Стена плача в иерусалиме для православных – stena-placha-v-ierusalime — запись пользователя JustMom (ma-li-na) в сообществе Православная семья в категории Иконы, храмы, святыни, святые места, паломничества

Стоит ли православным плакать у Стены Плача?

Есть в Иерусалиме великое и страшное место – Храмовая гора. Когда-то здесь возвышался, удивляя весь мир, храм Соломона, теперь сверкает золотом купол Наскальной мечети.
Храмовая гора (она же гора Мориа) находится в юго-восточной части Старого Города, примыкая к его внешней стене. Это святое и памятное для христиан место является одновременно местом поклонения иудеев и третьей по значимости святыней ислама (после Мекки и Медины).

Пыльные камни площади, вечный город Иерусалим внизу. Взгляд с горы упирается в древнее еврейское кладбище, занимающее часть долины Иосафата, где Бог будет судить народы. Внизу слева – огромная площадь, разбивающаяся о Стену Плача. Это западная подпорная стенка горы, на которой стояли когда-то иудейские Первый и Второй храмы, разрушенные сначала вавилонским царем Навуходоносором, а затем римским императором Титом.

По преданию, на только что созданной Богом земле на это место упал первый луч света. Под куполом Наскальной мечети находится Краеугольный камень, который является как бы фундаментом Вселенной. Согласно Библии, здесь был создан первый человек Адам и здесь принес первую жертву Богу Ной после Потопа. Скрижали Завета, полученные Моисеем на горе Синай, также были вырезаны из камня мироздания горы Мориа. На этот камень позже возложил Авраам сына Исаака, готовясь по призыву Всевышнего принести его в жертву. На него же поставил царь Давид Ковчег Завета, здесь же располагалось Святая Святых Второго храма при царе Соломоне.

Святой царь Давид, создатель единого Царства Израильского и строитель Иерусалима, перенес в свою новую столицу Ковчег Завета и хотел возвести храм, но Господь сказал ему:

«…ты пролил много крови и вел большие войны; ты не должен строить дома имени Моему, потому что пролил много крови на землю пред лицеем Моим» (1Пар. 22, 8).

Тогда Давид организовал добычу камня для будущего строительства.

Первый Иерусалимский храм был воздвигнут сыном Давида – царем Соломоном. Пригодились захваченные его отцом в войнах и полученные в качестве дани и даров драгоценные металлы, золотые и серебряные сосуды, ливанские кедры и кипарисы. Строительство продолжалось 7 лет и закончилось в 950 году до н. э. Больше трех с половиной веков простоял храм Соломона, став поистине центром жизни евреев, вызывая восхищение у чужестранцев. Многое произошло за эти века – распалось Израильское царство, Иерусалим не раз захватывали язычники, они безжалостно грабили храм, который, впрочем, неизменно восстанавливался. В 597 году до н. э. царь Навуходоносор уничтожил часть утвари и вывез из святилища все ценности. А через 11 лет храм был полностью разрушен вавилонянами.

После возвращения из вавилонского плена евреям по указу персидского царя Кира разрешили восстановить храм. В 516 году до н. э. он был уже освящен. Второй храм оказался скромнее своего предшественника, да и Ковчег Завета был безвозвратно утерян, на его месте находилась лишь мраморная плита.

В 167 году греческий царь Антиох IV, завоевавший Иудею, осквернил храм, установив на жертвеннике алтарь Зевса. Но вооруженное восстание под предводительством Иуды Макковея выгнало из страны захватчиков и очистило святое место от скверны.

Другой завоеватель Иерусалима, Ирод Великий, решил перестроить и реконструировать Второй храм, в чем преуспел. Площадь Храмовой горы была удвоена за счет строительства двух мощных поддерживающих стен: южной (длиной 280 м) и западной (длиной 485 м) из камней весом до 100 тонн.

Дом отца
Для христиан Храмовая гора ценна прежде всего тем, что связана с пребыванием здесь Сына Божия, о чем рассказывает Евангелие. Но еще до прихода Христа священник Захария получил здесь весть от Ангела о рождении сына – будущего Иоанна Крестителя. Сюда Богомладенца Иисуса принесли на 40-й день после рождения святые родители, и здесь его встретили старец Симеон и пророчица Анна. В память об этом событии мы ежегодно празднуем Сретенье Господне. Именно во Втором Храме Иосиф и Мария нашли потерявшегося отрока Иисуса, сидящего посреди учителей, которые «дивились разуму и ответам Его». Звездной ночью на крыло храма Иисус был поднят сатаной, искушавшим Его. Из этого же храма Христос выгонял бичом «всех продающих и покупающих». В храмовом дворе душным вечером, задумчиво чертя что-то на песке, Он, окруженный возбужденной толпой, не осудил блудницу. Сюда направлялся Иисус на молодом осле под крики «Осанна», и это событие христиане празднуют как Вход Господень в Иерусалим или Вербное Воскресенье. А вскоре о камни храмового пола ударили тридцать сребреников, брошенные Иудой первосвященникам: «Согрешил я, предав кровь невинную». Об этом же Доме Отца Своего Иисус изрек страшные пророчества: «Не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 1-2). Слово божие исполнилось в точности. В момент Крестной смерти Спасителя «завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу» (Мф. 27, 51). Не прошло и 30 лет после Голгофской Жертвы, как римляне сравняли Иерусалимский храм с землей.

У стены плача

Православные не плачут
До наших дней сохранилась одна из подпорных стен, построенных при царе Ироде. Она известна как Стена Плача. В растрескавшиеся от времени швы между каменными блоками евреи и подражающие им туристы кладут записки с просьбами к Богу. К Стене Плача ведет проход через КПП, где досматривают сумки и где еврейские служители предложат вам надеть кипу и заставят снять нательный крестик, что можно считать отречением от Христа. Так что ответ на вопрос: « Стоит ли православным плакать у Стены Плача? » – один: «Не стоит». Со стороны верующих иудеев записки Богу – это форма молитвы. На этот счет есть канонические нормы в Апостольских правилах:

«Если кто из клира или мирянин в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного».

При дверях
Спустя три века после разрушения Второго храма римский император Флавий Юлиан начал работы по его восстановлению. Есть мнение, что этот гонитель христиан хотел таким образом дискредитировать слова Христа: «Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено» (Мф. 24, 2). Но едва начавшуюся стройку объял пожар, а сам император-язычник скоро погиб. Еще через 300 лет Палестину захватил Арабский халифат. С третьим храмом у православных христиан связано пророчество о последних временах. Построенный на месте разрушенной мечети Аль-Акса храм станет местом, где будет коронован антихрист.

Для справки:
Храмовая гора открыта для посещения зимой с 7.30 до 10.30 и с 12.30 до 13.30, летом с 8.00 до 11.00 и с 13.15 до 15.00.
В пятницу и в мусульманские праздники вход разрешен только мусульманам. Посещение Наскального купола и мечети Аль-Акса для «неверных» запрещены.
На КПП у входа все обязаны сдать Библии охранникам: мусульмане не разрешают пронос Книги на гору. В конце экскурсии Библии возвращают

Правила посещения горы
Одежда должна быть скромной, нельзя курить, фотографировать в помещениях, при входе необходимо снимать обувь, женщинам и мужчинам запрещено касаться друг друга, даже супругам.

Источник

Просмотры (11925)

Отвечаем на письма читателей

Может ли православный христианин заложить записку в Стену Плача? Не противоречит ли это канонам православной церкви?

