Вильнюс. Транспортная система города: periskop.su — LiveJournal
Как-то так получалось, что прибалтийские столицы у меня в загоне, и писал я о них мало. Разве что про Таллин немного побольше. Так вот, в этот раз в Вильнюсе (4-й по счёту) я поступил нестандартно: очертил себе круг старого города и даунтауна, куда вообще не заезжаю, дабы не искажать реальную картину — и в итоге смотрел обычный город, не туристический. Разве что напроход проехал на троллейбусах, пару раз, и выходил по делам у оперы. Побывал, наконец, на телебашне (да-да, той самой), подгадав погоду, в разных окраинных районах севера и запада, на востоке — в Ужуписе и Антоколе, прошёл пешком идеальный советский спальник, получивший в 1970-е Ленинскую премию по архитектуре (о нём будет отдельный большой пост), и ухватил наконец психологически общее устройство города, в транспортном смысле.В реале, Старый Город, о котором приезжие и судят о литовской столице, занимает ничтожную площадь — не более 1/20 от остального города. Маленькое пятнышко. И судить по нему о городе в целом никак нельзя. Даунтаун на другой стороне Нериса тоже маленький и довольно скромный по площади.
В этом посте — небольшой рассказ о транспортной системе Вильнюса, какой я её увидел. Он не претендует на полноту, но общие контуры системы раскрывает.
2. Так сложилось, что Вильнюс — единственная «нетрамвайная» прибалтийская столица. Увы. Конечно, трамваи придают неповторимый, особенный колорит любому городу, но тут обходятся без них. Как замена трамваям, тут очень развит троллейбусный транспорт — множество маршрутов, разветвлённая сеть. В большой плюс городу — довольно оптимальное транспортное сообщение, хорошие по качеству дороги, «квадратичная» (т.е. не вытянутая в одном направлении, а компактная, с равномерным распределением по сторонам света) сеть дорог, спланированная в основном ещё в советское время и привязанная к спальникам. Много хордовых сообщений, не надо ехать через центр. Много дорог с разделительными полосами.
3. Давайте посмотрим планировку и устройство сети. Я переснял тут схему ОТ с остановки. Они висят тут не везде, как в Эстонии, но на главных нагруженных остановках есть. Смотрите, сеть строится из автобусов (синие линии), троллейбусов (красные) и автобусов-экспрессов (зелёные). Экспрессы идут быстрее и имеют в среднем в 2-3 раза меньше остановок на пути. Электрички играют минимальную роль во внутригородском трафике, так что их можно не принимать во внимание.
Тут — расписания всех автобусов и троллейбусов.
Расписание в принципе соблюдается — в основном. Удобно, можно планировать.
Иногда я попадал на сбои, пару раз, но это не система.
4. Вечерняя пробка (вид с телебашни) на оживлённом Лайсвес-проспекте, связывающем запад и север города и нанизывающем на себя отвороты в большие спальные районы. Смотрите, крайняя правая полоса свободна и там идут автобусы. То есть, ОТ экономит в час пик определённое время для пассажира.
5. Вот быстрые экспрессы. Они имеют индекс G, и их немного маршрутов. Это как бы некий аналог метробусов, но для небольшого города без сильных пробок (Вильнюс сейчас насчитывает несколько больше полумиллиона человек — масштаб Оренбурга, Тулы, Иркутска).
6. Скоростной экспресс внутри.
7. Билеты — либо разовые талончики (дорого и невыгодно — 3.5 лита), либо карточки на время.
Карточек много, на любой вкус — и они в принципе быстро окупаются, если ездишь не менее 4 раз в день. Активировал её первый раз на валидаторе внутри и затем ездишь спокойно. Обратите внимание, что внутри автобуса предупредительная надпись дублируется и по-русски, редкое для литовской практики дело. Хотя языкового барьера практически нет, и сейчас даже молодёжь, которая в большой доле не говорила по-русски ещё в середине «нулевых», тоже может вполне ответить по-русски. В целом, у меня проблем с общением не было ни разу, и об английском в этот приезд я и не вспоминал.
8. Это обычный автобус, не скоростной.
9. А это — троллейбус, рабочая лошадка местного электротранспорта. Старых «Шкод» осталось ещё довольно много — по моей оценке примерно половина.
