000 000 человек[41]. Кроме того, османский флот контролировал значительную часть Средиземного моря[42]. К этому времени Османская империя добилась больших успехов в политической и военной организации государства, и в Западной Европе её часто сравнивали с Римской империей. К примеру, итальянский учёный Франческо Сансовино (итал.) писал:

Если бы мы тщательно исследовали их происхождение и подробно изучили их внутригосударственные отношения и внешние связи, мы могли бы сказать, что римские воинская дисциплина, выполнение приказаний и победы равны турецким… Во время военных кампаний [турки] способны есть очень мало, они непоколебимы, когда сталкиваются с трудными задачами, подчиняются своим командирам абсолютно и упорно воюют до победы… В мирное время они организуют разногласия и беспорядки между подданными ради восстановления абсолютной справедливости, что при этом выгодно самим им…[43][44]

Таким же образом, французский политик Жан Боден в своём труде La Méthode de l’histoire, опубликованном в 1560 году, писал:

Предъявлять права на титул абсолютного правителя может лишь османский султан. Только он законно может претендовать на титул преемника Римского императора[43].

Мятежи и возрождение (1566—1683)[править | править код]
Османская миниатюра, изображающая османские войска и передовой отряд крымских татар в Сигетварской битве

Сильные военные и бюрократические структуры предыдущего столетия были ослаблены анархией в период правления слабовольных султанов. Турки постепенно отстали от европейцев в военном деле. Но, несмотря на эти трудности, Османская империя продолжала оставаться главной экспансионистской державой, пока не потерпела поражение в битве за Вену в 1683 году, закончившей продвижение турок в Европе.

Открытие новых морских путей в Азию позволило европейцам избежать монополии Османской империи. С открытием португальцами в 1488 году мыса Доброй Надежды начался ряд османско-португальских войн в Индийском океане, продолжавшихся в течение всего XVI века. С экономической точки зрения, колоссальный приток серебра испанцам, вывозившим его из Нового Света, вызвал резкое обесценивание валюты Османской империи и безудержную инфляцию.

При Иване Грозном Московское царство захватило Поволжье и укрепилось на побережье Каспийского моря. В 1571 году крымский хан Девлет I Герай, при поддержке Османской империи, сжёг Москву[45]. Но в 1572 году крымские татары потерпели поражение в битве при Молодях. Крымское ханство продолжило совершать набеги на Русь[46], и Восточная Европа продолжала оставаться под влиянием крымских татар до конца XVII века[47].

В 1571 году войска Священной лиги одержали победу над турками в морском сражении при Лепанто. Это событие стало символическим[46] ударом по репутации непобедимой Османской империи. Турки потеряли много людей, потери флота были значительно ниже[48]. Мощь османского флота быстро была восстановлена, и в 1573 году Порта склонила Венецию к подписанию мирного договора[49]. Благодаря этому, турки укрепились в Северной Африке[49].

Для сравнения, Габсбурги создали Военную границу, защищавшую Габсбургскую монархию от турок[50]. Ослабление кадровой политики Османской империи в войне с Габсбургской Австрией вызвало нехватку первой в вооружении в Тринадцатилетней войне. Это способствовало низкой дисциплине в армии и открытому неподчинению командованию[51]. В 1585—1610 годах в Анатолии разгорелось восстание джелали, в котором приняли участие секбаны[прим. 5][52] К 1600 году население империи достигло 30 000 000 человек, и нехватка земли вызвала ещё большее давление на Порту[6].

В 1635 году Мурад IV кратковременно захватил Ереван, в 1639 году — Багдад, восстановив там центральную власть[53]. В период Султаната женщин империей правили матери султанов от имени сыновей. Наиболее влиятельными женщинами в период были Кёсем Султан и её невестка Турхан Хатидже, их политическое соперничество закончилось убийством первой в 1651 году. В эпоху Кёпрюлю великими визирями были представители албанского рода Кёпрюлю. Они осуществляли непосредственный контроль над Османской империей. При содействии визирей Кёпрюлю турки возвратили себе Трансильванию, в 1669 году захватили Крит и в 1676 году — Подолье[54]. Опорными пунктами турок в Подолье были Хотин и Каменец-Подольский[54].

В мае 1683 года огромная турецкая армия под командованием Кара Мустафа-паши осадила Вену[55]. Турки медлили с последним штурмом и были разгромлены в Венской битве в сентябре этого же года войсками Габсбургов, немцев и поляков[55]. Поражение в битве вынудило турок 26 января 1699 года подписать со Священной Лигой Карловицкий мир, закончивший Великую Турецкую войну[56]. Турки уступили Лиге многие территории[57]. С 1695 года османы вели контрнаступление в Венгрии, оно закончилось сокрушительным поражением в битве при Зенте 11 сентября 1697 года[58].

Стагнация и восстановление (1683—1827)[править | править код]

Османская империя в 1801 году Селим III принимает сановников у «Врат блаженства» («Дер-и-Саадет») дворца Топкапы.

В течение этого периода русские представляли большую опасность для Османской империи[59]. В связи с этим, после поражения в Полтавской битве в 1709 году Карл XII стал союзником турок[59]. Карл XII склонил османского султана Ахмеда III объявить войну России. В 1711 османские войска разгромили русских на реке Прут[59]. 21 июля 1718 года между Австрией и Венецией с одной стороны и Османской империей с другой стороны был подписан Пожаревацкий мир, завершивший на некоторое время войны Турции. Тем не менее, договор показал, что Османская империя находилась в обороне и была уже не в состоянии осуществлять экспансию в Европе[60].

Османские войска отчаянно пытаются остановить продвигающихся русских во время штурма Очакова в 1788 году.

Вместе с Австрией Российская империя участвовала в Русско-турецкой войне 1735—1739 годов. Война закончилась Белградским мирным договором в 1739 году. По условиям мира Австрия уступала Османской империи Сербию и Валахию, а Азов отошёл Российской империи. Османская империя воспользовалась миром для укрепления, в то время как Россия и Австрия воевали с Пруссией[61]. В этот длительный период мира в Османской империи были проведены образовательные и технологические реформы, были созданы высшие учебные заведения (к примеру, Стамбульский технический университет)[62]. В 1734 году в Турции было создано артиллерийское училище, в котором преподавали инструкторы из Франции. Но мусульманское духовенство не одобрило этого шага сближения с европейскими странами, одобренного османским народом[63]. С 1754 года училище стало работать в тайне[63]. В 1726 году

ru.wikipedia.org

О разнице между Османской империей и Турецкой республикой

Кардинальную разницу между Османским девлетом и Турецкой республикой можно проиллюстрировать примером различного отношения к этническим либо религиозным меньшинствам.

242px-Jews_in_Jerusalem_1895

Вот как это выглядело на примере евреев (по еврейским источникам).

Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона о султане Абдуль-Хамиде II:

«Царствование А. (Абдуль-Хамида II) связано с небывалой массовой иммиграцией евреев из России в Турцию, особенно в Палестину, вызванной палестинофильским и сионистским движениями. Личные отношения султана А. к евреям в общем доброжелательны. Об этом свидетельствуют некоторые факты из истории турецких евреев за последние 30 лет и отзывы близких к султану деятелей. Известный ориенталист и исследователь мусульманской Азии, Арминий Вамбери, личный друг Α., не раз гостивший у него в Ильдиз-Киоске, говорит: "За время моих многолетних дружеских сношений с нынешним главой Оттоманской империи я часто имел случай убедиться в его высоком мнении о евреях. Султан А. мне неоднократно говорил, что его еврейские подданные отличаются верностью и преданностью интересам государства и что ему всегда доставляет удовольствие, когда тот или другой "иагуди" удостаивается высокого поста". Α. действительно не раз обнаруживал заботливость по отношению к нуждам евреев. Он был первым из турецких государей, который формально уравнял их в правах с их мусульманскими согражданами. Тотчас после восшествия на престол он назначил жалованье из государственной кассы главному раввину в Константинополе, так называемому "хахам-баши", и таким образом признал его официальным представителем еврейства, наравне с высшими иерархами других вероисповеданий. В связи с этим у султана установился обычай — к празднику Пасхи посылать главному раввину сумму в 8000 франков для распределения между бедными еврейскими семействами турецкой столицы. В 1881 г., когда местное правительство острова Крит отказало евреям в праве принимать участие в муниципальных выборах, султан отменил эти выборы, сделав критским властям строгий выговор за нарушение гражданских прав евреев. В 1882 г., когда вследствие страшного пожара в еврейском квартале Константинополя, Хазкени, многие еврейские семьи остались без крова, А. принял меры для облегчения их бедствия. В 1883 г., при пожаловании хахаму-баши, Моисею Леви, ордена Османиэ, султан выразил в речи, обращенной к нему, свои симпатии к евреям и вместе с тем строго осудил преследования, которые выпадают на их долю в некоторых странах Европы. "Что касается меня, — прибавил он, — я в высшей степени доволен должностными лицами из евреев, ценю их энергию и преданность и в будущем постараюсь значительно увеличить их число". И действительно, допущение евреев на государственную службу, не исключая и высших должностей, облегчается с каждым годом. Среди членов государственного совета есть один еврей, Бахар-эфенди Ашкенази. Турецкий дипломатический корпус насчитывает в своей среде около 15 евреев, являющихся представителями Турции перед различными правительствами в качестве консулов, вице-консулов и других агентов. Чиновники-евреи встречаются и во главе провинциальной администрации; есть также лица, удостоившиеся титула "паши", который до последнего времени не жаловался евреям. Султан А. принял также участие в судьбе румынских евреев, гонимых на своей родине; он подписал фирман, разрешавший эмигрантам селиться на султанских и государственных землях Малой Азии, и сверх того велел выдать денежную помощь для первоначального устройства переселенцев. Иначе относится султан к грандиозным планам сионистов: тут он не руководствуется личными симпатиями и добрыми чувствами. Запрет против еврейской иммиграции в Палестину, изданный в 1891 году, не всегда строго соблюдался и временами даже совершенно игнорировался турецким правительством, но, с другой стороны, и политические цели сионизма до сих пор не встретили сочувствия со стороны подозрительного султана. По мнению Вамбери, государственные соображения, осложняемые международно-правовыми затруднениями, являются главными причинами, препятствующими осуществлению политических стремлений сионизма (еврейское государство или даже "чартер"). Об эти преграды разбивались все попытки вождя сионистов Теодора Герцля, который (отчасти по рекомендации Вамбери) неоднократно был принят султаном и из одной аудиенции даже вынес было впечатление, будто глава Оттоманской империи благосклонно относится к планам сионизма (см. Сионизм). Чисто колонизационная деятельность сионистской организации в Палестине и прилегающих землях не встречает, впрочем, противодействия со стороны центрального турецкого правительства и султана.»

035_Jewish_Family_in_Mount_Zion

Электронная еврейская энциклопедия о политике кемалистов по отношению к еврейской общине:

«По Лозаннскому договору между Турцией и державами Антанты (июль 1923 г.) правительство Турецкой республики, которое возглавлял Мустафа Кемаль-паша (Ататюрк), гарантировало этническим меньшинствам, в том числе и евреям, гражданское и политические равноправие, обещало предоставить им возможность создавать собственные организации и учебные заведения, пользоваться национальным языком. Однако эти обещания были выполнены лишь частично. С одной стороны, конституция Турции, принятая в 1924 г., закрепила равенство прав и обязанностей всех жителей страны, вне зависимости от их этнического происхождения и вероисповедания (хотя при обсуждении основного закона некоторые группировки требовали, чтобы гражданство предоставлялось только туркам-мусульманам). В то же время для Ататюрка и его сподвижников, видевших Турцию светским и унитарным национальным государством, автономные меньшинства были препятствием на пути к намеченной цели. Не решаясь отменить соответствующие статьи Лозаннского договора в одностороннем порядке, власти предприняли попытку принудить сначала евреев (как наиболее малочисленную и незащищенную общину), а затем и другие группы, прежде всего греков, «добровольно» отказаться от привилегий, предоставленных им Лозаннским договором. В 1925 г. в турецкой печати появились обращенные к еврейскому населению призывы освободить правительство от взятых им на себя обязательств (и тем самым «стать настоящими турками»), а в феврале 1926 г. все газеты страны опубликовали текст телеграммы с изъявлениями преданности, якобы посланной 300 турецкими евреями в Испанию. Хотя речь шла о грубой фальшивке (доказательства подлинности телеграммы не были представлены, а имена ее адресата и отправителей ни пресса, ни власти так и не назвали), в сложившейся обстановке евреи, не выработавшие к тому времени четкой позиции по вопросу о привилегиях, почли за благо отказаться от них. В результате еврейская община Турции утратила статус автономного института: «Организационный устав раввината», действовавший с 1865 г., формально отменен не был, однако, поскольку он во многом не соответствовал новой ситуации, сложившейся после распада Османской империи, созданные в соответствии с ним органы еврейского самоуправления после Первой мировой войны не собирались и не переизбирались (так что Х. Бежерано формально считался лишь исполняющим обязанности хахам-баши, а после его смерти в 1931 г. эта должность осталась вакантной). Всем остальным еврейским организациям и учреждениям пришлось или прекратить, или в значительной мере свернуть свою деятельность; им строго запрещалось поддерживать связи с общинами других стран и участвовать в работе международных еврейских объединений. Еврейские школы оказались под жестким контролем министерства просвещения: по его требованию они перешли на турецкий язык (вместо французского и иврита) и стали следовать программам государственных учебных заведений. В ходе насильственной секуляризации страны, осуществлявшейся режимом Ататюрка во второй половине 1920-х – первой половине 1930-х гг., были отменены уроки еврейской традиции и истории, изучение иврита сведено к минимуму, необходимому для чтения молитв (что привело к фактической ликвидации всех талмуд-тора), а вопросы брачно-семейного права переданы в ведение гражданских судов. От евреев настойчиво требовали, чтобы они перешли в быту с джудесмо на турецкий язык; поскольку такой переход рассматривался как проявление лояльности государству, руководители еврейских организаций подхватили лозунг «Гражданин, говори по-турецки!» и стали создавать курсы турецкого языка для взрослых и ассоциации, занимавшиеся его пропагандой и распространением. Вкупе с тюркизацией школ эта деятельность со временем привела к тому, что турецкий стал родным языком значительной части евреев Турции (в 1927 г. около 84% из них назвали таковым джудесмо, в 1955 г. — лишь 64%). Зародилась еврейская литература на турецком языке. Вместе с тем, в Стамбуле сохранились еврейские периодические издания на джудесмо (печатавшиеся латинским шрифтом) — «Шалом», «Ла вера лус»; газета «Этуаль дю Леван» выходила на французском языке, ежемесячный (позднее ежеквартальный) журнал «Ха-Менора» — на иврите, еврейско-испанском и французском языке.

