Общественный Транспорт Лондона — Стоимость Виды Билеты
Помимо метро и автобуса, транспорт Лондона имеет также такие его разновидности, как железная дорога (эти поезда зачастую совмещены с метрополитеном), а также трамваи, функционирующие в районах городских окраин.
Метро Лондона: самое старое в мире
Являющийся самым старым в мире, лондонский метрополитен одновременно характеризуется, как очень неудобный. Он состоит из длинных переходов и лестниц, которые во многих случаях все еще не заменены эскалаторами. Как общественный транспорт, он сложен и сильно разветвлен, однако несложен для ориентирования, по сравнению, например, с парижским метро.
Главное, как и везде в Англии – надо обращать внимание на информацию, которая содержится на всевозможных указателях и табло. Единственно, чем действительно сложен этот транспорт – прохождением по одному пути поездов разных линий, а также электричек.
Метро Лондона
Англичане, как одни из лучших в мире прагматиков, уже давно разделили стоимость проезда по зонам (в Лондоне
Метрополитен в Лондоне – это несколько основных систем оплаты. Самый доступный и удобный из них – Oyster card. Принцип действия – такой же, как и у проездных документов в российском метро. Такие карточки можно приобрести в Лондоне режиме он-лайн или на станции метро, стоимость – 3 фунта.
Помимо столицы, метрополитен в Англии имеется в таких городах, как Ливерпуль, Ньюкасл и Глазго.
Красные автобусы Британии – двухэтажные и одноэтажные
Однако самый доступный по ценам общественный транспорт Лондона – это автобусы. Чтобы путешествовать на них для обозрения столичных достопримечательностей, лучше всего воспользоваться однодневным проездным билетом, стоимость которого составляет 2,5 фунта. На знаменитых красных двухэтажных автобусах можно путешествовать в британской столице по всем внутренних маршрутам, а также совершать экскурсионные поездки.
Автобусы Лондона
Если же в Лондоне встречается красный одноэтажный автобус, то надо учитывать, что этот транспорт ходит по коротким маршрутам и главная его цель – обслуживание вокзалов.
Точно так же, как и в Москве, в столице Англии можно остановить автобус по требованию. Для этого предварительно, на подходе к предполагаемому месту высадки, нажимается кнопка вызова.
Перед просто стоящими на остановке людьми автобус не остановится. Для того, чтобы обратить на себя внимание водителя, следует «проголосовать» рукой, подняв ее вверх. Так же, как и в отечественных маршрутках, автобусы в Лондоне курсируют со строго определенным лимитом пассажиров.
Второй этаж предназначен исключительно для сидящих, а на первом этаже в положении стоя может путешествовать не более 5 пассажиров. Работа автобусов в британской столице начинается с 6 утра и заканчивается в полночь.
Есть маршруты, которые работают в ночной период времени, они отмечаются литерой «N» на остановке, а также на самом автобусе. Разумеется, стоимость здесь более высокая, а после 10 часов вечера на этих, а также на всех других автобусах в Лондоне, отсутствуют детские скидки.
Такси «блэк кэб» и прогулки по Темзе
Затем, по степени актуальности, следует назвать услуги такси. Этот транспорт разделяется на несколько видов. Самыми надежными из них считаются так называемые черные такси («блэк кэб»). Помимо этого, в английской столице существуют такси, водителями которых работают исключительно женщины.
Если устройство на крыше такси горит желтым цветом, значит, этот автомобиль свободен. Удобное расположение стоянок такси (территории, где находятся вокзалы, аэропорты, метро, гостиницы) позволяет эффективно пользоваться ими в Лондоне российским туристам. Если же вы сами хотите порулить по дорогам Англии, то можно взять на прокат машину, например, воспользовавшись сервисом Skyscanner.
Такси Лондона
К числу эксклюзивных видов общественных перевозок относится такой транспорт, как прогулки по реке. Многочисленные компании предлагают туристам «круговые» маршруты. Наиболее распространенные из них — это «Парламент (посадка на причале Вестминстер) – Мост Тауэр» и «Гринвич – барьер на Темзе».
Практически на каждый из них можно купить дневной билет, стоимость которого составляет около 9 фунтов, а затем не торопясь обозревать достопримечательности, расположенные в приречных районах столицы Британии.
Транспорт Англии: удобен и многообразен
Помимо памятников истории и культуры английской столицы, в Англии существует немало других достопримечательностей, добраться до которых можно, используя железнодорожный, морской и воздушный транспорт, в зависимости от места расположения пункта назначения.
Британские морские порты находятся, как в самом Лондоне, так и в Харидже, Гулле, Ливерпуле и Саутгемптоне. Кроме того, для удобства желающих побывать в Англии, находясь в Европе, имеются два железнодорожных парома («Дувр – Дюнкерк» и «Харидж – Остенде»).
Плюс к этому — туннель, проходящий под Ла-Маншем, а также многочисленные морские паромы (автомобильные и пассажирские), с помощью которых в Британию можно попасть из Франции, Голландии, Норвегии, Швеции и Дании. Вот что не приветствуется в Англии – так это автостоп.
Туннель под Ла-Маншем
В городах Англии существует полноценная, хорошо развитая транспортная система. В число наиболее распространенных видов общественных перевозок, помимо автобусов, входят метро, а также трамваи. Интересно, что транспорт, пользующийся в Британии весьма высоким спросом – это велосипеды. Их можно практически повсеместно арендовать, пройдя до любой специальной парковки Беркли’s.
Железнодорожное сообщение
Доступный вид общественных перевозок в Англии – железная дорога. Бывалые туристы советуют приобретать билеты «Brit-rail». Они дают право на любое количество поездок и покупаются на определенное количество дней (имеется различная стоимость по 5 видам таких билетов, на разное количество дней). Молодые люди и пенсионеры могут получить скидки, дети 4-16 лет едут по половинной цене, а до 4-х – бесплатно.Главная проблема, которую имеет этот транспорт – высокие цены на билеты.
Поэтому совет туристам: если есть необходимость прикупить в Лондоне сувениры родным после поездки по Британии – езжайте автобусом!
Однако это абсолютно не означает, что нельзя пользоваться железной дорогой. Тем более, что в Англии этот вид общественных перевозок очень разноплановый: есть современные бесшумные экспрессы, и есть старинные, эксклюзивные поезда, обслуживающие в основном туристов на небольших станциях.
Конечно, они примитивные и неудобные, но в этом – вся прелесть старины, которую в Британии так любят и берегут!