10. И внутри оного.
11. …Но много и новых польских «Солярисов».
12. Схемы сети часто клеят на окна, где почти ничего не разглядеть.
13. Стандартная остановка. Тут все останавливаются, и «зелёные» (экспрессы) в том числе. Обратите внимание на крутящиеся вокруг столба круглые короба, о них ниже.
14. Очень хорошая фишка Вильнюса — комбинированные указатели на районы, близлежащие и на направления в центр, с указанием километража. Реально помогают в ориентировании, если нет карты.
15. Вот ещё пример, на севере города. Чётко и понятно.
16. А вот крутящиеся короба с расписанием поближе. Там, где много транспорта, их может быть два, три. А где мало — один. Покрутил, посмотрел время, нашёл нужный маршрут и знаешь, сколько его ждать. Простое решение, но вполне удобное.
17. Кое-где висят и большие схемы транспорта, но чуть ли не половина из них вандализированы граффитчиками (но об этой проблеме города позже, в другом посте).
18. Есть там и закос под прогресс — в виде таблицы ожидания ближайших маршрутов. Вот только в отличие от соседних Белостока и Минска, вильнюсские деятели почему-то закупили «слепые» табло. Если в пасмурную погоду их ещё неплохо видно…
19. …то в солнечную приходится ходить и искать нужный угол, чтобы рассмотреть содержание. А иначе ничего не видно. Так что надёжные крутящиеся короба на столбах рулят. Несмотря на мелковатый шрифт. Кстати, инфографика ниже табло чётко показывает категорию останавливающихся маршрутов. Цвет — как на схеме. Понятно и быстро привыкаешь.
20. Исторически, в Вильнюсе основательные литовцы ещё в 1970-е начали строить 2-уровневые пересечения магистральных и «спальных» дорог. Так что часто, чтобы перейти на другую сторону, надо использовать либо мосты, либо подземные переходы. Дороги во многих местах разгорожены по разделительной, и не перебежать.
21. В основном, конечно, реальный жилой Вильнюс сформирован при СССР — более чем наполовину. Спальники и окраинные районы составляют огромные площади. Постсоветское строительство относительно небольшое, точечное (за вычетом даунтауна и торговых моллов), досоветское — в пределах центра и вблизи.
22. И вот тоже — реальный, а не туристический Вильнюс. Именно в таких районах живёт подавляющее большинство жителей. Об этом конкретном районе (Лаздинай) будет отдельный рассказ, кстати.
23. В заключение, надо упомянуть и велосоставляющую города. Власти нарисовали во многих районах велодорожки — по принципу «как в Европе». Однако, удивительное дело — я почти не видел, чтобы по ним кто-то передвигался на великах! За 5 дней пребывания я смог увидеть в реале 2 (двух!) велосипедистов — и это при том, что исколесил множество районов. С третьего дня пребывания мне вообще стал интересен этот феномен, и я специально разглядывал окрестности с транспорта или передвигаясь пешком, ища взглядом велосипедистов. Но, как я понял, велосипедизм тут пока не привился и особо не популярен. В принципе, я тут успел застать и довольно тёплые дни середины октября, но вот с 2-колесными друзьями как-то совсем не заладилось.
24. Есть тут и городские велопрокаты. Видите, даже часть великов вроде бы взята. Но в реале я не видел ни одного «оранжевого», ни разу! Загадка…
25. «Оранжевые» поближе.
Остальные ипостаси города, увиденные мною, постараюсь раскрыть в других постах.
Андрей Маркелов. Транспорт Прибалтики.
Система проезда в Риге страдает от невероятно идиотской болезни: если купить билет на две поездки, то пройти по нему может только один человек. Второй раз в том же автобусе билет просто не пробьется. При этом электронный компостер совершенно никак не даст этого понять, потому что пишет только на латвийском.В итоге, если вместе едут несколько человек, то нельзя купить один билет на десять поездок и пройти всем по очереди: нужно каждому купить по билету и пробить каждый билет отдельно.
Контролеры, конечно, снисходительны к туристам. Предлагают оплатить штраф на месте со скидкой. Сначала думал, что кладут себе в карман. Оказалось, что скидка официальная.
