Схема берлинского метро – Карта Берлина с достопримечательностями на русском языке, карта метро, центра, районов и округов

Содержание

Берлинский метрополитен в 1961—1989 годах — Википедия

Поезда из «двух систем» на станции Olympia-Stadion, 1973 год. Слева «западный» A3L, справа «восточный» АII. Автор Kurt Rasmussen.

Исторический период Берлинского метрополитена, разделённого в августе 1961 года в результате физического разделения самого города на Восточную и Западную части, в ходе возведения системы пограничных инженерных сооружений, известных в мире как Берлинская стена. Разделение Берлинского метрополитена в одном городе на две системы является единственным случаем в истории систем метрополитенов городов мира. Разделённым метрополитен оставался последующие 28 лет и был объединён лишь после сноса Берлинской стены, (окончательно лишь в 1993 году, после восстановления инфраструктуры), в результате политических событий в ГДР в ноябре 1989 года и объединения двух Германий в единую.

После образования двух германских республик ФРГ и ГДР в 1949 году, бывшая столица страны Берлин фактически сохранил статус города разделённого на иностранные сектора оккупации. Восточная часть города была объявлена столицей вновь образованной ГДР, тогда как Западная часть получила особый статус, признанный мировым сообществом в ходе заключённого четырёхстороннего соглашения по Берлину в 1971 году. Столицей же ФРГ стал город Бонн. В 1952 году германо-германская государственная граница (то есть граница между ГДР и ФРГ) была усилена со стороны ГДР и гражданам этой Республики был запрещён свободный проход на территорию ФРГ. Единственным свободным коридором для возможности попасть в ФРГ оставался только Берлин. К концу 50-х годов в ГДР возник острый кризис квалифицированных кадров, которые предпочитали, либо проживать на территории Восточного Берлина, но работать в Западном, (где соответственно больше платили), либо вовсе через Западный Берлин эмигрировали в ФРГ. Только за первую половину 1961 года ГДР навсегда покинули 207 тысяч человек. Секретным решением Политбюро правящей партии ГДР было принято решение закрыть доступ в Западный Берлин, создав особую усиленную пограничную зону и соответствующие пограничные сооружения. Их возведение началось в 1:00 ночи 13 августа 1961 года. В связи с этим останавливалось всё транспортное движение из одной части Берлина в другую, в том числе и работа общественного транспорта города.

Разделение Берлинского метрополитена[править | править код]

Станция Friedrichstraße более четверти века являлась контрольно-пропускным пунктом. Закрытый вход на недействующую станцию Oranienburger Tor линии U6. Восточный Берлин, 1987 год.

Ранним утром 13 августа 1961 года Берлинский метрополитен (Berliner U-bahn) начал свою привычную работу, однако в местах условных границ Восточного и Западного Берлина (участки линий, проходивших под Восточным Берлином или ведущих из Западного в Восточный)[источник не указан 736 дней], поезда были остановлены. То же самое произошло и с городской электричкой (S-bahn). После разделения города стеной большая часть городской подземки осталась в Западном секторе. В Восточном же остались только линии U2 и U5, переименованные в линии «A» и «Е» соответственно. Линия малого профиля U2 была разделена практически пополам. Со стороны Восточной части города конечной станцией этой линии стала Thälmannplatz (сегодня называется Mohrenstraße), следующая станция Potsdamer Platz была закрыта и контролировалась пограничниками ГДР, поскольку примыкала к охраняемой пограничной зоне. В Западном секторе линия начиналась от станции Mendelssohn-Bartholdy-Park и заканчивалась станцией Ruhleben. Постепенно по экономическим причинам (малый пассажирский поток) некоторые станции линии U2 в Западном Берлине были закрыты или перепрофилированы. По отдельному отрезку линии был пущен ретро-трамвай. Лишь в феврале 1991 года работа линии была восстановлена. Линия большого профиля U5 целиком оставалась в Восточном секторе города. Она начиналась от пересадочного узла (станции Alexanderplatz) и заканчивалась станцией Friedrichsfelde. Позже, в 70-80-х этот участок был продлён до 10 новых станций, конечной станцией стала Hönow.

На линии U6, являвшейся транзитной и проходившей из северо-западной части Западного Берлина в южную, но идущую через Восточный сектор, были закрыты шесть станций в Восточном секторе (Schwartzkopffstraße — Naturkundemuseum — Oranienburger Tor — Friedrichstraße — Französische Straße — Stadtmitte (ранее пересадочный узел на линию U2)). «Западные» поезда подземки шли через них без остановки, а станция Friedrichstraße являлась одновременно контрольно-пропускным пунктом в Восточный Берлин. На линии U8 после станции Voltastraße и до станции Moritzplatz тоже были закрыты шесть станций, находившихся на территории Восточного сектора (Bernauer Straße — Rosenthaler Platz — Weinmeisterstraße — Alexanderplatz (ранее пересадочный узел на линию U5) — Jannowitzbrücke — Heinrich-Heine-Straße), и эти станции работали только как транзитные. На линии U1 не работала лишь конечная станция Warschauer Straße, которая оказалась «за стеной», в Восточном секторе, и была перестроена под складские помещения лампового завода Narva.

Метрополитен Западного сектора Берлина обслуживала транспортная компания BVG, метрополитен Восточного сектора BVG (Ost), с 1969 года переименованная в BVB. В дальнейшем, по достигнутой договорённости, техническим обслуживанием участков линий Западной части подземки, проходящих под Восточным Берлином, занимались «восточные» работники. Западный Берлин за это обслуживание платил правительству ГДР. Восстановление движения по прерванным линиям метро, а также возобновление работы ранее закрытых станций начало осуществляться лишь с начала 1990 года. Разделенная ранее система Берлинского метрополитена к 1993 году была окончательно восстановлена в том виде, в каком была до 13 августа 1961 года.

Современная карта Берлинского метро. Штрихпунктирной линией отмечена бывшая Берлинская стена.

Традиционно Берлинская подземка имеет два вида профиля: малый (Kleinprofil) и большой (Großprofil). Малый объединяет в себе первые четыре линии U1,U2, U3, U4, большой, соответственно, все остальные. Линии малого профиля в Берлине исторически самые старые. Линия U1 открыта в феврале 1902 года став самой первой. Линии большого профиля строились с начала 1920-х годов. На линиях разного профиля применялся подвижной состав соответствующего типа, отличающийся габаритами вагонов и шириной колеи.

Вагоны типа «А» малого профиля, или так называемые BVG-Baureihe A являлись самым старым подвижным составом Берлинского метро, строились с 1901 по 1929 годы, (в модификациях «AI» (1901-1926) и «AII» (1928-1929)), в содружестве нескольких предприятий, среди которых: MAN, Wismar, LHW, Crede, Fuchs и других. Эти вагоны пережили войну, были восстановлены и эксплуатировались довольно долго: в Западном Берлине до 1973 года, в Восточном до 1989 года включительно.

Историческая карта метро Восточного Берлина на 1984 год. Голубым цветом отмечены линии метро, красным городской электрички.

Новый подвижной состав для линий малого профиля появился лишь с 1960 года. Это были вагоны типа «A3» и их дальнейшие модификации, которые выпускались западногерманскими компаниями Siemens, ABB Henchel, AEG и прочими, до 1994 года. Они, до начала 90-х, работали только на «западных» линиях Берлинского метро. В Восточном Берлине к вопросу обновления подвижного состава малого профиля вернулись лишь в 1974 году, когда началось производство вагонов типа «G», кузова которых были из пластика. Их производством последующие 15 лет занималось Народное предприятие Электровозостроительный завод (LEV) «Ганс Баймлер» в бранденбургском городе Хеннигсдорф (ГДР)

[1].