Железная дорога в Англии
Путешествовать в современном поезде – одно удовольствие! В плане комфорта они почти столь же хороши, как их немецкие и австрийские собратья. Главное, что следует помнить, садясь в этот общественный транспорт – внимание к тому, что размещается на табло и что говорит вежливый голос из динамиков.
В Англии, как и везде в Европе, можно купить билеты в вагон первого класса и в вагон второго класса. Кроме того, в вагонах второго класса имеются отдельные купе первого класса.
Междугородние автобусы
Этот транспорт хорош для тех туристов, у кого время позволяет уделять больше внимания самому процессу путешествия. Он дешев, по сравнению с железной дорогой, и билеты на этот вид общественных перевозок можно купить, выбирая из компаний «National Express» и «Green Line».
Отправиться путешествовать автобусом можно со специальной станции, расположенной неподалеку от вокзала «Виктория». Следует учитывать, что стоимость поездок ранним утром ниже. Заказ билетов осуществляется в режиме он-лайн, это можно сделать на сайте той или другой из числа указанных выше компаний.
Похожие статьи
Общественный транспорт Лондона — отзывы туристов о городском транспорте 2019
Лондон — это вам не среднестатистический европейский городок, где все самые любопытные места можно посетить пешком. Лондон — город, очень большой и если вы попробуете обойти его пешком, то приготовьтесь к многокилометровым маршам.
В систему общественного транспорта входят — автобусы, трамваи и метро. Метро включает в себя : London Underground (метро),Overground (надземное метро) и DLR (легкое метро). Лондон поделен на транспортные зоны, а конкретнее на 6 штук. Стоимость проезда зависит от того, в каких зонах вы будете перемещаться. 1 и 2 зоны — это центр города, а зоны 5 и 6 — это окраины города. Деление на зоны играет роль для всех видов транспорта, кроме автобусов.
Виды абонементов
- Oyster Card. Пополняемая карта для многократных поездок. Oyster смарт-карта и она позволяет пользоваться всеми видами транспорта в Лондоне по выгодным тарифам в режиме Pay As You Go, для примера — московская карта «Тройка» — ее абсолютный клон. Oyster — позволяет уменьшить расходы, тариф у карты почти вдвое дешевле, чем покупка разового бумажного билета. Приобрести карту можно на любой станции метро и в Oyster Ticket Stops. Нужно будет внести залог в 5 фунтов, а позже можете вернуть Oyster в кассе и забрать залог, но только если вы пользовались картой более 3 дней. Внести деньги на карту можно в автомате или на кассе метро. Проверить баланс — приложив карту к желтому кругу автомата по продаже билетов. На Oyster Card также можно записать любой из абонементов.
- Day Travelcard. Этот бумажный билет подходит для многократных поездок в течение дня. Тариф будет разным в зависимости от зон города. Купить можно в автоматах и кассах метро.
- One Day Bus & Tram Pass. Хороший способ для бюджетного перемещения по городу в течение 1 дня. Такой абонемент можно приобрести: в виде бумажного билета в автомате на любой станции метро или в виде однодневной карты Oyster. Карта позволяет ездить на трамваях и автобусах в Лондоне независимо от зоны. Стоимость — 6 фунтов.
- 7 Day Travelcard. Как понятно из названия — данный билет хорош для тех кто прибыл в Лондон на неделю. Главное это определиться, в пределах каких зон вы будете ездить.
- 7 Day Bus & Tram Pass. Если вы планируете использовать только автобус и трамвай, то приобретайте недельный абонемент за — 26 фунтов. Это довольно выгодно, лично я пользовался метро исключительно для поездок на большие расстояния.
Общие правила и некоторые особенности
- Самый дешевый вид транспорта в Лондоне — автобус, красный двухэтажный красавец — любимец туристов и жителей. Имейте в виду, что городские автобусы — красные, а синие и зеленые автобусы это — междугородние автобусы. В автобусе прикладывайте карточку к валидатору на входе.
- В трамвае прикладывайте карточку к валидатору на остановке перед входом. Даже если вы достигли лимита списания и продолжаете кататься бесплатно, все равно прикладывайте карту к считывающему устройству.
- В метро прикладывайте карточку на входе и выходе. Если вы не приложите карту дважды, то с вас могут списать максимальную стоимость проезда. Метро без каких-либо сомнений, самый быстрый вид транспорта в Лондоне.
- Поддерживайте положительный баланс Oyster: иначе записанные на карту абонементы заблокируются. Смарт-карта учитывает время, необходимое для совершения поездки. И если по какой-то причине ваше путешествие из 1 во 2 зону займет более 90 минут, спишут максимальную сумму.
Разовые поездки
Всегда помните разовые поездки — самый дорогой вид билета ! Но при необходимости совершить разовую поездку общественным транспортом в Лондоне, купите обычный бумажный билет до пункта назначения. Разовые билеты на городской автобус в Лондоне не продаются.
Детские тарифы
- Дети до 5 лет могут ездить бесплатно на любом виде транспорта в сопровождении взрослого. При этом с одним взрослым могут путешествовать не более 4 детей.
- Дети 5 -10 лет могут ездить бесплатно в сопровождении взрослого. В случае, если ребенок выглядит старше 10 лет или если ему будет необходимо совершить самостоятельную поездку, понадобится карта Oyster с фотографией.
- Дети 11-15 лет могут бесплатно ездить на автобусах и трамваях. Для проезда в метро детям предоставляется скидка. Дети 16 — 17 лет получают скидку 50% на проезд на всех видах транспорта в Лондоне. И им нужно оформить Young Visitor Discount, ваш ребенок получит скидку 50% на проезд на всех видах транспорта в течение 14 дней.
Как реформировали лондонский транспорт | Рабкор.ру
Общественный транспорт Лондона. © uk.prweb.com
Среди европейских городов, наверное, именно Лондон имел к началу XXI века самую проблемную ситуацию с транспортом. Однако 4 мая 2000 года на пост главы города вступил Кен Ливингстон, политик левого крыла Лейбористской партии. Ранее, в 1984-1986 годах, он возглавлял Совет Большого Лондона. Однако эта структура была ликвидирована по инициативе правительства «железной леди» Маргарет Тэтчер. Вероятно, она полагала, что для управления мегаполисом хватит королевского министра по делам Лондона. Этот пост и был учрежден Тэтчер. Но опыт показал ошибочность подобного расчета.