Цена талона в автомате — 1 евро, у водителя — 2 евро. Штраф от 20 до 50 евро, в зависимости от числа нарушений за год.
В Риге есть маршрутки. Зачем они здесь — совершенно не понятно: общественный транспорт и так неплохо ходит. Но маршрутки есть. Только не раздолбанные желтые украинские «Богданы», которые колесят по Москве, а очень приличные микроавтобусы марки Мерседес.
Автобусы тоже Мерседесы, но не самые новые.
Иногда встречается старенький венгерский Икарус.
Старые трамваи чешской марки «Татра».
Салон Татры мало чем отличается от красно-желтого московского трамвая. Тот же завод, та же марка. Разница в 20 лет. Такие трамваи до сих пор колесят в половине Европы и по всей России. Мало кто знает, что их производили в Чехии: настолько мы к ним привыкли, что они кажутся родными.
Постепенно они заменяются на шикарные современные трамваи от Шкоды.
Зато троллейбусы поставляет Шкода уже очень давно.
Салон нового трамвая просторный, светлый и удобный, вызывает вопросы только морально устаревшая обивка кресел.
Электронное табло в трамвае показывает список остановок и маршрут движения на картах Гугла.
Рельсы — в идеальном состоянии.
Грузовой трамвай.
Автобусная и трамвайная остановка. Почти всегда остановка снабжается билетным автоматом и продуктовым киоском.
Еще одна автобусная остановка, ближе к спальным районам. Остановки скромные, но ни одна из них не завешана объявлениями — с рекламным мусором рижские власти справились.
В большинстве «спальников», впрочем, от остановок одно название. Это минус, но не уверен, что жители от этого сильно страдают. Рига — не мегаполис, здесь нет ни пробок, ни сумасшедшего ритма жизни. Люди точно знают, когда придет их автобус, приходят к нужному времени и садятся в него. Вряд ли отсутствие крыши на остановке кому-то доставляет дискомфорт.
Билетный автомат работает на нескольких языках.
Расписание и маршруты движения сверстаны достаточно аккуратно.
Латвийское такси.
Велопрокат. Велосипедное движение в Риге представлено слабо. Велодорожки если и встретились, то в памяти совершенно не отложились.
Стоянка в центре Риги платная, стоимость зависит от близости к центру: в среднем от 1 до 5 евро в час. Знак парковки дополняется иконкой старого механического паркомата.
Иконка, впрочем, больше похожа на весы, ведь современный паркомат ведь выгдядит совсем иначе.
Особого рассказа заслуживают рижские пригородные электропоезда. Движение в пригороды обслуживают электрички Рижского вагоностроительного завода. Именно эти поезда используются по всей России с известной всем эмблемой RVR. История Рижского завода захватывающе печальная. Изначально он был основан в 1895 году под названием «Феникс» немецким предпринимателем Оскаром Фрейвиртом, акционером другого крупного предприятия — Русско-Балтийского вагонного завода. Тогда Латвия еще входила в состав Российской Империи. В годы Первой мировой войны завод эвакуировали в Рыбинск. Далее завод был воссоздан в Риге как полностью новое предприятие в 1923 году, когда Латвия уже стала независимой республикой.Завод успешно работал, поставляя тысячи вагонов по заказу СССР вплоть до середины 30-х годов, пока не стал убыточным и не был продан латвийской компании Вайрогс, которая перепрофилировала его на выпуск автомобилей и грузовиков совместно с Фордом.
Во время Второй мировой завод был серьезно разрушен, после чего восстановлен уже Советским Союзом, национализирован и переименован в «Рижский вагоностроительный завод», выпускающий до настоящего времени в основном электропоезда и трамваи. На РВЗ были разработаны первые дизельные поезда и первый в СССР скоростной поезд ЭР-200. Кроме вагонов, завод некоторое время выпускал холодильники, детскую мебель и санки. В лучшие годы на РВЗ работало 6 тысяч человек.
После развала Советского Союза завод стал независимой компанией, а производство начало стагнировать из-за полного отсутствия спроса в России, пока РВЗ не обанкротился в 1998 году и не был продан все той же компании Вайрогс и латвийскому холдингу Феликс.
