Культура и традиции чаепития — Славянская культура
Чай — один из самых почитаемых напитков во всем мире. В азиатских странах чаепитие считается древней традицией и сопровождается высокоразвитой культурой, связанной с искусством и местными обычаями.
Среди россиян и жителей восточного средиземноморья, чай стал распространенным напитком уже после того, как произошло развитие и процветание чайной культуры в Китае, но в то же время задолго до того как этот напиток впервые попробовали европейцы. Венцом славы мировой чайной культуры являются чайные обряды. Они разграничивают и возвеличивают ее, а также придают символический смысл значению чая в национальном и местном развитии. Чайные церемонии, сохранившиеся с древних времен, отрывают окно и доводят до наших дней прошлую культуру и старинные ритуалы, которые стали частью различных национальных традиций.
Китай – Прародитель чайной церемонии
Китайская чайная церемония считается одной из самых древних и играет центральную роль в Китайской культуре. Чай – это сердце церемонии: хозяин и гости ощущают запах чая, пробую его, и наслаждаются многослойностью вкусовых ощущений в каждом глотке. Согласно китайской Тао философии, — чайная церемония символизирует поиск красоты во всем, что окружает человека. Чаепитие должно сопровождаться мирной атмосферой и внушать чувство спокойствия и гармонии среди присутствующих. Чайная церемония может подразумевать различные намерения: от выражения благодарности или просьбы о прощении, до создания добродушного настроения на семейных приемах гостей, свадьбах и других празднованиях и мероприятиях.
Япония – Мотивы гармонии и эстетики
Появление чая в Японии связывают с буддистскими монахами, доставившими чай из Китая приблизительно в начале восьмого века. Японцы довели приготовление и преподнесение чая до эстетического искусства, — до впечатляющей церемонии с предопределенными и очень строгими правилами. Каждая деталь японской чайной церемонии считается весьма значительной, требует большого внимания и занимает определенное время. Японская чайная церемония была разработана в духе учения Дзен, согласно которому духовное возвышение достигается вовлечением себя в мельчайшие детали ежедневной жизни (бытия). Внимание к деталям чайной церемонии, должно внушать чувство безмятежности и гармонии между хозяином и гостями.
Японская чайная церемония проводится в «чайной комнате», которая считается островком спокойствия и чистоты, где гостям позволяется расслабиться и оставить внешний мир за пределами. Художественные темы в Японской архитектуре, живописи и ваянии, переплетаются с чайной церемонией, да и сам дизайн чайной комнаты и церемониальные столовые сервизы являются произведениями искусства.
Россия – Самовар и крепкий чай
В начале 17 века, китайский император преподнес чай в подарок русскому царю, что послужило началом укоренения этого напитка в России. По российскому обычаю, как правило, пьют черный чай. Россия столь тесно ассоциировалась с черным чаем, что в течение 19-го века некоторые сорта черного чая назывались «Русский чай», несмотря на тот факт, что в действительности чай производился в Китае. Чайная культура стала гармоничной частью русской культуры и до сих пор находит свое выражение в произведениях живописи и литературы.
Самовар ранее имелся почти в каждом доме, а теперь является одним из Русских художественных образов. Россияне по традиции заваривали крепкий, горький концентрат черного чая в маленьких чайничках рядом с самоваром. Для приготовления чайного напитка, концентрат разбавлялся кипящей водой в пропорции (насыщенности напитка) согласно предпочтениям участников чаепития.
Индия – Чайное производство и чайный рынок
Индийская чайная индустрия начала процветать только в девятнадцатом столетии. К этому времени, британский торговый гигант «Ост-индская торговая компания» стал контролировать импорт чая из восточных стран в целом — и в частности из Индии. Сегодня, Индийская чайная промышленность одна из самых процветающих и влияющих отраслей Индийской экономики. Индия производит около 900 000 тонн чая за год. На Индийской торговой бирже заключаются сделки между производителями чая, биржевыми маклерами и торговцами. Среди разнообразных сортов и видов индийского чая самыми популярными и одними из лучших в мире считаются чайные сорта Ассам (Assam tea) и Дарджилинг (Darjeeling tea).
Индийцы традиционно пьют черный чай с молоком, — английский обычай, который остался как свидетельство британского колониального правления над Индией.
Великобритания – Чай с молоком
Англия является одним из самых крупных потребителей чая в мире; традиционный чайный напиток в Великобритании — черный чай с молоком.
Английский полуденный чай – британский обычай, установившийся в девятнадцатом веке; появление этого обычая приписывают герцогини Бедфордской. Учитывая тот факт, что традиционно у аристократов было только два приема пищи в день (завтрак и ужин), — полуденный чай был предназначен для утоления голода между трапезами. Полуденный чай подавался вместе с легкой закуской между 3:00 и 5:00 часами дня. Дальнейшим развитием и усовершенствованием традиции «полуденного чая» стал, так называемый, «высокий чай» – в действительности представляющий собой ранний ужин с чаем. По одному предположению, — выражение «высокий чай» происходит от позднего времени, соответствующего этой традиции (7:00-8:00 часов вечера). Другая догадка, что в названии заложен обычай приема пищи за высокими столами, в сравнении с полуденным чаем, который в среде аристократов подавали на низкие столики.
Возможно, высказывание Уинстона Черчилля во время второй мировой войны, наилучшим образом выразит национальное значение и роль этого неординарного напитка в британской культуре:
«Чай более важен для солдат, чем боеприпасы».
Культура потребления чая у разного народа
Российский народ – один из самых любознательных в мире. Именно поэтому нас всегда тянет ко всему новому. Мы мечтаем о путешествиях за пределы своей страны не только для отдыха, но и для того, чтобы прикоснуться к незнакомой доселе культуре, узнать что-то новое о других странах, о традициях других народов.
Сегодня мы расскажем вам о традициях чаепития в некоторых странах мира. На эту мысль нас натолкнул спор о родине чая. Несколько стран претендует на это высокое звание. А между тем, культурные традиции чаепития очень самобытны в разных странах. Культура потребления чая у каждого народа имеет свою многовековую историю, а в некоторых государствах, например, в Америке культура чаепития представляет собой удивительное смешение традиций разных народов.
Итак, сегодня мы поразмышляем о чаепитии в следующих странах:
- Россия.
- Англия.
- Америка.
- Япония.
Как пьют чай в России
Популяризатором чая в нашей стране стал царь Алексей Михайлович. При его правлении этот восточный напиток начал массово завозиться в Россию и приобрел популярность в разных слоях населения. Как и мы с вами, дорогие читатели, при его правлении чай пили и старый, и молодой, и аристократ, и простой крестьянин.
В конце 19-го, начале 20-го века чай стал непременным атрибутом встреч русской интеллигенции. На таких посиделках обсуждали не только светские новости, но и судьбы мира. Много русских классиков литературы описывали эту традицию: Лев Толстой, Антон Чехов, Максим Горький и многие другие.
Таким образом, русское чаепитие стало одним из генетических кодов нашего народа. И вот какие особенности я подметил в традиции потребления этого чудесного напитка в нашей стране:
- Наши люди пьют чай в течение всего дня, на завтрак, в обед и во время ужина.
- Мы пьем чай с чем угодно: с яблоками, с медом, «вприкуску» с сахаром, с молоком или сливками, с лимоном и прочими добавками.
- Нельзя не сказать и о самоваре, как об обязательном атрибуте русского чаепития конца 19-го, начала 20-го веков. К вечернему чаю стол накрывался красивой скатертью, и вокруг пузатого самовара собиралось общество близких по духу людей. Жаль, что эта замечательная традиция постепенно уходит из нашего быта.