Ливингстон стал мэром, но полномочия его были урезаны в пользу правительства. Оно контролировало многие сферы городской жизни, включая метро. Поэтому «красный Кен», как прозвали мэра журналисты, в транспортной политике мог сосредоточить внимание только на наземных средствах передвижения. Приватизацию метро он остановить не смог. Однако общая политика главы Лондона в отношении транспорта стала образцом для многих мегаполисов мира, являясь одновременно смелой и успешной. Стартовые же условия реформы были чрезвычайно плохими.
Лондон задыхался от пробок и производимых в них особенно вредных выхлопных газов. Метро было перегружено, поскольку автомобиль перестал быть надежным средством передвижения. В центральной части города скорость движения редко превышала 15 км/час.
Транспортный коллапс Лондона во многом был связан с произведенным Тэтчер разгромом муниципальных властей, которые еще в 1980-х годах пытались бороться за нормализацию транспортной ситуации в мегаполисе.
Их место занял вульгарный рыночный подход к городскому транспорту, который должен был сам себя регулировать, примерно как это сделано в городах России. Результатом стало усугубление кризиса.
Ситуация в Лондоне была настолько запущенной, что когда мэр дал распоряжение своим экономистам разработать модель платного въезда в Лондон, многие были потрясены. «Сотрудники решили, что их шеф сошел с ума». Невозможно было предсказать и поведение автомобилистов, что грозило Ливингстону политическим провалом — потерей поддержки избирателей, значительная часть из которых привыкла водить машины. В день запуска реформы (2002 год) мэрию охватило особенное волнение. Но мэр не отступал, а упорно стоял на своем. «К концу второго дня, — вспоминает Алан Фриман, экономический советник мэра Большого Лондона, — мы поняли: это победа. Пробки сократились в значительно большем масштабе, чем число машин, въезжающих в центр. Автобусы начали двигаться быстрее. «Перехватывающие» автостоянки на границах центра оказались удобными. Объездные маршруты были вполне удачно разработаны и понравились водителям. Выяснилось, что при таких условиях автомобилисты в большинстве своем довольны и готовы платить». Транспортная система города заработала.
Быстрые и радикальные действия оказались в Лондоне необходимы, так как долгие годы проблемы лишь накапливались и достигли критического уровня. «Инфраструктура устарела, метро не справлялось с нагрузкой, автобусов не хватало, а система финансирования была такой запутанной, что делала невозможной модернизацию «эволюционным» путем», — говорит Фриман. Во многом положение можно признать сходным с московским накануне запуска столичной транспортной реформы, где задачи являлись почти столь же сложными для властей. Было также подорвано доверие к наземному транспорту, что требовалось изменить, поскольку только он мог обеспечить надежную систему сообщений в городе со средневековой историей и соответствующей почти хаотичной структурой улиц.
Однако это не исключало возможности успешного реформирования транспортной системы Большого Лондона. В её основе лишь должен был лежать точный математический расчет.
При снижении числа автомобилей, скажем, на 10—15%, общая скорость движения возрастает, а время стояния в пробках сокращается примерно на 25—30%.
В дальнейшем плата за въезд в центр города, первоначально составлявшая 5 фунтов, повысилась, зато люди, постоянно вынужденные ездить в центр на своей машине, получили возможность покупать «абонемент». Мэрия ввела единые карточки-билеты «Oyster card», что сразу удешевило проезд. В при некоторых схемах использования «абонемента» экономия достигала 50% в сравнении с прежним способом оплаты.
Общественным транспортом стало выгодно пользоваться постоянно, что обеспечивало снижение цены каждой поездки. Карточку при этом полагается прикладывать в начале и в конце поездки, на выходе.
Примечательно, что в российской столице власти действуют более тонко — платного въезда в центр не вводят. Они даже добились повышения качества работы общественного транспорта при увеличении числа автомобилей на дорогах. В Лондоне, как мы видим, было иначе. Однако опыт английской столицы в Москве внимательно изучили.
Отправной точкой преобразования общественного транспорта Москвы стало создание единой его системы. Коммерческих перевозчиков (на их долю приходится 30% маршрутов) решено было интегрировать с муниципальным транспортом. Для всех были определены общие правила, общие стандарты безопасности и комфорта. Департамент транспорта ввел единые карты-билеты «Тройка» с разными схемами оплаты и использования транспорта. Это сделало пользование транспортом удобней для пассажиров. Уменьшились очереди на входе в автобусы и другой транспорт плюс пассажиры получили возможность экономить. Город обрел финансовый механизм контроля над элементами системы.
В английской столице были свои особенности. Команда Ливингстона не имела возможности ломать сложившуюся структуру города, модернизируя его транспортную систему. Закон не позволял «украсить» новыми трассами и развязками город, созданный в прежние века для пешеходов и редких экипажей. Он также не допускал свободного выпрямления и расширения улиц. Против этого восстали бы сами жители британской столицы, а заодно и политические соперники мэра. Реформировав городской транспорт, он не утратил популярности, а был переизбран. Недовольство автовладельцев оказалось недолгим и быстро сменилось положительными эмоциями. Однако помимо рациональных решений, власти пошли и на оригинальный пропагандистский ход.
Для участия в реформе были приглашены высокооплачиваемые советники из США — страны господства легковых автомобилей. Жители Лондона были этим удивлены, и многие пришли к выводу: раз даже американцы советуют англичанам развивать общественный транспорт, значит это уже действительно необходимо, хотя одновременно и стыдно слышать это от них. Затраты на иностранных советников окупились, как и другие расходы мэрии в рамках транспортной реформы (они составили 200 млн фунтов стерлингов), а количество автомобилей в центре Лондона уменьшилось на 40%. Их заместил общественный транспорт.
Среди российских городов Москва выделяется последовательным курсом на создание современной системы общественного транспорта. Коммерческим перевозчикам предлагают пятилетний контракт, дающий возможности инвестировать капитал в транспортные средства (автобусы и микроавтобусы). Однако он заключается с каждой из компаний на основе конкурса. Как только соответствие требованиям установлено, перевозчик получает маршрут. Здесь его работа контролируется электронной системой; за нарушение соглашения предусмотрены штрафы, при грубых нарушениях контракт должен быть расторгнут.
Интеграция коммерческих перевозчиков в единую систему экономит деньги города, позволяя властям навести порядок в сжатые сроки. По этой модели необходимо действовать в других городах страны. Причем одна из задач московской реформы — получить новые комфортабельные и надежные автобусы.