Юрий

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский: Конкретных канонов о Стене Плача не существует. Но, как известно, иудеи пишут на листочках бумаги свои желания и вставляют листочки в щели между камнями Стены Плача в Иерусалиме в надежде, что эти желания исполнятся. Значит, со стороны верующих в Бога иудеев это форма молитвы, молитвенный ритуал. Православным христианам не следует участвовать в молитвенных ритуалах иноверцев, в том числе и иудеев. На этот счёт есть уже и канонические нормы в Апостольских правилах:

«10. Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен.

65. Если кто из клира, или мирянин, в синагогу иудейскую или еретическую войдет помолиться: да будет и от чина священного извержен, и отлучен от общения церковного».

Можно, конечно, сказать, что среди иудеев, вставляющих записки в Стену Плача, есть и не верующие в Бога. Но в таком случае ожидание чего бы то ни было от вставления бумажки между камнями есть примитивное суеверие. Поэтому ни в каком случае православному христианину не следует этого делать.

У православных есть истинные храмы Божии, в которых совершается Божественная литургия; дома, в семье, которая есть домашняя церковь, мы возносим семейные молитвы; у каждого из нас есть свой сердечный жертвенник, который доступен всегда и везде. Поэтому для православных христиан нет нужды участвовать в ритуалах иноверцев.

Отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Клина протоиерей Борис Балашов: Давайте подумаем сначала: с какой целью православный христианин будет закладывать записку в Стену Плача? Многие наши туристы любят оставлять автографы в тех местах, где они побывали. Им не столь существенно, распишутся ли они на стене старинного храма или на прекрасных и почти неприступных скалах. Конечно, в Израиле этот номер не пройдет. Но тогда можно, по крайней мере, записку: «Здесь был Вася!» — сунуть в щель какого-нибудь памятника старины. Запихнуть в сохранившуюся часть стены древнего Иерусалимского храма записку с какой-нибудь просьбой… А к кому обращена эта просьба?

Храм был построен и посвящен Единому Истинному Богу, Который дал Свои заповеди через пророка Моисея и заключил с народом Израильским Завет. Этот Бог, давший на Синае Свое Откровение, родился и стал человеком две тысячи лет назад на благодатной земле Палестины. Этого Богочеловека Иисуса Христа неуверовавшее в Него большинство еврейского общества предало, представители этих людей добились у Пилата путем интриг смертного приговора на самую мучительную казнь через распятие. В Иерусалимском храме было особое присутствие Божие, о чем напоминало Святое Святых. В этот храм приходил Иисус Христос и возвещал Свое Евангельское учение. Обращаясь к Своему родному Израильскому народу, символом которого был город Иерусалим, Иисус Христос с грустью сказал: Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст (Мф. 23:37–38). Народ предал своего Бога, Бог ушел из храма, посвященного Ему. Иерусалимский храм после этого остался лишь великолепным архитектурным сооружением. Истинному Богу он сделался ненужным, так как более не выполнял свое назначение: он перестал быть местом встречи Бога и людей. Поэтому этот храм и был разрушен в 70 г. во время Иудейской войны римлянами. От храма осталась лишь одна стена, названная евреями Стеной Плача — плача о разрушенном храме и столице, о гибели древнего Израильского государства, о рассеянии по всему миру еврейского народа.

Так к кому же хочет обратиться со своей записочкой у Стены плача православный христианин? К Богу? Но ведь Он Сам сказал, что ушел оттуда: «Оставляется дом ваш пуст». Но если Бог там не проявляет Своего присутствия и с людьми там Он больше не встречается, то может получиться, что таковая просьба окажется обращенной к совсем другой личности, которая чувствует себя свободной там, где Бог не являет людям Свою любовь. Но это будет уже совсем другой разговор, в который вступать Вам ни в коем случае не советую. Если же человек является христианином, то он, конечно, будет искать встречи с Богом и молиться Ему там, где Бога чтут и любят, а не там, где Его не хотят знать и противятся Его воле.

Иерусалимский храм разрушен по воле Божией, ясные предсказания об этом содержатся в Евангелии. У Стены Плача собираются на молитву те люди, которые считают катастрофой разрушение Иерусалимского храма, а не предательство своего Бога и Мессии-Христа. Они плачут о том, что на храме, Иерусалиме и Израильском народе исполнилась воля Божия за отступление от своего Господа. Фактически это продолжающееся уже два тысячелетия гонение на Христа тех, кто сами решили стать Его врагами. А Спаситель до сих пор ждет их покаяния и возвращения под покров Божий.

Поэтому если мы друзья Божии, то мы будем искать встречи с Ним и места молитвы к Нему там, где Спасителю приятно с нами общаться и слушать нас, а не в тех местах, где Ему сознательно противятся.

Можно ли охотиться на животных в пост?

Елена

Отвечает протоиерей Константин Островский: Церковь не установила ограничений на время охоты, поэтому вопрос лучше расширить: можно ли охотиться на животных?

Ни ветхозаветная церковь, ни Господь Иисус Христос не запрещали есть мясо. Поскольку во время своей земной жизни Христос был правоверным иудеем, он сам употреблял его в пищу, хотя бы на Пасху.

Понятно, что если питаться мясом, то приходится забивать скот или убивать диких зверей на охоте. Нравственной разницы тут нет никакой. Но нравственное значение имеет то, с каким настроением человек охотится, ради чего. Ради тщеславия, чтобы похвастаться числом подбитых уток перед приятелями? Ради острого чувства опасности и гордости своим бесстрашием при охоте на медведя или льва? Или ради извращенной радости от созерцания предсмертных страданий живого существа? Но, может быть, человек охотится, чтобы заработать на жизнь себе и своей семье, или он, рискуя жизнью, отстреливает тигра-людоеда?

У каждого человека есть совесть, и пусть каждый охотник сам по совести рассудит, с какой целью он охотится. И, если цель злая, то пусть воздержится от злого дела. А если дело доброе, то пусть делает его, благодаря Бога. А если к доброму делу примешивается зло, то дело пусть делает, а в примешавшемся зле кается.

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Если рассматривать охоту как досуг и развлечение, то следует сказать, что от развлечений в пост следует удаляться ради подготовки к подлинной и величайшей радости — встрече Светлого Христова Воскресения или иного праздника. Охота ведь проходит далеко не только как досуг, но и, это самое главное для многих, в дружеском общении с товарищами по интересам. И понятно, что азарт и спортивные страсти в процессе охоты могут распаляться очень сильно. Разумеется, с постом такие развлечения сочетать невозможно. Ведь для христианина пост — это не время диеты для снижения веса или укрепления здоровья, а время духовного очищения и нравственного возрастания.

Если же охота — это профессия или необходимое для пропитания занятие, то она не является развлечением или интересным времяпровождением. Это просто такой труд, и нет оснований говорить о его безнравственности или опасности для духовной жизни человека.

В нашем селе стоит старинный храм еще с XVIII века. Мы всем селом его недавно начали восстанавливать, однако постоянного батюшки у нас нет. Изредка приезжает священник из районного центра. Подскажите, что нужно для того, чтобы к нам приехал постоянный батюшка?

Елена

Отвечает протоиерей Константин Островский: Во-первых, Вам следует узнать, к какой епархии относится Ваша церковь. Это может Вам сообщить батюшка, который приезжает из райцентра, или кто-нибудь из местных светских руководителей. Узнав, где находится центр Вашей епархии, нужно туда поехать и всё изложить письменно и устно тому, кто в Епархиальном управлении ведёт приём. Он Вас и научит, как действовать.