Для линий метро большого профиля подвижной состав создавался с 1924 года, начиная с вагонов типа «В», имевших модификации I (1924—1927) и II (1927—1929). Последние составы из этих вагонов проработали на «восточной» линии «Е» (U5) до 1969 года. Также эксплуатировались и более совершенные вагоны типа «С», строившиеся с конца 20-х годов, часть из которых сразу же после войны в качестве репараций была привезена в Москву, где они работали в Московском метрополитене до 1965 года. В Берлинской подземке эти вагоны проработали до 1975 года в Западном секторе города на линии U8. Производство нового подвижного состава для линий большого профиля началось лишь с 1956 года западногерманскими компаниями. Это были вагоны типа «D» и их последующие модификации, а с 1973 года стали выпускать более совершенные вагоны типа «F». Все они после раздела Берлинского метрополитена в 1961 году продолжили работать в Западном секторе города, и лишь в 1988 году 98 б/у-шных вагонов «D» были куплены для эксплуатации на линии «Е» (U5) в Восточном секторе. В ГДР производством вагонов большого профиля (вагоны типа «Е») с начала 60-х занималось предприятие Национальные железнодорожные ремонтные мастерские Берлин-Шёневайде (Reichsbahnausbesserungswerk Berlin-Schöneweide).

Галерея подвижного состава в 1961—1989 годах[править | править код]

Вагоны метро Западного сектора Берлина[править | править код]

  • Вагоны тип «А I» малого профиля.

  • Вагон тип «A II» малого профиля.

  • Вагон тип «А3» малого профиля.

  • Вагон тип «В» большого профиля.

  • Вагон тип «С» большого профиля.

  • Вагон тип «D» большого профиля

  • Вагон тип «F» большого профиля

Вагоны метро Восточного сектора Берлина[править | править код]

  • Вагоны тип «А I» малого профиля.

  • Вагон тип «A II» малого профиля.

  • Вагон тип «G» малого профиля.

  • Вагон тип «В» большого профиля.

  • Вагон тип «D» большого профиля

  • Вагон тип «E» большого профиля.

  • Uwe Poppel: Berliner U-Bahn: Zeitgeschichte in Liniennetzplänen — von 1902 bis heute. GVE-Verlag, Berlin 2017, ISBN 978-3-89218-488-1.
  • Gustav Kemmann: Zur Eröffnung der elektrischen Hoch- und Untergrundbahn in Berlin. Verlag von Julius Springer, Berlin 1902.
    • Verkleinerter Nachdruck hrsg. von AG Berliner U-Bahn, GVE-Verlag, Berlin 2002, ISBN 3-89218-077-6.
  • Johannes Bousset: Die Berliner U-Bahn. Verlag von Wilhelm Ernst & Sohn, Berlin 1935.
  • Architekten-und Ingenieur-Verein zu Berlin (Hrsg.): Berlin und seine Bauten. Teil X, Band B Anlagen und Bauten für den Verkehr, (1) Städtischer Nahverkehr. Verlag von Wilhelm Ernst & Sohn, Berlin 1979, ISBN 3-433-00842-6.
  • Sabine Bohle-Heintzenberg: Architektur der Berliner Hoch- und Untergrundbahn / Planungen — Entwürfe — Bauten. Verlag Willmuth Arenhövel, Berlin 1980, ISBN 3-922912-00-1.
  • Christoph Brachmann: Licht und Farbe im Berliner Untergrund / U-Bahnhöfe der klassischen Moderne. Gebr.-Mann-Verlag, Berlin 2003, ISBN 3-7861-2477-9.
  • Biagia Bongiorno: Die Bahnhöfe der Berliner Hoch- und Untergrundbahn. Herausgegeben vom Landesdenkmalamt Berlin. Imhof, Petersberg 2007, ISBN 978-3-86568-292-5.
  • Arbeitskreis Berliner Nahverkehr und Berliner Fahrgastverband IGEB (Hrsg.): Berliner U-Bahn-Chronik. GVE, Berlin 2007, ISBN 978-3-89218-110-1.
  • Ulrich Lemke, Uwe Poppel: Berliner U-Bahn. alba, Düsseldorf 1992, ISBN 3-87094-346-7.
  • Ulf Buschmann: U-Bahnhöfe Berlin. Berlin Underground Stations. Berlin Story Verlag, Berlin 2012, ISBN 978-3-86368-027-5.
  • Jürgen Meyer-Kronthaler: Berlins U-Bahnhöfe — Die ersten hundert Jahre. be.bra, Berlin 1996, ISBN 3-930863-16-2.
  • Petra Domke, Markus Hoeft: Tunnel Gräben Viadukte — 100 Jahre Baugeschichte der Berliner U-Bahn. kulturbild, Berlin 1998, ISBN 3-933300-00-2.
  • Jürgen Meyer-Kronthaler, Klaus Kurpjuweit: Berliner U-Bahn — In Fahrt seit hundert Jahren. be.bra, Berlin 2001, ISBN 3-930863-99-5.
  • Robert Schwandl: Berlin U-Bahn Album. Alle 192 Untergrund- und Hochbahnhöfe in Farbe. Robert Schwandl, Berlin 2002, ISBN 3-936573-01-8.
  • Toufic Beyhum: Emotions in Motion — Fotografien aus der Berliner U-Bahn. JOVIS-Verlag, Berlin 2007, ISBN 978-3-939633-35-8.
  • Ulrich Conrad: Planungen der Berliner U-Bahn und anderer Tunnelstrecken. Verlag Bernd Neddermeyer, Berlin 2008, ISBN 978-3-933254-87-0.
  • Gustav Kemmann: Zur Eröffnung der elektrischen Hoch- und Untergrundbahn in Berlin. Berlin, Verlag von Julius Springer 1902. Verkleinerter Nachdruck hrsgg. von der AG Berliner U-Bahn, GVE-Verlag, Berlin 2002, ISBN 3-89218-077-6.
  • Sabine Bohle-Heintzenberg: Architektur der Berliner Hoch- und Untergrundbahn. Planungen — Entwürfe — Bauten bis 1930. Verlag Willmuth Arenhövel, Berlin 1980, ISBN 3-922912-00-1.
  • Biagia Bongiorno: Verkehrsdenkmale in Berlin — Die Bahnhöfe der Berliner Hoch- und Untergrundbahn. Michael-Imhof-Verlag, Berlin 2007, ISBN 978-3-86568-292-5.
  • Johannes Bousset: Die Berliner U-Bahn. Verlag von Wilhelm Ernst & Sohn, Berlin 1935.
  • Ulrich Conrad: Planungen der Berliner U-Bahn und anderer Tunnelstrecken. Verlag Bernd Neddermeyer, 2008, ISBN 978-3-933254-87-0.
  • Petra Domke und Markus Hoeft: Tunnel Gräben Viadukte — 100 Jahre Baugeschichte der Berliner U-Bahn. kulturbild Verlag, Berlin 1998, ISBN 3-933300-00-2.
  • Ulrich Lemke, Uwe Poppel: Berliner U-Bahn. 3. Auflage. age-alba Verlag, Düsseldorf 1992, ISBN 3-87094-346-7.
  • Brian Hardy: The Berlin U-Bahn. Capital Transport Publishing, Middlesex/UK 1996, ISBN 1-85414-184-8.
  • Jürgen Meyer-Kronthaler: Berlins U-Bahnhöfe. Die ersten hundert Jahre. be.bra verlag, Berlin 1995, ISBN 3-930863-07-3.
  • Jürgen Meyer-Kronthaler, Klaus Kurpjuweit: Berliner U-Bahn — In Fahrt seit Hundert Jahren. be.bra verlag, Berlin 2001, ISBN 3-930863-99-5.
  • Walter Schneider: Der städtische öffentliche Nahverkehr Berlins, Auflage o. D. in 12 Bänden, Bd. 9, S. 232. Neuauflage des Historischen Archivs der BVG, Berlin 2014. (Mitteilung in BVG PLUS 07/14, S. 7.)
  • Klaus Konrad Weber, Peter Güttler, Ditta Ahmid (Hrsg.), Architekten- und Ingenieurverein zu Berlin (Hrsg.): Berlin und seine Bauten. Teil X, Band B. Anlagen und Bauten für den Verkehr. Bd. 1. Städtischer Nahverkehr. Verlag von Wilhelm Ernst & Sohn, Berlin — München — Düsseldorf 1979.

Берлинское метро и городская электричка – Варламов.ру – ЖЖ

Берлинский метрополитен — один из старейших в мире и старейший в Германии. Строится он начал в 1896 году, а первый поезд с пассажирами по нему пустили 15 февраля 1902 года. За более чем сто лет своего существования метро Берлина пережило и нацистов, и бомбоубежища во время Второй мировой войны, и перерезание путей после возведения Берлинской стены, и к настоящему времени «выросло» до 173 станций на 9 линиях. Берлинский метрополитен составляет вместе с берлинской городской электричкой основу общественного транспорта столицы Германии, одной их самых удобный транспортных систем в мире.