Несмотря на то, что в критический момент истории Турции еврейская община страны выступила за ее независимость, уже в конце 1922 г. турецкая печать развернула антисемитскую кампанию, в ходе которой звучали как клише европейской юдофобии нового времени (в том числе заимствованные из «Протоколов сионских мудрецов»), так и «местные» мотивы (евреев обвиняли, помимо прочего, в том, что они не лояльны государству, стремятся поставить его экономику под свой контроль, эксплуатируют турок, в особенности деревенских жителей, пренебрегают ими и их языком, наносят ущерб их достоинству, а во время войны поддерживали греков и незаконным путем присваивали брошенное ими и армянами имущество). Нападки, исходившие от противников режима Ататюрка, которые пытались косвенным образом поставить под сомнение провозглашенный им принцип равенства граждан перед законом, а также от некоторых представителей городской интеллигенции, стоявшей на крайне националистических позициях, и в известной мере имевшие экономическую подоплеку, прекратились лишь во второй половине 1920-х гг., когда политическая ситуация в стране стабилизировалась, а евреи отказались от привилегий, предоставленных им Лозаннским договором. Хотя кампания была чисто словесной и не нашла в турецком обществе широкого отклика, она вызвала у многих евреев чувство незащищенности и — в сочетании с материальными трудностями послевоенного времени — побудила многих евреев покинуть Турцию».

group_of_ashkenazi_jews._palestine._1900-1920

Что можно резюмировать на основании этих свидетельств? Османская империя сохраняла в себе «цветущую сложность», и терпимо относилась к различным автономным сообществам в своих пределах, гарантируя их права и привилегии. Однако при этом, Османы совершенно ясно провозглашали превосходство и главенство Ислама. Кемалисты же нетерпимо относились ко всем автономным общинах, которые не вписывались в проект унитарного национального государства, и посему стремились к уничтожению этой самой «цветущей сложности» и к смешению на основе модернистских национальных идей.

Предоставляя широчайшую автономию евреям, Османы считали немыслимым создание какого-либо сионистского государства в Палестине. Запрещая какую-либо автономию внутри своего государства, кемалисты одними из первых признали государство Израиль.

osmanenerbe.livejournal.com

Османская турция Википедия

Халифат (с 1517), Империя
Османская империя
دَوْلَتِ عَلِيّهٔ عُثمَانِيّه
Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye
Флаг Герб
Флаг Герб
Девиз: «осман. دولت ابد مدت‎ — Devlet-i Ebed-müddet
«Вечное государство»[1]»
Гимн: Гимн Османской империи
Ottoman Empire 16-17th century.jpg
↓ ↓

1299 год — 1922 год

Столица Сёгют (1299—1329)
Бурса (1329—1365)
Адрианополь (1365—1453)
Константинополь (1453—1922)
Язык(и)
  • Персидский (до конца 17 века)[2][3]
  • Османский (после 17 века)
  • и др.языки
Религия ислам суннитского толка
Денежная единица акче, куруш, лира
Площадь 5,2 млн[4][5] км² (1683 год)
Население 30 000 000[6](1683 г.)
(4,4 % населения Земли) 35 350 000 чел. (1856 г.)
(2,8 % населения Земли)
Форма правления

абсолютная монархия (до 1876; 1878—1908)

дуалистическая монархия (1876—1878; с 1908)
Династия Османы
Официальный язык османский язык
Преемственность
← Конийский султанат
Турецкая Республика →
Предшественники и преемники
  • Flag of Sultanate of Rum.svg Конийский султанат
  • Byzantine imperial flag, 14th centur

ru-wiki.ru

Турция — Википедия

Турецкая Республика
тур. Türkiye Cumhuriyeti
Девиз: «оф. отсутствует
неоф. Yurtta Barış, Dünyada Barış
(«Мир в стране, мир во всём мире»)
Egemenlik, kayıtsız şartsız milletindir
(«Суверенитет безусловно принадлежит людям»)
Ne mutlu Türküm diyene
(«Как счастлив тот, кто именует себя турком»)»
Гимн: «İstiklâl Marşı
Марш независимости»
Основано 29 октября 1923 года
Официальный язык турецкий
Столица Анкара
Крупнейшие города Стамбул, Анкара, Измир, Бурса, Адана, Газиантеп, Анталья, Конья
Форма правления президентская республика[1]
Президент Реджеп Тайип Эрдоган
Вице-президент Фуат Октай
Спикер ВНСТ Мустафа Шентоп
Гос. религия светское государство
Территория
 • Всего 783 563[2] км² (36-я в мире)
 • % водной поверхн. 1,3
Население
 • Оценка (2019) ↗82 003 882 чел. (19-е)
 • Перепись (2000) 67 803 927 чел.
 • Плотность 104 чел./км² (76-я)
ВВП (ППС)
 • Итого (2019) ▲2 372 млрд[3] долл. (13-й)
 • На душу населения ▲27 956 долл.
ВВП (номинал)
 • Итого (2019) ▼766 млрд, долл.
 • На душу населения ▲10 511 долл.
ИЧР (2019) ▲ 0,806[4] (очень высокий; 59-е место)
Названия жителей турок, турчанка, турки
Валюта турецкая лира (TRY, код 949)
Интернет-домены .tr
Код ISO TR
Код МОК TUR
Телефонный код +90
Часовые пояса UTC+3
Автомобильное движение справа[5]

Ту́рция (тур. Türkiye), официально Туре́цкая Респу́блика (тур. Türkiye Cumhuriyeti) — государство, расположенное главным образом в Передней Азии и частично (около 3 % территории, 20 % населения) — в Южной Европе (Восточная Фракия). Население — 82 млн чел. (2019 год), площадь территории — 783 562 км² (занимает 19-е место в мире по численности населения и 36-е по территории). Государственный язык — турецкий.