- В России к чаю всегда подают различную выпечку (пряники, сладкие пироги, печенье и другие) и вкусные закуски (варенье, джемы, повидло и другие).
Как пьют чай в Англии
В Великобританию чай попал из восточных колоний. Однако восточные традиции в этой стране не прижились. В викторианскую эпоху, даже процесс чаепития в Англии был строго регламентирован. Хозяйка приема заранее рассылала приглашения, где был обозначен круг гостей, форма туалета и продолжительность приема.
Сам процесс чаепития делился по половому признаку. Светские дамы собирались отдельно для обсуждения последних новостей и сплетен. К их столу подавались легкие пирожные, мармелад или пастилу. Мужчины же предпочитали пить чай без каких-либо закусок. Существовали в английских домах и специальные чайные комнаты для мужской и женской половины.
Таким образом, чаепитие в Англии стало своеобразным дискуссионным клубом, а сам процесс потребления напитка должен был сближать разные стороны дискутирующих сторон, придавать общению ощущение непарламентской простоты.
Интересно, что в силу дороговизны этого напитка, слуги к чаепитию английских аристократов не допускались, и хозяйка разливала чай самостоятельно. Челядь попросту могла украсть драгоценный напиток.
Как пьют чай в Америке
Если будете в США, и вас пригласят попить чай – помните о некоторых особенностях чаепития в этой стране. А именно:
- «Вваливаться» в гости без приглашения, а тем более, со спутником в Америке не принято. Поэтому заранее сообщите хозяину приема о том, придете вы или нет, и уточните возможность приглашения с собой спутника.
- Попробуйте понемногу всех блюд, которые предложены к чайному столу.
- В процессе пития не смотрите поверх чашки на присутствующих. Взгляд направляйте только на содержимое чашки.
- Ненадолго выходя из-за стола, обязательно кладите салфетку на стул.
- В США во время чаепития не принято прикасаться к своему лицу и вообще к голове.
- Когда чай уже выпит, не отодвигайте от себя чашку.
- В Америке принято поднося чашку ко рту, держать ее в правой руке, а блюдце в левой. При этом, отпивая напиток, держите блюдце под чашкой.
- Боже упаси в Америке пить чай из блюдца, как это делаем мы. Наоборот, если капля чая упала на блюдце, то ее необходимо протереть салфеткой.
Как пьют чай в Японии
- В Японии чаепитие осуществляется в специальном чайном домике, который расположен вдали от жилых помещений.
- Вход в чайный домик в древности не превышал по высоте 90 см. Таким образом, человек любого сословия должен был совершить ритуальный поклон, прежде чем приступить к процессу. Чай в Японии уравнивает людей.
- Приборы для приготовления и потребления чая в Японии — священны. Перед каждым ритуалом чаепития в этой стране существует специальный обряд очищения чайной утвари.
- У каждой чашки чая в Японии есть, так называемое, «лицо». Это место украшают особым орнаментом или изображением родового тотемного животного (дракона, тигра, змеи и других). Подавая чашку с чаем гостю, хозяин поворачивает «лицо» к гостю, тот же, в свою очередь после принятия чашки из рук хозяина обязан сразу повернуть «лицо» к последнему, показывая свое уважение. Смертельным оскорблением считается, если гость посмеет отпить напиток со стороны «лица».
Конечно, в этой короткой статье мы не описали и сотой доли традиций чаепития разных стран мира. Чай пьют по всей планете и для каждого народа его потребление превращается в некий сакральный акт. Но главное в том, что в какой бы стране вы не находились, помните, что совместное чаепитие это всегда проявление сближения народов, символ гостеприимства и особого отношения хозяина к гостю.
Культура русского чаепития
Чай впервые появился на Руси несколько веков назад, и с тех пор прошел интересный путь — от недоверия и временного забвения, до повсеместного распространения и благоговейного отношения к нему людей всех возрастов и сословий.
Чай — не исконно русское изобретение, но его использование так сильно повлияло на обычаи и быт наших сограждан, что чай по праву можно считать главным национальным напитком.
Первые упоминания о чае в царской России относятся к XVI веку — вернувшиеся из Китайской Империи казачьи атаманы Петров и Ялышев высоко отзываются о диковинном бодрящем напитке, говоря о нем, как о «китайской траве».
Возможность же попробовать чай лично появилась у царя Михаила Федоровича в 1618 году, когда сундук с чайной травой преподнес ему китайский посол. Дипломатические обмены подарками между двумя странами, которым уделялось большое значение в то время, позволили боярам получить несколько тонн чая и других даров. Правда, как именно употреблять чай тогда еще никто не знал — но, когда царское окружение выведало, что чай надо заваривать в кипятке, и чаем с удовольствием начал угощаться и сам Михаил Федорович.
С 1665 года, когда нынешний царь Алексей Михайлович, принимавший от болезни желудка чайный напиток, признал его «изрядным лекарством», слухи о целебном свойстве чая распространились по всей Руси. Было замечено, что чай обладает бодрящим и восстанавливающим действием, помогает бороться со сном во время долгих церковных служб и утомительных боярских заседаний, очищает и освежает кровь, снимает похмелье.
С этого времени чай и начал входить в моду у богатых господ, а только через несколько столетий чай стал доступен и для простолюдинов.
Распространение чая на Руси: всенародно признанный любимый напиток
В 1679 году с Китаем был заключен договор о поставке чая, который привел к возникновению Великого чайного пути — сухопутной дороги, включающей часть Сибирского тракта, и соединяющей между собой Китайскую империю и Западную часть России. Чай, доставленный таким способом, ценился выше, чем товар, привезенный по морю, ведь хранение в сырых и затхлых морских трюмах плачевно сказывался на качестве чайного листа.
И это означало, что привезенный из Китая чай по-прежнему был недоступен по стоимости простым сословиям. Элитные чайные сорта, включая зеленый, желтый и белый, доставлялись только аристократам и стоили больших денег даже по европейским меркам. А простолюдины по прежнему пили сбитень, травяные отвары, квасной напиток и иван-чай.
И только к XIX веку чай смогли себе позволить все жители Руси, и связано это было с установлением торговых отношений с Индией, которые касались ввоза менее ценного Цейлонского чая. Вскоре появились еще более доступные сорта чая — грузинский и краснодарский.
Несколько десятилетий спустя чай стал обязательным напитком на столах каждого жителя Московии, а позже, перевозимый от рынка к рынку, получил распространение даже в самых отдаленных деревнях.
Так Россия, наравне с Англией, получила неофициальный титул «чайного государства». А что кардинально отличает процесс чаепития на Руси и в Англии, так это чайная церемония.
Культура чаепития на Руси
Формат русского чаепития был частично заимствован у Восточных стран — отсюда появилось отношение к чайной церемонии на Руси как к ритуалу, особому, праздничному действу, семейному таинству и празднику для дорогих гостей. По большей части, феномен популярности чая в нашей стране крылась именно в таких душевных посиделках, которые была адаптирована к характеру русского человека и отлично прижились в каждом доме.
В чем же заключается смысл настоящего русского чаепития?
В противовес восточным практикам, которые делали акцент на отрешение человека, вкушающего чай, от будничного мира, славяне чувствовали потребность в задушевном общении с близкими сердцу людьми и сполна смогли выразить свое радушие и гостеприимство в чайном ритуале.
Каждое застолье, включающее в себя угощение чаем и сладостями, дает русским возможность расслабиться и насладиться обстановкой, общением с приятными людьми.
Только в России чаепитие может сильно влиять на душевное состояние, раскрыть особенности характера каждого, присутствующего за столом, помочь излить душу. Конечно, за посиделками, включающими ароматный чай, люди делятся новостями, полезной информацией и решают важные для них вопросы. За чашкой чая можно решить семейные дела, заключать важные сделки, заводить новые знакомства.