01. Старейшее в Германии берлинское метро было открыто в 1902 году. В проектировании берлинского метро принимал активное участие Вернер фон Сименс. На данный момент в сеть берлинского метро входят 173 станции и 9 линий длиной 151,7 км. Около 80 % путей находятся под землей. Количество перевезённых пассажиров составляет порядка 473,1 миллионов в год. Начем с электрички.

02. Железнодорожная сеть берлинской городской электрички длиной 331 км содержит 165 станций. Используются электропоезда с питанием от контактного рельса с постоянным током напряжением 750В. Поезда шире, чем поезда U-Bahn широкого профиля. Среднее расстояние между станциями и средняя скорость движения значительно превосходят эти показатель для U-Bahn.

03.

04. Большинство станций — наземные с островной платформой и навесом от дождя. На всех станциях есть будка дежурного, который в дневное время объявляет маршруты и отправление поездов. Обычно есть и табло, указывающее станцию назначения ближайшего поезда, но лишь основные станции оборудованы современными табло, выдающими информацию о времени прибытия, станции назначения и количестве вагонов в нескольких ближайших поездах.

05. Как и на всём прочем транспорте, на всех станциях есть расписание движения поездов по данной станции. Кроме того на каждой станции есть автомат для продажи билетов, компостеры, карта города или части города, схема линий S- и U-Bahn.

06.

07.

08. Основной тип подвижного состава — серия 481/482. Каждый вагон состоит из двух секций, соединённых «гармошкой» — 481 с кабиной и 482 — без. Поезд формируется из двух, трёх или четырёх таких вагонов. На снимке поезд идет через Музейный Остров, между Пергамским музеем и музеем Бодэ, из окна электрички можно коротко увидеть коллекции музеев.

09. Рядом с кабиной машиниста есть площадка для велосипедов. Если электрички работают в нормальном режиме, то места всем хватает, в том числе и велосипедистам. Если начинаются перебои, то пассажиры имеют преимущество и начинают наезжать на тех, кто в час пик лезет в вагон с велосипедом. Европейская толерантность и улыбчивость в момент улетучивается.

10. На снимке вагон новой серии, напоминает кишку. Недавно на линии были выпущены отреставрированные старые модели, они более шумные, но зато как бы раритетные.

11. Во времена Берлинской Стены электричка обслуживалась администрацией Восточного Берлина, поезда с востока на Запад приходили на станцию Зоопарк. Западные Берлинцы, в ответ на возведение стены, по возможности бойкотировали электричку.

12.

13.

14. Прибытие электрички на новый Центральный Вокзал

15. Его построили в 2006 году к открытию чемпионата мира по футболу, самый большой в Европе.

16. Обслуживает как направления Восток-Запад, так и Север-Юг.

17. Благодаря этому до некоторых городов на юге Германии из Берлина можно добраться значительно быстрее, чем раньше.

18. На вокзале чистота, порядок, магазины и кафе. Магазины раньше работали даже по воскресеньям, но недавно им запретили торговать товарами, которые не являются необходимыми в дороге, что сильно сузило ассортимент.

19. Критикуют вокзал за то, что он плохо связан с линиями Берлинского метро (почти что не связан) и что он слишком велик для столь маленького трафика, который проходит через него сейчас. Но со временем ситуация исправится, народу будет много, у города планов очень много.

20. На вокзале почти что нет бомжей, так как до ближайшего жилья не так-то близко да и исторически вокзал находится на месте, где раньше шла Берлинская стена, т.е. на бывшей окраине, которая сейчас стала центром города и активно осваивается строителями.

21.

22.

23.

24.

25. Вокзал до жути «зелен», экологичен и экономичен. Естественное освещение через прозрачную крышу используется по максимуму, что приводит к тому, что зимой на верхних платформах откровенно темно, так как крышу засыпает снегом и он не пропускает солнечный свет. Крыши покрыты солнечными батареями. Насколько они эффективны экономически — непонятно, но официально — это очень круто и это будущее.

26.

27. Недавно установили новые турникеты в туалеты, теперь вход стоит 1 евро, но вам возвращают ваучер на 50 центов, который можно отоварить в местных кафе. Так что не выбрасывайте.

28.

29. Берлинский метрополитен является первым метрополитеном в Германии и одним из первых метрополитенов континентальной Европы. Его история началась в 1880 г. с предложения Вернера фон Сименса построить в Берлине сеть городских поездов, проходящих под землей и по эстакадам. Первая линия была построена полностью как надземная железная дорога и проходила по эстакадам. На фото — одна их первых станций.

30. Первые линии метро были над землей.

31. Метро в Берлине обозначается не привычной россиянам буквой М, а буквой U — Untergrundbahn (подземная дорога).

32. Долго решали, строить метро над землей, как в Нью Йорке, или под землей как в Лондоне или Париже (в этих городах уже было метро к началу 20-го века).

33. Рассматривали даже вариант подвесной монорельсовой дороги, как в городе Вупперталь (именно такую, вроде бы, и предлагал Сименс), но в итоге остановились на «Элевейтед».

34. Решение строить на эстакадах также, в частности, связано с тем, что один из первых вариантов, построить под Фридрихштрассе, был отвергнут по просьбе местных буржуев: они боялись, что строительные работы повредят одну из первых дренажных систем в городе.  Надземные варианты через фешенебельные кварталы тоже были встречены в штыки местными: никто не хотел шумных поездов под своими окнами. Поэтому построили через вечно бедный Кройцберг.

35. Одна из старых наземных станций. Сейчас с нее открывается вид на концентрированную берлинскую экзотику: турецкий квартал, фрики, бары, графити.

36. Интерьер аскетичный. Кроме каркаса клепаных металлических арок нет ничего интересного. Нынешний минимализм связан, в частности, с тем, что во время войны метро сильно пострадало, после войны было поделено на части между востоком и западном, не все части эксплуатировались, а после объединения приводились в порядок стремительно, с архитектурными упрощениями.

37. На некоторых станциях первой линии во времена Стены были рынки (блошиные и продуктовые). В вагонах открывались «бутики». Представьте себе московскую кольцевую, по которой не ходят поезда, а в вагонах гости из Средней Азии торгуют урюком и курагой. Апокалиптичненько? В Берлине это продолжалось почти что 28 лет.

38.

39. А это первая станция в буржуазном районе Шарлоттенбург, строилась, в частности, для того, чтобы люди могли ездить за покупками в расположенный рядом магазин КаДеВе — самый большой универмаг в
континентальной Европе.

40. В интерьере станции оставили даже старую рекламу
из 20-х годов. В Берлине даже многие состоятельные люди предпочитают
ездит за покупками на метро или на автобусе.

41. На большинстве основных пересадочных станций расположены магазины, банки и точки быстрого питания.

42.

43. Еще одна из старых станций, пожалуй, самая красивая в Берлинской метро.

44. Интерьер украшен изображениями старых станций и довоенными картами берлинской подземки. Станция — по сути музей. На ней нет рекламы, оригинальные старые скамейки и светильники, а также весы, по которым можно определить свой оптимальный вес, в зависимости от роста.

45.

46. Почти все линии, сейчас объединенной, берлинской подземки построены вдоль основных магистралей города и это позволило возвести большую часть тоннелей открытым способом.

47. Соответственно и станции здесь находятся на небольшой глубине — достаточно только спуститься по лестнице. И расстояния между ними небольшие, где — то в среднем до километра. С одной стороны это удобно — до ближайшей станции всегда можно добраться пешком. Однако из-за частых остановок сокращается скорость движения поездов.

48.

49.

50. 13 августа 1961 года были перекрыты четыре линии берлинского метро и S-Bahn. Были закрыты семь станций на линии U6 и восемь станций на линии U8 в связи с тем, что эти линии шли из западного сектора в западный через восточную часть. Было принято решение не разрывать линии западного метрополитена, а только закрыть станции, находящиеся в восточном секторе. Исключением являлась только станция «Фридрихштрассе» (нем. Friedrichstrasse), на которой был организован КПП.

51.

52.

53. Последняя ветка, открытая в 2009 году, имеет всего 3 станции. Она соединяет Центральный вокзал и Бранденбургские Ворота.

54. В последние дни Второй мировой войны в районе одной из станций был взорван тоннель и вода из Шпре попала в метро. Информация о пострадавших в разных источниках сильно расходится, но источники в Берлинской транспортной компании утверждают, что вода поступала медленно и полностью тонели не затопила, почти все успели эвакуироваться. По другой версии в последние дни Второй мировой войны, по личному приказу Гитлера, станции метрополитена в центральной части города были затоплены водой из реки Шпрее вместе с тысячами спасавшихся там от бомбардировок берлинцев.

55. Интерьер новых станций строгий и лаконичный. Интерьер станции Центральный Вокзал украшают довоенные фотографии берлинских вокзалов, из которых до наших дней дожил только один: Гамбургский, в котором сейчас находится музей Современного Искусства, а во время войны был железнодорожный музей, поэтому он не являлся целью бомабрдировок и сохранился.

56. Над колоннами станции Бундестаг сделали фонари естественного освещения. Днем станция освещается через них солнечным светом, а ночью встроенными в них светильниками.

57. Строительство новой ветки сопровождалось скандалами и демонстрациями протеста, так как линия оказалась самая дорогая в истории берлинской подземки (хоть и самая короткая, всего три станции, 1300 метров).

58. Билеты приобретаются в автоматах, специальные проездные в немногочисленных офисах. Предлагается большое количество различных типов билетов. Основной — разовый билет на 2 часа проезда в любом транспорте. Билет на короткую поездку стоит 1,40 и дает право на проезд трёх станций без пересадки (шести в автобусе и трамвае). Предлагаются билеты на день, неделю, месяц, год и много прочих, в том числе совмещённых с билетами в музеи.

59. Вход на станции свободный, но для проезда большинство билетов требуют компостирования, что можно сделать только на станциях, но не внутри поездов. Контроль осуществляется внутри поездов. За все время, я ни разу не встретил контролера.

60. Контролёры не носят специальной формы и стараются не афишировать своё присутствие до отправления поезда. Чаще всего это двое мужчин в возрасте 25-35 лет, они обязаны иметь при себе карточку с фотографией. Если вас хотят оштрафовать, то лучше сразу заплатить штраф, сказав, что документов с собой нет и вы не понимаете о чем речь. Часто туристы покупают не тот билет по ошибке и начинают спорить с контролерами, что чревато. Кстати, аргументы типа «Остап, у меня нет денег!» на контролеров не действуют, просто спишут паспортные данные и выпишут штраф, который, не будучи оплаченным, автоматически идет куда положено и может привезти к очень неприятным последствиям, вплоть до бана в Шенгене.

61. Контроль вагона обычно продолжается до поимки первого безбилетника (абсолютное большинство пассажиров имеют билет). После этого жертву высаживают, взимают штраф 40 евро и переписывают паспортные данные. На попавшихся более двух раз составляется заявление в полицию.

62. На новой ветке — новенькие поезда. В смысле, что сделаны недавно, хотя модель можно было бы сделать и попрогрессивнее, например, без машиниста, как на 13-й ветке в Париже. По новой ветке ходит всего один состав-челнок с интервалом в 10 минут. Второй поезд пустят, когда ветку продлят до Александрплац и пассажиропоток увеличится.

63. Их еще не успели разрисовать уличные художники 😉

64. В час пик поезда ходят с трёх- или четырёхминутными перерывами между рейсами, в остальное время каждые 5 или 10 минут. Начиная с 2003 года были введены ночные линии (на всех маршрутах, кроме U4) в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье с 15-минутными интервалами. В остальные дни недели по маршрутам метро ходят ночные автобусы, один раз в 15 минут.

65.

66.

67. Берлинское метро — в целом завершенный проект, так как после объединения Германии население города уменьшилось и планы по расширению сети были пересмотрены. Хотя главным проектом, пожалуй, является строительство новой ветки под бульваром Унтер ден Линден от Бранденбургских ворот через Остров Музеев на Александрплац, т.е. через главный туристический центр. Также ведутся активные работы по модернизации восточной части путей городской электрички в направлении аэропорта Шонефельд, где в следующем году откроется новый международный аэропорт, после чего нагрузка на Берлин в целом должна вырасти.

68.

Ссылки для самостоятельного изучения:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Берлинский_метрополитен
http://ru.wikipedia.org/wiki/Берлинская_городская_электричка

И еще, хотелось бы сказать большое спасибо Сергею Лукичеву, который провел для меня замечательную экскурсию по берлинскому метро и показал город. Сергей занимается нестандартными экскурсиями по Берлину, которые не предлагают турагенства и которые не описаны в путеводителях. Например, экскурсия с элементами экстрима по турецкому району или романтическая и местами трагичная тема русской эмиграции в Берлине.

Другие посты про метро:
Метрополитен города Порту: http://zyalt.livejournal.com/395662.html
Мадридское метро: http://zyalt.livejournal.com/237013.html
Лондонское метро: http://zyalt.livejournal.com/129185.html
Тегеранское метро: http://zyalt.livejournal.com/128688.html
Берлинское метро и городская электричка: http://zyalt.livejournal.com/414961.html
Дубайское метро — http://zyalt.livejournal.com/447842.html

Другие посты про Германию:
Берлин 2.0
Берлинский стрит-арт
Берлинское метро и городская электричка
Как делается революция. Берлинский первомай.
Первомай, агитация
Берлин
Мозг Берлина
Город-собор Кёльн
Франкфурт-на-Майне
Торговый комплекс MyZeil

Я на других сервисах —

Берлинское метро и городская электричка – Варламов.ру – ЖЖ

По многочисленным просьбам повторяю свой старый пост про берлинское метро. В этот раз мы сняли небольшое видео. Надеюсь, вам понравится.

Берлинский метрополитен — один из старейших в мире и старейший в Германии. Строится он начал в 1896 году, а первый поезд с пассажирами по нему пустили 15 февраля 1902 года. За более чем сто лет своего существования метро Берлина пережило и нацистов, и бомбоубежища во время Второй мировой войны, и перерезание путей после возведения Берлинской стены, и к настоящему времени «выросло» до 173 станций на 9 линиях. Берлинский метрополитен составляет вместе с берлинской городской электричкой основу общественного транспорта столицы Германии, одной их самых удобный транспортных систем в мире.

01. Старейшее в Германии берлинское метро было открыто в 1902 году. В проектировании берлинского метро принимал активное участие Вернер фон Сименс. На данный момент в сеть берлинского метро входят 173 станции и 9 линий длиной 151,7 км. Около 80 % путей находятся под землей. Количество перевезённых пассажиров составляет порядка 473,1 миллионов в год. Начем с электрички.

02. Железнодорожная сеть берлинской городской электрички длиной 331 км содержит 165 станций. Используются электропоезда с питанием от контактного рельса с постоянным током напряжением 750В. Поезда шире, чем поезда U-Bahn широкого профиля. Среднее расстояние между станциями и средняя скорость движения значительно превосходят эти показатель для U-Bahn.

03.

04. Большинство станций — наземные с островной платформой и навесом от дождя. На всех станциях есть будка дежурного, который в дневное время объявляет маршруты и отправление поездов. Обычно есть и табло, указывающее станцию назначения ближайшего поезда, но лишь основные станции оборудованы современными табло, выдающими информацию о времени прибытия, станции назначения и количестве вагонов в нескольких ближайших поездах.

05. Как и на всём прочем транспорте, на всех станциях есть расписание движения поездов по данной станции. Кроме того на каждой станции есть автомат для продажи билетов, компостеры, карта города или части города, схема линий S- и U-Bahn.

06.

07.

08. Основной тип подвижного состава — серия 481/482. Каждый вагон состоит из двух секций, соединённых «гармошкой» — 481 с кабиной и 482 — без. Поезд формируется из двух, трёх или четырёх таких вагонов. На снимке поезд идет через Музейный Остров, между Пергамским музеем и музеем Бодэ, из окна электрички можно коротко увидеть коллекции музеев.