Если Вы живёте в Московской области, то храм Ваш относится к Московской епархии. Но ехать для беседы в Москву не обязательно. Достаточно связаться с местным благочинным (обычно он служит в районном центре), и благочинный сделает для устройства церковной жизни в Вашем селе всё, что возможно. Или при Вашем храме будет создан самостоятельный приход, или храм будет приписан к уже действующему приходу. В любом случае регулярные богослужения будут организованы.

Кстати, Вы пишете, что уже начали восстанавливать храм. Не спешите. Если храм поставлен на учёт в государственных органах в качестве объекта культурного наследия, то, восстанавливая его, необходимо соблюдать законодательство об охране памятников. Так что, чем скорее Вы свяжетесь с благочинным, тем лучше.

Скажите, как победить желание уйти в монастырь. Мне кажется, это просто желание уйти от проблем, которые растут с ужасающей прогрессией.

Ольга

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Для начала надо понять, обосновано ли Ваше желание уйти в монастырь Божиим призывом, или эта мысль окрепла в Вас оттого, что не можете справиться с теми проблемами и трудностями, которые на Вас навалились. Предлагаю начать с самого простого. Постарайтесь поехать поработать в какой-либо женский монастырь во время своего отпуска. Если понравится, сделайте так несколько раз. Но помните слова святого Василия Великого: и в пустыню человек идет со своими страстями.

Один духоносный старец беседовал как-то с молодым человеком, который говорил ему, что не уверен, стоит ли ему жениться на определенной девушке. Старец ответил просто: «Если не уверен — не женись». Выбирать, жениться человеку или выходить замуж, или выбирать монашеский образ жизни, можно только тогда, когда есть твердая уверенность в избранном пути. Монашество — это не бегство от жизненных трудностей, а совсем наоборот: сознательный выбор такого пути, где трудности будут гораздо больше и даже, может быть, непомерно будут возрастать. Ведь каждый христианин ведет в своей жизни «духовную брань», то есть постоянную борьбу не только с жизненными трудностями, но и со своими неподобающими и греховными мыслями, чувствами и воспоминаниями. И бой с самим собой — есть самый трудный бой.

Если футболист играет в дворовой или школьной команде, он может тренироваться и уставать от тренировок. Однако совсем другой уровень подготовки и усталости от перегрузок ожидает его, если он — в сборной страны, а играть предстоит на мировом чемпионате. Чем большая цель в жизни ставится, тем больше усилий требуется для ее достижения.

Прежде чем говорить или думать о монашестве, надо научиться быть хорошим прихожанином и старательным христианином. Для этого необходимы искренняя молитва, вдумчивое и ежедневное чтение Священного Писания, регулярное с серьезной подготовкой Причащение Святых Христовых Таин и, конечно же, усиленное внимание к исполнению воли Божией в своей жизни. Если нас захлестывают жизненные проблемы и трудности, надо с большим напряжением своих усилий совершать свое христианское личное служение Богу, усилить свои молитвы Господу и Матери Божией. Молитве также очень помогают совершаемые нами добрые дела, особенно если они делаются тайно.

Давайте подумаем, кому требуется спасатель? — Тому, кто тонет. А кому требуется Спаситель? — Тому, кто тонет в море своих грехов, страстей, проблем и хочет духовно победить, но своих сил справиться с этим «цунами» просто нет. Вот и надо тогда в душе своей громко кричать: «Господи, спаси меня, без Тебя я тону!» Не унывайте от трудностей и бед, они у всех бывают, но победить все это можно только тогда, когда человек крепко-крепко ухватится за Бога, почувствует Его любовь и будет стараться на нее отвечать. Более того, я скажу Вам одну странную вещь: ищите больше всего не помощи Божией, а Его Самого. Если будет возрастать Ваша любовь ко Христу, никакие трудности Вас не раздавят.

Таким образом решение всех самых трудных проблем начинайте с наведения духовного порядка в собственном сердце! Бог в помощь!

Моя бабушка была католичкой, но замужем она была за православным, соблюдала все православные праздники, ходила с семьей в православную церковь, дети исповедуют православие, и, когда она умерла, ее отпевал православный священник. Скажите, могу ли я подавать записки о упокоении ее души в православном храме?

Ирина

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Насколько можно понять из вопроса, Ваша бабушка была крещена в католичестве, но всю свою взрослую жизнь ходила в православную церковь и жила церковной жизнью. Раз человек многие годы ходил в православную церковь и регулярно участвовал в богослужениях, а значит, и в Святых Таинствах, то следует сделать единственный возможный в данной ситуации вывод: Ваша бабушка во взрослом возрасте перешла в Православие и стала православной. Поэтому никаких вопросов о возможности ее церковного поминовения не может возникать. Человек жил в Православной Церкви, приобщал к ее жизни своих детей, отпет православным священником. Так как же можно не молиться в православном храме о таком вполне православном человеке?

Чьими детьми являются земные братья Господа нашего Иисуса Христа? Как утверждают Свидетели Иеговы, это общие дети Иосифа и Девы Марии. Объясните, пожалуйста, чьи же все-таки дети Иаков, Иосий, Симон и Иуда?

Мария

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Для утверждения иеговистов и других сектантов, что у Иосифа и Девы Марии были общие дети, нет никаких оснований ни в Священном Писании, ни в Священном Предании, ни в истории Церкви. Если бы у Пресвятой Богородицы были еще собственные дети, кроме Иисуса Христа, зачем было бы Спасителю поручать заботу о Своей Матери после Крестной Смерти Своему любимому ученику апостолу Иоанну Богослову (см. Ин. 19:26–27)? Историческая память Церкви всегда хранила и берегла веру в Приснодевство Богородицы — в то, что Она была Девой до Рождества Христова, в Рождестве и по рождении Спасителя. Слово «присно» означает «всегда», Приснодева — всегда Дева.

В Евангелии от Матфея приводятся такие слова жителей Назарета об Иисусе Христе: Не плотников ли Он сын? не Его ли Мать называется Мария, и братья Его Иаков и Иосий, и Симон, и Иуда? и сестры Его не все ли между нами? откуда же у Него все это? (Мф. 13:55–56). В другом случае также упоминается: И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою (Мф. 12:47). Упоминавшиеся здесь братья Иисуса Христа могли быть детьми Марии Клеоповой, двоюродной сестры Матери Господа, или детьми Иосифа Обручника от его первого брака. Братьями у евреев было принято называть не только родных, но и двоюродных, и троюродных, и вообще родственников.

Святой апостол Иаков, брат Господень (см. Гал. 1:19), был старшим сыном Иосифа Обручника от первой жены. По свидетельству Предания он был особенно близок Иисусу Христу, несмотря на большую разницу в возрасте. Святой апостол Иуда Иаковлев был также сыном Иосифа. В своем послании он сам себя называет: Иуда, раб Иисуса Христа, брат Иакова… (Иуд. 1:1)

Проблема неверия в девственную жизнь Пресвятой Богородицы появилась в период реформации вместе с появлением протестантизма, который в качестве протеста против злоупотреблений католицизма отверг в принципе и авторитет Священного Предания Церкви. Свидетели Иеговы не являются христианами, так как они отвергают важнейшие истины христианской веры, а именно веру в Божественность Иисуса Христа, Его Распятие на Кресте, Его телесное Воскресение, в Божественность Духа Святого, бессмертие человеческой души, воскресение мертвых, Церковь и все Церковные Таинства, Приснодевство Пресвятой Богородицы и многое другое. По этой причине утверждения таковых «свидетелей» никак не могут соответствовать истине и учению Господа нашего Иисуса Христа.