Особенности русского чаепития
День каждого дома, будь то дворец в Царском Селе или провинциальная усадьба в глухой деревне, начинался именно с чая.
По всем признакам хорошего тона, чай должен быть горячим, качественного сорта, крепко заваренным, с молоком, медом, сливками и сладостями. Чай пили «вприкуску» — чтобы не перебивать сладкими яствами его настоящий, ароматный вкус. А к столу обязательно подавались сласти и выпечка — колотый сахар, булочки, калачи, ватрушки, пироги, баранки и варенье.
К концу XIX века в России складывается настоящая чайная культура — наряду с ресторанами и трактирами появляются чайные, возникают полноценные правила чайного этикета, повсеместно используется выражение «пригласить в гости на чай». Чайная церемония становится неотъемлемым атрибутом всех русских праздников, потребление чая все чаще приравнивается к отличительной русской черте, а культурные деятели XIX и XX веков часто сравнивают ритуал приема чая с утренней и вечерней православной молитвой.
Научная работа «Русское чаепитие – наши традиции, наша культура»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
УЧЕРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Вяземская ДШИ им. А.С.Даргомыжского
Тема: «Русское чаепитие – наши традиции, наша культура»
Автор: Баранова Галина Александровна, преподаватель народного отделения (заведующая отделением народных инструментов)
г. Вязьма
Пейте чай, мой друг старинный,
забывая бег минут.
Желтой свечкой стеаринной
я украшу ваш уют.
Не грустите о поленьях,
о камине и огне…
Плед шотландский на коленях,
занавеска на окне.
Самовар, как бас из хора,
напевает в вашу честь.
Даже чашка из фарфора
у меня, представьте, есть.
(Б.Ш.Окуджава)
Александр Морозов — «За чаепитием (ранее 1904)
«Я должен был пить много чая, ибо без него не мог работать. Чай высвобождает те возможности, которые дремлют в глубине моей души».
Чаепитие в дореволюционной России
Один из самых популярных напитков в России – конечно же, чай. Все, что связано с чаепитием играет важную роль в русской культуре.
К началу XIX века выработался российский чайный этикет. Законодателем «мод» в потреблении чая была Москва. «Существует ли на земном шаре хоть один подобный город, в котором чай играет такую важную роль, как в Москве»? — спрашивал когда-то Н. Поляков. Замечательное описание московского чаепития в прошлом веке оставил А.И.Вьюрков в своем произведении «Друг семьи», которое хочется перечитывать снова и снова: «Чай москвичи пили утром, в полдень и обязательно в четыре часа. В это время в Москве в каждом доме кипели самовары. Чайные и трактиры были полны, и жизнь на время замирала. Пили его вечером; пили, когда взгрустнется; пили и от нечего делать, и «просто так». Пили с молоком, с лимоном, с вареньем, а главное — с удовольствием, причем москвич любил чай крепкий, настоистый и горячий, чтобы губы жег. От жидкого чая, «сквозь который Москву видать», москвич деликатно отказывался и терпеть не мог пить его из чайника… Если москвич, выпив десяток стаканов, отставлял стакан в сторону, это не значило еще, что он напился: так он делал передышку.
А вот, когда он, опрокинув стакан вверх дном, клал на него остаток сахару и благодарил, это означало, что с чаепитием покончено и никакие уж тут уговоры не помогут. Во время чаепития москвич внимательно следил, как ему наливали чай. Если стакан наливали не доверху, гость тут же просил долить его, чтобы жизнь была полнее. Если самовар, потрескивая углями, «пел песни», суеверный москвич радовался: это к добру. Если же при прогоревших угольях самовар вдруг ни с того ни с сего начинал свистеть, москвич испуганно хватал крышку, прикрывал ею самовар и начинал трясти. Заглушив таким способом свист, москвич долго потом находился в тревоге и ожидании всяких неприятностей. Самой плохой приметой считалось, если самовар распаяется. В этом случае обязательно жди беды». Чаем увлекались повсеместно. В купеческой среде чаепитие осуществлялось с особым размахом. Купцы проводили за чайным столом долгие часы и, бывало, выпивали по двадцать чашек («чай по-купечески»). Горячий чай был незаменимым средством, облегчавшим тяготы передвижения по дорогам России.
На почтовых станциях чаем угощали как господ, так и ямщиков, поэтому самовары ставили и в «чистой» половине, и в ямщицкой. Зимой в дороге алкогольные напитки употреблять не рекомендовалось, так как при больших морозах опьянение могло привести к трагедии, а чай бодрил, согревал, поднимал настроение.
Но попить чайку, будучи в дороге, можно было не только на почтовых станциях. Для этого применялась специальная утварь — дорожный погребец. Он включал в себя, как правило, две чашки с блюдцами, две ложки, чайницу, чайник со спиртовкой, канистру для спирта, коробку для бутербродов, наконец, сам погребец. Такой сундучок был широко распространен в южных районах России, в среде степных помещиков, вынужденных совершать длительные поездки.
К XIX веку относится появление чисто русских заведений, не имевших аналогов за рубежом, — чайных.
Появились они в сельской местности в Тверской губернии при Александре II. С первых же дней чайные были поставлены правительством в совершенно особые условия: для них была установлена минимальная арендная плата, очень низкий налог и «демократичный» режим работы. Чайные имели право начинать работу с 5 утра (когда трактиры ещё были закрыты). Это вызвало большое недовольство хозяев трактиров, упрекавших власти в предоставлении чайным налоговых льгот. Чайные быстро завоевали любовь рабочего люда, особенно живущего в бараках и общежитиях, и крестьян, приезжавших на базар, извозчиков, которые коротали время в ожидании седоков.
В Петербурге первая чайная была открыта 28 августа 1882 года. Затем появились они в Москве и в других городах России. Вначале их открывали на рабочих окраинах, вблизи крупных промышленных предприятий, потом появились они около рынков и стоянок извозчиков. Как правило, в каждой чайной было по три комнаты (кроме кухни, посудомоечной и подсобных помещений).
Хозяевам чайных разрешалось иметь «музыку» (граммофон) и бильярд. Почти во всех чайных имелись подшивки газет. А вот алкогольными напитками они не имели права торговать. Кипяток разрешалось подавать только в самоварах. Звучали и частушки.
На столе у нас пирог,
Пышки и ватрушки.
Так споём же по чаёк
Чайные частушки!
В пляске не жалей ботинки!
Предлагай-ка чай друзьям,
Если в чашке есть чаинки,
Значит, письма пишут нам!
Самовар блестит, кипя,
Чай в нём правда, пенится!
Погляди-ка на себя-
Ну и отраженьице!
Подавай мне чашку чаю,
Ведь тебе не жалко, чай?
В чае я души не чаю,
Наливай горячий чай!
К чаю подавали молоко, сливки, хлеб, бублики, баранки, масло, колотый сахар. Вот как описывает смоленский краевед А.Я. Трофимов одну из городских чайных конца минувшего столетия, которую содержало общество попечения о народной трезвости.«Это было одноэтажное деревянное строение до 25 метров в длину: два зала, кухня, где повара готовили лёгкие закуски — блины, яичницу, мясные и рыбные блюда.