Автобусы сыграли решающую роль в замещении личных автомобилей в Лондоне. В отличие от Рима и Афин, где въезд в центр города без особого успеха пытались ограничить с помощью права для машин с четными номерами въезжать в четные дни месяца, а с нечетными — в нечетные, в английской столице удалось добиться бесперебойной циркуляции городского транспорта.
Он стал предсказуемым: работающим по графику и стабильно соединяющим различные районы города. Однако длинные автобусы «гармошки» были встречены лондонцами не очень приветливо. Зато исчезнувшие поначалу знаменитые двухэтажные лондонские автобусы вскоре вернулись в виде новых, отвечающих современным требованиям комфорта и безопасности моделей.
Для сравнения, в Москве существует еще проблема маршрутных такси. Они должны были избегать пробок, но вставали в них вместе с иным колесным транспортом. И аварий с маршрутками было много. Они стаями охотились за пассажирами, появляясь внезапно в большом числе, а после исчезая с маршрутов. Все это должно уйти в прошлое по всему городу. Власти устраняют сам класс такого перевозчика. Его заменят микроавтобусами, которые будут, как и автобусы, циркулировать на маршрутах с соблюдением графиков. Остановок станет больше. Главное же — вырастет уверенность пассажиров. Новые микроавтобусы будут соответствовать повышенным требованиям. И если сравнивать это и другие решения Департамента транспорта с политикой властей Лондона, то выйдет, что проблем у Москвы на старте реформы было больше.
В Лондоне были старые автобусы, это факт. Но система нуждалась, прежде прочего, в том, чтобы создать внешние условия для ее работы, расчистить дороги. После этого она доводилась и запускалась. В российской столице нужно было еще спланировать и создать новую систему, ведь на ее месте был не просто кризис, а анархия.
В 2012 году «Лондонский автобус» — сеть маршрутов города, созданная London Bus Services Limited (организацией, подчиненной мэрии), получила современную модель двухэтажного автобуса. Он имеет компьютерное управление скоростью и подачей энергии, оборудован солнечными батареями, дополнительной лестницей на второй этаж и второй дверью.
Транспортная система Лондона. © dailymail.co.uk
Автобус стал символом преемственности выработанной ранее транспортной политики, которую продолжили уже другие городские власти. Презентовал автобус новый мэр Борис Джонсон. В рамках же системы городского управления сохранилась созданная в 2000 году «публично-правовая корпорация, являющаяся функциональным подразделением администрации Большого Лондона» — Transport for London (сокращённо TfL). А люди начали забывать о транспортном кризисе их родного города в прошлом веке.
Пройдет время, и жители российской столицы забудут о долго длившемся транспортном кризисе. Появятся новые решения. Пока обновляется парк автобусов, закупаются новые отечественного выпуска низкопольные автобусы. Согласно столичным требованиям, автобусы должны быть оснащены системами климат-контроля и ГЛОНАСС, электронными информационными табло, видеорегистраторами, внутренними и внешними видеокамерами. Сходную оснастку должны иметь микроавтобусы. Вводятся новые экологические требования, согласно которым транспортные средства, не соответствующие «Евро-4» и «Евро-5», не допускаются к эксплуатации. Очень важный элемент — переподготовка водителей, которые теперь должны не только управляться с новой техникой, но и соблюдать расписание. А вот торговать билетами в движении им более не нужно, поскольку дело это небезопасное.
Прошло уже немало лет с того часа, когда столица Англии получила в результате смелых решений мэрии новую, работающую транспортную систему. Главным в ней был общественный транспорт. Расчистив путь автобусам, власти смогли взяться за решение других задач транспортного и экономического развития Лондона.
Транспортная система современного Лондона включает старейший в мире метрополитен, строить который начали еще при королеве Виктории; легкое метро, охватывающее несколько районов города; речной трамвай и канатную дорогу; автобусную сеть.
В систему Большого Лондона также входит Трэмлинк (Tramlink) — трамвайная система южной части города, «Лондонская надземка» (London Overground) — система пригородно-городского железнодорожного транспорта в Большом Лондоне и Хартфордшире. Все эти системы управляются различными компаниями. Существует также TfL Rail — городская электричка.
Однако в силу исторической структуры города без эффективной автобусной сети все другие средства коммуникации не могли бы работать в результативном взаимодействии. Потому, именно «вырвав» автобусы из пробок, власти сделали эффективной общую городскую систему перевозки пассажиров. В Москве также можно считать, что обновление наземного колесного транспорта подготовляет почву для постепенного развития транспортной системы в предстоящие годы.
Лондонский автобус, входящий в систему муниципального управления, отвечает за маршруты городских автобусов. В его компетенции также их пересмотр, наблюдение за качеством обслуживания линий, разработка новых маршрутов, а также управление остановками и автостанциями. Распорядителем маршрутов является мэрия Большого Лондона в лице «Лондонского автобуса», распределение же маршрутов производится среди частных компаний-перевозчиков. Основа его — это конкурс. После него и заключается контракт между городом и компанией. Уже затем пассажиры видят на маршрутах автобусы характерного красного цвета.
В 2011 году пассажиропоток, обслуживаемый автобусами в английской столице, составил 2,3 млрд человек. При этом, по замерам того же года, на автобусный транспорт Лондона приходилось лишь 4% взвешенных частиц (PM10) от всех выхлопов в атмосферу, 16% — оксида азота (NO2) и 6% — оксида углерода (CO2). Во многом столь хорошие результаты были достигнуты благодаря политике Ливингстона по вытеснению устаревших с 1956 года и старых автобусов «Хозяин дорог» с улиц города. При этом замена их производилась на автобусы, которые отвечали повышенным требованиям безопасности и комфорта перевозки пассажиров, включая и инвалидов. Были повышены требования к вместимости автобусов, что привело к появлению на дорогах автобусов-гармошек. Однако их маневренность оказалась недостаточной.
Магнитная транспортная карта Oyster card не только позволила людям меньше платить за проезд, но помогла избавиться от очередей в метро. «Мэр реформировал также и систему социальных транспортных льгот, позволив, например, учащимся до 18 лет ездить на автобусах бесплатно, конечно, при условии наличия у них Oyster card». Учитывая, что после сокращения на 20% числа автомобилей в центре британской столицы, автобусы могли ходить без срывов графиков, эти льготы пригодились тем, кто ездил на учебу в городском транспорте.