Граничит на востоке с Грузией, Арменией, Азербайджаном (15-километровый участок границы с Нахичеванской Автономной Республикой, которая не граничит с остальной частью Азербайджана) и Ираном; на юге — с Ираком и Сирией; на западе — с Грецией и Болгарией. Страну омывают четыре моря: Чёрное, Средиземное, Эгейское и Мраморное.

Современная Турция образовалась в 1923 году в результате распада Османской империи после её поражения в Первой мировой войне и последовавшей национально-освободительной войны турецкого народа, упразднения монархии и создания на территории восточной Фракии, Малой Азии и Армянского нагорья турецкого национального государства. Прежде чем стать центром Османской империи, этот регион на протяжении истории составлял значительную часть древних государств: Хеттского царства, Ассирии, Урарту, Армении, Византии, Грузии (Колхиды и Иберии), Персии, Рима и т. д.

Индустриальная страна с динамично развивающейся экономикой. Объём ВВП по паритету покупательной способности (ППС) на душу населения — 19 610 долларов в год (2014). В 2014 году ВВП Турции по номиналу составил 806 млрд долл.; ВВП по ППС — 1508 млрд долл.; объём ВВП по номиналу на душу населения — 10 482 доллара в год.

Член НАТО с 1952 года. Кандидат в члены Евросоюза с 2000 года.

Название «Турция» (тур. Türkiye), применяемое к современной Республике Турция[6], происходит от старофранцузского Turquie, которое, в свою очередь, происходит от средневековых латинских форм Turchia, Turquia и греческой — греч. Τουρκία. Османская империя, существовавшая в 1299—1922 годах, среди её современников также обычно называлась Турцией или Турецкой империей. Русское название страны — «Турция» — сформировалось через польское Turcja из новолатинского Turcia[7].

Турция расположена в восточном полушарии. Её площадь (включая внутренние водоёмы) составляет 779 452 км². Часть территории Турции — 97 % — расположена в Азии и 3 % — в Европе. Географическая особенность Турции — расположение на перекрёстке важных путей, с древности соединяющих Европу с Азией, черноморские страны и народы — со средиземноморскими. Ныне через территорию Турции пролегают шоссейные и железнодорожные магистрали, связывающие Европу со многими странами Азии.

Основная часть территории страны приходится на Анатолийский полуостров и Армянское нагорье, меньшая — на Балканский полуостров между Чёрным и Средиземным морями[8][9].

Максимальная протяжённость турецкой территории с запада на восток — 1600 км, с севера на юг — 600 км. С трёх сторон она омывается морями: на севере — Чёрным морем, на западе — Эгейским, на юге — Средиземным. Европейская и азиатская части Турции отделены друг от друга водной системой, образующей морской проход из Чёрного моря в Эгейское и включающей Мраморное море, проливы Босфор и Дарданеллы. В южной части Босфора и бухты Золотого Рога (Мраморное море) расположен один из красивейших городов мира и самый большой город Турции — Стамбул (бывший Константинополь).

Границы

Турция граничит (по часовой стрелке):

Полезные ископаемые[править | править код]

На территории Турции насчитывается более 100 видов полезных ископаемых. Страна располагает многими видами рудного, горно-химического, топливно-энергетического сырья. В первую очередь следует назвать хромовые, вольфрамовые, медные руды, бораты, мрамор, каменный уголь и др. На долю Турции приходится 25 % общемирового запаса ртути.

Турция — страна по большей части горная, поэтому климат часто имеет высотную зональность. В центральной части климат умеренный континентальный с жарким и сухим летом и достаточно холодной зимой. На побережье Эгейского и Средиземного морей климат средиземноморский с очень мягкой зимой. На Черноморском побережье климат морской с большим количеством осадков и прохладной зимой с редкими отрицательными температурами. На юго-востоке климат тропический пустынный с очень жарким летом.