Исстари наши кабаки и чайные были не только питейными заведениями, но и своеобразными народными канцеляриями. Здесь за умеренную, а то и вовсе мизерную плату могли составить прошение, жалобу — любую бумагу. А писарями в кабаках и чайных «служили» бывшие мелкие служащие присутственных мест, коим пришлось расстаться со столом в казенном доме по причине неумеренного пристрастия к горячительным напиткам. По вечерам в этом «писарском» зале через проекционный фонарь показывали зрителям «туманные картинки», беря за вход 1-3 копейки. Во втором зале царил дух гастрономии и чая. В ту пору чай пили «парами», то есть за три копейки подавали на стол два чайника — один на другом. В нижнем — кипяток, в верхнем — заварка. За отдельную плату можно было заказать закуску по выбору». Чай подавали не только парами (в двух чайниках), но и доливали кипяток из особых медных чайников, которые получили название «чайник — сбоку ручка»: у него был длинный носик, позволявший подливать кипяток из-за спины сидящих за столом.
Характерной чертой большинства чайных являлись длинные общие столы. Сидевшие за такими столами могли вести общую беседу, делиться с новостями.
В XIX веке русские выработали свой ритуал чаепития и свои рецепты приготовления чая. Из Сибири пришел обычай пить чай с сахаром вприкуску или, как тогда говорили, «с угрызением».
Чайные частушки
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка.
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поёт – гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец – самовар!
Самовар пыхтит, искрится –
Щедрый, круглый, золотой.
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого,
Самоварного чайку!
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим!
В гости всех к себе зовем,
И чайку скорей нальем.
Сверху пар и снизу пар,
Вот он, русский самовар!
Чайные частушки
Глянь, какой стоит пирог,
Пышки да ватрушки,
Так споем же под чаек
Чайные частушки!
В пляске туфель не жалей,
За столом – заварки!
Запивай-ка веселей,
То-то станет жарко.
Самовар шипит, блестит,
Все в нем так и пенится!
Погляди-ка на себя,
Вот так отраженьице!
Подай, подруга, чаю,
Ведь тебе не жалко, чай!
В нем давно души не чаю,
Наливай покрепче чай!
Чаепитие в России.
К концу девятнадцатого века все страны мира довольно четко делились на «кофейные» и «чайные». В первых прижилась привычка к кофепитию, а во — вторых – к потреблению чая. У России, как обычно, и здесь оказался свой, «особый» путь. Она была страной одновременно и «кофейной», и «чайной». Кофе пили преимущественно в Петербурге, в прибалтийских губерниях и в Царстве Польском, а также на Кавказе и в Закавказье. На Кавказе кофе стал любимым напитком в 8-9 веке. Сюда его принесли завоеватели-арабы. От арабов к кофе пристрастились турки, балканские народы, греки и итальянцы. А после осады Вены турками в 1683 году, благодаря стараниям Юрия-Франца Кульчицкого, на кофе прочно «подсели» сначала жители Вены, а затем все немцы. Настолько прочно, что под немецким влиянием «кофейниками» стали даже голландцы, хотя именно они одними из первых завезли в Европу из Китая чай. К слову сказать, именно в Германии, в Гамбургском порту, до сих пор находятся самые большие склады кофе в мире. Так что любовь к питью кофе в северо-западных губерниях Российской империи и в Петербурге – немецкая мода. Заметим, впрочем, что Пруссия довольно долго оставалась «чайной» страной. Москва же, в противоположность Петербургу, городу строгому и стройному, отличалась характером эклектичным. Оттого практиковалось здесь и кофе- и чаепитие. Хотя больше все же москвичи тяготели к чаю, напитку, как считалось, исконно русскому.
С напитком этим в России познакомились почти в то же время, что и в Европе, в 1638 году. Вот только к русскому и к европейскому столу чай попадал разными путями. Если в Европу его доставляли по морю из южных портов Китая, то в Россию чай везли верблюжьими караванами по суше, через монгольский город Кяхту и через Сибирь. Считалось, что чай, перевозимый по морю, впитывает влагу, и это ухудшает его качество. Потому русский чай ценился выше европейского. Разница в названии бодрящего напитка в России и в Европе – тоже следствие вывоза чая из разных районов Китая. На юге сушеные чайные листья называли «те», а в северных провинциях «ча». Потому в России пьют «чай», во Франции – «тэ», а в Англии – «ти» В 17-м веке у чая, казалось, почти не было шансов стать русским народным напитком. Православная церковь с подозрением смотрела на травку, ввозимую из «паганого» (то есть, поклоняющегося идолам) Китая. Следует, заметить, что староверы до сих пор чай не употребляют. То ли по-прежнему опасаясь даров язычников, то ли считая его напитком черезмерно возбуждающим. Но уже в 18-м столетии Петр I начал внедрять чай в «народные массы», как привык, государевым указом. В солдатский рацион были введены возбуждающие напитки: два стакана крепкого чая либо приравненный к нему стакан водки. Петровская традиция держалась до 19-го века. Только в 1877 году чай сделали обязательным напитком в рационе русской армии. Спиртное же выдавали солдатам до 1886 года. После чего в мирное время водку солдатам выдавать перестали совсем. Благодаря петровскому волюнтаризму, чай на Руси стали пить не только солдаты, но и дворяне. В «Евгении Онегине» чаепитие на именинах Татьяны – важный ритуал, предшествующий ритуалу еще более важному, танцам. Но чай несут; девицы чинно Едва за блюдички взялись, Вдруг из-за двери в зале длинной Фагот и флейта раздались. Церковь тоже смирилась с чаем. При ближайшем распробовании он оказался напитком не только вкусным, но и полезным. В России, так же, как и в Европе, а еще раньше – в Китае, чай взял на себя функцию безвредного возбуждающего напитка. Кстати, статистики отметили: в тех губерниях, где росло потребление чая, уменьшалось пьянство. Монахам употреблять горячительные напитки строго возбранялось. Поэтому для поддержки тонуса они начали широко использовать чай. Чаепитие в монастырях стало традиционным. На широко известной картине В. Г. Перова «Чаепитие в Мытищах близ Москвы» изображены как раз чаевничающие монахи. Вопрос для знатоков: из какого монастыря эти монахи? Ответ: из Троице-Сергиевого. Мытищи расположены приблизительно на трети пути от Москвы до Сергиева Посада, куда многие москвичи (и не только) ездили на богомолье. Два других героя картины, слепой одноногий инвалид и его мальчик-поводырь, по всей видимости, идут туда же, побираться. Как уже говорилось, в Европе главный кофейный рынок находился в Гамбурге. В России же центром продажи чая был Нижний Новгород. Ежегодная торговля на Макарьевской ярмарке начиналась с распродажи чая, привезенного из Китая. Хотя цены на чай в первой половине 19-го века упали, но и объем потребления его возрос. Торговля китайским чаем была делом очень выгодным. Так, семейство чаеторговцев Боткиных стало одной из богатейших купеческих фамилий. Исключительно из-за богатого приданного на одной из девиц Боткиных, не слишком видной Марии Петровне, в 1857 году женился русский поэт А. А. Фет. Хотя прибаутка о том, что чай – не водка, много не выпьешь, пришла в русский язык из Сибири, но вся территория России от Урала до Тихого океана была практически «чайной» страной.
The Gourmet Традиция послеполуденного чаепития.
«Если вам жарко, он вас охладит. Если холодно, согреет.»
А давайте выпьем чаю…. и художественные галереи.
Природа, натюрморт, еда, живопись, женщина, чаепитие…
«У самовара я и моя Маша…»? Песня была написана для варшавского кабаре «Морское око». Собственно, сначала Фанни Квятковская написала только музыку, а автором текста (польского, естественно) был Анджей Власт, владелец этого кабаре.
Самый большой шлягер в летнем театре в парке — некий фокстрот, который уже несколько месяцев является «гвоздем» всех театральных площадок, кафе, ресторанов, клубов и т. д. Фокстрот этот… польская песенка Власта «Под самоваром» в русском переводе под названием «Маша».