Примечательно, что если в Сингапуре транспортная реформа двигалась эволюционным путем, поскольку власти все время следили за ситуацией, то у Лондона 15 лет не было собственной администрации. Подобного город прежде не знал, если не считать, наверное, некоторых эпизодов из наиболее темной поры Средневековья. Вызванный этим кризис оказался не только транспортным, но и социальным, однако именно транспортный коллапс наиболее полно выразил проблемы мегаполиса. «Координация на местном уровне исчезла, — вспоминает Фриман. — Невозможным стало комплексное городское планирование и присоединение новых точек растущего мегаполиса. Выросли проблемы с доступом людей к рабочим местам и учебным заведениям. Потому нашей первой задачей стал сбор точных статистических данных о последствиях периода без мэрии».
Власти обнаружили огромные изменения в городе. Дело было не только в том, что его жители стали беднее, количество производственных рабочих снизилось, а сфера услуг выросла. Население увеличилось и разговаривало на 300 языках. Большинство лондонцев 2000 года были либо неанглийского происхождения, либо потомками относительно недавно прибывших иммигрантов, не являющихся англичанами или близкими народами. Эти люди работали зачастую далеко от мест проживания. Связано это было с высокой стоимостью аренды жилья и сравнительно низкими заработками людей. Общественный транспорт с нагрузкой не справлялся.
По словам Фримана, стремительный рост богатства в центре Лондона совпал со столь же быстрым ростом бедности на окраинах мегаполиса или за его пределами.
«В Восточном Лондоне ситуация с транспортом была особенно напряженной, — отмечает Фриман. — Но не только отсюда, но и из пригородов люди добирались на работу ценой долгих поездок. Концентрация крупных торговых центров создала еще одну проблему в виде поездок в них горожан за рулем автомобиля. В результате «тупик» в Лондоне довел среднюю скорость движения до уровня (12 миль в час) ниже, чем при короле Эдуарде, когда большая часть транспорта была гужевой».
Пробки также отнюдь не облегчали работу полиции в городе, где преступность росла. В итоге увеличивалась отчужденность полиции.
Почему люди не могут работать вблизи своего жилья? Этот вопрос встал накануне транспортной реформы Ливингстона. Ответ оказался очевиден: «кластеры» роста (включая новые виды бизнеса) занимали пространство для работы, не оставляя его для жилья, чрезвычайно значима была дороговизна жилья в центральной части Лондона, являвшегося международным финансовым центром. Однако большое значение имел и третий фактор. Общественный транспорт не справлялся с нагрузкой, что повышало стремление жить в центре, где можно было более эффективно использовать личный автомобиль.
Создавался замкнутый круг. Чтобы оздоровить общественный транспорт, нужно было повести наступление на легковые автомобили. Однако, не улучшив работу автобусов, нельзя было взяться за создание новых рельсовых сообщений, что позволило бы создать новые зоны развития Лондона и разгрузить исторический центр. А появление новых таких центров уменьшило бы поездки населения и разгрузило бы транспорт. Узел противоречий был разрублен одним решительным действием. Следом пошло добавление новых железнодорожных линий. Однако был еще вопрос координации транспорта. «К счастью, координация всех служб стала технически возможной с того момента, как уменьшилась загрузка дорог, — подчеркивает Фриман, — а ограниченность полномочий муниципальных властей не помешала решению этой задачи. Но новому правительству города пришлось объяснять жителям каждый свой шаг. Это сделало реформу понятной и популярной, с того момента как люди поняли, насколько она необходима».
В российской столице наблюдается аналогичная с Лондоном деловая перегруженность центра. Она является результатом транспортного кризиса, который город получил за время работы Юрия Лужкова. Внутренние периферийные зоны роста и активности в своем развитии сдерживались проблемами транспорта. Снять проблему, вероятно, поможет дальнейшее развитие общественного транспорта на основе уже идущих преобразований. Аналогичные проблемы других мегаполисов страны должны будут устраняться таким же образом, с учетом проделанной командой Ливингстона аналитической работы.
Транспортная реформа в Лондоне стала образцом для других городов с аналогичными проблемами. По словам Фримана, она показала: новое качество транспорта позволяет лучше использовать рост экономики во благо большинству горожан. Вместе с тем происходит расширение зон деловой активности. Фактически речь идет о развитии мегаполиса.
Василий Колташов
Автобусная система Лондона
Я выкладывал видеорассказ о лондонских автобусных остановках, но решил, что хорошо бы сделать нормальный пост.
Каждая лондонская автобусная остановка — праздник продуманности и информативности. Для того, чтобы пользоваться автобусом, клиенту не требуется ничего знать заранее: всё, что необходимо для принятия решения, есть прямо на остановке.
Остановка «Селфриджес» BB на Оксфорд-стрит
Во-первых, посмотрим на саму конструкцию павильона. У неё есть лавка во всю длину — достаточно удобная, чтобы посидеть 5-10 минут, но не настолько, чтобы кому-то пришло в голову на ней спать.
Более распространённая конструкция павильона — с названием на красном овальном торце:
Остановка «Грейт-Титчфилд-стрит» OP на Оксфорд-стрит
Часто павильоны стоят «спиной» к дороге. Это позволяет занять минимум ширины тротуара и обезопасить клиентов от брызг.
На «спине» у остановки нанесён логотип автобусов, а в Сити — ещё и герб Сити:
Остановка «Станция „Ливерпуль-стрит“» E в Сити
Рядом с павильоном стоит столб с индексом, флагом и расписанием:
Остановка «Станция „Энджел“» F в Ислингтоне
На флаге изображён знак автобусов, название остановки, направления движение и список маршрутов.
Индекс помогает разобраться в остановках, расположенных недалеко друг от друга. Особенно индексы полезны на автобусных станциях, сложных перекрёстках и площадях. Вот сколько остановок расположено на Трафальгарской площади и в её окрестностях:
Схема остановок в районе Трафальгарской площади и вокзала «Черинг-кросс», см. ПДФ на сайте «Транспорт-фор-Лондон».Допустим, мы на Стрэнде около вокзала «Черинг-кросс», рядом с остановкой H и хотим съездить посмотреть на Тауэрский мост (делать там нехрена совершенно, но например мы там не были и хотим поставить туристскую галочку). Вот остановка:
Остановка «Станция „Черинг-кросс“» H
Внутри павильона нас ждёт схема маршрутов от «Черинг-кросса» с алфавитным указателем остановок, до которых отсюда идут автобусы. Важно, что это не маршруты с этой остановки H, а все маршруты, на которые можно сесть в округе. Видите, там на кусочке в середине эти красные кружки:
На схеме в виде карты изображён только небольшой кусок в центре — зона пешеходной доступности, на которой обозначены другие остановки с их индексами. Всё, что за пределами этой зоны, изображено упрощённо, без географической привязки. Если знаешь город, нетрудно найти на схеме Тауэр, но проще обратиться к списку:
Видим, что к Тауэру идёт 15-й автобус, и он останавливается на остановках B и F. По схеме видим, что остановка B далеко, а вот F — через дорогу, чуть ближе к Трафальгарской площади:
О, вон же она (а чуть дальше E, всё как на схеме):
Эх, как раз 15-й автобус уходит. Переходим дорогу, идём к остановке, смотрим на табло, обнаруживаем, что следующий 15-й будет через три минуты — ну и славно:
То есть найти нужный автобус и дождаться его — проще простого.