В новом веке завод набрал неподъемных кредитов на 10 миллионов евро под залог всего имущества. В 2012 году на РВЗ работали всего 95 человек — против бывшей армии из шести тысяч! Убыточный завод долгое время пытались продать, но покупателя на старую развалину долго не находили. В итоге все-таки продали некой компании East-West Group, какой-то странной конторе, учрежденной за несколько дней специально для покупки завода.
В Вильнюсе не будут строить метро и трамвайные линии
В крупных городах Литвы планируют усовершенствовать схему движения с расчетом на возможное появление более современных видов общественного транспорта, в частности, электробусов
ВИЛЬНЮС, 5 авг — Sputnik. Вильнюс отказался от идеи строительства метро, сообщает портал madeinvilnius.
Помимо этого, в столице не будет и строительства трамвайных линий.
«Готовится общий плана Вильнюса. Концепция предусматривает, что будет оставлена возможность для скоростного транспорта. Сегодня невозможно озвучить, будет то метро или трамвай, но технологии совершенствуются, и, возможно, в результате появятся беспилотные автобусы, и так далее», — отметил заместитель мэра Вильнюса Линас Кведаравичюс.
По его словам, у города остается возможность до 2050 года развивать видение транспортных планов: «В настоящее время запланировано развитие автобусов. Мы надеемся, что с развитием электронных технологий можно будет говорить о появлении электрических автобусов в Вильнюсе, но для этого необходимо создать условия — расширять полосы А, чтоб транспорт стал более скоростным и удобным для пассажиров».
В краткосрочной перспективе Вильнюс планирует приобрести 40 новых троллейбусов и 150 автобусов. На это запланировано использовать более чем 15 миллионов евро из фондов Европейского Союза и 40,5 миллионов из городского бюджета.
В отличие от Вильнюса, Клайпедский муниципалитет планирует сделать исследование технико-и экономическое обоснование возможностей электрического транспорта — трамваев и электробусов.
«Как правило, подготовка таких исследований занимает от шести до девяти месяцев. Результаты должны быть в следующем году. На самом деле мы уже в состоянии начать подготовительную работу именно для появления электрических транспортных средств, поскольку, как бы там ни было, и каким бы далеким не казался 2030 год, но пока что решения Европейского союза таковы, что с 2030 года все транспортные средств, которые въезжают в центр города, не должны использовать топливо, выделяющее углекислый газ», — отмечает директор Klaipėdos keleivinis transportas Гинтарас Ненишкис.
В это же время представители муниципалитета Каунаса считают, что система общественного транспорта города является удобной для использования и практически не нуждается в совершенствовании. Хотя это не исключает возможности в будущем оценить потенциал использования новых электрических транспортных средств.
«Транспортная система была относительно сильна в последние годы трансформирована за счет интеграции сети маршрутных такси в автобусную в единую сеть. Таким образом были улучшены возможности пригородного сообщение, появилась возможность с тем же самым электронным билетом ехать в автобусе или маршрутном такси, объединять поездки. Что касается планов на будущее, Каунас планирует модернизировать парк общественного транспорта», — отметил руководитель отдела организации дорожного движения Каунасского самоуправления Паулюс Керас.
По его словам, в ближайшем будущем в городе останутся троллейбусы; также планируется обновление автобусного парка.
Общая стратегия Европейского Союза, также известная как White Paper, предусматривает до 2030 года достичь того, чтобы в крупных городских центрах перемещались только экологически чистые транспортные средства, а выбросы двуокиси углерода в принципе не происходили.
Литва не подземная: почему в Вильнюсе не будут строить метро | Сюжеты | Baltnews
Сейм Литвы не смог преодолеть вето, наложенное президентом Далей Грибаускайте на законопроект о строительстве метрополитена в Вильнюсе, пишет «Парламентская газета».
Напомним, в начале октября литовский парламент одобрил идею строительства метрополитена в Вильнюсе.
Затем в конце октября Грибаускайте наложила на принятый Сеймом законопроект вето. По мнению лидера республики, метро – очень дорогостоящий для республики проект, а классификация подземки в законе о метрополитене противоречит правовому регулированию Евросоюза этого вида транспорта.»Неожиданно население увеличилось в десятки раз?». Реакция на решение построить метро в Литве
Президент также отметила, что в законопроекте метро относится к железнодорожному виду транспорта.