Культурные традиции русского чаепития — TeaTerra
Есть много хороших напитков: прохладительных, питательных, целебных. Каждый по-своему знаменит и ценен. Но с напитком «чай» не может сравниться никакой другой: он любим миллионами людей на всей планете, его пьют во всякое время года, днем и ночью, как лакомство и лекарство, за рабочим столом и за дружеской беседой. Чашка горячего чая в нужный момент совершает чудеса. Чай дает зарядку бодрости, бережет наше здоровье, помогает нам жить. Он – верный друг человека с детства до старости.
Напиток простой, всем знакомый, и на первый взгляд может показаться, что о нем ничего нового, вроде бы, и не расскажешь. Но это далеко не так. Как мы пьем чай? Наверняка немногие задавались этим вопросом за чашкой этого замечательного напитка, история которого уходит корнями в глубокую древность. На протяжении многих веков люди совершенствовали традиции чаепития, неизменно возводя их в ранг искусства. Для одних чайная трапеза – это прекрасный повод собраться в кругу семьи и побеседовать «о том о сём», для других же – отличная возможность отвлечься от суеты, забыв на время обо всех делах. Что же такое русское чаепитие? В дореволюционной России существовало множество чайных традиций.
- Во-первых, в крупных городах были дворяне-аристократы, которые с незначительными искажениями копировали английскую чайную традицию. Подобное чаепитие было популярно в петербургских и московских салонах. Подобный «дворянский чай» был не столько потреблением продукта, сколько поводом для общения.
- Во-вторых, существовала купеческо-помещичья культура чаепития. Это тот самый самовар, и обязательно большое количество сладостей и еды. Из сладостей использовали сахар, мед, варенье, из еды – пироги с разнообразной начинкой (овощи, грибы, ягоды, творог, рыба и мясо), пряники, калачи, бублики. В чай часто добавляли спиртное – крепкие настойки и бальзамы.
- Часто подобные чаепития являлись хитрым способом не голодать во время постов – вроде и не еда, а чашек семь с пирожками навернешь, да и возрадуешься.
- В-третьих, существовала мещанская субкультура чаепития. Мещане – это чиновники, служащие, лавочники, разночинцы. В этой субкультуре наблюдается копирование «дворянского» и «купеческого» чаепития. От купеческого мещане пытались перенять изобилие еды на столах, а от дворянского – культурную программу. Именно благодаря чайным посиделкам мещан сформировался как музыкальный жанр романс.
- В-четвертых, существовала субкультура русского чайного общепита. В России было очень много чайнопитейных заведений. В любом ресторане были «чайные столы», где клиенты откушивали в лучших традициях «купеческого» чаепития.
- В-пятых, с большой натугой можно выделить отдельную чайную традицию «простого народа» – рабочих и крестьян. Настоящий чай в те времена был им недоступен. Чаще всего употреблялась смесь из трав (иван-чай, душица, зверобой, малина) [1].
Как гласят старинные русские летописи, пить этот чудесный напиток надо было медленно, чтобы получить наслаждение и освободиться от дурных мыслей, болезней и забот. В какое бы время ни пришел гость, для него ставили самовар. Хозяева по обычаю должны были выпить с ним чаю. Гости и домочадцы рассаживались за столом в строгой иерархии, по старшинству. Под образами сидели самые почитаемые гости или глава семьи с женой. Разливать чай и потчевать сидящих за столом надлежало хозяйке, которая могла прибегнуть к помощи старшей дочери.
Чашку принято было передавать двумя руками с приветливой улыбкой и пожеланием: «На здоровье!» Принимая чай, полагалось отвечать: «Спаси Бог вас» или «Благо дарю вам». Эти слова произносились за столом так часто, что буквально пронизывали воздух и создавали ту особую добрую магию, которая так интриговала иноземцев. Состав чая в России варьировался в зависимости от пристрастий хозяев, состояния их здоровья, пола, времени суток. К примеру, девицам полагалось пить только «девичий чай», основу которого составляли сушеные яблоки с сердцевиной и семенами. Этот отвар помогал девицам долго оставаться белокожими и румяными. «Татьянин чай» из трех видов клевера, по преданию, способствовал поддержанию жизненных сил у Татьян, а также укреплял веру, надежду и любовь. В «мужские чаи» часто добавляли корневища девясила, петрушки, зверобоя [2].
Главный атрибут старинной русской чайной церемонии – это самовар. Его обычно ставили либо на середину большого обеденного стола, либо на отдельный маленький столик. Для сервировки подбирали цветные скатерти и салфетки ручной работы. Середину стола покрывали узкой дорожкой, на которую ставили тарелки с угощением. На блюдце ставилась чашка ручкой вправо, а за чашку также ручкой вправо кладется чайная ложечка.
Также для каждого гостя слева от чашки была предусмотрена маленькая тарелка для угощения. Сливки, сахар, заварочный чайник ставятся на стол. Одной из важных составляющих русского чаепития является лимон, нарезанный тонкими кружочками. Необходимо вскипятить воду, прогреть заварочный чайник, засыпать заварку, залить ее кипятком, перемешать, закрыть заварник крышечкой и накрыть его салфеткой. Нужно заваривать чай около 7 минут. В процессе заваривания чая для русского чаепития возможны нюансы. Например, можно «женить» чай, переливая заварку из заварочного чайника в чашку и обратно. Чай заваривается очень крепко, а потом разбавляется кипятком в чашке. Это является основной особенностью русского чаепития. Русская чайная церемония всегда была богата разносолами. К чаю можно подавать практически все: бутерброды и пирожки с разными начинками, сладкие и соленые печенья, кексы, изделия из сдобного теста, шоколадные конфеты, лимон, мед. Исключительно русской является традиция пить чай с вареньем. С таким количеством разнообразных закусок можно не один час провести за приятной беседой вокруг самовара.
Считается, что Китай и Англия обладают самыми развитыми чайными традициями в мире. А как обстоят дела в России? Можем ли мы похвастаться развитой культурой чаепития? В Россию чай попал раньше, чем в Европу, но позже, чем на Восток. Чай был впервые привезен в Россию только в 1638 г., его привез в дар государю Московскому Михаилу Федоровичу от монгольского хана боярский сын Василий Старков. Посол отказывался от такого подарка: московский царь одарил Алтын — хана соболями и другими ценными дарами, а в ответ… сушёная трава! В. Старков всю дорогу из Монголии в Москву «убивался» по поводу крайне неудачной сделки.
К его величайшему удивлению напиток понравился московскому царю, и вскоре наша страна стала регулярно ввозить чай. Чай был настолько дорогим удовольствием, что позволить себе «попить чайку» могли только очень состоятельные люди. Объяснялось это высокими «транспортными» расходами, ведь путь от Пекина до Москвы занимал в те времена больше года! К ХIХ в. чай распространился повсеместно.
Изначально чай использовали в лекарственных целях. В старину в России не было чая, и вместо него заваривали листья смородины, земляники, малины, цветы липы, Иван-чая и другие травы.
Наши предки понимали толк в травяных чаях, настоях и отварах. Еще они знали особые секреты и умели правильно заготавливать и высушивать разные растения. А тем более грамотно заваривать и пить.
О том, какую важную роль придавали на Руси чайным традициям, свидетельствует существование целых субкультур чаепития: дворянская, купеческо-помещичья, мещанская и простонародная. Например, купеческая манера чаепития предполагала наличие большого количества разносолов и сладостей, а мещанская – богатую культурную программу. Интересный факт: именно на мещанских чайных посиделках родился музыкальный жанр русского романса.