Такое табло с графиком ближайших отправлений есть не на всех остановках. В некоторых местах может даже не быть павильона, только столб. Но на столбе есть вертикальная схема и расписание:
Остановка «Сассекс-гарденс»
Вертикальная схема на столбе, в отличие от большой схемы в павильоне, показывает только те автобусы, которые отправляются непосредственно с этой остановки, и оставшуюся часть маршрута. Указано время движения до остановок по пути:
В расписании полно деталей, исключений и объяснений:
Информации на столбе хватает на маленьких улочках, где в остановках запутаться невозможно — одна тут, другая через дорогу. В этом случае подробная схема с индексами клиенту ни к чему — для выбора правильного направления достаточно вертикальной.
Вся эта система хорошо масштабируется на большие конечные остановки и даже автовокзалы, где есть множество платформ. Эти платформы так же обозначаются буквенными индексами, не нужно изобретать какую-то отдельную систему:
Большая автобусная остановка «Воксхолл»
Схема большой остановки и указатель маршрутов с неё:
Если остановка не работает, то на флаг надевают специальный жёлтый чехол, а вместо расписания вставлена специальная жёлтая бумажка:
Остановка «Бич-стрит» в Баркбикане
Ночью остановки освещаются:
Остановка «Марбл-арч»
Новые фирменные автобусы выглядят особенно шикарно сзади, причём издалека, когда в кривом окне не видны потроха, а кажется, что это просто такая чёрная полоса. Пришелец из будущего в городе настоящего:
У Ильи Варламова много фотографий этого автобуса.
Наверняка вам бросилось в глаза, что вместо привычного слова «пассажиры» я использовал слово «клиент» в рассказе. Прошедшим летом мне повезло побывать офисе «Транспорт-фор-Лондон» в гостях у дизайн-руководителя Пола Марчанта, он рассказал мне миллион интересных вещей, и я не мог не заметить, что он ни разу не называл пассажиров пассажирами, только клиентами (customers). Эта деталь, как мне кажется, многое объясняет в отношении его и его коллег к работе.
Все виды общественного транспорта Лондона
Привет друзья. Достопримечательности — это, бесспорно, хорошо, но я хочу поговорить о насущном вопросе: как передвигаться по Лондону, чтобы все осмотреть быстро и комфортно. Ведь первое, что Вы должны осознать, отправляясь в Лондон, это то, что он огромен. Это очень большой город, который вобрал в себя многочисленные пригороды, которые тоже интересны, и которые Вам непременно следует посетить. Ладно пригороды, даже по центру на своих двоих далеко не уйдешь, проверено.
Куда и на чем ехать
Как я уже сказал, Лондон это очень большой город. Чтобы Вы понимали масштаб, я покажу наш маршрут из дома в Гринвич парк:
Вот эта зеленая пунктирная линия — это наш путь. В масштабах города — это мелочи. Но, эта дорога занимает 2 часа на двух автобусах или 1, 5 часа, если один автобус заменить на метро. То есть, дойти туда пешком из центра, конечно можно, но сколько на это потребуется часов я даже считать не хочу. И так здесь повсеместно. То, что вы считаете «за углом», может оказать сильно дальше. К примеру, мы часто ходим пешком из дома к, скажем, Биг Бену. И эта дорога занимает не менее часа времени. Другое дело, что по пути есть что посмотреть и пешая прогулка будет приятной и легкой во всех отношениях.
Транспортные зоны Лондона
Лондон разделен на 6 транспортных зон, причем сюда включены и сильно удаленные пригороды. В зависимости от зон, которые вы пересекаете, меняется и стоимость проезда в общественном транспорте. Вообще, стоимость проезда здесь колеблется от 1,5 фунтов до 5 фунтов за проезд в один конец. Дальше я подробнее расскажу от чего зависит эта стоимость и как можно сэкономить на проезде. Ниже я расскажу сколько стоит проезд по городу на всех видах общественного транспорта.
Виды общественного транспорта в Лондоне
Здесь вы можете увидеть карту рельсового транспорта Лондона, сюда относится метро и rail, а дальше я расскажу что это такое. Смотреть карту. На карте отображен только рельсовый транспорт, о колесных я расскажу ниже.
Английские кэбы
Ну это классика, я думаю все вы знаете об этом виде такси еще со школьных учебников по английскому языку. Кэбы исторически прижились здесь, и пользуются большой популярностью. Немного истории. Эти автомобили — детище классического английского автопрома, собираются вручную, и в ограниченном количестве. В Лондоне их очень много, и все куда-то едут и днем и ночью. Мне понравилось наблюдать за водителями этих машин. Когда они стоят в очереди на вокзале или у метро. В основном все водители кэбов — пожилые люди. И пока они ждут своей очереди принять пассажира, они, сидя в машине за рулем, читают газеты или книги, уютно укутавшись в плед. Это так по-английски, скажу я вам.
Если у вас возникнет желание приобщиться к лондонской культуре, конечно прокатитесь на кэбе, только я вам перед этим расскажу несколько нюансов.
Эти машины не очень комфортные, основное сиденье рассчитано на двоих, и есть еще два откидных стула напротив. Если потесниться, то фактически в нее может поместиться 4 — 5 человек.
Чтобы остановить кэб достаточно подойти к обочине дороги и махнуть первому попавшемуся свободному автомобилю.
Что касается стоимости, то это один из самых дорогих способов передвижения по городу. За небольшой крюк длительностью 5 минут мы выложили около 6 фунтов. Кстати, оплату таксисты принимают и наличными, и картами, во всех машинах установлены терминалы для безналичной оплаты.
Но, один раз прокатиться в них стоит, хотя бы чтобы понять что это такое — ехать по Лондону на кэбе. Необычные ощущения, если вы здесь впервые.