«За железные дороги традиционно отвечает государство, правительство, государственное предприятие «Литовские железные дороги». Когда мы говорим о метро, мы говорим о местном городском транспорте, поэтому в законе должно быть четко прописано, что вся финансовая ответственность и решения по проведению этого проекта в жизнь берет на себя самоуправление», – объяснял ее советник Арунас Молис.
8 ноября литовский Сейм принял с учетом поправок президента законопроект о строительстве метрополитена. Однако отклонить вето Грибаускайте попытались лишь 18 депутатов при том, что в Сейме Литвы – 141 место.
Нужен ли метрополитен?
В 2007 году в Литве начали вести споры о необходимости строительства метрополитена. В 2008 году было предложено два варианта: либо скоростной трамвай, либо метрополитен. Выбор сделали в пользу трамвая, но вопрос о строительстве метрополитена закрывать не стали.Суд не окончен: как в Литве снова просят наказать русофоба из Вильнюса
Член парламентского комитета по экономике Дайнюс Крейвис считает, что строительство метро в литовской столице – недоразумение:
«Плотность населения в Вильнюсе самая низкая в Европе, город простирается на территории в три раза больше, чем должно быть. Один километр метро стоит 250 млн евро, которые никогда не окупятся, и финансировать такой проект фактически невозможно».
Депутат Пятрас Гражулис называет идею утопической, но реализуемой: «Может, это и утопия, но иногда и она становится реальностью. Может, появятся инвесторы. Я думаю, что через 50 лет метро в Вильнюсе будет». Консерватор Арвидас Анушаускас считает, что куда логичнее пустить метро из Клайпеды в Палангу, чем сделать его только в Вильнюсе.
Vilniaus miesto savivaldybė — «Trafi» – новый распространитель билетов на вильнюсский общественный транспорт
Платформа для планирования путешествий по городу «Trafi» вскоре станет официальным каналом сбыта электронных билетов на общественный транспорт. SĮ «Susisiekimo paslaugos» и «Trafi» подписали договор, которым предприятию предоставляются права распространителя билетов, а общественный транспорт станет полностью интегрированной частью мультимодального приложения движения в Вильнюсе.
После того как «Trafi» стал официальным распространителем билетов, пользователи этого приложения наряду с другим выбором транспорта, таким как велосипеды, услуги подвоза, услуги совместного пользования автомобилями, смогут выбрать и общественный транспорт и в приложении одним платежом «Trafi» смогут расплатиться за всю мультимодальную поездку.
«Умные устройства – повседневность большинства вильнюсцев, поэтому с помощью мобильных приложений жители города легче и быстрее заказывают определенные услуги, выполняют различные платежи и совершают другие действия, помогающие экономить время. Пассажирам общественного транспорта мы также стремимся предоставить большую гибкость и удобство. Горожанам, являющимся активными пассажирами именно общественного транспорта, рекомендуем к использованию мобильное приложение «m.Ticket» – мы обновили его и вскоре предложим новые функциональности. Горожане, пользующиеся различными способами передвижения по Вильнюсу и разным видом транспорта, в том числе и общественным транспортом, смогут пользоваться «Trafi» – в этом приложении можно спланировать и оплатить всю поездку. Мы рады своему участию в создании современного и мобильного города, в котором объединяются различные альтернативы не персонального транспорта», – говорит Вайдотас Мяшкаускас, руководитель Департамента по общим делам SĮ «Susisiekimo paslaugos», исполняющий функции директора.
Для того, чтобы «Trafi» стало официальным дополнительным каналом сбыта электронных билетов на общественный транспорт, в это приложение будут интегрированы данные мобильного приложения «m.Ticket». Интеграцию планируется завершить к июню.
«После интеграции в приложении «Trafi» расчета за электронные билеты на общественный транспорт Вильнюс станет одним из первых городов Европы, в котором действует платформа, объединяющая все популярные способы передвижения, позволяющая легко и быстро произвести оплату за них. Сотрудничество «Trafi» с SĮ «Susisiekimo paslaugos» даст пользователям возможность с помощью приложения мгновенно рассчитаться не только за услуги совместного пользования автомобилями и за услуги подвоза, но и за электронный билет на общественный транспорт, что будет способствовать еще большему упрощению перемещения горожан по городу», – добавляет руководитель подразделения компании «Trafi» в Литве Мантас Визбарас.