09. Рядом с кабиной машиниста есть площадка для велосипедов. Если электрички работают в нормальном режиме, то места всем хватает, в том числе и велосипедистам. Если начинаются перебои, то пассажиры имеют преимущество и начинают наезжать на тех, кто в час пик лезет в вагон с велосипедом. Европейская толерантность и улыбчивость в момент улетучивается.

10. На снимке вагон новой серии, напоминает кишку. Недавно на линии были выпущены отреставрированные старые модели, они более шумные, но зато как бы раритетные.

11. Во времена Берлинской Стены электричка обслуживалась администрацией Восточного Берлина, поезда с востока на Запад приходили на станцию Зоопарк. Западные Берлинцы, в ответ на возведение стены, по возможности бойкотировали электричку.

12.

13.

14. Прибытие электрички на новый Центральный Вокзал

15. Его построили в 2006 году к открытию чемпионата мира по футболу, самый большой в Европе.

16. Обслуживает как направления Восток-Запад, так и Север-Юг.

17. Благодаря этому до некоторых городов на юге Германии из Берлина можно добраться значительно быстрее, чем раньше.

18. На вокзале чистота, порядок, магазины и кафе. Магазины раньше работали даже по воскресеньям, но недавно им запретили торговать товарами, которые не являются необходимыми в дороге, что сильно сузило ассортимент.

19. Критикуют вокзал за то, что он плохо связан с линиями Берлинского метро (почти что не связан) и что он слишком велик для столь маленького трафика, который проходит через него сейчас. Но со временем ситуация исправится, народу будет много, у города планов очень много.

20. На вокзале почти что нет бомжей, так как до ближайшего жилья не так-то близко да и исторически вокзал находится на месте, где раньше шла Берлинская стена, т.е. на бывшей окраине, которая сейчас стала центром города и активно осваивается строителями.

21.

22.

23.

24.

25. Вокзал до жути «зелен», экологичен и экономичен. Естественное освещение через прозрачную крышу используется по максимуму, что приводит к тому, что зимой на верхних платформах откровенно темно, так как крышу засыпает снегом и он не пропускает солнечный свет. Крыши покрыты солнечными батареями. Насколько они эффективны экономически — непонятно, но официально — это очень круто и это будущее.

26.

27. Недавно установили новые турникеты в туалеты, теперь вход стоит 1 евро, но вам возвращают ваучер на 50 центов, который можно отоварить в местных кафе. Так что не выбрасывайте.

28.

29. Берлинский метрополитен является первым метрополитеном в Германии и одним из первых метрополитенов континентальной Европы. Его история началась в 1880 г. с предложения Вернера фон Сименса построить в Берлине сеть городских поездов, проходящих под землей и по эстакадам. Первая линия была построена полностью как надземная железная дорога и проходила по эстакадам. На фото — одна их первых станций.

30. Первые линии метро были над землей.

31. Метро в Берлине обозначается не привычной россиянам буквой М, а буквой U — Untergrundbahn (подземная дорога).

32. Долго решали, строить метро над землей, как в Нью Йорке, или под землей как в Лондоне или Париже (в этих городах уже было метро к началу 20-го века).

33. Рассматривали даже вариант подвесной монорельсовой дороги, как в городе Вупперталь (именно такую, вроде бы, и предлагал Сименс), но в итоге остановились на «Элевейтед».

34. Решение строить на эстакадах также, в частности, связано с тем, что один из первых вариантов, построить под Фридрихштрассе, был отвергнут по просьбе местных буржуев: они боялись, что строительные работы повредят одну из первых дренажных систем в городе.  Надземные варианты через фешенебельные кварталы тоже были встречены в штыки местными: никто не хотел шумных поездов под своими окнами. Поэтому построили через вечно бедный Кройцберг.

35. Одна из старых наземных станций. Сейчас с нее открывается вид на концентрированную берлинскую экзотику: турецкий квартал, фрики, бары, графити.

36. Интерьер аскетичный. Кроме каркаса клепаных металлических арок нет ничего интересного. Нынешний минимализм связан, в частности, с тем, что во время войны метро сильно пострадало, после войны было поделено на части между востоком и западном, не все части эксплуатировались, а после объединения приводились в порядок стремительно, с архитектурными упрощениями.

37. На некоторых станциях первой линии во времена Стены были рынки (блошиные и продуктовые). В вагонах открывались «бутики». Представьте себе московскую кольцевую, по которой не ходят поезда, а в вагонах гости из Средней Азии торгуют урюком и курагой. Апокалиптичненько? В Берлине это продолжалось почти что 28 лет.

38.

39. А это первая станция в буржуазном районе Шарлоттенбург, строилась, в частности, для того, чтобы люди могли ездить за покупками в расположенный рядом магазин КаДеВе — самый большой универмаг в
континентальной Европе.

40. В интерьере станции оставили даже старую рекламу
из 20-х годов. В Берлине даже многие состоятельные люди предпочитают
ездит за покупками на метро или на автобусе.

41. На большинстве основных пересадочных станций расположены магазины, банки и точки быстрого питания.

42.

43. Еще одна из старых станций, пожалуй, самая красивая в Берлинской метро.

44. Интерьер украшен изображениями старых станций и довоенными картами берлинской подземки. Станция — по сути музей. На ней нет рекламы, оригинальные старые скамейки и светильники, а также весы, по которым можно определить свой оптимальный вес, в зависимости от роста.

45.

46. Почти все линии, сейчас объединенной, берлинской подземки построены вдоль основных магистралей города и это позволило возвести большую часть тоннелей открытым способом.

47. Соответственно и станции здесь находятся на небольшой глубине — достаточно только спуститься по лестнице. И расстояния между ними небольшие, где — то в среднем до километра. С одной стороны это удобно — до ближайшей станции всегда можно добраться пешком. Однако из-за частых остановок сокращается скорость движения поездов.

Метро Берлина, схема берлинского метрополитена на русском, карта, разновидности билета

Метро Берлина является в Европе одним из старейших. Открылось берлинское метро в 1902 г. На современной схеме метро Берлина на русском можно увидеть, что в настоящее время сеть берлинского метрополитена состоит из 10-ти линий (короткая линия U55, включающая в себя три станции, сегодня считается отдельной веткой, но впоследствии планируется ее соединение с линией U5). На этих десяти ветках расположены сто семьдесят три станции. Берлинское метро тесно переплетено с S-Bahn (городской электричкой). На многих станциях метро Берлина пассажиры могут совершить пересадку на городскую электричку. Общая протяженность путей берлинского метро составляет более ста пятидесяти километров. Основная часть станций располагается под землей. В каждом вагоне имеется схема метро Берлина.
Фото лини метро берлина

Билеты на метро в Берлине – стоимость и выгодные тарифы

В городе на все виды общественного городского транспорта Берлина действует общие билеты. Отличия этих билетов состоят лишь в количестве зон, на которые распространяется их действие. В метро Берлина билеты бывают для трех зон:

• Зона А – центральная часть Берлина;
• Зона В – остальные части столицы Германии;
• Зона С – территория федеральной земли Brandenburg, расположенная вокруг немецкой столицы.

Фото стоимость билетов в берлине

Проезд в берлинском транспорте детей до 6-ти летнего возраста – бесплатный. Для пассажиров 6-14 лет предусмотрен льготный тариф.

Карта метро Берлина всегда доступна наглядно у нас на сайте также, вы можете скачать по ссылке

Фото карта метро схема

Берлинское метро – время работы

Пунктуальность – главная особенность общественного транспорта Берлина. Поезда метро курсируют точно в соответствии с существующим расписанием. Начинается работа метро Берлина в половине пятого утра, а заканчивается в половине первого ночи. По выходным, а также праздникам центральные линии метрополитена работают круглосуточно.

Интервал движения

В будние дни интервал движения поездов в берлинском метрополитене составляет 3-5 минут, а по ночам в праздничные дни он увеличивает до пятнадцати минут. Во все остальные ночи между станциями метро курсируют автобусы, обозначаемые латинской литерой N и цифрами от одного до девяти.

Нюансы берлинского транспорта

В метро Берлина везде имеется мобильная связь, а на принадлежащих компании BVG билетных автоматах пассажиры могут подзарядить свои мобильники.

Войдя в вагон, не забудьте прокомпостировать заранее приобретенный билет, иначе контролер может вас оштрафовать.

Можете оставить комментарий.

как им пользоваться, схема, виды билетов, режим работы

Путешествуй с нами:


Достопримечательности Берлина


Рубрика: Берлин

метро в Берлине

Приехав в столицу Германии, вы наверняка воспользуетесь для передвижения по городу возможностями Берлинского метрополитена. Обращаем ваше внимание, что метро здесь не только подземное (нем. Untergrundbahn или сокращенно U-Bahn). Есть также наземная сеть MetroNetz, где представлены метробусы и метрамы. Помимо этого по городу курсируют и поезда S-Bahn (от нем. Stadtbahn , что переводится как городская железная дорога). Они большей частью наземные, но в центральной части Берлина проходят и под землей. А в западной и восточной части столицы ФРГ – на эстакаде.

Где можно приобрести билеты на метро?

Купить билеты на проезд в Берлинском метро можно в терминалах, ярко-желтый цвет которых хорошо узнаваем. Перед поездкой билет в обязательном порядке компостируется. После этой «процедуры» на билете остается информация о дате, времени и месте компостирования.

К сведению: в метро немецкой столицы отсутствуют привычные для россиян турникеты. Однако есть бдительные контролеры, одетые в штатское. Стоимость билета зависит от длины маршрута, а также «привязана» к количеству пересадок. Транспортный Берлин поделен на три зоны. Центральная обозначается литерой «А», средняя – «В», окраина – «С».

Какие существуют виды билетов для поездок

Kurzstrecke. Такой билет подходит для проезда трех остановок метро и такого же количества остановок наземным транспортом. Ехать же можно лишь в одном направлении и без пересадок. Данный билет действителен в зонах «А» и «В» и при переходе из зоны «В» в зону «С». Ну а в зоне «С» для поездки на метро он не подходит – действителен лишь на наземных поездах S-Bahn.

Einzelfahrschein. Этот билет является более универсальным и действует в течение двух часов. Он позволяет пассажиру пересаживаться на любой вид транспорта. Стоимость билета находится в зависимости от тарифной зоны. Важно знать: с билетом Einzelfahrschein к месту отправления возвращаться нельзя. Для возвращения в исходную точку необходимо приобрести новый билет. Но если вы сразу купите блок таких билетов (4 штуки), вам сделают скидку.

Tageskarte. Билет этого класса – на весь день! Его обладатель может ездить не только на метро, но и другими видами общественного транспорта. Но его стоимость, однако, опять же зависит от тарифной зоны.

Для путешествий по городу хорошо подходит Tage-Karte на одну неделю. Такой билет действует как в метро, так и в другом общественном транспорте с даты и времени, указанных в печати компостера, до истечения последующих полных семи суток. Существует такой билет только в полном «формате». Однако он имеет много преимуществ: позволяет провозить с собой в выходные без дополнительной платы одного взрослого и 3-х детей в возрасте до 14 лет, а в рабочие дни (понедельник-пятница) – одного взрослого и трех детей указанного возраста с 20:00 до 03:00.

Berlin Welcome Card. Этот билет на 72 часа пользуется у путешественников наибольшим спросом. По нему можно не только пользоваться общественным транспортом, но и посещать музеи знаменитого Музейного острова – причем, бесплатно! К сведению: в Берлине можно также приобрести проездные на месяц, а также проездные на группу.

По какому графику работает метро в Берлине

Берлинский метрополитен, как и метро в ряде других столиц Европы, начинает работать довольно рано, с 4-х часов утра, а заканчивает свою работу в 1 час ночи.

В выходные дни центральные участки метро в Берлине работают круглосуточно.

Схема линий Берлинского метрополитена

Карту берлинского метро Вы можете посмотреть здесь: https://sbahn.berlin/liniennetz/

← Берлинский зоопарк и аквариум – большая семья для тысяч животных и обитателей водного мира   Колонна Победы в Берлине – величественный памятник истории Германии →

Похожие публикации:

Клиника «Шарите» (фр. Charité)
«Шарите» (фр. Charité — «любовь к ближнему, милосердие») — старейшая больница в Берлине, с более чем 3 000 мест она является крупнейшей университетской клиникой Европы. Поводом для создания Шарите послужил приказ кабинета прусского короля Фридриха …

Ведомство федерального канцлера Германии (нем. Bundeskanzleramt)
Ведомство федерального канцлера Германии — здание в Берлине и место нахождения одноименного немецкого органа федеральной власти. В рамках переезда немецкого правительства из Бонна в Берлин Ведомство освоило новое здание, созданное по проектам архит…

Памятник королю Фридриху II Прусскому (нем. Denkmal König Friedrich II. von Preußen)
Монументальная конная статуя Фридриха Великого посвящена королю Фридриху II Прусскому, среди берлинцев она известна под кратким названием «Старый Фриц». Статуя расположена в историческом центре Берлина на средней полосе бульвара Унтер-ден-Линден. Г…

Памятник Альбрехту фон Грефе (нем. Denkmal Albrecht von Graefe)
Памятник немецкому хирургу-офтальмологу и профессору офтальмологии клиники Шарите Альбрехту фон Грефе расположен на углу Шуманштрассе и Луизенштрассе и обладает сложной конструкцией. Инициатива создания памятника исходила в 1872 году, через 2 года …

Мост Мольтке (нем. Moltkebrücke)
Мост Мольтке — автомобильный и пешеходный мост, облицованный красным песчаником, с несущими стальными конструкциями на каменных опорах, построенный через реку Шпрее в районе Митте Берлина. Мост, украшенный скульптурами, был назван в честь Хельмута …

  Поделиться ссылкой:

По Берлину на метро. Линия U2: gavailer — LiveJournal

Мегаполисы можно исследовать самыми разными способами. Один из них — через метро: спускаемся под землю, спонтанно выбираем линию, садимся в поезд и выходим на одной из понравившихся станций в поиске интересного места. В серии записей По Берлину на метро я покажу все вокзалы столичного метрополитена и перечислю заслуживающие внимания места вблизи станций. Сегодня мы исследуем красную линию У-2.


Линия У-2 берет начало в Панкове (северо-восток Берлина), проходит через центры Восточного и Западного Берлина и завершается на станции Рулебен (недалеко от Олимпийского стадиона). Красная линия состоит из 29 станций. Общая протяженность пути: 20,7 километров.

2

Все станции:
— Pankow
— Vinetastraße
— Schönhauser Allee
— Eberswalder Straße
— Senefelderplatz
— Rosa-Luxemburg-Platz
— Alexanderplatz
— Klosterstraße
— Märkisches Museum
— Spittelmarkt
— Hausvogteiplatz
— Stadtmitte
— Mohrenstraße
— Potsdamer Platz
— Mendelssohn-Bartholdy-Park
— Gleisdreieck
— Bülowstraße
— Nollendorfplatz
— Wittenbergplatz
— Zoologischer Garten
— Ernst-Reuter-Platz
— Deutsche Oper
— Bismarckstraße
— Sophie-Charlotte-Platz
— Kaiserdamm
— Theodor-Heuss-Platz
— Neu-Westend
— Olympia-Stadion
— Ruhleben

Pankow (Панков). Открыта в 2000 году. Поблизости: Галерея Панков (нем. Galerie Pankow), Заброшенное локомотивное депо (нем. Rangierbahnhof Pankow-Heinersdorf).

3

4

Vinetastraße (Винеташтрассе). Открыта в 1930 году. В 1986 году в честь 750-летия Берлина на станции установили бронзовую статую «Шагающий» скульптора Рольфа Библя (нем. Rolf Biebl).

5

Schönhauser Allee (Шенхаузер Аллее). Расположена «над землей», открыта в 1913 году. Над проектом станции работал шведский архитектор Альфред Гренандер (Alfred Grenander), создавший большую часть берлинских вокзалов метрополитена.

6

Eberswalder Straße (Эберсвальдер Штрассе). Открыта в 1913 году. В разное время называлась: Даньцигер Штрассе (нем. Danziger Straße), Димитроффштрассе (нем. Dimitroffstraße). Поблизости: Блошиный рынок в парке Берлинской стены (нем. Flohmarkt am Mauerpark).

7

8

9

Senefelderplatz (Зенефельдерплатц). Открыта в 1913 году.