Традиция русского чаепития – одна из самых сложных для описания. Самовар, питьё из блюдец, стакан в серебряном подстаканнике – это всего лишь внешние черты, доступные нам по описаниям классиков и по картинам известных художников прошлого. Чай в России с давних пор был поводом для долгой неторопливой и добродушной беседы, способом примирения и решения деловых вопросов. Главное в русском чаепитии (кроме чая) – это общение. Много чая, угощений и приятная компания – вот составные части чая по-русски. Чтобы организовать чаепитие по всем правилам, хозяйке нужно было изрядно потрудиться.
По обычаю, самовар ставился слева от нее или на отдельном столике, рядом же устраивались фарфоровый чайник с заваркой, чашки с блюдцами и ситечко. Каждому гостю предоставлялась тарелка для пирожков и сладостей, на которую бережно клали красиво сложенную салфетку. Приборы и чашка размещались справа от тарелки, а если уж гостя потчевали медом или вареньем, то подавалась розетка, чайная ложка и блюдце для косточек. Особое внимание всегда уделялось закускам. И сегодня русские бережно хранят и передают из поколения в поколение традиции чаепития, предлагая гостям целый набор разнообразных сладостей.
Технически процесс заваривания существует в трех вариантах.
Первый – наиболее «русский»: вода подогревается в самоваре, чай заваривается в большом чайнике, который ставится на корону (верхнюю часть) самовара и разливается по чашкам без добавления воды и сахара. Сладкое принято в этом способе есть вприкуску. Здесь важен большой объём заварника и прогревание всей посуды в каждой стадии. Чай не любит прохладу – он любит жар.
Во втором способе самовар заменяется чайником, а заварник накрывается специальной чайной грелкой, чтобы тепло не уходило – почти так же, как в английской традиции. Чай не разбавляется водой, и сладкое едят вприкуску.
Третий способ. Чай заваривается крепким, и эту заварку разливают по чашкам, в которые доливается горячая вода. Такую же процедуру иногда проводят с участием самовара вместо чайника. Не принято перехватить чашку чая и побежать дальше по делам. Не принято и молчать за столом, как это делается в японской или китайской церемонии и слишком церемониться и разыгрывать «чайное представление», как это делают в Англии. Молчание за самоваром расценивается, как признак глубокого неуважения к хозяевам дома [3].
Таким образом, чай – живая уникальная сущность. В мировой истории чай – это единственный продукт, описание которого охватывает почти пять тысяч лет непрерывного развития. Чашка горячего чая в нужный момент совершает чудеса. Тонкий аромат и наслаждение вкусом освобождают наши мысли от проблем, усталости и плохого настроения. Чай – древнейший и самый распространенный напиток на земном шаре. Его употребление неразрывно связано с национальной культурой, хозяйством и историческими традициями многих народов. Чай – уникальный продукт, поэтому надо заботиться о том, чтобы его потребление приносило максимум пользы, чтобы оно основывалось не только на привычках и традициях, но прежде всего на знаниях, на современных научных представлениях о здоровье человека. Действительно, чайные традиции являются неотъемлемой частью культуры разных народов мира. Радостно видеть, как с каждым годом культура чая в разных частях света начинает возрождаться, привлекая внимание людей к семейным и культурным ценностям.
Литература:
- 1. Колесниченко Л. В. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. – Донецк ., 2004.
- 2. Колесниченко Л.В. Чай. Чайные традиции и церемонии в разных странах мира. – М., 2006.
- 3. Похлебкин В. В. Чай, его типы, свойства, употребление. – М., 2007.
- 4. Савельевских А. В. Чай. Книга о том, как наслаждаться вкусом настоящего чая. – М., 2005.
- 5. Китлер М. С. Чай. Несложно и вкусно. – М., 1998.
Коваль Екатерина Сергеевна, магистрант кафедры теории и истории культуры имени профессора А. И. Манаенкова Краснодарского государственного университета культуры и искусств.
Некоторые любят погорячее: как чай стал русским народным напитком | Статьи
Всемирный день чая, который с недавних пор отмечается 15 декабря, призван пропагандировать в массах чайную культуру. Но у нас никого не надо убеждать, что чай вкусен и полезен, ведь он почти два столетия входит в рацион практически каждой российской семьи. И культура чаепития у нас своя, отличная как от азиатской, так и от европейской. «Известия» о том, как китайский чай стал поистине русским напитком.
«Сено с навозом»
Происхождение напитка сомнений у историков не вызывает: его родиной является Китай. Оттуда, но уже много позже, чай попал в Японию, где сложилась своя уникальная чайная культура. В Индии, судя по упоминаниям в ведах, издревле использовали листья дикорастущих кустов чая в лекарственных сборах, но напитки из них не делали. Плантации в Индии и на Цейлоне (Шри-Ланке) появились лишь в XIX веке по инициативе британцев, решивших создать конкуренцию китайским производителям. Они же завезли чайные кусты и в другие свои колонии, например, в Африку, где он отлично прижился. Еще позже, уже в XX столетии, чай стали культивировать в Турции, Азербайджане, Грузии и Краснодарском крае.
А вот обстоятельства рождения бодрящего напитка покрыты тайной. Китайские легенды приписывают его открытие императору Шень-Нуну, правда, с ним традиционно связывают все, имеющее отношение к использованию флоры и фауны. Буддисты, понятное дело, уверены, что всё началось с Бодхидхармы — не мог же такой замечательный напиток существовать до того, как китайцам открылся истинный смысл бытия! Ну а ученые предполагают, что первоначально листья чайного дерева стали заваривать пастухи, которые заметили, что козы и овцы с удовольствием едят нежные побеги диких чайных кустов. Причем произошло это буквально на заре человечества, в неолитические времена.
Фото: commons.wikimedia.org
Буддийский монах Бодхидхарма
В Европу и в Россию чай попал ближе к середине XVII века, причем разными путями и независимо друг от друга. Португальцы, а потом голландцы и англичане проложили дорогу в южные районы Поднебесной империи морем, тогда как наши предки постепенно продвигались на юго-восток по мере освоения Сибири. Кстати, этим объясняется разница в названиях напитка в европейских языках. В китайском есть общий иероглиф, обозначающий чай, но на севере он произносится как «чха», а на юге — «тэ». В Западной Европе прижилось принятое в фуцзяньском (южном) диалекте произношение (английский tea, немецкий Tee, французский thé), а славянские и тюркские языки приняли кантонское «чха», немножко трансформировав под особенности своей фонетики (русский и болгарский чай, сербский чај, татарский чәй, турецкий çay). Традиции заваривания напитка в разных регионах Китая тоже отличались, что впоследствии сказалось на русской, тюркской и европейской манере чаепития.
Первое документально подтвержденное упоминание чая в России было связано с курьезом. В 1638 году из Тобольска к монгольскому «царю» Алтын-хану отправилось посольство, возглавляемое «боярским сыном» Василием Старковым. Как положено, делегация везла богатые дары, на которые принимающая сторона достойно ответила. На Русь посольство привезло двести свертков из китайской бумаги с какой-то травой, которую монголы очень высоко ценили. Томский воевода боярин Андрей Ромодановский честно отправил подарки ко двору государя Михаила Федоровича, но что с ними делать, толком никто не ведал. Отписали посланнику, на что Василий Старков ответил: «Не знаю, листья ли то какого дерева, или травы. Варят их в воде, приливая несколько молока». Переписка эта сохранилась, а рискнул ли кто-то пробовать «китайское зелье» — неизвестно.
Фото: Depositphotos
В Европе способ употребления чая поначалу тоже понимали весьма смутно. Оборотистые торговцы стали выдавать его за чудодейственное китайское лекарство и продавали в аптеках. Повелся на это даже Людовик XIV, лечившийся чаем от подагры. Правда, невестка «короля-солнца» Лизелотта фон Пфальц, попробовав в Версале китайский напиток, возмущалась в письме своим немецким родственникам: «Вкус напоминает сено с навозом, Боже мой, как можно пить такую горечь?»
«Великий чайный путь»
Но ситуация быстро стала меняться. Известно, что уже через два десятилетия после курьезного случая с дарами Алтын-хана русский царь Алексей Михайлович пил чай с медом от простуды, да и в Европе чай постепенно стал входить в обиход. Его активно продвигали голландская и английская Ост-Индские компании, правители и церковь тоже благосклонно воспринимали новый напиток, способный заменить в ежедневном рационе привычный европейцам алкоголь. В петровские времена произошла странная метаморфоза — чай как бы вторично пришел в Россию, но уже с запада как атрибут европейского быта. Китайский чай стал модным, на него появился спрос. А вскоре выяснилось, что нам выгоднее покупать его не у европейских торговцев, возивших его морем через полсвета, а напрямую у китайцев. Можно сказать, что русские купцы нашли золотую жилу.
Ключевым моментом стало подписание в 1727 году Буринского трактата между Россией и Китаем о беспошлинной пограничной торговле, которая осуществлялась на современной границе Монголии и Бурятии в городке Кяхта. Из России везли сукно, мануфактуру, пушные товары и юфть, из Китая — в основном чай. Через несколько лет, в 1730-м, началось строительство великого Сибирского тракта, который шел от Москвы через Муром, Казань, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Тобольск, Иркутск, Кяхту и далее в Китай. А когда в 1754 году были отменены внутренние таможенные пошлины, торговля пошла еще веселее. Уже при Елизавете Петровне ввоз чая в Россию вырос на порядок — до 30 тыс. пудов в год, а к концу века достиг уже 300 тыс. пудов (почти 5 тыс. т). Южное ответвление Сибирского тракта, которое уходило от Верхнеудинска через Кяхту в Китай, стали именовать не иначе как «Великим чайным путем». Купцы-чаеторговцы, а это более полусотни фамилий, несказанно богатели. Между прочим, собираемые в Кяхте пошлины давали в разные годы от 20 до почти 40% всех таможенных поступлений Российской империи.
Фото: commons.wikimedia.org
«За чаем», Константин Маковский, 1914 год
Чайный бизнес превратился в серьезную индустрию. Караваны шли по Сибирскому тракту в основном зимой, и в этом сезонном промысле в той или иной степени были заняты до десятой части сибирских крестьян. Чай перевозили в так называемых цибиках — плетеных из травы или камыша ящиках. Листья заворачивали в китайскую бумагу, а наиболее ценные сорта — в свинцовую фольгу. Существовали «ширельные артели», которые занимались обшивкой цибиков кожей, а внутри — шерстью. Стандартный цибик весил около двух пудов и содержал примерно 20 кг чая. Их определенным образом укладывали на специальные грузовые сани, которые скрепляли по пять-шесть между собой. Управлять таким «поездом» мог один человек. На большинстве цибиков стояли печати китайских производителей и торговцев, русских купцов, а поверх еще и таможенные пломбы. Такая упаковка гарантировала сохранность, подлинность и качество товара. Из Сибири санные караваны доставляли чай на ярмарки, прежде всего Ирбитскую и Макарьевскую (Нижегородскую), откуда он уже мелким оптом расходился по городам России. В Нижнем Новгороде около 1820 года даже построили специальные чайные ряды в китайском стиле, причем их возведением руководил знаменитый инженер генерал-лейтенант Августин Бетанкур (тот, который проектировал московский Манеж), а архитектором пригласили создателя Исаакиевского собора Огюста Монферрана.
Триумфальное шествие
Сначала к напитку пристрастились жители Сибири и Урала, что было связано и с суровостью климата, и с влиянием живших рядом азиатских народов (буряты, калмыки, ногайцы, киргизы и т.д.), традиционно любивших чай. В Центральной России еще на рубеже XIX века чай был скорее товаром престижного потребления и его могли позволить себе лишь обеспеченные слои, прежде всего дворянство. Известно, например, что большим поклонником чая был военный министр генерал Алексей Аракчеев, который всегда заваривал чай собственноручно, не доверяя это дело слугам и домочадцам. И сам император Александр Павлович ежедневно употреблял зеленый чай со сливками. А что любит государь, то немедленно начинают любить и его придворные…
Вскоре чай пошел и в народ. Хотя качественный продукт оставался довольно дорогим, чай стали употреблять купцы, мещане, а потом и зажиточные крестьяне. 31 декабря 1821 года Александр I издал указ «О дозволении производить продажу чая в трактирных разного рода заведениях с 7 часов утра до 12 часов пополудни и держать в ресторациях чай». Сразу возникла целая индустрия сопутствующих товаров — всевозможных баранок, сушек, калачей, конфет и т.д. А вот сахар вошел в обиход лишь в середине XIX столетия, когда его стали массово производить из отечественной сахарной свеклы, до этого он был по карману только зажиточным горожанам и дворянам. Зато на Руси зачастую пили чай с… солеными огурцами!
Репродукция картины «Купчиха за чаем». Холст, масло, 1918 год. Художник Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927)
Фото: РИА Новости
Маркиз де Кюстин, которого трудно обвинить в излишней комплиментарности по отношению к России вообще и русскому быту в частности, писал:
Астольф де Кюстин. «Россия в 1839 году»:
«Русские, даже самые бедные, имеют дома чайник и медный самовар и по утрам и вечерам пьют чай в кругу семьи… деревенская простота жилища образует разительный контраст с изящным и тонким напитком, который в нем пьют».
Кстати, Кюстин и другие западные путешественники николаевской эпохи отмечали, что в России готовили чай не так, как это было принято в Европе. В Англии традиционно использовали довольно большие фарфоровые чайники, в которых листья заваривали, настаивали и сразу разливали по чашкам. У нас же в небольшом заварочном чайнике делали густой настой (заварку) и уже в чашках разбавляли его горячей водой. Это северокитайская и отчасти среднеазиатская традиция. Кстати, именно из-за этой технологии в России стали использовать самовары, в которых прямо на столе можно было подогревать воду. Для европейского чаепития они были не нужны.
Москва чайная
Более половины ввозимого из Китая чая потребляли в Москве. Если до середины XIX века в столичном Петербурге работал всего один магазин по торговле чаем на весь город, в Москве в это время их число уже превышало сотню, а чайных и прочих заведений, где подавали чай, насчитывалось более трехсот. В этом было и некоторое фрондерство перед предпочитавшей кофе столицей, и следование купеческому вкусу, ведь большинство купцов-«чайников» или изначально были московскими, или постепенно переселились в Первопрестольную. Поповы, Усачевы, Перловы, Высоцкие, Филипповы, Боткины, Расторгуевы, Климушины и другие стали самыми уважаемыми горожанами, столпами московской жизни. Многие из них построили целые чайные империи: имели в Китае закупочные конторы, сами транспортировали чай, на своих фабриках переупаковывали его в розничные коробочки и продавали в фирменных магазинах. В Москве сохранилось одно из таких специализированных заведений — знаменитый чайный магазин купцов Перловых на Мясницкой улице.
Прохожие возле «Чайного магазина Перлова» на Мясницкой улице в Москве
Фото: РИА Новости/Максим Блинов
Чай стал неотъемлемой частью купеческой культуры и его непременно подавали во время переговоров. Он позволял брать паузы в разговоре, оставаясь при этом трезвым, и неторопливо просчитывать обсуждаемые сделки. Чай также давал возможность показать партнерам свою респектабельность, подав редкий и дорогой сорт в шикарном сервизе знаменитого фарфорового завода. Постепенно сложился особый чайный этикет, и даже в конце XIX века, когда дети зажиточных купцов закончили университеты и приобщились к европейской культуре, почти во всех домах деловых людей имелись специальные чайные комнаты для переговоров. Оформляли их обыкновенно в китайском стиле, украшая дорогими вазами «под старину».
Употребление чая стало образом жизни не только для купцов, но и для простых москвичей, а подающие чай трактиры и специальные чайные всегда были переполнены. Петербургу это было совершенно не свойственно, и этот сугубо московский стиль подчеркивал в своем очерке знаменитый критик:
В. Г. Белинский. «Петербург и Москва» (1845):
«В Москве много трактиров, и они всегда битком набиты преимущественно тем народом, который в них только пьет чай. Не нужно объяснять, о каком народе говорим мы: это народ, выпивающий в день по пятнадцати самоваров, народ, который не может жить без чаю, который пять раз пьет его дома и столько же раз в трактирах».
Репродукция картины «Московский трактир» работы художника Бориса Михайловича Кустодиева
Фото: РИА Новости/Свердлов
С 70-х годов XIX века восточная чайная торговля стала постепенно угасать. Причин было несколько. Во-первых, после поражения в «опиумной войне» Китай вынужден был пустить на свой рынок европейских коммерсантов. Во-вторых, на промышленный уровень вышло производство чая в Индии и Шри-Ланке (Цейлоне), а в-третьих, в 1869 году открылся Суэцкий канал, сокративший и удешевивший морской путь из Индокитая в Европу. Впрочем, это никак не отразилось ни на наших купцах-чаеторговцах, ни на потреблении чая в России. Первые быстро переключились на другие направления, благо тогда отечественная промышленность была на подъеме, а чай стали возить морем через Одессу и Петербург. Ставились и эксперименты с разведением чая в Российской империи — в Азербайджане, Аджарии и Краснодарском крае.
Россия и сегодня остается одной из самых «чаелюбивых» стран мира — среднестатистический россиянин потребляет почти полтора килограмма чая в год. 91,5% из них приходится на черный чай, 8,5% — на зеленый. Лишь 8% чайного импорта покрывает Китай, и это в основном элитные сорта зеленого чая. Среди поставщиков черного в фаворитах Индия и Шри-Ланка. Почти две трети продаваемого в России чая расфасованы в индивидуальные пакетики, что, по мнению истинных ценителей старинного китайского напитка, является показателем деградации чайной культуры. К сожалению, это мировой тренд, бороться с ним почти невозможно. Но во Всемирный день чая стоит ради великого праздника не полениться и заварить настоящий чай в красивом фарфоровом чайнике.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Пейте чай, мой друг старинный…»: чай, обычаи чаепития и чайный этикет в русской бытовой культуре XVII — начала ХХ века
Басманова Эля Борисовна
Москва: Новый хронограф, 2016. — 536 с.: ил.
ISBN 978-5-94881-325-7
Обо всех подробностях бесконечно долгой и счастливой жизни чая в России рассказывает эта книга. Многочисленные мемуарные источники, произведения русских классиков и дореволюционные публикации на чайную тему помогут разобраться в одной из самых ярких бытовых традиций русской национальной культуры — чаепитии по-русски.
Книга доступна:
Содержание:
Предисловие
«У нас деревня близ Китая, где очень, очень много чая!»
Чайный путь из Китая в Россию
Появление чая в России
Доставка чая на русско-китайскую границу в Кяхту
Покупка чая в Кяхте русскими купцами
Кяхтинские совошники
Артель кожевников-ширильщиков в Кяхте
Путь чая от иркутской таможни до Нижнего Новгорода и Москвы
«Я приехал из Китая и привез вам цибик чая»
Чайная торговля в Российской империи XVIII — начала XX века
Торговля чаем на ярмарках, в городах Российской империи и в Москве
Чайные короли
Чайная реклама во второй половине XIX — начале XX века
«Где же ты сегодня, чай спитой…»
Фальсификация и различные подделки китайского чая в России XIX — начала XX века
Обман в чайной торговле
Копорский чай
Рогожский, или спитой чай
Меры по контролю качества в чайной торговле
«И серебряную ложку рядом с чашкой положу…»
Принадлежности чайного стола и предметы чайной сервировки
Чайная мебель
Чайные комнаты
Столовое белье для чайного стола: скатерти и салфетки
Чайная посуда
Серебряная чайная посуда
Серебряные чайные приборы
Чайницы
Предметы чайной сервировки, получившие распространение в XIX веке
Чайные фарфоровые сервизы, комплекты чайной посуды и отдельные предметы чайной сервировки
«Своя» чайная посуда
Стаканы и подстаканники
Чайные ложечки
Ситечко для чая
Заварочные чайники
«Самовар родной, семейный наш очаг…»
Самовар как один из главных символов русского чайного застолья
Предшественники и «братья» русского самовара — чайник, сбитенник и бульотка
Рождение русского самовара
Торговля самоварами
Самовар — «генерал стола»
Кража или утрата самовара
Самоварный комплект и самоварные аксессуары
Самовары для общественного питания
Самоварная «песня»
Самовары как часть приданого невесты
Уход за самоварами
«На чай хозяйский слишком сладкий…»
Сахар как продукт чайного стола в России XVIII — начала XX века
Начало производства сахара в России
Торговля сахаром
Сахар как лакомство и добавка к чаю
Столовые приборы, предназначенные для сахара
Варенье к чаю. Чай с лимоном
«А вечером по чайничку горячего чайку…»
Обычаи чаепития и способы употребления чая в России XIX — начала XX века
Национальные традиции чаепития
Обильное и продолжительное чаепитие
Чаепитие в ночное время
Отказ от чая и нелюбовь к чаю
Чай с ромом
Различные способы чаепития
Чаепитие в Сибири
Угощение чаем
Приготовление чая
Страсть к чаю
Не угостить чаем
Чудачества, связанные с чаепитием
Чаепитие в повседневном дворянском быту и в имениях
Чай на балу
Чаевые как вид оплаты
«На сервизе лиловатом, будто с гостем, будто с братом пили чай…»
Чайные традиции и чайный этикет у разных сословий в России XIX — начала XX века
Дворянский чайный этикет
Распорядок дня и чаепития в господских домах и помещичьих усадьбах
Купеческие чайные традиции и этикет
Домашнее купеческое чаепитие
Купеческое чаепитие во время сватовства и на смотринах невесты
Чаепитие купеческих служащих. Чай у приказчиков
Чаепитие среди духовенства
Чаепитие в мещанской, рабочей, крестьянской среде, в армии и на флоте
Чайный этикет и правила чаепития, принятые среди простого народа
Чаепитие барской прислуги
Чиновничье чаепитие
Чаепитие в училищах, гимназиях и в студенческой университетской среде
«Час дружеских бесед у чайного стола!»
Дорожный чайный сундучок — погребец. Чаепитие в дороге, на даче и на природе
Чаепитие на почтовой станции
Погребец и дорожный самовар
Чаепитие в саду, на дачной террасе
Чаепитие в парках и рощах
Чаепитие вне дома, во время путешествий, в поездах и за границей
«С вами посидеть бы, с вами выпить чаю…»
Чайные и другие питейные заведения, в которых подавали чай
Появление чайных в России
Устройство и обстановка чайных заведений
Названия и вывески чайных
Половые в трактирах и чайных
Услуги, которые предоставляли чайные посетителям
Обслуживание посетителей в чайных
Чаепитие в чайных
Библиография
Благодарности автора
Основная рубрика: История > Культура, История > Быт, Этика > Этикет (культура поведения), История > Быт > Отдельные стороны быта > Чаепитие