Turkey (orthographic projection).svg Легендарные стены Трои Turkey (orthographic projection).svg Turkey (orthographic projection).svg
  • 25—26 августа 1071[10] — Битва при Манцикерте (Маназкерт, Манзикерт, город в исторической Армении, ныне на востоке Турции, в провинции Муш). Турки-сельджуки под командованием Алп-Арслана нанесли поражение византийцам и взяли в плен византийского императора Романа IV Диогена.
  • 1077 — Возникновение Конийского (Румского, Ромейского) султаната, государства турок-сельджуков со столицей в Конье, которое постепенно расширило свои границы почти на всю территорию Малой Азии.
  • 1243 — Конийский султанат превратился в вассала монгольских ильханов Ирана (Хулагуидов). К 1307 распался на мелкие княжества. Одно из них — бейлик (округ) Османа, который был отдан ему в лен, явилось ядром образовавшегося в начале XIV века Османского государства.
  • 1284 — в первой испанской хронике «Estoria de Espanna» король Альфонсо X сообщает о столице Экбатана королевства Туркия (Turquia)[11].
  • В 1299 году Осман, сын и наследник Эртогрула, принял титул «султан» и отказался от признания власти султанов Конии. По его имени турки стали называться османскими турками, или османцами. Власть их над Малой Азией распространялась и укреплялась, и султаны Конии не смогли воспрепятствовать этому.
  • В 1318 году Хулагуиды, свергнув последнего сельджукского султана, разрушили это государство.
  • В 1326 на отвоёванных у византийцев землях был основан турецкий султанат со столицей в городе Бурса. Опорой власти турецких султанов стали янычары.
  • В 1362 турки, завоевав земли в Европе, перенесли столицу в город Адрианополь (Эдирне). Европейские владения Турции получили название Румелия.
  • 25 сентября 1396 — Никопольское сражение между армией султана Баязида Молниеносного и крестоносцами во главе с венгерским королём Сигизмундом под крепостью Никополь в Болгарии. Победа в сражении закрепила господство Османской империи на Балканском полуострове.
  • 28 июля 1402 — битва при Анкаре. Проиграв сражение эмиру Тимуру, Баязид I Молниеносный попал в плен и умер (или отравился) в плену. Однако уже через 30 лет наследники Баязида смогли вновь объединить развалившуюся страну и возобновить продвижение на запад.
  • В 1453 турки взяли Константинополь (см. Падение Константинополя) и сделали его столицей новой империи.
  • При Селиме Грозном Османская империя завоевала Сирию, Аравию и Египет. Турецкий султан низложил последнего халифа в Каире и сам стал халифом.
  • В 1526 произошла Мохачская битва, в ходе которой турки разбили чешско-венгерское войско и оккупировали Венгрию и в 1529 подступили к стенам Вены. На вершине своего могущества, в правление Сулеймана «Великолепного» (1520—1566), империя простиралась от ворот Вены до Персидского залива, от Крыма до Марокко.
  • В 1678 турки захватили территории к западу от Днепра.
  • 12 сентября 1683 — Венская битва. Произошла после того как Османская империя два месяца осаждала Вену, столицу Австрии. Победа войск Священной лиги, пришедших на помощь Габсбургам, навсегда положила конец завоевательным войнам Османской империи в Европе.
  • Эпоха русско-турецких войн, охватывающая период длительностью 242 года, 1676—1918 гг. — десять военных конфликтов между Российской и Османской империями в XVII—XIX веках. Военные действия в Закавказье в ходе Первой мировой войны можно считать одиннадцатой русско-турецкой войной. Русско-турецкие войны стали одной из главных причин упадка и распада Османской империи (1299—1923).
  • В XIX веке на окраинах империи усилились сепаратистские настроения. Она начала постепенно терять свои территории. Слабея, Османская империя попыталась опереться на помощь Германии, но это только втянуло её в Первую мировую войну, закончившуюся поражением Четверного союза.
  • 30 октября 1914 — Османская империя официально объявила о своём вступлении в Первую мировую войну, за день до этого фактически вступив в неё обстрелом черноморских портов России.
  • 24 апреля 1915 года — в Стамбуле прошли массовые аресты армянской интеллектуальной, религиозной, экономической и политической элиты; этот день считается началом геноцида армян в Османской империи, в ходе которого за период с 1915 по 1918 гг. в результате действий турецких властей погибло, по различным оценкам, от 1,5 млн до более чем 2 млн армян[12]. Турецкая Республика и официальная турецкая историография до сих пор отрицают факт геноцида армян[13].
  • 30 октября 1918 — было заключено Мудросское перемирие, за которым последовал Севрский мирный договор (10 августа 1920), который не вступил в силу, поскольку не был ратифицирован всеми подписавшими его сторонами (ратифицирован только Грецией). По этому договору Османская империя должна была быть расчленена, причём один из крупнейших городов Малой Азии (Смирна) был обещан Греции. Греческая армия взяла его 15 мая 1919, после чего началась Война за независимость. Турецкие националисты во главе с Мустафой Кемалем отказались признать мирный договор и вооружённой силой изгнали греков из страны. К 18 сентября 1922 Турция была освобождена от завоевателей. Лозаннским мирным договором 1923 года (24 июля) были признаны новые границы Турции.
  • 29 октября 1923 — была провозглашена Турецкая республика, и Мустафа Кемаль, принявший впоследствии фамилию Ататюрк (отец турок), стал её первым президентом (ум. 1938).
  • Turkey (orthographic projection).svg Панорама Стамбула, самого крупного города ТурцииДекабрь 1925 — Турция перешла с мусульманского летоисчисления на григорианский календарь.
  • 18 июля 1932 — Турция вступила в Лигу Наций.
  • 18 февраля 1952 — Турция присоединилась к НАТО.
  • В ноябре 1956, как прямой результат Суэцкого кризиса,[14]Сирия подписала договор с Советским Союзом. Это стало точкой опоры для советского влияния в правительстве в обмен на военную технику.[8] Турция была обеспокоена этим увеличением мощи сирийских вооружённых сил, так как казалось возможным, что Сирия попытается отобрать Искендерун. Только жаркие дебаты в Организации Объединённых Наций приостановили угрозу войны.[15]
  • 20 июля 1974 — Турция ввела свои войска на Кипр.
  • 12 сентября 1980 — в Турции произошёл военный переворот под руководством генерала Кенана Эврена.
  • 3 октября 2012 Начался конфликт с Сирией.
  • 15—16 июля 2016 часть турецких военных предприняла попытку совершить военный переворот в стране.
  • 16 Апреля 2017 года в Турции состоялся референдум по конституционным поправкам, в которых говорилось о расширении полномочий президента, увеличение мест в парламенте, реформирование судебной системы и упразднение поста премьер-министра, за поправку проголосовало 51,4 %[16].

Основное население страны — турки. Во времена Османской империи этот народ использовал самоназвание османы (тур. Osmanlı).

Согласно первой переписи населения, в 1927 году, в Турецкой республике проживало 13 464 564 человек[17], из которых 2 323 359 курдов[17], 376 000 армян[источник не указан 860 дней] (в основном исламизированные армяне), черкесы, боснийцы и другие.

Всего в стране проведено 12 переписей. С 1927 года население Турции выросло в 4,4 раза, причём только с 1950 по 1985 годы — в 2,5 раза. Быстрый рост населения, превысившего в 2005 году 70 миллионов человек, остаётся важной проблемой страны[источник не указан 1344 дня]. На 2009 год численность населения Турции составила 72,6 млн человек, плотность населения 88 чел./км², доля городского населения 75,5 %, доля грамотного населения старше 15 лет 88,1 %. Возрастает концентрация населения страны в главных городах: в 1990 году или (губернии) Стамбул и Анкара сосредоточивали 18,4 %, в 2010 году — 24,5 %. Одновременно с этим происходит сокращение численности населения на востоке страны, особенно на северо-востоке. Численность населения Северо-Восточной Анатолии в 1990 году составляла 235 тысяч человек, в 2009 году — 220 тысяч человек[18].

Распределение жителей по территории Турции крайне неравномерно. Наиболее густо заселены побережья Мраморного и Чёрного морей, а также районы, прилегающие к Эгейскому морю. Самый густонаселённый город — Стамбул, самый малонаселённый район — Хаккяри.

Армяне[править | править код]

Армяне — коренной народ в Турции, исповедующий христианство и проживавший до геноцида армян на территории исторической Западной Армении и Киликии. До начала XX века на территории Турции насчитывалось свыше 3 000 000 армян, которые составляли 64,5 % населения Западной Армении (восток современной Турции, занимающий Армянское нагорье и ряд прилегающих территорий)[19], 41,8 % от населения Киликии (побережье Средиземного моря)[20] и значительную часть населения на побережье Мраморного моря и в Стамбуле (до 20 %)[20].

Ассирийцы[править | править код]

Ассирийцы — коренной народ в Турции, исповедовавший христианство. На юго-востоке современной Турции, вдоль границ с Сирией и Ираком, в начале XX века жили сотни тысяч ассирийцев, из которых свыше 500 000 были убиты в ходе геноцида ассирийцев, организованного властями Турции[21][22]. Оставшиеся в живых ассирийцы рассеялись по миру. Ассирийцы составляли 43,7 % населения провинции Хаккяри (против 28,2 % армян и 14,1 % курдов).[источник не указан 859 дней] После геноцида ассирийцев, их земли и дома заселили курды.[источник не указан 859 дней]

Греки[править | править код]

Греки — коренной народ в Турции, исповедовавший христианство. Основное население Исторической Византии, компактно живший на территории современной Турции до геноцида греков в начале XX века. По оценочным данным, до начала Первой мировой войны, на территории современной Турции насчитывалось до 2,7 млн. греков[23][24]. Греки составляли 60 % населения на Анатолийском побережье Эгейского моря (включая город Измир)[25], большинство населения на побережье Чёрного моря[26], а также внушительную часть населения Стамбула (по-гречески Константинополь). На всем полуострове Малой Азии доля греков в начале XX века составляла ок. 20 %. Из общего числа греков до 1 500 000 были убиты[27] в ходе геноцида греков, остальные депортированы из страны. В современной Турции проживает значительное количество греков-мусульман.

Курды[править | править код]

Курды — ираноязычный народ, исповедующий главным образом ислам. По переписи 1927 года в Турции насчитывалось 2 323 359 курдов (из общего населения страны 13 464 564 человека)[17].

В Турции многие десятилетия проводилась политика отуречивания населения. Поэтому подсчитать численность этносов, даже приблизительно, бывает весьма затруднительно. По разным оценкам курдов в Турции от 10 до 23 % от общего населения страны[28]. 8,13 миллионов (данные Ethnologue на 2014 год[29]) до 18 % (данные ЦРУ на 2015 год[30]), и проживают они в больших количествах по всей территории страны, а в абсолютном большинстве на востоке.

Крымские татары[править | править код]

В стране проживает большое количество крымских татар (оценочно от 500 000 до 5 миллионов)[31], основная масса которых переселилась в Турцию после присоединения Крыма к Российской империи, и продолжавших переселяться в эту страну на всем протяжении XVIII, XIX и XX веков.

Кавказцы[править | править код]

Велика в стране численность выходцев с Северного Кавказа (в основном, потомки депортированных после Кавказской войны горцев) — их именуют общим названием черкесы, большинство из которых адыги, а также абазины, абхазы, ногайцы, карачаевцы и балкарцы, кумыки и дагестанские народы, ингуши, осетины, чеченцы. Их общая численность составляет около 3 миллионов человек[32].

Турки[править | править код]

Турки — основной народ Турции, говорящий на языке огузской группы тюркской ветви алтайской языковой семьи, исповедующий ислам. Предки турок — огузы, вторглись в центральную часть современной Турции в середине XI века из Огузского государства, находившегося на территории современного Казахстана. 29 мая 1453 года турки захватили у греков Константинополь (ныне Стамбул).

В 1927 году в Турции проживало 13 464 564 человек, из которых большинство были турки. В современной Турции насчитывается 80 000 000 человек, из которых от 50 000 000 до 59 000 000 считают себя турками (от 62 % до 74 %)[33][34][35][36]

По вероисповеданию турки — мусульмане (большая часть — сунниты ханафитского мазхаба, меньшая — алевиты).

Другие народы[править | править код]

Кроме того, на юго-востоке Турции компактно проживает более миллиона арабов. Лазы и хемшилы, проживающие в основном на восточном побережье Чёрного моря, ныне являются этнографическими группами турок наряду с кочующими йорюками и тахтаджами. Евреи Турции, которых в Турции примерно 0,1 % населения, проживают в крупных городах. Также по всей стране живут албанцы, грузины, азербайджанцы, узбеки, татары и представители множества других народов, в основном в Стамбуле, Измире, Анкаре и других крупных городах.

В Турции постоянно проживает несколько тысяч русских.

Turkey (orthographic projection).svg Турецкие города пропорционально численности населения, 2012 год

В Турции на 2014 год имеется девять городов с населением свыше 1 млн человек.

Города с населением:

ru.wikipedia.org

Турки-османы — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 декабря 2016; проверки требуют 16 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 декабря 2016; проверки требуют 16 правок.

Осма́ны (также назывались оттома́ны) — основное население Османской империи (1299—1923 гг.). Название происходит от имени Осма́на I Гази́ — первого султана Османской империи.

В XI веке огромные территории Азии, включая территории нынешних Турции и Туркмении, оказались под властью государства сельджуков. При султане Мелеке (1072—1092) могущество царства турок-сельджуков достигло своего апогея; при наследниках Мелике оно распалось на множество небольших государств, так наз. бейликов.

В XIII веке одно из тюркских племён — кайы — под предводительством Эртогрул-бея, выгнанное с кочевий в туркменских степях, двинулось на Запад и остановилось в Малой Азии, где они оказали содействие султану крупнейшего из турецких государств — Румского (Конийского) султаната — Алаэддину Кей-Кубаду в его борьбе с Византией. За это Алаэддин отдал Эртогрулу в ленное владение пространство земли в области Вифиния между Ангорой и Бурсой (но без этих городов). Осман I, сын и наследник Эртогрула (1288—1326), в борьбе с ослабленной Византией присоединял к своим владениям область за областью, но, несмотря на растущее могущество, признавал свою зависимость от Коньи. В 1299 году, после смерти Алаэддина, он принял титул «султан» и отказался от подчинения румским султанам. По имени Османа его подданные стали называться османскими турками, или османами.

К 1487 году османы подчинили своей власти все мусульманские владения Малоазиатского полуострова. Название «османы» стало более престижным, чем просто «турки», и постепенно все мусульмане Османской империи (причём не только туркоязычные), а также принявшие ислам христиане Османской империи стали именовать себя османами.

Позднее, к XVII веку под властью османов оказался весь Балканский полуостров, земли Валахии, Молдавского княжества, Венгрии, Хорватии, украинские земли Речи Посполитой, Египта, Туниса, Триполитании, Киренаики, Алжира, Месопотамии, Кавказа, Крыма и значительная часть Аравийского полуострова.

Согласно «Родословной туркмен», кайи (кайы) происходят от Огуз-хана[1]. Й. Маркварт полагал, что племя кайи (каи) было племенем первоначально монгольского происхождения[2]. Й. Маркварт считает каи и османов тюркизированными монголами[3]. Ряд других авторов включает племя каи наряду с баяут (баят) и баяндур в число огузских племён, имеющих монгольское происхождение[4][5].

После падения Османской империи Мустафа Кемаль поменял самоназвание и назвал народ турками, а республику — Турецкой Республикой.

ru.wikipedia.org

от рассвета до заката СОНАР-2050

История мусульманских мигрантов опять повторяется, теперь в Европе.

В булькающем котле мусульманского мира при жизни одного поколения было уже буквально всё, что только может произойти за тысячелетнюю историю какого-нибудь более спокойного региона. Ближний Восток освобождался от колониальной зависимости, боролся против Израиля, строил «арабский социализм», устанавливал военные диктатуры, экспериментировал с исламским радикализмом от Аль-Каиды до ИГ и даже попробовал на вкус «оранжевые революции». Это ещё неполный список.

Нетрудно также заметить, что в этом хаосе есть две константы.

Во-первых, Турция. Сильное государство, которое к тому же довольно долгий период было лидером мусульманского мира. С устойчивой политической системой. С растущей экономикой, объёмы которой за 25 последних лет увеличились в пять раз. С хорошим финансированием армии, которая по численности считается второй в блоке НАТО после США.

Во-вторых, исламизация Европы. Мигранты наращивают численность, выстраиваются в очередь за пособиями и строят мечети. Подсчитано, что к 2030 году в столице ЕС Брюсселе мусульманская диаспора по численности должна обогнать коренное население белых европейцев.

Давайте глянем на эти явления не по отдельности, а в логике одного процесса. Который, кстати, уже имел место в истории.

От иммиграции к собственному государству

На свою нынешнюю родину турки пришли приблизительно так же, как нынешние мусульманские мигранты прибывают в Западную Европу. Одно из туркменских племён в XIII веке под давлением монголов покинуло родную пустыню и отправилось искать лучшей жизни.

Их было совсем немного — 400 или 500 шатров. О том, чтобы с такими силами завоевать какую-то страну, не могло быть и речи. В другой ситуации мигрантов просто отловили бы на границе. Однако туркменам повезло. Они попали в Малую Азию в самый подходящий момент — богатый регион, с прекрасным климатом, с историей и высокой культурой как раз находился в бесхозном состоянии. Византийцы так и не смогли восстановиться после падения Константинополя в 1204 году. Итальянцы на пару с мусульманами грабили наследство великой империи, движение крестоносцев, утративших смысл и ориентиры, переключилось на морское пиратство. Короче говоря, на мелкое племя язычников никто не обратил внимания.

«Воскресший Эртогрул». Свежий турецкий фильм о вожде Эртогруле, который привёл их предков в Малую Азию. Сто первых серий можно посмотреть здесь, пятый сезон выйдет в конце 2018 г.

Семьдесят лет они обживались. Приняли ислам, завоевали три города, умыкнули невесту из какой-то крепости, чем очень гордились. Подтянулись мигранты из других регионов, вместе всё-таки проще отстаивать свои интересы.

Перелом наступил приблизительно в 1300 году. Мигранты объявили о независимости, а их вождь Осман Гази договорился о дружбе и сотрудничестве с византийским губернатором по имени Михаил Коссес.

Он стал первым высокопоставленным ренегатом, который увидел перспективы у молодого государства. В дальнейшем на протяжении многих столетий потомки прозорливого Михаль-бея занимали высокие государственные должности в Османской империи.

Анатолия в 1300 г. Политическая раздробленность региона и отсутствие сильной власти способствовали тому, что молодое государство туркменских мигрантов не задавили в зародыше.

Совпадения не случайны

Нам сегодня трудно даже представить масштабы ренегатства византийцев и славян, которые массово переходили на сторону турок-османов. Разве что увидим нечто подобное в XXI веке в Европе.

Процесс перетекания Византийской империи в Османскую можно проиллюстрировать простым примером. 29 мая 1453 года турки взяли штурмом Константинополь, Византия пала. На следующий день великим визирем, т. е. премьер-министром, был назначен грек Заганос-паша, один из офицеров, командовавших осадой византийской столицы. Следующие за ним пять великих визирей тоже были греками или сербами, перешедшими из православия в ислам.

Ладно, это эпоха становления, вынужденная необходимость, пока турки заимствовали бюрократический аппарат и государственную систему. Однако возьмём XVI век. За одно столетие сменилось 27 визирей. Из них этническими турками было два человека.

Тут для красного словца можно было бы сказать, что Византийская империя восстанавливалась под исламским полумесяцем. Однако полумесяц тоже не совсем исламский.

 

Слева мусульманский полумесяц со звездой. Справа византийская монета с гербом Константинополя.

В Европе тоже считали османов прямыми наследниками Восточной Римской империи. Французский философ Жан Боден писал в 1560 году:

«Предъявлять права на титул абсолютного правителя может лишь османский султан. Только он законно может претендовать на титул преемника Римского императора».

Вот ещё одна цитата современника, от итальянского писателя и учёного Франческо Сансавино:

«Если бы мы тщательно исследовали их происхождение и подробно изучили их внутригосударственные отношения и внешние связи, мы могли бы сказать, что римская военная дисциплина, выполнение приказаний и победы равны турецким. Во время военных кампаний способны есть очень мало, они непоколебимы, когда сталкиваются с трудными задачами, подчиняются своим командирам абсолютно и упорно воюют до победы».

Не случайно и границы Османской империи во многом совпадают с очертаниями Восточной Римской империи. Турки не завоёвывали. Они возвращали «своё».

Слева карта Восточной Римской империи в 395 г. Справа Османская империя в период максимального могущества, 1580 г.

Повторение сценария

В ЕС многие не любят мусульманских мигрантов. Показательным является тот факт, что всё больше политиков стремится использовать исламофобские настроения и возглавить протесты против европейских правительств, неспособных справиться с наплывом беженцев. Сегодня это одна из самых обсуждаемых тем в политической повестке Евросоюза.

Но даже идеологи европейского изоляционизма плохо себе представляют последствия дальнейшего увеличения численности мусульманской диаспоры. Они просто берут нынешние проблемы с мигрантами и умножают их на предполагаемые тенденции. Терроризм, мусульманские гетто, мечети повсюду, рост преступности, женщины в хиджабах...

История Османской империи показывает, что всё может пойти по другому сценарию. Есть вероятность, что в определённый момент произойдёт фазовый переход и к мигрантам присоединятся местные. Не те местные, что живут на социальном дне (это как раз не новость), а политики, учёные, военные. Которые вдруг разочаруются в родной европейской культуре, почувствуют бесперспективность нынешнего политического пути.

Представим себе, что Исламское государство находится не в пустынях Ирака и Сирии, а, например, на территории Германии, Франции, Италии. И пользуется всеми ресурсами развитых европейских стран. И возглавляет его Ангела Меркель, только с платком на голове. И в армии царит нормальный немецкий орднунг под руководством немецких же офицеров. А вместо пикапов с пулемётами у них на вооружении танки «Леклерк» и «Леопард». Совершенно фантастическая картина. Но именно так возникла Османская империя.

 

Собор Святой Софии с четырьмя минаретами в Стамбуле. На протяжении тысячи лет (вплоть до строительства Собора Святого Петра в Риме) считался самым большим храмом христианского мира.

Давайте посчитаем. От появления османов в Малой Азии в 1230 году до взятия Константинополя в 1453-м прошло 223 года. В серьёзную силу, с которой считались соседние державы, они превратились приблизительно за полтора столетия. Т. е. мусульмане Европы только в самом начале пути.

В одной Германии живёт 4,5 миллиона мусульман, две трети из которых турецкого происхождения. Во Франции — 7 миллионов, это как минимум. В целом арабов больше, однако за турками стоит мощная и организованная сила, своя держава. Напомним, что Эрдогану почти удалось сорвать осенние выборы в Германии, когда он призвал соотечественников с немецкими паспортами голосовать против «врагов Турции» в лице христианских демократов и эсдеков. А может, ему это и удалось. Судя по последним новостям, «враги Турции» собираются идти на перевыборы, чтобы не пришлось формировать правительство меньшинства. 

И это только первая проба. Посмотрим, что будет дальше. Пока что Европа идёт по малоазиатскому сценарию XIV века.

Империя «чужеземных мальчиков»

Большая часть славы в турецких победах и завоеваниях принадлежит янычарам. Это была самая боеспособная сила османских вооружённых сил — регулярная пехота, которую набирали из детей христиан 8–16-летнего возраста. В основном из славян. Офицерские кадры кавалерии, сипахи — оттуда же. Их готовили в одной школе с янычарами.

Почему-то распространено мнение о том, что янычар как-то особенно сильно зомбировали, превращали в фанатичных сторонников мусульманской веры, стирали память о прежней семье и делали покорными рабами турецких хозяев. Не было таких технологий тогда, нет их и сейчас.

«Чужеземных мальчиков» минимально знакомили с религией и языком в турецких семьях Анатолии, а потом отдавали в казармы, учили обращаться со всеми видами оружия. Плюс бег, борьба, три языка, исламская религия и культура. Попасть в янычарский корпус было очень престижно, исламизированные боснийцы и албанцы договаривались за своих детей «по блату», в виде исключения.

Янычары по моде южных славян брили бороды, оставляя только усы. Традиционно бородатый мусульманский вид на картине имеет только один человек — собственно, сам турецкий султан.

Янычары сами выбирали себе командиров — тех, кому доверяли, кого считали самыми отважными и достойными. Они называли их «деями» (буквально: «дядька», «брат матери»). Горизонтальные и вертикальные связи в корпусе были очень сильными, практически семейными. Интересно, что в «Записках янычара» сербского воина Константина из Островиц, написанных в 1497 г., автор упоминает, что его братья тоже находятся на службе, а один из них уже дошёл до должности хранителя султанской казны.

Т. е. речь идёт не о зомби, лишённых воли и памяти. Это братство людей, которых империя подняла «из грязи в князи». Которые, оставшись дома, пасли бы овец и кланялись в ноги каждому проезжающему барину. И они прекрасно понимали, чем обязаны той великой стране, за которую они воюют и которой управляют.

Самых способных отмечали ещё на стадии обучения. Сорок курсантов из трёх тысяч ежегодно отбирали в число пажей, они жили прямо в султанском дворце, рядом с гаремом.

Соседство было очень удачным и плодотворным. Гарем представлял собой ту же школу, только женскую. Чтобы попасть в число жён или наложниц султана, девушки годами учились (без шуток, программа вполне серьёзная). До султанской постели доходили единицы — самые амбициозные и стервозные, которые твёрдо нацелились на большую политику. Остальные выходили замуж за пажей и уезжали с ними, когда парни получали назначение на должность.

Библиотека при дворцовой школе Эндерун на территории султанского дворца Топкапы в Стамбуле.

В этом секрет великих турецких завоеваний. Османская империя дала каждому по способностям. Этого не могли обеспечить ни враждующие друг с другом славянские государства Балканского полуострова, ни деградировавшая Византия, ни католические державы Западной Европы, которые видели в регионе только пищевой интерес.  

Тюркский мир опять отменяется

Есть распространённое мнение, что при первой же возможности Турция попытается объединить под своей властью весь тюркский мир, т. е. среднеазиатские республики, тюркские народы Кавказа, татар, башкир, короче говоря, сплошной массив от Средиземного моря до Алтая.

Тюркский мир, как его представляют сторонники пантюркизма.

Однако многовековая история ничем не подтверждает этого предположения. Известно ровно два коротких периода, когда в Турции задумывались о том, чтобы распространить власть на далёких тюркских родственников.

Первый относится к распаду Османской империи в начале XX века. Турция сама разваливалась на куски, и некоторые деятельные люди в османском руководстве решили, что пантюркизм — это шанс перезагрузить страну вместе с политической системой.

Второй раз — это 90-годы, короткий период после распада Советского Союза. Опять же, возникли некоторые иллюзии, которые по факту не оправдались.

Напротив, в эпоху своего максимального могущества Османская империя занималась судьбой тюркских народов намного реже, чем, скажем, осадой австрийской столицы Вены. В XVI веке османы боролись даже за далёкую Индонезию, пытаясь изгнать португальцев из Индийского океана. А про родной Туркменистан, который был буквально под боком, они даже не задумывались. Не говоря уже про Сибирь.

Наша заветная столица

У нас есть все исторические основания не любить османов. Они «украли» православный Константинополь, наш Царьград, в котором русы впервые приняли святое причастие. Ведь Константинополь мог быть нашей столицей.

Фёдор Тютчев, русский поэт, а по совместительству пиарщик на дипломатической службе, занимавшийся созданием позитивного образа России в странах Западной Европы, в 1848 году писал:

«Москва, и град Петров, и Константинов град —

Вот царства русского заветные столицы…»

 

Причём культурный синтез византийского и славянского начал наверняка оказался бы намного более естественным и успешным, чем вышло в Османской империи. История могла пойти по другому пути.

А что касается Турции, она не так уж и долго находилась на вершине. В конце XVI века проявились первые признаки кризиса, из которого османы уже не вышли. Сгладить национальные и религиозные противоречия турки не могли и не хотели. Пытаясь сохранить власть, они натравливали одни народы на другие, так что вполне закономерно пришли к падению.

История Османской империи могла закончиться ещё в XIX веке. Единственное, что держало её на этом свете, — боязнь великих держав, что большая часть богатого наследства достанется России.

От похода князя Олега в 907 году и до дипломатических манёвров Сталина Царьград оставался манящей, но всё так же недостижимой для нас целью.

Не получилось. Ещё в 1975 году главный маршал бронетанковых войск СССР Павел Ротмистров со злостью говорил: «Проморгали Константинополь!» В 1944 году советские танки были в двух днях пути от Стамбула, впрочем, генерал Скобелев в 1878 году был ещё ближе.

Теперь уже ничего не изменишь. Маленькое, но проворное туркменское племя оказалось в нужное время и в нужном месте. Вряд ли стоит им мешать и в дальнейшем, если у нас самих нет никакого плана насчёт того, что делать с исламизацией Европы.

www.sonar2050.org

Османская империя Википедия

Халифат (с 1517), Империя
Османская империя
دَوْلَتِ عَلِيّهٔ عُثمَانِيّه
Devlet-i Âliyye-i Osmâniyye
Флаг Герб
Флаг Герб
Девиз: «осман. دولت ابد مدت‎ — Devlet-i Ebed-müddet
«Вечное государство»[1]»
Гимн: Гимн Османской империи
Ottoman Empire 16-17th century.jpg
↓ ↓

1299 год — 1922 год

Столица Сёгют (1299—1329)
Бурса (1329—1365)
Адрианополь (1365—1453)
Константинополь (1453—1922)
Язык(и)
  • Персидский (до конца 17 века)[2][3]
  • Османский (после 17 века)
  • и др.языки
Религия ислам суннитского толка
Денежная единица акче, куруш, лира
Площадь 5,2 млн[4][5] км² (1683 год)
Население 30 000 000[6](1683 г.)
(4,4 % населения Земли) 35 350 000 чел. (1856 г.)
(2,8 % населения Земли)
Форма правления

абсолютная монархия (до 1876; 1878—1908)

дуалистическая монархия (1876—1878; с 1908)
Династия Османы
Официальный язык османский язык
Преемственность
← Конийский султанат
Турецкая Республика →
Предшественники и преемники
  • Flag of Sultanate of Rum.svg Конийский сул

ruwikiorg.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о