10

Rosa-Luxemburg-Platz (Роза-Люксембург-Платц). Открыта в 1913 году.

11

Alexanderplatz (Александрплатц), см. также U5. Открыта в 1930 году. Одна из самых крупных станций берлинского метро. Поблизости: Александплатц, международные часы (нем. Urania-Weltzeituhr), Красная ратуша (нем. Rotes Rathaus), телевизионная башня (нем. Berliner Fernsehturm), Мариенкирхе (нем. Marienkirche), Фонтан «Нептун» (нем. Neptunbrunnen), музей букв (нем. Buchstabenmuseum), музей мотоциклов времен ГДР (нем. Berliner DDR-Motorradmuseum), Берлин в миниатюре (нем. LOXX am Alex), смотровая площадка гостиницы Парк-Инн.

12

Klosterstraße (Клостерштрассе). Открыта в 1913 году. Поблизости: Александплатц, Красная ратуша (нем. Rotes Rathaus), исторический квартал Николайфиртель (нем. Nikolaiviertel), один из самых старых берлинских ресторанов «Последняя инстанция» (нем. Zur letzten Instanz), в котором снимались сцены фильма «Семнадцать мгновений весны».

13

14

15

16

Märkisches Museum (Мэркишес Музеум). Открыта в 1913 году. Поблизости: Музей истории и культуры Берлина (нем. Märkisches Museum), Берлин в масштабе 1:1000 и 1:500.

17

18

Spittelmarkt (Шпиттельмаркт). Открыта в 1908 году.

19

20

Hausvogteiplatz (Хаузфогтайплатц). Открыта в 1908 году. Поблизости: Жандарменмаркт (нем. Gendarmenmarkt).

21

Stadtmitte (Штадимитте). Открыта в 1908 году. Поблизости: улица Фридрихштрассе.

22

Mohrenstraße (Моренштрассе). Открыта в 1908 году. Конечная станция во времена Берлинской стены.

23

Potsdamer Platz (Потсдамер Платц). Открыта в 1907 году. Является самой старой сохранившейся в оригинальном состоянии станцией берлинского метрополитена. Во времена Берлинской стены не использовалась ни западной, ни восточной стороной. Была закрыта с 1961 по 1993 гг. Поблизости: Потсдамская площадь, Сони-центр, Бульвар звёзд (нем. Boulevard der Stars), смотровая площадка Кольхоф-Тауэр (нем. Kollhoff-Tower), Бундесрат (нем. Bundesrat).

24

25

Mendelssohn-Bartholdy-Park (Мендельсон-Бартольди-Парк). Открыта в 1998 году.

26

27

Gleisdreieck (Гляйсдрайэк), см. также U1. Надземный комплекс перекрестных железнодорожных сооружений открыт в 1913 году. Поблизости: Технический музей (нем. Deutsches Technikmuseum).

28

29

Bülowstraße (Бюловштрассе). Открыта в 1902 году.

30

Nollendorfplatz (Ноллендорфплатц), см. также U1, U4. Поблизости: элитарный ночной клуб «Гойя» (нем. Goya), расположенный в реконструированном здании театра «Метрополь».

31

32

Wittenbergplatz (Виттенбергплатц), см. также U1. Одна из старейших станций в Берлине, открыта в 1902 году. В 1952 году к 50-летию столичного метрополитена британцы подарили транспортной компании БФГ табличку с надписью «Wittenbergplatz». Поблизости: Виттенбергплац; знаменитый универмаг Ка-Де-Ве (нем. Kaufhaus des Westens), когда-то входивший в пятёрку самых крупных универсальных магазинов мира.

33

34

Zoologischer Garten (Цоологишер Гартен). Вместе с железнодорожным вокзалом образует важнейшую транспортную развязку в западной части Берлина. Открыта в 1902 году. Поблизости: Берлинский зоопарк (нем. Zoologischer Garten Berlin), музей эротики (нем. Erotik Museum Berlin), мемориальная церковь кайзера Вильгельма (нем. Kaiser-Wilhelm-Gedächtniskirche).

35

Ernst-Reuter-Platz (Эрнст-Ройтер-Платц). Открыта в 1902 году. Поблизости: архитектурный музей (нем. Architekturmuseum der Technischen Universität Berlin), технический университет (нем. Technische Universität Berlin).

36

37

Deutsche Oper (Дойче Опер, Немецкая опера). Открыта в 1902 году. Поблизости: Оперный театр (нем. Deutsche Oper Berlin).

38

39

Bismarckstraße (Бисмаркштрассе). Открыта в 1978 году.

40

Sophie-Charlotte-Platz (Зофи-Шарлотте-Платц). Открыта в 1908 году.

41

42

Kaiserdamm (Кайзердамм). Открыта в 1908 году. Поблизости: Берлинский выставочный центр (нем. Messe Berlin), смотровая площадка радиобашни.

43

Theodor-Heuss-Platz (Теодор-Хойс-Платц). Открыта в 1908 году. С 1933 по 1945 гг. носила имя «Адольф-Гитлер-Платц» (нем. Adolf-Hitler-Platz). Поблизости: Радио Берлин-Бранденбург, немецкий музей радио (нем. Deutsches Rundfunk-Museum).

44

45

Neu-Westend (Ной-Вестенд). Открыта в 1908 году.

46

Olympia-Stadion (Олимпиа-Штадион). Открыта в 1913 году. Поблизости: Олимпийский стадион, музей метро (нем. U-Bahn-Museum).

47

Ruhleben (Рулебен). Открыта в 1922 году.

48

49

Все линии берлинского метро:
                

Продолжение серии через месяц.

   


Я на других сайтах:
            

Берлинская городская электричка — Википедия

Берли́нская городска́я электри́чка (S-Bahn) (нем. S-Bahn Berlin) — пригородно-городской поезд (S-Bahn), один из видов общественного транспорта в Берлине и Бранденбурге, Берлинской агломерации.

Железнодорожная сеть берлинской городской электрички длиной 327 км содержит 166 станций. Количество перевезённых пассажиров в 2017 году составило почти 442 миллиона человек[1].

Используются электропоезда с питанием от контактного рельса с постоянным током напряжением 750 В. Поезда шире, чем поезда U-Bahn широкого профиля.

На октябрь 2018 года существует 16 маршрутов берлинского S-Bahn[2].

  • S1 Wannsee — Oranienburg
  • S2 Blankenfelde — Bernau
  • S25 Teltow Stadt — Hennigsdorf
  • S26 Teltow Stadt — Waidmannslust
  • S3 Erkner — Spandau
  • S41 Ring (кольцевой, по часовой стрелке)
  • S42 Ring (кольцевой, против часовой стрелки)
  • S45 Flughafen Schönefeld — Südkreuz
  • S46 Königs Wusterhausen — Westend
  • S47 Spindlersfeld — Hermannstraße
  • S5 Strausberg Nord — Westkreuz
  • S7 Ahrensfelde — Potsdam Hauptbahnhof
  • S75 Wartenberg — Ostbahnhof
  • S8 Zeuthen — Birkenwerder
  • S85 Grünau — Pankow
  • S9 Flughafen Schönefeld — Spandau

Номер маршрута может быть однозначным или двузначным. Маршруты с общей первой цифрой всегда имеют общие участки пути.

В конце XIX века в Берлине начали строиться отдельные железнодорожные пути для пригородных поездов. Первые такие пути появились 1 марта 1881 года в восточной части железнодорожного кольца Ringbahn. 7 февраля 1882 года был построен Stadtbahn, соединивший Шарлоттенбург с Силезским вокзалом (ныне Ostbahnhof). Два его пути (из четырёх) были сразу отданы под пригородное сообщение.

В 1900—1903 годах предпринимались попытки электрифицировать отдельные участки пригородных железнодорожных путей. Дольше всего (более 22 лет) проработал отрезок пути между Postdamer Ringbahnhof и Lichterfelde Ost. 4 июня 1903 года он был оборудован контактным рельсом, напряжение на котором составляло 550 В.

Датой рождения S-Bahn считается 8 августа 1924 года, когда между Щецинским вокзалом (ныне Nordbahnhof) и Бернау впервые прошёл поезд, использовавший контактный рельс с напряжением 800 В. К концу 1929 года (этот период получил название «Великой электрификации») длина электрифицированной по данной технологии сети составила более 233 км. 1 декабря 1930 года эта сеть получила современное название S-bahn, но до 1980-х годов в это понятие часто включались и другие пригородные пути.

В 1929 году открыта линия Siemens-Bahn для доставки рабочих в район Сименсштадт с 3 станциями: Вернерверк, Сименсштадт и Гарденфельд, был построен мост через реку, на настоящий момент сохранилась только часть одного из пролетов. Линия закрыта с 1980 года. Остатки путей и сами станции существуют, но сильно заросли. Существуют проекты по восстановлению линии.

Основной стройкой 1930-х годов стал туннель в центре города, явившийся основной частью линии Nordsüd-S-Bahn. Этот туннель между станциями Humboldthain и Yorckstraße соединил 6 ноября 1939 года северные и южные направления S-Bahn.

В апреле — мае 1945 года трёхсоткилометровая сеть S-Bahn перестала функционировать, но бо́льшая её часть была восстановлена к 1948 году.

13 августа 1961 года в результате строительства Берлинской стены были закрыты 11 участков S-Bahn, и единая сеть была разделена на западную и восточную части. Единственной общей точкой этих сетей стала станция Friedrichstraße. Ещё 4 станции Nordsüd-туннеля, находившиеся на территории Восточного Берлина, были закрыты и стали станциями-призраками: западноберлинские поезда S-Bahn не останавливались на них.

В дальнейшем в Восточном Берлине продолжали электрифицироваться новые участки S-Bahn, а основным скоростным транспортом Западного Берлина стал U-Bahn. Главной причиной этой ситуации является то, что весь берлинский S-Bahn до 1984 года находился в подчинении властей ГДР. В сентябре 1980 года были закрыты большинство линий S-Bahn Западного Берлина. В начале 1984 года управление западноберлинской сетью было передано Berliner Verkehrsbetriebe (BVG)

После падения Берлинской стены начались работы по восстановлению единой сети берлинского S-Bahn. К концу 1998 года были вновь открыты все основные радиальные линии на территории бывшего Западного Берлина, а также восстановлена связь с некоторыми пригородами Берлина (Потсдамом, Ораниенбургом, Бланкенфельде, Хеннингсдорфом). 15 июня 2002 года было полностью восстановлено движение на кольцевой линии Ringbahn.

Музей S-Bahn находится в Потсдаме у станции Griebnitzsee.

В 2010 году продолжается реконструкция станции Ostkreuz с демонтажом линии дальнего следования и постройкой на её месте автодороги и нового съезда S-Bahn. Кроме того, реконструируется линия на юго-востоке города в сторону станции Grünau.

Большинство станций — наземные с островной платформой и навесом от дождя. На всех станциях есть будка дежурного, который в дневное время объявляет маршруты и отправление поездов. За последние несколько лет на большинстве станций эта практика была упразднена, и машинисты поездов, выходя на перрон или глядя в специальные зеркала, отправляют свой поезд сами (т. наз. Zugabfertigung durch Triebfahrzeugführer, сокращённо ZAT; в переводе на русский — «Отправление поезда машинистом»). Дежурные, как правило, делают это только на центральных линиях направлений «запад — восток» (Stadtbahn).

Обычно на каждой платформе есть несколько табло, указывающих станцию назначения ближайшего поезда. Для этого долгое время использовались указатели с перекидными пластинками, но с 2007 года, начиная с кольцевой линии, всё больше станций были оборудованы современными ЖК-дисплеями, выдающими (кроме станции назначения) информацию о времени прибытия, количестве вагонов в одном или двух ближайших поездах, о задержках в движении поездов и других нештатных ситуациях. Как и на всём прочем транспорте, на всех станциях есть расписание движения поездов по данной станции. Кроме того, на каждой платформе есть автомат для продажи билетов, компостеры, карта города или части города, схема линий S- и U-Bahn.

Станции пересадок двухуровневые (Westkreuz, Südkreuz, Ostkreuz, Schöneberg и Friedrichstraße) или многопутные. Уникально устроена пересадочная станция Вулеталь (Wuhletal), где на одном уровне (на разных путях) встречаются U5 (линия метро) и S5 (линия S-Bahn).

Все подземные станции находятся на линии «тоннель север-юг» между Анхальтер Банхоф и Nordbahnhof.

Поезд серии 481 на линии Поезд серии 485 на линии Поезд серии 485 на линии

Основной тип подвижного состава — серия 481/482. Выпускается с 1996 года. Каждый вагон состоит из двух секций, соединённых «гармошкой» — 481 с кабиной и 482 — без. Поезд формируется из двух, трёх или четырёх таких вагонов. Каждая секция четырёхосна, имеет три пары дверей. Рядом с кабиной есть площадка для велосипедов. Изготовители: AEG/Adtranz/Bombardier Hennigsdorf, DWA/Bombardier Halle.

Серия 480 — более старый вариант (1986-1994). Выпускался для Западного Берлина, изготовлено 85 составов. Каждый четырёхосный вагон имеет кабину и отсутствует соединение «гармошкой».

Серия 485 — ещё более старая (1987-1992), выпускалась для Восточного Берлина, изготовлено 166 составов. Встречается очень редко. В целом эти серии похожи на 481/482 и будут ею полностью заменены.

Поезд серии 485 на линии Поезд серии 480

S-Bahn включен в единую транспортную систему Берлина, хотя и не принадлежит BVG — компании, обслуживающей метрополитен, трамваи и автобусы. Система оплаты — зонная.

  • Зона A — внутри кольцевой линии S-Bahn (S41, S42) включительно.
  • Зона B — остальная часть Берлина.
  • Зона C — станции, расположенные в Бранденбурге (например, Потсдам и аэропорт Шёнефельд).

Билеты приобретаются в автоматах, специальные проездные в немногочисленных офисах. Предлагается большое количество различных типов билетов. Основной — разовый билет на 2 часа проезда в любом транспорте. Цена за зону AB — 2,80 €, за BC — 3,10 € и ABC — 3,40 € (октябрь 2018)[3]. Билет на короткую поездку стоит 1,70 и дает право на проезд трёх станций без пересадки (шести в автобусе или трамвае). Предлагаются билеты на день, неделю, месяц, год и много прочих, в том числе совмещённых с билетами в музеи.

Вход на станции свободный, но для проезда большинство билетов требуют компостирования, что можно сделать только на станциях, но не внутри вагонов поездов. Контроль осуществляется внутри поездов, штраф — 60 евро.

Мероприятия по осуществлению контроля оплаты проезда и неукоснительного соблюдения пассажирами правил пользования общественным транспортом Берлина едины и действительны для всех городов Германии. В ряде случаев проверки осуществляются с привлечением сил бундесполиции.

Контроль осуществляется в поездах и наземном транспорте во время следования. Инспекторы не носят специальной формы и стараются не афишировать своё присутствие до отправления поезда. Чаще всего это двое мужчин в возрасте 25-35 лет, они обязаны иметь при себе карточку с фотографией.

Контроль вагона обычно продолжается до поимки первого безбилетника, реже двух (абсолютное большинство пассажиров имеют билет). После этого нарушителя высаживают, взимают штраф 60 евро и переписывают паспортные данные. На попавшихся более двух раз составляется заявление в полицию.

Следует отметить, что в S-Bahn инспекторы чаще всего встречаются на кольцевой линии (S41, S42).

  • Wolfgang Kiebert. Die Berliner S-Bahn. 1924 bis heute. — Transpress, 2004. — С. 176. — ISBN 3-613-71242-3.
  • Bernd Kuhlmann. Bahnknoten Berlin. — Берлин: GVE, 2006. — С. 312. — ISBN 3-89218-099-7.
  • Robert Schwandl. Berlin S-Bahn Album. — Берлин: metroPlanet, 2003. — С. 144. — ISBN 3-936573-02-6.
  • Bernhard Strowitzki. S-Bahn Berlin. Geschichte(n) für unterwegs. — GVE, 2004. — С. 288. — ISBN 3-89218-073-3.
  • Gerd Gauglitz, Holger Orb. Berlin S- und U-Bahnnetz. Ein geschichtlicher Streckenplan. — Берлин: Edition Gauglitz, 2002. — ISBN 3-933502-09-8.

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *