Стена плача иерусалим почему так называется: Недопустимое название

Содержание

Стена Плача в Иерусалиме: описание, почему так называется

Стена Плача (Западная Стена) – это уцелевшая часть старинного укрепительного сооружения в Старом городе Иерусалима. Она располагается на западной стороне Храмовой Горы и выходит фасадом на просторную площадь Еврейского квартала. Это сооружение – величайший религиозный памятник Израиля.

Стена, достигающая в длину 450 м, состоит из 45 рядов каменной кладки, 17 из них расположены под землёй, а 28 – на поверхности земли. Её общая высота оценивается специалистами в 32 м, причём открытый фрагмент достигает в высоту около 19 м.

Интересно знать! Эта часть сооружения сложена из огромных камней с гладкой поверхностью без использования каких-либо скрепляющих растворов. Длина каждого камня составляет от 1,5 до 3 м, ширина – 1-1,2 м, вес от 2 до 6 т. Один камень, который называют Западным, весит около 570 т и достигает в длину 13 м.

Бассейн Скрутион

Вдоль всей Стены есть подземный туннель.

Он начинается на площади Еврейского квартала, идёт под Мусульманским кварталом, выходит к древним водопроводам и завершается перед бассейном Скрутион, в который при императоре Адрианороме собирали дождевую воду для потребностей горожан. Спустившись в туннель, можно посмотреть ту часть монументального сооружения, которая не видна сверху. Во время проведения раскопок археологами были обнаружены многочисленные находки, имеющие отношение к различным эпохам истории как Стены Плача, так и всего Израиля.

Экскурс в историю

Описание истории Стены Плача в Иерусалиме можно сделать совсем кратким, хотя в действительности история существования этого сооружения насчитывает не одну сотню лет.

В Х веке до н.э. по приказу царя Соломона на Храмовой Горе был сооружён Храм, ставший для иудеев важнейшей святыней. В 586 году до н.э. его разрушили вавилоняне, но спустя 70 лет евреи построили там новый Храм.

В 19 году до н. э. по велению царя Ирода маленькое плато, на котором возвышались Храмы, расширили, и его площадь стала очень просторной.

Так Храмовая Гора приобрела свой настоящий вид. Эту расширенную площадку со всех сторон окружили прочной опорной стеной, чтобы она поддерживала земляную насыпь. Нынешняя Западная Стена – это часть того старинного опорного сооружения.

В 70 годы н. э., когда шла Первая Иудейская война, войска Римской империи разрушили почти весь Иерусалим, но Западная стена уцелела.

Когда в 135 году н.э. римляне подавили восстание иудеев, то запретили им жить в Иерусалиме. Лишь в 425 году н. э. еврейский народ получил разрешение от византийской императрицы Элии Евдокии на проживание в Иерусалиме. В VII веке евреи доложили ещё 4 каменных ряда сверху Стены, поскольку нижняя её часть уже покрылась земляными наносами.

В 1517 году Иерусалим перешёл во владение турецкой Оттоманской Империи, и жизнь еврейского народа изменилась к лучшему. По приказу султана Сулеймана Великолепного вокруг Иерусалима была построена масштабная крепостная стена – сейчас она окружает Старый город. Как повествует история, молиться у Стены Плача в Иерусалиме иудеям разрешил именно Сулейман Великий, а произошло это во второй половине ХVI века.

В это же время было достроено ещё 14 рядов Стены.

С 1800 годов священное сооружение стало настоящим «камнем преткновения», усилив вражду между мусульманской и иудейской общинами, проживающими в Иерусалиме. Евреи неоднократно пытались приобрести землю и здания, находящиеся рядом со священным сооружением, но мусульмане не позволяли этого сделать. В 1917 году Иерусалим захватили войска Великобритании, и ситуация обострилась ещё больше. А когда в 1948 году Старый город оккупировала армия Иордании, иудеи полностью утратили возможность подходить к Стене.

Лишь в 1967 году, в ходе Шестидневной войны, солдаты Израиля отвоевали Старый город, и иудеи снова могли молиться на священном месте.

Стена Плача – откуда такое название

Так как часть укрепления Храмовой Горы находится на западе (относительно древнего Храма), то оно называется Западной Стеной. Но почему она носит и такое название – Стена Плача?

Когда были уничтожены Храмы, иудеи стали собираться там и оплакивать свою утрату. Согласно еврейскому закону, посещая Западную Стену и созерцая царящее вокруг опустошение, каждый верующий человек обязан плакать и рвать свою одежду. Арабы, которые неоднократно наблюдали, как иудеи рыдают здесь о разрушенных Храмах, назвали руины древнего сооружения Стеной Плача.

Интересно знать! Оба старинных Храма, стоявших на Храмовой Горе, поддались разрушению в один день, только в разные года. В священных текстах написано, что это не случайно – так евреи были наказаны за то, что создали себе идолов и часто провоцировали кровопролитие.

Есть ещё одна версия, почему Стена Плача в Иерусалиме так называется: иногда на камне выступают капельки влаги, похожие на слёзы. В последний раз «слезоточение» было зафиксировано на Стене в Израиле в 1940 году.

Что значит Стена Плача в иудаизме

Почему Стена Плача почитается евреями как величайшая святыня? Лишь она уцелела при разрушении Храмов, и она ближе всего располагается к Краеугольному Камню на Храмовой Горе, который считается самой великой святыней в иудаизме.

Мудрецы говорят, что молиться в Израиле у Стены – равносильно тому, что молится перед Троном Славы, поскольку здесь находятся врата рая и они открыты, чтобы можно было услышать все молитвы. В священных писаниях сказано, что Стена – это место, где Бог присутствует всегда. Все молитвы к Богу имеют здесь особенную силу и всегда исполняются. Столетиями здесь собираются паломники, чтобы помолиться, дотронуться до святыни, укрепиться в своей вере.

Люди, впервые посещающие Западную Стену, поражаются раздающемуся вокруг шуму: он исходит от толпы молящихся здесь людей. Во время молитвы иудеи обычно очень рьяно раскачиваются на пятках, сильно склоняясь вперёд, а некоторые просто стоят, опёршись лбом о каменную святыню.

Полезно знать! Большая часть евреев признаёт Западную Стену важнейшей святыней иудаизма. Но есть и те, кто её не посещает, например, последователи Сатмарского хасидского двора. Они доказывают, что правительство Израиля превратило Стену в туристический объект, тем самым унизив её святость.

Выбирайте жилье и узнавайте Цены с помощью этой формы

Booking.com

Как писать записку в Стену Плача

Люди издавна верят, что если упомянуть у этой святыни имя человека, то это будет добрым знаком. Эта вера поспособствовала появлению обычая составлять послания с просьбами к Вседержителю и оставлять их в Стене. Такой обычай известен уже не менее трёхсот лет. Оставить письмо здесь могут все желающие, независимо от национальности, исповедуемой религии, общественного положения.

Как правильно написать записку в Стену Плача? Есть ли какие-то важные моменты, которые нужно учитывать при написании?

Вид бумаги, цвет чернила, величина послания, а также язык, на котором он написан – всё это не имеет ровно никакого значения.

Обратите внимание! Что действительно важно, так это то, с какими чувствами будет написано прошение. Нельзя создавать послание Богу, испытывая при этом негативные чувства (злость, обида  гнев). Молиться нужно так, чтобы в сердце пребывали любовь и радость – это главные условия того, как написать записку к Стене Плача.

В тексте желательно выразить благодарение за всё, что уже получено от Бога. Просить можно лишь о самом важном и сокровенном: о получении чего-то действительно желаемого, о содействии в непростой ситуации.

Любая расщелина между камнями подойдёт для того, чтобы положить в неё записку. Просто поразительно, в каком количестве их оставляют верующие, но помещаются все. Религиозные служители дважды в году достают все послания и на Масличной горе  проводят с ними специальный обряд захоронения.

Записка онлайн или по почте

А если не получается съездить в Иерусалим к Стене Плача – как написать записку, как отправить её к святыне?

Важно! Можно составить письмо и отправить его по почте или же воспользоваться специальным сайтом. Главное – это сила молитвы, чтобы просьба была услышана!

В Израиль приходят тысячи писем, на которых указано «Израиль, Иерусалим, Богу». Почта Израиля доставляет их в синагогу Еврейского квартала, а раввин относит их в Стену. Обслуживанием благотворительных сайтов занимаются волонтёры – все просьбы, поступившие на сайт, они печатают и несут к Стене.

Какие правила нужно соблюдать, посещая Стену Плача

Существуют определённые правила, которые необходимо соблюдать при посещении Стены Плача в Иерусалиме:

  1. Мужчины должны совершать молитвы у левой части Стены, а женщины – у правой.
  2. На женщинах должна быть одежда, закрывающая плечи и колени. У мужчин обязательно должен быть головной убор. При необходимости можно воспользоваться кипой – корзины с такими бесплатными шапочками стоят на площади.
  3. Прежде чем подойти к священному сооружению, надо помыть руки. На площади для этого установлены специальные бюветы с водой.
  4. Нельзя извлекать из Стены чужие записки и читать их.
  5. Покидая Стену, нельзя поворачиваться к ней спиной – отходить нужно, обратившись к святыне лицом.

И ещё несколько моментов, которые обязательно должны знать все, кто собирается посетить Стену Плача в Иерусалиме:

  1. На каждом из входов на площадь осуществляется контроль. Охранники проверяют всех посетителей металлоискателем, некоторых обыскивают. Это меры безопасности, к которым приходится относиться с пониманием.
  2. Хотя на площади очень много киосков с продовольствием, охрана никого не пускает к каменной святыне с едой. Так же, как и с домашними питомцами.
  3. Чтобы не отвлекать никого от молитвы, прежде чем подойти к Стене, нужно отключить мобильный телефон. Заниматься фото- и видеосъёмкой запрещено в Шаббат и в дни иудейских праздников.

Это интересно! Летом 2008 года Барак Обама поместил в Стену записку, напечатанную на бумаге из гостиницы. Когда Обама и его охрана ушли, студент семинарии вынул записку, а потом продал её сотрудникам  газеты «Маарив». В газете был опубликован текст послания, что вызвало целый ряд критических выступлений из-за нарушений конфиденциальности.

Практическая информация

Расположена Стена Плача в Старом городе Иерусалима (Израиль), в Еврейском квартале. Побывать у неё можно когда угодно – молящиеся люди там есть в любое время дня и ночи.

Как добраться

Яффские ворота

К Стене можно пройти пешком по двум дорогам:

  1. От Яффских ворот через Христианский квартал, идти нужно вдоль Армянского квартала.
  2. От Дунгских (Мусорных) ворот надо идти через Еврейский квартал.

Если нет желания идти, можно проехать к площади на специальном туристическом поезде. Место отправления – Яффские и Дунгские ворота. Поезд курсирует каждый день с периодичностью в 30 минут: летом с 10:00 до 20:00, а зимой с 10:00 до 18:00. В субботу поезд не ходит, а по пятницам и в дни накануне праздников ходит только с 10:00 до 14:00.

Из Иерусалима до Дунгских ворот ходят автобусы № 1, 3, 51, 83, 746, 882. Выходить нужно на остановке «Dung Gate».

До Яффских ворот из Иерусалима  ходят автобусы № 104, 115, 117, 124, 125, 231, 232, 234, 284, 480, 755. Ехать нужно до остановки «Yaffo Gate».

Кроме того, от Первого ж/д вокзала Иерусалима до Еврейского квартала можно доехать на бесплатном шаттле. Он отправляется с периодичностью в 20 минут во все дни недели, кроме субботы: в воскресенье-четверг с 08:00 до 20:00, в пятницу и другие дни накануне праздника с 08:00 до 14:00.

Стоимость посещения

Посетить Стену Плача, одну из важнейших святынь, расположенных в Израиле, можно совершенно бесплатно.

На заметку! На площади принимают пожертвования, которые идут на работы по поддержанию Стены, заработную плату смотрителям. Считается, что оставить пожертвование – значит совершить благое дело.

Как известно, Стена Плача видна не только с площади – её подземную часть можно посмотреть, побывав в туннеле. Попасть в него можно только в составе экскурсионной группы, которую сопровождает лицензированный гид. Туристы заходят в туннель с южной стороны, а выходят с северной, время нахождения под землёй составляет полтора часа.

Экскурсии не проводятся в Шаббат и другие праздники, в пятницу и предпраздничные посещение подземелья возможно до обеда, во все остальные дни – с 7:00 до 23:00.

Стоимость экскурсии:

  • для взрослых 35 шекелей,
  • для пенсионеров 17,5 шекелей,
  • для детей и студентов 19 шекелей.

Автор: Ирина Ковалёва

Что такое Стена Плача и почему она так называется? | Вечные вопросы | Вопрос-Ответ

Второй Иерусалимский Храм был разрушен в 70 году н. э. римским императором Титом и до настоящего времени сохранилась лишь Западная стена, она же Стена Плача. И хотя она не является непосредственно стеной Храма, а представляет собой лишь остатки опорных сооружений, которые некогда служили укреплением Храмовой горы, Стена Плача стала одной из главных святынь еврейского народа.

Свое название Стена получила от еврейского обычая приходить к этому месту и оплакивать Второй, а также Первый Храмы, разрушенные оба в один день, — девятого ава* — но в различные годы. Этот день у иудеев считается траурным.

Ежегодно на девятое ава к Стене стекается огромное число верующих. Так, в 2007 году в молитве участвовало более 100 тысяч человек. Согласно еврейскому Закону, при посещении Западной Стены и созерцании опустошённого места расположения Храма верующий обязан горевать и надрывать свои одежды.

Как выглядит Стена Плача?

Высота Стены около 15 метров. Она сооружена из огромных обтёсанных каменных блоков без скрепляющего раствора. Длина всей Западной Стены составляет 485 метров.

Откуда пошла традиция писать и оставлять в Стене Плача записки?

Практика оставления в Западной Стене записок, обращённых к Богу, началась более 300 лет назад. Самое раннее описание этой практики датируется началом XVIII века. И по сей день люди разных национальностей оставляют в трещинах между камней послания со своими просьбами и молитвами. Раз в месяц записки собираются и закапываются в специальных ёмкостях на Масличной горе. Считается, что после этого все письменные обращения должны дойти до Всевышнего.

*Ав — пятый по счёту месяц, приходится на летние месяцы июль-август. В 2016 году день девятого ава выпадал на 13 августа.

Стена плача — это… Что такое Стена плача?

Координаты: 31°46′35″ с. ш. 35°14′00″ в. д. / 31.776389° с. ш. 35.233333° в. д. (G) (O)31.776389, 35.233333

Стена Плача или Западная Стена (ивр. הַכֹּתֶל הַמַעֲרָבִי‎, hа-Котель hа-Маарави) — часть (длиной 485 м) подпорной стены вокруг Храмовой горы в Иерусалиме, уцелевшая после разрушения Второго Храма римлянами в 70 году н. э.

История

Стена была возведена царём Иродом (37—4 годы до н. э.) в качестве опорной стены, поддерживающей земляную насыпь, которая была насыпана для увеличения площади Храмовой горы во время перестройки и расширения здания Храма. Эта стена была сложена без скрепляющего раствора из рядов гладко обтёсанных камней (средняя высота камней 1—1,2 м, длина — 1,5—3 м, некоторые достигают 12 м) со слегка выступающей прямоугольной филёнкой на лицевой стороне. Для придания стене большей устойчивости против давления земляных масс насыпи каждый последующий ряд кладки отступает от предыдущего вглубь. По мере того, как нижние ряды кладки покрывались земляными наносами (к началу XIX века над поверхностью земли оставались лишь пять верхних рядов иродианской кладки), стена надстраивалась. В настоящее время над иродианской кладкой возвышается ещё 19 рядов значительно меньших по размеру камней римской, византийской и позднейшей кладки.

В западной традиции Западная стена известна в качестве «Стены Плача», поскольку она в течение столетий являлась символом веры и надежды многих поколений евреев.

По окончании Войны за Независимость Израиля в 1948 году, вся Храмовая гора вместе с Восточным Иерусалимом перешла под контроль Трансиордании[2]. До 1967 года евреи к Стене Плача не допускались, что являлось нарушением договора с Израилем о прекращении огня.

Во время Шестидневной войны, в ходе боев за Иерусалим, израильские войска заняли Старый город, и весь Иерусалим оказался под контролем Израиля. Согласно Б. Моррису[3] и Эялю Вейцману[4][5], непосредственно после войны израильские власти начали разрушение мусульманского квартала Муграби, примыкавшего к стене. На месте этого квартала была создана большая площадь для собраний перед Стеной Плача[6][7], вместо узкой полоски, прилегающей к Стене, выделенной мусульманами для молитв евреев до захвата Старого города Трансиорданией в 1948 году.

Стена плача ночью

Стена Плача является самым святым для иудеев местом. Уже в первые века после разрушения Иерусалимского храма она стала местом молитвы, где евреи оплакивают разрушение Храма и молят Бога о возрождении народа Израиля в его стране, местом, символизирующим былое величие Израиля и упование на его будущее. Религиозные евреи всего мира молятся в сторону Стены Плача.

Возле Стены Плача можно найти молящихся в любое время суток. Стена Плача привлекает евреев как из самого Израиля, так и из стран диаспоры. Обычаем миллионов людей всего мира стало вкладывать записки между камней Стены Плача. На них пишут просьбы о ниспослании здоровья, достатка, спасения и удачи. Впервые эта традиция была упомянута в книге «Падэ Авраам». Книга приводит рассказ о том, как великий еврейский мудрец и знаток Каббалы Раби Хаим Бен Атар написал записку с просьбой о ниспослании достатка своему ученику и повелел этому ученику вложить её в западную Стену Храма. Знатоки утверждают, что учеником Раби Хаима Бен Атара был другой мудрец, известный как Хида. Последнему вскоре улыбнулась удача.[8] В другой книге «Мэа Шеарим» приводится важность этого обычая, так как упоминание имени человека к добру на Святых местах имеет особую силу. Согласно учению мудрецов, главный аспект молитвы — это работа, которую человек делает в сердце. Таким образом, в момент написания молитвы просьба уже сказана. Последующее упоминание имени человека и его просьбы у Стены Плача способствует лучшему и скорейшему принятию молитвы.

Миллионы паломников и туристов со всего мира ежегодно прибывают в Иерусалим, для того чтобы увидеть Стену Плача и оставить записку с просьбой к Всевышнему между камней стены.

Вот как ответил на вопрос «Почему святыня иудаизма так называется?» Рав Реувен Куклин:

Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше, который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена. В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Рабба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Б-жественное присутствие). На иврите она не называется «Стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — The Western Wall. Её называют так, так как это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.

Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «Стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском.[9]

После воссоединения Иерусалима в 1967 году сложились и получили широкое распространение традиции, связанные с Западной стеной. Здесь многие мальчики, достигшие 13-летнего возраста (Бар-мицва), впервые вызываются к чтению Торы, приносят присягу новобранцы отборных боевых частей Армии Обороны Израиля, проводятся торжественные церемонии в День независимости Израиля и в День освобождения Иерусалима.

Отрицание права евреев на Стену плача восходит к началу Арабо-израильского конфликта. В 1930-х с утверждением о том, что Иерусалим — «третья святыня ислама», выступил «печально известный» великий муфтий Иерусалима Хадж Амин эль-Хуссейни. «До этого арабские историки и учёные ссылались на Иерусалим и, прежде всего, Храмовую гору, как исключительно еврейскую святыню. Так, в XIII веке арабский историк Якут аль-Хамави писал: „Мекка — святой город для мусульман; Иерусалим — святой город евреев“». [10]

В дальнейшем эстафету Хусейни приняли Ясир Арафат и его окружение. Назначенный им муфтий Икремах Сабри заявлял, что «такой вещи, как Стена Плача, не существует», и это лишь «часть мечети аль-Акса». «Стену Плача» он назвал «Стеной эль-Бурак».[10]. Сам Арафат в эфире радио «Голос Палестины» 10 октября 1996 года (уже после подписания Соглашений в Осло), сказал : «Давайте начнём со святой Стены Бурак — именно так она называется, а не Стеной Плача»[11]. С подобными заявлениями выступали лидер Северного крыла «Исламского движения», шейх Раад Салах[12] и Аднан Хусейни — советник по делам Иерусалима председателя ПНА Махмуда Аббаса, заявивший, что [13]:

  • «Стена Плача является неотъемлемой частью комплекса мечети Аль-Акса, которую „поддерживает“, и носит статус „вакф“, поэтому палестинцы не собираются поступиться правами и на эту святыню

В ноябре 2010 года вспыхнул скандал, связанный с «исследованием Аль-Мутауакил Таха», заместителя министра информации в правительстве ПНА, в котором утверждалось, что «евреи не имеют исторических связей со Стеной Плача — священной собственностью мусульман».

Пресс-секретарь правительства Израиля Марк Регев назвал данное «исследование», отрицающее историческую связь евреев с Иерусалимом, подстрекательством.[14] С такой же оценкой выступил и пресс-секретарь государственного департамента США Филипп Кроули, заявивший [15] :

  • «Мы категорически отвергаем эти заявления как противоречащие фактам, бесчувственные и крайне провокационные».

и подчеркнувший, что

  • « … США неоднократно призывали руководство ПНА начать борьбу с попытками делегитимации Израиля, в том числе — с непризнанием исторических связей евреев с Землей Израиля».

После столь серьёзных заявлений руководство ПНА решило убрать со своего официального сайта результаты «так называемого „исследования“»[16]

Примечания

  1. «June 10, 1967 — Israeli paratroopers reach the Western Wall».
  2. после оккупации Западного берега реки Иордан и Восточного Иерусалима, переименований ею самой в Иорданию.
  3. один из представителей новых историков
  4. англо-израильский архитектор, в частности, исследующий по заданию организации Бецелем «архитектурные аспекты израильской оккупации» Западного берега реки Иордан.
  5. Jeffrey Kastner, Sina Najafi, and Eyal Weizman The Wall and the Eye: An Interview with Eyal Weizman, Winter 2002/03
  6. Benny Morris (Бенни Моррис). Righteous Victims. — Vintage books, 2001. — 784 с. — ISBN 978-0-679-74475-7 стр.328
  7. Weizman Eyal Hollow Land: Israel’s Architecture of Occupation. — London: Verso, 2007. — P. g.38. — ISBN 978-1-84467-125-0
  8. Куда деваются записки Стены Плача? 19.09.2005
  9. Почему святыня иудаизма так называется?
  10. 1 2 Евреи на Святой земле? Какие евреи? Александр Майстровой
  11. Мифы Ближнего Востока — 2 Джозеф Фара (WorldNet Daily.com), Mignews.com, 02-12-2000
  12. Мусульмане приписали Стену Плача к мечети Аль-Акса, 18. 02.2007 mignews
  13. Советник Аббаса: «Стена Плача принадлежит мусульманам», 11 октября 2007 г.
  14. Правительство ПА: Стена Плача — священная собственность мусульман, 24 ноября 2010 г.
  15. США: «Претензии палестинцев на Стену Плача — провокация», 1 декабря 2010 г.
  16. Палестинцы убрали с официального сайта «исследование» о Стене Плача, 1 декабря 2010 г.

Ссылки

Стена Плача | Энциклопедия иудаизма онлайн на Толдот.ру

Западная стена Иерусалимского Храма — самое святое место молитв после разрушения Храма почти 2000 лет назад. Здесь мы оставляем записки с просьбой к Б-гу, здесь мы молимся о возрождении Храма.

По преданию Б-жественное присутствие никогда не покидает Стены Плача… Западная Стена Храма — Котэль Маарави. Обычаи, факты и даты.

Что такое Стена Плача и почему она так называется

Стена Плача — это единственный фрагмент стены Храмовой Горы, который сохранился до наших дней. В мидраше [устном предании], который был записан 2 тысячи лет назад, сказано, что Творец поклялся: эта часть стены не будет разрушена.

В принципе, сама стена как таковая не является святыней иудаизма. Святыня евреев — это Храм, который был построен на Храмовой Горе. Значение этой стены для евреев, живущих после разрушения Храма, заключается в том, что она — единственное, что осталось от Храма. Однако в мидраше (Бэмидбар Раба 11, 2) сказано, что от этой стены никогда не отходит Шхина (Б-жественное присутствие).

На иврите она не называется «стеной Плача». Её название — Котэль Маарави, что в переводе на русский означает «Западная Стена». И так её часто называют на английском — Тне Western Wall. Её называют так, т.к. это фрагмент западной стены, окружавшей Храмовую Гору.

Арабы же, видя, что евреи приходят к стене молиться Всевышнему и плакать о разрушении Храма, прозвали её «стеной Плача». Отсюда пошло её название и в некоторых других языках, например, в английском (The Wailing Wall) и в русском.

Некоторые факты о Западной Стене

Никогда Шехина не отходит от Западной Стены (Мидраш на стих 2, 9 из Песни Песней: «…вот он стоит за стеной»).

Существуют разные мнения по вопросу о том, частью какого здания была Стена: храмового двора — азары (например, так считает Радбаз) или самого Храма (большинство мудрецов последних поколений).

Традиция молиться у Стены сорок дней без перерыва восходит к раби Шломке из Звиля.

Рав Моше Альберштам, благословенна память праведника, передавал от имени р. Давида из Лелова, что накануне каждой субботы после полудня души святых праотцев и праматерей спускаются к Западной Стене.

Рав Й.-Х. Зоненфельд не ходил к Стене больше одного раза в месяц, чтобы не угасла возвышенность молитвы (Алеф кэ-тав).

Рав Хаим Каневский учил, что лучше молиться у той части стены, где есть кровля, чем у открытой части.

Когда-то существовал обычай втыкать колышки и гвозди в Стену перед тем, как отправиться в дальний путь — это должно было защитить путника. Позже обычай отменили, т. к. подобные действия по отношению к Стене выглядели непочтительно (респонс Исмах Лев).

Площадь, примыкающая к Стене, не считается «палатами», если речь идёт о переносе вещей в субботу, потому что она предназначена для молитвы, а не для торговли.

Длина Западной Стены — около полукилометра (488 м).

Длина видимой части Стены составляет только девятую часть от её настоящей длины (57 м.)

Высота видимой части Стены — 19 м., а высота Стены полностью — 40 м., т. е. высота подземной части — 21 метр.

Стена как бы наклонена вовнутрь, каждый последующий ряд кладки несколько отступает от предыдущего вглубь, поэтому некоторые люди не подходят вплотную к камням, боясь «ступить» на те камни, которые находятся под землёй.

«Туннель» в мужской части был застроен мусульманами около 4400 (640) года, чтобы скрыть Стену, и был очищен лишь недавно. Он был открыт в 5745 (1985) году.

Тысячу лет назад, в 4793 (1033) году, произошло сильное землетрясение, которое разрушило многие строения, ещё сохранявшиеся к тому времени на Храмовой горе.

После разрушения Храма Адриан построил на Храмовой горе языческое святилище.

Затем византийцы построили христианскую церковь.

В 4398 (638) году мусульмане завоевали Иерусалим и построили «Купол над скалой» — Кипат а-Сэла (4451—691) и мечеть Аль-Акса (4473—713).

В 4859 (1099) году крестоносцы завоевали Иерусалим, убивали евреев, но не тронули Храмовую гору.

Позже Салах-ад-Дин, лидер мусульман, завоевал Иерусалим и изгнал христиан.

В результате шестого крестового похода Храмовая гора оказалась в руках христиан на сорок пять лет (с 5059—1299 по 5104—1344 год).

Вслед за ними пришли мамлюки и правили до 5277 (1517) года.

Затем Страной Израиля на четыреста лет завладели турки. По окончании Первой мировой войны они передали все свои полномочия в Эрец-Исраэль в руки британцев.

Начиная с 5708 (1948) года Храмовая гора находилась в руках Иордании, и евреи не могли приходить к Стене вплоть до освобождения Старого города в 5727 (1967) году (во время Шестидневной войны).

Сегодня к Стене в среднем приходят более двух миллионов человек в год.

Стена плача в Иерусалиме — подробная информация с фото и видео

Видео: Стена Плача в Иерусалиме

История и происхождение названия

Стена Плача имеет 45 рядов кладки, 28 из них находятся над землей, остальные – снизу. Сооружение возводилось постепенно – во времена правления Ирода, Омейядов и Османской империи. Для обеспечения прочности все ряды каменных блоков устанавливались с некоторым углублением внутрь конструкции, при этом Стена создавалась без применения специального раствора.

При строительстве укрепления Ирод Великий разработал хитрый план, чтобы получить одобрение Рима. Правитель послал в Рим гонца и в то время, пока тот добирался, начал возводить Стену. Ирод знал, что поездка в Рим будет длиться долго – когда гонец вернулся оттуда, строительство уже завершилось. Ответное письмо было лаконичным, в нем Октавиан Август говорил, что сооружение не стоит возводить, но если работы уже завершены, можно оставить его.

Свое название Стена получила из-за того, что здесь оплакиваются Первый и Второй Храмы, которые были разрушены в один день, но в разные годы. Священные писания содержат сведения о том, что эти события не являлись случайностью – евреев наказали за создание идолов и постоянное кровопролитие.

Сооружение также называют Западной стеной – так звучит его название на иврите. Фрагмент защитного укрепления Храмовой Горы находился именно в западной части, поэтому его так стали именовать. Арабы же, увидев, что евреи приходят сюда молиться Богу и сожалеть о разрушении Храма, прозвали остатки укрепления «Стеной Плача». Это название стало популярно в других странах и сейчас данная достопримечательность имеет два наименования.

МолящиесяРазделение Стены Плача на две зоны

Традиции и обычаи

Стена Плача

В современном мире Стена Плача является особенным местом для всех иудеев. Сооружение также привлекает путешественников со всех уголков планеты. Сейчас Стена разделена на две части – левая предназначена для мужчин, а к правой подходят женщины. Существует традиция оставлять записки с заветными желаниями между её камней. Так люди имеют возможность обратиться к Всевышнему.

На площади перед Стеной Плача проводятся торжественные мероприятия во время государственных праздников Израиля. Здесь принято отмечать значимые события в жизни верующих, например, достижение возраста религиозного совершеннолетия. Площадь является местом приношения присяги военнослужащими армии обороны страны. В дни поста иудеи сидят на земле около Стены, молясь и напевая печальные мелодии.

Записки в Стене Плача

Традиция помещения кусочков бумаги с написанными на них желаниями в щели Стены Плача зародилась несколько сотен лет назад. На данный момент здесь находится более миллиона записок от верующих и путешественников. Данный обычай обрел популярность среди знаменитостей, приезжающих в Израиль.

Записки в расщелинах стеныСолдаты израильской армии пишут записку

Текст пожелания пишется на любом из языков, а длина сообщения варьируется от пары слов до целых посланий. Достаточно часто в записках цитируют отрывки из Библии. Люди просят у Господа здоровья, достатка, спасения и удачи. Можно использовать любую бумагу – её размер и цвет не имеют никакого значения. Важна лишь искренность желания и его понятное изложение, поэтому стоит продумать текст обращения заранее. После помещения записки между камней принято отдавать немного денег на благотворительность. Можно поделиться едой с нищим или помочь немощному. Если человек хочет обрести то, о чем просил, ему стоит продемонстрировать готовность меняться в лучшую сторону.

Согласно иудейским верованиям, молитвенные записки Стены Плача нельзя выбрасывать или сжигать. Несколько раз в год их собирают и хоронят на еврейском кладбище на Масличной горе. Традиция оставлять послания Богу положительно воспринимается представителями различных вероисповеданий, поэтому записку имеет возможность оставить каждый желающий.

Туннель Западной стены

В туннеле Западной стены

Туннель пролегает под землей вдоль Стены Плача и находится перед её центральной частью и рядом с северным участком. В подземном комплексе можно увидеть дополнительные 485 м стены, которые недоступны, если смотреть на сооружение сверху. В ходе раскопок археологи обнаружили тут многочисленные находки, относящиеся к разным периодам истории Израиля. В северной части Западной стены нашли остатки водного канала, при помощи которого на Храмовую Гору подавалась вода. Самый крупный камень сооружения весит несколько сотен тонн – это один из тяжелейших объектов, поднятых человеком без применения специальной техники. Посетители имеют возможность войти в туннель с южной стороны и выйти из его северной части.

Сведения для туристов

К Стене Плача можно пройти в любое время года, она доступна для посещения круглые сутки. Добираться рекомендуется автобусом, поскольку места для личных транспортных средств на стоянке обычно заняты. На каждом из трех входов на площадь осуществляется контроль; скромная одежда обязательна. Женщины должны прикрыть плечи и ноги ниже колен, а мужчинам, желающим подойти к стене, выдаются бумажные ермолки (молитвенные шапочки). В субботу и еврейские праздники здесь нельзя курить, фотографироваться и говорить по мобильному телефону. Категорически запрещается приходить сюда с домашними питомцами.

Стена Плача

Стоимость визита составляет 25 шекелей для взрослых и 15 шекелей – для детей. Во время праздников оплачивать посещение достопримечательности не нужно.

Вход в туннель Стены Плача разрешается только туристам с гидами по предварительной договоренности. Экскурсии на иврите и английском проводятся с группами до 30 человек. Туристы пребывают внизу в течение полутора часов, посещение доступно с 7 утра до 11 вечера, в пятницу – до обеда. Экскурсии не проводятся в субботу и праздничные дни.

Стена Плача в Иерусалиме, Израиль.