Моя бабушка была колдуньей. Она ненавидела мою маму и меня, наводила порчу. Бабка умерла, когда мне было лет 6. Всю жизнь меня преследуют неудачи, за какое бы дело ни бралась. Полтора года назад родила я сына, мальчик растет беспокойный, ночами очень плохо спит, стонет во сне, может встать и ползти с закрытыми глазами, начать плакать до рвоты, меня не узнает, отталкивает. Ходили с ним исповедовались и причастились, сына носили причаститься. Может, это Господь наказывает меня и мою семью за грехи моей бабки? Какие молитвы нам нужно читать, чтоб Господь простил меня и не оставлял в трудные минуты?

Татьяна

Отвечает протоиерей Борис Балашов: Постараюсь ответить на Ваше письмо не пунктуально по каждому вопросу, а обобщая поставленные Вами проблемы. Не буду отрицать того факта, что некоторые люди могут быть исполнителями воли темных сил. Но на кого они могут эффективно действовать? Конечно, на тех, кто живет «раздельно» с Богом, то есть, может быть, и не отрицает бытие Бога и реальность Личности Иисуса Христа, но не имеет с Ним живой связи веры. Если человек не читает и не вникает в Евангельские слова, не открывает своему Спасителю душу в искренней молитве, не старается исполнять заповеди Христовы и не соединяется с Господом в Таинстве Святого Причащения, то он и не защищен от действия враждебных духовных сил. Как и ребенок, далеко убежавший от мамы или папы, не может получить от них защиты в случае нападения на него хулигана или злой собаки. Живая вера, молитва, знание и чтение Священного Писания Нового Завета являются сильным оружием и крепким щитом против всех козней лукавого.

Святой апостол Павел пишет об этом: Потому что наша брань [т. е. война. — Прот. Б.Б.] не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять. Итак станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности, и обув ноги в готовность благовествовать мир; а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие (Еф. 6:12–17).

Вера в силу колдунов и в возможность насылать порчу делает людей духовно беззащитными и, я бы сказал, притягивает к себе всякую духовную пакость. Подобно тому, как злая собака чувствует тех, кто ее боится, и в первую очередь на них и нападает. Суеверия же, то есть вредная для человека вера в могущество злых сил, колдунов, порчу, магию, приметы и т. д., делает спасительную христианскую веру бессильной и отлучает человека от благодатной жизни Святой Православной Церкви. Более того, все виды суеверия являются смертным грехом и нарушением второй заповеди: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им (Исх. 20:4–5). Признание могущества темных сил уже является формой поклонения им, что делает человека зависимым от них.

При совершении Таинства Крещения либо сам крещаемый, либо от его имени крестные отрекаются от диавола и с презрением плюют на него. Вот единственно правильное отношение христианина ко всем действиям лукавого духа: «Я тебя в упор не вижу и даже замечать твои действия не хочу! У меня есть Бог, Который любит меня, и на любовь Которого я полагаюсь всем сердцем!»

Когда человек боится козней диавольских, он тем самым открывает им дорогу к себе! Когда же есть серьезные проблемы, в том числе и с детьми, в первую очередь начинайте с собственного сердца. С Божией помощью наводите порядок в своей душе, укрепляя живую связь со Христом, глубоко и серьезно совершая свое покаяние и освящая себя Таинствами Святой Церкви. Вы ходили исповедаться и причаститься. Но ведь это должно быть не разовым явлением, а систематическим, хотя бы раз в месяц как минимум. Если Вы будете кушать раз в неделю, то и ног таскать не будете. Однако не только тело нуждается в пище и укреплении, но и в еще большей степени душа, а Вы ей духовной пищи не даете.

Господь ли Вас наказывает, да еще за грехи бабушки? Нет, конечно, Господь не наказывает людей за грехи других. Наказываете себя Вы сами своим равнодушием к Нему и к спасению как собственной души, так и душ своих близких. Никто на свете не любит Вас так сильно, как Бог, Который ждет от Вас ответа на Свою жертвенную любовь, каковую Вы пока даже замечать не хотите!

Какие молитвы читать? — Христианские молитвы из молитвослова, а также молиться своими собственными словами, которые будут со вниманием и покаянием идти из глубины Вашего ума и сердца. Кому молиться? — Богу и молитесь! Но не ограничивайте свою христианскую жизнь только чтением молитв. Вникайте ежедневно в Евангелие, укрепляйте веру и начинайте ею жить. Тогда начнет меняться мир и внутри Вас, и вокруг Вас. Ежедневно молитесь о своих детях и как можно чаще причащайте своего малыша. Но, идя в храм с ребенком, дома накануне почитайте Евангелие и побольше внимательно помолитесь. Ребенок ведь маленький и освящается по Вашей вере. Дома каждый вечер кратко внимательно молитесь вместе с детьми перед Вашей домашней иконой. Можно, например, прочитать или спеть «Отче наш» или «Богородице Дево, радуйся». Малыша возьмите на руки, другого поставьте рядом с собой. После молитвы перекрестите детей и дайте им попить крещенской святой воды. Искренняя молитва матери хранит и бережет детей. Бог ждет Вашего возвращения к Нему!

Не всё свято, что со Святой Земли

«Руссо туристо облико морале», – сказал в свое время герой «Бриллиантовой руки», характеризуя моральный облик русского туриста. Времена поменялись, облик тоже, и сейчас наши соотечественники свободно разъезжают по всему миру.

Разъезжают и привозят многочисленные сувениры. И если сувенирного Будду или Хотея (божок богатства и удачи) возьмут еще, слава Богу, не все, то вот с сувенирами из Иерусалима всё гораздо сложнее. «Ведь это же со Святой Земли», – говорят они и уверенно привозят с собой красные нитки, всевозможные обереги и явно оккультные талисманы. Однако же не всё то свято, что географически находится на Святой Земле.

«Красная нить»

Это, пожалуй, самый распространённый артефакт, который привозят из Израиля. Да и не только из него – многие носят нашу, «отечественную» ниточку. Уже писал об этом, но всё же надо вкратце повторить.

Красная нить не имеет никакого отношения к христианству. Это каббалистический символ. А каббала – это эзотерическое теософское учение, своими корнями восходящее к иудаизму, постепенно выродившееся в набор оккультных практик и магических обрядов. Вспомните евангельское вопрошание к Спасителю: «Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11, 28). Те, кто носят красную нить и ожидают от нее чудодейственного эффекта, обращаются за помощью к самым что ни на есть настоящим бесовским силам.

Обычно людям, заходящим в храм с красной ниткой (именно «заходящим», так как прихожане знают, что это такое), всегда говорю, что они носят на руке маленького чертенка, а не помощь и защиту. Ведь если нить – это каббалистический символ, то и ношение ее – это часть каббалистического ритуала.

Кстати, к таинствам не допускаю с красной нитью. Сначала снимаем и выбрасываем, потом каемся в этом и только после этого поговорим об участии человека в таинствах Церкви.

Плакать у Стены Плача?

Многие подают записку у Стены Плача в Иерусалиме. Стена Плача – это то, что осталось от величественного Иерусалимского храма, под своды которого ступил Сам Господь. Для евреев это один из национальных символов, место скорби и молитвы. Возникает вопрос: можно ли молиться у Стены Плача или оставлять в ней свои записки?