Полукэбы
Открою вам один секрет. Помимо кэбов по Лондону в большом количестве колесят полукэбы. Это, по сути, такие же машины, такие же такси, но если классические кэбы должны быть непременно черного цвета, то полукэбы могут быть какого угодно цвета кроме черного: белые, голубые, роовые, зеленые и так далее. И еще они оклеяны рекламой. Вы без труда найдете такую машину в городе — это самое яркое пятно на дороге. Так вот, стоимость проезда на полукэбах будет дешевле нежели на классических кэбах, а впечатления от поездки вы получите точно такие же. Не благодарите.
Uber
Как и во всем цивилизованном мире, здесь есть Uber, и ваше приложение, которым вы пользуетесь в своем городе, работает и в Лондоне безо всяких ограничений. Убер здесь гораздо дешевле кэбов и полукэбов, поэтому я рекомендую именно этот вариант, если вы хотите передвигаться на машине. Только один вам совет. Наверняка у вас в профиле Uber ваше имя написано по-русски, и это логично. Так вот, не забывайте, что иностранцы в большинстве случаев не знают русских букв и читать не умеют. А если водитель не сможет прочитать ваше имя, он не сможет вас найти и позвать. Так что, сразу по приезду в город, перепишите свое имя на английский язык. Просто была смешная ситуация, когда арабский водитель, который приехал за нами в аэропорт, безуспешно пытался прочитать мое имя «Тимофей», которое у меня было указано по-русски. Естественно, у него ничего не вышло, и когда мы подошли к машине, он просто ткнул мне свой телефон со словами: Is it you? После этого случая я переименовал свой профиль и написал в имени просто Tim.
Но и здесь есть один нюанс. В лондонском убере, помимо привычных нам тарифов есть еще один — Uber pool. Этот тариф самый дешевый, но, во-первых, это своего рода совместная поездка, и водитель по ходу вашего маршрута может подбирать других пассажиров, которые едут в том же направлении. Во-вторых, в отличии от всех остальных тарифов, в этом не вы выбираете место посадки, а водитель (или программа). Вам укажут точку на карте куда вы должны будете подойти. Причем, Убер на таком тарифе ждет на точке всего 2 минуты, после чего уезжает.
В свое время мы по незнанию пропустили несколько таких машин, после чего стали вызывать Убер внимательнее. Хорошо, что списанные деньги в Убере можно легко вернуть, иначе расходы на такси были бы выше. Кстати, вы знаете как возвращать деньги, списанные без поездки? А как пересчитать маршрут и вернуть часть потраченных денег? Пишите, и я вам расскажу.
Примерную стоимость Uber в Лондоне могу показать вам на примере нескольких наших маршрутов:
Что касается Uber, то в именно в Лондоне нам встретилось больше всего разговорчивых водителей. Да, я не сказал, таксуют там в основном арабы, индусы и афро… англичане, так вроде правильно? Как-то мы возвращались из Abbey road studio, ну вы знаете, в которой легендарные Битлз записывали свой последний альбом, и за нами приехал веселый чернокожий парень. И как-то мы с ним разговорились. Оказалось, что у него дедушка учился в Питерском училище имени Нахимова, это военное заведение, если не ошибаюсь. И он остался доволен жизнью в России. Так что общайтесь с людьми, иногда они рассказывают интересные истории.
Лондонское метро
Сеть метрополитена в Лондоне развита хорошо. Если Вы открывали ссылку со схемой, которую я показал выше, Вы должны были это увидеть. Для наглядности, я сделал скриншот. Как видите, весь город пронизан линиями метро, здесь очень много станций, и вы сможете быстро доехать в любую нужную точку. Стоит проезд в метро от 2,5 фунтов до 5 фунтов в зависимости от того, какое количество зон вы пересекли.
Само же метро, особенно центральные станции, очень старое. В нем передвигаются такие маленьгие поезда, что когда заходишь в вагон, даже при моем росте 175 см, я едва не бьюсь головой о крышу. Но станции чистые, в вагонах тоже достаточно комфортно. Опять же, есть обязательные для посещения станции, к примеру, знаменитая Backer street. Так что спуститься в лондонский underground — это must have вашей поездки.
Да, что касается трафика, то есть, загруженности метро. Весь поток пассажиров идет в основном на центральных станциях, и по мере продвижения от центра к пригородам в вагонах становится все просторнее, если вы едете не в час пик, то у вас есть все шансы ехать сидя.
Rail
Это своего рода надземное продолжение метро, поезда, похожие на наши электрички, но более компактные и комфортные. Как я уже писал, для проезда на них вам понадобится приобрести отдельные билеты, их стоимость, если не ошибаюсь составляет от 5 фунтов. Либо оплачивайте проезд контактной банковской картой. Это вообще очень удобный и универсальный способ.
Метро и rail переплетены между собой, так что если вы делаете сложный маршрут, вам не составит труда передвигаться между платформами. И, естественно, по всемени эти виды транспорта сильно выигрывают, поскольку передвигаются без пробок в любое время суток.
Мы ездили на rail только один раз, когда добирались в пригород Ричмонд. Правда, тогда нам пришлось пересаживаться из метро в rail, а из rail в автобус. Но поездка того стоила, я о ней отдельно расскажу.
Автобусы Dubble decker
Это визитная карточка Лондона наравне с кэбами. Этих автобусов в городе огромное количество, они заполняют все улицы и дороги. Благодаря ярко-красному цвету найти их очень легко. Перед поездкой в Лондон мы где-то на просторах Интернета вычитали, что Dubble decker bus уже почти не используются. Но это оказалось грубой ложью. Из колесного общественного транспорта двухэтажные красные автобусы здесь доминируют. Причем, вы сможете встретить как автобусы 30-ти летней давности, так и совершенно новые машины.
Конечно, все зависит от маршрута, но самый класс — это забраться на второй этаж, желательно на первые места, и тогда вы сможете получить шикарную обзорную экскурсию по городу. Со второго этажа открывается отличный вид.
Что касается стоимости проезда, она составляет 1,5 фунта. Оплата производится с помощью Oyster card или контактной банковской картой. Причем, одной картой можно оплатить только один проезд при посадке в автобус. Если вы садитесь в автобус вдвоем, у кажого из вас должна быть своя карта, поскольку система не даст провести оплату с одной карты два раза.
Автобусных маршрутов в Лондоне великое множество, и чтобы не запутаться в них мы использовали приложение для телефона, которое сильно упростило наше передвижение. Ниже я расскажу о нем подробнее.
Да, вот еще что. Если вы ищете остановку автобуса, обращайте внимание на ее обозначение — это одна или две английские буквы, потому что частенько встречается, что рядом могут оказаться две остановки, но с разными названиями. И вот ждете вы свой автобус, и он, казалось бы, уже подъезжает, но нет. Он проезжает мимо и останавливается на соседней остановке в 5 шагах. Вы рискуете просто не добежать до него, поскольку эти автобусы никого не ждут.
У нас была неприятная история. У меня по непонятным причинам заблокировалась одна Oyster card, мы вошли в автобус, оплатили один проезд, а второй оплатить не смогли, поскольку карта не работала. Спросили у водителя что с этим делать, и он как ни в чем ни бывало ответил: ты оставайся, а она пусть выходит, поскольку за проезд не заплатила. Бред же. Пришлось выходить обоим. Проблему с картой мы решили и сели на следующий автобус. Но 1,5 фунта потеряли. Мелочь, но неприятный осадок остался. Так что следите за картами, и за остановками.
Tube
Туб — это маршрутный автобус. Они передвигаются, как правило, между центром и пригородами. К примеру, такой автобус может отвезти вас в Кембридж или Оксфорд. Мы на них не ездили, попросту не было времени, но, если вы озадачитесь вопросом как попасть в эти университеты, то ищите именно Tube. Прямой маршрут, безо всяких пересадок. Очень удобно.
Стоимость проезда в общественном транспорте
Теперь, когда я описал все возможные варианты передвижения по городу, можно рассказать и о стоимости проезда на всем этом многообразии транспорта.
Правило здесь такое: если вы передвигаетесь в пределах одной зоны, вы платите минимальную стоимость за проезд.
В случае с автобусами дело обстоит проще: каждый маршрут передвигается в пределах своей зоны и не пересекает ее. Поэтому, если Вам нужно из первой зоны попасть во вторую, придется сделать пересадку, и в итоге вы заплатите уже не 1, 5 фунтов, а 3 фунта. Если вам нужно доехать из первой зоны в третью, соответственно, вам понадобятся уже две пересадки и больше денег.
Если речь идет о метро, то здесь расчет стоимости идет иначе. При входе в метро вы прикладываете к считывателю свою Oyster card и ничего не платите. Но система зафиксировала вашу точку входа. Далее вы едете куда вам нужно, и на выходе снова прикладываете карту к считывателю (иначе вы не пройдете турникеты). И система сама определяет сколько зон вы пересекли, и сколько должны заплатить. И только после этого деньги с вашей карты будут списаны.
Наконец, если речь идет о rail, то для него вам придется купить отдельные билеты, поскольку Oyster card на этом транспорте не работает. Либо, как вариан, используйте свою банковскую контактную карту или мобильный телефон с подключенным сервисом Apple pay или Samsung pay.
Как оплачивать проезд в транспорте Лондона
Если у вас нет контактной банковской карты, или она у вас одна на всю семью, то вам неизбежно понадобятся Oyster card для каждого члена семьи (группы). Как ее получить. Все просто. Вам нужно спуститься в любое метро, и прямо на входе, перед турникетами на платформы, вы найдете синие автоматы, утопленные в стены. И еще вам нужно будет выбрать автомат: есть те, в которых можно расплачиваться картой, есть исключительно для налички.
Далее, в меню на главном экране вам нужно нажать кнопку «Get new card» и следуйте инструкции, интерфейс очень понятен. Кстати, если вы не сможете разобраться с терминалом, не стесняясь зовите на помощь сотрудника метро, они ходят в синих жилетках с бейджами, и носят рацию в руке. Они там как раз и нужны, чтобы помогать с получением и оплатой карт.
Сама карта стоит 5 фунтов, и вам еще нужно положить на баланс какую-то сумму денег. Вы можете выбрать любую кратную 5 фунтам. Сколько кидать на карту денег — тут уже смотрите сами в зависимости от удаленности вашей автобусной остановки от станции метро, к примеру. Чтобы у вас не возникло ситуации когда вы уехали далеко от центра, вам нужно возвращаться, деньги на карте закончились, а ближайшая станция метро далеко. Без денег автобус вас не повезет, это факт. Так что рассчитывайте заране свои предстоящие поездки.
Те 5 фунтов, которые вы отдали за карту, они на балансе карты не отображаются. Но, в случае, когда ваши деньги на карте закончатся, вы сможете совершить одну поездку и уйти по балансу в минус. Вот для этого и нужен своего рода залог в 5 фунтов (это максимальная стоимости проезда на метро в один конец).
Как я потом совершенно случайно узнал, вы можете аннулировать свою карту и возвратить этот залог. Это делается в таком же терминале, в котором вы получали карту. Нужно просто нажать другие кнопки, какае именно, я не помню. Но без особой необходимости, аннулировать карту не стоит. Она не имеет срока действия, и вы можете в любой новый приезд пользоваться ею.
И одна маленькая хитрость. После того как вы получили карту из автомата, Вы можете взять для нее обложку. Пачки с бесплатными обложками лежат на каждом автомате сверху.
Помимо карт вы можете приобретать дневные билеты. Мы рассказали о них в видео. Вроде бы это выгоднее, чем оплачивать каждую поездку отдельно, но все зависит от количества ваших перемещений по городу. Для нас дневные билеты оказались неудобными, поэтому мы ими не пользовались.
Приложение для поиска маршрутов
И, наконец, я расскажу вам о приложении, которое очень сильно выручает при поиске оптимальных маршрутов в Лондоне. Приложение называется Citymapper, и его можно скачать как на мобильники от Apple, так и на устройства с Android. Приложение работает от Интернета, поэтому вам придется либо искать источники подключений либо планировать свои маршруты дома и сохранять их. Интерфейс понятен, разберетесь быстро. Главное, что программа позволяет сформировать любой маршрут, используя все виды транспорта. И вы будете знать: сколько стоит проезд от точки А до точки В, и количество пересадок, и даже время ожидания транспорта на остановке. В общем, очень рекомендую. Кстати, приложение работает не только в Лондоне, но и во многих других мировых столицах. На этом, пожалуй, хватит, разработчики приложения не платили нам за рекламу, поэтому расхваливать их продукт больше не буду.
И, как обычно, очень полезное и информативное видео на тему статьи — мы показываем как оплачивать проезд в автобусах и как пополнять баланс Oyster card.