На приобретение услуг распространения электронных билетов посредством мобильного приложения был объявлен открытый международный конкурс публичной закупки. Его победителем в апреле этого года стала платформа планирования путешествий по городу «Trafi».
Напоминаем, что приобрести билеты на общественный транспорт можно посредством мобильных приложений «m.Ticket», «Trafi» или на веб-сайте самообслуживания. Также пассажиры могут пополнять Карты вильнюсцев в центрах обслуживания клиентов SĮ «Susisiekimo paslaugos» по адресу пр. Гядимино 9A и Гяляжинкялё 16, в киосках печати, в почтовых отделениях и в подразделениях «PayPost», в торговых центрах «MAXIMA» и в других местах, обозначенных символом «Карта вильнюсца», или купить одноразовые билеты у водителей общественного транспорта.
Также читайте:
Яндекс транспорт онлайн в Вильнюсе
Яндекс.Транспорт является уникальным приложением, которое не имеет аналогов на территории Российской Федерации, и с каждым днем становится все популярнее. С его помощью можно в реальном времени отслеживать передвижение городского транспорта по карте города Вильнюс.
Используя программу «Яндекс.Транспорт», появилась возможность в онлайн режиме следить за перемещением общественного транспорта в Вильнюсе и при этом экономить время. Благодаря возможностям приложения мы имеем право выбрать наиболее удобный и короткий путь.
С ним не заблудишься в чужом городе и можно легко и просто ориентироваться в незнакомом районе своего населенного пункта.
Преимущества приложения
Каждый установивший приложение на свое мобильное устройство сможет почувствовать преимущества его использования:
- В реальном времени отслеживать местоположение конкретного номера автобуса, трамвая, троллейбуса или маршрутного такси и других городских ТС города Вильнюса.
- Исходя из информации о том, когда необходимое вам ТС будет на ближайшей к вам остановке, планировать свой выход.
- Прокладывать маршруты между двумя пунктами по интерактивной карте своего города, выбирать тот вид транспорта, который как можно быстрее довезет вас до пункта назначения с учетом ситуаций на дорогах (пробки, ремонт, аварии).
- Владеть расписанием движения того вида транспортных средств, который вы выбрали для себя для перемещения.
Программа, разработанная компанией Яндекс, довольно функциональная. Это способствует быстрому передвижению по городу. В ее работе редко бывают сбои, она моментально предоставляет самую свежую информацию, которая позволяет оптимизировать маршрут, исходя из полученных сведений.
Приложение для смартфона
Мы уже говорили о том, что установленная на смартфон или планшет программа позволяет планировать маршрут и экономить время за счет оперативно поставляемой информации. Установить приложение Яндекс Транспорт предоставляется всем абсолютно бесплатно на мобильные устройства, которые поддерживают оперативные системы Айфон и Андроид. Для скачивания приложения используют следующие маркеты:
- для Android — Google Play;
- для iOS и Apple Watch — Apple iPhone.
Приложение для компьютера
Разработанная программа Яндекс.Транспорт предназначена для установки на мобильные устройства, работающих на платформах iOS и Android. Такой возможности лишены пользователи OS Windows для применения ее на персональном компьютере. Но разработчики программы пока не пошли навстречу этой категории граждан. Но мы предложили способ установки Яндекс.Транспорт всем желающим на собственный компьютер.
Видеообзор
Где работает сервис
В настоящее время приложение работает в городе Вильнюс, многих других крупных населенных пунктах РФ и за рубежом. Количество подключенных городов к этой программе постоянно увеличивается, что влечет за собой рост аудитории пользователей, многие из которых уже по достоинству оценили ее преимущество.
Полный перечень городов можно посмотреть здесь!ПосмотретьНа любой вопрос, который затрагивает использование приложения Яндекс.Транспорт в городе Вильнюсе, мы готовы ответить в самое ближайшее время в комментариях. Пишите, мы ждем от вас вопросов.