Сразу скажу, что я не против самого посещения этого места. Это одно из древнейших мест в Иерусалиме, и православный христианин вполне может там побывать и посмотреть на часть древней истории. Тем более, Спаситель был в Иерусалимском храме!

«Православному запрещено молиться с иноверцами»

Что касается молитвы, то православному запрещено молиться с иноверцами. Поэтому если Вам предложат одеть кипу и что-то ритмично почитать у Стены, то делать этого не надо.

Теперь о записках. На мой взгляд, подача записок – это тоже форма молитвы, а как уже было сказано выше, молиться с иноверцами мы не можем. Для многих подача записок – это всего лишь ритуал, своего рода место, где можно «загадать желание». От этого вообще нет никакого смысла.

Подведем итог: плакать у Стены Плача православному не надо, равно как и подавать туда записки. И совет: если хотите, подайте записку о здравии и упокоении в православный храм. Там священник помолится за Вас на богослужении и, быть может, Господь исполнит Вашу просьбу.

«Рука Мариам»

У этого амулета есть много названий и множество форм. Его называют «Рукой Мариам» или «Рукой Фатимы», «Божией рукой» или «Божией ладонью», а по-арабски «хамса». Изображают его тоже по-разному, даже с попыткой замаскироваться под православие – например, с иконой в центре.

Но как бы эта вещь ни называлась, она всё равно остается именно амулетом, «защищающим» от сглаза и порчи. Напомню, что православные люди не верят ни в то, ни в другое. И даже если махнуть на это рукой, то ладонь всё равно однозначно остается иудейским и мусульманским символом, а никак не христианским.

Такого рода «сувениры» люди привозят со Святой Земли, вешают у себя дома, с удовольствием носят. Через некоторое время начинают жаловаться в храме: «Батюшка, что-то в жизни не то». А как может быть «то», если сами пустили в нее бесов?

Наверное, неисчерпаема эта тема, равно как и неисчерпаемо количество современных суеверий и странных традиций. Совершенно отдельной темой являются «сувениры» с Востока, откуда люди привозят огромное количество идолов и прочего. Но об этом в следующий раз.

Facebook

Вконтакте

Одноклассники

LiveJournal

Google+

Вы можете поаплодировать автору10

Стена Плача — Википедия

Стена́ Пла́ча, За́падная Стена́ или Ха-Ко́тель ха-Маарави (ивр. ‏הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי‏‎, Ашкеназское произношение: Косель) — часть древней стены (длиной 485 м) вокруг западного склона Храмовой Горы в Старом Городе Иерусалима, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э. Величайшая святыня иудаизма вне самой Храмовой Горы.

В течение многих веков является символом веры и надежды многих поколений евреев, местом их паломничества и молитв. Самый ранний источник, связывающий евреев со Стеной, датируется IV веком. С созданием Сионистского движения в начале XX века Стена стала одной из причин трений между еврейским сообществом и мусульманскими религиозными лидерами.

Ранние еврейские тексты упоминают о «западной стене Храма»[1] — однако есть сомнения, имеется ли в виду в этих текстах нынешняя Западная Стена или иная стена, стоявшая внутри Храмового комплекса. Самое раннее еврейское упоминание термина «Западная Стена», явно относящееся к стене, которую мы видим сегодня, датируется 11 веком и принадлежит Ахимаацу бен Палтиелю.

Термин «Стена Плача» является переводом арабского el-Mabka, или «Место Стенаний» — традиционного арабского наименования стены[2][3]. Это определение происходит от еврейского обычая приходить к этому месту стенать и оплакивать разрушение Храма.

Вот как ответил на вопрос «Почему святыня иудаизма так называется?» Рав Реувен Куклин:

Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше, который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена. В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Рабба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Божественное присутствие).

На иврите она не называется «Стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — The Western Wall. Её называют так, так как это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.

Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «Стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском.[4]

Наименование «Стена Плача» и такие определения, как «место плача», регулярно появляются в английской литературе в течение 19 века.[5][6][7] Во французском языке использовался термин Mur des Lamentations, в немецком — Klagemauer.

Обычно под Западной Стеной понимается 57 метров открытого фрагмента древней стены, расположенной на западном склоне Храмовой Горы. Этот фрагмент выходит фасадом на большую площадь в Еврейском Квартале и отведён для молитвы. Однако в полную свою величину та часть Западной Стены, которая выступает над землёй, тянется на 488 метров, и на большей протяжённости скрыта за жилыми постройками, возведёнными по её длине вдоль всего склона Храмовой Горы. Другие открытые фрагменты включают в себя южную часть Стены, насчитывающую примерно 80 метров, и ещё один, гораздо более короткий, восьмиметровый фрагмент, известный, как Маленькая Западная Стена, расположенный близ Железных Ворот в Мусульманском квартале Старого Города.

Полная высота Стены от её основания в районе Площади Западной Стены оценивается в 32 метра, при этом открытый фрагмент составляет примерно 19 метров в высоту. Стена состоит из 45 слоёв камня, 28 из которых находятся над землёй и 17 под землёй.[8] Первые семь видимых слоёв относятся к Иродианскому периоду. Этот фрагмент стены сложен без скрепляющего раствора из колоссальных гладко обтёсанных камней из известняка мелек (мелеке), добытых, возможно, либо из Пещеры Седекии[9], расположенной под Мусульманским Кварталом, либо из Рамат Шломо[10] в четырёх километрах к северо-западу от Старого Города. Средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м. Большая их часть весит от двух до шести тонн каждая, а остальные весят ещё больше — включая один экстраординарный, так называемый Западный камень, 13 метров в длину и весом примерно 517 тонн, расположенный в северной части Арки Уилсона. Каждый из этих камней на лицевой стороне окружён слегка выступающими прямоугольными филёнками тонкой резки. Сами филёнки насчитывают от 5 до 20 сантиметров в ширину, в то время как их глубина составляет 1,5 сантиметра.

В иродианский период верхние 10 метров стены составляли 1 метр в ширину и служили второй стеной двойной колоннады плато. Эта верхняя часть была декорирована пилястрами, остатки которых были уничтожены, когда в 628 г. византийцы отвоевали Иерусалим у персов и их еврейских союзников[11]

Возведение, 19 г. до н. э.[править | править код]

Согласно Танаху, Храм Соломона был построен на вершине Храмовой Горы в X веке до н. э. и разрушен вавилонянами в 586 г. до н. э., а Второй Храм завершён и освящён в 516 г. до н. э. Около 19 г. до н. э. Ирод Великий (37—4 годы до н. э.) начал широкомасштабный проект расширения Храмовой Горы. В дополнение к реновации и увеличению размеров Храма, он искусственным путём расширил маленькое квази-естественное плато, на котором стояли Первый и Второй Храмы, до обширных размеров Храмовой Горы в её нынешнем виде. Это повлекло за собой увеличение размеров огороженного пространства; по периметру этой платформы шла опорная стена, поддерживавшая земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы. Сегодняшняя Западная Стена как раз и является частью этой опорной стены. Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи, каждый последующий ряд кладки отступает вглубь от предыдущего.

В 2011 г. израильские археологи объявили об обнаружении римских монет, отчеканенных много позже смерти Ирода, под массивными камнями в фундаменте южной части Стены внутри ритуальной ванны, которая предшествовала по времени сооружению обновлённого комплекса Храмовой Горы и была заполнена, чтобы обеспечить основу для новых стен.[12] Это указывает на то, что Ирод построил не всю стену, и что к моменту его смерти строительство не было даже близко к завершению. Эти находки подтверждают описание историка Иосифа Флавия, согласно которым строительные работы были закончены лишь во времена правления царя Агриппы II, правнука Ирода[13]. Согласно общепринятому[источник не указан 2549 дней] мнению, Иродом Великим построено чуть больше половины стены, датируемые концом периода Второго Храма — включая 17 её слоёв, находящихся ниже уровня нынешней площади.

Храм Ирода был разрушен Римской империей, вместе с остальным Иерусалимом в 70 г. н. э., во время Первой Иудейской войны.

Римская империя и возникновение христианства, 100—500 г. н. э.[править | править код]

В первые века Новой Эры, после подавления римлянами восстания Бар-Кохбы в 135 г. н. э., императорским декретом евреям было запрещено проживать в Иерусалиме. Имеются некоторые доказательства того, что во 2 и 3 веках римские императоры давали им разрешение посещать город для совершения богослужений на Масличной Горе, а иногда и на самой Храмовой Горе.[14] Когда при Константине I империя стала христианской, они получили разрешение входить в город лишь один раз в году, на Тиша Б’Ав, дабы возле стены оплакивать утрату Храма и горько сокрушаться о судьбе своего народа.[15] «Бордосский Пилигрим», написанный в 333 г. н. э., позволяет предположить, что, возможно, это происходило возле продырявленного камня или Скалы Мория, «к которой евреи приходят каждый год и умащают её, сокрушаются о себе со стонами, разрывают свои одеяния, и так уходят». До наших дней дошли схожие описания, включая таковые Отца Церкви Григория Назианзина и Иеронима в его комментарии к Софонии, написанном в 392 г. н. э. Христианские источники 4 века отмечают, что евреи сталкивались с огромными трудностями при покупке права молиться возле Западной Стены, хотя бы в день Девятого Ава[14]. В 425 г. н. э. евреи Галилеи написали византийской императрице Элии Евдокии, прося разрешения молиться близ руин Храма. Разрешение было дано и им было официально разрешено вновь селиться в Иерусалиме.[16]

Средние Века, 500—1500 гг.[править | править код]

По мере того, как нижние ряды кладки Ирода Великого покрывались земляными наносами, стена надстраивалась. Следующие четыре слоя были добавлены Умайядами в 7 веке.[17]

Незадолго до начала периода крестовых войн на этом месте стояла синагога.[18] Еврейский паломник Исаак Чело (1334) пишет об арабском царе, отвоевавшем Палестину у христиан. (Возможно, он имеет в виду завоевание Иерусалима Умаром в 637 г.) Царь дал клятву, что если ему удастся завоевать Иерусалим — он восстановит руины Храма. После своей победы он стал разыскивать руины, но они были скрыты под грудами мусора. К царю приблизился старик, говоря: «Я скажу тебе, где лежит Храм — но я хочу, чтобы ты поклялся, что оставишь нам Западную Стену». После того как царь дал обещание, ему показали, где лежали погребённые под землёй руины. Царь приказал очистить это место и «построил грандиозную мечеть, и оставил Западную Стену евреям, которые припадали к ней для молитвы.»[19]

Вскоре после осады Иерусалима, в 1193 г., сын и преемник Саладина аль-Афдал выделил прилегающий к стене участок земли в благотворительный фонд (вакф). Он был назван в честь выдающегося мистика Абу Мадьян Шу’аиба и посвящён Марокканским поселенцам, которые там обосновались. Дома были построены на расстоянии всего четырёх метров от стены.[20]

Рабби Обадия из Бертиноро, писавший в 1488 г., утверждает, что «Западная Стена, часть которой всё ещё стоит, сделана из огромных, толстых камней — больше любых, какие я видел в зданиях древности в Риме или в других землях».[21]

Оттоманский период, 1517—1917 гг.[править | править код]

В 1517 г., при Селиме I турецкая Оттоманская Империя отвоевала Иерусалим у мамлюков, владевших им с 1250 г. Оттоманские турки демонстрировали доброжелательное отношение к евреям[22][23], приветливо приняв у себя тысячи еврейских беженцев, недавно (в 1492) изгнанных из Испании Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской. Султан Сулейман Великолепный приказал построить вокруг всего города колоссальную крепостную стену — сегодняшнюю стену Старого Города.

Существуют различные описания усилий, предпринятых Сулейманом, чтобы определить местонахождение руин Храма. Рабби Элиезер Нахман Пуах (около 1540 г.) сообщает:

«Мне говорили, что во дни Султана Сулеймана местоположение Храма было неизвестно, и Султан обыскал каждый уголок Иерусалима, стремясь найти его. Однажды человек, отвечавший за эту работу, в отчаянии после длительных бесплодных поисков и расспросов, увидел подходящую женщину, несшую на голове корзину мусора и отбросов. Он спросил её: „Что ты несёшь на своей голове?“ — и она ответила: „Мусор“. „И куда ты несёшь его?“
„В место такое-то и такое-то.“
„Где ты живёшь?“
„В Вифлееме.“
„Разве нет мусорной кучи между Вифлеемом и этим местом?“
„Такова наша традиция, что кто бы ни принёс немного мусора на это место — совершает благое дело.“

Любопытство чиновника было возбуждено, и он приказал великому числу людей убрать мусор с того места … и святыня открылась взорам. Когда Султан узнал об этом, он возрадовался великой радостью и приказал подмести Синан и окропить это место, а Западную Стену омыть розовой водой…»[19]

Во второй половине XVI века Сулейман Великолепный дал евреям право совершать молитвы у Западной Стены и приказал своему придворному архитектору Мимару Синану построить для них там ораторий[24][25].

В 1625 году учёным, имя которого не сохранилось, были впервые упомянуты организованные молитвы у Стены. Рабби Гедалия из Семитизи, отправившийся в Иерусалим в 1699 г., пишет, что свитки Закона приносились к Стене по случаям общественных волнений и бедствий.[26]

С течением столетий земля, прилегающая к Стене, стала застраиваться. Публичный доступ к Стене осуществлялся через Марокканский Квартал — лабиринт узких переулков. В мае 1840 года изданный Ибрагимом Пашой фирман запретил евреям пролагать проход перед Стеной. Он также предостерёг их от «повышения там своего голоса и демонстрирования своих книг». Им было, однако, разрешено «наносить к ней визиты, как встарь».[27]

Рабби Иосиф Шварц, писавший в середине XIX века, отмечает:

«Эта стена посещается всеми нашими братьями в каждый праздник и торжество; и большое пространство у её подножия часто заполнено столь плотно, что все не могут поклоняться здесь одновременно. Она также посещается, хотя в меньших количествах, каждым пятничным вечером, а некоторыми почти ежедневно. Магометане не досаждают никому во время этих посещений, ибо у нас есть очень старый фирман константинопольского Султана о том, что доступ не должен нам воспрещаться, хотя Порта получает за эту привилегию специальный налог — который, однако, весьма несуществен.»[28]

К оттоманскому периоду относятся следующие (после Умайядских) четырнадцать слоёв кладки стены (к началу XIX века над поверхностью земли оставались лишь пять верхних рядов иродианской кладки). Их добавление приписывается (скорее всего, ошибочно) сэру Моисею Монтефиоре, который якобы в 1866 г. организовал добавление дополнительных слоёв «для создания тени и защиты от дождя всех приходящих молиться близ священных остатков нашего Храма»[29]. (Последние, верхние три слоя были положены Муфтием Иерусалима до 1967 года)[17].

С течением времени рост числа людей, собирающихся в этом месте, привёл к напряжённости в отношениях между еврейскими посетителями, желавшими более лёгкого доступа и большего пространства, и местными жителями, жаловавшимися на шум[27]. Это положило начало попыткам евреев получить право собственности на землю, прилегающую к Стене.

В конце 1830-х гг. богатый еврей по имени Шемария Лурия попытался приобрести дома возле Стены, но потерпел неудачу,[30] как и еврейский мудрец Абдулла из Бомбея, попытавшийся купить Западную Стену в 1850-х годах[31]. В 1869 году в Иерусалиме поселился Рабби Гилель Моше Гелбштейн. Он организовал доставку к стене в ежедневном режиме скамей и столов для организованных им учебных групп и миньяна, который он возглавлял там в течение многих лет. Он также разработал план, которым предполагалось приобретение некоторых из выходящих к Стене дворов, с намерением учреждения трёх синагог — по одной для Сефардов, Хасидов и Фарисеев[32]. Также он попытался возродить древнюю практику «почётного караула», который, согласно мишне (в Трактате Миддот), был расставлен вокруг Храмовой Горы. Он снял дом возле Стены и нанял мужчин, чтобы они несли там караул — а также у различных других ворот вокруг горы. Однако этот порядок просуществовал лишь непродолжительное время, из-за недостатка средств или же сопротивления арабов[26]. В 1874 оду. Мордехай Росанес оплатил повторное мощение примыкающей к Стене дорожки[33].

В 1877 году Муфтий Иерусалима принял предложение евреев купить Марокканский Квартал, однако распри внутри еврейского сообщества не позволили соглашению реализоваться[18]. В 1887 году многообещающая попытка была предпринята бароном Ротшильдом, разработавшим план покупки и разрушения Марокканского Квартала «в честь еврейского народа и в ознаменование его заслуг».[34] Предложение о покупке было рассмотрено и одобрено оттоманским губернатором Иерусалима Рауфом Пашой и Муфтием Иерусалима Мохаммедом Тахиром Хуссейни. Однако даже после того, как от высшей светской и мусульманской религиозной властей было получено разрешение на осуществление проекта, сделка была «положена на полку», после того как власти настояли на том, что после разрушения квартала там не должно осуществляться никакого строительства — что бы ни предполагалось построить; можно было лишь посадить деревья для украшения территории. К тому же, евреи не получили бы полного контроля над нею. Это означало, что у них не было бы полномочий запретить кому бы то ни было использовать площадь для совершения различных действий, — включая проезд на мулах, — что привело бы к нарушению покоя молящихся[34]. Другие сообщения относят неудачу проекта на счёт внутренних разногласий между евреями, относительно того, не повлечёт ли за собой этот план нежелательную реакцию со стороны арабов.[35]

Стена Плача в руинах Иерусалимского Храма, E. Berninger, Die Gartenlaube 1879.

В 1895 году ивритский лингвист и издатель Рабби Хаим Хиршензон оказался вовлечён в неудавшуюся попытку покупки Западной Стены и потерял все свои активы[36]. Даже попытки Компания Развития Земель Палестины приобрести для евреев территорию, прилегающую к Западной Стене, перед самым началом Первой мировой войны, так и не принесли плодов[31].

В течение первых двух месяцев, последовавших за вступлением Оттоманской империи в Первую мировую войну, турецкий губернатор Иерусалима Закей Бей предложил продать евреям Марокканский Квартал, состоявший из примерно 25 домов, дабы расширить территорию, доступную им для молитвы. Он запросил плату в 20 000,00 фунтов, которые должны были пойти как на переселение мусульманских семей, так и на разбивку напротив Стены общественного сада. Однако проживавшие в городе евреи не могли собрать необходимую сумму. Несколькими месяцами позже, в результате давления, оказывавшегося арабами — мусульманами на турецкие власти Иерусалима, евреям было официальным декретом запрещено размещать возле стены скамьи и зажигать свечи. Против этого неприятного поворота в отношениях выступил Хахам Баши, которому удалось добиться отмены запрета[37]. В 1915 году появилось сообщение о том, что командующий турецкой армией Джемал Паша закрыл Стену для посещений по санитарным соображениям[38].

Изданные в связи со Стеной фирманы[править | править код]

Не все свято, что со Святой Земли

Православие.Fm

«Руссо туристо облико морале», – сказал в свое время герой «Бриллиантовой руки», характеризуя моральный облик русского туриста. Времена поменялись, облик тоже, и сейчас наши соотечественники свободно разъезжают по всему миру.

Просмотров публикации 848

Разъезжают и привозят многочисленные сувениры. И если сувенирного Будду или Хотея (божок богатства и удачи) возьмут еще, слава Богу, не все, то вот с сувенирами из Иерусалима всё гораздо сложнее. «Ведь это же со Святой Земли», – говорят они и уверенно привозят с собой красные нитки, всевозможные обереги и явно оккультные талисманы. Однако же не всё то свято, что географически находится на Святой Земле.

«Красная нить»

Это, пожалуй, самый распространённый артефакт, который привозят из Израиля. Да и не только из него – многие носят нашу, «отечественную» ниточку. Уже писал об этом, но всё же надо вкратце повторить.

Красная нить не имеет никакого отношения к христианству. Это каббалистический символ. А каббала – это эзотерическое теософское учение, своими корнями восходящее к иудаизму, постепенно выродившееся в набор оккультных практик и магических обрядов. Вспомните евангельское вопрошание к Спасителю: «Какою властью Ты это делаешь? И кто Тебе дал власть делать это?» (Мк. 11, 28). Те, кто носят красную нить и ожидают от нее чудодейственного эффекта, обращаются за помощью к самым что ни на есть настоящим бесовским силам.

Обычно людям, заходящим в храм с красной ниткой (именно «заходящим», так как прихожане знают, что это такое), всегда говорю, что они носят на руке маленького чертенка, а не помощь и защиту. Ведь если нить – это каббалистический символ, то и ношение ее – это часть каббалистического ритуала.

Кстати, к таинствам не допускаю с красной нитью. Сначала снимаем и выбрасываем, потом каемся в этом и только после этого поговорим об участии человека в таинствах Церкви.

Плакать у Стены Плача?

Многие подают записку у Стены Плача в Иерусалиме. Стена Плача – это то, что осталось от величественного Иерусалимского храма, под своды которого ступил Сам Господь. Для евреев это один из национальных символов, место скорби и молитвы. Возникает вопрос: можно ли молиться у Стены Плача или оставлять в ней свои записки?

Сразу скажу, что я не против самого посещения этого места. Это одно из древнейших мест в Иерусалиме, и православный христианин вполне может там побывать и посмотреть на часть древней истории. Тем более, Спаситель был в Иерусалимском храме!

«Православному запрещено молиться с иноверцами»

Что касается молитвы, то православному запрещено молиться с иноверцами. Поэтому если Вам предложат одеть кипу и что-то ритмично почитать у Стены, то делать этого не надо.

Теперь о записках. На мой взгляд, подача записок – это тоже форма молитвы, а как уже было сказано выше, молиться с иноверцами мы не можем. Для многих подача записок – это всего лишь ритуал, своего рода место, где можно «загадать желание». От этого вообще нет никакого смысла.

Подведем итог: плакать у Стены Плача православному не надо, равно как и подавать туда записки. И совет: если хотите, подайте записку о здравии и упокоении в православный храм. Там священник помолится за Вас на богослужении и, быть может, Господь исполнит Вашу просьбу.

«Рука Мариам»

У этого амулета есть много названий и множество форм. Его называют «Рукой Мариам» или «Рукой Фатимы», «Божией рукой» или «Божией ладонью», а по-арабски «хамса». Изображают его тоже по-разному, даже с попыткой замаскироваться под православие – например, с иконой в центре.

Но как бы эта вещь ни называлась, она всё равно остается именно амулетом, «защищающим» от сглаза и порчи. Напомню, что православные люди не верят ни в то, ни в другое. И даже если махнуть на это рукой, то ладонь всё равно однозначно остается иудейским и мусульманским символом, а никак не христианским.

Такого рода «сувениры» люди привозят со Святой Земли, вешают у себя дома, с удовольствием носят. Через некоторое время начинают жаловаться в храме: «Батюшка, что-то в жизни не то». А как может быть «то», если сами пустили в нее бесов?

Наверное, неисчерпаема эта тема, равно как и неисчерпаемо количество современных суеверий и странных традиций. Совершенно отдельной темой являются «сувениры» с Востока, откуда люди привозят огромное количество идолов и прочего. Но об этом в следующий раз.

Иерей Александр Ермолин

 

Православие.Fm

Почему христиане не ходят к «стене плача»?

Для христиан высшим авторитетом является Слово Божие – Евангелие, которое обращено ко всему миру с проповедью о Христе. В Евангелии запечатлены слова Спасителя и каждое это слово истинно. Но в настоящее время люди настолько увлеклись суетой, что оставили даже Слово Божие. Сегодня можно встретить немало людей которые посещают храм, участвуют в богослужениях и Таинствах.. но никогда не читали Евангелие. И оттого что люди не интересуются Спасительными Словами Христа и не желают познать чистоту православия, христианство обрастает множественными мифами и заблуждениями, одним из которых является иерусалимская «стена плача».

По мнению иудеев «стена плача» является частью огромного храмового сооружения которое было построено в Ветхозаветное Время. Иудеи, которые распяли Христа, день и ночь молятся около этой стены, считая, что Бог обязательно их услышит, ведь это же часть того сооружения которое Бог освятил ещё во времена Соломона.

Но давайте посмотрим, что говорит Христос в Евангелии по этому поводу.

В Евангелии от Матфея описывается следующий случай — Матф.24:1 «И выйдя, Иисус шел от храма; и приступили ученики Его, чтобы показать Ему здания храма. Иисус же сказал им: видите ли все это? Истинно говорю вам: не останется здесь камня на камне; все будет разрушено. Хочу особенно подчеркнуть слова Христа – «не останется здесь камня на камне; все будет разрушено».

Мы все с вами знаем, что «у Бога не останется бессильным никакое слово» (Лук.1:37), и поэтому этот храм был разрушен римлянами в 70м году и как повествует история, римляне вспахали это место так, что на этом месте действительно не осталось камня на камне.

Но что мы видим на сегодняшний день? Тысячи паломников идут к «стене плача» чтобы попросить у Бога для себя милости или для других. Идут отвергая Евангелие которое они никогда не читали…

И так что же получается? Или мы верим Господу и Его Евангелию и отвергаем эту стену, как не имеющую никакого отношения к храмовому сооружению или называем Христа лжецом и идем к ней молиться. Палка о двух концах и каждый делает свой выбор сам.

Анатолий Баданов

Похожее

) — блог туриста gidkatrin на Туристер.Ру

Решила несколько развить тему, начатую в предъидущем посте.

Надеюсь, мои выкладки кому-то окажутся полезными. Помогут избежать курьезов и конфликтов, которые здесь порою случаются.

Первое, о чем нужно помнить еще до похода сюда: скромная одежда. Иудейский дресс код еще строже христианского. На КПП, правда, Вас пропустят и в шортах, и в сарафане, но у молящихся это вызовет волну негатива. Последнее время правила скоромности еще более устрожились, и поэтому, не удивляйтесь, если местная активистка, специально дежурящая здесь с кучей накидок и юбок, предложит Вам накинуть платок на Ваше, даже, вроде бы закрытое платье. 

Вот, вы стоите напротив Стены Плача, или Западной Стены. Обратите внимание, что направо от Вас, прямо на площади, находится открытый умывальник. Религиозные иудеи совершают здесь ритуальное омовение рук, так называемое «нетилат ядаим», чтобы подойти к Святыне чистыми и духовно, и телесно. По моему, это замечальный принцип: молиться после омовения, пусть и символического… Если Вы хотите захотите соблюсти местный культурный код, то омовение рук делается так: три  раза льется вода из сосуда на правую руку, и три раза на левую. А текст специального благословения в русской транскрипции можно посмотреть в интернете. Он так и называется: «нетилат ядаим».

Обратите внимание, что молитвенное пространство разделено на две части. Правая часть (если Вы стоите к Стене лицом), предназначена для женщин. Левая — для мужчин. У иудеев принят принцип раздельной молитвы. Женщина считается слишком сильным раздражающим и отвлекающим фактором, который, одним своим соблазнительным видом, может увести молитвенника от неба. (Комплимент, нам, дамы!). 

Другой комплимент — крайне узкое (по сравнению с мужским) пространство женской молитвенной части. Мужчины на своем отрезке расположились вольготно, женщинам досталась же не половина Стены, а меньше трети… и бедные дамы, временами, стоят затылок в затылок, желая прикоснуться к Священным камням. Дискриминация? Да, причем мужская. дело в том, что иудаизм — единственная из мировых религий, которая считает что женщина — совершеннее мужчины. А если она совершеннее, то и молится ей так много не надо (заповедь ежедневной трехкратной молитвы тоже лежит исключительно на мужчине). Ну а если не надо молится, то зачем ей много места выделять?

У Западной Стены принято оставлять записки с просьбами к небесам.

Здесь — самое важное правило: ПРОСИТЕ НЕ ДЛЯ СЕБЯ. Формулируйте текст так, чтобы просимые блага принесли счастье Вашим близким ( которых стоит упомянуть в письме). И косвенно осчастливили Вас.

Многие начинают писать записки непосредственно у Стены. Важно запомнить — этого нельзя делать в субботу! Иначе Вы оскорбите чувства верующих евреев, для которых письмо — это работа, запрещенная в субботу, как и любая другая. Начиная с вечера пятницы и до вечера следующего дня ( сутки у евреев начинаются с вечера, несколько раньше наступления темноты) надо либо приносить послания с собой, либо обращаться с устными просьбами.

Если Вы увидите, что от Стены откололся маленький камешек, не спешите брать его с собой. Отнесите служителю (их здесь немало). В этом месте священна даже каменная пыль. И отпавший камешек, согласно правилам, должен быть приклеен обратно, пусть даже не к своему прежнему, родному месту.

Наконец, православные христиане, записки, как правило, не пишут, но молится здесь начинают, как привыкли, то есть крестясь, и кладя земные поклоны. Так делать тоже не стоит, потому что это вызовет у местных безусловное и обьяснимое раздражение. Хотя одна моя подруга гидесса говорит в таких случаях: «Молитесь как хотите, эта Стена и не такое видела…» 🙂

 

 

Want to say something? Post a comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *